Я вижу звук, я слышу цвет

Слышать цвета и видеть музыку: немного о синестезии — Истории на TJ

Рассказ синестета от первого лица.

Если сказать обычному человеку, что ты чувствуешь запах слов или что все цифры имеют свой цвет, то это вызовет недоумение или подколки. Например, про запрещённые препараты — если, конечно, не забеспокоятся о душевном здоровье. Но шутки шутками, а это зафиксированное явление, которое называется синестезией. Я тоже синестет, здравствуйте.

Грубо говоря, синестезия – это дополнительная реакция мозга на некий раздражитель. Кто-то видит цвета у дней недели, кто-то тактильно ощущает запахи. Официально синестезия не считается психическим расстройством и с переменным успехом изучается около 200 лет. Многие наши соотечественники – Скрябин, Набоков, Римский-Корсаков – являлись синестетами, хотя не всегда использовали этот термин.

«Соната весны. Финале». Художник Микалоюс Чюрлёнис пытался изобразить музыку в своих картинах, поэтому его часто причисляют к синестетам

Я же немного расскажу, каково это – видеть цвета у цифр, букв, слов и музыки.

Не баг, а фича

Чтобы понять, чем синестезия отличается от обычного фантазёрства, представим две ситуации. Первая – ваш знакомый в разговоре упомянул вашего друга. За доли секунды вы вспомните его лицо, и версия того, как он выглядит, будет одна, даже если он кардинально менял внешность.

Теперь вторая ситуация: представьте, как выглядит девушка вашей мечты. Это займёт уже больше времени – хотя бы пару секунд – а ваш мозг может услужливо предложить два варианта и более.

Так вот, синестезия почти идеально подходит к первой ситуации и не допускает вариаций и домыслов второй в духе «а что, если…».

Обратите внимание

Вы же не представите случайно вместо своего друга совершенно другого человека? Тут то же самое.

Поэтому, когда я узнала, что я синестет, я думала, что кто-то что-то недоговаривает или не так понял. Я поговорила с родными и несколькими знакомыми, и почти всех брала оторопь, потому что у них такого нет. Для меня видеть музыку и слова – само собой разумеющееся. Это как пройти тест Роршаха, увидев картины и образы в кляксах, а потом узнать, что все вокруг только кляксы и видят.

А какого цвета слово «…»?

Примерно так я вижу цвета отдельных цифр

У каждого синестета это работает по-разному, хотя можно отследить какой-то принцип: например, цвет отдельных букв влияет на цвет слова в целом. Для меня буква «б» всегда синяя, из-за этого моя фамилия, «суббота», «бадья», «билет» будут иметь синие оттенки. Повторюсь, такое восприятие сугубо индивидуально.

Мозг старается не мешать адекватному восприятию мира, поэтому слово «бекон» — розово-белое, как ни крути. Когда же речь идёт о музыке, таких ограничений нет: например, yellow является ярко-жёлтым, а вот одноимённая песня группы Coldplay – тёмно-синяя с примесью цвета мокрого асфальта.

Конечно, музыка гораздо интереснее с синестезией, чем без неё. Почти все песни Radiohead – это когда в комнате с кирпичными стенами темно, но приоткрыта дверь с мягким светом, поэтому получается что-то вроде тёмно-кирпичного с ярким штрихом цвета лампы накаливания. А Burial похож на цвет дождевой тучи с пасмурным небом, то есть стык синего с тёмно-серым.

Вся музыка для меня такая – с бесчисленными оттенками и вариациями. В моём случае интенсивность восприятия зависит ещё и от жанра. Самый выразительный жанр – это эмбиент, непроизвольные образы такие яркие, что может становиться не по себе. А рэп почти бесцветен. Во многом это потому, что они говорят, а не поют, и цвет даёт только бит.

Синестетов в мире не так уж и мало – минимум 1% от всего населения, но, скорее всего, их намного больше: ведь кто-то, как и я раньше, может просто не отдавать себе отчёт в том, что это необычно. Когда я узнала, что я синестет, то оказалось, что в моем кругу общения есть ещё несколько таких людей.

Но это как быть левшой и встретить левшу: всё впечатление сводится к «а, ты тоже?» и бесконечному перебору, кто и как что видит, да и практического применения синестезии почти не найти. Главным образом она несёт научный интерес – благодаря этому эффекту мы можем узнать больше об устройстве мозга.

P.S. Если употреблять [Роскомнадзор], будет то же самое? (нет)

Запрещённые вещества не делают из человека синестета. Было несколько экспериментов, когда в лабораторных условиях добивались краткой синестезии у обычных людей, но нет и речи о том, чтобы такое восприятие стало перманентным. Увы.

#истории

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы рассказать свою историю.

Написать

Источник: https://tjournal.ru/stories/62202-slyshat-cveta-i-videt-muzyku-nemnogo-o-sinestezii

Всё о синестезии: Люди, которые нюхают буквы и слышат цвета

Некоторые синестеты находят практическое применение своим необычным способностям, и отдельные компании набирают таких людей для выполнения необычной работы.

Например, в компании Ford существует такая должность, как эксперт-синестет. Его задача заключается в том, чтобы трогать, нюхать и слушать автомобили.

Мы связались с Майклом Хаверкампом, и он рассказал нам об особенностях своей профессии.

«В принципе, моё восприятие такое же, как и у всех остальных. Однако мои чувства по-особому связаны между собой. В качестве примера: когда я слышу звуки или слушаю музыку, я вижу перед собой цвет и форму.

Меня всегда интересовала техника, музыка и искусство. Во время учёбы на электроинженера, я изучал коммуникационные технологии и акустику. Важной частью акустики является передача звуковой волны через человеческое ухо и нейронная обработка сигналов.

Психология слуха играет важную роль. Когда я работал инженером автомобильной акустики, я, помимо прочего, участвовал в изучении вибраций автомобиля, шума тормозов, звукового излучения и в улучшении качества звука автомобиля.

Важно

За это время мне стало ясно, что эффект воздействия звука на человеческое восприятие невозможно понять полностью без учёта данных других органов чувств. Очень важно знать, какие изображения возникают в голове у человека при прослушивании музыки.

Если вы слышите, как кто-то касается поверхности, что вы при этом почувствуете, как это будет выглядеть?

После разработки методологии подхода мультисенсорной оптимизации компонентов автомобиля у меня появилась полноценная должность в качестве специалиста по кросс-сенсорной гармонизации восприятия качества автомобиля. Помимо работы по оптимизации, я написал книгу, в которой описано моё понимание всех чувств и ощущений (Синестетический дизайн. Справочник для мультисенсорного подхода. Birkhäuser, 2013).

В настоящее время автомобилям среднего класса и класса люкс выставляются высокие требования по «восприятию» их качества. Оценка внешнего вида, звука и тактильного восприятия материалов обычно производится в рамках специализированных отделов.

Следующий шаг, который часто игнорируется, — оптимальное согласование чувственного восприятия компонентов автомобиля. Когда человек трогает какой-либо материал, он должен чувствовать на ощупь и слышать именно то, что он ожидает от внешнего вида этого материала.

Индивидуальное восприятие является хорошим началом для расширения творческих возможностей. Однако каждый подход должен зарекомендовать себя перед окончательным утверждением. Конечный дизайн продукта должен подходить для всех клиентов.

Мы используем научные тесты и исследования, основанные на отзывах наших покупателей, чтобы убедиться в том, что мы движемся в правильном направлении.

Запахи бензина, масла, пластмассы и металла не входят в рейтинг самых приятных материалов. Запах натуральных материалов нравится мне намного больше, например, запах кожи или натуральной ткани. Но в некоторых случаях я ощущаю, что даже запах бензина является уместным, например, для старомодной модели.

Совет

Запах кожи является предпочтительным в Европе и Северной Америке, но клиентам из Японии, Китая и Индии не нравится отделка, которая пахнет кожей. В компании Ford мы нацелены на «чистое» восприятие интерьера без интенсивного аромата. Почти каждая автомобильная компания пытается оптимизировать внешний вид, сенсорное восприятие, звук и запах своих автомобилей.

Однако подход к оптимизации чувств является новшеством для автомобильной отрасли».

Источник: http://www.lookatme.ru/mag/how-to/inspiration-howitworks/206765-synaesthesia

Людей, видящих звук и слышащих цвет, не так уж мало

Какого цвета буква «Я»? А какого оттенка цифра «2»? Понедельник окрашен в фиолетовый или коричневый тон? У флейты зелёный звук или серебристый? Если эти вопросы не кажутся вам абсурдными и у вас готов на них ответ, значит, вы попали в число избранных — людей, обладающих даром синестезии, чувством, позволяющим видеть звук и слышать цвет. Поздравляем.

Вы попали в весьма солидную компанию. Синестетиками были такие выдающиеся деятели мировой культуры, как писатели Набоков, Бальмонт, Рембо, Бодлер, художник Кандинский, композиторы Римский-Корсаков, Скрябин, Дебюсси, Мессиан, Чюрлёнис, известный не только своими работами в музыке, но и в живописи…

Само слово «синестезия» происходит от греческого synaisthesis и означает «смешенье чувств». Неординарные способности вызывают у людей, обладающих даром синестезии, богатые и весьма неожиданные ассоциации.

Так рождается творческий полёт, связь между пространствами, которые обыкновенный человек не может соединить, — между нотами и красками, поэзией, прозой, музыкой и живописью.

Вот почему иногда синестетики становятся известными поэтами, художниками, музыкантами.

Доктора медицинских наук, сотрудника Института нормальной физиологии РАМН Константина Анохина синестезия привлекла ещё одной интересной особенностью: «Синестетики часто обладают феноменальной памятью.

Способность воспринимать ощущения от одних органов чувств через ощущения других позволяет им без проблем запоминать и сопоставлять, казалось бы, несочетаемое.

Обратите внимание

Синестетики «видят» не только звуки как зрительные образы или цвета, у них и запахи сцеплены со вкусом или (!) тактильными ощущениями, либо со звуками».

На памяти профессора — история московского журналиста Ш. с ярко выраженной синестезией. Этот человек обладал уникальной памятью, позволявшей ему даже спустя годы без ошибок воспроизводить огромные таблицы цифр и букв. Каждый звук вызывал у него уникальный букет ощущений.

«Какой у вас жёлтый и рассыпчатый голос», — сказал как-то Ш. одному своему собеседнику. Голос другого напоминал ему угольки.

А тон в 2 кГц и 113 дБ он описывал так: «Что-то вроде фейерверка, окрашенного в розово-красный цвет, шершавая полоска, неприятный вкус, вроде пряного рассола».

Синестезия передаётся по наследству

Известно, что синестезия передаётся по наследству. В своей автобиографии Владимир Набоков пишет: «Когда мне было 7 лет, я взял кучу кубиков с буквами и случайно обмолвился своей матери, что их цвета «неправильные».

Мать Набокова сама обладала синестезией и поняла, что мальчик имеет в виду несоответствие реальной окраски букв и их «внутреннего» цвета, возникающего в его сознании.

Кстати, этот чудесный дар унаследовал и сын Набокова Дмитрий.

В конце XIX и в начале XX века синестезия была в большой чести, о ней много говорили, устраивали вечера цвето- и светомузыки, на которых играл особый инструмент, напоминающий орган, клавиши его извлекали не только звуки, но и цвета.

Во Франции и России композиторы и поэты специально писали для таких концертов «цветную» музыку и стихи.

Многие поэты, даже не будучи по природе синестетиками (среди них Брюсов и Блок), следуя модному поветрию, использовали цветовые ассоциации в качестве поэтического приёма.

Важно

Забавно, но впечатления синестетиков не совпадают. Например, каждый из тех, кто воспринимает буквы разноцветными, подбирает свою палитру: для одного буква «С» малиновая, для другого оранжевая, для третьего синяя.

Лишь буква «О» для большинства людей с синестезией одинаковая — белая. Чем вызваны эти различия, никто не знает. Исследователи сравнивали ощущения от звуков музыкальных инструментов, которые испытывали поэт Бальмонт и художник Кандинский.

Они оставили свои впечатления в стихах и живописи. У Бальмонта труба ассоциируется с «роем красных струй», у Кандинского — с жёлтым цветом, киноварью. Первый находил звучание скрипки похожим на «блеск алмаза», другой видел при этом зелёный цвет.

Для поэта звук у виолончели словно «мёд густой и мглистый», флейты — «зорево-голубой», для художника — тёмно-синий и соответственно светло-синий…

Для большинства людей понедельник чёрного цвета, а воскресенье — жёлтого

Но зачем нужна синестезия? И почему она есть лишь у избранных? Константин Анохин полагает, что «то разнообразие связей в мозге, которое закладывается у ребёнка и отмирает к взрослому возрасту, у синестетиков, возможно, остаётся.

Когда обыкновенный человек слышит какие-то слова, то их воспринимает слуховая кора головного мозга, а у синестетика одновременно активизируются и другие участки коры, например зрительная.

Причём если слово связано с цветом, пусть и произносят его в полной темноте, то у подобных уникумов, как показали наблюдения, активируется та область мозга, которая связана с восприятием красок».

Есть и ещё одна любопытная гипотеза. Синестезия — «психическое ископаемое», наследство, доставшееся нам от далёких предков, у которых было одно-единое чувство, а не 5 или 6, которыми познаёт окружающий мир современный человек.

Совет

В доказательство своей теории учёные предлагают вам самим провести анкетирование среди своих друзей: какого цвета слова «воскресенье» и «понедельник», а результаты его берутся предугадать. «Понедельник» для большинства будет более тёмных тонов (чёрный, коричневый, синий и т.п.

Читайте также:  Антонио вивальди: биография, интересные факты, творчество

) по сравнению с радостным воскресеньем (белый, красный, жёлтый и т.п.). Недаром на английском языке названия этих дней недели несут в себе подобные следы синестетического «атавизма».

Выходной день у англичан обозначен словом ярким и радостным, как солнце — Sunday, а начало трудовой недели связали с сумерками, когда светит луна — Monday. Как бы то ни было, синестезия — явление уникальное. И очень украшающее нашу чёрно-белую будничную жизнь.

Источник: https://versia.ru/lyudej-vidyashhix-zvuk-i-slyshashhix-cvet-ne-tak-uzh-malo

Ты слышишь цвет?

47-летняя американка Лей Эрсек, упав в ущелье, получила серьезную травму головы. Но, кроме проблем со здоровьем, женщина приобрела способности «слышать цвета» и «видеть звуки». Это явление называется синестезией.

Есть мнение, что синестезия возникает, когда нейтронные импульсы попадают не по адресу. И совсем необязательно причиной ее появления является травма. Ученые считают, что такое «слияние каналов восприятия» присуще многим людям. Иначе откуда появились выражения «вкус победы», «горечь поражения», «кричащие краски», «теплый цвет», «тяжелый звук»?

Слово «синестезия» происходит от греческого synaisthesis и означает «смешанное ощущение». И действительно, при синестезии ощущения будто бы смешиваются.

Человек «видит» или «осязает» звук, «слышит» цвет, воспринимает мелодию как геометрическую форму (цветные звуки, цветные запахи, шелест ароматов). Понятие «синестезия» появилось около трех веков назад, и  ее считали отклонением от нормы.

Сегодня ученые пришли к выводу, что она не имеет ничего общего с психическими расстройствами.

Цветные звуки

Проявления синестезии могут быть самыми разными. Один из ее видов — цветной слух. Чаще всего этот вид проявляется у людей, имеющих отношение к музыке. В этом случае человек, слышащий звук, ассоциирует его с каким-либо цветом.

Есть еще слуховая синестезия. Например, человек видит бесшумно движущиеся предметы или световые вспышки и при этом слышит какие-то определенные звуки.

А вот вкусовая синестезия знакома почти каждому. Разве при слове «лимон» у вас не возникает во рту кислый вкус? Это простой пример, но есть люди, которые, услышав любимую мелодию, ассоциируют ее, например, со вкусом шоколада.

Обратите внимание

Еще один распространенный вид синестезии, графем-но-цветовая, характеризуется ассоциацией букв, цифр, слов с каким-либо конкретным цветом. Согласно результатам исследовании, она встречается у 1% населения. А самым распространенным видом синестезии является цветовое восприятие дней недели.

В чем причина?

Естественно, такое необычное явление по сей день вызывает огромный интерес и споры в научном сообществе.

В чем же причина ее появления и почему способности «видеть звуки» и «слышать цвета» имеются не у всех людей? Ведь не может же человек просто по собственному желанию вдруг ощутить окраску букв и цифр или вкусовые качества звука…

По одной из версий нейрофизиологов, в мозге синестетиков проводящие нервные пути не имеют изолирующей оболочки.

В результате нейроны, отвечающие за разные чувственные впечатления, начинают беспорядочно обмениваться электрическими импульсами и в сознании человека возникают странные взаимосвязи между ощущениями.

Вот что говорит по этому поводу доктор Питер Гроссенбахер: «В мозгу человека есть пути, по которым передаются нейрологические импульсы от глаз, ушей, рта, носа. Эти пути от разных органов чувств пересекаются.

Но если у обычных людей «зоны-перекрестки» пассивны, то у синестетиков они задействованы в распределении нервных импульсов.

В самом деле, не может же звук музыкального инструмента сам по себе приводить к возникновению цвета! Мне думается, дело тут вот в чем: сигналы, идущие по слуховому пути, достигают «перекрестка», а тот посылает импульс к глазам. Так возникает бисенсорное восприятие».

Важно

И действительно, при сканировании мозга синестетиков было выявлено, что, когда они смотрят на печатный текст, у них кроме участка мозга, отвечающего за понимание речи, активизируется участок, отвечающий за распознавание цвета.

Есть версия, что все люди рождаются синестетиками. Согласно ей, в мозгу младенцев имеются некие «нейронные мостики», благодаря которым возникают связи между всеми органами чувств.

То есть все звуки, запахи, образы для новорожденного представляют собой единое целое. Но в возрасте около полугода эти связи разрушаются из-за отмирания нейронов, составляющих «мостики».

И только у 4,4% населения они сохраняются на всю жизнь.

Некоторые ученые считают, что причину надо искать в генетической предрасположенности, своего рода мутации генов, то есть синестезия может передаваться по наследству. Но это не отрицает влияния и других факторов.

Например, ученые Оксфордского университета провели эксперимент среди незрячих синестетиков. Выяснилось, что в группе из шести человек трое приобрели эту особенность после того, как потеряли зрение.

Значит, обстановка, образ жизни или травма тоже могут способствовать появлению этого феномена.

Кстати, под влиянием наркотических веществ, по словам наркоманов, тоже появляется способность «видеть музыку» и «слышать предметы». Но это ощущение проходит вместе с действием наркотического вещества.

Синестезия — путь к гениальности

Обычный человек, как правило, воспринимает предметы каким-то одним органом чувств.

Исключение, пожалуй, составляет еда, ее-то можно ощутить на вкус и на запах, но никому не придет в голову послушать, как она звучит.

Совет

А вот люди гениальные довольно часто обладают даром воспринимать окружающий мир одновременно всеми пятью чувствами. Может быть, поэтому они видят в обыденности что-то такое, чего не замечает рядовой человек.

Сегодня, когда наука официально признала существование синестезии, можно сказать, что синестетическими способностями обладали многие известные личности.

Например, Владимир Набоков, который писал в своей автобиографии: «Это случилось, когда мне было 7 лет — я взял кучу кубиков с буквами и случайно обмолвился своей матери, что их цвета «неправильные».

К счастью, мать Набокова тоже была синестетиком и поняла, что ребенок говорит о разнице между цветом нарисованных букв и цветом, рожденным его сознанием. К слову, писатель передал синестезию своему сыну Дмитрию.

Это подтверждает генетическую версию возникновения явления.

А Ференц Лист однажды обратился к музыкантам Веймарского оркестра с просьбой «играть чуть менее розово», чем привел их в замешательство, поскольку это было только его индивидуальное восприятие звуков.

Известный французский поэт Рембо говорил, что для него каждый гласный звук имеет определенный цвет, композитор Александр Скрябин видел цвет музыкальных нот. А художник-абстракционист Василий Кандинский слышал звуки красок и ему не нравилось, когда его полотна пытались подчинить логике: «Уловите вашим слухом музыку, откройте ваши глаза на живопись и прекратите думать!»

Источник: http://parallelnyj-mir.com/1/20/6007-ty-slyshish-cvet.html

Синестезия — нейронарушение или божий дар?

С древнегреческого языка слово «синестезия» можно перевести, как «соощущение», «совосприятие».

Данное явление представляет собой нейрологический феномен, при котором при раздражении одной сенсорной системы происходит автоматическое раздражение другой.

Кто такие синестеты?

Человек, не подверженный синестезии, не способен понять до конца всю сущность данного явления. Чтобы узнать, как чувствует окружающий мир синестет, нужно попытаться представить себе, что звуки могут иметь вкус, а тактильные ощущения бывают окрашены в различные цвета.

Не следует путать синестетов с дальтониками или другими категориями людей, имеющими искажённое восприятие действительности.

Феномен состоит в том, что человек одновременно воспринимает двумя или более органами чувств то, что окружающие способны ощутить лишь одним.

Примеры синестезии:

  • при прослушивании музыки перед вашим мысленным взором проносятся цветовые пятна, или вы ощущаете во рту вкус того или иного продукта;
  • каждая или некоторые буквы алфавита ассоциируются с тем или иным цветом, для многих синестетов буква «А» окрашена в красный.

Важно отметить, что при данном явлении один вид восприятия не подменяется другим. Люди с соощущениями видят те же цвета, слышат те же звуки и т. д., что и все остальные, однако получают при этом немного больше информации об объекте.

Интересные факты

Социум всегда относился с подозрением к «странным» людям, которые отличались от других. Человека, способного воспринимать мир по-другому, могут считать психически больным. Тем не менее, синестезия должна вызывать интерес, а не ужас и отвращение.

Среди интересных фактов о феномене можно отметить следующие.

Главным является то, что синестезия, с точки зрения психологии, не является расстройством или заболеванием. Это такая же особенность человеческого организма, как цвет волос или глаз. «Цветовой слух» впервые был описан в 1812 году немецким врачом Саксом.

Явлением интересовались не только психиатры, но и люди искусства. В конце XIX-начале ХХ века предпринимался ряд попыток донести смешение чувств до тех, кому эти ощущения недоступны. В 1915 году для исполнения световой партии из «Прометея» А. Скрябина был создан особенный инструмент, позволяющий одновременно слушать музыку и видеть цвета, ассоциирующиеся с тем или иным звуком.

Обратите внимание

Не существует единого мнения о том, сколько всего синестетов живёт на планете. Некоторые исследователи полагают, что феномену подвержено 4% населения Земли. Кто-то приводит цифру 0,05%.

Есть также мнение о том, что смешение чувств характерно для всех и является естественной составляющей человеческой природы. Многие люди просто не обращают внимания на присутствие у себя необычного восприятия.

Общей теории о том, почему человек воспринимает что-либо не одним органом чувств, в современной науке не существует. Феномен в большинстве случаев изучается фрагментарно, то есть, по частям. Различные исследователи подходят к этому явлению с разных сторон.

Существует предположение, что совосприятие связано с особенностями строения мозга человека, который к нему склонен. Мозг разделён на различные участки.

Каждая область выполняет свои собственные функции. Вероятно, у синестетов связей между этими участками значительно больше, чем у обычных людей. При раздражении одной области неизбежно подвергается раздражению и вторая, или даже третья.

Другие версии:

  1. Синестезия представляет собой феномен, который способен возникнуть при извлечении смысла при действии синестетического стимула. Это семантический подход к проблеме, на котором основана идеастезия. Чтобы понять нейронные механизмы явления, следует изучать механизмы извлечения смысла и семантики.
  2. Кросс-активация. Согласно данной теории, между двумя смежными зонами коры головного мозга происходит перекрёстная активация.Например, участок, отвечающий за цвет, подчиняется области, отвечающей за распознание букв и цифр. При этом цветовая зона может иметь повреждения и функционировать неправильно. Теория подразумевает, что синестезия является врождённым явлением, возникшим в ходе генетической мутации.
  3. Наследственность. Считать феномен наследственным фактором учёных заставляют люди, родители или более дальние родственники которых также были синестетами. Однако данная теория не раскрывает механизм возникновения феномена, объясняя лишь его появление у конкретного человека. Несмотря на случаи передачи особенности восприятия от родителей детям, явление не стоит рассматривать исключительно как наследственный фактор. Синестеты рождаются и в семьях вполне обычных людей.
  4. Неполная миелинизация и рудименты прунинга. Эти теории настаивают на том, что синестезия характерна для любого новорожденного. При рождении у человека может быть больше нейронных связей между различными участками головного мозга. Большинство людей теряет часть этих соединений в первые годы своей жизни. У меньшинства они сохраняются. Теории подвергались критики по многим причинам. Прежде всего, не следует забывать, что новорожденный ребёнок не имеет чёткого восприятия. Он не различает буквы и цифры, не имеет понятия о цветах, несмотря на то, что способен их видеть. Чтобы иметь совосприятие, необходимо получить определённое представление о каждом отдельном виде ощущения.
  5. Интегративная нейрофеноменологическая парадигма. Теория основана на комплексном изучении синестезии. Она не настаивает на каком-либо одном виде возникновения феномена, рассматривая и генетическую предрасположенность, и влияние окружающей среды, и мыслительные процессы, и многие другие факторы.

Разновидности феномена

Журналист Соломон Шерешевский

Выделяют 2 формы феномена: ассоциативная и проекционная. Ассоциаторы чувствуют сильную связь между самим ощущением и стимулом. Проекторы испытывают синестетические переживания в момент действия раздражителя. Виды явления достаточно разнообразны.

Свои названия они получают в зависимости от участников процесса. В синестетическом акте обычно принимают участие 2 (в более редких случаях 3) вида восприятия. Журналист Соломон Шерешевский – один из немногих, у кого были задействованы все 5 чувств.

Среди наиболее распространённых видов синестезии отмечают:

  1. Лексико-гастический. Вкусовые ассоциации возникают от каких-либо образов или слов. Пример: любимая мелодия имеет вкус малинового варения.
  2. Эмпатия прикосновений (синестезия зеркального прикосновения). Один из самых редких типов. Человек ощущает действия, осуществляемые по отношению к другому человеку. Пример: синестет стал свидетелем того, как кто-то кого-то ударил по щеке, и чувствует удар на собственной щеке.
  3. Порядковая лингвистическая персонификация. Форма явления, при которой любая порядковая последовательность (дни недели, месяцы, цифры, буквы и т. д.) вызывает ассоциации с определёнными личностями.
  4. Акустико-тактильный. Один из самых распространённых видов, при котором звук вызывает тактильные ощущения.
  5. Числовая линия. Синестет способен непроизвольно увидеть карту чисел при воспоминании о них.
  6. Локализация последовательностей. Представляет собой возможность наблюдать числовую последовательность в виде точек в пространстве.
  7. Кинестико-слуховой. Это способность «слышать» звуки при их отсутствии. Пример: наблюдать издалека, как кто-то стучит палкой о землю, и «слышать» глухой звук.
  8. Графемно-цветовой. Это видение цифр, букв и других графем в цвете.
  9. Фонопсия. Представляет собой совместное восприятие звуков и цветов. Один из наиболее распространённых типов.
Читайте также:  Что такое пение и как научиться петь

Мисофония – неврологическое расстройство, при котором определённые звуки вызывают негативные эмоции. Учёные ещё не пришли к выводу о том, является ли мисофония одной из форм синестезии. Наделённые совосприятием обычно не испытывают никаких эмоций, «слыша» цвет или «видя» звук.

Многие люди узнают о том, что принадлежат к числу синестетов, совершенно случайно. Ранее они не обращали внимания на то, что видят музыку в цвете или чувствуют её на вкус.

Человек, узнав, что он не такой, как все, задаёт себе вопрос: хорошо это или плохо? На самом деле, у данного явления нет ни плюсов, ни минусов. Наличие совосприятия не влияет ни на какие другие функции организма.

Важно

Однозначного ответа на вопрос о том, можно ли развить в себе необычные способности, нет. У человека можно просто вызвать ассоциации объекта с определённым звуком. Однако это будет условный рефлекс.

Синестезия – спонтанное явление, возникающее непроизвольно. Помимо этого, феномен отличается избирательностью и субъективностью. Один человек видит какой-либо звук красным, другой воспринимает тот же самый звук фиолетовым.

Реакция совосприятия может возникать далеко не на все слова и звуки. Явление нередко вызывается употреблением алкоголя и наркотиков.Но временные галлюцинации, возникшие в результате применения психоактивных веществ, не делают человека синестетом.

Пытаться избавиться от своей «странности» необязательно. Вероятно, это просто невозможно. Однако если синестезия неожиданно возникла в достаточно зрелом возрасте, человек должен насторожиться и пройти обследование головного мозга.

Приобретённый вкусовой или цветовой слух может свидетельствовать о височной эпилепсии, опухолях головного мозга, черепно-мозговых травмах, инсульте и некоторых других заболеваниях или повреждениях. В подобных случаях избавляться нужно не от синестезии, поскольку она является только следствием, а от того, что спровоцировало соощущения.

Тест на синестезию — можете ли вы попробовать звук на вкус:

Из мира знаменитых

Владимир Набоков

Среди людей, обладающих или обладавших совосприятием, много знаменитостей. В основном этому явлению подвержены творческие люди: писатели, художники, актёры, музыканты.

Синестетами являются Владимир Набоков, Василий Кандинский, Ида Мария, Николай Римский-Корсаков. Есть, однако, среди этих людей и те, кто далёк от искусства, например, Никола Тесла.

Слава и успех художников, музыкантов и учёных, наделённых феноменом соощущений, свидетельствует о том, что синестезия не является чем-то опасным или мешающим ежедневной жизнедеятельности человека. Внутренний мир синестета намного богаче внутреннего мира обычных людей.

Читайте ещё

Источник: http://NeuroDoc.ru/bolezni/psycho/sinesteziya.html

Что такое синестезия, и почему синий цвет может пахнуть малиной

Синестезия — это особый способ восприятия, когда некоторые состояния, явления, понятия и символы непроизвольно наделяются дополнительными качествами: цветом, запахом, текстурой, вкусом, геометрической формой, звуковой тональностью или положением в пространстве.

Эти качества иллюзорны: органы чувств, обычно отвечающие за их появление, в синестетическом восприятии не участвуют. При этом чувства словно смешиваются: человек может видеть или осязать звук, слышать цвет, чувствовать текстуру или геометрическую форму мелодии и так далее.

Такое «перекрестное» восприятие может проявляться в двух вариантах. Более интенсивный — когда синестетик действительно видит или чувствует цвета, запахи и другие дополнительные качества параллельно с привычными ощущениями от предметов. Но есть и мягкий вариант — «ассоциативный».

Совет

когда у человека всплывают стойкие ассоциации на определенный раздражитель, но в качестве абстрактного знания, а не реальных физических ощущений.

Отличие таких ассоциаций от обычной игры воображения — в их фиксированности: например, человек на протяжении всей жизни ассоциирует цифру «7» с желтым цветом, а музыку Моцарта — с овалом, в каком бы контексте он с ними не сталкивался.

Виды синестезии

«Черно-бурую группу составляют: густое, без галльского глянца и буква А, крепкое каучуковое Г, Ж — отличающееся от французского J, как горький шоколад от молочного, а также темно-коричневое, отполированное Я. В белесой группе буквы Л, Н, О, X, Э представляют, в этом порядке, довольно бледную диету из вермишели, смоленской каши, миндального молока, сухой булки и шведского хлеба».

Так описывал свои ощущения от букв русского и французского алфавита синестетик Набоков — в автобиографической повести «Другие берега».

Современное исследование профессора Калифорнийского университета Шона Дэя показало, что графемно-цветовые ассоциации («буква-цвет» или «цифра-цвет») — самый популярный вид синестезии: его обнаружили у 62% опрошенных синестетиков (всего в исследовании принял участие 931 человек).

На втором месте — связь между отрезками времени и цветами: 21% опрошенных наделяли разными оттенками дни недели и месяцы года. На третьем месте — ассоциации между музыкальными звуками и цветами.

Впрочем, «цветной слух» в базовой форме свойственен большинству людей: мы все способны делить музыку на «светлую» и «мрачную». Но в ходе своих исследований Дэй обнаружил и совсем странные случаи: некоторые люди наделяют запахом геометрические фигуры, а цветом — болевые ощущения. Отдельные счастливчики даже испытывают «цветной» оргазм.

Почему это происходит

Нейрофизиологи до сих пор не пришли к единой точке зрения на этот счет.

По одной из версий, проводящие нервные пути в мозге синестетика по каким-то причинам теряют миелиновую оболочку, которая играет роль изолятора и предотвращает рассеивание нервных импульсов.

В результате, нейроны, отвечающие за разные чувственные впечатления, начинают спонтанно обмениваться электрическими импульсами и в сознании человека возникают странные взаимосвязи между ощущениями.

По второй версии, в раннем детстве все мы были синестетиками: в мозгу младенца гипотетически могут существовать «нейронные мостики», поддерживающие связи между разными органами чувств.

Обратите внимание

И если гипотеза верна, то цвета, образы, звуки и запахи в восприятии малыша слиты в одно насыщенное, хаотическое целое — но с возрастом эти связи разрушаются и наши ощущения становятся более четкими.

А у небольшого процента людей эти «мостики» сохраняются на протяжении всей жизни.

Но самая популярная гипотеза — модель кросс-активации. Согласно ей, между двумя смежными зонами коры головного мозга, отвечающими за разные ощущения, происходит перекрестная активация.

Например, зона, ответственная за восприятие геометрических форм, попадает в зависимость от области, отвечающей за восприятие звука.

Это может происходить из-за возникновения аномальных связей между нейронами или неправильной работы нейротрансмиттеров.

По этой модели, синестезия — врожденное качество человека, вызванное мутацией генов.

И может передаваться по наследству — что подтверждает биография Набокова: цветовое восприятие букв он унаследовал от матери и передал своему сыну.

Но стоит подчеркнуть, что наследуется лишь способность «смешанного восприятия»: это не значит, например, что одни и те же звуки у родителей и детей будут связаны с одинаковыми цветами.

Впрочем, есть и скептики, полагающие, что синестезия — это лишь разновидность метафорического мышления, способность творчески проводить параллели между разными вещами. В той или иной степени такое мышление свойственно всем людям и имеет свои паттерны: например, мы обычно ассоциируем печаль с цветами холодного спектра, а звук контрабаса кажется нам «тяжелым».

Важно

Но эта теория не объясняет всех странностей синестетического восприятия — ведь для таких параллелей нужно хотя бы отдаленное сходство между сравниваемыми объектами. А в сознании синестетика цвет слова может, например, вступать в противоречие с цветом обозначаемого им предмета.

Слово «море» может восприниматься как красное, а слово «закат» — как зеленое, вопреки реальному чувственному опыту человека, связанному с этими понятиями.

Можно ли стать синестетиком?

Синестезия — явление непроизвольное: маловероятно, что человек «развидит» цвета нот или перестанет ощущать запахи дней недели по собственному желанию.

Так же мала и вероятность стать настоящим синестетиком в середине жизни.

Опыт синестезии (чаще всего, разнообразные чувственные ассоциации с музыкальными звуками и ритмами) могут давать психоделики — но такие переживания, как правило, заканчиваются вместе с действием наркотического вещества.

Впрочем, медицине известны редкие случаи, когда из-за нарушения определенных процессов в мозгу человек приобретал синестетические способности. Самая нашумевшая история произошла с сорокапятилетним жителем Торонто.

В 2007 году мужчина пережил инсульт, а 9 месяцев спустя начал испытывать странные ощущения: его стали раздражать слова, написанные определенным цветом, синий начал ассоциироваться с запахом малины, а при звуках главной темы из фильмов «Бондианы» канадец впадал в настоящий экстаз — хотя отнюдь не являлся фанатом Яна Флеминга. Испугавшись, мужчина обратился к врачам.

МРТ-сканирование помогло выяснить причину: пострадавший от инсульта мозг пациента пытался восстановиться, формируя хаотичные связи между нейронами.

Недостаток или преимущество?

Жизнь человека, которому для эйфории достаточно пары нот из саундтрека «Бондианы», не лишена прелести. Хотя есть и минусы — непроизвольные ассоциации и ощущения могут мешать сосредоточению. Зато появляются дополнительные механизмы запоминания.

Шотландский психолог Джулия Симнер совместно со своими коллегами провела эксперимент — попросила смешанную группу из синестетиков и обычных людей вспомнить даты ряда известных событий 1950—2008 гг. Синестетики называли даты точнее — благодаря тому, что их воспоминания подкреплялись более широким спектром ассоциаций.

Некоторым графемно-цветовая синестезия помогает писать грамотно — совершенную орфографическую ошибку им может подсказать «неправильный» цвет слова.

Совет

Синестезия может помогать и в творчестве — хотя далеко не все литераторы, художники и композиторы, увлеченные темой смешанного восприятия, действительно обладали даром синестезии.

В частности, цвето-звуковые ассоциации Рембо, Кандинского и Скрябина, по мнению исследователя Шона Дэя, были вполне произвольными плодами их фантазии. Зато Владимир Набоков, Ван Гог, Дюк Эллингтон и Ференц Лист признаны настоящими синестетиками.

Последний однажды шокировал музыкантов веймарского оркестра просьбой «играть чуть менее розово» — видимо, не понимая, что не все разделяют его восприятие звука.

Впрочем, синестезия может повлиять на креативность лишь в определенных пределах — порождаемые ей ассоциации гораздо менее гибки, чем те, что возникают при обычном метафорическом мышлении.

Как помочь науке

В мире существуют официальные ассоциации синестетиков и проекты, занимающиеся исследованием этого феномена. Любой человек, открывший в себе необычные особенности восприятия, может принять в них участие.

Российское синестетическое сообщество

Проект «Синестезия» Бостонского университета

Сайт исследователя синестезии Шона Дэя

Cайт, посвященный тестам на синестезию

Источник: https://theoryandpractice.ru/posts/7428-chto-takoe-sinesteziya-i-pochemu-siniy-tsvet-mozhet-pakhnut-malinoy

Некоторые люди слышат цвета и пробуют звуки на вкус. Как им это удается?

Синестезия — это редкое неврологическое состояние, при котором органы чувств перемешиваются и начинают чувствовать за других. Одна женщина-синестет говорит, что «имя Катерина на вкус как шоколадный торт». Такие люди могут называть боль по имени, слышать цвета, видеть музыку.

А вы хотели бы узнать, каково ваше имя на вкус? Синестезия не самое редкое явление. В среднем она затрагивает одного человека из двух тысяч и, как правило, развивается в детстве.

И если вам не повезло заручиться поддержкой такого всевидящего ока в свое время, возможно, вам помогут ученые, которые подкрались к молекулярному и генетическому происхождению этого явления.

Обратите внимание

Аманда Тилот — ученый из Института психолингвистики Макса Планка в Нидерландах, ведущий автор новой работы, исследующей первопричины синестезии, опубликованной на этой неделе в журнале PNAS. Как вы можете догадаться, все ведет к взаимосвязанности.

Тилот и ее команда решили заполнить пробел. Они обратились к трем семействам, в которых многие члены семьи обладали звуко-цветовой синестезией. Были в них также и члены без синестезии (от чего они, конечно, расстраивались). Каждый член семейного древа передал Тилот ДНК на исследование и секвенирование.

Ученые сперва изучили различия в пределах семьи. Какие генетические варианты были у синестетов, которых не хватало их братьям, сестрам, дядям и тетям? Ученые выявили 37 интересных генов в общей сложности.

Но изучая различия между тремя семьями, они обнаружили, что ни один из этих генетических вариантов не повторялся.

Этого следовало ожидать. «Предыдущая попытка найти конкретные вещи, которые объединяют небольшие семьи, не имели большой удачи», говорит Тилот. Поэтому они попробовали другую тактику.

«Мы решили посмотреть, какие типы биологических процессов связывают семьи».

Если гены, по-видимому, были специфичны для семьи, предположили ученые, то и процессы, которые сформировали эти гены, должны будут повторяться среди разных синестетов в разных родословных.

К восхищению Тилот, это предположение оказалось верным. В новой работе сделан вывод, что мозг людей со звуко-цветовой синестезией необычайно активен в одном из отделов: аксоногенез.

В основе своей аксоногенез — это формирование новых нервных клеток, аксонов. Аксоны соединяются с синапсами и помогают передавать информацию через мозг. Аксоногенез нужен каждому, чтобы жить и мыслить, без него вы не смогли бы прочитать эту статью. Но у людей с синестезией этот процесс слегка перенастроен.

Важно

В то время как зрительная кора находится в задней части мозга, а производство речи — в области Вернике, аксоны у людей с синестезией растягиваются дальше, особенно в детском возрасте, когда сенсорные способности быстро развиваются. Возможно, именно поэтому язык воспринимается в цветах, вкусе или даже пространственных измерениях.

Конечно, работа Тилот не является окончательным вердиктом на тему синестезии — это только начало.

Необходимы дополнительные исследования для семей с высокими показателями синестезии, а также синестетов, у которых нет известных родственников с этой причудой.

Что еще более важно, говорит Тилот, ученые должны продолжать работать, чтобы понять весь спектр синестезии, которая проявляется десятками разных способов.

Пока исследование Тилот сосредоточено на звуко-цветовой синестезии, известной также как хроместезия, когда люди ассоциируют звуки с цветами. Такие артисты, например, ассоциируют музыку с аккордами, инструментами и эмоциональными переживаниями. Дюк Эллингтон, Билли Джоэл, Фаррелл Уильямс также рассказывают о похожем сенсорном восприятии.

Читайте также:  Александр глазунов: биография, интересные факты, творчество

А вот у Владимира Набокова и его матери были графемо-цветовые синестезии, когда каждая буква имела оттенок или текстуру, связанную с ней. Бывает также лексико-вкусовая синестезия, когда слова имеют вкус.

Чтобы углубиться в сенсорную тайну, Тилот и ее команда набирают синестетов со звуко-цветовым восприятием для дальнейших исследований.

Источник: https://Hi-News.ru/research-development/nekotorye-lyudi-slyshat-cveta-i-probuyut-zvuki-na-vkus-kak-im-eto-udaetsya.html

proekt | «Я слышу цвет ,я вижу звук»

 ·  формирование исследовательских навыков с применением компьютера для анализа структуры поэтического текста, для осознания целостности и своеобразия художественного мира Есенина.

Методические задачи:

·  научить оформлять информацию, собранную самостоятельно, находить максимально приближённый к идее художественного текста вариант технического воплощения.

 

 

Кто может стать участником проекта

 

В проекте могут принять участие школьники 1-6 классов, находящиеся на стационарном лечении в детской республиканской больнице г.Сыктывкара Республики Коми, а также ученики 1-6 классов ГОУ СОШ № 329 г.Москвы

Сроки реализации проекта и краткий обзор этапов

Реализация проекта проводится в первую четверть учебного 2015 — 2016  года (1 сентября — 1 ноября) и включает следующие этапы:

подготовительный этап  (1 сентября — 6 сентября 2015 года) — утверждается состав команды, учитель — руководитель знакомится с документацией, настраивает учащихся своей группы на сетевое взаимодействие. 

1 этап — «Я слышу цвет». (7 сентября — 20 сентября 2015 г.) — начало работы над проектом. Проводится эксперимент — исследование на основе социологического опроса : какого цвета звуки в русском (английском, французском и т.д.) языке; учащиеся знакомятся с теорией Журавлева о цвето-звуковых соответствиях и сравнивают свои результаты с результатами теории. 

2 этап — «Я вижу звук»      (21 сентября — 4 октября 2015 года) — Работа с лирическими текстами С.Есенина. Создаются транскрипции стихотворений. На основе предыдущего исследования о цветах-звуках гласные в транскрипции раскрашиваются в соответствующие цвета, и делается вывод о цвете всего стихотворения в целом. 

3 этап — «Цвето-звуковая лаборатория» ( 5 октября — 18 октября 2015 года). Творческая лаборатория  по созданию звукового файла — стихотворения ; создания плейкаста  — открытки к стихотворению С.Есенина.

Совет

4 этап – «С юбилеем, Сергей Есенин!» (19 октября — 1 ноября 2015 года). Создание кроссворда по тврчеству С.Есенина и фотоинсталляции на тему «С днем рождения, Сергей Есенин»

Каждый этап будет открываться для прохождения на сайте в сроки, обозначенные для каждого этапа, то есть этапы 2,3 и 4 пока будут не активны. Этап №2 будет открыт 21 сентября)!!!

Условия участия в проекте

Ключевое место в выполнении заданий проекта занимает самостоятельная работа с  лирическими текстами Сергея Есенина и с переводами стихотворений на другие языки (для групп, работающих под руководством учителей иностранного языка) ,  интернет — ресурсами и веб сервисами.

Теоретические  и практические задания по каждому из этапов размещаются на сайте проекта. Каждому этапу отведена отдельная страница с пошаговым инструктажом выполнения заданий.

Вопросы по проекту можно задать координаторам проекта через комментарии (размещаются под каждым этапом под страницей)  и по электронной почте:

Подведение итогов по реализации проекта

Все участники проекта, выполнившие условия участия, получат сертификат участника проекта ( на странице «Итоги» будут размещены шаблоны сертификатов  (в электронном виде);

Все кураторы, педагоги, наставники групп участников проекта получат Свидетельства кураторов ( на странице «Итоги» будут размещены шаблоны свидетельств (в электронном виде).

Автор, организатор и

координатор Проекта 

Новикова Анна Петровна, учитель русского языка и литературы ГОУ РК «Республиканский центр образования»

Обратите внимание

Лизунова Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы ГОУ РК «Республиканский центр образования»

Источник: https://ylka77.wixsite.com/proekt/—c168i

7 нот, 7 цветов, 7 чувств

Блог получился венегретный, но так всё в человеке намешано и с этим хочется лучше разобраться.

7 нот, а столько разнообразных сочетаний этих 7 звуков. Нашла вот такую информацию об их названиях.

Современные названия нот были изобретены итальянцем Гвидо д’ Ареццо, музыкантом, имевшим, очевидно, доступ к космогоническим знаниям.

Их названия представляют латинские сокращения для определенных уровней вселенной: Re — rerum — материя. Mi — miraculum — чудо (т.е. жизнь). Fa — familias рlanetarium — семья планет, т.е. солнечная система.

Sol — solis — Солнце. La — lactea via — Млечный путь Si — siderae — небеса.

Do — Dominus — Господь.

Интересно, звуки создаваемые на Планете как-то влияют на Космос?

Итак, 7 цветов радуги. Настоящий цвет Вселенной «космическое латте»

Специалисты НАСА установили, что наша Вселенная, несмотря на россыпи звезд, вихри галактик и свет солнца, обладает собственным цветом. Исследователи назвали его «космическим латте», то есть это один из оттенков бежевого. Об этом открытии пишет лондонская «Дейли Телеграф» (The Daily Telegraph).

К такому сенсационному выводу ученных подтолкнуло изучение цвета, который распространяют 200 тысяч галактик. Именно эти оттенки вкупе дали бежевый цвет. Авторами открытия стали британские астрофизики Карл Глэйзбрук и Айвэн Болдри, которые создали огромный «космический спектр», прежде чем смешать его в воспринимаемый человеческим глазом цвет.

По мнению ученых, за последние шесть миллиардов лет доминирующая окраска Вселенной перешла по спектру от синего к красной.

Оба ученых уверены, что этот обзор, охватывающий по времени несколько миллиардов световых лет, достаточно масштабен, чтобы претендовать на полноту и обоснованность представленных выводов.

Теперь запахи Вселенной. Она оказывается пахнет малиной

Неожиданное открытие сделали европейские ученые. Оказалось, что наша Вселенная имеет запах и пахнет она свежей лесной малиной. Об этом пишет лондонская «Гардиан» (The Guardian) со ссылкой на специалистов знаменитого немецкого Института имена Макса Планка.

Сотрудники института с помощью 30-метрового европейского радиотелескопа искали аминокислоты на просторах Млечного пути. Изучались скопления газа и пыли, которые, согласно новейшей теории, способны заключать в себе так называемые семена жизни — элементы простейших белковых молекул.

Однако обнаружить аминокислоты или признаки их присутствия ученым не удалось. Вместо этого они нашли в газовых облаках Млечного пути в самом центре нашей галактики этил формат. Молекула этого химического соединения формирует особый запах лесной малины. В результате, по словам немецких ученых, вся Вселенная наполнена малиновым духом.

«Гардиан» отмечает, что этил формат определяет запах и еще одного известного продукта — рома. А стало быть, любой желающий может охарактеризовать запах галактики в зависимости от своих предпочтений, передает ИТАР-ТАСС.

А теперь немного об смешении цветов и звуков.

Чувств, как выясняется тоже 7, хотя всё конечно спорно.

С ЦВЕТОМУЗЫКОЙ В ГОЛОВЕ

Седьмым чувством называют синестезию — способность «слышать» цвет или «видеть» музыку. После пяти основных: слуха, осязания, зрения, обоняния, вкуса. И шестого — интуиции.

Люди, обладающие способностью воспринимать мир большим количеством чувств, считаются уникальными. Но не более того. Ничего сверхъестественного в природе синестезии нет. Она дается каждому человеку с рождения.

Ведь в мозгу младенцев импульсы от всех органов чувств перемешаны. Но в возрасте примерно полугода происходит их разделение: звуки — «направо», зрительная информация — «налево».

По-научному — это процесс отмирания нейронов, создающих синаптические мостики.

Важно

У синестетиков мостики остаются неповрежденными, а чувства — неразделенными. Словно бы наложенными друг на друга. И вот некоторые из таких людей и называют себя экстрасенсами, колдунами и целителями. А кое-кто даже мессиями.

Развеять миф о происхождении якобы божественного дара взялись нейропсихологи Университета Цюриха. Несколько лет они изучали экстрасенсов, которые считали, что способны видеть будущее и просвечивать людей насквозь, как рентген-аппараты.

Во время опытов ученые просили «ясновидцев» смотреть на монитор, разработанный специально для «включения» определенного центра зрительной коры головного мозга.

С его помощью исследователи хотели понять, как возникают в мозгу уникумов различные образы. И обнаружили: очень часто многие «слышат» картинку. Некоторые — слабое жужжание, другие — свист.

Хотя картинку на самом деле не сопровождают никакие звуковые эффекты.

Более того, так называемые экстрасенсы, прослушивая музыку, иногда ощущали во рту всевозможные вкусы: сладковато-горькие, соленые, кислые. Видели цвета. Нота фа для них почему-то светилась фиолетовым, а до — красным.

Испытуемые отнюдь не воображают цвета или вкусы. А действительно ощущают их. Проверил это профессор психологии и нейрофизиологии Калифорнийского университета Вилейанур Рамачандран, который разработал специальный тест (см. рис.). На экране компьютера появлялись черные двойки и расположенные в случайном порядке пятерки.

Обычному человеку очень трудно вычленить одно из другого. А синестетик легко видит, что двойки образуют треугольник. Ведь для него они цветные. Используя подобные тесты, Рамачандран и его коллеги обнаружили: синестезия распространена намного больше, чем считалось раньше. Примерно у одного из двухсот взрослых людей.

НЕРВНАЯ АНОМАЛИЯ

— Все так называемые экстрасенсы демонстрировали явные признаки синестезии, — уверяет автор швейцарского исследования доктор Микаэла Эсслен. — Этот феномен возникает на фоне аномалий в развитии нервной системы.

У обычных людей каждый внешний сигнал принимает своя сенсорная система: звук — слух, запах — обоняние. А у синестетиков нейроны функционируют хаотично.

И сигнал, предназначенный для одного органа чувств, поступает сразу в несколько.

Нейрофизиолог из Американского национального института психиатрии Питер Гроссенбахер связывает синестезию с существованием в мозгу своеобразных перекрестков. На них пересекаются пути, по которым передаются нейронные импульсы от глаз, ушей, рта, носа.

Совет

И у обычных людей есть перекрестки. Но они пассивны. А у синестетиков — распределяют нервные импульсы сразу по нескольким направлениям. Например, сигналы, идущие по слуховому пути, достигают перекрестка, а тот посылает импульс глазам.

Сканирование мозга синестетиков показало: когда люди, которые «окрашивают» буквы, смотрят на печатный текст, то у них активизируется не только участок мозга, отвечающий за понимание речи, но и зоны, ответственные за распознавание цвета.

ИЛЛЮЗИЯ БИОПОЛЯ

Возможно, экстрасенсы и в самом деле видят очаги недугов в теле диагностируемого человека, окрашенные в определенный цвет. И испытывают неприятные ощущения в тех областях своего тела, которые у пациента больны.

Или же слышат особенный звук, прикасаясь к больному месту. Это разновидность синестезии, считают ученые. Равно как и наблюдение биополя — ауры, призрачные видения, картинки якобы будущих событий.

По-научному это способность к рефлекторным, визуальным, аудиальным или кинестетическим иллюзиям.

— Видения обычно иллюзиями и бывают, — объяснял в одном из своих выступлений известный психолог, доктор медицинских наук Рамиль Гарифуллин. — Некоторые люди могут слышать или видеть запах, видеть цвета депрессии. Запах бензина, например, может быть для них синим и звенеть, а аромат какого-то цветка — красным в белую крапинку и гудящим.

ГЕНИИ СО СМЕШАННЫМИ ЧУВСТВАМИ

Синестезией обладали многие известные люди. Например, французский поэт Артюр Рембо связывал гласные звуки с определенными цветами. Цвет музыкальных нот видел композитор Александр Скрябин.

Художник-абстракционист Василий Кандинский, напротив, слышал звучание красок.

К синестетикам относят Льва Толстого, Максима Горького, Марину Цветаеву, Константина Бальмонта, Бориса Пастернака, Андрея Вознесенского.

Однако в основной своей массе синестетики не отличаются высоким интеллектом. Слабы в математике. Плохо ориентируются в пространстве. Страдают маниакальной страстью к порядку и симметрии.

И память у них неточная. Например, типичный синестетик вполне может сказать: «Я не помню, как называется эта улица, но помню, что ее имя оранжевое». Свою особенность передают по наследству.

Большинство — левши.

МОЖНО ДОВЕРЯТЬ ЦЕЛИТЕЛЯМ?

По словам доктора Гарифуллина, если между иллюзорной картинкой синестетика и психологическим состоянием больного есть общие точки соприкосновения, то «видение» полезно для диагностики.

В этом случае синестезия дает о заболевании дополнительную информацию, которую остается лишь «расшифровать». Если же связи нет, то экстрасенс может обмануться, избирая методы лечения.

Синестетики нередко попадают в цель благодаря своей сильно развитой интуиции.

—–Самый распространенный вид синестезии — «цветные цифры». Синестетик в отличие от обычного человека за секунду увидит перевернутые пятерки, создающие треугольник, потому что они у него высветятся в мозгу красным цветом.—–

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

Доктор медицинских наук, профессор, декан медицинского факультета Тульского государственного университета, директор НИИ новых медицинских технологий Александр Хадарцев:

— Не факт, что секрет экстрасенсов — в синестезии. На мой взгляд, они слышат больше звуков или ощущают тонкие ароматы.

ДОСЛОВНО что говорят о чувствах ясновидцы

Победители «Битвы экстрасенсов» на ТНТ

Турсуной Закирова:

— Я чувствую и вижу боль человека, я перенимаю ее, тем самым исцеляя человека.

Мехди Эбрагими-Вафа:

— Когда мне исполнилось 17 лет, я начал видеть в голове картинки смерти, болезни, войны.

Финалисты съезда людей-«рентгенов», проведенного «Комсомолкой» в 2004 году

Светлана Кулешова:

— Органы человека я вижу будто сквозь полупрозрачное стекло: и как пульсирует сердце, и как течет кровь по сосудам.

Сергей Лысечко:

— Мне дали медицинские стеклышки с соскобом разных заболеваний. От трех на меня повеяло холодом — это была онкология. А от двух я ощутил вибрацию и пощипывание — выяснилось, что так «ведут» себя венерические болезни.

Источник: https://zengarden.in/blogi/7-not-7-cvetov-7-chuvstv.html

Ссылка на основную публикацию