Кустодиев борис «ярмарка» описание картины, анализ, сочинение

С наступлением зимы в Астрахани особенно вспоминаются прекрасные картины Бориса Кустодиева. Художник-астраханец посвятил описанию зимних пейзажей ряд уникальных полотен. Зима для художника – это веселое катание на санях, балаганы, карусели, праздничные народные гуляния, яркость и красочность. Прямое противопоставление серой и скучной жизни. 

Зимние краски мы встретили и в доме-музее Бориса Кустодиева:

Кустодиев Борис Кустодиев Борис Кустодиев Борис

Известный (не)известный Борис Кустодиев

Автопортрет. 1912

Кустодиев Борис

Этот портрет находится в Галерее Уффици. Кустодиев пишет себя на фоне праздничного зимнего города. Он выбрал панораму Троице-Сергиевой лавры – символа русского православия.

 Колористические, композиционные и идейные принципы этого автопортрета художник в дальнейшем развил в остальных своих работах, особенно в портрете Шаляпина.

Это было началом становления нового синтетического портрета и «типичной» линии творчества художника.

Фигура Кустодиева как бы выхвачена из толпы людей,  гуляющих вдоль изображенных на заднем плане церковных стен. Позади себя он показывает зимний пейзаж с церквями, праздничную ярмарочную толпу – всё то, что вызывало у него радость и всю жизнь питало его творчество.

“Морозный день”. 1913

Кустодиев Борис

Живописец изобразил небольшой городок. Стоит невероятно ясный морозный день. На первом плане мы видим дворника, который подметает снег. Слева мчатся сани. Зритель чувствует дыхание русской зимы и жжение озорного мороза. Именно таков уклад русского быта, который Кустодиев изобразил с невероятным мастерством.

Время, не властное над искусством, в Доме-музее Бориса Кустодиева

 “Портрет Федора Шаляпина”. 1922

Кустодиев Борис

Для Кустодиева Шаляпин был кумиром с юных лет и другом. Художник называл эту картину одной из самых любимых. Певец с высоты своего роста оглядывает незнакомый городок, где ему придется выступать. Афиша о его концерте внизу холма.

 Художник позволил себе долю лукавства и показал некую самовлюбленность известного певца. Персонаж одет в распахнутую шубу, хотя на улице еще морозно.

 На втором плане картины можно увидеть дочерей Фёдора Шаляпина: Марину и Марфу, и его друга и секретаря Дворищина.

“Зима”. 1916

Кустодиев Борис

Картина «Зима» 1916 года принадлежит к серии работ «Масленица». В других вариантах полотно русского художника демонстрирует многолюдные гуляния в честь проводов зимы. «Зима. 1916» – сокращенный образец провинциальной жизни русского народа на фоне заснеженного пейзажа.

“Балаганы”. 1917

Кустодиев Борис

Известный русский художник Борис Михайлович Кустодиев несколько раз в своем творчестве обращался к праздничной теме проводов зимы, раскрывая ее каждый раз с ощущением радости от яркости и морозной свежести.

Одна из этих ярких работ, картина Кустодиева Масленица была написана в 1916 г., продолжая впоследствии эту творческую тему, он создает еще два колоритных полотна в 1919 году и в 1920.

Хотя некоторые зарисовки и этюды русского праздника были сделаны им ранее.

“Масленица”. 1916

Кустодиев Борис

Последние вечерние лучи освещают заснеженный город, высокие шпили и разноцветные купола церквей. А внизу скрипят, вращаясь, разноцветные качели и карусели, издалека слышен веселый гомон ярмарки. Ярко расписные сани, которые мчит пара лошадей вдоль улицы. Веселье охватывает всех.

“Масленица”. 1919

Кустодиев Борис

“Масленица”. 1920

“Лыжники”. 1919

“Зимняя ярмарка”. 1921

Источник: https://astrakult.ru/zimnee-tvorchestvo-borisa-kustodieva-prazdnik-i-koloritnost/

Сочинение по картине художника Бориса Михайловича Кустодиева «Масленица»

Кустодиев Борис Кустодиев Борис
Кустодиев Борис

Жанр и история создания

Кустодиев Борис

Картина «Масленица» Кустодиева создана в жанре жанровой живописи в стиле модерн. Кисти художника принадлежит еще 2 полотна, посвященных народному празднику.

Кустодиев написал картину в сложное для страны время, когда Россия вступает в Первую мировую войну. Незадолго до этого состояние художника резко ухудшается. Передвигаясь в инвалидном кресле и превозмогая сильные боли после операции, он начинает писать полотно, полное ярких красок, счастья и праздничного настроения.

Описание картины

Основная тема картины — народный праздник, отражающий размах и широту русской души, которые Кустодиев отразил в своем полотне.

Традиционная Масленица — это целая неделя гуляний, которые сопровождаются играми и соревнованиями. Нарядные люди ходят в гости, катаются на санях, поют веселые песни и танцуют. На городских площадях строят снежные городки и разбивают красочные шатры. Женщины прямо на улице пекут блины и угощают ими прохожих. Масленица — это встреча долгожданной весны.

На картине видны мелкие детали праздничных нарядов, которые достали из сундуков. Яркие платки, цветастые шали, варежки, лохматые шапки говорят о том, что люди ждали веселья и долго готовились к празднику.

Кустодиев Борис

Действие картины разворачивается на главной городской площади. Город укрыт белым снегом. Его освещают последние вечерние лучи. Закатное небо окрашено яркими красками. Купола церквей, высокие шпили отражают солнечный свет.

Внизу расположилась шумная ярмарка. Слышен скрип расписных качелей, быстро вращаются карусели. Вокруг царит веселая атмосфера. Художник точно передает гомон людей, спешащих на городскую площадь.

На переднем плане изображены красивые расписные сани, которые на полном ходу мчатся на праздник. Они украшены узорчатой золоченой дугой, которая подчеркивает праздничную атмосферу. Бородатый кучер лихо управляется с тройкой, которая пускается в галоп.

Чтобы показать массовость гуляния, Кустодиев изобразил еще несколько саней, в которых находятся веселящиеся жители городка. Видно, что между ними идет соревнование, кто быстрее, удалее, звонче.

Всех охватывает веселье, ведь катание на лошадях — традиционное развлечение в праздничные дни.

Недалеко от лошадей расположились люди, которые разговаривают и смеются. Там же стоит разносчик, в руках которого находится лоток, полный товара. На картине художник постарался изобразить небольшие детали, которые важны в Масленицу.

Автор полотна создал собирательный образ русского народа. Жители провинциального городка объединены одним праздником. Границы и условности стерты.

Забыв про тяготы и повседневные заботы, русская душа может радоваться легко и беззаботно. Простые люди и зажиточные купцы, торговцы и дети собрались вместе, чтобы отметить приход весны.

Они ожидают главное событие гулянья — сжигание соломенного чучела.

Выразительные средства

Картина «Масленица» Бориса Кустодиева отличается от работ других художников. Красочность и некий примитивизм создают легкое настроение и передают праздничную атмосферу в провинциальном русском городке.

Кустодиев Борис

Автор использует богатую цветовую палитру:

  • золотистые и розоватые облака на зеленовато-голубом вечернем небе;
  • нежно-голубой, розовый, серовато-сиреневый снег;
  • желтые расписные сани;
  • ярко-синий кафтан меховая шапка с красным цветом у возницы.

Выбор цвета позволяет художнику проникнуться атмосферой масленичного гуляния и точно передать ее.

Настроение произведения

В работах Кустодиева передан характер русского человека, его умение радоваться и веселиться. Художник точно передает размах русской души, ее чувственность и открытость. Полотно наполнено весельем, теплом, хорошим настроением и яркими эмоциями. В такой день нет места обидам и злобе. Все вместе радуются приходу весны и просят прощения друг у друга.

Имя великого русского живописца связано с яркими и живыми образами. Он всегда стремился показать самую лучшую и светлую сторону жизни. На картине передано общее веселое настроение, связанное с наступлением весны, песнями, плясками и вкусными угощениями.

Как подготовиться к уроку

Подготовка к сочинению по картине Кустодиева «Масленица» в 5 классе позволит проникнуться настроением праздника и внимательно рассмотреть детали полотна.

Радостное настроение и вера, что в жизни всегда есть место празднику — главная тема картины Б. Кустодиев «Масленица». Устное сочинение по картине можно подготовить, используя следующий план рассказа:

Кустодиев Борис

  1. Кустодиев — великий мастер изображения народных праздников.
  2. Вид заснеженного городка.
  3. Народное гулянье.
  4. Поездка на тройке.
  5. Описание природы.
  6. Русские традиции на полотнах художника.

Сочинение по картине «Масленица» в 5 классе должно показать, как Кустодиев мастерски изображал бытовые сцены, подчеркнуть яркость красок и общее настроение.

Картина Кустодиева необыкновенно яркая, красочная и жизнерадостная. Изображение праздника живо и правдиво. Это не случайно. Художник тонко чувствовал народ и верил, что мечта обязательно осуществится.

Источник: https://nauka.club/literatura/sochineniya/maslenitsa.html

Борис Михайлович Кустодиев: в чем ошибался великий Бенуа?

Слова Бенуа как никогда подходят к одной из знаменитых картин Кустодиева «Ярмарка», которая была написана им в 1906 году и хранится ныне в Государственной Третьяковской галерее.

Здесь мастер воспевает мир русской провинции. Художника привлекает тема шумных деревенских праздников, ярмарочных гуляний и веселых танцев. В картине расшитая одежда, яркие ковры, расписные игрушки, сани и карусели. Много цветных шалей, а самое главное — в картине нет места серому небу, нищете и усталости.

Кустодиев Борис Б. Кустодиев, «Ярмарка», 1906 г. ru.wikipedia.org

Источники говорят нам о том, что посещая картинные галереи Парижа и Милана, живописец стал тосковать по родине. Он раньше срока уезжает из Европы в Россию и сразу едет в провинцию, где с большим увлечением уходит в работу. Картина «Ярмарка» стала одной из самых замечательных работ, посвященных миру русской провинции.

Но была у цитаты из начала этой статьи и вторая часть. Увы!

«…Когда же он пишет модных дам и почтенных граждан, это совсем другое — скучновато, вяло, часто даже безвкусно. И мне кажется, не в сюжете дело, а в подходе к нему».

Кустодиев Борис Б. Кустодиев, «Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой», 1907 г.Источник: artchive.ru

Но как хочется воскликнуть: «Как здорово вы ошиблись, господин Бенуа, в оценке творчества мастера!» Чего стоит хотя бы его работа «Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой» (1907 г.

), экспонирующаяся в Самарском областном художественном музее. Мы видим светловолосую девочку в белом платье, которая удивленно глядит на зрителя, протягивая букет ярко-синих цветов, а другой рукой держится за собаку.

От картины веет очарованием образа радостного и счастливого детства.

А как же его неповторимые «Купчихи»? Кустодиев наделил каждую особой яркой индивидуальностью, но есть качества, которые и объединяли их. Купчихи получались у художника томные и нарядные, чуть сонные, изображенные не без юмора.

Кустодиев Борис Б. Кустодиев, «Купчиха за чаем», 1918 г. ru.wikipedia.org

Но самое главное заключалось в том, что его полотна — это живое свидетельство той патриархальной России, которая вскоре осталась в прошлом.

Несомненно, купеческий цикл его работ (да и не только он) связан с этой темой, и тем притягательны его картины для будущих поколений. Вершиной работ знаменитого художника можно назвать произведение «Купчиха за чаем».

Эта картина — прежде всего образ спокойной, благоустроенной жизни, прямо противоположной той, что была потом в послереволюционные годы.

И в заключение статьи хотелось отметить интересную деталь из биографии мастера. Последние 15 лет великий художник был прикован к постели и свои выдающиеся работы был вынужден писать лежа.

Однако именно в этот тяжелый период жизни появляются его наиболее яркие, темпераментные, жизнерадостные работы. И, конечно, их не назовешь скучными. Особенно интересна работа «Портрет профессоров П. Л. Капицы и Н. Н. Семенова» (1921).

Художник написал портрет двух еще никому не известных людей, словно предвосхищая их дальнейшую звездную научную судьбу.

Кустодиев Борис Б. Кустодиев, «П. Л. Капица и Н. Н. Семёнов», 1921 г. ru.wikipedia.org

Кустодиев был в числе тех художников, которые приняли Октябрьскую революцию. Они верили в будущее новой России, хотя голод, война и разрушения подрывали веру в светлые идеалы. Художник скончался весной 1927 года и похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/95876/

Описание картины Бориса Кустодиева «Ярмарка»

Кустодиев Борис

Картина «Ярмарка» была написана Борисом Кустодиевым в 1906 году по заказу Экспедиции заготовления государственных бумаг, которая намеревалась издать серию воспроизведений современных картин для народа, выполненных в духе лубка. Для Кустодиева заказ оказался счастливым случаем, так как стимулировал его собственные поиски празднично-красочной живописи. На ярмарках покупали и продавали, общались, играли, веселились. Такую ярмарку — праздник для всех деревенских жителей — и изобразил на своей картине Борис Кустодиев.

Художник передал пестрое, многоцветное зрелище ярмарочной сутолоки, используя чистые, яркие красочные пятна и композицию, словно срезанную по краям и выхватывающую фрагмент толпы, часть потока людей. Они движутся в разных направлениях вдоль линии лотков.

Здесь нет четко выделенных главных персонажей и какого-либо единого общего действия, каждый занят своим: мальчонка слева — свистульками, румяная, похожая на куклу девочка справа — разглядыванием кукол, баба в ситцевом цветастом платье — выбором граблей, парень в картузе, сопровождаемый приятелем, — гармоникой, старик в лаптях, купивший новые валенки, — степенной беседой на ходу с другим, опирающимся на палку.

Художник не показал лиц участников ярмарки: они воспринимаются одним целым. В глазах пестрит от мелькающих праздничных одежд: нарядные платья женщин, яркие платки, новые лапти и кафтаны мужчин.

На переднем плане Кустодиев изобразил двух пожилых мужчин, которые что-то яростно спорят: может, о чем-то торгуются, может, обсуждают предыдущие ярмарки. Неподалёку мальчик, который жует сахар, и девочка, держащая в руках новую куклу.

Две женщины стоят возле прилавка и обсуждают товар, другие примеряют узорные платки. В другой части картины покупатели выбирают необходимые в хозяйстве вещи: лопаты, грабли, ведра. Заметно, как женщина торгуется с продавцом. Рядом молодые парни хотят приобрести какой-нибудь музыкальный инструмент.

Больше всего привлекает их гармонь — они испытывают её звучание. Яркие краски, бурная деятельность — ярмарка кипит, веселится, советуется, торгуется, обсуждает товары и последние новости.

На заднем плане картины Борис Кустодиев изобразил деревню. Она исполнена совершенно в иных тонах — серые дома, серое низкое небо. После окончания ярмарочного дня людям придётся вернуться к повседневной серой жизни и с нетерпением ожидать новой яркой ярмарки.

Над всем этим зрелищем возносятся белые и розовые, с зелеными крышами церкви и колокольни, у подножия которых развернулся торг.

Пространство у Кустодиева до предела загущено фигурами и изображением ярмарочных товаров, композиция строится полосами, ярусами — таковы изображения толпы , холщовых навесов над лотками, полос дальнего леса и белесоватого от облаков неба.

Цвет не подчинен «натурности», не зависит от условий меняющегося естественного освещения, и хотя внутри его пятен художник передает тонкие красочные нюансы, в целом цвет «уложен» в четкие обобщенные линии силуэтов, упрощающих и уплощающих форму .

Фрагментарность композиции, яркость цвета, уплощенность
объемов — все в картине «выстроено», а не «списано с натуры», все подчинено условности изображения, решению декоративных художественных задач, выразительным характеристикам типов ярмарочной публики.

Уже на этой картине — первой в ярмарочной серии — наметился, таким образом, ряд основных черт неповторимо-индивидуального почерка бытовых картин Кустодиева, но эти особенности, однако, были им не сразу и не до конца осознаны как важная находка.

Поиск декоративности привел художника к некоторой пестроте цвета, которую он стремился убрать, смягчая ее излишнюю резкость за счет общей гармонизации красочных пятен, их соотношения друг с другом на плоскости картины.

В портретах, где Кустодиев опирался на традиции пленэрности и пользовался затемненной и суженной красочной гаммой, он успешно добивался общего тона. Здесь эта задача не стояла и прошлый опыт помочь не мог. На новом пути возникли и новые для художника трудности в преодолении недостатков цветового строя. Александр Бенуа однажды назвал его специфику у Кустодиева «дракой красок». Кустодиев, однако, считал, что пестрота присуща самой русской жизни, является ее характерным качеством, и в дальнейшем не отказывался от цветовой интенсивности в своих полотнах, продолжая поиски своеобразной «сгармонированной пестроты». Острая индивидуальность почерка Кустодиева в «Ярмарке» произвела впечатление на членов Совета Третьяковской галереи, и картину купили для этого музея.

  • Год написания картины: 1906.
  • Размеры картины: 66,5 x 88,5 см.
  • Материал: холст.
  • Техника написания: масло.
  • Жанр: жанровая живопись.
  • Стиль: модерн.
  • Галерея: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.

Источник: https://opisanie-kartin.ru/kustodiev-boris/yarmarka/

Сочинение по картине Кустодиева Масленица 5, 7 класс описание

Кустодиев Борис Масленица

Темой картины Кустодиева «Масленица» стало изображение народного гулянья. На фоне зимнего пейзажа изображены спешащие на главную площадь городка люди. Они едут в санях, запряженных в лошадей. Веселая праздничная атмосфера царит кругом.

Центральное место занимает пара красивых статных коней, запряженных в красивые росписные сани. На одном из них хорошо видно золоченую узорчатую дугу. Сидящие в санях  тоже спешат на праздник. Видно, что людей в них немало, есть и женщины. Мужчина управляет лошадьми.

А чуть дальше виднеются толпы веселящегося народа. Видны карусель и ярмарка.  Спешит туда народ со всех сторон. Много подъезжает людей к месту веселья.

Еще, на дальнем плане красуется в окружении деревьев церковь. Так же, видны на картине и дома, и другие городские строения. И, чем дальше их изображение, тем, кажется они все больше сливаются с виднеющимися вдалеке снежными просторами.

Интересен и сам пейзаж. Оттенки неба – золотистые с едва заметным бледно-голубым отливом и розовыми облаками в центре его. На этом фоне зимнего неба видны стайки птиц, взмывших вверх. Снежные сугробы на картине – белесо-голубоватого оттенка с небольшим бледно-розовым отблеском. На них видны следы лошадей.

Стоят, красуясь кругом серебристые от снега деревья. С левой стороны от центрального изображения саней с лошадьми и народом, крупным планом изображены березки. Они стоят на заснеженном холме, который ниже оцеплен в круг небольшими деревцами. За этой возвышенностью и видны карусель и толпящийся народ.

По правой стороне – еще несколько деревьев, которые художник выделил из общего фона, нарисовав их крупнее. Возле них – несколько человек. Остальные же деревья нарисованы небольшими. Но, видно, что их очень много. Из-за деревьев выезжают сани. Деревья есть и на площади, где веселится народ. И, по всему городку раскиданы они в своих зимних нарядах. Сливаются они с общим пейзажем.

Сочинение по картине Масленица Кустодиева

Масленица в творчестве художника — самая часто встречающаяся тема, одна из его любимых. В разные годы Кустодиевым было написано несколько картин, посвященных этому русскому празднику (в период с 1916 по 1920 годы).

Как известно, Масленица — традиционный праздник у славянских народов, предваряющий Пасху и знаменующий собой приход весны. Испокон веков Масленица отмечалась широко русским людом в течение целой недели, каждый день которой имел свои традиции и обычаи. На полотне Кустодиева изображен, надо полагать, самый ярко празднуемый день — четверг.

Художник ставит цель изобразить собирательный образ ликующей России, ибо праздник объединил всех горожан, какие-либо рамки и условности стираются — здесь и зажиточные купцы, и мелкие торговцы-бакалейщики, и галдящая ребятня, бегущая вслед резвым тройкам с бубенцами, и толпы зевак, собравшихся у театра в ожидании начинающегося представления.

Только русская душа, отбросив все тяготы нелегкой жизни, может гулять и радоваться так широко и беззаботно.

В картине легко узнаются символы-атрибуты праздника. Если полотно мысленно разделить на три части, в каждой можно найти нечто многозначное. Слева изображено все то, что связано с трапезой: об этом говорят на зданиях таблички с манящими названиями — «Булочная», «Сыр и икра», трактир, где сквозь окна виднеются столы, ломящиеся от яств.

В литературе символика поедания и трапез-пиров «на весь мир» достаточно часто встречающееся явление. Подтекст такого авторского хода говорит сам за себя.

Карнавалы и гуляния, где все только и занимаются, что поеданием пищи — не что иное, как отвлечение от окружающих событий, не всегда позитивных (картина написана в 1919 году — в послереволюционный период).

Следующий план — справа открывают ярко-красная вывеска «Театр» возле здания, крыша которого напоминает купол цирка, и объявление на стене с четко различимым словом «Борьба» в заглавии.

Здесь уже автором дается отсылка к традиции на масленичную неделю устраивать бои и представления, считалось, что таким образом нужно выпустить «пар», избавиться от всего негатива, накопившегося за зиму и открыть себя новой жизни. Кульминационным символом всего этого действа является церковь.

Церковь на Руси имела колоссальное значение, ни в одном населенном пункте не допускалось ее отсутствие. Это центростремительная сила, это все то, что сплачивает людей в непоколебимой вере. Церковь стоит на пригорке, как бы наблюдая, давая «добро» на празднование. Масленица все же — истинно христианский праздник.

И даже нечто большее — это надежда на возрождение жизни, это чистота мыслей и устремлений, это очищение и духовное и физическое перед предстоящим празднованием Великой Пасхи.

Подобные праздники, посвященные проводам зимы, характерны не только для русских — и у других народов существуют аналоги. Но ту любовь и тот колорит, что в полной мере переданы Кустодиевым в «Масленице» нигде больше не встретишь.

2, 5, 7 класс

Другие интересные картины

← Сирень↑ Кустодиев Б.М.Портрет Шаляпина →

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-kartinam/sochineniya-po-kartinam-xudozhnika-kustodieva-b.m/sochinenie-opisanie-kartinyi-kustodieva-maslenicza

Самые известные картины Кустодиева: список с описанием

Красивые картины Кустодиева давно обрели всемирную известность, хотя её не бывает слишком много. Имя Бориса Михайловича Кустодиева сразу ассоциируется с живописным полотном «Купчиха за чаем». Его нарочитая «русскость», «ярмарочность», и присущая некоторым работам «лубочность» — это не весь Кустóдиев.

Мир Кустодиева — художника, иллюстратора и театрального декоратора — намного шире и мощнее. Многогранность творчества художника и любовь к родине позволило ему не затеряться в недрах революционного движения.

Кустодиев не уехал в эмиграцию, а остался в СССР. Неизлечимо больной, прикованный к инвалидному креслу, он работал не щадя себя.

Ему трудно было держать кисти, но благодаря непревзойдённому таланту и силе воли, на свет появились его блистательные, яркие, полные жизни и радости, полотна.

Перед вами самые известные работы Кустодиева:

1

 Портрет И. Я. Билибина (1901)

Билибин, знаменитый художник, сказочный иллюстратор, был другом Кустодиева. Этот портрет — ранняя, но уже уверенная работа, когда Кустодиев обучался в мастерской у Репина. Ещё чувствуется подражание учителю, ещё нет фирменного «кустодиевского стиля», но портрет выполнен мастерски и очень реалистично.

Перед зрителем восседает на стуле изысканный молодой интеллигентный человек, одетый в белоснежную рубашку и элегантный сюртук. В петлице сюртука — красный цветок, как символ франтовства и любителя женщин. Герой — очень красивый молодой человек уверен в себе и слегка ироничен.

Кстати, о самых красивых и знаменитых портретах художников всего мира мы подготовили интересную статью.

2

 На террасе (1906)

Традиционный провинциальный быт всегда привлекал Кустодиева. Ему нравились сценки из жизни простых людей, их патриархальный уклад. Картина «На террасе» отличается теплотой и уютом дачной жизни.

За столом собралась для вечернего чаепития вся семья. Вдали виднеется лес, добротный загородный дом, где обитает семейство, только что построен.

На переднем плане не просто большая семья: дети и взрослые. Это семья самого художника. Его жена, сестра с детьми и мужем, и молодая няня.

Спокойная беседа, умиротворение, семейная идиллия подчёркивается обилием белого цвета в одежде всех персонажей.

3

 Московский трактир (1916)

Московский трактир не просто забегаловка, где можно перекусить. Это серьёзное заведение, куда приходили купцы и разные торговые и мастеровые люди, чтобы отдохнуть, пообщаться и вкусно поесть. Посетителей обслуживают вышколенные половые. Интерьер заведения яркий, праздничный и уютный.

В центре картины за общим столом изображена группа людей в одинаковой униформе. Возможно, гильдия извозчиков отмечает чаепитием какое-то событие. Они чинно пьют чай из фарфоровых блюдец. За стойкой — трактирщик включает патефон.

4

 Масленица (1916)

Эта сказочная картина насыщена яркими красками и их всевозможными оттенками. Снег буквально искрится в лучах заката, создавая немыслимые радужные переливы, которые сочетаются с общим праздничным настроем картины. Более всего поражает небо с переплетёнными изумрудными, розовыми и жёлтыми облаками, настолько прекрасное, что от него нельзя оторвать глаза.

Создавая этот шедевр, Кустодиев испытывал сильнейшие муки. Опухоль позвоночника превратила молодого человека в инвалида.

Он долго не брал кисти в руки, но превозмогая боль, решился создать жизнерадостное, полное счастья и энергии полотно.

На фоне прекрасного зимнего пейзажа мчится весёлая тройка, из-за сугробов выныривают нарядные сани, запряжённые лошадьми. Вдалеке виднеется цирк и праздничная ярмарка. Народ веселится, катается с горок, играет и танцует.

Хотите посмотреть на красивые фотографии лошадей разных пород? Переходите по ссылке! Это одна из самых популярных статей на most-beauty.ru.

5

 Купчиха за чаем (1918)

Русская красавица, роскошная купчиха, была написана в самые тревожные и голодные годы после революции. Кустодиев был уже тяжело болен, в стране бушевал развал, нищета и отсутствие элементарного — хлеба. Но тут появляется полотно, полное жизни и благополучия, которое произвело необычайный фурор.

На балконе дома, за самоваром с разными яствами и вкусностями на фоне идиллического пейзажа восседает купчиха. Толстая, красивая, холёная, пышущая здоровьем красавица с белоснежными сахарными плечами и руками в сине-фиолетовом бархатном платье. Рядом с ней упитанный кот, как символ благополучия и домашнего уюта.

6

 Портрет Шаляпина (1921)

Масленичные гуляния, тройки с бубенцами, ярмарка, бирюзовый искристый иней на деревьях, шум и гам. И на этом фоне внушительная фигура самого знаменитого русского оперного певца — Фёдора Шаляпина.

Он стоит в распахнутой бобровой шубе, опираясь на трость, как настоящий русский барин. Театральная поза, белоснежная манишка, чёрная бабочка и лаковые ботинки подчёркивает принадлежность к сцене.

На певца преданно смотрит его собака — белый бульдог.

В левом нижнем углу, на фоне афиши, рекламирующей выступление Шаляпина, изображены две дочери певца Марфа и Маша, в компании с И. Дворищиным, другом семьи.

Эта картина — настоящий памятник «Золотому русскому голосу».

7

 Купчиха с зеркалом (1920)

Молодой купчихе муж подарил шелковую шаль. Красавица не нарадуется, красуется у зеркала, а в дверях стоит купец, любуясь своим сокровищем — жёнушкой. Он явно рад, что покупка пришлась по душе. Картина насыщена яркими красками — малиновым, зелёным, синим, бордовым.

8

 Голубой домик (1920)

Это идиллическая картина того, как должна выглядеть русская семья. Это жизнь, которая подразделяется на определённые периоды: счастливого детства, беззаботного юношества, романтичной молодости, мудрой зрелости, уважаемой старости, увядания и завершения земной жизни. Дом утопает в зелени и солнечном свете. Голубой цвет — символ мира и счастья.

9

 Купчиха с покупками (1920)

Яркое полотно изображает момент из жизни купчихи. Дородная купчиха гордо возвращается домой после плодотворной прогулки. Она довольна, как и большинство современных женщин, после похода по магазинам.

За ней поспевает её помощник. В его руках корзина с покупками. Чего там только нет! И рыба, и зелень, и сахарная головка, и разные деликатесы. В руке пакет, из которого виднеется винная бутылка.

Очевидно, купчиха ждёт к ужину гостей.

Богатство и положение купчихи подчёркивается всем её внешним видом: статью, осанкой, одеждой и, конечно, наличием слуги. Кружевная накидка выгодно оттеняет розовое парчовое платье, тюрбан в цвет платья из дорогого платка и маленький элегантный зонтик дополняют образ купчихи.

10

 После грозы (1921)

Синева неба создаёт необычайную, сказочную атмосферу всему пейзажу. Огромная радуга во всё небо сияет красками. Пейзаж наполнен всевозможными событиями — вдалеке от удара молнии загорелся дом, и чёрный дым разносится по небу, на пожар со всех концов сбегаются люди. Ближе к переднему плану, на золотистом поле работают жнецы. В ультрамариновой реке плещутся купальщицы.

Эта картина написана в стиле модернизма — художник нарочито искажает перспективу и пространство. Передний и задний план не уступают друг другу по яркости, что делает картину иллюстративной, лубочной, но полной драматизма и жизненных реалий.

Самые красивые картинные пейзажи в мире.

Послесловие

«Автопортрет». 1912

Борис Михайлович Кустодиев — талантливый, самобытный русский художник, работы которого вселяли надежду в самые тяжёлые годы жизни страны. Его работы — гимн жизни, радости и здоровья. Редакция most-beauty.

ru просит вас написать в х какие картины Кустодиева произвели на вас наибольшее впечатление.

И хоть формат нашего сайта не позволяет нам сооружать в статьях картинные галереи, мы всё же решили добавить ещё несколько прекрасных работ Бориса Михайловича Кустодиева без описания.

Ещё картины Кустодиева:

Возмущение слобод против бояр (1897)

Портрет Ю.Е. Кустодиевой (1903)

Гулянье на Волге. 1909

Его императорское величество государь император Николай Александрович Самодержец Всероссийский (1915)

Зима. Крещенское водосвятие (1915)

Фонтанка у Калинкина моста (1916)

Балаганы (1917)

Вербный торг у Спасских ворот (1917)

Матрос и милая (1920)

Большевик (1920)

На этом мы завершаем нашу статью. Спасибо за внимание.

Источник: https://most-beauty.ru/drugoe/kartiny-kustodieva.html

Кустодиев «Масленица» сочинение

Один из самых известных русских художников Борис Кустодиев (1878-1927) неоднократно обращался к теме праздничных гуляний в российских губерниях.

Его привлекала широта души народа русского, разгульная бесшабашность, головокружительный вихрь плясок и кулачных боев, катание на тройках и гора угощений на столах, расставленных тут же, среди снежных сугробов.

Художнику хотелось отобразить на холсте весь колорит празднества, навсегда запечатлеть яркое событие из жизни русского народа.

Картина Кустодиева «Масленица» — одна их его работ, посвященных самому веселому празднику, который приходится на последнюю неделю перед началом Великого поста.

Масленичная седмица, безудержное веселье стали сюжетом для картины, написанной в 1916 году.

У самого художника в период работы над «Масленицей» настроение было не праздничное, давала о себе знать болезнь, полученная на фронтах Первой мировой войны.

Что изобразил художник?

Описание картины Кустодиева «Масленица» можно начать с того, что в верхней части полотна видно, как зима отступает: на небе облака, окрашенные в пастельный кремовый цвет, какой бывает в самом начале весны. В вышине — стая грачей, птицы прилетели и находятся в ожидании весеннего тепла. В центре картины расписные сани, запряженные парой лошадей.

Возница в праздничной одежде и папахе с малиновым верхом натягивает вожжи, сзади него благочинно сидит молодая пара. В сани норовит сесть на ходу юнкер с подругой, они слева. Навстречу мчатся еще одни сани, поодаль две упряжки также стараются опередить друг друга. В левой части картины видны два возка, взлетающие на холм.

Они стараются настичь упряжку, которая находится в центре картины.

Чуть поодаль детвора катается на санях с крутой горки, наслаждаясь последними снежными денечками. За горой раскинулся балаган, вокруг которого собрался народ в ожидании представления. Дома стоят заснеженные, церкви с колокольнями — в сплошном белом покрывале.

Сожжение чучела

Картина Кустодиева «Масленица» дышит атмосферой праздника. Внизу раскинулась ярмарка, мы как будто слышим веселый гомон: идет торговля. Гулянье в самом разгаре, однако, если внимательно присмотреться, на картине видны неуловимые признаки наступления вечера. Вскоре птицы исчезнут, сани разъедутся, люди пойдут по домам.

На следующий день праздник вновь вернется в город, затем еще раз. И так всю неделю, пока не наступит время главного ритуала — сожжения чучела Зимы. Описание картины Кустодиева «Масленица» можно закончить поклоном в честь талантливого художника, сумевшего мастерски передать всю сущность одного из самых грандиозных русских праздников.

Полотно находится в Русском музее в Петербурге.

Кустодиев, «Масленица» (1919): описание картины

Спустя три года Кустодиев вновь возвращается к теме масленичного гуляния. На этот раз действие разворачивается на площади небольшого провинциального городка. В лучах зимнего солнца, склоняющегося к закату, праздник в самом разгаре.

Проносится тройка лошадей, запряженная в небольшой возок на полозьях. Степенный коренной жеребец старается сдерживать резвых пристяжных — да куда там! Молодые кони несут легкие сани, а кучер их понукает кнутом.

В санях трое: дама в белом песцовом полушубке, рядом с ней — подруга в лисьей шубе и напротив них ухажер, который, видимо, и организовал веселую поездку.

Картина Кустодиева «Масленица» передает дух купеческой провинциальности. В стороне от проезжей части сошлись двое, у них общие интересы. Жены чуть поодаль, говорят о своем.

По другую сторону дороги — аттракционы, карусель и другие развлечения. Там же стоит цирк шапито. Пьеро и Арлекин на балконе зазывают публику. Цирк изображен под вывеской «Театръ».

Люди толпятся у входа, те, кто уже побывал на представлении, не спешат уходить, остальные ждут своей очереди.

Много шуму наделало полотно, которое создал Кустодиев, — «Масленица» (1919). Описание картины критиками было неоднозначно. Особенно потрясло появление шедевра художников Москвы и Петербурга.

Но каждый из них признавал, что хотел бы быть на месте Бориса Кустодиева. Всеобщее признание оказало неоценимую моральную поддержку больному художнику, который в последние годы был прикован к инвалидной коляске.

И Борис Кустодиев начал работу над третьим полотном, посвященным русскому празднику.

Тройка буланых

Картина Кустодиева «Масленица», написанная в 1920 году, стала третьей и последней по счету работой художника на тему русских гуляний. Многофигурные композиции размещены в центре и по краям картины. Передний план художник отдал детям, катающимся с горки.

Полотно немного отдает народным лубочным искусством, но это его не портит. И вновь по центру картины проносятся сани, запряженные тройкой буланых лошадей. И коренник, и пристяжные готовы мчаться во весь опор, но ямщик не дает: вокруг гуляют люди.

В санях сидит дородная купчиха, рядом — тщедушный купец. Для них масленица только началась, весь день — катание на тройке, потом на карусели, после аттракционов — представление в театре, а вечером — к столу с блинами и красной икрой.

Все это домысливается при взгляде на шедевр Кустодиева, третий по счету на тему масленицы.

Состояние здоровья художника все ухудшалось. Он, как мог, сопротивлялся болезни, но недуг оказался сильнее. В конце жизни Борис Кустодиев вынужден был писать картины, лежа в постели.

Знаменитую «Русскую Венеру» он заканчивал с огромным трудом, проработав несколько минут, отдыхал два-три часа. Упорство художника было вознаграждено, картина признана шедевром мирового уровня.

Полотно под названием «Осень» Кустодиев многократно откладывал, но, чувствуя скорую кончину, все же постарался закончить работу.

Оттенки и полутона

Первая репродукция картины Кустодиева «Масленица» была сделана в 1928 году, уже после смерти художника. Мастер использовал технику гравировального станка по методу многоцветного копирования.

Результат был далек от оригинала, поскольку гравюра передает только основные цвета, а полутона отобразить не может. Картины Кустодиева богаты именно оттенками. «Масленица» — картина художника Кустодиева — завораживает тонкой игрой голубовато-серых полутонов.

Снежные сугробы и шапки на ветвях деревьев в преддверии наступления весны, заснеженная равнина служат фоном для сюжетного наполнения картины.

Кустодиев и Суриков

Еще один русский художник, виртуозно владевший техникой изображения снежного покрова, — это Василий Суриков.

Его неповторимые работы — «Боярыня Морозова», «Переход Суворова через Альпы», «Взятие снежного городка» — были бы невозможны без снежного фона.

Но все же самым искусным мастером изображения белого покрова считается Борис Михайлович Кустодиев. Картина «Масленица» в трех вариантах — тому подтверждение.

Источник: https://schoolessay.ru/kustodiev-maslenica-sochinenie/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector