Все мы знаем или хотя бы догадываемся, что искусство — вещь вне времени и денег. Coolday.today уверен в этом. Однако коллекцонеры всего мира тем не менее готовы тратить баснословные состояния за то, чтобы обладать работами определенных художников. Нам с вами до этого пока далеко, но хотя бы есть к чему стремится, правда?
1. Акробат и юный арлекин. Пабло Пикассо. (1905)
Картина была продана за 69,4 мил. долларов.
2. В кабаре Лапин Агиль, или Арлекин с бокалом. Пабло Пикассо. (1904)
Цена картины — 70 мил. долларов.
3. Диана и Актеон. Тициан. (1556-1559)
Стоимость картины — 70,6 мил. долларов.
4. Авария зеленой машины. Энди Уорхол. (1963)
Картина была продана за 73,7 мил. долларов.
5. Ваза с пятнадцатью подсолнухами. Винсент Ван Гог. (1888)
Цена картины — 74,5 мил. долларов.
6. Белый центр. Марк Ротко. (1950)
Продана за 74,9 мил. долларов.
7. Натюрморт с драпировкой, кувшином и фруктами. Поль Сезанн. (1894)
Стоимость картины — 77,4 мил. долларов.
8. Японский мостик (пруд с водяными лилиями). Клод Моне. (1919)
Стоимость картины — 79,7 мил. долларов.
9. Автопортрет Пикассо. Пабло Пикассо. (1901)
Картина продана за 90,5 мил. долларов.
10. Пшеничное поле с кипарисами. Винсент Ван Гог. (1889)
Стоимость картины — 84,1 мил. долларов.
11. Фальстарт. Джаспер Джонс. (1959)
Цена картины — 84,6 мил. долларов.
12. Свадьба Пьеретты. Пабло Пикассо. (1905)
Цена картины — 84,8 мил. долларов.
13. Триптих. Фрэнсис Бэкон. (1976)
Картина продана за 85,5 мил. долларов.
14. Портрет Адели Блох-Бауэр II. Густав Климт. (1912)
Стоимость картины — 88 мил. долларов.
15. Автопортрет Винсента Ван Гога. (1886)
Стоимость картины — 93,5 мил. долларов.
16. Дора Маар с кошкой. Пабло Пикассо. (1941)
Стоимость картины — 95,216,000 долларов.
17. Избиение невинных. Питер Пауль Рубенс. (1611)
Цена картины — 99,7 мил. долларов.
18. Ирисы. Винсент Ван Гог. (1889)
Стоимость картины — 101,2 мил. долларов.
19. Портрет почтальона Жозефа Рулена IV. Винсент Ван Гог. (1889)
Стоимость картины — 111 мил. долларов.
20. Мальчик с трубкой. Пабло Пикассо. (1905)
Стоимость картины — 129 мил. долларов.
21. Бал в Мулен де ла Галетт. Пьер Огюст Ренуар. (1876)
Стоимость картины — 141,6 мил. долларов.
22. Портрет доктора Гаше. Винсент ван Гог. (1890)
Стоимость картины — 149,5 мил. долларов.
23. Портрет Адели Блох-Бауэр I. Густав Климт. (1907)
Стоимость картины — 155,8 мил. долларов.
24. Женщина III. Виллем де Кунинг. (1951-1953)
Стоимость картины — 159,8 мил. долларов.
25. № 5, 1948. Джексон Поллок. (1948)
Стоимость картины — 162,7 мил. долларов.
Источник: list25.com
Источник: https://coolday.today/25-samyh-dorogih-kartin-v-mire.html
Ван гог ваза с двенадцатью подсолнухами — Вместе мастерим
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Чем больше смотришь на «Подсолнухи», тем более странной кажется эта светлая и завораживающая картина.Но как может возникнуть такой эффект в отношении столь банального предмета, как ваза с цветами?
Подсолнухи в голландской культуре имели религиозное значение, поэтому и для Ван Гога, уроженца Голландии, они были почти священным символом и любимым цветком.
Он был одержим темой подсолнухов на протяжении всего творческого пути от ученика до мастера, возвращаясь к ней одиннадцать раз. Рисовал бутоны, только что раскрывшиеся цветы, цветы на пике их природной красоты, а также увядшие цветы.
На подсолнухах Ван Гог изучал форму, текстуру, а главное – цвет, к которому у него всегда было особое отношение.
Подсолнухи положили начало весьма противоречивому творческому союзу двух великих мастеров – Ван Гога и Поля Гогена.Именно эта фатальная дружба сначала вдохновит Ван Гога на создание своих шедевров, а потом приведет к трагическому разрыву и фактически уничтожит его.
Парижская серия подсолнухов
Весной 1886 года Винсент Ван Гог, 32-летний сын проповедника из Голландии, приехал в Париж в надежде стать художником.
Целый год он рисовал там все, что видел вокруг.
В конце лета сады Монмартра полыхали огнем последних подсолнухов.
Винсент сорвал несколько цветков и начал свой первый опыт с подсолнухами, за ним последовало еще три.
На всех работах парижской серии изображены лежащие цветы подсолнуха. От срезанных цветов с увядающими лепестками веет печалью, хотя в них есть еще сила, сопротивляющаяся увяданию. Потрясающе удачная комбинация – увядающие цветы на ярком фоне.
В ноябре 1887 года в одном из ресторанов организовали выставку картин местных художников, для нее Ван Гог отобрал четыре свои картины с подсолнухами. Заглянувший на выставку Поль Гоген обратил на них внимание, отметив виртуозность изображения столь необычного объекта и символический смысл картин.
Ван Гог был счастлив. Еще бы – его работы заметил художник, которого он боготворил!Между ними завязалась дружба, в щедром порыве Ван Гог отдал Гогену две своих работы с выставки.
Сияние желтого в Арле
Через некоторое время Ван Гог отправился на юг Франции, в Прованс, чтобы присмотреть там подходящее место для студии, и он находит его в Арле. Обилие света, солнца и ярких красок приводят его в восторг. Свое новое жилище здесь художник называет « желтым домиком » и пишет о нем брату: « Снаружи дом выкрашен в желтый цвет, внутри выбелен, много солнца ».
Но аскетические условия жизни и одиночество заставляют его искать соратников. Ван Гог мечтал, что под крышей этого дома соберутся и будут творить и другие художники, для этой цели он снимал здесь целых четыре комнаты.
Ван Гог пишет письмо Гогену, надеясь в его лице найти поддержку, и Гоген обещает приехать.
Готовясь к встрече со своим кумиром, Ван Гог лихорадочно работал, создавая по картине в день — как школьник, ожидающий похвалы от учителя.
Он с необычайной остротой чувствовал цвет и особенно любил желтый, а здесь его было в избытке. Поэтому Ван Гог так радовался переезду.
Все его картины, написанные здесь, утопают в желтом – поля и луга, снопы соломы и стога, огни ночного города, солнце, звезды, даже шляпа и самый обыкновенный стул.
Художник стремится добиться нужного оттенка и свечения своего любимого цвета.
Замена лампочки ближнего света ваз 2107
Серия картин с подсолнухами в Арле
- Несмотря на одиночество, это была самая счастливая и плодотворная пора его жизни, и Ван Гог снова вернулся к своим любимым подсолнухам, только теперь он рисовал их в вазах.
И вот, нарушив все существовавшие теории контрастов, он создает свой бесспорный шедевр, «Ваза с пятнадцатью подсолнухами» – яркие желтые цветы на ярком желтом фоне.
Желтое на желтом — тогда это считалось немыслимым, но почему-то сработало.
Но гений Ван Гога виден не только в подборе цвета. Рентгеновское исследование этой картины показало потрясающее разнообразие приемов нанесения краски.
Наконец Гоген приехал, картина ему очень понравилась.Но в процессе дальнейшего общения оказалось, что их взгляды на живопись кардинально различаются. Ван Гог считал, что рисовать надо то, что видишь, а Гоген говорил – все надо брать из головы.
- Ван Гог попробовал рисовать без натуры, но в вымышленном мире ему было некомфортно.
- Напряженность их отношений видна даже на портрете Гогена, нарисованном Ван Гогом в то время — у Гогена практически не видно лица, не захотел Ван Гог его рисовать.
Гогена утомили бесконечные споры. Их трения достигли предела, отношения зашли в тупик, и он решил покинуть Арль.
Мечты Ван Гога о братстве, как спасении от нищеты и одиночества, разрушились, и за этим последовало самое известное в мире искусства членовредительство.
Через две недели, проведенные в психиатрической больнице, Ван Гог вернулся домой и нашел там письмо от Гогена, в котором тот просил подарить ему «Подсолнухи».Ван Гог незамедлительно ответил ему – отказом, но пообещал сделать точную копию картины.
- И в январе он пишет три копии – одну с «Вазы с пятнадцатью подсолнухами» и две – с «Вазы с двенадцатью подсолнухами».
- До конца так и не придя в себя, Ван Гог прожил после этого лишь полтора года.
- Два его самых знаменитых полотна с подсолнухами хранятся в Лондоне и Мюнхене.
Источник: https://vmeste-masterim.ru/van-gog-vaza-s-dvenadcatju-podsolnuhami.html
Сколько же этих подсолнухов? Любимцы Ван Гога — Arkadija Centrs
Подсолнухи стали своего рода визитной карточкой великого живописца Ван Гога. Что эти цветы значили для него? Почему он постоянно к ним возвращался?
(Автор Татьяна Елисеева)
Ван Гог писал подсолнухи одиннадцать раз, и все варианты картин отличаются друг от друга. Художник любил этот цветок и считал его символом благодарности миру, солнцу, свету. Подсолнух раскрывается при появлении солнца и поворачивается вслед за ним, словно благодарит за энергию, наделяющую се живое силой и красотой.
Любимый цвет
Подсолнухи Ван Гога написаны в особой технике «импасто». Суть ее заключается в том, что краски наносятся на основу очень густым слоем, не только с помощью кисти, но и ножом. Таким образом создается рельефное изображение, и особенно сочные краски поражают взор.
Желтый – главный цвет Винсента Ван Гога. Художник приписывал желтому цвету магическое свойство — вызывать в человеке радость, пробуждать жизнелюбие.
Ни одна репродукция не может достоверно передать интенсивность ван-гоговского желтого цвета.
И если вы хотите в полной мере насладится этой красотой, отправляйтесь в музей.
«Желтый – это был его любимый цвет, символ того света, который он мечтал увидеть не только на картинах, но и в сердцах»
Французский художник Эмиль Бернар
Ван Гог и генетика
Мы привыкли видеть в центре подсолнечника большой темный круг, обрамленный желтыми лепестками. Некоторые подсолнухи на картинах Ван Гога изображены с минимальным центральным диском, серединка цветка тонет среди «мохнатой» поросли. Считалось, что это — фантазия гения.
Но, как выяснили ученые из университета Джорджии (США), Ван Гог изобразил мутацию, которая иногда поражает подсолнечник. Эта мутация появляется случайно, вымывается из популяции быстро, так как нарушает формирование семян, и не получила широкого распространения.
Генетики создали новый сорт подсолнухов, таких, как ван-гоговские, путем скрещивания обычного цветка с полумутантным.
И в результате получили точную копию знаменитых букетов . Так Ван Гог помог ученым в изучении секретов природы.
«Я бы хотел написать больше подсолнухов, но они уже отошли», — признался Ван Гог в письме к брату Тео 25 сентября 1888 года .
Первый цикл
Ван Гог написал три серии картин «Подсолнухи». В первый цикл вошли работы, написанные художником в Париже в 1887 — «лежащие цветы».
Два срезанных подсолнуха. Париж, 1887. Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США
Второй цикл
Через год и позже, в Арле, Ван Гог пишет второй цикл — букеты в вазе.
Ваза с двенадцатью подсолнухами. Арль, август 1888. Мюнхен, Новая Пинакотека, Германия
Несколько «портретов цветов» из второго цикла в Арле художник написал из-за особого стечения обстоятельств. Однажды на сеанс не пришли натурщицы, и он, чтобы не сидеть без дела, решил изобразить подсолнухи.
А в другой раз, художник собрался на пленер, но разыгралась буря. Он не мог работать на природе, как планировал, и взялся за свои любимые цветы.
28 октября 1888 года, когда художник работал в Арле, к нему приехал его друг и соратник Поль Гоген. Они много гуляли вместе, разговаривали, писали одни и те же мотивы.
Поль Гоген запечатлел Винсента за работой над «Подсолнухами». А две картины Ван Гога с подсолнухами были предназначены Гогену. Но противоречия и творческие споры постепенно накаляли их отношения.
И уже через месяц Гоген уехал из Арля обратно в Бретань.
Ван Гог, рисующий подсолнухи. Гоген. 1888 год
Третий цикл
Третий цикл картин – копии «Подсолнухов» написаны автором, с некоторыми изменениями, после возвращения из Арля.
В 2014 году в Лондонской Национальной галерее были выставлены две картины-близнецы «Подсолнухи», выполненные в 1888 году — в Арле, и в 1889, в Париже. Сравнение на выставке этих похожих картин напоминало «игру найди 10 отличий». Надо отметить, что копия, написанная после Арля ярче, чем оригинал. Воображение добавило цветам красок.
«Подсолнухи» и близнецы. Выставка Винсента Ван Гога. 2014 год. Лондонская Национальная галерея.
Спасем желтый цвет
Недавние исследования картин показали, что цветы на полотнах постепенно меняют цвет и из желтых становятся коричневыми.
Скорее всего на процесс «увядания» влияет современное освещение в музеях и художественных галереях, а именно —светодиодные лампы . Ван Гог использовал белый пигмент на основе сульфата для высветления желтой краски.
А спектр светодиодных ламп вызывает в сульфате нежелательную химическую реакцию. Из-за нее картинам грозит потеря оригинальных цветов.
Группа ученых во главе с Коэном Янсеном из Антверпенского университета (Бельгия) считает, что потерю цвета можно остановить, если защищать картины от этого света и держать их при прохладной температуре.
Поэтому всем музеям, которые владеют «Подсолнухами» Ван Гога (Музей Ван Гога в Амстердаме, Национальная Лондонская Галерея, Музей изобразительных искусств в Филадельфии, Новая Пинакотека в Мюнхене и др.,) было рекомендовано приглушить над ними свет, так чтобы подсолнухи были почти не видны зрителям, и искусственно понизить температуру в залах до нуля градусов.
Эти меры помогут сохранить первозданный цвет от потускнения.
И необыкновенная яркость «Подсолнухов» Винсента Ван Гога будет удивлять, восхищать и пленять человечество сотни лет.
Ваза с пятнадцатью подсолнухами. Арль, январь 1889. Токио. Японский музей искусств Сомпо, Япония
Источник: http://psihoanalitika.lv/ru/745.html
Винсент Ван Гог «ПОДСОЛНУХИ»
- «Партнер» №4 (115) 2007г.
- «Ваза с двенадцатью подсолнухами». Национальная галерея, Лондон
- «Ваза с пятнадцатью подсолнухами». Новая пинакотека, Мюнхен
- Обе картины – холст, масло, 91 х 72 см, август 1888 года
Я чувствую потребность стать другим,
начать все заново и извиниться за то,
что мои картины несут в себе почти крик отчаяния,
хотя мои сельские подсолнухи, возможно, и звучат благодарностью.
Винсент Ван Гог
Ван Гог часто писал цветы: ветви цветущих яблонь, каштанов, акаций, миндальных деревьев, розы, олеандры, ирисы, циннии, анемоны, мальвы, гвоздики, маргаритки, маки, васильки, чертополох… Цветок представлялся художнику «идеей, символизирующей признательность и благодарность».
Подсолнух был любимым цветком Ван Гога. В одном из его писем к брату Тео мы читаем: «Подсолнух, в некотором смысле, — мой». Художник писал подсолнухи одиннадцать раз.
Ровно через год, в счастливую и самую плодотворную пору своей жизни, художник снова возвращается к подсолнухам. Ван Гог живет на юге Франции, в Арле, где всё приводит его в восторг: неистовое солнце, яркие краски, новое жилище, которое художник называет «желтым домиком» и о котором пишет Тео: «Снаружи дом выкрашен в желтый цвет, внутри выбелен, много солнца». Винсент настойчиво зовет к себе собратьев-художников, мечтает создать под крышей «желтого домика» своего рода коммуну, которую он называет «южной мастерской». На его зов откликается Поль Гоген, и Винсент радостно готовит свой дом к приему гостя. В середине августа он сообщает брату:
— Рисую и пишу с таким же рвением, с каким марселец уплетает свой буябес (марсельский рыбный суп – bouillabaisse. М.А), что, разумеется, тебя не удивит, — я пишу большие подсолнухи.
Последняя картина — светлое на светлом — будет, надеюсь, самой удачной. Но я, вероятно, на этом не остановлюсь. В надежде, что у нас с Гогеном будет общая мастерская, я хочу ее украсить. Одни большие подсолнухи — ничего больше…
Итак, если мой план удастся, у меня будет с дюжину панно — целая симфония желтого и синего.
Ван Гог торопится: «Я работаю по утрам с самого рассвета, потому что цветы быстро вянут, и приходится заканчивать вещь в один прием». Но несмотря на все старания, художнику не удается в полной мере реализовать задуманное: к концу лета готовы всего четыре картины, и Винсент решает повесить их не в мастерской, а в гостевой комнате, которая предназначалась Гогену.
Из четырех холстов, написанных в августе 1888 г., уцелело три: картина с пятью подсолнухами на синем фоне погибла в Японии в годы Второй мировой войны.
«Ваза с тремя подсолнухами» находится в частной коллекции в США, и, наконец, самые знаменитые полотна хранятся в Лондоне (двенадцать цветов на бледном желто-зеленом фоне) и Мюнхене (пятнадцать цветов на светло-голубом фоне).
Через полгода, в январе 1889-го, Ван Гог опять пишет подсолнухи: более светлую вариацию «мюнхенской» картины* и две вариации «лондонской».** (Подлинность одной из этих картин, купленной японской страховой компанией «Ясуда» в 1987 г. на аукционе «Кристис» за 39,5 млн. долларов, оспаривается до сих пор). Между августовскими и январскими картинами – пропасть: тяжелые ссоры с Гогеном, приступ безумия, больница, одиночество, безденежье. Винсент, переживший крушение всех надежд, словно оглядывается на недолгую пору счастья, но уже без былого воодушевления. Художнику нечем платить за аренду, и ему придется выехать из «желтого домика», который он так мечтал украсить своими «Подсолнухами». Великолепный замысел — серия панно с подсолнухами — не осуществился до конца, но его лучшие фрагменты, «лондонский» и «мюнхенский» натюрморты, принадлежат к наиболее известным и любимым публикой творениям Ван Гога. Сюжет этих картин исключительно прост: цветы в керамической вазе – и больше ничего. Поверхность, на которой стоит букет, не проработана, ее фактура никак не выражена. Что это: стол, полка или подоконник, дерево или ткань скатерти – не важно. То же можно сказать и о фоне: это не драпировка, не стена, не воздушная среда, а просто некая закрашенная плоскость. Объемность вазы не подчеркнута, лишь цветы свободно живут в трехмерном пространстве – одни лепестки энергично тянутся вперед, к зрителю, другие устремляются в глубь холста. Грубоватая крестьянская ваза кажется несоразмерно маленькой и легкой по сравнению с огромными цветами. Подсолнухам же мала не только ваза — им тесен весь холст. Соцветия и листья упираются в края картины, недовольно «отшатываются» от рамы. Для Ван Гога не существовало различий между одушевленной и неодушевленной материей.
Я вижу во всей природе, например, в деревьях, выражение и, так сказать, душу, — писал художник.
«Душа» подсолнуха была ему особенно созвучна. Цветок, который живет в согласии с космическими ритмами, поворачивая свой венчик вслед за солнцем, был для него воплощением взаимосвязи всего сущего — малого и великого, земли и космоса. Да и сам подсолнух подобен небесному светилу в ореоле золотых лучей — лепестков.
Всеми оттенками желтого — цвета солнца – сияют натюрморты с подсолнухами. Вспомним, что художник видел эту серию как «симфонию цвета», именно о цвете он чаще всего упоминал, делясь деталями замысла с братом и друзьями.
В одном из писем он говорит, что в «Подсолнухах» желтый цвет должен пламенеть на меняющемся фоне — голубом, бледном малахитово-зеленом, ярко-синем; в другом письме упоминает, что хотел бы достичь «чего-то вроде эффекта витражей в готической церкви».
Идея ясна: добиться сияния, солнечного свечения желтого цвета.
Ван Гог с необычайной остротой чувствовал цвет. Каждый оттенок краски был для него сопряжен с целым комплексом понятий и образов, чувств и мыслей, а мазок на холсте был равнозначен произнесенному слову. Любимый художником желтый цвет воплощал радость, доброту, благожелательность, энергию, плодородие земли и животворное солнечное тепло. Потому так и радовал Ван Гога переезд на юг, в царство щедрого солнца, в светлый «желтый домик».
Сам художник писал, что «высокая желтая нота» проняла его в то лето.
Картины, написанные в Арле, затопляют все оттенки желтого цвета: себя Ван Гог изображает в ярко-желтой соломенной шляпе, он часто выбирает желтый фон для портретов, пишет позолоченные солнцем луга, поля зрелых хлебов, стога, снопы соломы, охристо-желтые стволы, огни вечернего города, окрашенное закатом небо, солнечный диск, огромные, окутанные светящейся дымкой звезды… Да что звезды – даже простой деревянный стул в мастерской художника так и блещет праздничной желтизной! И ярче солнца сверкают подсолнухи, словно впитавшие свет горячих лучей и испускающие его в пространство.
Создавать «нечто миротворное и утешительное» стремился художник в последние годы своей короткой многострадальной жизни. Но только ли радость и утешение несут его поздние полотна? Чем неистовей сияют краски, тем более наэлектризованными, напряженными становятся картины.
Как в сложном аккорде, ликующий возглас и крик отчаяния слиты в них воедино. Та же творческая сила, что несет миру обновление, заставляя светила вращаться, а растения – созревать, становится источником разрушения и распада. Под солнцем растет и зреет все живое, но за созреванием естественно и неминуемо следует увядание.
Эти простые первозданные истины художник воспринимал всем своим существом.
Так, о картине «Жнец» он писал: > «человечество — колос, который должен быть сжат… Но в этой смерти нет ничего печального, она происходит при полном свете, с солнцем, которое освещает все золотым светом».
Ван Гог глубоко чувствовал вечную изменчивость мироздания.
Ощущение единства взаимосвязанных противоположностей – света и тьмы, расцвета и увядания, жизни и смерти — было для него не отвлеченной философской категорией, а сильным, мучительным, почти невыносимым переживанием.
Поэтому, как отмечает автор замечательной книги «Ван Гог. Человек и художник» Н.А. Дмитриева, зрелое творчество художника отмечено «редкостным слиянием драматизма и праздничности, проникнуто страдальческим восторгом перед красотой мира».
«Подсолнухи» Ван Гога — символ нашего прекрасного и трагического бытия, его формула, его квинтэссенция. Это распускающиеся и увядающие цветы; это юные, зрелые и стареющие живые существа; это зарождающиеся, жарко пылающие и холодеющие звезды; это, в конечном счете, образ Вселенной в ее неустанном круговороте.
Источник: https://www.partner-inform.de/partner/detail/2007/4/236/2358/vinsent-van-gog-podsolnuhi?lang=ru
Подсолнухи Ван Гога. Марина Аграновская
«Желтый дом» (The Yellow House 2007 г), повествующий о жизни Ван Гога и Гогена в Арле, где, за 9 недель, которые они провели в мрачной нищете, они создали более 40 произведений искусства. Два срезанных подсолнуха.Париж, сентябрь 1887. Холст, масло, 42х61.
Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США.
«Я чувствую потребность стать другим, начать все заново и извиниться за то, что мои картины несут в себе почти крик отчаяния, хотя мои сельские подсолнухи, возможно, и звучат благодарностью. «
Винсент Ван Гог
«Душа» подсолнуха была ему особенно созвучна. «Подсолнухи» Ван Гога — символ нашего прекрасного и трагического бытия, его формула, его квинтэссенция. Это распускающиеся и увядающие цветы; это юные, зрелые и стареющие живые существа; это зарождающиеся, жарко пылающие и холодеющие звезды; это, в конечном счете, образ Вселенной в ее неустанном круговороте…
Три подсолнуха в вазе.Арль, август 1888. Холст, масло, 73х58.
Частное собрание, США.
Ван Гог часто писал цветы: ветви цветущих яблонь, каштанов, акаций, миндальных деревьев, розы, олеандры, ирисы, циннии, анемоны, мальвы, гвоздики, маргаритки, маки, васильки, чертополох… Цветок представлялся художнику «идеей, символизирующей признательность и благодарность». Подсолнух был любимым цветком Ван Гога.
В одном из его писем к брату Тео мы читаем: «Подсолнух, в некотором смысле, — мой». Художник писал подсолнухи одиннадцать раз. Первые четыре картины были созданы в Париже в августе — сентябре 1887 г. Крупные срезанные цветы лежат, подобные каким-то диковинным, умирающим на наших глазах существам.
Примятые, теряющие упругость лепестки похожи на взъерошенную шерсть или на языки гаснущего пламени, черные сердцевины – на огромные скорбные глаза, стебли – на судорожно изогнувшиеся руки. От этих цветов веет печалью, но в них еще дремлет жизненная сила, сопротивляющаяся увяданию.
Ровно через год, в счастливую и самую плодотворную пору своей жизни, художник снова возвращается к подсолнухам. Ван Гог живет на юге Франции, в Арле, где все приводит его в восторг: неистовое солнце, яркие краски, новое жилище, которое художник называет «желтым домиком» и о котором пишет Тео: «Снаружи дом выкрашен в желтый цвет, внутри выбелен, много солнца».
Четыре срезанных подсолнуха.Париж, сентябрь 1887. Холст, масло, 60х100.
Отерло, Кроллер-Моллер Музей.
Винсент настойчиво зовет к себе собратьев-художников, мечтает создать под крышей «желтого домика» своего рода коммуну, которую он называет «южной мастерской».
На его зов откликается Поль Гоген, и Винсент радостно готовит свой дом к приему гостя. В середине августа он сообщает брату: «Рисую и пишу с таким же рвением, с каким марселец уплетает свой буябес (марсельский рыбный суп bouillabaisse – М.А), что, разумеется, тебя не удивит, — я пишу большие подсолнухи.
Последняя картина — светлое на светлом — будет, надеюсь, самой удачной. Но я, вероятно, на этом не остановлюсь. В надежде, что у нас с Гогеном будет общая мастерская, я хочу ее украсить. Одни большие подсолнухи — ничего больше… Итак, если мой план удастся, у меня будет с дюжину панно — целая симфония желтого и синего».
Ван Гог торопится: «Я работаю по утрам с самого рассвета, потому что цветы быстро вянут, и приходится заканчивать вещь в один прием».
Но несмотря на все старания, художнику не удается в полной мере реализовать задуманное: к концу лета готовы всего четыре картины, и Винсент решает повесить их не в мастерской, а в гостевой комнате, которая предназначалась Гогену.
Из четырех холстов, написанных в августе 1888-го г., уцелело три: картина с пятью подсолнухами на синем фоне погибла в Японии в годы Второй мировой войны.
«Ваза с тремя подсолнухами» находится в частной коллекции в США, и наконец, самые знаменитые полотна хранятся в Лондоне (пятнадцать цветов на бледном желто-зеленом фоне) и Мюнхене (двенадцать цветов на светло-голубом фоне).
Через полгода, в январе 1889-го, Ван Гог опять пишет подсолнухи: более светлую вариацию «мюнхенской» картины* и две вариации «лондонской».** (Подлинность одной из этих картин, купленной японской страховой компанией «Ясуда» в 1987 г. на аукционе «Кристис» за 39,5 млн. долларов, оспаривается до сих пор.)
Ваза с пятью подсолнухами.Арль, август 1888. Холст, масло, 98х69.
Картина уничтожена немецкими партизанами во время второй мировой войны.
Между августовскими и январскими картинами – пропасть: тяжелые ссоры с Гогеном, приступ безумия, больница, одиночество, безденежье. Винсент, переживший крушение всех надежд, словно оглядывается на недолгую пору счастья, но уже без былого воодушевления.
Художнику нечем платить за аренду, и ему придется выехать из «желтого домика», который он так мечтал украсить своими «Подсолнухами». Великолепный замысел — серия панно с подсолнухами — не осуществился до конца, но его лучшие фрагменты, «лондонский» и «мюнхенский» натюрморты, принадлежат к наиболее известным и любимым публикой творениям Ван Гога.
Сюжет этих картин исключительно прост: цветы в керамической вазе – и больше ничего. Поверхность, на которой стоит букет, не проработана, ее фактура никак не выражена. Что это: стол, полка или подоконник, дерево или ткань скатерти – не важно.
То же можно сказать и о фоне: это не драпировка, не стена, не воздушная среда, а просто некая закрашенная плоскость. Объемность вазы не подчеркнута, лишь цветы свободно живут в трехмерном пространстве – одни лепестки энергично тянутся вперед, к зрителю, другие устремляются в глубь холста.
Ваза с двенадцатью подсолнухами.Арль, август 1888. Холст, масло, 91х72.
Мюнхен, Новая Пинакотека, Германия.
Грубоватая крестьянская ваза кажется несоразмерно маленькой и легкой по сравнению с огромными цветами. Подсолнухам же мала не только ваза — им тесен весь холст. Соцветия и листья упираются в края картины, недовольно «отшатываются» от рамы. Ван Гог наносит краски очень густо (техника «импасто»), выдавливая их прямо из тюбиков на холст.
Следы прикосновения кисти и ножика-мастихина явственно видны на полотне; шероховатая рельефная фактура картины – словно слепок неистовых чувств, владевших художником в миг творчества.
Написанные энергичными вибрирующими мазками подсолнухи кажутся живыми: тяжелые, полные внутренней силы соцветия и гибкие стебли движутся, пульсируют и изменяются у нас на глазах — растут, набухают, созревают, увядают.
Для Ван Гога действительно не существовало различий между одушевленной и неодушевленной материей. “Я вижу во всей природе, например, в деревьях, выражение и, так сказать, душу”, — писал художник.
«Душа» подсолнуха была ему особенно созвучна.
Цветок, который живет в согласии с космическими ритмами, поворачивая свой венчик вслед за солнцем, был для него воплощением взаимосвязи всего сущего — малого и великого, земли и космоса.
Да и сам подсолнух подобен небесному светилу в ореоле золотых лучей-лепестков. Всеми оттенками желтого — цвета солнца – сияют натюрморты с подсолнухами.
Вспомним, что художник видел эту серию как «симфонию цвета», именно о цвете он чаще всего упоминал, делясь деталями замысла с братом и друзьями.
В одном из писем он говорит, что в «Подсолнухах» желтый цвет должен пламенеть на меняющемся фоне — голубом, бледном малахитово-зеленом, ярко-синем; в другом письме упоминает, что хотел бы достичь «чего-то вроде эффекта витражей в готической церкви».
Идея ясна: добиться сияния, солнечного свечения желтого цвета. Ван Гог с необычайной остротой чувствовал цвет.
Каждый оттенок краски был для него сопряжен с целым комплексом понятий и образов, чувств и мыслей, а мазок на холсте был равнозначен произнесенному слову.
Любимый художником желтый цвет воплощал радость, доброту, благожелательность, энергию, плодородие земли и животворное солнечное тепло. Потому так и радовал Ван Гога переезд на юг, в царство щедрого солнца, в светлый «желтый домик».
Сам художник писал, что «высокая желтая нота» проняла его в то лето.
Картины, написанные в Арле, затопляют все оттенки желтого цвета: себя Ван Гог изображает в ярко-желтой соломенной шляпе, он часто выбирает желтый фон для портретов, пишет позолоченные солнцем луга, поля зрелых хлебов, стога, снопы соломы, охристо-желтые стволы, огни вечернего города, окрашенное закатом небо, солнечный диск, огромные, окутанные светящейся дымкой звезды… Да что звезды – даже простой деревянный стул в мастерской художника так и блещет праздничной желтизной!
Ваза с пятнадцатью подсолнухами.Арль, январь 1889. Холст, масло, 95х73.
Музей Винсента Ван Гога, Амстердам
И ярче солнца сверкают подсолнухи, словно впитавшие свет горячих лучей и испускающие его в пространство. Создавать «нечто миротворное и утешительное» стремился художник в последние годы своей короткой многострадальной жизни.
Но только ли радость и утешение несут его поздние полотна? Чем неистовей сияют краски, тем более наэлектризованными, напряженными становятся картины. Как в сложном аккорде, ликующий возглас и крик отчаяния слиты в них воедино.
Та же творческая сила, что несет миру обновление, заставляя светила вращаться, а растения – созревать, становится источником разрушения и распада. Под солнцем растет и зреет все живое, но за созреванием естественно и неминуемо следует увядание.
Эти простые первозданные истины художник воспринимал всем своим существом. Так о картине «Жнец» он писал: «человечество — колос, который должен быть сжат…
Но в этой смерти нет ничего печального, она происходит при полном свете, с солнцем, которое освещает все золотым светом».
Ван Гог глубоко чувствовал вечную изменчивость мироздания.
Ощущение единства взаимосвязанных противоположностей – света и тьмы, расцвета и увядания, жизни и смерти — было для него не отвлеченной философской категорией, а сильным, мучительным, почти невыносимым переживанием.
Поэтому, как отмечает автор замечательной книги «Ван Гог. Человек и художник» Н.А. Дмитриева, зрелое творчество художника отмечено «редкостным слиянием драматизма и праздничности, проникнуто страдальческим восторгом перед красотой мира».
«Подсолнухи» Ван Гога — символ нашего прекрасного и трагического бытия, его формула, его квинтэссенция. Это распускающиеся и увядающие цветы; это юные, зрелые и стареющие живые существа; это зарождающиеся, жарко пылающие и холодеющие звезды; это, в конечном счете, образ Вселенной в ее неустанном круговороте.
Источник: www.maranat.de
Источник: http://worldartdalia.blogspot.com/2013/06/blog-post_13.html?m=1
Новости : Какую страшную тайну скрывают подсолнухи Ван Гога
«Ваза с пятнадцатью подсолнухами» Ван Гога – одна из самых знаменитых его картин, однако, их яркие лепестки скрывают весьма трагичную историю. Его история началась с «Подсолнухов», ними и закончилась.Чем больше смотришь на цветы, тем более странной кажется эта светлая и завораживающая картина. Но как может возникнуть такой эффект в отношении столь банального предмета, как ваза с цветами?
Подсолнухи в голландской культуре имели религиозное значение, поэтому и для Ван Гога, уроженца Голландии, они были почти священным символом и любимым цветком.
Он был одержим темой подсолнухов на протяжении всего творческого пути от ученика до мастера, возвращаясь к ней одиннадцать раз. Рисовал бутоны, только что раскрывшиеся цветы, цветы на пике их природной красоты, а также увядшие цветы.
На цветах Ван Гог изучал форму, текстуру, а главное – цвет, к которому у него всегда было особое отношение.
удивительно, но именно они положили начало весьма противоречивому творческому союзу двух великих мастеров – Ван Гога и Поля Гогена. Именно эта фатальная дружба сначала вдохновит Ван Гога на создание своих шедевров, а потом приведет к трагическому разрыву и фактически уничтожит его. совсем давно, весной 1886 года Винсент Ван Гог приехал в Париж в надежде стать художником.
Целый год он рисовал там все, что видел вокруг. В конце лета сады полыхали огнем последних подсолнухов.Винсент сорвал несколько цветков и начал свой первый опыт с подсолнухами, за ним последовало еще три. На всех работах парижской серии изображены лежащие цветы подсолнуха.
От срезанных цветов с увядающими лепестками веет печалью, хотя в них есть еще сила, сопротивляющаяся увяданию. Потрясающе удачная комбинация – увядающие цветы на ярком фоне.
В ноябре 1887 года в одном из ресторанов организовали выставку картин местных художников, для нее Ван Гог отобрал четыре свои картины с подсолнухами.
Заглянувший на выставку Поль Гоген обратил на них внимание, отметив виртуозность изображения столь необычного объекта и символический смысл картин. Ван Гог был счастлив. Еще бы – его работы заметил художник, которого он боготворил.
Между ними завязалась дружба, в щедром порыве Ван Гог отдал Гогену две своих работы с выставки.Через некоторое время Ван Гог отправился на юг Франции, чтобы присмотреть там подходящее место для студии, и он находит его в Арле. Обилие света, солнца и ярких красок приводят его в восторг.
Свое новое жилище здесь художник называет «желтым домиком» и пишет о нем брату: «Снаружи дом выкрашен в желтый цвет, внутри выбелен, много солнца».Но аскетические условия жизни и одиночество заставляют его искать соратников.
Художник мечтал, что под крышей этого дома соберутся и будут творить и другие художники, для этой цели он снимал здесь целых четыре комнаты. Ван Гог пишет письмо Гогену, надеясь в его лице найти поддержку, и Гоген обещает приехать.
Готовясь к встрече со своим кумиром, Ван Гог лихорадочно работал, создавая по картине в день — как школьник, ожидающий похвалы от учителя. Он с необычайной остротой чувствовал цвет и особенно любил желтый, а здесь его было в избытке. Поэтому Ван Гог так радовался переезду.
Все его картины, написанные здесь, утопают в желтом – поля и луга, снопы соломы и стога, огни ночного города, солнце, звезды, даже шляпа и самый обыкновенный стул. Художник стремится добиться нужного оттенка и свечения своего любимого цвета.
Несмотря на одиночество, это была самая счастливая и плодотворная пора его жизни, и Ван Гог снова вернулся к своим любимым подсолнухам, только теперь он рисовал их в вазах. И вот, нарушив все существовавшие теории контрастов, он создает свой бесспорный шедевр, «Ваза с пятнадцатью подсолнухами» – яркие желтые цветы на ярком желтом фоне. Желтое на желтом — тогда это считалось немыслимым, но почему-то сработало.
Но гений Ван Гога виден не только в подборе цвета. Рентгеновское исследование этой картины показало потрясающее разнообразие приемов нанесения краски.
Наконец Гоген приехал, картина ему очень понравилась. Но в процессе дальнейшего общения оказалось, что их взгляды на живопись кардинально различаются.
Ван Гог считал, что рисовать надо то, что видишь, а Гоген говорил – все надо брать из головы.
Голландец попробовал рисовать без натуры, но в вымышленном мире ему было некомфортно. Напряженность их отношений видна даже на портрете Гогена, нарисованном Ван в то время — у Гогена практически не видно лица, не захотел Ван Гог его рисовать. Гогена утомили бесконечные споры. Их трения достигли предела, отношения зашли в тупик, и он решил покинуть Арль.
Мечты Ван Гога о братстве, как спасении от нищеты и одиночества, разрушились, и за этим последовало самое известное в мире искусства членовредительство. Через две недели, проведенные в психиатрической больнице, Ван Гог вернулся домой и нашел там письмо от Гогена, в котором тот просил подарить ему «Подсолнухи».
Ван Гог незамедлительно ответил ему – отказом, но пообещал сделать точную копию картины. И в январе он пишет три копии – одну с «Вазы с пятнадцатью подсолнухами» и две – с «Вазы с двенадцатью подсолнухами». До конца так и не придя в себя, Ван Гог прожил после этого лишь полтора года.
На сегодня, два его самых знаменитых полотна с подсолнухами хранятся в Лондоне и Мюнхене.
- Russia Art News рекомендует:
- В ногу со временем: Как развивалось искусство на карманных часах
- Женская красота и нежность в работах Стива Хэнкса
- Экологическая проблема в фотопроекте Филиппа Эшару заставила работать государство
Источник: https://russiaartnews.com/news/news/kakuju-strashnuju-tajnu-skryvajut-podsolnuhi-van-goga
Картины Винсента Ван Гога
http://vangogh-world.ru/land/van-gogh16.php
Мост Ланглуа близ Арля. Арль, май 1888. Холст, масло, 50х64.
Государственный Музей Креллер-Мюллера, Ватерлоо
Мост Ланглуа близ Арля. Арль, май 1888. Холст, масло, 50х64.
Государственный Музей Креллер-Мюллера, Ватерлоо
http://vangogh-world.ru/portrait/van-gogh4.php
Горюющий старик. Сан-Реми, май-июнь, 1890. Холст, масло, 81х65.
Музей Кроллер-Мюллер, Ватерлоо
Горюющий старик. Сан-Реми, май-июнь, 1890. Холст, масло, 81х65.
Музей Кроллер-Мюллер, Ватерлоо
http://vangogh-world.ru/portrait/van-gogh10.php
Портрет Джозефа Эттьена Роулина, 1889. Холст, масло, 66х55.
Коллекция Барнеса, Мерион, США
Портрет Джозефа Эттьена Роулина, 1889. Холст, масло, 66х55.
Коллекция Барнеса, Мерион, США
http://vangogh-world.ru/self/van-gogh1.php
Автопортрет с трубкой и соломеной шляпой. Арль, август, 1888. Картон, масло, 42х30.
Музей Винсента Ван Гога, Амстердам, Голландия
Автопортрет с трубкой и соломеной шляпой. Арль, август, 1888. Картон, масло, 42х30.
Музей Винсента Ван Гога, Амстердам, Голландия
http://vangogh-world.ru/self/van-gogh7.php
Автопортрет перед мольбертом. 1887-88. Холст, масло, 65х51.
Музей Винсента Ван Гога, Амстердам, Голландия
Автопортрет перед мольбертом. 1887-88. Холст, масло, 65х51.
Музей Винсента Ван Гога, Амстердам, Голландия
http://vangogh-world.ru/sunflowers/van-gogh5.php
Ваза с пятнадцатью подсолнухами. Арль, январь 1889. Холст, масло, 95х73.
Музей Винсента Ван Гога, Амстердам
Ваза с пятнадцатью подсолнухами. Арль, январь 1889. Холст, масло, 95х73.
Музей Винсента Ван Гога, Амстердам
http://vangogh-world.ru/sunflowers/van-gogh10.php
Три подсолнуха в вазе. Арль, август 1888. Холст, масло, 73х58. Частное собрание, США
(…)
Три подсолнуха в вазе. Арль, август 1888. Холст, масло, 73х58. Частное собрание, США
Серия картин с изображением подсолнухов стала одним из самых знаменитых произведений художника. Наряду с фантастической «Звездной ночью» подсолнухи стали, своего рода, символом живописи Ван Гога.
Первоначально Ван Гог писал подсолнухи с целью украсить свой дом в Арле к приезду своего друга Поля Гогена. «Небесный свод — восхитительного голубого цвета. Солнечные лучи — бледно-желтые.
Это мягкое, волшебное сочетание небесной лазури и желтых тонов с картин Вермеера Делфтского… Мне не удается написать нечто столь же прекрасное…»
http://vk.com/photo-31786047_270016734
Первые шаги (по картине Милле). Арль, 1890. Холст, масло, 72х91.
Метрополитен Музей, Нью-Йорк, США
Первые шаги (по картине Милле). Арль, 1890. Холст, масло, 72х91.
Метрополитен Музей, Нью-Йорк, США
http://vangogh-world.ru/land/van-gogh2.php
Пейзаж с домом и пахарем. Октябрь 1889. Холст, масло, 33х41.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Пейзаж с домом и пахарем. Октябрь 1889. Холст, масло, 33х41.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
http://vangogh-world.ru/land/van-gogh30.php
Кипарисы, 1889. Холст, масло, 94х74. Метрополитен Музей, Нью-Йорк, США
Из всех тем и (…)
Кипарисы, 1889. Холст, масло, 94х74. Метрополитен Музей, Нью-Йорк, США
Из всех тем и жанров изобразительного искусства, затронутых Винсентом, наибольшее внимание от него досталось именно пейзажу. Винсент любил природу живой, горячей, страстной, прямо таки внеземной любовью, бесконечно далекой от холодного и утилитарного отношения его современников.
Только Ван Гог, сильный как ураган, и наивный, как дитя, мог написать такие поля, такие звезды, такое небо и такие деревья. Он полыхал своей любовью к природе, и сгорал в ней, не задумываясь ни на минуту… На этой странице представлены лучшие пейзажи Ван Гога разных лет творчества.
http://vangogh-world.ru/land/van-gogh29.php
Старая мельница, 1888. Холст, масло, 65х54.
Художественная Галерея Альберта Кнокса, Буффало, Нью-Йорк
Старая мельница, 1888. Холст, масло, 65х54.
Художественная Галерея Альберта Кнокса, Буффало, Нью-Йорк
http://vangogh-world.ru/sunflowers/van-gogh6.php
Ваза с пятью подсолнухами. Арль, август 1888. Холст, масло, 98х69.
Уничтожена немецкими партизанами во время второй мировой войны.
Ваза с пятью подсолнухами. Арль, август 1888. Холст, масло, 98х69.
Уничтожена немецкими партизанами во время второй мировой войны.
http://vangogh-world.ru/sunflowers/van-gogh7.php
Два срезанных подсолнуха. Париж, сентябрь 1887. Холст, масло, 42х61.
Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США
Два срезанных подсолнуха. Париж, сентябрь 1887. Холст, масло, 42х61.
Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США
Источник: https://www.pinme.ru/u/id5620165/kartinyi-vinsenta-van-goga/
"Подсолнухи" Ван Гога
«Подсолнухи» Ван Гога также известны, как «Мона Лиза» Леонардо или «Черный квадрат» Малевича.
Думаю, что все участники этой группы многократно видели цифровые изображения «Подсолнухов». А вот «живьем» их увидеть посчастливилось не всем.
Не так давно мне встретились в сети оцифрованные варианты «Подсолнухов» в великолепном разряжении. Хочу ими поделиться с любителями живописи этого художника.
Энергетику полотен Ван Гога они, конечно, передать не могут, но мазок мастера, его потрясающий мазок (!) видно очень хорошо.
Чуть-чуть фантазии и великий Винсент Ван Гог оказывается рядом с вами…
Автопортрет перед мольбертом. 1887-1888г
Музей Винсента Ван Гога, Амстердам, Голландия
Ван Гог очень любил подсолнухи. Он писал их сначала в Париже, а затем в Арле.
Из письма художника к брату Тео: «Подсолнух — это мое, в известном смысле».
Четыре срезанных подсолнуха. Париж, сентябрь 1887. Холст, масло, 60х100.
- Оттерло, Кроллер-Моллер Музей
Два срезанных подсолнуха. Париж, сентябрь 1887. Холст, масло, 42х61.
- Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США
- Фрагмент картины
Два срезанных подсолнуха. Париж, сентябрь 1887. Холст, масло, 21х27.
- Музей Винсента Ван Гога, Амстердам, Голландия
Ваза с двенадцатью подсолнухами. Арль, август 1888. Холст, масло, 91х72.
- Мюнхен, Новая Пинакотека, Германия
- ФРАГМЕНТЫ КАРТИНЫ
Ваза с двенадцатью подсолнухами. Арль, январь, 1889. Холст, масло, 92х73.
- Филадельфия. Филадельфийский Музей изобразительных искусств, США
Ваза с пятнадцатью подсолнухами. Арль, январь 1889. Холст, масло, 101х77.
- Токио. Японский музей искусств Сомпо, Япония
Ваза с пятнадцатью подсолнухами. Арль, август 1888. Холст, масло, 93х73.
- Национальная Лондонская Галерея, Англия
Ваза с пятнадцатью подсолнухами. Арль, январь 1889. Холст, масло, 95х73.
Музей Винсента Ван Гога, Амстердам
- ФРАГМЕНТЫ КАРТИНЫ
Ваза с пятью подсолнухами. Арль, август 1888. Холст, масло, 98х69.
- Уничтожена немецкими партизанами во время второй мировой войны.
Три подсолнуха в вазе. Арль, август 1888. Холст, масло, 73х58.
- Частное собрание, США
- Сто двадцать пять лет удивительные картины Ван Гога вдохновляют художников, музыкантов, кинематографистов, писателей и поэтов.
- Хочу закончить этот пост словами Арсения Тарковского. Поэт очень любил творчество Ван Гога и посвятил ему эти пламенные строки:
- Пускай меня простит Винсент Ван-Гог
- За то, что я помочь ему не мог,
- За то, что я травы ему под ноги
- Не постелил на выжженной дороге,
- За то, что я не развязал шнурков
- Его крестьянских пыльных башмаков,
- За то, что в зной не дал ему напиться,
- Не помешал в больнице застрелиться.
- Стою себе, а надо мной навис
- Закрученный, как пламя, кипарис,
- Лимонный крон и темно-голубое,-
- Без них не стал бы я самим собою;
- Унизил бы я собственную речь,
- Когда б чужую ношу сбросил с плеч.
- А эта грубость ангела, с какою
- Он свой мазок роднит с моей строкою,
- Ведет и вас через его зрачок
- Туда, где дышит звездами Ван-Гог.
Источник: https://subscribe.ru/group/mir-iskusstva-tvorchestva-i-krasotyi/8797250