Георгий Свиридов: биография, интересные факты, творчество
Георгий Свиридов
Музыку Георгия Свиридова несколько десятилетий ежедневно слушает вся страна. Именно его мелодии «Время, вперед!» было суждено стать предвестником и символом всех главных новостей за последние полвека.
Наверное, в этом и есть прозорливость судьбы – в прошедшем столетии не было композитора, творчество которого настолько сильно связанно с Россией, ее исконной культурой и духовными основами.
Его музыка, наполненная нравственной чистотой, очень сильно воздействует на чувства слушателей, просветляя их, но самое главное она побуждает человека поверить в свои силы.
Краткую биографию Георгия Свиридова и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.
Краткая биография Свиридова
3 декабря 1915 года в уездном городе Фатеж Курской области в семье телеграфного служащего и учительницы появился на свет первенец. Родители имели крестьянские корни и не могли себе даже представить, что их сын, Георгий Васильевич Свиридов, станет одним из самых знаменитых композиторов России.
Через несколько лет у него родились брат и сестра. В 1919 младший сын Свиридовых погиб от испанки, тогда же не стало и отца.
Семья перебралась в Курск, где маленький Юра, как в детские годы называли будущего музыканта, начал играть на балалайке, а затем способного ребенка приняли в оркестр народных инструментов.
Педагоги музыкальной школы порекомендовали юноше продолжить образование в Ленинграде. Согласно биографии Свиридова с их легкой руки в 1932 году Юра поступает в музыкальный техникум. После – в консерваторию, где ему посчастливилось стать учеником Д.Д. Шостаковича.
Однако взаимоотношения Свиридова со своим великим учителем были далеко не безоблачными. Он даже бросил консерваторию на последнем курсе, не вернувшись на занятия после разгрома, который Шостакович учинил его шести песням на слова А. Прокофьева.
Общение между композиторами возобновилось только несколько лет спустя.
Летом 1941 Свиридов попадает из музыкантов в солдаты, но к концу того же года слабое здоровье не позволяет продолжать службу. Вернуться в осажденный Ленинград, где остались мать и сестра, невозможно, и до снятия блокады он работает в Новосибирске. В 1956 году Свиридов переезжает в столицу. В Москве он ведет насыщенную общественную жизнь, занимая руководящие посты в Союзе композиторов.
Еще будучи студентом, композитор женится на пианистке Валентине Токаревой, в 1940 у них рождается сын Сергей. Брак продлился недолго, уже в 1944 году Свиридов уходит из семьи к юной Аглае Корниенко.
Через 4 года он снова становится отцом сына, Георгия-младшего, сразу после рождения которого переезжает к своей третьей жене Эльзе Густавовне Клазер. Георгий Васильевич пережил обоих своих сыновей.
Сергей покончил жизнь самоубийством в 16 лет, после чего у Свиридова случился первый инфаркт. Георгий Георгиевич скончался 30 декабря 1997 года от хронического заболевания.
Эту трагическую новость композитор так и не узнал – супруга собиралась сообщить ему о ней тогда, когда он окрепнет после недавнего инфаркта. Этого так и не произошло – через неделю после смерти младшего сына, 6 января 1998 года Свиридова не стало.
Интересные факты о Свиридове
- У композитора не осталось прямых потомков. Эльза Густавовна скончалась через четыре месяца после него. Всем творческим наследием Свиридова занимается сын его сестры, искусствовед Александр Белоненко. Он создал Национальный свиридовский фонд и Свиридовский институт. Им была опубликована книга «Музыка как судьба», составленная на основе дневников, которые композитор вел с конца 60-х годов. В 2002 это издание было объявлено книгой года. В 2001 составлен первый полный нотогафический справочник произведений Свиридова, восстановлены неиздававшиеся нотные тексты. В 2002 начато издание Полного собрания сочинений Г.В. Свиридова в 30 томах.
- Старшего сына Свиридов назвал в честь Сергея Есенина. Младший сын Георгий Георгиевич был крупнейшим специалистом по средневековой японской прозе. В 1991 году его пригласили работать в Японию. Для него это стало в прямом смысле спасением – из-за хронической почечной недостаточности он нуждался в регулярном гемодиализе, который в Японии делали бесплатно.
- Василий Григорьевич Свиридов, отец композитора, погиб при трагических обстоятельствах. Во время Первой мировой его по ошибке зарубили шашкой красноармейцы, приняв форму почтового служащего за белогвардейскую. Младшая сестра Тамара родилась уже после смерти отца.
- Георгий Васильевич, в отличие от многих своих коллег-современников, не был обеспеченным человеком. Например, он не имел своей дачи, живя на государственной, а рояль, стоявший у него дома, арендовал у Союза композиторов.
- Георгий Васильевич был энциклопедически образованным человеком. Его домашняя библиотека насчитывала более 2,5 тысяч книг – от античных драматургов до советских писателей. Он прекрасно разбирался в живописи и скульптуре. Существуют воспоминания очевидцев, как он провел экскурсию в залах с полотнами Тернера в лондонской художественной галерее.
- И в репетиционной работе, и в повседневной жизни Свиридов был резким и авторитарным, он не переносил непрофессионализм и беспринципность.
- В конце жизни композитор сожалел, что не написал оперу, поскольку ошибочно считал, что этот жанр себя исчерпал. Однако две оперетты Свиридова, «Раскинулось море широко» и «Огоньки», пользовались большой популярностью.
- Кризис 1948 года, последовавший за постановлением Политбюро об опере «Великая дружба» В. Мурадели, затронул и Свиридова, хотя его фамилия в постановлении не фигурировала. Главным формалистом был объявлен его педагог – Д.Д. Шостакович, ученики которого также попали в опалу, сопровождавшуюся информационным вакуумом, отсутствием заказов на произведения и возможности их исполнять. Это было время, когда многое писалось «в стол».
- Одно из самых успешных и значимых сочинений композитора, «Патетическая оратория», развело Свиридова и Шостаковича. Дмитрий Дмитриевич не любил Маяковского, и в присутствии других музыкантов раскритиковал идею произведения на его стихи. Большая часть композиторской общественности поддержало мнение Шостаковича. Предпринимались попытки блокировать присуждение сонате Ленинской премии. Однако произведение было высоко оценено комиссией по премии и лично М. Сусловым, благодаря чему композитор все-таки стал ленинским лауреатом. Но это заочное противостояние, а также последующие творческие расхождения на много лет охладили взаимоотношения композиторов. Тем не менее незадолго до смерти Свиридов признался, что из всей музыки 20 века искренне любил только музыку Шостаковича.
- Биография Свиридова гласит, что композитор был страстным книголюбом и рыбаком.
- В начале 60-х Свиридов написал новый вариант гимна СССР на стихи А. Твардовского. Он никогда не был обнародован и сохранился только в личном архиве композитора.
- Из всех композиторов Свиридов выше остальных ставил Мусоргского и Бородина за их безусловное следование канонам русской народной и духовной музыкальной традиции. «Хованщину» он считал величайшим произведением русского искусства.
- За несколько месяцев до смерти композитор стал почетным гражданином Москвы.
- В Курске установлен единственный в мире памятник Г.В. Свиридову. С 2005 года в фатежском доме, где родился композитор, создан его мемориальный музей.
Творчество Георгия Свиридова
В отличие от своего учителя и кумира, Д.Д. Шостаковича, Георгий Васильевич отнюдь не был «вундеркиндом». Из биографии Свиридова мы узнаём, что его первые сочинения датируются 1934-1935 годами – это пьесы для фортепиано и романсы на стихи А.С. Пушкина.
Великому поэту суждено будет на долгие годы стать спутником творчества композитора. Именно музыка к пушкинской «Метели» станет самой известной из его работ.
Она же станет и его «капканом» — никакие более поздние сочинения не исполнялись столь же часто, именно ее предпочитали и слушатели.
Для композитора, исповедующего классические музыкальные формы, нетрадиционным был и выбор основного творческого направления – вокальная музыка, песня, романс. Хотя были написаны и сонаты, и Фортепианное трио, удостоенное Сталинской премии, и музыка к драматическим спектаклям, и даже единственная симфония.
Но изменили жизнь 19-летнего начинающего композитора именно пушкинские романсы. Свиридов писал их и в шумном общежитии музыкального техникума, и в родном доме, больной и голодный в Петербурге, окрепший и обласканный материнским теплом в Курске.
Романсы сразу же были изданы, а в год столетия смерти поэта исполнены многими выдающимися певцами.
Композитора вдохновляли поэты первой величины – Лермонтов, Тютчев, Пастернак, Р. Бернс, Шекспир. Он положил на музыку и слог Маяковского, и даже прозу Гоголя. Пожалуй, самыми любимыми и близкими ему были Сергей Есенин и Александр Блок.
Начиная с вокального цикла «У меня отец крестьянин» и вокально-симфонической поэмы «Памяти С.А. Есенина», написанных в 1956 году, Свиридов постоянно использует есенинские стихи для создания своих произведений.
Почти так же часто он обращается и к поэзии Блока, которого считал пророком своей страны.
Среди произведений: «Голос из хора», цикл «Петербургские песни», кантата «Ночные облака» и последняя масштабная работа, на создание которой ушло 20 лет – вокальная поэма «Петербург».
Это сочинение композитор заканчивал, зная, что доверит его первое исполнение молодому баритону Д. Хворостовскому. Премьера состоялась в Лондоне в 1995 году. В 1996-2004 годах певец выпустил два диска свиридовских произведений. Многие годы музой Свиридова была Е. Образцова, с которой были сделаны несколько романсовых концертов, где композитор лично аккомпанировал певице, записаны пластинки.
Заметным направлением творчества Свиридова была хоровая музыка. Это и «Пять хоров на слова русских поэтов», и кантата «Курские песни» на основе фольклорных источников, удостоенная Госпремии, и известнейший «Пушкинский венок».
Жанр этого произведения автор обозначил как хоровой концерт. Венок – это один и символов самой жизни с ее круговоротом времен года, цикличности рождения и смерти. В нем сплетены мысли и чувства, внешнее и внутреннее.
Из творческого наследия поэта Свиридов выбрал 10 стихотворений – написанных в разное время, от 1814 до 1836 года, различных по темам, настроению, известных и почти забытых. Каждая из частей концерта, стремясь соответствовать поэтической первооснове, имеет собственное звучание.
Автор не ограничивается хором, он вводит инструментальное сопровождение, колокольный звон, использует звучание второго камерного хора.
В 1958-1959 годах Свиридов создает семичастную «Патетическую ораторию» на стихи В. Маяковского. Эта работа стала символом нового этапа в жизни композитора. Оратория была необычна многим – литературным источником (ведь поэзия Маяковского считалась антимузыкальной), расширенным составом оркестра и хора, смелой музыкальной формой. Произведение было удостоено Ленинской премии.
За редким исключением, как, например, кантата «Ода Ленину» на слова Р. Рождественского, Свиридов не изменял своему призванию — воспевать Россию, ее людей, природу, культуру, духовность. Одним из последних произведений мастера стало хоровое сочинение «Песнопения и молитвы», написанное на темы псалмов Давида.
Музыка Свиридова в кино
С 1940 года Георгий Васильевич 12 раз работал для кино. Музыка к двум фильмам превзошла славу самих картин. В 1964 году Владимир Басов снимал «Метель» по одноименной повести Пушкина и предложил Свиридову написать музыку. На свет появились лирические мелодии, великолепно отражающие патриархальную жизнь провинции пушкинской эпохи.
В 1973 году композитором были составлены «Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель». Год спустя на экраны вышел фильм «Время, вперед!» о строителях Магнитки. В главных ролях снимались лучшие актеры своего времени. Музыка Свиридова ярко выразила энтузиазм и эмоциональный подъем советской молодежи.
Среди других киноработ композитора: «Римский-Корсаков» (1952), «Воскресение» (1961), «Красные колокола. Фильм 2. Я видел рождение нового мира» (1982). В 1981 году была экранизирована оперетта «Огоньки» (фильм «Это было за Нарвской заставой»).
Музыка Свиридова крайне редко используется в саундтреках к фильмам. Одними из немногих можно назвать: «Масло Лоренцо» (1992), «Мертвец идет» (1995), «Таннер Холл» (2009).
Своей основной формой творчества Георгий Свиридов выбрал песню. Он черпал вдохновение в том, чем живет народ, считая, что искусство должно быть простым и понятным.
Будучи человеком религиозным, он помнил, что вначале было слово. Именно слово композитор ставил превыше всего. Поэтому и посвятил свою жизнь соединению слова и музыки.
Сегодня, спустя два десятилетия после ухода творца, его музыка по-прежнему живет – популярная, актуальная и востребованная слушателями.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Видео: смотреть фильм о Свиридове
Источник: https://soundtimes.ru/muzykalnaya-shkatulka/velikie-kompozitory/georgij-sviridov
Георгий Свиридов
Творческая биография одного из самых самобытных композиторов XX века тесно связана с музыкальными традициями Курского края. Родился мальчик в семье почтового служащего и учительницы в городке Фатеже в 1915 году
Родители маленького Юры, как в детстве называли будущего музыканта, стояли по разные стороны политических баррикад. Отец Василий Григорьевич рано увлекся идеями большевизма и во всем поддерживал красных, а мать, рожденная в набожной семье, придерживалась монархических взглядов.
Георгий Свиридов | Gamesounds
Елизавета Ивановна Свиридова, урожденная Чаплыгина, с юных лет пела на клиросе, что сильно сказалось на будущих музыкальных пристрастиях ее сына.
Родственники по линии матери — дед и прадед Георгия, оставили значимый след в истории края. Они занимались попечительством школ Фатежа, состояли при совете прихода Богоявленского храма города. В детстве мальчик регулярно посещал небольшую церквушку Фрола и Лавра вместе с бабушкой по материнской линии, особенно он любил службу Чистого Четверга.
Георгий Свиридов в молодости
Впоследствии детские впечатления вылились не только в любовь композитора к вокальному творчеству, но и в создание поздних опусов на религиозные темы, которые вышли из-под пера автора в начале 90-х.
С началом гражданской войны отец Георгия Свиридова трагически погиб в столкновении большевиков с отрядом деникинцев, оставив свою жену вдовой с двумя маленькими детьми на руках: четырехлетним Юрочкой и годовалой Тамарой. Одинокая мать в поисках работы переезжает в Киров к дальним родственникам.
Георгий Свиридов | KudaGo
К интересным фактам жизни композитора можно отнести следующий случай. Однажды в качестве оплаты труда Елизавете Свиридовой предложили взять на выбор немецкий рояль или корову. И она, не долго думая, выбрала музыкальный инструмент. К этому времени чуткая образованная женщина уже заметила пристрастие сына к музыке и решила помочь ему в освоении мастерства.
Маленький Юра не только увлекся музыкой, он очень любил литературу, запоем читал стихи и разбирался в творчестве иностранных и русских поэтов. К тому же, заинтересовавшись однажды балалайкой, он быстро осваивает этот инструмент для исполнения музыкальных композиций на одном из торжеств.
Георгий Свиридов за инструментом | Ekburg
В 1929 году он поступает в курскую музыкальную школу в класс к Вере Уфимцевой. На вступительном экзамене необходимо было сыграть музыкальное произведение, но так как мальчик не имел нот, он сыграл марш собственного сочинения, чем покорил преподавателей.
Вторым учителем композитора стал Мирон Крутянский. Он посоветовал Георгию Свиридову продолжить обучение музыке в Ленинградском музыкальном техникуме. И в 1932 году юноша поступает на курс к пианисту Исайи Браудо.
Георгий феноменально учится, быстро осваивая фортепианную технику, а по вечерам подрабатывает тапером в кинотеатре, но его мудрый учитель все-таки обращается к дирекции учебного заведения с просьбой перевести Георгия Свиридова на композиторский курс.
Георгий Свиридов в молодости | Проза
Юра поступает в класс Михаила Юдина, а в 1936 году становится студентом Ленинградской консерватории, где занимается в классе П. Рязанова и Д. Шостаковича. С Дмитрием Дмитриевичем они становятся друзьями. Старший товарищ сильным образом повлиял на мировоззрение Свиридова, навсегда привил ему любовь к национальным истокам.
Через год после поступления Георгия принимают в Союз композиторов. Выпускными работами юноши стали его концерт для фортепиано, первая симфония и симфония для камерного оркестра.
Музыка
Сороковые-роковые Свиридов провел в эвакуации в Новосибирске, вместе со всем составом Ленинградской филармонии, в которой он устроился работать сразу же после завершения образования. В эти годы набивший руку на инструментальной музыке композитор впервые приступает к созданию вокальных произведений. К такому жанру он будет возвращаться не раз.
Георгий Свиридов | Москворечье
На творчество его вдохновляла поэзия Шекспира, Аветика Исаакяна в переводе Александра Блока, Роберта Бернса в переводе Самуила Маршака и даже стихи китайских поэтов Ван Вэя, Бо Цзюйи и Хэ Чжичжана.
С середины 50-х он приступает к созданию произведений на слова Сергея Есенина, написав многочастную поэму «Памяти Сергея Есенина» и Владимира Маяковского, сочинив «Патетическую ораторию». Георгий Свиридов пишет кантату на слова Бориса Пастернака. Популярность обретают его вокальные произведения на стихи Н. Некрасова, А. Прокофьева, М. Лермонтова.
Георгий Свиридов | Fmtigmusic
Композитор сознательно выбирает стезю песенного творчества, так как, по его убеждению, только голос является единственным инструментом от Бога. Инструментальная же музыка, которую обычно сочиняли на Руси скоморохи, слыла лакейским видом искусства.
В 60-е годы Свиридов, благодаря собранному фольклорному наследию края, открывает новую страницу в музыкальной академической традиции. Он создает цикл для хора и симфонического оркестра «Курские песни» на народные мотивы.
Георгий Свиридов | Вы можете Всё!
Вслед за этим произведением многие советские композиторы, такие как В. Гаврилин, Р. Щедрин, Н. Сидельников, С. Слонимский, обращаются к народным мотивам в своем творчестве. Дмитрий Шостакович так охарактеризовал это произведение и творчество своего ученика в целом: «У Свиридова мало нот, но много музыки».
Период 70 годов считается наиболее плодотворным в творчестве композитора. Он создает свое самое знаменитое произведение «Метель» по мотивам произведения А. С. Пушкина. Наиболее интересными из «музыкальных иллюстраций» считаются композиции «Вальс», «Тройка», «Зимняя дорога».
Георгий Свиридов | Вести
Не менее популярным стало произведение, которое знал любой школьник страны, — «Время, вперед!». Его Свиридов написал для фильма Михаила Швейцера, а потом оформил в сюиту.
Несмотря на то, что Георгий Васильевич всегда долго выписывал партитуры к своим произведениям, данную композицию он создал за час и все благодаря тому, что спешил на рыбалку, которая была его самым любимым занятием после музыки.
В это же время была написана поэма на стихи Сергея Есенина «Отчалившая Русь» — подлинная вершина творчества композитора.
Личная жизнь
Личная жизнь композитора складывалась непросто. Он был три раза женат. У него было два сына, но по трагическим обстоятельствам Георгий пережил обоих сыновей.
Об уходе из жизни старшего Сергея, который был рожден в браке с первой супругой, композитор никогда не упоминал. Позднее, после смерти Георгия Васильевича, стало известно, что мальчик покончил жизнь самоубийством, когда родители были на премьере в театре. Было юноше на тот момент 16 лет.
Георгий Свиридов с женой и сыном | Fenixclub
Младший сын Юрий тяжело болел и ему пришлось покинуть родину для лечения. Прожив в Японии долгое время, он скончался за неделю до смерти своего отца. Об этом событии Георгий Васильевич так и не узнал.
О первых двух браках композитор никогда не упоминал в интервью. Известно, что первая жена Георгия Васильевича была пианисткой, сокурсницей композитора по техникуму. Звали ее Валентина Токарева.
Вторая жена Свиридова, артистка Аглая Корниенко, была младше его на 12 лет. Ради нее Георгий Свиридов оставил свою первую семью и маленького четырехлетнего Сережу. В браке с Аглаюшкой, как ласково ее называл музыкант, у него родился второй сын Юрий.
Георгий Свиридов с женой Эльзой | Новости академической музыки
Познакомились они на музыкальном вечере в филармонии, на котором исполнялись произведения молодого талантливого композитора. Эльзе Густавовне захотелось лично выразить свою благодарность Свиридову, и после встречи они уже не расставались, так велика была сила чувства, вспыхнувшего в сердцах обоих.
Последние годы жизни
Эльза Густавовна была тонким знатоком искусства и ценителем творчества своего супруга. Во многом она направляла его советами и своим взглядом со стороны. Она пережила мужа только на 4 месяца, некоторое время успев побывать единственным директором фонда имени Г. Свиридова.
Георгий Свиридов | Fetmuzclips
После смерти Эльзы Свиридовой это место оставили навсегда за ней. Последние годы своей жизни тяжелобольной композитор много времени проводил на даче, занимаясь написанием музыки и любимой рыбалкой. На фото этого периода Георгий Свиридов запечетлен как серьезный вдумчивый философ, поглощенный думами об отчизне. Умер композитор в канун Рождества 1998 года.
Произведения Георгия Свиридова
- 7 маленьких пьес для фортепиано (1934—1935)
- 6 романсов на слова А. С. Пушкина (1935)
- Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (1937)
- 7 романсов на слова М. Ю. Лермонтова (1938)
- Камерная симфония для струнного оркестра (1940)
- Концерт № 2 для фортепиано с оркестром (1942)
- Соната для фортепиано (1944)
- Фортепианный квинтет (1944)
- Фортепианное трио (1945)
- Вокально-симфоническая поэма «Памяти С. А. Есенина» (1956)
- «Патетическая оратория» на слова В. В. Маяковского (1959)
- «Курские песни» для смешанного хора и оркестра, слова народные (1964)
- Музыка к фильму «Метель» (1964)
- Маленькая кантата для хора и оркестра «Снег идет» на стихи Б. Л. Пастернака (1965)
- Сюита «Время, вперёд!» (1965)
- Хоровой концерт «Памяти А. А. Юрлова» (1973)
- Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель» (1978)
- «Отчалившая Русь», цикл для голоса и фортепиано на слова С. А. Есенина (1977)
- «Пушкинский венок» для хора (1979)
- «Ладога», поэма для хора на слова A. Прокофьева (1980)
- «Песни», концерт для хора на слова А. А. Блока (1980—1981)
- «Песнопения и молитвы» (1994)
Фото
Источник: https://24smi.org/celebrity/3791-georgii-sviridov.html
Композитор Георгий Свиридов и его творчество
Автор: Таисия
05.12.2015
Дорогие читатели! Кто из нас не любит слушать музыку? Я не имею музыкального образования, но с великим удовольствием слушаю популярную классическую музыку и она у меня вызывает самые положительные эмоции. Недавно я побывала снова на литературно-музыкальной гостиной, тема которой была «Композитор Георгий Свиридов и его творчество».
Музыка бывает разная. Кто-то любит джаз, кто-то народную, а кто-то просто очарован классической. Для многих классика не понятна. Но если это музыка от души и легка в восприятии, едва ли найдутся равнодушные люди. Едва ли найдется равнодушный человек, который бы не замирал в восхищении от звука вальса, написанного, как музыкальная иллюстрация к повести Пушкина «Метель».
Краткая биография
15 декабря 2015 года Георгию Васильевичу Свиридову, величайшему композитору современности, исполнилось бы 100 лет. Это великий русский композитор, так его называли еще при жизни друзья и почитатели его таланта. Кроме этого народного звания, это — Народный артист СССР, Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской и трижды лауреат Государственных премий.
Будущий композитор родился 15 декабря 1915 года в городе Фатеж Курской области. Отец его был почтовым служащим, а мать – учительницей. Когда Георгию было 4 года, отца убили на гражданской войне деникинцы. В 1924 году семья переехала в Курск.
Однажды мать композитора за хорошую работу премировали и дали на выбор корову или рояль. Замечая у ребенка музыкальные наклонности, мать выбрала рояль и как видите не ошиблась. Хотя в то послевоенное время было голодно и корова была бы очень кстати.
Здесь Георгий увлекся чтением книг, и немного занимался музыкальным образованием. Но постепенно музыкальные занятия стали ему в тягость и в какое-то время он даже забросил занятия.
Причем скучным упражнениям на рояле он предпочитал игру на балалайке.
Балалайки у них не было, он взял ее у своих товарищей и через некоторое время он по слуху так научился на ней играть, что его приняли в самодеятельный оркестр русских народных инструментов.
Играя в оркестре под руководством бывшего скрипача Иоффе, Георгий оттачивал свое мастерство и начал мечтать о музыкальном образовании. И в 1929 году он поступил в музыкальную школу. На вступительном экзамене надо было играть что-то на рояле. Но поскольку у него не было никакого репертуара, мальчик решил сыграть марш собственного сочинения.
Во время обучения в музыкальной школе Свиридов научился профессионально играть на рояле. Закончив школу, по совету педагога М.Крутянского он поехал в Ленинград поступать в музыкальный техникум по классу рояля. Чтобы как-то прожить и прокормиться Свиридов подрабатывал в кино и ресторанах, играя на рояле. Но на этом факультете он недолго проучился.
Заметив врожденный дар композиции, через полгода после поступления его переводят на композиторское отделение в класс известного музыканта М.Юдина. Вместе с ним учились Н. Богословский, В.Соловьев-Седой и др. знаменитые композиторы советской эпохи. Учеба в то время в музыкальном техникуме конкурировала с Ленинградской консерваторией.
Во время учебы под руководством Юдина Свиридов написал свою первую курсовую работу – вариации для фортепиано. В дальнейшем во время учебы в техникуме он написал еще немало своих произведений. Среди них романсы на стихи Пушкина, которые исполняли Лемешев и Пирогов.
Напряженная учеба, недоедание подорвали здоровье и юноше пришлось прервать свою учебу и вернуться в Курск. Но поправив здоровье, он снова возвращается в Ленинград и в 1936 году поступает в Ленинградскую консерваторию. Первым его учителем был П. Рязанов, а через полгода – Д.Шостакович. Шостакович был не только учителем, но стал самым близким другом на всю жизнь.
Учеба в консерватории закончилась летом 1941 года. Выпускной работой стала его Первая симфония и концерт для струнных инструментов. Было много творческих планов. Но им не суждено было сбыться — началась война и молодого композитора призвали в армию. Но по состоянию здоровья в конце 1941 года его комиссовали.
В дальнейшем была большая работа и жизнь в Новосибирске, Ленинграде и в Москве.
Творческая жизнь
Многие знают заставку «Время, вперед!» к программе «Время», которая транслировалась центральным телевидением в советское время. Но в годы перестройки, когда стало модным ругать все прошлое, Свиридов попал в опалу. Даже знаменитую заставку сняли с эфира.
Однако, через несколько лет справедливость восторжествовала. Так об этом высказался кинорежиссер М.Швейдер:
Увлекшись стихами русских поэтов Есенина и Пушкина, он написал немало музыкальных иллюстраций. Это были не просто иллюстрации к понравившимся стихам, это было его видение прочтения стихов.
Он написал немало самых разных произведений от романсов до кантат и симфоний.
Надо сказать, что произведения, написанные им в последние годы сильно отличаются от тех, что были написаны в самом раннем творческом возрасте, словно они были написаны разными авторами.
Я не музыкальный критик, поэтому не имею права как-то описывать написанные им произведения. Мне просто нравится музыка этого великого композитора. Насладитесь и вы его музыкой, прослушивая небольшие видео.
Георгий Свиридов — автор музыки к 13 кинофильмам. Среди них: «Поднятая целина», «Пржевальский», «Римский-Корсаков», «Великий воин Албании Скандербег», «Полюшко-Поле», «Красная площадь», «Воскресение», «Русский лес», «Метель», «Время, вперед», «Доверие», «Красные колокола, фильм 2. Я видел рождение нового мира».
Умер Свиридов 6 января 1998 года после тяжелой и продолжительной болезни. После отпевания в Храме Христа Спасителя его похоронили на Новодевичьем кладбище.
Кстати, о влиянии музыки. Прослушивание музыки сопровождается чувством эйфории, при которой в организме человека высвобождается гормон дофамин — гормон удовольствия или удовлетворения.
Не только у человека, но и у животных, в момент прослушивания музыки может изменяться артериальное давление, сердечный ритм, частота дыхательных движений.
У меня по этой теме есть статья «Как действует музыка на наше здоровье», прочитайте ее.
Японцы при исследованиях доказали, что у кормящих грудью матерей, во время прослушивания классической музыки, на 20-100% увеличивается количество молока, а при прослушивании джаза и поп-музыки, наоборот, уменьшается на 20-50%. Выводы делайте сами.
Есть люди, которые совершенно равнодушны к музыке, не способны ее распознать или исполнять. Это состояние называется амузией.
Дорогие мои читатели! Если вам была полезна эта статья, то поделитесь ею со своими друзьями, нажав на кнопочки соц. сетей. Чтобы узнать первыми о новых статьях на блоге, подпишитесь на обновления блога в форме подписки справа, в сайдбаре. Мне также важно знать ваше мнение по поводу прочитанного, напишите об этом в комментариях. Я буду вам очень признательна.
С пожеланиями доброго здоровья Таисия Филиппова
Источник: https://taiafilippova.ru/kompozitor-georgij-sviridov-ego-biografiya-i-proizvedeniya
Краткая биография Свиридова самое главное
Всё музыкальное творчество великого композитора Георгия Васильевича Свиридова пропитано любовью к Курскому краю и его обычаям. Василий Григорьевич, отец, трудился на почте. Елизавета Ивановна, мать, работала школьным учителем.
После смерти отца в 1919 году, семья переезжает в Курск в дальним родственникам матери. Здесь же Свиридов пошёл в первый класс. Будущий композитор очень любил литературу, принимал участие в школьных спектаклях, сочинял стихи. В школе он научился играть на балалайке и сочинял первые мелодии.
В период с 1929 по 1932 года обучался в Курской музыкальной школе в классе Веры Уфимцевой.
По совету композитора Мирона Крутянского, Свиридов продолжает обучаться музыке в Ленинградском музыкальном техникуме, затем в Ленинградской консерватории. Его учителями называют Шостаковича, Рязанова. Спустя год после поступления в консерваторию, его зачисляют в Союз композиторов СССР.
В 1941 году становится студентом Ленинградского военного училища, но был отчислен по состоянию здоровья. Вплоть до 1944 года проживает в Новосибирске в эвакуации, где пишет песни, посвящённые войне, музыку для театральных постановок. В эти годы создаёт первые вокальные произведения.
Наиболее близким для композитора остаётся песенное творчество. По его мнению, именно голос, как музыкальный инструмент, даётся Богом. В середине 70-х годов французские журналисты назвали Свиридова «наиболее поэтичным из современных советских композиторов».
Он входит в число учредителей Петровской академии наук и искусств. В его репертуаре произведения на слова А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Блока, У. Шекспира, А. Прокофьева, С. Есенина, Ф. Тютчева, Б. Пастернака, музыка к спектаклям, фильмам. От продолжительной болезни 6 января 1998 года композитор умер.
Похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.
Год рождения творчество интересные факты
Биография Свиридова кратко
В простой крестьянской семье Курской области в конце 1915 года на свет появился мальчик. Младенца нарекли Георгием.
В 1917 году по стране пронесся огненный вихрь революции и отца Георгия объявили «врагом народа» и расстреляли, как и многих других ни в чем не повинных людей.
Детство Георгий Васильевич провел с маменькой. С ней они после смерти отца переехали на жительство в Курск.
На этот шаг мать решилась, потому что в Курске жили родственники и была работа для нее, что не позволило ей с сыном умереть от голода. Именно в этом провинциальном русском городе у Георгия проснулась тяга к музыке.
И первые свои экзерсисы он сыграл именно там. Причем виртуозно юный музыкант владел и балалайкой, и роялем.
Время шло. Мальчик взрослел, развивал свой талант. И вот, наконец, наступил 1932 год. Георгий поступил в Центральное ленинградское музыкальное училище.
Учится мальчик увлеченно и целенаправленно. Музыка – это его все. Ему посчастливилось учиться у корифеев отечественной музыки. Например, это Шостакович, создатель знаменитой «Ленинградской симфонии».
Георгий в этот период времени много создал этюдов, прелюдий. Также он увлечен созданием романсов на стихи Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Вильяма Шекспира….
Примерно в сороковые годы Георгий Васильевич предпочтение отдает инструментальным ансамблям. После окончания Великой Отечественной войны он удостоен Государственной премии по инструментальному направлению.
В пятидесятые годы у Свиридова новое увлечение: романсы на стихи армянских поэтов. Из этой затеи в свет вышел цикл вокальных партий под названием «Страна отцов». Причем знатоки его творчества говорят о том, что несмотря на армянские корни музыка на эти стихи истинно русская.
Во второй половине пятидесятых годов Георгий Свиридов обращается к творческому наследию Сергея Есенина. И поэтому пишет музыкальное произведение его памяти посвященное. В нем непостижимо переплетаются Россия и революция, красота природы и крестьянский труд, исторические реалии и бытовые подробности.
После Есенинских мотивов приходит увлечение творчеством Владимира Маяковского. Он посвящает певцу футуризма музыкальную партию на тему новой жизни и месте истинного поэта в ней.
Стоит отметить, что за музыкальное произведение, посвященное творчеству Маяковского, Свиридов был удостоен высокой награды – Ленинской премии.
Время идет. Одно десятилетие неукоснительно сменяет другое. Наступают шестидесятые годы. Это время для Свиридова ознаменовано обращением к простоте. В центре его музыкальных пристрастий прошлое России, ее старина. Ему на этом этапе интересен фольклор. И он пишет на эту тематику свои музыкальные произведения. Они о песнях, сказках, крестьянстве, женщинах, работе и необъятной широте России.
В семидесятые годы Свиридов Георгий Васильевич музицировал на пушкинскую тему. Он писал партитуры к «Метели» замечательного классика девятнадцатого века. Эти экзерсисы по праву считаются визитной карточкой композитора.
Не так давно, в 1998 году Свиридова не стало. Сердце великого композитора перестало биться навсегда.
Музыкальное наследие Свиридова навсегда войдет в сокровищницу мировой культуры.
4, 5 класс композитора для детей
Интересные факты и даты из жизни
← Глинка↑ БиографииГоголь →
Источник: https://uchim-klass.ru/biografiya/sviridov
Презентация Свиридов Георгий Васильевич
Слайд 1
Свиридов Георгий Васильевич Выполнила ученица 6а класса Паймакова Светлана
Слайд 2
Гео́ргий Васи́льевич Свири́дов (3 [16] декабря 1915, Фатеж, Курская губерния — 6 января 1998, Москва) — советский и российский композитор, пианист. Народный артист СССР (1970). Герой Социалистического Труда (1975).
Лауреат Ленинской премии (1960), Сталинской премии первой степени (1946), двух Государственных премий СССР (1968, 1980) и Государственной премии РФ (1994). Среди сочинений Свиридова — всемирно известные музыкальные иллюстрации к повести А. С.
Пушкина «Метель» и сюита «Время, вперёд!».
Слайд 4
Георгий Васильевич Свиридов родился в городе Фатеж, ныне Курской области России. Его отец был почтовым служащим, а мать — учителем.
Отец, Василий Свиридов, сторонник большевиков в гражданской войне, погиб, когда Георгию было 4 года. В 1924 году, когда Георгию было 9 лет, семья переехала в Курск.
В Курске Свиридов продолжал учиться в начальной школе, где началось его страстное увлечение литературой.
Слайд 6
Постепенно на первое место в кругу его интересов стала выдвигаться музыка[1]. В начальной школе Свиридов учился играть на своём первом музыкальном инструменте — балалайке. Учась подбирать на слух, он демонстрировал такой талант, что был принят в местный ансамбль народных инструментов.
С 1929 по 1932 год он учился в Курской музыкальной школе у Веры Уфимцевой и Мирона Крутянского .
По совету последнего в 1932 году Свиридов переехал в Ленинград, где занимался по классу фортепиано у Исайи Браудо и по классу композиции у Михаила Юдина в Центральном музыкальном техникуме, который он окончил в 1936 году[2].
Слайд 8
В последние годы Свиридов много болел. 6 января 1998 года он скончался от остановки сердца[8]. Гражданская панихида и похороны состоялись 9 января в Москве. После отпевания в храме Христа Спасителя Свиридов был похоронен на Новодевичьем кладбище
Слайд 10
Свои первые сочинения Свиридов написал ещё в 1935 году — ставший знаменитым цикл лирических романсов на стихи А. С. Пушкина. Пока он учился в Ленинградской консерватории, с 1936 по 1941 год, Свиридов экспериментировал с разными жанрами и разными типами композиции. Он написал Концерт для фортепиано № 1 (1936—1939), Симфонию № 1 и камерную симфонию для струнных инструментов(1940).
Стиль Свиридова значительно менялся на ранних этапах его творчества. Его первые произведения были написаны в стиле классической, романтической музыки и были похожи на работы немецких романтиков.
Позже многие сочинения Свиридова писались под влиянием его учителя Дмитрия Шостаковича, но также, например, в Первой партии для фортепиано, заметно внимание композитора к музыкальному языку Пауля Хиндемита.
Слайд 11
Спасибо за внимание
Источник: https://nsportal.ru/ap/library/muzykalnoe-tvorchestvo/2017/02/21/prezentatsiya-sviridov-georgiy-vasilevich
Биография Георгия Свиридова
Георгий Васильевич Свиридов (3 декабря 1915 – 6 января 1998) – российский композитор и пианист, обладатель множества различных государственных наград. Одно из его наиболее известных произведений украшает повесть Александра Сергеевича Пушкина «Метель».
Детство
Георгий Васильевич родился 3 декабря в городе Фатеж, который на нынешний момент располагается в Курской области.
Его отец всю жизнь проработал на почте и был активным сторонником большевиков, поддерживая их движение в годы Гражданской войны.
Мать Георгия работала учителем в школе и была либерально настроенной личностью, поэтому никогда не понимала страстное политическое стремление своего мужа.
Когда мальчику было четыре года, его отца убивают в одной из стычек большевиков с оппозицией. С этого времени мать и ребенок остаются в полном одиночестве, без кормильца и средств к существованию, поэтому решают переехать в Курск, к дальним родственникам по материнской линии. Там же Свиридов идет в начальную школу.
С самого раннего возраста проявляется талант и страсть ребенка к литературе. Благодаря школьным кружкам, Свиридов участвует во многих постановках и даже пытается сочинять стихи.
В отличие от своих одноклассников, уже в восемь лет он знает множество отечественных и зарубежных авторов и способен даже назвать особенности их творчества. Однако литература была вовсе не единственным увлечением юного Георгия.
Как-то раз ему предстояла роль в школьном спектакле, где главный герой должен был исполнить короткую мелодию на балалайке. Свиридов выступил с инициативой обучиться игре на этом русском народном инструменте, который и привил мальчику любовь к музыке. Именно благодаря ему Свиридов начал сочинять собственные мелодии и пытаться подобрать на слух известные мотивы.
Юность
В 1936 году Свиридов поступает в Ленинградскую консерваторию, где обучается азам музыкального искусства у Шостаковича и Рязанова, двух видных педагогов того времени. Спустя год, видя талант юного Свиридова и его любовь к музыке, Рязанов дает ему рекомендацию в Союзе композиторов, и парня с удовольствием зачисляют в ряды наиболее одаренных представителей России.
К началу Второй мировой войны Георгий идет в Ленинградское военное училище воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС), но из-за непригодности и плохого состояния здоровья он был вынужден переехать в Новосибирск, где такие же эвакуированные, как он сам, композиторы старались подбодрить солдат, сочиняя песни и мелодии военных лет.
Одной из первых композиций стала «Песня смелых», стихи для которой сочинил Сурков. Адаптировавшись на новом месте, Свиридов начал даже писать произведения для эвакуированных в Новосибирск театров, участвуя во многих местных постановках.
Творчество композитора
Поскольку сам Георгий Свиридов на протяжении всей своей жизни любил и боготворил Пушкина, считая его лучшим в своём деле, первые произведения композитора были созданы специально для стихотворений этого великого поэта. Ими стали несколько симфоний и романсов. Самым известным произведением считается «Метель».
По мнению музыкальных критиков, стиль Свиридова менялся на протяжении всего периода его творчества.
Так, до поступления в Ленинградскую консерваторию, он создавал в основном классические и романтические композиции, которые были очень похожи на произведения немецких композиторов.
Однако с появлением в его жизни педагога Шостаковича Георгий стал писать преимущественно русские композиции, которые с первых же нот проявляли самобытность и настрой автора по отношению к своей родине.
Все написанные Свиридовым произведения трудно пересчитать.
Сюда входят и 7 маленьких пьес для фортепиано, и 7 романсов, посвященных стихотворениям Лермонтова, и знаменитая соната для скрипки (к слову, долгое время произведение не удавалось восстановить из-за отсутствующих фрагментов в кульминации), и фортепианный квинтет, и многие другие.
По мнению критиков и библиографов, Георгий Свиридов оказал поистине огромное влияние на русскую классическую музыку того времени. Он, как никто другой, умел подчеркнуть самобытность и культуру русской души, обычаи и традиции народов России.
Личная жизнь
Георгий Свиридов был женат один-единственный раз. Его супругой стала очаровательная Эльза Густавовна, женщина, которая покорила его не только своей красотой, но и хорошим вкусом в музыке. Они познакомились на одном из концертов, где исполнялись композиции Георгия.
После окончания мероприятия Эльза подошла к нему, чтобы выразить восторг по поводу его творчества и, увидев молодого и талантливого Свиридова, влюбилась с первого взгляда.
А спустя несколько месяцев они официально узаконили свои отношения и прожили вместе долгую и счастливую жизнь.
Источник: https://stories-of-success.ru/georgiya-sviridova
Георгий Васильевич Свиридов (Georgy Sviridov)
…В бурные времена возникают особо гармоничные художественные натуры, воплощающие в себе высшее устремление человека, устремление к внутренней гармонии человеческой личности в противовес хаосу мира…
Эта гармония внутреннего мира соединена с пониманием и ощущением трагичности жизни, но в то же время является преодолением этого трагизма.
Стремление к внутренней гармонии, сознание высокого предназначения человека — вот что сейчас особенно звучит для меня в Пушкине.
Г. Свиридов
Духовная близость между композитором и поэтом не случайна.
Искусство Свиридова также отличается редкой внутренней гармонией, страстной устремленностью к добру и правде и одновременно ощущением трагизма, происходящего от глубокого понимания величия и драматизма переживаемой эпохи.
Музыкант и композитор огромного, своеобразного дарования, он чувствует себя прежде всего сыном своей земли, рожденным и выросшим под ее небом. В самой жизни Свиридова сосуществуют непосредственные связи с народными истоками и с вершинами русской культуры.
Ученик Д. Шостаковича, получивший образование в Ленинградской консерватории (1936-41), замечательный знаток поэзии и живописи, сам обладающий выдающимся поэтическим даром, он родился в маленьком городке Фатеж Курской губернии в семье почтового служащего и учительницы.
И отец, и мать Свиридова были местными уроженцами, вышли из крестьян близких к Фатежу деревень. Непосредственное общение с сельской средой, как и пение мальчика в церковном хоре, было естественным и органичным.
Именно эти два краеугольных камня русской музыкальной культуры — народная песенность и духовное искусство, — жившие с детства в музыкальной памяти ребенка, стали опорой мастера в зрелый период творчества.
Ранние детские воспоминания связаны с образами южнорусской природы — заливными лугами, полями и перелесками. И тут же — трагедия гражданской войны, 1919 год, когда ворвавшиеся в город деникинцы убили молодого коммуниста Василия Свиридова.
Не случайно композитор многократно возвращается и к поэзии русской деревни (вокальный цикл «У меня отец крестьянин» — 1957; кантаты «Курские песни», «Деревянная Русь» — 1964, «Лапотный мужик» — 1985; хоровые сочинения), и к страшным потрясениям революционных лет («1919» — 7 часть «Поэмы памяти Есенина», сольные песни «Повстречался сын с отцом», «Смерть комиссара»).
Исходная дата искусства Свиридова может быть обозначена весьма точно: с лета по декабрь 1935 в неполные 20 лет будущий мастер советской музыки написал хорошо известный теперь цикл романсов на стихи Пушкина («Подъезжая под Ижоры», «Зимняя дорога», «Роняет лес…», «К няне» и др.
) — произведение, прочно стоящее в ряду советской музыкальной классики, открывающее список свиридовских шедевров. Правда, впереди еще были годы учения, войны, эвакуации, творческого роста, овладения вершинами мастерства. Полная творческая зрелость и независимость пришли на грани 40 и 50-х гг.
, когда был найден свой жанр вокальной циклической поэмы и осознана своя большая эпическая тема (поэт и родина). За первенцем этого жанра («Страна отцов» на ст. А. Исаакяна — 1950) последовали Песни на стихи Роберта Бёрнса (1955), оратории «Поэма памяти Есенина» (1956) и «Патетическая» (на ст. В.
Маяковского — 1959).
«…Многие русские писатели любили представлять себе Россию как воплощение тишины и сна», — писал А. Блок в преддверии революции, — «но этот сон кончается; тишина сменяется отдаленным гулом…» И, призывая слушать «грозный и оглушительный гул революции», поэт замечает, что «гул этот, все равно, всегда о великом».
Именно с таким «блоковским» ключом подошел Свиридов к теме Великого Октября, но текст взял у другого поэта: композитор избрал путь наибольшего сопротивления, обратившись к поэзии Маяковского. Кстати, это было первое в истории музыки мелодическое освоение его стихов.
Об этом говорит, например, вдохновенная мелодия «Пойдем, поэт, взорлим, вспоем» в финале «Патетической оратории», где преображен сам образный строй известных стихов, а также широкий, радостный напев «Я знаю, город будет». Поистине неисчерпаемые мелодические, даже гимнические возможности раскрыл Свиридов в Маяковском.
А «гул революции» — в великолепном, грозном марше 1 части («Разворачивайтесь в марше!»), в «космическом» размахе финала («Светить и никаких гвоздей!»)…
Только в ранние годы учения и творческого становления Свиридов писал много инструментальной музыки. К концу 30 — началу 40-х гг. относятся Симфония; фортепианный Концерт; камерные ансамбли (Квинтет, Трио); 2 сонаты, 2 партиты, Детский альбом для фортепиано. Некоторые из этих сочинений в новых авторских редакциях приобрели известность и заняли свое место на концертной эстраде.
Но главное в творчестве Свиридова — это вокальная музыка (песни, романсы, вокальные циклы, кантаты, оратории, хоровые произведения). Здесь счастливо соединились его удивительное чувство стиха, глубина постижения поэзии и богатое мелодическое дарование.
Он не только «распел» строки Маяковского (помимо оратории — музыкальный лубок «История про бублики и про бабу, не признающую республики»), Б. Пастернака (кантата «Снег идет»), прозу Н. Гоголя (хор «Об утраченной юности»), но и музыкально-стилистически обновил современную мелодику. Кроме упоминавшихся авторов он положил на музыку многие строки В. Шекспира, П. Беранже, Н. Некрасова, Ф.
Тютчева, Б. Корнилова, А. Прокофьева, А. Твардовского, Ф. Сологуба, В. Хлебникова и др. — от поэтов-декабристов до К. Кулиева.
В музыке Свиридова духовная мощь и философская глубина поэзии выражаются в мелодиях пронзительной, кристальной ясности, в богатстве оркестровых красок, в оригинальной ладовой структуре. Начиная с «Поэмы памяти Сергея Есенина», композитор использует в своей музыке интонационно-ладовые элементы древнего православного знаменного распева.
Опора на мир старинного духовного искусства русского народа прослеживается в таких хоровых сочинениях, как «Душа грустит о небесах», в хоровых концертах «Памяти А. А. Юрлова» и «Пушкинский венок», в изумительных хоровых полотнах, вошедших в музыку к драме А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович» («Молитва», «Любовь святая», «Покаянный стих»).
Музыка этих произведений чиста и возвышенна, в ней заключен большой этический смысл. В документальном фильме «Георгий Свиридов» есть эпизод, когда композитор в музее-квартире Блока (Ленинград) останавливается перед картиной, с которой сам поэт почти никогда не расставался. Это — репродукция с картины голландского художника К.
Массиса «Саломея с головой Иоанна Крестителя» (нач. XVI в.), где отчетливо противопоставлены образы тирана Ирода и погибшего за правду пророка. «Пророк — это символ поэта, его судьбы!» — говорит Свиридов. Эта параллель не случайна. Блок поразительно предчувствовал огненную, вихревую и трагическую будущность наступившего XX столетия.
А на слова грозного блоковского пророчества Свиридов создал один из своих шедевров «Голос из хора» (1963).
Блок многократно вдохновлял композитора, написавшего около 40 песен на его стихи: это и сольные миниатюры, и камерный цикл «Петербургские песни» (1963), и небольшие кантаты «Грустные песни» (1962), «Пять песен о России» (1967), и хоровые циклические поэмы «Ночные облака» (1979), «Песни безвременья» (1980).
…Два других поэта, также обладавшие пророческими чертами, занимают центральное место в творчестве Свиридова. Это Пушкин и Есенин.
На стихи Пушкина, подчинившего и себя и всю грядущую русскую литературу голосу правды и совести, подвижнически служившего своим искусством народу, у Свиридова кроме отдельных песен и юношеских романсов написаны 10 великолепных хоров «Пушкинского венка» (1979), где сквозь гармонию и радость жизни прорывается суровое размышление поэта наедине с вечностью («Зорю бьют»).
Есенин — самый близкий и, по всем параметрам, — главный поэт Свиридова (около 50 сольных и хоровых сочинений). Как ни странно, композитор познакомился с его поэзией лишь в 1956 г.
Строка «Я — последний поэт деревни» потрясла и сразу стала музыкой, тем ростком, из которого выросла «Поэма памяти Сергея Есенина» — произведение этапное для Свиридова, для советской музыки и вообще для осознания нашим обществом многих сторон русской жизни тех лет. Есенин, как и другие главные «соавторы» Свиридова, обладал пророческим даром — еще в середине 20-х гг.
он прорицал страшную судьбу русской деревни. «Железный гость», грядущий «на тропу голубого поля», — это не машина, которой будто бы боялся Есенин (так когда-то считали), это образ апокалиптический, грозный. Мысль поэта прочувствовал и раскрыл в музыке композитор. Среди его есенинских сочинений — волшебные по своей поэтической насыщенности хоры («Душа грустит о небесах», «Вечером синим», «Табун»), кантаты, песни разных жанров вплоть до камерно-вокальной поэмы «Отчалившая Русь» (1977).
Свиридов со свойственной ему прозорливостью раньше и глубже многих других деятелей советской культуры ощутил необходимость сохранения русского поэтического и музыкального языка, бесценных сокровищ старинного искусства, создававшихся столетиями, ибо над всеми этими народными богатствами в наш век тотальной ломки устоев и традиций, в век пережитых злоупотреблений реально нависла опасность уничтожения. И если современная наша литература, особенно устами В. Астафьева, В. Белова, В. Распутина, Н. Рубцова, призывает в полный голос к спасению того, что еще можно спасти, то Свиридов заговорил об этом еще в середине 50-х гг.
Важная особенность свиридовского искусства — его «сверхисторичность». Оно — о России в целом, охватывая ее прошлое, настоящее и будущее. Композитор всегда умеет подчеркнуть самое существенное и неумирающее.
Хоровое искусство Свиридова опирается на такие истоки, как духовные православные песнопения и русский фольклор, оно включает в орбиту своего обобщения интонационный язык революционной песни, марша, ораторских речей — т. е.
звуковой материал русского XX века, и на этом фундаменте вырастает новый феномен такой силы и красоты, духовной мощи и проникновенности, который поднимает хоровое искусство нашего времени на новую ступень. Была эпоха расцвета русской классической оперы, был взлет советского симфонизма.
Нынче новое советское хоровое искусство, гармоничное и возвышенное, не имеющее аналогов ни в прошлом, ни в современной зарубежной музыке — является сущностным выражением духовного богатства и жизнестойкости нашего народа. И в этом — творческий подвиг Свиридова. Найденное им с огромным успехом развивают другие советские композиторы: В. Гаврилин, В. Тормис, В. Рубин, Ю. Буцко, К. Волков. А. Николаев, А. Холминов и др.
Музыка Свиридова стала классикой советского искусства XX в. благодаря ее глубине, гармоничности, тесной связи с богатыми традициями русской музыкальной культуры.
Л. Полякова
Произведения
Публикации
Главы из книг
Свиридов (classic-music.ru)
Источник: https://www.belcanto.ru/sviridov.html