Биография Владимира Боровиковского
Владимир Лукич Боровиковский
Художник Владимир Лукич Боровиковский родился в июле 1757 года в городе Миргороде, в семье иконописца Луки Ивановича Боровиковского. Дядя Владимира Боровиковского был иконописцем, иконописцами, впоследствии, стали и братья художника.
Первым учителем живописи будущего художника стал его отец, однако Владимир Лукич выбрал иную стезю – поступил в Миргородский казачий полк и почти десять лет отдал воинской службе, дослужился до чина поручика и подал в отставку.
Выйдя в отставку Владимир Боровиковский с увлечением расписывает местные храмы, пишет иконы. В этот период художник знакомится с поэтом и драматургом В.В. Капнистом, которому расписывает дом в Кременчуге. Этот дом посетила императрица Екатерина II и была поражена убранством дома. Художника представили Екатерине и императрица повелела Боровиковскому быть в Санкт-Петербурге.
В 1788 году Владимир Лукич переезжает в столицу, некоторое время живет в доме Н.А. Львова, который знакомит живописца с Г.Р. Державиным, Е.И. Фоминым, И.И. Хемницером и Д.Г. Левицким, который становится первым настоящим учителем живописи будущего портретиста.
Творчество художника – это, в основном, камерный портрет. В женских образах – камерный сентиментальный портрет, в котором художник стремится не только к сходству с оригиналом, но и к поиску идеала женской красоты. Не красоты внешней, а красоты духовной.
В 1795 году Боровиковский был удостоен звания академика, в 1803 году – советника Академии художеств.
В последние годы Владимир Лукич вернулся к религиозной живописи, написал несколько икон для ещё строящегося Казанского собора, писал иконостас для церкви смоленского кладбища, давал уроки живописи начинающим художникам, стал учителем для Алексея Венецианова.
Умер художник в апреле 1825 года, его прах был погребен на Петербургском Смоленском кладбище. Всё своё имущество Владимир Лукич Боровиковский завещал нуждающимся.
Картины художника Владимира Лукича Боровиковского
Портрет императрицы Екатерины II в парке
Портрет Е.Н. Арсеньевой
Портрет генерал-адъютанта графа Петра Александровича Толстого
Анна Сергеевна Безобразова
Портрет Е.В. Родзянко
Портрет Павла Семеновича Масюкова
Портрет Павла I
Портрет князя А. Б. Куракина
Портрет императрицы Марии Фёдоровны
Портрет Елены Александровны Нарышкиной
Портрет княгини Маргариты Ивановны Долгорукой
Портрет Павла I в костюме гроссмейстера Мальтийского ордена
Портрет графа Григория Григорьевича Кушелева с детьми
Портрет великой княжны Марии Павловны
Портрет графини Анны Ивановны Безбородко с дочерьми Любовью и Клеопатрой
Портрет великой княгини Елены Павловны
Портрет княгини К.И. Лобановой-Ростовской
Портрет Варвары Алексеевны Шидловской
Портрет Тёмкиной Лизы
Портрет Марии Ивановны Лопухиной
Источник: https://svistanet.com/hudozhniki-i-art-proekty/kartini-i-zhivopis/xudozhnik-vladimir-borovikovskij-master-russkogo-portreta.html
Боровиковский Владимир ЛукичКартины и биография
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Боровиковский Владимир Лукич – русский художник исторической, церковной и портретной живописи. Родился в 1758 году в Миргороде.
Сын дворянина, он в молодых летах состоял в военной службе, которую оставил в чине поручика и затем поселился в Миргороде, где и занимался живописью; неизвестно, кто был его первым наставником в этом искусстве.
Императрица Екатерина II в Царскосельском парке, 1794, ГТГ
Портрет Дарьи Александровны Державиной, 1813, ГТГ
Портрет князя Александра Борисовича Куракина, 1802, ГТГ
Портрет княжен Анны и Варвары Гагариных, 1802, ГТГ
В путешествии императрицы Екатерины II на юг России, предпринятом ею в 1787 году, путь ее лежал через город Миргород Полтавской губернии, где предполагалось сделать остановку. Миргородское дворянство заказало по этому случаю молодому Боровиковскому несколько картин, которые и были развешаны в комнатах дома, назначенного для приема государыни.
В числе этих картин две обратили на себя особенное внимание императрицы: одна из них аллегорически изображала Екатерину II, объясняющую свой Наказ греческим мудрецам, другая – Петра I как пахаря и Екатерину II как сеятельницу. Императрица пожелала видеть автора картин, говорила с ним и советовала ему ехать в Петербург, в Академию художеств, где в то время славился нежностью кисти австрийский художник-портретист Лампи.
Боровиковский стал учиться у австрийского живописца Иоганна Батиста Лампи Старшего, пользовался также советами Дмитрия Григорьевича Левицкого, портретного художника весьма большого таланта. Через несколько лет сам Боровиковский приобрел большую известность своими портретами; в 1795 году он получил степень академика, а в 1802 году звание советника академии.
Портрет графини Марии Ивановны Лопухиной, 1797, ГТГ
Портрет Елены Александровны Нарышкиной, 1799, ГТГ
Князь Григорий Семенович Волконский, 1806, Тульский музей
Портрет генерал-майора Федора Артемьевича Боровского, 1799, ГРМ
Портрет графини Анны Ивановны Безбородко с дочерьми, 1803, ГРМ
Портрет Екатерины Александровны Архаровой, 1820, ГТГ
Боровиковский написал множество великолепных портретов русских сановных и церковных деятелей, из которых весьма замечателен портрет императрицы Екатерины II, прогуливающейся в Царскосельском саду, воспроизведенный впоследствии в превосходной гравюре резцом Уткина; известны также его портреты Державина, митрополита Михаила, князя Куракина, князя Лопухина-Трощинского и большой портрет во весь рост Фет-Али Мурзы Кули-Хана, брата персидского шаха, писанный по заказу императрицы в бытность принца посланником в Петербурге. Этого портрета имеется два экземпляра: большой находится в картинной галерее Эрмитажа, другой – в Академии художеств.
Портрет княгини Елизаветы Григорьевны Темкиной, 1798, ГТГ
Портрет русского поэта Гавриила Державина, 1795, ГТГ
Портрет писательницы Анны Луизы Жермены де Сталь, 1812, ГТГ
Женский портрет, 1805, Художественный музей, Самара
Лизынька и Дашинька, 1794, Третьяковская галерея
Портрет Н. М. Яковлева, 1802, Русский музей
Занимался Боровиковский и религиозной живописью; в Казанском соборе имеются хорошие образцы церковного искусства художника: «Благовещение» (в царских дверях главного иконостаса), «Константин и Елена», «Великомученица Екатерина»,» Антоний и Феодосий».
По технике живописи Боровиковский имеет общее со своим учителем Лампи и отчасти с Левицким – это необыкновенно сохранившуюся свежесть красок, в чем можно убедиться, сравнивая его картины с современною ему живописью, например Шебуева в Казанском соборе.
Правда, что некоторые его картины сильно растрепались, но многие сохранились вполне, а сохранность собственно колорита замечается почти во всех его произведениях.
Портрет княгини Маргариты Ивановны Долгорукой, 1811, ГТГ
Портрет Мурзы Кули-Хана, брата персидского шаха, 1796, ГТГ
Александр Васильевич Поликарпов, 1796, Картинная галерея, Тверь
Портрет графа Петра Толстого, 1799, ГМИИ
Павел I в белом далматике, 1799, Третьяковская галерея
Портрет Екатерины Николаевны Арсеньевой, 1790-е, ГРМ
К сожалению, ни художник Лампи, ни живописец-портретист Боровиковский не оставили описания своих технических приемов живописи. Боровиковский был левша, то есть писал левой рукой.
Число произведений Боровиковского должно быть довольно значительно, но точных сведений о них не имеется. Боровиковский Владимир Лукич умер в 1825 году в Петербурге. Статья Ф.
Петрушевского из Энциклопедического словаря Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А.
Портрет великой княжны Елены Павловны, 1796, ГТГ
Бог Отец, созерцающий мертвого Христа, 1820-е, ГТГ
Митрополит Амвросий Подобедов, ГТГ
Великая княжна Александра Павловна, Иркутский музей
Портрет митрополита Михаила Десницкого, 1820-е, ГТГ
Святая Екатерина, 1820-е, Русский музей
Портрет торжковской крестьянки Христиньи, 1795, ГТГ
Дети с барашком, 1790, Художественный музей, Рязань
Граф Николай Петрович Шереметев, 1819, музей Останкино
Источник: http://smallbay.ru/artrussia/borovikovsky.html
Рокотов Федор Степанович (1736-1808 или 1809)
Рокотов Федор Степанович
Выходец из крепостных в имении князей Репниных, он рано стал известен крупнейшему меценату, основателю Московского университета графу Шувалову.
По его распоряжению Рокотов был принят в 1760 году в Петербургскую Академию художеств. Ранние портреты художника нельзя было назвать удачными, он много уделял внимания внешним аксессуарам, одежде.
Позднее его портреты все более приобретают черты камерности, душевности.
Портрет Екатерины II
Екатерина представлена на этой картине Рокотова в расцвете своих лет и власти, Она изображена в профиль, со всеми регалиями императорской власти. Это апогей ее величия и славы…Парики иноземных послов, склонявшихся перед престолом, почти касались буклями драгоценных паркетов. Она была более русской, чем многие другие русские. В восхищении она называла Россию Вселенной.
Портрет графини П.А.Воронцовой в детстве (1790)
В творчестве Рокотова особое место занимает целая галерея портретов близкого ему семейства Воронцовых в трех поколениях. Прасковья Артемьевна Воронцова (1786-1842) — графиня , младшая дочь графа А.И.Воронцова и Прасковьи Федоровны , урожденной Квашниной — Самариной. Окончила Смольный институт с шифром Екатерины II. В 1813 году вышла замуж за тамбовского дворянина, помещика А.У.Тимофеева — сына богатого откупщика.
Портрет неизвестной в розовом платье ( 1770г.)
Здесь запечатлена миловидная девушка с нежными, почти детскими чертами лица. Пастельная гамма розовых и серебристо-белых тонов придает образу целомудренную чистоту. Незабываемо выражение лица девушки — полуулыбка, скользящая на губах, загадочный взгляд затененных миндалевидных глаз. Здесь и доверчивость, и какая — то недоговоренность, быть может, своя сердечная тайна.
Портрет Александры Петровны Струйской (1772г. )
Рокотову были заказаны парные портреты Струйского и его будущей жены перед свадьбой. Из неопределенного дымчатого фона мягко выступает нежное, обаятельное лицо прекрасной молодой женщины. Художник почти не обращает внимания на детали одежды. Он пишет обобщенно и легко, создавая прелестную гамму жемчужно-серых, перламутровых тонов.
Взгляд миндалевидных темных глаз загадочен и неопределенен, он как бы устремляется мимо вас и в то же время в себя. На губах едва заметная полуулыбка. Духовный мир ее богат и сложен. Судьба Струйской была не очень удачной.
Красотой своей она поражала всех, но, рано выйдя за богатого самодура Струйского, в браке была несчастлива, хотя и прожила долгую жизнь.
Ты помнишь, как из тьмы былого, едва закутана в атлас, С портрета Рокотова снова смотрела Струйская на нас? Ее глаза — как два тумана: полуулыбка, полуплач, ее глаза — как два обмана, Покрытых мглою неудач… Соединение двух загадок, полувосторг, полуиспуг, Безумной нежности припадок, предвосхищение смертных мук. Когда потемки наступают, и приближается гроза, Со дна души моей мерцают ее прекрасные глаза.
( Николай Заболоцкий )
Портрет Е.Н.Орловой
Евдокия Николаевна Орлова-Чесменская, урожденная Лопухина. В 21 год вышла замуж за 48-летнего графа Орлова-Чесменского. Свадьба состоялась в имении Остров Московской губернии. Почти вся Москва была свидетельницей торжества, продолжавшегося несколько дней. Сама Екатерина II благословила этот брак. Но супруги прожили в браке всего три года. За этот период Евдокия родила дочь, а возрасте 24 лет родила сына и в тот же день скончалась. Сын умер через год. Молодая графиня Евдокия Орлова была тихой и скромной женщиной, отличалась красотой и приятной внешностью. При этом обладала добрым характером, была набожной. Не любила нарядов и никогда не надевала драгоценности.
Портрет императрицы Екатерины II (1780)
Портрет написан на основе портрета шведского художника Александра Рослина. По оригиналу Рокотов воссоздал образ императрицы в молодом возрасте: гладкое лицо, отсутствие морщин, глубокое декольте, прикрываемое в зрелом возрасте. У Рокотова Екатерина II — владычица империи и женщина в расцвете лет. Властно сжимая в руке скипетр, она повелительным жестом указывает в сторону императорских регалий и бюста Петра I с начертанным на нем девизом «Начатое совершает «. Эти регалии, колонна, торжественно красные портьеры указывают на особое положение и статус модели. Портрет написан в гамме серебристых розово-сиреневых тонов платья императрицы и сочных тонов красного бархата , которые подчеркивают белизну и свежесть ее лица.
Портрет князя И.И.Барятинского
Иван Иванович Барятинский — сын знаменитого дипломата И.С.Барятинского. В свое время известный англоман и агроном, крупный землевладелец. Был русским послом при дворе короля Баварии в Мюнхене. Женат был на немецкой графине Марии Келлер и прожил с нею всю жизнь. После отзыва его из Баварии поселился в своем имении, селе Ивановском, в центре его обширных владений. Всю оставшуюся жизнь он посвятил устройству имений и применению на практике агрономических познаний. В своем любимом Ивановском он построил великолепный дворец, названный в честь жены Марьиным, где богатство органично соединилось с утонченным вкусом. У Барятинского был свой театр и оркестр. Он очень увлекался музыкой, устраивал в своем имении концерты. Барятинский отличался остроумием, подчас довольно колким. Это был видный мужчина, высокий, стройный, с правильными чертами лица, с коротко подстриженными волосами с проседью.
Портрет неизвестного в треуголке (1770)
В доме Струйских хранился портрет молодого человека с приятными, женственными чертами лица, жабо и накидкой, драпировавшей фигуру. Образ неизвестного в треуголке полон обаяния беспечной юности. Лицо юноши с живыми темными глазами, приветливой улыбкой, нежным, свежим румянцем таит в себе какую-то недосказанность, как и все портреты Рокотова. Искрится бриллиантами аграф (заколка) треуголки, сквозь черное, прозрачное маскарадное домино просвечивает золотистый кафтан, на грудь ниспадает легкая пена кружевного жабо. Долго не могли определить, кто этот знатный юноша? На обратной стороне портрета была загадочная зашифрованная надпись. Какое-то время считалось, что молодой человек — сын Екатерины II и графа Григория Орлова. Но с помощью исследований удалось выяснить, что под портретом была первая живопись — молодая женщина с татарскими чертами лица, а поверх нее написан «Неизвестный в треуголке». Удалось также выяснить, что и первый, и второй портреты — изображение первой жены Николая Струйского Олимпиады, умершей при родах. Скорее всего, Струйский, желая жениться повторно, не хотел возбуждать ревность молодой жены и велел переписать его в мужской.
Портрет поэта Майкова (1765 )
В то время Майков был уже известным, вокруг него группировались представители московских художественных кругов. Однако, Рокотову позировал не спесивый новоявленный вельможа, а талантливый и дружелюбный человек. Майков наверняка вел беседы во время сеансов. В портрете запечатлен один из наиболее непринужденных и живых образов в русской живописи XVIII столетия. Веселый, краснощекий Майков, кажется, пронизывает взором зрителя, балагуря и насмешничая с Рокотовым, смотрел блестящим, подернутым влагой глазом, смакуя свое острословие.
Портрет Николая Струйского
Это второй портрет из парного портрета четы Струйских — супруга Николая Струйского. Пара была несчастлива в браке, может, оттого, что Струйский был очень неординарным, интересным, но и одновременно неуживчивым, порою странным человеком. Он был помещиком-крепостником и фанатично любил поэзию, искусство; он был графоманом и устроил в своем имении даже типографию. Художник остро дает почувствовать эксцентричность натуры Струйского. Темные глаза кажутся горящими по контрасту с приглушенными бледно-розовыми, а где-то пепельными тонами лица; губы кривятся в странной полуулыбке. Мерцающая, тончайших полутонов живопись придает образу некоторую недосказанность, даже загадочность.Портрет плохо сохранился, красочный слой частично смылся, но это придает портрету еще больше загадочности.
Портрет В.Н.Суровцевой
На портрете Варвара Николаевна Суровцева, урожденная Пашкова. Она не красавица, но привлекает своей одухотворенностью и тонкой задушевностью образа. Художник дает зрителю представление, что духовная красота полна высокого достоинства и глубины чувств. Художник создает удивительную благородную гармонию серебристых и пепельных тонов прозрачной ткани, нежно-розового распустившегося цветка, фисташкового оттенка лент, теплого тона напудренных волос и лица молодой женщины. Портрет создает настроение легкой задумчивости, мечтательности.
Портрет Варвары Ермолаевны Новосильцевой (1780 )
На первый взгляд, лицо Новосильцевой сдержанно, холодно и надменно. Но стоит преодолеть этот холодок отчужденности и присмотреться к лицу женщины внимательнее — сразу же начинаешь чувствовать, как богат и содержателен ее внутренний мир, сколько в ней подлинного благородства! Узкие глаза ее искрятся умом, в их живом взгляде светится чуть насмешливая улыбка многое видящего и многое понимающего человека. Особую же прелесть портрету придает мерцание легких, прозрачных, чуть холодноватых красок. Если мы внимательно вглядимся в портреты Рокотова, то увидим, что загадочная полуулыбка, таинственный взгляд миндалевидных глаз переходят из портрета в портрет. Рокотов не психолог, он не стремится нам раскрыть душу и чувства натуры, но он поэт и , наделяя свои модели одухотворенностью, изяществом, таинственностью, предлагает нам самим попытаться разгадать скрытую в человеке натуру.
Источник: http://cvetamira.ru/rokotov-fedor-stepanovich-1736-1808-ili-1809
Боровиковский Владимир Лукич
Портрет княжен Анны и Варвары Гагариных, 1802, ГТГ
Боровиковский Владимир Лукич – русский художник исторической, церковной и портретной живописи. Родился в 1758 году в Миргороде. Сын дворянина, он в молодых летах состоял в военной службе, которую оставил в чине поручика и затем поселился в Миргороде, где и занимался живописью; неизвестно, кто был его первым наставником в этом искусстве.
Императрица Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке, 1794, ГТГ
В путешествии императрицы Екатерины II на юг России, предпринятом ею в 1787 году, путь ее лежал через город Миргород Полтавской губернии, где предполагалось сделать остановку. Миргородское дворянство заказало по этому случаю молодому Боровиковскому несколько картин, которые и были развешаны в комнатах дома, назначенного для приема государыни.
- Портрет Дарьи Александровны Державиной, 1813, ГТГ
- Портрет князя Александра Борисовича Куракина, 1802, ГТГ
В числе этих картин две обратили на себя особенное внимание императрицы: одна из них аллегорически изображала Екатерину II, объясняющую свой Наказ греческим мудрецам, другая – Петра I как пахаря и Екатерину II как сеятельницу. Императрица пожелала видеть автора картин, говорила с ним и советовала ему ехать в Петербург, в Академию художеств, где в то время славился нежностью кисти австрийский художник-портретист Лампи.
- Портрет Елены Александровны Нарышкиной, 1799, ГТГ
- Князь Григорий Семенович Волконский, 1806, Художественный музей, Тула
Боровиковский стал учиться у австрийского живописца Иоганна Батиста Лампи Старшего, пользовался также советами Дмитрия Григорьевича Левицкого, портретного художника весьма большого таланта. Через несколько лет сам Боровиковский приобрел большую известность своими портретами; в 1795 году он получил степень академика, а в 1802 году звание советника академии.
Портрет графини Марии Ивановны Лопухиной, 1797, ГТГ
Боровиковский написал множество великолепных портретов русских сановных и церковных деятелей, из которых весьма замечателен портрет императрицы Екатерины II, прогуливающейся в Царскосельском саду, воспроизведенный впоследствии в превосходной гравюре резцом Уткина; известны также его портреты Державина, митрополита Михаила, князя Куракина, князя Лопухина-Трощинского и большой портрет во весь рост Фет-Али Мурзы Кули-Хана, брата персидского шаха, писанный по заказу императрицы в бытность принца посланником в Петербурге. Этого портрета имеется два экземпляра: большой находится в картинной галерее Эрмитажа, другой – в Академии художеств.
продолжение в комментах
Источник: https://mylove.ru/groups/vasha-kartinnaya-galereya/velikiy-karl/?navigate=prev
Сочинение по картине Екатерина II в Царском парке — Владимир Боровиковский
Боровиковский написал Екатерину II на прогулке в Царскосельском парке. Портрет понравился, и художник написал его вариант. Так возникли два почти одинаковых портрета ЕкатериныII, один из которых — с Румянцевским обелиском на фоне — находится в Русском музее, а другой — с Чесменской колонной — в Третьяковской галерее.
Портрет Екатерины интересен новизною замысла.
Императрица изображена не в блеске царских регалий, как у большинства художников XVIII века, и не мудрой законодательницей, как в знаменитой картине Левицкого, а «казанской помещицей» , совершающей утреннюю прогулку по своей усадьбе — Царскосельскому парку.
Ей 65 лет, из-за ревматизма она опирается на посох. Ее одежда подчеркнуто неофициальна: одета в пальто, украшенном кружевным жабо с атласным бантом и кружевной чепец. Лицо написано обобщенно, смягчая возраст императрицы, на нем выражение снисходительной доброжелательности.
У ног ее резвится собака.
И хотя Екатерина представлена почти в домашней обстановке, поза ее полна достоинства, а жест, которым она указывает на памятник своих побед, сдержан и величествен.
Екатерина не была в восторге от портрета и не выкупила его, однако, Боровиковский внес этим портретом еще один штрих в образ великой русской императрицы. Следует сказать, что портрет Екатерины нашел своеобразное отражение в русской литературе. Он невольно вспоминается при чтении «Капитанской дочки» Пушкина.
Пушкин несомненно воспользовался картиной Боровиковского при описании встречи Марьи Ивановны с императрицей: «Марья Ивановна пошла около прекрасного луга, где только что поставлен был памятник в честь недавних побед графа Петра Александровича Румянцева.
Вдруг белая собачка английской породы залаяла и побежала ей навстречу. Марья Ивановна испугалась и остановилась. В эту самую минуту раздался приятный женский голос: «Не бойтесь, она не укусит».
И Марья Ивановна увидела даму в белом утреннем платье, в ночном чепце и душегрейке. Ей казалось леи сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую.»
(1
Источник: https://kartiny.rus-lit.com/borovikovskij-vladimir/ekaterina-ii-v-carskom-parke-vladimir-borovikovskij/