Бурлюк давид «лошадь-молния» описание картины, анализ, сочинение

Отец русского футуризма и один из идеологов мирового авангарда, живший в Иглино и Буздяке, умер 50 лет назад, 15 января 1967 года, в Лонг-Айленде (США) в возрасте 85 лет

Бурлюк Давид

Фото 1914 г. Мастер эпатажа, перфоманса и громких заявлений Давид Бурлюк, опередивший свое время как минимум на сто лет, в жизни был спокойным семейным человеком.

Хотя чего стоит только его манифест «Пощечина общественному вкусу» 1912 года. Манифест футуристов отрицал все прежние эстетические ценности и в нарочито эпатажной форме заявлял о разрыве с существующей литературной традицией.

Текст манифеста был сочинён Бурлюком, Кручёных и Маяковским в течение одного дня.

Давид Бурлюк родился в семье управляющего имением в Харьковской губернии, учился живописи в Казанском и Одесском художественных училищах, а так же у именитых мастеров в Париже и Мюнхене.

Там он заразился идеями новой художественной эстетики – отрицанием всего прежнего. У Бурлюка была очень необычная черта – он собирал вокруг себя молодых талантливых поэтов. Хотя и сам, кроме картин, писал неплохие стихи.

К примеру, вот его знаменитое…

Ты богиня средь храма прекрасная, Пред Тобою склоняются ниц. Я же нищий – толпа безучастная не заметит Меня с колесниц.

Ты – богиня, и в пурпур, и в золото Облачен твой таинственный стан, Из гранита изваянный молотом, Там, где синий курит фимиам.

Я же нищий – у входа отрепьями, Чуть прикрыв обнаженную грудь, Овеваемый мрачными ветрами, Я пойду в свой неведомый путь.                                                            1897

С первым (как он говорил, из «квадриги»), с кем он познакомился, это был поэт Алексей Крученых. С ним он учился живописи в Одесском художественном училище. Крученых привлек его как великолепный поэт-экспериментатор. 

Потом на одном из вечеров он услышал, как читает стихотворение «Зверинец» поэт Велимир Хлебников. Бурлюк сразу понял, что Хлебников – гений и что он не от мира сего.

Велимир Хлебников жил в избушке сторожа кладбища, спал на матрасе, а стихи хранил в наволочке от подушки. Однажды Давид Бурлюк подобрал под столом бумажку – это было стихотворение «О, рассмейтесь, смехачи!» и опубликовал его в газете.

Позже он из стихов из наволочки опубликовал на свои деньги первый том «Творений» Хлебникова.

С Маяковским Бурлюк познакомился в курилке Московского художественного училища. Маяковскому было 18, Бурлюку – 29. Они подружились. Однажды Маяковский на улице начал читать стихи. На что Давид сказал: «Да вы поэт!». И в дальнейшем Бурлюк начал представлять его так: «Это мой друг, гениальный поэт Владимир Маяковский». В итоге последнему не осталось ничего делать, как писать стихи.

А вот что писал о Бурлюке сам Маяковский:

«С всегдашней любовью думаю о Давиде. Прекрасный друг мой и действительный учитель, Давид сделал меня поэтом, читал мне французов и немцев, всовывал книги, выдавал мне ежедневно 50 копеек, чтобы писать, не голодая».

Кстати, очень забавно, что Бурлюк писал потом в США:

«Какие 50 копеек? Не меньше рубля. Ему и Хлебникову. Хлебникову еще теплые носки. Монетку, один рубль, я всегда засовывал им в пальто».

Бурлюк по-отечески оберегал примкнувших к нему молодых поэтов: Маяковского, Каменского, Хлебникова и Крученых.

После отъезда Бурлюка из СССР в 1920 году, все они окончили трагически – в конце 20-х в стране с футуризмом было покончено: Маяковский застрелился, Хлебников умер в возрасте 37 лет, Каменский 13 лет пролежал парализованным.

Крученых после расстрела практически всего цвета русской поэзии в 1937 году отошел от литературы и прожил до 1968 года, продавая старые рукописи. Кстати, известно, что именно Бурлюк посоветовал ему писать стихотворения из полностью придуманных слов. Так родилось знаменитое стихотворение «Дыр бул щыл». Шедевр авангарда.

Алексей Крученых. 1913.

Дыр  бул   щыл убеш  щур скум вы  со  бу р  л  эз

В Первую мировую войну Давид Бурлюк с женой Марией и двумя детьми обосновался в Иглино. Занимался поставками сена в в русскую армию, за что получил грамоту. Мать художника жила в Буздяке.

Это был плодотворный творческий период – написано около двухсот картин, которые вошли в классику русского и мирового авангарда. В 1917 году Бурлюк едет в Москву.

Футуристы, как леваки, с радостью приветствовали Октябрьскую революцию.

Бурлюк Давид

Это не хохма. В 1917 году Временное правительство обратилось к разным художникам для создания формы для милиционеров. Проект Бурлюка слева внизу. Милиционер изображен в футуристическом духе – с одним глазом в виде перевернутой лучезарной дельты и с пушкой в руках.

В 1918 году Бурлюк вместе с Василием Каменским расписывает в Москве кафе футуристов. Но тут он начинает понимать, что что-то пошло не так. Он уезжает в Уфу, которая захватывается белочехами. Его брат Владимир погибает на фронте.

Другой брат Николай после установления советской власти увидел объявление с просьбой всем царским офицерам явится для постановки на учет. Он пришел и через три дня был расстрелян.

Бурлюк вместе с женой и двумя детьми с фронтом отступает до Владивостока, а оттуда отправляется в Японию.

В СССР, по его словам, осталось около трехсот его картин (сейчас в музее им.М.Нестерова в Уфе их 37). В СССР имя Бурлюка на долгие годы было забыто, а его картины глубоко запрятаны в запасниках, как чуждые соцреализму.

После Японии Давид Бурлюк отправляется в США. Он захватил с собой несколько сот картин. На таможне ему сказали, что за полотна надо заплатить пошлину. Бурлюк был в трансе, он рассчитывал их продавать, потому что денег не было. Тут подошел старший таможенник и, посмотрев странные полотна, сказал, забирай это и убирайся. В 1922 году русский авангард в США был никому не нужен.

Для Бурлюка первые 18 лет жизни в Америке были очень тяжелыми. Он устроился журналистом в газету «Русский голос». Вел несколько рубрик, в день надо было написать 500 слов.

К 1940 о Бурлюке вспомнили в Америке как об отце русского авангарда. На Западе стали интересоваться Василием Кандинским, который вовсю пропагандировал «Освобождение от окаменелых традиций академической живописи». Давид Бурлюк всячески поддерживал разговоры, что он был связан с Кандинским, что было правдой.

За свою жизнь Бурлюк написал 20 тысяч картин. Еще в одесском училище преподаватели ему говорили, это не живопись, а какое-то фабричное производство.

Но сам Давид никогда свои картины не дорабатывал и считал их гениальными.

20 тысяч — это невероятная цифра, все-таки каждое полотно — это замысел, композиция, воплощение… Если считать, что он рисовал одну картину в день, то на это у него ушло 54 года без выходных ежедневного рисования!

Сегодня все музеи мира имеют картины Бурлюка, есть они и в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке, и в Русском музее, и в частных коллекциях… Его родственники до сих пор продают их на мировых аукционах и сетуют на то, что стало появляться много подделок, хотя это свидетельствует о мировом признании его работ. Картины Бурлюка за последние десять лет подорожали в десять раз… Некоторым уже больше ста лет, но смотрятся свежо, актуально и современно… Как будто нарисовано вчера.

Бурлюк Давид

Приход весны и лета. 1914 г.

Бурлюк Давид

«Пахарь» 1910 г. Музей Хаима Гросса, Нью-Йорк, США.

Бурлюк Давид

«Лошадь-молния». 1907 г. Холст, масло. Государственный Русский музей.

Бурлюк Давид

«Лошади». 1908 г. Холст, масло. Государственный Русский музей.

Бурлюк Давид

«Крестьянка и лошадь». 1910 г. Холст, масло. Государственный Русский музей.

Бурлюк Давид

«Сюрреалистическая композиция». 1925 г. Холст, масло.

Бурлюк Давид

«Пейзаж с повозкой и мельницей (Пейзаж с четырех точек зрения)». 1940 г. Государственный Русский музей.

Бурлюк Давид

«Человек и корова». Картон, гуашь. Частная коллекция.

  «Два вкуса в одном». 1908 г. Панель, масло. Частная коллекция.

  • «Футуристическая композиция».

Фото 1950 года. Давид Бурлюк – гений живописи и поэзии. Помним, любим, не забываем! 

Источник: https://mgazeta.com/category/interesno/david-burlyuk-geniy-zhivopisi-i-poezii/

9 главных представителей русского авангарда

24 октября в Москве в Еврейском музее и Центре толерантности начинает работу выставка «Союз молодежи», посвященная творческому объединению ключевых художников-авангардистов первой трети ХХ века.

Проект, подготовленный совместно с «Энциклопедией русского авангарда» и Государственным Русским музеем, представит работы Казимира Малевича, Ольги Розановой, Елены Гуро, Михаила Митюшина, Владимира Татлина, Павла Филонова, Иосифа Школьника, Михаила Ларионова и других — всего порядка 80 произведений 35 художников.

Петербургское общество «Союз молодежи» — первое официально зарегистрированное объединение художников авангарда, на полгода опередившее московский «Бубновый валет». С 1910 по 1914 они устроили семь выставок, продемонстрировавших широкий спектр художественных идей и стилей — от символизма до кубофутуризма.

Читайте также:  Балет «раймонда»: содержание, интересные факты, видео, история

Давид Бурлюк

Давид Бурлюк, «отец русского футуризма», был участником четырех выставок «Союза молодежи».

На двух последних выставках общества (зимы 1912/13 и 1913/14 годов) он представил свои наиболее новаторские работы — «композиции с четырех точек зрения».

Замысел художника заключался в том, что картина, при каждом повороте на 90 градусов, сохраняла соотношение «верха» и «низа» («Мост. Пейзаж с четырех точек зрения»).

Бурлюк Давид Д. Д. Бурлюк. «Весна». Начало 1910-х. Источник: Государственный Русский музей

Бурлюк Давид Д. Д. Бурлюк. «Мост», 1911 год. Источник: Государственный Русский музей

Картина «Лошадь-молния» из собрания ГРМ с большой долей вероятности может быть идентифицирована с «Бегущей лошадью (примитив)», показанной Бурлюком на 5-й выставке «Союза молодежи». Сам автор, через несколько десятилетий, ошибочно датировал картину 1907 годом. Написанная в стилистике кубофутуризма, картина была написана художником в 1912—1913 годах.

Елена Гуро

Елена Гуро, как свидетельствовал ее муж художник Михаил Матюшин, была «столько же поэт, сколько художник». Оба стоят у истоков «Союза молодежи», хотя в само общество не вошли. Картина «Скандинавская царевна» — яркое проявление неопримитивизма, стиля, который наиболее характерен для раннего русского авангарда.

Бурлюк Давид Е. Гуро. «Скандинавская царевна», 1910 год. Источник: wikipedia.com

Михаил Ларионов

Михаил Ларионов не состоял членом «Союза молодежи», но был тесно связан с объединением и экспонировал свои картины на всех, кроме последней, выставках. «Продавщица вод» — одна из ранних картин Ларионова (1907) — была им экспонирована на 1-й и 2-й выставках «Союза молодежи». Ларионов эту картину ценил. Сюжет взят художником из провинциальной жизни родного Тирасполя.

Бурлюк Давид М. Ларионов. «Продавщица вод», 1907 год. Источник: wikipedia.com

Казимир Малевич

«Усовершенствованный портрет И. В. Клюна» — самая знаменитая кубофутуристическая картина Казимира Малевича. Она написана в 1913 году и впервые экспонировалась на последней выставке «Союза молодежи».

Моделью к портрету послужил Иван Клюн — художник, друг и соратник Малевича.

Поэт-футурист Алексей Крученых написал об этой картине следующие строки: «Казни-мир, /влюбленный в мирозданье, /узревший сквозь лицо друга бревенчатый сруб, — / просторнейший портрет Ивана Клюна».

Бурлюк Давид К.С. Малевич. «Усовершенствованный портрет Ивана Клюна», 1913 год. Источник: Государственный Русский музей

В 1913 году Малевич принял участие в постановке «заумной» футуристической оперы «Победа над солнцем». Малевич создал декорации и костюмы, музыку написал Михаил Матюшин, пролог — Велимир Хлебников, а остальные тексты — Алексей Крученых. Спектакль стал новым словом в театральном искусстве. Позднее Малевич говорил, что именно эта работа вдохновила его посетила на создание «Черного квадрата.

Волдемар Матвей

Волдемар (Владимир) Матвей — один из лидеров «Союза молодежи». Он организовывал выставки, редактировал сборники объединения, писал теоретические статьи о современном искусстве. Он изучал искусство примитивных народов, в частности африканскую скульптуру. Матвей был новатором и в живописи («Красная и черные». 1913). Его многосторонняя деятельность была прервана ранней смертью (1914).

Бурлюк Давид В. Матвей. «Красная и черные», 1913 год. Источник: wikipedia.com

Ольга Розанова

Ольга Розанова играла ключевую роль в «Союзе молодежи» — была экспонентом почти всех выставок, участвовала в общественных собраниях и диспутах объединения. В 1913 году ее избрали членом Правления и в том же года она написала Манифест «Союза молодежи».

Бурлюк Давид О.В. Розанова. «Кузница», 1912 год. Источник: Государственный Русский музей

Картина Розановой «Кузница» (1912), показанная на 5-й выставке объединения, — один из шедевров неопримитивистского периода ее творчества.

Павел Филонов

На 5-й выставке «Союза молодежи» Павел Филонов, один из важнейших членов объединения, показал «Пир королей» (1913).

Картина написана вскоре после возвращения художника из шестимесячного путешествия по Италии и Франции.

Филонов, под впечатлением от скульптуры средневековых соборов, в своей многофигурной композиции создает подобие древних рельефов. Он наделяет их собственной мифологией, символикой и загадочным смыслом.

Бурлюк Давид П.Н. Филонов. «Пир королей», 1913 год. Источник: Государственный Русский музей

Иосиф Школьник

Иосиф Школьник состоял в «Союзе молодежи» с момента образования объединения. Он был не только участником всех выставок объединения и его театральных простановок, но занимался финансовыми делами, налаживал связи с европейскими художниками, вел всю организационную работу.

Бурлюк Давид И.С. Школьник. «Натюрморт с вазами», 1912 год. Источник: Государственный Русский музей

Любимый жанр Школьника — большие натюрморты («Натюрморт с вазами». 1919). В них он демонстрирует свой талант мастера цвета и декоратора.

Источник: https://diletant.media/articles/45269982/

Давид Бурлюк—трубадур российского серебряного века

21.07.2017 823

Сегодня исполняется 135 лет со дня рождения многогранно талантливого, в высшей степени неординарного человека, которого (право слово, второго такого у нас нет!) современники величали «лучшим поэтом среди художников и лучшим художником среди поэтов». Давид Давидович Бурлюк оставил после себя 30 тысяч картин и этюдов, около шестисот стихотворений, целый «Эверест» эпистолярного наследия, сотни образцов художественной критики.

Его «счастливый билет»

Бурлюк Давид

Давида Бурлюка по праву считают отцом российского футуризма и эгокубизма, командором деэстетизации поэтического языка, объявившего в самом начале ХХ века «казус белли»—беспощадный бой на палубе «парохода современности» нашим столпам классики—Александру Сергеевичу Пушкину и Льву Николаевичу Толстому…

О глазе стеклянном замолвим слово…

…Но это, так сказать, присказка. Более наглядным примером особой эпатажно организаторской роли Давида Бурлюка в «черносотенном» параде российских низвергателей академизма в литературе и искусстве на заре ХХ века предстает некая выставка, которая состоялась в Государственном Русском музее, в корпусе Бенуа, в 2012 году.

Ее организовала внучка «горлана и главаря № 1» футуристов Давида Бурлюка Мари Бурлюк-Холт, постоянно живущая в Канаде.

Эта экспозиция виртуально бурлящей энергии богемного, стильного Давида Бурлюка, алхимика слова и цвета, вернее, реакция зрителей на нее,—самая, пожалуй, непритязательная, самая правдивая рецензия на «панно» исторического наследия и значения этого человека… Выставка была гармонично скомпонована из трех ее составляющих. Справа располагались стеллажи с поэтическими произведениями Бурлюка-поэта.

Слева—около сотни его живописных полотен. Соответственно, народ лишь в числе 5-10 человек постоянно «толпился» у образчиков ну очень чудаковатой, право слово, мало-понятной современному человеку поэзии трубадура футуристов. Ниже, конечно же, мы дадим читателю представление о ней.

Справа, у картин Бурлюка, постоянно фланировали без особо выраженного экзальтированного интереса 15-20 эстетов от камерной живописи. На беглый осмотр полотен они отводили от силы 5-7 минут.

А вот в центре, у третьего фрагмента этого литературно-художественного «винегрета», сотни людей с величайшим ажиотажно-скандалёзным интересом стремились пробиться к мемориальному уголку, где демонстрировались подлинная палитра «лучшего художника среди поэтов», его знаменитая серьга и разноцветный жилет желтомаечника футуристов, некогда безотказно вводивший в гиперстеничный транс слабонервных дамочек. Но главным хитом экспозиции являлся, конечно же, нежный каре-голубой искусственный правый глаз Бурлюка, выставленный в японской коробочке. Настоящего он лишился в семилетнем возрасте, когда брат нечаянно пульнул в сторону Додички снаряд из игрушечной пушки…

Именно благодаря отсутствию правого, родного, глаза тот, левый, с необычайной прозорливостью, с вечным напрягом в безумной жажде творчества не только своего, но и чужого, гениально распознавал ростки особого поэтического дара среди многочисленного сонма друзей и знакомых главы российского авангардистского ордера.

Бурлюк как бы «накалывал на булавку» очередного носителя футуристического таланта, чтобы, всячески пестуя его, в конце концов провозгласить неофита одним из открывателей новых Территорий Смыслов.

И все его визави неизменно становились впоследствии хрестоматийными образцами великих баловней русской изящной словесности, поцелованными Славой в самую макушку…

И это всё—о нем

Для того чтобы полнее представить себе фигуру Бурлюка-кентавра (художник плюс поэт), мы приведем несколько отзывов о нем его же современников.

В различии, в перепадах мнений и проявится уникально-эстетическая суть этого удивительно негармоничного человека. Итак, вот что о нем думали и как его воспринимали в большинстве своем его же друзья (и не только). В.

Хлебников, поэт-футурист, Председатель Земного Шара: «Бурлюк кормил нас с рук. Мои «Творения» издал именно он».

Бурлюк Давид А. Ажбе, профессор Мюнхенской академии художеств, один из зачинателей модернизма в живописи и поэзии: «Этот удивительный, дикий степной конь…» И. Репин: «Я захотел написать портрет Велимира Хлебникова, но получил отказ. Он мне сказал так: «Меня уже написал Бурлюк, а лучше невозможно, ибо только там я похож на треугольник». А. Кручёных, поэт-футурист: «Большой, бурный Бурлюк. Широк и жаден. Ему всё надо слопать…» А. Блок, классик лирического жанра русской поэзии: «Бурлюк, которого я еще не видел, отпугивает. Здесь больше хамства, чем чего-либо другого…» В. Маяковский, знаменитый советский поэт: «В училище (Московское художественное.—Авт.) явился Бурлюк. Взгляд наглый. Лорнетка. Сюртук. Ходит, напевая. Выдавал мне ежедневно по 50 копеек, чтобы писать, не голодая…» Б. Лифшиц, поэт, исследователь футуризма: «Он был подлинный поэт, т.е. имел собственный, неповторимый мир, не укладывающийся в его рахитичные стихи…» Е. Евтушенко: «Бурлюк писал слово «счастье» через «щ». (стихотворение «Щастье циника».—Авт.). В. Шкловский, русский советский литературовед, киносценарист: «Давид—гениальный организатор, человек, сознательно меняющий живопись…» В. Шершеневич, главный теоретик имажинизма в России: «Он был хорошим поваром футуризма и умел «вкусно» подать своих подопечных».

Читайте также:  Эдит пиаф: биография, лучшие песни, интересные факты, слушать

Е. Евреинов, теоретик театра и публицист: «Не человек—кипяток. Одно время выражение «бурлюкать» было принято в наших художественных кругах».

Кентавр московской «Стихобойни»…

Кентавр московской «Стихобойни»…Об организаторских чудо-способностях Д.Д. Бурлюка мы уже говорили. А в чем же проявился, увы, явно без особых притязаний на шедевральность, его талант в сфере живописи и поэзии?К сожалению, тут уж ни памятники, ни пьедесталы не просматриваются. Поэзия Бурлюка крайне эклектична, ей присущи грубая физиологичность, языковой снобизм.

Главные темы в лирике «Колумба российского футуризма»—сиюминутность впечатления, каприз пейзажа, скол душевного состояния, тайные смыслы словосочетаний.Не мудрствуя лукаво, представим по всем маргинальным литературоведческим меркам общепризнанное одно из лучших стихотворений Бурлюка.

Вот оно—его поэтическое заклинание, почти что только-только вылупленное из страстных сатир Артюра Рембо:Каждый молод, молод, молод,В животе чертовский голод…Будем лопать пустотуГлубину и высоту,Птиц, зверей, чудовищ, рыбВетер, глину, соль и зыбь…Всё, что встретим на путиМожет в пищу нам идти…Стихотворение это было опубликовано в 1913 году в сборнике «Дохлая гунна»…Тут есть резон «нажать на паузу». «Будем лопать пустоту…» Это о чем и каким образом? Где тут «тайный смысл»? Пустышка. А вот заочно «репрессированный» Давидом Давидовичем Александр Сергеевич Пушкин зря словами «в пустоту» не разбрасывался. И в его творениях мы находим тысячи примеров «тайного смысла».Возьмем его бессмертную поэму «Евгений Онегин». Во второй главе в строфе, где говорится о дяде Онегина, который анахоретом «лет сорок с ключницей бранился, в окно смотрел и мух давил», гениальный поэт имел в виду вовсе не мученическую кончину насекомых из разряда двукрылых. Дядя Онегина от безделья элементарно «усугублял» водочку, ибо «мухой» еще с петровских времен называли на Руси изящную стопочку, в которую вмещалось всего 15 граммов спиртного. Отсюда и всем нам знакомое «под мухой…»…Приведем еще один «перл» Бурлюка. Называется он «Мертвое небо»:«Небо—труп!» Не больше!Звезды-черви—пьяные туманом.Усмиряю больше—        лестом обманом.Небо—смрадный труп!Для (внимательных) миопов,Лижущих отвратный круп.Жадною (ухваткой) эфиопов…(Вниманию читателей: не совсем внятные по смыслу неологизмы—это исключительная прерогатива Бурлюка.—Авт.).Если же не слишком усердно «лакировать» память этого вообще-то далеко не ординарного человека, ограничимся лишь одной ремаркой: «Конечно же, все его стихи—не для души». Добавим к тому же, что Давид Бурлюк намеренно пренебрегал в своем поэтическом творчестве знаками препинания (издателю ХV века, венецианцу Мануцию, изобретателю запятых, наверное, икается.—Авт.). Бурлюк был порой возвышен до выспренности, употребляя церковнославянизмы («вежды», «ланиты» и т.д.), засорял стихи украинизмами (все-таки он родился на Харьковщине), делал упор на дисгармонию, асимметрию и дисконструкцию. Отсюда можно сделать лишь один общий вывод: в ряды классиков русской изящной словесности, даже в разряд запасных, он так и не вошел…Дальше… дальше как-то по ассоциации приходят на ум бессмертные строки Танича: «Ну, что тебе сказать про Сахалин»… Это уже о Бурлюке-живописце… Он оставил потомкам тысячи картин и этюдов. В них стремился опять-таки провозгласить верховенство слова над цветом, разверстать окружность кубами и треугольниками. «Светорыцарь листьев клейких», как он себя называл, любил декларировать, что, дескать, цельность и выразительность натуры—это не для него. А потому из-под его кисти на мешковину накладывались выпуклые красочные слои, а в рождающихся нефигуративных этюдах, как правило, отсутствовали глубина и перспектива. Злые языки, правда, говорили, что, мол, это—следствие его детской травмы…Одно можно с полной уверенностью утверждать, измеряя на весах Вечности ценность художественного творчества Бурлюка-живописца: он старался нащупать истинную причину перводвижения в природе, а потому многие его вещи так и называются: «Голубой конь» (эту брыкливую фигурку скакуна он даже как-то вытатуировал у себя на щеке); «Синий всадник», «Движение», «Ветер», «Лошадь-молния»…И если сотни его полотен занимают свои места во многих музеях мира, однако, не «держа» стен, то это—заслуга не его художественного таланта, а дань Бурлюку—величайшему импресарио, опекуну, а то и крёстному отцу Колумбов различных направлений раннего российского авангарда…

«Пощечина» от севастопольской публики

Бурлюк Давид

Дыр бул щыл

убеш щур скум вы со бу р л зз Если, как полагал Бурлюк, инициализировать слова этой тарабарщины, то получится следующее: «Дырой будет уродливое лицо счастливых олухов. Гуляло пророчество о судьбе буржуазии русской». По мнению В. Ходасевича, это скандально известное творение «было исчерпывающим воплощением футуризма, его первым криком и лебединой песней». Поэтесса З. Гиппиус считала сей перл тем, «что случилось с Россией»… Но «будетляне»—вожди нового течения (неологизм В. Хлебникова.—Авт.) так не считали. В своем манифесте—первом поэтическом сборнике кубофутуристов бурлюковской группы «Гилея»—они провозгласили законом нарушение классической строфики, борьбу с мыслью, свободу буквы от порабощения. А отсюда «выполз» и еще один «уродец» поэтического бреда Бурлюка, который также венчает сотни его стихов. Один заголовок дорогого стоит—«Без Р»:

Колонны камень взнес

До голубых небес Колонны камень дал Мечтал. Мечтал О высоте Дэдал! …Вот так, держа наперевес свою весомо-оглушительную «Пощечину», в конце 1913 года группа футуристов в сменном составе десятка апологетов авангардизма в России двинулась по югу страны с демонстрацией «Последней стихобойни московских футуристов». В каждом городе они расклеивали афиши на демонстративно желтой и потертой бумаге из-под обоев. На ней прыгающими буквами извещалось о великом приходе «ниспровергателей академизма», об их убойном ответе «смехачам»—Чуковскому, Брюсову, Измайлову… 9 января 1914 года группа «будетлян», состоящая из Д. Бурлюка, В. Маяковского, В. Каменского и П. Пильского, «отгремев» в Симферополе, как следовало из текста их телеграммы в столицу в адрес Игоря Северянина, прибыла в Севастополь. На слуху у горожан в то время были ошеломляющие воображение полеты Уточкина, гастроли русских атлетов Поддубного, Кащеева… А тут какие-то футуристы! Тем не менее в зал летнего театра, который тогда располагался на Приморском бульваре рядом с яхт-клубом, набилось достаточно любопытствующей публики. Правда, она пришла вовсе не слушать арапистых гостей, а смотреть на них как на экзотических обитателей зверинца по имени «ранний русский авангард»… Перед концертом все четверо «небожителей» ходили по городу в аляповатых одеждах, в цилиндрах, с раскрашенными лицами… Так сказать, анонсировали нечто невиданное. В фойе театра Петр Пильский раздавал неряшливо изданные книги «Дохлая луна» и «Рыкающий Парнас». А затем выступил Василий Каменский и провозгласил девиз молодых радикалов их группы: «За сброс со слов кандалов и оков!» Спустя минуту в зал с грохотом был втащен стол, накрытый скатертью из разноцветных лоскутов. На него взгромоздился Давид Бурлюк в изодранных штанах, в «желто-сиреневом спинджаке». Тут же в зале погас свет, и Бурлюк стал демонстрировать на простынном экране праксиноскоп француза Рейно с движущимися рисунками—его шаржами на организаторов концерта. На желатиновых пластинах друзья-футуристы выглядели нагло и уморительно… Когда же Бурлюк—«сатир несчастный, одноглазый, доитель изнуренных жаб» (это он о себе.—Авт.)—после хулиганствующих демаршей Маяковского, с хлыстом в руках «расстрелявшего Растрелли» и на грани мата усмирявшего явно недружелюбную публику, пытался прочесть лекцию «Материал для истории русской живописи», его уже никто не слушал. Свист, крики, летящие на сцену яйца, массовый уход разгневанной севастопольской публики… Короче говоря, «Последняя стихобойня московских футуристов» у нас завершилась полным фиаско.

…Кому тогда пришла бы в голову крамольно-сумасшедшая мысль о том, что Давид Бурлюк привез в город русской славы не разнузданно богемствующих горлопанов, а будущих столпов раннего российского авангарда? Бурлюк интуитивно уже тогда ощущал свою великую миссию, «кормя с руки» Маяковского и КО. Так же, как и знаменитый коллекционер европейской модерной живописи С. Щукин, который, не глядя в ценники, приобретал на Западе в самом начале ХХ века ставших потом бесценными полотна импрессионистов. Он писал в 1910 году Матиссу: «Публика против вас, но будущее—за вами…»

«Да, азиаты мы…»

Откуда же берут начало «бурлюковские корни»? В различных исследованиях русские, поляки, украинцы, евреи считали его «своим». И этому вопросу даже посвящались отдельные солидные издания. Россияне ориентировались на данные его паспорта.

Поляки указывали на фамилию его матушки—Михневич—как на отпочкование родовитого польского рода из Гданьского воеводства. С пеной у рта украинские филологи утверждали, что «щирый бурлач»—это потомок вольных казаков Запорожской Сечи.

Евреи, опять же, полагали, что фамилия Михневич—вовсе не от шляхетского корня, и отсылали к библейским именам Бурлюков—отца и сына. Сам же Давид Давидович Бурлюк в книге «Лестница моих лет» утверждал нечто обратное. Он считал себя вообще-то космополитом в своем воображаемом мире, где для национальности нет места.

И все же Бурлюк с явной гордостью намекал при общении с детьми на тот факт, что они являются потомками… монгольских завоевателей!.. Вот что пишет его дочь Людмила Кузнецова-Бурлюк: «Предки отца были выходцами из Крыма, потомками хана Батыя.

Отличались большим ростом, возили соль и занимались торговлей скота, оберегая его от разбойных людей. На уцелевшей фотографии моего 95-летнего прадеда—глубокий старик, нос приплюснутый, редкие усы… Папа утверждал, что ведет род от десятого сына Батыя, Менгу-Тимура, с именем Бурлюк…»

Читайте также:  Джорджоне "поклонение пастухов" описание картины, анализ, сочинение

И ведь такое суждение выросло не на пустом месте. До 1948 года соседнее с Севастополем селение Вилино называлось—на минуточку!—Бурлюк. В переводе с крымскотатарского—это «почка».

Если образно представить себе ранний российский авангард начала ХХ века, то он—это та самая почка на мощном бурлюковском древе, которая явила себя всему миру эпатажными всходами уникальных ветвей талантов «изящной» новорусской словесности…

Леонид СОМОВ.

P.S. Давид Бурлюк—«словесный Святогор»—завещал после своей смерти развеять содержимое его погребальной урны над Атлантикой. Что и было неукоснительно выполнено его детьми и товарищами по созданному им живописному артхиву «Хэмптон Бейз».

Ровно 50 лет назад, ранним утром 19 января 1967 года, с палубы парома «Статен-Айленд Ферри», следующего от острова Лонг-Айленд в Нью-Йорк, был развеян по ветру у устья реки Гудзон прах великого Бурлюка.

Потомки почтительно «отряхнули его со своих ног»…

На снимках: Д.Д. Бурлюк в своем антуражном репертуаре; образец его живописи—почти что лубочное полотно «Голубой конь»; афиша футуристов в Севастополе (1914 год).

Поделиться этой статьёй

Источник: https://slavasev.ru/2017/07/21/david-burlyuk-trubadur-rossiyskogo-serebryanogo-veka/

Картина — Бурлюк Д.Д

Бурлюк Давид Биография художника

Бурлюк Давид Давидович — поэт, художник, один из основоположников русского футуризма, теоретик и пропагандист нового искусства.
Давид Бурлюк родился в 1882 на хуторе Семиротовщина Харьковской губернии, в семье управляющего помещичьим имением.

Его братья — Владимир и Николай и сестра Людмила позднее также приняли участие в футуристическом движении. В 1894-98 Давид учится в Сумской, Тамбовской и Тверской гимназиях. Во время учебы в Тамбовской гимназии знакомится с художником Константиновым и вскоре решает стать профессиональным художником.

Учится в Казанском (1898-1999) и Одесском (1999-1900, 1910-1911) художественных училищах.

В 1902 году после неудачной попытки поступить в Академию художеств уезжает в Мюнхен. Занимается в Королевской Академии Мюнхена (1902-1903), в студии Кормона в Париже (1904), в МУЖВЗ (1911-1914).

С 1908 года активно включается в современную художественную жизнь и вскоре становится одним из лидеров литературно-художественного авангарда. Участвует в большинстве первых выставок «нового искусства» («Звено», «Венок-Стефанос» и «Бубновый валет»).

В 1908 публикует свою первую декларацию «Голос Импрессиониста в защиту живописи». Имение графа Мордвинова Чернянка, где в 1900-1910-х годах работает его отец, стало своеобразной «штаб-квартирой» молодых новаторов.

В разное время там побывали Ларионов, Хлебников, Лифшиц, Лентулов и другие представители авангардного искусства. Именно там впервые возникла идея создания самостоятельной литературно-художественной группы, ориентированной на создание нового национального искусства. К 1910 г.

складывается круг единомышленников с оригинальной философско-эстетической программой — Д.Бурлюк, В. Каменский, М. Матюшин, Е.Гуро — которым Хлебников дал имя «будетлян». Познакомившись в 1911 г. с В.Маяковским и Б.Лифшицем, Давид Бурлюк создает новое литературное объединение — «Гилея».

В 1912 году совместно с Маяковским, Крученых и Хлебниковым выпускает программный манифест футуризма «Пощечина общественному вкусу». Обладая редкими организаторскими способностями Давид Бурлюк быстро аккумулирует основные силы футуризма. При его непосредственном участии выходят поэтические сборники, издаются брошюры, организуются выставки и устраиваются диспуты. Для современников имя Давида Бурлюка начинает ассоциироваться с наиболее радикальными выступлениями футуристов. 
В 1913-1914 годах он организует знаменитое турне футуристов по городам России, выступает с лекциями, чтениями стихов и прокламациями. Как автор и иллюстратор принимает участие в издании футуристических книг («Рыкающий Парнас», «Требник троих», «Дохлая Луна», «Сборник единственных футуристов в мире»), в 1914 году — редактор «Первого футуристического журнала». 
В 1918 становится одним из издателей «Газеты футуристов». Член многих литературно-художественных объединений («Синий всадник», «Союз молодежи», «Гилея», «Бубновый валет», «Общество Изобразительных Искусств»). В период гражданской войны оказывается в Башкирии, а затем в Сибири и на дальнем Востоке, где продолжает пропаганду футуризма.
В 1920 году эмигрирует Японию. Спустя два года перебирается США, где вместе с женой организовывает издательство, под маркой которого выпускал прозу, стихи, публицистику и мемуары. В 1920-х работает в газете «Русский голос», входит в литературную группу «Серп и молот». 
В 1930 году издает теоретический труд «Энтелехизм», в том же году начинает выпускать журнал «Color and Rhyme». Ежегодно участвует в выставках, занимается фотоискусством. 
В 1950-х в Хэмптон-Бейс (Лонг-Айленд) открыл собственную галерею. 

Умер в 1967 году в Лонг-Айленде (США).

Ниже  представлен  список  некоторых  картин  из  творчества  Д.Д.  Бурлюка.

При нажатии на название картины в новом окне откроется ее репродукция.

В парке

Ворота храма в Японии
Головы

Крестьянка и лошадь

Лошадки
Лошадь-молния

Любовь и мир

Натюрморт с кувшином
Пейзаж с деревьями
Пейзаж с дорогой

Портрет Эйзенштейна Приход весны и лета

Революция

Источник: http://shedewr.ucoz.ru/index/0-20

Давид Бурлюк — 1 серия

?

Вадим Алешин (vakin) wrote, 2011-05-03 16:38:00 Вадим Алешин vakin 2011-05-03 16:38:00 Category: Давид Давидович Бурлюк (9 (21) июля 1882, хутор Семиротовка Лебединского уезда Харьковской губернии (ныне Сумская область Украины)— 15 января 1967, Хэмптон-Бейз, остров Лонг-Айленд, штат Нью-Йорк США) — русский поэт, художник, один из основоположников российского футуризма.

Лошадь-молния, 1907, ГРМ

Родился 9 (21) июля 1882 в семье агронома-самоучки. В детстве потерял глаз в драке с родным братом. Ходил со стеклянным глазом, это стало частью его стиля. В 1898—1910 учился в Казанском и Одесском художественных училищах. В печати дебютировал в 1899. Изучал живопись в Германии, в Мюнхене, в «Королевской Академии» у профессора Вилли Дитца и у словенца Антона Ашбе и во Франции, в Париже, в «L’ecole des beaux arts» Кормона.Вернувшись в Россию, в 1907—1908 Бурлюк сошёлся с левыми художниками и участвовал в художественных выставках. В 1911—1914 занимался вместе с В. В. Маяковским в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Участник футуристических сборников «Садок судей», «Пощёчина общественному вкусу» и др. У него было два брата и три сестры — Владимир, Николай, Людмила, Марианна и Надежда. Владимир и Людмила были художниками, Николай — поэтом. Они также были участниками движения футуристов.В Первую мировую войну Бурлюк не подлежал призыву, так как у него не было левого глаза. Жил в Москве, издавал стихи, сотрудничал в газетах, писал картины. В 1918—1920 гастролировал вместе с В. Каменским и В. Маяковским по Уралу, Сибири, Дальнему Востоку.В 1920 эмигрировал в Японию, где прожил два года, изучая культуру Востока и занимаясь живописью. В 1922 поселился в США.В Нью-Йорке Бурлюк развил активность в просоветски ориентированных группах и, написав поэму к 10-летию Октябрьской революции, стремился, в частности, снискать признание в качестве «отца российского футуризма». Свои сборники, брошюры, журналы Бурлюк издавал вдвоем с женой Марией Никифоровной Бурлюк и через друзей распространял эти издания преимущественно в пределах СССР. С 1930 в течение десятилетий Бурлюк сам издавал журнал «Color and Rhyme» («Цвет и рифма»), частью на английском, частью на русском языках, объёмом от 4 до 100 страниц, со своими живописными работами, стихами, рецензиями, репродукциями футуристских произведений и т. п.В 1956 и в 1965 гг. посетил СССР. Несмотря на многократные предложения к изданию в СССР своих произведений, ему не удалось напечатать ни строки.Умер 15 января 1967 года в г. Хэмптон-Бейз, штат Нью-Йорк. Его тело было кремировано согласно завещанию и прах развеян родственниками над водами Атлантики с борта парома.

Источник — Википедия

Автопортрет. Портрет моего дяди.

Утенок, 1907, ГРМЛошадки. 1908, ГРМЛошади. 1908, ГРМВесна. 1908Два вкуса в одном. 1908Пахарь. 1910, Chime Gross Museum, New YorkПейзаж с розовый дом, 1910, ГРМКаменщик, 1910Доброе утро. 1910Жизнь казака, 1910-еНочной всадник. Ок. 1911Украинцы, 1912Пейзаж. 1912, Тиссен-Борнемиса, МадридКозак Мамай. 1912Мать и дитя. 1913Акробаты и собаки. 1913Приход весны и лета, 1914-е Coll. of A.& M.Beckerman, USAЛюбовь и мир 1914 Collection of A M Beckerman, USAБез названия. 1915

Полностью fotki.com

Источник: https://vakin.livejournal.com/153510.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector