Романсы алябьева: история, содержание, интересные факты, соловей

Соловей мой, соловей..

?igorinna (igorinna) wrote,
2011-05-19 17:05:00igorinna
igorinna
2011-05-19 17:05:00

Родился в 1787 году в Тобольске, в семье губернатора, получил разностороннее образование и с детских лет приобщился к занятиям искусством.

Семья губернатора, который был покровителем местного театра и оркестра, не пропускала, практически, ни одного спектакля и концерта.
Во время войны 1812 года Алябьев добровольно поступил на военную службу и принимал участие в сражениях.

Примечателен факт участия Алябьева в беспримерной по изобретательности и смелости операции по взятию Дрездена, организованной и проведенной, практически, без потерь знаменитым партизаном и известным поэтом Денисом Давыдовым. Алябьев в составе русских войск вошел в Париж.

Обратите внимание

Затем военная служба продолжалась в Петербурге, где он сочинил, в 1915 году, одно из самых ранних своих произведений — гусарскую песню «Один еще денек».

В 1823 году Алябьев выходит в отставку в звании подполковника и переезжает в Москву. Как-то раз за картами Алябьев уличил одного из игроков в нечестной игре.

Будучи человеком чрезвычайно несдержанным и вспыльчивым, он в запале ударил шулера, который через несколько дней скончался. Алябьева обвинили в убийстве, было заведено уголовное дело. Человек, которого ударил композитор, был серьезно.

болен, но все попытки доказать, что смерть наступила вовсе не по причине стычки за картежным столом, ни к чему не привели.

 Хотя тюрьма — не самое лучшее место для вдохновения, именно там в томительные месяцы ожидания окончания следствия и приговора Алябьев сочинил массу музыкальных произведений, в том числе и своего знаменитого 'Соловья'.

Будучи до заключения своего кутилой, ловеласом и отчаянным картежником, оказавшись в камере-одиночке, бывший светский баловень занялся единственно возможным теперь для него делом — стал сочинять музыку и из дилетанта довольно скоро превратился в одного из самых задушевных русских композиторов.

— Русскому таланту и тюрьма — на пользу! — как-то сказал по этому поводу композир Верстовский.

— Передайте ему, что рядом со мной полно пустых камер, — с грустной усмешкой отозвался Алябьев, узнав об этом 

Находясь в тюремном заключении, Алябьев пишет один из своих самых знаменитых романсов «Соловей».

В Тобольск Александр Алябьев возвратился в 1828 году уже как ссыльный, лишенный чинов, орденов и дворянского звания. Алябьев жил в приходе Захарьевской церкви, где ему вменялось регулярное покаяние. В этот гериод композитор занимается сочинительством военной и церковной музыки, в основном оставшейся неизданной.

Важно

В Тобольске Алябьев организовал военный оркестр, часто выступавший с ним на концертах в пользу бедных. В 1832 году Алябьеву было разрешено выехать для лечения на Кавказ. Оттуда он в 1833 году был направлен в Оренбург, а в конце 1830-х годов Алябьев приехал в Московскую губернию без права проживать в Москве.

Это право он получил лишь в 1843 году. 

Судьба «Соловья» Алябьева  

«Отчего же «Соловей» Алябьева до сей поры нравится образованным любителям музыки? Потому что в нем есть внутреннее достоинство. Прекрасная идея,  выраженная в привлекательной форме, — не стареется и не выходит из моды.» Д.Ю. Струйский 

 Наследие замечательного русского композитора А.А. Алябьева включает почти все музыкальные жанры, но самая известная сфера его творчества – вокальная лирика. Им написано свыше 160 песен и романсов, из которых наибольшей популярностью пользовался и пользуется романс «Соловей» на слова поэта Дельвига. Исторические сведения, однако, о создании этой неувядаемой мелодии противоречивы. Одни авторы относят это произведение к началу 18- 20-х гг., другие — к периоду 1826-1828 гг.Первое печатное упоминание о романсе — объявление в газете «Московские ведомости» от 1 января 1827 г. о том, что ведущий тенор Большого театра П.А. Булахов 7 января исполнит новую русскую песню «Соловей мой, соловей» на слова А.А. Дельвига с музыкой А.А. Алябьева. Это стихотворение впервые  опубликовано в апреле 1826 г. в альманахе «Северные цветы», а объявление о продаже нот «Соловья» появилось в «Московских ведомостях» в конце ноября 1827 г. Такие факты, по мнению музыковеда Б.С. Штейнпресса, неопровержимо свидетельствуют, что рождение романса произошло между апрелем и декабрем 1826 г., т.е. во время пребывания композитора в камере полицейской части, в Ипатьевском переулке Москвы, в связи с опровергнутом впоследствии обвинением в убийстве.  Известно, однако, что стихотворение Дельвигом было написано еще во второй половине 1825 г., а на титульном листе партитуры Алябьева Третьего струнного квартета  имеется дата окончания работы – 11 декабря 1825 г. и рукой композитора указано на заимствование в третьей части квартета из «русской песни «Соловей». На этих основаниях некоторые исследователи полагают, что романс был сочинен вначале на слова народной песни «Соловей мой, соловей» и скорее всего в 1823 г., когда вышедший в отставку подполковник Алябьев поселился в Москве. Позднее, ввиду несомненных поэтических достоинств, композитор предпочел издать романс с Среди первых исполнителей «Соловья» – ученик М.И. Глинки — Н.К. Иванов, цыганка Татьяна Демьянова, чаровавшая А.С. Пушкина, московская певица П.А. Бартенева, немецкая оперная артистка Г. Зонтаг, впервые познакомившая с русским романсом зарубежную публику, подруга И.С. Тургенева — французская певица П. Виардо. Позднее, в середине ХIХ в. он часто исполнялся как в России, так и за рубежом многими певицами, начиная с всемирно известных примадонн оперных групп и кончая участницами самодеятельности. Следует отметить, что в первозданном виде романс исполняется очень редко. Обычно поют только первые четыре строки (в стихотворении Дельвига их 28), а из мелодии делают тему с вариациями, украшая ее имитацией соловьиного пения, чего в оригинале нет 
      Триумфальный успех «Соловья» породил огромное количество переложений для самых разных инструментов (скрипки, виолончели, гитары, арфы), ансамблей и оркестров. Глинка и сам Алябьев сделали переложения для голоса и хора с оркестром. На мотив его А.Л. Гурилевым написан котильон и полонез, Ф. Листом — две транскрипции для фортепиано, музыка романса включена в балет «Конек-горбунок». В несомненном родстве с «Соловьем» состоят несколько последующих романсов Алябьева: «Прощание с соловьем» (1828, слова Н.А. Кашинцова), «Прощание с соловьем на севере»  (1831, слова И.И. Веттера), «Что поешь, краса-девица» (1834, слова В.В. Домонтовича), «Сладко пел душа-соловушко» (1834, слова И.И. Лажечникова), «Любовник розы соловей» (1834, слова И.И. Козлова).

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Источник: https://igorinna.livejournal.com/457166.html

Александр Александрович Алябьев / Alexander Alyabyev. Романс «Соловей» / The Nightingale

             Александр Алябьев. Романс «Соловей».

Романс «Соловей» — музыкальное произведение (романс) композитора А. А. Алябьева на стихи поэта А. А. Дельвига. Этот романс стал настолько популярным, что многими воспринимается как народная песня.

Несмотря на популярность этого романса, в истории его создания, как и в истории жизни самого композитора, много неизвестного, неясного, а сведения варьируются в разных источниках по-разному. Существуют даже различные стихотворные варианты.

Романс сочинен в стиле русских народных песен — и стихотворно, и музыкально. И даже образ соловья указывает на это.

В русской народной лирике соловей — вольная пташка, друг, верный крылатый посол, символ ласки и нежности.

Стихотворение А. Дельвига появилось в сборнике «Стихотворения барона Дельвига», СПБ. 1829 г. — под заглавием «Русская песня» — однако это не название стихотворения, а жанр.

К этому времени Алябьев уже не только сочинил к нему музыку, но и сам романс был широко известен и не раз исполнялся; значит стихотворение получило распространение значительно раньше, чем было опубликовано .

Музыка создана между маем 1825 и февралем 1826.

Вскоре, 7 января 1827 года, романс прозвучал со сцены Большого театра в Москве.

Дата издания 1843

Сюжет романса прост — он о горестной женской доле; текст составлен как обращение к птице соловью:
«Побывай во всех странах,
В деревнях и городах:
Не найти тебе нигде
Горемычнее меня»

Однако за простотой формы стоят глубокая горесть и отчаяние. И речь идет не только о разочаровании в любви.

Есть версия, что Дельвиг посвятил это стихотворение своему другу А. С. Пушкину в момент, когда тот высылался на Кавказ — так пишет Александр Майкапар. Но Пушкина не ссылали на Кавказ — его высылали в Кишинев в 1820 году.

Так когда же точно и по какому поводу было сочинено стихотворение? Когда его узнал Алябьев?

Но при всех случаях Алябьев увидел в этом стихотворении прощание с близким другом, когда предстоит длительная разлука и неизвестно, увидишься ли с ним вновь.

Алябьев сочинял музыку к этим стихам, находясь сам в заточении. 24 февраля 1825 г. Алябьев был арестован по ложному обвинению в убийстве: во время карточной игры, устроенной на званном ужине у себя дома, он ударил отставного полковника Т. М.

 Времева за карточное шулерство, через несколько дней полковник, который был давно тяжело болен, скоропостижно скончался от разрыва селезенки, и Алябьева обвинили в убийстве, он оказался в тюрьме, затем в ссылке, оторванный от привычного уклада и окружения.

Образ соловья воспринимался символом тех невидимых уз, которые связывали насильно разлученных — влюблённых ли, друзей ли, родных ли — неважно. Это разлука с теми, кто дороги. И с той жизнью, которая была привычна и дорога. Все источники придерживаются версии, что Алябьев сочинил этот романс, будучи заключенным в тюрьму.

И фортепьяно было доставлено ему как узнику прямо в камеру — это удалось выхлопотать старшей сестре композитора, которая затем добровольно отправилась с братом в ссылку. В сырости подземелья композитор заболел ревматизмом и начал слепнуть. Единственным духовным спасением в таком положении оказался музыкальный инструмент.

По некоторым источникам, композитор посвятил этот романс возлюбленной — Екатерине Римской-Корсаковой, в которую влюбился с первого взгляда на новогоднем балу и с которой так и не успел объясниться.

Совет

Через много лет они вновь встретились, и Екатерина Александровна, уже к тому времени будучи вдовой Офросимовой, наконец-то обвенчалась с композитором; произошло это 20 августа 1840 года в селе зятя композитора В. М. Исленьева Рязанцы Богородского уезда в церкви Святой Троицы.

Екатерина Александровна тоже принадлежала к знатному роду, а дом её родителей считался одним из прототипов дома грибоедовского персонажа Фамусова.

Сама она писала об этом браке: «Я вступила в супружество с Алябьевым уже во время его несчастия, не увлекаясь никакими житейскими выгодами, и одно только чувство любви и уважения к его внутренним качествам могло ободрить меня на такую решимость».Достоверность, что любовь к ней действительно началась ещё до ареста и именно ей посвящен романс «Соловей» — установить не удалось.

Романс очень быстро завоевал популярность. Он зазвучал в дворянских салонах и гостиных. Его стали включать в свой репертуар многие певцы, причем не только в России.

Среди множества первых исполнителей: Прасковья Бартенева, знаменитая немецкая оперная певица Генриэтта Зонтаг, итальянка Аделина Патти, в 1840—1850-е годы романс включала во все свои программы Полина Виардо и даже использовала его, вставив в сцену урока пения в «Севильском цирюльнике», что вызывало шквал аплодисментов[.

В Москве с исполнением романса прославился Московский вокальный квинтет Императорского театра под управлением А. И. Грабостова; было много и других исполнителей.

Известны слова П. Чайковского о романсе «Соловей»: «Иногда в музыке нравится что-то совершенно неуловимое и не поддающееся критическому анализу.

Я не могу без слез слышать „Соловья“ Алябьева!!! А по отзыву авторитетов — это верх пошлости» (из письма к Н. Ф. фон Мекк от 3 мая 1877 года).

До сегодняшнего времени «Соловей» остается одним из самых известных русских романсов, давно войдя в классику всей российской культуры. Такой популярности способствовала удивительная выразительность и душевная простота музыки.

Авторский музыкальный оригинал романса не содержит никаких сложных пассажей и мелодических фиоритур, которые были добавлены в дальнейшем новыми исполнителями к новым музыкальным обработкам уже ставшего известным романса. Множество обработок и транскрипций этого произведения сделано для разных инструментов. В оригинальной версии нет повторения рефрена «Соловей мой, соловей, голосистый соловей», который часто используется в современных исполнениях.

Известны вариации на тему алябьевского «Соловья» Генриэтты Зонтаг (колоратурная аранжировка романса), М. И. Глинки (М. И. Глинка в 1833 году, будучи в Берлине, написал вариации, изданные в Петербурге издателем М. Бернардом, а в 1856 году сделал переложение для голоса с оркестром для исполнения певицей Валентиной Бианки), А. Л. Гурилева, Ф. Листа — для фортепиано (Ф. Лист создал свою обработку этого романса вместе с другой своей транскрипцией — песни «Ты не проверишь, как ты мила» П. Булахова — она была издана в Петербурге в 1842 году в приложении к альманаху «Нувеллист», издававшемуся тоже М. Бернардом»), М. Т. Высотского — для гитары, А. Вивьена — для скрипки. В репертуарах скрипачей часто используется фантазия выдающегося бельгийского музыканта А. Вьетана на тему «Соловья».

«Стихотворения барона Дельвига», СПБ. 1829 г. — под заглавием «Русская песня»

Соловей мой, соловей,

Голосистый соловей!
Ты куда, куда летишь,
Где всю ночку пропоешь?
Соловей мой, соловей,
Голосистый соловей!

Кто-то бедная, как я,

Ночь прослушает тебя,
Не смыкаючи очей,
Утопаючи в слезах?
Соловей…

Ты лети, мой соловей,

Хоть за тридевять земель,
Хоть за синие моря,
На чужие берега;
Соловей…

Побывай во всех странах,

В деревнях и в городах:
Не найти тебе нигде
Горемышнее меня.
Соловей…

У меня ли у младой

Дорог жемчуг на груди,
У меня ли у младой
Жар-колечко на руке,
Соловей…

У меня ли у младой

В сердце миленький дружок.
В день осенний на груди
Крупный жемчуг потускнел,
Соловей…

В зимню ночку на руке

Распаялося кольцо,
А как нынешней весной
Разлюбил меня милой.
Соловей…

Между маем 1825 и февралем 1826

Henri  Vieuxtemps. 6 Divertissements d'amateurs, Op.24 No2 Le rossignol  «Соловей»

F. Liszt. Le rossignol «Соловей»

Источник: http://rudnik92.blogspot.com/2015/11/blog-post_13.html

Соловей русского романса

ВОСПОМИНАНИЯ И ОЧЕРКИ

ГРАЧЁВА Ольга Анатольевна — доцент Московского пограничного института ФСБ РФ, подполковник, доктор исторических наук
(Москва. E-mail: [email protected])

СОЛОВЕЙ РУССКОГО РОМАНСА

Александр Александрович Алябьев родился 4(15) августа1 1787 года в Тобольске (по другим сведениям — в Москве), где его отец Александр Васильевич служил губернатором (кстати, при его содействии в Сибири возникла периодическая печать, был создан Тобольский оперно-драматический театр). В 1796 году Алябьевы переезжают в Петербург, а с 1804 года обосновываются в Москве.

Здесь юный Алябьев завершил своё образование в Московском университетском пансионе, отсюда в 1812 году добровольцем в составе гусарского полка отправился на войну. Он участвует во многих сражениях и действиях партизанских отрядов под начальством Дениса Давыдова. В ходе боевых действий получил ранение, был награждён орденом за доблесть, дошёл до Парижа.

В архиве хранится интересный документ о представлении ему очередного воинского звания за взятие в плен адъютанта маршала Бертье 25 января 1812 года2. Возвратившись из Заграничного похода, Алябьев был сначала переведён в лейб-гвардии конно-егерский полк, затем в Ахтынский гусарский полк3.

Обратите внимание

Можно отметить, что Алябьев принадлежал к вольнолюбивой, «беспокойной» части русского офицерства, выдвинувшейся в ходе Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов русской армии 1813—1814 гг. Их недолюбливали царские сановники, а после декабрьских событий 1825 года многие из них подверглись суровым гонениям. Военная служба А.А. Алябьева продолжалась по 1823 год.

Выйдя в отставку в чине подполковника, Алябьев поселяется в Петербурге, где сближается со многими деятелями литературы и искусства — А.С. Грибоедовым, А.Н. Верстовским, А.А. Бестужевым, декабристом штабс-капитаном П.А. Мухановым, позднее с поэтом-революционером Н.П. Огарёвым.

Вскоре Александр Александрович перебирается в Москву, где пишет музыкальные сопровождения к спектаклям, выступает в любительских концертах. К 1825 году Алябьев стал широко известен как композитор, что подтверждает факт исполнения на открытии Большого театра4 пролога «торжество муз» с музыкой А.Н. Верстовского, Ф.Е. Шольца и А.А. Алябьева. В творческом наследии А.А.

Алябьева, разрабатывавшего различные жанровые сферы музыкального творчества, находятся произведения, которые не устарели и в наше время. Это прежде всего романсы «Соловей» на слова А. Дельвига, «Вечерний звон» на слова И. Козлова, «Я вас любил» на слова А. Пушкина.

Кроме того, Алябьев является автором шести опер («Буря», «Волшебная ночь», «Рыбак и русалка», комическая опера «Лунная ночь, или Домовые» и др.

), балета «Волшебный барабан, или Следствие Волшебной флейты» (1827), музыки к 20 водевилям, симфонии (1830); увертюры и других произведений для симфонического и духового оркестров; темы с вариациями для скрипки с оркестром; фортепианного квинтета; трёх квартетов; двух фортепианных трио, квартета для четырёх флейт, более 150 песен, вокальных ансамблей, хоров без сопровождения, сборника украинских песен, собранных М. Максимовичем. Круг музыкальных пристрастий композитора, сложившихся в первый период его творчества и связанных с различными жанрами и именами классической западноевропейской музыки, позволяет уточнить те стилевые ориентиры, которые питали творческое воображение композитора, прообразы его музыкального языка, а также истоки его инструментального мышления. Ярким примером данного подхода является собственная музыкальная партитура А.А. Алябьева к балету Ф. Бернанделли «Волшебный барабан, или Следствие Волшебной флейты». Не нарушая сложившихся традиций создания музыки к балету, подчиняя её воле балетмейстера, ему удалось написать произведение, которое несёт в себе высокую степень самостоятельного художественного замысла при сохранении камерно-инструментального жанра. Известный русский исследователь музыкального творчества Е.М. Левашов писал по этому поводу: «В определённом аспекте “Волшебный барабан”, с одной стороны, завершает собой в истории отечественного искусства целый этап эволюции музыкально-драматургического мышления, а с другой – хотя в миниатюре, но прямо предвосхищает многие принципы развития и структуры глинкинских опер»5. Анализируя творчество Алябьева, Левашов делает ряд ценных замечаний в том смысле, что данный балет подытожил все находки и достижения Алябьева в сфере театральных произведений первого периода его творчества и продемонстрировал высокий уровень мастерства в использовании средств музыкальной драматургии6. Автор отмечал также, что Алябьев своим балетом усовершенствовал систему музыкально-тематических повторов, которая была популярна в конце XVIII – начале XIX века. А.А. Алябьев — первый выдающийся русский композитор, музыка которого была созвучна настроениям широких общественных кругов. Он первым собрал и гармонизировал национальные мелодии Кавказа и восточных областей России. Широко известны его «Черкесские песни», песни «грузинская», «кабардинская» и других народов Кавказа, а также песни башкир, киргизов, туркмен7. Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru ___________________

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Далее все даты приводятся по старому стилю. 2 Российский государственный Военно-исторический архив (РГВИА). Ф. 103. Оп. 1/208а. Д. 89. Л. 88. 3 Там же. Ф. 489. Оп. 1. Д. 2280. Л. 29 об.

4 Большой театр был основан в Москве в 1776 г., современное здание архитектора О.И. Бове существует с 1825 г., реконструировано в 1865 г. (архитектор А.К. Кавос). 5 Левашов Е.М. Алябьев А.А. // История русской музыки: В 10 т. М.

, 1988. Т. 5. С. 84. 6 Там же. С. 29—96.

7 К числу наиболее популярных романсов и песен А.А.

Алябьева принадлежат «Соловей» на слова Дельвига, «Вечерком румяну зорю» на слова Николева, «Из страны, страны далёкой» на слова Языкова, «Нищая» (стихи Беранже), «Я вас любил», «Зимняя дорога», «Вечерний звон», «Девичий сон», «Иртыш», «Тайна», «Северный узник», «Не трону я печаль твою» и др. Из поэтов, представленных в романсах Алябьева, на первом месте Пушкин, затем Дельвиг и Жуковский, Языков, Вельтман, Василий Алябьев (брат композитора).

Источник: http://history.milportal.ru/2012/01/solovej-russkogo-romansa/

Клетка для «Соловья». Почему Алябьев свои лучшие романсы написал в тюрьме

Он был продолжателем старинного дворянского рода — его предки выехали из Польши, чтобы служить отцу Ивана Грозного. Служили честно — и по гражданской, и по военной линии, дали России много знаменитых людей. Но благодаря малышу Александру, рождённому в Сибири, фамилия Алябь­евых ассоциируется только и исключительно с музыкой. 

Суворовской тропой  И прежде всего с чудным романсом «Соловей» на стихи Антона Дельвига. Помните? «Соловей мой, соловей, голосистый соловей!..» В спину ему дышит не менее знаменитый «Вечерний звон», а следом подтягиваются ещё около 200 романсов, 6 опер и 20 музыкальных комедий.

Словом, уважаемый, солидный композитор, чей талант признавал бесспорный гений русской музыки Михаил Глинка — последней оркестровой партитурой Михаила Ивановича был как раз «Соловей» Алябьева.  В некоторых обстоятельст­вах, связанных с этим произведением, таится любопытный парадокс.

Если бы идеологи и любители того, что называется «русским шансоном», вздумали завести себе исторического покровителя, то по формальным признакам лучшей кандидатуры, чем Александр Александрович Алябьев, им не найти.

Важно

Как известно, наибольшим авторитетом в этом жанре пользуются брутальные авторы, которые либо воевали, либо сидели — почему-то считается, что только такие люди могут достичь истинных высот в выражении трагической русской души.  Алябьев удовлетворяет всем этим требованиям сполна — и вместе, и по отдельности. Во-первых, воевал, во-вторых, сидел.

Более того — прославленный «Соловей» был написан, что называется, «на киче», то есть в тюрьме. В одиночной камере, где композитор провёл 3 года в ожидании суда по обвинению в убий­стве.  Впрочем, это произошло потом. А вот то, как будущий композитор служил-воевал, — это отдельная сага.

Уже в 14 лет Алябь­ев становится унтер-шихт­мейстером Берг-коллегии — помощником наблюдающего за шахтами в Горном ведомстве. Президентом Берг-коллегии на тот момент был его отец, тем не менее служебная лямка, которую тянул Алябьев-сын, была настоящей, без дураков, что само по себе достойно уважения.

  Но поистине ошеломительные приключения в сопровождении фанфар начались для Алябьева в 1812 г., когда он спустя месяц после начала войны отправляется добро­вольцем в действующую армию. Часто приводят фрагмент его послужного формуляра: «Будучи ж употреблён в самых опаснейших местах, везде отлично исполнял данные препоручения».

Умелый режиссёр мог бы сделать убойный блокбастер на основе лишь нескольких эпизодов военной карьеры Алябьева.  Вот, скажем, донесение русского генерала Винцингероде Михаилу Кутузову от 2 февраля 1813 г.: «Имею щастие донести Вашей Светлости… Два Саксонские знамя, 7 пушек, Саксонский генерал Ностиц, 3 полковника, 36 офицеров и более 2000 нижних чинов суть трофеи сего дня».

Речь идёт о сражении близ польского города Калиш, где особенно отличился Ахтырский гусарский полк. А в его составе корнет Алябьев, который вынудил к сдаче в плен адъютанта начальника генштаба.  Судя по всему, Александр Алябьев руководствовался наставлениями своего тёзки — графа Суворова: «Нам одного противника мало.

Давай нам трёх на одного, давай нам шесть, давай десять — всех побь­ём, повалим, в полон возьмём». Одного пленённого генерала Алябьеву было явно недостаточно. И в начале 1814 г. уже во Франции корнет Алябь­ев берёт в плен адъютанта начальника ген­штаба Великой армии Наполеона маршала Бертье и становится поручиком. К слову, наш герой ещё в 1812 г. участ­вовал в битве при Березине, где и Наполеон, и его начштаба едва избежали плена. Алябьев весьма сожалел об этой своей упущенной возможности до той самой поры, как осущест­вил маленькую месть за «провал Березины» — пусть не сам Наполеон, так хоть его приближённые. Участвовал Алябьев и во взятии Дрездена, которое проходило под руководством партизана, хулигана, отчаянного рубаки и известного поэта Дениса Давыдова. 

«Служить бы рад» 

Целый ряд исследователей уверен, что самый знаменитый афоризм главного героя «Горя от ума» Александра Чацкого Александр Грибоедов позаимст­вовал у своего друга и однополчанина Алябьева: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». На эти слова Алябьев, начавший службу ещё подростком, имел полное моральное право и довольно дерзко осуществлял это право на практике.

Совет

  Своей первой «ходкой на кичу» Алябьев, закончивший войну в чине ротмистра, был обязан как раз тому, что следовал этому афоризму. То есть службу нёс, но вот некоторых унижающих его достоинство пунктов устава не соблюдал демонстративно. И несколько раз появлялся на спектаклях петербургского Большого театра не в военной форме, а во фраке, что было строжайше запрещено.

Результат — месяц Петропавловской крепости весной 1822 г.  Настоящие тюрьма и ссылка пришли в его жизнь тремя годами спустя. В доме Александра Алябьева, уже подполковника в отставке, состоялась большая игра в карты. Один из участников, помещик Тимофей Времев, был заподозрен в нечестной игре, за что традиционно получил «меру физического воздействия», то есть был бит.

А спустя три дня этот пожилой гипертоник умер. От побоев, от стресса, от болезни — неясно до сих пор.  Главным подозреваемым, а потом и обвиняемым стал Алябьев. Следствие тянулось 3 года, всё это время композитор сидел в тюрьме. Для радости, казалось бы, повода мало.

Но на оглашении приговора Алябьев, согласно преданию, расхохотался в голос: «По Высочайшему соизволению высылается в Сибирь и определяется жительством в город Тобольск». На ехидное замечание, что, дескать, в Сибири-то вас научат серьёзности, Алябьев закономерно ответил: «Это называется — наказали щуку, пустили в море.

Да я там дет­ство провёл!» Добавим: прибыв на место ссылки, Алябьев, лишённый всех прав и дворческого звания, пишет тот самый «Вечерний звон», что прочув­ствованно исполняет хор зэков в фильме Василия Шукшина «Калина красная».

Ходили слухи, что столь серьёзно Алябьев был наказан за близость к декабристам — иначе с чего бы Николай I отклонял все ходатайства о смягчении участи человека, чьи заслуги перед Отечеством были столь велики.  Те романсы, что были написаны Алябьевым впослед­ствии, — «Изба», «Деревенский сторож» и, наконец, «Кабак» на стихи Николая Огарёва: «Выпьем, что ли, Ваня…

» — все они о том, что доля простого человека нелегка, а сильные мира сего неправедны. Однако слова, выражающие безысходность, Алябьев нарочито сопровождает ухарской плясовой в мажоре. 

«Лета, болезни и несчастия остепенили его и сделали добрым и мягким. Это я видел из обращения его с людьми и вообще с бедным классом народа» — так отозвался о последних годах жизни Алябьева поэт и публицист Иван Аксаков. Полное соответствие русской поговорке насчёт сумы и тюрьмы.

http://nashaplaneta.su/news/kletka_dlja_solovja_pochemu_aljabev_svoi_luchshie_romansy_napisal_v_tjurme/2017-08-15-3480

Источник: http://slavyanskaya-kultura.ru/news/culture/kletka-dlja-solovja-pochemu-aljabev-svoi-luchshie-romansy-napisal-v-tyurme.html

Александр Алябьев – основоположник национального русского романса

Среди композиторов доглинского периода Александр Александрович Алябьев занимает видное место. Он жил в то время, которое историки музыки называют эпохой «музыкальной некультурности», «когда музыкальной технике учиться было не у кого». Тем более удивительно, что Алябьев не только стал первоклассным музыкантом, но и основоположником русского романса.

Он родился 4 (15) августа 1787 года в Тобольске, в семье Тобольского губернатора, который дал сыну хорошее домашнее образование, уже в детстве Саша очень прилично играл на фортепьяно. Отец хотел видеть сына на военной службе, поэтому в 14 лет юноша был зачислен унтер-шихтмейстером 3 класса (низший чин горной табели о рангах, соответствовал подпрапорщику военной службы) в Берг-коллегию.

Благодаря поддержке отца продвижение по карьерной лестнице пошло быстро, Отечественную войну 1812 года Александр Алябьев встретил в чине офицера.

Он принимал участие в нескольких сражениях с французами, в том числе в знаменитой Битве народов. Сражался в одном из партизанских отрядах Дениса Давыдова, во время взятия Лейпцига был ранен.

Обратите внимание

Вместе с русской армией дошел до Парижа. Получил следующую характеристику руководства:

«Будучи ж употреблен в самых опаснейших местах, везде отлично исполнял данные препоручения».

За боевые заслуги награжден тремя орденами и медалью.

Занятия музыкой, прерванные войной, Алябьев продолжил в 1814 году. Он пишет оперы, романсы, музыку к водевилям, принимает активное участие в театральной жизни Москвы. Знакомится с писателями Александром Грибоедовым, Александром Шаховским, Михаилом Загоскиным и Петром Мухановым, композитором Алексеем Верстовским.

Имя Алябьева становится известным театралам, музыкантам и любителям музыки Петербурга и Москвы. Казалось впереди яркая жизнь в обеих столицах, но одно происшествие изменило все направление жизни композитора.

Во время карточный игры у него произошел конфликт с одним из игроков, помещиком Времевым и, не сдержавшись, Алябьев ударил его. Спустя несколько дней помещик умер.

И хотя следствие не доказало, что смерть наступила в результате удара, суд счел его виновным и отправил в ссылку в родные края, в Тобольск.

Три года, столько длилось следствие, Алябьев провел в тюрьме, в это время он написал знаменитый романс «Соловей» и другие произведения.

На родине он организовал оркестр «казачьей музыки», руководил симфоническими и хоровыми концертами, продолжил композиторскую деятельность, писал военные произведения и музыку для церковных песнопений. В ссыльные период он написал лучшие романсы: «Вечерний звон», «Зимняя дорога», «Два ворона».

Всего Алябьев написал свыше 180 романсов и песен, многие из них на стихи Александра Пушкина, Василия Жуковского, Дениса Давыдова, Петра Вяземского, Ивана Козлова.

Важно

Оставаясь в статусе ссыльного, он совершил поездку на Кавказ, где начал работать с музыкальным фольклором. Собирал и обрабатывал песни народов России – русских, украинцев, киргизов, туркменов, татар, башкир, черкесов и других. На стихи Михаила Лермонтова создал значительное произведение в жанре «восточной песни» — «Черкесскую песню».

В гражданских правах Алябьев был восстановлен в 1843 году, последние годы жизни он провел вместе с женой в Коломне и Москве. Скончался Александр Алябьев в 1851 году, похоронен в семейной усыпальнице Алябьевых в Симоновом монастыре.

автор: Кирилл Брагин

источник: rusplt.ru

Источник: https://aeslib.ru/istoriya-i-zhizn/velikie/aleksandr-alyabev-osnovopolozhnik-natsionalnogo-russkogo-romansa.html

М.И. Глинка. Вариации на тему романса А.Алябьева «Соловей»

Для начала мы прослушали его в записи. Музыка сразу увлекла своей мелодической прелестью и неистощимой композиторской фантазией, богатством вариационных приёмов и виртуозным блеском изложения музыкального материала. Это вызвало желание обязательно выучить и исполнить все эти вариации.

Разбору текста предшествовало знакомство с романсом А.Алябьева, которое подтвердило мысль о том, что виртуозное обрамление темы рождено впечатлениями от соловьиных трелей.

Но это не просто «колоратурные» украшения — мелодия романса, а потом и каждая его вариация проникнуты чувством любви, восхищения маленьким певцом и в то же время грусти от расставания девушки с любимым.

Более того — в произведении много подголосков, удивительно гармонирующих с основной темой и в то же время имеющих свою выразительную линию. Это сразу выявило главную задачу — достичь певучего и выразительного legato не только в теме, но и в каждом подголоске, каждом пассаже.

При первоначальном ознакомлении с текстом произведения выявилась и большая трудность, связанная с попыткой теоретико-исполнительского анализа — с определением типа вариаций, представлениями о его форме.

Прежде всего, эти вариации совмещают в себе признаки остенатно-мелодического и орнаментального варьирования. Но уже сама тема имеет особенность — она состоит из двух частей: первая — по характеру городской романс, — напоминает русские народные протяжные песни, вторая явно ближе к плясовым наигрышам.

Это сразу придаёт всему циклу облик двухтемных вариаций, вносит разнообразие и вто же время сильно дробит целое.

Поэтому сразу возникла необходимость представить форму произведения и искать пути её «укрупнения». Правда, композитор идёт навстречу слушателю и исполнителю: он обозначает лишь три вариации. Хотя тема проходит чаще.

Кроме того, явных окончаний нет — каждое проведение темы или её вариации заканчиваются на доминанте, что накрепко связывает их с последующим материалом. Это позволяет сочетать вариационность со сквозным развитием.

В результате мы обозначили форму следующим образом. Тема, состоящая из двух частей, и две её вариации образуют первый большой раздел формы.

Совет

Дальше как отдельная часть проходит тема в мажоре с очень интересными, свежими гармоническими отклонениями, которые значительно расширяют обе ее части.

Наконец, третья вариация существенно меняет характер музыки и предваряет развернутый финал, в котором причудливо чередуются минорный и мажорный варианты первой части темы и затем идёт построенная на материале ее второй части блестящая развернутая кода.

Таким образом, предварительный отбор определил главные направления «детальной» работы — и художественную отделку каждой части произведения, и собственно техническую отработку трудных эпизодов — достижение в ней и «жемчужности», «шопеновской» певучести пассажей, и виртуозного блеска. Эти задачи решались на втором этапе работы, в котором необходимо было связать теоретико-конструктивные данные с их образно-выразительным смыслом и адекватной пианистической реализации.

Тема рассматривалась как взаимодополняющийся народно-жанровый контраст. В первой ее части необходимо не только выразительное исполнение, «вокальное интонирование» мелодии, но и прослушивание басовых подголосков.

Вторая часть отличалась от первой плясовым характером и более подвижным темпом, в то же время связана с ней и интонационно (она построена на одном из мотивов первой), и тем, что она не вносит резкого контраста.

Таким образом, они создают в целом образ, исполненный и нежности, и задорного оживления, — воплощают лишь разные грани этого образа. Это требует от исполнителя большой чуткости и чувства меры.

I вариация вносит (в первой части) регистровое разнообразие, перебрасывает мелодию от одного голоса к другому, поэтому пианист уподобляется здесь сразу двум разным по тембру певцам, и в то же время не должен из поля зрения мелодизированное сопровождение — его же, но в меньшей степени нужно услышать и во второй части, полностью повторившей тему.

II вариация сразу меняет освещение мелодии: начинаясь яркими взлётами, она вносит и большую мелодическую активность, и обновление фактуры. Однако фигурационное заполнение мелодии не меняет высотной стороны темы, её опорных точек — мелодия ясно проглядывает сквозь эти изменения.

Обратите внимание

Активизируется и вторая часть темы — ее буквально повторяющаяся мелодия сопровождается постоянным кружением орнамента и «подтлкиванием» басового голоса. Это предполагает их разную пианистическую артикуляцию.

Таким образом, организуется сквозное развитие первого раздела формы, вплоть до значительного его «перелома», который происходит с появлением мажорного варианта темы.

Тема, представленная инотональным варьированием — это самый интенсивный вид вариационной работы. Мелодия внешне сохраняет свои черты (интервалику, рисунок, ритм) и в то же время меняется по характеру, тембру, вносит новые ладовые оттенки.

Подчёркнутая певучесть ее напоминает оперную арию.

Интересно, что даже вторая часть темы под влиянием первой становится более плавной, — этому способствуют и замена двухдольности трехдольным метром, и легатное кружение аккомпанемента, и появление в нем басового подголоска.

Для исполнения важно и то, что мажорная тема, расположенная вблизи центра произведения, способствует образованию трех групп: T, I и II вариации — Т (мажорный вариант) — III вариация. Это наблюдение очень помогло связать разные части цикла в единое целое — почувствовать сквозное развитие музыки.

III вариация резко меняет характер музыки. Сохраняя неприкосновенности первую фразу темы, она значительно динамизирует развитие. Этому способствуют усложнение фактуры, введение более мелких длительностей, окружение темы блестящими пассажами, общее оживление движения.

Таким образом, третья вариация, контрастируя с мажорным вариантом темы, выявляет образное сходство со второй вариацией. Рождающаяся «арка» образует указанную выше интересную группу по контрасту: моторность — лирика — динамизированная моторность.

Блестящий финал знаменует внешнее замыкание формы. Стремительное движение, моторность и динамичность развития придают ему завершающий характер.

Важно

Интересен возврат темы по частям: короткие проведения первой фразы в миноре и мажоре освещают ее с разных сторон и сменяются бесконечным кружением мотива ее второй части — пением, повторностью и танцевальностью.

Все это создает пеструю картину праздника, а динамическая активность, создание нарастаний и кульминаций, постепенное, но большое ускорение требуют от исполнителя упорной технической работы.

Таким образом, вариации, при всем их многообразии, раскрывают разные стороны темы, словно облекающие ее в новую оболочку, расцвечивают новым орнаментом, а весь цикл служит воплощением одного музыкального образа, показанного с исчерпывающей полнотой.

От исполнителя эта музыка требует настоящего пианистического мастерства. Она включает в себя и проникновенную интонационную выразительность, и блеск виртуозных пассажей, и особое искусство импровизационности, которому следует традиция всевозможных украшений темы: мелодия и подголоски как бы обвиваются вспомогательными звуками, вводятся трели, аккорды излагаются «вразбивку» и т. д.

В заключение следует подчеркнуть, что создание целостной интерпретации этого вариационного цикла требует от пианиста большого труда: не только технической работы, но и напряженной работы мысли, полной эмоциональной отдачи и исполнительской воли.

Не менее сложные задачи решались и в процессе работы над «Жаворонком» Глинки-Балакирева. Исполнение этого произведения в концертных и просветительских мероприятиях подтвердило развивающий потенциал этой музыки и перспективность предложенной методики ее освоения.

Заключение
Музыка русских композиторов первой половины ХIХ века (в первую очередь Глинки и его современников) обладает рядом ценнейших качеств, особенно востребованных в духовной и культурной жизни современного общества. Это верность национальным традициям, правдивое отражение жизни, сохранение народно-песенных основ в музыкальном творчестве.

Источник: https://megalektsii.ru/s40759t1.html

А.А.Алябьев Пленительных романсов автор | МУЗА НАШЕГО ДВОРА

Кто вас случайно в жизни встретит…

«О ком твоя вздыхает лира?Кому… ты посвятил ее напев?»А.С. Пушкин

Александр Александрович Алябьев родился 15 августа 1787 года в семействе дворян в Тобольске в семье вице-губернатора Александра Васильевича Алябьева. Когда мальчику исполнилось девять лет, семья переехала в Петербург. Пришла пора, и четырнадцатилетнего юношу определили на службу по горному ведомству.

Однако далекое от искусства дело не мешает ему продолжать начатое еще в Тобольске музыкальное образование.Молодым человеком семнадцати лет, Александр переезжает в Москву и погружается в светскую жизнь с ее развлечениями. Музыка пока не стала его страстью, и сочинять он начнет лишь в 23-летнем возрасте.

Отечественная война 1812 года прервала его первые композиторские опыты. Алябьев вступает в армию, где встречается с Денисом Давыдовым, предводителем партизанского отряда. С его гусарским эскадроном Александр участвует во взятии Дрездена, принимал участие в сражении под Лейпцигом, боях на Рейне и взятие Парижа.

После окончания войны в служебном формуляре блестящего офицера появляется запись: «употреблен в самых опаснейших местах, везде отлично исполнял данные препоручения».За боевые заслуги Александр получил два ордена Анны 3-й степени, орден Владимира 4-й степени и медаль участника войны.

В 1823 году Алябьев, в чине подполковника, вышел в отставку с мундиром и полным пенсионом. 24 февраля 1825 г. Алябьев был арестован по обвинению в смерти одного из участников карточной игры. Три года провел в тюрьме, где продолжал писать музыку. Здесь был создан знаменитый романс «Соловей», на слова А.

Дельвига, завоевавший европейскую известность.Несмотря на то, что вина композитора так и не была доказана, он был приговорен к лишению дворянства, знаков отличия, чинов и ссылке в Сибирь, которая в 1831 году была заменена кавказской.

Еще до 1825 года, Алябьев начал ухаживать за Екатериной Александровной Римской-Корсаковой, встретившись с ней на одном из балов. Между ними начался роман, который прервался в 1825-м, после ссылки Алябьева.После вынесения ему приговора,  в том же году ее выдают замуж за владельца Пущинской усадьбы А.П. Офросимова.

Совет

Услышанная в тюрьме весть о ее замужестве, казалось, навсегда разлучила их, хотя память о любимой женщине не исчезала. В холодном Тобольске ее образ согревал одинокое сердце и вдохновлял на новые музыкальные страницы. Неслучайным было посвящение ей романса на слова А. Бистрома.

Когда зари дыханьеС природы дремлющей свевает мрак густойИ льется по полям цветов благоуханье, —

Я вижу образ твой.

На Кавказе происходит встреча с Екатериной, всколыхнувшая в поэтической душе Александра давнее, но видимо, не ушедшее в прошлое, чувство. В Пятигорске чувство вспыхивает с новой силой, отразившись в романсе «Тайна» на стихи А. Вельтмана. Выбор стихотворения явно не случаен: первые и последние слова каждой строфы его составляют фразу «Я вас люблю».

Я не скажу, я не признаюсь, в чем тайна вечная моя.
Ее я скрыть от всех стараюсь, боюсь доверчивости я,Боюсь доверчивости я.

Вас не займет она, не тронет, как скучной повести рассказ.

Так пусть же навсегда потонет она в душе моей от вас,Она в душе моей от вас.

Люблю невольный знак случайный.

Не верьте, небо я молю навек оставить грустной тайной, 

Кого я пламенно люблю,

Кого я пламенно люблю.

Интересно отметить, что на рукописи романса «Тайна», композитор обозначил место и время сочинения: Пятигорск, 17 июля 1832 года.В 1833 году тряский дилижанс увозит невольника с Кавказа в Оренбург, в этот серый город, где, казалось, его никто не ждет.

Уезжает и та единственная, которая подарила ему прекрасную мечту и надежду на счастье. Кто знает, встретятся ли они когда-нибудь? Тягостное состояние, когда душа полна «и серебристых грез, невысказанных мук и непонятных слез», находит выход в творчестве.

В 1833 году появились его вокальные «ноктюрны» — шесть романсов с посвящением Е. А. Офросимовой.  Но в Оренбурге композитору повезло. Генерал-губернатором был Василий Перовский, участник войны 1812 года. Знакомство с этим умным, образованным и обаятельным человеком стало для Алябьева приятным сюрпризом.

«Я полагаю, что России повезло, что у нее есть такие преступники. Вдвойне же повезло Сибири и Уралу, куда этих негодников сослали и где, благодаря им, наконец возникло культурное общество»… (Ответ жены оренбургского губернатора на упрек в том, что она приглашает на свои вечера сосланного Алябьева).

Перовский, искренне сочувствующий Алябьеву, лично подает за него прошение царю, и в 1835 году он, наконец, получает разрешение на житье в Московской губернии.

Оставалось 10 лет жизни, когда судьба одарила его своей грустной улыбкой. Екатерина Александровна, чей образ хранил он все годы разлуки, стала вдовой. И в 1840 году — жениху минуло уже 53 — состоялось их бракосочетание. Казалось, «тотчас в небо унесут его раскинутые крылья».

20 августа 1840 года в селе зятя композитора В.М.Исленьева Рязанцы Богородского уезда в церкви Святой Троицы А.А.

Обратите внимание

Алябьев обвенчался с вдовой Екатериной Александровной Офросимовой (1803-1854) — дочерью Марии Ивановны Наумовой и Александра Яковлевича Римского-Корсакова, дом которых на Страстной площади в Москве, помнивший Пушкина, Грибоедова, Дениса Давыдова, считался одним из прототипов дома Фамусова. Екатерина Александровна писала: «Я вступила в супружество с Алябьевым уже во время его несчастия, не увлекаясь никакими житейскими выгодами, и одно только чувство любви и уважения к его внутренним качествам могло ободрить меня на такую решимость».
К сожалению, нам неизвестны портреты Екатерины Александровны, но какое-то представление может дать посвященное ей стихотворение Жуковского «Кто вас случайно в жизни встретит».

В АЛЬБОМ Е. А.

АЛЯБЬЕВОЙ,рожденной Римской-Корсаковой Кто вас случайно в жизни встретит,Тот день нечаянный такойМеж днями счастия заметит,И скажет случаю спасибо всей душой!И я ему, причудливому богу,Спасибо всей душой сказалЗа то, что мне он на дорогуПопутчиком любезным далПриятное об вас воспоминанье!На чуже страннику сей дар — благодеянье!С таким товарищем не скучен скучный путь,Веселый веселее вдвое!Кто ж раз увидел вас, тому невольно в грудьВселяется желание живое:Чтоб в жизни встретить вас еще когда-нибудь,Чтоб, стоя счастия, вы и счастливы были,

Но чтоб и нового знакомца не забыли!

НЕ ГОВОРИ: ЛЮБОВЬ ПРОЙДЕТ…

Слова Антона ДельвигаНе говори: любовь пройдет, О том забыть твой друг желает; В ее он вечность уповает, Ей в жертву счастье отдает.

 Зачем гасить душе моей Едва блеснувшие желанья? Хоть миг позволь мне без роптанья Предаться нежности твоей.

 За что страдать? Что мне в любви Досталось от небес жестоких Без горьких слез, без ран глубоких, Без утомительной тоски? Любви дни краткие даны, Но мне не зреть ее остылой; Я с ней умру, как звук унылый 

Внезапно порванной струны.  

Романсы исполняет Александр Ведерников

Художник Тропинин В.А.

Источник: http://maxpark.com/community/3610/content/1928748

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector