«Работать надо, не насилуя свои знания – свободнее, радостнее, посвежее, веселее, чувствуя красоту, погорячей, больше шутки, но поскорее, и дать рисунку «изловчиться к правде». К. А. Коровин
В субботу посетил выставку Константина Коровина, приуроченную к 150-летию великого русского художника. Экспозиция проходит в залах Государственной Третьяковской галереи на Крымском валу. Надо отметить, что здесь показано наиболее полное собрание живописи, относительно прошлых персональных выставок мастера, включая прижизненную в 1921 году. Организована экспозиция очень удачно, в хронологическом порядке, и систематизирована по циклам: раннее творчество, Гурзуф, Париж 1890-1900, красочные ноктюрны, русский север, деревенские пейзажи, натюрморты, театр, период после эмиграции и др. Уникальность выставки еще и в подборе работ: здесь не только знакомые вещи из Третьяковки и Русского музея, но и малоизвестные шедевры из более чем десятка городов России, краевых собраний, частных коллекций. Даже те работы, что находятся постоянно в Москве – часто рассредоточены по небольшим театральным и музыкальным музеям. Поэтому особая благодарность устроителям за возможность познакомится с творчеством Константина Алексеевича Коровина в таком объеме. Все-таки более 250 живописных работ, включая несколько больших панно, реальные театральные декорации и костюмы по эскизам художника, сама авторская графика к многочисленным постановкам, фотографии, издания книг и монографий разных лет — все это очень впечатляет!
В. Серов «Портрет Константина Коровина» (1891)
При входе зрителя встречает «Портрет К. Коровина», кисти его друга Валентина Серова, написанный в 1891 году. Надо отметить, что несмотря на дружбу этих мастеров, подход к живописи, и в частности к портрету, был у них абсолютно разный.
Серов искал в портрете внутреннюю сущность натуры, психологизм, работал над каждым образом помногу десятков сеансов. Коровин дружески подтрунивал над Серовым за аналитический подход к натуре, считал его скептиком, а метод его – не иначе как «скучным».
Для Коровина же живопись была стихией радости, отражением его стремительного и непоседливого темперамента. Если в ранних, более-менее академических портретах и жанровых сценах это еще не так заметно, то постепенно, по мере художественного развития, живописная манера Константина Коровина все более стремится к эскизности.
Может быть дело в том, что для него не имела большого значения именно конкретика изображаемого, а превалировала сама живопись, как средство выражения. Это и послужило его постепенному переходу от традиций передвижничества к находкам импрессионистов.
Кстати, интересны две работы, по которым можно проследить истоки так называемого русского импрессионизма. Это «Портрет Т. С. Любатович» К. Коровина и «Девушкаосвещеннаясолнцем» В. Серова, относящиеся примерно к одному периоду.
Последняя картина не представлена на выставке, я ее показал для сравнения. Все-таки мамонтовский кружок был подлинным источником преображения русского искусства. Достаточно всего трех имен, чтобы согласится с этим выводом: Врубель, Серов и Коровин.
Слева: В. Серов «Девушка освещенная солнцем», справа: К. Коровин «Портрет Т. С. Любатович»
Говоря о живописи вообще, надо признать, что такого мощного колориста как Коровин, русское искусство ХХ века вряд ли знало. У него все на полутонах, оттенках цвета, нюансах.
К. Коровин «Гаммерфест. Северное сияние»
Например, изданный к этой выставке каталог не передает в большинстве случаев красоты и многообразия тонких колористических соотношений коровинских картин. Некоторые, особо запомнившиеся работы, я специально сравнил с полиграфической версией. «Гаммерфест.
Северноесияние»(1894-95), один из хороших примеров в этом смысле. Полотно построенно на тонкой гамме сиренево-серых, бежевых, коричневатых, жемчужных тонов. Оно прекрасно само по себе, элегично по настроению, и сравнимо по живописи с лучшими работами Тёрнера.
Но в каталоге оно практически не производит впечатления из-за излишней контрастности изображения. То же касается, к сожалению, и цветокоррекции многих произведений. Несмотря на запрет фотосъемки, я постарался тайком заснять этот шедевр на смартфон.
Конечно, качество не ахти, но по крайней мере видно, что на переднем плане оригинала нет того глубокого, почти черного цвета, как в каталоге. Это лишний раз подтверждает правило, что картины лучше смотреть в живую.
Проходя из зала в зал, убеждаешься, как здОрово эволюционировало искусство Константина Коровина за десятилетия. Кажется, что это творения не одного художника, а нескольких мастеров разных поколений.
Достаточно сравнить декоративное панно «ЛовлярыбывМурманскомморе», выполненное в гармонично-сдержанной гамме с последующими пастозными, яркими, почти абстрактными натюрмортами художника. Цикл панно создавался для Нижегородской художественно-промышленной ярмарки 1896 года по заказу Мамонтова.
Но из-за больших размеров работ, в экспозиции показаны только четыре из них. В монументальных вещах чувствуется классический подход к композиции, работа по предварительно сделанным этюдам, некоторая постановочность. Интересно, что в «Ловле рыбы» художнику удалось решить заведомо холодную гамму голубовато-бирюзовых тонов в теплом ключе.
В другом панно «БазарупристанивАрхангельске» заметно, что под всей живописью использовалась однородная коричневатая прокраска холста, что повлияло на общий тон произведения.
К. Коровин «Натюрморт с портретом Перцовой» (1916)
Что касается технического аспекта картин Коровина, тут есть что поизучать внимательному зрителю. А художнику особенно. Заметно, что некоторые работы написаны по проклеенному, но не загрунтованному холсту. Причем в целом качество красочного слоя достаточно хорошее. Коровин наносил краски пастозно, как Ван Гог, часто не смешивая их на палитре.
И по характерным мазкам видно, что работал мастер широкой кистью, почти не разбавляя краску (следы щетины хорошо прослеживаются). Холст использовал средне и крупнозернистый, иногда наклеенный на картон. В некоторых пленэрных работах писал на бумаге, позднее дублированной на холст. Из техники Коровин предпочитал масло, в крупноформатных панно клеевые краски и темперу.
В графике работал пером, акварелью, гуашью, бронзовой и серебряной красками на водной основе. Работ с использованием пастели я не заметил. Делал ли Коровин предварительный рисунок углем на полотне? В поздних работах скорее всего не делал, что видно по тем участкам холста, что остались не закрашенными.
Практиковал технику alla-prima, но в ранних вещах видна более тщательная проработка — виден подмалевок и последующая лессировка, особенно в лицах портретируемых. В поздних работах это постепенно исчезает. Сохраняются общие характерные черты, но детали становятся неважны.
Даже в названиях некоторых произведений прослеживается некоторая второстепенность изображаемого персонажа: «Натюрморт с портретом Перцевой» (1916). Немного иронично звучит. И сам портрет достаточно эскизен. Кстати, заметно, что мужские портреты мастер выписывал более подробно, чем женские.
Еще в 1892 году Коровин писал: «Нужно не только скопировать натуру, нужно ее передать ловко, любя, не долго тратя время, сразу, просто рассказать. Искусство должно быть легко – как Мазини спел, и готово, а не ноя и выпихивая, но должна быть суть, суть передана».
Также одним из открытий выставки является декоративное панно-фриз 1906 года «Старый монастырь», с явными признаками стиля «модерн». Это узкий прокленный холст, без грунтовки, проработанный полупрозрачной темперой оливкового цвета. Стилизованный контур архитектуры монастыря выделен черной краской.
Особое внимание в собрании уделено театрально-декорационной деятельности Константина Коровина. Здесь представлены некоторые эскизы декораций и настоящие костюмы к балетам «Дон Кихот» Л. Минкуса, «Конек-Горбунок» Ц. Пуни, «Щелкунчик» П. И. Чайковского, операм «Демон» А. Г. Рубинштейна, «Хованщина» М. П.
Мусоргского, «Садко» и «Сказка о царе Салтане» Н . А. Римского-Корсакова. Два огромных пространства занимают реальные декорации к опере Н.А.Римского-Корсакова «Золотой петушок», поставленной в 1934 году, в театре французского города Виши: «Поле боя у синих гор» и «Палаты воеводы Додона».
Правда, на меня сценография Коровина произвела не столь сильное впечатление, как его живопись. Что мне действительно пришлось по душе, так это дачные жанровые сценки, спонтанные деревенские этюды, парижские и крымские пейзажи, портреты Шаляпина (их не меньше трех), натюрморты с цветами, фруктами, вечерние портовые виды.
На мой взгляд: период с 1890 до 1915 года приблизительно – самый расцвет его творчества.
Есть художники, знакомство с которыми заряжает энергией, вдохновляет и запоминается надолго. Константин Алексеевич Коровин, безусловно, из их числа.
Проходил по залам экспозиции около четырех с половиной часов, и вышел обновленный и очищенный его великолепным, отрадным искусством.
А желающим познакомится с творчеством этого мастера, напомню: выставка работает в Москве до 12 августа 2012 в залах ГТГ на Крымском валу (в здании ЦДХ). Билет для граждан России стоит 300 руб.
В киоске можно приобрести и прекрасно изданный двухтомник мемуаров Коровина за 1600 руб. Большой 400-страничный каталог в твердом переплете специально подготовлен к юбилейной выставке и стоит 1100 руб. В нем добавлены материалы из рабочего альбома художника, статьи о творчестве, биография и некоторые работы не вошедшие в основную экспозицию.
P.S. Ниже представлены другие фотографии с выставки Коровина, снятые смартфоном.
Источник: http://dianov-art.ru/2012/06/26/vystavka-korovina/
Коровин Константин Алексеевич
Другие известные живописцы
Константин Алексеевич Коровин родился 5 декабря 1861 года в Москве на Рогожской улице, в доме деда Михаила Емельяновича Коровина, московского купца первой гильдии. Дед разбогател в ямском извозе.
Отец Константина, Алексей Михайлович, получил университетское образование, неплохо рисовал. Мать, Аполлинария Ивановна, урожденная Волкова, увлекалась музыкой, играла на арфе, рисовала акварелью.
Первые навыки рисования Константин и его старший брат Сергей, будущий известный художник-реалист, получили в семье.
В 1863 году после смерти деда семья Коровиных разорилась. Они продают дом и перебираются в деревню Большие Мытищи под Москвой. Неподалеку на фабрике стал служить отец.
Жизнь на природе пришлась мальчику по душе «До чего хорошо в избе две деревянные комнаты, потом печка, двор, на дворе стоят две коровы и лошадь, маленькая собачка, замечательная — все время лает. А как вышел на крыльцо, видишь большой синий лес. Блестят на солнце луга.
Лес — Лосиный остров — огромный. То есть так хорошо, как я никогда не видел. Вся Москва никуда не годится, такая красота…»
В 1875 году Константин поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве на архитектурное отделение. «Мне пришлось сильно нуждаться, — вспоминал художник о годах учебы, — уже пятнадцати лет я давал уроки рисования и зарабатывал свой хлеб».
Портрет кисти В.А. Серова, 1891, из коллекции И.А. Морозов
Через год Коровин перешел на живописное отделение. Его учителями стали И.М. Прянишников, Е.С. Сорокин, В. Г. Перов, А.К. Саврасов. Позднее Коровин вспоминал наставления Саврасова «Ступайте писать, пишите этюды, изучайте, главное — чувствуйте…» Под влиянием Саврасова Константин пристрастился к пейзажу.
Уже в училище он, стараясь сохранить свежесть впечатления, заканчивает свои работы непосредственно на натуре. В картинах «Село» (1878), «Ранняя весна» (1870-е), «Мостик» (1880-е) внимательное наблюдение природы сочетается с непосредственным ее восприятием.
Большей частью пейзажи Коровина — это удачно выбранные и метко зафиксированные уголки природы.
«В 1881 года я поехал в Петербург в Академию художеств и поступил в натурный класс, — вспоминает Коровин.
— Чудные залы академической галереи Кушелева, коридоры Академии художеств, живые сфинксы на ее фоне — все это было заманчиво для меня серьезностью, полной высоких традиций духа.
Но в самом деле в этой чудной Академии дух искусства был так мне чужд условность и серьезничанье по поводу несерьезного — работы каких-то театральных бутафории».
Через три месяца Константин возвращается в Москву. В 1883 году Коровин награжден в Училище малой серебряной медалью за этюд масляными красками. Еще через год ему присуждена малая серебряная медаль за рисунок с натуры.
В 1883 году молодой художник пишет картину «Портрет хористки», принесшую ему известность. «Это был первый опыт импрессионистической живописи не только в творчестве Коровина, но и в русском искусстве, — считает А.П. Гусарова.
— Можно сказать, что история русского импрессионизма началась с этой работы». И.Е.
Репин недоумевал «Это живопись для живописи только, такое было бы позволительно испанцу, но у русского — к чему это» Высказывание Репина произвело на Коровина столь сильное впечатление, что он записал его на обороте портрета хористки.
«Геммерфест. Северное сияние», 1894—1895
Коровин выходит из Училища со званием неклассного художника. «По окончании Школы я был приглашен, а также Левитан, Саввой Ивановичем Мамонтовым писать декорации в Частной опере. Я писал декорации к опере «Аида», а Левитан к «Жизни за царя» Глинки.
Декорация Левитана — Ипатьевский монастырь среди леса ночью — была восхитительна и поэтична, а «Аида», сделанная мной со светом горячего солнца Египта, синими тенями и особенной яркостью красок и огромных форм, наделала шуму, и об этой постановке писали все московские газеты».
Позже, в 1887 году, приехав в Париж, Коровин напишет «Так вот они, французы. Светлые краски, вот это так… Много и такого, что и у нас, но что-то есть еще и совсем другое. Пювис-де-Шаванн — как это красиво! И импрессионисты — у них нашел я все то самое, за что так ругали меня дома, в Москве».
После поездки в Париж (1887) художник испытывает творческий подъем. Гостя у Поленовых в деревне Жуковка, Коровин пишет сразу несколько удачных картин «За чайным столом», «В лодке», «Настурции». Как пишет А.П.
Гусарова, в них получает дальнейшее развитие его пленэризм. Краски становятся светлее и чище. Композиция приобретает все более свободный и асимметричный характер.
Художник прибегает к острым ракурсам («В лодке»), фрагментарности изображения, все более последовательно он идет к импрессионизму.
В декабре 1888 года вместе с Мамонтовым Коровин путешествует по Италии, знакомится с Флоренцией, Миланом, Генуей, Квинто. Затем он едет в Испанию, где пишет свою лучшую из ранних жанровых картин — «У балкона. Испанки Леонора и Ампара» (1889).
Эскиз костюма князя Игоря для постановки оперы А. П. Бородина«Князь Игорь» в Мариинском театре. 1909
Коровин создал ряд верных, правдивых и поэтических пейзажей русской деревни в серебристой гамме, характерной для его работ девяностых годов («Зимой»,1894). Большую роль в дальнейшем творчестве художника сыграли поездки на Север. Еще во время первого путешествия 1888 года его пленили виды суровых северных побережий, так появились картины «Берега Норвегии», «Северное море».
Вторую поездку, снаряженную Мамонтовым в связи со строительством Северной железной дороги, Коровин совершил в 1894 году вместе с В.А. Серовым. Художники побывали в Ярославле, Вологде, Архангельске, Норвегии и Швеции. Под впечатлениями от поездки было написано множество замечательных по колориту пейзажей «Гавань в Норвегии», «Ручей святого Трифона в Печенеге», «Гаммерфест.
Северное сияние», «Мурманский берег» и другие. Многие из них построены на тончайшей разработке оттенков серого цвета. Как пример создания глубокого и правдивого образа природы Севера, можно привести картину «Ручей святого Трифона в Печенге» (1894). Хмурое небо, каменистый берег, холодная гладь воды — все это передано скупыми красками, свободно, с тонким чувством тональности.
По материалам поездки Коровин оформляет павильон Северной железной дороги, построенный по его проекту на Всероссийской выставке 1896 года в Нижнем Новгороде. На огромных панно художник создал широкие, обобщенные образы природы и жизни Севера.
История жизни Константина Алексеевича Коровина
В 1897 года у Коровина и его жены Анны Яковлевны, урожденной Фидлер, родился сын Алексей. А тем временем Нижегородский павильон привлек всеобщее внимание своим убранством, и Коровин был назначен руководителем художественного оформления русских павильонов на Всемирной выставке 1900 года в Париже.
Грандиозность поставленной задачи позволила ему в полной мере раскрыть свое дарование. Он пишет несколько больших декоративных по цвету панно. За эту работу Коровин был награжден двумя серебряными, двумя золотыми медалями и орденом Почетного легиона.
К художнику приходят мировое признание и слава, его произведения экспонируются во многих городах Европы.
В начале века появляются лучшие портреты Коровина Н.Д. Чичагова (1902), И.А. Морозова (1903), Ф.И. Шаляпина, написанные «по-коровински» широко и свободно, с большим артистизмом. Хотя и ранее появлялись такие интересные работы, как тонкий и свежий «Портрет С.Н. Голицыной» (1886), «Портрет Т.С. Любатович» (1886), отличающийся богатством и тонкостью цветовых отношений.
Плакат «Жертвуйте жертвам войны. Дмитрий Донской». 1914
Одна из любимых тем художника — Париж. В парижских городских пейзажах «Парижское кафе» (1890-е), «Кафе де ла Пэ» (1905), «Париж.
Площадь Бастилии» (1906) и других подчеркнуто случайное построение композиции, стремление к усиленному звучанию цвета, свободная манера живописи.
В 1900-х годах у Константина Коровина проявляется большой интерес к ночным и вечерним пейзажам Парижа со сверкающими огнями реклам и мелькающими экипажами «Париж ночью. Итальянский бульвар» (1908), «Ночной карнавал» (1901), «Париж вечером» (1907) и другие.
Коровин хорошо знал западную живопись, высоко ценил достижения импрессионистов. Это сказалось на творчестве художника его парижские работы наиболее импрессионистичны. Художник мастерски фиксирует впечатления от многокрасочной, яркой, переменчивой жизни большого города.
В вечерних сумерках или в утренней дымке цвет теряет свою конкретность, переходит в систему вибрирующих пятен, предметы утрачивают четкость контуров.
Однако в лучших произведениях Коровина, наряду с передачей эмоционального состояния, велико значение и материальности, ощутимой вещественности предметов.
С 1900 года Коровин становится главным художником императорских театров, а с 1910 года — он главный декоратор и художник-консультант императорских театров Москвы и Петербурга.
Придя в театр, художник произвел реформу в театрально-декорационной живописи Большого театра в Москве, покончил с системой безличных дежурных декораций, объявив войну рутине, господствовавшей в те годы на казенной оперной сцене.
В оформлении оперы и балета Коровин находит применение своим творческим возможностям, своей любви к красочному зрелищу, своему уменью обобщить богатство цвета в монументально-декоративный образ. Он оформил более 100 постановок.
Среди лучших произведений художника — декорации к «Лебединому озеру», к «Руслану и Людмиле», к «Корсару», «Щелкунчику». Работа в театре поглощала много сил, она накладывала определенный отпечаток и на станковое творчество художника.
В эти годы усиливается красочность полотен Коровина, появляются размашистость, свобода живописной манеры.
«Ловля рыбы». Эскиз панно для павильона «Крайний Север» на Нижегородской ярмарке, 1896. ГТГ
С 1901 по 1921 год Коровин преподает в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1905 году Коровина избрали академиком Академии художеств. Во время Первой мировой войны Коровин был консультантом по маскировке в штабе одной из русских армий. Несмотря на тяжелое состояние здоровья (давнее нервное заболевание, болезнь сердца), художник бывает на передовых.
«После революции он принимает активное участие в художественной жизни, — рассказывает Н.А. Федорова, — занимается вопросами сохранения памятников искусства, организует аукционы и выставки в пользу вышедших на свободу политических заключенных.
Художник продолжает работать и в театре. По совету А.В. Луначарского, шестидесятилетний Коровин, неизлечимо больной и имеющий на попечении сына-инвалида, улучшить здоровье которого могут в парижских клиниках, переезжает в Париж.
Здесь же должна была состояться выставка его работ. Но картины похитили, и художник остался без средств. Он вынужден был соглашаться на любую работу.
При таких обстоятельствах заключаются кабальные договоры, в короткий срок за незначительную плату Коровин пишет сорок картин, изготовляет «сувениры» — бесчисленные «русские зимы», «бульвары Парижа».
Во Франции, где художник проводит последние пятнадцать лет своей жизни, он продолжает работать для театра. Оформляет спектакли в известных театрах Европы и Америки, повторяя свои прежние темы. В то же время Коровин продолжает разрабатывать в живописи старые темы, пишет натюрморты с розами, рыбами, часто обращается к видам ночного Парижа.
Его поздняя живопись утрачивает прежние достоинства. Краски становятся тусклыми и бедными либо пронзительно-анилиновыми, их сочетания лишаются гармонии, кисть намечает предметы и пространство мелкими острыми штрихами. Художнику изменяет не только глаз, но и вкус.
Неоднократное повторение одних и тех же мотивов для продажи сообщает его работам оттенок ремесленной заштампованности
Дом Коровина в деревне Охотино, Переславский район
На потребу больных ностальгией русских эмигрантов Коровин создает картины на русские темы, пишет пейзажи, праздники, русских красавиц… В 1926 году Коровина в Париже посещает его ученик М.С. Сарьян «Последний раз я встретился с Константином Алексеевичем Коровиным в 1926 году в Париже.
Я и сейчас не могу без глубокого волнения вспоминать об этой встрече. Мой дорогой учитель постарел, был болен, но сохранил свое покоряющее обаяние. Обрадовался он нашей встрече безгранично. Посыпался град вопросов о России, о новой жизни страны, о друзьях, об искусстве.
«Моя единственная мечта, — сказал он мне, — вернуться на Родину, хочу умереть в России».
Константину Алексеевичу так и не привелось увидеть родную землю. Но он до конца своих дней оставался русским человеком, русским художником. И картины, которые он писал на чужбине, были русскими по своему характеру, стилю, отношению к жизни.
Умер Коровин 11 сентября 1939 года и был похоронен на парижском кладбище Бийанкур.
Источник: https://tunnel.ru/post-korovin-konstantin-alekseevich
Константин Коровин. Живопись. Театр. К 150-летию со дня рождения
bellezza_storiala_gatta_ciara
- Очень рекомендую москвичам и гостям столицы!29 марта — 12 августаКрымский Вал, 10, залы № 60–61
- На сайте Третьяковской галереи пишут:
- Флоренция после дождя
Крупнейший выставочный проект года посвящен выдающемуся живописцу рубежа XIX–XX веков Константину Алексеевичу Коровину (1861–1939). Художник органично воспринял и переосмыслил живописные традиции современного европейского искусства, заслужив славу «первого русского импрессиониста».Долгожданную и столь масштабную ретроспективу К.Коровина (представлено около 240 лучших произведений из Третьяковской галереи, 22 музеев России, из Казахстана и Белоруссии, а также из частных коллекций) Галерея проводит в своих залах спустя девяносто лет после первой выставки, организованной в 1922 году при жизни художника.
Вслед за успешной выставкой И.Левитана Третьяковская галерея продолжает знакомить зрителей с периодом расцвета московской школы живописи, к которой принадлежал К.Коровин. Живописность, красочность, яркость палитры, свойственная искусству представителей Союза русских художников, наиболее полно отражена в его творчестве.
Выставка отражает многообразную деятельность К.Коровина в живописи, театре, монументальном искусстве. Экспозиция внутри раздела станковой живописи построена по разделам «Творчество 1880–1890-х годов», «Портрет»,
- Портрет Ф. Шаляпина
- Бульвар в Париже
- Гурзуф, 1914 год.
- Испанки Леонора и Ампара
- Северная идиллия
«Север», «Охотино. Деревенские пейзажи», «Париж», «Крым. Гурзуф», «Ноктюрны», «Натюрморт», «Предреволюционное искусство», «Эмиграция».
К.Коровин родился в Москве в купеческой семье, которая после разорения перешла в мещанское сословие. В 1875 году он поступил на архитектурное отделение МУЖВЗ, но почти сразу перевелся на живописное (учился до 1886).
В раннем творчестве К.Коровина особенно заметно влияние его учителей А.К.Саврасова («Ранняя весна», 1870-е. ГТГ; «Осень», 1880-е. Национальный художественный музей Республики Беларусь) и В.Д.
Поленова, на подмосковной даче которого начинающий художник провел несколько летних сезонов, написав такие известные произведения, как «Настурции» (1888), «За чайным столом» (1888) (обе – музей-заповедник Поленова), «В лодке» (1888. ГТГ).
Уже в этих работах он интуитивно использовал импрессионистические приемы; особенно это относится к новаторской картине «Портрет хористки» (1887. ГТГ).
С конца 1880-х годов К.Коровин начал выезжать в Европу, где познакомился с современным западноевропейским искусством.
Не без влияния Клода Моне и Огюста Ренуара он стал изображать женские фигуры против света в контражуре, помещая их на балконе, в проеме открытой двери или на фоне пейзажа, как, например, в картине «На даче» (1895. ГТГ).
В работах художника конца 1890-х годов («Бумажные фонари», 1896. ГТГ; «У купальни», 1890-е. Частное собрание) проявились черты декоративизма, выразившиеся в яркости, смелости колорита и виртуозном исполнении.
Совершая поездки в Париж, К.Коровин попадал под особое обаяние города с его непревзойденной эстетикой. Ему мастерски удалось передать жизнь французской столицы в часы утреннего пробуждения, но более всего вечером, в украшении сияний огней на улицах и бульварах. («Париж. Бульвар Капуцинок», 1902, 1906 и 1911; «Париж утром», 1906. Все – ГТГ).
В Париже К.Коровин увлекся символизмом и, вернувшись в Россию, посещал знаменитые лекции М.А.Дурново, общался с поэтом К.Д.Бальмонтом. В эти годы он написал картины «Северная идиллия» (1892, ГТГ) и «Муза» (1890-е, ГТГ).
К.Коровина наряду с А.Я.Головиным, С.В.Малютиным, А.Н.Бенуа, Л.С.Бакстом относят к реформаторам театра. Именно они подходили к спектаклю как единому сценическому пространству, где одинаково важна роль декораций, костюмов, музыки и актерского исполнения.
Дар театрального декоратора у К.Коровина проявился в 1885 году в работах для Русской частной оперы С.И.Мамонтова. В 1900 К.Коровин возглавил театрально-декорационную мастерскую Императорских театров – Большого театра в Москве и Мариинского в Санкт-Петербурге.
За два десятилетия художником было оформлено более 80 балетов, опер и драматических спектаклей. Сценические образы героев, созданные им для певцов Ф.И.Шаляпина, Л.В.Собинова, А.В.Неждановой, балетных танцоров С.В.Федоровой, Е.В.Гельцер, драматических актеров А.П.Ленского, М.Н.
Ермоловой, заслужили общее признание.
Для выставки из разных музеев отобраны лучшие эскизы декораций и костюмов к балетам «Дон Кихот» Л.Минкуса, «Конек-Горбунок» Ц.Пуни, «Щелкунчик» П.И.Чайковского, операм «Демон» А.Г.Рубинштейна, «Хованщина» М.П.Мусоргского, «Садко» и «Сказка о царе Салтане» Н.А.Римского-Корсакова.
Настоящим открытием для публики станет показ двух уникальных, чудом сохранившихся декораций и костюмов к опере Н.А.Римского-Корсакова «Золотой петушок» (постановка 1934 года, театр г.Виши, Франция).
Весь сценический материал к этому спектаклю в свое время приобрел оперный певец, бессменный исполнитель партии Звездочета Г.И.Раисов. Позже коллекция была куплена внуком художника В.Д.Поленова А.А.Ляпиным, а в 1986 году подарена им в ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.
На выставке впервые будут представлены подлинные декорации к этому спектаклю «Стан Шемаханской царицы» и «Град-столица».
Важным в творческой биографии К.Коровина был период жизни в Охотине. В 1897 году художник купил землю близ Переяславля-Залесского и построил одноэтажный сосновый дом, в котором часто гостили Ф.И.Шаляпин, В.А.Серов, С.А.Виноградов, М.Горький. В Охотине в творчестве художника родился особый жанр – ноктюрн.
Крымские пейзажи К.Коровина составляют отдельную страницу его творчества. В 1904 году художник приехал навестить в Ялту тяжело болевшего А.П.Чехова («Кафе в Ялте», 1905. ГТГ), а чуть позже приобрел участок земли на берегу гурзуфского залива. По проекту К.
Коровина в 1910 году была построена вилла «Саламбо», откуда открывался красивый вид на море («Балкон в Крыму», 1910. Ульяновский областной художественный музей).
Впечатления от крымских базаров с их богатством и красочностью послужили поводом для создания натюрмортов («Рыбы, вино и фрукты», 1916 и 1917. Обе – ГТГ, «Рыбы», 1916. ГРМ).
К.Коровин известен не только как живописец, но и как архитектор и декоратор.
В разделе монументального искусства представлены четыре из десяти панно, исполненных художником для павильона «Крайний Север» Нижегородской художественно-промышленной выставки 1896 года, специально отреставрированные к выставке. Они были заказаны меценатом и промышленником С.И.
Мамонтовым, который, мечтая об освоении и популяризации далекого и богатого края, способствовал путешествию К.Коровина и В.Серова на Север в 1894 году. Через несколько лет после Нижегородской выставки по предложению С.И.
Мамонтова панно украсили стены главного вестибюля Ярославского вокзала в Москве, а в 1961 году были переданы Третьяковской галерее. В большой картине «Гаммерфест. Северное сияние» (1894–1895. ГТГ) обобщены впечатления художника от путешествий по Северу (Мурманск, Архангельск и др.)
Одно из открытий выставки – декоративное панно «Старый монастырь» (1906. ГТГ). Поступив в собрание Третьяковской галереи в 1946 году, оно долгое время хранилось в запасниках на валу. В стилистике этого фриза (более семи метров в длину) угадываются характерные признаки модерна.
После революции, лишившись мастерской, холстов и красок, К.Коровин оказался в тяжелейшей ситуации. Переехав из Москвы в Островно, на берег озера Удомля в Тверском крае, художник впервые начал писать по памяти, выполняя небольшие произведения-миниатюры на картоне.
В этот же сложный период жизни он создал замечательные полотна, главным образом – портреты близких друзей: «Портрет Ф.И.Шаляпина» (1921. ГЦММК им. М.И.Глинки), «Портрет Е.Б.Вахтангова» (1922. Музей-квартира Е.Б.Вахтангова) и др.
В 1923 году художник вместе с семьей уехал в Германию, а затем во Францию, где прошли последние годы его жизни.
К выставке подготовлена культурно-образовательная программа и издан альбом-каталог, превосходящий по количеству произведений состав экспозиции. В него вошли работы из сорока семи музейных собраний России и музеев ближнего зарубежья.
Подготовлены электронное издание «Константин Коровин. Живопись. Театр» и отдельный сайт.
более подробная информация на сайте http://korovin.tretyakov.ru/
На время работы выставки Третьяковская галерея возобновляет «Четверги допоздна» – по четвергам выставка открыта до 22.00, кассы – до 21.00.Адрес: г. Москва, Крымский Вал, 10
Проезд: Метро «Парк культуры» или «Октябрьская», Троллейбус «Б» или «10» до остановки «Парк культуры им. М.Горького»
Режим работы:с 10.00 до 19.30кассы до 18.30вход на экспозицию до 18.30
выходной – понедельник
Продолжительность работы выставки «Константин Коровин. Живопись. Театр. К 150-летию со дня рождения» (с 29 марта по 12 августа 2012 года) по четвергам до 22.00. (Кассы открыты до 21.00)
Источник: https://bellezza-storia.livejournal.com/117829.html
Умер в Париже художник Константин Алексеевич Коровин :: Издательство Русская Идея
11.9.1939. – Умер в Париже художник Константин Алексеевич Коровин
Константин Алексеевич Коровин. Портрет работы В.А.Серова (1981)
Константин Алексеевич Коровин (23.11.1861–11.9.1939) – живописец, театральный художник и педагог. Родился в Москве в старообрядческой купеческой семье. Его отец Алексей Михайлович окончил университет, а мать Аполлинария Ивановна, происходила из рода дворян Волковых. Она рисовала акварелью, играла на арфе и привила детям любовь к искусству.
В четырнадцать лет Константин поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества, после двух лет обучения в 1876 г. перешёл на отделение живописи, где учился у А.К. Саврасова, затем у В.Д. Поленова. Одно время поступил в петербургскую Академию художеств, но вскоре разочарованный покинул ее, вернувшись в московское училище.
Коровин учился у Саврасова находить во внешне незаметных уголках природы скрытую поэзию, лирику, учился верно схватывать и эмоционально передавать ощущение жизни в пейзаже.
Поленов стал рассказывать ученикам о новом искусстве импрессионистов, которое Коровину оказалось очень близко – особенно после поездок в Париж в 1887 и 1892 гг., в результате которых было написано много романтичных парижских пейзажей.
В отличие от множества хаотичных мелких мазков французских импрессионистов палитра первого видного русского импрессиониста Коровина чиста и лаконична, краски сверкают, серебристые тона сообщают всему светоносность и воздушность в единой цветовой гармонии.
Однако увлечение импрессионизмом затруднило его официальное признание в академических кругах. В 1884 г.
Коровин получил звание «неклассного» художника, а высшее звание «классного» художника все же не получил, как и его товарищ по училищу Левитан. Однако оба художника благодаря Поленову познакомились со знаменитым меценатом С.И.
Мамонтовым и в конце 1884 г. вошли в его кружок, где ценилось русское народное творчество. Здесь началась деятельность Коровина как театрального декоратора.
В 1888 и 1894 гг. Коровин вместе с другом-художником В.А. Серовым путешествует по Северу. Путешествие это было организовано Мамонтовым, прокладывавшим Северную железную дорогу и мечтавшим о промышленном использовании природных богатств Заполярья.
Произведения обоих художников должны были познакомить общество красотой природы арктического края. Художники побывали в Архангельске, Мурманске, на Новой Земле и на побережьях Северной Двины, заезжали в Норвегию и Швецию.
Пораженный величественной и могучей красотой Севера Коровин восклицает: «Какой чудесный край, Север Дикий! И ни капли злобы здесь нет от людей. И какой тут быт, подумай, и какая красота!.. Я бы хотел остаться здесь навсегда».
В этот период Коровин создает примечательные картины «Ручей святого Трифона в Печенеге» (1894), «Гаммерфест. Северное сияние» (1894-1895), «Мурманский берег» (1894), «Зима в Лапландии» (1894), «Северная идиллия» (1886).
В 1890-х гг. под впечатлением архитектуры русского Севера Коровин оформляет павильон Северной железной дороги, построенный по его проекту в Нижнем Новгороде. В 1900-х Коровин как театральный художник создает эскизы костюмов и декорации к различным пьесам, операм и балетам Большого театра, Мариинского театра, театр Ла Скала в Милане.
В их числе спектакли «Фауст» (1899), «Конёк-горбунок» (1901), «Садко» (1906). Театр помог Коровину выработать на основе различных тенденций, бытовавших в декоративном искусстве, свой индивидуальный стиль «декоративного импрессионизма». В этой деятельности он подружился с певцом Ф.И. Шаляпиным, для которого сделал костюм Царя Иоанна Грозного в опере Н.А.
Римского-Корсакова «Псковитянка».
Для Всемiрной выставки в Париже в 1900 г. Коровин создал Кустарный отдел Русского павильона, так называемую «Русскую деревню» в виде сказочного городка, и выполнил с помощью Николая Клодта тридцать панно для павильонов Сибири, Крайнего Севера и Средней Азии.
Работы для Парижской выставки принесли Коровину большой успех в Европе, где галеристы и музеи стали выставлять и приобретать его картины. Он стал кавалером французского ордена Почетного легиона, получил на выставках две золотые медали и несколько серебряных.
После этого живопись Коровина наконец обретает официальное признание и на родине.
С 1901 г. Коровин стал преподавателем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. На протяжении десятилетий он участвовал в выставках художников разных направлений и объединений – передвижников (хотя и не находил с ними достаточного взаимопонимая в силу своей «аполитичности»), «Мiра искусства», «Союза 36», Союза русских художников. В 1905 г. Коровина избирают академиком.
Во время Первой мiровой войны Коровин не изменяет своих «аполитичных» художественных принципов, считая, что и в годины бед он должен оставаться верен своему прославлению красоты жизни. В то же время он работает консультантом по маскировке в штабе русской армии.
В 1917 г. революционные события Февраля и Октября нарушили душевное равновесие художника. «И хотя его избрали в апреле 1917 года в Комиссию художников при Комиссаре над бывшим Министерством Императорского двора, а в 1918 г.
он вошел в состав «Отдела пластических искусств», комиссии по охране памятников искусства и старины при Совете рабочих и крестьянских депутатов, одновременно став членом коллегии художников театра, – это все его тяготило», – пишет его биограф. – «Боже, как надоела политика!» — восклицает Коровин в одном из писем.
Его Училище живописи, ваяния и зодчества вместе со Строгановским училищем реорганизовалось в «Свободные художественные мастерские». Коровин избран на должность руководителя мастерской. Он занимается вопросами сохранения памятников искусства, организует аукционы и выставки.
В то же время Коровин подвергается яростным нападкам со стороны левых художников как представитель буржуазного искусства. Особенно усердствовали в этом деле В. Маяковский и Давид Штеренберг. И в конце 1919 г., сославшись на болезнь сердца, мастер отказался от преподавания.
Нужда, свои болезни и болезни сына и жены, а также постоянные нападки со стороны левых активистов заставили Коровина в конце 1922 г. под предлогом устройства персональной выставки уехать во Францию, откуда он уже не вернулся в Советскую Россию.
Жизнь художника в эмиграции не была легкой ни в материальном отношении (художественные вкусы Европе уже изменились), ни в душевном.
Он тосковал по России, и эту ностальгию не скрашивал бурный Русский Париж с его бурной культурной и политической жизнью.
Фото 1939 г.
Наряду с даром живописца Константин Алексеевич обладал и литературным талантом. Когда из-за утраты зрения ему пришлось отказаться от живописи, он стал писать рассказы.
Многие из них автобиографичны, он вспоминал свою жизнь в России, детство, годы ученичества в Москве, учителей, друзей, работу в театре; и через все написанное им красной нитью проходит тоска по родной земле.
Веселость и молодечество, о которых часто писали эмигрантские друзья Коровина, были напускными. В 1939 г. в Париже была издана его книга «Шаляпин. Встречи и совместная жизнь».
11 сентября 1939 Коровин внезапно скончался в Париже на улице от сердечного приступа. Могилой его стала чужая земля парижского Бийанкурского кладбища.
Большое количество работ Коровина хранится в Русском музее. Имеется также фильм о творчестве живописца производства Русского музея.
Использованы материала сайта http://kkorovin.ru/.
Гаммерфест. Северное сияние. 1894-1895
Источник: https://rusidea.org/25091108
Коровин Константин Алексеевич (1861-1939), Изображений: 279
Невероятно талантливый человек, которому легко давалось все, за что бы он ни брался. Константин Коровин известный живописец, импрессионист. Его полотна можно увидеть в Эрмитаже, Третьяковской галерее и даже в Лувре. До сих пор его считают выдающимся импрессионистом. Иметь картину его кисти мечтает каждый крупный художественный музей.
Картины Константина Коровина
Первой обрела известность картина «Портрет хористки», впечатлившая даже художника Репина. Это полотно стало первым признаком импрессионизма, которое было чуждо русской школе. «Парижское кафе» и прекрасный этюд «Бумажные фонари» – одни из многих картин, на создание которых Коровина вдохновил излюбленный Париж.
Шедевры, признанные обществом и именитыми критиками. Цвет, свет, уникальные мазки – все это создает необходимое напряжение. Отдельно стоит упомянуть такие полотна, как «У балкона» и «На берегу моря в Крыму». Он считал, что красота полотна зависит от правды, которая нарисована с душой.
Константин Коровин не копировал натуру, а передавал её любя.
Он жил импрессионизмом. В первую поездку во Францию Константин Коровин получил так много впечатлений, что решил остаться верным такому виду изобразительного искусства. Русский по духу, он перенял лучшее из импрессионизма Франции, но оставался верен родине. Его считали ярким и жизнерадостным, красочным и колоритным. Таким же, как и его полотна.
Чем вдохновлялся живописец во время работы
Константин Коровин очень любил произведения Пушкина и Лермонтов, а также других знаменитых писателей. Обожал стихотворения и читал наизусть. Его полотна пропитаны русской душой, особенностями родины. Но при этом он старался избегать так называемой «литературности», когда работал над произведениями. Константин Коровин хотел передать:
- ❶ Красочность (любовь к цвету он никогда не скрывал, скорее подчеркивал).
- ❷ Легкость (произведение должно быть «на ладони», понятным и простым).
- ❸ Красоту в формах и свете (он буквально воссоздавал форму светом и тенью, фактурой мазка).
Его нельзя было назвать легкомысленным человеком. Став первым импрессионистом, ему пришлось столкнуться с серьёзной критикой. Его поддерживали именитые мастера своего дела, но и критиковали небезызвестные художники.
За свою творческую жизнь, он написал больше трех сотен картин. При жизни полотна не пользовались высоким спросом, Константин Коровин жил скромно, но оставался удивительным человеком.
Он водил дружбу со знаменитыми поэтами, писателями и общественными деятелями того времени.
В последние годы жизни Константин Коровин почти полностью утратил зрение и занялся писательством, создавая очерки об искусстве и путешествиях.
Несмотря на свою любовь к родине, в Советской России были запрещены любые литературные записки художника. Удивительной души человек оказался не нужен своей стране.
Первопроходец русского импрессионизма и глава союза русских художников вынужден был перебраться во Францию. А мечта умереть в России не осуществилась.
Источник: https://gallerix.ru/album/Korovin
Коровин константин алексеевич
(1861-1939) русский живописец, график
Свое творчество Константин Коровин начинал во многом под влиянием передвижников. Он родился в довольно зажиточной старообрядческой семье.
Один из его дедов владел ямщицким извозом, а другой был крупным чаеторговцем. Родители же будущего художника получили хорошее воспитание, увлекались музыкой и живописью.
В их доме бывали многие известные деятели искусств, художники Л.Каменев и И.Прянишников.
Возможно, под влиянием семейной атмосферы вслед за старшим братом Сергеем Константин поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Вначале он учился на архитектурном отделении, потом перешел на живописное, где его учителями были В.Поленов и А.Саврасов. Позже сам Коровин тоже преподавал в родных пенатах.
Творчество братьев со временем стало диаметрально противоположным. Сергей остался в рамках реалистической школы, а Константин начал осваивать новые формы искусства. Уже в одной из его первых картин — «Хористка» (1883) — традиционная форма портрета превратилась в подобие этюда, где автор не стремится к точности соответствия, а передает свой взгляд, собственное впечатление о модели.
В том же 1883 году Коровин в течение нескольких месяцев проходит нечто вроде стажировки в Петербургской Академии художеств, после чего возвращается в Москву и в 1886 году завершает обучение в Училище.
За время учебы он неоднократно получал награды и поощрения: в 1883 году удостоился малой серебряной медали за живописные этюды и стипендии князя Долгорукова за рисунки, а в 1884 получил звание классного художника.
После окончания училища Коровин начинает активно участвовать в выставках. До 1896 года его картины появляются на выставках Московского общества любителей художеств, в последующие три года он выставляется вместе с художниками из Товарищества передвижных выставок, ас 1899 по 1903 год — на выставках «Мира искусства».
Реалистический характер творчества Коровина ярче всего проявился в работах, посвященных Северу. Вместе с художником Серовым он предпринимает путешествие к Белому морю. Свои впечатления от этой поездки художник отразил в картинах «Гаммерфест. Северное сияние» (1894-1895) и «Зимой». В них доминируют серые и синие тона.
В те годы в его творчестве еще не наступило время буйных красок. Но вместе с тем очевидного сюжета тоже нет, настроение художника передано скорее через переходы цветов. По сравнению с другим своим современником — пейзажистом И.
Левитаном — Коровин не стремится к обобщению, не вводит в свои картины фигурки людей и животных, не прописывает до мельчайших деталей то, что видит.
Переход в стан сторонников нового искусства был для Коровина осознанным и, можно даже сказать, естественным. В 1885 году он знакомится с известным меценатом С.Мамонтовым и входит в Абрамцевский кружок, став вместе с М.Врубелем и В.Серовым предтечей искусства XX века.
В это же время он увлекается театром и сценографией — оформляет многие спектакли, поставленные на сцене частной оперы Мамонтова, и среди них — «Снегурочку», «Псковитянку», «Хованщину», «Кармен», совместно с М.Врубелем и С.Малютиным занимается оформлением оперы «Садко».
Начиная с 1888 года Коровин часто бывал за границей, преимущественно в Испании, Италии, Франции. Он много путешествует и по России. Постоянные разъезды во многом были связаны с оформлением выставочных павильонов, в частности в Нижнем Новгороде и на Всемирной выставке в Париже. Для Кустарного раздела Русского павильона Коровин исполнил тридцать панно на темы
Сибири, Средней Азии и Севера. Они не только пользовались успехом у посетителей, но и были отмечены несколькими медалями и даже Гран-при.
Нетрадиционность творческой манеры Коровина получит название «декоративного импрессионизма».
В этом стиле работали и другие художники, создавая своеобразную «серию цветов», основу которой составляла фиксация зрелой и увядающей красоты природы.
Приверженцами подобной манеры в будущем станут также Врубель и Сапунов. Сам же Коровин создаст картину «Лето» (1895), где равнозначными окажутся и голова женщины, и пышный куст сирени.
В дальнейшем живописец будет постепенно отходить от реалистической предметности в своих картинах. Как отмечает художник и теоретик искусства А.Бенуа, Коровин становится лидером в передаче «живописных красочных впечатлений». При этом он соединяет русскую и европейскую традиции, игру цветом А.
Куинджи и импрессионистичность К.Моне. К тому времени Коровину уже не было нужды доказывать свое право работать в излюбленной манере, поэтому он мог свободно экспериментировать. Для него главным становится цветное пятно, как это видно на его картинах «Бумажные фонари» (1898) и «Сарай» (1900).
Одним из первых русских художников Коровин начинает писать картины «на пленэре» в свободной импрессионистической манере. Эти картины привлекают буйством красок, свободной игрой цвета, непосредственностью переживаний и яркой экспрессией.
Появление новой манеры письма художника, несомненно, связано с его поездкой в Париж.
Многие картины того периода выполнены в эскизном стиле, построенном на как бы мерцающей цветовой гамме: так, например, написана картина «Парижское кафе» (1899-1900).
В рамках серии «Огни Парижа» Коровин создает целый ряд интересных работ: «Париж. Бульвар Капуцинов» (1906), Париж. Кафе де ла Пэ» (1906), «Париж ночью. Итальянский бульвар» (1908).
Примечательно, что художник изображает преимущественно вечерний и ночной город. Он рисует в основном бульвары, наполненные яркой толпой, огнями и вспышками рекламы. Хотя Коровина вполне обоснованно сравнивают с К.Моне и К.Писсарро, он все же во многом индивидуален. Он вовсе не стремится к фактической точности, изображая свое видение и восприятие города-праздника.
С 1901 до 1918 года Коровин преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Среди его учеников были такие известные в будущем художники, как А.Герасимов, Б.Иогансон, К.Юон. Много работал Коровин и как театральный художник.
Известно, что только на сцене императорских театров он оформил более ста постановок. Коровин создал новый тип красочных, зрелищных декораций, тесно связанных с настроением музыкального спектакля. Это прежде всего постановки оперы М.
Глинки «Руслан и Людмила» и «Золотой петушок» Н.Римского-Корсакова.
За всеми этими делами Коровин не оставляет занятий живописью: в десятые годы он углубляет свойственный ему декоративизм изображения в серии натюрмортов — «Натюрморт» (1912), «Рыбы, вино и фрукты» (1916), продолжает рисовать цветы — «Розы и фиалки».
В то время в живописи начинают постепенно доминировать авангардистские течения, в частности кубизм, но Коровин не воспринимает этих новшеств. Он выступает своего рода консерватором, сохраняя страсть импрессионистов к изображению световоздушной среды. Коровин похож на романтиков, сохранявших идеалы красоты и возвышенных чувств практически на протяжении всего XIX века.
С 1923 года Константин Коровин постоянно жил в Париже. Он отправился туда с разрешения А.В.Луначарского для устройства выставки и лечения жены и сына. В первые годы пребывания за границей художник часто выставлял свои картины, в самых престижных галереях проходили его персональные выставки. Одна из них состоялась в 1925 году в галерее Бернхейма, другая — в 1929 году в галерее Кольбера.
Однако период экономического упадка коснулся и Коровина. Все чаще и чаще ему приходится отвлекаться от живописи и заниматься другими делами. Он оформляет спектакли многих театров и театральных трупп, с этой целью бывает в разных странах.
Так, для гастролей труппы А.Павловой в Лондоне он работал над оформлением балета «Дон-Кихот», занимался оформлением оперы «Севильский цирюльник» для гастролей Ф.Шаляпина в США, оформлял «Снегурочку» и «Князя Игоря» для «Русской оперы» М.
Кузнецовой в Париже.
С 1929 года Коровин становится профессиональным литератором. Еще до революции было опубликовано около 60 интервью, бесед, воспоминаний, записанных с его слов. Теперь же, тоскуя по Родине, он пишет воспоминания о тех людях, которых знал когда-то и был с ними дружен. Вскоре были опубликованы воспоминания Коровина о А.
Чехове, М.Врубеле, А.Головине, И.Левитане, Серове. Темы многих его произведений связаны с искусством и Россией.
В рассказах «Человек со змеей» и «Ветер весны» он пишет об охоте и рыбалке, произведения «Московская канитель» и «Московские чудаки» посвящены Москве — городу, с которым у художника были связаны самые светлые воспоминания.
За десять лет Коровин опубликовал свыше 360 очерков и рассказов. По заказу коллекционера С.Дорожинского он написал мемуары «Моя жизнь». В них и в книге «Шаляпин. Встречи и совместная жизнь» он раскрыл свой внутренний мир, душевные переживания, и сделал это столь талантливо, что обе книги считаются лучшими в его эпистолярном наследстве.
Сын Коровина Алексей тоже стал живописцем, но судьба его оказалась несчастливой: не дожив до пятидесяти лет, он покончил жизнь самоубийством.
Источник: http://biography-peoples.ru/index.php/k/item/362-korovin-konstantin-alekseevich