Жан-Мишель Баския — это имя поклонники стрит-арта, современного искусства и даже хип-хопа слышали не один раз. Но далеко не все придавали внимания тому, кем же был этот человек и почему его фигура является культовой для многих ваших любимых артистов. За свою недолгую жизнь этот художник сумел создать нечто уникальное и вывел неоэкспрессионизм на новый уровень, а относительно недавно, в 2017 году, одна из его работ была продана на аукционе за 110,5 $ млн. Рассказываем вам о жизни и творчестве Баския, ссылаясь на его собственные слова из различных интервью и воспоминания современников художника.
Детство, семья и знакомство с искусством
Jean-Michel Basquiat родился в Бруклине 22 декабря 1960 года в мультинациональной семье. Его отец был выходцем из Гаити, а мать из Пуэрто-Рико. Кроме маленького Жан-Мишеля у родителей было еще трое детей: две младших девочки и мальчик-первенец, которого Жан-Мишель, к сожалению, не застал в живых — он умер незадолго до рождения брата.
С раннего детства мальчик показывал прекрасные задатки к учебе и до 4-х лет научился читать и писать. Мать Жан-Мишеля заметила интерес ребенка к рисованию и начала всячески поощрять его попытки творить. Она с малого возраста водила его в нью-йоркские музеи искусства и знакомила с известными картинами прошлого и настоящего.
В 7 летнем возрасте с будущим художником произошел несчастный случай: его сбила машина, когда он играл на улице возле дома. Мальчик сломал руку и получил несколько серьезных ушибов. Это событие в некотором роде повлияло на формирование его художественного стиля.
Дело вот в чем: мать Баския, дабы как-то занять ребенка во время реабилитации, принесла ему почитать известную книгу “Анатомия Грэя”, в которой в письменной и иллюстрированной форме описывались особенности человеческого организма.
Позже Жан-Мишель не раз говорил, что эта книга сильно его поразила и отпечаталась в памяти.
Помимо рисования, до 11 летнего возраста Жан-Мишель сносно владел французским, испанским и, естественно, английским языками. Он много читал и со временем стал писать собственные истории и сочинения. Он посещал специальную школу (St.
Ann`s School), развивающую способности детей к искусству. Баския увлекался мультфильмами и в то время мечтал, что однажды сам будет их рисовать.
Время покажет, что эта детская мечта не осуществится, но отложит существенный отпечаток на стиле молодого дарования и сделает его всемирно известным.
Отец Жан-Мишеля Баския был типичным представителем среднего класса в Нью-Йорке и всеми силами старался привить свои ценности сыну. Но тот их не разделял. Как не всегда разделяла взгляды мужа и его жена.
Брак семейства Баския сложно было назвать крепким: пара периодически расставалась и сходилась снова. В конце-концов, родители мальчика развелись окончательно, когда ему было 7.
По словам художника и отец, и мать не один раз избивали его, хотя отец отрицал подобные утверждения.
После развода дети остались жить с отцом, поскольку их мать испытывала психологические проблемы и ей периодически требовалась клиническая реабилитация. По словам Жан-Мишеля, “она сошла с ума из-за неудачного брака”.
После 5 лет жизни в Бруклине, Джерард Баския (отец художника) решил переехать жить в Пуэрто-Рико. Там семья прожила 2 года, после чего снова вернулась в Нью-Йорк.
Жан-Мишелю на тот момент исполнилось 14 и он был сыт планами отца сделать из него примерного рабочего с отсутствием каких-либо амбиций. Творческий дух парня рвался на свободу и в 15 лет он впервые сбежал из дома.
Он неделю шатался по паркам и ночевал на скамейках, пока его не арестовала полиция и не вернула под опеку отца.
В 10-м классе Жан-Мишель бросил школу, которую до этого посещал, и решил перевестись в City-As-School, где училось много творчески одаренных тинейджеров. Но и там доучиться до конца ему не удалось.
Узнав об этом, отец выгнал 17-летнего юношу из дома. Баския остался жить с друзьями в Бруклине. Чтобы хоть как-то зарабатывать он стал рисовать собственные почтовые открытки и продавать их на улицах.
Это было начало великой, но короткой карьеры, которая ждала его впереди…
SAMO и первые успехи в галерейном искусстве
Еще в 1976 году Баския и его друг Al Diaz основали творческий тандем и назвали его SAMO, что было акронимом фразы “same old shit” (“то же старое дерьмо”). Парни рисовали эту надпись на стенах SoHo (район в Нью-Йорке), дополняя основную надпись хаотическими фразами или отдельными словами. Изначально посыл было сложно понять, но SAMO набирал популярность и стал чем-то вроде тренда в Нью-Йорке. Позже, в 1978 году, сам Баския объяснил, что же значили их граффити в интервью Village Voice:
“SAMO — это было что-то вроде псевдорелигии, выдуманной нами в противовес существующим ценностям. Она символизирует фальш, в которую верят массы.
Этот город полон напряженных людей, среднего класса, который старается выглядеть как богачи, зарабатывая себе материальный статус. Это убивает меня. Как будто все ходят с прикрепленными ценниками на голове. Люди должны придавать больше внимания духовности.
Но мы ведь не можем встать на обочине и орать об этом всем прохожим. Зато мы можем рисовать на стенах”.
В этих словах трудно не углядеть обращение художника к собственному отцу…
После того как Basquiat и Diaz открыли миру свои лица (история гласит, что они согласились продать свою историю Village Voice за 100$ каждый), существование SAMO прекратилось. Друзья и напарники решили больше не работать вместе, а вскоре после публикации интервью по городу начали появляться граффити “SAMO is dead”.
По словам Alexis Adler, бывшей сожительницы Баския, в 1979 году он обзавелся своим первым жильем. По крайней мере, это были апартаменты, от которых у Жан-Мишеля были собственные ключи.
Как раз в то время он стал плавно переходить от уличного арта к галерейному. По словам Адлер, Баския рисовал на любых поверхностях: от стен внутри квартиры до мебели и окон.
Также молодой художник оставлял ироничные надписи на полуразваленных домах, которых в Нью-Йорке конца 70-х было предостаточно.
В тот же период Жан-Мишель начинает рисовать то, что вскоре принесет ему славу и популярность в среде искусства: человеческие головы и самих людей. Он изображает их в основном фронтально или в анфас, без каких-либо объемных деталей.
Его работы напоминают детские рисунки (вспомним мечту художника создавать мультфильмы), в которых причудливо показаны органы или анатомические особенности человеческого организма (Анатомия Грэя). Лица персонажей Баския в основном мрачные, выражающие боль, грусть и задумчивость.
Основа рисунков дополнена множеством надписей — иногда очевидных, но в большинстве своем со скрытым смыслом. Те слова, на которые художник хотел обратить особенное внимание, он нарочито перечеркивает.
Также Баския использовал ксерокс своих предыдущих работ и помещал их части на более крупное полотно, создавая новое произведение.
Переломным моментом в жизни и творчестве Баския стала его встреча с Энди Уорхолом. Это случилось в том же 1979-м, Жан-Мишелю было всего 19 и он искренне восторгался работами эксцентричного артиста.
Как-то раз, обедая в ресторане со своим другом и менеджером по совместительству, Баския увидел за другим столиком Уорхола. Он подошел к нему и предложил взглянуть на несколько своих почтовых открыток ручной работы.
Уорхолу настолько понравилось увиденное, что он пригласил Баския к себе в студию. Так завязалась дружба, повлиявшая на карьеры обоих художников.
Для Баския дружба с Уорхолом стала возможностью завоевать еще большую известность и новых поклонников, для Уорхола, который устал удивлять и чье творчество на тот момент значительно обеднело, встреча с молодым оригинальным художником стала вдохновением.
Их дружеские отношения стали основой сотрудничества. Самым громким и, по иронии судьбы, последним проектом дуэта стала совместная выставка работ “Warhol/Basquiat Paintings” 1985 года.
Она имела большой успех у публики, но после того как пресса стала распространять информацию о том, что Уорхол “использует Баския для того, чтобы подогреть интерес к своим картинам”, их дружбе наступил конец. Они так и не помирились до самой смерти Уорхола в 1987 году. Баския был подавлен из-за этого.
Еще раньше, став известным, он начал испытывать чувства депрессии и безысходности. По словам отца Жан-Мишеля, однажды он сказал ему, что все, что его интересует — это его наследие и возможность оставить после себя что-то важное.
Но вернемся в начало 80-х и вспомним взлет Баския. Именно тогда, в 80-х, он достиг самых больших высот в своем творчестве. Это случилось благодаря участию в нескольких масштабных выставках, главной из которых стала The Times Square Show. Жан-Мишеля наконец-то увидели в качестве соло-художника.
Критики со всего мира смогли воочию наблюдать его работы и это принесло свои плоды. Работы Баския были опубликованы в нескольких видных журналах об искусстве, а местные владельцы галерей начали предлагать ему выставлять свои картины у них. Баския стал востребован даже за границей.
Галерейный деятель Эмилио Маццоли предложил ему первую личную европейскую выставку в итальянской Модене.
Бытует история о том, что после первого коммерческого успеха (первые картины Баския продались по цене от 10,000 до 25,000 $), он нанял лимузин, поехал к папе в Бруклин и отдал ему и сестрам большую часть денег. Сын доказал отцу, что его неповиновение не прошло даром.
После выставок в Европе цены на картины Баския взлетели и он стал богатым человеком. Жан-Мишель продолжал много рисовать, затрагивая острые социальные темы богатства и бедности, расизма, любви и ненависти, пороков общества и человека как индивидуума.
Критики разделились на два табора: одни критиковали художника за полное отсутствие какого-либо мастерства, техники и называли его работы “детскими каракулями”, другие — восторгались глубиной посланий и как-раз таки нахваливали нарочитый примитивизм Баския, отмечая, что таким образом он лишь отображает состояние социума и современного искусства.
Сам художник открыто говорил, что он “хочет рисовать как ребенок”. Энергетика и свобода, которая присутствует в детских рисунках, привлекала его намного больше, чем элитное искусство.
Он не скрывал, что не обучался рисованию и провалил курс базовых уроков по этому предмету в школе.
Что ж, возможно благодаря этому Баския и смог стать одним из важнейших представителей нео-экспрессионизма в 80-х.
Но Баския не ограничивался только рисованием. Он увлекался музыкой и даже основал панк-группу Gray, в которую, в частности, входил небезызвестный актер Винсент Галло.
Также Жан-Мишель поучаствовал в записи и выпуске рэп-сингла “Beat Bop” с парой МС Rammellzee и K-Rob.
Этот винил позже стал пользоваться особенной популярностью у коллекционеров из-за того, что художник самостоятельно работал над оформлением обложки сингла.
В 1981-м Жан-Мишель начал работать с арт-дилером Anna Nosei. По ее словам, на тот период приходится наиболее продуктивный период его деятельности. Анна предоставила Баския подвал своей галереи под мастерскую. В интервью 2010 года она вспоминает:
“Он приходил в мастерскую как на работу. Если опаздывал, то всегда извинялся. Обычно после прихода он сразу же включал музыку и начинал работать. Его работы день ото дня становились более взрослыми и наполнялись новыми смыслами. В то время Жан-Мишель рисовал очень много.
За день он мог закончить 2-3 полноценные картины. При этом, бывало он рисовал их параллельно друг с другом, перескакивая от одной к другой. Иногда он работал в пижаме и комнатных тапочках.
Время от времени мои ассистенты по его просьбе бегали в банк, чтобы снять наличку на его личные нужды…”
Деньги, слава, успех и…растерянность
Сотрудничество с Nosei давало свои плоды: картины Баския продавались хорошо, он становился богаче. Молодой художник довольно часто менял девушек, одной из которых, между прочим, была неизвестная на тот момент Мадонна. Но не все было так гладко, как казалось на первый взгляд…В жизни Жан-Мишеля появились наркотики.
На волне успеха Баския переехал в собственные апартаменты-мастерскую на Crosby Street. В то время он жил вместе с девушкой по имени Suzanne Mallouk.
Образ жизни Баския изменился: он по-прежнему много рисовал, но его психологическое состояние постепенно ухудшалось и в конце-концов привело к затяжной депрессии.
Его стал раздражать дневной свет (по словам Малук, он закрывал окна черным полотном и круглосуточно сохранял в комнате темноту) и посетители, приходившие посмотреть на новые картины. Вместе с Сьюзан они нюхали все больше и больше кокаина.
Несмотря на это, картины Баския росли в цене и обретали новых поклонников-толстосумов. Критики продолжали во весь голос хвалить и осуждать артиста. Сами картины Баския стали еще мрачнее и стали затрагивать темы смерти и эксплуатации человека в искусстве.
Баския по-прежнему выставлялся в самых известных мировых галереях, но это его не радовало. Он тратил деньги на материальные блага, но позже жалел об этом. Современники Жан-Мишеля говорят о том, что усугубление зависимости от наркотиков и психологическая яма были обусловлены несколькими причинами.
Во-первых, после того, как Баския прочно обосновался в мире высокого искусства, ему там не понравилось. Он презирал эксплуататорскую природу галерей и их владельцев. Он стал задаваться вопросом для кого он рисует свои картины и не продался ли он сам?! Во-вторых, он считал, что к черному художнику в мире “белого” искусства никогда не будет серьезного отношения.
В третьих, он не мог привыкнуть к всеобщему вниманию и статусу “звезды”. Становилось только хуже — Баския начал употреблять героин.
У художника стали случаться нервные срывы. Во время одного из них он незаметно проскользнул в мастерскую-подвал Nosei и уничтожил 10 своих картин, порезав их ножом. Для того, чтобы их невозможно было скопировать или реставрировать, Баския залил куски полотен белой краской.
Начиная с 1982 года, Жан-Мишель стал работать над новой техникой: он создавал коллажные картины из кусочков ксерокопий своих старых работ, тканей и других текстурных материалов.
На создание этих полотен уходило больше времени, но они на некоторое время отвлекли художника от пагубных мыслей и привычек. Баския снова “ожил”. В 1985-м он разорвал рабочие отношения с Anna Nosei и начал работать с другими дилерами.
Одним и самых памятных событий тех лет было появление артиста на обложке “New York Times”. Статья с заголовком “New Art, New Money” рассказывала о феномене Баския и объясняла почему его картины имеют такой огромный успех в тогдашнем мире искусства.
Именно в то время у Баския появилась привычка рисовать в дорогих костюмах от Армани. Он не жалел дорогой наряд и после того, как на нем оставались пятна краски, расхаживал в нем по улицам.
Спрос на работы Баския увеличивался, успех сопровождал молодую сенсацию. Но Жан-Мишель не выдержал. Молодой, но очень ранимый и одинокий, в 1987 году он говорил Винсенту Галло:
“Мне нужно уехать из Нью-Йорка. Я ненавижу его. На Гавайях нет героина и там настолько красиво, что у тебя даже нет времени думать об этом”.
Баския совершил попытку бросить все и действительно уехал на несколько месяцев на острова. Но убежать от своих демонов не смог. Вернувшись в Нью-Йорк, он снова начал употреблять наркотики и 12 августа 1988 года умер от передозировки героином. Художника нашли в собственной студии на Great Jones Street. Ему было всего 27 лет.
Для многих Баския является эталоном тонкой творческой натуры, великим художником и неординарным человеком.
Другие не понимают восторгов от его работ и с иронией отмечают, что “такое может понравится только “ценителям”. Наверное истина, как обычно, где-то посередине.
Но одно можно сказать наверняка: за свою короткую жизнь Жан-Мишель Баския сумел оставить свой след в истории. А ведь для него это было самым важным.
Источник: https://outstyle.org/article/zhan-misheli-baskiya-ya-hochu-risovati-kak-rebenok
Жан-Мишель Баския: жизнь и творчество художника
Жан-Мишель Баския (англ. Jean-Michel Basquiat, 22 декабря 1960, Нью-Йорк, США — 12 августа 1988, Нью-Йорк, США) — американский художник. Прославился сначала как граффити-художник в Нью-Йорке, а затем, в 1980-х, как очень успешный неоэкспрессионист.
СОДЕРЖАНИЕ
- Биография художника
- Творчество
- Интересные факты из жизни художника
- Картины Жана-Мишеля Баския
- Библиография и фильмография
Баския родился в Нью-Йорке — в Бруклине.
Его мать, Матильда, была из Пуэрто-Рико, а отец, Джерард, имел гаитянские корни. Благодаря этому Мишель с детства свободно говорил на французском, испанском и английском языках, читал книги, в том числе поэзию символистов, мифы и историю.
Уже в раннем возрасте он проявил способности к искусству, и его мать поощряла эти стремления.
В 1977, в возрасте 17 лет, Баския и его друг Al Diaz начали рисовать граффити на стенах зданий в Манхеттене, подписываясь «SAMO» или «SAMO shit».
В 1978, Баския покидает дом, живёт с друзьями, подрабатывая продажей футболок и открыток на улице. Также в конце семидесятых Баския с товарищами организует группу Gray, которая играет в различных клубах Манхеттена.
В июне 1980 Баския принимает участие в The Times Square Show, коллективной выставке художников. В 1981, поэт и арт-критик Рене Ричард (Rene Ricard) опубликовал статью «The Radiant Child» в журнале Артфорум, которая способствовала международной карьере Баския. На протяжении нескольких следующих лет Баския продолжает выставлять свои работы в Нью-Йорке.
С 1982 Баския регулярно выставляется с Джулианом Шнабелем, Дэвидом Салле, Франческо Клементе и Энцо Кукки, группой художников, которую арт-критики, кураторы и коллекционеры вскоре назовут неоэкспрессионистами.
В 1982 Баския встретил Энди Уорхола, с которым впоследствии часто сотрудничал.
С 1984 многие друзья Баския начинают отмечать его всё более странное поведение, вызванное приёмом наркотиков. Баския пристрастился к героину в годы жизни среди уличных художников Нью-Йорка.
В 1985 Баския появился на обложке The New York Times Magazine.
Жан-Мишель Баския умер от отравления наркотиками (он смешал кокаин и героин) в своей студии в 1988 году. После его смерти у него дома были найдены 171 картина, 917 рисунков, 85 принтов, а также 25 тетрадей с зарисовками.
ТВОРЧЕСТВО
«Я не думаю об искусстве, когда я работаю. Я стараюсь думать о жизни»
В подростковом возрасте парень начал увлекаться граффити (graffiti) – искусством настенных рисунков и надписей.
Вскоре на многих городских стенах появились странные надписи, все из которых были подписаны неким Samo.
Значения их были весьма туманными — ‘Plush safe he think… SAMO’, или ‘SAMO as an escape clause’, — однако в каждой из них прослеживался некий стиль. Его творения даже стали предметом статьи в издании ‘Village Voice’, а вскоре кто-то из друзей посоветовал талантливому пареньку заняться живописью профессионально.
Творчество Баския можно условно разделить на три периода.
В ранний период, с 1980 по 1982, он часто изображает скелеты и маскообразные лица, в чем выражается его необычайный интерес к смертности. Другие наиболее частые образы: автомобили, здания, полиция, игры детей на тротуаре и граффити, пришедшие из его опыта рисования на улицах города.
Шутка черного полицейского
Башка 1982
Голова 1981
На волне растущей популярности современной живописи в 1980-х Жан-Мишель неожиданно попал в мэйнстрим. Говорили, что на его картинах едва успевала высыхать краска, как на них уже находился покупатель.
Его примитивная, несколько детская и непосредственная манера рисования привлекала именно своей естественностью, а, кроме того, он имел и еще один несомненный в то время плюс – был чернокожим.
- Средний период, с конца 1982 по 1985 год отмечен интересом Баския к его гаитянским корням.
- В 1983-1985-х годах вышла большая часть совместных работ Жан-Мишеля Баския и Энди Уорхола.
- Последний период, с 1986 до смерти в 1988, отмечен новой манерой и новыми образами.
- Его карьера не продлилась и десяти лет – с 1979 по 1988; за это время Жаном-Мишелем Баския было создано несколько сотен картин и тысячи рисунков, лучшие из которых заняли свои места в таких галереях, как Музей Уитни (Whitney Museum of American Art) и Бруклинский музей (Brooklyn Museum).
БАСКИЯ И УОРХОЛ
В 1982 Баския познакомился с Энди Уорхолом и они вместе создали много совместных работ. Они работали вместе, влияли на творчество друг друга. Баския увлечен работами, но, даже проводя все свое время в студии с Энди, он всегда возвращался домой и продолжал рисовать в одиночестве.
Баския показывает Уорхолу примеры своих работ, и Уорхола потрясают рисунки молодого художника. Они становятся друзьями. Именно Энди ввел его в самое сердце богемной артистической среды.
Их дружба кажется символичной – как старейшина авантгарда, Уорхол дает Жан-Мишелю несколько хороших советов относительно продажи работ. Уорхол по-отечески относится к Баския, дает советы о здоровых привычках и упражнениях.
На вопрос, как Уорхол повлиял на молодого художника, Баския ответил: «Я теперь все время ношу чистые брюки».
С 22-го февраля 1988 года, после смерти своего близкого друга, Энди Уорхола, Жан-Мишель погрузился в депрессию и изолировал себя от окружающего мира. Жан-Мишель начал принимать героин, он умер от передозировки в возрасте 27 лет.
Интересные факты из жизни художника
Сегодня работы Жан-Мишеля – одни из самых дорогостоящих в мире. До 2002 года наивысшей ценой, уплаченной за работу Баския, было 3 302 500 долларов. 14 мая 2002 «Profit I» Баския была выставлена на аукцион и продана за 5 509 500 долларов. В мае 2007 работа Баския «без названия» 1981 года была продана на аукционе за 14,6 миллионов долларов.
16 мая 2013 года картина «Затуманенные головы» была продана за 48,8 млн долларов на аукционе в Нью-Йорке.
Известно, что художник был приятелем Дэвида Боуи (David Bowie).
Библиография и фильмография
- Buchhart Dieter, O’Brien Glenn, Prat Jean-Louis, Reichling Susanne. Jean-Michel Basquiat, Hatje Cantz, 2010
- Deitch J, Cortez D, and O’Brien, Glen. Jean-Michel Basquiat: 1981: the Studio of the Street, Charta, 2007
- Fretz, Eric. Jean-Michel Basquiat: A Biography. Greenwood, 2010
- Hoban, Phoebe. Basquiat: A Quick Killing in Art (2nd ed.), Penguin Books, 2004
- Marenzi, Luca. Jean-Michel Basquiat. Charta, 1999
- Marshall, Richard. Jean-Michel Basquiat: In World Only. Cheim & Read, 2005
- Фильм «Жан-Мишель Баския: Лучезарное дитя»
- Фильм «Downtown 81»
- Фильм «Баския», режиссера Джулиана Шнабеля, 1996 год.
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.
org, peoples.ru, creammag.ru, en.wikipedia.org
Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.
Жан-Мишель Баския: картины художника
Жан-Мишель Баския — все картины Творчество. Свобода. Живопись.
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Жан-Мишель Баския: жизнь и творчество художника
Проголосуйте
Источник: https://allpainters.ru/baskija-zhan-mishel.html
Продано! — Кому нужны коллаборации художников и бьюти-брендов — Коммерсантъ Стиль — Издательский Дом КоммерсантЪ
Позволить себе произведение искусства может финансовое меньшинство. Другое дело, когда живописные реплики появляются на палетках теней или тюбиках с кремом. «Коммерсанть Стиль» выясняет, по любви заключаются такие союзы или по расчету.
Правильный выбор
В 1887 году на рекламном плакате мыла Pears появилась репродукция картины «Мыльные пузыри» Джона Эверетта Милле.
В то время прерафаэлит был самым высокооплачиваемым художником Англии, и право на использование картины, как и сам оригинал, мыловаренной компании «Пирса» тоже не подарил.
Так случилось первое в истории использование произведения искусства в рекламе, а вместе с этим — споры, совместимы ли они.
Время показало, что — еще как. Сегодня сообразительный потребитель не расстанется с деньгами ради очередной помады или палетки. Поэтому бренды делают не «очередные», а настоящие произведения искусства. Ну почти. Лучше сразу избавиться от иллюзий: такие запуски не будут выставляться в модных галереях и расти в цене. Тем не менее сотрудничество выгодно всем.
У бьютиголика появится новое украшение коллекции. У художников — новая аудитория и дополнительный источник дохода (или возможность поучаствовать в благотворительности). Для производителя такие коллаборации — небанальный способ выделить свои продукты среди конкурентов, подтвердить свою идентичность или перепридумать себя заново.
Поэтому с живописцами и скульпторами сотрудничают многие бренды.
Самые интересные результаты получаются не в случае простого размещения узнаваемого принта (как сделали Urban Decay, украсив палетку коллажем Жан-Мишеля Баскии), а при условии полноценного партнерства с ныне живущими представителями арт-мира. Дело не в том, чтобы выбрать самого актуального или самого дорогого, а в совпадении ДНК.
Никому не придет в голову заказывать мясо в веганском ресторане. Никто не поймет сотрудничество классического бренда и авангардного художника: Джефф Кунс и условный Guerlain — не пара, зато скульптура «Воздушный шар-цветок (желтый)» отлично смотрелась на средствах для тела Creme de Corps бодрой марки Kiehl`s.
Если у бренда и художника случился мэтч, его купят. Даже если художник полиаморен в своих связях. Так, Дональд Робертсон (его еще называют «Энди Уорхолом Instagram», там у него 206 тыс. подписчиков) рисовал для Smashbox, Rodin и Flirt Cosmetics — ни разу не повторился и вмиг продался.
Если вы, как Бейонсе, не можете купить его «девушек», вот, пожалуйста, помада или хайлатер.
Разум и чувства
Аутентичность хорошо продается. Поэтому, несмотря на глобализационный фон, бренды стремятся подчеркнуть свои национальные особенности. И делают это с помощью земляков.
Мексиканский бренд Pai Pai, британцы Burberry и Jo Malone, японская марка Shiseido поддерживают местных художников. В России такие пары редки. Дело не столько в дефиците признанных на международной арене местных авторов, сколько в недоразвитости отечественной бьюти-индустрии.
Тем приятнее, когда русские заключают союзы с иностранцами. Представитель направления каллиграфити Покрас Лампас (331 тыс. фолловеров в Instagram) оформил упаковку помад M. A.
C и считает, что коллаборации возможны только «по любви» — при наличии общих ценностей с брендом, взаимопонимании и поддержке со стороны команды и всех ресурсов, нужных для максимального качества реализации проекта.
«Без любви никак. Но подписывая контракт, художник остается художником при должном образовании, понимании специфики рынка, технологических возможностей и четкого позиционирования. Коммерция — мощный инструмент работы с широкой аудиторией, но требует тщательного контроля проекта от производства и подрядчиков до постпродакшна.
Поэтому мало, кто в России делает качественные оригинальные коллаборации с брендами в контексте арта»,— говорит Покрас Лампас. Что касается самих помад, петербуржец объясняет: «У меня были ограничения в производственных мощностях и типе упаковки, но полная свобода в выборе эскиза и подачи проекта в плане съемки и релиза в медиа.
Коллаб был лимитированным и запускался как первый этап нашего сотрудничества с потенциалом создания более крупного проекта в будущем». Бренд отвечает художнику взаимностью: «Раскрывая новые имена и подчеркивая свою связь с арт-сообществом, М. А. С стремится показать многогранность и неразрывную связь искусства и красоты.
Покрас, как талантливый молодой представитель культуры, вдохновил бренд на совместную коллаборацию. У него была свобода действий, он с интересом вовлекался во все процессы и лично присутствовал при создании имиджей и съемки.
Особенности сотрудничества — только в многоступенчатом согласовании с head office»,— комментирует официальный представитель бренда в России.
Умному художнику важно ассоциироваться с актуальным брендом, умный бренд выберет своего «единственного» и предоставит ему свободу творчества.
Узнаваемость обоих будет только на руку. Поэтому указания количества фолловеров в скобках не случайно. В эпоху Instagram изображения может создавать кто угодно, но не каждый становится художником.
Возможно, пришло время инстастраторов (Instagram + иллюстратор). Сегодня быть популярным в виртуальной галерее не менее важно, чем висеть в «белом кубе».
Если на этот счет захочется поворчать, вспомните Милле и мыло Пирса.
Ирина Кузьмичева
Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3915804
Что не так с современным искусством, которое нередко выглядит абсурдным, а стоит при этом миллионы
- Посмотрите, какие квартиры скрываются внутри гонконгских домов-муравейников
- Жизненная история о бедно одетой девочке, которая изящно утерла нос своим обидчикам
- 18 неожиданных фактов о фильме «Назад в будущее», которые изменят ваше представление об этой трилогии
- 7 незаметных испытаний на собеседованиях, с помощью которых работодатели проверяют кандидатов
- «Оля решила пошутить»: история о том, как благодаря одной выдумке родилась масса добрых поступков
- 17 твитов от мам и пап, которые точно познали, что значит быть родителем
- 12 пар знаменитостей, которые внезапно оказались друзьями
- 20+ фото для тех, кому срочно нужно успокоиться и прийти в себя
- 9 курьезных ситуаций, в которые попали знаменитости, но не потеряли присутствия духа
- Как создаются популярные отечественные ток-шоу и что на самом деле происходит на съемочной площадке
- Бариста рассказали о 20+ секретах своей работы, после которых придется подумать дважды, прежде чем сделать заказ
- 20 котов, при взгляде на которых у вас екнет сердечко
- Продавцы магазинов дорогой одежды откровенно рассказали, что на самом деле происходит за дверями бутиков
- 17 правил этикета, которым следуют миллениалы вместо устаревших
- Настоящая история пса, которая легла в основу фильма «Хатико» (И была еще трогательнее, чем кино)
- 20+ секретов фильма «Джуманджи», звук барабанов из которого мы никогда не забудем
Источник: https://www.adme.ru/svoboda-kultura/chto-ne-tak-s-sovremennym-iskusstvom-kotoroe-neredko-vyglyadit-absurdnym-a-stoit-pri-etom-milliony-2253915/
Неоэкспрессионизм. Творчество Жан-Мишель Баския, Георга Базелица, Нейтана Оливьера
Неоэкспрессионизм — направление в современном искусстве, возникшее в конце 1970 и занимавшее доминирующее положении на рынке живописи до середины 80-х. Связано с течением лирической абстракции в Америке, живописью нового образа, и возникло как реакция на концептуальное и минималистическое искусство 70-х.
Неоэкспрессионисты вернулись к образности, фигуративности, живой и эмоциональной манере, ярким насыщенным цветам. Художники вновь обратились к выразительным возможностям экспрессионизма, создавая каждый раз глубоко индивидуальный стиль, часто заряженный агрессией и нервным напряжением.
Для живописи неоэкспрессионистов характерна спонтанность исполнения, необработанные материалы, масштабность, экстатичность трактовки. Иногда в произведениях появляются самые неожиданные материалы: битое стекло, текстиль, песок, солома. Неоэкспрессионизм — это тенденция в творчестве определенных художников США и Европы, особенно Германии.
В своей работе, я бы хотела обратиться к творчеству Жан-Мишель Баския, Георга Базелица, Нейтана Оливьера.
Жан-Мишель Баския
Одним из ярких представителей неоэкспрессионизма в мировом масштабе является американский художник Жан-Мишель Баския. Это был удивительный человек, создавший за свою непродолжительную, но очень насыщенную жизнь множество уникальных работ. В подростковом возрасте парень начал увлекаться граффити (graffiti) — искусством настенных рисунков и надписей.
В Баския и его друг Al Diaz начали рисовать граффити на стенах зданий в Нижнем Манхеттене, подписываясь «SAMO» или «SAMO shit». Изображения состояли из содержательных фраз, смысл которых сложно перевести на русский .
Его творения даже стали предметом статьи в издании «Village Voice», а вскоре кто-то из друзей посоветовал талантливому пареньку заняться живописью профессионально . (см. Приложение 7)
«Я не думаю об искусстве, когда я работаю. Я стараюсь думать о жизни» говорил художник о своем творчестве.
Баския сохранил свой нервный стиль, подсказанный граффити, но приправленный референциями на темы классического искусства. Это влияние можно проследить на многих его работах особенно в раннем периоде творчества. Творчество Баския можно условно разделить на три периода.
Первый период с 1980 по 1982 он часто изображает скелеты и маскообразные лица, в чем выражается его необычайный интерес к смертности. Другие наиболее частые образы: автомобили, здания, полиция, игры детей на тротуаре и граффити, пришедшие из его опыта рисования на улицах города. (см.
Приложение 8-9)
На волне растущей популярности современной живописи в 1980-х Жан-Мишель неожиданно попал в мэйнстрим. Говорили, что на его картинах едва успевала высыхать краска, как на них уже находился покупатель. Его примитивная, несколько детская и непосредственная манера рисования привлекала именно своей естественностью, а, кроме того, он имел и еще один несомненный в то время плюс — был чернокожим.
Средний период, с конца 1982 по 1985 год отмечен интересом Баския к его гаитянским корням. (см. Приложение 10-11)
В 1982 Баския познакомился с Энди Уорхолом и они вместе создали много совместных работ. Они работали вместе, влияли на творчество друг друга. Баския увлечен работами, но, даже проводя все свое время в студии с Энди, он всегда возвращался домой и продолжал рисовать в одиночестве.
Баския показывает Уорхолу примеры своих работ, и Уорхола потрясают рисунки молодого художника. Они становятся друзьями. Именно Энди ввел его в самое сердце богемной артистической среды. Их дружба кажется символичной — как старейшина авангарда, Уорхол дает Жан-Мишелю несколько хороших советов относительно продажи работ.
Уорхол по-отечески относится к Баския, дает советы о здоровых привычках и упражнениях. На вопрос, как Уорхол повлиял на молодого художника, Баския ответил: «Я теперь все время ношу чистые брюки».
С 22-го февраля 1988 года, после смерти своего близкого друга, Энди Уорхола, Жан-Мишель погрузился в депрессию и изолировал себя от окружающего мира. (см. Приложение 12)
Последний период, с 1986 до смерти в 1988, отмечен новой манерой и новыми образами. (см.
Приложение 13-14) Его карьера не продлилась и десяти лет — с 1979 по 1988; за это время Жаном-Мишелем Баския было создано несколько сотен картин и тысячи рисунков, лучшие из которых заняли свои места в таких галереях, как Музей Уитни (Whitney Museum of American Art) и Бруклинский музей (Brooklyn Museum). Сегодня работы Жан-Мишеля — одни из самых дорогостоящих в мире.
Одно из ярких, на мой взгляд, произведений Жан-Мишель Баския триптих «Зайдеко».(см. Приложение 15)На примере этой работы можно проследить за особенностями живописи Баския. Произведение исполнено непосредственной жизненной энергии.
Очерки предметов и силуэты фигур нанесены быстрым движением воскового карандаша и частично заполнены красным или желтым пигментом. В некоторых местах краска свободно стекает, в других — переписывается и затирается.
На основе своего опыта с граффити в Нью-Йорке Баския иронически обыгрывает концепцию «наивного» творчества, показывая стереотипы, сложившиеся в негритянском искусстве.
Искусство Баския излучает жизненную энергию — он работал быстро, и рисовал везде, на всех поверхностях, которые его окружали — и своей бесконечной привлекательностью оно во многом обязано легенде о спонтанности художника, не сдерживаемой самоцензурой. За свою недолгую жизнь Баския приобрёл известность и популярность, оставив свой след в истории искусств.
Георг Базелиц
Немецкий художник, график и скульптор, по праву называемый одной из основных фигур неоэкспрессионизма. С первых же картин Георг выработал собственный и неповторимый стиль. В своих работах Базелиц стремился к дальнейшей разработке предметной живописи. Базелиц экспериментировал с предметной живописью.
Правда, зеркально точное отражение окружающего мира его не интересовало — он тяготел к искаженному изображению действительности. Базелиц изображал фигуры в таких провокационно эксгибиционистских позах, что пресса написала об одной из его выставок как о «скандале, равного которому в этом районе Берлина не было со времен окончания войны».
Картины «Большая ночь в бадье» и «Обнаженный человек» (обе — 1963) были запрещены к показу как непристойные. (см. Приложение 16)
В 1958 году Базелиц выехал из ГДР в Западный Берлин. Десятки лет спустя он создал серию работ под названием «Русские картины» (1998 — 2005). Она отражает мотивы навязываемой художнику в свое время гэдээровской пропаганды и является красноречивым объяснением тому, почему художник оставил ГДР.
Георг Базелиц всегда стремился найти свой путь в искусстве. Ему был чужд как реализм художников ГДР, так и абстрактный экспрессионизм западногерманских мастеров, находившихся под влиянием американской живописи послевоенного периода. Кумирами Базелица были основоположники немецкого экспрессионизма из арт-группы «Мост» и тяготевший к импрессионизму немецкий художник Ловис Коринт .
Базелиц стремился к созданию такой живописи, которая служила бы «сама себе», а не передаче содержаний. Таким образом, изображаемые предметы служат у него всего лишь фоном для живописи.
Свою цель художник сформулировал таким образом: «Реальность — это сама картина, но совсем не то, что на картине»; в 1969 в работе «Лес на голове» он выразил свой отказ от содержательных аспектов. Скупыми экспрессивными штрихами он разворачивает мотив изображения на 180 градусов.
Траектории нанесения красок показывают, что Базелиц писал свои картины в стиле «движения вокруг оси». (см. Приложение 17)
Главным рубежом его творческой зрелости можно считать вторую половину 1960-х годов.
В это время появились так называемые «Франкфуртские картины», где человеческие фигуры и предметы оказываются разделенными и тем самым «размываются» их изначальные значения.
Изображаемые предметы выступают в качестве фона для живописи. Свою цель художник сформулировал таким образом: «Реальность — это сама картина, но совсем не то, что на картине». (см. Приложение 18)
Начиная с 1970-ых годов, Георг Базелиц стал одним из выставляемых художников современности. Его картины постоянно появлялись в лучших галереях Гамбурга, Амстердама, Сан-Паоло и других культурных центров мира.
В 1990 году состоялась выставка Базелица в Национальной галерее Берлина. Далее последовали крупные выставки в Нью-Йорке, Вашингтоне и Лос-Анджелесе. За свои заслуги перед современным искусством Георг Базелиц удостоился нескольких престижных премий.
Его «перевернутые» картины знает весь мир. Наиболее яркой является картина «Лес на голове» С конца 1960 гг. его фирменным приемом стал «перевернутый образ» (изображение фигур вниз головой). Произведение эмоционально, яростные мазки широкой кистью, яркий желтый цвет, нестандартная пластика формы. Краска намазана несдержанно, грубо, неаккуратно, с потеками. (см. Приложение 19)
Композиции Базелица построены на несоответствиях и асимметрии. Манера письма предельно нетрадиционна. Все произведения энергичны по характеру письма, передают зрителю энергичность и эмоциональность. Картины, манифесты и успех Базелица вдохновили большое количество художников.
В 1980-ых годах успех этого талантливого человека рос с каждой новой выставляемой картиной. Многие мечтали заполучить себе в коллекцию картины одного из неординарных и экстравагантных художников современности.
Звездный художник редко дает интервью журналистам. Правда, недавно он сделал исключение для немецкого журнала Spiegel.
В беседе с его корреспондентом Базелиц признался, что сейчас работает над созданием черно-белых полотен, но вообще мечтает о том, чтобы написать невидимую картину, сообщает информационное агентство dpa. Предполагается, что невидимость будет достигнута путем закрашивания сюжетов слоями черной краски.
Как отмечает Spiegel, только столь выдающийся художник, как Базелиц, может себе позволить подобное: скрыть от глаз публики свое мастерство. Потому что каждому доподлинно известно, на что он способен.
Нейтан Оливьера
Американский живописец, скульптор, родился в Окленде, штат Калифорния. С конца 1950-х Оливьера был участником почти ста персональных и групповых выставок, в важных музеях и галереях по всему миру. Он учился в студии искусства на протяжении нескольких десятилетий. Преподавал в Калифорнийском колледже искусств.
У Оливьера был свой неповторимый стиль, художник любил импровизировать. Тематика его произведений чрезвычайно разнообразна: он создал образы животных, хищных птиц, человеческих голов, масок, фигуру человека, натюрморты и пейзажи. Колорит картин Оливьера поражает ярко окрашенные фоны и мрачные, массивные фигуры.
Материалы, используемые для произведений Оливьера разнообразны: масло, акрил, рисунки на бумаге, тушью, углем и карандашом, литографии, гравюры, плакаты.
Оливьера стал художником в бурлящей творческой среде, которая сделала Сан-Франциско магнитом для поэтов, джазовых музыкантов и художников в конце 1940-х и начале 1950-х годов.
Почти по умолчанию он был причислен к фигуративной школе района залива, — группе художников, члены которой впитали в себя уроки абстрактного экспрессионизма, но вернули человеческие фигуры и пейзажи в своих полотнах. Оливьера бравировал кистевым стилем нанесения краски.
Его абстрагированные фигуры и пейзажи демонстрируют родство с мрачным видением европейских художников, таких, как Оскар Кокошка и Эдвард Мунк, или более современных авторов, таких, как Альберто Джакометти и Фрэнсис Бэкон, которые разделяли его чувства человеческого конфликта и экзистенциальной тоски.
Нейтан Оливьера очень увлекательный автор. Пластически — очень интересен, хоть и довольно типичен для своего времени. В первую очередь, потрясает его фантастическая работа с цветом. Именно цвет выражает чувственность и передает настроение. (см. Приложение 20-21)
Выводы к главе
Изучив материал можно сделать следующие выводы:
Абстрактный экспрессионизм, который соединил идеи абстрактного искусства со спонтанностью творческого процесса, продолжил «освобождение» искусства от контроля разума и логических законов. Целью художника при таком творческом методе является спонтанное выражение своего внутреннего мира, подсознания в хаотических формах, не организованных логическим мышлением.
- Во второй половине XX века абстрактный экспрессионизм становится своего рода международным движением в искусстве, захватывая практически все континенты.
- У художников была полная свобода в выборе выразительных средств и материалов, свобода говорить все.
- Особенности направления «неоэкспрессионизм» прослеживаются в творчестве наиболее ярких и неординарных представителей Жан-Мишель Баския, Георг Базелиц, Нейтан Оливьера.
- Изучение основных тенденций абстрактного экспрессионизма, и в частности, направления неоэкспрессионизм, помогло в выборе темы творческой части дипломной работы и выборе технологий создание живописных композиций.
Источник: https://studbooks.net/1088192/kulturologiya/neoekspressionizm_tvorchestvo_mishel_baskiya_georga_bazelitsa_neytana_olivera
Гороскопы художников. Баския Жан-Мишель
При интерпретации гороскопа рождения, лучший метод состоит в том, чтобы начинать анализ с его общих особенностей, переходя на их основе к подробностям. Это обычный план следования — от общего анализа гороскопа и его структуры, к описанию различных черт характера.
Двенадцать знаков зодиака группируются на основании общих характеристик. Первый способ — это объединение по их природе, основанию. Такое объединение называется группированием по стихиям. Имеется четыре стихии — Огонь, Земля, Воздух, Вода.
Распределение планет в гороскопе по стихиям задаёт основу личности его владельца и в данном случае оно таково…
Стихии
Выражена стихия Земли. Подобно большинству Земных знаков вы эффективны, конкретны и не слишком эмоциональны. Вы судите дерево по его плодам. Ваши идеи могут изменяться, слова исчезать, но действия и их последствия видимы и остаются.
Старайтесь выразить вашу чувствительность, даже если это показывает вашу уязвимость.
Эмоциями, энергией и общением нельзя пренебрегать; конкретное действие бессмысленно, если это не согласовано с вашим сердцем, вашим интеллектом или вашим воодушевлением.
Присутствие Водной стихии указывает на высокую чувствительность и возвышение через чувства.
Сердце и эмоции — ваши движущие силы, вы не можете сделать ничего, если не чувствуете эмоционального импульса (фактически, слово 'чувство' является основным в вашем характере).
Вы должны любить, чтобы понять, и чувствовать, чтобы совершать действия. Это может быть вредно из-за вашей уязвимости, и необходимо учиться бороться за свою эмоциональную устойчивость.
Двенадцать знаков зодиака делятся также на три группы качеств из четырёх знаков. В каждой группе находятся знаки, обладающие определёнными общими качествами Каждая группа имеет свой собственный способ выражения в жизни.
Кардинальные знаки осуществляют переход от одного к иному, с ними связано преодоление, завоевание, устранение. Фиксированные знаки осуществляют воплощение, концентрацию, присвоение.
Мутабельные знаки готовят переход к иному и осуществляют приспособление, изменение, предположение.
Распределение планет в гороскопе по качествам задаёт способ выражения личности его владельца, и в данном случае оно таково…
Качества
Кардинальное качество является доминирующим и указывает на предрасположенность к действию, импульсу, способность предпринять: Вы энергичны в осуществлении планов, которые имеете в виду, получая движение вещей и создавая их.
Это — самый важный аспект, который вселяет в вас энтузиазм и адреналин, без которых вы можете быстро утомляться. Вы утвердительны и индивидуалистичны (возможно слишком много?).
Вы позволяете другим усиливать и улучшать конструкции, которые вы с усердием строили.
Ваш общепланетарный (синтетический) знак — Козерог
Кардинальная Земля (Козерог) — Вы амбициозны и любите общество, вам важно чувствовать, что вы чего-то достигаете на материальном уровне. Вы человек, способный «принять ответственность на себя». Вы талантливы и надежны, и, с нравственной точки зрения, безусловно относитесь к избранной части человечества.
Источник: https://astropartner.su/painters/Basquiat.html