Джорджоне «поклонение пастухов» описание картины, анализ, сочинение

Главная ~ Картины великих ходожников XV — XX века ~ Национальная галерея искусств (Вашингтон) ~ Джорджоне — Поклонение пастухов
Джорджоне Описание: 1505/1510. Панель, масло, 90.8 x 110.5 см. Джорджоне (Италия, 1477/1478 — 1510). Полный размер: 3000 х 2455 px. Открыть оригинал  |  Скачать на диск  

Другие картины «Национальной галереи искусств»:

Джорджоне

Джорджоне — Святое семейство

Джорджоне

Джотто ди Бондоне — Мадонна с Младенцем

Джорджоне

Диана, Бенедетто — Введение во Храм, бракосочетание и благовещение Марии

Джорджоне

Диас де ла Пенья, Нарсис — Опушка леса в Ле Мон-Жирар, Фонтенбло

Джорджоне

Диллис, Иоганн Георг фон — Et in Arcadia Ego (И в Аркадии я есть)

Джорджоне

Диллис, Иоганн Георг фон — Королевская свита любуется закатом на вершине горы Хессельберг

Джорджоне

Дитш, Иоганн Кристоф — Путешественники в широкой долине

Джорджоне

Домье, Оноре — Совет молодому художнику

Джорджоне

Досси, Досо — Святая Лукреция

Досси, Доссо — Эней и Ахат на ливийском побережье

Доу, Герард — Отшельник

Дрильст, Эгберт ван — У Дондерена, в лесах Дренте

Количество просмотров: 135 Количество комментариев: 0

© Национальная галерея искусств (Вашингтон)

Источник: https://www.beesona.ru/museums/national/21600/

Джорджоне – картины художника эпохи возрождения

Джорджоне

Джорджо да Кастельфранко, прозванный Джорджоне (Кастельфранко Венето, 1477/1478 — Венеция, 1510), за десять лет творчества радикально изменил способ «делать живопись» — «far pittura» — в том, что касается как содержания, так и внешнего выражения, заложив тем самым основы венецианской живописи XVI в. и став надолго ориентиром для художников последующих эпох.

Джорджоне

Автопортрет Джорджоне

Первые произведения — Поклонение пастухов (Национальная галерея искусства, Вашингтон), Алтарь Кастельфранко (1505), портрет Лаура (1506) — обнаруживают отход от пространственных норм кватроченто ради установления нового соотношения между фигурами и природой, реализуемого в живописи «тона»: таким образом, цвет становится конструктивным элементом композиции, прямо связывая «живые и природные вещи… без применения рисунка», как определяет это Вазари.

В 1508 г. Джорджоне написал фреску на фасаде венецианского Фондако деи Тедески, стоящего на Большом канале, от которой сохранился фрагмент с Молодой обнаженной (1508).

Периодом 1506—1510 гг. датируются такие кардинальные по своему значению работы, как Спящая Венера (1508—1510), Сельский концерт (ок. 1510), Гроза (ок. 1506) и Три философа (ок. 1508); сюжеты двух последних, ощутимо мистических по своему образному звучанию, остаются еще не разгаданными.

Из круга работ, приписываемых кисти Джорджоне или связанных с ним, — их почти два десятка — особенно заслуживают внимания Христос, несущий крест (Сан-Рокко, Венеция), Юноша со стрелой (Музей истории искусства, Вена), Заход солнца (Частное собрание, Лондон), Мужской портрет (ок. 1508, Художественная галерея, Сан-Диего, Калифорния).

Джорджоне

Гроза (ок. 1506)

Джорджоне

Заход солнца ( 1506-1510, Частное собрание, Лондон)

Джорджоне

Мужской портрет (ок. 1508, Художественная галерея, Сан-Диего, Калифорния)

Джорджоне

Обнаженная молодая женщина (1508, Фондако деи Тедески)

Джорджоне

Поклонение королей (1506)

Джорджоне

Поклонение пастухов (Национальная галерея искусства, Вашингтон)

Джорджоне

Портрет Лаура (1506)

Джорджоне

Святое семейство (Мадонна Бенсон) (1500)

Сельский концерт (ок. 1510)

Спящая Венера (1508-1510)

Три возраста Человека (1500-1501)

Три философа (ок. 1508)

Христос, несущий крест (1506-1507,Сан-Рокко, Венеция)

Юноша со стрелой (1506,Музей истории искусства, Вена)

Источник: https://evivid.ru/dzhordzhone-kartiny-khudozhnika-yepokhi-v.html

Поклонение пастухов в живописи

Гвидо Рени. Поклонение пастухов.

Джорджоне

Герард ван Хонтхорст. Поклонение пастухов.

Джорджоне

Герард ван Хонтхорст. Поклонение пастухов.

Джорджоне

Джорджоне. Поклонение пастухов.

Джорджоне

Джулио Пиппи, прозванный Джулио Романо. Рождество и поклонение пастухов. 1531-1534.

Джорджоне

Доменико Гирландайо. Поклонение пастухов.

Джорджоне

Жорж де Латур. Поклонение пастухов.

Джорджоне

Карло Кривелли. Поклонение пастухов.

Джорджоне

Мартин Шонгауэр. Поклонение пастухов.

Джорджоне

Микеланджело Меризи да Караваджо. Поклонение пастухов.

Джорджоне

Рембрандт Харменс ван Рейн. Поклонение пастухов. 1652.

Рембрандт Харменс ван Рейн. Поклонение пастухов.

Хусепе де Рибера. Поклонение пастухов. 1650.

Шарль Лебрен. Поклонение пастухов.

Якоб Йорданс. Поклонение пастухов. 1615-1620.

Источник: http://aria-art.ru/0/P/Poklonenie%20pastuhov/1.html

Джорджоне де Кастельфранко — «Поклонение пастухов»

Джорджоне
Джорджоне де Кастельфранко (1476/77 — 1510).  Поклонение пастухов.  Исполнено в 1505-1510 гг. Дерево, масло; 90,8 х 110,5 см Картина хранится в Национальной галерее искусств в Вашингтоне, куда поступила из коллекции Сэмюэля X. Кресса (ранее была в коллекции Аллендале)

Из сборника «Великие музеи мира» №9 «Национальная галерея искусств. Вашингтон»:

Высокая художественная ценность картины подтверждает авторство Джорджоне, единодушно принятое искусствоведами. Поэзия композиции полностью духовна, она приближает зрителя к главной сцене поклонения Младенцу со стороны Девы Марии, старого святого Иосифа и двух пастухов, один из которых уже благоговейно опустился на колени, а второй склонился в знак почтения. Повествование поклонения ведется с исключительным вниманием к отображению персонажей, сути их жестов, количества, роли. В глубине пещеры чуть виднеются, согласно традициям иконографии, осел и бык, в то время как святой Иосиф, со своей густой белоснежной бородой, скромно помещен на второй план с руками, соединенными в молитве. Над его фигурой видны проблески света, выделяющие из темноты его одежду, которая своей красотой подчеркивает различие с рваным платьем пастухов. Нежный пейзаж, которым пронизана вся композиция, не достиг еще эффекта картины «Гроза» (около 1506 г., Венеция, Галерея Академии), оставаясь близким к манере Джованни Беллини, от которого исходит прочная основа рисунка, и изображение холмов, которые теряются у линии горизонта в почти что сумеречном свете.

Роза Джорджи

Джорджоне

Две пары ангельских головок херувимов «парят» в воздухе над входом в темноту пещеры и над головами пастухов: единственная сверхъестественная деталь всей композиции. Как крохотные небесные творения перед грандиозной поэзией природы, они реально и скромно присутствуют в ней, и кажется, что никто этого не замечает.

Джорджоне

В пейзаже, сквозь гряду холмов просматриваются высокие постройки, сооружения, несомненно, известные художнику и его современникам-зрителям: такой пейзаж делает священную сцену более домашней. Деревья и кустарники, которые с двух сторон обрамляют сцену, тщательной прорисовкой деталей напоминают манеру Леонардо.

Джорджоне

Младенец Иисус не лежит больше в яслях (знак, который ангел дал пастухам, чтобы те могли узнать его), но на земле, на белой ткани, покрывающей мешок и край накидки Богородицы. Он обнажен, он беднее бедных пастухов, которые пришли поклониться ему; кажется, что он непринужденно забавляется с краешком белой ткани.

См. также: 

Джорджоне да Кастельфранко (1476/77-1510)

Источник: https://otkritka-reprodukzija.blogspot.com/2017/01/blog-post_7.html

Библейский сюжет "Поклонение пастухов" на картинах западноевропейских художников

Библейский сюжет — поклонение пастухов Христу младенцу — один из самых популярных в католической Европе XV — XVII веков.

Юная беременная Мария со своим мужем Иосифом прибыли в город Вифлеем для участия в переписи. К этому моменту город уже был переполнен приезжими, мест для ночлега в домах горожан не было. Супругам пришлось согласится на ночлег за городом — в пещере, которая служила хлевом для скота.

Ночью Мария родила Младенца (именно так — с большой буквы). Об этом событии, от явившегося к ним ангела, узнали пастухи пасшие стада вблизи пещеры. Они первые пришли к Младенцу, и в благоговении поклонились тому, кого мир знает под именем Иисус Христос.

Этот великий, с точки зрения христианства, момент разные художники показывают по своему.

Поклонение пастухов (алтарь Портинари), художник Хуго ван дер Гус

Фламандский художник Хуго ван дер Гус расписывал алтарь Портинари в 1476 году. Работа многофигурная, кроме пастухов, возле пещеры собралсь толпа народу. В центре прямо на земле лежит младенец. Над ним склонилась его мать Мария. Слева, в красном плаще, муж Марии — Иосиф.

У трех пастухов, преклонившихся перед младенцем, разное выражение лиц.

Крайний справа пастух видит в младенце Сына Божия. Пастух сложил руки в молитве, на лице выражение умиления.

Пастух справа развел руки. Он еще в раздумье, не может сразу определить, кто перед ним, но по движению фигуры можно понять, что в следующее мгновение он также сложит руки в молитве и склонится перед младенцем.

У третьего пастуха, стоящего за спинами товарищей, на лице выражение удивления и любопытства. Это пастух пока еще ничего не понял и примет ли он Христа потом, пока неизвестно.

Деталь картины «Поклонение пастухов (Алтарь Портинари)», Художник Хуго ван дер Гус

Венецианский художник Джорджоне изобразил поклонение пастухов младенцу более прозаически. Вдали видны стены города Вифлеема, у входа в пещеру расположилось Святое семейство, перед младенцем, лежащим на земле, склонились два пастуха.

Работа Джорджоне написана в 1505 году.

Поклонение пастухов. Художник Джорджоне

Венецианский художник Якопо Бассано писал свою картину в 1553 году. На полотне все в движении. Мария с младенцем на руках наклонилась вперед. Младенец смотрит на овечку. По виду не скажешь, что младенец только что родился — тянет месяца три, не меньше.

Пастух перед младенцем полулежит. Непонятно, то ли упал от удивления, то ли просто лентяй. Пастух, находящийся на втором плане, среди животных, занимается своим делом. Фактически он повернут к младенцу одним местом, противоположным голове.

Иосиф за Марией тоже занимается своим делом, совершенно не обращая внимания ни на Марию, ни на младенца.

Картина живописна, но ее глубокий смысл ускользает от зрителя. Что хотел сказать художник, именно так расставив фигуры людей?

Поклонение пастухов. Художник Якопо Бассано

На картине художника Якоба Йорданса, написанной в 1618 году, сюжет поклонения пастухов младенцу изображен в традиционной манере.

Мария с умилением на лице держит младенца. За ее спиной седой Иосиф, а перед младенцем склонился молодой пастух в восторге заламывающий руки.

Поклонение пастухов. 1618. Художник Якоб Йорданс Поклонение пастухов. 1618. Художник Якоб Йорданс

Четыре художника, четыре разных взгляда на один сюжет…

Вы можете подписаться на мой канал

Источник: https://zen.yandex.com/media/khudozhestvo/bibleiskii-siujet-poklonenie-pastuhov-na-kartinah-zapadnoevropeiskih-hudojnikov-5d6a0a5f35ca3100ad89c20d?feed_exp=ordinary_feed&from=channel&rid=2621092346.518.1575953437998.36263&integration=publishers_platform_yandex

Поклонение пастухов — Джорджоне

Джорджоне

В отличие от многих своих современников, венецианских мастеров, Джорджоне не писал больших многофигурных композиций. В своих произведениях он был немногословен, суть выражал внутренним ассоциативным осмыслением сюжета, часто давая зрителю возможность самому додумать и понять картину.

В «Поклонении пастухов» помимо обязательных фигур Святого семейства и коленопреклоненных пастухов значительное место занимает пейзаж — не просто фон, а активный участник действия. Его уходящая в глубину перспектива на горизонте замыкается голубыми горами, что создает естественное ощущение пространства и воздуха.

Особая роль у освещения, которое стало иным: ясная чистота раннего утра, характерная для работ кватроченто, сменилась неярким послеполуденным светом, что придает картине большую цельность и объемность.

Темно-коричневый тон пещеры красиво и контрастно подчеркивает цвета одежд Иосифа, Марии и двух пастухов, чьи согнутые спины плавно и ритмично повторены в овальных линиях, очерчивающих вход в пещеру, возле которого расположены герои.

О деятельности художника сохранилось очень мало документов. Не обнаружено ни одной подписной картины Джорджоне, некоторые из его неоконченных произведений известны сегодня только по гравюрам и копиям.

Атрибуция работ мастера представляет достаточно сложную проблему, вызывавшую споры среди историков искусства начиная с XVI столетия.

Сегодня большинство исследователей склонны считать, что автор «Поклонения волхвов» — именно Джорджоне, хотя в XX веке по этому поводу было много дискуссий.

(1

Источник: https://paintingplanet.ru/poklonenie-pastuxov-dzhordzhone/

Читать

Annotation

Джорджоне из Кастельфранко (ум. 1510) — один из наиболее загадочных и не познанных до сих пор мастеров Итальянского Возрождения.

Современник таких титанов, как Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэль, он сумел не затеряться среди них, а его творчество оказало заметное влияние на последующее развитие живописи.

О судьбе великого венецианца и о работах, бесспорно принадлежащих или только приписываемых ему, рассказывает в своей новой книге признанный знаток Италии и итальянского искусства, писатель, культуролог и переводчик Александр Махов.

А. Б. Махов

  • ЗАГАДОЧНЫЙ ГЕНИЙ
  • ПЕРВЫЕ УПОМИНАНИЯ ИМЕНИ ДЖОРДЖОНЕ
  • ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА ЖИВОПИСИ
  • ВСТРЕЧА С ВЕНЕЦИЕЙ
  • В МАСТЕРСКОЙ БЕЛЛИНИ
  • ЮНОШЕСКИЙ МАКСИМАЛИЗМ
  • ЗНАКОМСТВО С ДЮРЕРОМ
  • НАЧАЛО ПУТИ
  • VIRTUS — VOLUPTAS
  • ОБРЕТЕНИЕ ИЗВЕСТНОСТИ
  • ТУЧИ НАД ВЕНЕЦИЕЙ
  • ЕВРЕЙСКОЕ ГЕТТО
  • «ЮДИФЬ»
  • «КУРЬЁЗ» В ЭРМИТАЖЕ
  • ВСТРЕЧА С ЛЕОНАРДО
  • «ТРИ ФИЛОСОФА»
  • «МАДОННА ИЗ КАСТЕЛЬФРАНКО»
  • «ГРОЗА»
  • ПОРТРЕТНАЯ ГАЛЕРЕЯ
  • «СЕЛЬСКИЙ КОНЦЕРТ»
  • НЕМЕЦКОЕ ПОДВОРЬЕ
  • COL TEMPO
  • ЖИЗНЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ
  • ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ДЖОРДЖОНЕ
  • КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ
  • СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ
  • notes
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31
  • 32
  • 33
  • 34
  • 35
  • 36
  • 37
  • 38
  • 39
  • 40
  • 41
  • 42
  • 43
  • 44
  • 45
  • 46
  • 47
  • 48
  • 49
  • 50
  • 51
  • 52
  • 53
  • 54
  • 55
  • 56
  • 57
  • 58
  • 59
  • 60
  • 61
  • 62
  • 63
  • 64
  • 65
  • 66
  • 67

А. Б. Махов

  1. Джорджоне
  2. Посвящается жене и другу Людмиле Соколовой
  3. ЗАГАДОЧНЫЙ ГЕНИЙ
  4. На исходе XV столетия венецианский небосвод неожиданно озарился ярким светом и в среду местных живописцев метеором ворвался новый мастер, вызвавший своим появлением немало толков.

О нём мало что известно. Или, лучше сказать, неизвестно почти ничего. По свидетельствам современников за ним закрепилось имя Джорджоне, скорее напоминающее прозвище, нежели настоящее имя, данное при крещении.

В переводе с итальянского оно может означать «Джорджо большой».

Прозвище это могло быть вызвано как высоким ростом художника, так и величием его духа и почитанием, которым при жизни он пользовался среди друзей и ценителей искусства.

В дошедших до нас хрониках и воспоминаниях близко знавших его людей это имя на венецианском диалекте звучит как Zorzi или Zorzon, но кто он — неизвестно.

Даже у знаменитого венецианского летописца Мартина Санудо Младшего, который на протяжении сорока лет вёл подробный дневник, составивший около шестидесяти томов, нет ответа.

В созданной им широкой панораме самых различных событий и повествовании о людях Венеции, в основном из мира искусства, можно найти сведения, казалось бы, обо всём и обо всех, а вот имя Zorzi упоминается лишь мимоходом, и не более того.1

Причина такого недогляда заключается в том, что авторство картин, оставленных загадочным живописцем, приписывалось самым разным венецианским художникам и мастерам из других итальянских областей, чьи имена были тогда на слуху.

В богатых архивах венецианской сыскной службы, которая располагала широкой сетью платных осведомителей, знавших всю подноготную любого гражданина, имя Джорджоне также нигде не всплывает, хотя известно, что он вёл богемный и далеко не отшельнический образ жизни.

Всё это дало повод усомниться в подлинности существования художника. Однако то немногое, что было им создано за короткую творческую жизнь — а это чуть более десяти лет упорного труда, — разбрелось по миру. И, самое главное, он успел оставить после себя яркий неизгладимый след, всколыхнув мир художников, поэтов и музыкантов.

О картинах Джорджоне имеется обширная литература, но об их авторе очень мало достоверных данных. Да и был ли на самом деле такой живописец? Или он представляется скорее плодом фантазии, падкой на выдумки и небылицы, чем реально жившим человеком? Не одно поколение исследователей бьётся над этой загадкой.

Уже при жизни художник стал мифом. Всё в нём казалось эфемерным, зыбким, а сама его личность как бы ускользает от рассмотрения в реальной действительности, словно она ему чужда, враждебна и её следует всячески сторониться.

Порой он представляется вполне реально существовавшим творцом, а иногда кажется, что его на самом деле не было вовсе.

Ведь от него не осталось ни писем друзьям и заказчикам, ни личных пометок в тетради, ни единой нотной строчки с мелодией, ни слов из его песен, которые он пел для себя и на музыкальных вечерах под аккомпанемент лютни.

Более того: чем явственнее обнаруживается присутствие художника в написанных им картинах, тем становится очевиднее нереальность самого его существования.

Он то покажется на своих картинах, то вновь исчезнет, словно играя в прятки со зрителем и вынуждая его задуматься над увиденным, чтобы понять значение изображённого на картине.

И этот парадоксальный дуализм не лишён основания, поскольку сам Джорджоне как бы растворяется в своих произведениях без подписи и даты, а его картины, представляющие немалые трудности для прочтения, полны недосказанности, таинственности и загадок.

Чтобы раскрыть эту тайну и докопаться до сути, приходится действовать, выражаясь языком математики, «от противного», а именно: исходить от самой картины — матери, чтобы добраться до творца — сына, а не наоборот, как это обычно происходит.

Однако такой метод не всегда приводит к искомому результату. Например, известные повсюду мелодии и слова венецианских песен, будь то народные плясовые фурланы или распеваемые гондольерами баркаролы, ничего не говорят об их авторах, чьи имена, как правило, неизвестны.

Даже видному музыковеду Оттавиано Петруччи, изобретателю нового метода нотопечатания (1498), благодаря которому музыкальная культура получила бурное развитие, редко удавалось точно определить имя автора той или иной партитуры.

Нечто похожее описано в известной пьесе Луиджи Пиранделло «Шесть персонажей в поисках автора»,2 когда на театральных подмостках неожиданно появляются ожившие действующие лица, порождённые воображением драматурга.

Они ищут сотворившего их автора, чтобы допытаться у него: какая роль им уготована в пьесе и что их образы означают? Но автора нигде нет, и о нём ничего не известно, а созданные им персонажи вынуждены вслепую блуждать по сцене и метаться в его поисках.

Не исключено, что они сами и их предполагаемый автор — это всего лишь фантасмагория, плод больного воображения.

История знает много таких примеров. Вспомним хотя бы легендарного Гомера, о личности которого мало что известно, хотя воспетые им герои продолжают жить и здравствовать не одно тысячелетие, вдохновляя на добрые смелые поступки или заставляя задуматься над причиной царящего в мире зла не одно поколение.

Скудность биографических данных сыграла злую шутку и с Шекспиром, чья драматургия долгое время приписывалась самым различным авторам — от Ф. Бэкона до К. Марло.

Среди предполагаемых авторов шекспировских пьес назывались даже имена Елизаветы I и Марии Стюарт.

3 Восстановить истину в значительной мере помогли сонеты самого Шекспира, с помощью которых удалось разобраться в его пьесах и установить их истинного творца.

Но в случае с Джорджоне дело осложняется ещё и тем, что из дошедшего до нас оставленного им художественного наследия, пожалуй, лишь три-четыре картины не вызывают сомнения у экспертов в их принадлежности его кисти. Всё остальное, а это немногим более тридцати работ, до сих пор является предметом самых противоречивых толкований.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=561345&p=38

Картина «Поклонение пастухов»

Поклонение пастухов — один из эпизодов Нового Завета, входящий в рождение Христа..

История сюжета

Поклонение пастухов — один из эпизодов рождения Иисуса Христа, описание которого было представлено в Новом Завете. Пастухи были впервые упомянуты в священном писании, когда к ним явился ангел и поведал о рождении спасителя.

Ангел подает пастухам знак, который направляет их в Вифлеем на поиски того самого младенца.
После долгих поисков пастухи все же добрались до яслей Иисуса и поведали матери его об их встрече с ангелом.

Младенец Христос стал надеждой для всего человечества, поэтому пастухи пали перед ним на колени, надеясь на спасение.

Создание полотна

Полотно «Поклонение пастухов», написанное знаменитым испанским художником Эль Греко в 1612 году, входит в цикл картин, посвященных библейским сюжетам. Данная картина относится к позднему периоду творчества художника, отличительными чертами которого являются мрачные цвета, загадочность и чувство безысходности.

В его работах данного периода образы людей приобретают все больше нереальных черт: пропорции людских тел сильно искажаются и приобретают пугающие нездоровые очертания, которые порой напоминают собой языки пламени, вырывающиеся из костра. Сильно вытянутые фигуры людей словно парят над землей, символизируя духовное слияние человека с Богом. Одежды мистических героев будто существуют отдельно от хозяев, они всегда остаются запечатленными в необычном движении.

Благодаря разному освещению картина разделяется на две части. Самой светлой частью, естественно, является ложе Христа. Дева Мария находится рядом со своим сыном, лежащим на белоснежной простыне.

Младенца окружают фигуры пастухов, лица которых слегка освещены светом, исходящим неведомо откуда. На второй, более темной, части картины изображены ангелы, зависшие в воздухе и с трепетом наблюдающие за новорожденным.

Существует мнение, что пастух, находящийся на переднем плане полотна, является автопортретом Греко.

Цветовая гамма картины делает ее мрачной и загадочной, стирая границы между реальностью и воображением. Таинственный свет, идущий от младенца Христа, делает фигуры людей расплывчатыми, что привносит в полотно нотку мистики.

Любимая картина Эль Греко

Эль Греко писал несколько полотен на этот библейский сюжет, но данная работа является его любимой и последней. Он создал ее специально для монастыря Санто-Доминго-эль-Антигу, где и находится его могила. Данное полотно долгое время служило украшением алтаря надгробия Эль Греко.

Источник: https://artrue.ru/style/renessans/elgreco/kartina-poklonenie-pastuxov.html

Поклонение пастухов

И.Босх. Поклонение Младенцу

Рождество Христово распадается на несколько сюжетов, одним из которых является Поклонение Младенцу, включающее поклонение Ему  Девы Марии, пастухов и волхвов. Поклонение пастухов встречается в живописи гораздо реже, чем  поклонение Девы Марии и волхвов, и рассказывает о нем единственный  евангелист – Лука.

«В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим.

И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдёте Младенца в пеленах, лежащего в яслях.

И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем» (Лк., 2:8-17).

Корреджо. Поклонение пастухов. 1529—1530

Согласно Евангелию,  сначала произошло Благовещение пастырям  о Рождестве Спасителя и только потом – об их  поклонении, и даже не об этом, а о том, что они нашли в пещере Марию, Иосифа и новорожденного Младенца в яслях.

В живописи этот сюжет, выраженный всего в одном предложении из десяти слов, в течение нескольких веков оброс многими деталями и подробностями, превратившись в благочестивый культ Поклонения, подобный поклонению волхвов.

Корни этого благочестия уходят в  двенадцатый-тринадцатый века, когда основатель ордена бернардинцев мистик Бернард Клервосский развил учение о поклонении и любви к Младенцу и Деве Марии. Он первым сделал акцент на бедности обстановки, в которой родился Спаситель, а Франциск Ассизский довел культ бедности до предела.

Позднее эту тему развивали францисканский монах Псевдо-Бонавентура и Бригитта Шведская, опубликовавшая незадолго до смерти свои  «Откровения…». Эти мистические видения и стали основанием для изображения Рождества Христова и Поклонения Младенцу, в том числе и Поклонения пастухов.

А.Мантенья. Поклонение пастухов. 1450

К этой теме обращались такие известные художники как Рембранд, Эль Греко, Караваджо, Мантенья, Босх, Рени, ван Хонтхорст,  Джорджоне и многие другие. Особенно большое распространение этот сюжет получил в Италии, где возник первый орден нищенствующих монахов-францисканцев, поклонявшихся святой бедности и пастухи изображались как их братья: нищими оборванцами.

Сначала, в соответствии с Евангелием, пастухи изображались просто взирающими на Чудо-Младенца,  потом  они постепенно стали изображаться поклоняющимися Ему. Менялось и число пастухов: сначала два, как у Джорджоне, потом – четыре. В конце концов, установилась традиция изображать количество пастухов, равным трем, по числу волхвов.

Появились и дары, которые пастухи  принесли Богомладенцу, подобно дарам царей-магов, хотя в Евангелии об это не сказано ни слова. Главным даром пастухов стал, конечно, ягненок, как символ жертвенного животного. По преданию пастухи пасли на горах ягнят, предназначавшихся для жертвоприношений в Иерусалимском храме.

Джорджоне. Поклонение пастухов. Ок. 1503

Из этого стада они и принесли ягненка Богочеловеку, ставшему жертвенным Агнцем за грехи мира, отменив все кровавые жертвы. Так интерпретируется не случайность благовещения о Рождении Младенца именно пастухам, а не волхвам-язычникам.

В семнадцатом веке количество даров пастухов увеличивается: теперь они несут еще и птицу, корзину яиц, кувшин молока и другие плоды сельского хозяйства. В руках пастырей, как правило, пастушеский посох, символ их служения.

Позднее пастухи стали образом епископского и священнического служения, а также (поскольку рассказали другим о том, что увидели в Вифлеемской пещере) первыми евангелистами.

В живописную программу изображения поклонения пастухов стала входить и музыка. Она льется на Святое семейство сверху в образе ангельского хора воспевающего «Слава в Вышних Богу и на земле мир…». У некоторых художников ангельский хор поет по нотам, которыми записана реальная музыка Средневековья.

Якопо Бассано. Поклонение пастухов

Музыка  исходит и от пастухов, атрибутом служения которых была дудочка, флейта или волынка, изображаемые на картинах с этим сюжетом. Позднее в Италии вошло в традицию играть в Рождество на дудочках перед образом Девы Марии с Богомладенцем в честь поклонения пастухов.

Охапка сены, которая также часто изображается в картинах с этим сюжетом или со сценой Рождества, заимствована из рассказа Псевдо-Бонавентуры. Свеча, которую оставил Иосиф, и яркий свет, исходивший от Новорожденного, это из Видения о Рождестве Спасителя Бригитты Шведской.

Псевдо-Бонавентура: «Когда настал час родить – было  это около полуночи на Рождество, – Мария встала и прислонилась к колонне, которая была здесь. Иосиф сидел рядом опечаленный, вероятно, потому, что не мог приготовить все необходимое для родов.

Он встал, взял из яслей сено, положил его у ног Девы Марии и отвернулся. В этот момент Сын Божий оставил чрево Матери, не причинив Ей никакой боли. Так оказался Он на сене у ног Своей Матери.

Омыв Его, Она завернула Его в Свое покрывало и положила в ясли».

Караваджо. Поклонение пастухов

Видение Бригитты Шведской: «Когда я предстала перед яслями Господа в Вифлееме, то увидела Деву необычайной красоты (…), плотно укрытую изящным хитоном, сквозь который было явственно различимо девственное тело (…).

Вместе с Нею был добродетельнейший старец, он привел вола и осла; они вошли в пещеру, и мужчина привязал животных к яслям. Потом он вышел и принес Деве свечу, прикрепил ее к стене и вышел, так что при рождении Младенца его не было.

Тем временем Дева сняла Свои туфли, сбросила с Себя белую накидку, которая укрывала Ее, сняла с головы вуаль, положила ее сбоку от Себя и осталась в одном хитоне, с чудесными золотыми волосами, падавшими распущенные на Ее плечи. (…)

И когда все было готово, Дева с превеликим почтением преклонила колени в позе молящейся и повернулась спиной к яслям, лицо Ее было обращено на восток, а взгляд устремлен к небу. Она пребывала в экстазе, погруженная в созерцание, Ее переполняло восхищение божественной нежностью.

И стоя так в молитве, Она вдруг обнаружила, что Младенец во чреве Ее шевелится, и неожиданно Она произвела на свет Сына, от Которого исходил несказанный свет и блеск, так что солнце не могло сравниться с Ним, и тем более свеча, которую Иосиф поставил здесь, – свет божественный совершенно поглотил свет материальный».

Рембрандт. Поклонение пастухов. 1646

Особенно ярко это  изображено у Рембрандта в картине «Поклонение пастухов». Здесь пастухи обступили Младенца, а Божественный свет, исходящий от Него  настолько сильный, что заслоняет свет, исходящий от фонаря, который держит один из присутствующих. Сияние Младенца подобно огненному очагу, к которому пришли греться обступившие Его.

Здесь буквально физически ощущается преобразующая сила и тепло Божественного Света, падающего на лица пастухов, выражающих веру и экстаз от увиденного. Сила света подчеркивает ночную тьму ночи, в которую явился Спаситель. В происходящее включены все присутствующие, даже корова и мальчик с собакой.

Приставная лестница, ведущая на верхние полати  хлева, иносказательно говорят о будущих Страстях Господа, в которых лестница — один из  инструментов этих Страстей (Снятие с Креста). Высокие своды подчеркивают значимость события, а стропила придают композиции устойчивость.

Эль Греко Поклонение пастухов. ок. 1600

Такой же сильной, но противоположной по духу, является  картина Эль Греко «Поклонение пастухов». Ее называют вершиной и лебединой песней  художника. В ней он тоже играет со Светом, делая его идейным центром.

Младенца (Свет миру) окружают фигуры, удлиненные и извивающиеся как языки пламени. Свет вырывает из мрака две группы: ангелов — наверху и Деву Марию с Младенцем, лежащим на ослепительной белой пеленке,  внизу. Вокруг Младенца группа пастухов, погруженных в полумрак.

В картине выражен весь трагизм времени Эль Греко, катастрофа, завершающая Возрождение, на смену которому пришла католическая реакция. Отсюда  деформация тел и одежды,  извивающейся языками пламенем вокруг тел.

Свет, скользящий по людям, разрушает их материальность и вносит в картину, с одной стороны, мистицизм, а с другой — обреченность. Колорит картины «Поклонение пастухов» теряет рембрандтовскую преображающую силу, приобретая пепельно-серый тон, выражающий отчаяние и трагичность ситуации, в которой человеку ничего другого не остается, как покорно  преклонтиться перед высшей Божественной силой.

Эль Греко. Поклонение пастухам. 1610

Тина Гай

coded by nessus

Источник: http://sotvori-sebia-sam.ru/poklonenie-pastuxov/

Нидерландский художник Питер Артсен

Питер Артсен (1508-1575) — нидерландский художник. Из-за своего роста был прозван длинным Питом. Даже в официальных книгах гильдии художников Антверпена, он был записан как «Ланге Петр, шильдер» (Высокий Питер, художник).

Родился в Амстердаме в семье торговца чулками. С детства Питер хорошо узнал и полюбил окружавший его мир с узкими улочками, тесными лавками, простыми людьми с грубыми руками и обветренными крестьянскими лицами.

Интерьер крестьянского дома. 1556 г.

Наверное поэтому любимым направлением в живописи для Питера Артсена становится жанровая живопись.

Основам живописи Питер учился в мастерской художника Алаэрта Класа. После ряда самостоятельных работ Питер Артсен был принят в члены гильдии Святого Луки, объединения художников Антверпена — центра художественной жизни Нидерландов.

В Антверпен он женился на Кателин Бекелар, дочери одного антверпенского художника, которая родила ему восемь сыновей, трое из которых впоследствии тоже стали художниками.

Религиозная живопись была главной темой всех произведений художников того времени. У Питера Артсена религиозное содержание картины уходит на второй план, а на первый натюрморт, состоящий из горы мяса и фруктов.

Именно такой предстает перед нами картина «Христос в доме Марфы и Марии». На первом плане натюрморт из горы различных продуктов, а Христос с Марией в глубине зала у самого выхода.

Христос в доме Марфы и Марии. 1553 г.

На картине «Поклонение пастухов» на первом плане не младенец Христос, а большая голова коровы. У Марии грубое лицо простой крестьянки.

Поклонение пастухов

Постепенно художник все дальше уходил от религиозных сцен и с удовольствием изображал предметы мебели, кухонную утварь, горы мяса, фруктов, цветов.

Он первым сумел совместить на одном полотне натюрморт с жанровыми сценами, чему впоследствии стали подражать многие художники Европы.

Повар. 1559 г.
Рыночная сцена. 1569 г.

  • В более поздние годы, когда нужно было содержать большую семью, Питер Артсен, идя на встречу пожеланиям заказчиков, начал писать картины религиозного содержания в традиционной для этого жанра манере.
  • К сожалению большая часть картин Питер Артсена была уничтожена в ходе иконоборческих восстаний религиозного течения протестантов, направленных против владычества Католической церкви, которые вспыхнули в 1566 году в Антверпене и послужили началом Восьмидесятилетней войны, в ходе которой были разгромлены тысячи католических церквей.
  • Тем не менее, в книгу истории живописи художник Питер Артсен сумел вписать свою страницу, которая стала примером для последующих поколений художников.

Яичный танец. 1552 г.

Художество

Источник: https://13vainamoinen.livejournal.com/1609525.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector