Ни один человек, впервые увидевший это здание, уже не шёл дальше — каждый прохожий недоумевающе останавливался, внимательно всматривался и пытался припомнить, что же находилось здесь раньше… Некоторые из картин Магритта частенько напоминают ребусы, но это не детские проказы, а загадки, которые ставят в тупик.
2 июня 2009 года в Брюсселе открылся новый музей, посвященный творчеству известного художника-сюрреалиста Рене Магритта. Королевский музей изящных искусств отвел под него помещение площадью 2,5 тысячи квадратных метров.
В экспозицию музея Рене Магритта вошли более 200 произведений автора — это самая большая коллекция в мире. В числе экспонатов — живописные полотна, гуаши, рисунки, рекламные плакаты, старинные фотографии, музыкальные партитуры и даже фильмы
Собрание музея охватывает все периоды творчества мастера. Более ранние работы, созданные до 1930 года, представлены на третьем этаже музея.
Здесь можно увидеть плакаты и узоры обоев для фабрики Петера Лакруа, где художник работал с 1922 по 1926 год, картины, написанные под влиянием Джорджо де Кирико, фотографии, а также известные картины Магритта со словами, в том числе серия “Вероломство образов”
Экспозиция второго этажа охватывает период с 1930 по 1950 год. В нее вошли рекламные плакаты, над которыми художник работал, чтобы как-то сводить концы с концами после возвращения из Парижа в Брюссель, несколько вариантов картины “Черная магия” с подготовительными эскизами, а также ряд плакатов, свидетельствующих о симпатии Магритта к коммунистической партии.
Наконец, первый этаж полностью отдан позднему творчеству Рене Магритта.
Здесь представлены произведения, созданные в последние 15 лет жизни мастера, когда он получил всемирное признание и смог наконец забыть о финансовых трудностях.
В этот период он часто писал копии или версии более ранних картин и гуашей, что, однако, не сказалось негативно на их качестве. Даже напротив, некоторые из них можно назвать более цельными и завершенными
Желающие также смогут посетить кинозал, где увидят не только фильмы о самом художнике, но и вдохновлявшие его кинокартины, которые он любил смотреть вместе с друзьями
Большинство работ в музее появились из коллекции Королевского музея изящных искусств и благодаря помощи частных коллекционеров. Уникальными экспонатами можно признать фильмы, спродюсированные Магриттом, и коллекцию винтажных фотографий.
В дальнейшем музей планируется превратить в крупнейший центр исследования наследия художника. Благодаря современным технологиям новый музей станет справочным центром, где можно будет найти информацию о жизни и творчестве Магритта.
С помощью поисковой системы на сайте музея любой пользователь, владеющий французским или голландским языком, сможет найти в базе данных интересующую его информацию: репродукции произведений художника с описаниями, письма, архивные документы и даже мультимедийные файлы (в том числе фильмы, созданные Магриттом и его друзьями).
Благодаря этому нововведению любой желающий сможет узнать больше фактов о жизни гениального бельгийского художника
А так здание выглядело раньше) Музей находится в самом центре Брюсселя — на Королевской площади. Цена входного билета составляет 8 евро.
С первого взгляда внешний вид этого здания кажется совершенно непонятным и никак не ассоциирующимся со словом “музей”, но стоит взглянуть на творчество Рене Магритта — и всё сразу же становится на свои места. Поэтому в дополнение к рассказу об этом замечательном музее хотелось бы добавить ещё несколько наиболее интересных работ мастера).Рене Магритт собственной персоной
Картина “Проницательность”, кстати это автопортрет) Картина “Карт-бланш” или “Препятствие пустоты”
“Видимые вещи могут быть невидимыми. Если, к примеру, некие люди едут верхом через лес, то сначала видишь их, потом — не видишь, но знаешь, что они там. В картине “Карт-бланш” наездница заслоняет собою деревья, а они заслоняют ее. Однако наша сила мышления объемлет и зримое, и незримое, и я при помощи живописи делаю мысли видимыми” ©Рене Магритт.
“Портрет с трубкой” — неожиданно?) Картина “Ностальгия”
“Ни льву, ни человеку со сложенными крыльями нечего делать на мосту. Они воплощают тоску тех, кто знает, что настоящая жизнь — это что-то другое, что-то не существующее вовсе” ©Рене Магритт
Картина “Фальшивое зеркало”
Рене Магритт как бы показывает в этой картине, что у каждого из нас — фальшивые зеркала в глазах, потому что отражают окружающий мир не в реальном контексте, а через личное восприятие.
А вот и картина, часть которой “приоткрывает” нам “завеса” здания музея) Называется она “Империя света” — догадайтесь, почему?)
Надпись на картине “Предательство в изображении” гласит, что “это не трубка”)) Картина “Запретное раздвоение” — да уж, весёленькое зеркальце)) Картина “Человеческий удел” Еще пара картин такого типа: Картина “Влюблённые” Рене Магритт показывает, что когда мы по-настоящему влюблены — наши глаза закрыты Картина “Каникулы Гегеля”
Что может быть изображено на картине с подобным названием?) Если бы меня попросили описать то, что я себе представляю — я бы никак не смог отгадать замысел автора, представлял бы себе что угодно, но не это!)) Посмотрим, что об этой картине говорит сам Рене Магритт:
“Моя последняя картина началась с вопроса: как изобразить в картине стакан воды таким образом, что бы он не был нам безразличен? Но при этом и так, чтобы он не был особо причудлив, произволен или незначителен. Одним словом так, чтобы можно было сказать: гениально (оставим лишний стыд).
Я принялся рисовать стаканы один за другим, всякий раз со штрихом поперек. После сотого или стопятидесятого рисунка штрих стал несколько шире. Поначалу зонтик стоял внутри стакана, но потом оказался под ним. Так я нашел решение первоначального вопроса: каким образом стакан воды может быть изображен гениально.
Скоро я сообразил, что этот предмет мог бы очень заинтересовать Гегеля (он тоже гений), ведь мой предмет соединяет в себе два противоположных стремления: не хочет воды (отталкивает ее) и хочет воды (подхватывает ее). Я думаю ему бы понравилось или показалось забавным (например во время каникул).
Поэтому я назвал картину “Каникулы Гегеля””
Картина “Слушающая комната”
- Кстати, в фильме “Афера Томаса Крауна” главный герой, которого играет Пирс Броснан, грабит американский музей, переодевшись сам и переодев множество своих сообщников в персонажей картины Рене Магритта) Кто видел фильм — вспомнит эту картину) Называется она “Сын человеческий”
- http://phenomenonsofhistory.com/
И ещё несколько интересных и неординарных произведений Рене Магритта:
Источник: http://worldartdalia.blogspot.com/2013/09/blog-post_1094.html
Сюрреализм по-бельгийски: обманчивая простота картин Рене Магритта
Дали и реклама, Дали и дизайн интерьера, Дали и кино, Дали и парфюмы — креативный испанец оставил самобытные образцы своего творчества во многих индустриях и все они, бесспорно, уникальны своей причудливостью. Но подчас кажется, что мир сюрреализма — театр одного актера. А ведь это совсем не так. Давайте узнаем о других, не менее фантастических и магических работах представителей стиля…
Живопись на грани сна и реальности: сюрреализм без Дали
Сюжеты-фантазии, химерные образы из глубин подсознания, иррациональность творческого акта и увлечение теорией психоанализа Фрейда — все то, что так увлекало сюрреалистов было чуждо Рене Магритту, чьи работы признаны классикой стиля.
Рене Магритт возле картины “Голконда”, фото Стива Шапиро
Немного биографии…
Рене Магритт родился 21 ноября 1898 года в промышленном бельгийском городке. Детство и юность были сложным временем для художника. Будучи подростком Рене потерял мать — она утопилась в реке. Критики не рекомендуют искать в его творчестве отголоски трагедии, да и сам художник не был сторонником психоанализа. Но все же образ утопленницы время от времени появляется в его работах…
“Размышления одинокого прохожего”, 1926 г
Учился живописи в Королевской Академии Изящных Искусств около 2 лет. После окончания учебы работал художником-оформителем — рисовал плакаты и рекламу на бумажной фабрике.
1926 год стал решающем для творчества художника — срок трудового контракта истек и он смог полностью посвятить себя живописи.
В этом же году Магритт написал картину «Потерянный жокей», которая вошла в историю как его первая сюрреалистическая работа.
“Потерянный жокей”, 1926 г
В 1927 году состоялась первая выставка картин, обернувшаяся провалом, и Рене с Жоржеттой (Жоржетта Бергер — жена художника) уезжают в Париж — город художественного авангарда.
“Жоржетта Магритт”, 1934 г
Именно там — в свободной, богемной атмосфере Парижа 1920-х — 30-х гг. формируется его авторский стиль. Стиль, в котором нет чудовищных порождений подсознания, скандальных и провокационных образов. В живописи Магритта нет той фантасмагории, того хаоса и нагромождения фигур, предметов, действующих лиц, как у Дали.
“Терапевт”, 1967 г
«Сюрреализм — это реальность, освобожденная от банального смысла»
Сюрреализм от Рене Магритта — увидеть и показать магию в реальном мире, отыскать необычное, таинственное в самых обыденных вещах. В его картинах практически нет вымышленных предметов, существ — здесь фрукты, цветы, дома, люди. Роль магического кроется в причудливом сочетании знакомых всем вещей.
“Победа”, 1939 г
«Искусство не подвластно психоанализу, это всегда тайна»
Рене Магритт принадлежал к объединению сюрреалистов, но всегда разительно отличался — и стилем, и взглядами, и манерами. Копаться в глубинах подсознания и выуживать оттуда образы для картин он считал неприемлемым, как и попытки объяснить произведение искусства с точки зрения психоанализа.
Не принимал и автоматический способ создания произведений искусства как единственно верный, что в корне противоречило психоаналитическим основам сюрреализма. Говорят, что даже его мастерская не походила на типичную студию живописца. Он всю жизнь писал картины в столовой и там была идеальная чистота.
Творческий беспорядок — это не о педантичном Магритте.
“Проницательность”(Автопортрет), 1936 г
Чем запомнился и как узнать?
Любил изображать мужчин в пальто и котелках
“Сын человеческий”, 1964 г
Многим знаком этот образ, если не из оригинала, то из масс-медийных аллюзий и пародий на него. “Сын человеческий” по замыслу автора — символ, объединяющий современных успешных людей, которые утратили индивидуальность, но при этом остаются сыновьями Адама и не в силах устоять перед искушениями.
Образ обезличенного героя встречается в «Размышлениях одинокого прохожего», «Высоком обществе», «Голконде», «Декалькомании». Мало кто знает, но существует еще и “женская” версия — картина «Великая война».
“Голконда”, 1953 г
- “Шедевр, или тайны горизонта”, 1955 г
- “Счастливый даритель”, 1966 г
- “Великая война”, 1964 г
Еще один фирменный сюжет Магритта — “Влюбленные”
“Влюбленные II”, 1928 г
Есть два варианта «Влюбленных» Магритта. Один сюжет показывает нам момент страсти, когда на первых порах влюбленности люди теряют голову от нахлынувших чувств. В такие моменты мир вокруг словно перестает существовать, кажется, будто они не замечают ничего и никого, с головой погрузившись в свои переживания.
“Влюбленные”, 1928 г
Во «Влюбленных» №2 автор рассказывает совершенно иную историю. Бурные эмоции утихли, физическая близость перешла в духовную. И все же мужчина и женщина изображены с закрытыми платком лицами. Возможно, художник хотел сказать, что настоящим чувствам не нужны свидетели, что влюбленные живут в своем мире и им его достаточно?…
Следует сказать, что многие картины Магритт дополнял комментариями, а эти две оставил пояснений. Существует множество версий того, как стоит понимать образы влюбленных и, наверное, каждый видит в картинах что-то свое.
Любил давать картинам такие поэтичные названия, как…
«Империя света», «Прекрасный мир», «Ключ к грезам», «Гостиная Бога». Они очень редко называет то, что изображено, но открывают смысл, зашифрованный в образах.
«Я не буду рисовать предметы, я буду рисовать идеи, которые они скрывают»
“Фальшивое зеркало”, 1928 г
Его картины называют ребусами, загадками. Каждую свою композицию Рене Магритт наполнил скрытыми смыслами, идеями, вопросами и ответами. Возьмем, к примеру, картину, где все пространство холста занимает огромный глаз с отображенным небом. Почему такое сочетание? Что автор хочет этим сказать? Ответы кроются в названии «Фальшивое зеркало».
Художник говорит о субъективности нашего восприятия, о том, что органы чувств отображают лишь внешнее, не проникая в глубинные смыслы, суть вещей.
Магритт убежден: цель искусства — удивлять, показывать неожиданную связь между предметами, и названия придумывал такие, которые способствуют важному — заставляют задуматься, сделать открытие и непременно удивиться.
Почти во всех сюжетах можно отыскать философский подтекст
“Каникулы Гегеля”, 1958 г
«Каникулы Гегеля» — яркий пример авторской любви к продуманным сюжетам. Композиция картины проста — изображен зонт и стакан, но с первого взгляда на картину сложно уловить взаимосвязь.
И снова разгадка кроется в названии.
По мнению Рене, Гегелю, гению диалектики, могло бы показаться забавным сочетание предметов, которые демонстрируют две противоположных сути: отталкивать воду и наполняться ею.
Его картины легко узнать, они выполнены в духе плакатной живописи
Его манера узнаваема — на фоне сумбурной живописи сюрреалистов стиль Магритта выглядит предельно минималистично. Стройные композиции, упорядоченность изображенных предметов не имеют ничего общего с сумасшедшими фантазиями Дали и параллельными мирами Эрнста. О сюрреализме Макса Эрнста мы расскажем в следующей статье.
“Портрет”, 1935 г
Использовал силу искусства против войны
Во время Второй мировой войны стиль Магритта изменился: обычная сдержанная палитра картин запестрела насыщенными оттенками. Художник мечтал о силе, которая положит конец войне, но он, к сожалению, не знал как это сделать.
А потому старался помогать тем, что умел делать лучше всего — писать картины. Картины, которые пусть и ненадолго, но отвлекут от ужасов войны, подарят луч надежды на светлое будущее.
Этот солнечный период его творчества богат яркими красками и жизнеутверждающими сюжетами.
“Благоприятное знамение”, 1944 г
Не любил классическую живопись, создавал картины-идеи
“Вероломство образов”, 1928 — 1929 гг
Яркий пример — работа «Вероломство образов». Предельно точное, почти фотографическое изображение трубки с подписью внизу: «Это не трубка» — сюжет, который вызвал особо негативную реакцию. Эта картина подытожила рассуждения художника о взаимосвязи образов и слов.
Изображение яблока, курительной трубки — это только образы, но не сами предметы. Ведь яблоко можно съесть, трубку набить табаком. Таким образом автор обыгрывает идею о парадоксальности восприятия, о том, что образы и слова хоть и взаимосвязаны, но не тождественны.
“Сила привычки”, 1960 г
«Мне доставляет безудержное удовольствие размышление. В своих картинах я хочу добиться поэтического шока, заставить рассудок действовать. Я ни в грош не ставлю эту пустую живопись, где делают приятно для глаз»
Один из классиков направления, он просил не называть его сюрреалистом, Рене выбрал магический реализм и следовал этому ориентиру до конца дней.
Источник: https://art-holst.com.ua/rene-magritte/
Неповторимый Магритт или Как понять сюрреалиста
Творчество Рене Магритта знакомо людям, даже не интересующимся живописью целенаправленно.
Странные люди в котелках с лицами скрытыми яблоками, птицами и прочими неожиданными предметами, слившаяся в поцелуе пара с наволочками на головах, трубка под которой написано это не трубка.
Бессмысленные, но только на первый взгляд полотна западают в память даже тем, кто не любит «такое». В чём же секрет притягательности Магритта и как нужно «читать» его полотна попробуем разобраться ниже.
Русскоязычные биографии мастера немногословны, но, подобно его полотнам, полны необычных, почти мистических эпизодов. Родился Рене в 1898 году в Бельгии. У него появилось двое младших братьев, он неплохо учился в школе – ничего необычного, на первый взгляд. Необычное началось после столкновения Магритта с живописью.
Рене и его подруга выбрали местом для игр заброшенное кладбище, где и повстречали художника, рисующего местные аллеи. Эти встречи произвели большое впечатление на мальчика.
Необычный антураж, возможно, первая, детская ещё влюблённость и одинокий волшебник с палитрой, в которой смешались все краски лета и чувства, зародили в мальчике благоговение перед живописью.
Однако рука об руку с этой вполне романтической историей идёт и известие о самоубийстве матери нашего героя. Нельзя говорить о том, что это событие произошло бесследно для Рене, но, уже повзрослев, он говорил о том, что его как художника сформировала не эта трагедия, пусть и оказавшая на него влияние, а таинственные истории вроде встречи с кладбищенским художником.
Между 1914 и 1915 годами Магритт создаёт свою первую работу после чего бросает школу и переезжает в столицу, где устраивается вольным слушателем в художественную академию, посещает которую, впрочем, не слишком усердно. Менее трёх лет ему хватает, чтобы бросить обучение.
Несмотря на это, художник трудится над первыми полотнами. На ранние произведения Магритта, которые совершенно не похожи на всё последующее творчество мастера, оказывают влияние кубизм и футуризм.
Мозаичность, коричнево-красно-жёлтая гамма при общей тусклоте красок – только искусствоведы смогут узнать в этих полотнах именитого бельгийца.
Женившись, Магритт устраивается работать художником рекламы и афиш. Несмотря на ремесленническое направление работы, он получает возможность заниматься параллельно и живописью.
Однако, ему требуется несколько лет для создания первой удачной (по мнению самого Рене) картины «Потерянный жокей», написанной в стиле сюрреализма.
Последовавшая за этим первая персональная выставка не получает, тем не менее, благословения со стороны критики.
Образ жокея, кстати, надолго задержится в живописи Магритта. Нужно заметить, что мастер вообще будет очень привязан к своим находкам. Трубки, яблоки, птицы, мольберты, сливающиеся с пейзажем, парящие в воздухе каменные глыбы, котелки, листья-деревья будут встречаться друг с другом на разных картинах.
Самое удивительное, что при использовании одних и тех же образов художник умудрялся рассказать каждый раз новую, непохожую историю.
Также трепетно и внимательно домосед-Магритт воссоздавал на полотнах по частям интерьер собственной картины, вписывая в сюрреалистические пейзажи камины, оконные рамы, лестницы etc.
В 1927 году Магритт отправляется в Мекку всех живописцев – Париж, где пробудет почти десять лет, и приобщается к французским сюрреалистам, заимствуя идеи, но продолжая идти собственным путём. Война застаёт мастера в Бельгии, оккупированной немецкими войсками.
Магритт, желая поддержать соотечественников, принимает решение писать больше ярких жизнерадостных полотен, которые должны были оказывать подбадривающее влияние на зрителя. Из-за изменения цветовой гаммы и манеры рисования критики назвали этот период в творчестве художника «ренуаровским».
Знаменитости же и расцвета художник достигает уже в послевоенный период, продолжая плодотворно работать до смерти в 1967 году.
Критики говорят, что Магритт первым сделал сюрреализм приемлемым для масс, что обеспечило ему известность пополам с популярностью. И это отчасти правда. Если сравнить бельгийца с коллегой по жанру – Сальвадором Дали, то можно отчётливо заметить, что Магритт и вправду лишён свойственной Дали провокативности.
Обнажённая натура Магритта схематична, она выполняет лишь показательную функцию, служит проводником зрителя в мире картины. Обнажённая натура Дали, наоборот – отвлекает, путает мысли зрителя, распаляет даже. И так во всём: в использовании религиозных символов, в степени искажения действительности etc.
Именно по вышеприведённым причинам сравнивать всерьёз картины двух именитых сюрреалистов не вполне корректно. У Дали визуальная сторона зачастую преобладала над идейной, у Магритта во главе угла всегда была именно идея.
Предметы на картинах бельгийца не плавятся, не распадаются на атомы – они нарисованы просто и понятно, но зрителя затягивает не изысканность изображения а тайна происходящего на картине, где самые повседневные предметы становятся загадочней священного Грааля.
По сути, многие картины бельгийца – это интеллектуальные головоломки, ключом к которым служит, как ни странно, название. Возьмём для примера одну из самых знаменитых картин мастера «Сын человеческий», где лицо среднестатистического человека закрывает яблоко.
Окончательных трактовок в таком случае быть не может, но название и сюжет картины сами наталкивают на мысли о библейском грехопадении, сопряжённом с вкушением плода познания и завершившегося изгнанием из Рая. Ещё проще и иллюстративней картина «Проницательность», где смотрящий на яйцо художник рисует на холсте птицу. Всё совершенно понятно.
Ну или «Влюблённые», которые тянутся в поцелуе, несмотря на то что из-за закрывающей их глаза пелены не знают друг друга по-настоящему.
Иногда словесные подсказки появляются на самом полотне, что было вполне революционным для искусства того времени. Так на картине «Вероломство образов» под изображением собственно трубки располагается надпись «это не трубка». Это, кстати, ещё один вид «шифрования» Магритта – попытка взглянуть на мир от обратного.
Мастер говорит нам, что изображение трубки не является самой трубкой. В картине «Коллективное изобретение» изображена русалка наоборот – существо с человеческими ногами и рыбьим туловищем.
Пространство толкований здесь велико как нигде, но именно нестандартный взгляд на привычное и отличает Магритта от большинства художников.
Магритт оказал влияние не только на живопись (его зовут крёстным отцом зародившегося в Америке поп-арта), но и вообще плотно укоренился в массовой культуре, вдохновив режиссёров Нового Голливуда вроде Дэвида Линча и Уильяма Фридкина. В Брюсселе открыт внушительный музей Магритта, где хранятся более двухсот работ автора.
- Изобретение жизни (1928)
- Вероломство образов (1929)
- Предвидение (1936)
- Маг (1952)
- Голконда (1953)
- Коллективное изобретение (1934)
- Стрела Зенона (1964)
- Шедевр, или Тайны горизонта (1955)
- Империя света (1950)
- Утренняя звезда (1938)
- Победа (1939)
- Глупость Альмайера (1951)
- Человек в котелке (1964)
- Вечереет (1964)
- Великая война (1964)
- Перспектива мадам Рекамье (1950)
- Пламя (1943)
- Фанатики (1955)
- Терапевт (1937)
- Условия человеческого существования (1935)
- Настоящее (1939)
- Капля воды (1948)
- Калека (1948)
- Запредельное (1938)
- Прекрасный принц (1948)
- (Неизвестно)
- Легенда веков (1950)
- Изнасилование (1948)
- Подготовленный букет (1957)
- Красная модель (1935)
- Соловей (1962)
- Пламенное возвращение (1943)
- Зов вершин (1943)
- Тоска по родине (1940)
- Дар воображения (1948)
- Философия будуара (1962)
- Ванна в стакане (1946)
- Любовная перспектива (1935)
- Хор сфинксов (1964)
- Память (1942)
- Репродуцирование запрещено (1937)
- Каникулы Гегеля (1958)
- Гнев богов (1960)
- Препятствие пустоты (1965)
- Принцип удовольствия (1937)
- Империя света (1954)
Источник: https://cameralabs.org/12613-nepovtorimyj-magritt-ili-kak-ponyat-syurrealista
Центр Помпиду откроет выставку картин бельгийского сюрреалиста Рене Магритта
li_ga2014
В сентябре Центр Помпиду в Париже откроет выставку, которая обещает стать одним из художественных блокбастеров этого сезона в Европе. Ретроспектива «Вероломство образов» — это собрание более ста знаковых картин бельгийского сюрреалиста Рене Магритта.Не могла пройти мимо….
Рене Магритт, фотопортрет Лотара Воллеха.
Рене Магритт (1898 — 1967) родился в бельгийском Лессине, но рос в небольшом промышленном городе Шарлеруа. Его семь была крайне бедна — считается, что именно лишения побудили мать будущего художника покончить жизнь самоубийством: она утопилась в реке, когда мальчику было 12 лет.
- Каникулы ГегеляРене Магритт1958, 61×50 см
Ныне картины Магритта стоят огромных денег. Например, полотно «Каникулы Гегеля» (1958) в 2011 году было продано на аукционе Christie’s в Нью-Йорке за 10,1 млн долларов.
«Я сообразил, что этот предмет мог бы очень заинтересовать Гегеля (он тоже гений), ведь мой предмет соединяет в себе два противоположных стремления: не хочет воды (отталкивает её) и хочет воды (подхватывает её).
Я думаю, это ему понравилось бы или показалось забавным (например, во время каникул). Поэтому я и назвал картину „Каникулы Гегеля“», — эту цитату из письма художника приводит в своей книге «Магритт» писатель Бернар Ноэль.
Предметы на картинах Рене Магритта всегда реалистичны, они не становятся «текучими» и не обращаются в другие вещи как у Сальвадора Дали или Макса Эрнста. Бельгийский художник не любил психоанализ и его проявления в искусстве.
Свои работы он называл не сюрреализмом, а магическим реализмом. Они не психологичны, а философски-поэтичны и напоминают, скорее, ребусы, которые практически невозможно разгадать. Сам мастер говорил, что его цель — заставить зрителя задуматься.
Карт-бланшРене Магритт1965, 81×65 см
«Всё видимое скрывает ещё что-то, и нам всегда хочется увидеть то, что скрыто за тем, что мы видим» (Рене Магритт)
Империя светаРене Магритт1950-е , 146×114 см
Музей Магритта в Брюсселе открылся 30 мая 2009 года. Там представлены 200 оригинальных картин, рисунков и скульптур художника. Для оформления фасада здания была выбрана картина, написанная в 1954 году, — «Империя света» (см.
иллюстрацию слева). На первый взгляд это обычный ночной пейзаж, однако зрителя озадачивает яркое дневное небо с бегущими по нему облаками.
Коллекционерам так понравилась эта работа, что Магритту пришлось создать 16 её вариантов маслом и ещё шесть — гуашью.
«Я соединил в „Империи света“ разные понятия, а именно — ночной пейзаж и небо во всей красе дневного света. Пейзаж склоняет нас к мысли о ночи, небо — о дне. По моему мнению, это одновременное явление дня и ночи обладает силой удивлять и очаровывать. И эту силу я называю поэзией» (Рене Магритт)
Сын человеческийРене Магритт1964, 116×89 см
Самые известные картины Магритта — «Сын человеческий» (1964), «Голконда» (1953) и «Шедевр, или тайны горизонта» (1955). На всех трёх изображены мужчины в котелках — этот образ часто встречается и на других полотнах. Художник сам часто носил котелки и позировал в них на фотографиях.
ГолкондаРене Магритт1953, 100×81 см
Выставка «Рене Магритт: Вероломство образов» в Центре Помпиду в Париже откроется 21 сентября и будет работать до 23 января 2017 г. Затем экспозиция переместится в галерею Ширн во Франкфурте-на-Майне, где пробудет с 10 февраля по 5 июня 2017 г.
Шедевр, или тайны горизонтаРене Магритт1955, 50×65 см
В экспозиции творчество художника переосмысливается в свете пяти «фигур», к которым он постоянно обращался в своих работах: огонь, тени, драпировки, слова и части тела.
Летние маршиРене Магритт1939, 73×60 см
Выставка стремится показать умение Магритта подать обманчивые образы мира, его взгляды на вопросы подобия и реализма.
Трудно не вспомнить о Магритте, глядя на котелок либо курительную трубку (или хотя бы её подобие). Остроумная игра и тонкая грань между реализмом и подобием делает его одним из самых узнаваемых представителей сюрреализма. Надпись «Это не трубка» (Ceci n’est pas une pipe) под изображением трубки кажется противоречивой, но де-факто это правда: мы видим не сам предмет, а его образ.
Вероломство образов (Это не трубка)Рене Магритт1948, 63.5×93.9 смВлад Маслов
Источник: https://li-ga2014.livejournal.com/320467.html
Сюрреализм Рене Магритт
Надпись на картине “Предательство в изображении” гласит, что “это не трубка”))
Как часто нам, погруженным в повседневные заботы, кажется, что жизнь протекает в заранее установленном русле и все события в ней подчиняются всем знакомым и понятным логическим законам. Но, бывает так, что поэтическая строфа, острое впечатление от прочитанной книги или картина художника переворачивают наши представления об окружающем мире.
Сложившиеся стереотипы исчезают, и мы можем взглянуть на жизнь открытым, удивленным взглядом ребенка. Редкие художники обладают даром такого воздействия на зрителя и Рене Магритт – один из немногих. Сюрреализм (надреализм, сверхреализм) – так называется стиль, в котором работал художник. Его картины называют парадоксальными.
«Магритт превратил обыденные вещи в мифические, придав им тайну» — писал английский философ Герберт Рид. Есть что-то немного странное между необычностью его картин и творческого кредо и традиционностью жизненного пути, самоуглубленностью образа жизни. Впрочем, может быть, так и было необходимо для создания его философских картин.
Источник: http://all-art.do.am/publ/rene_magritt_poehticheskij_sjurrealizm/14-1-0-65
© All-art.do.am
Картина “Влюблённые”
Рене Магритт показывает, что когда мы по-настоящему влюблены — наши глаза закрыты
Картина “Каникулы Гегеля”
Что может быть изображено на картине с подобным названием?) Если бы меня попросили описать то, что я себе представляю — я бы никак не смог отгадать замысел автора, представлял бы себе что угодно, но не это!)) Посмотрим, что об этой картине говорит сам Рене Магритт:
“Моя последняя картина началась с вопроса: как изобразить в картине стакан воды таким образом, что бы он не был нам безразличен? Но при этом и так, чтобы он не был особо причудлив, произволен или незначителен. Одним словом так, чтобы можно было сказать: гениально (оставим лишний стыд).
Я принялся рисовать стаканы один за другим, всякий раз со штрихом поперек. После сотого или стопятидесятого рисунка штрих стал несколько шире. Поначалу зонтик стоял внутри стакана, но потом оказался под ним. Так я нашел решение первоначального вопроса: каким образом стакан воды может быть изображен гениально.
Скоро я сообразил, что этот предмет мог бы очень заинтересовать Гегеля (он тоже гений), ведь мой предмет соединяет в себе два противоположных стремления: не хочет воды (отталкивает ее) и хочет воды (подхватывает ее). Я думаю ему бы понравилось или показалось забавным (например во время каникул).
Поэтому я назвал картину «Каникулы Гегеля»”
Картина “Слушающая комната”
Кстати, в фильме “Афера Томаса Крауна” главный герой, которого играет Пирс Броснан, грабит американский музей, переодевшись сам и переодев множество своих сообщников в персонажей картины Рене Магритта) Кто видел фильм — вспомнит эту картину) Называется она “Сын человеческий”
И ещё несколько интересных и неординарных произведений Рене Магритта
- Рене Магритт «Неожиданный ответ»
- Несведущая фея
Ностальгия
Рене Магритта можно назвать вторым по популярности сюрреалистом. Вторым, конечно, после Сальвадора Дали.
Сам же бельгийский художник причислял себя не к сюрреалистам, которые широко используют в своём творчестве психоанализ и прочие подобные философские штучки, а к магическим реалистам.
Своими картинами он предлагал зрителям задуматься над обыкновенным, взглянуть на ежедневные банальные вещи с другой стороны. Он с усмешкой относился к толкованиям своих картин. Всё находится на поверхности, но для каждого своя реальность.
Препятствие пустоты
Произведения обладают оригинальным авторским стилем. Рене Магритт ведет очень тонкое наблюдение за незаметной жизнью простого служащего, «маленького человека», жизнь которого претерпевает множество метаморфоз. Безмятежные, залитые ровным светом городские и сельские пейзажи, интерьеры становятся местом свершения настоящих философских драм.
Изображаются обычные предметы, которые у Магритта, в отличие от других крупных сюрреалистов (Дали, Эрнст), почти никогда не теряют своей «предметности»: они не растекаются, не превращаются в собственные тени. Однако само их странное сочетание поражает и заставляет задуматься.
И невозмутимость стиля только усугубляет это удивление и погружает зрителя в некое поэтическое оцепенение, вызванное самой тайной вещей.
- Память о путешествии
- Песня любви
Портрет с трубкой
Мастер стремился решить в своем творчестве проблему соответствия восприятия реальному миру, осмыслить разницу или тождественность между изображением и действительностью. Поэтому Магритт нередко использовал образы картины в картине, зеркала, окна, глаза, сцены или занавеса.
Цель Магритта, по его собственному признанию, — заставить зрителя задуматься, из-за чего картины художника часто напоминают ребусы, но ребусы, которые полностью разгадать невозможно, так как они ставят вопросы о самой сути бытия.
Магритт все время говорит об обманчивости видимого, о его скрытой таинственности, которую мы обычно не замечаем. Известен цикл работ художника, в которых он под обычными предметами пишет: «это не он». Особенно популярна трубка с подписью «Это не трубка».
Таким образом Магритт снова напоминает зрителю о том, что образ предмета — не сам предмет.
Проницательность
Названия картин играют у Магритта особую роль. Они почти всегда поэтичны и никак, на первый взгляд, не связаны с самим изображением. И именно в этом видел их значимость сам художник, считая, что скрытая поэтическая связь названия и картины опять же способствуют тому магическому удивлению, которое Магритт считал истинным предназначением искусства.
- Великая война
- Философия в будуаре
- Опасные связи
- Остров сокровищ
- Первый день
- Победа
- Природная грация
- Спутники страха
- Стечение света
- Терапевт
- Хорошее предзнаменование
- Без подписи
Источник: https://alindomik.livejournal.com/3240470.html
«Тайна вещей» на картинах Рене Магритта, который хотел «сделать повседневность менее тоскливой» — Искусство — медиаплатформа МирТесен
Рене Магритт. «Коллективное изобретение» «Сделать повседневность менее тоскливой» — такую задачу ставил перед собой бельгийский художник Рене Магритт. Его картины не просто приковывают внимание — они способны вселить тревогу, озадачить, заворожить, даже напугать.
Бельгийский буржуа
Рене Магритт родился в маленьком бельгийском городке Лессине в 1898 году. Вскоре семья перебралась в Шарлеруа. Детство художника было непростым, ко всему прочему его омрачила трагедия: когда Рене было 14, покончила с собой его мать.
Магритт в течение двух лет обучался в Королевской Академии Изящных Искусств в Брюсселе, после чего стал работать в сфере рекламы. Поиски собственного пути Магритта в искусстве проходили под явным влиянием сюрреалистов. Стиль художника – «магический реализм», как сам он позднее его назовет – выработался после 1926 года.
Рене Магритт «Вероломство образов»
Еще во время учебы в Академии Магритт встретил свою будущую жену Жоржетту, с которой прожил до самой своей смерти в 1967 году. Детей у супругов не было, большая часть жизни художника прошла в Брюсселе, в квартире, где он проводил почти все свое время за работой.
Магритт, в отличие от своих коллег по цеху, не был тем художником, что привлекает внимание к своей персоне эпатажем и скандальными акциями. Тем большее впечатление производили и производят его необъяснимые и зачастую необъясненные картины.
Магический реализм картин Магритта
Любимый прием художника – изображение заурядных, повседневных предметов в странном и невообразимом сочетании. Такой рядовой персонаж, как человек в котелке – господин Повседневность, как называл его сам Магритт – стал чрезвычайно узнаваемым образом. Лицо человека, скрытое то яблоком, то птицей, становится частью большого философского ребуса, пронизывающего все творчество Магритта.
Рене Магритт «Сын человеческий»
Сам художник предпочитал не давать объяснений своим сюжетам, предоставляя зрителю самому найти разгадку. Картины, считал он, нужно разглядывать, и именно для этого они создаются.
Разглядывание может вызывать странные чувства. На картине «Империя света», казалось бы, не изображено ничего необычного – мирный ночной пейзаж, уютный свет в окнах домика. Правда, если взглянуть на небо, окажется, что оно освещено солнцем, а значит, на картине одновременно и день, и ночь.
Эффект от произведения был настолько сильным, что художнику пришлось вновь и вновь повторять идею для выполнения частных заказов, и в настоящее время в мире насчитывается 16 реплик картины.
Рене Магритт «Империя света»
Секрет производства
Магритт вполне заслужил бы звание гения-труженика: за свою жизнь он создал около 2000 картин, причем зачастую ему приходилось выполнять заказы и создавать картины на один и тот же сюжет. Помимо картин, Магритт увлекался фотографией – эта сторона его творчества позволила добиваться изображения предметов с особенной, почти документальной точностью.
Рене Магритт «Каникулы Гегеля»
На картине «Каникулы Гегеля» всего две вещи – стакан с водой и раскрытый зонтик. В письме к другу Магритт признавался: «Моя последняя картина началась с вопроса: как изобразить в картине стакан воды таким образом, чтобы он не был безличен? Но при этом и так, чтобы он не был особо причудлив, произволен или незначителен.
Одним словом так, чтобы спокойно можно было сказать: гениально! Я принялся рисовать стаканы один за другим, всякий раз со штрихом поперек. После сотого или стопятидесятого рисунка штрих стал несколько шире и, наконец, принял форму зонтика. Поначалу зонт стоял внутри стакана, но потом оказался под ним.
Так я нашел решение первоначального вопроса: каким образом стакан воды может быть изображен гениально».
Рене Магритт
Источник: https://art.mirtesen.ru/blog/43136683265/%C2%ABTayna-veschey%C2%BB-na-kartinah-Rene-Magritta,-kotoryiy-hotel-%C2%ABsdela?nr=1
2.6 Анализ картин
- «Империя света».
- «Империя света»
- Это полотно представляет собой странный ночной пейзаж под небесами, освещёнными дневным светом .
На берегу небольшого озера, в тени раскидистых деревьев, прячется дом, в котором уютным розовым светом горят окошки.
Одинокий фонарь дарит свой дружелюбный свет путнику, который может оказаться здесь глухой, тёмной ночью…
Сам художник объяснял своё произведение так: » Я соединил в «Империи света» ночной пейзаж и небо во всей красе дневного света. По-моему мнению, это одновременное явление дня и ночи обладает силой удивлять и очаровывать. И эту силу я называю поэзией».19
«Империя света» была написана Магриттом в последнее десятилетие его жизни, (в 1954 году), Она стала самой популярной и востребованной его работой. В связи с этим, художник создал шестнадцать вариантов этой картины и написал неисчислимое количество копий.20
Картина “Карт-бланш” или “Препятствие пустоты”
“Видимые вещи могут быть невидимыми. Если, к примеру, некие люди едут верхом через лес, то сначала видишь их, потом — не видишь, но знаешь, что они там. В картине “Карт-бланш” наездница заслоняет собою деревья, а они заслоняют ее. Однако наша сила мышления объемлет и зримое, и незримое, и я при помощи живописи делаю мысли видимыми” ©Рене Магритт16
- Картина “Карт-бланш” или “Препятствие пустоты”
- Картина “Фальшивое зеркало”
- Рене Магритт как бы показывает в этой картине, что у каждого из нас — фальшивые зеркала в глазах, потому что отражают окружающий мир не в реальном контексте, а через личное восприятие.17
- «Фальшивое зеркало»
- Картина “Каникулы Гегеля”
“Моя последняя картина началась с вопроса: как изобразить в картине стакан воды таким образом, что бы он не был нам безразличен? Но при этом и так, чтобы он не был особо причудлив, произволен или незначителен. Одним словом так, чтобы можно было сказать: гениально (оставим лишний стыд).
Я принялся рисовать стаканы один за другим, всякий раз со штрихом поперек. После сотого или стопятидесятого рисунка штрих стал несколько шире. Поначалу зонтик стоял внутри стакана, но потом оказался под ним. Так я нашел решение первоначального вопроса : каким образом стакан воды может быть изображен гениально.
Скоро я сообразил, что этот предмет мог бы очень заинтересовать Гегеля (он тоже гений), ведь мой предмет соединяет в себе два противоположных стремления: не хочет воды (отталкивает ее) и хочет воды (подхватывает ее). Я думаю, ему бы понравилось или показалось забавным (например во время каникул).
Поэтому я назвал картину «Каникулы Гегеля».©Рене Магритт18
- «Каникулы Гегеля».
- «Беспокойство».
- «Беспокойство».
В картине «беспокойство» вызывает в первую очередь, не название, а «голова» масла с деревянной лопаткой, помещенная между двух голов — Христа и Данте. Початая голова масла настолько реальна и так просится в руки лопаточка, что не сразу обращаешь внимание на некоторое перспективное смещение.
Исторической реалией является и число «575» ( инвентарный номер на постаменте), отсылающее, по мнению историков, к цене, которую давали когда-то за масло во Фландрии. Голова масла настолько реальна, что искусствоведы, помещая эту репродукцию в альбом работ Магритта, вынуждены ссылаться на мнение знатока творчества Магритта — М.
Фуко, который заверяет, что в этой работе нет ничего «дьявольского». Есть только то, что мы можем и хотим увидеть между головами Христа и Данте.19
«Это не трубка»
В первой версии (вслед за Фуко будем ее датировать 1926 г.) — старательно нарисованная трубка, а под нею прилежным почерком выведено: «Это не трубка». Другая версия — в Заре для антипода. Та же трубка, то же высказывание, тот же почерк. Но теперь они помещены внутрь рамы, стоящей на мольберте. Над всем этим — трубка, но гораздо больших размеров.
Первый рисунок столь же прост, как страница из учебника ботаники: фигура и текст, ее называющий. В высказывании Магритта нет противоречия: представляющий трубку рисунок сам трубкой не является. И, тем не менее, существует привычка речи: что на этой картинке? — это теленок, это квадрат, это цветок. Калиграмма — тавтология, она захватывает вещи в ловушку двойного начертания.
Калиграмма никогда не говорит и не представляет одновременно; одна и та же вещь, пытаясь быть одновременно видимой и читаемой, умирает для взгляда, оказывается непроницаемой для чтения. Магритт выстраивает калиграмму, а затем ее демонтирует. Он вносит смуту во все традиционные взаимоотношения между языком и образом.
Отрицания множатся: Это не трубка, но рисунок трубки; это не трубка, но фраза, говорящая, что это не трубка. Старинное тождество между сходством и утверждением Кандинский устраняет одним полновластным жестом, избавляя живопись от того и другого.
Магритт же действует через разъединение: разорвать между ними связь, установить их неравенство, заставить каждое из них вести свою собственную игру, поддержать то, что проявляет природу живописи, в ущерб тому, что ближе к дискурсу.16
В ритуале курения табака у индейцев сиу трубка рассматривается в качестве модели Вселенной.
Есть изображение о-ва Мер в Торресовом проливе, сделанное папуасами на бамбуковой трубке. В современном даосском богослужении курильница — самый важный объект в храме.20
Рене Магритт:
«Между словами и вещами можно создать новые связи и уточнить некоторые свойства языка, обычно игнорируемые в повседневной жизни».
«Иногда имя предмета занимает место изображения. Слово может занять место предмета в реальности. Изображение может занять место слова в предложении»
«На картине слова состоят из того же вещества, что и изображения. На картине мы иначе видим слова и изображения»
«Только мысли присуще сходство. Она наделяется сходством с тем, что видит, слышит или знает, она становится тем, что дарит ей мир. Она невидима в точности так же, как удовольствие или страдание. Но живопись привносит сложность: есть мысль, которая видит и которая может быть описана зримым образом».18
«Влюбленные I, II», 1928г.
Некоторые искусствоведы считают, что это визуальное воплощение старой как мир идеи о том, что «любовь слепа». Любовь никогда не предполагает абсолютного познания того, кого мы любим. Люди, которых мы знаем и любим, все равно остаются тайной для нас.5
«Влюбленные I»
«Влюбленные II»
Источник: https://cult.bobrodobro.ru/17524