Федотов «сватовство майора» описание картины, анализ, сочинение

Обычно принадлежность картины к бытовому жанру говорит скорее о серьезности сюжета, чем о его юмористическом характере, однако Павел Федотов создал свою собственную нишу в русском искусстве, в которой совместил жанровую живопись, собственную наблюдательность и остроумие.

Картина «Сватовство майора» принесла ему звание академика, общественное признание и любовь публики. Федотов был поставлен в ряд с такими социальными портретистами, как Иван Крылов, Николай Гоголь и Александр Островский. Современники и искусствоведы называли его стиль не просто бытовой живописью, а критическим романтизмом или комическим реализмом.

Федотов

Бытовой жанр в живописи

Бытовые зарисовки – это жанр живописи, изображающий ежедневные, рутинные действия или моменты жизни, характеризующие определенный класс людей и их культурную принадлежность.

Первыми бытовыми зарисовками можно считать элементы наскальной живописи, в которых были изображены сцены охоты или повседневной жизни древних людей. Позже последовали изображения на египетских папирусах и древнегреческие фрески, на которых запечатлевался быт этих народов. Однако как отдельный жанр живописи бытовые зарисовки стали оформляться в эпоху позднего феодализма и Нового времени.

С ростом демократических ценностей и улучшением уровня жизни бытовой жанр стал набирать все большее распространение среди художников. Еще в Европе эпохи Возрождения картины на бытовую тему стали выходить из-под кисти Джиотто, Ван Эйка и Эль Греко, затем тенденцию продолжили Брейгель, Вермеер, Рубенс и Веласкес.

Российская жанровая живопись и бытовые сюжеты русских художников

Бытовой жанр в России получил широкое распространение в середине XIX века. Художники акцентировали внимание на быте крестьян и их жестокой опрессии. Быт купечества и дворянства гораздо реже становился предметом изображения. Особенно важным периодом в развитии жанровой русской живописи стала эра передвижников.

В российском искусстве яркие представители бытового жанра – Репин, Серов, Верещагин и Венецианов. Павел Федотов открыл для себя новый стиль не только в русской живописи в целом, но и в бытовом жанре в честности. Его комедийный подход к бытовым зарисовкам сделал Федотова любимцем публики, а картина «Сватовство майора» стала жемчужиной академической выставки 1848 года.

Биография автора

Павел Федотов происходил из обедневшей семьи титулярного советника. Рисовать он начал еще в кадетском корпусе, а во время военной службы в лейб-гвардии стал брать уроки живописи в Академии художеств.

Федотов

У Федотова был острый глаз, который примечал тонкие характерные черты людей и особенности их поведения, поэтому его портреты обладали не только высокой схожестью, но и уникальным характером. Во время службы живопись для Федотова оставалась любимым времяпрепровождением, однако в силу стесненных финансовых обстоятельств он не мог бросить службу и посвятить себя искусству.

Поворотным этапом в жизни художника стала встреча с великим князем Михаилом и впоследствии с его братом, императором Николаем I, который был поражен талантом молодого офицера и пожаловал ему право добровольного увольнения со службы и содержание, для того чтобы Федотов мог серьезно заниматься живописью.

История картины

Новоиспеченный художник думал стать баталистом, поскольку во времена Николая I батальные сцены имели огромный коммерческий успех. Первые полотна Федотова изображали сцены битв, набегов и казарменной жизни.

Несмотря на сделанный выбор, художник продолжал зарисовывать свои бытовые наблюдения и писать комические портреты. Некоторые из этих набросков были написаны по мотивам басен Ивана Крылова.

Увидев их, баснописец посоветовал Федотову заниматься именно жанровой живописью, уделив особое внимание наблюдательности, остроумию и технической точности художника.

После хвалебных слов Крылова Федотов написал два бытовых сюжета – «Разборчивая невеста» (на мотив басни Крылова) и «Свежий кавалер».

Также Федотовым было нарисовано множество набросков, одному из которых суждено было стать полотном «Сватовство майора». Описание картины «Разборчивая Невеста» уже закрепило за художником репутацию новатора, однако дальнейшее развитие карьера Федотова получила после знакомства с Брюлловым.

Федотов

Увидев уже готовые картины, Карл Брюллов убедил совет Академии выдвинуть Федотова на звание академика и выделить ему содержание. На выставке 1848 года художник выставил свое новое полотно.

«Сватовство майора» – картина, которая произвела неожиданный фурор и встряхнула чопорную Петербургскую публику, заставив покатываться от смеха.

По результатам выставки совет единогласно присудил Федотову звание академика.

Описание картины П. Федотова «Сватовство майора»

Полотно «Сватовство майора» с удивительной точностью изображает и высмеивает купеческие амбиции и неумелую показуху. Со свойственным ему тонким остроумием Федотов изображает типичных для действия персонажей и наделяет их точными характеристиками, при этом ничуть не гиперболизируя.

В итоге зритель видит стоп-кадр из жизни купечества – проходная комната, наспех собранный стол, разодетые не к месту дамы и смущенный новым сюртуком хозяин дома, а за дверью флегматично покручивает ус виновник торжества – жених.

Федотов

Перед выставкой Федотов написал шутливое стихотворение о сюжете работы «Сватовство майора». Описание картины в стихотворной форме называет всех героев полотна и объясняет их настроение и поведение. Исходя из написанного Федотовым, дослужившийся до дворянского звания и ушедший в отставку майор ищет выгодную женитьбу, поскольку пенсион маловат.

Семья невесты – яркие представители обеспеченного купечества, которые стремятся всеми силами попасть в дворянское общество. Казалось бы, комизма в этой ситуации немного, однако автор сумел преподать типажи персонажей так, что картина наполнена юмором и незлобным высмеиванием.

Элементы комедии

Публике полюбилась картина «Сватовство майора» за тонкое остроумие и четко подмеченные мелкие недоразумения, среди них:

  1. Неподготовленность жениха и его явное незнание дворянских норм.
  2. Чрезмерная подготовка купеческой семьи и их неумелые потуги соответствия этим нормам.

Федотов

Описание картины Федотова «Сватовство майора» знакомит зрителя с майором в отставке, который получил звание дворянина и ищет себе невесту побогаче, но сам простых кровей, что сказывается на его подготовке к смотринам невесты:

  • сватовство происходит в постный день, судя по накрытому столу и блюду с кулебякой;
  • майор явился без букета для невесты;
  • сваху майор выбрал из простонародья, судя по ее парадной душегрейке.

Стремление попасть в дворянское общество было свойственно многим богатым и влиятельным купцам, именно этим объясняется неумелое подражание нормам поведения при дворе. Картина «Сватовство майора» изображает купеческую семью, пытающуюся выдать дочь замуж за дворянина, при этом и комната и сами купцы выглядят чрезвычайно комично:

  • комната, в которой происходит действие – передняя, а не гостиная или столовая, что не соответствует этикету;
  • скатерть, которой застелен стол, не предназначена для приема пищи, а должна выполнять декоративную функцию в кабинетах или будуарах;
  • накрытый стол слишком мал для такого количества закусок;
  • в передней присутствует множество лишних персонажей – кухарка, спешно накрывающая стол, сиделец и приживалка, которым не место в комнате;
  • вечерние бальные наряды купчихи и дочери не соответствуют ни оказии, ни времени дня;
  • аксессуары к платьям матери и дочери (платки) подобраны не по этикету.

Несмотря на острый юмор, с которым художник написал своих персонажей, картина Федотова «Сватовство майора» не передает атмосферы злобности и насмешки. Скорее наоборот – она убеждает зрителей принять героев такими, какие они есть.

Федотов

Картина П. Федотова «Сватовство майора»: анализ с исторической точки зрения

Процесс подготовки картины занял очень много времени. Павел Федотов долго искал правильную комнату и правильных персонажей. Многие современники и критики отметили историческую точность картины и ее принадлежность к своему времени.

Федотов провел много недель в поисках комнаты, напрашиваясь в купеческие дома, пока не нашел идеально подходящую переднюю в одном из трактиров. Затем прошли трудоемкие поиски правильных сидельцев и приживалок. На роль майора художник пригласил одного из своих сослуживцев, а фигуру отца он переписывал несколько раз, чтобы показать непривычность сюртука по сравнению с армяком.

«Сватовство майора» – картина, стараниями Федотова практически списанная с натуры. Сама комната, персонажи, аксессуары, даже картины и портреты на стенах подлинны, исторически верны и наиболее полно раскрывают характер купечества и действо сватовства.

Источник: https://info-4all.ru/dosug-i-razvlecheniya/iskusstvo-i-razvlecheniya/kartina-svatovstvo-majora-opisanie-kartini/

Картина Федотова Сватовство майора. 1848 г

В середине 19 века, когда публика пресытилась воспеванием красоты и благородства, на горизонте отечественной культуры появился художник Федотов Павел Андреевич. Его порой миниатюрные полотна были далеки от классики, а герои – от идеалов. Излюбленным сюжетом художника стала обыденная жизнь русских людей со своими недостатками и достоинствами.

Ярчайшим образцом творчества стала картина Федотова «Сватовство майора», созданная в 1848 году. Именно благодаря этой произведению ему было назначено почетное звание академика.

Но этого стоило ожидать, на одном полотне художнику удалось показать столько различных колоритных характеров! В основе сценария картины заурядный брак по расчету между дочерью зажиточного купца и разорившегося майора-дворянина.

В то времечко подобные сделки были обычным делом: одни стремились заполучить деньги, а другие – звания в обществе, да и просто семье необходимо было выжить, банкротство было неминуемым крахом.

На полотне отражен интересный сюжет, предшествующий сватовству, в котором происходят последние моменты подготовки купеческой семьи к встрече жениха. Сразу же заметным центром композиции, является милая девушка в нарядном, шитым из шелка, кажущемся воздушным, платье.

Наверняка, это и есть невеста, которую сватают майору. Она пытается убежать перед приходом своего жениха, но мать вынуждает ее остаться в комнате.

Практически сразу к выходу картины в свет художником были написаны стихотворные строки, озвучивающие «Сватовство майора», благодаря которым более подробно можно понять эту наигранную роль каждого из этих наших героев полотна.

Федотов Так, намерение невесты убежать в другую комнату при появлении сватов, истолковывается автором как напускная скромность девушки, жеманность ее характера, ведь по ее наряду понятно, что к приезду и встрече жениха она подготовлена наилучшим образом. В лице ее маменьки, удерживающей дочь от побега в соседнюю комнату, видны типичные черты купчихи – властность и расчетливость.

Скорее всего, ее слово в семье и является главным в решении любого вопроса. Рядом с ней мы видим и самого купца – добродушного мужичка с окладистой бородой, который пытается застегнуть нарядную и не совсем привычную для него одежду, готовясь к появлению долгожданного гостя.

Чего только не сделаешь ради очередной удачной сделки! Федотов Сваха, стоящая рядом с отцом, указывает руками на дверь, где мы и видим пресловутого казанову жениха-майора, покручивающего свой ус. Судя по хитрому прищуру и довольному выражению его лица, он уже подсчитывает все выгоды своей будущей женитьбы. Естественно, что о каких-либо чувствах речь здесь и не идет. Ему нужно деньги, которые он и получит у своего тестя-купца. Подобная свадьба-сделка стала нормой для российского общества, это-то и высмеивает Федотов, изобразившей на своей полотне типичных представителей современной жизни.

Завершают череду колоритных образов глуховатая старуха-приживалкаФедотов , расспрашивающая у помощника купца о происходящем, и кухарка, держащая поднос с пирогом. Все эти люди – неприемлемые атрибуты того общества, дополняющие образ купеческого дома, без них картина утратила бы свою колоритность. Несмотря на иронию и легкий сарказм, которые заложил автор в свое творение, нельзя не отметить общую теплую атмосферу, присущее ему. Федотов высмеивал в своих работах не конкретные случаи невежества и расчетливости людей, а черты российского общества в целом. Своих же персонажей, по отзывам близких людей художника, он любил. Ведь они не виновны в падении нравов современности. Разве можно упрекнуть купца в том, что он таким макаром решает свои проблемы, желая подняться по социальной лестнице? А невесту – в неискренности чувств, если будущий брак сулит ей дворянство? В сватовстве майора, жениха-щеголя упрекнуть не в чем: жениться ради денег в то время было скажем в порядке вещей, это было модно, разве можно думать о какой-то там любви, пребывая без гроша в кармане? Вот и получается, что все герои картины просто заложники ситуации, поэтому и смеяться над ними можно без особой злобы и укоризны, а лишь со снисходительно-добродушной иронией.

История создания полотна по-своему примечательна. Павел Андреевич перед написанием картины долго не мог найти подходящее помещение, обойдя для этой цели несколько десятков купеческих домов, искомое сходство он случайно нашел в одном из российских трактиров. Поиски персонажей также заняли не одну неделю, прототипом майора стал один из знакомых художника.

Каждый штрих, каждая черточка героев, насыщены жизнью, настолько точно художнику удалось изобразить происходящее, что даже на мгновение нельзя засомневаться в подлинности и реалистичности происходящего.

Становится интересной дальнейшая судьба дочери купца и майора: счастливы ли они? Как купчиха теперь ставит себя в обществе, учитывая ее новое родство с дворянином? Подобных вопросов возникает множество.

Известно, что Федотов даже делал наброски продолжения картины, в которых молодая семья приезжает в родительский дом невесты, но завершать эту работу художник почему-то не стал.

В данный момент картина Федотова «Сватовство майора» хранится в Третьяковской галерее.

Источник: https://www.art-portrets.ru/artists/kartina-fedotova-svatovstvo-mayora.html

«Сватовство майора» Федотова — История одного шедевра

Сюжет

В купеческий дом, где есть девица на выданье, сваха привела майора. Невеста жеманничает, изображая нежелание знакомиться с женихом. Однако то, как разряжены и она, и ее мать, говорит о серьезной подготовке к этой встрече. Майор же удалецки поправляет усы, всем своим видом показывая деловой настрой на «сделку». Кошка намывает гостей. Прислуга сплетничает, обсуждая жениха.

Купеческая семья, желающая породниться с дворянином, очевидно, имеет претензию на вкус, однако выходит нескладно: сюртук на хозяине дома сидит мешком, на голове купчихи — крестьянский платок, девица манерам не обучена, да и бальное платье, сшитое из кисеи, скорее подошло бы для званого ужина, чем для сватовства. К тому же, это наряд вечерний, а действие, судя по потушенным лампам, происходит днем.

Федотов изобразил типичную для своего времени ситуацию

Сцена разыгрывается в передней, что не соответствует этикету. Скатерть не годится для приема пищи — она уместнее смотрелась бы в кабинете или будуаре. Накрытый стол слишком мал для такого количества закусок, да еще и постных. Шампанское изящно подать не умеют — бутылка и бокалы стоят на стуле.

Федотов «Свежий кавалер», 1846

Федотов скрупулезно выписывал детали. А для стола даже собрал «моделей», несмотря на стесненность в средствах. Однажды друг застал Федотова за столом с бокалом шампанского в руке.

— Что за роскошество! — удивился он, зная, как беден художник. — Уничтожаю натурщиков, — объяснил Федотов.

Интересно, что и сам жених не особенно знаком с этикетом. Например, он явился без букетов для невесты и будущей тещи. По всей видимости, дворянство он получил вместе с эполетами по выслуге лет, а потому уровень его культуры близок к купеческому.

На выставке Федотов декламировал свои стихи о сюжете картины

Контекст

И нам, и современникам Федотова было очевидно, что брак этот не по любви, а по взаимовыгодному расчету: майору нужны деньги, купеческой семье — статус. Подобные браки случались тогда повсеместно.

Типичность персонажей и реалистичность обстановки заставляли публику хохотать до колик. Кроме одного.

Есть легенда, что однажды к Федотову приехал отставной майор, который почти со слезами на глазах благодарил художника за то, как он правдиво передал его собственную жизненную историю. Майор был счастлив в браке и иронии полотна не понял.

Федотов «Разборчивая невеста», 1847

После выставки 1849 году Федотов проснулся звездой. Его сатиру сравнивали с гоголевской и островской. Сам же художник был рад, очень рад. Время от времени он приезжал на выставку и нараспев читал свою «Рацею» — объяснение картины в стихах.

  • Например:
  • Начинается, Починается О том, как люди на свете живут, Как иные на чужой счет жуют. Сами работать ленятся,
  • Так на богатых женятся.
  • Или вот еще:

А вот извольте посмотреть, Как в параде весь дом: Всё с иголочки в нем; Только хозяйка купца Не нашла, знать, по головке чепца. По-старинному — в сизом платочке. Остальной же наряд У француженки взят Лишь вечор для самой и для дочки. Дочка в жизнь в первый раз, Как боярышня у нас, Ни простуды не боясь, Ни мужчин не страшась, Плечи выставила напоказ. — Шейка чиста,

Да без креста.

И так далее обо всех персонажах. Здесь зрители аплодировали.

Судьба художника

Сын военного, Федотов и сам начинал на том же поприще. И не он был первый, кого Петербург довел до богемной жизни. Павел начал посещать занятия живописью, рисовать полковых коней, портреты великого князя Михаила Павловича, батальные сценки.

За «Сватовство майора» Федотова сравнивали с Гоголем и Островским

Несколько его рисунков показали великому князю, а тот, в свою очередь, — своему августейшему брату.

В результате появилось повеление «предоставить рисующему офицеру добровольное право оставить службу и посвятить себя живописи с содержанием по 100 руб. ассигнациями в месяц».

Федотов решил воспользоваться шансом и вышел в отставку. Началась суровая жизнь свободного художника. Денег не хватало, приходилось Павлу Андреевичу и его семье туго.

Федотов Павел Федотов

Однажды баснописец Иван Крылов увидел комические бытовые зарисовки Федотова. Он так развеселился, что начал решительно отговаривать Павла Андреевича от батализма и склонять работать в жанре критического реализма.

Так появились картины «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста». На них обратил внимание всемогущий в то время Карл Брюллов. Он подсказал начинающему живописцу сюжет «Сватовства майора».

На какое-то время Федотов забыл о денежных трудностях. Но не надолго.

На новоявленного обличителя обратила пристальное внимание цензура. Несколько изданий с иллюстрациями Федотова было запрещено к печати. Положение художника становилось патовым. От перенапряжения физических и духовных сил он сошел с ума. В клинике, куда Федотова поместили друзья, врачи не смогли ему помочь, и вскоре художник скончался.

Источник: https://diletant.media/articles/35596610/

Сочинение по картине П.А. Федотова «Сватовство майора»

Федотов

     Творчество П.А. Федотова настолько разнообразно, что им можно бесконечно любоваться. Но есть и единое во всех полотнах живописца – это его попытка самому посмотреть на мир с улыбкой и попытаться всем зрителям подарить хорошее настроение. Вот и картина «Сватовство майора» не исключение. Чем так примечательна работа художника? Какое мое отношение к его творчеству?

     Волнительная и радостная, предвкушающая много эмоций атмосфера царит в доме купца. Нарядно одетые дамы, словно сегодня какое-то необычное торжество не скрывают своего возбуждения. И причина этого в том, что на пороге уже стоит очень желанный гость, на которого необходимо произвести неизгладимое впечатление.

Ведь он жених! Майор промотал все свои сбережения, и теперь вынужден искать себе партию среди купеческих дочерей, коей и является дочь хозяев дома, в который он сейчас и пришел. Отец девушки охотно согласится на этот брак, ведь офицер дворянин, а значит, его дочь ждет благополучное будущее.

Он первый отправляется встретить своего будущего родственника и поприветствовать его.

     В то время, пока майор браво разглаживает свои усы, в комнате царит настоящая суета. Вошедшая сваха сообщает о приехавшем на смотрины женихе. Все присутствующие ждали этого события. Ведь на столе наготовлены разные угощения.

А сама невеста, как и ее мать, разряжена во все самое красивое и модное. Но нервы девушки не выдерживают, и она бросается к выходу, чтобы убежать. Родительница, схватив ее за платье, пытается остановить. Такое жеманство явно не поощряет взглядом кухарка, что зашла с пирогом в комнату.

Спокойна во всей этой кутерьме только умывающаяся кошка.

     П.А. Федотов пользуется прекрасным способом показывать значимость персонажей, выделяя их цветовой гаммой. Главный акцент картины делается на яркое светлое платье будущей невесты. Оно такое прекрасное, что напоминает подвенечное.

Жених тоже выделен, благодаря тому, что художник изобразил его находящемся в хорошо освещенной комнате. Служанка и маменька в светлых платьях одинакового тона, это следующие фигуры, которые обращают на себя внимание. Еще одним персонажем, на который живописец делает упор – сваха.

Именно ее красный наряд показывает смысл этой встречи. Отец и две женские фигуры остаются в тени своего черного, похожего на тень одеяния.

     Такая картина надолго запомнится. Она позволила лучше понять многогранный талант художника. Каждый образ подан с некой долей юмора, но при этом так подробно описан, что его личная история легко мною, как и многими другими зрителями прочитывается.

Источник: https://isoch.ru/fedotov/276-pa-fedotova-svatovstvo-mayora.html

Описание картины Сватовство майора

Федотов

артина «Сватовство майора» написана художником П. А. Федотовым в 1848 году.

Сюжет картины касается одной из важных сторон социальной жизни — стремления к обогащению, к наживе, нравственного растления дворянства и купечества. Часто обедневшие дворяне стремились заключить брак с дочерями купцов, который позволял им получить богатое приданое.

Так они обменивали свою знатность на золото, купцы же получали хорошие связи и родовитость для своих внуков. Естественно, что ни о какой любви речь не шла, разорившийся дворянин решил поправить свои денежные дела женитьбой на богатой купчихе. Этот брак выгоден для обеих сторон. Браков, которые по сути дела являли собой торговую сделку, было очень много в тогдашней жизни…

Художник в картине показал момент появления жениха в купеческом доме, что вызвало переполох в семействе. Сваха, вбежавшая в комнату, сообщает о приезде офицера. Все в доме уже ждут жениха. На столе дорогие вина и яства, служанка вносит пирог.

Центром композиции, является милая девушка в нарядном, шитым из шелка, кажущемся воздушным, платье. Наверняка, это и есть невеста, которую сватают майору. Она пытается убежать перед приходом своего жениха, но мать властно удерживает ее и вынуждает остаться в комнате. Очевидно такой открытый наряд купеческая дочь примерила впервые и очень смущена, чувствуя себя раздетой.

В лице ее маменьки, удерживающей дочь от побега в соседнюю комнату, видны типичные черты купчихи — властность и расчетливость. Скорее всего, ее слово в семье и является главным, она принимает основные решения в этой семье. .

Рядом с ней мы видим и самого купца — добродушного мужичка с окладистой бородой, который пытается застегнуть нарядную и не совсем привычную для него одежду, готовясь к появлению долгожданного гостя. Он очень доволен очередной сделкой, ведь его внуки уже будут дворянами Чего только не сделаешь ради очередной удачной сделки!

Сваха, стоящая рядом с отцом, указывает руками на дверь, где мы и видим жениха-майора, покручивающего свой ус. Жених-офицер стоит в стороне, закручивая тугой ус и подумывая о богатом куше, который может получить после свадьбы. Судя по хитрому прищуру и довольному выражению его лица, он уже подсчитывает все выгоды своей будущей женитьбы.

Майор явился без положенных букетов для невесты и ее матери, значит ни о каких-либо чувствах речь здесь и не идет. Ему нужно деньги, которые он и получит у своего тестя-купца. Подобная свадьба-сделка стала нормой для российского общества, это-то и высмеивает Федотов, изобразившей на своей полотне типичных представителей современной жизни.

Здесь же мы глуховатую старуху-приживалку, расспрашивающая у помощника купца о происходящем, и кухарку, держащую поднос с пирогом.

Рядом прислуга, с иронией наблюдающая за происходящим, готовит комнату к встрече важного гостя. И только котенок на переднем фоне картины занят своим важным делом, он с довольным видом умывается и не думает о предстоящей помолвке.

Таким образом, полотно рассказывает нам о простой «продаже» девушки, которую воспитывали, наряжали, давали ей образование только для того, чтобы потом выгодно с пользой для себя выдать замуж.

Ведь они не виновны в падении нравов современности.

Разве можно упрекнуть купца в том, что он таким макаром решает свои проблемы, желая подняться по социальной лестнице? А невесту — в неискренности чувств, если будущий брак сулит ей дворянство? В сватовстве майора, жениха-щеголя упрекнуть не в чем: жениться ради денег в то время было скажем в порядке вещей, это было модно, разве можно думать о какой-то там любви, пребывая без гроша в кармане?

Источник: http://k-a-r-t-i-n-a.ru/opisanie-kartinyi-svatovstvo-mayora/

Сочинение по картине П.Федотова «Сватовство майора»

статьи

сочинения по картине, школьная программа

Федотов

В статье вы найдете сочинение по известной картине Федотова «Сватовство майора».

Выдающегося русского художника Федотова прославили его картины, на которых изображены будничные и очень характерные сцены из жизни людей. Они кажутся случайными, подсмотренными, но удивительно точно передают целые истории, описывают или даже высмеивают какие-то общественные явления и пороки. «Сватовство майора» — как раз такая картина.

На своем полотне Федотов изобразил сцену, хорошо знакомую его современникам. Обедневший офицер высокого происхождения, у которого нет ничего, кроме имени, сватается к дочери купца. Этот брак — взаимовыгодная сделка. Жених получит приданое, а купец – породнится с представителем дворянства.

В центре картины художник расположил саму невесту и ее мать. На девушку он надел светлое платье, которое выглядит неловкой претензией соответствовать уровню жениха. Такое платье не подходит для приема гостей дома, оно скорее бальное, но, похоже, семье купца такие тонкости неизвестны.

Сама девушка чувствует себя неловко в непривычном наряде и пытается убежать. Мать удерживает ее. Лицо этой женщины выглядит решительным и властным. На ней тоже дорогое платье, но на голове она носит привычный платок. Отец невесты – бородатый купец, который торопится натянуть сюртук.

Справа в дверном проеме можно увидеть сваху. Она привела самого жениха. А тот стоит в другой комнате. Его лицо повернуто так, что зритель может его рассмотреть. Он выглядит довольным запланированной «сделкой».

Слева у стола стоит служанка, с ней еще две фигуры. Стол, скатерть, мебель, потолок и большая люстра показывают нам типичную комнату в богатом доме купца.

Эдакое смешение стилей у людей, которые еще недавно были внизу социальной лестницы общества, а сегодня строят планы на выгодный брак.

По мнению критиков, картина задумывалась Федотовым как своего рода сатира. Все главные фигуры на ней комичны, вызывают осуждение и порицание. Семейство купца стремится выбиться «из грязи в князи», пожертвовав счастьем дочери.

Майор же согласен на выгодный брак без любви из-за денег. Позднее Федотов нарисовал копию этой картины, изменив часть деталей.

На ней он изобразил офицера неприятным и несимпатичным типом, а девушке придал черты, вызывающее сочувствие к ее судьбе.

В наше время картина, конечно, несколько потеряла свое острое социальное звучание. Но все же она интересна не только как иллюстрация нравов прошлого.

Мне кажется, что у Федотова была способность тонко подмечать характеры, а также объединять образы в живое взаимодействие.

Люди «Сватовства» — не отдельные фигуры, у которых свои отдельные истории, они словно движутся, подталкивают друг друга, образуют хоровод, становятся причинно-следственными связями друг для друга.

Сочинение по картине «Сватовство майора» предоставлено tulliusm.

Советую почитать другие отзывы и статьи:

Источник: https://chitatelnica.ru/stati/svatovstvo-mayora-sochinenie-po-kartine.html

Сочинение по картине П. А. Федотова Сватовство майора — 9 класс

Павел Андреевич Федотов (1815-1852) родился в Москве в семье бедного чиновника. В 1 Плетнем возрасте был определён в воспитанники Первого Московского кадетского корпуса. Получив офицерское звание, переселился в Петербург. Увлёкся рисованием, стал посещать вечерние уроки рисования в Академии художеств.

В свободное время также много рисовал, в основном портреты сослуживцев и знакомых. Особенно удавались Федотову изображения великого князя Михаила Павловича Романова, брата императора Николая I.

Художественный дар молодого офицера был замечен великим князем, а благодаря ему — и самим императором, который распорядился “предоставить рисующему офицеру добровольное право оставить службу и посвятить себя живописи с содержанием по 100 руб. ассигнациями в месяц”.

Федотов не сразу решился воспользоваться этой возможностью. Но, по-видимому, желание посвятить себя живописи было достаточно сильным, и в 1844 г. он вышел в отставку в чине капитана с правом носить военный мундир.

Денег, которые художник получал из казны, не хватало, он оказался в ещё более трудном материальном положении, чем раньше. Помимо расходов на жизнь и приобретение необходимых материалов приходилось ещё помогать отцу.

Тем не менее Федотов был твёрд в стремлении сделаться настоящим художником.

Картина “Сватовство майора” принесла автору известность и звание академика, а также некоторое улучшение материального положения. Эта работа снискала похвалы признанных мэтров искусства, таких, как К. П. Брюллов.

Интересно, что сам художник написал к своей картине стихотворное объяснение, которое в немалой степени способствовало росту популярности “Сватовства майора”.

Федотов нередко писал стихи, связанные со своими картинами, а также на другие темы. Его поэтическое творчество сильно уступает живописному, да и сам художник не относился к своим стихам серьёзно.

Самым удачным стихотворным произведением художника его друзья считали именно объяснение к “Сватовству майора”.

Многие специалисты сходятся во мнении, что художественное творчество Федотова стоит у истоков критического реализма в живописи. Сюжеты для своих работ он находил в повседневной жизни. Тонко подмечал гротескные, карикатурные детали, чрезвычайно точно воспроизводил мельчайшие подробности обстановки.

Замысел картины “Сватовство майора” появился у художника в конце 18040-х гг. Сюжет её таков.

Офицер в звании майора, не имеющий капитала и поместья, решает улучшить своё материальное положение, женившись на дочери богатого купца. Предварительные переговоры он поручает свахе, как было принято в те времена.

Убедившись в том, что родители девушки благосклонно смотрят на его кандидатуру, он является в их дом лично, чтобы сделать официальное предложение.

На выставке в Петербурге в 1848 г. картина имела большой успех. Иногда автор лично давал стихотворные пояснения к своему произведению:

  • Начинается, начинается рассказ
  • О том, как люди на свете живут,
  • Как иные на чужой счёт жуют.
  • Сами работать ленятся,
  • Так на богатых женятся.

Действие происходит в типичной для того времени комнате купеческого дома. С покрытого росписью потолка свисает массивная люстра. На стенах — картины, блестит навощённый паркетный пол. Как вспоминал один из близких друзей художника, Федотов долго искал подходящий интерьер.

В комнате спешно идут последние приготовления к встрече жениха. В левой части картины — стол, на котором уже расставлено угощение, служанка как раз ставит блюдо с большим пирогом. За спиной служанки перешёптываются работник и приживалка.

Центральную часть картины занимают фигуры двух нарядно одетых женщин — невесты и её матери. На девушке белое платье из тонкой лёгкой ткани, украшенное вышивкой.

Волосы спереди гладко зачёсаны, на затылке свёрнуты узлом и убраны в сетку. Тщательно выписаны украшения: жемчужное ожерелье, браслеты, серьги.

На полу у ног невесты лежит уроненный кружевной платочек — в порыве смущения, впрочем, скорее желания продемонстрировать робость, она убегает из комнаты.

Мужчина, чужой!

Ой, стыд-то какой!

Однако мать удерживает дочь за подол пышного платья. Мать невесты — это типичная купчиха, дородная и деловитая. На ней платье из золотистого шёлка, сверху наброшена светлая шаль. Лишь на голове — не чепчик, а старомодный платочек, завязанный на затылке.

  1. Художник мастерски передал блеск шёлка, в который одета купчиха, и прозрачность ткани, из которой сшит наряд её дочери.
  2. В правой части картины изображён хозяин дома, отец невесты — седобородый купец, который торопливо застёгивает темно-серый сюртук.
  3. Как хозяин-купец,
  4. Невестин отец,
  5. Не сладит с сюртуком;
  6. Он знаком больше с армяком.
  7. Как он бьётся, пыхтит,
  8. Застегнуться спешит:
  9. “Нараспашку принять — неучтиво!”

К купцу с радостной вестью обращается только что вошедшая сваха. Её лица почти не видно — оно обращено к хозяину дома. На свахе нарядный шушун из узорной алой парчи. Дверь, в которую вошла сваха, распахнута, и в проёме видна фигура жениха, одетого в парадный военный мундир, при шпаге.

  • Майор толстый, бравый,
  • Карман дырявый.
  • Крутит свой ус:
  • “Я, дескать, до денежек

Доберусь…”

Все лица, обстановку, даже её мельчайшие детали художник искал в реальной жизни. В роли майора позировал один из знакомых художнику офицеров. С трудом удалось найти подходящий типаж купца, а потом уговорить его позировать — тот долго отнекивался, говоря, “нельзя, батюшка, грех”. Даже кулебяку, пирог, который ставит на стол кухарка, Федотов писал с натуры, покупая на последние деньги.

Долгое время считалось, что художник высмеивает персонажей “Сватовства майора”, а вместе с ними и подобных им представителей купечества и дворянства. Но не всё так однозначно.

Если присмотреться повнимательнее к персонажам картины, легко заметить, что все они по-своему симпатичны, чувствуется доброе, хоть и немного ироничное отношение к ним художника.

А как тонко передал Федотов ощущение домашнего уюта! Не случайно на переднем плане картины изображена кошка — обыкновенная кошка, серая с белым, которая умывается, равнодушная к суете вокруг.

Герои картины Федотова — это живые люди, со своими достоинствами и слабостями. Может, не лучший выбор делает купец, собираясь выдать дочь за майора, который по возрасту годится ей в отцы и зарится на богатство.

Но купец-то искренне полагает, что печётся о счастье дочери — став женой дворянина, она повысит свой социальный статус, войдёт в круг “благородных”, куда купцам, несмотря на богатство, иного пути нет.

Так что “Сватовство майора” — не просто усмешка, забавный анекдот, а подлинная жизнь, где нет только чёрного и белого, где все полутона и игра света.

Интересно, что этот сюжет глубоко затронул воображение художника: Федотов даже сделал зарисовку-“продолжение”, где изобразил визит молодожёнов к родителям, которые обнимают зятя и дочь.

Источник: https://compendium.su/rus/5-9klass/108.html

Сочинение по картине Федотова «Сватовство майора»

Родоначальник критического реализма в русском изобразительном искусстве П. А. Федотов (1815-1852) ввел в бытовой жанр драматизм и сюжетную остроту. В своих произведениях художнику удавалось сочетать изобличение социально-нравственных пороков жизни общества с тонким психологизмом и поэтическим восприятием реальности.

На картине «Сватовство майора» действие разыгрывается перед зрителем как завязка комедии. Дом купца-толстосума. Скромная обстановка гостиной даже не намекает на истинные размеры богатства хозяина. «Капитал — дело скрытое» — золотое правило купечества.

Все уже готово для встречи долгожданного гостя — жениха-дворянина. Служанка заканчивает накрывать на стол, невеста надела сильно декольтированное бальное платье, не соответствующее нарочито скучной обстановке, на руках и шее сверкают драгоценности.

Принарядились сообразно торжественному случаю и ее родители. Федотов показал не само сватовство, а предшествующий ему момент. Сваха, вошедшая в комнату, сообщила хозяевам о том, что претендент на руку девицы прибыл.

Он явился при полном параде, желая произвести на будущих родственников «нужное» впечатление.

Приход бравого майора привел в волнение обитателей дома.

Каждый человек, находящийся в комнате, по-своему откликается на слова свахи: молодая кокетка стремится ускользнуть из комнаты, демонстрируя напускную скромность, однако мать успевает схватить ее за платье; на них внимательно смотрит кухарка, ставя на стол закуски, за ее спиной шушукаются двое домочадцев; отец семейства спешит выйти навстречу к гостю. И только кошка на первом плане остается безучастной к происходящему.

В этом произведении особенно отчетливо видно использование излюбленного автором приема — контраста движений (скрытых и явных).

Другими словами, на холсте схвачено краткое мгновение из калейдоскопа быстро меняющихся событий, но зритель будто знает, что именно произойдет в следующий момент.

В таком композиционном построении есть некоторая доля театральности, посредством которой художник подчеркивает фальшь и ложный блеск происходящего.

Вы сейчас читаете сочинение Сочинение по картине Федотова «Сватовство майора»« Краткое содержание «Тринадцатый подвиг Геракла» ИскандераКраткое содержание «Каменный гость» Пушкина »

Источник: https://schoolessay.ru/sochinenie-po-kartine-fedotova-svatovstvo-majora/

Технологическая карта внеурочного занятия «П.Федотов «Сватовство майора»»

  • Сформировать знания и умения по правилам этикета.
  • Беседа по картине Павла Федотова «Сватовство майора».
  • 1) Рассматривание картины.
  • Как вы думаете, почему она так называется ?

2) Определение ближнего и дальнего плана картины..

-Перечислите кого художник изобразил на картине ?

-Кто выступает на переднем плане ? на заднем ?

3) Анализ изображенных героев на картине.

Художник изобразил майора, пришедшего свататься к купеческой дочери.

— Знаете ли вы, кто такой майор ? (Военный, носящий такое звание.)

— Вы увидели его на картине?

— Что вам подсказало, что это именно он ? (На нем военная форма.)

  1. — Что означает слово «сватовство» ?
  2. (Свататься – просить кого-то себе в жены, предлагать себя в мужья.)
  3. — Вы догадываетесь, к кому сватается майор ?
  4. — Эта девушка купеческая дочь.
  5. — Видите ли вы самого купца- отца девушки ?
  6. — А ее мать купчиху?
  7. — Вам известно, кто такой купец и каково его основное занятие ?
  8. (Купцы занимались торговлей, владели торговыми лавками и магазинами.)
  9. — Как вам кажется, богато ли живет купец ?
  10. — Найдите на картине доказательства того, что купец живет богато.
  11. — Обратите внимание на люстру.
  12. — Делает ли она обстановку комнаты более торжественной ?
  13. — Рассмотрите внимательно потолок.
  14. (Он украшен цветной росписью и лепниной.)
  15. — Как украшены стены комнаты ?
  16. — Нарядная ли скатерть на круглом столе ?
  17. — Богато ли одеты жена и дочь купца ?
  18. — Какое платье на купчихе ?
  19. (На купчихе атласное платье и нарядная шаль.)
  20. — А на дочери ?
  21. (Купеческая дочь выглядит как невеста в своем воздушном, пышном светло-розовом платье с белой кряжевой.)
  22. — Какие украшения у девушки ?
  23. (Серьги, ожерелье, браслеты.)

— Рассмотрите средний из трех больших кругов, помещенных справа от репродукции. Это увеличительная деталь картины. Найдите эту деталь на репродукции и рассмотрите ее через лупу. Какие украшения она помогает увидеть ?

  • — Готовились ли в доме купца к приему гостя ?
  • — Из чего это видно ?
  • — Как вы думаете, майора будут принимать в этой комнате ?
  • — Будут ли его угощать ?
  • — С помощью маленькой круглой рамки покажите детали, которые подтверждают ваш ответ.

— Кто готовит и расставляет на столе угощение ? (Прислуга.)

  1. — Чем будут угощать майора ?
  2. (На столе красная рыба, селедка, пирог.)
  3. — Как ведет себя невеста ?
  4. — Хочет ли она выходить замуж за майора ?
  5. — Почему она убегает ?
  6. — Рассмотрите жест ее рук и выражение лица.
  7. -Что девушка выронила из рук ?
  8. — Догадываетесь, кто считает майора подходящим женихом ?

— Найдите подтверждение своей догадки в поведении купца и купчихи ? (Купец с улыбкой выходит навстречу гостю. Купчиха старается удержать, остановить убегающую дочь.)

  • — Предположите, могла ли в те времена ( более 150 лет назад) девушка пойти против воли родителей ?
  • — Для чего богатый купец хочет выдать свою дочь за бедного майора ?
  • — Этот брак можно назвать выгодной сделкой и для одной стороны (майор получит часть состояния купца в качестве приданого), и для другой ( наследники купца получат дворянский титул, которым обладает майор).
  • — Можно ли сказать, что художник хотел обратить внимание зрителей на то, что многое в обществе делается по расчету, в котором нет места чувствам людей ?
  • Рассматривают репродукцию картины.
  • Отвечают на вопросы.
  • Анализируют героев, изображенных на картине.
  • Отвечают на вопросы учителя.
  • Высказывают свою точку зрения.
  • Рассматривают делали картины, находят связь изображенных предметов между собой.
  • Рассматривают увеличенные детали картины.
  • Анализируют и прогнозируют настроение героев, их отношение к друг другу и их действия.
  • Высказывают свою тоску зрения.
  • .
  • Личностные:
  • — формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
  • — воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
  • — развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
  • — формирование духовных и эстетических потребностей;
  • — воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
  • Познавательные:
  • — ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • — делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
  • -добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  • — перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

-сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.);

  1. Коммуникативные:
  2. -уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
  3. — донести свою позицию до собеседника;
  4. — оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста);
  5. — уметь слушать и понимать высказывания собеседников;

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/tehnologicheskaya_karta_vneurochnogo_zanyatiya_174645.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector