Кустодиев «вступление» описание картины, анализ, сочинение

  • Урок развития речи в 7 классе
  • Сочинение – описание картины Б.Кустодиева «Сирень»
  • Учитель русского языка и литературы
  • МОУ СШ № 102 г. Волгограда

Громова Т.В.

Кустодиев

Сочинение –описание картины Б. Кустодиева «Сирень»

ЗАДАЧА УРОКА:

  • Познакомиться с картиной Б.М. Кустодиева «Сирень» и научиться её описанию.
  • Отрабатывать навыки при отборе материала.
  • Осуществлять поиск информации и анализировать её.

Цель урока:

  • Обучить словесному описанию картины.
  • Развивать связную речь учащихся.
  • Учить умению высказывать мысли.
  • Прививать любовь к русскому искусству.

Кустодиев

  1. Кустодиев Борис Михайлович
  2. Выдающийся русский художник-жанрист,
  3. пейзажист,
  4. портретист,
  5. театральный декоратор,
  6. график.

Кустодиев

Творчество Б.Кустодиева

В творчестве Бориса Михайловича Кустодиева встречаются абсолютно лиричные, тонкие произведения. В своих работах художник воплотил себя как автор, чувствующий жизнь, её сложные, но вместе с тем прекрасные образы.

Кустодиев

Свой жанр

В самом начале ХХ века Кустодиев приступает к разработке своего жанра «портрета-картины», где главный герой и пейзаж неразрывно связаны. Это обобщенный образ модели и его индивидуальные черты, которые раскрываются через окружающее пространство.

Кустодиев

«Сирень»

Весенняя картина, написанная счастливым художником. Он изобразил на фоне цветущей белой сирени свою жену в белом платье, создав в картине равновесие и соответствие женщины и цветов. На руках жены – маленькая дочь в длинном, скрывающем ножки платьице в сиреневую полоску.

Картина солнечная, теплая, наполненная душевным равновесием и радостью. А задний план – бревенчатый, крашенный желтой краской дом, темно-зеленые листья кустарника, растущего у забора, светлая зелень листьев сирени — делают картину еще более душевной.

Кустодиев

Сочинение – описание картины Б.Кустодиева «Сирень»

План работы над сочинением

1.Вступление.

  • Тема.
  • Общее впечатление от картины.
  • Какие краски преобладают?

2. Главная часть.

  1. А)Что изображено на переднем плане картины?
  2. Б)Что на заднем плане?
  3. Г) Какое отношение к миру показал художник своей картиной?

3. Заключение.

Какие эмоции и желания она вызывает у вас?

Кустодиев

Сочинение-описание картины Б.М. Кустодиева «Сирень »

Работаем над языком сочинения.

1. Какие языковые конструкции вам встретились?

2. Какую смысловую нагрузку они несут?

— придают динамику,

— украшают речь, позволяя более детально и точно описать предметы.

Слайд 1

Урок развития речи в 7 классеСочинение – описание картины Б.Кустодиева «Сирень» Учитель русского языка и литературы МБОУ «Червонновская средняя школа» Аметова Э.Р.

Слайд 2

Кустодиев

Сочинение –описание картины Б. Кустодиева «Сирень»Цель урока:
Обучить словесному описанию картины.
Развивать связную речь учащихся.
Учить умению высказывать мысли.
Прививать любовь к русскому искусству.
ЗАДАЧА УРОКА:
Познакомиться с картиной Б.М. Кустодиева «Сирень» и научиться её описанию.
Отрабатывать навыки при отборе материала.
Осуществлять поиск информации и анализировать её.

Слайд 3

Кустодиев

Кустодиев Борис Михайлович Выдающийся русский художник-жанрист,
пейзажист,
портретист,
театральный декоратор,
график.

Слайд 4

Кустодиев

Творчество Б.КустодиеваВ творчестве Бориса Михайловича Кустодиева встречаются абсолютно лиричные, тонкие произведения. В своих работах художник воплотил себя как автор, чувствующий жизнь, её сложные, но вместе с тем прекрасные образы.

Слайд 5

Свой жанр
В самом начале ХХ века Кустодиев приступает к разработке своего жанра «портрета-картины», где главный герой и пейзаж неразрывно связаны. Это обобщенный образ модели и его индивидуальные черты, которые раскрываются через окружающее пространство.

Слайд 6

«Сирень» Весенняя картина, написанная счастливым художником. Он изобразил на фоне цветущей белой сирени свою жену в белом платье, создав в картине равновесие и соответствие женщины и цветов.

На руках жены – маленькая дочь в длинном, скрывающем ножки платьице в сиреневую полоску. Картина солнечная, теплая, наполненная душевным равновесием и радостью.

А задний план – бревенчатый, крашенный желтой краской дом, темно-зеленые листья кустарника, растущего у забора, светлая зелень листьев сирени — делают картину еще более душевной.

Слайд 7

Сочинение – описание картины Б.Кустодиева «Сирень»План работы над сочинением
1.Вступление.
Тема.
Общее впечатление от картины.
Какие краски преобладают?
2. Главная часть.

А)Что изображено на переднем плане картины?
Б)Что на заднем плане?
В)На каких деталях автор акцентирует внимание зрителя? Для чего?
Г) Какое отношение к миру показал художник своей картиной?
3. Заключение.

Какие эмоции и желания она вызывает у вас?

Художник Кустодиев Борис Михайлович очень любил простые солнечные дни. Он старался изображать на своих полотнах реальную жизнь. Показывал, как люди работают, отдыхают, празднуют. Нередко среди его произведений попадаются и моменты с его жизни. Полотно “Сирень” одно из таких простых и самых любимых произведений.

Мы видим красивый солнечный день. Лучи солнца освещают деревянный дом на заднем плане. Он очень большой и красивый. Светлые бревна выдают недавний возраст строения. Возле самого окна дома расположился большой куст сирени.

Она очень высокая и густая. Целые бутоны цветов расположились в самом верху, поближе к солнышку. С окна раскрывается невероятный вид на всю эту красоту, плюс ко всему еще и умопомрачительный запах заполняет дом.

Но больше чем сирень, взгляд приковывает молодая женщина с ребенком на руках. По всей видимости, это жена художника с дочерью. Они прошли в открытую калитку и направляются куда-то на прогулку.

День очень погожий, да и вся семья в сборе, почему бы и не прогуляться среди красот природы. Одеты барышни в красивые светлые платья. На жене длинное белое платье с закрытой шеей и полным рукавом.

А на девочке пышное платьице

В синюю полоску. Она еще очень маленькая, поэтому платье закрывает ее ножки.

Для автора самой большой радостью в жизни была его семья. Это видно потому, с каким трепетом и любовью он изображал их и все, что с ними связано. Все полотно светится любовью, заботой и счастьем. Прекрасный художник и замечательная картина.

(4

Источник: https://colori.ru/pedikyur/kakoe-nastroenie-sozdaet-kartina-siren-kustodieva-konspekt-uroka/

Сирень кустодиева мое впечатление. «Развитие речи. Подготовка к сочинению – описанию по картине Б. М. Кустодиева «Сирень» план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему. придают динамику

Центральное место в этой картине занимает роскошный куст цветущей сирени, из-за которого виден деревянный дом, и молодая женщина с ребенком на руках.

День, запечатленный художником, — теплый и ясный. Отблески солнечного света видны на соцветиях сирени, особенно на верхних – они просто озарены им. И, из-за этого они выглядят особенно красиво. Сам куст раскидист и высок. Солнце озаряет и дом, проглядывающий из-за сирени. Небольшой кусочек чистого голубого неба, изображенного на второстепенном плане, еще раз говорит о прекрасной погоде.

Время года, запечатленное на картине – поздняя весна. То время, когда лето уже практически полностью вошло в свои права. И, пышно цветут уже деревья и кустарники, трава уже напитана солнечным светом. Цвет ее на картине сочно-зеленый. Видны и несколько розовых цветов, расположенных уже за забором, которым ограждена сирень.

Забор – деревянный, резной. Калитка его приоткрыта. Видимо, из нее и вышла женщина, изображенная на фоне всего этого весеннего великолепия. Фигура ее изящна и грациозна. Все это подчеркивает ее наряд.

Она одета в красивое белое платье, которое под впечатлением, которое создает вся картина, кажется, приобретает нежный небесно-белоснежный оттенок. Волосы ее собраны в аккуратный и строгий пучок. Женщина, так же, озарена солнечными лучами.

Они придают ее платью неповторимое сияние, которым украсить могут только они.

На руках молодая женщина держит маленькую девочку. Создается впечатление, проскальзывающее во всем характере изображения, бесконечной нежности и заботы, с которой смотрит мать на девчушку.

На малышке тоже одето пышное белое платьице. Только, дополняют его еще синие волны, идущие по его верхней части и юбке. Голову девочки прикрывает чепчик. Видать, погода стоит жаркая.

А девочке, по всей видимости, от роду не больше года.

На самом дальнем плане картины, из-за сиреневого куста и дома, виднеется золотящееся от солнечных лучей поле, которое сливается с лазурным небесным простором. Все залито светом.

В каждой детали картины дышит тепло этого солнечного дня, так искусстно запечатленного художником. Есть отблески светила и в пышных цветах, которые, кажется, благоухают, и в силуэте молодой матери.

Вся картина озарена им, этим светом, и дышит весенним теплом и великолепием.

Сочинение по картине Сирень Кустодиева

Какой же красивый кустарник — сирень! Посмотрев на нее в солнечный весенний день можно увидеть сотни, если не тысячи оттенков фиолетового! А как же эти маленькие цветочки красиво гармонирует с зеленой листвой! В детстве, бывало, подойдешь к кусту сирени, и будешь целый час искать пятилистник, чтобы впоследствии съесть его и загадать самое заветное желание! Совсем недавно у меня проснулось такое желание, когда я в первый раз посмотрел на картину Кустодиева «Сирень».

На переднем плане в первую очередь бросается женщина, которая держит на руках маленького ребенка. Во многих источниках написано, что это не просто обычная женщина, а жена художника, а держит она его дочь. Обе представительницы женского пола одеты в белые одеяния.

На женщине платье в пол, которое при этом закрывает горло. Однако, приглядевшись, можно заметить, что одеяние необычное: выполнено оно с многочисленными складками. Красивыми выглядят и рукава, которые выполнены из немного прозрачной белой ткани.

Волосы у дамы прибраны в пучок, который при этом закреплен какой-то черной заколкой с бантом. Лицо нежное и заботливое, и если посмотреть повнимательнее, ее цвет кожи отличается от кожи ребенка.

У женщина она желтая, на лице видны морщины, у ребенка же наоборот, лицо нежное и гладкое, и цвет не желтый, а нежно-розовый.

Сама девочка тоже в платье, которое ей явно не подходит по длине. Зато украшения на платье очень красивые: синие волны. Лично мне оно напоминает морскую тематику, и было бы гораздо лучше, если бы женщина была с ребенком на фоне какой-нибудь набережной, где сзади видно море. Хотя, тут они тоже смотрятся достаточно неплохо.

На заднем фоне можно увидеть в первую очередь забор. Хочу заметить, что он довольно обычный, хотя, по одеяниям жены Кустодиева, можно понять, что живут они неплохо. Позади забора располагается наша героиня картины — сирень.

Можно заметить, как много художник использовал оттенков в кроне кустарника! Тут есть и темно-зеленый, и светло-зеленый, и салатовый, а также многие другие цвета.

Несмотря на то, что цветы сирени плохо прорисованы, оттенков тут тоже предостаточно: голубой, синий, белый, фиолетовый, розовый.

В углу картины можно заметить желтый покрашенный бревенчатый дом. Видно окошко, а также сливная труба. Окно выглядит достаточно красиво. Хочу также указать на рамы: они не самые обычные, а также выполнены волной.

Картина очень красивая, светлая и яркая. В ней чувствуется семейная теплота и любовь, она девственно нежна и полна светлых и положительных эмоций.

Несколько интересных сочинений

  • Образы крестьян в поэме Кому на Руси жить хорошо сочинение
    Писатель создает групповой портрет семерых крестьян, которые путешествуют по Руси и ищут счастливых людей, среди которых, они уверенны, нет крестьян, солдат и прочих более низких классов
    Повесть «Белые ночи» была написана Ф. М. Достоевским в 1848 году. Произведение принадлежит к раннему творчеству писателя. Интересно, что Достоевский отнес «Белые ночи» к жанру «сентиментальный роман»

Слайд 1

Урок развития речи в 7 классеСочинение – описание картины Б.Кустодиева «Сирень» Учитель русского языка и литературы МБОУ «Червонновская средняя школа» Аметова Э.Р.

Слайд 2

Кустодиев

Сочинение –описание картины Б. Кустодиева «Сирень»Цель урока:
Обучить словесному описанию картины.
Развивать связную речь учащихся.
Учить умению высказывать мысли.
Прививать любовь к русскому искусству.
ЗАДАЧА УРОКА:
Познакомиться с картиной Б.М. Кустодиева «Сирень» и научиться её описанию.
Отрабатывать навыки при отборе материала.
Осуществлять поиск информации и анализировать её.

Слайд 3

Кустодиев

Кустодиев Борис Михайлович Выдающийся русский художник-жанрист,
пейзажист,
портретист,
театральный декоратор,
график.

Слайд 4

Кустодиев

Творчество Б.КустодиеваВ творчестве Бориса Михайловича Кустодиева встречаются абсолютно лиричные, тонкие произведения. В своих работах художник воплотил себя как автор, чувствующий жизнь, её сложные, но вместе с тем прекрасные образы.

Слайд 5

Кустодиев

Свой жанр
В самом начале ХХ века Кустодиев приступает к разработке своего жанра «портрета-картины», где главный герой и пейзаж неразрывно связаны. Это обобщенный образ модели и его индивидуальные черты, которые раскрываются через окружающее пространство.

Слайд 6

Кустодиев

«Сирень» Весенняя картина, написанная счастливым художником. Он изобразил на фоне цветущей белой сирени свою жену в белом платье, создав в картине равновесие и соответствие женщины и цветов. На руках жены – маленькая дочь в длинном, скрывающем ножки платьице в сиреневую полоску. Картина солнечная, теплая, наполненная душевным равновесием и радостью. А задний план – бревенчатый, крашенный желтой краской дом, темно-зеленые листья кустарника, растущего у забора, светлая зелень листьев сирени — делают картину еще более душевной.

Слайд 7

Кустодиев

Сочинение – описание картины Б.Кустодиева «Сирень»План работы над сочинением
1.Вступление.
Тема.
Общее впечатление от картины.
Какие краски преобладают?
2. Главная часть.
А)Что изображено на переднем плане картины?
Б)Что на заднем плане?
В)На каких деталях автор акцентирует внимание зрителя? Для чего?
Г) Какое отношение к миру показал художник своей картиной?
3. Заключение.
Какие эмоции и желания она вызывает у вас?

Презентация подготовки к сочинению содержит краткие сведения о художнике, репродукции полотен Б.М.Кустодиева. В презентации учащиеся могут увидеть вопросы по содержанию картины, примерный план сочинения, рабочий материал к сочинению.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Источник: https://tehno-vostok.ru/raznoe/siren-kustodieva-moe-vpechatlenie-razvitie-rechi-podgotovka/

Как научить ребенка писать сочинение по картине

Кустодиев

Техника правильного написания сочинения по картине

Педагогами давно разработаны основные правила, которые надо знать родителям, чтобы потом обсудить их с маленьким школьником. Усвоив этот шаблон, ребенок легко сможет научиться писать сочинение по картине.

Структура текста

При работе с любым текстом необходимо определить его структуру. То же самое происходит и с сочинением. Перед тем, как начать работу, нужно помнить, что всегда происходит деление текста на три части:

  • вступление;
  • основная часть;
  • заключение.

Вступление

Вводит в основную часть текста, не должно быть слишком длинным. Обычно начинается следующим предложением: «Передо мной произведение (художника) (название картины)».

Основная часть

Прежде, чем начать писать, нужно внимательно рассмотреть картину и определить:

Кустодиев

  1. Передний план. Сначала необходимо установить к какому жанру относится картина, ведь разница между портретом и пейзажем – колоссальная. В случае с визуальным искусством (портретом, анималистикой или натюрмортом) на переднем плане чаще всего выступает человек, животное или, находящаяся ближе всех к смотрящему, вещь. Определение объекта на первом плане, как правило, происходит автоматически на подсознательном уровне. Однако, если это пейзаж, то расположение ключевого объекта не так очевидно. Наиболее точный принцип определения первого плана пейзажа является тот, что используется при натюрморте. Для это нужно разделить картину на две половины по горизонтали и проанализировать их содержание. Там, где находится большее количество объектов и ключевых фигур, осуществлена основная идея картины.
  2. Задний план. Здесь необходимо уделить внимание фону, на котором находится главный объект. Обычно задний план задает общее настроение, поэтому в нем идет сильный упор на цветовую гамму. Картины батального жанра чаще всего детализированы больше других, что дает возможность подробнее описать сцену.
  3. Мелкие детали. Этот пункт соблюдается в любом жанре картины. Нужно подробно описать любые приглянувшиеся детали, раскрывая их значение и уместность. В большинстве случаев они находятся на главном объекте. На фоне они проявляют себя лишь в дополнении к основным элементам. Ими являются скрупулезные цветовые переходы, незаметные с первого взгляда, или проработанный элемент по типу складок, аксессуаров или взгляда, в котором кроется вся суть картины.
  4. Цветовая гамма. Цвет – первое, что визуально воспринимает человек. Следует научить школьника передавать описание в соответствии с теплыми и холодными оттенками, которые передают атмосферу картины.

Придерживаясь данных правил и применяя соответствие «передний план – детали, задний план – цветовая гамма», написать сочинение по картине станет не столь трудной задачей.

План сочинения

Когда базовые знания о технической составляющей картины есть и известна ее структура, необходимо составить план согласно требованиям. Стандартная схема плана представляет собой:

Вступление:

  • справка о творчестве художника (какие стили использовал, направление в работах и когда были написаны);
  • справка о картине (под влиянием каких факторов была написана, ее жанр, а также название и год создания);

Основная часть (описание картины):

  • сюжет картины;
  • описание переднего и заднего планов;
  • описание внешнего вида главных героев (если присутствуют);
  • детали;
  • цветовая гамма;
  • роль и используемые художником средства выражения.

Заключение:

  • собственное мнение о картине;
  • общий анализ и описание того, что хотел сказать автор.

Элементы плана могут меняться в зависимости от жанра картины, ее содержания и других факторов. Однако вышеперечисленные установки представляют собой наиболее полное раскрытие содержания картины при описании.

Используемые приемы описания

Существует четыре основных приема описания, тесно связанных друг с другом, но имеющие существенные различия в своей основе. Ими являются:

  • Картинное описание. Прием, который служит для эмоционального воспроизведения того, что находится на картине. Особенно характерно для пейзажей или батального жанра, где необходимо сухо описать факты и передать в тексте то настроение, которое пытался создать художник.
  • Аналитическое описание. Заключается в описании составных элементов чего-либо, то есть деталей. Этот прием очень важен для описания свойств предметов, находящихся у героев, или второстепенных объектов (памятники, архитектурные строения и т.д.).
  • Образная характеристика. Описание представленных на картине групп людей. Характеристика определенного образа необходима для полного раскрытия и наиболее точного описания вида персонажей. В этом также помогут знания истории того периода, в котором происходит действие картины. Наглядная польза от этого приема видна на картинах батального жанра.
  • Характеристика исторической личности. В некоторых произведениях ключевой фигурой является какой-либо исторический персонаж, а все остальное лишь дополнение к его образу. Он выходит на передний план и, так как является исторически важным персонажем, должен описываться согласно следующим характеристикам: внешний облик, признаки личности, вклад или влияние на события, происходящие на картине.

Важно: самостоятельно использовать эти приемы в начальной школе трудно, поэтому ребенку придется помогать в их овладении на домашних занятиях, одновременно прививая ему умение верного использования способов описания.

Полное раскрытие темы с использованием приемов описания, а также понимание той мысли, что хотел донести автор, является лишь первым этапом.

Помимо рассуждения о картине как с технической, так и с эмоциональной стороны, необходимо сделать соответствующий вывод. Он должен основываться на объективном восприятии и субъективной оценке в том виде, в котором была понята картина.

В выводе стоит указать насколько описываемое произведение привычно для художника и какое место в его жизни она занимала.

Советы родителям:

  1. Если ребенок увлекается художественным искусством и хорошо разбирается в применении палитры красок, то эти знания могут ему помочь. В основной части сочинения (цветовая гамма или детали) можно сделать акцент на правильном применении тени или цвета. В полной мере раскрывая то, как он влияет на общее настроение картины или описываемого в ней периода.
  2. В случае описания картины батального жанра всегда необходимо давать историческую справку о происходящих событиях. Также стоит приглядеться к любым незначительным деталям персонажей, будь то лицо или поза, ведь в них заложена авторская идея, способствующая раскрытию всего сюжета.
  3. Описание портрета точно так же требует детального осмотра. Автор передает отношение к портрету посредством деталей в гардеробе персонажа, оттенков, взгляда и других частях тела. Всматриваясь в картину необходимо чувствовать настроение и характер личности. Также не стоит забывать и об окружающей среде главного героя, учесть на что сделан акцент.
  4. Если в начальной школе уделить внимание тому, как тщательно ребенок подходит к описанию картины, то в будущем это поможет ему легче замечать важные детали. Поэтому при описании стоит уделить внимание тому, какие мазки использовал художник (легкие или твердые), тон красок (холодный или теплый), как использовал пространство (расположение объектов в центре, по бокам и т.д.). Подсказкой для правильной оценки пространства может стать горизонт, где его расположение снизу говорит об акценте художника на небо, а вверху – на землю. В начальной школе достаточно лишь легкого упоминания об этом, чтобы со временем в сочинениях старшей школы это появлялось чаще.
  5. В описании картины также может помочь ее форма. Если произведение выполнено на широком горизонтальном холсте, то автор, скорее всего, хочет передать протяженность и величие происходящего. Картина, вытянутая вертикально говорит о стремлении вверх и возвышенности чувств, она может не вызывать таких ярких эмоций, как панорамная, характеризуя собой спокойствие и тишину.

Кустодиев

Источник: https://myintelligentkids.com/kak-nauchit-rebenka-pisat-sochinenie-po-kartine

Анализ описания картины кустодиева сирень. Презентация к уроку по русскому языку (7 класс) на тему: Презентация подготовки к сочинению-описанию по картине Б

Даже те, кто не слишком близко знаком с историей русской живописи, хотя бы раз слышал про Бориса Кустодиева. Великий художник известен не только на родине, но и во всем мире, его полотна продаются с аукционов и представлены в лучших музеях планеты. Какова была его жизнь, и какие работы заслуживают внимания в первую очередь?

Биография мастера

Появился на свет 7 марта 1878 года в Астрахани, в семье преподавателя духовной семинарии. Через год после появления сына отец скончался и мать, Екатерина Прохоровна, воспитывала детей одна.

С детства мальчик увлекался рисованием, а в 1887 году посетил выставку художников-передвижников, где так впечатлился увиденным, что это определило всю его дальнейшую жизнь. Борис брал уроки у местного живописца Власова, а в 1896 поступил в Петербург в Академию художеств.

Там он оказался в мастерской Репина и обратился к портретному жанру. Одна из самых первых работ — картина Кустодиева «Портрет Я. Билибина» — была признана на выставке в Мюнхене (в 1901 году) одной из лучших работ в данном направлении. Так жанр стал определяющим в творчестве живописца.

Академия была закончена с золотой медалью, дальше предстояло путешествие по Европе и знакомство с великими художниками, в число которых вскоре войдет и сам Кустодиев. которых чаще всего связано с мещанским и купеческим бытом, станут настоящим кладом для того, кто интересуется русской культурой тех времен.

В 1909 Борис заболел туберкулезом позвоночника и провел последние пятнадцать лет жизни в инвалидном кресле. Несмотря на это, он сохранял жизнерадостность и продолжал работу до 1927 года. В мае 1927 художник умер в Ленинграде.

Описание картины «Масленица»

Кустодиев

Самые известные полотна художника связаны с сюжетами из русской жизни и быта. Именно к таким относится и знаменитая картина «Масленица». Кустодиев изобразил на ней главную площадь небольшого городка во время народных гуляний. Передний план изображает расписные санки, на которых катаются люди, по бокам изображены прогуливающиеся румяные горожане и играющие в снежки дети, идет ярмарочная торговля. Художнику удалось великолепно передать для его создания использована потрясающая палитра с голубыми, красными и золотыми тонами, дополненными бирюзовым и изумрудным. Изображена на картине и церковь, окруженная деревьями. Использованные цвета подчеркивают добрые эмоции и чистоту мыслей, связанных с верой, которыми пропитана яркая, праздничная картина «Масленица». Кустодиев создал возможность для каждого, кто смотрит на полотно, почувствовать себя частью гуляний. Это невероятно оптимистичная работа, которая позволяет близко познакомиться с образом жизни людей конца девятнадцатого века.

Описание картины «Сирень»

Кустодиев

Весеннее и светлое полотно живописец создал в 1906 году. Картина Кустодиева «Сирень» наполнена радостью и воодушевлением, на ней художник изобразил свою любимую семью. Молодая жена и маленькая дочка нарисованы на фоне пышных сиреневых кустов, что росли в Юлия Кустодиева одета по моде тех времен — в пышное белое платье, которое подчеркивает стройный силуэт. Она держит на руках дочь в белом платье с синими полосами. Картина Кустодиева не только отлично передает его привязанность к семье, но и воплощает саму погоду этого дня — цветение сирени в солнечных лучах изображено с потрясающей точностью и гармонией.

Описание картины «Купчиха за чаем»

Полотно, изображающее русскую женщину с дородной фигурой и доброй улыбкой, можно назвать ключевым в жизни мастера. Эта картина Кустодиева знакома даже тем, кто не слышал о его творчестве.

На полотне изображено чаепитие, на столе стоит большой самовар и выставлены блюда с фруктами, пирожками, вареньем, белым хлебом. Сзади видны сцены Москвы: торговые ряды, монастыри, белокаменная церковь.

В картине можно отметить и легкую иронию — пышная и добродушная купчиха со своим застольем вызывает у зрителя улыбку.

Кроме того, есть в работе и глубокий символизм — она написана в 1918 году, в переломный момент, когда многим казалось, что Россия никогда не будет прежней, и ее национальные черты исчезли. Купчиха в таком контексте становится образом традиционного быта, который никогда не исчезнет.

Описание полотна «Купец, считающий деньги»

Кустодиев

Как и другие, эта картина Кустодиева посвящена русским людям и сценам из жизни. На полотне изображен купец, выразительность лица которого впечатляет. У него твердый и уверенный взгляд, он умеет работать и весьма прижимист, если не сказать жаден. Жест его руки, придерживающей деньги, подчеркивает впечатление. Но в портрете нет никакого негатива. Именно купеческое сословие развивало экономику России тех времен. Страна оказалась на первом месте в мире в 1913 году, и без таких людей, как старик, изображенный на портрете, такое было бы просто невозможно. Жанровая сценка с чертами портретного жанра удается Кустодиеву прекрасно — как и «Купчиха за чаем», эта работа ярко отражает творчество живописца.

Презентация подготовки к сочинению содержит краткие сведения о художнике, репродукции полотен Б.М.Кустодиева. В презентации учащиеся могут увидеть вопросы по содержанию картины, примерный план сочинения, рабочий материал к сочинению.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Источник: https://obashneft.ru/bioenergetika/analiz-opisaniya-kartiny-kustodieva-siren-prezentaciya-k-uroku-po/

Как писать сочинение-описание по картине

Кустодиев

Для того, чтобы написать качественное сочинение по картине, не требуется на профессиональном уровне разбираться в живописи или уметь рисовать.

Достаточно знать, на что обратить внимание, какие пункты обязательно упомянуть в сочинении и какую информацию вообще стоит искать о картине и ее создателе.

Описание картины

Лучшая стратегия в описании картины – «что вижу, то пою». Внимательно вглядитесь в картину. Что вы заметили на переднем плане (что в первую очередь бросается в глаза?), что — на заднем.

Что изображено на картине: человек или группа людей, предметы, природа? Исходя из этого, можно определить жанр картины: пейзаж, натюрморт и т. д.

Обязательно нужно обратить внимание и на задний план, отметить фон, на котором разворачиваются события, упомянуть в сочинении интересные и необычные детали, которые показались любопытными.

Нужно указать, как написана картина — материал (масло, уголь и т. д.), техника, стиль. Информация обычно дается в любом справочнике или учебнике.

Затем стоит обозначить, какое впечатление производит изображение. Например, если на картине нарисован темный лес, а небо над ним хмурое, можно с уверенностью утверждать, что художник хотел передать тревожное или печальное настроение.

Раскрытие темы и вывод

Соотнеся название картины и ее содержание или сюжет, раскройте тему, которую пытался передать художник.

Не обязательно обращаться к справочникам и книгам по истории (хотя если на картине изображена историческая сцена или древний правитель, это сможет помочь).

Важно помнить, что все самое важное, все подсказки уже есть на картине — просто нужно отметить все детали и собрать их в единое целое.

К справочной литературе же можно обратиться для заключительной части сочинения — краткого вывода, в котором стоит написать, насколько типично указанное произведение для конкретного художника и какое место оно занимает в его творчестве.

Сочинение должно содержать ТРИ основных части:

  • во вступлении вы сообщаете краткие сведения о художнике и картине;
  • в основной части даете анализ изображенного на картине
  • в заключении высказываете свое отношение к картине, говорите о своих впечатлениях, а не просто пишете понравилась она вам или нет.

Примерная схема сочинения по картине

1. Небольшая справка о творчестве данного художника (какие картины и когда он написал, направление, в котором он работал, особенности его творчества).

2. Справка о данной картине (название, когда написана, под влиянием каких событий, жанр картины и так далее).

  • 3. Описание картины:
  • а) сюжет картины (о чем повествует картина);б) что изображено на переднем плане;в) что изображено на заднем плане картины;г) описать основных героев картины (если они есть);д) детали картины;
  • е) основные цвета (краски) картины (почему художник выбрал именно их);

4. Используемые художником выразительные и композиционные средства (какое настроение передает эта картина?).

5. Роль этих средств в выражении авторской позиции, идеи картины.

6. Свои впечатления от картины (какое впечатление произвела, чем особенно понравилась, что осталось не до конца понятым…).

На самых первых этапах анализ может быть в последовательности «снизу вверх»: нижний край (земля, вода, фон…), средняя часть (основная, где, как правило, находится композиционный центр картины), верхний край картины (фон, небо).

Синонимические ряды для сочинения-описания картины:

  • художник, живописец, мастер кисти, пейзажист, портретист, баталист (художник, специализировавшийся на изображении войны), маринист (художник, рисующий морские пейзажи), бытописатель (художник, автор произведений бытового жанра);
  • создает, пишет, изображает, воспроизводит;
  • картина, полотно, репродукция, холст…

Название цветов и оттенков, которые можно употребить при описании картины: зелёный, изумрудный, жёлто-зеленый, жёлтый, золотистый, медный, багряный, красный, малиновый, сиреневый, оранжевый, синий, темно-синий, лазурный, небесно-голубой, бирюзовый, голубой, бледно-голубой, бежевый, коричневый, серый, и др.

Фразы, которые могут вам помочь:

ЭЛЕМЕНТ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЛЮЧЕВЫЕ ВОПРОСЫ ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО?
Композиция Что делает изображение целостным? Как располагаются объекты по отношению друг к другу в пространстве холста? Что / Кто является центрально фигурой? Как другие объекты расположены по отношению к центральному? То, как автор сводит все объекты воедино, объясняет влияние на внимание зрителя. Композиция также создает тон, настроение и смысл картины.
Элементы дизайна «Художественные изюминки», которые использует художник Какие элементы дизайна являются наиболее важными в этой картине (цвет, линии, фактура, форма, величина, размер, текст, движение)? То, что автор использует, и то, чего не использует, может много сказать о замысле автора.
Фокусная точка То, на что вы сразу обращаете внимание, когда смотрите на картину. На чем фокусируется внимание? Какие приемы помогли художнику сфокусировать внимание именно на данном объекте? Понимание того, что находится в фокусе, поможет вам сформулировать идею картины.
Палитра Цвета, которые использовал художник Какие цвета используются? Как эти цвета влияют на атмосферу, настроение и смысл изображения? Цвета предсказуемы или непредсказуемы? (например: предсказуемо использовать красный для выражения опасности) Цвета помогают создавать  настроение, выделять отдельные части изображения, соединять детали изображения или выражать символический смысл.
Линии Характер линий, которые использовал художник. Как линии помогают привлечь внимание к объекту, передать характер изображения? Обычно характер линий многое говорит о том, что хочет передать автор.
Текстуры Текстура может быть шероховатая или гладкая, 2-х и 3-х -мерная.  Есть ли текстуры? Какова их задача? Текстуры приближают изображения к реальным объектам, помогают задействовать иные чувства восприятия, помимо зрения.
Формы То, как художник использует круги, квадраты, прямоугольники, овалы и другие фигуры. Какие формы, использует художник? Как форма или отношения между фигурами помогает сфокусировать внимание? Наши глаза фокусируются на знакомых формах. Это часто используется художниками для достижения цели.
Свет и тень Использование света и тени помогает создать объем в картине. Как автор использует свет и тень? На что направлен свет? Что остается в тени? Светотени помогают объектам становиться более реальными, почти осязаемыми. Свет и тень помогает автору делать смысловые акценты в изображении.
Объем Использование различных приемов, которые делают объекты объемными. Как используется свет и тень? Есть ли в этом символический смысл? За счет чего, помимо света и тени, создается объем? (передний план, задний план) Объем важен не менее, чем цвет. Чем объемнее кажется объект, тем он более значим для понимания смысла.
Размер Проанализировать можно как размер всей картины, так и размер объектов, нарисованной на ней. Почему картина именно такого размера? О чем говорит размер отдельных деталей? Размер картины или деталей приближает нас к разгадке авторского замысла.
Символические элементы Особые детали на картине могут иметь символическое значение. Какие объекты имеют символическое значение? Каково это значение? При помощи символов автор создает атмосферу и передает основную мысль

План и речевые клише для написания сочинения по картине*.

Это примерные варианты, которые по желанию можно использовать в сочинении. Используя клише, не ограничивайтесь ими – добавляйте свои мысли.

Вступление:

Во вступлении необходимо обязательно указать жанр картины (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой жанр и т.д.), ее название и художника. Также можно немного рассказать об истории картины и/или ее значении в жизни художника или в искусстве в целом.

Если эта информация вам неизвестна, напишите о том, почему автор обратился к этой теме. Например: «Осень – прекрасная пора, «очей очарованье», вдохновившая не одного художника. Не остался равнодушен к этой теме и ….(ф.и.автора).

А возможно, осень (лето, зима, весна) – любимое время года художника, поэтому он и решил изобразить ее на своем полотне?

  • Перед нами картина замечательного художника_____(указать Ф.И. художника и название картины)
  • На уроке русского языка мы познакомились с великолепной картиной ___________(указать Ф.И. художника и название картины)
  • Картина (она) написана в жанре _______(указать жанр)
  • Чтобы изобразить ______(что?) автор обращается к жанру______(указать жанр)
  • Интересна история создания этого полотна (далее коротко рассказать об истории создания).
  • В творческой биографии художника это произведение сыграло огромную роль (далее рассказать о роли картины).
  • Тема картины – ______(указать) – привлекала многих художников, потому что_________(написать причину).
  • Много произведений посвящено теме _________(указать тему), потому что _______(причина).

2. Что изображено на картине (сюжет, ситуация, коротко).

  • На картине_____(Ф.И. автора) изобразил _____(что?)
  • Что мы видим на картине? (Далее коротко передать сюжет картины).
  • Интересен сюжет картины:______(далее коротко передать сюжет картины)
  • Художник (Ф.И.) обращается к изображению ____(чего?)

3. Что изображено на переднем плане.

Подумайте, на чем художник заостряет внимание, что выделяет на картине и для чего он это делает. Если на картине есть герои, нужно описать их (поза, выражение лица, одежда, общий внешний вид, настроение и т.п.). Описывая то, что изображено на переднем плане, вы можете использовать фразы: слева от….виднеется….справа от….находится…..

  • На переднем плане картины мы видим_____(что?)
  • Путешествие в мир картины начинается с _______(чего?)
  • На переднем плане картины художник изобразил _____(что?)
  • На переднем плане художник выделил_____(что?) (каким-либо цветом (указать) и/или композиционно).
  • Прямо перед нами изображены____(кто/что?)

4. Что изображено на заднем плане.

Описывая то, что изображено на заднем  плане, вы можете использовать фразы: слева от….виднеется….справа от….находится…..

  • На заднем плане картины расположилось(используйте нужную форму) _______(что?/кто?)
  • Задний план занимает_____(что?)
  • Вдалеке открывается_____(что?)

5. Цветовая гамма (колорит) картины и ее роль в выражении основной идеи картины, авторской позиции.

Опишите цвета и оттенки цветов, которые использует художник. Какие это цвета – теплые или холодные? Почему автор выбирает те или иные краски? А возможно, художник противопоставляет какие-то цвета и оттенки?

  • Изображая ____(что?) художник использует огромную
    гамму цветов и оттенков. (Далее подробно описать цветовую гамму картины)
  • Поражают цвета на картине: ____(перечислить)
  • На картине преобладают ______(какие?) цвета. Это
    делает картину____(какой?)
  • Используя _____(какие) цвета и оттенки, художник
    добивается _______(какого?)настроения.
  • Благодаря контрасту _______(каких?) цветов, мы
    понимаем идею художника ____(какую?)
  • Художник недаром выбирает для своей картины _______(какие?) краски. Этим он решает показать нам _____(что?)

6. Настроение, эмоции, вызываемые этим произведением искусства.

Опишите свои впечатления от картины.

  • Когда я смотрю на картину ____(чью? + название), то вспоминаю____(что?)
  • Любуясь картиной, я почувствовал ____(что?)
  • Картина создает ____(какое?) настроение.
  • От этого полотна веет _____(чем?)
  • Художнику удалось гениально передать ____настроение.

Что нужно знать о визуальном искусстве?**

Искусство, безусловно, влияет на каждого. Оно заставляет нас чувствовать радость, печаль или отвращение, искусство часто высказывает идеи, которые выходят за рамки рационального мышления и языка.

Искусство передает эмоции не только посредством вдохновения художника, но также при помощи художественных методов визуальной коммуникации, именно поэтому письменный анализ картины требует базового понимания методов визуальной коммуникации.

Вот несколько пунктов, которые вы можете проанализировать в ходе работы над сочинением-описанием картины.

  1. Узнайте размеры картины в оригинале. Подумайте, почему автор выбрал тот или иной размер. Большие картины, как правило, призваны передавать масштаб, а маленькие – концентрировать идею.
  2. Оцените четкость изображения. Элементы имеют четкие линии и границы, и тем самым представляют реальный объект, либо же предметы не имеют определенной формы ввиду некой авторской задумки. Что это за задумка?
  3. Запомните, любое произведение искусства направлено на зрителя, поэтому задумайтесь над:
  • целью художника,
  • его предполагаемой аудитории,
  • как целевая аудитория повлияла на выбор техники и цвета,
  • историческим контекстом, в котором было создано произведение искусства.

Источники:

Как написать сочинение по картине?

Источник: http://mtvrus.ru/uchenikam/razvitie-rechi-i-tvorchestvo/kak-pisat-sochinenie-opisanie-po-kartine/

Как написать сочинение-описание картины?

Любое сочинение состоит традиционно из трёх частей: Вступление. Главная часть. Заключение.

Независимо от темы сочинения, независимо от вида его, три эти важные композиционные части цементируют всю работу и помогают создать правильную, грамотную логику повествования. Поэтому о них нужно помнить всегда.

Теперь конкретно о данном виде сочинения. Можно воспользоваться следующим планом-подсказкой.

План.

1 Вступление:

а) как получилось, что я увидел эту картину? (листал альбом, увидел в музее, показал друг, принесла в класс учительница и т.п)

б)Название картины, имя автора, исторический период, в котором творил художник.

в) Техника, в которой написана картина (акварель, масло, гуашь, пастель, карандаши)

1. Главная часть. Собственно сочинение.

а) Жанр картины (портрет, пейзаж, натюрморт, морской пейзаж, жанровая сцена (сельская, городская) исторический жанр, баталия (военные события, сцены боёв, поле боя)

б) Композиция картины. Как построено изображение? Вид композиции — линейная, диагональная, треугольная. Если нет ярко выраженной композиции — например, в классических портретах — можно просто написать, что в центре внимания художника и зрителя — человек.

в) Планы. Определить их и описать подробно: первый план — то, что ближе всего к зрителю, средний план, задний — обычно на заднем плане — пейзажи и небо. В этой части важно не просто перечислить планы, а описать, для чего служит каждый план и как планы связаны друг с другом, как они перекликаются. Что на картине главное, как это изображено, каков фон.

г) Цветовая палитра картины. Дать общую характеристику — яркая, жизнерадостная многоцветная, или сдержанная, скупая на разнообразие цвета.

Описать тональность: тёплая гамма или холодная, светлые оттенки преобладают или тёмные — и почему.

То есть, нужно не просто перечислять, а объяснять, почему художник выбрал именно эту гамму, что он хотел передать? радость, грусть, печаль, сосредоточенность, восторг и так далее.

д) Свет в картине. Откуда падает и что обрисовывает. Освещённость объектов. Каков характер светового потока: лучи, рассеянный свет, яркий солнечный, электрический, с какой стороны падает. Куда падают тени и насколько они живописны.

е) Идея картины. Ради чего создано произведение? Что хотел передать художник, какие хотел сообщить мысли, какие чувства намеревался пробудить у зрителя? Удалось ли это передать художнику? Какие чувства вызывает картина? Какое впечатление она оставляет? Заставляет ли сопереживать?

3 Заключение. Итоги и мировое значение произведения.

Описать личные впечатления и собственные чувства. Что пробудила картина, о чём заставила задуматься. Захотелось ли посмотреть другие работы художника и узнать о нём побольше.

Если работа значительная, нужно написать, в каком музее она находится и насколько она известна.

Вывод: зачем нужно смотреть картины и уметь их анализировать. Что это даёт человеку.

Пользуясь планом, нужно помнить, что к нему нужно относиться творчески. Например, что-то сократить, если картина не соответствует какому-то пункту. Можно поменять пункты местами. Например, о технике картины написать во второй или даже третьей части.

И конечно, нужно учиться владеть специальной экспрессивной лексикой, принятой в описании работ художников.

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/360805-kak-napisat-sochinenie-opisanie-kartiny.html

Как написать сочинение по картине?

Если перед вами стоит задача, написать сочинение по картине художника, то мы поможем вам советами.

Как и любой другой вид сочинений, сочинение по картине имеет свою структуру, которой обязательно нужно придерживаться.

План написания сочинения по картине

Обычно, по картине задают написать сочинение-описание, либо сочинение-рассуждение. Если вам нужно написать описание, сосредоточьтесь в большей степени на описании деталей картины, если рассуждение – на ее значении и тех эмоциях, которые картина вызывает.

  • Сочинение по картине состоит из трех частей, однако, подходите к предложенному плану творчески, что-то можно пропустить, какие-то детали добавить от себя.
  • ВСТУПЛЕНИЕ
  • Во вступлении вы можете:
  • а) назвать картину и ее автора;
  • b) рассказать о том, как вы узнали о картине;
  • с)  упомянуть исторический период и события, которые предшествовали написанию картины;
  • d) рассказать о том, в каком стиле и какой техникой написана картина;

e) уточнить жанр картины. Это может быть портрет, натюрморт, батальный жанр (сцена боя), исторический жанр, пейзаж (лесной, морской), жанровая сцена (городская, сельская) и др.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

В основной части можно сделать следующее:

а) Расскажите о композиции картины, о том, как построено изображение, за счет чего автор добивается объемности, или красочности, или таинственности. Как передана атмосфера? Кто или что находится в центре композиции? На втором плане? Если это жанровая картина, укажите, какую роль играет пейзаж на заднем плане.

b) Охарактеризуйте цветовую палитру предложенной картины. Опишите тональность используемых красок – темная или холодная, светлая или темная. Какие чувства у вас вызывают использованные цвета? Почему?

с) Обратите внимание на то, куда на картине падает свет. Опишите характер света – яркий или рассеянный, солнечный или искусственный. Что на картине освещено больше всего? Почему?

d) Расскажите, в чем идея картины. Ради чего она написана? Какие эмоции хотел передать художник? Какие мысли вызвала картина? Какие чувства?

Данная таблица-шаблон также подскажет вам несколько идей, что можно написать в основной части сочинения по картине.

ЭЛЕМЕНТ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЛЮЧЕВЫЕ ВОПРОСЫ ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО?
Композиция Что делает изображение целостным? Как располагаются объекты по отношению друг к другу в пространстве холста? Что / Кто является центрально фигурой? Как другие объекты расположены по отношению к центральному? То, как автор сводит все объекты воедино, объясняет влияние на внимание зрителя. Композиция также создает тон, настроение и смысл картины.
Элементы дизайна «Художественные изюминки», которые использует художник Какие элементы дизайна являются наиболее важными в этой картине (цвет, линии, фактура, форма, величина, размер, текст, движение)? То, что автор использует, и то, чего не использует, может много сказать о замысле автора.
Фокусная точка То, на что вы сразу обращаете внимание, когда смотрите на картину. На чем фокусируется внимание? Какие приемы помогли художнику сфокусировать внимание именно на данном объекте? Понимание того, что находится в фокусе, поможет вам сформулировать идею картины.
Палитра Цвета, которые использовал художник Какие цвета используются? Как эти цвета влияют на атмосферу, настроение и смысл изображения? Цвета предсказуемы или непредсказуемы? (например: предсказуемо использовать красный для выражения опасности) Цвета помогают создавать  настроение, выделять отдельные части изображения, соединять детали изображения или выражать символический смысл.
Линии Характер линий, которые использовал художник. Как линии помогают привлечь внимание к объекту, передать характер изображения? Обычно характер линий многое говорит о том, что хочет передать автор.
Текстуры Текстура может быть шероховатая или гладкая, 2-х и 3-х -мерная. Есть ли текстуры? Какова их задача? Текстуры приближают изображения к реальным объектам, помогают задействовать иные чувства восприятия, помимо зрения.
Формы То, как художник использует круги, квадраты, прямоугольники, овалы и другие фигуры. Какие формы, использует художник? Как форма или отношения между фигурами помогает сфокусировать внимание? Наши глаза фокусируются на знакомых формах. Это часто используется художниками для достижения цели.
Свет и тень Использование света и тени помогает создать объем в картине. Как автор использует свет и тень? На что направлен свет? Что остается в тени? Светотени помогают объектам становиться более реальными, почти осязаемыми. Свет и тень помогает автору делать смысловые акценты в изображении.
Объем Использование различных приемов, которые делают объекты объемными. Как используется свет и тень? Есть ли в этом символический смысл? За счет чего, помимо света и тени, создается объем? (передний план, задний план) Объем важен не менее, чем цвет. Чем объемнее кажется объект, тем он более значим для понимания смысла.
Размер Проанализировать можно как размер всей картины, так и размер объектов, нарисованной на ней. Почему картина именно такого размера? О чем говорит размер отдельных деталей? Размер картины или деталей приближает нас к разгадке авторского замысла.
Символические элементы Особые детали на картине могут иметь символическое значение. Какие объекты имеют символическое значение? Каково это значение? При помощи символов автор создает атмосферу и передает основную мысль

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

а) Опишите чувства, которые вызвала в вас картина. О чем заставила задуматься? Быть может вам захотелось побольше узнать о художнике, его жизни и творчестве?

Что нужно знать о визуальном искусстве?

Искусство, безусловно, влияет на каждого. Оно заставляет нас чувствовать радость, печаль или отвращение, искусство часто высказывает идеи, которые выходят за рамки рационального мышления и языка.

Искусство передает эмоции не только посредством вдохновения художника, но также при помощи художественных методов визуальной коммуникации, именно поэтому письменный анализ картины требует базового понимания методов визуальной коммуникации.

Мы хотим привести еще несколько пунктов, которые вы можете проанализировать в ходе работы над сочинением-описанием картины.

  1. Узнайте размеры картины в оригинале. Подумайте, почему автор выбрал тот или иной размер. Большие картины, как правило, призваны передавать масштаб, а маленькие – концентрировать идею.
  2. Оцените четкость изображения. Элементы имеют четкие линии и границы, и тем самым представляют реальный объект, либо же предметы не имеют определенной формы ввиду некой авторской задумки. Что это за задумка?
  3. Запомните, любое произведение искусства направлено на зрителя, поэтому задумайтесь над:
  • целью художника,
  • его предполагаемой аудитории,
  • как целевая аудитория повлияла на выбор техники и цвета,
  • историческим контекстом, в котором было создано произведение искусства.

Надеюсь, эти советы помогут вам написать сочинение по картине.

Источник: https://sochinenie-rus.ru/kak-napisat-sochinenie-po-kartine/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector