Кустодиев борис «русская венера» описание картины, анализ, сочинение

Борис Михайлович Кустодиев за свою жизнь написал огромное множество картин. Многие из них полны ярких красок, солнца, веселья.

А ведь не многие знают, что большую часть своей жизни он провел в инвалидном кресле. Несмотря на все тяготы и невзгоды, которые ему довелось пережить, его творчество поражает своей жизнерадостностью.

Биография великого художника, а также интересные факты предлагаются вашему вниманию.

Кустодиев Борис

Талантливый ученик

Борис Михайлович Кустодиев по праву считается одним из известных художников прошлого столетия. Он был учеником великого Ильи Ефимовича Репина.

Борис Михайлович не только унаследовал стиль своего учителя, но и внес в него нечто особенное. Задатки творческой натуры были заложены в нем еще в раннем детстве.

Давайте поближе познакомимся с судьбой этого удивительно талантливого и мужественного человека.

Борис Кустодиев: биография

Он родился в Астрахани 23 февраля 1878 года. Детство Бориса Кустодиева не было беззаботным. Отца своего он почти совсем не помнил. Тот умер, когда мальчику было всего лишь несколько лет.

Совсем еще молодая мать, Екатерина Прохоровна, осталась одна с четырьмя детьми. Денег было очень мало, и семья часто жила впроголодь. Чего было вдоволь у них, так это доброты, нежности, материнской любви.

Несмотря на все трудности и невзгоды, мать смогла привить своим детям любовь к искусству. Такое воспитание позволило Борису Кустодиеву уже в девятилетнем возрасте определиться с выбором профессии.

Ему очень нравилось наблюдать за любыми изменениями в природе и переносить это на лист бумаги. Дождь, гроза, солнечный день, любые другие явления окружающего мира находили свое отражение в его творчестве.

Когда Борису Кустодиеву исполнилось 15 лет, он стал брать уроки рисования у П. Власова — талантливого художника. Благодаря этим занятиям в 1896 году он поступил в Петербургскую Академию художеств.

Популярность приходит, когда он начинает рисовать лица окружающих людей. Но душа требует чего-то другого. Ему нравится изображать жанровые сцены. Он отправляется в Костромскую губернию.

Здесь ищет натуру для своей конкурсной картины «На базаре», а встречает будущую жену.

Кустодиев Борис

Плодотворное время

Блестяще окончив Академию, он получает право на годовую пенсионерскую поездку за границу и по России. Вместе с семьей отправляется в Париж. К этому времени у них уже родился сын.

Творчество великих художников Борис Кустодиев изучал в поездках по Германии, Франции и в других странах. Через полгода вернувшись на родину, он плодотворно работает.

В его творчестве находят отражение новые идеи, а картины Бориса Кустодиева высоко оценивают критики. Как признание заслуг, в 1907 году его принимают в Союз русских художников.

Интересные факты

Любая информация о кумире всегда будет любопытна его поклонникам. Предлагаем вам познакомиться с некоторыми деталями биографии Бориса Михайловича Кустодиева, о которых мало кто знает:

  1. Впервые мальчик стал рисовать в возрасте пяти лет.
  2. Родители очень любили русское искусство, литературу, философию.
  3. Вместе с И. Репиным дописывал известное полотно «Торжественное заседание Государственного совета» Борис Кустодиев.
  4. Картины художника стали известны во всем мире, когда ему исполнилось всего лишь тридцать лет. Ему доверяли представлять Россию за её пределами, а его работы завоевывали многочисленные медали.
  5. Он был прекрасным фотографом.
  6. Работал в театре. Готовил декорации для спектаклей.
  7. Из-за своего заболевания Борис Кустодиев был вынужден носить корсет от подбородка до поясницы.
  8. Перед смертью художник попросил на его могиле посадить только березу, вместо могильной плиты.

Кустодиев Борис

Борис Кустодиев: творчество

Его самыми первыми картинами были портреты. Именно с них он начал свой творческий путь. Но особенность данного художника в том, что он не просто рисовал лица окружающих людей. Он раскрывал индивидуальность человеческой души через окружающий мир. Так были созданы самые яркие портреты: Шаляпина, Рериха и другие.

Позже творчество художника переключается на изображение жизни народа и быта русского купечества. Каждая деталь — на своем месте и несет определенную смысловую нагрузку. Его картины всегда полны жизни и красок. Кустодиеву нравилось воплощать в своих творениях окружающий его мир.

Самые известные работы

Художник Борис Кустодиев в течение всей своей жизни написал большое количество картин. Всего их более пятисот. Вспомним самые известные картины Бориса Кустодиева.

«Лошади во время грозы»

Талантливейший образец живописи, выполненной маслом, отражает любовь художника к природе. Одно из удивительных и страшных явлений природы — гроза — запечатлено на картине.

«Купчиха за чаем»

Детали здесь имеют большую смысловую нагрузку: толстый ленивый кот, трущийся о плечо хозяйки; сидящая на балконе неподалеку купеческая чета; на заднем плане картины можно увидеть город с торговыми лавками и церковью; неподдельное восхищение вызывает натюрморт продуктов, расположенных на столе. Все это написано невероятно ярко и красочно, что делает полотно почти осязаемым.

Кустодиев Борис

«Русская Венера»

Когда художник создавал это удивительно красивое творение, его мучили жесточайшие боли. Зная об этом, не перестаешь восхищаться талантом и силой духа великого человека. Моющаяся в бане девушка олицетворяет женскую красоту, здоровье, жизнь.

«Утро»

На этом холсте Борис Михайлович изобразил свою любимую супругу и их первого сына. С неподдельной любовью и нежностью он запечатлел на картине своих близких. Для написания этой картины художник использовал только светлые и воздушные цвета, он мастерски передает в работе игру светотени.

Кустодиев Борис

«Масленица»

Борис Кустодиев написал её после продолжительной болезни и операции, приведшей к инвалидному креслу. Несмотря на мучительные боли, он создает картину, полностью пронизанную светом, весельем и безудержным счастьем.

Главное место на ней отводится мчащейся тройке, символизирующей движение. Помимо этого, на картине также можно видеть людей, участвующих в кулачных боях, гулянья и балаганы.

Все это расписано так красочно, что еще больше усиливает вихрь головокружительных эмоций.

Кустодиев Борис

Семейное счастье

Его личной жизни можно только позавидовать. В возрасте 22 лет в Костромской губернии, куда он приезжает в поисках натуры, Борис Кустодиев знакомится со своей будущей женой.

Юлии Евстафьевне было всего лишь 20 лет, когда они поженились. Но на всю жизнь она стала ему опорой и надежным другом.

Именно жена помогла ему не сломаться после операции и продолжить писать картины, когда уже казалось, что он совсем потерял надежду.

В браке у них родилось трое детей. Самого первого — Кирилла — можно увидеть на одной из картин Бориса Кустодиева. Второй родилась девочка Ирина, а затем мальчик Игорь, но, к сожалению, он умер в младенчестве. Юлия Евстафьевна пережила мужа на целых пятнадцать лет, оставшись верной ему до конца своей жизни.

Страшная болезнь

В 1909 году у Бориса Кустодиева появляются первые признаки страшного заболевания — опухоли спинного мозга. Художник перенес несколько операций, но, увы, все они лишь временно облегчали боль.

Скоро выясняется, что болезнь проникла намного глубже, и при проведении операции невозможно не задеть нервные окончания. Это грозит параличом рук или ног.

Выбор встает перед супругой, и она понимает, как важно для ее мужа иметь хотя бы надежду на продолжение написания картин. И она выбирает руки.

Теперь Борис Кустодиев прикован к инвалидному креслу, но его силе воли можно было только позавидовать. Несмотря на свою болезнь, он продолжал писать картины лежа.

Его мужеством и стойкостью духа невозможно не восхищаться. Ведь, несмотря на все перенесенные страдания и мучительные боли, все его работы пронизаны яркими красками и жизнерадостностью.

Кажется, что даже болезнь на какое-то время отступала перед великой силой таланта.

Последние годы жизни

Несмотря на болезнь и дикую боль, которую он постоянно испытывал, художник до конца своей жизни писал картины. Борис Кустодиев умер в возрасте 49 лет. Он не изменил своему стилю написания, и даже последние его работы пронизаны светом, добром и счастьем.

Кустодиев Борис

Отзывы поклонников

Все любители творчества Бориса Кустодиева отмечают в его картинах не только сильное жизнелюбие и энергию, но и трепетную любовь к русскому народу и его быту. Творения художника отличаются особой выразительностью, яркостью, насыщенностью красок. Важное место занимают портреты, которые до сих пор считаются одними из самых гениальных произведений Бориса Кустодиева.

Он прожил короткую, но удивительно яркую жизнь, в которой было много любви и света. Замечательно, что остались его картины, которые можно рассматривать целыми часами, любуясь талантом великого мастера.

Источник: https://www.syl.ru/article/328171/hudojnik-boris-kustodiev-biografiya-tvorchestvo-boris-mihaylovich-kustodiev

Борис Кустодиев

Борис Кустодиев — русский художник, работавший в жанре реализма и ар-нуво. Он стал свидетелем сложного периода в становлении страны: пережил 2 революции и гражданскую войну. В числе самых известных картин художника — «Масленица», «Портрет Федора Шаляпина», «Купчиха за чаем», «Русская Венера» и акварели.

Детство и юность

Борис Кустодиев родился в Астрахани 23 февраля (7 марта) 1878 года. Он оказался сыном преподавателя семинарии. Отец мальчика скончался, когда тот был младенцем, поэтому его воспитанием занималась исключительно мать. Оставшись вдовой с четырьмя детьми, она умудрялась иметь необходимый доход, в семье всегда царила дружная и теплая атмосфера.

Кустодиев Борис Борис Кустодиев в молодости / История России в фотографиях

Мать научила детей любить искусство и прививала интерес к литературе, живописи и театру. Благодаря этому маленький Борис легко нашел свое призвание. В 9 лет юный Кустодиев уже мечтал стать художником.

Прежде чем получить возможность реализоваться в интересующей профессии, Борис был вынужден окончить духовное училище. Мать считала, что сын должен стать священником и пойти по стопам отца.

Кустодиев поступил в духовную семинарию, но все же отдал предпочтению не служению Богу, а искусству.

Чтобы осуществить свою мечту, юноша решил брать уроки. Его наставником стал Павел Власов, окончивший петербургскую Академию художеств. В Астрахани художник организовал творческий кружок. В него и попал Кустодиев.

Азы мастерства подросток усвоил в мастерской Власова, который помог поверить в свои силы и заверил мать Бориса в верности сделанного выбора. Педагог убедил Кустодиева в необходимости продолжить обучение в Москве.

Самые известные художники в мире

На тот момент Борису уже исполнилось 18, поэтому в столичное училище живописи его не приняли. Зато он стал учеником Академии художеств в Петербурге.

Талантливому юноше удалось оказаться подопечным Ильи Репина, что было большой удачей. В этот период в педагогической области в живописи наметился застой.

Император Александр III планировал реформу художественного образования и хотел пригласить передвижников как амбассадоров новых веяний. Репин был в их числе.

По завершении обучения Кустодиев остался в мастерской Ильи Репина. Наставник возлагал надежды на подопечного. Дипломную работу Борис защитил на отлично и, получив золотую медаль, мог рассчитывать на стажировку за рубежом. В поездку молодой человек отправился в сопровождении жены и новорожденного сына.

Живопись

Портрет был одним из любимых жанров Кустодиева. Он раскрывал характер изображаемого персонажа посредством деталей интерьера и фона. В полотнах присутствуют декоративность и зрелищность, среди которых есть место и бытовым сценам. Особый интерес для художника представляла провинциальная жизнь, изображаемая в пейзажах.

Кустодиев Борис Картина Бориса Кустодиева «Автопортрет» / Галерея Уффици

На международной выставке в Мюнхене в 1901 году портрет Ивана Билибина кисти Кустодиева наградили малой золотой медалью. В этот период Илья Репин получил заказ на картину «Торжественное заседание Государственного совета» и пригласил к совместной работе Ивана Куликова и Бориса Кустодиева. Бывшие ученики сумели вырасти профессионально благодаря работе с мэтром.

В 1902-м живописец создал картину «Базар в деревне», которая, к сожалению, была утрачена. Полотно принесло ему золотую медаль Академии художеств и возможность поехать в качестве пенсионера во Францию.

Париж открыл Кустодиеву всю прелесть европейской культуры. Он много работал, вдохновляясь всем, что его окружало. Любопытно, что во время пребывания в Париже автор стал использовать светлую палитру красок.

Кустодиев Борис Картина Бориса Кустодиева «Красавица» / Арт-каталог

После Франции Кустодиев с семьей побывал в Испании, которая оказала на него меньшее впечатление. Он был восхищен работами Франсиско Гойи и Диего Веласкеса и неприятно удивлен происходящим на корриде. Не впечатлил живописца и Музей современного искусства.

Вернувшись в Россию, Кустодиев работал много и с упоением, наслаждаясь красотой родных земель, как и многие творческие личности русской национальности. Затем последовало сотрудничество с журналом «Адская почта». В первом выпуске художник создал карикатуры на правительственных лиц, которых ранее изображал на «Торжественном заседании Государственного совета».

Кустодиев Борис Картина Бориса Кустодиева «Купчиха за чаем» / Bert Christensen's Cyberspace Gallery

Оба издания быстро оказались закрытыми, а Кустодиева не тронули только из уважения к таланту. В том же 1906-м живописец получил заказ на изображение портретов Александра I и Николая II.

Работы были приурочены к 100-летию Финляндского полка. Он также принялся за изображение цесаревича Алексея в момент представления полку. Несмотря на оппозиционный настрой, Кустодиев согласился писать картины.

Так из революционера и карикатуриста он стал портретистом императора.

Борис Кустодиев относил себя к большевикам. Когда в 1917 году в Петербурге прогремела революция, художник был доволен. Но вскоре его радость сменилась разочарованием. В отличие от многих деятелей искусства он не уехал за границу.

Живописец много работал, а недуг, от которого он страдал, прогрессировал. Было осуществлено несколько операций, но временное облегчение сменялось новыми мучениями.

В ходе одной из операций было необходимо принять важное решение: врачи собирались перерезать нервы и выбирали, обездвижить руки или ноги.

Кустодиев Борис Картина Бориса Кустодиева «Русская Венера» / Anzenberger Gallery

Жена Кустодиева, Юлия, настояла на том, чтобы мужу оставили работоспособными руки. С тех пор художник был прикован к инвалидному креслу, но продолжал работать. К этому периоду творчества относятся самые позитивные его работы. Проявляя жизнелюбие, храбрость и мужество, Кустодиев не щадил себя.

В 1920-м художник стал оформителем спектакля Мариинского театра «Вражья сила». Оперу ставил Федор Шаляпин. К этому времени относится и знаменитый портрет певца. После новой операции, состоявшейся в 1923 году, Кустодиев написал последнюю крупную картину «Русская Венера». Он также участвовал в оформлении спектакля «Блоха» и Международной выставки в Париже.

Личная жизнь

Супругу Бориса звали Юлия Прошинская. Молодые люди познакомились в поместье Высоково. Первого сына Кустодиевы назвали Кириллом. Борис был очарован своей семьей, и личная жизнь супругов была счастливой. Они купили участок земли под Кинешмой, на котором построили дом. В семье его называли терем. Борису нравилось заниматься бытовыми делами, столярным ремеслом и хозяйством.

Кустодиев Борис Борис Кустодиев и его жена Юлия Прошинская / История России в фотографиях

В 1905-м в семействе состоялось пополнение: появилась на свет дочь Ирина. Спустя 2 года родился сын Игорь. Мальчик скончался, не прожив и года. В этот период Кустодиеву поставили страшный диагноз.

После смерти сына художник побывал в продолжительной европейской поездке и отдалился от семьи. Его переполняли впечатления от Австрии, Германии и Италии.

Юлия ревновала мужа и после его возвращения перебралась с Борисом в Петербург, где он начал пропадать, не заезжая в «терем».

Жена поддерживала Кустодиева в болезни, ездила с ним по клиникам и заграничным врачам, оставалась рядом при операциях.

Смерть

Художник скончался в 49 лет. Причиной смерти стали последствия болезни и перенесенных операций.

6 звезд, в смерти которых винят врачей

В последние дни жизни он работал над эскизом триптиха под названием «Радость труда и отдыха». Супруга Кустодиева воспитывала детей самостоятельно. Она пережила мужа на 15 лет и погибла в 1942 году. Фото Бориса Кустодиева и его близких можно найти в Интернете.

Картины

  • 1904 – «Утро»
  • 1906 – «Ярмарка»
  • 1912 – «Автопортрет»
  • 1912 – «Купание»
  • 1915 – «Красавица»
  • 1916 – «Масленица»
  • 1918 – «Купчиха за чаем»
  • 1920 – «Большевик»
  • 1922 – «Портрет Ф.И. Шаляпина»
  • 1925 – «Русская Венера»

Источник: https://24smi.org/celebrity/102390-boris-kustodiev.html

Кустодиев, Борис Михайлович и его Россия

veniamin1 wrote in history_of_artAugust 15th, 2010Оригинал взят у veniamin1 в

Кустодиев, Борис Михайлович и его Россия.

Кустодиев Борис

Русская Венера (1925-1926)

Кустодиев, Борис Михайлович (1878—1927)

Посмотрите на эту радостную открытость плоти!

Он назвал её «Русская Венера», и разве это

не так?Помните что это создал художник, у которого к этому моменту уже 10 лет были полностью парализованы ноги,который жил с немыслимыми болями в позвоночнике и весь мир которого,— уже куда больше 10-ти лет,— было то,что он видел из своей инвалидной коляски через окно. Его невыносимые боли в позвоночнике ( туберкулёз позвоночника)и несколько СТРАШНЫХ!! операций начались за 13-15 лет до окончания картины. Какая сила духа! И какое воображение таланта!Большинство того, что он создал за эти последние 11 и больше лет, когда он попал навсегда в инвалидную коляску,он создал из воображения и благодаря таланту. Иногда у него бывали натурщицы. Но все эти города Русской провинции, их площади и ярмарки, их незабываемые Российские типы,он вызывал в памяти силой таланта и воображения. Кустодиев продолжал создавать Россию,которая исчезла, ещё и потому, что это было живо в его памяти. А нового опыта он почти не приобрёл.Он был недвижимый. Хотя, конечно, у него есть и работы, современные теме революции и всему тому,неслыханному и невиданному, что происходило в стране.Но не так много.Пока просто посмотрите.После этой работы Борису Михайловичу Кустодиеву оставалось жить один год.Две работы ниже этой(через одну ниже этой), я уже помещал на ЖЖ. Но они (эти две работы) должны быть вместе с остальными.

Поэтому помещаю снова.

Купчиха на балконе. 1920 г.

Кустодиев Борис

Купчиха за чаем. 1918г.Как он мог создать в такую голодуху-холодуху, когда в Петрограде за окном всё время постреливали,когда не каждый день случалась селёдка на столе,—- как он, прикованный навсегда к креслу и с страшными болями,—как он мог создать в 1918 г. эту немыслимую купеческую пышность и такую ясную, невозмутимую русскую красоту,да ещё и с этим потрясающим цветным изобилием на столе, с самоваром и котом МИРНОГО ВРЕМЕНИ?Посмотрите на работы Кустодиева.Удобно откиньтесь в кресле, расслабьтесь (без пошлятины),и стараясь не напрягаться, смотрите так на каждую следующую работу.Это относится к любому художнику. Смотрите хотя бы секунд 30 или минуту. Если работа вас схватит,то вам не захочется оторваться. Вы будете продолжать смотреть и смотреть,

и вы почувствуете и поймёте гармонию и таланты.

Красавица. 1915г.

Кустодиев Борис Михайлович (1878—1927)

Об этой картине можно говорить и немало. Более ни менее, сегодняесть даже позднее фото актрисы, которая ему позировала.Пока просто смотрите.ОНА—КРАСАВИЦА. Как Борис Кустодиев её и написал.Вот и посмотрите на красавицу!

Кустодиев Борис

Купальщица-2. 1921

Аглицкая меря. 1924г.

Кустодиев, Борис Михайлович (1878-1927)

Посмотрите в правый угол картины, прочтите последнее слово, и вы всё поймёте.А там написано: «К Блохе»Да, это сделано для постановки «Левши» в театре. Помните англичане предлагали ему жениться в Англии?Вот это она и есть. То есть меря—это просто английское женское имя—Мэри.Такую героиню ввёл театр. Английская Мэри—или по-нашему: «Аглицкая меря».Но я думаю, что у Кустодиева всё равно получилась русская БАБА. Все буквы большие, значит с уважением.Кто как это видит или чувствует?По моему она русская, как и та, что на картине ниже.Кустодиев Борис

Матрос и милая. 1920г.

Кустодиев, Борис Михайлович (1878-1927)

Ну? Что вы решили? Русская МЕРЯ  или АГЛИЦКАЯ?Здесь, на этой картине русская Катя! Такой, как эта с матросом, должна быть Катя «толстоморденькая»,из «Двенадцати» Блока. Только с соответствующей поправкой на страшные дни и события революции.Чулочки, и «…С солдатьём гулять пошла…» Снобы выдумывают про неё ипро поэму такое, что это просто половое извращение. Снобы правят бал!!!Вот она! Катя— толстоморденькая! «Кустодиев, Купчиха и Домовой. 1922г.» на Яндекс.Фотках

Купчиха и Домовой. 1922г.

Кустодиев, Борис Михайлович (1878-1927)

Ну, вот! Мы видим горячую русскую женщину. Для этого и огонь в печи так бушует.Чтобы осветить картину, но ещё и для того, чтобы у нас было впечатление и ощущение огня, пыла и жара в этой даме..Детали в жанровой живописи, всегда важны. Лишних почти нету.В реализме, если это жанровая картина, каждая, даже мелкая деталь, почти всегда о чём-то говорит.Попробуйте сами смотреть на детали и оценивать. Для вас откроется очень многое. Вам станет интересно смотреть, потому что вы будете понимать.И вот к простой руссской купчихе пришёл Домовой.А почему бы и нет? Ведь дело происходит в России.

Нормально!!!  Ничего удивительного.

  • Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой. 1907
  • Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927)

 Что же мы здесь видим?

Мы видим ЛЮБОВЬ!!!

Посмотрите, как он любил свою дочку.Кустодиев так ясно написал свою любовь к Ирине, что мы просто и ясно это видим.Нам не нужно знать об этом из какой-нибудь монографии о Кустодиеве. Мы видим его любовь на портрете.

Вот это и есть сила искусства.

***************************************************************************

Отец Кустодиева, преподаватель гимназии, умер когда Борису было только два года.Поэтому жизнь не была слишком сладкой. За сахар надо платить.Но талант привёл его в Академию, где он получил Золотую медаль  и потом он поехал в Европу.Получил Золотую медаль на международной выставке (совместной) Петербурга и Мюнхена.Он рано стал академиком, и его рано пригласило в профессоразнаменитое московское «Училище живописи…и…».Он не захотел связывать свою творческую жизнь. Всё было прекрасно, и впереди должны были быть долгие годы созидательного таланта.Но когда ему было только 31 год, в 1909 году, оказалось, что он болен,и у него туберкулёз позвоночника.Уже через два с половиной года жизнь превратилась в АД вечной боли. Кустодиев был одним из талантливейших учеников Репина, если не самый талантливый.И Кустодиев пошёл дальше. Он не стал подражателем Репина.Это Борис Кустодиев,(и ещё один-Иван Куликов) создавал с Репиным эту гигантскую работу,»Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901…»У Репина уже почти не работала правая рука. И доля Кустодиева была немаленькая.Совсем немаленькая.Там же пару сотен портретов.Потом, как вы видите, из за разных причин, Кустодиев пришёл к этому, к новому,—к своему собственному, русскому, расписному миру.И, я думаю , что не будет преувеличением сказать, что этот его мир,—-совершенно оригинален.Если не сказать—уникален.

**********************************************************************************

Кустодиев был высокого класса портретист.Это была ещё одна из причин, по которой считалось, что этот, на тот момент лучший ученик Репина, станет его полным наследником. И он, Кустодиев, в начале века, уже становился может быть больше или интереснее Репина.Поэтому Репин так сожалел , что Кустодиев стал создавать его купеческую Россию.Репин считал, что Кустодиев перестал писать как художник. Репин не признавал купеческую Россию Кустодиева, как настоящее искусство.Давайте посмотрим на несколько портретов.Я думаю, что Кустодиев, как портретист, бывал

иногда интереснее чем Репин.

Портрет священника и дьякона (Священники. На приеме). 1907г.

Позировали священник церкви села Богородица Петр и дьякон Павел.

Вот  двойной мужской портрет..Сельский священник , забитый и запуганный, не чересчур хорошо помнящий даже то чему его учили в семинарии.Наверное он умеет принять на грудь по случаю, и без случая тоже.С другой стороны, полный достоинства, из молодого поколения, образованный дьякон.Они ждут приёма у начальства. И как они чувствуют себя перед тем как явиться на ковёр к начальству, так Кустодиев их и написал.Они настоящие. Взгляните на надпись под картинкой.Это на самом деле портреты священника и дьякона. Этот дьякон с его умным взглядом, возможно подходит к образу дьякона Победова в Чеховской «Дуэли».Только это не литературный герой. Это настоящий дьякон.

Классный двойной портрет!

  1. Бродский Исаак 1920 г.

Кустодиев, Борис Михайлович (1878-1927) Какой замечательный портрет Бродского. Обратите внимание, что Бродский несёт одну из купчих Кустодиева.Я помещу эту купчиху в блоге-продолжении про Кустодиева. Если конечно, вообще.Нету желающих.Бродский, уже после Кустодиева, был лучшим учеником Репина. Репин его по-настоящему любил.Бродский был талант.Но потом, почти сразу после революции, Бродский стал советским художником, а к тридцатым—, может к середине 30-х,— он стал главным советским художником. Каждый имеет право выбирать сам.

Но талант накрывается медным тазом, если писать только Сталина и его бандитов.

Нотгафт, Рене Ивановна. (1914г.).

Кустодиев, Борис Михайлович (1878-1927)

Притягательный дамский портрет.Она не красавица. Но Кустодиев написал умный взгляд развитой женщины и он, Кустодиев, сделал её притягательной. И очень удачно она откинулась на кресле.

Это называется композиция и 

это всё сделал Кустодиев. Поэтому так удачно смотрится. Портрет писательницы А.В.Шварц. 1906 г.Я не читал эту детскую писательницу.Но какой портрет.Какой класс!Потом, Кустодиев переменился.И стал писать его собственную Россию.Этого Репин не принимал и не понимал.

Илья Ефимович Репин (1844-1930)

Кустодиев, Борис Михайлович (1878-1927)

Вот так Кустодиев написал Репина. Интересно.

Пасхальный обряд (Христосованик). 1916

Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927)

================================================================

Жить без любви, быть может, просто,

Но как на свете без любви прожить?

Никак не прожить!Старый просто млеет от этого поцелуя!! Видите, она сначала дала ему пасхальное яичко,а потом стала целовать. Всё как полагается.Кустодиев. Автопортрет. (На охоте.) 1905г.Кажется это последний автопортрет,на котором Кустодиев ещё здоровый и полный сил молодой человек,который собирается осуществить всё что он задумал.Здесь Борису Михайловичу Кустодиеву 27 лет. До туберкулёза позвоночника осталось 4 года.Ещё через четыре года он стал полностью недвижимый. И до конца его жизни, Кустодиев жил в инвалидной коляске. В этом состоянии, с недвижимыми ногами и с постоянными

страшными болями, он и создал его расписную Россию. И Русских красавиц.

Купальщица-1. 1921 г.

Кустодиев, Борис Михайлович.(1878-1927)Купец (Старик с деньгами). 1918 г.

Кустодиев, Борис Михайлович.(1878-1927)

=====================================================================

Это конечно не приказчик. Это —САМ! То есть —КУПЕЦ.Так его называли приказчики и все его служащие.За глаза конечно. Жену купца, его служащие называли —САМА.Икона на месте. Чтобы было видно, что : БОГУ—БОГОВО…

А дальше, на прилавке, уже без Бога.

Булочник. Из серии «Русь. Русские типы». 1920г.

Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927)

==========================================

Ну хорош!!! Да от такого приказчика даме и уходить не хотелось!!Что скажете  наши прекрасные участницы?Вы ж на него посмотрите—ОГОНЬ-ПАРЕНЬ!!Обратите внимание на дату. У Кустодиева полностью парализованные ноги и в Петрограде ГОЛОДУХА-ХОЛОДУХА!Это 1920-ый год— ГОЛОДНЫЙ год. И голод косил всю Россию. И Троцкий уже предложил, для спасения, ввестиподобие НЭПа. Но Ленин ещё не был готов. ГОЛОД БЫЛ ВЕЗДЕ.И в этом голодном Петрограде Кустодиев создал такое потрясающее изобилие,и создал жизнь, которой (жизни) в России уже не было совсем.Вот это приказчик!! 

Хорош!!

  • Могила Бориса Михайловича Кустодиева. Санкт-Петербург,
  • Тихвинское кладбище, Александро-Невская лавра.
  • Борис Михайлович Кустодиев умер 26 мая 1927 годачерез два месяца и три недели после того, как ему исполнилось 49 лет.
  • Вениамин.

P.S.Про Кустодиева надо сделать несколько штук, такого размера как сегодня. Если я здесь останусь, то может быть, когда-нибудь я сделаю продолжение.

Источник: https://history-of-art.livejournal.com/482252.html

Сочинение-описание для 7 класса по картине Кустодиева «Сирень»

1001student.ru > Литература > Сочинения > Сочинение-описание для 7 класса по картине Кустодиева «Сирень»

Русский советский художник Борис Михайлович Кустодиев родился 23 февраля 1878 года в Астрахани. Мальчик учился рисованию у П. Власова, а в 1896 году поступил в Императорскую Академию художеств.

Живописец был признанным портретистом, а среди работ бытового жанра выделяется картина Кустодиева «Сирень».

В сочинении для 7 класса можно проанализировать законченность композиции полотна и обилие солнечного света.

Кустодиев Борис

Творческий путь художника

Кустодиев Борис

Борис Кустодиев был учеником Ильи Репина, участвовал в создании знаменитого полотна «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года».

Однако именно поиски собственного направления в живописи и потребность расти в мастерстве позволили создавать шедевры, которые не сразу были приняты публикой и породили волну критики в адрес автора.

В 1909 году художник тяжело заболел и после нескольких операций был вынужден провести последние 15 лет жизни в инвалидном кресле. Но работать он не прекращал даже лёжа. В этот период мастер создал наиболее значительные свои произведения:

  1. «Осень в провинции».
  2. «Русь ушедшая».
  3. «Масленица».
  4. «Портрет Фёдора Шаляпина».
  5. «Голубой домик».
  6. «Русская Венера».

Много времени художник уделял книжным иллюстрациям и оформлению театральных постановок. Кустодиев был автором декораций к операм «Царская невеста», «Снегурочка» и «Вражья сила». В 1925 году он создал эскизы для оформления спектакля «Блоха» Евгения Замятина. Скончался живописец 26 мая 1927 года в Ленинграде.

Описание картины «Сирень»

Кустодиев Борис

Кустодиев создал это полотно весной 1906 года. На фоне цветущих кустов сирени изображены самые дорогие для живописца люди — жена Юлия с дочкой Ириной на руках. Воодушевление художника и его очарование солнечным утром и красками цветущей весенней природы передано в картине очень точно и создаёт запоминающийся художественный образ.

Молодая женщина в красивом белом платье прижимает к себе малышку. Лица не выписаны тщательно, их трудно рассмотреть. Здесь важно ощущение свежести и чистоты.

Это проявляется как в белых одеяниях матери и девочки, так и в прозрачности и свежести воздуха, лиловатых и белых кистях сирени и растениях, которые расцвели у калитки.

За деревянным резным забором виден освещённый солнцем угол дома. Охряная стена с небольшими окошками ярким пятном оттеняет цветки сирени в палисаднике и сочную тёмно-зелёную листву.

Солнце светит прямо на мать, и резкие тени ложатся на землю. Тона картины слегка затемнённые, и поэтому так ярко выделяются белоснежные наряды героев полотна.

Синяя волнистая кайма не платье девочки привлекает к ней внимание и делает главным персонажем картины.

Кусок голубого неба с белыми облаками на горизонте выполнен длинными широкими мазками. Это просто часть фона, которая не должна отвлекать от основного сюжета полотна. Картина выглядит очень уравновешено. Центр композиции находится между стеной дома человеческими фигурами.

Автор создал вполне законченное произведение, не выписывая отдельных деталей, а полагаясь на разнообразие цветовой гаммы и игру света и тени. Переливы красок уносят в волшебный мир весеннего солнечного настроения, тепла и любви близких родных людей.

Ранняя картина Кустодиева стала значительным этапом его творчества. Он подтвердил свой отход от репинского реализма и начал писать исходя из собственных представлений о красоте и её восприятии. Сейчас картина «Сирень» находится в собрании Русского музея города Санкт-Петербурга.

Источник: https://1001student.ru/literatura/sochineniya/opisanie-dlya-7-klassa-po-kartine-kustodieva-siren.html

Борис Кустодиев, «Русская Венера»

Кустодиев Борис

Наверное, все, кому за 40, помнят как в школьные годы нам внушали: «бытие определяет сознание». А также: «в здоровом теле — здоровый дух». Напротив, о том, что дух и сознание преобладают над любыми обстоятельствами, свидетельствует эта удивительная картина. Как же удалось русскому художнику создать одновременно очень эротичное и целомудренное полотно?

Борис Кустодиев родился в 1878 году и застал патриархальную жизнь русской провинции с ярмарками, церковными праздниками и масленицей. Эти радостные воспоминания детства и молодости он сохранил и в зрелости.

«Русская Венера» была написана в Петрограде 1926 года на обороте картины «На террасе», поскольку нового холста не нашлось. Кустодиеву позировала дочь, но лицо героини он придумал.

Художник тяжко болел туберкулезом позвоночника, но картина несёт только свет и радость!

На переднем плане изображена русская красавица в деревенской бане из брёвен, в парилке. Она уже заканчивает «священнодействие» и сияет здоровьем, чистотою кожи. Героиня невысокого роста, у неё маленькие ступни, крепкая, среднего размера грудь и широкий таз.

Пожалуй, любой зритель-мужчина восхитится плавными изгибами тела этой девушки, которые сулят успешное продолжение рода. Правой рукой она держит берёзовый веник, прикрываясь, а пальцы левой руки расчёсывают водопад длинных рыжих волос. Зелень листьев берёзы создаёт красивый контраст с золотом волос.

На полоке, рядом с куском мыла — хлопья пены, будто у богини Венеры, созданной из пены морской. Справа от полока заткнута за доску газета с заголовком «Русская Венера». На полоке стоит деревянное ведро, под потолком и у стены клубится пар. Девушка стоит на приступке, наклонив голову, чтобы не стукнуться о низкий потолок.

За спиной красавицы открыта дверь и виден предбанник с оконцем и лежащей одеждой, накрытой цветастым платком. За окном — зимний день, улица, куда совсем скоро вернётся героиня, сияя чистотой.

Кустодиев создал собирательный образ русской девушки — чистой душой и телом, способной к созданию семьи и рождению детей. У его героини — искренняя живая улыбка и голубые глаза. Курносое рязанское лицо; мимо такого на улице пройдешь и не обратишь внимание, но художник разглядел, сумел показать обаяние молодой красоты.

Кустодиев с его огромной наблюдательностью и вниманием к мелочам создал столько портретов-синтезов! А «Русская Венера», написанная за год до кончины мастера, сияет всеми гранями его таланта и опыта.

Эта картина — очередной подвиг творца, способного сидеть ограниченное время, но духом преодолевшего немощь позвоночника!

По мнению критиков, «Русская Венера» — один из лучших образцов портретного искусства. Полотно «Русская Венера» — большого размера, 200 на 175 сантиметров. Хранится в Русском музее Санкт-Петербурга.

P.S. Борис Кустодиев выбрал в жёны женщину с живым умом, худощавую. Он ценил её мнение о своих полотнах. Примечателен факт: во время реставрации выяснилось, что веник дорисован к девушке почти через год после завершения картины. Так художник принял совет жены и добавил целомудреный штрих, раскрывающий характер героини.

Автор описания: Наталья Потапова.

Источник: https://xn—-jtbhavgci6f.xn--p1ai/post-1358

Вершина творчества Кустодиева — “Русская Венера”

Кустодиев Борис Известный русский художник Кустодиев прославился, в основном, изображением русских ярмарок. Живописцу удивительно ярко удавалось отобразить настоящую русскую душу, а его широкие и смелые мазки словно символизировали просторы и лихость необъятной Родины. К сожалению, Кустодиев умер в самом расцвете сил. Под конец жизни он страдал от тяжелого недуга — опухоли спинного мозга. В последние годы жизни художник был прикован к инвалидной коляске, и рисовать мог только несколько часов в день. Это не помешало ему создать свой последний шедевр — “Русскую Венеру”, которую критики по праву считают вершиной его творчества.

История создания

Идея написать истинное воплощение женской русской красоты пришла в голову Борису Михайловичу совершенно случайно. Он был уверен, что русская женщина ничем не хуже разлегшейся на бархате Венеры у Гойи, или самовлюбленной красавицы у Тициана. Естественная нагота славянской женщины будет хорошо и природно смотреться только в одном месте — в бане.

Лучшей и самой любимой натурщицей у Кустодиева была его дочка Ирина. В 1926 году ей исполнился 21 год и девушка была страшно рада позировать для любимого отца. На протяжении всей жизни он создал сотни портретов Иры, но этот — самый известный.

Материальное положение художника к концу жизни оставляло желать лучшего и не было денег даже на новых холст для задумок.

Но идея написать Венеру в бане настолько крепко засела в голове у Кустодиева, что он, не долго думая, достал старый холст с изображением своей семьи за воскресным чаепитием, и на обратной стороне начал писать новую картину.

Истинная русская женщина

Это достаточно большое изображение, шириной 175 см и с высотой в 200 см. На переднем плане притягивает взгляд парящаяся в бане девушка. Она словно воплощает в себе образ истинно русской женской красоты, чистой, здоровой и крепкой.

У девушки дивные длинные волосы, которые с давних времен символизируют чистоту и незамутненность помыслов. Так, длинные косы были и у Васнецовской Аленушки. Отличаются косы Венеры ярчайшим медным цветом, который напоминает сияние солнца в зимний морозный день.

Некоторые исследователи сравнивают сверкающие волосы девушки с ликами святых на картине, но она не слишком на них похожа — стоит посмотреть на озорную, и в то же время ласковую, улыбку.

Почему Венера?

Символична и баня — исконно русское место, в котором происходит, по старому поверью, не только очищение тела, но и души. Вся обстановка намекает на истинную простоту и добродушие русского крестьянина.

Пусть обстановка не пышет богатством и роскошью, но становится уютно и спокойно при одном взгляде на жарко растопленную печь, потемневшие от времени деревянные стены и пол, струящуюся по полу пену.

И если итальянская Венера родилась из пены морской, то русская красавица словно возникла из мыльной банной пены.

Пейзаж за окном

Клубы пара и жар бани создают резкий контраст с зимним пейзажем за окном. Возможно, именно зиму изобразил художник из-за обстоятельств, в которых он писал этот портрет. Ведь весь период создания образа Венеры он очень тяжело болел, ему снились кошмары, в которых черные кошки раздирали когтями позвоночник.

А зима для большинства людей символизирует именно окончание пути человека. Зимой природа засыпает, чтобы весной возродиться вновь.

Может быть, Кустодиев надеялся, что после долгих и затяжных холодов наконец-то наступит долгожданное тепло, все расцветет и оживет, а пресловутая Венера выйдет на улицу и приведет за собой весну.

Но можно вспомнить тот факт, что Борис Михайлович был непревзойденным мастером изображения русской зимы. Его многочисленные картины с праздничными рождественскими или масленичными ярмарками знает каждый.

Возможно, зима была его любимым временем года, и именно зима ассоциируется в сознании человека при слове “Россия”.

Было бы странно изобразить Венеру вдали от суровой русской зимы, с крещенскими морозами, горящими красными щеками и, конечно, красочными ярмарками.

“Русская Венера” была последней значимой картиной Бориса Михайловича Кустодиева и стала своеобразным символом настоящей русской бабы. Эту картину можно увидеть по всей России, в домах, банях, предбанниках. Народ искренне полюбил русскую красавицу, а не это ли показывает величие художника?

Источник: https://TopKartin.ru/kartiny/russkaya-venera

Сочинение по картине Кустодиева “Русская Венера”

Почетное место в коллекции знаменитого художника Б.М. Кустодиева занимает его последняя масштабная картина “Русская Венера”. Художник писал ее с 1925 по 1926 год. Это очень большое полотно, на котором изображена пышная женщина в бане. Картина была написана уже тогда, когда художник был прикован к постели, умирая от туберкулеза позвоночника.

В образе молодой женщине с пышными формами и золотыми волосами художник показывает свои представления о красоте русской женщины. По мнению автора, красота русской женщины в ее изобилии, полнокровности и здоровом виде. Однако автор не только восхищается красотой женщины, но и мягко иронизирует ее.

Художник считает, что нет ничего прекраснее, чем молодая женщина, которая излучает крепость, здоровье и аромат свежести и чистоты.

У женщины на картине золотые волосы, синие глаза, не очень красивое лицо, но удивительно доброе и притягательное. На картине изображена неприхотливая обстановка обыкновенной деревенской бани.

Женщина изображена в непринужденной, но в то же время весьма грациозной позе.

На деревянной лавке мы видим огромные мыльные пузыри, которые подтверждают, что перед нами именно Венера, ведь она родилась из пены морской. В Средиземном море – это морская пена, а в нашей стране – банная.

Русская Венера – обнаженная красавица с пышным телом, пышущая жаром. Это образ плодородия. Такие женщины созданы не для любви, а для создания крепкой семьи и рождения множества детишек.

Важную роль в полотне играют привычные элементы живописи Кустодиева, такие как зимний пейзаж за окном и натюрморт с цветной шалью.

Символизм картины

Одним из символов картины являются рыжие волосы русской Венеры. Это довольно опасный и двусмысленный ход художника, который в годы своей молодости копировал в Европе картины старых мастеров. Красавицы с рыжими и длинными волосами, как правило, символ блудницы, которая стала святой. А художник, таким образом, изображает блудницу до того, как она стала святой.

Так же важным символом картины является маленькое окно в бане, в которой парится пышнотелая красавица. Через окошко бани виднеется зима.

Замечательное сочетание распаренного женского тела и лютого мороза и снега за окном – это сочетание жизни и смерти. Не удивительно, что картина была написана в последний год жизни художника, который знает, что умирает.

Прощаясь с жизнью, такой красивой и жаркой, художник готовиться к тесной, как окно в бане, холодной смерти.

Источник: https://school-essay.ru/sochinenie-po-kartine-kustodieva-russkaya-venera.html

Секреты картины "Русская Венера" Бориса Кустодиева

Кем на самом деле была изображённая красавица и ещё 7 нюансов

1. Картину «Русская Венера» Кустодиев написал в конце жизни, в 1925-26 годах (художник умрёт в мае 1927-го). Нового холста по рукой не было — тяжёлые послереволюционные времена. Поэтому Венеру он изобразил на обороте картины, созданной ещё в 1906-м году, 20 лет назад.

Теперь в Нижегородском музее полотно выставляют так, чтобы доступ у зрителей был к обеим сторонам холста.

2. На первой картине — она называется «На террасе» — изображёна семья художника. Сам Кустодиев сидит слева у самовара и тарелки с яблоками, в платье с оборками — его жена Юлия. На переднем плане — дети художника: сын Кирилл и дочь Ирина (ей здесь около года).

3. А теперь самое интересное. «Русскую Венеру» Кустодиев писал с дочери Ирины! То есть она изображена на обеих сторонах этого холста.

4. Причин возмущаться тем, кого выбрал художник в качестве модели, нет: Кустодиев писал целомудренную картину. И не портрет дочери, а обобщённый образ русской красавицы. Венера Кустодиева не лежит обнаженной на темном бархате, как у Гойи, или на лоне природы, как у Джорджоне. Русская Венера помещена Кустодиевым в баню — там, где обнажаться естественно.

Джорджоне. спящая Венера. 1508Франсиско Гойя. Маха обнажённая. Ок. 1800

К тому же во время создания эскизов к картине Кустодиеву позировала нанятая модель лет 23-х, как рассказывал после сын художника. А уже когда дело дошло до написания собственно картины маслом, Кустодиев позвал Ирину — которую обожал писать всю жизнь (возможно, ей даже не приходилось полностью обнажаться?).

Ирина Кустодиева на работах своего отца — с 1906 по 1920 год.

5. В том же 1926-м Кустодиев написал Ирину и в платье.

6. Художник писал «Русскую Венеру» в своей Ленинградской квартире, которая служила ему и мастерской: из-за болезни позвоночника он уже больше 10 лет был прикован к инвалидному креслу.

7. Долго пришлось повозиться с мыльными пузырями — они исчезали быстрее, чем художник успевал написать их на картине. Пришлось одной рукой взбивать пену, а второй писать её на холсте.

8. В дефиците был не только холст, но и… веники. Его достали не сразу. Поэтому поначалу Ирина держала линейку. Когда раздобыли берёзовый веник, художник дорисовал его на почти готовой картине.

Как красавица с картины Кустодиева играла в кино с Евгением Леоновым

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/59d48d3afd96b1ad9f99ce67/5c54b1e734dc9500afcf932e

Описание картины Бориса Кустодиева «Русская Венера»

Это последняя большая картина великого русского художника. Написана им в последний год жизни, когда Кустодиев уже был практически полностью поражен своим тяжелым недугом. Испытывая сильные боли, которые причиняет туберкулез позвоночника, Кустодиев в своей картины попытался изобразить собирательный образ русской деревенской красавицы. Пышнотелая барышня, искрящаяся здоровьем, блеском, чистотой свежевымытой кожи. Её золотистые волосы водопадом ниспадают с одной стороны. Искренняя, живая улыбка и васильково синие, красивые глаза.

Важно обратить внимание на обстановку, в которой находится девушка. Это обычная деревенская баня, каких тысячи по всей России. Девушка истинная Венера, так как у её ног видны мыльные пузыри, а как известно по легенде Венера возникла из пены Средиземного моря, а в России из мыльной пены жаркой бани.

Образ русской Венеры, в представлении Кустодиева, именно олицетворен в здоровой девушке, находящейся в расцвете сил, крепкой, в пышном теле деревенской бабы. Способной к созданию крепкой семьи и рождению здоровых детей.

Кустодиева привлекали тонкие женщины, обладающие живым умом, таковой была супруга художника. Но чаще всего в своих картинах автор любил изображать именно полных женщин. Он их изображал с некоторой нежностью, а порой, даже и насмешкой.

Для данной картины мастеру позировала Елена Николаева, молодая деревенская девушка.

Довольно примечательным является тот факт, что во время реставрации картины выяснилось, что веник из березовых веток был дорисован на теле девушки через год после полного завершения картины.

Это еще один раз подтверждает то, что художник очень ценил мнение своей любимой жены и видимо целый год находился в раздумьях над картиной и все же решил дорисовать предмет, прикрывающий интимное место девушки.

(5 votes, average: 4,20

Источник: https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-borisa-kustodieva-russkaya-venera/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector