Историческое событие
На знаменитой картине В. Сурикова изображено трагическое событие осени 1698 года. Государство возглавил великий реформатор Пётр I. Политика нового правителя вызывала недовольство многих дворян, старых военачальников и, конечно же, рядовых солдат.
До воцарения Петра стрелецкие полки были самими привилегированными подразделениями русского войска. Они имели высокое жалованье, лучшие земли и особое право заниматься торговлей, не уплачивая больших налогов. Первый император полностью лишил стрельцов этих привилегий. Недовольство отдельных воинских подразделений усиливалось и в силу других факторов:
- длительная воинская служба без права отпуска и выходных;
- низкое жалование;
- активная эксплуатация стрельцов во время Азовских походов;
- большие потери в полках во время штурмов крепостей Азова;
- назначение иностранных офицеров на высшие военные должности.
Кроме этого, бывшая правительница Софья Алексеевна активно призывала стрельцов организовать бунт и свергнуть Петра Первого. В июне 1698 года восставшие полки вступили в бой с правительственными войсками. Силы были не равны, поэтому битва закончилась полным поражением стрельцов.
Расследование преступления против власти велось в несколько этапов. Зачинщики и руководители бунта были казнены, несколько сотен солдат отправили в ссылку.
Но Пётр Первый не был удовлетворён результатами сыска. Император решил устроить показательную казнь преступников на Красной площади.
Именно это жестокое событие описал Василий Суриков в своём живописном сочинении «Утро стрелецкой казни».
10 октября 1698 г. рано утром было казнено около 1 тыс. стрельцов, более 500 бунтовщиков избили кнутами, клеймили и отправили в ссылку. Ещё несколько сотен было отправлено в тюрьмы и крепости, находящиеся в разных частях страны. Пётр Первый лично отрубил головы пятерым преступникам. Бутовщиков везли на телегах, украшенных чёрными лентами. В руках осуждённые держали свечи.
Пётр I опасался повторных бунтов. Чтобы вселить ужас, трупы стрельцов не убирали с площади в течение 5 месяцев. Несколько преступников повесили напротив окон Софьи Алексеевны. Семьи стрельцов были полностью лишены имущества.
Описание картины
Действие, изображённое на полотне, происходит рано утром на Красной площади вблизи храма Василия Блаженного. Композиционно картину можно разделить на 3 части: место казни, осуждённые и их семьи, император со свитой.
Изображение места казни
Для создания мрачной атмосферы предстоящей казни художник изображает серое небо, чёрную землю с лужами. Даже красочный храм Василия Блаженного выглядит бледным в этот трагический день.
Художник осознанно выбрал приглушённые тона для изображения сооружения. Вершины куполов храма обрезаны верхним краем полотна. В анализе критиков этому художественному приёму уделяют особое внимание.
Суриков обезглавил символ народной веры, подчёркивая жестокость и несправедливость события.
На заднем фоне можно видеть:
- часть кремлёвской стены;
- подготовленные виселицы;
- ворон, кружащихся над башней.
Изучая описание картины «Стрелецкая казнь», можно заметить, что Суриков не изображает кровавых сцен насилия. Важнейшая задача художника заключалась в создании мрачной трагической атмосферы. Именно изображения погоды и архитектурных элементов являются главными эмоциональными элементами полотна.
Портреты стрельцов
Центральное место в композиции занимают портреты стрельцов и их родственников. Каждый персонаж тщательно проработан живописцем и наделён индивидуальным характером. На полотне изображено 50 фигур осуждённых и членов их семей.
Для описания многолюдной толпы Василий Суриков использует свой любимый приём — ограничение пространства для персонажей. Стрельцы с жёнами, детьми и родителями занимают небольшое место на площади. Благодаря такому приёму, толпа воспринимается, как единый организм.
Стрельцы резко контрастируют с другими персонажами. На мрачном сером фоне их белые рубахи выглядят ярко и необычно.
В руках осуждённые держат свечи, которые являются обязательными атрибутами поминальной службы. Суриков помещает этот предмет в руки живым людям, подчёркивая их обречённость.
Не меньшего внимания заслуживают образы родственников стрельцов. На картине можно видеть:
- плачущую жену начальника стрелецкого полка;
- женщину с опущенной головой;
- маленькую дочку бунтовщика.
Некоторым бунтовщикам, женщинам и детям Суриков посвящал отдельные этюды. Критики давали краткие характеристики всем персонажам произведения искусства.
Император со свитой
В правой части полотна изображён правитель государства Пётр Первый. Исходя из рассказов историков, Суриков не раз высказывался о неоднозначном отношении к фигуре императора. С одной стороны, он восхищался его мудростью и смелостью, а с другой стороны, художник осуждал его чрезмерную жестокость. Но портрет правителя получился нейтральным.
Изображён строгий образ Петра I, который с гневом и яростью смотрит на непокорного мятежника. Эта композиция связывает левую и правую часть картины. Возле императора можно рассмотреть:
- Офицеров Преображенского полка;
- Иностранных наблюдателей;
- Александра Меньшикова, расположенного спиной к наблюдателю;
- Представителей старого дворянства.
Легендарное полотно выставлено в Третьяковской галерее. Рассмотрев работу художника, можно проникнуться трагедией минувшей эпохи и сделать кратко описание картины «Утро стрелецкой казни».
Источник: https://nauka.club/kulturologiya/utro-streletskoy-kazni.html
Картина «Утро стрелецкой казни», Суриков: описание картины
Официальная версия событий
Сестра Петра Великого, Софья Алексеевна, заточенная в Новодевичьем монастыре, не покидала надежд воссесть на царском троне России. Воспользовавшись отсутствием брата, она заявила, что Петра подменили. Она призвала стрельцов прийти к ней на помощь и защитить Россию от нашествия иноверцев (то есть европейских управленцев, которых царь пригласил из Германии и Голландии).
На ее призыв откликнулись 175 военных из четырех полков. Они прибыли в Москву с челобитной в марте 1698 года. В начале апреля их удалось выбить из Москвы, но они вернулись в свои полки и подняли бунт. Его целью было возвести на трон Софью, а если та откажется от царства — сосланного В. В. Голицына.
Правительство направило против двух тысяч восставших четыре полка и дворянскую конницу. В июне бунт был подавлен, а «самые злостные зачинщики» повешены. Описывая утро стрелецкой казни, Суриков берет за основу официальную версию. То есть акт правосудия, свершившийся 22 или 28 июня 1698 года. Тогда, по летописям, было повешено пятьдесят шесть человек.
Утро стрелецкой казни: история
На самом деле массовые репрессии начались, когда Петр Первый вернулся в Россию (25 августа 1698 г.). Царь инициировал и возглавил повторное следствие.
Настоящее утро стрелецкой казни, описание которой дают шокированные дипломаты того времени, состоялось 10 октября. Тогда было повешено и обезглавлено около двух тысяч стрельцов. Пятерым из них царь лично отрубил голову.
Он не миловал никого, не взирал ни на пол, ни на возраст. Двух служанок своих сестер он приказал живыми закопать в землю.
Тех 500 стрельцов, которые были слишком юны, царь освободил от смертной казни, однако им обрезали ноздри, уши, поставили клеймо и отправили в ссылку. Репрессии продолжались вплоть до весны 1699 года. Захоронить казненных царь, считавшийся поклонником европейских ценностей, позволил лишь в феврале.
История написания полотна
Так что же хочет поведать зрителю картина «Утро стрелецкой казни», которая находится в экспозиции Государственной Третьяковской галереи в Москве? Это первое большое полотно Василия Сурикова, которое он выставил на суд зрителей. Трудился он над ним в течение трех лет – с 1878 по 1881 г.
Почему художник обратился к теме русской истории? Вероятно, сказалось пребывание в древней Москве, куда он переехал после окончания Петербургской Академии художеств. Говорят, что поначалу художник хотел изобразить на холсте и нескольких повешенных. Он даже нарисовал эскизы. Но одна из служанок в доме, увидев их, упала в обморок.
Поэтому Суриков отказался от идеи шокировать зрителя. Но трагизм предчувствия казни держит нас в постоянном напряжении. Это чувство сильнее, чем лицезрение кровавых сцен. Картина «Утро стрелецкой казни» понравилась коллекционеру Третьякову. Он тут же приобрел ее.
А позже добавил в коллекцию еще две работы мастера на историческую тематику – «Боярыня Морозова» и «Меншиков в Березове».
Композиция
Это большой холст (379 х 218 сантиметров), выполненный маслом. Картина «Утро стрелецкой казни» выдержана в темном колорите, что еще больше подчеркивает трагизм и мрачность момента. Художник прибег к интересному приему в построении композиции. Он сократил расстояние между объектами на Красной площади.
На картине уместились сразу Кремлевская башня со стеной, храм Василия Блаженного и Лобное место. Таким образом, всего несколько десятков персонажей создают ощущение огромной толпы, символизирующей русский народ. Важно, что фигура царя расположена на втором плане.
Чтобы самодержца было видно, художник изобразил его верхом на коне. Петр Первый ведет «дуэль взглядом» с одним из стрельцов, который не сломался под гнетом репрессий. Царь понимает, что он не властен над гордым духом народа, и его месть остается неутоленной.
Колористика
Для картины «Утро стрелецкой казни» Суриков использовал богатую палитру. Раннее осеннее утро после дождливой ночи, когда над площадью еще висит туман, служит серым фоном, на котором тем явственнее проступают белые рубахи осужденных стрельцов и огоньки свечей в их руках.
Яркий пятном, притягивающим взгляды зрителей, выступает стрелец с рыжими волосами. Хотя руки его связаны, а ноги забиты в кандалы, видно, что его дух не сломлен. Это символизирует высоко взметнувшееся пламя свечи, которую тот сжимает в ладони.
Белые рубахи и серый фон, этот гризайль смягчают яркие одежды жителей тех времен. Красный платочек маленькой девочки и золототканый кафтан стрелецкой жены переводят взгляд зрителя на скорбящий народ.
Символика
В картине «Утро стрелецкой казни» художник заложил определенный код, понятный не каждому. Во-первых, это число «7». Именно столько стрельцов изображено на полотне (одного из них уже увели казнить – осталась лишь его горящая свеча – как символ его вечной души).
Также видно семь глав собора Василия Блаженного. Архитектурный фон полотна также несет в себе скрытый смысл.
Строгая кремлевская башня соответствует фигуре царя Петра Первого, тогда как яркие, пестрые главы церкви символизируют чаяния православного русского народа, выразителем идей которого и выступали казнимые стрельцы.
Источник: https://autogear.ru/article/166/399/kartina-utro-streletskoy-kazni-opisanie-kartinyi-vasiliya-surikova-utro-streletskoy-kazni/
«Утро стрелецкой казни» — картина В. И. Сурикова
«Утро стрелецкой казни» — картина русского художника В. И. Сурикова, посвящённая казни стрельцов после неудачного бунта 1698 года. Картина «Утро стрелецкой казни» была первым большим полотном Сурикова на тему русской истории. Художник начал работу над ним в 1878 году.
Сочинение по картине «Утро стрелецкой казни»
Вариант 1
Мастером масштабных полотен в русской живописи считается Суриков Василий Иванович. В своей знаменитой картине «Утро стрелецкой казни» автор впервые обратился к жанру русской истории. Изображение русского народа в переломные моменты истории составляют суть всей его живописи. После того как Василий Суриков окончил Академию художеств, он переехал в Москву на постоянное место жительства.
Именно там, в 1878 году он начал работу над картиной про казнь бедных стрельцов. Автор вспомнил события эпохи правления Петра І. А именно историю, когда возглавляемый царевной Софьей бунт стрельцов был подавлен, а все стрельцы проговорены к казни. Художник не показал саму казнь, а рассказал историю о самом народе во время исторического перелома.
На полотне В. Суриков показывает нам минуты перед самой казнью. Все действия происходят на знаменитой Красной площади в Москве. На дальнем плане картины мы видим храм Василия Блаженного.
Еще не везде растворился утренний туман. На переднем плане большое скопление народа. Сразу и не разберешь где простой народ, где солдаты, где элита.
Но если присмотреться, то по одеянию можно понять, что на коне царь Петр.
В центре двое солдат ведут стрельца на казнь. Еще один закован в кандалы. Простой народ сидит на полу, плачет, печалится. За фигурой Петра виднеются виселицы. Стрельцы прощаются с народом, во взглядах читается ужас и безумие. Женщина в центре обращается с мольбами к царю, но взгляд его не приклонен.
Также в сочетании цветов присутствует некий трагизм. Хотя цвета и красочные, но какие-то тусклые и неяркие. Все мельчайшие детали прорисованы мастерски: большая толпа, разные эмоции, движения, энергетика.
Своим полотном «Утро стрелецкой казни» В. И. Суриков поведал нам целую драму той эпохи. Он показал нам тяжелые будни крепостного народа.
Вариант 2
Картину “Утро стрелецкой казни” В.И. Суриков написал на исторический факт истории России. На картине можно выделить два главных плана: собор Василия Блаженного и народ.
Купола и сам собор слегка скрыты утренней дымкой, поэтому не выглядят ярко. Стены собора кажутся выложенными из серовато — голубого камня. Узоры и мелкие детали собора не просматриваются.
Но в целом вся композиция смотрится устрашающе монолитно, как и царская власть Петра 1. На фоне собора видны виселицы.
Из народной толпы никто не написан крупно, все примерно равноудалены, но у каждого свое место в картине. Стрельцов привезли на казнь в телегах. Они сидят, потому что ноги у них закованы в колодки. Одеты они все в белые рубахи, в руках держат свечи, как символ их догорающей жизни.
Свечи горят не ярко на фоне дня. Лица у стрельцов печальные. Один стрелец выделяется из толпы. Он находится в центре полотна. На голове у него одета красная шапка, рыжая борода растрепана, руки у него полусогнуты, как будто он собирается что – то сделать. Взгляд его обращен в сторону царя.
Взгляд злой, с ненавистью.
Царь Петр 1 сидит на коне. Лошадь под ним белая, с богатым седлом. На царе зеленый кафтан, черные волосы зачесаны назад. Взгляд суровый, он смотрит стрельцу прямо в глаза. Рядом с царем стоит его свита. Они одеты в богатые одежды. Сложив руки, они наблюдают за происходящей казнью.
По проходу солдат ведет стрельца на виселицу. Стрелец не сопротивляется, он опустил плечи и идет. Одет он в длинную белую рубаху, подпоясанную веревкой.
Солдат поддерживает его одной рукой, в другой у него шпага, она опущена к земле. На солдате надет сюртук и черные сапоги. За спиной у стрельца стоит женщина с прижавшимся к ней ребенком.
На лице у женщины страх. Одета она в золототканое платье.
Один стрелец стоит на телеге и что – то говорит. Голова у него наклонена вперед, на плечи накинут зеленый стрелецкий кафтан. По его позе можно подумать, что он просит прощения.
Около каждого стрельца находится жена и дети. Одному из них девочка упала на колени и плачет. Он кладет руку ей на голову, второй рукой обнимает сына. У стрельца солдат забрал свечку, значит, сейчас поведет на казнь.
Несмотря на то, что на многих людях надеты яркие одежды, картина вызывает чувство безысходности и страха. На лицах людей горе и ужас.
«Боярыня Морозова», картина Суриков В. И. Данное произведение художника навеяно чисто русским течением не легкой жизни того времени, жесткого и не доброго времени церковного раскола.
Вариант 3
Услышав название картины, в воображении предстает картина казни стрельцов, но на полотне мы видим не казнь, а только подготовку к ней показывает художник. Перед нами Красная площадь, куда привезли приговоренных на казнь. Еще только раннее утро, стоит туман. Те, у которых сегодня последнее утро одеты в белые рубахи, в руках у них похоронные свечи, за ними Храм Василия блаженного.
Мы видим много разных людей, тех, кого мы видим, Суриков писал с натуры, например, длиннобородого человека с красным кафтаном он писал со своего дяди, а рыжебородого стрельца он писал с гробовщика, которого когда-то видел на кладбище.
Он покорил художника своим видом, он не сдавался и был очень силен духом, он всегда боролся с проблемами, выпадавшими на его долю, и никогда не отчаивался, это хорошо читается по его образу.
Справа сам Петр он горд, величав и приковывает внимание, на лице можно прочитать чувства, которые он испытывает к бунтовщикам. У Петра всплывают детские воспоминания.
Царевна Софья перед приходом к власти удалила Петра в село Преображенское, а перед этим стрельцы жестоко расправились с родственниками Петра. Девятилетнего мальчика вывели на крыльцо и на его глазах разбушевавшиеся стрельцы срубали головы, сажали на кол родственников Петра и приближенных людей, которых он знал буквально с ранних лет. Все это Петр припомнил стрельцам.
В 1697 году Петр отправляется в Европу к нему пришло известие, что стрельцы устроили новый бунт и восстание, они несколько месяцев не получают жалование и не довольны реформами, хотят вернуть на трон Софью.
Петр возвращается назад, к моменту его возвращения восстание было подавлено, но он на этом не упокоился, он снова начинает расследование, начинаются допросы, благодаря выбитым показаниям 700 человек было казнено.
На лицах осужденных ярко изображена боль, печаль и безысходность, они понимают, что это последние минуты их жизни, кто-то из них прощается с женами, кто-то с детьми.
У многих стрельцов опущены головы, они в отчаянии, некоторые не скрывают эмоций и плачут, закрывая лицо руками. Справа изображен государь и его приближенные, на их лицах надменность, осуждение. Им нисколько не жалко этих людей.
Вся картина пропитана скорбью и печалью, на картине преобладают темные и мрачные тона. Картина вызывает сочувствие и жалость к осужденным.
Вариант 4
Картина В. И. Сурикова «Утро стрелецкой казни» написана в 1881 году. Это первая из знаменитых исторических картин художника, которая и определила основное направление его творчества — изображение русского народа в роковые минуты своей истории.
Суриков обратился к одному из событий Петровской эпохи — казни участников последнего стрелецкого восстания, устроенной по повелению и в присутствии молодого царя. Художник изобразил на полотне минуты, предшествующие казни, когда состояние участников трагедии достигло наивысшего душевного напряжения.
Казалось бы, парадокс: на картине, посвящённой казни, нет казнённых. Главные её герои — стрельцы, обречённые на смерть, их жёны, матери, дети. Великолепны типы стрельцов.
Встав над толпой спиной к Петру и солдатам, низко кланяясь народу, по обычаю просит прощения чернобородый стрелец. Весь он в великом смирении, но не перед царём — перед народом.
Готовится к казни могучий старик (он слез с телеги).
К нему прильнули женщина и мальчик. Старик их утешает, но его глаза горят живым, грозным огнём. Яростно и непримиримо, словно молния, пронзает картину взгляд стрельца с рыжей бородой. Этот испепеляющий взор устремлён на Петра, который отвечает ему холодным взглядом.
Суриков показывает царя преисполненным решимости довести дело до конца. Он изображён в окружении иностранцев и приближённых — они символизируют грядущую Россию. Победа на стороне самодержца. Но и стрельцы, олицетворяющие народ, не сломлены и смело идут на смерть.
Описание картины «Утро стрелецкой казни»
Картина «Утро стрелецкой казни» написана В. Суриковым в 1881 году. В ней он впервые обратился к жанру, составляющему суть его живописи – изображению русского народа в яркие, переломные моменты истории.
На полотне описаны события, происходившие в Москве в 1698 году, в эпоху Петра I, когда был жестоко подавлен Стрелецкий бунт, а стрельцы казнены. Художник тщательно исследовал свидетельства очевидцев, но изобразил событие в соответствии со своим пониманием его исторического смысла.
На полотне мы видим не саму казнь, а полные огромного психологического напряжения минуты перед неотвратимой казнью. Действие происходит в Москве на Красной площади, на фоне храма Василия Блаженного.
Раннее утро, еще не рассеялся туман. В центре композиции два героя – сидящий на коне царь Петр и рыжебородый стрелец в красном колпаке. Стрелец связан, его ноги закованы в колодки, но он не смирился со своей участью. Гневно, с лютой злобой смотрит он на Петра. Такой же непримиримый взгляд видим мы и у Петра.
Столь же эмоционально и выразительно показаны и другие персонажи. Первого приговоренного солдаты уже поволокли к виселице. Как затравленный зверь, озирается вокруг чернобородый стрелец.
Взгляд седого стрельца безумен – ужас того, что сейчас произойдет, помутило его сознание. Стрелец, стоящий на телеге, склонился, прощаясь с народом.
Отчаянно кричит молодая жена стрельца, бессильно опустилась на землю старуха-мать.
Трагизм происходящего подчеркивает тяжелый, темный колорит полотна. Умело выстраивая композицию, живописец мастерски создает впечатление огромной толпы, полной эмоций, энергии и движения. С любовью и вниманием относится Суриков на полотне к мельчайшим деталям, характеризующим историческую эпоху.
Картина «Утро стрелецкой ткани» решена Суриковым как народная драма. Он поведал нам о народе, его мощи, гневе и страданиях в эпоху, полную сложностей и противоречий.
Помимо описания картины В. И. Сурикова «Утро стрелецкой казни», на нашем сайте собрано множество и других описаний картин различных художников, которые можно использовать как при подготовке к написанию сочинения по картине, так и просто для более полного ознакомления с творчеством прославленных мастеров прошлого.
Анализ картины «Утро стрелецкой казни»
Картина Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни» признана одним из лучших произведений этого замечательного русского художника.
Данный шедевр рассказывает зрителям о неоднозначном и кровавом событии в истории Русского государства.
В стране едва не произошел переворот — сестра Петра I Софья, заручившись поддержкой стрелецкого войска, захотела сместить Петра с трона и забрать всю власть в стране в свои руки.
После разоблачения заговора и подавления мятежа, Петр I принял жестокое, но необходимое решение: казнить участников вооруженного восстания. Об этом и повествует картина Василия Сурикова. Но художник вместо сцен расправы показывает нам душевное и моральное состояние участников стрелецкой казни.
В центральной части полотна художник изобразил самих стрельцов, ведомых на казнь, и их близких. Множество персонажей, так тщательно прорисованных Суриковым, ведут себя совершенно по-разному.
Например, хорошо одетая женщина, видимо, жена одного из стрельцов, вздымает руки к небу от безысходности, а в её одежды уткнулся маленький мальчик — её сын. Ещё одна женщина от страха перед неизбежностью закрыла лицо руками.
Старая женщина от горя и бессилия опустилась на землю, рядом с ней что-то кричит маленькая девочка в красном платке.
На лицах стрельцов тоже читаются самые разные эмоции. Один покорился обстоятельствам и в отчаянии повесил голову, другой — уже пожилой — не верит в происходящее и смотрит вокруг невидящим взглядом.
Чернобородый стрелец сидит с каменным лицом — он собрал всю свою внутреннюю силу в кулак чтобы не дать себе слабину и с честью выдержать суровые испытания, выпавшие на его долю.
А стрелец с рыжими волосами и красной шапке прямо и с ненавистью смотрит на царя Петра I.
Огромное напряжение чувствуется в позе самого Петра, сидящего на коне и несколько возвышающегося над остальными участниками действия. От него исходит огромная сила и ощущение могущества.
Картина Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни» показывает противостояние старого и нового, говорит зрителю о том, что для рождения чего-то нового, должно быть уничтожено старое, изжившее себя.
Источник: https://litfest.ru/pokartine/utro-streletskoy-kazni.html
Урок развития речи . Сочинение -описание картины В. Сурикова "Утро стрелецкой казни"
Учитель русского языка и литературы Мурагзамова Х.Т
Тема урока : Сочинение — описание картины В. Сурикова «Утро стрелецкой казни» c использованием литературоведческого текста.
Цели урока:
- познакомить с жизнью и творчеством замечательного русского живописца
В. Сурикова;
- Систематизировать знания по строению текста сочинения.
- Закрепить навыки написания сочинения-описания
- формировать умения отбирать материал в соответствии с темой сочинения
- обогащать словарный запас учащихся
- развивать творческие способности ,образное мышление и внимание школьников
- воспитывать интерес к истории и любовь к прекрасному
Тип урока: урок изучения нового материала. Вид урока: урок развития речи
Дидактический материал: репродукции картин В. Сурикова «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Переход Суворова через Альпы» и другие картины художника.
Предварительное задание:
- подготовить сообщение о стрелецком бунте;
- жизни и творчестве В.И. Сурикова;
- подготовить сообщение о создании картины.
- Ход урока.
- I.Постановка темы и задач урок
- 1. Запишите в тетрадях дату и тему урока
II. Повторение .
- -Назовите типы речи , которые мы знаем?
- -Вспомните, что такое описание?
- Описание — тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных, человека.
- Основные вопросы, характерные для данного типа речи:
- Каков предмет описания?
- Как он выглядит?
- Какие признаки для него характерны?
- Какова же роль описаний в тексте?
- На какой вопрос вы должны ответить в сочинении?
— Вспомните, структуру сочинения — описания? (слайд № )
Мы будем продолжать учиться описывать картину и отбирать материал в соответствии с темой сочинения
III.Работа над темой урока.
-Какие факты из жизни и творчества Сурикова вам известны?
1. Сообщение учащегося о жизни и творчестве В. И. Сурикова.
В искусстве и судьбе Василия Ивановича Сурикова все ярко, неповторимо, талантливо. Родился он в сибирском городе Красноярске. Предки художника по отцовской линии — потомственные казаки, те самые, что вместе с Ермаком пришли в Сибирь с Дона.
Огромное влияние на Василия Ивановича оказала его мать Прасковья Фёдоровна. Она была незаурядным человеком — сильная, смелая, проницательная.
Прасковья Федоровна мастерски вышивала цветами и травами по своим рисункам, тонко чувствовала цвет, разбиралась в полутонах.
Когда Сурикову было одиннадцать лет, и умирает его отец. Прасковья Федоровна с тремя детьми оказалась в трудном материальном положении. После окончания училища Василий поступил на службу в канцелярию, но занятий живописью он не оставил, твердо решил стать художником.
Суриков добился признания в Красноярске: его акварели ценились земляками, он давал уроки в доме губернатора. Губернатор познакомил Сурикова с золотопромышленником П.И.
Кузнецовым, который решил принять участие в судьбе талантливого юноши и предоставил ему стипендию на обучение в Академии художеств в Петербурге.
Первая попытка поступить в Академию была неудачной. Однако Суриков не пал духом, не растерялся.
Он поступил в Рисовальную школу при Обществе поощрения художников, отучился в ней три месяца, осенью успешно сдал экзамен и был принят в Академию.
Учился Суриков в Академии (1869-1875) с увлечением, успешно переходя из класса в класс, получая награды как за рисунок с натуры, так и за живописные композиции
Суриков получил очень выгодный заказ на выполнение четырех росписей на тему истории Вселенских соборов для строящегося тогда в Москве храма Христа Спасителя. Эта работа давала художнику материальную независимость, к которой он всегда стремился.
Переезд в Москву сыграл в творческой судьбе художника решающую роль. По свидетельству самого Сурикова: «Началось здесь, в Москве, со мною что-то странное. Прежде всего почувствовал я себя здесь гораздо уютнее, чем в Петербурге.
Было в Москве что-то гораздо больше напоминавшее мне Красноярск, особенно зимой.
Именно здесь художник создает выразительные исторические полотна, делая народ основным героем своих произведений. Лучшие из них -«Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова».
Суриков был художником редкого таланта. Он умел предвидеть, постигать, проникая сквозь завесу столетий. Мастер учился и по стенам кремлей, и по книгам. Он встречал своих будущих героев на улицах, и одновременно они являлись ему в мечтах и снах. Художник давал всякому явлению новую жизнь в искусстве, воплощая это явление в цвете, композиции, ритме.
(Слайды . картины худ-ка)
-Ребята . а знаете ли вы историю о стрелецком бунте? Тогда давайте послушаем сообщение уч-ся, узнаем , какое это было время и кто такие стрельцы
2. Сообщение учащегося.
1 группа …Конец XVII в. в России — сложное, противоречивое время. Московское восстание 1682 г., стрелецкое восстание 1698 г. и жестокая расправа над их участниками стали трагической страницей русской истории. Стрельцы — старое допетровское войско, которое Петр заменил регулярной армией.
Царевна Софья, мечтавшая о самодержавной власти, чувствуя недовольство измученных постоянными войнами, нищетой и бесправием стрельцов, возглавила мятеж. Их бунт расценивался как скрытый поединок между царевной Софьей и Петром I, который обернулся казнью более 1000 стрельцов, поверивших Софье.
2 группа. Значительную часть русского войска составляли стрельцы, полки которых были созданы в России около 1550 г.
Стрельцы — пешие ратники, обученные строю и ружейной стрельбе, в мирное время несшие гарнизонную службу в своих городах, а в военную годину выступавшие в поход на врага.
Царь с детства не любил и даже боялся их, навсегда запомнив кровавое восстание стрельцов 1682 года, когда на его газах были убиты родственники и друзья его матери Нарышкиной Натальи Кирилловны. Когда царь подрос, он решил завоевать крепость Азов, построенную турками в устье Дона.
Дважды, с большой армией, молодой царь пытался завоевать этот город, пока не овладел ею в июле 1696 года. Наиболее отличились при осаде Азова стрелецкие полки, потерявшие при штурме крепости половину своего состава.
Жившие со своими семьями в особых слободах, стрельцы лишь во время войны выступали в поход, в мирное время кормились торговлей и промыслами.
Гарнизонная служба в разрушенном и заново отстроенном Азове, вдали от детей и стрельчих, легла тяжелым бременем на их плечи. Все мечтали о возвращении в родную Москву.
Вместо этого летом 1697 года четыре полка были направлены в Великие Луки, на Литовскую границу.
Новый поход для стрельцов был очень тяжелым — им приходилось на себе тянуть по рекам суда, впрягаться вместо лошадей и тащить по бездорожью пушки, им не доплачивали жалования.
И они восстали, выбрали себе новых командиров, двинулись домой. Но в 50 километрах от столицы их встретило царское войско.
Отказавшихся подчиниться стрельцов расстреляли из пушек, а разбежавшихся переловили и поместили в тюрьмы. Сразу было повешено более 100 стрельцов.
Царя Петра в это время в России не было. Уехав учиться за границу, он побывал и в Германии, и в Англии, и в Голландии и собирался ехать в Венецию. Но узнав о бунте, он вернулся в Россию. Прибыв в Москву, начал свое расследование.
Свезенных отовсюду стрельцов страшно пытали, «вымучивая у них признание в злодейских замыслах погубить Петра и возвести на престол его сестру Софью». Вскоре начались казни.
Стрельцам рубили головы в селе Преображенском, вешали под стенами Новодевичьего монастыря, четвертовали на красной площади…
Расправы продолжались до февраля 1699 года. Активным участником ее был сам царь, и его приближенные, среди которых особенно выделялся Алексашка Меньшиков, добивавший четвертованных выстрелами из пищали. Только во время казни 4 февраля 1699 года царь отрубил мечом головы 84 стрельцам.
Казнили стрельцов на Красной площади в Москве. Это событие отразил в своей картине «Утро стрелецкой казни» русский художник В.И. Суриков. В этой картине нашла отражение противоречивая, полная социальных конфликтов атмосфера петровского времени.
Стрелецкое войско прекратило свое существование, и с этого времени берет свое начало русская регулярная (постоянная) армия.
3. Сообщение о создании картины. Василий Иванович Суриков — один из наиболее ярких представителей исторического жанра в русской живописи. Его очень интересовала русская история, он уже создал картины на историческую тему. Однажды, прогуливаясь по Москве, Суриков вышел на Красную площадь.
О том, что внезапно почувствовал, он сам вспоминает так: «Остановился недалеко от Лобного места, засмотрелся на очертания Василия Блаженного, и вдруг в воображении вспыхнула сцена стрелецкой казни, да так ясно, что даже сердце забилось. Почувствовал, что если напишу то, что мне представилось, то выйдет потрясающая картина.
Поспешил домой и до глубокой ночи все делал наброски, то общей композиции, то отдельных групп…» картина действительно получилась потрясающая. То, что изображено на картине, – это последние минуты перед казнью, перед концом старой жизни.
Две России замерли друг перед другом: одна – народная, горестно прощается со своими защитниками — стрельцами, и Россия Петра, его сподвижников и верных ему солдат – преображенцев. Вот-вот прольется кровь, и на этой крови будет стоять здание создаваемой Петром империи….
Тревожный пейзаж холодного утра пронизан ожиданием трагедии. Огромная народная толпа заполнила площадь. Скоро начнется казнь. Суриков тонко передает душевное состояние приговоренных к смерти и свидетелей казни, ощущение длящегося времени.
В центре картины — стрелец, стоящий на телеге. Он прощается с народом, низко кланяясь ему по старинному русскому обычаю.
Погружен в горькие и гневные размышления чернобородый стрелец. Этот человек не сломлен. В нем нет ни страха, ни смирения.
Образ рыжебородого стрельца Суриков долго искал. «Рыжий стрелец это могильщик, на кладбище я его увидел, — рассказывал художник, — злой, непокорный тип». С ненавистью и внутренней убежденностью смотрит рыжий стрелец на своего врага — царя, а тот словно отвечает ему остекленевшим от ярости взглядом. В пересечении их взглядов — непримиримость столкнувшихся сил.
Мглистый сумрак раннего утра, в котором еще виден свет горящих свечей, создает образ трудного, мучительного рождения нового дня и воспринимается как поэтическая метафора, обобщенно выражающая смысл исторической минуты — «начало славных дней Петра мрачили мятежи и казни» (А. С. Пушкин).
4.Показ видеофрагмента .История одного шедевра .
5.Устная работа по картине (описание картины).
Слово учителя.
- Какое событие из русской истории В. И. Суриков взял для сюжета своей картины «Утро стрелецкой казни»?
- Кого изобразил художник на картине?
- В какое время суток происходит, изображенное на картине событие?
- Каким увидел утро художник?
- Что изобразил художник на первом плане? , стрельцы, толпа
- Как прощается с народом стрелец?
- Как передает он настроение собравшихся на площади людей?
- Как изображен Петр I на картине?
- Какие чувства они переживают?
- Какое впечатление произвела на вас эта картина и события на ней изображенные?
- Как вы думаете, о чем хотел нам напомнить художник своей картиной или может от чего – то нас предостеречь, о чем-то задуматься?
6. Чтение литературоведческого текста по картине В.Сурикова «Утро стрелецкой казни».
УТРО СТРЕЛЕЦКОЙ КАЗНИ (В. СУРИКОВ)
…Раннее утро. Красная площадь в Москве. Сияют разноцветные главы храма Василия Блаженного, четко вырисовываются в небе ласточкины хвосты кремлевской стены. А на телегах лежат, стоят, сидят осужденные стрельцы. Казнь сейчас начнется, одного из стрельцов уже ведет солдат к месту казни. Рыдают матери, жены, дети…
Из Спасских ворот выезжает Петр I, и его твердый, непреклонный взгляд скрестился с другим взором. На него гневно смотрит стрелец с острой бородой. Он не покорился, этот стрелец. Даже зажженную свечу он сжал в руке, словно нож.
Утро стрелецкой казни…
Два мира стоят друг против друга. Уходящая в прошлое исконная московская старина отчаянно сопротивляется неизбежному для нее новому началу, перелому в истории, который несет с собой этот высокий человек в преображенском мундире. Но старое обречено. Жизнь стрельца погаснет, как свеча в руке женщины, стоящей рядом с ним.
Трепетные огоньки выхватывают из лиловатой дымки рассвета лица, фигуры множества людей. И над всем царит красный цвет, напоминающий о брызгах крови, которые сейчас обагрят площадь.
Он вспыхивает на одеждах, на узорах лошадиных дуг, на алом платочке девочки. Она не понимает того, что происходит, но ей страшно, и она не может удержать крика, глядя на суровых, сосредоточенных людей, полных и страдания, и ненависти.
/По М. Андреевой, А. Антоновой, О. Дмитриевой)
7. Составление плана и устного сочинения по картине.
План
1. В. И. Суриков – яркий представитель исторического жанра в русской живописи.
2. История создания картины.
3. Изображение места казни.
4. Образ Петра I.
5. Образы стрельцов и народа.
6. Впечатление от картины
8. Работа над подбором рабочего материала по картине.
Рабочий материал.
Красная площадь, храм Василия Блаженного, осужденные стрельцы, лежат, сидят, стоят на телегах, Спасские ворота, Петр I, твердый непреклонный взгляд, гневно смотрит на стрельцов, стрелец с острой бородой, держит зажженную свечу , словно нож, два мира стоят друг против друга, уходящая старина, новое начало, несет с собой высокий человек в преображенском мундире, старое обречено, жизнь стрельца погаснет, как свеча в руке женщины.
Рассвет, царит красный цвет, напоминающий брызги крови, низкое серое небо, туман, замершая толпа, тускло мерцающие огоньки свечей в руках облаченных в белые рубахи смертников. Девочка не понимает того, что происходит на площади, не может удержать крика.
9. Работа над черновиками сочинения.
10. Редактирование черновиков.
11. Написание сочинения в творческую тетрадь.
Источник: https://infourok.ru/urok-sochinenie-opisanie-kartini-vsurikova-utro-steleckoy-kazni-1650017.html
Сочинение по картине Сурикова «Утро стрелецкой казни»
Картину “Утро стрелецкой казни” В.Суриков написал в 1881 году. Она посвящена событиям 1698 года, когда царем Петром I был жестоко подавлен Стрелецкий бунт. В этой картине автор показывает русский народ в переломный, решающий для истории момент. Суриков исследовал показания очевидцев казни, однако события на полотне описал со своим пониманием происходившего.
На картине изображен не сам момент казни, а время перед ней, когда минуты ожидания обреченных на смерть могут лишить разума. На Красной площади в Москве на фоне храма Василия Блаженного мы видим толпу людей, царя Петра на коне, стрельцов в оковах и палачей. Ранее утро, сереют небеса, а туман еще полностью не развеялся, и в такой тихий и прекрасный час происходит массовое смертоубийство.
Приковывает взгляд царь, который гневно смотрит на бунтовщиков, один из стрельца, закованный в колодки отвечает самодержцу таким же гневным и не примеренным взором. Еще один стрелец, как затравленный зверь, озирается по сторонам.
А взгляд чернобородого стрельца полон безумия и ужаса, быть может, его разум не выдержал напряжения и мысли о казне и он лишился рассудка. Вот один из пленников прощается с народом на телеге.
Одна из женщин рыдает, наверное, это жена одного из приговоренных к смерти, а вот чья-то старуха-мать опустилась на землю не в силах выдержать такое зрелище.
Одного из осужденных подвели к виселице, вот-вот начнется казнь. Автор использовал темные цвета на полотне,- печальное и страшное действие на картине от этого становится еще более ужасающим.
Вся правая часть картины представляет собой просто месиво из людей, все находятся в ужасе и скорби, кажется, будто сейчас мы услышим плач и стенания, в противовес этому слева стоят царь и придворные с ровными спинами, расправленными плечами, бесстрашно наблюдая за всем происходящим.
Художник мастерски изобразил такое большое скопление людей, Суриковым все так тщательно прорисовано, что мы чувствуем не только энергию каждого человека, но и энергетику толпы, как единого целого.
В наше время картина публичной казни большого количества людей холодит сердце. Суриков старался показать, что казнь стрельцов была народной трагедией, драмой в период противоречий и сложностей в истории русской земли.
(4 votes, average: 4.75
Источник: https://school-essay.ru/sochinenie-po-kartine-surikova-utro-streleckoj-kazni.html