Левитан «солнечный день. весна» описание картины, анализ, сочинение

Подробности Категория: Русское изобразительное искусство и архитектура на стыке XIX и XX веков Опубликовано 31.07.2018 17:34 Просмотров: 1202

Левитан

«Надо не только иметь глаз, но и внутренне чувствовать природу, надо слышать ее музыку и проникаться ее тишиной» (И. Левитан).

Александр Ростиславов писал, что «как бы в насмешку над национализмом, именно бедному еврейскому юноше открылась тайна самой сокровенной русской красоты».

Он настолько сильно чувствовал русскую природу, настолько погружался в её простую красоту, настолько волновался от её непостижимости, что иногда не мог сдержать своих чувств. Он с восхищением принимал этот сотворённый мир.

Константин Коровин так вспоминал об одном эпизоде совместной с Левитаном работы над этюдами: 

«Мы остановились. Посинели снега, и последние лучи солнца в темном лесу были таинственны. Была печаль в вечернем свете.- Что с вами? – спросил я Левитана.Он плакал и грязной тряпочкой вытирал у носа бегущие слезы.

— Я не могу, – как это хорошо! Не смотрите на меня, Костя. Я не могу, не могу. Как это хорошо! Это – как музыка. Но какая грусть в лучах, в последних лучах».

Начало творчества

Левитан

И. Левитан «Солнечный день. Весна» (1876-1877). Холст, масло. 53 × 40,7 см. Частное собрание (Москва)Это одна из первых работ Левитана, написанная им в возрасте 16-17 лет. Тогда он обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где его учителем живописи был Алексей Саврасов.

Изображен уютный деревенский уголок, где под деревьями копаются в земле куры. Изба, сарайчик рядом, сочная зелёная трава, деревья… Обычный деревенский пейзаж. Но уже в этой ранней работе чувствуется влияние Саврасова. Недаром говорили, что Саврасов только одному из своих многочисленных учеников передал «тайну мотива».

И этим учеником был Левитан.

Левитан

И. Левитан «Осенний день. Сокольники» (1879). Холст, масло. 63,5 × 50 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)Картина была написана в Салтыковке, где жил осенью 1879 г. Левитан, изгнанный из Москвы в ходе очередной антиеврейской кампании. Вышел царский указ, запрещавший евреям жить в «исконной русской столице».

Лето в Салтыковке Левитан вспоминал потом как самое трудное в жизни. Стояла тяжелая жара. Почти каждый день небо обкладывали грозы, ворчал гром, шумел от ветра сухой бурьян под окнами, но не выпадало ни капли дождя.Особенно томительны были сумерки. На балконе соседней дачи зажигали свет. Ночные бабочки тучами бились о ламповые стекла.

На крокетной площадке стучали шары. Гимназисты и девушки дурачились и ссорились, доигрывая партию, а потом, поздним вечером, женский голос пел в саду печальный романс:Мой голос для тебя и ласковый и томный…Это первая картина художника, купленная П.М. Третьяковым.

Именно внимание Третьякова к творчеству Левитана положило начало признанию художника. Ему было всего 19 лет.

Фигуру на фоне пейзажа изобразил Николай Чехов, брат А.П. Чехова.

«На твоих картинах уже есть улыбка»

Левитан почти не обращался к другим жанрам. Писал он и портреты, но они были лишь незначительной частью его творчества. Пейзаж для Левитана был не просто лирической картиной. Через пейзаж художник говорил о жизни, и о смерти, о радости и о грусти.

Левитан

И. Левитан «Берёзовая роща» (1889). Бумага на холсте, масло. 28,5 × 50 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)Берёзовая роща, изображённая Левитаном, была расположена на окраине города Плёс.

Картина написана в импрессионистском стиле: передана игра света и тени на берёзовых стволах, на свежей зелёной траве и листве деревьев. Для этого использована целая гамма оттенков зелёного цвета.

Левитан

И. Левитан «После дождя. Плёс» (1889). Холст, масло. 80 × 125 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)Эта картина также была написана в Плёсе – небольшом городе на правом берегу Волги. Левитан приезжал в Плёс (ныне Ивановская область, Приволжский район) в течение трёх лет, здесь были созданы многие его картины, но эта – одна из лучших.

На полотне изображён берег Волги в пасмурный день. Фактически художник изобразил здесь повседневную жизнь Волги. Недавно прошёл дождь, речная вода ещё покрыта рябью. У берега стоят баржи и лодки, на заднем плане – плывущий по Волге пароходик.

Справа на заднем плане видны плёсские дома и церковь.

«Это не просто вид, а переданное средствами пейзажа лирическое повествование о русской жизни, так живо напоминающее повести Чехова», — так писал об этой картине искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов.

Левитан

И. Левитан «Вечер. Золотой Плёс» (1889). Холст, масло. 84,2 × 142 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)На этой картине сквозь вибрирующий влажный вечерний воздух проступает ощущение тихого счастья.

Константин Паустовский своей книге «Исаак Левитан» пишет: «В эту вторую поездку на Волгу Левитан написал много полотен. Об этих вещах Чехов сказал ему: «На твоих картинах уже есть улыбка».

Левитан

И. Левитан «Тихая обитель» (1890). Холст, масло. 87,5 × 108 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)В марте 1890 г. Левитан совершил свою первую зарубежную поездку. За два месяца он побывал в Германии, Франции и Италии.

Из Ниццы он писал Аполлинарию Васнецову: «Воображаю, какая прелесть теперь у нас на Руси – реки разлились, оживает всё. Нет лучше страны, чем Россия… Только в России может быть настоящий пейзажист».

Возвратившись в Россию, вместе с художницей Софьей Кувшинниковой он поехал на Волгу, где провёл лето и осень, посетив Плёс, Юрьевец и Кинешму. В это время и была написана картина «Тихая обитель», причём в ней переплелись впечатления художника, связанные с несколькими монастырями.

Картина имела большой успех на 19-й выставке передвижников в марте 1891 г.На переднем плане картины изображена река, через неё перекинут деревянный мостик. На другом берегу реки от мостика ведёт тропинка к лесу, в глубине которого стоит монастырь.

Вечерние золотистые облака зависли над зданиями церквей и колокольни – всё это отражается в спокойной глади реки. Тишина природы отзывается в душе зрителя. Картина «производила впечатление замечательной свежести, искренности, задушевности. Таково всё творчество Левитана. Он понял, как никто, нежную, прозрачную прелесть русской природы, её грустное очарование» (художник Александр Головин).

Левитан

И. Левитан «Вечерний звон» (1892). Холст, масло. 87 × 107,6 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)Монастырь, стоящий у излучины реки, освещён вечерними солнечными лучами. Вокруг монастыря лес. Сам монастырь и плывущие по небу облака отражаются в зеркальной глади реки. Тихо вокруг – ни порыва ветра, ни плеска воды, и в этой тиши раздаётся лишь звон церковного колокола…

«Владимирка» могла быть «смело названа русским историческим пейзажем…» (М. Нестеров)

Левитан

И. Левитан «Владимирка» (1892). Холст, масло. 79 × 123 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)Работу над эскизами и этюдами к картине «Владимирка» Левитан начал в 1892 г., когда он несколько месяцев жил во Владимирской губернии.

Владимирка – это Владимирский тракт, грунтовая дорога, ведущая из Москвы на восток. В течение многих десятилетий по ней отправляли сосланных на каторгу заключённых.В феврале 1893 г. картина была представлена на 21-й выставке передвижников, а в марте 1894 г. Левитан передал её в дар Третьяковской галерее.

Художник Михаил Нестеров считал, что «Владимирка» могла быть «смело названа русским историческим пейзажем, коих в нашем искусстве немного».Владимирка печально известна тем, что в течение многих десятилетий по ней этапом отправляли сосланных на каторгу в Сибирь заключённых. К концу XIX в.

, когда была написана картина, заключённых уже отправляли на поездах.Серый сумрачный день. Дорога протянулась через всю картину. Она пролегает по бескрайней равнине мимо полей, перелесков и селений. Рядом с дорогой тянется тропинка к столбику-голубцу с иконой – там виднеется одинокая фигура странницы.

Читайте также:  Суриков "боярыня морозова" описание картины, анализ, сочинение

Вся картина создаёт тревожное настроение – здесь прошли тысячи заключённых… Так через пейзаж художник смог показать историческое прошлое нашей страны.

Настроение этой картины передаётся при помощи приглушённых красок, светлыми тонами написаны только белая церковь и жёлтая полоса спеющей ржи у горизонта. Это символ надежды.

«Мрачная трилогия» Левитана

И. Левитан «У омута» (1892). Холст, масло. 150 × 209 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)Работу над картиной художник начал в 1891 г. в Тверской губернии: пейзаж у реки Тьмы в окрестностях села Берново. В феврале 1892 г. полотно было представлено на 20-й выставке передвижников, где его приобрёл П.М. Третьяков.

Сумеречное освещение и нависшая над «гиблым местом» тишина вызывают чувство тревоги и дискомфорта, возможно, даже опасности.

По своей композиции и «силовым линиям» картина «У омута» очень близка к картине «Тихая обитель»: в обоих случаях взгляд зрителя переходит по мостику через реку, за которой видна тропинка, уходящая в лес.

Но при этом переживания, вызываемые этими картинами, различны: «Тихая обитель» вызывает чувство умиротворённости, а полотно «У омута» – чувство тревоги и опасности. Эту картину вместе с двумя другими большими картинами этого периода («Владимиркой» и «Над вечным покоем») иногда называют «мрачной трилогией» Левитана.

И. Левитан «Над вечным покоем» (1894). Холст, масло. 150 × 206 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)«Над вечным покоем» – одна из известнейших картин Исаака Левитана. Он работал над ней на озере Удомля, близ Вышнего Волочка. В письме к П.М. Третьякову 18 мая 1894 г.

художник писал о своей картине: «Я так несказанно счастлив, что моя работа снова попадет к Вам, что со вчерашнего дня нахожусь в каком-то экстазе.

И это, собственно, удивительно, так как моих вещей у Вас достаточно, но что эта последняя попала к Вам, трогает меня потому так сильно, что в ней я весь, со всей моей психикой, со всем моим содержанием…». В другом письме он писал: «Вечность, грозная вечность, в которой потонули поколения и потонут ещё…

Какой ужас, какой страх!». Именно об этой грозной вечности заставляет задуматься картина Левитана.Тяжело нависают над землёй свинцовые облака. Широкое озеро выглядит мрачно и сурово. Вода и небо на картине будят мысль о ничтожности и быстротечности жизни.

На крутом высоком берегу стоит одинокая деревянная церковь, рядом кладбище с покосившимися крестами и заброшенными могилами. Ветер качает деревья, гонит облака… Так было давно, так будет и после того, как нас не станет на этой земле. На что может надеяться человек? Возможно, только на крохотный огонёк в окне церквушки.

Эту картину Левитан писал под звуки Траурного марша из «Героической симфонии» Бетховена. Именно под такую торжественную и печальную музыку рождалось произведение, которое один из друзей художника назвал «реквиемом самому себе».

Весенняя тема

И. Левитан «Весна. Большая вода» (1897). Холст, масло. 64,2 × 57,5 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)

На картине изображён момент половодья, когда вода затопила всё вокруг. Колорит картины весенний: оттенки голубого, жёлтого и зелёного с преобладанием голубого. Картина притягивает своим лиризмом и весенней свежестью, обновлённой природой. Чистые светлые краски создают ощущение прозрачности, хрупкости, тихой радости – такое чувство испытывает человек после долгой болезни.

И. Левитан «Март» (1895). Холст, масло. 60 × 75 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)Картина была написана Левитаном в усадьбе Горка в Тверской губернии. На выставке 1896 г. она была куплена П.М. Третьяковым.

Рыхлый мягкий снег только начинает таять под теплым весенним солнцем, на белесых стволах деревьев еще нет листьев, и среди веток заметен скворечник. Значит, скоро лето… В этом пейзаже столько надежды и радости жизни, сколько никогда больше ни в одной картине мастера уже не будет…

  • Иван Бунин
  • Бушует полая вода,Шумит и глухо, и протяжно.Грачей пролетные стада
  • Кричат и весело, и важно.
  • Дымятся черные бугры,И утром в воздухе нагретомГустые белые пары
  • Напоены теплом и светом.
  • А в полдень лужи под окномТак разливаются и блещут,Что ярким солнечным пятном
  • По залу «зайчики» трепещут.
  • Меж круглых рыхлых облаковНевинно небо голубеет,И солнце ласковое греет
  • В затишье гумен и дворов.

Весна, весна! И все ей радо.Как в забытьи каком стоишьИ слышишь свежий запах сада

  1. И теплый запах талых крыш.
  2. Кругом вода журчит, сверкает,Крик петухов звучит порой,А ветер, мягкий и сырой,
  3. Глаза тихонько закрывает.

1892В этой картине очевидно влияние импрессионизма. Пейзаж жизнеутверждающий, это «открытие в русской пейзажной живописи». Впоследствии этот мотив отмечен в творчестве Игоря Грабаря, Константина Юона и других русских художников.В тот же период Левитаном была написана ещё одна картина — «Весна. Последний снег».

«Лебединая песнь» И. Левитана

И. Левитан «Озеро» (1900). Холст, масло. 149 × 208 см. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)Картина «Озеро» – последнее крупное произведение Левитана, написанное незадолго до его смерти. Оно осталось неоконченным. Впервые эта картина (под названием «Солнечный день») была выставлена на посмертной выставке Левитана в Санкт-Петербурге и Москве в 1901 г.

Картина написана большими широкими мазками. По голубому небу плывут облака, которые отражаются в озёрной воде. Основной колорит картины – сине-голубые, коричнево-зелёные, жёлтые и фиолетовые тона. Художник Константин Юон писал, что картина «Озеро», так же как и «Март» и «Свежий ветер. Волга», относится к произведениям Левитана, наполненным «радостью и счастливым ощущением жизни».

Источник: http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/russkoe-izobrazitelnoe-iskusstvo-i-arkhitektura/russkoe-izobrazitelnoe-iskusstvo-i-arkhitektura-na-styke-xix-i-xx-vekov/847-pejzazhi-nastroeniya-isaaka-levitana

Весенние пейзажи Левитана

Изучение живописных полотен вдохновляет и наполняет красотой.

Исаак Ильич Левитан (30 августа 1860 г. — 4 августа 1900 г.) — выдающийся русский художник-пейзажист.

С детства Исаак Левитан любил рисовать. Художественному мастерству его обучал старший брат, который часто посещал художественные выставки вместе с Исааком.

Исаак Левитан с отличием окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Мастерству рисования он учился у таких известных художников, как Алексей Саврасов и Василий Поленов.

За свою недолгую, но богатую творчеством жизнь художник создал порядка 1000 картин, эскизов и рисунков, многие из них выставлены в музеях, другие же находятся в частных собраниях.

Известно, что Павел Михайлович Третьяков приобретал картины юного Левитана задолго до известности художника. Сейчас в Государственной Третьяковской Галерее можно увидеть такие картины Исаака Левитана, как “Летний вечер”, “Над вечным покоем”, “Свежий ветер”, “После дождя”, “Март” и многие другие.

Единственный в России Дом-музей Исаака Левитана находится в городе Плёс Ивановской области. Там выставлены подлинные картины художника.

25 августа 2022 года музей будет отмечать свое 50-летие.

Всем картинам Исаака Левитана свойственна душевность и лирическое настроение. Пейзажи с родными просторами часто изображают неприметные места, однако художнику удавалось передавать красоту природы и ее очарование.

Как нарисуем, так и будет!

Всегда ваши, Рисовашки

Левитан

Источник: https://risovashki.tv/blog/vesennie-peizazhi-isaaka-levitana/

Презентация на тему: Левитан Исаак Ильич (1860 — 1900)

Левитан Описание слайда:

Левитан Исаак Ильич (1860 — 1900) Художник-живописец, пейзажист, мастер лирического пейзажа. Преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Представитель реалистической школы. Исаак Ильич Левитан родился 30 августа 1860 года в Литве, в местечке Кибарты Ковенской губернии. В сентябре 1876 года Левитан попадает в пейзажную мастерскую А. К. Саврасова, а позже становится учеником В. Д. Поленова.

Читайте также:  Николай андреевич римский-корсаков: биография, интересные факты, творчество

Описание слайда:

Первое признание таланта К первым из дошедших до нас произведениям живописца относятся два небольших пейзажа, показанных на ученических выставках, — «Вечер» (1877) и «Солнечный день. Весна» (1877). С ученической выставки 1880 года П. М. Третьяков приобретает картину девятнадцатилетнего художника «Осенний день. Сокольники». Это было первым признанием таланта Левитана.

Описание слайда:

Первые работы В летние месяцы 1880-1884 гг. он пишет с натуры в Останкине. К этому времени относятся работы: «Дубовая роща. Осень» (1880), «Дуб» (1880), «Сосны» (1880).

Описание слайда:

«Волжский период» В 1887 году художник, наконец, осуществляет свою мечту, он попадает на Волгу. Волжский период творчества Левитана продолжается до 1890 года. Левитан — один из самых больших поэтов ВолгиПейзажи Волги, созданные Левитаном, многообразны… Торжественной тишиной, величавым покоем веет от полотен: «Вечер на Волге» (1888) и «Вечер. Золотой Плес» (1889).

Описание слайда:

Расцвет творчества В марте 1891 года Левитан становится членом Товарищества передвижных выставок. С. Т. Морозов (меценат и любитель живописи) предоставляет художнику мастерскую. Стремлением к созданию эпического образа природы, картины-сочинения, отмечен период творчества художника с 1890 по 1895 год.

Среди них такие значительные полотна, как «У омута» (1892), «Владимирка» (1892) и «Над вечным покоем» (1894). 1895 год был сложным и трудным в жизни художника. Болезнь сердца подтачивала силы, сопровождалась приступами боли, удушьем…

Меланхолия и личные неурядицы порой доводили Левитана до отчаяния, до попыток покончить с жизнью. Однако любовь к природе и искусству явилась той живительной силой, которая не только помогла преодолеть болезнь, но и повела его к новым творческим открытиям.

Приезд Левитана в марте 1894 года в Тверскую губернию, в Островно, а затем в Горки открывает последний период творчества художника.

Описание слайда:

«Владимирка» (1892) Бесконечно серая, уходит вдаль, казалось бы, ничем не примечательная дорога. Вокруг пусто, голо, лишь редкие перелески да кусты скрашивают бедность пейзажа.

И тучи, беспросветно нависшие над горизонтом, и однотонный колорит картины, и одинокая фигурка странницы подчеркивают мрачный мотив пустынной дороги.

Малые тропинки, словно ручейки в реку, вливаются в ее широкое течение, а она господствует над раскинувшейся вокруг степью, и кажется, будто вся Россия пересечена ею.

Описание слайда:

«У омута» (1892) «Природа для художника уже не некий объект деятельности, не враждебная сила, а источник вдохновения и самой жизни. Она прекрасна сама по себе. Природа живет по своим законам, величественная и вечная.»Левитан И.И.

Описание слайда:

«Над вечным покоем» (1894) Композиция ее не имеет себе подобных. На переднем плане, слева, высится край косогора с церквушкой и кладбищем на нем. Дальше, сколько хватает глаза, – тусклая неподвижная вода, окаймленная вдали плавной линией низкого берега, тоскливо пустынного вплоть до самого горизонта. Дальний берег тянется узкой, томительно длинной полосой, однообразной по цвету.

Над ним – грозные, тяжелые тучи, бросающие мрачные тени на все окружающее Эти бедные селенья, Эта скудная природа – Край родной долготерпенья, Край ты русского народа! Не поймет и не заметит Гордый взор иноплеменный, Что сквозит и тайно светит В наготе твоей смиренной. Удрученный ношей крестной, Всю тебя, земля родная, В рабском виде царь небесный Исходил, благословляя. Тютчев Ф.И.

Описание слайда:

Пробуждение в творчестве В солнечные мартовские дни пробуждается природа («Март»), по-весеннему поет и звенит ручей («Весна.

Последний снег», 1895), нежно благоухают цветущие яблони («Цветущие яблони», 1896); в хрустальной осенней ясности сверкает золото листьев, синеют реки, пустеют рощи («Золотая осень», 1895) и наступает «пышное природы увяданье» («Осень», 1895).

Поэтическая красота природы дана как прославление родной страны, звучит как песня, гимн Родине.И только всего, Что, как прежде красна,Пришла, Прилетела, Вернулась весна!

Описание слайда:

«Март» (1895) Словно на глазах у зрителя отступает зима, не в силах сопротивляться молодым и здоровым силам весны. На дороге, что ведет к дому, снег уже побурел, смешался с землей. Около дома, где особенно тепло, снег слоится, становясь похожим на тонкие пластинки слюды. Только на лесной поляне, снег лежит еще почти нетронутый.

Ощущение, создаваемое картиной, можно определить одним словом – праздник. Светлая сторона дома, отражающая солнечный свет, оранжевые столбики крыльца, густо-коричневые тени на двери, голубые – на снегу, светло-фиолетовые рефлексы на кронах молодых деревьев, ярко-синяя глубина неба – таков ликующий, полный жизни колорит картины.

Описание слайда:

«Золотая осень» (1895) Он находит чистые, звонкие тона для медных крон берез, тусклые, приглушенные для зелени трав, холодные, иссиня-фиолетовые для неподвижной поверхности воды с ясными отражениями берегов в ней.

Он уводит взгляд зрителя далеко в глубину картины, вслед за исчезающим среди полей ручьем.

Рисуя тонкие и стройные стволы берез, он создает тот едва уловимый лирический мотив, который заставляет ощутить поэзию русской природы.

Описание слайда:

«Осень» (1895) Унылая пора, очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса, Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса. В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы. А.С.Пушкин

Описание слайда:

«Весна — большая вода» Картина «Весна — большая вода» (1896-1897) завершает цикл лирических пейзажей 1895-1896 годов.Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык…

Описание слайда:

Последние работы В последние годы жизни пейзажи Левитана поражают тонкостью и глубиной. Они отражают стремление художника «изощрить» свое искусство так, чтобы «слышать трав прозябанье».

Он все чаще обращается к воплощению неуловимых моментов в природе, стремится к предельному лаконизму изображения «Последние лучи солнца» (1899), «Луна. Сумерки» (1899), «Сумерки» (1900), «Сумерки. Стога»(1899).

Два последних пейзажа признаны подлинными шедеврами Левитана.

Описание слайда:

Последние работы Картина «Озеро» стала лебединой песней художника. Левитан полагал назвать свое произведение «Русью»; ему хотелось дать в нем как бы некоторый синтез своих многочисленных исканий. «Озеро» — обобщенный образ прекрасной и светлой русской природы. Русь, Родина — последние мысли и чувства художника. Он не сумел закончить картину, как хотел…

Описание слайда:

Последние годы жизни В 1898 году Левитану присваивают звание академика пейзажной живописи. Он преподает в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

Его пейзажи появляются на Всероссийских выставках, на выставках в Мюнхене и с успехом экспонируются на Всемирной выставке в Париже. Приходит всеобщее признание, известность.

Однако здоровье художника резко ухудшается, болезнь сердца неумолимо прогрессирует. Лечение за границей помогает на короткий срок.22 июля 1900 года Левитана не стало.

Описание слайда:

Работу выполнила-Ученица 10 Б классаМОУ лицея №6г.ЕссентукиКосова МарияПо теме: «Творчество И.И.Левитана» Март 2007года.

Источник: https://ppt4web.ru/mkhk/levitan-isaak-ilich-.html

Солнечный день весна

Один из ранних пейзажей Исаака Левитана – на момент написания художнику было семнадцать лет. Юноша обучался живописи в Москве, в школе художника Саврасова. Это полотно близко саврасовским пейзажам, напоминает настроением такие шедевры, как «Домик в провинции» и «Дворик».

Левитан также как и его учитель, избрал жанр пейзажа. Кроме восхищения красотой природы он позволял передавать сущность окружающего мира. Наставник Саврасов и ученик Левитан одинаково видели задачу художника-пейзажиста. Основным требованием была натуралистичность изображения природы.

Пейзаж «Солнечный день. Весна» удивительно легок и светел. Мы видим тихий уютный дворик в окружении деревьев. Рядом с избой и сараем копаются в покрытой молодой травкой земле куры. Деревянные постройки просты, но крепки, во всем чувствуется умелая и рачительная хозяйская рука.

С увлечением, тщательно пытался художник перенести на холст каждую деталь, выписать все по возможности тщательнее. Все эти детали деревенского быта милы его сердцу. Тут ничего не забыто и все равноценно — и копошащаяся домашняя птица, и ружья, прислоненные к стене, и поваленные березы, лежащие посреди двора. На картине раннее утро, солнечные лучи едва пробиваются сквозь листву.

Различные оттенки зелёного подчеркивают юность и чистоту окружающего мира. Окна дома очень малы, будто защищают счастье живущих в нем людей. Природа всегда была главным источником вдохновения Исаака Левитана. Он стремился передать всю ее красоту и хрупкость. И при этом, ранняя картина мастера отличается юношеской восторженностью — настолько ярки и броски краски.

Читайте также:  Архипов "северный пейзаж" описание картины, анализ, сочинение

Картина несёт тёплое, уютное и домашнее настроение. Она навевает каждому воспоминания о родном доме, самом уютном уголке детства.

Исаак Левитан «Солнечный день. Весна» (1876-1877) Холст, масло. 53 х 40,7 см Частная коллекция 

На время написания этой картины Левитану было 16-17 лет. Он обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где его учителем живописи был известный художник-пейзажист Алексей Саврасов. 

Искусствовед Владимир Петров писал: «В самом деле, хотя занятия с Саврасовым были благотворны для многих, именно в Левитане он нашел наиболее родственную натуру, и не случайно говорили, что только ему Саврасов передал «тайну мотива».

Чуткость к пейзажной лирике учителя и его наследию определила многие качества первых работ Левитана. Так, очень близка к саврасовским пейзажам картина «Солнечный день.

Весна» (1877) – изображение уютного деревенского уголка, где под деревьями, среди кустов, рядом с избой и сарайчиком копаются в покрытой новорожденной травой земле курицы.

Источник: https://8-poster.ru/pictures/Solnechnyiy_den_vesna/

Сочинение описание пейзажей Левитана

Родился Исаак Ильич Левитан в посаде Кибарты, близ станци Вержболово Ковенской губернии 18 августа 1860 года. Ремеслу художника он обучался в Училище живописи, ваяния и зодчества, где занимался в пейзажной мастерской, руководимой Саврасовым.

Его ученические работы «Вечер», «Солнечный день. Весна» были высоко оценены мастерами живописи: Левитан получил Малую серебряную медаль V Передвижной выставки.

Так начинался творческий путь художника, в чьем творческом наследии отразилась и запылала всеми своими яркими красками красота русского пейзажа. «Осенний день.

Сокольники», «Вид Симонова монастыря», «Вечер на пашне», «Река Истра», «Пасмурный день на Волге», «Под вечер», «Золотой плес», «После дождя», «Ветхий дворик», «Тихаяобитель», «У омута», «Свежий ветер», «Владимирка», «Март», «Весна. Большая вода», «Весна.

Последний снег», «Золотая осень», «Свежий ветер» — вот далеко не полный список его работ, вошедших в сокровищницу русской пейзажной живописи. При этом необходимо учесть, что творческая жизнь мастера была недолгой — чуть больше четверти века.

Картины «Осень» и «Заросший дворик» —одни из первых в творческой жизни художника, высоко оцененные критикой. Левитан мог наизусть произнести строки из статьи Н.

Александрова, в которой давался обзор передвижных выставок: «Солнечный свет, деревья, зелень, строения, все это написано просто мастерски, во всем проглядывает чувство художника, его бесспорно жизненное впечатление от природы…

» Художнику в это время было семнадцать лет, но успех, залогом которого являлись талант и мастерство Левитана, продолжал сопутствовать ему всю жизнь.

Пейзажи Левитана отображают красоту родной природы во всех ее проявлениях. Сам художник писал: «Нет лучше страны, чем Россия! Только в России может быть настоящий пейзажист».

Левитан умел языком красок рассказывать людям о горе и печали. Например, картина «Вечер на озере».

У берега сушатся сети, острые вершины елей отражаются в зеркальной поверхности. Никакие трагические события на картине не изображены, но зрителя пронизывает какое-то непреодолимое чувство печали.

Одно из самых трагических произведений — «Над вечным покоем». В это время Левитан гостил в имении Ушаковых, которое находилось на берегу озера Ост. Недавно художник пережил тяжелый удар, который подорвал его и без того слабое здоровье. По приказу, подписанному Александром III, все евреи должны были оставить Москву к 14 июля 1892 года.

Левитан был признанным художником, гордостью страны, но и на него распространялся этот приказ. Вскоре благодаря стараниям П. А. Брюллова художнику было разрешено жить в Москве.

Знакомые Левитана не замечали в нем резких перемен, он вел свой обычный образ жизни. Оскорбление, нанесенное ему, ушло вглубь, но его все чаще стали посещать приступы тоски.

В таком настроении были написаны картины «Вечерний звон» (работая над ней, художник напевал любимую песню «Вечерний звон» на слова Козлова) и «Владимирка».

Первый эскиз картины «Над вечным покоем» Левитан писал в большом зале ушаковского дома. Интересно, что создавалась эта картина Левитаном под музыку. Страстные и мятежные шопеновские ноктюрны сменялись Бахом. Но чаще всего Левитану хотелось слышать траурный марш из «Героической симфонии» Бетховена.

Его скорбными и торжественными звуками словно пропиталась кисть художника. Любуясь окрестностями, художник был очарован огромным небосводом. Кажется, нигде прежде не видел он такого бесконечного неба.

Однако пейзаж изображает не эту светлую безоблачность, а грозовое, грозное и мрачное небо, которое как бы вступает в спор с застывшей тишиной озера. По признанию самого художника, в этой картине отображена вся его душа: «В ней я весь, со своей психикой, со всем моим содержанием».

Тяжелые, сумрачные облака, устрашающие нас в момент ненастья, на самом деле похожи на Время.

Они проходят так же, как и Время, относительное и вечное одновременно.. Для того чтобы подчеркнуть вечность, Левитан в своей картине заменил современную церковь древней деревянной церквушкой из Плеса.

В ее окнах светится огонек — значит, там человек, там жизнь. И этот маленький светлячок среди бескрайней природы свидетельствует о непрерывности жизни. Одни умирают — другие рождаются.

Но что ты, маленький, ничтожный человечек, сделал для вечности?

Ты уйдешь, вместе с тобой уйдут и твои ежедневные заботы, страхи и страдания. Останется вечная природа, вечный покой, вечные облака, вечное озеро. Однако Левитан умел не только страдать, многие его произведения звучат, как гимн надежды и молодости.

Одним жарким июньским утром Левитан вернулся с прогулки без написанного этюда, но с букетом одуванчиков. Художник написал букет одуванчиков в простой глиняной крынке, вложив всю свою нежность в эти зыбкие стебельки.

Уже будучи учителем, Левитан увлекал своих учеников рассказами о том, сколько наслаждения ему доставляет писать цветы: «… вы почувствуйте, что они живые, что налиты соком, тянутся к свету: надо, чтобы от них пахло не краской, а цветами».

Наверное, каждый зритель может почувствовать аромат осенней природы, увидев левитановский пейзаж «Золотая осень ». Да, осень на его картине поистине золотая — сколько радости и наслаждения дарит это золото осени.

Кое-где еще проглядывает зелень, но в этом временном затишье, покое уже чувствуется страсть и сила надвигающейся зимней стихии. Еще светит теплое, нежное солнышко, река еще не скована льдом — ив этом прелесть осени.

Осень заставляет человека забыть о летней суматохе и подготовиться к зимнему ненастью. Левитан любил родную природу, умел наслаждаться ее красотой и величием и подарил нам возможность увидеть эту красоту его глазами — глазами мастера живописи.

Источник: http://www.nitpa.org/sochinenie-opisanie-pejzazhej-levitana/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector