Бродский исаак «ленин в смольном» описание картины, анализ, сочинение

Его называют основателем соцреализма и одним из самых главных «официальных» живописцев советского Кремля. Он действительно написал огромное количество портретов руководителей Страны Советов. А ещё писал великолепные пейзажи, жанровые картины и портреты самых разных людей.

Бродский Исаак

Автопортрет

Художник Исаак Израилевич Бродский родился в декабре 1883 года в селе Софиевке Таврической губернии, в семье мелкого торговца и землевладельца еврейского происхождения.  Учился в Бердянском городском училище, а затем – в Одесском художественном училище у таких прославленных мастеров, как Л.Д. Иорини, К.К. Костанди и Г.А. Ладыженского.

В 1902 году Исаак Бродский был принят, без экзаменов, в Петербургскую Академию художеств, где его учителями стали Я.Ф Ционглинский и И.Е. Репин. С Ильей Ефимовичем у Бродского сложились очень тёплые отношения и эти отношения продолжались до самой смерти великого мастера русской живописи.

В те годы, когда молодой художник поступил в академию, в столица бурлила от революционных настроений и Исаак Израилевич очень быстро влился в круги протестующего студенчества, написал несколько политических карикатур для сатирических журналов, начал писать картину «Красные похороны», но попал в список неблагонадёжных студентов и был исключён из академии, как «политически неблагонадёжный».

Бродский попытался снова поступить в академию, успешно сдал вступительные экзамены, но получил отказ. И только после вмешательства И.Е. Репина и ректора В.А. Беклемишева молодому художники позволили продолжить обучение.

В 1908 году, в связи с окончанием академии, Бродский представил две программные картины: «Портрет Л.М. Бродской» и «Тёплый день». За последнюю картину художник был удостоен Большой золотой медали и права на заграничную творческую поездку за государственный счёт.

Бродский Исаак

Тёплый день

Бродский Исаак

Портрет Любови Макаровны Бродской

Бродские выехал во Францию, затем посетил Великобританию, Германию и Испанию. Из своей зарубежной поездки он высылал в академию свои работы и эти работы так впечатлили руководство академии, что Совет Академии принял решение о дополнительной заграничной командировке для талантливого художника.

Бродский Исаак

Осёл на острове Капри

Дополнительную командировку Бродский провёл на острове Капри в Италии, гостил у Максима Горького. На Капри были написаны полотна «Сказка» и «Италия».

Бродский Исаак

Сказка

Бродский Исаак

Италия

Вернувшись из командировки в Россию, Исаак Израилевич продолжил работать, увлёкся написанием пейзажей, в которых успешно соединил символизм и модерн – критики отмечали, что Бродскому, благодаря его творческим изысканиям, удалось «поэтизировать русскую природу». Что разительно отличало работы этого периода от пейзажей, которые писал художник ранее, когда живописец применял элементы символической фантастики, что привносило в его работы некое ощущение салонной живописи.

Бродский Исаак

Портрет З.С. Штильман

В это период художник пишет серию портретов, которые пресса называет «замечательными». Бродский много и увлечённо работает, критики и публика принимают его работы очень благожелательно. Стиль Бродского называют «европейским модерном» — его сюжеты, при некоторой салонной красоте, достаточно экзотичны и красочны, наполнены деталями и особой графической изощрённостью.

Бродский Исаак

Опавшие листья

Бродский Исаак

Опавшие листья

Февральскую революцию 1917 года художник принял с большим воодушевлением. Да и не могло быть иначе для того, кто был отчислен из академии, как политически неблагонадёжный, кто длительное время был гостем Максима Горького на остове Капри.

В феврале 1917 года Бродский написал портрет А.Ф. Керенского.

Бродский Исаак

Портрет А.Ф. Керенского

А потом, увлечённый революционной стихией и желанием увековечить события, участником которых он стал, оказался на стороне большевиков. Оказался сознательно.

Художник пишет целую серию картин о революционных событиях и портретов лидеров социалистической революции: «Ленин и манифестация», «Торжественное открытие II Конгресса Коминтерна» и т.д. В 1919 году Бродский решает создать целый цикл картин о социалистической революции в России и Гражданской войне.

Ленин и манифестация

Торжественное открытие II Конгресса Коминтерна

Расстрел 26-ти бакинских комиссаров

Картины Бродского, которые были написаны в тот период, в последствии были названы классикой соцреализма – Исаак Израилевич был первым, кто в советском изобразительном искусстве создал реалистические, почти фотографически точные, документальные картины о событиях тех лет и о людях, которые в этих событиях участвовали.

Ленин в Смольном

Помимо портретов вождя пролетариата Бродский пишет целую серию портретов видных деятелей революции и молодого советского государства, несколько портретов Максима Горького. А с 1928 года художник начинает писать портреты Сталина.

Михаил Фрунзе на манёврах

Портрет И.В. Сталина

При этом Исаак Израилевич находит время на написание любимых им русских пейзажей. В ту пору были написаны «Летний сад осенью» и «Аллея парка».

Парк осенью

Аллея парка

Летний сад осенью

Бродского совершенно заслуженно называют основоположником социалистического реализма, поскольку он не только много работал, как художник, но и с большим энтузиазмом взялся за подготовку и обучение молодых художников.

В 1932 году Исаак Израилевич был назначен профессором и получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, а с 1934 года и до самой смерти был директором Всероссийской Академии художеств в Ленинграде.

И в этом же году был награждён Орденом Ленина (Бродский стал первым деятелем искусств, который был награждён орденом).

В 1939 году Бродский стал доктором искусствоведения.

Золотая осень

А 14 августа 1939 года Исаака Израилевича Бродского не стало. Через год была издана автобиографическая книга «Мой творческий путь», открылся музей художника и Михайловская улица в Ленинграде была переименована в улицу Исаака Бродского (это имя улица носила до 1991 года).

Сегодня о Бродском очень часто говорят и пишут, как о придворном советском художнике, который пресмыкался и лакействовал перед советской властью ради наград и материальных выгод. Это не правда. Бродский принял революцию и советскую власть всей душой, и работал не за ордена и премии, а за совесть. Он был и навсегда останется художником революции и основателем социалистического реализма.

Картины художника Исаака Израилевича Бродского

Источник: https://svistanet.com/hudozhniki-i-art-proekty/kartini-i-zhivopis/xudozhnik-isaak-izrailevich-brodskij-pejzazhi.html

Загадки Бродского: как советский парк превратился в римский

Представьте себе, что вы видите прекрасную картину советского парка 1930 года. А потом видите другую крайне похожую, но 1911 года и уже изображающую римский парк. Такое невозможно, скажете вы? Где Союз и где Рим… В творчестве Исаака Бродского это оказалось более чем возможным.

О художнике

Бродский Исаак Исаак Израилевич Бродский (1883—1939), художник, педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР. Михаил Гершман / РИА Новости

Исаак Бродский был одним из ведущих представителей реализма в русском искусстве первой половины XX века. Исаак Бродский родился в семье торговцев. В 1896–1902 годах учился в Одесской художественной школе при Обществе поощрения художников. В 1902 году Бродский переехал в Петербург, поступил в Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. С 1904 года экспонировал свои работы на весенних выставках Императорской Академии художеств.

«С меня начал писать портрет И. И. Бродский, — писал в 1912 году Илья Репин приятелю. — Хорошо взял и интересно ведёт: сходство полное. Я вижу себя и восторгаюсь техникой. Простота, изящество, гармония и, правда, правда выше всего, и как симпатично! Дай бог ему кончить, как начал. Да, он большой талант!»

Исаак Бродский в основном проживал в Петербурге (Ленинград), с 1906 года он ежегодно совершал творческие поездки в Псков. Его ранние работы 1900–1910-х годов были близки к модерну.

Их отличали декоративный стиль, яркие цвета, мелкие штрихи, тонкие линии и детальная композиция изображения.

Бродский писал портреты, пейзажи и жанровые картины в традициях русской реалистической художественной школы второй половины XIX — начала XX века.

Бродский Исаак Портрет И. Бродского. Художник: Репин

В 1908 году Бродский был удостоен звания художника и награжден Академией за картины «Теплый день» и «Портрет Л. М. Бродской». Он получил возможность совершить творческую поездку в 1909–1910 годах. Художник ездил в Европу и Малую Азию.

В 1911 году он посетил Капри, где остановился у Максима Горького. В 1916–1917 годах выставлял свои картины на выставке «Передвижников».

В 1920–1930-е годы Бродский писал картины по истории Революции, портреты лидеров в реалистической манере, но в сдержанной палитре.

Наследие художника

Работы Исаака Бродского находятся во многих музейных и частных коллекциях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее и Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

Исаак Бродский был в хороших отношениях со многими ведущими русскими художниками, в том числе со своим наставником Ильей Репиным. Бродский был заядлым коллекционером произведений искусства.

Его превосходная коллекция включала значимые работы Ильи Репина, Сурикова, Валентина Серова, Исаака Левитана, Михаила Врубеля и Бориса Кустодиева.

После смерти художника квартира Бродского (кстати, подаренная за сотрудничество с советской властью) в Санкт-Петербурге была объявлена ​​национальным музеем. Его коллекция произведений искусства и ныне находится там.

Бродский Исаак Музей-квартира Исаака Бродского
Бродский Исаак Музей-квартира Исаака Бродского

Золотой фонд творческого наследия Исаака Бродского составляют портреты вождя Октябрьской революции – В. И. Ленина. Именно этому художнику принадлежат портреты, на которых запечатлен истинный художественный и исторический образ Ленина. Когда Бродский попросил Ленина дать автограф личному портрету, он сказал: «Я подписываюсь то, с чем я впервые не согласен».

Бродский Исаак Художник Исаак Бродский у портрета В. И. Ленина, написанного им для зала заседаний Смольного
Бродский Исаак Ленин в Смольном
Бродский Исаак Ленин на трибуне
Бродский Исаак Ленин и манифестация

Корней Чуковский так вспоминал о коллекции Бродского:

«Ах, как пышно он живёт — и как нудно! — Уже в прихожей висят у него портреты и портретики Ленина, сфабрикованные им по разным ценам, а в столовой — которая и служит ему мастерской — некуда деваться от «Расстрела коммунистов в Баку»… И самое ужасное, что таких картин у него несколько дюжин… Сам Бродский очень мил. …Чтобы покупать картины (у него отличная коллекция Врубеля, Малявина, Юрия Репина и пр.), чтобы жить безбедно и пышно, приходится делать «расстрелы» и фабриковать Ленина, Ленина, Ленина. Здесь опять-таки мещанин, защищая своё право на мещанскую жизнь, прикрывается чуждой ему психологией».

Бродский был заслуженным деятелем искусств РСФСР и членом Союза художников России. В 1934 году был назначен директором Российской академии художеств.

Исаак Бродский был первым художником, награжденным орденом Ленина.

«Аллея парка» Советов и Рима

Советский вариант

Бродский Исаак «Аллея парка» Исаак Бродский 1930 год

Картина «Парковая аллея» была написана Исааком Бродским в 1930 году. Центральное место на картине отводится огромным деревьям. Земля и люди занимают только 1/3 холста, а остальные 2/3 усеяны зелеными ветками деревьев.

Изумительно и детально описанные деревья! Вы только посмотрите: ведь мы можем разглядеть каждый лепесточек, каждую веточку на картине.

Да, безусловно, деревья, «обнимающие» аллею и дарующие укромную тень своим посетителям — главный герой картины.

Ветви деревьев наклоняются к земле и в то же время тянутся к голубому ясному небу, а сами деревья образуют широкую дорожку, по которой прогуливаются люди. Парковая аллея достаточно глубокая, мы даже не видим ее конца.

Это теплый солнечный день, прекрасно освещающий парковую аллею. Судя по теням от деревьев, это полдень.

Композиция построена художником таким образом, что фокус внимания переходит от внешних сторон — деревьев — к центральной точке картины — двум увлеченной играющим детям.

А что же посетители парка? В парке довольно многолюдно, скорее всего, художник работал над картиной в праздничный или выходной день. Некоторые люди прячутся от солнечного зноя в тени деревьев, другие заняты разговорами.

Бродский Исаак Аллея парка Бродский. Фрагмент

Дети в центре нашли себе увлекательную игру на земле, не обращая внимания ни на кого вокруг. В основном это семейные прогулки: рядом с каждым взрослым непременно изображен ребенок.

«Парковая аллея» — это легкая и даже лучезарная картина, глядя на которую непременно хочется прогуляться по аллее. Простота сюжета делает эту работу еще более привлекательной. И все прекрасно на этой картине… Если бы не одно НО.

Давайте перенесемся в 1911 год.

Римский вариант

«Аллея парка в Риме» 1911 год

Предоставив дорогим читателя описание по первой работе 1930 года, мне, к сожалению, особо нечего добавить ко второму варианту. А все потому, что они поразительно одинаковы! Что уж говорить… Изображен один и тот же парк в том же ракурсе и в тех же размерах с незначительными изменениями в человеческих фигурах.

Искусствоведам, конечно, эти мелочи не давали покоя. Было решено провести рентген полотна 1930 года.

Результаты были ошеломительными: «Аллея парка» 1930 года и «Аллея парка в Риме» 1911 года — одна и та же картина.

Художник просто изменил персонажей и название картины, удалил с картины белоснежные мраморные статуи. Переодел итальянцев в советскую одежду и немного видоизменил деревья.

В чем причина такого решения — останется извечной загадкой. Но это обстоятельно нисколько не умаляет прекрасного солнечного сюжета. Так душевно написана эта картина, что глядя на морозные вечера за окном, действительно хочется перенестись в летний теплый день на картину Исаака Бродского!

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

Источник: https://moiarussia.ru/zagadki-brodskogo/

Бродский Исаак ИзраилевичКартины и биография

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Бродский Исаак Израилевич, российский живописец и график еврейского происхождения. Родился в 1883 году. Член Общества имени Архипа Ивановича Куинджи, Ассоциации художников революционной России, c 1924 года Союза русских художников.

Бродский Исаак

На даче, 1906, Художественный музей, Самара

Бродский Исаак

Устала, 1906, Журнал «Леший»

Бродский Исаак

Аллея парка, 1930, частное собрание

Бродский Исаак

Зима, 1922, Музей-квартира Бродского, Санкт-Петербург

Исаак Бродский писал художественно-документальные, историко-революционные картины («Владимир Ильич Ленин на фоне Смольного», 1920-е годы; «Расстрел 26 бакинских комиссаров», 1925; «Ленин в Смольном», 1930), портреты, пейзажи. В 1934 году стал директором Всероссийской Академии художеств в Ленинграде. В 1938 Бродскому было присвоено звание заслуженного деятеля искусств России. Бродский умер в 1939 году.

Примечание. Ассоциация художников революционной России (АХРР) – массовое художественное объединение, сыгравшее важную роль в распространении искусства. Для художников АХРР (И.И. Бродский, А.М. Герасимов, М.Б. Греков, Б.В.

Иогансон, Е.А. Кацман, Г.Г. Ряжский и других) характерны развитие традиций передвижников в новых условиях, историко-революционная тема.

Объединение имело около 40 филиалов в РСФСР и других республиках, издавало журнал «Искусство в массы».

Бродский Исаак Бродский Исаак

Автопортрет с дочерью, 1911, Музей-квартира Бродского

Бродский Исаак

Расстрел 26 бакинских комиссаров, 1925, Волгоградский музей

Бродский Исаак

Сквозь ветви, 1907, Музей-квартира Бродского

Бродский Исаак

Мария Федоровна Андреева, 1910, Музей-квартира Бродского

Бродский Исаак

Любовь Макаровна Бродская, 1913, Музей русского искусства, Киев

Аллея Летнего сада осенью, 1928, Музей-квартира Бродского

Владимир Ильич Ленин на фоне Смольного, 1920-е годы

Портрет Сталина, 1933, музейно-выставочный центр Росизо, Москва

Золотая осень, 1913, Музей-квартира Бродского

Источник: http://smallbay.ru/artrussia/brodsky.html

Ленин: от вождя до бренда

Бродский Исаак

Александр Косолапов. Lenin Coca-Cola

Образ Владимира Ильича Ленина занимал важное место в творчестве художников на протяжении всей истории Советского союза. Узнаваемый облик невысокого умного человека с хитринкой в глазах  с течением времени и сменой политических настроений видоизменялся и приобретал мифологические черты.

Бродский Исаак

Исаак Бродский. «Ленин и манифестация»

Одним из первых государственных художников новой страны, родоначальником официозного стиля и канонического изображения вождей стал Исаак Бродский. Любимый ученик Ильи Репина, живописец с легким налетом салонности, после Революции он посвятил свое творчество коммунистической тематике.

Первый портрет Владимира Ильича «Ленин и манифестация» Бродский написал в 1919 году. С полотна на зрителя смотрит немного усталый человек с добрым и умным лицом. Рука Ленина лежит на белой непримечательной, на первый взгляд, бумаге – манифестации.

Парадность и некоторый «советский» пафос портрету придает фон – пурпурная, динамично развивающаяся драпировка. Над листком художник размечает символическое действо, результат  манифестации и Революции – серую тревожную площадь, по которой идет толпа пролетариев несущих знамена.

Полотно «Ленин и манифестация» положило начало огромной серии портретов Вождя выполненных Бродским, самым известным из которых стало произведение «Ленин в Смольном».

Бродский Исаак

Кузьма Петров-Водкин. «Портрет В.И.Ленина»

Загадочный художник первой половины ХХ столетия, Кузьма Петров-Водкин, написал в 1934 году один из самых неоднозначных портретов Ленина. Живописец, чье творчество проистекало от иконописи, создатель полотен наполненных множеством символов, написал образ, над которым спорят до сих пор.

Владимир Ильич сидит в тесной коричневой комнате, читая томик «Песен западных славян» А.С. Пушкина. Ленин, задумавшись о прочитанном, поднял голову над книгой, и зритель увидел погруженный в себя взор слишком широко расставленных глаз.

В советский период Петрова-Водкина ругали за отсутствие точного портретного сходства в этом портрете, позднее в этом сознательном искажении черт стали угадывать различные смыслы.

Полотно написано в год, когда Сталин окончательно встал во главе страны и возник культ личности. Кто-то видит в этом изображении лицо мученика, в чьих глазах читается ужас осмысления происходящего. За спиной фигуры в белоснежной, словно пульсирующей, рубашке угадываются очертания креста.

Иные усматривают в разрезе глаз Вождя монгольские черты и сравнивают Революцию с татаро-монгольским нашествием, трактуя четко очерченную тень на стене как пустой оклад иконы. Сам Петров-Водкин говорил об этом произведении: «..мне хотелось дать Владимира Ильича живым — дать уютную обстановку, где он сам с собой. Он, конечно, читает Пушкина, а затем ляжет спать.

Я даже придумал, что ему дать читать. Это «Песни западных славян», так как мне казалось, что эти вещи должны действовать сильно и остро…»

Бродский Исаак

Гелий Коржев-Чувелев. «Беседа»

В 1989  году, накануне Распада СССР Гелий Коржев-Чувелев пишет весьма многозначительное  произведение на ленинскую тематику. Художник, в своем творчестве изображавший драму реальной жизни, последствия войн и Революций без прикрас, не лишая при этом своих героев надежды на любовь и тихое счастье.

В картине «Беседа» Ленин и слепой изможденный старик показаны крупным планом на фоне древней кирпичной стены с  решетчатым окном. Герои не разговаривают друг с другом, погруженные в свои мысли.

Старик здесь – символ России, искалеченной войнами, он и юродивый провидец предрекающий конец существующего режима.

С 70-х годов образ Ленина подвергается упрощению и стилизации, отделяясь от личности, изображение становится  узнаваемым знаком, тиражируемым в оформлении интерьера, мозаике, плакате.

Ленин становится предметом идеологической пропаганды, элементом рекламы и популяризации строя.

В 1980 году Александр Косолапов, уже эмигрировавший в США помешает широко растиражированное изображение профиля Ленина рядом с логотипом кока-колы (титульное изображение), подразумевая тем самым, что Ленин для СССР такой же бренд, как всемирно известный напиток для США.

Образ Ленина с момента событий 1917 года трансформировался множество раз, пройдя путь от Вождя Революции до культового бренда советской эпохи.

Алина Свердлова-Александрова

Источник: https://lenin.guru/lenin-ot-vozhdya-do-brenda/

Бродский Исаак Израилевич (1884-1939)

Бродский Исаак

Исаак Израилевич Бродский – живописец и график, коллекционер, педагог и организатор художественного образования, Заслуженный деятель искусств РСФСР, кавалер Ордена Ленина.

Родился 6 января 1884 года в селе Софиевка близ Бердянска (в то время – Таврическая губерния, ныне – Запорожская область Украины) в семье мелкого торговца. В 1896 году окончил Городское училище в Бердянске.

С детства проявил талант к рисованию. В 1896-1902 гг. учился в Одесском художественном училище Общества Изящных Искусств у Г.А. Ладыженского, К.К. Костанди, Л.Д. Иорини; во время учебы сошелся с соучениками С. Колесниковым, М.

Мартыщенко, Д. Бурлюком.

В 1902 году поступил в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств. До 1903 года занимался у академика Я.Ф. Ционглинского, затем – в мастерской профессора И.Е. Репина. С 1904 года Исаак Бродский регулярно принимал участие в Весенних выставках Академии.

Экспонировал свои работы также на выставках Нового общества художников (1905) и Общества Леонардо да Винчи. С 1906 года ежегодно выезжал для работы в Псков. В 1905-1907 гг.

исполнил ряд направленных против самодержавия политических карикатур для сатирических журналов и эскиз картины “Красные похороны”.

В 1908 году за картины “Теплый день” и “Л.М. Бродская на террасе” получил звание художника и право пенсионерской поездки. В 1909-1910 гг. как пенсионер Академии художеств побывал в Европе и Малой Азии. В 1911 году посетил Капри, где жил у Максима Горького.

В 1908 г. Бродский вошел в Общину художников, в 1910 г. – в Товарищество южнорусских художников (ТЮРХ) и Союз русских художников, в 1915 г. – в еврейское общество поощрения художеств (член-учредитель). В 1909 г.

экспонировал свои произведения на выставке Московского общества любителей художеств, в 1911 г. – на выставке “Мира искусства” и Всемирной выставке в Риме. В том же году за картину “Сказка” (1911) получил премию Общества поощрения художеств, а в 1913 г.

пейзажи Исаака Бродского были отмечены золотой медалью на Международной художественной выставке в Мюнхене.

В Одессе И. Бродский экспонировал свои работы на выставках ТЮРХ и на I-ом Салоне В. Издебского (Интернациональная выставка картин, скульптуры, гравюры и рисунков проходила с 4 декабря 1909 г. по 24 января 1910 г. в бывшем дворце князей Гагариных, на ул. Ланжероновской, 2).

Летние месяцы 1912 и 1915 гг. жил и работал в финской деревне Куоккала (с 1948 г. – поселок Репино). В 1916-1917 гг. экспонировал картины на выставках ТПХВ.

В картинах, преимущественно пейзажах, И. Бродский использовал некоторые приемы и мотивы живописи старых мастеров. Поэтика символизма и модерна сочетается в его ранних вещах с культом изысканной, несколько салонной красоты.

На раннем этапе он осторожно вносил в них элементы символистской фантастики (“Сказка”, 1911), позднее придерживался реальности (“Опавшие листья”, 1915; “Зима”, 1922). В это же время художник создал первые значительные портреты (Л. Бурлюк, М. Горького, М.

Андреевой, И. Репина, К. Чу­ковского).

Бродский Исаак Ленин и манифестация.1919 г.Холст, масло. 90 x 135 см

К середине 1910-х гг. у Исаака Бродского уже была репутация вполне сложившегося живописца. Однако после 1917 года художник резко изменил направление работы и стал родоначальником официозного искусства, задолго предвосхитив расцвет соцреализма в 1930-е и после­дующие годы.

Картина “Ленин и манифестация” (1919) положила начало серии претендующих на документальность работ, посвященных вождю пролетариата, среди которых наи­боль­шую известность приобрело полотно “Ленин в Смольном” (1930).

Исаак Бродский разработал особый тип тщательно выписанной исторической картины, производящей впе­чат­ление изо-документа (“Торжественное открытие II кон­грес­са Коминтерна” (1920-1924), “Расстрел 26 бакинских комиссаров” (1925) и др.). Фотографически четкие, написанные в сдержанной колористической гамме, эти полотна идеально подходили для массового тиражирования и агитпропаганды.

Наряду с официальными портретами вождей партии и правительства, выполненными мастером в кон. 1920-х – 1930-е гг., они по праву считаются классикой соцреализма.

В это же время художник создал подлинные “жемчужины” пейзажного жанра, такие как “Зима” (1919-1922) с ее “брейгелевскими мотивами”, “Аллея Летнего сада осенью” (1928), “Аллея парка” (1930).

В 1920-1922 гг. Бродский участвовал в деятельности Дома искусств в Петрограде. В 1924 году вступил в Ассоциацию художников революционной России (АХРР), в 1920-х–1930-х гг. принимал активное участие в республиканских, всесоюзных и зарубежных выставках, неоднократно совершал творческие поездки по Советскому Союзу.

В 1932 г. художник получил звание “Заслуженный деятель искусств РСФСР”. В 1934 г.

состоялась персональная выставка к 25-летию творческой деятельности мастера (в Одессе Юбилейная выставка произведений заслуженного деятеля искусств И.И. Бродского прошла в январе 1935 г.). В 1937 г.

за картину “Выступление В.И. Ленина на Путиловском заводе” (1929) художник был удостоен Гран-при на Всемирной выставке в Париже.

И.И. Бродский занимался реорганизацией художественного образования в СССР. С 1932 г. был профессором, а с 1934 г. – директором Всероссийской Академии художеств.

К работе в возглавляемом им Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры Исаак Израилевич привлек выдающихся мастеров: К.Ф. Юона, Б.В. Иогансона, В.И. Шухаева, Д.И. Киплика, В.Н. Мешкова, Е.М. Чепцова, И.Я. Билибина, М.Г. Манизера, А.П. Остроумову-Лебедеву, Б.А.

Фогеля и др. Его учениками были А.И. Лактионов, Ю.М. Не­принцев, В.М. Орешников, А.Н. Яр-Кравченко, П.К. Васильев и многие другие.

На протяжении нескольких десятилетий И.И. Бродский создавал уникальную коллекцию произведений русских художников XVIII – начала XX веков. Эта коллекция, включавшая в себя блестящие творения И.Е. Репина и В.И. Сурикова, В.В. Маковского и В.Д. Поленова, И.И. Левитана и В.А. Серова, К.А. Коровина и Б.М.

 Кустодиева, М.А. Врубеля и А.Я. Головина, и многих других, стала одним из лучших частных собраний в 1920-е гг. Еще во время учебы Бродского в Академии Репин подарил своему любимому ученику три рисунка, которые стали началом будущей коллекции. В 1910-е гг.

коллекция пополнялась произведениями авторов, с которыми Бродский вместе участвовал в выставках. После революции собирательство художника стало частью его многосторонней деятельности, направленной на спасение достижений русского искусства и помощи художникам. В 1930-е гг.

, когда единственным допустимым направлением в русском искусстве был социалистический реализм, Бродский стремился поддержать все талантливое, что оказалось за его пределами.

Его музей был тогда одним из немногих мест, где можно было увидеть произведения художников авангарда (в коллекции Бродского есть некоторые произведения представителей русского авангарда – Б.Д. Григорьева, А.Е. Яковлева, М.З. Шагала).

За свою жизнь Бродский собрал более тысячи произведений. Он щедро делился своими сокровищами; осенью 1930 года подарил около трехсот работ Бердянску, где прошло его детство (7 ноября 1930 г.

был открыт Бердянский художественный музей им. И.И. Бродского).

Столько же работ было подарено в 1936 году Днепропетровскому художественному музею, ряд работ – другим музеям страны, в том числе Одесской картинной галерее (ныне – Одесский художественный музей).

Бродский Исаак И.И. Бродский работы Б.М. Кустодиева

Скончался Исаак Израилевич Бродский 14 августа 1939 года в Ленинграде, похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища.

По завещанию художника его коллекция была передана родными в дар Всероссийской Академии художеств в Ленинграде, а в 1949 году в квартире, где Бродский прожил последние 15 лет своей жизни, был открыт музей (Михайловская пл., 3).

Кроме замечательной коллекции, в музее-квартире экспонируются про­из­ведения самого Бродского, выполненные в разные периоды его жизни; украшают экспозицию предметы прикладного искусства, мебель, книги, фотографии с автографами известных людей – современников художника.

Все это воссоздает атмосферу дома Исаака Израилевича, его семьи, окружения.

Ретроспективные выставки произведений Исаака Бродского были устроены в Государственном Русском музее (1941), залах Академии художеств СССР в Ленинграде и Москве (1954-1955, 1974-1975, 1983-1984). В 1965 году вышла в свет книга воспоминаний художника “Мой творческий путь”; одна из глав мемуаров посвящена годам обучения в Одесском художественном училище.

Произведения мастера находятся во многих музейных и частных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А.С. Пушкина.

В Одессе работы Исаака Израилевича Бродского можно увидеть в коллекции Художественного музея (ул. Софиевская, 5а).

Вероника Драгун, искусствовед

Репродукции работ Исаака Израилевича Бродского

Источник: http://odessa-memory.info/index.php?id=463

Бродского называют мастером изображения вождя

Бродский Исаак

Бродский Исаак

Исаака Бродского ещё при жизни художественные критики называли мастером изображения вождя революции Владимира Ильича Ленина. Одну из самых известных своих работ — картину «В. И. Ленин в Смольном», он завершил в 1930 году, через шесть лет после смерти руководителя страны Советов. По всей видимости, ставилась задача канонизации образа вождя мирового пролетариата.

     Надо сказать, что к моменту написания картины Бродский уже имел большой опыт работы над образом Ленина, начиная от натурных зарисовок до создания крупных полотен.

Художника считали признанным мастером этой темы в молодом советском искусстве. Современники были уверены — никто лучше него не нарисует вождя революции. Спорить с этим утверждением сложно.

На картинах художника — Ленин будто живой.

   Глядя на полотно «В. И. Ленин в Смольном», которая хранится в Третьяковской галерее, понимаешь, что в жизни и быту Владимир Ильич был скромен и необычайно трудолюбив.

Всё это достигалось автором благодаря правдивости, если не сказать документальности изображения. Вплоть до почти натуральной величины роста вождя на портрете.

 Скрупулёзность в изображении деталей интерьера и костюма главного героя помогают усилить достоверность изображения и подчеркнуть историческую значительность момента.

  Бродский сумел сделать так, чтобы каждый, находясь рядом с полотном, ощутил себя в кабинете Смольного. Картина «Ленин в Смольном» сразу стала популярным произведением.

Она неоднократно экспонировалась на крупнейших художественных выставках, воспроизводилась в печати, в том числе массовыми тиражами в виде цветных репродукций.

Бродским даже сделано несколько авторских повторений картины, незначительно отличавшихся от первого варианта размерами.

Живописец № 1 для власти

   Исаака Бродского не случайно называли живописцем № 1 для официальной власти. Он долго, много и упорно создавал иконографию советских вождей, бесконечно тиражировал главные образы революции — Владимира Ленина и  Иосифа Сталина, а также Анатолия Луначарского, Клима Ворошилова, Михаила Фрунзе,  Михаила Калинина и других.

  Затем он увлекся глобальными многофигурными композициями: «Ленин и манифестация», «Торжественное открытие II конгресса Коминтерна», «Расстрел 26-ти бакинских комиссаров». Работая над ними, он выполнил сотни портретных зарисовок с ведущих деятелей международного рабочего и коммунистического движения.

  Кроме того, Исаак Израилевич продолжает работу над образом Ленина. Основываясь на зарисовках и фотодокументах, он создал картины — «В.И. Ленин на фоне Кремля», «В.И. Ленин на фоне Смольного», «В.И.

Ленин на фоне Волховстроя», «Выступление В.И. Ленина на митинге рабочих Путиловского завода», за неё художник был удостоен Гран-при на Всемирной выставке в Париже, и многие другие.

Картина «Ленин в Смольном» стала завершающей работой серии «Лениниана».

Чуковский о Бродском

   Известно, что для выполнения главного госзаказа мастер по примеру глав средневековых цехов живописцев, привлекал целую армию подмастерьев. Они рисовали, а Бродский вносил в картины небольшие поправки и ставил подпись.

  В своём дневнике Корней Чуковский, встречавшийся с Бродским в 1926 году, так описывал стиль работы художника: «… я взялся писать о Репине и для этого посетил Бродского Исаака Израилевича. Хотел получить от него его воспоминания.

Ах, как пышно он живёт — и как нудно! Уже в прихожей висят у него портреты и портретики Ленина, сфабрикованные им по разным ценам, а в столовой — которая и служит ему мастерской — некуда деваться от „расстрела коммунистов в Баку“… И самое ужасное, что таких картин у него несколько дюжин.

Тут же на мольбертах холсты, и какие-то мазилки быстро и ловко делают копии с этой картины, а Бродский чуть-чуть поправляет эти копии и ставит на них свою фамилию. Ему заказано 60 одинаковых „расстрелов“ в клубы, сельсоветы и т. д., и он пишет эти картины чужими руками, ставит на них своё имя и живёт припеваючи.

Все „расстрелы“ в чёрных рамках. При мне один из копировальщиков получил у него 20 червонцев за пять „расстрелов“. Просил 25 червонцев.

  Сам Бродский очень мил. …чтобы покупать картины (у него отличная коллекция Врубеля, Малявина, Юрия Репина и пр.), чтобы жить безбедно и пышно, приходится делать „расстрелы“ и фабриковать Ленина, Ленина, Ленина. Здесь опять таки мещанин, защищая своё право на мещанскую жизнь, прикрывается чуждой ему психологией.

  Примирило меня с ним то, что у него так много репинских реликвий. Бюсты Репина, портреты Репина и проч. И я вспомнил того стройного изящного молодого художника, у которого тоже когда-то была своя неподражаемая музыка — в портретах, в декоративных панно. Его талант ушёл от него вместе с тонкой талией, бледным цветом лица.…».

«Красный барин»

   Говорят, однажды Исаак Израилевич пригласил к себе на роскошный обед одного из лидеров русского авангарда, безработного художника, нещадно травимого критикой и властью, нищего и голодного, Павла Филонова, а тот не пошёл. Не захотел испортить биографию дружбой с «красным барином», жившим в отношении начальства по принципу «Чего изволите?»… И что удивительно, многие коллеги его поддержали.

   Но нельзя говорить об этом художнике столь однозначно. Исаак Бродский был невероятно талантлив, трудолюбив и энергичен.

И как знать, если бы не он, смогла бы возродиться Всероссийская Академия художеств, директором которой он был назначен в 1934 году.

За короткий срок прежнее руководство умудрилось всё развалить, уничтожить дух самой академии и её материальный фонд. Бродскому пришлось начинать буквально с нуля.

В академию бродского приняли без экзаменов

    Итак, Исаак Израилевич Бродский был родом из еврейской семьи. Его родители были уверены: профессия художника – слишком ненадежный способ обеспечить себе безбедную жизнь. Они видели в нём архитектора и не могли представить известным художником, да ещё и личным живоспицем сильных мира сего! Оно и понятно — семья  проживала за чертой оседлости в Таврической губернии.

   Надо сказать, что поначалу мальчик хотел стать музыкантом. Потом ему понравилось перерисовывать картинки из церковного календаря. Затем захотел учиться рисовать у настоящих художников. Ближайшим подобным учебным заведением была Одесская рисовальная школа, куда он и поступил. Школа вскоре стала Художественным училищем при Академии художеств, куда в 1902 году его приняли без экзаменов.

Любимый ученик Репина

   Известно, Исаак Израилевич был любимым учеником Репина и поддерживал с ним дружеские отношения до последних дней великого мастера. К слову, первое знакомство с Ильёй Ефимовичем случилось на приёмном экзамене по рисованию живой натуры.

Курс Репина был переполнен, но Бродский сумел попасть на испытания. Ему досталось место, откуда модель была видна в очень сложном ракурсе. Великий живописец высоко оценил работу начинающего художника и ставил её в пример остальным ученикам.

  Однако, следует отдать должное Бродскому. В отличие от других учеников Репина, которые слепо копировали манеру мастера, он выработал собственный стиль. Его называли «ажуром» и он тоже стал образцом для подражания.

   Годы, которые Бродский провел в Академии, были периодом нарастающего революционного движения. Молодые умы волновала мысль демократизации власти и общества, они мечтали об изменениях внутреннего распорядка Академии художеств.

   Естественно, молодой Бродский не остался в стороне. Он создал несколько карикатур на политические темы для сатирических журналов и сделал эскиз картины «Красные похороны». В Академии его отвергли по политическим соображениям.

А потом и вовсе исключили как политически неблагонадежного студента.

К слову, именно Репин отстоял своего ученика, когда Бродский был на грани изгнания из Академии за карикатуры на представителей власти в пору повального увлечения студентов политикой.

Поездка за границу

  В 1908 году обучение подходит к концу. Он представляет на суд строгой комиссии два программных произведения: «Тёплый день» и «Портрет Л.М. Бродской». За картину «Теплый день» Исаак Израилевич был удостоен Золотой медали и возможности обучения заграницей.

  Художник отправляется во Францию, путешествует по Англии, Испании и Германии. Результаты его поездки так вдохновили Совет Академии, что было принято решение о дополнительной командировке за границу.

На этот раз Бродский живёт в Италии на острове Капри, довольно часто посещает писателя Максима Горького. Эта поездка была столько же продуктивна, как и предыдущая.

Её результатом стали портреты писателя, картина «Сказка», где используется символистская фантастика, и др.

  Интересно, что следуя заветам своего учителя и помня слова Репина о «кривляниях», Исаак в штыки принимает творчество авангардистов. После посещения мастерских Пикассо, Брака, Матисса Бродский навсегда становится приверженцем традиционной, реалистической живописи.

  Вернувшись из путешествия, он начинает искать свою живописную манеру. В пейзажах использует живописный язык символизма и модерна, стремится поэтизировать образ русской природы. Его картину «Зима в провинции» отметили Золотой медалью на Международной выставке в Мюнхене. Художник упорно трудится, его работы бесподобны, он обласкан вниманием публики и критиков…

Он всегда умел находиться в нужном месте

  До революции 1917 года Бродский участвовал в выставках в Академии художеств, был экспонентом «Товарищества южнорусских художников», «Товарищества передвижных художественных выставок», «Общества им. А. И. Куинджи», «Общины художников».

  Среди историков искусства есть убеждение, что, если бы не Великая Октябрьская революция, Исаак Бродский быстро достиг бы положения и уровня жизни таких звезд салонной живописи, как Константин Маковский и Генрих Семирадский.

Вполне вероятно, ибо так и осталось неизвестным, насколько искренне он приветствовал крах самодержавия и последующую победу советской власти.

Но как бы там ни было, Бродский, в отличие от многих своих коллег по цеху, остаётся в России и переживает глобальные потрясения вместе со своей страной.

   Времена мирных пейзажей и утончённых женских портретов прошли, и Бродский смело идёт туда, где вершится история, чтобы запечатлеть тех, кто следовал впереди.

Например, после Февральской революции передовое общество носило на руках премьера Временного правительства Керенского, и художник пишет его портрет.

Бывшего адвоката он представляет настоящим богатырём, способным возродить страну к новой славе. Кстати, художник заканчивал этот портрет уже после прихода других героев.

Коллекция началась с трёх рисунков Репина

  Помимо рисования была у Бродского ещё одна страсть. На протяжении нескольких десятилетий Бродский создавал уникальную коллекцию произведений русских художников XVIII – начала XX веков.

Эта коллекция, включавшая в себя блестящие творения Ильи Репина и Василия Сурикова, Владимир Маковского и Василия Поленова, Исаака Левитана и Валентина Серова и многих других, была одним из лучших частных собраний в 1920-е гг.

  Началась она с трёх рисунков Репина, которые он подарил любимому художнику ещё во время учебы в Академии. Потом она стала пополнятся произведениями авторов, с которыми Бродский вместе участвовал в выставках. После революции собирательство художника стало частью его многосторонней деятельности, направленной на спасение достижений русского искусства и помощи художникам.

Художник завещал её народу

   За свою жизнь Бродский собрал более тысячи произведений. Он щедро делился своими сокровищами: осенью 1930 года подарил около трехсот работ Бердянску, где прошло его детство. Столько же работ было подарено в 1936 году Днепропетровскому художественному музею, ряд работ – другим музеям страны, в том числе Одесской картинной галерее (ныне – Одесский художественный музей).

  По завещанию художника оставшаяся часть коллекции была передана родными в дар Всероссийской Академии художеств в Ленинграде. И в 1949 году в квартире, где Бродский прожил последние 15 лет своей жизни, был открыт музей (Михайловская площадь, дом 3).

Наталья Швец

Репродуция картины Исаака Бродского «В.И. Ленин в Смольном»

Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» — «Николай Ге специально написал картину к Первой выставке художников-передвижников»

Источник: http://www.vao-mos.info/territoriya-goroda/brodskogo-nazyvayut-masterom-izobrazheniya-vozhdya.html

Описание картины Исаака Бродского «Ленин в Смольном»

«Ленин в Смольном» — картина известнейшего русского живописца И. Бродского, написанная в 1930 году. К этому времени художник уже не раз изображал вождя. Его кисти принадлежат и мелкие зарисовки с натуры, и крупные картины. Бродского признают мастером изображения В. И. Ленина.

Бродский избрал для своей картины реальное место и обстановку, подчеркивающую правдивость изображения. Ленин изображен в кабинете в Смольном за работой.

Этим произведением мастер ставит перед собой цель не просто изобразить Ленина в портретном сходстве, а изобразить вождя во всем напряжении и трудности его постоянной работы.

Зритель, смотря на полотно, ощущает себя находящимся рядом с Лениным, ведь он изображен почти в натуральный рост.

Окружающая вождя обстановка прописана так же четко, как и он сам. Кабинет скромный и сдержанный, она вступает в противоречие с важностью принимаемых хозяином кабинета решений.

Обстановка своей аскетичностью говорит зрителю, что власть большевиков ответственна, в первую очередь нужно думать о делах и работе. Ленин изображен сидящим в кресле за работой у небольшого изящного столика. Чуть согнувшись, он пишет.

Простота изображения отлично передает ощущение тишины и настороженности.

Цветовая гамма полотна неяркая, сдержанная, преобладают мягкие охристые оттенки. Аккуратность, точность прорисовки художником деталей помещения, костюма усиливают подлинность изображения и помогают подчеркнуть значимость изображаемого момента для российской истории. Эта картина написана после смерти Ленина и призвана была сохранить его образ в веках.

Картина «Ленин в Смольном» становится самым популярным и любимым народом изображением вождя. Она часто используется на различного рода выставках, печатается в прессе, издавались даже листовки с этим изображением.

(4 votes, average: 4,00

Источник: https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-iosifa-brodskogo-lenin-v-smolnom/

Ленин в Смольном

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Исаака Бродского.  Вы можете выбрать и купить  понравившиеся репродукции картин Исаака Бродского на натуральном холсте.

Исаак Израилевич Бродский родился в 1883 году в селе Софиевка близ Бердянска в Таврической губернии (ныне –Запорожской области Украины) в еврейской семье. Его отец был торговцем и землевладельцем, купцом второй гильдии города Ногайска.

Талант к живописи у Исаака проявился в детстве. С пяти лет он перерисовывал иллюстрации из книг и часто рисовал с натуры. После окончания городского училища Бердянска с 1896 по 1902 год обучался в Одесском художественном училище, где учителями Исаака Бродского были Луиджи Иорини, Кириак Костанди и Геннадий Ладыженский.

Переехав в Санкт-Петербург, продолжил обучение в Академии художеств. В течение пяти лет учился в Академии у Ильи Репина.

В 1905 году участвовал в революционном движении и создал ряд направленных против самодержавия политических карикатур для сатирических журналов. У него хватило бунтарского духа, чтобы создать эскиз картины «Красные похороны», но по политическим соображениям как политически неблагонадежный ученик он был исключен из Академии.

Бродский пытался повторно сдать экзамены, но его не приняли. Только благодаря Репину и ректору Академии Беклемишеву, он смог закончить обучение в 1908 году. По окончании академии он представил программные картины «Теплый день» и «Портрет Л.М. Бродской», написанные в 1907 году. За картину «Теплый день» ему присудили Золотую медаль и предоставили возможность обучения за границей.

В 1909—1910 годах на деньги Академии Исаак Бродский совершенствовал свое мастерство в Германии, Франции, Испании. Из поездки он привез великолепные этюды и картины. Его работы были столь успешны, что Совет Академии продлил ему срок заграничной командировки и отправил его на полгода в Италию.

До Октябрьской революции 1917 года и в 1920-е годы Бродский участвовал в выставках в Академии художеств, был экспонентом «Товарищества южнорусских художников», «Товарищества передвижных художественных выставок», «Общества им. А. И. Куинджи», «Общины художников».

После Октябрьской революции писал портреты лидеров большевиков. С документальной точностью им созданы образы советских вождей Ленина и Сталина, а также Луначарского, Ворошилова, Фрунзе, Калинина, Зиновьева и других. Портреты отличаются высоким мастерством исполнения.

Бродский также известен как реорганизатор художественного образования в СССР. С 1932 года был профессором, а с 1934 — директором Всероссийской Академии художеств.

В 1934 году Исаак Бродский первым среди художников получил орден Ленина и возглавил Всероссийскую Академию художеств. За сотрудничество с советской властью художник был одарен огромной квартирой на Михайловской площади и множеством привилегий.

В 1937 году на Международной выставке в Париже в советском павильоне были выставлены картины Бродского «Ленин на Путиловском заводе» и «Ленин на проводах красноармейцев, отправляющихся на фронт».

Умер Исаак Израилевич 14 августа 1939 года в Ленинграде и был похоронен на Волковском кладбище. Посмертно, в 1940 году, вышла его автобиографическая книга «Мой творческий путь».

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям Исаака Бродского не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена  в выбранный Вами багет.

Источник: https://bigartshop.ru/painters/brodskiy-isaak/lenin-v-smolnom

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector