Сольфеджио: друг или враг музыканта

автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02 диссертация на тему: Хоровое сольфеджио к проблеме воспитания музыкального слуха хоровых дирижеров

Хоровое пение — одна из древнейших, наиболее широких и общедоступных форм художественной деятельности людей. Хор — это творческий коллектив, дающий жизнь музыкальным произведениям, исполняющий их, раскрывающий их смысл для слушателей. Исполнительский художественный процесс в хоре тесно связан с музыкальным слухом, с определенной слуховой настройкой.

Одна из важнейших задач дирижера состоит в том, чтобы вызвать всю возможную чуткость слуха исполнителей, слить все разрозненные ощущения и музыкальные предчувствия в одно гармоническое целое.

Хор состоит из певцов различных по уровню подготовки, по природным данным, развитие и гибкость которых далеко не всегда одинаковы. Дирижеру предстоит создать единый коллектив, ансамбль «единомышленников», образовать и воспитать музыкальные качества каждого индивидуума до какого-то определенного (ив каждом случае разного) критерия. И этим критерием будет уровень слуха самого дирижера.

Как же должен слышать дирижер?

Обратите внимание

Слух хорового дирижера прежде всего должен быть активным. Интонационная активность направлена на точное соотношение слуха и голо са. Для этого необходима работа внутреннего слуха: предслышать и выбрать интонацию, а затем услышать художественный результат во время воспроизведения интонации, т^сть во время пения.

Метро-ритмическая активность слуха характеризуется, главным образом, внутренними ощущениями ритма и метра (пульсацией), а также определенных временных соотношений длительностей в их динамическом развитии. Большую роль играет здесь и темповая память.

Наконец, должна быть еще и тембровая активность (в широком смысле слова), которая определяется умением слышать общую манеру пения, специфику звучания каждой партии и фонизм (гармонический тембр) отдельного звука, интервала, аккорда.

Необходима активность всех компонентов, составляющих музыкальный слух: внутреннего слуха, чувства ритма, мелодического и гармонического слуха, а также особых профессиональных качеств, свойственных слуху дирижера-хоровика, — вокального и хорового слуха.

Постоянное общение с хоровым коллективом способствует появлению у дирижера специфического переживания, возникающего при восприятии хоровой звучности — чувства хора.

Чувство хора, — это (по мнению автора) способность и умение слышать общую звучность (монотембр) хора, слушая одновременно и тембры отдельных партий; слышать моноритм хора, ощущая ритмическую структуру отдельных партий; ориентироваться в звучании, воспринимая строй хора как единство вертикали и горизонтали, отдельных партий и групп.

Развитое чувство хора дает возможность исключительно точного и успешного выполнения профессиональной деятельности, то-есть дирижирования хором, работы с хором и пения в хоре. Воспитание и формирование этого чувства происходит в процессе музыкально-хорового исполнительства.

Кроме слуха важную роль играет здесь и моторика, движение, соотношение и взаимосвязь дирижерского жеста и реальной звучности (это еще станет темой различных исследований), но нас интересует сейчас только то, что имеет отношение к особенностям музыкального слуха*.

Важно

I Слух — «способность человека воспринимать звуки». Слух музыкальный — «способность воспринимать смысл звукового последования в художественном произведении, улавливать связь между звуками, запоминать их, внутренне представлять их, сознательно воспроизво

Слух — способность, результат развития врожденных задатков. Каждого человека характеризуют сочетания отдельных способностей, которые не просто сосуществуют независимо друг от друга, но изменяются, приобретая иные качества в зависимости от степени и направленности своего развития.

М.И.Глиика, в бытность свою капельмейстером Петербургской певческой капеллы, большое внимание уделял слуховому воспитанию певцов, обращая внимание на сознательность и осмысленность пения. Мы можем только предполагать, занимался ли Глинка с небольшими группами или всем составом хора.

А вот при Еортнянском хор для разучивания произведений делился на малые хоры с равным (по голосам) количеством участников. Помощники Бортнянского (а это были самые опытные певчие капеллы) воспитывали в таких ансамблях слуховые и вокальные навыки участников хора.

Из среды певчих вышли многие руководители хоров, фактически ведь Петербургская капелла была школой дирижеров-хоровиков и учителей пения.

И ясно одно: развитие профессиональных качеств музыкального слуха осуществлялось там в форме специальных занятий, близких по содержанию к репетиционной, хоровой работе.

Советские методисты не однажды обращались к вопросу ориентации курса сольфеджио в сторону приближения его к специальности. Так, А Л.Островский* в своих «Очерках по методике теории музыки и сольфеджио» пишет о том, что «.

при рассмотрении вопросов воспитания музыкального слуха следует учитывать особые требования, предъявляо емые слуху данной специальностью» (| с. 163). Е.В.Давыдова^ говорит дить», — А.Н.Дояжанский. Краткий музыкальный словарь. Л.

,1964, с.321.

1 Островский А.Л. Очерки по методике теории музыки и сольфеджио. Л., 1954.

Совет

2 Давыдова Е.В. Методика преподавания сольфеджио. М., 1975. о необходимости тесной связи сольфеджио с «репертуаром данной специальности» (| с. 81) и о том, что «.более близкими к практике по специальности должны быть в вузе и приемы работы, формы опросов» (там же).

О поисках особых форм работы с вокалистами говорит Л.М.Масленкова1. По мнению К.Н.Дмитревской следует «.более тесно связывать преподавание сольфеджио у дирижеров-хоровиков с вокаль-но-хоровым искусством, памятуя о лучших традициях русской классической педагогики»2.

Одной из таких традиций было преподавание сольфеджио выдающимися хоровыми дирижерами: Н.М»Данилиным, П.Г.Чесноковым, А.В.Александровым, М.Р.Климовым, Г.А.Дмитревским. На их уроках, по воспоминаниям учеников, сольфеджио становилось подлинно творческой дисциплиной, связанной с хоровой исполнительской практикой, и в этом, несомненно, проявлялся своеобразный и ценный метод их преподавания.

Б 1948 году в своем докладе на одном из заседаний кафедры дирижирования Ленинградской консерватории Г.А.Дмитревский говорил о том, что «.сольфеджио это не профилирующий предмет, а сама специальность». По его мнению, если сольфеджио преподается в «специально хоровом разрезе», то «.обучение в классе ХОРОВОГО СОЛЬФЕДЖИО» (крупный шрифт мой — И.

Т») дает преподавателю больше средств и возможностей активного воздействия на ученика в отношении профессии».

«Дмитревский считал, что в этот предмет должны входить все характерные элементы хоровой специальности: навыки ансамбля; строй во всех деталях; обучение специфическим основам хорового сольфеджирования с типичной для него манерой звуковедения, цезур

1 Масленкова Л.М. Воспитание вокалиста в классе сольфеджио- В кн.Вопросы воспитания слуха. Л., 1967, с.57.

2 Дмитревская К.Н. О преподавании четырехголосного гармонического сольфеджио. М.-Л., 1964, с.86. ноетыо, хоровой дикцией (отличной от дикции певца солиста); дирижерская техника»*.

Мысли о полном слиянии воспитания слуха и специальности, о взаимовлиянии этих двух компонентов стали побудительной силой, «идейным истоком» эксперимента, который осуществляется на кафедре хорового дирижирования Казанской государственной консерватории с 1967 года. Но, прежде чем мы расскажем о его сути, хотелось бы остановиться еще на некоторых обстоятельствах, прямо или косвенно повлиявших на решение кафедры ходатайствовать перед Ученым Советом о введении нового предмета.

Обратите внимание

В практической работе часто можно заметить, как, впервые встав перед хором, человек теряет слуховые ориентиры, выработанные в течение многих лет на уроках сольфеджио. Звучность хора воспринимается вначале как что-то неделимое, как некая общая звуковая масса, — это естественно.

Но наши ощущения развиваются от обобщенного представления — к выделению из него все большего и большего количества частностей, и именно здесь начинаются трудности. При пении хора, особенно при изменении оркестровки, исчезают привычные, установившиеся представления об отдельных звуках, интервалах, аккордах, как о чем-то неизменном.

Нужно некоторое время для того, чтобы скоординировать свои слуховые представления и реальную звучность. Действительно, чистая кварта дО|-фа| на рояле звучит всегда одинаково. В хоре та же кварта услышится по-разному, если, в одном случае основание интервала будут петь тенора, вершину — альты, в другом — «до» прозвучит у альтов, «фа» — у теноров.

Предположим что кварта спета фальшиво, — отчего же, в чем причина? На характеристику звучания, кроме точности интонации, здесь влияет и тембро

Источник: http://cheloveknauka.com/horovoe-solfedzhio-k-probleme-vospitaniya-muzykalnogo-sluha-horovyh-dirizherov

Музыкальные диктанты по сольфеджио на Сольфе

Сольфеджио — это тренировка нашего мозга на лучшее понимание того, что именно услышали наши уши. Так же, как обучение чтению — это тренировка нашего мозга на понимание увиденных символов и их комбинаций. Сольфеджио дает возможность читать музыку на слух, а не только по нотам.

Надо ли это? Если вы в чужой стране не стремитесь понять надписи и вывески, удовлетворяясь пиктограммами туалетов, выходов и кафе, то сольфеджио вам не нужно. Если же вам неприятно не понимать, то сольфеджио даст вам понимание музыки. Чем лучше вы ее понимаете, тем больше вы ее запомните и тем проще вам с ней общаться. И тогда сложной музыки для вас не останется.

Сольфеджио — это изучение языка музыки, изучение ее звуковых иероглифов, в то время как гармония — это изучение грамматики музыки.

Например, в китайском языке есть иероглифическое письмо и его слоговой аналог пиньин. Вы можете изучить словарный запас, грамматику и т.п. по пиньину (гармония, которая изучает музыку по нотам, т.е. по более простой записи, чем звуками). Но пока вы не усвоите собственно иероглифы (т.е. сольфеджио), все богатства китайского языка останутся для вас закрытыми.

Фактически сольфеджио формирует умение читать музыку на слух. Например, услышали какую-то композицию — и вы сразу знаете, какие ноты и в каком голосе прозвучали, а значит — можете прямо сразу ее спеть или сыграть.

Зачем слушать диктанты и последовательности, если можно просто слушать музыку?

Диктант — это музыкальный пример, специально упрощенный (или даже специально написанный) для того, чтобы потренировать свой слух и мозг на распознавание звуков, мотивов и фраз.

Результатом этого распознавания обычно становится нотная запись диктанта; однако во многих случаях нужно спеть или сыграть услышанное — то есть результатом станет исполнение диктанта.

Как правило, провести такую операцию с «живой музыкой» без подготовки довольно сложно, как и сразу сесть за руль автомобиля и поехать по улицам мегаполиса.

Важно

Диктанты — это такая песочница, в которой можно безопасно тренироваться. Если диктант не получился — ну что ж, не смертельно, нужно подобрать попроще.

При этом диктант специально создан так, чтобы его можно было написать человеку с заданным уровнем подготовки.

Скажем, сразу решить, сможете ли вы подобрать конкретную пьесу по слуху или нет, довольно сложно (может быть, она пока запредельно сложная для вас и вы лишь зря потратите время).

А можно обойтись без диктантов?

Без проблем. Можно сразу сесть за руль и поехать в город. Можно прыгнуть в море, не умея плавать. Шансы выжить во всех случаях ненулевые. Однако для среднестатистического человека проще сначала потренироваться «на кошках», чем сольфеджио и занимается.

Далее

  • О сайте
  • Как писать диктанты на Сольфе?

Источник: http://solfa.ru/why

Некоторые рекомендации по выработке певческих навыков на уроках сольфеджио в детских музыкальных школах/детских школах искусств

Автор статьи, опираясь на собственный опыт преподавания сольфеджио (более 20 лет) предлагает практические рекомендации по встраиванию наиболее важных и необходимых элементов вокальной методики в уроки сольфеджио.

Одно из главных значений термина сольфеджио – вокальные упражнения для развития слуха и обработки голоса.

Как правило, в повседневной практике преподавания сольфеджио основное внимание уделяется развитию у обучающихся навыков чтения нот, определения на слух интервалов, аккордов, ступеней ладов, записи диктантов.

Навыки правильного пения (сольфеджирования) почти не развиваются (зачастую, из-за нехватки учебного времени, но также по причине недостаточной осведомленности педагогов в области вокальной методики и практики).

Между тем, такие навыки представляются совершенно необходимыми для учащихся любых специальностей, любого возраста. Помимо повышения эффективности самого процесса обучения сольфеджио, грамотное овладение певческими навыками и их применение оказывает благотворное воздействие на весь организм человека, улучшает его самочувствие.

Читайте также:  Астор пьяццолла: биография, интересные факты, творчество

Более пятидесяти лет назад известный педагог, доцент Ленинградского института культуры А. Д. Варфоломос в своей работе «Пение в курсе сольфеджио» [2] поднимал вопрос о правильном, выразительном, красивом пении на уроках сольфеджио. Ситуация с тех пор мало изменилась.

В методическом плане в настоящий момент существует огромное количество пособий, авторских курсов и разработок, учебников и хрестоматий по сольфеджио, как будто направленных на реализацию главной задачи этого предмета – развития у детей интонационно-правильного и выразительного пения, неотделимого от развития слуха и других параметров.

Совет

Параллельно появилось немало пособий, предлагающих методики развития голоса у детей, без привязки к урокам сольфеджио, опирающихся, например, на народную исполнительскую манеру, как наиболее естественную для голоса [8].

Однако, на практике педагогу сольфеджио крайне сложно соединить большой объем теоретического и учебного материала с одновременным следованием той или иной вокальной методике. Например, известная и весьма эффективная методика В.В.

Емельянова [4],[5] предполагает работу в несколько этапов, что почти нереально в условиях среднестатистического школьного курса сольфеджио. Отсюда возникает необходимость предложить педагогу сольфеджио необходимые основы вокальной методики и соответствующие рекомендации в максимально сжатом, универсальном и адаптированном для рядового урока виде.

В обычной практике стремление учащихся к выразительному пению в большинстве случаев остается лишь благим намерением.

Ученики часто поют с сильным горловым оттенком, зажатой нижней челюстью, не умеют петь ровным звуком, отделяют слоги друг от друга, глиссандируют при подходе к верхним или нижним нотам и т. д.

В результате учащиеся утрачивают образное ощущение музыки и не проникаются любовью ни к сольфеджио, ни к пению.

Источник: https://novainfo.ru/article/1799

Сольфеджио в комплексном воспитании юного музыканта

Мажара А.С. Санкт-Петербургский Городской Дворец Творчества Юных

Предмет сольфеджио как часть музыкального воспитания имеет давние традиции. Можно даже говорить о том, что именно сольфеджио, введенное в практику Гвидо Ареттинским в 10 веке, стало основой для формирования всей системы музыкального обучения. В настоящее время существует множество методик сольфеджио, удовлетворяющих самые разные запросы.

Тем не менее, далеко не каждый педагог- инструменталист уверен, что занятия сольфеджио так уж необходимы его ученикам. Посещение сольфеджио, выполнение заданий отнимают немало времени – не лучше ли посвятить его упражнениям на инструменте, ведь необходимый минимум теории и без того разбирается на уроках специальности.

Если же в дальнейшем встанет вопрос о профессиональном обучении, можно перед поступлением позаниматься с репетитором. Подобные мысли внушаются родителям, на время сольфеджио ставится урок по специальности… В результате ребенок лишается возможности полноценно развить свой музыкальный слух и музыкальное мышление.

Обратите внимание

Ведь именно сольфеджио располагает арсеналом средств, позволяющих помочь ребенку познать язык музыки во всей его полноте и богатстве.

Посещение сольфеджио необходимо не только ребенку – оно способно облегчить многие проблемы, с которыми педагог сталкивается в процессе обучения. Наметим те основные аспекты, работа над которыми в классе сольфеджио приносит плоды в исполнительской деятельности ребенка.

В первую очередь, помощь необходима в развитии метроритмического чувства. Независимо от степени знакомства ребенка с нотной грамотой к началу обучения на инструменте, навыки чтения нот формируются главным образом в процессе начального освоения инструмента.

Для исполнения важна не нота сама по себе, а система скоординированных зрительно-моторных связей (вижу знак, нахожу нужное положение рук на инструменте).

Специфика инструментов весьма различна, поэтому сольфеджирование голосом в диапазоне полутора октав среднего регистра — не слишком большое подспорье в обучении беглому чтению нот. Но, играя по нотам, ребенок воспроизводит не только звуковысотность, но и ритм.

Иными словами, цепочка зрительно-моторных связей должна выглядеть так: вижу знак, нахожу нужное положение рук в нужное время. При этом ощущение ритмических структур более универсально относительно специфики инструментов.

Это позволяет проводить серьезную работу по формированию метроритмического чувства в группах сольфеджио. В отличие от специальности, где после беглого знакомства с арифметическим делением длительностей ребенок переходит к практической деятельности, на уроках сольфеджио упор делается на закрепление слухового образа ритмической фигуры в тесной связи с их выразительными возможностями.

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/dopolnitelnoe-obrazovanie/igra-na-muzykalnom-instrumente/5554-solfedzhio-v-kompleksnom-vospitanii-junogo-mu.html

Как преподавать сольфеджио в XXI веке

Компьютерный путь к Моцарту

Размышления по поводу всеобщей музыкальной безграмотности

Общество на определенном этапе своего культурного развития остро ощутило дефицит навыков чтения и записи музыкального тек­ста, то есть собственную музыкальную безграмотность, и, естественно, приложило немало сил к тому, чтобы исправить сложившуюся ситуа­цию.

Однако музыкальное образование, казалось бы, нацеленное на решение данной проблемы, так и не сумело справиться с ней. Совре­менное состояние культуры лишь усугубило положение вещей, поро­див иллюзию «избыточности» подобных навыков.

Результат не заста­вил себя ждать: на авансцену XXI столетия вышло новое поколение музыкантов, не только не знакомое с элементарной музыкальной гра­мотой, но и не считающее такие знания нужными.

Важно

Не случайно в США сегодня популярность занятий музыкой значительно уступает популярности занятий спортом и восточными единоборствами. Профессия учителя фортепиано является одной из самых нестабильных. По отсеву учащихся с обучением игре на форте пиано не может сравниться ни один другой вид образовательной дея­тельности1.

1 Согласно статистике, приведенной в HoustonPost Л. М. Бондом, соотношение про­данных учебных пособий по фортепиано следующее: 100 для первого класса, 10 для второго, 1 для третьего.

Помимо того, начальный этап обучения игре на фортепиано, равно как и на других музыкальных инструментах, не пользуется госу­дарственной поддержкой (за редким исключением), а низкая эффектив­ность занятий при их высокой себестоимости2 ведет к дальнейшему па­дению популярности предмета. В школах, детских садах и яслях, как и в домах простых американцев, все реже и реже можно встретить лю­дей, способных играть на музыкальных инструментах по нотам или без.

Цена индивидуальных музыкальных занятий колеблется от 30 до 75 долларов в час, и, соответственно, средний американец способен оплачивать не более двух часов таких занятий в месяц.

И в России детей, как правило, не знакомят с музыкальной грамо­той на уроках музыки в общеобразовательной школе. В музыкальных же школах устаревшие формы обучения все чаще вызывают отторже­ние у учеников и их родителей, и в памяти детей остаются негативные воспоминания о своем музыкальном прошлом.

Таким образом, проблема выходит за пределы образовательной практики одной страны. Становится очевидно: без реформы музы­кального образования, без методики обучения, которая могла бы обеспечить всеобщую музыкальную грамотность, об изменении ситу­ации речь вести трудно.

Между тем музыкальное искусство может поддержать и тем са­мым спасти от «вымирания» только армия грамотных слушателей — с развитой музыкальной памятью, музыкальным слухом и мышлени­ем, способных читать музыкальные тексты, воспроизводить их на музыкальных инструментах и записывать.

Сольфеджио — фундамент музыкальной грамотности

Музыкальным слухом наделен каждый, кто наделен слухом во­обще.

Нам могут возразить: если музыкальный слух «от Бога», откуда тогда по­являются «гудошники»?

Совет

Известно, что большинство языков народов мира основаны на так назы­ваемом «темброво-артикуляционном» восприятии речи, то есть на распозна­вании гласных и согласных. Исключение составляют несколько языков Восто­ка, таких, как вьетнамский и китайский, ориентированных в том числе и на звуковысотность.

Соответственно, у людей, говорящих на языках первой группы, доста­точно часто восприятие музыки происходит на «темброво-артикуляционном» уровне. Они «говорят» музыку так, как привыкли проговаривать фразы. Меж­ду тем у тех, кто с рождения привык распознавать не только гласные и соглас­ные звуки, но и высоту тона, звуковысотный слух значительно тоньше, а их музыкальность практически всеобща.

Известный российский психолог А. Леонтьев предположил, что речевой слух «забивает» развитие звуковысотного, поскольку косвенным образом лег­ко компенсирует его (может помочь в распознавании мелодии и даже воспро­изведении ее, правда очень несовершенном).

Вместе с группой ученых иссле­дователь провел эксперимент: отобрав самых «глухих» к музыкальным звукам людей, он путем вокальных упражнений заставил испытуемых подстраивать свой голос под задаваемую высоту.

Результаты показали: через непродолжи­тельное время чувствительность к звукам стала стремительно повышаться, то есть звуковысотный слух становился все тоньше и тоньше1.

1 Леонтьев А. Н. Лекции по всеобщей психологии. М., 2000. Лекция № 25: Звуковы­сотный слух.

Вывод очеви­ден: голос человека является необходимым инструментом для развития музы­кального слуха. Развивая голос, мы одновременно можем совершенствовать способность распознавать абсолютную высоту звуков, а также их ладовые со­отношения.

Однако исследования современных психологов показывают, что формирование навыка слышания звуков как элементов музыкальной речи невозможно без занятий пением, причем с названием нот2 и с раннего детства.

Обратите внимание

2 Пение со словами не способствует закреплению за звуками постоянных «имен», равно как и установлению прочной связи между слышимым звуком и письменным знаком.

Пение сольфеджио помогает не только «поднять» целый пласт музыкальной информации, но и перейти от речевого вос­произведения звуков (сольмизации) к их вокальному воспроизведе­нию, а значит — к пониманию звуковысотных соотношений и ладо­вых закономерностей музыки.

Поэтому именно сольфеджио является тем фундаментом музы­кальной грамотности, без которого невозможно музыкальное разви­тие человека.

И что же такое сольфеджио?

Подавляющее большинство жителей США не знает, что такое сольфеджио. Даже представления о написании этого слова весьма ту­манны: в современных англо-американских словарях оно пишется то с одной буквой д, то с двумя, — а в среде учителей идут давние споры: -говорить «сольфеджио» или «сольфедж» (solfege).

Этот предмет не является обязательным в американских музы­кальных студиях и школах. Сольфеджирование, как правило, не ис­пользуют на занятиях частные преподаватели музыки.

Официально курс сольфеджио есть только в музыкальных колледжах и универси­тетах США, где студентов музыкальных факультетов начинают обу­чать некоторым навыкам пения с листа и записи музыкального дик­танта.

Однако профессиональный уровень таких занятий оставляет желать лучшего1.

1 Часто приходится слышать жалобы студентов из бывшего СНГ, приехавших в США по обмену, на неудовлетворительное преподавание сольфеджио в универ­ситетах.

Если на индивидуальных занятиях по специальности преподаватель под­бирает репертуар, исходя из профессионального уровня каждого студента, то на групповых занятиях по сольфеджио учащиеся вынуждены писать диктанты, соот­ветствующие по сложности программе 3—4 классов музыкальной школы.

Важно

Сольфеджио в России — важная составная часть работы с учени­ком, направленная не только на развитие его слуха и совершенствова­ние чистоты интонирования, но и на приобретение навыков записи музыкального текста и чтения нот с листа. Между тем в США под сольфеджио чаще всего подразумевается релятивная система 3. Ко-даи, которая не опирается на нотное письмо — ограничивается фор­мированием у учащихся навыков пения в хоре.

Так, в начальных классах общеобразовательных школ США детей порой учат пению простых мелодий с названием нот. При этом до может называться первая ступень любой тональности.

Применение так называемого «перемеща­емого до» («movabledo») стало в общеобразовательных школах Америки аль­фой и омегой сольфеджирования.

Считается, что релятивное употребление до-мажорного лада применительно ко всем другим мажорным тональностям способствует развитию ладогармонического слуха. Но при этом музыкальный слух никак «не контактирует» с неисчерпаемым источником информации — музыкальной письменностью.

Вот почему певческий репертуар учащихся ог­раничивается тем, что разучен с голоса учителя или по ручным знакам, а их му­зыкальное мышление не получает должного развития без сформированной способности прочитывать вслух или про себя новый музыкальный текст.

Широко распространенное буквенное обозначение нот неиз­бежно выделило в американском музыкальном образовании две прак­тические области: «пение» и «игру на инструменте». Как правило, в инструментальном классе чтение музыкального текста происходит на основе визуально-логического заучивания нот с помощью мнемони­ческих приемов.

Читайте также:  Легенда о волынщике из кейла

Так, например, для запоминания в скрипичном ключе нот, расположен­ных на линейках, применяется формула «EveryGoodBoyDoesFine», для запо­минания нот между линейками — аббревиатура «FACE».

В басовом ключе соот­ветственно: для нот на линейках — «GoofyBabiesDoFunnyActs», для нот между линейками — «AllCowsEatGrass».

Многие американские учителя со­здают все новые и новые сказки-учебники, стараясь перещеголять друг друга в изобретении историй, которые помогли бы провести прямую параллель между миром нот и миром букв.

Совет

Однако пытаясь подменить язык музыки вербальным языком, музыкальная педагогика загоняет саму себя в туник. При всей кажу­щейся привлекательности и простоте мнемонических приемов, при всем удобстве запоминания отдельных нот на нотоносце этот подход является одной из ключевых причин неэффективности обучения чте­нию музыкального текста и, следовательно, тормозит музыкальное развитие детей.

Проанализируем причины.

1. Буквенное обозначение нот делает невозможным обучение музыкальной грамоте детей младшего дошкольного возраста. Необхо­димым условием для начала занятий считается способность детей рас­познавать буквы и читать книги, то есть абстрактно мыслить. Получа­ется, что не музыка подготавливает мозг ребенка к успешному овладению другими науками, а наоборот.

2.   Буквы английского алфавита — «Эй, Би, Си, Ди, И, Эф, Джи» — очень неудобны для пропевания, неудобны для голоса и мало способствуют развитию связи: пою — слышу — запоминаю.

Источник: http://www.softmozart.ru/our-library/articles/49-moscow-state-conservatory-article.html

Базовые понятия музыкальной грамоты (сольфеджио)

Базовые понятия музыкальной грамоты (сольфеджио)

Данный раздел тоже посвящен общим музыкальным терминам, но в него мы собрали те музыкальные понятия и термины, которые в большей степени принято относить к основам музыкальной грамоты, к сольфеджио. Таким образом, в этом разделе мы представляем Вашему вниманию своеобразный минимум по сольфеджио, который будет необходим каждому начинающему музыканту и начинающему артисту хора.

Для удобства изучения, термины мы сгруппировали по типам

I. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗНАКИ:

ЗНАКИ АЛЬТЕРАЦИИ – знаки, повышающие или понижающие отдельные звуки на полтона или целый тон:

ДИЕЗ — знак (#), предписывающий повышение какой-либо ступени звукоряда на полутон

БЕМОЛЬ — знак (), предписывающий понижение какой-либо ступени звукоряда на полутон

БЕКАР — знак (), отменяющий альтерацию той или иной степени звукоряда

Если альтерации подвергается ступень какого-либо лада, уже имеющая диез или бемоль, то иногда возникает необходимость применить знак двойного повышения. Эти знаки встречаются достаточно редко:

ДУБЛЬДИЕЗ (– двойной диез) — знак, повышающий звук на два полутона (целый тон)

ДУБЛЬБЕМОЛЬ (- двойной бемоль) – знак, понижающий звук на два полутона (целый тон)

Знаки альтерации бывают случайные и ключевые (так называемые «знаки при ключе»).

СЛУЧАЙНЫЙ ЗНАКИ — знаки альтерации, выставляемые непосредственно перед нотой, к которой они относятся. В отличие от ключевых знаков, относящихся ко всему тексту музыкального произведения (или его части), случайные знаки действительны лишь до конца данного такта.

КЛЮЧЕВЫЕ ЗНАКИ — в современной музыкальной нотации — знаки альтерации, выписанные в начале каждого нотоносца справа от ключа и имеющие действие на все ноты, записанные на соответствующих линейках этого нотоносца, до смены ключевых знаков.

Внутри такта действие ключевых знаков может отменяться случайными знаками. В тональной музыке ключевые знаки обычно соответствуют основной тональности музыкального материала. В атональной музыке ключевые знаки не ставятся.

Порядок следования ключевых знаков строго определен и соответствует кварто-квинтовому кругу.

Ключевые знаки пишутся в начале каждой строчки, порядок их расположения строго регламентирован правилами, а количество зависит от тональности, в которой написано произведение.

При переходе (модуляции) в другую тональность на достаточно длительное время используется перемена ключевых знаков: на месте прежних знаков (если таковые имелись) ставятся бекары, а затем указываются знаки новой тональности (если они не встречались в прежней тональности).

КЛЮЧ — знак (исторически развившийся из некоторых нотных букв: f, g и др.), поставленный в начале нотоносца и устанавливающий известную высоту и название той или иной исходной ноты, в зависимости от которой определяются уже все остальные ноты.

Знак этот служит как бы ключом для чтения пьесы, откуда и получил свое название. Существуют Ключи до, соль, фа, указывающие положение до и соль 1-й октавы и фа малой октавы.

В настоящее время хоровые партии сопрано, альта и тенора записываются в «Ключе соль», или «Скрипичном ключе» (расположенном на 2-й линии), причем тенор читается октавой ниже, а бас (иногда и тенор) — в «Ключе фа», или «Басовом ключе» (расположенном на 4-й линии).

Иногда для записи тенора к скрипичному ключу добавляется знак тенорового или приписывается снизу цифра 8.

Графическое изображение ключей приведено на рис.1.

В настоящее время заметно повсеместное стремление отбросить все Ключи кроме скрипичного (на 2-й линии) и басового (на 4-й линии); впрочем, альтовый (на средней линии) для альта и теноровый (на 2-й линии сверху) для тромбона, фагота и виолончели находятся еще во всеобщем употреблении.

НОТНЫЙ СТАН (НОТОНОСЕЦ) – нотная строка из пяти линий, на которых размещаются ноты. Счет линий нотоносца ведется снизу вверх. Ноты пишутся как на линиях нотоносца так и между линиями, а также под первой линией, над пятой линией. Используются также написание нот на добавочных линиях снизу (например до первой октавы) или сверху.

Источник: https://infopedia.su/1×1376.html

Что такое сольфеджио?

Сольфеджио — один из самых недооцененных предметов в музыкальной школе. В то же время, можно сказать, что это целый комплекс упражнений, целью которых является развитие навыков применения теоретической части музыки на практике и изучать такой предмет надо всесторонне и особенно тщательно.

Сольфеджио в широком смысле можно определить как пение по нотам. Кстати, стоит заметить, что данное слово образовано путем сложения названий двух нот — соль и фа, потому и звучит столь музыкально.

Для чего нужны уроки сольфеджио в школах?

Прежде всего — для воспитания музыкального слуха, для тренировки его от простой способности до мощного профессионального инструмента. Как слух обычный превращается в слух музыкантский? — с помощью практик и специальных упражнений – этим как раз и занимаются на сольфеджио.

Вопросом о том, что такое сольфеджио, часто задаются родители, чьи дети посещают музыкальную школу.

Обратите внимание

К сожалению, не каждый ребёнок в восторге от уроков сольфеджио (это естественно: обычно этот предмет ассоциируется детьми с уроками математики в общеобразовательной школе).

Поскольку процесс обучения на сольфеджио очень интенсивный, то родителям следует контролировать посещаемость этого урока своим ребёнком.

В отличии от других музыкальных дисциплин, практический результат курса сольфеджио не так явно заметен. Результат уроков фортепиано или вокала виден практически сразу – это умение играть на фортепиано, или петь.

Результат же курса сольфеджио не настолько очевиден, так как содержание этого предмета очень многогранно. Сольфеджио развивает в целом многие музыкальные навыки – музыкальный слух, чувство ритма, память, чем помогает осваивать другие музыкальные предметы.

Также на сольфеджио изучают основы музыкальной теории.

Но кроме этого результатом курса сольфеджио являются несколько очень нужных, практичных и применимых в жизни навыков.

Итак, какие же навыки могут и должны быть приобретены в результате курса сольфеджио?

1) Умение чисто спеть с листа любую мелодию. Очень полезный для жизни навык, освоив который, Вы сможете спеть мелодию любой песни из нотного сборника. Да и само по себе умение чисто петь доставит удовольствие Вам и окружающим.

2) Умение представить мысленно, подобрать на инструменте и записать правильно нотами любую услышанную мелодию. В курсе сольфеджио этот вид деятельности называется музыкальный диктант. Правда, удобное умение? Только услышали красивую мелодию – и сразу смогли ее подобрать на инструменте.

3) Умение подобрать и сыграть к любой мелодии акомпанемент. Думаю, полезность этого пункта ни у кого не вызывает сомнения, кстати, этому ученики просят научить их особенно часто.

Теория музыки, сольфеджио и нотная грамота — это схожие понятия, однако у них есть и существенные различия.

Важно

Теория музыки и нотная грамота — это теория, в то время как сольфеджио — это практика.

Сольфеджио можно охарактеризовать как:

  • учебную дисциплину, предназначенную для развития музыкального слуха и музыкальной памяти, включающую сольфеджирование (сольмизацию), музыкальный диктант, анализ на слух.
  • сборники упражнений для одно- или многоголосного сольфеджирования или анализа на слух;
  • специальные вокальные упражнения для развития голоса, называемые также вокализами;

Как и всякий предмет, сольфеджио подразумевает сначала прохождение теоретической части, однако в музыкальных школах теория неотделима от практики, и потому вскоре после изучения нотной грамоты начинается практическая часть — разучивание и пение гамм, а также номеров и упражнений с дирижированием.

При пении мелодии в сольфеджио каждая её нота называется. Сольфеджио как упражнения располагаются в сборнике с постепенным переходом от более лёгких к более трудным. Сольфеджио пишутся во всех мажорных и минорных тональностях

Источник: https://obrmos.ru/do/do_muz/art/do_muz_art_solf.html

Для чего нужно сольфеджио?

Для чего нужно сольфеджио?

(выступление на род.собрании Макейчук В.А.)

Среди семи чудес света есть восьмое — ребёнок играющий, ребёнок творящий. Задача нас взрослых — не только сохранить хрупкий мир ребёнка, но и помочь более естественно, безболезненно перейти от подсознательного моделирования мира в его многообразии к осознанным деяниям. Только тогда состоится личность, и возможен подъём на более высокий духовный уровень.

Ю.П. Юкечев.

Что мы знаем о сольфеджио? Множество детей и их родителей, не связанных с музыкой, считает его чем-то нудным и лишним, вроде жужжания надоевшего комара. Но это ведь далеко не так!<\p>

Всем понятно, что глухой не слышит музыки совсем.

Человек с неразвитым слухом слышит в ней простейшие элементы выразительности: динамику, темп, родные интонации бытовой музыки, кочующие из мелодии в мелодию. Человек с развитым слухом слышит тонко и изыскано.

Россыпи звуков он умеет удивительным образом превращать внутри себя в захватывающую полифонию чувств.

Необходимо совершенно отчетливо осознавать и не таить никаких иллюзий, что литературные соревнования по подбору эпитетов к услышанной музыке могут хоть как-то помочь УСЛЫШАТЬ музыку.

Чтобы это произошло, надо иметь развитое слуховое восприятие, а не способность хорошо и красиво говорить. Как образно написал профессор В.

 Медушевский нужно сформировать у детей музыкальный слух «как орган поиска небывалой красоты…».

Совет

Дисциплина, которая способна постепенно развить музыкальность человека до высот, позволяющих наслаждаться музыкой — от фольклора до творений великих классиков, называется СОЛЬФЕДЖИО.

Оно способно помочь ребенку постепенно превратить в своем сознании музыкальный шум в звуковое наслаждение. Поэтому сольфеджио должно быть основой любого сколько-нибудь серьезного обучения музыке.

Говоря «серьезного», здесь имеется в виду не только профессиональное обучение, а любое обучение музыке, от которого предполагается, что будет толк.

Когда детишки начинают учиться музыке, то первое, что они узнают — это названия нот, их написание на нотном стане, их длительности. Без этого ничего невозможно сыграть. Вот это-то и есть начатки сольфеджио, и их преподаёт педагог по специальности — тот, кто учит играть на инструменте. Строго говоря, это

теоретическая часть, но без неё продвинуться в нашем деле нельзя. Это как учить буквы, которые потом сложатся в слова, это — музыкальная грамота. Ну и конечно, в школе есть и отдельный предмет – «сольфеджио», который ведут профессионалы, специалисты именно по этому вопросу.

Дальше — больше! Зная музыкальную грамоту и развивая свой слух, дети научаться читать ноты — вначале медленно, а затем всё более бегло. Затем, понимая логику строения музыкального предложения – фразы — юные таланты начнут быстрее и осмысленнее осваивать музыкальные произведения.

Читайте также:  Альфред шнитке: биография, интересные факты, видео, творчество

Это ускорит их прогресс в игре, расширит репертуар, откроет новые возможности.

Вы улавливаете, какие открываются горизонты, какие перспективы появляются у детей? Понимание основ строения музыки, её законов расширяет «слышание», придаёт игре смысл и неповторимость-ту «изюминку» индивидуальности, которая и отличает одарённых людей.

Что же надо сделать, чтобы не упустить эту возможность? Посещать регулярно уроки сольфеджио — раз. Делать домашние задания — два.

Обратите внимание

Если ребёнку самому вдруг что-то показалось сложным или непонятным -постарайтесь ему помочь. Не можете, не понимаете сами? Ещё раз попросите педагога объяснить. Пропущенные и непонятные материалы — настоящий бич. Это как в математике: что-то упустил — и всё последующее становится непонятным абсолютно. Нельзя доводить до такого положения вещей.

Очень печально видеть, когда способный человечек, хорошо играющий на своём инструменте, не может поступить в училище или специальную музыкальную школу, потому что у него огромные пробелы в знаниях и умениях по сольфеджио. А ведь дальше предстоит изучение гармонии и полифонии.

И что же — этот бедолага так и останется за бортом профессии, к которой у него есть несомненные способности только оттого, что на раннем этапе занятий он чего-то не усвоил? А родители вовремя не озаботились ему помочь? Есть такие ученики, которым как раз такая ситуация помешала развернуться в полную силу — они всё время в чём-то отставали, что-то не понимали.

Некоторые части музыкальной ткани так и оставались для них тарабарщиной — так они у них и звучали. А всё потому, что они не уделяли этому предмету должного внимания.

Сольфеджио — это наша «пояснительная записка», наша «палочка-выручалочка», это волшебные слова, открывающие вход в пещеру, полную сокровищ. Как же нам с ним поладить? Что же это за наука?

Это наука о том, как строится «тело» музыки.

Это предмет, на котором можно найти ответы на многие вопросы: как подобрать на инструменте любимую мелодию, где живут эти «загадочные» аккорды, можно ли записать услышанную мелодию по памяти? Сольфеджио — это занимательная музыкальная математика, формы развития музыкального слуха и чувства ритма, помощь в чтении с листа незнакомой пьесы и многое другое.

В этой статье затронуты вопросы пользы от изучения сольфеджио при игре на инструменте. Но не забывайте, что дети могут захотеть сочинять музыку, и тогда это будет уже просто их «хлеб». И при подборе «на слух» на инструменте умение услышать и узнать — просто незаменимо.

Итак, помните — уделяя должное внимание сольфеджио, Вы работаете на будущее своего ребёнка. Не допускайте сбоев! Желаю удачи!

Источник: http://gdmshkola.ru/index.php/roditelyam/sovetuem-prochitat/dlya-chego-nuzhno-solfedzhio

Что такое сольфеджио и чему там учат?

Что такое сольфеджио и чему там учат?

Очень часто я слышу от учеников и выпускников музыкальных школ мысль о том, что сольфеджио – это очень сложный предмет, который не всякому удается освоить. И более того, очень многие считают, что его и незачем осваивать. Думаю, это связано с недостаточным пониманием того, чему собственно учит сольфеджио, какое его практическое применение в жизни.

В отличии от других музыкальных дисциплин, практический результат курса сольфеджио не так явно заметен. Результат уроков фортепиано или вокала виден практически сразу – это умение играть на фортепиано, или петь. Результат же курса сольфеджио не настолько очевиден, так как содержание этого предмета очень многогранно.

Сольфеджио развивает в целом многие музыкальные навыки – музыкальный слух, чувство ритма, память, чем помогает осваивать другие музыкальные предметы. Также на сольфеджио изучают основы музыкальной теории. Но кроме этого результатом курса сольфеджио являются несколько очень нужных, практичных и применимых в жизни навыков.

Итак, какие же навыки могут и должны быть приобретены в результате курса сольфеджио?

Важно

1) Умение чисто спеть с листа любую мелодию. Очень полезный для жизни навык, освоив который, Вы сможете спеть мелодию любой песни из нотного сборника. Да и само по себе умение чисто петь доставит удовольствие Вам и окружающим.

2) Умение представить мысленно, подобрать на инструменте и записать правильно нотами любую услышанную мелодию. В курсе сольфеджио этот вид деятельности называется музыкальный диктант. Правда, удобное умение? Только услышали красивую мелодию – и сразу смогли ее подобрать на инструменте.

3) Умение подобрать и сыграть к любой мелодии акомпанемент. Думаю, полезность этого пункта ни у кого не вызывает сомнения, кстати, этому ученики просят научить их особенно часто.

Почему же, не смотря на такие замечательные результаты занятий сольфеджио, не так много учеников их осваивают. Причин, как мне кажется, здесь несколько.

Во-первых, для того, чтобы освоить данные умения, нужно делать много предварительных упражнений, причем на протяжении как минимум нескольких лет без явно заметного результата. Не у всех учеников хватает на это терпения.

Вторая причина связана с несколько поверхностным отношением к заданиям по сольфеджио. Для хорошего результата нужно уделять занятиям по сольфеджио время ежедневно, а не раз в неделю на уроке.

А многие ученики считают, что раз уж они пришли на урок, значит их долг перед сольфеджио выполнен, а если еще и потратили 10 минут на домашнее задание – значит практически перевыполнен! Увы, огорчу, — для результата этого недостаточно.

Ну и третьей причиной являются особенности программы по сольфеджио. Дело в том, что программа курса ориентирована на подготовку профессиональных музыкантов, которые планируют поступать в музыкальные учебные заведения.

Совет

И многие задания в курсе сольфеджио рассчитаны именно на подготовку к вступительным экзаменам по сольфеджио, на которых кроме диктанта и пения с листа с дирижированием, обычно бывают задания на построение и пение гамм, интервалов и аккордов от заданных нот, либо в тональности.

Этим формам работы на уроке уделяется львиная доля времени, и естественно, что на вопросы подбора на слух мелодии и аккомпанемента времени не остается.

Последнее, что я хочу сказать: сольфеджио – это набор определенных навыков, доведенных до автоматизма. Для сольфеджио важнее уметь спеть трезвучие, чем выучить правила его построения! Хотя знание правил тоже не повредит, но основное – это выработка практических навыков и умений.

Думаю, все понимают, что приобретение этих навыков – дело постепенное и длительное, но, как я показала в этой статье, — результат того стоит!

Если у Вас появились вопросы, Вы можете задать их в комментариях к этой статье, или на форуме http://www.internetpiano.net/forum/

Удачного обучения!

Юлия Ремезенко

Источник: http://internetpiano.net/ru/solfege/142

Роль и место сольфеджио в музыкальном образовании: традиционная система обучения или путь инноваций

Абдурахманова Н.А.. Забежинская Ю.М.

Роль и место сольфеджио в музыкальном образовании: традиционная система обучения или путь инноваций

Статья предполагает рассуждение о роли сольфеджио в раскрытии ребенка как будущего музыканта. Это совместное творчество двух составляющих теории и практики. Многие поколения учеников прошли через традиционную систему обучения, основанную на определенных целях и задачах, форм и методов работы и ее конечный результат.  

От современного музыкального образования давно уже не получается тот результат, который требуется в реальной жизненной практике.

Обратите внимание

Незаметно происходит формирование профессионального делитанизма с ограниченным кругом знаний, и это является большой проблемой, о которой хочется говорить.

Теряется процесс личностного формирования учащегося, нарушена связь теорией и практикой сольфеджио (например, на уроках по специальным предметам).    

Между тем, именно сольфеджио является основой в творческом становлении музыканта. Модель построение учебного предмета сольфеджио оказывает влияние на развитие физических данных учащихся, плюс сенсорных, и эмоциональных.

Первый этап общение с учеником – это проверка его музыкальных способностей. Изначально музыкальный слух проверяется по трем базовым составляющим, которые фиксируются при поступлении в музыкальное учреждение. Это: слух, память, и ритм.

Сделаем акцент на слове «фиксируется». В данном случае каждый из этих компонентов впоследствии развивается на всем протяжении обучения.

Как показывает практика – эти три составляющих (музыкальный слух, память и ритм) – индивидуальны в развитии.

Идеальным является совпадение этих трех компонентов. Абсолютный слух – явление достаточно редкое, и по последним исследованиям его природа зависит от физиологических аспектов человека (здесь идет речь об особом строении головного мозга).

В нашем случае с педагогической точки зрения встает задача развития слуха, во всех его проявлениях через классические приемы. И, в первую очередь это уроки сольфеджио. Результат нашей работы на уроках сольфеджио – это развитие относительного музыкального слуха, то есть — это способность различать близкие по высоте тона в прямом сравнении.    

Важно

Поскольку музыка – является видом искусства неконкретным, то проблемой становится «замер» результатов в процессе обучения.

В связи с этим многие годы преподаватели ищут свои методические пути освоения предмета сольфеджио (работа над интонацией, гармоническим слухом, используются всевозможные виды диктантов, многоголосное пение и другие виды работы на уроках).

Задача ставится в кратчайший период времени научить ребенка слышать, и воспроизводить фрагменты музыкального материала.  

Работа по освоению материала не должна быть однообразной, и в тоже время для того, чтобы материал был усвоен нужно повторить в разных вариантах не менее трех-четырех раз. Обращаем внимание, что часто преподаватели сталкиваются с непониманием роли регулярной работы с нотным материалом  не только на уроках, но и в процессе домашней подготовки к занятиям.  

В настоящее время в помощь преподавателю имеются разнообразные инновационные материалы: интерактивная доска, музыкальные центры, многочисленные  мультимедийные приспособления.  Это может быть отдельной темой, пример организации самого урока, а мы говорим об общих аспектах значения роли сольфеджио в музыкальном воспитании.

Не надо забывать, что сольфеджио это групповой предмет изучения, где в группе, как правило – от 10 до 14 человек, с разными музыкальными данными. Речь идёт об индивидуальном подходе к отдельно взятому ученику, в данном случае это уже мастерство педагога, найти способ услышать каждого.

Написано множество музыкальных пособий, учебников, статей – главное найти для себя свой вариант – и, как правило, он классический.  

Таким образом, в данной статье автор пытался поднять ряд вопросов, с которыми сталкивается все преподаватели на уроках сольфеджио:

— Во-первых, при всем многообразии современных форм обучения предмету, теряется главная его составляющая – это классическая основа предмета.  

— Во-вторых, не достаточное внимание к предмету со стороны родителей. Обучение требует методического подхода к занятиям;

— В-третьих, проблема вовлеченности детей в образовательный процесс, всеми известными способами включая игровые. Задача педагога вызвать желание ребенка заниматься предметом, так как он является важной частью музыкальной культуры.

Совет

Сольфеджио – это элемент музыки, это раскрытия всего музыкального материала, его прочтение.  Совместные действия педагога с детьми на занятиях, и игровые формы и т.д.

Мы познаем музыку посредством изучения сольфеджио, воздействуя на духовный и эмоциональный мир ребенка.

В заключении, хочется подчеркнуть, что преподавание сольфеджио – это творческий процесс, где в универсальной форме достигается гармоничное соразвитие теории и практики.

Содержание  музыкального произведения это не только его внешняя сторона, его характерный музыкальный образ, доминирующей частью которого, также является и сольфеджио.

Обеспечение целостности процесса познания музыки – и есть главный смысл в изучении предмета сольфеджио.    

Источник: https://nsportal.ru/blog/obshcheobrazovatelnaya-tematika/all/2015/12/05/rol-i-mesto-solfedzhio-v-muzykalnom-obrazovanii

Ссылка на основную публикацию