1899 г. Масло, холст. 495 x 373 см Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.
Описание картины Сурикова В.И. «Переход Суворова через Альпы»
Яркое полотно в духе демократического реализма. В основе сюжета – историческое событие — антифранцузская кампания русских войск в Швейцарских Альпах. Полководец выбрал этот кратчайший путь, имея цель как можно скорее проникнуть в Швейцарию для соединения с русскими войсками и вместе перенести военные действия на территорию Франции.
Беспрецедентный случай в истории военных действий – поход в горы в зимних условиях – остался без смысла: кампания потерпела неудачу по вине австрийцев, обещавших оказать военную помощь. Война второй антифранцузской коалиции с Наполеоном была проиграна и закончилась Амьенским миром между Великобританией и Францией.
Император Павел I пожаловал Суворову не только чин генералиссимуса, но и титул – князь Италийский.
Композиция картины очень динамична. Она построена по принципу движения сверху вниз. Взгляд зрителя скользит вслед за спускающимися с гор солдатами. Слева на коне – сам Суворов, с вдохновенным лицом и улыбкой, указывающий рукой дорогу.
Фигура его миниатюрна, а не величественна, и скорее сливается с солдатской массой, чем выделяется из нее: он тоже в простом походном плаще и с треуголкой, как и его воины.
Солдаты, наполняющиеся энтузиазмом при взгляде на Суворова, улыбаются в ответ и бесстрашно съезжают по крутому заснеженному склону горы. Русские «чудо-богатыри» изображены в полном обмундировании, с достойным оружием – штыками, пушками, кинжалами.
Тонкий психологизм – в передаче отдельных существенных деталей, таких как бледность лиц и вытаращенные от испуга глаза, глядящие в бездну впереди, или рука, прижатая ко лбу, начинающая крестное знамение.
Талант Сурикова-пейзажиста проявился в изображении снежной гористой поверхности на переднем плане и крутого горного склона с облаками на заднем.
Ослепительно белый альпийский снег контрастирует не только с общей человеческой массой, но и с синеватыми скалами, заслоняющими небо.
Природа швейцарских Альп не раскрыта во всей ее эффектной красоте, скорее, она сурова и враждебна к непрошенным гостям.
Картина была написана к 100-летию подвига Суворова, показана обществу в том же 1899 году на 27 выставке передвижников, но большого резонанса не вызвала. Ее приобрел император Николай II. Сейчас она выставлена в экспозиции Государственного Русского музея.
Лучшие картины Сурикова В.И.
Источник: http://www.hudojnik-peredvijnik.ru/surikov-v-i/surikov-v-i-perexod-suvorova-cherez-alpy/
Картина В. Сурикова «Переход Суворова через Альпы»
Подробности Категория: Искусство России XIX века Опубликовано 19.02.2019 09:13 Просмотров: 792
Работу над картиной «Переход Суворова через Альпы» В. Суриков закончил в 1899 г., к 100-летию итальянского похода Суворова.
Картина была выставлена сначала в Санкт-Петербурге, затем в Москве, после чего её приобрёл император Николай II для музея Александра III.
В. Суриков «Переход Суворова через Альпы» (1899). Холст, масло. 373х495. Государственный Русский музей (Петербург)Замысел картины возник у художника ещё в 1895 г. Летом 1897 г. В. Суриков посетил Швейцарию, где писал этюды к картине.
Но прежде чем говорить о самой картине, необходимо сказать об историческом событии, которому она посвящена.
Историческая основа картины
Портрет А. В. Суворова. Рисунок Н.М. Аввакумова. Бумага, карандаш (1939)1799 год. А.В. Суворову почти 70 лет, он на покое. Не сложились отношения с императором Павлом I. Император был сторонником прусской военной системы Фридриха Великого. В соответствии с этой системой он и стал реформировать русскую армию.
Были введены новая форма одежды, новый воинский устав. Главное внимание уделялось муштре войск, смотрам и парадам. Суворов выступал против прусских палочных порядков в армии и продолжал воспитывать солдат по-своему.
Он говорил: «Русские прусских всегда бивали, что ж тут перенять?», «Пудра не порох, букля не пушка, коса не тесак, и я не немец, а природный русак». В 1797 г. Суворов был уволен в отставку без права ношения мундира.Но уже в начале сентября 1798 г.
Суворов стал необходим в русской армии: Павел I отправил к нему генерал-майора Прево де Люмина, чтобы тот узнал мнение Суворова о том, как вести войну с французами в современных условиях. Суворов продиктовал девять правил ведения войны – наступательную стратегию полководца.В 1798 г.
Россия вступила во 2-ю антифранцузскую коалицию (Великобритания, Австрия, Турция, Неаполитанское королевство). Была создана объединённая русско-австрийская армия для похода в северную Италию, захваченную войсками Французской Директории. По настоянию Англии Австрия обратилась с просьбой к Павлу I назначить командующим Суворова.
Так великий русский полководец вновь стал востребованным. В марте 1798 г. он прибыл в Вену, где император Франц I присвоил ему звание австрийского фельдмаршала.Перед Суворовым стояла практически невыполнимая задача – выступить против Наполеона, который к тому времени занял часть Италии и Швейцарии. Но полководец, прорвав оборону, занял Турин и Милан, практически вся северная Италия стала свободной от французов.
Суворову было приказано выступить в Швейцарию, где в то время находилась армия французского генерала Массена. Альпийский поход продолжался 16 дней. Самым трудным был ночной сентябрьский штурм перевала Паникс: здесь снег лежал слоем до полуметра, а туман полностью застилал видимость.
А. И. Шарлемань «Фельдмаршал Суворов на вершине Сен-Готарда 13 сентября 1799 г.Удивительно, но факт: этот поход не достиг своей цели (разгрома французских войск в Швейцарии), но героический Швейцарский поход Суворова 1799 г. стал великой страницей русской истории. В Швейцарском походе проявились полководческий гений Суворова и тактическое мастерство русских командиров.
В походе армия Суворова прошла с боями через Сен-Готард и Чёртов мост и совершила переход из долины Рёйса в Мутенскую долину, где попала в окружение.
Но в сражении в Мутенской долине Суворов нанёс поражение французской армии и вывел русскую армию из окружения, после чего она совершила переход через заснеженный труднодоступный перевал Рингенкопф (Паникс), откуда направилась в сторону России.
Французский генерал Массена говорил впоследствии, что отдал бы все свои победы за один швейцарский поход Суворова – так оценил Суворова его главный противник.Вот этот переход и запечатлен на картине В. Сурикова. Это был последний, наиболее тяжелый горный переход. Тяжело раненных пришлось оставить.
Войска двигались по извилистой тропинке, передвигаться по которой можно было только в одиночку, в густом тумане, при снегопаде и сильном ветре. В пропасти пришлось бросить все орудия. Спуск с него был ещё сложнее подъема.Суворов после перехода через Альпы писал в донесении Павлу I: «Много людей с лошадьми с величайшим стремлением летели в преисподние пучины, где многие убивалися, а многие спасались; никакое описание неспособно к изображению сей картины во всем ее ужасе».
Но В. Суриков всё-таки смог создать такую картину.
Описание картины
На картине изображено русское войско, которое скатывается с ледяной кручи. Сам художник отмечал, что долго работал над передачей стремительного движения войска: «Главное в картине – движение. Храбрость беззаветная…Верхние тихо идут, средние поскорее, а нижние совсем летят вниз…Около Интерлакена сам по снегу скатывался с гор, проверял.
Сперва тихо едешь, под ногами снег кучами сгребается. Потом – прямо летишь, дух перехватывает». В нижней части картины на первом плане изображён солдат, мчащийся вниз по склону. «Долго бился я над этим солдатом, – рассказывал Суриков. – Никак не летит в пропасть, а когда я поднял неестественно его локти вверх – полетел.
Иногда приходится утрировать, чтобы добиться нужного эффекта». Моментов утрирования в картине несколько. Например, расчехлённые штыки солдат до сих пор остаются предметом критики. Считается неправдоподобным такой спуск – солдаты могли поранить штыками друг друга.
Вертикальный формат картины также был необычным решением для жанра батальной живописи, но и он служит главной цели – показать сложность этого перехода и военный гений Суворова.
Фрагмент картиныСуворов подъехал к краю пропасти и шуткой подбадривает войска. На его шутку откликнулись двое солдат. В такой момент шутить? Это кажется неправдоподобным. Ведь, по словам самого Суворова, доносившего царю об этом походе, «на каждом шагу в этом царстве ужаса зияющие пропасти представляли отверстые и проглотить готовые гробы смерти.
Дремучие, мрачные ночи, непрерывно ударяющие громы, лиющиеся дожди и густой туман облаков при шумных водопадах, с каменьями вершин низвергавшихся, увеличивали трепет». Но настолько велика была вера русских солдат в своего полководца, что даже в такую минуту они были в согласии со своим командиром и откликнулись на шутку.Впереди всех спускаются опытные солдаты.
В центре изображён седой ветеран с орденом на груди. Он крестится, готовясь ринуться в пропасть. Перед ним два солдата: у одного лицо очень серьезное, напряжённое, а другой прикрылся плащом, видимо, от страха. А черноусый солдат уже летит вниз, придерживая свою треуголку. Лицо его сурово и решительно.
Рядом с седым ветераном два солдата возятся с пушкой, стараясь спустить ее вниз со скалы. В их умелых руках пушка покорно едет вниз. За стариками движутся молодые солдаты.Главным действующим лицом картины является народ. Суриков говорил: «Я не понимаю действия отдельных исторических личностей без народа, без толпы».
Суворов изображён не в центре картины, но художник ясно показал его роль организатора.На краю пропасти он еле удерживает своего белого коня. Сняв с головы треуголку, он с улыбкой показывает вниз. В его фигуре столько бодрости и энергии, столько веры в своих солдат! И его авторитет среди солдат был велик.
Это был патриот, настоящий друг солдат, человек с живым сердцем и прямой душой. Он часто говорил: «Горжусь, что я русский». Солдаты видели его ежедневно, знали, чем живет их генерал, с какой любовью и вниманием относится к ним, и поэтому беззаветно верили ему и горячо любили его.Эту любовь народа к своему полководцу выразил художник в картине.
С какой готовностью подчиняются воины его приказу, как весело смеются его шутке! О своих солдатах он говорил после швейцарского похода: «Орлы русские облетели орлов римских».Пейзаж картины суров и величественен. Горы занимают почти всё полотно, виден лишь кусочек покрытого тучами неба. Вершины гор уходят ввысь. Отдельные облака проходят по ущельям и закрывают скалы.
На склонах гор виден снег. Отвесный склон, на котором находится Суворов, подчёркивает трудности, которые преодолевают солдаты. Две стихии показаны в картине: «грозная стихия природы и непобедимая стихия русского народа».
В картине преобладают синие, зеленоватые и темно-лиловые тона с проблесками красного и желто-зеленого. Этот колорит усиливает впечатление суровости и трудности условий, создаёт у зрителя ощущение холода. Немного оживляют картину ярко-красные мундиры солдат на втором плане.
История создания картины
Чтобы быть правдивым в изображении этого исторического события, Суриков в 1897 г. побывал в Швейцарии, где познакомился со швейцарской горной природой, написал множество этюдов, сделал переход по маршруту армии Суворова, сам спускался по снегу с горы.
Картину художник создавал почти 5 лет.Художник знал, конечно, о том, что суворовские походы изображали и другие художники: А. Коцебу «Переход А.В. Суворова через хребет Панике», «Сражение у Чертова моста».
Но его не устраивало то, что горы подавляли солдат, которые были изображены людским муравейником.
А. Коцебу «Переход русских войск через Паникс в Альпах»Суриков всегда выделял своих героев крупным планом. Поэтому он долго изучал портреты Суворова, а также его скульптурные изображения. Обращался он и к посмертной маске полководца.
Но всё-таки писал Суворова художник с живого человека. Вот как он сам рассказывает об этом: «Суворов у меня с одного казачьего офицера написан. Он и теперь жив еще: ему под девяносто лет».
Это был отставной сотник Фёдор Фёдорович Спиридонов.
Оценка картины современниками
В момент появления картины мнения о ней разделились. Л.Н. Толстой и художник В.В. Верещагин резко критиковали её за некоторые «неправды». Они говорили, что никогда не бывает, «чтобы лошадь над обрывом горячилась», чтобы «пушки спускались с горы вместе с людьми» и т. д.Композитор С.И. Танеев записал в марте 1899 г. в дневнике: «Пошел к Толстым…
Лев Николаевич возмущен картиной Сурикова, на которой он изобразил Суворова, делающим переход через Альпы. Лошадь над обрывом горячится, тогда как этого не бывает: лошадь в таких случаях идет очень осторожно. Около Суворова поставлено несколько солдат в красных мундирах. Л.Н.
говорил Сурикову, что этого быть не может: солдаты на войне идут как волны, каждый в своей отдельной группе. На это Суриков ответил, что «так красивее».Но художник считал, что целью искусства является не натуралистическое изображение отдельных фактов действительности: «В исторической картине ведь и не нужно, чтобы было совсем так.
Суть-то исторической картины – угадывание. Если только сам дух времени соблюден – в деталях можно какие угодно ошибки делать».
Но император Николай II обратил внимание на картину Сурикова и купил её для музея Александра III по случаю 100-летия швейцарского похода русской армии.
Источник: http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/russkoe-izobrazitelnoe-iskusstvo-i-arkhitektura/iskusstvo-rossii-xix-veka/946-kartina-v-surikova-perekhod-suvorova-cherez-alpy
Переход Суворова через Альпы
Живопись русских художников Картина Василия Сурикова «Переход Суворова через Альпы». Холст, масло, размер картины 495 × 373 см. Почти сразу же после окончания картины «Взятие снежного городка» художник увлекся новой идеей, которая родилась еще в Красноярске.
Картина «Переход Суворова через Альпы» органично продолжает тему воинского героизма русски людей, начатую в «Покорении Сибири Ермаком. Холст расположен вертикально и демонстрирует неприступность скалистых гор, героически преодолеваемых русской армией.
Пейзаж Василий Иванович писал в Швейцарии, на месте знаменитого исторического перехода.
Лицо Суворова обращено к лавине скатывающихся вниз людей, что создает впечатление его тесной связи с солдатами. Бесстрашные вояки смотря на своего полководца с обожанием и безграничны: доверием и готовы беспрекословно подчиняться любому его приказу.
Подбирая расположение фигуры генералиссимуса и нужный ракурс, художник советовался со старшей дочерью Олей, у которой был отличный глазомер и чувство композиции. Однако на предложеие девушки убрать штыки, дабы верхние солдата не попали на них, Суриков категорически воскликнул: «Ни за что! Красота в сверкании. Нельзя русскому солдату без штыка».
За эти непримкнутые по уставу штыки он впоследствии услышал много критики Но автор лишь хотел подчеркнуть, что у Суворова многое было «не по уставу», и при этом он оставался великим полководцем.
На Двадцать седьмой выставке передвижников новая работа Сурикова, как обычно, оказалась в центре внимания. Главной ее удачей было, по мнении критиков, «сродство духовного начала» создателя картины и гениального полководца.
Именно в этот год отмечалось столетие итальянского похода Суворова. И снова живописец случайно попал к официальной дате. Картина «Переход Суворова через Альпы» была приобретена императором за двадцать пять тысяч рублей.
В 1901 году Василию Ивановичу Сурикову был пожалован орден Святого Владимира 4-й степени за картины «Покорение Сибири Ермаком» и «Переход Суворова через Альпы». Художник орденов не носил, но для него было очень важно признание его заслуг перед отечеством.
Вскоре пришло письмо из Франции: Люксембургский музей желал приобрести одну из исторических картин, «отличающихся большим патриотизмом».
Живописцу было приятно, что его слава вышла за пределы горячо любимой родины: «Наконец-то, помаленьку узнают, что я такое!» Но, будучи патриотом, он хотел видеть свои полотна только в русских музеях.
В этом же году Сурикова пригласили на должность преподавателя в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Это было уже далеко не первое предложение подобного рода, которое он отклонил.
Еще в 1893 году мастер не захотел преподавать в родной Академии художеств, о чем вежливо, но твердо уведомил администрацию, а позже, в 1907, отверг еще одно подобное лестное приглашение. На этот раз Василий Иванович объяснил причину отказа так: «Благодарю за честь выбора, но согласиться не могу..
, считаю для себя как художника свободу выше всего». Теперь он был по-настоящему свободен, много путешествовал и отдавал все свое ничем не ограниченное время творчеству.
Перейти к следующей работе мастера ►
Источник: http://smallbay.ru/artrussia/surikov_perehod_suvorova.html
Сочинение по картине Сурикова Переход Суворова через Альпы кратко
Василий Суриков был прославленным художником, чьи талантливые полотна запечатлели драматические моменты российской истории. Их настроение разное, как и у самой истории. Где-то это трагедия, а где-то героический эпос. «Переход Суворова через Альпы» — картина, безусловно, прославляющая дух русского народа, его мужество, стойкость и верность.
На полотне художник изобразил момент перехода суворовской армии через Альпы. Сам полководец на коне и пешие солдаты остановились перед довольно крутым спуском. Несколько человек уже скользят вниз. Остальные еще только примеряются. На некоторых лицах можно прочесть растерянность и испуг. Но другие – смеются, глядя на Суворова.
Знаменитого военачальника Суриков изобразил щуплым старичком с улыбкой. Но в его глазах и жесте – не старческая немощь или дряхлость. В них сила и уверенность. Перед лицом опасности Суворов смеется и подбадривает своих людей. И они откликаются ему, отвечая доверием.
Художнику мастерски удалось передать различные эмоции на лицах солдат. Собранность, выдержка, испуг, решимость, веселье. Те, кто стоит у самого края спуска и уже начали скольжение, явно испытывают страх. Даже лошадь Суворова, кажется напуганной.
В картине преобладают оттенки синего. Склон, снег, тени. Суриков словно подчеркивает высоту, на которой находятся его герои.
Особенно интересно видеть, как художнику удалось передать движение спускающихся людей. Фигуры словно оживают и двигаются на самом деле.
Любопытно, что Суворова живописец изобразил не сразу бросающимся в глаза зрителю. Взгляд какое-то время блуждает по лицам солдат, а потом находит и их командира. Суворов не выделен ни особым цветом, ни положением относительно других фигур. Он лишь немногим выше голов солдат.
Похожий прием Суриков использовал в картине «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем», где Ермак у него не самый яркий и заметный персонаж.
По мнению критиков, так художник подчеркнул и вывел на первый план народ, чье мужество и стойкость, храбрость и решимость стали залогом исторических свершений.
Интересно, что картину и ее сюжет часто вспоминают в наше время. Журналисты, политики, общественники нередко говорят о спустившемся в Европу «на копчике» Суворове, подчеркивая широкие возможности русской армии, способной удивлять другие страны.
«Переход Суворова через Альпы» и сегодня может считаться символом и гимном в красках, который исполнен во славу военных талантов России.
У меня эта картина вызывает чувства гордости и сопричастности к делам наших предков. Думаю, она не оставляет равнодушным никого, для кого подвиги и честь военных – не пустой звук. Суриков наглядно показывает идеальный образ полководца, за которым не боятся идти солдаты. Это эталон, с которым еще много веков будут сравнивать военачальников будущего и настоящего.
Вариант №2
Василий Иванович написал картину, открывающую перед зрителем неподдельный мир русского героизма и самоотверженности. Переход через Альпы – очень опасная миссия, которая в случае провала может стоит жизни. Полководец приказал двигаться подчиненным по этому маршруту. Никто не имел права оспаривать или обсуждать приказ. Погода в местности оставляет желать лучшего. Горы. Снег. Ледники.
Никто не может гарантировать, что через несколько часов или минут, не поднимется снежная буря. А что ещё хуже, может сойти ледник. В таком случае все военнослужащие окажутся погребенными заживо.
Мало того, перевал, изображенный на картине до 1799 года именовался неприступным. До русской армии его никто не осмеливался преодолеть. При одном виде его людей окутывал страх.
Примечательно, что для написания этюдов, автор отправился в швейцарские Альпы. Так что основа взята с мест, где всё происходило на самом деле. Величественные горы навевают страх.
Заставляют людей задуматься о бытие, своей жизни и её качестве. Потому что один ледник может лишить жизни всех. Несмотря на опасность, воины выполняют свой долг.
Они присягали на верность отечеству и обязаны беспрекословно подчиняться командованию.
Суворов – величайший полководец не боится трудностей. Он видит, что перед бойцами стоит сложнейшая задача и подбадривает их в этот час. Александр Васильевич никогда не превозносился. Всегда был наравне со всеми. Благодаря такому командующему, как он, многие солдаты забыли о чувстве страха. Кто-то участвует в разговоре, кто-то смеётся, а кто-то внимательно смотрит перед собой.
Солдаты, оказывавшиеся в самом низу, скользят по льду. Одно неверное движение может привести к серьезным повреждениям. Мало того, позади огромное войско, и, если оно сзади навалиться с большой силой, с жизнью придётся попрощаться. Поэтому первые воины вымеряют каждое движение и действуют очень осторожно.
Тем, кто движется следом, намного легче. Во-первых, им следует делать то, что делают впереди идущие. Во-вторых, рядом полководец, который поднимает настроение. Больше всего повезло именно последующим рядам.
Художник изобразил все детали того времени. Одежда, обмундирование, мечи, кони. Всё погружает нас в то величественное время, когда совершался подвиг и победа людей над собственным страхом.
Погода в горах спокойная. Наверху всё затягивает туман. Горы окрашены в голубой цвет и покрыты белым снегом. Чем ниже спускаешься, тем больше снежных участков.
Слева расположены глыбы льда. Их ни в коем случае нельзя задевать. Иначе они обрушатся вниз, и мог упасть на первые ряды. В подобной ситуации есть риск допустить много ошибок, которые будут стоить жизней.
Никто не хочет повредить сослуживцам, поэтому все действуют с предельной аккуратностью. Даже кони идут очень осторожно.
Уздцы затянуты до предела, чтобы животные не вырвалось и не допустило резких и лишних движений.
В целом, всё прошло успешно. Русское войско преодолело серьёзный перевал и отправилось дальше.
Суриков — Переход Суворова через Альпы
Сейчас читают:
- Сочинение на тему Книга — источник знаний
Книга, в отличие от книгопечатания, имеет намного более длинную историю. Так, первобытную книгу мы можем созерцать в форме наскальной живописи. Далее – клинопись, свитки папируса, пергамент. - Сочинение по рассказу Чехова Хирургия 5 класс
В произведении А. П. Чехова «Хирургия» рассказывается о том, как дьячок Вонмигласов пришёл к фельдшеру Курятину сообщить о зубной боли. Фельдшер решил вырвать больной зуб. Но что-то пошло не так. - Сочинение Маленький человек с большим сердцем по повести Станционный смотритель Пушкина 7 класс
В произведении А. С. Пушкина «Станционный смотритель» повествуется об участи станционных смотрителей, чиновников 14-ого класса. На таких людей каждый проезжий мечтает выплеснуть все свои негативные эмоции - Образ и характеристика Тихона из пьесы Гроза сочинение
В пьесе «Гроза» Островского одним из главных персонажей является Тихон, муж Катерины. Островский дал ему говорящее имя, которое его характеризует, как человека тихого, не имеющего собственного мнения. Вся жизнь и поступки Тихона подчинены его - Сочинение Преданность (что такое преданность) 9 класс 15.3 ОГЭ рассуждение
И так, что же такое преданность? Во-первых, – это некое чувство ответственности за того кому ты по-настоящему предан. Так же преданность, это очень положительное качество человека, которое характеризует его как хорошего человека! - Сочинение Балашиха — мой город
Если основываться на свидетельствах археологических раскопок, то поселению на речках Пехорке и Горенке более девяти тысяч лет. Но статус города рабочий посёлок при мануфактуре князей Трубецких получил в тысяча девятьсот тридцать девятом году.
Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-kartinam/perehod-suvorova-cherez-alpy-kratko
Чем отличаются картины Василия Сурикова? «Переход Суворова через Альпы»
Может быть, эти картины потому и известны нам со школьной скамьи, что Суриков — очень удобный для преподавания в школе художник. Любая из его картин — многофигурная композиция, рассказывающая определенную эпическую историю. Разглядывая это многоцветное многофигурье, волей-неволей запомнишь, что Сибирь завоевал Ермак, а Суворов зачем-то переходил через Альпы.
Кроме того, любой внимательный зритель картин Сурикова начинает придумывать свою версию событий, изображенных художником. То есть мозги шевелятся, а вслед за ними шевелятся и языки. Что, согласитесь, с точки зрения учителя очень ценно. Ученики учатся придумывать, учатся рассказывать, выражать свои чувства.
Многофигурность и громадность картин Сурикова отмечали все. Критики недоброжелательные, проповедовавшие академизм, пеняли художнику на «кашу» из лиц, а за многоцветье прозвали его картины «парчовыми коврами».
Критики доброжелательные, наоборот, ценили колористические умения художника и хвалили его композиционные таланты.
Правда, друзья, случалось, посмеивались, что Суриков намеренно делает огромные картины, чтобы дороже их продавать.
В самом деле, все известные картины этого русского художника — большого размера. На репродукциях обычно эта особенность живописи Сурикова не видна.
Почти никто, рассматривая репродукции, не обращает внимания на две цифры, указывающие размеры картины. Но сталкиваясь с произведениями В. И. Сурикова «вживую», невозможно не заметить того, что его картины попросту огромны.
Особенно это становится видным в относительно небольших залах Третьяковской галереи.
Большой размер картин был проблемой и для самого живописца. По многофигурной картине взгляд зрителя не должен бесцельно блуждать. Его следует, во-первых, остановить на самом важном месте картины. А во-вторых, придать ему правильное направление, заставить правильно «прочесть» смысл картины.
В. И. Суриков, «Переход Суворова через Альпы», 1899 г. ru.wikipedia.org
Поэтому с помощью определенных приемов художник выделял на своих картинах нескольких героев, которые словно бы начинали вести диалог. Картина становилась многоплановой, интересной. Новых приемов Суриков не придумывал, зато известные применял мастерски.
Пожалуй, явственнее всего это суриковское мастерство видно в картине «Переход Суворова через Альпы».
Формат этой картины — 495×373 см. Пожалуй, что не во всяком дворце есть возможность выставить столь грандиозное полотно. Но в залах Русского музея она поместилась и смотрится там очень хорошо.
Надо сказать, что Русский музей с самого своего основания в 1895 году был на особом положении, на положении личного музея царской семьи. Его финансирование проходило особой строкой в бюджете царского дома, а в формировании фонда принимал личное участие император Николай II. В частности, он приобрел и картину Сурикова, написанную к столетию Швейцарского похода А. В. Суворова.
На картине изображен один из самых драматических эпизодов упомянутого похода.
25 сентября (6 октября) 1799 года русские войска преодолели перевал на горе Паникс, который находился на высоте 2 400 метров. Войскам приходилось подниматься по узкой извилистой тропинке. По этой тропинке можно было двигаться только в одиночку.
В пропасть выбросили все орудия, число погибших солдат исчислялось сотнями. На высоте уже была зима: густой туман, снегопад, сильный ветер, снега по колено… В эту непогоду армия заночевала на перевале. Спуск же с него оказался еще сложнее, чем подъем.
В. И. Суриков, «Переход Суворова через Альпы» (фрагмент), 1899 г. ru.wikipedia.org
На большую картину следует смотреть с большого расстояния. Что бросается зрителю в глаза при первом взгляде на картину? То, что размещено в ее центре. А что находится в центре этой картины? Лицо солдата, уже скользящего в пропасть. Расширенные от ужаса глаза человека, который больше не управляет своим движением, а катится куда-то в тартарары.
Этот солдат тщательно прорисован. Очевидно, что сам художник стремился обратить внимание зрителя именно на эту часть картины. Словно дает подсказку: начинать следует отсюда! Рядом другие солдаты, и их портреты — изображение одного процесса. Это как соседние кадры на киноленте или в комиксе.
Старый солдат без треуголки правее и выше крестится. Он еще чувствует землю под ногами, он еще на что-то надеется. Всего секунда отделяет его от того солдата, что изображен в центре картины.
Но этот уже начал падение и понял, что надежды на выживание у него почти нет. А еще через секунду он окажется на месте третьего солдата, того, что изображен у нижнего обреза картины. Того, кто уже понял: ничего не изменишь.
Где окажешься через несколько мгновений — одному Богу ведомо. Главное — не потерять ружье.
Дополнительные кадры — еще несколько солдатских портретов, прорисованных хуже или расположенных дальше, но идущих по тому же пути.
Но на этой большой картине имеется еще один герой. Его имя упомянуто в названии — Суворов. Он находится в левой верхней четверти картины. Славный полководец — на светлом коне. Поэтому он поднят над толпой солдат и не теряется в этой толпе. Его портрет тоже прорисован очень четко.
В. И. Суриков, «Переход Суворова через Альпы» (фрагмент), 1899 г. ru.wikipedia.org
Суворов удерживает коня на выступе скалы и указывает своей треуголкой вниз. Вероятно, с шуткой-прибауткой он посылает своих чудо-богатырей в бездну.
Те из солдат, кто пока находится рядом с ним, еще не глянули вниз и улыбаются словам командующего. А вот тем, что уже начали скользить вниз по склону, уже не до улыбок.
Только перекреститься и положиться на милость Божью… В принципе, перед нами поход из жизни в смерть.
Все это мы можем рассмотреть и передумать благодаря тому, что художник верно направил наш взгляд — от центра картины вверх, а потом вниз. Вертикальное положение холста тоже этому способствует.
Ну, а теперь посмотрим, как В. И. Суриков использовал свои любимые приемы в другой известной своей картине — «Боярыня Морозова».
Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/78889/
Сочинение по картине Сурикова “Переход Суворова через Альпы”
Картину Суриков писал на протяжении четырех лет и закончил писать в 1899 году. Это одно из полотен, которые продолжает тему героизма военных людей в истории России.
На полотне изображается переход русской армии через альпийский перевал, который до этого считался неприступным. Действия, которые описаны на картине, происходили в 1799 году. Все этюды к картине художник писал на том месте, где происходил исторический переход, то есть в швейцарских Альпах. К тому же Суриков тщательно изучил историю того времени, чтобы правильно изобразить мелкие детали.
Самое главное в картине – это ощущение движения. Оно начинается где-то далеко, в ущелье. А чем ближе к переднему плану, тем оно становится интенсивнее. Самая передняя группа людей изображена в тот момент, когда она сходит с лавинообразного спуска.
Художник показывает грозную природу швейцарских Альп, которая подчеркивает весь героизм перехода. Благодаря вертикальному расположению холста, максимально сконцентрировано пространство отвесной скалы.
Это еще больше усиливает ощущение стремительного движения.
Возле края отвеса располагается полководец Александр Суворов. Он с трудом сдерживает на краю пропасти своего коня. В его фигуре очень много энергии, а лицо выглядит очень живо. Некоторые солдаты смеются, те, которые идут за ними – повернули головы, чтобы послушать их разговор. Солдаты, которые расположены на переднем плане, занимаются спуском с горы, и им уже не до смеха.
Художник тщательно передает все исторические детали эпохи, такие как оружие и одежда. Очень хорошо проработаны выражения лиц воинов. У всех разные выражения лиц, потому что каждый по-разному переживает этот напряженный момент.
Почти у всех задумчивые и сосредоточенные лица. Не смотря на то, что воины в очень опасном положении, они все еще верны своей стране и воинском долгу. На картине изображена настоящая храбрость русского воина.
Они объединены стремлением преодолеть перевал и выиграть.
Лицо полководца обращено к скатывающимся вниз людям. И это создает впечатление о том, что он тесно связан со своими солдатами. Воины смотрят на Суворова с обожанием и безграничным доверием. Они готовы выполнить любой его приказ.
В картине «Переход Суворова через Альпы» показано русское войско в виде единой неразделимой силы. Но самое главное в картине – это показать подвиг народа и его героизм.
Василий Суриков написал картину на столетие Итальянского похода Суворова. Полотно было куплено Николаем II.
(1 votes, average: 5.00
Источник: https://school-essay.ru/sochinenie-po-kartine-surikova-perexod-suvorova-cherez-alpy.html
Сочинение по картине В. И. Сурикова "Переход Суворова через Альпы"
Темой картины прослужил тот факт, когда во время, когда во время итальянского похода в 1799 году, Великий полководец русской армии Суворов А. В. произвел маневр в тыл врага, через горы Альпы, считавшиеся до тех пор неприступными.
Идея написать эту картину у великого русского художника Сурикова В.И. возникла в честь столетия со дня совершения этого подвига, где художник показал мужество и высокий дух русских солдат.
Этюды к картине Суриков писал непосредственно в Альпах, на месте событий. Картина вся в движении, начиная медленно вдали в ущелье, к переднему плану картины движение стремительно нарастает и передняя группа русских воинов уже просто скатывается вниз по склону горы, присев на корточки.
На картине показана суровая неприступная картина величественных гор Альп, что подчеркивает трудность перехода и героизм русских войск.
Слева у края пропасти на белом коне показан сам полководец Александр Суворов. Он уже в возрасте, без головного убора, видны седые волосы, маленький ростом, щуплого телосложения, но в его фигуре показано столько энергии и бодрости. Он подбадривает своих воинов какой-то шуткой в опасную минуту, а они в ответ заразительно смеются, как то отвлекаясь от опасности перехода.
Показана живость и энергичность полководца, его уверенность, что русские солдаты преодолеют эту преграду, и эта уверенность передается русским воинам. Русские воины смотрят на своего командира с большим обожанием и доверием.
Суриков в своей картине тщательно прорисовал одежду русской армии, их амуницию и вооружение, выражение лиц воинов, каждый из них по разному реагирует на переход, одни смело преодолевают горы, другие закрывают лицо плащом, чтоб не видеть внизу пропасть, но все полны решимости преодолеть все опасности и выйти неожиданно в тыл врагу, который не ждет русских войск в этом направлении, считая горы неприступными. Солдаты не только прошли сами через горы, но и протащили тяжелые полевые пушки и боеприпасы к ним, что обеспечило им победу в предстоящем сражении.
- Конечно, немало воинов погибло при переходе, упало в пропасть, но основная масса воинов выполнило задачу.
- За эту победу Суворов получил высшее воинское звание генералиссимус, а на перевале поставлен памятник русским воинам.
- Правда Сурикова критиковали за некоторые неточности, как например, примкнутые к ружьям штыки, чего быть не может, ведь солдаты легко могут пораниться о штыки и в этом не было необходимости, на что Суриков отвечал оппонентам, что на первое место он поставил дух и величие русской армии.
- Автор сочинения: Наиль Закаев
Источник: http://design-kmv.ru/zhivopis-2/russkaya-zhivopis/sochinenie-po-kartine-v-i-surikova-perexod-suvorova-cherez-alpy.html
Василий Суриков. Переход Суворова через Альпы
В. Суриков. «Переход Суворова через Альпы». (1899)
Первое, что мы видим при взгляде на картину Василия Сурикова «Переход Суворова через Альпы» – это…
Нет, не великого полководца, восседающего на белоснежном коне, не его войско, с трудом преодолевающее горный перевал… Нас поражают и завораживают сами горы – высокие и неприступные…
Прямо перед нами – огромный ледник. Горные ветры сдули с него половину снега, обнажив острые грани льдин…
Здесь, на недосягаемой высоте, в самой опасной части горного склона, и стоит белая лошадь главнокомандующего русской армией – Александра Васильевича Суворова.
Справа от него мы видим его войско. Оно скользит вниз по отвесному склону, а над ним нависают заснеженные вершины…
В. Суриков. «Переход Суворова через Альпы». Фрагмент.
- Суворов высоко поднял в горы своих солдат, они дошли почти до границы облаков, однако есть горы ещё выше, есть скалы ещё массивнее той, на которую они только что забрались и откуда стремятся спуститься.
- На лицах солдат заметно оживление.
- Все они смотрят на своего командира и безгранично доверяют ему.
- Он – их бессмертный герой.
Солдат в середине улыбается во весь рот, глядя на возвышающегося над ним полководца. Именно так он и намерен преодолеть этот перевал – с шуткой, с веселым смехом…
А иначе как?
В. Суриков. «Переход Суворова через Альпы». Фрагмент.
Если задуматься хоть на миг о грозящей опасности, можно никогда не решиться на её преодоление.
Смотрите, снег под идущими впереди солдатами уже угрожающе поехал вниз, и они – с ружьями, с саблями, с барабанами – устремились вслед да ним.
Дочь Василия Сурикова, Оля, с которой художник советовался по поводу композиции данной картины, заметила отцу, что лучше убрать у ружей штыки, чтобы верхние солдаты не напоролись на них при спуске с перевала…
Однако Суриков воскликнул:
«Ни за что! Красота в сверкании. Нельзя русскому солдату без штыка».
И действительно, этому сверканию картина обязана половиной своего задора, половиной своей бесшабашной удали…
На лицах тех, кто уже начал спуск, застыло выражение сосредоточенности, ведь от того, как именно спустишься, зависит, будешь ты жив или умрешь…
Неудивительно, что один из солдат, почувствовав, что скользит вниз по склону, прикрыл лицо рукой. Он испугался. Сердце так и ёкнуло у него в груди…
Те, кто ещё не начал скользить, медленно продвигаются вперёд.
Художник изумительно передал нам их движение вниз по заснеженному склону: спины выпрямлены и напряжены, плечи откинуты назад, чтобы не дать силе тяжести столкнуть тебя вниз…
Но рано или поздно нагнуться все равно приходится. По такому склону иначе не пройти…
И вот уже солдаты, как с горки, катятся вниз…
И надо всем этим нависают громады гор – спокойные, торжественные…
В. Суриков. «Портрет генералиссимуса А. В. Суворова». (1907)
- Какое же событие запечатлел в своей картине Василий Суриков?
- Это переход русских войск через Альпы, относящийся к Швейцарскому походу Суворова.
- В рамках войны Второй коалиции,
- куда входили Великобритания, Австрия, Россия, Швеция, а также Неаполитанское королевство и Турция,
- с революционной Францией русско-австрийское войско должно было изгнать французские войска из Гельветической республики, образованной на территории современной Швейцарии.
- План похода предусматривал переброску русских войск из Северной Италии на соединение с русско-австрийским корпусом, находившимся в Цюрихе.
- Несмотря на героические действия Суворова после преодоления альпийских перевалов и одержанную им победу, численность русско-австрийских войск все же уступила французской.
- Суворов приказал покинуть Гельвецию, чтобы сохранить остатки своей армии.
- Переход через перевал Паникс, изображенный Василием Суриковым на картине, произошёл уже после этого приказа.
Измотанная русская армия двинулась по направлению к России…
Суворов героически перевёл своих солдат через горы, однако цель похода – увы! – так и не была достигнута.
- Франция сохранила свой полный контроль над Гельветической республикой.
- Поставьте ????, если статья показалась Вам интересной.
- Если же Вам понравились заметки, добро пожаловать на мой канал:)
- Василий Суриков. Боярыня Морозова
- Василий Суриков. Утро стрелецкой казни
Источник: https://zen.yandex.com/media/painting_notes/vasilii-surikov-perehod-suvorova-cherez-alpy-5dc022103639e600adc22072?feed_exp=ordinary_feed&from=channel&rid=4259803913.642.1576956841053.74265&integration=publishers_platform_yandex
Поход Суворова через Альпы и картина художника Сурикова
Добрый день, дорогие читатели моего блога! Сегодня поговорим о такой вехе в истории нашей страны, как поход Суворова через Альпы.
Не могу сказать, что жизнь меня связала хоть каким-то образом с историей, да и в школе, в принципе я ее никогда не любил. Не потому что мне она была не интересна как наука, нет. Я считаю, что задача любого педагога – это, в первую очередь, заинтересовать ребенка с своем предмете, чего не было у меня. То ли дело университет.
Как сейчас помню, что история была одним из небольшого количества моих любимых предметов, на лекции я ходил не просто с охотой, а с удовольствием, а все потому что мой профессор сумел зажечь во мне интерес к этой науке, за что я ему благодарен по сей день.
А сейчас давайте приступим к рассмотрению темы сегодняшнего блога, и посвящен он великому российскому полководцу Александру Васильевичу Суворову.
Почему именно он? Я не зря ранее написал, что он великий, ведь людей, способных настолько тонко чувствовать противника, предугадывать его мысли было единицы.
О его подвигах я расскажу немного позже, а сейчас хотел бы затронуть наиболее спорный момент в его биографии, как на мой взгляд, а именно
поход Суворова через Альпы
Кто-то просто знает, кто-то читал об этом, кто-то учил, но сам факт того, что человек повел 24-х тысячное, ранее никогда не воевавшее в горах, войско на фактически верную гибель удивлял, и будет удивлять всех.
Сейчас же, более того, у современных историков возникает риторический вопрос: а был ли в принципе нужен этот подвиг 1799 года? Может, не стоило подвергать огромное количество людей такому риску и брать на себя такую ответственность, а просто искать альтернативы? Давайте немного углубимся в историю… Обещаю сделать это максимально кратко.
Итак, какие же побуждения могли двигать человеком? Конечно же, тогда шла война с Францией, и для Суворова, как и для еще некоторых полководцев (у меня не курс истории, не хочу перегружать вас именами, фамилиями, датами, захотите – сами прочтете) стояла цель: разгромить французские войска в Швейцарии. Но, забегая вперед, цель так и не была достигнута по независящим от Суворова обстоятельствам.
Тем не менее, любой здравый человек понимает, что идти в горы это огромнейший риск, который с большей вероятностью не будет оправдан, а на кону жизни его солдат, которые, кстати говоря, называли Суворова «отцом». Так вот, на тот момент, за всю свою историю никогда прежде войска Российской империи не проводили бои в горах, тем более тогда как раз начиналась зима.
Знал бы Суворов, с какими трудностями придется им столкнуться уже на первых этапах своего похода – скорее всего, все равно повел бы
Достаточно известная цитата бродит по интернету, якобы самого Суворова в тот момент, когда войска достигли Мутенской долины. Приблизительный смысл таков: Суворов понимает всю скверность ситуации, и не пытается скрыть полную ситуацию.
Да и какой смысл скрывать, если воины и так все видят. Уставшие, измотанные, потерявшие веру на простое спасение воины слушают, что говорит им их «отец».
А он сказал, что надежда осталась только на Бога и на собственные способности, другого просто нет.
И, видимо, его воины были в таком состоянии, а точнее перешли в такое состояние, когда помимо усталости и всего прочего что происходит с организмом на высоте, они просто отчаялись. И вот окончательно отчаявшись, они просто доверили свои жизни Суворову, бросаясь в последний бой со словами «будь что будет, но пойдем мы за тобой, отец, и умрем мы с честью, мы ведь русские».
Кстати говоря, очень советую для пущей наглядности, так сказать, ознакомится с картиной Сурикова, отображающей как раз весь ужас того события.
Картина Сурикова «Переход Суворова через Альпы»
Автору как никогда удалось передать атмосферу той ситуации в своей исторической живописи. Он нашел подходящий ракурс для того, что бы изобразить эмоции, движение, да тот же страх.
На тот период, а картина была написана в 1899 году, ровно через сто лет после великого подвига, уже давно было популярным изображение точности деталей и четкая прорисовки лиц солдат, поэтому Суриков полностью исключил абстракцию в той или иной мере, заменив ее жестким реализмом.
Сюжет картины Сурикова
русские воины, которые летят вниз в пропасть, но, тем не менее, Суворов рядом с ними, подбадривая и всячески придавая боевой настрой. Почему подбадривая? Если присмотреться внимательнее, то можно заметить переход двух улыбающихся солдат, которые может, отвечают улыбкой на реплику Суворова, а может это просто улыбка безысходности, кто знает.
Так же, обратите внимание на близость облаков относительно голов воинов и то, что скалы заслоняют эти облака.
Это говорит нам о том, что события разворачивались действительно высоко. Помимо всех вышеперечисленных трудностей, солдатам пришлось справляться еще с особенностями человеческого организма, которые проявляются на высоте.
Так же, я писал выше, что читал о том, что воины Суворова называли его «отцом». Суриков знал об этом, но все же изобразил полководца маленьким, седым, но потрясающе спокойным и все так же готовым вести своих людей. Можно так же заметить при определенном ракурсе, что вокруг головы Суворова как бы есть некое сияние, легкое, почти незаметное, но что-то точно есть.
Из хроники я так же помню, что у автора были проблемы с передачей объектов в движении, особенно с нижним солдатом художник промучился достаточно долго.
Вы вот так сейчас можете подумать, что я просто взял и описал вам картину, раскрыл ее краткое содержание, но какой в этом смысл, спросите вы? А вот какой: первое, что вы увидите, разглядывая ее – это ничего.
Я серьезно, вы не обратите внимания на детали, вы просто будете стоять и смотреть, не поддавая увиденное внутреннему анализу. Потом все детали и моменты начинают возникать перед вами сами собой.
Тот же маленький Суворов, два солдата и так далее.
Чем дольше смотрите – тем больше нового увидите.
Ужасная реалия
При чем, никто особо не пытался скрыть всего ужаса происходящего. На картине можно видеть падающего вниз солдата с широко распахнутыми от ужаса глазами. Он понимает, что для него все кончено, а те, кто за этим наблюдает, так же понимает, что сейчас все может кончиться и для них.
Можно подумать, что в такой обстановке может царить только хаос, но опять же таки, при более детальном рассмотрении картины ми видим, что знамена зачехлены, барабанщик изображен очень торжественно даже в такой момент, и в его руках все еще видны палочки. Сейчас он может умереть, но только при исполнении своего долга.
В общем, работу можно рассматривать бесконечно, и с каждой минутой вы будете все больше и больше понимать, что за человек был этот Суворов, и как же тяжело пришлось тогда российским солдатам. Это своего рода карта того легендарного похода, отображенная в живописи.
Кстати говоря, если прочитав все это, вам еще интересна некая хронология событий, а то получается, что мы рассматриваем Швейцарский поход Суворова как отдельную часть истории, то дабы направить вас на дальнейшее изучение, расскажу вам об Итальянском походе Суворова, продолжением которого стал Швейцарский.
Цель похода Суворова
Краткий смысл таков: Суворову необходимо было заставить Францию вернутся в прежние границы, тем самым восстановить мир и равновесие в Европе
Но, как мы уже знаем, это все не увенчалось успехом, и поставленная цель достигнута не была.
Хотя, все-таки припугнуть, хотя даже неплохо так испугать армию Бонапарта, да и самого Наполеона, Суворову таки удалось. Ведь что можно подумать о народе, который прокладывает себе путь у победе настолько страшными путями, проходя там, где никто и никогда не бывал. На что же еще они способны?
Ну а если я вас хоть немного заинтересовал этой темой, то для меня будет маленькой победой знать, что хотя бы один человек после прочтения моего блога освежил знания по истории.
Прочитав об исходе этой войны, а может подробнее ознакомился с личностью Суворова или вспомнил сражение на реке Адда — без разницы.
Главное – если я подтолкнул вас на какие-то действия, это уже мой личный повод для гордости.
Ну а на сегодня все! Не забывайте свою историю, читайте и подписывайтесь на блог проекта «На Грани». Спасибо за то, что были сегодня со мной и до скорых встреч. И кстати, недалеко от Альп, есть знаменитый акведук древнего Рима — Пон-дю-гар. Будет интересно, обязательно прочтите мою статью об акведуках.
Текст — агент Q.
Источник: https://ontheedge.ru/interesnosti/poxod-suvorova-cherez-alpy