Легенда о происхождении музыки

Происхождение музыки

Когда и как возникло музыкальное искусство? Над этим вопросом люди задумывались с давних пор. В древности было сложено немало легенд об «изобретении» музыки. Древние греки считали ее великим даром богов, а солнечного бога Аполлона — покровителем искусств и особенно музыки.

Его всегда изображали с музыкальным инструментом — кифарой в руках. Немало красивых сказок было сложено и о происхождении музыкальных инструментов, о замечательных певцах и музыкантах прошлого. Такие сказки есть у всех народов.

Древнегреческий миф о певце Орфее рассказывает, что даже дикие звери приходили слушать его голос и мирно лежали у ног певца.

Обратите внимание

А в русской былине повествуется о певце-гусляре Садко, искусство которого покорило морскую стихию. В этих легендах нашла выражение любовь человечества к музыке, восхищение ее красотой.

Но поэтичные мифы и легенды седой старины не могут, конечно, правильно объяснить происхождение музыки.

Изобретение музыки нельзя приписать никому, так же как нельзя приписать кому-либо изобретение нашей речи. С древнейших времен человеку была присуща потребность выражать свои чувства в песне.

В определенной мере эта потребность присуща птицам и некоторым животным.

«Певец полей» жаворонок ясным летним утром поет свою песню, а соловей каждую весеннюю ночь заливается звонкой трелью «на тысячу ладов».

И все-таки самая примитивная песня первобытного человека имеет больше права называться музыкой, искусством, чем самая красивая песня соловья. Ведь все соловьи мира поют одну и ту же песню.

Только человек умеет выразить в пении все разнообразие своих чувств, мыслей, свое отношение к окружающей жизни. Это — главная особенность настоящего искусства. Соловьи поют свою песню с незапамятных времен и так же будут петь ее всегда.

А музыкальное искусство людей непрерывно развивается, совершенствуется, как и само человеческое общество.

Нам трудно представить себе музыку первобытных людей. Ведь тогда еще не существовало письменности и никто не умел записывать ни слова песен, ни звуки их.

Самое общее представление об этой музыке мы можем получить частью по сохранившимся следам жизни людей тех далеких времен (наскальные и пещерные рисунки), а частично — по наблюдениям над жизнью некоторых современных народов, сохранивших в силу тех или иных причин первобытный уклад жизни.

Важно

Музыка играла важную роль в жизни людей еще на заре человеческого общества, когда люди стали объединяться в большие группы, чтобы лучше защищаться от врагов. Их жизнь была трудной, их жилища и одежда были плохой защитой от холода. Беден был и их язык, ограниченный самыми необходимыми понятиями. Но музыка уже существовала.

Матери, напевая, укачивали своих детей, воины воодушевляли себя перед битвой и устрашали врагов воинственными песнями-кличами, пастухи протяжными зовами собирали стада, а когда люди собирались вместе для какой-нибудь работы — размеренные выкрики помогали им объединить усилия и легче справиться с ней. Когда умирал кто-либо из первобытной общины, его близкие выражали свое горе в песнях-плачах.

Так возникли древнейшие формы музыкального искусства: колыбельные, военные, пастушеские, трудовые песни, погребальные плачи. Эти древнейшие формы музыки продолжали развиваться и сохранились даже в наши дни, хотя, конечно, стали гораздо богаче и красивее.

Люди, составлявшие первобытную общину, очень часто заполняли свой досуг играми, изображая то, что было самым важным в их жизни: например, собирание съедобных растений, охоту на диких зверей, войну с враждебными племенами. А в более поздние времена, когда люди уже научились обрабатывать землю, они отражали в играх посев и сбор урожая.

Музыка входила в игры как непременная составная часть. Она была неотделима от слов песен, а песня в целом — и слова, и музыка — неотделима от движений, от пляски.

В играх первобытных людей были слиты в одно целое зачатки различных видов искусства: поэзии, музыки, танца, театрального действия, которые впоследствии обособились и развивались независимо друг от друга.

Такое нерасчлененное искусство, похожее скорее на игру, сохранилось и в наши дни у народов, живущих в условиях первобытнообщинного строя.

Древнейшая музыка не отличалась благозвучием. В ней было много звукоподражания: в своих песнях первобытные люди стремились передать звуки окружающего мира — крики диких зверей, птиц, жужжание пчел и т. и.

Совет

Постепенно люди научились отбирать из огромного количества звуков и шумов звуки музыкальные, научились осознавать их различие по высоте, их соотношение, связь. В самом простом напеве, состоящем из повторения и чередования двух-трех звуков, один из них всегда бывает основным, устойчивым, другие же звуки — вспомогательными.

А такие сочетания заключают в себе неотъемлемый признак музыкального искусства, который впоследствии стали называть ладом (см. ст. «Музыка и ее выразительные средства»).

Ритм раньше всех других элементов получил развитие в первобытном музыкальном искусстве, и тут нет ничего удивительного: ведь ритмичность — одна из главных особенностей жизнедеятельности человеческого организма. Человек приноравливает трудовые действия к ритмичности своего дыхания, биения сердца, ходьбы и т. и. Первобытная музыка помогала людям найти ритм в работе. И хотя эта музыка

была мелодически бедной, однообразной, но в то же время удивительно сложной и разнообразной по ритму. Певцы подчеркивали ритм песни ударами в ладоши или притопыванием; это самая древняя форма «пения с сопровождением».

Позднее люди убедились, что куски дерева, плоские камни, раковины при ударе издают более громкие и разнообразные звуки. Так были изобретены первые музыкальные инструменты (см. ст.

«Народные музыкальные инструменты», «Музыка стран Востока»).

Первобытные музыкальные инструменты — различные колотушки и погремушки — в период детства всего человечества вызывали удивление и восхищение. Их разрешалось держать в руках только вождям и старейшинам племени.

Чем дальше развивалось музыкальное сознание человека, тем больше он находил вокруг себя источников музыки. Он обнаружил, что туго натянутая тетива лука, если ее тронуть пальцем, издает музыкальный звук; научился извлекать мелодичный свист из стебля тростника или пустой кости животного.

Он заметил, что удар по дуплистому дереву вызывает более гулкий звук, чем по здоровому, и понял, что пустота внутри предмета обладает свойством усиливать звук (резонанс). Так возникли древнейшие музыкальные инструменты— предки современной арфы, флейты, барабана.

Ученые относят их изобретение к очень отдаленному периоду каменного века.

Все это говорит о том, что всегда на протяжении истории человечества музыка составляла существенную часть жизни людей.

Источник: http://de-ussr.ru/literat/muzyka/proishozhdenie-muzyki.html

Происхождение музыки

Грантли Моррис

Наш Творец — источник всякого даяния доброго и всякого совершенного дара (Иакова 1:17) — является началом всех знаний (Иов 21:22; Псалом 94:10). Он заслуживает, хотя и редко получает, того, чтобы слава всей человеческой изобретательности была зачтена на Его счет.

Писание говорит, что Бог является источником даже элементарного понимания человеком основ земледелия (Исаии 28:24 и дальше). Зависимость от Бога и Его знаний представляет собой воистину потрясающую концепцию. Это означает, что даже агрессивный атеист или поклонник дьявола не смог бы сочинять музыку, если бы она изначально не предназначалась для Бога.

Это Он, «Который дает песни в ночи, Который научает нас более, нежели скотов земных» (Иова 35:10-11). Павел говорит: «Что ты имеешь, чего бы ни получил?» (1-е Коринфянам 4:7). Поэтому вся слава создания музыки принадлежит, в конечном счете, не человеку, а Богу.

Однако данная Богом способность может быть использована для создания пустой и бесполезной музыки.

Является ли музыка некой причудливой человеческой фантазией, как кубик Рубика и кроссворды, или же чем-то более возвышенным? Ответ на данный вопрос может перевернуть наше отношение к музыке.

Обратите внимание

Это можно сравнить с тем, как если бы вы узнали, что лежащий на заднем дворе булыжник — не просто красивый камень, а чистый опал!

Мы начнем с того, что рассмотрим заявления о музыке, которая имеет нечеловеческое происхождение. Если существует нечеловеческая музыка, то за ней должно стоять нечто более фундаментальное, чем человеческий род.

Субчеловеческая музыка

Прочитайте прекрасные слова, написанные поэтом Джорджем Парсонсом Лэтропом.

Музыка жизни:

«Мы музыку слышим во всем, что растет; Под нежными крыльями крошки-жучка Биение воздуха звуки несет;

Земное безмолвие дышит, поет».

Наверное, жучки не знают слов, но, по крайней мере, они жужжат!

«Полет шмеля» Римского-Корсакова является одним из тех произведений, которые были написаны авторами, вдохновленными звуками природы.

Среди христианских произведений – известный гимн Исаака Уоттса «Золотой Холм», который является одним из первых его гимнов. Мелодия этого гимна, некогда звучащая во многих церквях, была написана после того, как композитор услышал пение английского лесного дрозда.

Сказать кому-то, что он поёт, как соловей, — высказать, действительно, большую похвалу. Поэтому, даже поверхностный взгляд на окружающий мир замечает, что в природных звуках присутствует что-то музыкальное. Интересно, но Писание подтверждает такую точку зрения.

Птицы Соломона

В Библии (Псалом 104:12) говорится о том, что птицы «поют». Дословно это переводится как «издают голос». В оригинальном тексте здесь ничего не подразумевается о музыке.

Однако древнееврейское слово, используемое в Писании для обозначения человеческой музыки, употреблено в книге Песнь Песней 2:12 и явно описывает пение птиц. Более того, в книге пророка Софонии 2:14, читаем о птицах, голос которых «раздается в окнах».

Природа поклоняется

Вся природа, кажется, прославляет Бога намного больше, чем мы можем себе представить (Псалом 102:22; 144:10; 149:6). Звезды провозглашают Божью славу (Псалом 18:1-4).

Солнце и луна, ветер и град, холмы и деревья, животные, птицы, рыбы и насекомые – все прославляют Его (Псалом 147:3-4, 7-10). Дикие животные чтут Его (Исаии 43:20).

Более того, в Писании говорится, что пастбища, деревья, холмы и небо восклицают и поют. Наверное, самое яркое место Писания, говорящее об этом — Псалом 64:14:

«Луга одеваются стадами, и долины покрываются хлебом; восклицают и ПОЮТ».

«Торжествуйте, небеса, ибо Господь соделал это. Восклицайте, глубины земли; шумите от радости, горы, лес и все деревья в нем». (Исаия 44:23). Существуют другие места Писания, которые ещё больше наполнены музыкальным смыслом.

Важно

Связь между человеческой музыкой и звуками даже неживой части творения может быть намного сильнее, чем мы думаем. За дизайном ветра, деревьев и животных стоит та же самая Личность, Которая сотворила человека и наделила его музыкальными способностями.

Творение приобрело бы абсолютно новое значение, если бы Бог открыл нам, что то, что мы ошибочно приняли за бессмысленные звуки, на самом деле — симфония хвалы, управляемая Тем, Кто их поддерживает. Словами Эдита M. Томаса: «Бог музыки обитает под открытым небом».

Подтверждением того, что такой взгляд на сотворение является результатом особого откровения, а не человеческого воображения, служит духовный опыт многих христиан, которым встреча с Богом помогла увидеть, что все творение мелодично прославляет своего Творца. Это очень интересные свидетельства. Но, конечно же, важнее всего то, что мы получаем совершенное библейское представление о природе:

«Да плещет море и что наполняет его, да радуется поле и все, что на нем. Да ликуют вместе все дерева дубравные пред лицем Господа; ибо Он идет судить землю!» (1-я Паралипоменон 16:32-33).

Поющие звезды

В книге Иова 38:7 говорится о времени «общего ликования утренних звезд». Здесь, по-видимому, речь идёт о разумных небесных существах, а не о звездах, потому что параллельно говорится о «сынах Божьих». Однако возможность строго буквального толкования предупреждает нас о чем-то очень важном: Божья музыка в природе не должна ограничиваться только тем, что мы можем слышать.

«Посмотрите вокруг, и вы увидите (если сможете это постичь), что суть всего составляет музыка», — размышлял Карлайл.

Небесные музыканты

1. Теория

Мы точно знаем, что ангелы поклоняются Богу (Неемии 9:6; Псалом 103:20 и дальше; 148:2; Исаия 6:3; Иезекииль 3:12; Луки 2:13; Откровение 4:8).

В Библии находим достаточно свидетельств того, что ангелы обладают гораздо лучшими вокальными способностями, чем мы (Исаия 6:4 и дальше; Даниила 10:5 и дальше; Откровение 4:1; 10:3; 18:2).

Если толковать Откровение 4:8 буквально, то можно сказать, что эти существа обладают силой, выносливостью и голосом, во многом превосходящими наши.

2. Писание

Большинство из нас сразу же представляют себе ангельский хор, поющий пастухам, которые находятся в благоговейном страхе во время самого важного рождения в истории человечества. Небеса настолько радуются, что шлют на землю первую в мире межгалактическую поющую телеграмму. (Луки 2:13 и дальше).

Совет

В Писании также говорится об ангелах, трубящих в трубы (Откровение 8:6 и дальше; Исход 19:16,19; Матфея 24:31).

В книге Иова 38:7 находим еще одно сильное свидетельство: «При общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости».

Даже наше краткое исследование творения – от жужжания насекомых до игры на гуслях небесными существами – показывает, что музыка намного больше, чем просто человеческое занятие. Общим фактором музыки, присутствующей во всём Божьем творении и имеющей разнообразные формы, является не человеческая природа, а Сам Творец.

МУЗЫКАЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ ТВОРЦА

Бог – Сочинитель песен

Однако участие Бога в музыке не ограничивается лишь только созданием существ, обладающих музыкальным потенциалом. В 3-ей Царств 4:29 и дальше читаем о том, что именно мудрость, которую Бог сверхъестественным образом дал Соломону, позволила ему написать более 1000 песен.

В Псалме 41:9 говорится о «песни Ему (Богу)». В Псалме 39:4, псалмопевец радуется, что БОГ вложил в его уста новую песнь. Более 160 песен были настолько пропитаны Богом, что стали частью Писания.

И хотя Господь позволил музыке затихать, лирика песен Писания будет жить вечно (Исаия 40:8). Бог непосредственно участвовал в написании многих песен.

Поющий Сын

Во время Своего пребывания на земле Божий Сын, вероятно, тоже пел песни. В Матфея 26:30 косвенно подразумевается, что наш Спаситель пел, и это захватывает еще больше.

В Послании Евреям 2:12 говорится о том, что вознесшийся Господь Творения воспевает Своего Отца. Иисус говорит Богу: «Я воспою Тебя». Это цитата из Мессианского Псалма 21:23.

Обратите внимание

Исследование оригинального контекста показывает, что данный Псалом является триумфальным прославлением Бога Христом после Своего воскресения.

Более того, Сам Отец радуется о нас с ликованием (Софонии 3:1).

Итак, кроме того, что музыкальный дар даётся Богом, так Он ещё и вдохновляет авторов на написание песен.

Заключение

Небольшое путешествие по Писанию привело нас к сути происхождения музыки и помогло сделать один захватывающий вывод: музыка началась в сердце Бога. Как сказал известный композитор Игорь Стравинский: «Только Бог может создавать. Я сочиняю музыку из музыки».

В самом полном смысле музыка является нечто большим, чем просто человеческим видом искусства. Музыка – это неотъемлемая часть творения. Но еще более удивительно то, что она является нераздельной частью самой природы Бога.

Наше исследование позволяет определить понятие музыки следующим образом: музыка – это следование всего творения по следам Отца. Наша музыка может достичь данного Богом потенциала только тогда, когда мы понимаем, какое отношение она имеет к Богу и как вписывается в сотворенный Им порядок.

Грантли Моррис, www.net-burst.net

Источник: http://www.origins.org.ua/page.php?id_story=938

Мифы о музыке — легенды о музыке и музыкальных инструментах — 22 ответа



В разделе Музыка на вопрос легенды о музыке и музыкальных инструментах заданный автором Двутавровый лучший ответ это ЛЕГЕНДА О ДУДУКЕКак-то, пролетая над горами, Юный Ветер увидел прекрасное дерево, которого раньше нигде не встречал. Он был очарован.

Перебирая лепестки его нежных цветов, слегка касаясь зазубрин листьев, он извлекал удивительные мелодии, звуки которых разносились далеко вокруг. Когда Верховному Ветру донесли об этом, он обрушил свой гнев на горы, уничтожив почти всю растительность. Юный Ветер, раскинувшись шатром над своим деревом, изо всех сил пытался его спасти.

Более того, объявил, что готов ради этого на любые жертвы. И тогда Владыка Ветров ответил ему: «Что ж, оставайся! Но отныне ты никогда больше не сможешь летать! » Счастливый Ветерок хотел сложить свои крылья, но повелитель остановил его: «Нет, это слишком легко. Крылья останутся с тобой. В любой момент ты сможешь взлететь. Но как только сделаешь это, дерево погибнет» .

Юный Ветер не смутился, ведь и крылья остались при нем, и он — при дереве. Все бы хорошо, но когда наступила осень, дерево оголилось, и не стало ни цветов, ни листьев, которыми можно было забавляться. Юный Ветер испытал страшную тоску.

Вокруг носились его собратья, срывая последние листья с окрестных деревьев.

Наполняя горы победным воем, они словно приглашали его в свой хоровод. И однажды, не выдержав, он присоединился к ним. В то же мгновение дерево погибло, сталась только веточка, в которой запуталась частица ветра.

Через какое-то время мальчик, собиравший хворост, нашел ее и смастерил дудочку, которая, стоило поднести ее к губам, словно сама играла грустную мелодию расставания. Потому что главное в любви — это не готовность навсегда отказаться от чего-то, потеряв возможность получить желаемое, а способность не делать чего-то, имея такую возможность.Название инструмента — дудук.

В древности носившее название «циранапох» (труба из абрикоса) .ЛЕГЕНДА О ЛИРЕУ каждого народа есть свои легенды о появлении этого музыкального инструмента. Греки приписывают ее изобретение то младенцу Гермесу, то самому покровителю искусств солнцеликому Аполлону.Бог Гермес, когда был еще младенцем, похитил у своего старшего брата Аполлона коров.

Важно

Из их кишок он сделал струны, а потом, поймав черепаху, натянул струны на черепаший панцирь. Аполлон рассердился на Гермеса. Гермес, чтобы помириться с братом, подарил ему этот удивительно сладкозвучный инструмент. Голос ее так понравился Аполлону, что он сменил гнев на милость, и вскоре она стала его любимым музыкальным инструментом.

Однажды, как повествует древняя легенда, бог лесов Пан повстречал прекрасную деву Сирингу и влюбился в нее с первого взгляда. Пан, голова которого была увенчана рожками, а ноги были с копытцами, не понравился Сиринге. И она бросилась от него прочь. Пан помчался за ней и почти настиг на берегу Реки.

Но Сиринга обратилась к Реке с мольбой, чтобы та укрыла ее от козлоногого Пана. Вняла Река мольбе Сиринги и превратила ее в тростник. Печальный Пан вырезал из тростника певучую свирель и с тех пор не расставался с ней.. .

У каждого народа – свои легенды о музыке и музыкантах. Устные предания донесли до нас миф об Орфее, усмиряющем диких зверей, о прекрасной Лорелее, увлекавшей своими песнями на дно Рейна легковерных рыбаков, о торговом госте и гусляре Садко…

Ответ от Леся Гуртовая[новичек]Давным-давно среди зелёных холмов и синих озёр процветало королевство. Правил там справедливый, но весьма надменный король. Было у него два сына. Королевство его на первый взгляд ничем не отличалось от остальных. Графы и герцоги проводили время, участвуя в балах и торжественных приёмах.

А простой народ тяжко работал, чтобы высший свет мог наслаждаться своими привилегиями. И всё же среди его подданных не нашлось бы ни одного несчастного человека.

Самый последний крестьянин в том королевстве, возвращаясь с поля в свою избу, не упивался до смерти прокисшим элем, а тихо ложился спать, чтобы на следующее утро с новыми силами идти отрабатывать свой скудный хлеб. Не было там ни болезней, ни зла. Люди уходили в глубокой старости, погружаясь в вечный сон.

С самых незапамятных времён каждый год на главной площади столицы проходил Праздник Арфы. В первый день лета четверо гвардейцев торжественно выносили из сокровищницы величайшую драгоценность королевства – Золотую Арфу. До пояса она была словно прекраснейшая женщина из чистого золота, а дальше – высокая арфа с семью струнами.

И с первыми лучами солнца Арфа начинала играть. Чудесная музыка наполняла души всех людей счастьем и покоем, а чистый голос Арфы пел о том, что в каждом сердце, будь оно короля или бродяги, живёт Добро и Любовь. Сам Ветер, очарованный сладкой мелодией, кружил над площадью и в благодарность доносил волшебную музыку до самых дальних уголков королевства.

Совет

Целый день чудесная Арфа неторопливо перебирала струны из звёздного металла и пела, а когда солнце скрывалось за горизонтом, люди расходились по домам, уезжали в свои далекие деревни. И у каждого в душе владычествовали только Мир и Любовь.

Целый год каждый из подданных выполнял отведённую ему роль в жизни королевства, счастливый своим уделом, и ждал лета, чтобы снова услышать дивную игру волшебной Арфы. Арфу хранили в самой глубине королевской сокровищницы, и входить туда свободно мог один лишь король. Ведь она не только пела, но и говорила.

Не было случая, чтобы короли не послушались её мудрых советов, а оттого не было ненужных войн и смертей во все времена. Но случилось так, что старший сын короля наутро после Праздника испросил у отца позволенья поглядеть на Арфу. Удивился король, но всё же разрешил сыну войти в сокровищницу.

Как-никак, принц когда-нибудь станет королём и должен знать о величайшем сокровище в мире. Только принцу вовсе не нужен был мудрый совет Арфы. Он хотел всего лишь увидеть её ещё раз. Ему было всего шестнадцать, но что-то в его сердце вздрогнуло вчера, когда прекрасную Арфу принесли на площадь.

И вот уже не музыка насыщала его душу счастьем, как в юные годы, а сама Арфа, хоть и была она из чистого золота. Несмелыми тихими шагами вошёл принц в темноватые залы сокровищницы. Подошёл он к Арфе, что внимательно смотрела на него, и несколько минут неподвижно стоял. А потом она вдруг улыбнулась ему, но ничего не сказала.

И принц, пуще прежнего очарованный её красотой, вернулся в тронный зал. — Спросил ли ты у Арфы что-нибудь? – поинтересовался король. — Нет, отец, — покачал головой принц. — Зачем же ты ходил к ней? — удивился тот. — Я хотел просто взглянуть на неё, — улыбнулся принц, не в силах солгать. — Наверное, тебе уже пора подыскивать невесту в соседних королевствах, — произнёс король, восприняв слова сына как тонкий намёк. – Хочу на старости лет увидеть, что у страны подрастает достойный наследник. Я велю послать гонцов за портретами принцесс. Однако принц не слушал его. — Расскажи об Арфе, отец. Король пристально вгляделся в сына.

— Арфа – величайшее сокровище нашего королевства. Во всём мире, вероятно, нет ничего ценнее её. Видишь, все они, — он указал на многочисленные

Ответ от Досоветский[гуру]Скрипка Паганини!
Ответ от Виктория Шаргинова[новичек]00
Ответ от хитростный[новичек]Как-то, пролетая над горами, Юный Ветер увидел прекрасное дерево, которого раньше нигде не встречал. Он был очарован. Перебирая лепестки его нежных цветов, слегка касаясь зазубрин листьев, он извлекал удивительные мелодии, звуки которых разносились далеко вокруг. Когда Верховному Ветру донесли об этом, он обрушил свой гнев на горы, уничтожив почти всю растительность. Юный Ветер, раскинувшись шатром над своим деревом, изо всех сил пытался его спасти.

Более того, объявил, что готов ради этого на любые жертвы. И тогда Владыка Ветров ответил ему: «Что ж, оставайся! Но отныне ты никогда больше не сможешь летать! » Счастливый Ветерок хотел сложить свои крылья, но повелитель остановил его: «Нет, это слишком легко. Крылья останутся с тобой. В любой момент ты сможешь взлететь. Но как только сделаешь это, дерево погибнет» .

Юный Ветер не смутился, ведь и крылья остались при нем, и он — при дереве. Все бы хорошо, но когда наступила осень, дерево оголилось, и не стало ни цветов, ни листьев, которыми можно было забавляться. Юный Ветер испытал страшную тоску.

Вокруг носились его собратья, срывая последние листья с окрестных деревьев.

Наполняя горы победным воем, они словно приглашали его в свой хоровод. И однажды, не выдержав, он присоединился к ним. В то же мгновение дерево погибло, сталась только веточка, в которой запуталась частица ветра.

Источник: https://22oa.ru/mify-o-muzyke/

От пещеры до радости. Как появилась музыка, где и, главное, зачем

Мы точно не знаем, когда человек начал петь и играть на музыкальных инструментах. Но мы почти уверены: то, что начало петь и играть на музыкальных инструментах, человеком еще не было.

Уверенность эта появилась совсем недавно, а еще лет пятьдесят назад весь научный мир вполне придерживался марксистско-энгельсской точки зрения на музыку: человек-де изобрел ее, чтобы ритмичными выкриками синхронизировать действия команды, которая выполняет требующую слаженности совместную работу.

 К примеру, надо перенести тушу мамонта или закатить на гору валун, которым хорошо будет прикрыть вход в пещеру. Словом, «Эх, дубинушка, ухнем!» — исток музыкальной традиции человечества.

Обратите внимание

Пение также идеально подходило для ритмизации монотонной деятельности: «Трись, шкура, трись — будет сыну доха. Варись, горох, варись — будет дочке каша».

Замечательная позитивная теория, которая, правда, совершенно игнорировала тот факт, что вокруг трудящегося человека день-деньской распевали песенки представители видов, в трудолюбии не замеченных и мамонтами не промышлявших. И их бодрые «чик-чирик» и «ква-ква» не делались от этого менее ритмичными и музыкальными.

В конце концов отдельные граждане начали задаваться вопросом: если всякие синички поют потому, что хотят размножаться, то почему для человека непременно нужно было придумывать какой-то другой мотив? Кхм…

музыка у нас для этого тоже еще как используется! Одни серенады чего стоят. Оставим пока этих граждан задумываться и дальше и посмотрим, что тем временем происходит за забором, отделяющим физику от метафизики.

У идеалистов и романтиков, как всегда, все было куда красочнее и понятнее. Музыка — это дар богов, начальная вибрация мироздания, голос ангелов. Она усмиряет зверей, двигает камни, создает вселенные.

«Из наслаждений жизни одной любви музы´ка уступает». Арфу изобрел Аполлон, лиру — Гермес, свирель — Афина.

Бодхисатва спустился с неба, чтобы помочь Тосикагэ сделать семь лютен кото из священной ветви удумбара.

Люди с хорошим слухом обычно эмоциональнее

В общем, идея понятна: музыка — высшая форма существования информации, позволяющая человеку, встав на цыпочки, одним глазком заглянуть в мир непознаваемого.

Именно поэтому она способна так тревожить душу. Любовь к музыке чиста, как любовь к красоте природы, в ней нет ничего эгоистичного, потребительского, похотливого.

Она иррациональна, а все иррациональное идеалистами очень ценится за то, что от него никакой пользы нет.

Важно

Кстати, птичкам, лягушкам и цикадам в этой картине тоже нашлось место. Все они, пищащие, булькающие и свистящие, — участники хора, который единой песней Земли славит Господа. Прелесть, правда?

Однако разные животные на музыку реагируют по-разному. Собаки ее явно распознают и даже иногда могут «подпеть». Лошади могут гарцевать под марши. Певчие птицы охотно слушают радио и иногда пытаются повторять понравившуюся им песенку.

Кошка разве что ухом недовольно поведет на особо хриплый вой из динамиков. А вомбату какому-нибудь ставь хоть Моцарта, хоть Мэнсона — в ответ будет полный игнор, и морковный хруст не станет ни на йоту ритмичнее.

И в этой разнице реакций скрывается ответ на вопрос, отчего музыка кажется нам такой прекрасной.

На самом деле не были правы ни идеалисты, ни материалисты, причем последние ошибались даже больше, чем первые.

Музыка нравится людям по одной-единственной причине: мы принадлежим к видам, для которых звуковые сигналы играют важную роль в жизни, а ритмичность этих сигналов, их тональность всегда были для нас способом передачи информации от особи к особи.

Иначе говоря, человеческий язык начался не со слов в современном их понимании, а с пения, с передачи эмоций и смыслов тональностью и ритмом.

Пожалуй, первым об этом догадался Чарлз Дарвин, который в 1871 году написал буквально следующее: «Звуки, издаваемые птицами, в некотором отношении имеют чрезвычайное сходство с языком… Язык может восходить к пению, которое могло дать начало словам, выражающим различные сложные эмоции».

Совет

Сегодня это предположение Дарвина считается совершенно верным. В прошлом году Массачусетский технологический университет (США) представил обширное исследование, подтверждающее эту гипотезу.

Источник: https://www.MaximOnline.ru/longreads/get-smart/_article/music-history/

Происхождение музыки

Источник: http://pogodinkk.ucoz.ru/blog/proiskhozhdenie_muzyki/2014-07-23-26

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector

Происхождение музыки

Музыка — вид искусства, который воздействует на человека посредством звуковых образов, отражающих его различные переживания и окружающую жизнь.

В отличие от пространственных искусств (живописи, скульптуры, архитектуры), музыка, наряду с хореографией, театром и кино, относится к временным искусствам.

Одна из главных особенностей музыки в том, что она реально существует только в исполнении, в живом звучании. 

Музыка… Великое, никогда не увядающее искусство. Она окружает человека, с древнейших времен и по сей день. Особенно много музыки звучит сегодня — в век радио и телевидения, век грам- аудио- и видеозаписи, когда так доступны концерты, и практически каждый может научиться играть на каком-либо инструменте.  

Да, звучит очень много музыки, музыки самой разной — старинной и современной, так называемой «классической» и «легкой», исполняемой профессиональными артистами и любителями.

Как разобраться, сориентироваться в этом безбрежном звуковом море? Как научиться отличать в музыкальном искусстве подлинное от подделки, содержательную музыкальную пьесу от популярного, но пустого шлягера? Как почувствовать красоту серьезного произведения, которое поначалу может показаться скучным и неинтересным, а на самом деле глубоко по образному смыслу и истинно красиво?  

 

«Нареда сидел однажды погруженный в раздумья, как вдруг звуки, извлекаемые легким дуновением ветерка, прельстили его слух; они все продолжали расти, становясь все прекраснее и разнообразнее…» Так древнее индийское стихотворение рисует тот изначальный момент, когда вдруг из «ничего», от легкого дуновения ветерка возникла первая музыка. 

Бога Нареду древние индусы и считали главным богом музыки, который подарил человечеству это великое искусство. По другой легенде, первым, кто познал музыку, был бог Брахма. Он поделился своим открытием с мудрецом Брахатой, а тот уже рассказал людям о красоте и силе воздействия музыки. 

 Инструменты древней индии

Предположим, что Нареда и Брахма действительно были первооткрывателями музыки.

Но как же в таком случае быть с греческими богами Аполлоном и Артемидой? Ведь, согласно одному из широко известных мифов, Артемида, выстрелив однажды из лука, первой обнаружила, что свист пущенной тетивы очень красив.

Обратите внимание

Открытие Артемиды так понравилось Аполлону, что он и сам стал извлекать из «мужеубийственного» оружия, как гласит миф, очаровательные звуки. 

Впрочем, эта версия о происхождении музыки опровергается самими же греками. Аполлодор в своей «Мифологической библиотеке» — одном из авторитетнейших источников греческих мифов — утверждает, что сначала на свет появились музы, а потом уже их сводные брат и сестра — Аполлон и Артемида.

По преданию, муз было девять, причем пять имели непосредственное отношение к музыке: Эвтерпа считалась покровительницей всего музыкального искусства, Мельпомена ведала пением и похоронной музыкой, Терпсихора — хоровым пением, Эрато — свадебными песнями, Полигимния — песнопениями в честь богов и героев.

И хотя Аполлон обычно именуется предводителем муз или Аполлоном Мусагетом, как явствует из мифологии, музы проявили себя в искусстве звуков все же раньше, чем Аполлон. 

Вероятно, у большинства народов есть легенды, рассказывающие о происхождении музыки, о богах и героях, открывших ее людям. Такое совпадение не удивительно. С какими бы звуками природы ни сталкивался человек в древности, их возникновение он приписывал сверхъестественным силам.

Ему казалось, что звуки эти издают некие существа, таинственные и невидимые.

Например, как повествует немецкий эпос, не гром, а злой дух Тор, рассердившись на людей, посылает на землю свои раскаты-проклятья; в журчащих водах реки или водопада сидит ласковый и нежный Нек и поет русалкам свою размеренную песню; а в глубине шумящего леса смеется Пан или рычит Рюбецаль… 

Поэтичны и разнообразны мифы, легенды и сказания древних народов о происхождении музыки.

Но кто в наши дни поверит, что музыку людям ниспослали боги и духи? В древности человек на каждом шагу встречался с музыкой природы — пением птиц, ревом животных, раскатами грома, журчанием ручья, шумом деревьев, звуками морского прибоя. Окруженный этими разнообразными звуками, он, конечно же, пытался подражать им. 

Таким образом, общение человека с природой было одним из главных источников, из которых возникала сознательно создаваемая им музыка. Но были и другие, не менее важные источники. 

 Инструменты Древней Греции

Если внимательно присмотреться к первым, самым примитивным музыкальным инструментам (их можно увидеть сегодня в этнографических или музыкальных музеях), можно легко обнаружить, что они немногим отличаются от простых орудий труда. Такое сходство не случайно. Большинство из них имеет явно «рабочее» происхождение. Это заметно и по форме этих инструментов, и по манере игры на них. 

Обычная ступа, в которой толкли зерно, глиняный горшок или тыквенная бутыль обтягивались кожей, и инструменты — позднее их назовут ударными — можно было считать готовыми. Струнные музыкальные инструменты тоже родились из орудий труда.

Важно

Они представляли собой (и в этом греческие легенды не погрешили против истины) не что иное, как подражание луку. Не были исключением и духовые.

Чтобы передать сигнал на более далекое расстояние, первобытный музыкант усиливал звук своего голоса, крича в раковину или тростниковую трубку. 

Так человек открывал музыку. Открывал в окружающей его природе, а также в связи с трудовыми процессами, вне которых он не мог существовать. Представим себе жизнь наших далеких предков.

В большинстве их первостепенно важных занятий — охоте, рыбной ловле, валке деревьев — необходимым условием была коллективность труда. Залогом успеха в повседневных делах служила слаженность. Поэтому в основе совместных действий первобытных людей лежал ритм.

Возможно, что именно из ритмических покрикиваний, облегчавших совместную физическую работу, начали формироваться элементарные песнопения. 

Это лишь один из вероятных путей их зарождения. Другим мог быть хоровой танец, появившийся опять-таки благодаря трудовым занятиям человека древности. Хоровой танец, очевидно, возник как подражание повадкам зверей во время охоты и самому процессу охоты.

Он служил не только примитивной игрой, но и способствовал укреплению важнейшего условия первобытной жизни — коллективной сплоченности, согласованности действий. Простейшим «инструментом», обеспечивавшим ритмическую основу хорового танца, был человеческий голос.

Есть основания предполагать, что таким образом — в хоре — и родилась мелодия. 

Как именно складывались первые мелодии, созданные человеком, определенно сказать трудно. По-видимому, тон всей группе танцующих задавал вождь племени или специально назначенный для этой цели запевала. Остальные подражали ему, подстраивались под его пение.

Совет

Однако сопровождением хорового танца мог быть не только голос. Первобытный человек использовал для этой цели ритмичное постукивание по каким-либо предметам (часто по все тем же орудиям труда), ставшими прообразами ударных музыкальных инструментов.

Это, собственно говоря, уже и была музыка. 

 Барабан-табла. Инструмент Древней Индии

Но только ли общение с природой, труд и врожденное чувство ритма помогли людям открыть для себя музыку? Ритмические процессы свойственны многим живым существам. И даже инстинктивный мелодический дар присущ не только человеку, наиболее тонко он развит у птиц. Однако лишь человек оказался способным стать сознательным творцом музыки. 

Это произошло благодаря целому комплексу условий, три из них мы уже назвали. Но было и четвертое, без которого музыка никогда не стала бы искусством,— это художественный дар человека.

Именно художественное чутье и подтолкнуло наших далеких предков к попыткам в камне, глине, слоновой кости или с помощью наскальных рисунков передать эпизоды из своей жизни.

Он же привел к созданию зачатков музыкального искусства. 

 

 Из приведенных слов выделим последние: «…звук, с мыслию сопряженный, несет прямо в душу».

В них лаконично передано то, что решительно возвышает человека над всеми остальными живыми существами: способность мыслить и переживать.

И не просто способность — потребность! Без нее, этой великой потребности, как и без названных уже нами условий, не существовало бы музыкального искусства. 

Итак, подражание звукам природы и участие в коллективных трудовых процессах, врожденное чувство ритма и художественное чутье — все это вместе, многократно перемноженное на человеческую пытливость, и дало жизнь искусству звуков.