Крамской «христос в пустыне» описание картины, анализ, сочинение

Крамской

«Христос в пустыне» 1872 г. 210 x 180 см. Холст, масло. Третьяковская галерея, Москва, Россия

Картина Крамского «Христос в пустыне» наполнена глубоким смыслом и размышлениями о жизни Христа. Пустыня у Крамского символизирует неживое леденящее пространство, в котором фигура Христа кажется окаменевшей от своих дум. Лицо и взгляд наполнено напряжёнными мыслями, он будто отрешён от реального мира.

За спиной Христа едва розовеет от восходящего солнца горизонт. Подобно свету, рождающемуся во тьме и холоде, в душе человека появляется воля, способная преодолеть мрак и хаос окружающего мира.

В произведении нет ярких радостных красок, так как наивная светлая вера теперь это мучительная борьба духа в противостоянии себе и всему миру.

Картина находится на стыке границ эпохи. Крамской не делает образ Христа сверхъестественным и божественным. Его земной облик несёт идею невидимого мира, который и является образом Божьим.

Художник не отталкивается от социального или физического типа, он создаёт собственный мыслимый образ.

Поэтому он не считает, что создал идеал в живописи, правда должна передаваться через подлинную веру художника.

В 1873 году Совет Академии художеств принял решение о присуждении Крамскому звания профессора за картину «Христос в пустыне». Узнав об этом, художник написал отказ от звания, чтобы и дальше как в молодости быть независимым от мнения Академии. Хоть и звания Крамской не получил, к нему посыпались предложения о продаже картины, но согласился он продать её только П.М. Третьякову за 6000 рублей.

Лучшие картины Крамского И.Н.

Крамской Крамской Крамской Крамской
Крамской Крамской Крамской Крамской
Крамской

Источник: http://www.hudojnik-peredvijnik.ru/kramskoj-i-n/kramskoj-i-n-xristos-v-pustyne/

Описание картины: «Христос в пустыне»

Холст, масло. 180х210

Крамской

Иисус сидит на камне, и ждет восход солнца. Линия горизонта делит холст на две части: холодную каменную пустыню — с одной стороны, и небо — мир света и надежды, символ будущего преображения — с другой.

Ровно в середине холста, на границе этих двух миров, изображены сомкнутые кисти рук Христа, которые вместе с его лицом представляют зрительный и смысловой центры картины.

Здесь сконцентрирована зона наибольшего «напряжения» в момент приятия Спасителем уготованной ему судьбы.

Философское начало в картине выходит на первый план благодаря композиционному решению: очевидно сходство позы Христа на полотне Крамского (1837-1887) с позой Ф. М. Достоевского — «властителя дум» на известном портрете В. Г. Перова. Вечные, общечеловеческие проблемы, противостояние добра и зла были центральными темами в творчестве художника и писателя.

Третьяков не раз говорил, что «Христос в пустыне» — одна из его самых любимых картин.

«Христос в пустыне» считается одним из наиболее значительных произведений Ивана Крамского.

Художник рассматривает религиозный сюжет с гуманистической, морально-философской точки зрения и предлагает психологически-жизненную интерпретацию размышлений и переживаний Христа Сюжет картины связан с описанным в Новом Завете сорокадневным постом Иисуса Христа в пустыне, куда он удалился после своего крещения, и с искушением Христа дьяволом, которое произошло во время этого поста. По признанию художника, он хотел запечатлеть драматическую ситуацию нравственного выбора, неизбежную в жизни каждого человека.

На картине изображён Христос, сидящий на сером камне, расположенном на возвышенности в такой же серой каменистой пустыне. Крамской использует холодные цвета, чтобы изобразить раннее утро — заря только зачинается. Линия горизонта находится довольно низко и делит картину примерно пополам.

В нижней части находится холодная каменистая пустыня, а в верхней части — предрассветное небо, символ света, надежды и будущего преображения.

В результате фигура Христа, одетого в тёмный плащ и красную тунику, господствует над пространством картины, но при этом находится в гармонии с окружающим её суровым ландшафтом.

Сдержанность в изображении одежды позволяет художнику придать основное значение лицу и рукам Христа, которые создают психологическую убедительность и человечность его образа. Крепко сжатые кисти рук находятся практически в самом геометрическом центре холста. Вместе с лицом Христа они представляют собой смысловой и эмоциональный центр композиции, притягивающий к себе внимание зрителя.

Картина статична, в ней нет действия, но показаны работа мысли Христа и сила его духа, сохранённая вопреки всем страданиям, которые ему пришлось и ещё придётся пережить.

На вопросы, которые задавали зрители художнику: «Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой? — я позволял себе дерзко отвечать, но ведь и настоящего, живого Христа не узнали», — писал Крамской.

Как и в других картинах, отличительной чертой техники Крамского была тонкая законченность — до такой степени, что некоторые даже считали её чрезмерной или излишней.

Тема искушения Христа заинтересовала Крамского ещё в начале 1860-х годов, когда он учился в Академии художеств и увлекался творчеством Александра Иванова.

В конце зимы 1863—1864 года в квартире Крамского на Васильевском острове побывал 19-летний Илья Репин — он видел в мастерской художника голову Христа, вылепленную из глины, а также похожую голову, написанную на холсте.

Крамской рассказывал Репину о глубокой драме жизни Христа, об его искушении в пустыне и о том, что подобное искушение часто бывает у обычных людей. Один из этюдов того периода, «Голова Христа» (1863, холст, масло, 55,5 × 41,5 см), в настоящее время хранится в Музее изобразительных искусств Республики Карелия в Петрозаводске.

Крамской

В конце 1869 года Крамской посетил ряд европейских музеев, сначала в Германии, а затем в Вене, Антверпене и Париже, знакомясь с искусством старых и новых мастеров, но при этом находясь в поисках «своего» Христа.

Произведение «Христос в пустыне» произвело на публику неизгладимое впечатление. Академия художеств даже хотела присудить Крамскому звание академика, но верный своим принципам не иметь ничего общего с официальным искусством художник отказался.

Картина была также представлена на Второй выставке Товарищества передвижных художественных выставок, одним из основателей которого являлся Крамской. Полотно многие хотели приобрести, но досталась оно в конечном итоге П.

Третьякову за шесть тысяч рублей (коллекционер даже не торговался с художником и сразу купил его за названную им сумму).

Источник: https://megaobuchalka.ru/1/15576.html

Описание картины Ивана Крамского «Христос в пустыне»

Крамской

Еще в юности огромное влияние на Ивана Крамского оказали личность и творчество Александра Иванова, его подвижнический путь в искусстве. Потрясенный картиной «Явление Христа народу», Крамской определил для себя высшую задачу искусства: «Настоящему художнику предстоит громадный труд… поставить перед лицом людей зеркало, от которого бы сердце их забило тревогу».

В своем центральном произведении «Христос в пустыне», продолжая гуманистическую традицию Александра Иванова, художник трактовал религиозный сюжет в морально-философском плане.

Картина «Христос в пустыне» стала центром II передвижной выставки 1873 года, вызвав множество откликов в печати, неумолкающие споры, недоуменные вопросы.

Поражал прежде всего сам образ Христа, столь далекий от церковной традиции и традиции классического европейского искусства. Авторская интерпретация личности Христа в картине оказалась остро современной.

Центральной фигурой картины Ивана Крамского «Христос в пустыне» является Иисус Христос, сидящий среди каменных руин. Задумчивый взгляд говорит о нелегких думах, терзающих и беспокоящих его.

Он сидит босой, со скрещенными пальцами рук. Вся его фигура, все его жесты говорят о большой внутренней сосредоточенности сына Божьего.

Тёмные волосы Христа почти сливаются с его тёмным одеянием — пурпурным балахоном и чёрным дорожным плащом.

Композиция картины, выстроенная с безупречной логикой, подобна математической формуле. Монументальная фигура Христа вырисовывается на фоне предрассветного неба.

Линия горизонта делит холст на две равные части — мир дольний, земную твердь, каменистую «пустыню», погруженную в тень, мертвую и холодную, и мир горний, освещенный лучами предрассветного солнца, мир света и надежды, символ будущего преображения. Ровно на границе этих двух миров в геометрическом центре картины находятся сомкнутые в замок кисти рук Христа. Сомкнутые руки образует круг.

По нему словно движутся, не находя исхода, тяжелые мысли, мысли-глыбы, будто камни, изображенные за его спиной. Замок рук и лицо Христа, находящиеся на одной оси круга, — зрительные и смысловые центры картины. Этот круг — зона наибольшего «напряжения», эпицентр свершившейся драмы мысли и чувства, свершившейся победы человеческого духа, воли, разума над хаосом, злом, пороком.

Христос Крамского — символ вселенского значения этой победы и напоминание об ее огромной цене. В углах рамы картины, заказанной, по-видимому, по рисунку самого художника, — настоящие сплетенные веревки — атрибут будущих мук Христа.

Интересно художник поработал с масштабами на картине. Пейзаж, окружающий фигуру Христа, напоминает рельеф гористой местности, а сам Иисус похож на огромного исполина, возвышающегося до небес. Очень красиво играет красками небо: сверху чуть голубое, ближе к поверхности розовое, почти фиолетовое. Художник изобразил сгущающиеся сумерки, наступающую ночь.

  • Мастерское использование живописных приёмов Крамским делает картину «Христос в пустыне» не только очень выразительной внешне, но и наполненной глубоким духовным смыслом, который каждый зритель воспринимает по-своему.
  • Год написания картины: 1872.
  • Размеры картины: 210 x 180 см.
  • Материал: холст.
  • Техника написания: масло.
  • Жанр: религиозная живопись.
  • Стиль: реализм.
  • Галерея: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.

Источник: https://opisanie-kartin.ru/kramskoj-ivan/hristos-v-pustyne/

Духовные изыскания Крамского и их отражение на полотне «Христос в Пустыне»

Крамской «Христос в пустыне» — самая признанная и популярная работа художника Ивана Николаевича Крамского. Он трудился над полотном более пяти лет, перерисовывая эскизы и добавляя новые детали. Крамской хотел перенести все внутренние переживания Христа максимально реалистично. Он стремился показать такой образ Иисуса, который был бы понятен каждому смотрящему.

Идею написать картину о Христе Крамской вынашивал долгое время. Он изучал работы других художников на библейские темы, специально для этого ездил в Европу, внимательно рассматривая холсты зарубежных мастеров, чтобы найти и создать образ близкого ему лично Христа.

Однако видение европейских художников оказалось чуждо Крамскому. Его то не устраивал взгляд Иисуса, то образы, в которых он был изображен.

Слишком много аристократизма, слишком мало всеобъемлющей любви в его глазах – таков был вердикт Ивана Николаевича своим иностранным коллегам.

При этом неизгладимый след для Крамского оставила картина «Явление Христа народу» Александра Иванова. Именно она послужила толчком и главной вдохновляющей силой для Крамского. Знакомые и приятели художника, в том числе его коллега по цеху Репин, признавался, что Крамской будто лично знаком со Христом и говорит о нем как о давно знакомом человеке.

Был первый вариант картины «Христос в пустыне», где фигура задумывалась вертикальной. Но в таком положении для пустыни практически не оставалось места. Та как она была необходима, учитывая контекст сюжета, Крамскому пришлось переделывать работу.

Описание картины «Христос в пустыне»

Картина основана на евангельском сюжете. Христос бродил по пустыне вдали от людей. Сорок дней он держал пост и в эти дни был искушаем дьяволом трижды. На полотне он печален и задумчив.

Хоть он и сын Божий, но Христу не чужды человеческие эмоции, чувства, сомнения и терзания. Он слишком ценен для человечества, и, в то же время, его жизнь не стоит ровным счетом ничего – каких-то 30 сребреников.

Исход своей жизни Христос предвидел уже тогда.

Взгляд Иисуса направлен вниз и полностью сосредоточен. Позади него фоном выступает безжизненная пустыня как символ отрешенности героя и его отшельничества. Он по праву своего рожденья был одиночкой, и в самые тяжелые моменты своей жизни был один. Это – судьба Иисуса, безысходная фатальность.

Его фигура сгорблена, а руки он держит в замке. В этом выражена вся борьба и внутренние противоречия героя. Он не обращает внимания ни на что вокруг, он обращен вглубь себя.

Именно человеческое начало Христа, которое выступает перед Божественным на первый план, хотел изобразить Крамской.

Иначе, что он за сын Бога и заступник, который не будет понят и принят простыми людьми? Он – не каратель, не владыка, не грозный наставник, он в этот момент тот, кто обращается к Отцу Господу как простой сын: «Отче, пусть чаша эта минует меня». Но чувство неотвратимости судьбы говорят об обратном – этот путь придется пройти до конца. До смертного, до победного.

Эта картина показывает не только боль Христа, но и его огромную силу и красоту души. То, что в конечном итоге торжественно просияет над человечеством. Но до этого – боль и терзания.

Дальнейшая судьба художника и полотна

Крамскому предлагали представить картину к награде Академии искусств, но он отказался. Ведь целью её написания было не получение признательных призов, а совсем иное, духовное и нематериальное. Он хотел «достучаться» до обывателей, донести Евангелие и выразить всю свою любовь к Иисусу и его подвигу.

Картина «Христос в пустыне» практически сразу же после написания была куплена коллекционером Третьяковым за 6 тысяч рублей. На торг Иван Николаевич не согласился, как ни убеждал его Третьяков. Публика приняла работу неоднозначно, расколов общественность на несколько лагерей. Впрочем, сам автор картины говорил, что никто так до конца и не понял её подлинной сути.

Позже художник признавался, что писал работу «слезами и кровью» и выстрадал её, потратив огромные внутренние силы. Крамской задумывал картину «Христос в пустыне» как начало большого библейского цикла, основанного на Евангелии. Позднее он приступил к работе над сюжетом, где толпа издевается над Христом во дворе Понтия Пилата.

Картина называется «Хохот». Он посвятил ей несколько лет своей жизни, но так и не окончил её. Ведь чтобы прокормить семью, приходилось писать портреты, и времени катастрофически не хватало. Он похоронил двоих сыновей, затем в скором времени скончался и сам.

Сейчас «Хохот» находится в Русском музее Санкт-Петербурга в неоконченном виде.

Источник: https://TopKartin.ru/kartiny/hristos-v-pustyne

«Христос в пустыне» Крамского

«Да, дорогой мой, кончил или почти кончил «Христа». И потащат его на всенародный суд, и все слюнявые мартышки будут тыкать пальцем в него и критику свою разводить…», — писал Иван Крамской пейзажисту Федору Васильеву. В целом, так и вышло. Были, конечно, и те, кто замирал перед картиной в восторге. Но были и те, кто остался недоволен и даже возмущен. Что же произошло?

Сюжет

После крещения Иисус удалился в пустыню на 40 дней, где держал пост. И в минуту жизни трудную его искушал дьявол: голодом (уговаривая превратить камни в хлеб), гордыней (предлагая призвать ангелов и повелеть им нести Христа на руках) и верой (обещая неограниченную власть, если Иисус перейдет на сторону зла).

Иисус столкнулся с ситуацией нравственного выбора. И хотя мы знаем, чем закончилась история, полотно заставляет нас переживать — какое решение примет Христос. Удастся ли дьяволу искусить его? Или он останется верен богу?

Выражение лица, крепко сжатые кисти рук, сама поза Христа показывают его душевные переживания. Картина статична, наше внимание сконцентрировано на эмоциональном состоянии Иисуса, его внутренней борьбе. Он не только божий сын, но и простой человек, который каждый день выбирает между добром и злом.

«Я хотел нарисовать глубоко думающего человека, но не о потере состояния или какой-нибудь жизненной неудаче, а… не могу определить, но вы понимаете, что я хочу сказать», — так писал Крамской о замысле картины.

Контекст

Над темой Христа Крамской размышлял почти 10 лет. Изначально картина должна была быть вертикальной. Но фигура Христа, которого Крамской писал с крестьянина, заняла почти весь холст, места для пустыни не осталось.

Когда же стало понятно, что работу придется начинать с чистого холста, Крамской отправился в путешествие по Европе. Разглядывая работы мастеров в Вене, Париже, Антверпене, он искал «своего» Христа.

Сильное впечатление на него произвело полотно Александра Иванова «Явление Христа народу». Позднее Репин вспоминал, что, рассказывая о задумке, Крамской говорил об Иисусе как человеке, хорошо ему знакомом.

Второй вариант картины художник писал самозабвенно три месяца. Еще до представления на выставке передвижников полотно купил Павел Третьяков, заплатив бешеные деньги.

Что же до эффекта, который «Христос в пустыне» произвел на почтенную публику, то об этом очень хорошо написал Крамской: «Картина моя расколола зрителей на огромное число разноречивых мнений.

По правде сказать, нет трёх человек, согласных между собой. Но никто не говорит ничего важного.

А ведь „Христос в пустыне“ — это моя первая вещь, над которой я работал серьёзно, писал слезами и кровью… она глубоко выстрадана мною… она — итог многолетних исканий».

По задумке художника, следующей работой должна была стать картина, на которой толпа глумится над Христом во дворе Понтия Пилата. Крамской пять лет работал над монументальной картиной, но так и не закончил.

Крамской

Судьба художника

Крамской по молодости зарабатывал ретушью фотографий. В середине 1850-х он переехал из Воронежской губернии в Петербург, где после года все той же фотошопной забавы поступил в Академию художеств. Там проявился бунтарский нрав Крамского. Вместе с 13 студентами они отказались писать на мифологические темы, требуя возможности самим выбирать сюжеты.

Позднее именно Крамской был идеологом «Товарищества передвижных художественных выставок» — тех самых «передвижников». Он продвигал идеи общественной роли художника и его ответственности, настаивал на необходимости реализма на полотнах.

Прожил Крамской недолго, а скончался во время работы над портретом доктора Раухфуса: художник внезапно наклонился и упал — аневризма аорты. Было Ивану Крамскому 49 лет.

Источник: https://weekend.rambler.ru/read/38913243-hristos-v-pustyne-kramskogo/

Иван Николаевич Крамской — Христос в пустыне: Описание произведения

Картину «Христос в пустыне» Крамской, по его признанию, писал слезами и кровью. Работал он над ней долго, создавал эскизы, отбрасывал их, искал единственно верную интонацию. Тема искушения Христа занимала его еще в период обучения в Академии. Первым толчком стала картина Александра Иванова «Явление Христа народу» .

Крамской был глубоко взволнован этим произведением. Для себя задачу он сформулировал так: «Поставить перед лицом людей зеркало, от которого бы сердце их забило тревогу». На протяжении 10 лет он к ней постоянно возвращался, писал эскизы, делал наброски. Известен вариант 1867 года, его художник счел неудачным.

И действительно, вертикальному формату недоставало ширины, бескрайности, «контекста», в который заключен погруженный в думы Спаситель. Через два года Крамской поехал в Европу. Осматривая произведения признанных мастеров, он все время держал в уме свой образ, сопоставлял его с другими трактовками, нащупывал верное решение.

Дописывал картину в Крыму, вскакивал спозаранку и мог провести у холста весь день – уже видел, какой она должна быть.

Сюжет картины взят из Нового Завета – искушение Христа в пустыне, куда он удалился на 40 дней после крещения.

Христос Крамского, как и «Христос в Гефсиманском саду» Ге,  выглядит не владыкой, а страждущим, мятущимся, сомневающимся человеком.

Крамской хотел показать момент нравственного выбора. Внешнего действия как такового в картине нет, его заменили внутренние переживания героя. По сути, сюжет картины – сама жизнь духа.

В известном письме Всеволоду Гаршину художник дает пояснения к картине: «Я вижу ясно, что есть один момент в жизни каждого человека, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, когда на него находит раздумье – пойти ли направо или налево, взять ли за Господа Бога рубль или не уступить ни шагу злу?». Именно в момент таких раздумий запечатлен Сын Божий.

Композиция картины безупречна. Лицо и руки Христа – два смысловых центра, притягивающие взгляд, всё остальное словно вокруг них написано. На лице – следы мучительных раздумий. Он мог бы сказать:

Если только можно,

Авва Отче,Чашу эту мимо пронеси (Б.Пастернак)Но есть в его лице уже и смирение, и принятие своей судьбы. Чаша не будет пронесена мимо, он изопьет ее до дна. Линия горизонта разделяет картину на два мира: холодная, безжизненная пустыня и занимающаяся заря. Это зарево нового дня словно провозглашает победу света.

Крепко стиснутые руки Христа расположены точно на стыке миров – этими руками будет создаваться новая жизнь. Ноги Христа изранены о камни, они оставляют ощущение, будто прикасаешься к тому, что болит.

Окровавленные ступни вносят свой элемент в «сюжетность», глядя на них, мы понимаем, что утренним раздумьям предшествовала бессонная ночь, неприкаянный долгий пусть сквозь тьму. Наступает рассвет – и этот путь подходит к завершению.

Критики упрекали Крамского за то, что святости маловато в облике его Христа – слишком уж он живой и чувствующий, мол. Но это тот упрек, который скорее похвала. Крамской выставил картину «Христос в пустыне» на второй выставке передвижников. Она произвела фурор.

Художник признавался, что не было трех человек, которые бы придерживались одного взгляда на его «Христа».

Но сам Крамской считал, что по-настоящему увидеть его картину и услышать то, что он пытался ею сказать, никому не удалось. Однако желающих приобрести полотно было много.

В итоге оно досталось Павлу Третьякову, отдавшему запрошенные автором шесть тысяч рублей. Позднее коллекционер признавался, что это одна из самых любимых его работ. А Крамской обещал: «Продолжение следует…» К сожалению, оно не последовало.

Попытка была – на протяжении многих лет он работал над картиной «Хохот» (альтернативные названия: «Радуйся, царю иудейский!», «Христос во дворе Пилата»), на которой хотел изобразить осмеяние Христа после суда Понтия Пилата. Всей душой Крамской стремился к работе над этой картиной. Но необходимость постоянно писать портреты, чтобы обеспечивать семью, смерть двух любимых сыновей и подорванное здоровье не дали ему закончить «Хохот». Сейчас недописанная картина хранится в петербургском Русском музее.

Алена Эсаулова

Источник: https://artchive.ru/ivankramskoi/works/13762~Khristos_v_pustyne

СОЧИНЕНИЕ-ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ ИВАНА КРАМСКОГО "ХРИСТОС В ПУСТЫНЕ"

Картина «Христос в пустыне» занимает совершенно особое место в творческой биографии Ивана Крамского. Начиная с А. Иванова, пожалуй, не было ни одного крупного художника второй половины XIX века, которого так или иначе не увлекал бы образ Христа, трактовка которого приобретала не созерцательное, а острое историко-философское звучание.

В произведениях из жизни Христа художники пытались ответить на многие наболевшие вопросы эпохи — вопросы о смысле жизни и самопожертвовании ради общества, которые никого не оставляли равнодушными. В то время в России было немало людей, готовых принести себя в жертву во имя добра, правды и справедливости.

Именно тогда готовились к «хождению в народ» молодые революционеры-разночинцы.

Главная мысль И.

Крамского тех лет, сильно занимавшая его, — это трагедия жизни тех высоких натур, которые добровольно отказались от всякого личного счастья, и самым лучшим, самым высшим и чистым образом, который художник мог найти для выражения своей идеи, был Иисус Христос. И у Н. Ге, и у А. Иванова, позднее у В. Поленова, Христос — это философ, странствующий проповедник, ищущий истину, а не всемогущий властитель мира, все знающий и всем указывающий.

Свое полотно И. Крамской обдумывает целое десятилетие. В начале 1860-х годов, еще будучи в Академии художеств, он делает первый набросок, в 1867 году — первый вариант картины, который его не удовлетворил.

В ноябре 1869 года, чтобы «видеть все, что сделано в этом роде», художник уезжает в Германию, затем перебирается в Вену, Антверпен, Париж.

Он ходит по картинным галереям и художественным салонам, знакомится со старым и новым искусством, а вернувшись на родину, совершает поездку в Крым — в районы Бахчисарая и Чуфуй-Кале, которые своей природой напоминали палестинские пустыни.

«Под влиянием ряда впечатлений, — говорил впоследствии И. Крамской, — у меня осело очень тяжелое ощущение от жизни.

Я вижу ясно, что есть один момент в жизни каждого человека, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, когда на него находит раздумье — пойти ли направо или налево, взять ли за Господа Бога рубль или не уступить ни шагу злу?» Итогом этих размышлений явилась у художника «потребность рассказать другим то, что я думаю.

Но как рассказать? Чем, каким способом я могу быть понят? И вот однажды я увидел человека, сидящего в глубоком раздумье. Его дума была так серьезна и глубока, что я часто заставал его постоянно в одном положении».

Поразила художника и пластика лица этого человека, которая выдавала и его характер. Губы его как бы засохли, слиплись от долгого молчания, и только глаза выдавали внутреннюю работу, хотя ничего не видели. И «я понял, — писал И.

Крамской, — что это — такого рода характер, который, имея силу все сокрушить, одаренный талантом покорить себе весь мир, решается не сделать того, куда влекут его животные наклонности».

И после этого, как вспышка, рождается образ — сначала смутный, затем все более проясняющийся, набирающий глубину и силу.

Сцена столь ясно представилась глазам И. Крамского, что ему не потребовалось делать много эскизов, хотя в набросках к картине он искал наиболее выразительные жесты рук, характерный облик, рисунок одежд Христа.

Известны небольшая голова Христа, вылепленная из глины, и два живописных этюда к этой картине.

Второй этюд (хранящийся в Санкт-Петербурге) отличается большой психологической выразительностью, так как в нем художником уже найдено то «состояние» Христа, которое осталось и в самом полотне.

Промахом первого варианта картины, который не удовлетворил И. Крамского, был вертикальный формат холста. И художник тотчас написал сидящего на камнях человека на холсте горизонтальном и большего размера. Горизонтальный формат давал возможность представить панораму бескрайней каменистой пустыни, по которой в немом молчании день и ночь брел одинокий человек.

Только под утро усталый и измученный опустился он на камень, все еще ничего не видя перед собой. Уже горизонт затеплился утренним солнцем, природа готовится встретить восход, и только человек этот безучастен к окружающей его красоте и радости бытия, неотступная мысль преследует его.

Следы мучительных и глубоких переживаний видны на его усталом, помрачневшем лице, тяжесть дум словно легла на его плечи и склонила голову.

Картина «Христос в пустыне» решена И. Крамским в холодной цветовой гамме, передающей тона раннего рассвета, когда сквозь предутреннюю мглу начинают мерцать оживающие краски дня. Этот час на исходе ночи соответствует тексту Евангелия и вместе с тем, как отмечала прогрессивная критика, символизирует начало новой жизни человека.

Художник изобразил Христа сидящим на холодных серых камнях, пустынная почва мертва так, что кажется, будто сюда не ступала еще нога ни одного человека. Но благодаря тому, что линия горизонта делит плоскость холста почти пополам, фигура Христа одновременно и господствует в пространстве полотна, и, несмотря на одиночество, находится в гармонии с суровым миром картины.

Одеяние Христа написано И. Крамским сдержанно, вполсилы, чтобы еще больше выделить лицо и руки, более нужные для психологической убедительности образа.

В этом произведении нет действия, но зримо показана жизнь духа, работа мысли.

Ноги Христа изранены об острые камни, фигура согбенна, руки мучительно стиснуты, над склоненной головой не замечаемое им течет и течет время.

А между тем изможденное лицо Христа передает не только страдание, но вопреки всему выражает невероятную силу воли и готовность сделать первый шаг на каменистом пути, ведущем к Голгофе.

Картина «Христос в пустыне» появилась на Второй выставке передвижников и сразу же вызвала бурные споры. Прогрессивные люди того времени встретили произведение И. Крамского восторженно. Например, писатель И.

Гончаров отмечал, что «вся фигура как будто немного уменьшилась против натуральной величины, сжалась — не от голода, жажды и непогоды, а от внутренней, нечеловеческой работы над своей мыслью и волей в борьбе сил духа и плоти — и, наконец, в добытом и готовом одолении». Противники картины говорили, что Христос у И.

Крамского совершенно лишен каких бы то ни было черт святости, возмущались нерусским типом лица Христа.

Во время рождения этого полотна и крестьянин Строганов, и один молодой охотник, и интеллигенты-разночинцы, да и сам И. Крамской отдали этому образу все самое лучшее, что роднило их с возвышенным образом Христа.

Недаром зрители узнавали на картине типичные черты-разночинца, подмечали сходство и с самим художником: то же худое, угловатое, с резко обозначившимися скулами лицо, глубоко посаженные глаза, прекрасно вылепленный лоб, слегка растрепанная борода.

Как всякое великое творение, «Христос в пустыне» вызвал многие толки и самые разнообразные размышления. Передовая критика, как уже указывалось выше, увидела в картине тот перелом, который происходит в душе человека, решившего душу положить за «други своя». Однако еще русский критик В. В. Стасов отмечал, что «скорбная нота явственно звучит в общем психологическом строе произведения».

 Советский искусствовед Г. Вагнер посвятил картине И. Крамского «Христос в пустыне» большое исследование. Отмечая достоинства других исследовательских работ на эту тему, он, однако, выделяет ту мысль, что почти ни в одном из них не затронуто то место Евангелия, где говорится о смысле искушения.

А разве о чем другом можно толковать, как не об искушении Христа? Разве только злободневная идея разночинной демократии побудила И.

Крамского, молодого, глубоко верующего художника, выбрать эту трудную религиозно-философскую тему? И к чему тогдапустыня? Жертвенность можно было изобразить и в другой ситуации.

«Увлекший И. Крамского образ, — пишет Г. Вагнер, — это никакой не миф, не религиозная модернизация революционно-демократических идей эпохи разночинцев. Это внутреннее движение души необыкновенно чуткого художника, одаренного даром божественного озарения».

Много лет думал он о «своем» Христе, «молчал и страдал», договорился даже до сомнения, действительно ли он создал Христа? Не кощунство ли это? «Это не Христос, — писал художник, — то есть я не знаю, кто это. Это есть выражение моих личных мыслей».

Для И. Крамского, как исторического художника, выбор этой темы был вполне логичен, и в пустыне для него Христос искушался не тем, «чтобы превратить камни в хлебы», как предлагал ему дьявол.

Для художника это искушение состояло в показе (или проверке?!), действительно ли Богочеловек-Христос есть то, кем он является.

Этот вопрос-искушение относится не столько к дьяволу, сколько к самому Христу: кто он такой как Богочеловек, что должен (или может) или не должен (не может) делать?

«В основе картины, — утверждает Г. Вагнер, — лежит не надуманная идея выбора пути («Куда пойти — направо или налево?»), и еще менее — борьба божественности с дьяволом. Здесь мучительное усилие Христа осознать в себе единство Божественного и Человеческого».

Источник: http://xn--d1ababeji4aplhbqk6k.xn--p1ai/blog/sochinenie_opisanie_kartiny_ivana_kramskogo_quot_khristos_v_pustyne_quot/2010-04-02-1141

Крамской и. «Христос в пустыне»

Крамской,
«Иисус в пустыне»

Для
сюжета картины Иван Крамской использовал
события Нового Завета, рассказывающие
о том, что Иисус Христос провел несколько
лет один в пустыне, где ему являлся
дьявол и искушал его, но безуспешно:
Иисус Христос отказался от всех земных
благ, предлагаемых дьяволом, и остался
верен своей нелёгкой миссии – спасению
мира своим распятием на кресте.

Главная
мысль Ивана Крамского 70-х годов 19-го
века — это трагедия жизни тех людей,
которые добровольно отказались от
своего личного счастья ради высоких
идеалов, как, например, разночинцы-демократы
того времени.

И образцом такого отрешения
от благ мира Иван Крамской считает образ
Иисуса Христа. И у Николая Ге,
и у Александра Иванова, и у Ивана
Крамского, позднее у В.

Поленова, Христос
— это философ, странствующий проповедник,
жертвующий собой, ищущий истину, а не
всемогущий властитель мира.

Прообразом
Иисуса Христа в этой картине И. Крамского
стал человек, которого художник часто
заставал в молчаливой позе глубокого
раздумья — крестьянин Строганов (картина
обдумывалась более 10 лет).

На
картине изображена каменистая пустыня,
по которой в молчании день и ночь шёл
одинокий человек и только под утро,
усталый и измученный, присел на камень,
все еще ничего не видя перед собой. Следы
мучительных и глубоких переживаний
видны на его усталом лице, тяжёлые думы
склонили его голову и плечи.

Картина
«Христос в пустыне» написана в холодной
цветовой гамме, передающей тона раннего
рассвета. Этот час на исходе ночи
соответствует тексту Евангелия (плач
в Гефсиманском саду) и вместе с тем
символизирует
начало новой
жизни
человека.

Художник
изобразил Христа сидящим на холодных
серых камнях, но благодаря тому, что
линия горизонта делит плоскость картины
почти пополам, фигура Христа одновременно
и господствует в пространстве картины,
и, несмотря на одиночество, находится
в гармонии с суровым миром, образуя
символически крест (как символ
самопожертвования).

В
этом произведении нет действия, но
показана жизнь духа, работа мысли.
Лицо Христа передает не только страдание,
но выражает невероятную силу воли и
готовность сделать первый шаг на
каменистом пути, ведущем к Голгофе, —
идти навстречу смерти, самопожертвованию.

Картина
эта появилась на Второй выставке
передвижников и сразу же вызвала споры.
Противники картины говорили, что Христос
у И. Крамского совершенно лишён черт
святости, возмущались нерусским типом
лица Христа.

Другие
зрители узнавали на картине типичные
черты разночинца-демократа того времени,
видели портретное сходство и с самим
художником.

Искусствовед
Г. Вагнер считал, что художник обратился
к евангельскому событию жизни Христа
в пустыне, где он, согласно библейскому
тексту, провёл несколько лет в борьбе
с дьяволом, который постоянно искушал
его, предлагая всякие земные блага.

Для
художника это искушение состояло в
вопросе, который, как он считает, Иисус
Христос, живя в пустыне, задавал себе
много раз: кто он такой как Богочеловек
и что он должен (или не должен?) сделать
для людей (Г. Вагнер)

«В
основе картины, — утверждает Г. Вагнер,
— лежит… борьба божественности с
дьяволом. Здесь показано мучительное
усилие Христа осознать в себе единство
Божественного и Человеческого».

Источник: https://studfile.net/preview/6131655/page:2/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector