Куинджи архип «вечер на украине» описание картины, анализ, сочинение

Архип Иванович Куинджи был известным русским художником, одним из лучших мастеров пейзажной живописи.

  • Детство живописца было непростым, он родился в бедной семье, родители умерли рано, с ранних лет он был вынужден работать, но уже тогда испытывал интерес к изобразительному искусству.
  • В 1865 году юноша решил обучаться в Академии художеств в Санкт-Петербурге, в 1870 году он получил звание “неклассного” художника.
  • Большое влияние на работы живописца оказало творчество художников-передвижников.

Расцвет деятельности Куинджи пришелся на 1870-е гг., именно в этом периоде он написал свои лучшие произведения. В нашей статье можно узнать о самых знаменитых картинах А.И. Куинджи с оригинальными фотографиями, названиями и описаниями.

10. Вечер на Украине

Куинджи Архип

Произведение было создано в 1878 году, но дорабатывалось в 1901 году.

Зритель видит на полотне хутор, белую украинскую хату под лучами заходящего южного солнца. При написании картины живописец активно использовал оттенки малинового цвета, который придает пейзажу неподвижность, особый покой.

Художественные критики считают, что основная сила этого произведения заключается в попытке мастера понять тайны и особые детали освещения, передать игру света и тени.

Некоторые исследователи творчества художника отмечают, что в этой работе декоративизм автора проявился наиболее зрело и четко.

9. Снежные вершины

Куинджи Архип

  1. Данная работа художника находится в Чувашском государственном художественном музее в городе Чебоксары.
  2. Исследователи творчества Куинджи часто говорили о том, что живописец способен был придать любому пейзажу чувство красоты и необычайности мира, эта способность отразилась в его произведении «Снежные вершины».
  3. Картина отличается от работ художников-передвижников, в ней автор отказывается от всякого намерения исследовать, он меняет его на простое желание наслаждаться открывшимися видами.
  4. Природа в этом произведении осмысливается художником как часть сил космоса, несущих красоту и величие.

8. Лунная ночь на Днепре

Куинджи Архип

Произведение было создано в 1880 году, выставлялось в Санкт-Петербурге.

Интересный факт: художник сомневался в его успехе, поэтому приглашал ознакомиться с незаконченным вариантом работы, чтобы увидеть реакцию людей, картину видели Менделеев, Крамской и Тургенев.

Полотно «Лунная ночь на Днепре» имело невероятный успех у публики, живописец создал две его копии.

Картина поражала зрителей невероятным серебристым сиянием луны. Многие стали спрашивать у автора о том, какие краски он использовал для ее написания, не веря, что такие цвет и свет можно передать обычными материалами.

7. Ночное

Куинджи Архип

Картина писалась в последние годы жизни живописца с 1905 по 1908 годы, многие художественные критики считают, что она осталась незаконченной.

Зритель видит на полотне реку, освещенную луной и убегающую вдаль, неподалеку от которой пасутся лошади. Искусствоведы говорят о том, что данное художественное произведение Куинджи воспринимается как его завещание.

Именно на этом полотне мастер сумел запечатлеть таинство рассвета в необъятных просторах степи, на берегу широкой спокойной реки, где в тишине пасутся лошади, ожидая восхода солнца.

6. Осенняя распутица

Куинджи Архип

Картина была создана в 1872 году.

Интересный факт: несколько лет спустя живописец написал целый ряд полотен, которые были посвящен непогоде, среди них стоит упомянуть:

  • «Забытая деревня» (1874);
  • «Чумацкий тракт в Мариуполе» (1875).

Поздняя картина живописца «Осень. Туман» служит своеобразным отражением полотна «Осенняя распутица». Место, где написано произведение, неизвестно.

  • В годы его создания автор примыкал к обществу художников-передвижников, поэтому в целом картина писалась по принципам, которые они использовали в живописи.
  • Искусствоведы называют пейзаж жанровым, именно он принес Куинджи звание классного художника.
  • На нем изображена повозка, запряженная лошадью, которая пытается преодолеть размытую дождем дорогу, одиноко стоящее дерево, люди, вдали виднеется поселение.
  • Рисуя пейзаж, автор использовал серые холодные тона, чтобы как можно реалистичнее передать ощущение осенней непогоды.

5. Березовая роща

Куинджи Архип

Картина была создана в 1879 году, до сих пор является одной из самых знаменитых работ живописца. Полотно писалось в стиле романтического пейзажа.

  1. Как и во многих своих других работах, мастер достигает особого эффекта с помощью необычных комбинаций цвета и света, картина пронизана контрастом солнца и тени.
  2. Верхушки берез зритель не видит, на полотне изображены только их стволы и немного ветвей, по центру картины автор нарисовал неспешно текущий ручей.
  3. Благодаря этому произведению Куинджи получил славу, коллеги по цеху смогли оценить его, говорили о том, что он может свободно работать с цветом в духе импрессионистов и постимпрессионистов, живописца даже называли «русским Моне».

Интересный факт: предпосылкой к написанию картины стал этюд 1878 года «Сосновый лес с речкой», его идею живописец взял у Шишкина. Но полотно «Березовая роща» существенно отличается от шишкинских работ, в нем художник сумел показать глубинность пространства, обобщил кроны деревьев, расширил плоскость неба, передал светлое и радостное настроение природы.

4. Радуга

Куинджи Архип

Полотно названо искусствоведами шедевром позднего творчества художника, оно писалось с 1900 по 1905 годы.

Куинджи в своих работах не раз обращался к уникальному природному явлению – радуге. На этой картине также изображена радуга после сильного дождя.

Цвета на полотне переданы грамотно, поэтому зритель при взгляде на него может ощутить легкость ветра после дождя, запах мокрой земли.

Яркая и светящаяся радуга в небе является символом надежды и веры в лучшее. Произведение написано в ярких светлых тонах, что создает ощущение радости и восторга.

3. Ладожское озеро

Куинджи Архип

Произведение было создано в 1873 году после поездки мастера на остров Валаам.

Для справки: полотно является частью трилогии картин о северной природе, в этот цикл также входят произведения художника «На острове Валааме» и «Север».

Живописцу нравилась суровость русской северной природы, скалы, чащи лесов, чистая и прозрачная вода озер.

На картине «Ладожское озеро» зритель может увидеть берег озера, усеянный песком и камнями, которые уходят в чистую и прозрачную, словно слеза, воду. Также на полотне изображена лодка с рыбаками, вдали виднеется парус другой лодки, горизонт расположен низко, большую часть картины занимает небо с густыми темными облаками.

2. Дарьяльское ущелье. Лунная ночь

Куинджи Архип

Полотно создавалось на протяжении пяти лет, с 1890 по 1895 годы. На нем изображено ущелье, носящее название Дарьяльское, располагающееся на реке Терек, на востоке от горы Казбек. По дну ущелья течет река, скалы вокруг уходят в высоту.

При написании полотна живописец использовал контрастные, яркие мазки, которые визуально создают объем из света и тени.

С помощью этой техники автор произведения сумел передать прохладу ночного воздуха ущелья, создать атмосферу тишины и умиротворения.

На картине заметны два ярких пятна, это луна и ее отражение в тихой воде реки. Они не нарушают спокойствие изображения, наоборот, уравновешивают тишину.

1. После дождя

Куинджи Архип

Картина написана в 1879 году. На ней изображен хутор в степи, дома которого освещены лучами солнца после сильного дождя. На заднем плане полотна все еще чернеют тучи, но солнце уже озарило своим светом ярко-зеленую траву на переднем плане художественного произведения.

Искусствоведы считают, что картина близка по стилю к романтическим полотнам автора. Ее сюжет передает бурное состояние природы после грозы. Пейзаж имеет повышенную психологизацию, играет особую эмоциональную роль.

Кисть мастера сумела передать стремительность движения туч, сочность зелени луга. Сам художник не стремится показать свое собственное восприятие грозы, он желает лишь запечатлеть ее в реальном состоянии.

Источник: https://top10a.ru/10-samyx-izvestnyx-kartin-a-i-kuindzhi.html

Синдром Куинджи: Почему картины самого знаменитого уроженца Мариуполя светятся изнутри

Плохой парень спел главную песню Донбасса и резко похорошелКуинджи Архип Никакая репродукция не выдаст замысел, ни одна копия не заменит оригинал. Несколько лет назад я впервые на расстоянии вытянутой руки увидела «Лунную ночь на Днепре» Архипа Куинджи. Неоновая, словно подсвеченная изнутри, широкая лента реки, крупная точка луны. Поэтическая, всеобъемлющая летняя ночь над древним Днепром. В 1880 году эта работа произвела фурор — большинство зрителей не верили, что лунный свет можно так передать, используя только краски, заглядывали за полотно в поисках спрятанного светильника.

Даже сейчас, спустя почти 140 лет после написания, пострадавшая от многочисленных переездов, картина будоражит, вызывает в памяти название психосоматического расстройства, которое может наступить от слишком ярких переживаний при созерцании предметов искусства. Искусства, которое человеческий мозг не в состоянии объять, постичь, объяснить. Слишком красиво, слишком абсолютно, чтобы быть правдой. Словосочетание «синдром Стендаля» появилось только в 1979 году, первый диагноз поставили в 1982-м, но еще за век до этого зрители приходили на выставку одной картины Куинджи «Лунная ночь на Днепре», часами стояли рядом с полотном, а после уходили в слезах. С некоторыми посетителями случались истерики.

От «фотошопера» до гения

Архип Куинджи родился в Мариуполе в семье сапожника, рано осиротел, учился из рук вон плохо, но на любом доступном клочке бумаги рисовал.

В 13 лет вместе с чумаками пешком отправился в Феодосию, мечтал поступить в ученики к Ивану Айвазовскому, но тогда маринист не разглядел талант.

Вся живопись Архипа летом 1855 года сводилась к толчению красок и покраске заборов, но всё же ему удалось тогда получить несколько уроков от Адольфа Фессера, родственника Айвазовского.

Два месяца прожил Куинджи в Феодосии и вернулся в Мариуполь, устроился ретушёром к местному фотографу. Через два месяца была Одесса, где будущий художник тоже зарабатывал себе на хлеб ретушированием. В 1860 году Куинджи перебрался в Таганрог, где снова устроился ретушёром в фотостудию, в Таганроге прожил долгие пять лет.

В 1865 году двадцатитрёхлетний Архип приезжает в Петербург с целью поступить в Академию художеств. Первые две попытки успехом не увенчались.

Под очевидным влиянием Айвазовского в 1868 году Куинджи пишет не дошедшую до нашего времени картину «Татарская сакля в Крыму», создание которой позволило ему получить звание свободного художника.

И только в 1870 году, с третьей попытки, живописец смог стать вольнослушателем Императорской Академии художеств. В это же время он знакомится с художниками-передвижниками.

Под влиянием идей передвижников Куинджи пишет несколько работ, которые были представлены публике в рамках выставок Товарищества передвижников и имели невероятный успех.

Имя Архипа Куинджи получило широкую известность, и живописец, поверив в свой талант, перестал посещать Академию художеств. Уже тогда было очевидно, что это человек колоссального трудолюбия, с несомненной способностью выжить, добиться своего.

Сейчас бы о нем сказали «мотивированный»: страстно хотел стать художником — и стал им. Талант его неспокойный, буйный, совсем не академический.

Город М

Плавильный котел Донбасса: русская руда и всероссийские добавкиКуинджи Архип © РИА Новости, Алексей Куденко | Перейти в фотобанкМариуполь, где родился Архип Куинджи, подарил художнику не только жизнь, но и любовь. Вера и Архип повстречались ещё в юности, а обвенчались только в 1875 году, спустя двенадцать лет после знакомства. Для художника это были очень трудные годы, но он поверил словам Веры и шёл к своей мечте: «Я люблю вас и буду ждать!»

Читайте также:  Джайв – синкопа африканской души, попавшая в пятерку латиноамериканских танцев

Молодой художник случайно оказался в доме Шаповаловых, увидел девушку и попросил разрешения написать ее портрет. Вера была дочерью богатого мариупольского купца.

Отец Веры Леонтий был недоволен завязавшейся дружбой, полушутя и полугрозя спросил у Веры, не собралась ли она замуж за нищего художника. Вера сказала отцу, что замуж пойдёт только за Архипа — или уйдет в монастырь.

Тогда Леонтий Шаповалов поставил Куинджи условие: принести 100 рублей. По тем временам это была огромная сумма.

Куинджи уехал на заработки, вернулся через три года со 100 рублями, но отец невесты поставил новое условие — заработать ещё денег. Расчёт был прост: купец надеялся, что дочь образумится за то время, пока жених добывает новую сумму.

Архип снова отправляется в Петербург, где живёт впроголодь, добывая деньги для «выкупа» Веры. Одну за другой он пишет невероятные работы: «На острове Валааме», «Ладожское озеро». Уже тогда о Куинджи можно было говорить как о стихийном художнике.

Метод, который он немного позже окончательно изберёт для высокого полёта своей кисти, проступал на холстах — природа взволнованная, природа загадок, пиковые состояния природы.

В 1873 году  в Обществе поощрения художеств состоялась выставка картины «Снег», за которую в 1874 году на международной выставке в Лондоне Куинджи получил бронзовую медаль. В 1875 году художник уезжает во Францию, где покупает свадебный фрак и цилиндр, из Франции едет в родной Мариуполь.

Спустя столько долгих лет состоялась желанная свадьба. После венчания Архип пишет портрет Веры, её лицо на картине светится любовью и счастьем.

Передвижники, передвиньтесь

В 1875 году Куинджи приняли в члены Товарищества передвижников. В этом же году на выставке Товарищества  живописец представил картину «Степи», а в 1876 году — «Украинскую ночь», вызвавшую восхищение публики.

Эта картина стала переломной для творчества Куинджи: он ушёл от академического романтизма и ступил на тропу экзотического восприятия реальности. «Украинская ночь» — первая магическая работа художника.

Тёмное небо, перекличка синего и чёрного, украинские мазаные хаты, освещённые неоновым лунным светом — как предтеча будущего огромного успеха, пришедшего в 1880 году после выставки одной картины «Лунная ночь на Днепре».

Весной 1879 года Архипа Куинджи и Михаила Клодта избрали в ревизионную комиссию Товарищества передвижников, но всего через несколько месяцев Куинджи рвёт с художниками Товарищества.

Повод — анонимная статья, автор которой резко отзывается о работах Куинджи, обвиняет его в однообразии, злоупотреблении особым освещением. Критиком оказался Клодт.

Куинджи потребовал исключения Клодта из Товарищества передвижников, однако вскоре понял, что того не исключат, и решил уйти сам.

Разрыв назревал давно, если бы не история с Клодтом, Куинджи всё равно ушёл бы от передвижников — в определённый момент их художественные рамки стали ему тесны. Куинджи не нужна была система, он сам по себе был системой, именно поэтому он и занятия в Академии забросил.

Передвижники — это товарищество со своим уставом, со своими лидерами, среди которых были довольно консервативные художники. А он хотел быть хозяином положения и никому не подчиняться.

У него уже была своя наработанная клиентура, картины успешно продавались, продавались очень дорого, почти баснословно.

Передвижники ему были не нужны ещё и потому, что за группу держится тот, кому группа что-то даёт. Он ни на кого не был похож. Куинджи сам по себе стал брендом, привлекал внимание именно непохожестью, своим горением. Были, есть и будут многие хорошие художники, масса талантливых рисовальщиков, но они подобны друг другу, а он вырывался из толпы живописцев своим непокорным стилем, куинджизмом.

В чём успех?

Донецк: Бог на краю войныКуинджи Архип В чём во все времена заключался успех? Залог успеха — показать людям то, чего они не видели. Куинджи это понял, ему необходимо было шокировать публику. В этом была его главная цель, да и заложено желание выделяться было в его характере. Искусство Куинджи эмоционально, он хотел писать те состояния природы, которые производили эффект: солнечный закат, утренняя заря, полуденное сияние, лунная ночь и т.д. Он стал прямо-таки зациклен на эффектности изображения, особенно к концу жизни.

Куинджи был очень талантливым самоучкой, в нём много от самодеятельного художника — недаром его так любят копировать. Он хотел производить впечатление, его занимали нюансы света и цвета. Ведь что такое цвет? Это игра света, окрашивающего в разные оттенки поверхность. Художник много экспериментировал — и находил отклик в сердцах людей.

Результатом разрыва с передвижниками стала выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре» в 1880 году. Куинджи сделал всё, чтобы представить это не просто как рядовую выставку картины, а как художественное заявление.

«Лунную ночь на Днепре» мечтали приобрести многие коллекционеры, но Куинджи продал её великому князю Константину Константиновичу за пять тысяч рублей. Князь взял полотно в кругосветное путешествие.

Под действием морского воздуха состав битумных красок, которые применил художник при написании полотна, изменился. Это привело к потемнению пейзажа.

После оглушительного успеха «Лунной ночи на Днепре» Куинджи представил свои работы ещё на нескольких выставках, а потом, на пике славы, стал затворником. Двадцать лет Куинджи никому не показывал свои полотна, за эти годы создав около 800 работ: пятьсот живописных и триста графических.

Летом 1901 года Куинджи впервые за два десятка лет продемонстрировал своим воспитанникам и друзьям новые полотна: «Вечер на Украине», над которым работал 23 года, «Христос в Гефсиманском саду». В ноябре 1901 года состоялась последняя выставка Куинджи, после которой никто не видел новых работ мастера вплоть до 1910 года, до самой смерти живописца.

Коммерсант

Существует стереотип, что художник должен быть бедным. Это мы видим, обращая свой взор и в сторону представителей западноевропейской живописи, и в сторону русской художественной традиции. Общим местом стала фраза, что за талант нужно дорого платить. Хочешь быть Рембрандтом — будь, но помни о нищете.

Хочешь быть Ван Гогом, опередить время — так знай, что не продашь за жизнь ни одной картины и умрёшь в бедности. За фамилию, которая останется в искусстве на века, приходится рассчитываться комфортом земной жизни. Гораздо проще быть верным времени остроглазым портретистом, чем смелым, свободным творцом, как создатель «Ночного дозора».

Порою талант гораздо шире человека, порою талант очень сложно объять и понять. Иногда он разрушает судьбу. Понимание собственного таланта — это сверхзадача художника, но художник — это человек, а человек, как известно, слаб.

Конечно, есть редкие примеры успешных при жизни художников, когда и в систему вписан, и образование имеешь, и талант, и хороший характер. Тот же Айвазовский, например.

У Куинджи помимо художественного таланта был ещё один дар, сослуживший ему отличную службу. Он обладал хваткой, способностью трезвого расчёта. То ли мариупольская улица его так наградила, то ли коммерческий талант развился за дюжину лет, посвящённых зарабатыванию денег, до свадьбы с Верой.

Куинджи не витал в облаках, как тот же Рембрандт, знал цену деньгам, был талантливым коммерсантом. Во-первых, он продавал свои картины дорого, а во-вторых, точно знал, куда надо вкладывать заработанные средства. Он покупал земельные участки, строил на них дома.

При этом сам жил довольно скромно, деньги не мотал, роскошью себя не окружал.

Дети Куинджи

Гулящие бабы золотых скифов: К юбилею выдающегося археологического открытия в ДонбассеКуинджи Архип © скриншот с видео «Крым.Реалии» | Перейти в фотобанкУ Куинджи не было своих детей. Вера дала ему покой и уют домашнего очага, но не подарила наследников. Куинджи любил своих учеников, как детей, а они его любили, как отца. Куинджи — это типичный ренессансный художник, который был хозяином мастерской. Он всегда был человеком в силе, лидером, его любили, а он любил искусство. Пример человека, который был небеден и мог многое решить сам. Для денег он мог не писать, они и так у него были от коммерческой деятельности. К нему тянулись талантливые люди, Куинджи поощрял в них смелость, колористическое дарование. Ему необходимо было быть первым — короля, как известно, делает свита. Ему нужна была свита из молодых, талантливых и ярких, поэтому он и стал главой школы куинджистов. Очень многие из взятых им под крыло стали художниками первого ряда.

Из куинджистов вышли и Рерих, и Рылов, и Богаевский, и латышский художник Пурвитис. Картины Куинджи и его учеников всегда словно над бытом, над конкретной реальной ситуацией. Куинджисты стремились к эмоциональной насыщенности художественного образа.

Сам Куинджи всю жизнь находился в колористическом поиске, разрабатывал в полотнах красочную гамму, старался достичь осмысленного звучания цвета. Ученики Куинджи продолжили его поиски и расширили художественную географию. Добавили к Украине и России, Крыму и Кавказу — Заполярье, Прибалтику, Италию, Францию, Индию, etc.

Архип Куинджи ушёл из жизни в 1910 году, оставив богатое наследство. Весь капитал был завещан Обществу имени Куинджи для поддержки художников, которое было основано за два года до смерти живописца.

Главное — помимо материального наследства, знаменитый выходец из Мариуполя своим творчеством оставил ещё и практическое подтверждение уникальной формулы любого искусства. Как заставить волноваться другого? Нужно как следует разволноваться самому!

Источник: https://ukraina.ru/exclusive/20190127/1022422251.html

Сочинение по картине Вечер на Украине — Архип Куинджи

Куинджи Архип

На своей картине «Вечер на Украине» А. И. Куинджи изображает чисто украинский сельский пейзаж. В центре картины украинские хатки с соломенными крышами и белыми дымоходами. Они находятся на небольшом холмике, который обнесен самодельным забором из прутьев.

Возле забора растут разноцветные цветы и деревья.

Над холмом проходит сельская тропинка, которая проходит между высокими ветвистыми деревьями, образуя прекрасную природную аллею, в конце которой виднеется еще один украинский домик. С правой стороны находится много холмиков и небольших природных возвышенностей, на которых возведены украинские хатки.

Между хатками выделяется светлой полосой среди зелени множество извилистых тропинок. Летний день подошел к концу. Уже вечер, и небо озарилось великолепным закатом. Уходящее солнце настолько прекрасно раскрасило небо, что глядя на картину, кажется, будто попадаешь в какую-то неведомую страну или волшебную сказку.

Словно, это не реальность, а какой-то вымышленный мир.

Сиренево-голубой цвет небес просматривается сквозь высокие ветви тополей. Сверху этого слоя мы видим розовый цвет, который постепенно переходит от нежно-розового оттенка к насыщенному, и наоборот. Чуть выше небо покрывает светло-желтый оттенок, и завершает «эту радугу» бледно-голубой цвет.

Кое-где на небе встречаются фиолетово-сиреневые маленькие облака. Солнце, будто специально выбрало себе правильное расположение.

Деревья, стоящие возле хатки на холме бросают свои тени на ее белый бок, и, благодаря солнечным лучам, стены домика окрасились в разноцветные цвета заката. Художнику удалось очень искусно предать всю красоту заката.

(1

Источник: https://kartiny.rus-lit.com/kuindzhi-arxip/vecher-na-ukraine-arxip-kuindzhi/

Архип Куинджи. Вечер на Украине. Описание картины | Русские художники. Russian Artists

Куинджи Архип

В 1870-е годы рядом с народническим нравственным идеалом достаточно крепко укоренился эстетический гуманизм. Все более утверждалась идея цветения жизни как в литературе, так и в искусстве.
Богатейшие красоты природы стали источником не только восторженного вдохновения, но и наслаждения, чего недоставало прежнему передвижническому пейзажу. Историческая ошибка русской демократической эстетики, признававшей только тусклые серенькие пейзажи, была преодолена.

Перестав скорбеть о мрачной российской действительности, Куинджи воспринял жизнь как благо и в своих работах наслаждался сочностью природных красок, таинственностью лунной ночи, яркостью вечереющего дня, живым дыханием грозовых стихий и слепящим солнечным светом. Но Куинджи не просто воспроизводил на холсте красоту и богатство природы, как это делали Шишкин или Владимир Орловский, но преображал эту красоту в формах, расходящихся с достоверностью натуры.

Читайте также:  Что такое пение и как научиться петь

Куинджи открыл новую страницу романтического искусства, начало которому было положено картинами «Вечер на Украине» (1878), «Лунная ночь на Днепре» (1880), и позднее во многих других картинах.

Максимилиан Волошин Выйди на кровлю… 11 октября 1924
Выйди на кровлю. Склонись на четыре
Стороны света, простерши ладонь…
Солнце… Вода… Облака… Огонь… —
Все, что есть прекрасного в мире… Факел косматый в шафранном тумане.
Влажной парчою расплесканный луч…
К небу из пены простертые длани…
Облачных грамот закатный сургуч… Гаснут во времени, тонут в пространстве
Мысли, событья, мечты, корабли…
Я ж уношу в свое странствие странствий
Лучшее из наваждений земли…

Иван Никитин Вечер ясен и тих… 1851
Вечер ясен и тих;
Спят в тумане поля;
В голубых небесах
Ярко пышет заря. Золотых облаков
Разноцветный узор
Накрывает леса,
Как волшебный ковер; Вот пахнул ветерок,
Зашептал в тростнике;
Вот и месяц взошел
И глядится в реке. Что за чудная ночь!
Что за тени и блеск!
Как душе говорит
Волн задумчивый плеск! Может быть, в этот час
Сонмы светлых духов
Гимны неба поют
Богу дивных миров.

В картинах Куинджи — полнейшая отстраненность от всяких бытовизмов. В его пейзажах присутствует вечность — некий фактор времени. За земными сюжетами видится непоколебимый покой мироздания, оттеняющий обыденную жизнь.
Мир Архипа Куинджи словно онемел пред очами небесных светил.

Вместе с тем, его медлительные пейзажи вполне земные и человечные. Искусство всегда хранит тайну, неохотно от себя отпускаемую. Пейзажи Куинджи завораживают. Их магическая красота до конца не раскрываема. В бездонной глубине его искусства всегда остается нечто, что не поддается измерению.

Сила интуиции позволила художнику проникнуть в недоступное.

Привыкший к мглистым краскам, Крамской писал Третьякову о картине «Вечер на Украине». «Я совершенный дурак перед этой картиной». Крамской не считал картину впечатлением художественного порядка. Он не мог принять свечения красок, полагая, что это не цвет, а физиологическое раздражение в глазу.

Но именно особый колорит, до той поры так активно в русском искусстве не применяемый, стал средством достижения красоты.

Форсированный цвет заявил о появлении новой эстетики, расходившейся с демократической эстетикой Николая Чернышевского, Дмитрия Писарева и некоторых передвижников.

Их представления, исходившие из социальной значимости искусства для русской жизни, упускали из виду специфический предмет искусства, который уравнивался в правах или подменялся такими науками, как социология, история, социальная психология.

Между тем феномен искусства возникает не благодаря идейному содержанию, а посредством художественной формы, творящей новую реальность — искусство. Выступая в качестве идеолога передвижничества и художественного критика, Крамской смягчал крайности.

Уделяя внимание художественной выразительности, предпочтение он отдавал внутреннему содержанию, корням, душе предмета изображения.

Однако он утверждал, что предмет изображения располагается в сфере безрадостной российской действительности, и именно эту действительность следует изображать на холсте.

Источник: http://www.tanais.info/art/kuindzhi11more.html

Вечер на Украине. Сочинение по картине А.Куинджи

  • Архип Иванович Куинджи
  • «Вечер на Украине»
  • 1878 год
  • Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Произведения Куинджи выделяются своеобразием решаемых в них художественных задач и оригинальностью не только живописи, но и самого видения мира. Главную роль в образном строе его картин играет передача освещения и даже самого света в природе.

Солнечное и лунное сияние, пурпурные лучи заката, ослепительное сверкание облаков и горных вершин, контрасты света и глубоких теней — вот в чем видел, прежде всего, Куинджи красоту и поэзию в жизни родной природы.

Поднимая интенсивность цвета, обобщая формы природы, Куинджи вводил в свои произведения ясно выраженный элемент декоративности, сочетая ее со стремлением к иллюзорности световых эффектов и романтичностью поэтического истолкования действительности.

Все эти черты нашли яркое воплощение в картине «Вечер на Украине», на которой изображен небольшой украинский хутор, окруженный садами, в момент захода солнца.

Все предметы изменили свой обычный дневной облик, и на краткое мгновение обыкновенный сельский уголок как бы превратился в феерически-театральную декорацию.

Куинджи запечатлел это мгновение. Обладавший исключительной чуткостью к оттенкам света и способностью к точной их передаче на полотне, он уловил особенности этого удивительного, хотя и наступающего почти ежедневно, состояния природы, когда мир становится фантастически нереальным.

Ярко-малиновыми на свету и прозрачно-зелеными в тенях стали белые украинские хаты, светящиеся золотистыми звездами сверкнули из глубокой темноты подсолнухи у плетня, а зелень деревьев преобразилась, по меткому определению И.Е. Репина, в черно-гранатовую. Все стало необычно прекрасным и загадочным.

А между тем это та самая обычная природа, которую можно было увидеть и на картинах других пейзажистов-передвижников. Только Куинджи нашел свой путь и свои средства утверждения ее красоты и сумел выполнить поставленную им перед собой задачу с неповторимым своеобразием и мастерством.

Своими произведениями он как бы предлагал людям не верить, что вокруг них все обыкновенное и обыденное. Он открывал нам, что природа полна чудесным и необычным, присутствующим везде и всюду. Нужно лишь заметить это.

В 1894 году Куинджи был приглашен на работу в Академию художеств, руководителем «пейзажной» мастерской. Там он показал свой исключительный талант педагога. Куинджи воспитал ряд выдающихся художников-пейзажистов, среди которых могут быть названы такие мастера, как Н. К. Рерих, К. Ф. Богаевский, А. А. Рылов и многие другие.

Автор сочинения: Рыженко Елена

Источник: http://design-kmv.ru/zhivopis-2/russkaya-zhivopis/vecher-na-ukraine-sochinenie-po-kartine-a-kuindzhi.html

Урок литературы в 9 классе. «Образ украинской ночи в произведениях Н.В..Гоголя, А.И.Куинджи, Н.А. Римского – Корсакова»

Урок литературы в 9 классе.

ТЕМА УРОКА: «ОБРАЗ УКРАИНСКОЙ НОЧИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Н.В..ГОГОЛЯ, А.И.КУИНДЖИ, Н.А. РИМСКОГО – КОРСАКОВА».

  • ЦЕЛИ УРОКА: формировать представление учащихся о своеобразии индивидуальной творческой манеры Гоголя, Куинджи и Римского-Корсакова.
  • ЗАДАЧИ УРОКА:
  • — формировать языковую личность;
  • — формировать представление учащихся об эстетической функции языка художественного текста;
  • — совершенствовать умения анализа художественного текста, произведения живописи и музыкального произведения;
  • ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА.

1. Портрет Н.В.Гоголя.

2. Повесть «Вечера на хуторе близ Диканьки».

3. Репродукции картин А.И. Куинджи «Вечер на Украине» (1878г.), «Лунная ночь на Днепре» (1880г.).

4. Аудиозапись. Римский-Корсаков. Опера «Майская ночь» (оркестровое вступление к 1 действию), опера «Ночь перед рождеством» (вступление к опере. Акт 1. Картина 1).

  1. ПОДГОТОВКА К УРОКУ.
  2. Домашнее задание к этому уроку было следующее: весь класс прочитывает «Ночь перед рождеством», 1-й вариант прочитывает «Майскую ночь», 2-й вариант — «Страшную месть».
  3. Индивидуальные задания:

— группа «литераторов» готовит сообщение об истории создания «Вечеров…»; находит описания украинской ночи («Майская ночь, или утопленница», описание Днепра ночью («Страшная месть»), описание ночи перед рождеством («Ночь перед рождеством») и анализирует эти отрывки по вопросам, предложенным учителем;

— группа «художников-оформителей» готовит сообщение о творчестве русского художника-передвижника А.И.Куинджи, анализирует картины «Вечер на Украине», «Лунная ночь на Днепре»; рисует иллюстрации к повести Н.В.Гоголя;

— группа «музыкантов» собирает материал о творчестве Н.А.Римского-Корсакова (создание опер «Майская ночь» и «Ночь перед рождеством») и анализирует музыкальные отрывки из этих опер.

  • ЭПИГРАФ К УРОКУ.
  • Сейчас прочел «Вечера на хуторе близ диканьки».
  • Они изумили меня. Вот настоящая веселость,
  • искренняя, непринужденная, без жеманства,

без чопорности. А местами какая поэзия!

  1. Какая чувствительность! Все это так
  2. необыкновенно в нашей нынешней литературе,
  3. что я и доселе не образумился.

А.С.Пушкин.

ХОД УРОКА.

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

При выходе в свет «Вечеров…» Гоголю было всего 22 года. Он полон веры в свое литературное предназначение, жизненной энергии, лукавого задора. Книга сразу привлекла к себе общее внимание и положила начало славе Гоголя. А.С.

Пушкин писал о ней: «Сейчас прочел «Вечера на хуторе близ Диканьки». Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности.

А местами какая поэзия! Какая чувствительность! Все это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился».

Вы видите, что эпиграфом к нашему уроку взяты слова А.С.Пушкина. И это не случайно. Не только Пушкин был заворожен этой повестью, но и великий русский композитор Римский-Корсаков, и русский художник-пейзажист Куинджи.

Тема нашего урока «Пейзаж в литературе, живописи, музыке». Для начала вспомним, что такое пейзаж.

(Ученик. Пейзаж (франц.) — вид, изображение какой-либо местности; в живописи и графике — жанр, в котором основной предмет изображения — природа.)

Учитель. Изображение природы в искусстве никогда не было простым ее копированием.

Как бы ни прекрасны были леса и луга, как бы ни манила художников стихия моря, как бы ни очаровывала душу лунная ночь — все эти образы, будучи запечатленными на холсте, в стихах или звуках вызывали сложные чувства, переживания, настроения.

Природа в искусстве одухотворена, она печальна или радостна, задумчива или величава; она такова, какой видит ее человек. Тема природы издавна привлекала поэтов и писателей, художников и музыкантов.

Цель нашего урока — проанализировать пейзажи Гоголя, Куинджи, Римского-Корсакова и сделать вывод: «Какими художественными средствами удалось им создать образ украинской ночи?»

При подготовке к уроку были созданы творческие группы. Каждая творческая группа получила задание. Предоставляется слово группе «литераторов».

Группа «литераторов».

1). Сообщение об истории создания «Вечеров…».

— Детские годы писателя прошли на Украине, в селе Васильевке, среди щедрой южной природы. Очень рано возник у Гоголя интерес к фольклору, к народному творчеству.

Картины украинской природы, знакомство с украинскими песнями, легендами запечатлелись в сознании будущего писателя. Детская любовь к народным сказкам, преданиям и песням с годами переросла в серьезное увлечение.

Задумав писать книгу из жизни простого народа, Гоголь обращается к матери с просьбой подробно описать ему одежду крестьян, рассказать о свадебных обрядах, о различных духах.

Гоголь начинает работать над повестями из старинной украинской жизни, используя народные предания и сказки, В 1831-1 832 годах повести вышли в свет в двух сборниках под общим названием «Вечера на хуторе близ Диканьки».

В повестях много пейзажных зарисовок. Они не случайны. Природа гармонирует с чувствами, душевным состоянием человека.

2). Работа с пейзажными зарисовками.

  • Согласно теме урока мы остановились на отрывках из текста, в которых
  • Гоголь дает описание ночи.
  • (Учащиеся этой группы отвечают на вопросы к каждому подобранному
  • отрывку)
Читайте также:  Боттичелли "бездна ада" описание картины, анализ, сочинение

Учитель. Предоставляется слово группе «Художников-оформителей».

  1. Группа «художников оформителей»
  2. — Наш рассказ пойдет об Архипе Ивановиче Куинджи, русском художнике-передвижнике, жившим в ХIХ веке (1841-1910г.)
  3. Для пейзажей Куинджи характерны романтическая приподнятость, панорамность композиций.

Мы расскажем о двух картинах Архипа Ивановича «Вечер на Украине» и «Ночь на Днепре», которые можно считать иллюстрациями к повести Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Существует мнение, что настоящий талант проявит себя в любых условиях.

Вряд ли будет правильным распространять это положение на всех художников, но к биографии Архипа Ивановича Куинджи оно подходит вполне.

Сын бедного Мариупольского сапожника, с малых лет оставшийся сиротой, без всяких средств к существованию, Куинджи пробил сам себе дорогу, вышел в люди, добился признания и стал знаменитый.

Жизненный путь Куинджи типичен для многих художников царской России, В течение одиннадцати лет он служил на строительстве церкви, затем прислуживал у купца за столом, два-три месяца работал в мастерской у художника Айвазовского и в Феодосии, а потом в качестве ретушера — у мариупольского фотографа.

В 1861 году девятнадцатилетний Куинджи попадает в Петербург. Два раза он делает попытку поступить в Академию художеств — и оба раза проваливается на экзаменах. Но Куинджи не падает духом, он долго и упорно работает над собой.

Эстетические взгляды Куинджи формировались под влиянием передвижнической среды и ее идеологов. Пейзажисты — передвижники не стремились искать ландшафты в чужих странах, их радовала и привлекала родная природа, в которой они нашли и красоту и поэзию.

Шишкин, М.Клодт, Куинджи, Ф.Васильев, Саврасов и Левитан обогатили русское искусство глубочайшими проникновеннейшими картинами природы своей страны. В создании своего, русского, национального реалистического пейзажа проявились народность и патриотизм передвижников-пейзажистов.

Куинджи был сыном своего времени, он отдал свой талант, всю свою энергию на изображение родной природы, на раскрытие неисчерпаемых ее красот.

На пятой выставке передвижников Куинджи участвовал с картиной «Вечер на Украине (1876г.), которую следует считать первым зрелым и самым характерным для его творчества произведений. Картина эта, ныне значительно почерневшая, прекрасно передает лунный свет, ярко озаряющий белые украинские хатки с одиноко стоящими тополями.

В этой картине Куинджи показал себя большим мастером светотеневых контрастов, которые воспринимаются как полная иллюзия действительного. Куинджи не пользовался каким-нибудь одним мимолетным впечатлением от природы.

Он наблюдал ее однотипные проявления, запечатлевая их в этюдах, и потом уже по памяти писал картину, отображая в ней не единичное явление, а сумму родственных явлений, обобщенных и переработанных в его сознании.

На Парижской выставке 1878 года картина «Вечер на Украине», так же как и в России, имела большой успех. (Демонстрируется репродукция картины «Вечер на Украине»).

В последующих произведениях Куинджи свое внимание сосредотачивает на эффектах освещения в природе; величие и тишина лунных ночей, феерические закаты, игра солнечных лучей в яркой зелени деревьев, яркие блики света на стволах — вот что воспевает в природе художник. «Иллюзия света, — говорил Репин, — была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи. Куинджи — художник света».

В 1880г. Куинджи устроил в помещении Общества поощрения художников просмотр своей новой картины «Ночь на Днепре». Успех экспозиции одной картины был необычен для художников того времени.

Критика, как и публика, восторженно приветствовала художника. «Такой картины нет в целом мире, нет в Мире Искусства!» — писалось в прессе. «Ночь на Днепре» вся построена на зеленовато-черной гамме.

Серебристая гладь реки и бледный диск луны придают картине какую-то волшебность.

Перед зрителем стелется Днепр, да на пригорке изображено несколько украинских хаток. Простой, обычный пейзаж благодаря сказочному световому эффекту, благодаря мастерскому решению соотношений светлого и темного чарует зрителя. Художник передал в картине поэтическую прелесть южной ночи. (Демонстрируется репродукция картины «Ночь на Днепре».)

Обе эти картины гармонируют с пейзажем в повести Гоголя.

Далее группа «художников» представляет свои иллюстрации к повести Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Учитель. Слово предоставляется группе «музыкантов».

Группа «музыкантов».

-Наша группа подобрала материал, который можно считать иллюстрациями к повести Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Тема природы издавна привлекала музыкантов. Природа дарила музыке звуки и тембры, которые слышались в пении птиц, в журчании ручьев, в шуме грозы.

Звукоизобразительность как подражание звукам природы можно найти уже в музыке ХV века. Так был намечен путь к освоению музыкой ее пейзажно-изобразительных возможностей.

Постепенно помимо подражания звуками музыка научилась вызывать зрительные ассоциации: в ней природа не только зазвучала, но и заиграла красками, цветами, бликами — стала «зримой». Музыкальная живопись — это выражение композитора и критика.

Среди ярких музыкальных картин, связанных с изображением природы, — цикл П.Чайковского «Времена года».

Но нас интересует музыка, связанная с творчеством Гоголя. И такая музыка есть.

Каждый великий художник неповторим. Николай Андреевич Римский-Корсаков чутко услышал в русской народной песне ее красоту, увидел в старинном народном быте его светлую, праздничную сторону, а в сказке — поэтический полет воображения.

Фантастический элемент для музыки, как считал Римский-Корсаков, — всегда элемент прекрасный и благодарный. Из пятнадцати опер, им написанных, девять созданы на сказочные или легендарные сюжеты.

В народном сознании далеких лет фантастическое крепко-накрепко связано с миром природы. Так в корсаковской музыке — будь то гениальная «Снегурочка» (по пьесе А.Н.Островского), или простодушная и трогательная «Майская ночь» (по Н.В.

Гоголю) или оперы на пушкинские сюжеты — везде живет, дышит, поет свою заветную песню могучая природа.

Леса и синие озера русского Севера, роскошная весенняя ночь Украины, горное ущелье Кавказа, теплое нежное море у Корсакова не просто фон, на котором развиваются события. Природа отзывается на радости и горести людей.

Дар создавать звуками почти зримые образы — одна из самых сильных сторон Римского-Корсакова.

Остановимся на опере «Майская ночь». Вот что говорит Римский-Корсаков об истории создания этой оперы: «Я с детства своего обожал «Вечера на хуторе», и «Майская ночь» нравилась чуть ли не преимущественно перед всеми повестями этого цикла.

Жена моя, еще будучи невестой, часто уговаривала меня написать когда-нибудь оперу на этот сюжет. Мы вместе с ней читали эту повесть в день, когда я сделал ей предложение. С тех пор мысль о «Майской ночи» не покидала меня».

Эту оперу композитор посвятил своей жене. «Автобиографичность» «Майской ночи» определила характер ее музыки: и окрашивающий всю оперу светлый весенний колорит, и наполняющий ее аромат мечтательно-нежных и радостных любовных эмоций…

Весной 1878 года Корсаков написал набело, прямо на партитуру, оркестровое вступление к I действию «Увертюра» (завораживающий слушателя своей красотой музыкальный пейзаж «Украинская ночь»). А теперь мы с вами послушаем этот отрывок из оперы и сопоставим его с описанием украинской ночи у Гоголя и у Куинджи. (Звучит аудиозапись).

Поставлена опера была 9 января 1880 года на сцене Мариинского театра и прошла с успехом. «Майская ночь» — одно из самых романтических произведений. Она была первой оперой Римского-Корсакова, в которой отразилось его увлечение языческой стариной и наметились важнейшие черты его зрелого оперного стиля.

Еще одну оперу по мотивам повести Гоголя Римский-Корсаков начал писать в 1894 году. Этой оперой открылся необычайно плодотворный период, в течение которого композитор создал 11 опер. В опере «Ночь перед рождеством» композитор сохранил и развил гоголевский мотив.

Как и в ряде других произведений Римского-Корсакова колорит волшебности неразрывно слит в «Ночи перед рождеством» со звуковой пейзажностью… Здесь полное соответствие между гоголевской повестью и оперой Римского-Корсакова.

В холодном воздухе разлита трепетность мерцаний и струистость лучей, связующих безбрежной ночной застылостью земли. На фоне тихо колеблющихся звучаний так рельефно и выразительно скользят красивые фразы созерцательной валторны и ласкового кларнета: тишь и покой, но не мертвенный, не угрожающий, предвещающий не бури, а жизненную радость, благодать — веру в жизнь…

Звездность неба, морозность воздуха, серебристость ночного света, искристость снежной пелены — вот что подслушано композитором у природы и воплощено в кратчайшей дивной симфонической поэме вступления к «Ночи перед рождеством» (Акт 1, картина 1), которую вы сейчас услышите (звучит аудиозапись).

Учитель. Мы рассмотрели лишь малую часть пейзажных образов в литературе, живописи и музыке, остановив свой выбор на описании украинской ночи. Вернемся к вопросу, который звучал в начале урока «Какими средствами удалось Гоголю, Куинджи и Римскому-Корсакову создать образ украинской ночи?»

  • Примерные ответы учащихся.
  • Группа «литераторов».
  • Наблюдая за описанием ночи у Гоголя мы пришли к выводу, что для создания образа ночи писатель использует изобразительно-выразительные средства, такие как: метафора (божественная ночь величественно догорала), эпитеты (божественная ночь, очаровательная ночь, блистательная ночь).

Недаром В.Г. Белинский говорил: «Гоголь не пишет, а рисует…>)

Большую роль в создании образа играет синтаксис: обилие предложений с однородными членами, предложений сложносочиненных и сложноподчиненных, риторических вопросов и восклицаний.

Исследователь пейзажа Гоголя Пигарев отмечал, что «яркой красочностью отличаются картины природы в творчестве Н.В. Гоголя».

Пейзаж Гоголя далек от «графичности» и акварельности» пейзажа Пушкина.

Группа «художников».

Архип Иванович Куинджи – талантливый художник, мастер света- создает образ украинской ночи, сосредотачивая внимание на эффектах освещения, которые ему удается передать с помощью красок. «Иллюзия света, — говорил Репин, — была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи. Куинджи — художник света».

  1. Группа «музыкантов».
  2. Прослушав отрывки из опер, мы пришли к выводу, что Николай Андреевич Римский-Корсаков для создания образа ночи прибегает к использованию таких музыкальных инструментов как «созерцательная валторна» и «ласковый кларнет».
  3. Итог урока.
  4. Обобщение сказанного учителем.

— Благодаря этим произведениям наше восприятие природы становится богаче, полнее, эмоциональнее. Мы лучше начинаем видеть и чувствовать детали, постигать краски и настроения, слышать во всем своеобразную музыку.

«Ничто по музыкальности не может сравниться с закатом солнца», — писал К. Дебюси, и эта музыкальность восприятия мира становится равной восприятию его безграничной красоты.

В способности к такому восприятию и заключается секрет одухотворенности человека — самого высокого из всех присущих ему начал.

Источник: https://infourok.ru/urok-literaturi-v-klasse-obraz-ukrainskoy-nochi-v-proizvedeniyah-nvgogolya-aikuindzhi-na-rimskogo-korsakova-3280939.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector