Кипренский орест «читатели газет в неаполе» описание картины, анализ, сочинение

Кипренский Орест Кипренский Орест Кипренский Орест Кипренский Орест Кипренский Орест Кипренский Орест Кипренский Орест Кипренский Орест Кипренский Орест Кипренский Орест

Часто художники России посвящали свои произведения подлинным героям древней Руси, подвиги которых воодушевляли к написанию исторических полотен. Русские живописцы начала 19 века утвердили собственный принцип описания портрета, картин выработав свои направления в живописи, в изображении человека, природы, свидетельствующий о совершенно самостоятельной образной концепции. Русские художники в своих работах отражали различные идеалы национального подъема, постепенно отказываясь от строгих принципов классицизма, навязанных академическими устоями.

Начало XIX века — время культурного и духовного подъёма России. В первой половине XIX века в России было образовано семь университетов. Кроме действовавшего Московского были учреждены Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский, Петербургский и Киевский университеты.

Продолжало развиваться книгоиздательское и журнально-газетное дело. В 1813 году в стране было 55 казённых типографий. Положительную роль в культурной жизни страны играли публичные библиотеки и музеи.

Первая публичная библиотека была открыта в Петербурге в 1814 году (ныне Государственная Национальная библиотека).

1. Буржуазно-либеральные реформы 60 -70 х гг. 2. Отмена крепостничества. 3. Огромное воздействие демократических и социальных идей на культуру. 4. Бурный процесс капитализации российской экономики в 80 -е годы.

Уровень грамотности населения повышается, открываются всевозможные учебные заведения: воскресные школы для взрослых, вольные крестьянские школы, земская школа, классические гимназии, высшие женские курсы. Увеличивает выпуск продукции полиграфическая промышленность.

Значительную роль играли журналы «Современник», «Отечественная записка», «Русское слово» и др. Возрастает число библиотек. Вторая половина XIX в. — период выдающихся достижений науки и техники.

Развивается химия (Менделеев, Зинин, Бутлеров), физика (Яблочков, Столетов, Попов, Можайский, Жуковский), космонавтика (Циолковский), биология (Сеченов, Павлов, Мечников, Ковалевский, Докучаев), география (Миклухо-Маклай, Пржевальский).

Укрепляется светский язык. Популярность приобретают такие жанры как басня, ода, сатира, эпиграммы (Кантемир, Тредиаковский). Основоположник русской драматургии А. П. Сумароков (1717 -1777). Посл. четверть XVIII в.

Расцвет русского классицизма: Г. Р. Державин (оды), Д. И. Фонвизин («Недоросль», «Бригадир»). Основоположник русского сентиментализма — Н. М.

Карамзин («Бедная Лиза», «Деревня», «История государства Российского» — исторический труд).

В конце 50 -х гг. обозначился поворот русского изобразительного искусства к критическому реализму.

Романтичным характером отличались пейзажи Куинджи («Украинская ночь», «Ночь на Днепре»), Шишкина («Рожь», «Утро в сосновом бору»), Левитана («Вечер на Волге», «Золотая осень», «Март»).

Также знамениты портретист Репин, живописец Суриков («Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова»), Серов («Девочка с персиками»).

С развитием литературы неразрывно связано развитие музыки. Конец XIX в. период достижений русской культуры связанный с именами Чайковского («Щелкунчик», «Лебединое озеро»), Мусоргского («Борис Годунов»), Римского. Корсакова («Снегурочка», «Садко»), Рахманинова («Алеко», «Утёс»), Стравинского («Жар-птица», «Петрушка»).

Презентация выполнена учеником 8 «В» класса: Калаушиным Вячеславом.

Источник: https://present5.com/orest-adamovich-kiprenskij-chitateli-gazet-v-neapole/

Творчество Ореста Кипренского

Автопортрет. 1828.

Кипренский Орест

Орест Адамович Кипренский  (1782—1836) — знаменитый русский художник-портретист, историч. живописец, график; представитель романтизма. Род. в дер. Нежново (Нежинская) Копорского уезда С.-Петерб. губ., принадлежавшей помещику А. С. Дьяконову, от крепостной.

При рождении получил вольную, был крещен в Копорье, отсюда происходит первонач. его фамилия «Копорский», измененная затем на «Кипренский» (новая фамилия напоминала о Киприде — богине любви). Раннее детство провел в семье Адама Швальбе, крепостного Дьяконовых, за к-рого была выдана замуж мать К. (за воспитание К.

Швальбе позже получил вольную). В 1788 был отдан в воспитанники Академии Художеств; занимался под руководством Г. И. Угрюмова, Д. Г. Левицкого, Г. Ф. Дуайена. В 1805 получил Большую золотую  медаль за картину «Дмитрий Донской на Куликовом поле«.

До 1809 пенсионер (стипендиат) Академии Художеств, в 1809—11 жил в Москве и Твери, с 1812 — акад., в 1815 стал советником АХ.

В ранний период творчество Кипренский находилось под влиянием Г. И. Угрюмова и Д. Г. Левицкого. В графических портретах участников Отечественной войны 1812 получило отражение романтическое восприятие образа.

Прекрасный рисовальщик, он выработал свободную и динамичную романтическую манеру, выражающую внутреннею независимость человеческой личности, запечатлевая едва уловимые оттенки и движения чувств. С 1816 путешествовал по Германии, Швейцарии, Италии, где его работы пользовались успехом; первым из русских художников Кипренский стал широко известен в Европе.

Поездка в Италию заметно повлияла на творчество К., портреты художника приобретают большую определенность формы, обобщенность образа, манера письма становится более классичной. В 1823—28 жил в Петербурге. Умер в Италии.

Кипренский оказал большое воздействие на развитие русского портретного искусствава 1-й пол. 19 в., повлиял на творчество А. Г. Венецианова, В. А. Тропинина. Как портретист Кипренский раскрыл индивидуальность русского человека, своего современника, утвердил идеал гармонич.

, деятельной, творческой личности. Наиболее  известные работы Кипренский — портреты: А. К. Швальбе, А. А. Челищева, Е. Н. Ростопчиной, Е. В. Давыдова, Е. И. Чаплица, Е. С. Авдулиной, групповой портрет «Читатели газет в Неаполе» и др. Портрет А. С.

Пушкина, написанный в Фонтанном доме, считается лучшим прижизненным портретом поэта.

Портрет отца художника Адама Карловича Швальбе. 1804 

Кипренский Орест

Портрет Давыдова Ев. В., лейб-гусарского полковника .  1809

Кипренский Орест

Портрет поэта Александра Сергеевича Пушкина. 1827

Кипренский Орест

Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке (Мариучча). 1819.

Кипренский Орест

Читатели газет в Неаполе. 1831.

Кипренский Орест

Портрет князя H.П.Трубецкого

Кипренский Орест

Смотреть ещё картины Ореста Кипренского

Источник: https://subscribe.ru/group/mir-iskusstva-tvorchestva-i-krasotyi/1688415/

Орест Адамович Кипренский: картины, краткая биография :

Журналист Фаддей Булгарин упоминал этого выдающегося художника как человека, одаренного необычным талантом видеть глубину души, скрытую от посторонних глаз. Речь идет об Оресте Адамовиче Кипренском.

Кипренский Орест

Детские годы

Кипренский Орест родился в 1782 году, 24 марта. Его мать, крепостная крестьянка по происхождению, родила сына от помещика Дьяконова, а чуть позже вышла замуж за Швальбе Адама. Фамилия Кипренский является выдуманной.

Орест был внебрачным сыном Дьяконова, но несмотря на это помещик всячески заботился о ребенке. В 6 лет Орест стал вольным человеком и был определен Дьяконовым в художественную академию Петербурга. Уже в начале своего учебного пути Кипренский был отмечен как одаренный мальчик. Он много раз получал всевозможные медали за композиционные эскизы и штудии.

В. С. Дмитриев, гувернер и преподаватель Академии художеств в то время, отмечал, что Ореста отличало от сверстников чуткое восприятие цветовой гаммы. Он рисовал непринужденно, легко. Частенько мальчика можно было застать даже за пением. Кипренский был способным, живым и темпераментным.

Юношество

Спустя 9 лет Орест Адамович Кипренский благополучно завершил свое обучение в воспитательном училище Художественной академии и попал в класс исторической живописи того же учреждения. Здесь обучались одаренные ученики, ведь историческая живопись в то время была высшим жанром художественного искусства.

В рисунках Ореста просматривался особенный собственный стиль. Виртуозностью исполнения отличаются такие его работы, как «Натурщик с красным плащом», «Гектор и Андромаха», «Читатели газет в Неаполе».

Кипренский Орест

Обучение живописца происходило в полуказарменном режиме, где он подвергался постоянному муштрованию, а вокруг царила рутина. После того как Кипренский закончил свое обучение в Художественной академии, в кругу друзей его начали называть «сумасбродным Орестом» и «пылким».

Художник Кипренский никогда не расставался со своим альбомом, а его душа принимала все впечатления жизни. Его друзья говорили о том, что он не знал меры в работе и увлечениях. В принципе, молодой человек никогда не отличал работу от увлечения, ведь писал все то, что привлекало его интерес, захватывало.

Творческая индивидуальность

В раннем творческом периоде Орест Адамович Кипренский обращал внимание на работы Левицкого и Угрюмова. Он также отражал романтическое восприятие образов, когда рисовал портреты участников Отечественной войны. Ему была присуща легкая романтическая манера рисования, он работал размеренно и спокойно, ловя тонкие нотки оттенков и чувственные движения вокруг.

В 1816 году художник Кипренский начал путешествовать по разным странам, рисовать свои картины, которые пользовались успехом в Италии, Германии, Швейцарии. Впервые его талант был признан в Европе. Поворотным моментом в творчестве стала поездка в Италию. Портреты Кипренского приобрели определенность форм, образов, классическую манеру письма.

Художественные веяния Кипренского

В начале 19 века русское портретное искусство немного изменилось благодаря воздействию Кипренского. Картины его помогали раскрыть человеческую индивидуальность, утвердить идеал гармоничности, особые нюансы личности. В своих рисунках он мог передать всю глубину чувств, которую испытывают люди.

Кипренский Орест

Портретное рисование

Краткая биография Кипренского гласит, что художнику удавалось поймать тонкую душевную нить героя картины. В предвоенный период Кипренский сделал портретное изображение бравого гусара.

На рисунке запечатлен решительный и открытый человек, отличающийся яркими горящими глазами, смелостью настоящего бойца. За этим красивым лицом можно заметить напряженную силу, готовность к совершению подвига.

Портрет явно показывает, что человек ждет сражения и верит в победу.

Во время Отечественной войны 1812 года Орест перешел с кисти на быстрый карандаш. Работал молодой портретист задорно, смело и горячо.

Глядя на портреты участников войны, можно отметить их героизм, отвагу, одушевление победой и веру в торжество. Рисунки отличаются искренностью и стремлением к достижению поставленных целей.

Живопись Кипренского передавала его душевную близость с изображаемым человеком.

В 1825-1827 годах Орест нарисовал портрет великого поэта А. С. Пушкина. Картина передает зрителю не простое изображение человека, а часть души самого художника, его личность, настроение, судьбу и отношение к людям. Конечно же, Кипренскому удалось передать в портрете Пушкина частичку себя.

Кипренский Орест

Полотна Кипренского никогда не стареют, ведь рисовал он портреты, на которых запечатлена красивая внешность и душа человека, сохраняющаяся веками. Его работы заставляют задуматься над бытием, призывают всех стать добрее и лучше.

Кипренская живопись

Женские изображения — особая часть творческого пути Ореста Адамовича. Каждая картина Кипренского раскрывает душу творца, передает глубину образа, облика. Все это благодаря мастерству.

Наиболее популярными считаются портреты Щербатовой, Авдулиной и Хвостовой. А самой выдающейся работой является изображение Ростопчиной. За широкой и добродушной улыбкой этой красивой женщины скрываются духовные и эмоциональные переживания.

В рисунке явно присутствует драматизм, некий душевный кризис.

Кипренский Орест

С 1813 по 1814 год Орест создал несколько карандашных портретных рисунков мальчиков и девочек разных возрастов. Каждый из них передает тончайшую грань детской натуры.

В те же годы Кипренский, картины которого уже пользовались популярностью, получил академическое звание, а через несколько лет стал советником в родной Художественной академии. Та пора считается наиболее удачной в плане признания таланта мастера.

Знаменитые произведения Ореста Кипренского

Портрет Давыдова Е. В. художник создал в 1809 году. Сейчас картина принадлежит Государственному Русскому музею Санкт-Петербурга. Многие полагали, что на полотне изображен друг поэта Пушкина, военный предводитель по фамилии Давыдов.

Читайте также:  Опера «сорока-воровка»: содержание, видео, интересные факты, история

Но это предположение было ошибочным, как стало известно позже. Оказывается, у Давыдова было 2 брата, отважно сражавшихся против французов.

Историки и искусствоведы по сей день ведут споры по поводу того, какой из двух братьев изображен на полотне, но склоняются в пользу Евграфа.

Кипренский Орест

В 1816 году художник написал портрет Жуковского В. А. Увидеть эту картину Кипренского можно в Третьяковской галерее в Москве. Это яркий пример мастерства Ореста Адамовича.

Некое родственное мироощущение объединяло Кипренского и Жуковского. Хотя поэзия далека от живописи, но Жуковский всегда говорил, что два вида искусства тесно связаны.

Вообще, разные вещи сближали этих двух творческих людей.

Картина «Бедная Лиза» была написана Кипренским в 1827 году по знаменитой повести Карамзина. Литературное произведение является ознаменованием русского сентиментализма.

Шедевр живописца

Наиболее ярким примером мастерства Кипренского считается картина «Читатели газет в Неаполе», созданная им в 1831 году. Сейчас это произведение искусства хранится в Третьяковской галерее. До сих пор искусствоведы не могут разгадать весь смысл этого полотна.

На картине изображены люди, читающие газетный переплет. Глядя на название заголовка, можно понять, что речь идет о польских событиях. В Польше произошло восстание в 1830 году, которое вскоре было подавлено царским военизированным отрядом.

Из-за этих событий в стране отменили Конституцию, принятую 1815 году и переданную Александром Первым польскому народу.

Кипренский Орест

И конечно, при взгляде на изображенных людей возникает невольный вопрос: кто они? Сам Кипренский говорил о русских путешественниках.

Но многие полагают, что на картине присутствуют польские революционеры, раз речь идет о событиях в этой стране.

Все волнения, которые происходили в Европе в 18 веке, продолжившиеся в 19-м, стали толчком для живописцев, начавших создание политических портретов и картин.

Свое мнение о данном полотне высказали знаменитые художники и знатоки. Они с уверенностью говорят, что работы Кипренского можно смело сравнить с полотнами великого Леонардо Да Винчи. И возможно, это действительно так.

Источник: https://www.syl.ru/article/329604/orest-adamovich-kiprenskii-kartinyi-kratkaya-biografiya

Орест Кипренский

Орест Адамович родился 13 (24) марта на мызе Нежинской. Сейчас эта северная усадьба — деревня Нежино. Орест был незаконнорожденным сыном местного помещика Дьяконова, поэтому его записали в семью крепостного Адама Швальбе.

Кипренский Орест Автопортрет, 1828 год

Кипренский Орест «Бедная Лиза», 1827 — повесть Карамзина в своё время была культовой, поэтому не удивительно, что Кипренский написал портрет главной героини

В 1788 году Орест получил вольную и был зачислен в Воспитательное училище при петербургской Академии художеств под фамилией Кипренский. Учился в академии до 1803 года.

Кипренский Орест «Ворожея со свечой», 1830

Кипренский Орест Портрет Сергея Уварова 1815 года

Кипренский жил в Москве (1809 год), Твери (1811 год), Петербурге (1812 год), а в 1816—1822 и с 1828 года — в Риме и Неаполе. В июле 1836 года Кипренский женится на Анне-Марии Фалькуччи, для чего ему предварительно пришлось принять католичество.

Кипренский Орест «Неаполитанская девочка с плодами», 1831

Кипренский Орест «Читатели газет в Неаполе», 1831

Кипренский Орест Портрет танцовщицы Е. А. Телешовой, 1828

Художник скончался в Риме 17 октября 1836 года от воспаления лёгких и был погребён там же в церкви Сант-Андреа-делле-Фратте.

Над надгробием стоит стела с надписью: «В честь и в память Ореста Кипренского, самого знаменитого среди русских художников, профессора и советника Императорской Петербургской академии художеств и члена Неаполитанской академии, поставили на свои средства, живущие в Риме русские художники, архитекторы и скульпторы, оплакивая безвременно угасший светоч своего народа и столь добродетельную душу…»

Источник: https://diletant.media/articles/31423104/

Орест Адамович Кипренский: как мастер портрета жил в поисках ускользающей гармонии?

В портрете Пушкина есть все: творческое озарение, любовь к свободомыслию и нравственная сила гения. Романтизм и одиночество души поэта среди суеты окружающего мира.

Кипренский создал за свою жизнь целую линию портретов, которые несут в себе гармонию и красоту окружающего мира. Так в портрете Е. П. Растопчиной художник глубоко проник в душевные глубины образа и радует зрителя безупречным исполнительским мастерством. В портрете Е. П. Бакунной живописец передал с любовью ее миловидные черты. Это была первая юношеская любовь А. С. Пушкина.

Творчество Кипренского достигает своей высшей точки в картине «Неаполитанская девочка с плодами». Это произведение наполнено счастьем вечной молодости, красоты и гармонией с окружающим миром. За плечами главной героини расположился голубой простор Неаполитанского залива с силуэтом острова Капри справа и выступом Соррентийского мыса слева.

Кипренский Орест О. А. Кипренский, «Неаполитанская девочка с плодами», 1831 г.Источник: artchive.ru

Когда мы смотрим на картины Кипренского, нам кажется, что и у него была такая же полная счастья и благополучия жизнь. Но это оптическая иллюзия, которая не имела ничего общего с подлинной жизнью знаменитого художника.

Начать с того, что герой этой статьи получил признание в Италии, где он изучал античное искусство и поэзию и увлекся творчеством Рафаэля. Здесь стоит особо подчеркнуть, что русским он открыл Италию, а итальянцам — Россию. Еще при жизни его имя стало легендой, и ему галерея Уффици во Флоренции заказала автопортрет.

Когда живописец после длительного пребывания в Италии в 1823 году вернулся в Россию, его жизнь складывалась непросто. Заказов было очень мало, а официальные круги относились к нему достаточно холодно. И даже несмотря то, что его картины имели большой успех, это нисколько не изменило тяжелого финансового положения художника.

Кипренский Орест О. А. Кипренский, «Автопортрет», 1828 г.Источник: artchive.ru

А когда в 1827 году Кипренский снова уехал в Италию, так и не получив признания в России, его прежний успех и там был забыт. В Риме уже несколько лет блистал Карл Брюллов, оттеснивший своих соперников.

В начале 1836 года художник, наконец-то, расплатился с кредиторами и смог жениться на итальянке Анне-Марии Фалькуччи, но для этого ему пришлось принять католичество. До сих пор неизвестно, обрел ли он желанный покой, однако по воспоминаниям некоторых современников, Кипренский жестоко пил и часто ссорился с молодой женой.

Орест Кипренский не любил то, что окружающие считали его лишь портретистом. Он мечтал создавать жанровую картину. Ему не нравилось писать и на религиозные темы. Творчество Кипренского содержит немало не раскрытых до сегодняшнего дня моментов. Например, непонятно, кто изображен на картине «Читатели газет в Неаполе».

Кипренский Орест О. А. Кипренский, «Читатели газет в Неаполе», 1831 г.Источник: artchive.ru

Хотелось бы отметить, что данная статья — не трактат по искусствоведению, а представляет попытку показать любопытный срез жизни великого живописца

Что еще почитать по теме?

Орест Кипренский. Как бастард стал первым русским художником, прославившимся в Европе?Чем интересна работа историка искусства? Загадки творчества КипренскогоКарл Брюллов: в чём романтизм его картин? К 210-летию со дня рождения живописца

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/93895/

Мемория. Орест Кипренский — ПОЛИТ.РУ

24 (13) марта 1782 года родился художник Орест Кипренский.

Личное дело

Кипренский Орест

Орест Кипренский. Автопортрет

Орест Адамович Кипренский (1782 – 1836) родился на мызе Нежинской (ныне Нежново в Ленинградской области). Он был внебрачным ребенком отставного бригадира А. С. Дьяконова.

После рождения ребенка ему и его матери Анне Гавриловой была дарована вольная, а официально его отцом считался крепостной Дьяконова Адам Швальбе.

В шестилетнем возрасте Дьяконов отдал мальчика в Воспитательное училище при Академии художеств, тогда же в документах впервые появляется фамилия Кипрейский (позднее – Кипренский).

До 1803 года Кипренский обучался живописи сначала в училище, а потом и в самой Академии художеств. В 1797 году определен в класс исторической живописи. Его учителем был Григорий Угрюмов.

В 1803 году Кипренский выполнил программу на Большую золотую медаль, но был оставлен при Академии как особо одаренный ученик еще на три года. В 1805 году он наконец-то получил Большую золотую медаль за картину «Дмитрий Донской на Куликовом поле», однако зарубежная поездка, полагавшаяся ему, была отложена.

Кипренский получил мастерскую при Академии художеств и стал выполнять первые частные заказы. В это время началось его увлечение жанром портрета.

В 1809 году Кипренский отправился в Москву, чтобы вместе со скульптором Мартосом работать над памятником Минину и Пожарскому. Художнику было поручено сделать эскизы лиц этих героев. В Москве он жил до 1811 года.

Познакомился с Карамзиным, Батюшковым, Вяземским и Жуковским. Известность художника росла, он не знал недостатка в заказах.

В 1811 году он отправился в Тверь, чтобы работать по заказу располагавшегося там «малого двора» великой княгини Екатерины Павловны. Затем художник вернулся в столицу.

В 1812 году Кипренский стал академиком живописи. Им была создана серия портретов, изображавших отправлявшихся на войну знакомых художника. Наконец, в 1816 году уже не простым выпускником академии, а известным живописцем Кипренский смог отправиться в Италию. Там он продолжал активно работать, особенно в жанре портрета. Помогал молодым русским художникам, пансионерам академии.

В 1818 году моделью для одной из картин Кипренского стала восьмилетняя девочка Мариучча (Анна-Мария) Фалькуччи.

Когда он узнал, что ее мать известна непристойным образом жизни, он оставил девочку в своем доме, выплачивая матери регулярное пособие.

Когда в 1821 году Кипренский должен был вернуться в Россию, он позаботился, чтобы Мариуччу приняли в одной из женских учебных заведения Рима. На обратном пути художник посетил Париж и провел там больше года.

В России Кипренский продолжает работать в жанре портрета, получает много заказов. В 1828 году он возвращается в Италию, где живет попеременно в Риме, Неаполе, Флоренции и Болонье.

Он находит подросшую Анну-Марию Фалькуччи и женится на ней, для чего ему приходится принять католичество. Спустя всего три месяца после свадьбы художник заболел воспалением легких.

12 (24) октября 1836 года Орест Кипренский умер в Риме.

Чем знаменит

Кипренский – пионер романтизма в русском изобразительном искусстве. Признанный мастер портрета. Самые известные произведения Кипренского – «Портрет А. Швальбе» (1804), «Портрет Е. В.

Давыдова» (1809), «Девушка с плодами» и «Читатели газет в Неаполе» (обе – 1831 г.), портрет мальчика А. А.

Челищева (1810–1811), портреты супругов Ростопчиных (1809) и Хвостовых (1814), хранящиеся в Третьяковской галерее, а также автопортрет (1808), изображения поэтов К. Н. Батюшкова (1815), В. А. Жуковского (1816) и А. С. Пушкина (1827).

О чем надо знать

В 1827 году, незадолго до того, как окончательно покинуть Россию, Орест Кипренский по заказу Антона Дельвига написал портрет Пушкина. На заднем плане художник изобразил скульптуру музы с лирой, шотландский плед символизирует связь творчества Пушкина с великим поэтом эпохи романтизма Джорджем Байроном. Мнения современников о портрете расходятся.

Читайте также:  Левицкий дмитрий "портрет екатерины ii" описание картины, анализ, сочинение

Один утверждали, что черты Пушкина переданы очень верно, другие говорили, что портретное сходство невелико, но Кипренский «наиболее приближается к тому идеальному изображению, какового … ищут обыкновенно поклонники поэта». Карл Брюллов говорил, что Кипренский изобразил Пушкина не поэтом, а «каким-то денди».

Сам Пушкин посвятил художнику стихотворение:

Любимец моды легкокрылой, Хоть не британец, не француз, Ты вновь создал, волшебник милый, Меня, питомца чистых муз, — И я смеюся над могилой, Ушед навек от смертных уз. Себя как в зеркале я вижу, Но это зеркало мне льстит. Оно гласит, что не унижу Пристрастья важных аонид. Так Риму, Дрездену, Парижу Известен впредь мой будет вид.

Прямая речь

Я выставлял портрет отца моего и портрет девочки одной, писанной мною в Риме. Здешняя Академия, рассматривая сии картины, со мною сыграла следующую шутку: г.

президент Академии, кавалер Николини, объявляет мне от имени Академии замечание, опытностью и знанием профессоров исследованное, якобы сии картины не суть работы нынешнего века; будто бы я выдаю сии картины за свои, но в самом деле одна писана Рубенсом — портрет отца, а девочка — совсем другим манером и другим автором древним писана; что картины сии бесподобны: отца портрет они почли шедевром Рубенса, иные думали Вандика, а некто, Альбертини, — в Рембрандты пожаловал, и что в Неаполе не позволят они себя столь наглым образом обманывать иностранцу. И так, прошу вас покорно выпросить от Академии нашей свидетельство, что сии картины писаны мною и что, в пандан портрета отца моего, я начал писать портрет дяди вашего, Семена Федоровича.

Письмо Кипренского из Неаполя брату художника Сильвестра Щедрина (1836)

Современники называли Кипренского «русским ван Дейком», но это название определяет характер его таланта не вполне точно.

Начав свою деятельность с подражания учителям своим, Угрюмову и Левицкому, он потом взял себе за образцы Рубенса и Рембрандта и старался в своих работах слить воедино лучшие качества их живописи; но вскоре оставил этих мастеров и создал собственный стиль, в котором стремился возможно полно передавать природу и жизнь не только строгой правильностью рисунка и естественностью колорита, но и, главным образом, тщательностью отделки, различной смотря по роду изображаемого вещества, — такой, чтобы совершенно скрадывалась работа кисти и получалась полная иллюзия действительности. Во многих случаях Кипренский разрешал эту задачу превосходно; однако не все его произведения имеют одинаковое достоинство. Особенно силен он был по части портретов, которых написано им очень много и которые, сверх других качеств, вообще отличаются замечательным сходством.

Андрей Сомов

10 фактов об Оресте Кипренском

  • Первая сохранившаяся работа Кипренского «Поклонение пастухов» была написана в 1799 году во время учебы в Академии художеств.
  • В воспоминаниях современников рассказывается, как Кипренский в 1799 году на вахтпараде бросился на колени перед императором Павлом с просьбой позволить ему записаться на военную службу. За это он был наказан кратковременным арестом.
  • В 1819 году Кипренскому первому из русских художников галерея Уффици заказала его автопортрет.
  • В Риме Кипренский был обвинен в убийстве натурщицы. Наиболее вероятно, что настоящим убийцей был слуга художника итальянец Анжело, вскоре умерший. Официальное расследование ничем не закончилось. Вокруг Кипренского долгое время не утихали недоброжелательные сплетни, которые сопровождали его и по возвращении в 1822 году в Россию.
  • В 1809 году Кипренский написал портрет полковника лейб-гусар Евграфа Давыдова. Долгое время ошибочно считалось, что на портрете изображен двоюродный брат Евграфа – Денис Давыдов. В качестве портрета Дениса Давыдов репродукция картины Кипренского воспроизводится во многих изданиях.
  • Кипренский задумывал написать картину «Аполлон, поразивший Пифона», посвященную победе Александра I над Наполеоном. Для работы над нею он заказал слепок со статуи Аполлона Бельведерского и даже просил президента Академии художеств Оленина прислать ему настоящий черкесский лук со стрелами.
  • Кипренский имел обыкновение ходить по Риму с карманами, набитыми сухарями, чтобы кормить голодных римских собак.
  • Орест Кипренский похоронен в римской церкви Сант-Андреа-делле-Фратте.
  • После смерти Кипренского его жена Анна-Мария Фалькуччи родила дочь Клотильду.

Источник: https://polit.ru/news/2016/03/24/kiprenskij/

Картина Читатели газет в Неаполе

Кипренский Орест

  • Кто автор: Орест Кипренский
  • Как называется картина: Читатели газет в Неаполе
  • Доп. информация (Год создания картины, чем написана, на чем написана и какие матералы использовались, размеры и где сейчас хранится картина):
  • В каком году написана(когда): в 1831
  • Холст
    Государственная Третьяковская галерея

Описание картины «Читатели газет в Неаполе»

«Чита́тели газе́т в Неа́поле» — картина российского художника Ореста Кипренского (1782—1836), написанная в 1831 году. Она является частью собрания Гос Третьяковской галереи. Размер картины — 64,5×78,3 см.

Содержание

1 История
2 Описание
3 Примечания
4 Ссылки

История

Картина была написана Кипренским в 1831 году, во время второго итальянского периода творчества художника.

В 1832 году картина экспонировалась в Риме, а в 1833 году (под заглавием «Четыре портрета, поясные фигуры, одна читающая газету, а другие слушающие») — на выставке Императорской академии художеств. На выставке 1851 года в Санкт-Петербурге использовалось более куцее заглавие — «Читающие газету».

Картина была частью коллекции графа Дмитрия Шереметева, а потом — Фёдорвея Прянишникова. В 1867 году она перебежала в собрание Румянцевского музея, откуда в 1925 году была передана в Муниципальную Третьяковскую галерею.

Описание

Картина представляет собой групповой портрет четырёх парней, один из которых читает газету, а другие внемлют. Сам Кипренский объяснял в письме к графу Василию Мусину-Пушкину-Брюсу от 13 (25) февраля 1833 года, что это полотно

… изображает политическое чтение в 1831-м году. Я сцену взял с натуры. Российские путники в Неаполе читают La Gazette de France статью о Польше, как то усмотрите в картине. Картины сии трудов моих посылал графу Д. Н. Шереметеву из признательности…

Хотя сам Кипренский именовал изображённых на картине «русскими», некие современники считали, что он сделал это, чтоб смягчить политическую подоплёку, связанную с польским ноябрьским восстанием 1830 года. Так, живописец Андрей Иванов в письме к отпрыску — живописцу Александру Иванову — считал, что по сути на этой картине изображены представители польской цивилизации.

Историк искусства Николай Романов высказывал предположение, что ими были последующие представители польской колонии в Италии: слева вправо — поэты Антоний Эдвард Одынец, Адам Мицкевич и Зыгмунт Красинский, также граф Александр Потоцкий.

Источник: http://peresvetovgallery.ru/kartiny/kartina-chitateli-gazet-v-neapole.html

Описание картины Читатели газет в Неаполе – Орест Кипренский

Этот шедевр, стоящий особняком в творчестве Кипренского, до конца не разгадан до сих пор. Мы видим название французской газеты, которую читают “читатели”, и тему сильно взволновавшего их сообщения – “Pologne” . То есть речь идет о событиях в Польше, где в ноябре 1830 года вспыхнуло освободительное восстание, закончившееся его жестоким подавлением царскими войсками и отменой Конституции 1815 года, дарованной Александром I польскому народу.

Европейские газеты тогда много шумели по поводу “татарских жестокостей” самодержавного режима; русское же общество в оценках происходящего раскололось. Пушкин, например, написав стихотворение “Клеветникам России”, полностью встал на сторону царя. Самый главный вопрос, возникающий по поводу картины, – кто изображен на ней?

Ответив на него, мы поймем ее пафос.

Сам автор в одном из писем говорил о “русских путешественниках”. Но, возможно, тем самым он сознательно вводил в заблуждение зрителей, облеченных властью на его родине.

Во всяком случае, существует мнение, что перед нами польские революционеры.

Написать групповой портрет наш герой, скорее всего, задумал, не без задней мысли посоревноваться с Брюлловым, поднявшаяся звезда которого затмила былую европейскую славу Кипренского.

Это последнему стало ясно сразу же по возвращении в Италию в 1829 году. Соревнование вышло небезынтересным, хотя в процессе реализации замысла автор “Читателей газет” “побежал” совсем не по той “беговой дорожке”, на которой ставил свои рекорды его соперник.

Групповой портрет Кипренского – помимо того, что как бы самостоятельно, никого об этом не спрашивая, перерос в жанр, – оказался совершенно новаторским в формальном смысле: в нем автор выстроил целое исключительно на психологической взаимосвязи персонажей, объединенных едиными мыслями, заботами и волнением. Вот это-то волнение и сосредоточенное внимание и стали камнем преткновения для современников, не слишком верившим в то, что польские события могут столь сильно заинтересовать праздных русских путешественников. Заговорили о “лицах польской национальности”.

Даже о том, что одним из персонажей картины является Адам Мицкевич, о чьей нелюбви к России было известно каждому.

Император Николай I не поддержал подобных трактовок. Президент Академии художеств А.

Оленин, сообщая художнику в Италию о публичном показе его картин на состоявшейся осенью 1833 года академической выставке, писал: “Картины ваши, и в особенности Путешественники, восхищали зрителей, стечение которых было необыкновенно.

Государь император весьма любовался вашими произведениями, опрашивал, кому они принадлежат…” Наш художник, попытавшись воспроизвести то групповое внимание, что легло в основу этого шедевра, остановился на двух персонажах, изображенных слева.

(1 votes, average: 5.00

Источник: https://art.goldsoch.info/chitateli-gazet-v-neapole-orest-kiprenskij/

Художник Орест Кипренский

?

Николай Подосокорский (philologist) wrote, 2012-08-16 08:00:00 Николай Подосокорский philologist 2012-08-16 08:00:00 Categories: Оригинал взят у bolivar_s в Художник Орест Кипренский.Орест Кипренский. Мастера русской портретной живописи.Автопортрет. 1828.Орест Адамович Кипре́нский (1782—1836) — русский художник-портретист, исторический живописец, график; представитель романтизма.Автопортреты Ореста Адамовича Кипренского

До сих пор во многом интригующе загадочными остаются личность, судьба, творческая одиссея лучшего русского портретиста первой трети XIX века Ореста Адамовича Кипренского. И наиболее резко обнаруживается это, пожалуй, не в разноречивых свидетельствах современников, не в фактах биографии, а в галерее автопортретов (их около десятка), выявляющей почти взаимоисключающие образы художника. Каждый автопортрет представляет нам иного Кипренского, и это связано не только с возрастными, «физиогномическими» изменениями. Сложный конгломерат идей, представлений, причинных связей предлагает эта череда автопортретов зрителю. Здесь и романтический артистизм игры в преображения, и сублимация неясности общественного положения незаконнорожденного дворянского сына, и диаграмма или, может быть, идеограмма душевных, духовных, житейских перипетий, и точки отсчета стремительных превращений Кипренского-художника.

Читайте также:  Этюды листа: история, видео, содержание, интересные факты, слушать

Автопортрет с кистями за ухом. Ок.1808. Х., м. 46х36.5. ГТГ

В «Автопортрете с кистями за ухом» (ок. 1808) перед нами полный творческой энергии, раскованный, уверенный в себе молодой художник. Образную характеристику выдают сразу смелые контрасты светотени, открытая динамичная манера письма, насыщенный цветовой строй.

В портрете он только живописец, гордый своим мастерством, гордый тем, что он может написать не хуже (черт возьми!) Рубенса или Рембрандта. И ведь написал! Его «Портрет А. К.

Швальбе» (1804) — незаурядный шедевр-«ретро», приведший многих в восхищенное заблуждение и всю жизнь бывший для самого Кипренского предметом особой привязанности.

Портрет отца художника Адама Карловича Швальбе. 1804 Он впервые померился силами с великими и устоял. Да, впрочем, и сам автопортрет с кистями, несомненно, навеян какими-то классическими образцами (он напоминает, например, ранний кассельский автопортрет Рембрандта). Одновременно с этим произведением был написан и другой автопортрет — в розовом шейном платке.

Автопортрет (с розовым шейным платком). 1809

Он разительно отличается в своей программе от первого: не бравурная энергия самоутверждения, а некое излучение духовной чистоты; искренность поведения не в импульсивной непосредственности, а в раздумчивом контакте со зрителем, на глазах которого живут нисколько не таимые оттенки чувствований. И в этом случае столь же адекватная изобразительная структура произведения. Что за «неподражательная странность» Кипренского дробить свой лик на суверенные, почти не совпадающие отражения, обретающие сами в себе ту гармонию, которой, видимо, так недоставало их носителю, их творцу?

Мастерство портретистаЭта способность к острой дифференциации образа, к стереоскопической объемности в изображении личности портретируемого породила бесконечное разнообразие его портретных решений.

Один из современников заметил, что «Кипренский очень счастливо придает каждому портрету что-нибудь особенное». Он осознанно выстраивает индивидуальную конструкцию образа, которая диктует и саму исполнительскую манеру.

В наиболее чистом виде это относится к первому периоду творчества Кипренского, до его первой поездки в Италию в 1816 году. Даже в заказных парных портретах (Е. П. и Ф. В. Ростопчиных, 1809; Д. Н. и В. С.

Хвостовых, 1814), долженствующих представлять собой созвучный изобразительно-выразительный ансамбль, художник достигает индивидуальных и даже контрастных характеристик. 

До поездки в Италию в творчестве Кипренского преобладали два типа портретных решений: подгрудный, в натуру, и парадный, в рост. Каждый из них давал модель в ее естественном, не опосредованном никакими привычными условностями бытии.

В этом отношении особенно показательна уникальная в современном русском искусстве линия графического портрета. Впоследствии, напитанный традициями высокого классического искусства, он преследует цель подняться на уровень его достижений и обогащает портретный образ аллегорическим подтекстом («Портрет Е. С. Авдулиной», ок.

1822), апологией интеллектуального аристократизма («Портрет А. М. Шереметева», в какой-то степени «Автопортрет», 1819) или столь же аристократически — дистанцированной близостью природе («Портрет А. Ф. Шишмарева», 1827; «Портрет К. И.

Альбрехта», 1827), сочинением театрализованных и многофигурных программ («Портрет Е. А. Телешовой в роли Зелии», 1828; «Читатели газет в Неаполе», 1831; «Портрет М. А. Потоцкой, сестры ее С. А. Шуваловой и эфиопянки», ок. 1835).

 Показательно сравнить для демонстрации кардинальных изменений его творческого метода некоторые портреты, исполненные в близкой композиционной схеме, и проследить, как на базе каждый раз индивидуального решения образа, выявляется в то же время образ исторический, фокусирующий нечто, принадлежащее духу времени. 

Портрет Д. Н.

Хвостовой и портрет Е. С. Авдулиной несут в себе немало общих исходных моментов в фиксации внешних и внутренних движений модели. Но смещение нескольких акцентов создает образы, едва ли не противоположные по значению. Обращенное к зрителю лицо Хвостовой светится мягкой нежностью, затененной легкой грустью, задумчивостью.

Этому состоянию соответствует тонкая гармония цветового и светотеневого построения полотна. Художник словно боится нарушить, боится помешать естественному току душевной жизни героини.

И, напротив, в портрете Авдулиной меланхолическое настроение переходит в тему угасания жизни, явленную с безусловной и покоряющей живописно-пластической убедительностью, где каждая деталь и все компоненты полотна исполнены с изысканным классическим артистизмом. Если там, в портрете Хвостовой, главным для художника была личность, то здесь — искусство. Так очевидно и настораживающе нарушается гармония эстетического и этического начал в творческой позиции художника. 

С большей отчетливостью и с большей исторической предопределенностью это обнаруживается в мужских портретах. В портретах Евгр. В. Давыдова (18()9), С. С. Уварова (1816), А. Ф. Шишмарева происходит, в сущности, метаморфоза единого типа парадного изображения. Но как несхожи они!Портрет Давыдова Ев. В., лейб-гусарского полковника .

  1809 Образ бравого гусара исполнен и в самом деле парадного, не столько героического, сколько геройского пафоса, актуального в канун Отечественной войны с Наполеоном. Хотя эта тема и главенствует в портрете, Кипренский ею не ограничивается. Его Давыдов соединяет «рыцарское чувство чести и личное достоинство», романтическую небрежность и мечтательность. Художник создает глубоко индивидуальный образ и вместе с тем собирательный, включающий отсветы активного романтического идеала и наличную реальность, более того, ставший благодаря полноте и диалектике характеристики символом своей эпохи. Иной образ типичного представителя просвещенного дворянства, иной этап развития общественного сознания запечатлел Орест Кипренский в портрете С. С. Уварова.Портрет Сергея Семёновича Уварова.Здесь нет той полноты самовыражения, что у Давыдова. Изображен задумавшийся в картинной позе, словно на минуту остановившийся перед выходом, великосветский денди, галломан и щеголь. Благородство и сдержанность цветового исполнения, мягкие ниспадающие ритмы рисуют облик тонко чувствующего, и, может быть, несколько манерно утомленного своей культурной рафинированностью дворянина пушкинской поры. И хотя портрет писался до выступления декабристов, в пору национального подъема и брожения идей, Кипренский в образе Уварова словно предвосхитил скорое наступление долгой полосы общественного спада, правительственной реакции. Кипренский на себе почувствовал неблагополучие в стиле правления Александра, когда, вернувшись в 1819 году в Петербург, начал конфликтовать с Академией, придворными кругами, стал пользоваться поддержкой меценатов. Написанный в середине 20-х годов портрет А. Ф. Шишмарева свидетельствует о новых исканиях мастера, о смене проблематики.

Портрет Афанасия Федоровича Шишмарева 1827

Своего героя он ставит в позу Давыдова, но, используя старую схему, художник вводит его не в историю, а в идиллию. Шишмарев показан в саду, в окружении цветов и стрекоз. Кипренский создает гармонию, но ценой отказа от общественно-значимого статуса личности.

Изощренная живописная кухня, с ее многослойной системой письма, совершенством фактурной проработки, подчеркнутая эстетизация всего образного строя свидетельствуют о стремлении художника выйти к новым берегам, обрести твердую почву под ногами. Таким он выглядит на своем автопортрете 1828 года.

Огромная дистанция между тем первым автопортретом с кистями и этим: и здесь он непараден, в домашнем халате, с карандашом в руке, но и следа нет былой силы и веры. Холеный светский облик и любезно-искательная улыбка, ощущение неуверенности и отзвук некой артистической избранности…

 Художник пережил многое — и европейское признание (галерея Уффици заказала ему автопортрет), и дружбу с великими людьми эпохи, и холод недоброжелательства и даже оскорбительной клеветы, пережил и взлеты гения и падения духа…

 

Поразительным было чутье Ореста Кипренского в наиболее светлые периоды его творчества на изменения общественной атмосферы. Оно не было случайным, врожденным, оно воспитывалось в эпицентре духовной жизни эпохи. Художник был близок к кружкам известного мецената А. Р. Томилова, ученого-любителя, а затем президента Академии художеств А. Н.

Оленина, где собирались, общались крупнейшие деятели искусства и литературы; он дружил со многими членами литературного общества «Арзамас». Героями его портретов были Крылов и ЖуковскийБатюшков и Мицкевич, а  портрет Пушкина Кипренского по праву занимает самое почетное место в изобразительной пушкиниане.

Портрет поэта Александра Сергеевича Пушкина. 1827 Кипренский был историческим живописцем по масштабу своего мышления, своих дерзаний. Его мучительная, долгая работа над историческими, символико-аллегорическими произведениями содержала поиски новых путей в осознании происходящих событий. Но одни из этих произведений по прихоти своенравной судьбы не уцелели, другие же так и не были осуществлены. Его понимание истории воплотилось в портретах. На протяжении тридцати лет Кипренский создал в портретах подлинную энциклопедию русского общества, поражающую диапазоном индивидуальных характеристик, проникновенной человечностью, художественным мастерством, наконец — личностью ее творца.

На основе статьи в :»Художественном календаре 100 памятных дат»

Картины Кипренского Автопортрет. 1820 УффициПортрет А.О.Смирновой-Россет, ок. 1830, холст, масло, 64х54Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке (Мариучча). 1819.Читатели газет в Неаполе. 1831.Портрет князя H.П.Трубецкого Портрет Олимпиады Александровны Рюминой. 1826.Портрет Н.С.Семеновой в роли Сивиллы Дельфийской в оп. Г.Спонтини «Весталка». 1828 Х., м. 110х90 ГЦТМ им. А.А.БахрушинаПортрет мальчика. 1819.Портрет М.В.Шишмарева. 1827Портрет К.И.Альбрехта. 1827Портрет итальянского художника пейзажиста Грегорио Фиданца.Портрет И.А.Крылова. 1816.Портрет З.А.Волконской. 1829Портрет Екатерины Сергеевны Авдулиной. 1822Портрет художника П.В. Басина.1829.Портрет танцовщицы Е.А.Телешовой в роли Зелии. 1828Портрет Петра Алексеевича Оленина. 1813Портрет В.С. Шереметева. 1825Портрет В.С. Хвостова 1814Портрет В.А.Перовского в испанском костюме XVIIвека. 1809.Портрет Алексея Романовича Томилова. До 1828Портрет Александра Александровича Челищева. Ок. 1809Портрет Адама Мицкевича 1824 ГТГПортрет Авдотьи Ивановны Молчановой с дочерью Елизаветой. 1814Портрет А.С.Шишкова. 1825Портрет А.Р.Томилова.Неаполитанская девочка с плодами 1831Молодой садовник. 1817Мать с ребенком (Портрет г-жи Прейс ). 1809Конный портрет Александра I. 1820-е.Калмычка Баяуста. 1812-13.Итальянские селянки (Italian Peasant Girls).Дмитрий Донской на Куликовом поле. 1805 Холст, масло. 118х167 ГРМВорожея со свечой. 1828. Холст, масло. 64х51. ГРМБедная Лиза. На сюжет одноим. пов. Н.М.Карамзина. 1827.Портрет Г.Г.Кушелева. 1827.Стоящий натурщик с палкой (со спины). 1801. Б., ит. к. санг. 61,6х40,1. ГТГ. Натурщик, сидящий на камне. 1800-05.Стоящий натурщик на фоне красной драпировки. 1802Натурщик.Портрет датского скульптора Бертеля Торвальдсена. 1831Портрет Дарьи Николаевны Хвостовой. 1814Портрет графини М.А.Потоцкой, сестры ее — графини С.А.Шуваловой с мандолиной в руках и эфиопянки 1834Портрет графини Екатерины Петровны Ростопчиной. 1809 Х., м. 77×61 ГТГПортрет графа Ф.В.Ростопчина. 1809http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/469-kiprenskiy.html

Источник: https://philologist.livejournal.com/2383269.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector