Руссо анри «сон» описание картины, анализ, сочинение

Руссо Анри

Только горячей верой в свое предназначение и истинной любовью к искусству можно объяснить терпение и упорство, с которым Руссо осваивал премудрости живописи, и двигался к цели, стойко перенося превратности судьбы.

Зато конец творческого пути ознаменовался благой вестью: картина «Сон» – одна из последних работ художника, была признана коллегами и друзьями, а о нем станут говорить как о мастере, перешагнувшем временные рамки, и даже об ориентире для последователей искусства сюрреализма.

Растительный мир, изображенный в произведении, также как и его персонажи, имеют далекое сходство с их подлинным состоянием, и традиционно, существовали лишь в воображении Руссо, но благодаря тщательности, с которой они выписаны, кажутся реальными.

В то же время, у многих создается ощущение, что на картине изображен волшебный и загадочный уголок Рая. Тема растений здесь продолжена еще свободнее, диапазон флоры расширен предельно.

Художник держал в руках кисть, но когда работал над холстом, его сущность находилась в том блаженном уголке, где была и Ева (Ядвига); они оба пребывали во сне наяву.

Работа-завещание была создана в 1910 году, за несколько месяцев до смерти художника, и представлена на 26-м аукционе Независимых. Поэтично звучат строки, которыми Руссо сопроводил картину, описывая волшебный сон Ядвиги.

1910 г. Масло, холст. Нью-Йоркский музей современного искусства, США

Руссо Анри

Руссо Анри

Руссо Анри

Руссо Анри

Руссо Анри

Руссо Анри

Руссо Анри

Руссо Анри

Руссо Анри

Источник: http://www.hudojnik-impressionist.ru/rus24.htm

Художник Руссо Анри: биография, фото, произведения :

Анри Руссо — известный французский художник-примитивист, получивший прозвище «Таможенник». Он начал писать картины достаточно поздно — в 42 года, не имея никакого художественного образования. Однако его работы в стиле примитивизма и сюрреализма получили высокую оценку публики и специалистов благодаря оригинальному видению мира и его выражению в живописи.

Биографические данные

Henri Julien Felix Rousseau родился в 1844 г. в Лавале департамента Майенн (Франция), отец его работал в жестяной мастерской. Сведений о его детстве и молодости очень мало.

Учился он плохо, проявляя способности только к музыке и сочинению стихов, выпускные экзамены в школе сдать не смог.

Затем он записался добровольцем во французскую армию, где служил в качестве полкового музыканта-кларнетиста в оркестре пехотной части до 1868 г.

По его рассказам, Руссо бывал в Мексике, однако по данным историков, он всю жизнь прожил во Франции и никогда никуда не выезжал. После выхода в отставку он поступил клерком в судебную контору и в 1869 г. женился по любви на К. Буатар.

Однако их семейная жизнь была не очень счастливой: из рожденных 7 детей выжили только двое, затем старший сын умер в 18 лет. В живых осталась единственная дочь, а жена в 1888-м умерла от чахотки. Второй женой художника в 1899 г.

стала Жозефина Нури.

В 1871 г. он поступил на работу в таможню. Впоследствии именно поэтому ему дали прозвище Таможенник (Le Douanier). Он занимался сбором пошлин с крестьян и выдачей квитанций, проводя рабочее время у городских ворот или в пригородах Парижа на таможенных пунктах.

Уже в зрелые годы он неожиданно для всех занялся созданием живописных полотен. Творческий период в биографии Анри Руссо начался в 1886 г., когда он впервые показал свои работы на «Выставке независимых».

Картины были оценены зрителями, которым понравились оригинальные сюжеты и яркая колористика полотен.

Однако при жизни художник вел нищенское существование, часто писал картины в кредит или просил задаток даже у друзей.

Кроме рисования, Руссо занимался игрой на скрипке и написанием литературных произведений. Из-под его руки выходили мелодраматические романы, наполненные такой же фантазией и наивностью, как и его картины.

Художник умер совершенно нищим в возрасте 66 лет в сентябре 1910-го в Парижской больнице Неккера, куда попал для лечения раны на ноге. В результате занесения инфекции у него развились гангрена и заражение крови. Похоронен был в Париже, через год на его могиле друзья установили барельеф с эпитафией, выполненный скульптором К. Брынкуши, французом румынского происхождения.

В 1947 г. его останки были перевезены на родину в город Лаваль, где удостоились торжественной церемонии. Слава пришла к нему только после смерти.

Руссо Анри

Оригинальный метод живописи

Постепенно А. Руссо стал совершенствовать свое мастерство и своеобразный художественный метод рисования. Вначале специалисты причислили его картины к направлению примитивизма. Однако после овладения в полной мере техникой написания живописных полотен художника стали оценивать как представителя постимпрессионизма и сюрреализма.

Основные черты его стиля: оригинальная цветовая гамма, изображение реальных и выдуманных растений, отсутствие в композиции перспективы.

Большинство живописных произведений Анри Руссо посвящено теме тропического леса и происшествиям в экзотических джунглях, где он никогда не бывал. Он рисовал только то, что придумывал сам, за что его называли романтичным и странным чудаком.

Многие зрители специально приглашали своих друзей, чтобы повеселиться и посмеяться над буйными красками и примитивными сюжетами картин.

Специалисты назвали его работы новым направлением в искусстве живописи. Его произведения наделены магической силой, которая подчинена фантастическому воображению мастера.

Он смог создать атмосферу таинственности и наполнил свои композиции выдуманными историями, животными и растениями.

Единственным местом, где Руссо мог увидеть природу, был Парижский Ботанический сад, который стал для него источником неуемной фантазии.

Его друзья Ф. Клеман и Ж. Л. Жером были художниками и помогли ему оформить карту копииста. По ней он мог бесплатно входить в залы Лувра, Версаля и Люксембургского дворца, где и познакомился с работами классиков живописи и современных мастеров.

Руссо Анри

Первые работы

Ранние работы Руссо посвящены видам природы и городским пейзажам. Это «Таможня» (1890), «Пейзаж с водяной мельницей» (Landscape with Watermill, 1879), «Свидание в лесу» (Rendezvous in the Forest, 1886) и «Прогулка в лесу» (1890). В них большую часть пространства занимают деревья или неподвижный и даже зловещий лес.

Впервые А. Руссо выставил свои произведения в 1886 г. в Салоне независимых, который был создан в это же время. Выставка была организована для всех желающих, и каждый художники за небольшой взнос мог в ней участвовать. Салон прославился своими открытиями таких мастеров и представителей постимпрессионизма, как Гоген, Сезанн и Сера.

Одна из первых работ Анри Руссо — «Карнавальный вечер» (Carnival Evening, 1886), на которой изображен зимний лес, окруженный таинственной атмосферой, и пара людей, одетых в костюмы. Фоном служат черные деревья, а на небе висит яркая луна.

Слева стоит маленький домик, из которого выглядывает загадочное лицо. Картина продемонстрировала уникальную хроматическую фантазию художника и мастерство при стилизации и изображении элементов и форм.

Картина сейчас находится в Художественном музее Филадельфии (США).

Руссо Анри

Анри Руссо «Нападение в джунглях»

Самой первой картиной, изображавшей тропический лес, стала работа Tiger in a Tropical Storm. Она была выставлена в 1891 г. в Салоне независимых, где автор дал ей первоначальное название «Сюрприз».

На ней изображен нападающий тигр во время бушующего ливня и урагана (тропического шторма). Все происходит при яркой вспышке молнии, когда животное приготовилось к прыжку, чтобы напасть на свою добычу.

Картина Анри Руссо «Нападение» кажется простой по сюжету, однако стиль художника позволяет изобразить буйную растительность джунглей, используя послойное заполнение всего пространства.

На холсте изображено множество фантастических растений различных оттенков зеленого цвета. Чтобы нарисовать проливной дождь, А.

Руссо придумал собственный метод, который состоит в расположении серебристых потоков воды в диагональном направлении сквозь всю композицию.

Руссо Анри

Картина, висящая сейчас в Лондонской национальной галерее, помогла получить Руссо первое признание. И, вдохновившись им, художник впоследствии ежегодно представлял свои работы для публики именно в Салоне независимых.

К теме изображения джунглей Анри Руссо вернулся только в 1898 г., спустя 7 лет после первой работы. Это были картины «Обезьяны в джунглях», «Атака тигра» (1904), «Голодный лев» (1905), «Нападение тигра на буйвола» (1908), «Джунгли на экваторе» (1909), «Тропический лес с обезьянами» (1910).

Городские сценки

Много работ Анри Руссо было посвящено теме городских пейзажей. Из-за своей профессии он часто посещал различные районы и предместья Парижа, которые постепенно стал переносить на полотна. Одним из первых произведений стал «Пейзаж с водяной мельницей» (1879, находится в Музее искусств Гетеборга), позже появились другие работы:

  • «Мебельная фабрика в Альфортвиле» (1897) – одна из самых известных картин, где художник применил правильную перспективу, хотя все дома и объекты выглядят условно и неестественно, на берегу реки стоит небольшая фигурка рыбака, которая (по мнению Руссо) позволила ему воплотить идею вечности;
  • «Вид с моста в Севре» (1908) – представляет мост между берегами Сены, покрытыми густым лесом; по реке плывет пароход, а над ним летают современные летательные аппараты (самолет, дирижабль, воздушный шар), которые принадлежат надвигающемуся на природу техническому прогрессу.

Руссо Анри

Анри Руссо «Спящая цыганка»

Эта картина, на которой художник отступил от тематики тропиков, одно время считалась поддельной и ее авторство приписывали другому мастеру (А. Дерену).

Фоном ее является бесплодная пустыня, в центре лежит спящая цыганка, держа в руке мандолину и кувшин. Рядом с ней стоит лев и с любопытством ее обнюхивает.

Композиция работы немного странная из-за изображения наклонной плоскости и местоположения действующих лиц (ниже линии горизонта).

Женщина одета в восточный наряд, а окружающие детали пейзажа наделены необычными цветами, что и создает иллюзию сновидения.

Вверху висит голубая луна, свет от которой дает ощущение гармонии, существующей между человеком, животным и природой.

В изображении использованы различные геометрические фигуры: округлая мандолина, прямой львиный хвост и палка в руке цыганки, волнообразные женские волосы и грива зверя.

За свою нереальную и немного жуткую красоту картина Анри Руссо «Спящая цыганка» (La Bohémienne endormie, 1897) стала культовой в творчестве художника и приобрела статус первой среди сюрреалистических работ. Полотно было выставлено и Руссо хотел продать его мэру г. Лаваля, однако критики и публика не смогли понять и оценить ее при жизни мастера.

Руссо Анри

Жанровые работы

Кроме «Цыганки» Анри Руссо написал много других работ, где изображены жанровые сцены, зарисовки или значимые события, например:

  • «Столетие независимости» (Le Centenaire de l'indépendance, 1892) – создана к юбилею 1-й Французской республики, на ней изображены крестьяне, танцующие фарандолу (народный танец Прованса) вокруг Дерева свободы, символа революции; сюда же добавлены знамена, вагончик с музыкантами в костюмах и др., внизу справа – 4 лидера Республики. Вся работа заполнена движением и демонстрирует веселье и счастье от происходящих событий.

Руссо Анри

  • «Война» (La Guerre, 1894) – посвящена событиям франко-прусского конфликта, центром картины является женщина с факелом и мечом в руке, изображает римскую богиню войны Беллону, сидящую на коне (напоминающем у Руссо монстра), внизу лежат грудой тела погибших, между которыми ходят черные вороны-падальщики. После демонстрации картина вызвала много нареканий за жестокость, а также восхищений независимым стилем художника.

Руссо Анри

Автопортреты

Картина «Портрет-пейзаж» (1890) была выставлена в марте в Париже и вызвала много насмешек критиков и эмоций у публики. По мнению Руссо сочетание черного и белого цветов было каноном для живописи, поэтому все его герои на портретах были одеты в черные одежды.

Художник несколько лет подряд дописывал детали, меняя свою внешность (добавлял седину), имя жены на палитре и т. д. Работа выставлена в Национальной галерее Праги (Чехия).

Руссо Анри

Портретные работы

Анри Руссо писал также портреты своих друзей и других людей, часто на заказ. Себя он считал создателем жанра ландшафтного портрета, хотя такой стиль на самом деле существовал и у старых мастеров.

Два женских портрета, похожие по композиции, были написаны им с интервалом в 2 года. Это «Портрет госпожи М.» (1896) и «Портрет женщины» (1891). Персонажи и их расположение на полотне очень похожи, однако сведений о том, кто позировал, нет. По неподтвержденным сведениям на ней изображена полька Ядвига, к которой художник воспылал страстными чувствами, считая ее олицетворением женственности.

Госпожа М. — элегантная женщина среднего класса, одетая в черное платье с пышными рукавами, на руках — браслеты, на шее — тонкий шарф, в руке держит зонт. У ее ног расположилась кошка, играющая с клубком, фоном служат стилизованные кусты и цветы.

В другом портрете женщина в черном драматическом платье держит в руке ветвь, символизирующую смерть. Это подтверждает легенду, ведь модель уже умерла к тому времени. В 1908 г. картину купил П. Пикассо, выразив свое восхищение и устроив в честь покупки торжественный прием в собственной мастерской.

Руссо Анри

Картина «Портрет Пьера Лоти» (Portrait de Pierre Loti, 1906) оказывает на зрителя завораживающее действие, ведь на ней высказаны все мечты и желания художника. Моделью был писатель и морской офицер П.

Лоти, который часто путешествовал в дальние страны, описывая их затем в своих книгах.

На заднем плане портрета представлены приметы эпохи: дымящиеся трубы заводов, дома, а полосатый кот символизирует спутника человека и сильно похож на тигра из джунглей.

Работа «Муза, вдохновляющая поэта» (1909) относится к известным полотнам Руссо, написанным в период его творческого вдохновения. На ней изображен его друг Гийом Аполлингер, поэт-символист, стоящий со своей подругой-музой, художницей М. Лорансен. Она была куплена коммерсантом А. Волларом, который часто приобретал работы Руссо, за 300 франков.

Завещание художника

Считается, что для полотна «Сон» (The Dream, 1910), которая сейчас находится в Музее современного искусства (Нью-Йорк, США), моделью была также Ядвига.

Эта картина стала одной из последних работ Анри Руссо (фото в мастерской сделано в 1910 г.), и была с восторгом принята друзьями и коллегами.

После ее демонстрации они заговорили о создании ориентира для последующих поколений в искусстве сюрреализма.

На полотне изображен фантастический мир тропиков, традиционный для Руссо и совсем не похожий на реальные джунгли. Многие зрители посчитали, что картина показывает загадочную часть Рая. В центре композиции лежит Ева, пребывая в неге и истоме и видя волшебный сон.

Картину «Сон» некоторые называют завещанием художника, т. к. она была написана за несколько месяцев до его смерти. Картина была выставлена на 26-м аукционе Салона независимых.

Заключение

Творчество Анри Руссо (1844-1910) стало примером для многих художников, послужило образцом стиля примитивизма и его эстетической ценности для изобразительного искусства. Кропотливая работа мастера и уникальное фантастическое видение природы и взаимоотношений ее с человеком привели в восхищение многих его поклонников, среди которых был Пабло Пикассо и другие знаменитости.

Современные поэты выразили свое восхищение художником, сочинив стихи с рифмой Пикассо-Руссо следующего содержания: «Подари мне, Анри Руссо, детское колесо! Подари, молодой Пикассо, треугольное колесо…».

Источник: https://www.syl.ru/article/420955/hudojnik-russo-anri-biografiya-foto-proizvedeniya

Живопись Анри Руссо

Руссо Анри

Cон (1910)

Первым заявил о своих рисунках как о живописи и был принят всерьез французский «таможенник-пенсионер» Анри Руссо (1844—1910 гг.). В отличие от своих последователей художник действительно верил в то, что он занимается не чем иным, как изобразительным искусством.

На рисунках Руссо можно увидеть сцены из повседневной жизни, в которых он, как мог, выражал свои чувства и впечатления. На других картинах изображены дальние страны, полные вымысла ландшафты тропиков и пустынь.

Несмотря на свою безграмотность в области изобразительного искусства, Руссо Довольно гармонично сочетал цветовую палитру и так просто и непосредственно изображал своих персонажей, что они вызывают исключительно положительные эмоции.

Первыми поддержали Анри Руссо кубисты, которым пришлись по вкусу незамысловатые картины художника.

Картины Анри Руссо

Руссо Анри

Эйфелева башня (1898)

Руссо Анри

Автопортрет (1900)

Руссо Анри

Анри Руссо, как дирижер оркестра

Руссо Анри

Букет цветов (1909)

Руссо Анри

Война (1893)

Руссо Анри

Ева (1906 — 1907)

Руссо Анри

Карнавальный вечер (1885 — 1886)

Руссо Анри

Люксембургский сад памятник Шопену (1909)

Руссо Анри

Мальчик на скалах (1895)

Муза вдохновляющая поэта (1909)

Нападение ягуара на лошадь (1910)

Нападение ягуара на негра в джунглях (1910)

Натюрморт с чайником и фруктами (1910)

Обезьяны в джунглях (1909)

Обнаженная с медведем (1901)

Охота на тигра (1895 — 1896)

Севрский мост (1895)

Спящая цыганка (1897, Нью-Йоркский музей современного искусства)

Футболисты (1908)

Источник: https://evivid.ru/zhivopis-anri-russo.html

«Сон» Анри Руссо: о чем эта картина?

Руссо Анри Французский художник Анри Руссо написал «Сон» в 1910 году. Картина выставлена в Нью-Йоркском музее современного искусства (МоМА), США.

Обнаженная женщина на диване – типичный для классической живописи сюжет. Вспомним «Маху обнаженную» Гойи, «Олимпию» Мане, «Спящую Венеру» Джорджоне. Фоном там служили спокойные пейзажи или роскошные интерьеры. Руссо помещает героиню в дикие джунгли, да еще и вместе с диваном.

Ее не смущает присутствие змей и хищников, она спит с открытыми глазами и вообще весьма активна. На картине изображена ночь, судя по замечаниям художника, но она очень похожа на день: слишком бледная луна, светлое небо, полностью раскрытые цветы.

Мария Ревякина: Совмещая эти несочетаемые элементы, Руссо не столько пародирует академическую живопись, сколько исследует тему бессознательного, границы фантазии и реальности.

Тщательно выписывая детали, он показывает: реальность и вымысел тесно взаимодействуют, образуя такие же сложные «переплетения», как и растения в джунглях.

Не исключено, что сюжет картины навеян трудом Зигмунда Фрейда «Толкование сновидений», который вышел за несколько лет до написания картины.

Андрей Россохин: На первый взгляд, это библейская история про райский сад и Адама и Еву, которых искушает змей. Но, как в любом сне, здесь есть и скрытое содержание. Библейский сюжет – это лишь рисунок на занавесе. А суть «Сна» – в фантазиях детского «Я» художника, которые рисуют первичный рай – не библейский, а младенческий, – где мать принадлежит ребенку целиком и полностью.

Руссо Анри

Флора и фауна

Мария Ревякина: Почти все пространство холста занимает экзотический пейзаж, мы видим буйство растительности с разнообразными цветами, плодами, травой, животными.

Художник, отвергавший многие законы классической живописи, в том числе и законы линейной перспективы, достигает эффекта глубины и трехмерности в изображении тропического леса благодаря сложным, причудливым переплетениям растений и богатой цветовой палитре.

Руссо использовал здесь более тридцати оттенков зеленого цвета. Животных автор тщательно маскирует: увидеть их всех можно только в том случае, если продолжительно вглядываться в картину.

Андрей Россохин: Важные атрибуты картины – глаза и уши. Привлекают внимание глаза льва и львицы, глаза заклинателя, играющего на флейте.

А самый большой глаз здесь – у слоненка (1) с высоко поднятым хоботом, который скрывается за ветвями. Форму ушей льва и львицы (2) повторяют цветы и листья. А бутоны повторяют форму глаза слоненка.

Фактически, все цветы вокруг состоят из этих двух символических образов. Вся природа словно обращена в слух и в зрение.

Слоненок

Андрей Россохин: Слоненок (1), подсматривающий за всем, что происходит, – это для меня главная фигура и ключ к разгадке содержания сновидения. Он похож на ребенка, который ночью подглядывает за тем, что происходит в спальне у родителей.

Фактически, картина Руссо – это классическая фантазия маленького ребенка о первосцене – сексуальных отношениях родителей. В реальности ребенок понятия не имеет о том, что происходит за дверями родительской спальни.

И проникнуть туда может только в своих детских фантазиях.

Руссо Анри

Женщина на диване

Мария Ревякина: Интересно, что поза женщины (3) и ее вытянутая левая рука напоминает нам позу Адама в «Сотворении Адама» Микеланджело. Рука – один из древнейших символов в искусстве, знак творческой, преобразующей природы человека. У Микеланджело рука Адама становится «посредником» при передаче духовной энергии от Бога человеку.

В картине Руссо Адама нет, но есть Ева. Она не лежит пассивно, позируя зрителю. Напротив, она активна, энергична, она создает мир вокруг себя. Она такое же творение Бога, как и мужчина. Так в картине прослеживается тема гендерного равенства, актуальная для современного живописцу общества.

Андрей Россохин: Фантазия ребенка рисует обнаженную героиню, в которой нет никакой сексуальности. Зато есть диван, по отзывам современников, принадлежавший королю Франции Людовику.

Король – отец нации, родительская фигура, а значит, и диван его может играть роль родительской кровати.

Рядом мы видим родительскую пару – льва, царя этих джунглей (отцовская фигура) и львица (женская, материнская фигура).

Обратите внимание: две женщины, львица и женщина, смотрят друг на друга. Обе мужские фигуры, музыкант и лев, смотрят в одну сторону: их взгляды направлены на самого художника. С последними ребенок связывает свою мужскую идентичность. Но в то же время он отрицает парные отношения: взгляды мужских и женских фигур на картине не пересекаются.

Рисуя в своем воображении первосцену, он при этом отрицает интимную связь родительской пары. Собственно, это пытается сделать каждый ребенок, желая, чтобы отец и мать принадлежали ему по отдельности. Здесь существует только мать, у которой нет сексуальных отношений с отцом.

Руссо Анри

Музыкант

Мария Ревякина: Фигура темнокожего музыканта (4) расположена на одной вертикали с фигурой хищника, они оба смотрят прямо на зрителя.

Мистический образ музыканта вызывает любопытство, вовлекает зрителя в пространство картины, делая его участником сна, в то время как образ хищника говорит об опасности этого любопытства.

Такой контраст неслучаен: лес с его глубиной, неожиданностями и тайнами, которые символизирует фауна, подобен нашему бессознательному – исследовать его интересно, но результат может быть непредсказуемым.

Андрей Россохин: Играя на флейте, заклинатель успокаивает не только змею как символ сексуального соблазнения. Руссо, комментируя картину, писал: «Когда месяц отбрасывает свет на цветы и зеленые деревья, звери, и даже хищники, замирают, прислушиваясь к чудесным звукам музыки». Флейтист – это детское «Я» художника – кстати, он сам играл на скрипке, – чьи фантазии мы видим на картине.

Флейта помогает ему успокаивать животные, сексуальные страсти внутри себя, гасить возбуждение, вызванное фантазиями о первосцене. Этот образ – ребенок сам успокаивает себя, играя на флейте, – вызывает ассоциацию с мастурбацией. Что дополняется образом слоненка, у которого поднят хобот, напоминающий эрегированный пенис.

Руссо Анри

Детали

Мария Ревякина: «Сон» привлекает внимание ритмичным повторением геометрических форм: так, оранжевая змея (5) повторяет изгибы тела Евы, а луна (6) – окружность ее груди. В христианской традиции луна ассоциировалась с двойственной натурой Бога.

Что касается змеи, то в одном из апокрифов, где упоминается о первой жене Адама, своенравной и независимой Лилит, сказано: именно Лилит явилась в виде змеи и искусила Еву, приревновав Адама и желая таким образом ему отомстить. Возможно, образ змеи здесь олицетворяет не только независимость от мужчины, но и теневую сторону женской натуры.

Фантазии о первичном рае

«Фантазируя о первосцене родителей, ребенок, точнее, детское «Я» художника, представляет себе первичный рай, – подводит итог Андрей Россохин. – Там нет сексуальности, Ева, его мать, еще не соблазнена змием и принадлежит ему, младенцу, целиком.

Так воображение защищает маленького ребенка от признания того факта, что между родителями есть нечто, ему неподвластное. Мы видим здесь присутствие отцовской фигуры – в виде льва, музыканта. Но тайной телесной связи между отцом и матерью нет.

Он может спать спокойно».

Руссо Анри

Андрей Россохин – психоаналитик, доктор психологических наук, руководитель магистерской программы «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование» в НИУ «Высшая школа экономики», руководитель магистерской программы «Психоанализ и психоаналитическая психотерапия» в НИУ «Высшая школа экономики».

Руссо Анри

Мария Ревякина – искусствовед, коуч, изучает психоанализ и бизнес-консультирование в НИУ «Высшая школа экономики».

Источник: http://www.psychologies.ru/standpoint/son-anri-russo-o-chem-eta-kartina/

Анри Руссо — Сон: Описание произведения

Огромное полотно «Сон» нередко называют лучшим произведением Руссо. Это то ли последняя, то ли одна из последних (сведения разнятся) его работ, и в ней, пожалуй, художник сказал всё, чему научился за свою жизнь.

«Сон» можно официально считать предтечей сюрреализма.

Руссо нередко подстраховывался, дабы публика правильно поняла, «что хотел сказать художник», и снабжал картины обширными м. В частности, «Сон» получил такую аннотацию от создателя: «Ядвиге снится волшебный сон. Она спокойно уснула под звуки флейты неизвестного соблазнителя.

Когда месяц отбрасывает свет на цветы и зеленые деревья, звери, и даже хищники, замирают, прислушиваясь к чудесным звукам музыки».

По одной из легенд, Ядвигой звали польку, в которую Руссо в юности был влюблен. Впрочем, он утверждал, что на «Портрете Ядвиги», выкупленном Пикассо в магазине по цене чистого холста, изображена его учительница-полька. Конечно, юноша вполне мог быть влюблен и в учительницу, но здесь мы окончательно переходим в область догадок, поэтому вернемся к факту: Руссо нравилось имя Ядвига.

«Сон» воспроизводит пространство сновидения, причем это именно пространство – потрясающее богатство палитры позволило художнику создать трехмерность. Новаторским сюжетным открытием стал перенос спящей девушки в мир ее сновидения. То есть перенесена не Ядвига – персонаж сна, а сама Ядвига, смотрящая сон.

Подзаголовком картины можно бы сделать «Так зарождался сюрреализм». Ирония в том, что столь необычным образом Таможенник выразил свое пристрастие к академической, салонной живописи.

Есть ли что-то более типичное для этого направления, чем обнаженная девушка, возлежащая на диване? В трактовке Руссо этот сюжет банальным точно не назовешь!

С технической и колористической стороны картина безупречна – множество оттенков зелени (здесь использовано более 20 зеленых тонов), создающих ощущение глубины, яркие вплетения экзотических цветов, спелые плоды. Тропическое буйство цветов, плодов, зелени создает аллюзию рая.

Множество животных и птиц, темнокожий музыкант, про которого нам художник разъяснил, что он – искуситель. Но в этом сновидении речь не пойдет ни об опасности, ни об изгнании, сон явно и очевидно сладостен, воистину райский сон.

В отличие от множества других работ Руссо, которые встречали насмешками и публика, и коллеги, выставленный на 26-м Салоне Независимых «Сон» сразу же привлек восхищенное внимание.

Поэт Гийом Аполлинер написал об экспозиции статью, отметив, что уж теперь-то над Таможенником вряд ли кто осмелится смеяться – и публика, и художники признали картину шедевром. А основоположник сюрреализма в литературе Андре Бретон утверждал, что эта картина «впитала в себя всю поэзию и все тайны нашего времени».

Алена Эсаулова

Источник: https://artchive.ru/henrirousseau/works/9199~Son

Тропический эротический сон Анри Руссо

Дядюшка Фрейд в предвкушении потирает ручки — говорить мы сегодня будем об одной из самых неоднозначных картин великого, на мой взгляд, Анри Руссо.

«Сон»

Диван с обнаженной, да ещё и посреди тропического леса, джунгли и темнокожий флейтист…

Сам Руссо так лаконично говорил о своей картине: «Ядвиге снится волшебный сон». Только чей это был тропический эротический сон? Вам, дорогие читатели, нужно знать две основных детали — художник был самоучкой, на момент написания полотна ему исполнилось 66 лет!

Вообще обнаженная женщина на диване (софе) – довольно распространённый и классический сюжет для мировой живописи. К нему в своё время обращался Гойя, обнажая свою «Маху», и Мане, представляя публике скандальную «Олимпию», и даже «Спящая Венера» Джорджоне тоже была без одежды!

«Олимпия» Эдуарда Мане

Сам Руссо родился в 1844 году в живописном городке на западе Франции.

 Что примечательно, семья его далека от искусства, отец был сантехником, а юный Анри неслучайно в будущем обзавёлся прозвищем «таможенник» — отслужив в армии, Руссо стал работать на французской таможне, не слишком поэтичном, но довольно прибыльном поприще. И что бы вы думали, интерес к живописи появился у Анри Руссо в зрелом возрасте, а дальше вылился в достойнейшие работы, пусть и не обрамлённые профессиональными навыками.

Анри «Таможенник» Руссо

Кстати, биография Руссо местами настолько атипична, что порой кажется, противопоставляет его другим художникам.

  • В то время, как некоторые герои наших предыдущих статей получали образование в Академиях художеств, кто-то начиная даже с измальства, Руссо, как мы выяснили, профильного образования не имел и обратился к живописи довольно поздно. Хорошо.

Герой нашей статьи — Анри Руссо

  • Далее. В отличие от того же Гогена, запечатлевающего тропические пейзажи что называется «с натуры», Руссо никогда не был в экзотических странах, чтобы так натуралистично и колоритно рисовать те же джунгли! Впрочем Анри Руссо критики хвалили именно за это — колористическое богатство работ и фантазийные сюжеты.
  • Ещё один любопытный факт — практически полное отсутствие соперничества. Да, Руссо был, по воспоминаниям современников, не слишком конфликтным человеком. Его уважали и ценили «соплеменники по кисти», а надгробный барельеф на могиле спроектировал и создал великий французский скульптор Константин Брынкуши.

Тропический эротический сон

«Трапеза льва» (1907)

Вернемся ко «Сну». Как здесь замешан Фрейд или просто к слову пришлось? Замешан! Мало того, что Руссо исследует тему бессознательного, грань выдуманного и реальности, так ещё не исключено, что сюжет этого полотна навеян книгой Фрейда «Толкование сновидений», вышедшей за пару лет до создания «Сна».

Детальный «Сон»

Подберемся к деталям. Обратите внимание на глаза героев, в частности глаза льва и львицы и заклинателя, играющего на флейте. Но самый большой глаз здесь – у слоненка (1) с высоко поднятым хоботом, который прячется за ветвями. Любопытно, что бутоны на картине повторяют форму глаза слоненка.

Работа Руссо, на мой взгляд, заслуживает детального скрупулезного рассмотрения и осмысления. Она относится к тому числу картин, финал которых автор намеренно оставляет открытым.

Могло ли это быть предчувствие смерти и возвышение над бренностью мира (художник умер спустя несколько месяцев после окончания работы над полотном)? Или возвращение к истокам и проекция детского «я» художника, где Ева-мать полностью принадлежит своему дитя и не искушена змеем?

Фантазийно-тропический мир Анри Руссо

А что думаете вы, дорогие читатели? Давайте порассуждаем, что видите в этой работе вы? Ведь мнение преданного зрителя намного чище и незамутненней мнения критиков. Жду вас в х, давайте общаться!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a9c4211a936f446a0901226/5d445c1ee3062c00b84dd912

Волшебник и фантазёр Анри Руссо

Руссо был самоучкой, полностью посвятить себя живописи смог только в зрелом возрасте,когда ушёл со службы в отставку в 1885 году, тогда ему было уже более 40лет.Источником вдохновения мастера в ранний период его творчества были

народные картинки, с их простыми и яркими цветами и обилием деталей.

 Значительная часть картин, относящихся к позднему периоду творчества Руссо, —это экзотические пейзажи,фантастические изображения джунглей.

Период работы над циклом «Джунгли» в течение 15 лет стал для художника самым плодотворным

.В его картине «Сон » из этого цикла (1910,Нью-Йорк, коллекция Дженис)сочетание реальных и воображаемых пространства и времени предвосхищает опыты сюрреализма. Начав писать пейзажи, художник дает волю своей безграничной фантазии.Львиная трапеза Самое удивительное,что никогда художник не был в дебрях Африки и джунглях Мексики,все его таинственные картины создавались силой воображения и фантазии. Дальше Ботанического сада в Париже он нигде не бывал.

Но именно этот сад стал для него источником фантазий, действовавших на него также сильно и таинственно, как действуют теперь на нас – его картины.

Экзотический пейзаж

Правда ходили легенды,которые сам художник не опровергал ,будто ему пришлось

однажды побывать в Мексике, когда он  был  солдатом  французскойармии, которую Наполеон III послал воевать в далекую Мексику.Не потому ли в его «тропических» картинах тигры, обезьяны и фламингоживут в окружении растений, удивительно похожих то на американскую

агаву, то на стебли мексиканской кукурузы.

 Среди многих его экзотических, просто завораживающих полотен  особо выделяется  колдовская картина «Заклинательница змей»,ставшая знаменитой и хранящаяся в музее Орсэ в Париже.

Заклинательница змей 1907

Руссо как художника отличала  особая работа с цветом. Художник тщательно

прорабатывал тона картины и детали пейзажа. Чтобы изобразить,например,листву, ему иногда требовалось более 50 оттенков зеленой краски.Его внимание сосредоточивалось главным образом на придумывании,сочинении картин, а не на использовании впечатлений от натуры,что имелоогромное значение для дальнейшего развития живописи в тот момент,когда произошел отказ от импрессионизма.Сон  (Сон Ядвиги) 1910«Сон» — последняя и главная картина последнего периода творчества Анри Руссо,

написанная за несколько месяцев до внезапной смерти художника.

Она получила широкое признание и критиков, и публики сразу после выставки«Салона Независимых». Как объяснял сам Руссо, на полотне изображен сон,который видит лежащая девушка.

Обнаженная на диване – излюбленный идаже традиционный сюжет салонной живописи — на этой картине оказываетсяпосреди джунглей.»Тут, задолго до опытов сюрреализма, смешиваются сон и явь,демонстрируя реальность воображаемого.

» Руссо удивительно ярко и сочно

изображает тропическую растительность. И хотя его травы и цветы не имеют

соответствий в атласах растений и являются плодом богатого

воображения художника, они выписаны с предельной тщательностью.

«Определить границы плоскости, передать трехмерное пространство, придатькомпозиции глубину, — все это для него было непостижимым.»Так и не освоив законы перспективы, Руссо добивался реалистичного объема

 своих джунглей за счет цветовых нюансов и сложного переплетения растений,

например, только для изображения листвы он использовал здесь больше 20-ти оттенков зелёного,

что создавало ощущение зрительной удалённости.

«Не знаю, нравится ли это Вам, как мне, однако когда я попадаю в оранжерею и вижу там редкие растения из экзотических стран, то думаю, что мне снится сон.И я начинаю чувствовать себя другим человеком…»Анри РуссоСпящая цыганка 1897

  • Кроме живописи Руссо создал и несколько литературных произведений —
  • Умер Анри Руссо в Париже 4 сентября 1910.
  • чтоб на святом досуге ты писал портреты звезд».

мелодрамы, полные той же наивной фантазии, что и его полотна,а также занимался музыкой,за свой вальс,например он был награждён.Причиной его смерти стала гангрена, которая развилась после травмы ноги.А Гийом Аполлинер напишет на его надгробии сочиненную им эпитафию: «Прощаемся с тобою, наш добрый друг Руссо! Услышь нас — Делоне с женой,Кеваля и меня. Мы принести тебе в подарок кисти, краски, холст,Коляска папаши ЖюньеКорабль,попавший в штормИгра в мячКрестьянская свадьба

    Карнавальный вечерСчастливый квартетНападение тигра на буйволаМебельная фабрикаНападение в джунглях 1891

    «Тигр во время тропической грозы» (так буквально переводится французское название картины) —это первое произведение Руссо, посвящённое джунглям

    Столетие свободы (Карманьола)

    • О художнике :http://gallerix.ru/read/anri-russo/

    Источник: https://agent-40.livejournal.com/43325.html

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector