Климт густав «портрет адели блох-бауэр i» описание картины, анализ, сочинение

  •    Это история,   в  которой участвуют гений Густав Климт, роковая женщина Адель Блох-Бауэр, картина стоимостью 135 миллионов долларов, Адольф Гитлер, племянница Мария Альтман, правительство США и народ Австрии.
  • О МОДЕЛИ И ХУДОЖНИКЕ  
  •  Познакомимся ближе с Аделью Блох-Бауэр.
  • Климт Густав
  •                        Отец Адели, Мориц Бауэр, крупный банкир, Председатель Ассоциации Австрийских Банкиров, долго искал достойных женихов для своих дочерей, и выбрал братьев Фердинанда и Густава Блох, занимавшихся сахарным производством и имевшим несколько предприятий, акции которых непрерывно росли. Климт Густав
  • Фердинанд Блох.

                     Адель Бауэр в 1899 году будучи 18 лет от роду вышла замуж за значительно более старшего по возрасту Фердинанда Блоха. До этого ее сестра Мария вышла замуж за брата Фердинанда Блоха — Густава. Обе семьи взяли фамилию Блох-Бауэр.

                      Мария Альтман, племянница и наследница Адели Блох-Бауэр, описывала свою тетку так: «Постоянно страдающая головной болью, курящая, как паровоз, ужасно нежная и томная. Одухотворенное лицо, самодовольная и элегантная».

  1.               Семья Фердинанда и Адели принадлежала к избранному слою крупной еврейской буржуазии того периода.
  2.              В их салоне собирались живописцы, писатели и такие известные социал-демократы, как Карл Реннер и Юлиус Тандлер.
  3.              В число художников, которых поддерживала семья Блох-Бауэр, входил и Густав Климт.

                 Их дружба началась в 1899 году. Адель Блох-Бауэр четыре раза становилась моделью для картин Густава Климта и не подозревала, что помимо всемирной славы ее имя будет замешано и в скандале.

Климт Густав

  •                                              Юдифь I, 1901,
  •                     Уже в 1901 году Климт написал «Юдифь I», для которой послужила моделью сама Адель Блох-Бауэр, хотя этот факт нигде не афишировался.
  •                                                           Климт Густав  
  •                                                      Юдифь II, 1909                                 

      Через восемь лет Климт написал «Юдифь II» являются воплощениями  роковой женщины Климта. Его Юдифь – не библейская героиня, а скорее, жительница Вены, его современница, о чем свидетельствует ее модное, возможно, дорогое шейное украшение.                                                

                       Картину «Юдифь II» часто в каталогах и журналах называют «Саломеей». Искусствоведы были уверены, что Климт имел в виду именно Саломею, типичную роковую женщину, о которой в конце века вышли книги и полотна Гюстава Моро, Оскара Уайльда, Обри Бердслея, Франца фон Штука и Макса­ Клингера.

                               Климт Густав                

                        Друг Климта Альфред Басс записал в своем дневнике: «Когда я увидел «Саломею» Густава – я понял, что все женщины, которых я знал до сих пор, были ненастоящими. Когда я увидел его «Поцелуй» – понял, что не любил никогда по-настоящему. Когда я увидел эскиз к «Юдифи» – осознал самое страшное, что и не жил я вовсе, а если и жил, то ненастоящей жизнью»

                           Интересная версия.

            Говорят,что муж знал о связи своей жены Адели с Густавом Климтом и при подписаниии контракта на новою картину поставил несколько условий,в том числе ,

чтобы художник нарисовал 100 эскизов.Фердинанд надеялся,что Адель при таком долгом позировании надоест Климту. Так это было или нет,но он оказался прав.

 Климт Густав

                   В 1903 году Климт получил от Фердинанда Блоха заказ на официальный портрет жены. В следующие четыре года художник создал более 100 набросков для картины, прежде чем в 1907 году смог представить на всеобщее обозрение свою «Золотую Адель», на которой модели было 26 лет.

Климт Густав

Портрет Адели Блох-Бауэр 1907г или ЗОЛОТАЯ АДЕЛЬ

              Идею картины художник придумал сразу, а сто набросков понадобилось, чтобы точно определить положение рук и головы. Этот портрет, часто называемый «Австрийской Моной Лизой», считается одним из самых значительных полотен Климта и австрийского «югендстиля» в целом.

                 Изящная женская фигурка сидит в кресле. Свободного пространства над и под ней нет, она занимает всю вертикаль картины. Изображение головы кажется обрезанным вверху. Чёрные, убранные наверх волосы и непропорционально большой красный рот контрастируют с чрезвычайно бледной, почти бело-голубой карнацией.

               Женщина держит сцепленные в динамическом изгибе руки перед грудью и смотрит прямо на зрителя, чем достигается усиление визуального воздействия.

                      Поверх обтягивающего фигуру платья наброшена шаль. Она струится, расширяясь от рук к нижнему краю картины. Здесь также преобладают золотые тона. Декольте платья украшает тонкая кайма из прямоугольников и широкая полоса с двойным рядом треугольников.

                     Затем использован узор из беспорядочно расположенных стилизованных глазков, вписанных в треугольники. Накидка с орнаментом из спиралей, фигур-листьев и едва обозначенных складок кажется чуть светлее платья.

Климт Густав

                 Говорят, что свои портреты Климт писал с обнаженных моделей, а уже потом закрывал тела плоскими орнаментальными одеждами. Возможно, и так, но то, что пуританская публика называла «испорченностью», буквально сочится с этого полотна.

                     Но при этом художник точно изобразил молодую женщину, уставшую от собственной респектабельности, от богатой жизни, превратившейся в золотую клетку, и желающую вырваться на свободу.  

 Климт Густав                               Натуралистично были изображены только лицо, плечи и руки. Интерьер вместе с развевающимся платьем и мебель лишь обозначены и, переходя в орнамент, становятся абстрактными, что отвечало колористической гамме и формам, которые использовал Климт на рубеже веков.

                Кресло, также золотое, выделяется на общем фоне только благодаря рисунку из спиралей — на нём полностью отсутствуют какие-либо тени, полутона или контуры. Небольшой салатово-зелёный фрагмент пола вносит цветовой акцент в общую гамму и помогает придать фигуре устойчивость.

В 1912 году художник пишет ещё один портрет Адели Блох-Бауэр.

Климт Густав

  1.  Портрет Адели Блох-Бауэр II, 1912
  2.                       Фердинанд Блох-Бауэр приобрёл помимо первого «Портрета Адели Блох-Бауэр I» и второй — «Портрет Адели Блох-Бауэр II», а также ещё четыре пейзажа: «Березовая роща», «Замок Каммер на озере Аттерзее III» «Яблоня I», «Дома в Унтерахе-ам-Аттерзее».
  3.                 Готовый «Портрет Адели Блох-Бауэр I» в 1907 году был сразу выставлен в ателье художника в Вене и в этом же году появился в журнале «Немецкое искусство и декорация», а потом и на международной художественной выставке в Манхайме.

                    В 1910 г. портрет находился в зале Климта в рамках IX международной экспозиции вВенеции. До 1918 г. портрет не выставлялся и находился в распоряжении Фердинанда и Адели Блох-Бауэр. С1918 по 1921 гг. — в австрийской государственной галерее.

                         Адель Блох-Бауэр умерла 24 января 1925 г., оставив завещание, в котором просила своего мужа после его смерти передать два её портрета и четыре пейзажа кисти Густава Климта австрийской государственной галерее.Но он этого не сделал,передав австрийской галерее,только один пейзаж.

              Во время войны Фердинанд Блох-Бауэр бежал сначала в Чехословакию, а потом в Швейцарию. Картины вместе с большей частью его состояния остались в Австрии.Его состояние и собрание живописи было экспроприировано нацистами. В 1941 г. австрийская галерея выкупила полотна Климта «Портрет Адели Блох-Бауэр I» и «Яблоня I»

              Адольф Гитлер положительно относился к творчеству Густава Климта. Они встречались с Климтом, когда Гитлер пытался поступить в Академию Живописи в Вене. Тогда Климт уже был почетным профессором этой академии. В то время Гитлер зарабатывал себе на жизнь тем, что рисовал небольшие картинки с видами Вены и продавал их туристам в ресторанах и трактирах. 

                       Фердинанд Блох-Бауэр умер 13 ноября 1945 г. в Цюрихе. Перед смертью он отменил в своём завещании дарение картин австрийским музеям.

                                          Поскольку у Фердинанда и Адели детей не было, наследниками Фердинанд назначил детей своего брата – Марию Альтман, Луизу Гутманн и Роберта Бентли. Незадолго до своей смерти он нанял венского адвоката Ринеша для защиты интересов наследников.

                                   В 1946 году Австрия объявила все правовые акты, созданные нацистами, недействительными. Однако при возвращении хозяевам конфискованных нацистами художественных ценностей Австрия применяла к собственникам тактику добровольно-принудительной передачи ими музеям художественных шедевров в обмен на разрешение вывезти из страны основную часть их собраний.

                        Так же произошло и с пятью картинами Климта: они остались в Австрийской галерее – в обмен на то, что наследники Блох-Бауэров получили возможность вывезти основную часть коллекции.

                              Казалось бы, в истории можно было поставить точку, но в 1998 году Австрия приняла Закон о реституции предметов искусства, который обязывал вернуть произведения искусства, разграбленные нацистами, и позволял любому гражданину запросить в музеях информацию о том, каким путем произведения искусства попали в их фонды.

                       В этом же году австрийский журналист, работая в архивах, обнаружил документы, в которых была сфальсифицирована передача картин Климта в Австрийскую галерею Бельведер. Если помните, Фердинанд Блох-Бауэр в 1936 году подарил галерее только один пейзаж.

                                         Последовала серия статей на эту тему, и единственная из живых наследников Блох-Бауэров, гражданка США Мария Альтман, узнав об этом, обратилась в суд.

В феврале 2006 года знаменитая «Золотая Адель» и еще четыре картины Климта после судебного процесса «Мария Альтман против Австрийской республики» по решению международного суда стали личной собственностью 79-летней Марии Альтман, жившей с 1942 года в Лос-Анджелесе.

                        При этом правительство Австрии заявляло о своем желании сохранить в стране работы Климта. Австрия предприняла беспрецедентные в истории государства меры по спасению национального достояния: велись переговоры с банками о займе на покупку картин, правительство страны обратилось к населению с просьбой о помощи, намереваясь выпустить «облигации Климта».

            Общественность объявила подписку по сбору средств, и пожертвования стали поступать не только от австрийцев. Однако цена в 150 млн.

долларов, запрошенная Марией Альтман, в течение месяца взлетела до 245, а затем и до 300 млн.

После такого «алчного поведения» наследницы Австрия отказалась от права преимущественной покупки картин, и пять картин Климта были перевезены в Лос-Анджелес.

                        У Марии Альтман был редкий шанс войти в историю Австрии, проявив благородство и оставив полотна Климта на его родине. Конечно, не безвозмездно, ведь первоначальная оценка в 150 млн.

долларов рассматривалась в Австрии как справедливая компенсация. Однако последующий взлет цены в два раза и неуступчивость Альтман, конечно, не прибавили симпатии к этой пожилой женщине на родине художника.

                                 Кроме того, фактически было нарушено завещание самой Адели Блох-Бауэр, которая пожелала передать картины Австрийской галерее. Парадоксально, но волю Адели как бы выполнил нацистский режим, передав галерее картины Климта. Надо отметить, что портреты Адели, несмотря на разгул антисемитизма в Австрии того времени, выставлялись в музее и во времена нацизма.

                             В начале февраля 2006 года более четырех тысяч австрийцев и гостей Вены пришли в галерею Бельведер, чтобы последний раз увидеть пять картин Климта, которые перешли в частные руки. «Золотая Адель» была визитной карточкой венской галереи Бельведер, она долгие годы была помещена на обложки каталогов и альбомов о музее.

                              14 февраля 2006 года картины улетели за океан, а уже 19 июня в газетах появилось сообщение о том, что «Портрет Адели Блох-Бауэр I» приобрел за 135 млн.

долларов Рональд Лаудер и поместил его в своей Новой галерее в Нью-Йорке.

Теперь «Золотой Аделью» могут любоваться жители и гости Нью-Йорка, а всем прочим остается видеть знаменитую картину Климта на сувенирной продукции.

  • Кроме двух портретов Адели было переданы и три пейзажа.
  •  Берёзовая роща.
  •   Яблоня.
  • Дома в Унтерахе близ Аттерзее, 1916                   
  •                  7 февраля 2011 года Марии Альтман не стало, но ее наследники, даже при их большом желании, не смогли бы подарить картины Климта австрийской галерее Бельведер, поскольку все они уже были  распроданы частным лицам.
  •  Источники.

http://www.migdal.org.ua/times/112/21896/?&print=1

http://subscribe.ru/group/mir-iskusstva-tvorchestva-i-krasotyi/4758937/

http://www.adme.ru/tvorchestvo-hudozhniki/neobyknovennaya-istoriya-odnoj-iz-samyh-dorogih-kartin-​mira-720060/

http://www.adme.ru/tvorchestvo-hudozhniki/10-tajn-znamenityh-kartin-704910/

https://ru.wikipedia.org/wiki/                  

Источник: https://maxpark.com/community/6782/content/3200699

«Золотая Адель» или «Портрет Адели Блох-Бауэр», художник — Гюстав Климт ($135,000,000)

Климт Густав

Портрет Адели Блох-Бауэр I» (1907) — картина Густава Климта. Известна также как «Золотая Адель» или «Австрийская Мона Лиза». Картина считается одним из самых значительных полотен Климта и австрийского Югендстиля в целом. Лицо и руки, реалистично написанные в холодных тонах, являются визуальной доминантой в восприятии картины, выделяясь на фоне остальных элементов, исполненных орнаментально. Композиция полотна делится на две вертикальные части: справа изображена Адель Блох-Бауэр, левая часть почти пуста и содержит лишь намек на интерьер. Нижняя треть полотна заполняет подол её платья. Густав Климт отказался от изображения перспективной глубины на картине, отдав предпочтение плоскостности. Орнаментальное золото фона вытесняет эскизно обозначенное пространство на задний план. Стены, кресло и платье модели оказываются просто двухмерными фигурами, расположенными рядом.

Климт Густав

«Золотая Адель» или «Портрет Адели Блох-Бауэр», художник — Гюстав Климт ($135,000,000)

Климт Густав

Обнаруживаемая при детальном рассмотрении изящная женская фигурка сидит в кресле. Свободного пространства над и под ней нет, она занимает всю вертикаль картины. Изображение головы кажется обрезанным вверху.

Чёрные, убранные наверх волосы и непропоционально большой красный рот контрастируют с чрезвычайно бледной, почти бело-голубой карнацией.

Женщина держит сцепленные в динамическом изгибе руки перед грудью и смотрит прямо на зрителя, чем достигается усиление визуального воздействия.

Климт Густав

«Золотая Адель» или «Портрет Адели Блох-Бауэр», художник — Гюстав Климт ($135,000,000)

Климт Густав

Поверх обтягивающего фигуру платья наброшена шаль. Она струится, расширяясь от рук к нижнему краю картины. Здесь также преобладают золотые тона. Декольте платья украшает тонкая кайма из прямоугольников и широкая полоса с двойным рядом треугольников. Затем использован узор из беспорядочно расположенных стилизованных глазков, вписанных в треугольники (см.

символику «Всевидящего ока»). Накидка с орнаментом из спиралей, фигур-листьев и едва обозначенных складок кажется чуть светлее платья. Кресло, также золотое, выделяется на общем фоне только благодаря рисунку из спиралей — на нём полностью отсутствуют какие-либо тени, полутона или контуры.

Небольшой салатово-зелёный фрагмент пола вносит цветовой акцент в общую гамму и помогает придать фигуре устойчивость.

Для Австрии художник Густав Климт (1862 — 1918) — величина такой же значимости, как Пикассо для Испании или Ван Гог для Нидерландов. «Золотая Адель» или, как ее еще называют, «Австрийская Мона Лиза») — работа «золотого периода» мастера.

Картина написанная на холсте серебром и золотом, много лет была визиткой Австрии, но в феврале 2006 года эта и еще четыре работы Климта по решению международного суда были переданы гражданке США Марии Альтман. Именно она являлась единственной наследницей австрийца Блох-Бауэра.

Женщина, изображенная на портрете, Адель, была первой владелицей портрета и завещала мужу передать портрет в Австрийскую галерею. Но тот ее волю не выполнил, а завещал портрет супруги вместе с другим имуществом племянникам из Америки.

Однако, его завещание тоже не было исполнено сразу: картина была конфискована нацистами, и, таким образом, хотя бы завещание Адели было исполнено – портрет оказался в Австрийской галерее. Много лет спустя Мария Альтман предъявила свои права на «Золотую Адель». Не вдаваясь в нюансы – суд она выиграла, но соглашалась готова получить не картину, а «справедливые деньги» за нее.

Был объявлен сбор средств по всей Австрии для выкупа картины, но «справедливая цена от Марии» росла с каждым днем и, наконец, превратилась в непомерные 300 миллионов долларов. Поэтому и досталась Марии в «живом» виде, а вскорости была продана ею по самой высокой цене за произведение живописи на сегодняшний день – 135 миллионов долларов – владельцу косметической империи Рональду Лаудеру .

Источник: https://vilingstore.net/article/5912/zolotaya-adel-ili-portret-adeli-blohbauer-hudozhnik-gyustav-klimt-135000000/

Pic of the Week: «Портрет Адели Блох-Бауэр I», Густав Климт

У каждого произведения искусства имеет свою  судьба и свои тайны. И в рубрике «Pic of the Week» Styleinsider продолжает рассказывать о самых знаменитых шедеврах мировой живописи. И сегодня мы поговорим о полотне под названием «Портрет Адели Блох-Бауэр I» австрийского художника Густава Климта.

  • Год создания
  • 1907
  • Техника создания

Картина была написана маслом на холсте. Однако, художник увлекался византийским, египетским, минойским и микенским искусством. К тому же, одним из источником его вдохновения стали золотые церковные мозаики, увиденные Климтом в Италии. Поэтому, экспериментируя, художник использовал также технику рельефа и сусальное золото.

Другие названия

«Золотая Адель» или «Австрийская Мона Лиза»

Климт Густав

Эскиз к «Портрету Адели Блох-Бауэр I»

История создания

В 1903 году Густав Климт получил заказ от крупного сахарозаводчика Фердинанда Блох-Бауэра на  портрет его жены — Адели.

Это и не удивительно, ведь сама Адель Блох-Бауэр была хозяйкой модного салона, завсегдатаями которого были художники, поэты и другие представители богемных кругов Вены.

«Постоянно страдающая головной болью, курящая как паровоз, ужасно нежная и томная. Одухотворённое лицо, самодовольная и элегантная», — так говорила об Адели её племянница Мария Альтман.

К тому  же, ходят слухи, что одной из причин, почему Фердинанд заказал Климту портрет жены, была её любовная связь с художником. Таким образом Фердинанд надеялся, что проводя с Аделью большую часть своего времени и работая над её портретом Климт попросту устанет от неё.

Так или иначе, а известен тот факт, что на момент завершения работы над полотном отношения Климта и Адели, если они действительно существовали,  окончательно прекратились. На протяжении 4 лет Климт работал над портретом, создав к нему около сотни эскизов и экспериментируя с техникой. И в итоге мы получили настоящий шедевр живописи.

А через пять лет, в 1912 году, Климт написал еще один портрет Адели.

Климт Густав

«Портрет Адели Блох-Бауэр II», 1912

Интересные факты

— В течении 7 лет, с 1998 по 2005 год, длились судебные разбирательства за право обладания  «Портретом Адели Блох-Бауэр I» и несколькими другими картинами Густава Климта между Австрией и племянницей Адели Блох-Бауэр Марией Альтман, уже тогда проживающей в США. В итоге было признано право Марии на обладание пятью картинами Климта, в том числе и «Золотой Аделью».

— В 2015 году  была снята историко-биографическая драма  «Женщина в золоте», посвящённая этой картине. В фильме снялись Хелен Миррен, Райан Рейнольдс, Даниэль Брюль, Кэти Холмс и другие известные актёры.

  1. — В 2006 году «Портрет Адели Блох-Бауэр I» был приобретён американским предпринимателем Рональдом Лаудером за рекордную тогда для произведений живописи сумму в 135 миллионов долларов для основанной им Новой галереи в Нью-Йорке.
  2. — Платье для «Золотой Адели» создала муза Густава Климта, модельер Эмилия Флеге.
  3. Нонна Довбыш

Источник: https://styleinsider.com.ua/2017/08/pic-of-the-week-portret-adeli-bloh-bauer-i-gustav-klimt/

Прощай, «Золотая Адель»!

Климт Густав

  • Недавно Австрия попрощалась со своим национальным достоянием — юридическая справедливость восторжествовала, и теперь «Золотую Адель» Густава Климта нельзя будет увидеть ни в одном из музеев мира
  • Светлана Нарожная

Для Австрии художник Густав Климт (1862 — 1918) — все равно что Пикассо для Испании или Ван Гог для Нидерландов.  Самой известной его работой считается  «Портрет Адели Блох-Бауэр I» (его еще называют «Золотая Адель» или «Австрийская Мона Лиза») — вершина «золотого периода» Климта, визитка Австрии… В феврале 2006 года знаменитая «Золотая Адель» и еще четыре картины Климта по решению международного суда стали личной собственностью гражданки США Марии Альтман, единственной наследницы австрийского фабриканта Блох-Бауэра.

ИСКУССТВО ЗАВЕЩАТЬ

Адель, жена сахарного фабриканта Фердинанда Блох-Бауэра и знаменитая модель Климта, умерла в 1925 году: в завещании она просила мужа, чтобы после его смерти ее знаменитые портреты были переданы в Австрийскую галерею. Фердинанд полностью волю жены не выполнил, он передал галерее лишь один пейзаж Климта.

В 1938 году, после оккупации Австрии Германией, еврей Блох-Бауэр был вынужден бежать в Цюрих. Он  умер в 1945-м, оставив завещание в пользу племянницы и двух племянников (своих и жены).

Большая коллекция предметов искусства Блох-Бауэров, включая пять картин Климта (и «Золотая Адель» в их числе), была конфискована фашистской Германией и передана Австрийской галерее.

В 1946 году Австрия объявила все правовые акты, мотивированные нацистской идеологией, недействительными.

Однако при возвращении хозяевам конфискованных нацистами художественных ценностей Австрия применяла к собственникам тактику добровольно-принудительной передачи ими музеям художественных шедевров в обмен на разрешение вывоза из страны основной части их собраний.

Так же произошло и с пятью картинами Климта: они остались в Австрийской галерее — за то, что наследники Блох-Бауэров получили возможность вывезти основную часть коллекции.

Эта практика Австрийской Республики долгое время вызывала нарекания.

Наконец, в ответ на обвинения в нарушении международного права в 1998 году в Австрии был принят новый закон о реституции, согласно которому жертвы войны могли претендовать на возвращение ЛЮБОЙ собственности, находящейся ныне в музеях и галереях (к 2006 году бывшим владельцам и их наследникам уже было возвращено более 5 тысяч предметов искусства, включая 15 работ Климта). Парадоксальная ситуация привела к тому, что, восстанавливая юридическую справедливость, Австрия начала на глазах терять свои шедевры — такие, без которых меняется культурный вес страны. Кульминацией стало «дело Альтман» — дело о пяти знаменитых полотнах Климта. 

СТРАСТИ ПО КЛИМТУ

Климт Густав

Единственная из живых наследников Блох-Бауэров, Мария Альтман, гражданка США, узнав об этой правовой коллизии, обратилась к австрийскому правительству, ответа не последовало. Тогда Альтман вначале обратилась в австрийский суд, а затем, будучи гражданкой США, в американский.

Возможность рассмотрения дела в американском суде была совсем не очевидна. Действительно, все события относились к пред- и послевоенному периоду, происходили в другом государстве, а оспариваемые картины никогда не находились на территории США.

Но в 2003 году американский окружной суд все-таки принял к рассмотрению иск Марии Альтман против Австрийской Республики и вынес вердикт в пользу наследницы. В 2005 году уже в Верховном суде США слушался вопрос о возможности рассмотрения иска Альтман против суверенного государства.

На основании акта об ограничении суверенитета в особых случаях, принятого в США 1976 году, Верховный суд постановил, что для государственной неприкосновенности существуют «ретроактивные исключения, в тех случаях, когда речь идет о собственности, захваченной в нарушение международного права», и это дело может рассматриваться в американском суде (Фердинанд Блох-Бауэр не являлся австрийским подданным, и конфискацию его имущества сочли нарушением международного права). О том, насколько этот вопрос сложен и неоднозначен, свидетельствует хотя бы то, что вердикт был принят шестью голосами судей Верховного суда «за» при трех «против».

Альтман понимала, что исполнения решения американского суда суверенной Австрией она, в силу весьма преклонного возраста, может и не дождаться. Австрии же было важно перенести решение вопроса под свою юрисдикцию.

Это позволило бы государству в какой-то мере сохранить лицо, да и судебные издержки в Верховном суде США уже стоили Австрии 3,5 млн евро. Обе стороны пришли к соглашению о перенесении рассмотрения дела о наследстве в арбитражный суд на территории Австрии.

Как отмечалось в решении арбитражного суда, полной ясности в том, кто же из супругов Блох-Бауэров (Адель или Фердинанд) являлся собственником картин, нет до сих пор.

Однако по законодательству Австрии, существовавшему на момент смерти Адели в 1925 году, сомнения в семейных имущественных спорах трактовались в пользу мужа (сейчас это, конечно, уже не так).

В частности, и на этом основании 16 января 2006 года арбитражный суд подтвердил право собственности на пять картин Климта из Австрийской галереи за 79-летней Марией Альтман. Этот прецедент будут изучать на факультетах права многих университетов: в нем ставились под сомнения многие, казавшиеся незыблемыми, принципы юриспруденции. Неясным остается и ответ на проклятый вопрос о том, где же проходит временная граница по делам о реституции.

С ВЕЩАМИ НА ВЫВОЗ

После суда Альтман заявила журналистам, что не настаивает на вывозе картин из Австрии, ее вполне удовлетворит получение стоимости полотен по «справедливой цене». Австрия предприняла беспрецедентные в истории государства меры по спасению национального достояния. Велись переговоры с банками о займе на покупку картин.

Кроме того, правительство страны обратилось к населению с просьбой о помощи, намереваясь выпустить «облигации Климта». Общественность объявила подписку по сбору средств. Пожертвования стали поступать, и не только от австрийцев.

Однако «справедливая цена» в течение месяца взлетела со 150 млн долларов до 245, а затем и до 300! Это огромные деньги для Австрии (даже первоначальная сумма в 150 млн долларов вдвое превышает годовой бюджет всех австрийских музеев).

Договориться с представителями Альтман австрийским властям не удалось, и 2 февраля федеральный канцлер Шуссель объявил о прекращении переговоров.

Стране не под силу так быстро собрать требуемую сумму, и где уверенность, что за это время цена не возрастет еще больше…

Адвокат Марии Альтман Рэндольф Шёнберг сообщил, что уже получил несколько предложений (в том числе и из Австрии) о покупке картин частными лицами.

Самим фактом продажи полотен  будет нарушено завещание Адели Блох-Бауэр, которая пожелала передать картины Австрийской галерее (а ведь Мария Альтман является наследницей и по ее линии).

Парадоксально, но волю Адели в какой-то мере исполнил нацистский режим, передав галерее картины Климта. Портреты Адели, несмотря на разгул антисемитизма в Австрии того времени, выставлялись в музее и во времена нацизма.

Демократическое же судопроизводство привело в конечном счете к нарушению желания Адели, не говоря уже о миллионах австрийцев, которых лишили их национальной иконы.

У Марии Альтман был редкий шанс войти в историю Австрии, проявив благородство и оставив полотна Климта на его родине.

Конечно, не безвозмездно, и первоначальная оценка в 150 млн долларов рассматривалась в Австрии как справедливая компенсация.

Однако последующий взлет цены в два раза и неуступчивость Альтман и ее представителей, конечно, не прибавили симпатии к этой пожилой женщине на родине художника. (К слову, семья Альтман всегда была весьма состоятельной.)

Австрия же пережила шок.

Невозможно представить Бельведер без австрийской «Моны Лизы»: достаточно сказать, что именно репродукция «Золотой Адели» украшает обложку современного путеводителя по Бельведеру… Во время работы арбитражного суда музей получил анонимное послание с угрозой уничтожить полотна Климта в случае решения об их передаче Альтман. Картины от греха подальше убрали в запасники. Угрожавшего разыскала полиция, он отпираться не стал, заявив,  правда, что угрозу исполнять не собирался…

В феврале 2006 года более четырех тысяч австрийцев и гостей Вены пришли в Бельведер, чтобы последний раз увидеть пять картин Климта, которые переходят в частные руки. Вскоре полотна были вновь изъяты из экспозиции, и после экспертизы будут переданы наследнице Блох-Бауэров.

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/2296750

10 известнейших картин Климта

Самые популярные картины живописца.

Густав Климт (1862–1918) был ведущей фигурой так называемого Венского Сецессиона, художественного направления, сторонники которого восстали против установленных концепций искусства и создали свой стиль, похожий на модерн.

Хотя австрийский художник часто шокировал искусствоведов своими нетрадиционными и провокационными методами в конце концов стал рассматриваться как один из лучших художников Европы. Сегодня его работы включены практически во все подборки лучших картин всех времен.

В этом списке приведены 10 самых известных полотен Климта.

Климт. Знаковые работы

Поцелуй

Самая известная из всех картин Густава, основа движения Сецессиона и одна из самых прекрасных работ раннего периода творчества художника. Поцелуй изображает двух обнявшихся влюбленных в цветочном поле. Представленная в 1908 году картина взволновала искусствоведов, а галерея Бельведер (Вена) сразу же приобрела шедевр в свою коллекцию.

Портрет Адели Блох-Бауэр

«Портрет Адели Блох-Бауэр I», завершенный в 1907 году, является первым из двух портретов Адель, жены влиятельного промышленника.

Последняя картина из так называемой серии «Золотого периода» должна была быть передана в дар галерее Бельведер после смерти Адели, но её муж не отдал шедевр. Во время нацистской  оккупации Австрии, картина была конфискована.

В конечном итоге в 2006 году портрет был куплен Рональдо Лаудером для Новой галлереи в Нью-Йорке за 135 миллионов долларов.

Девы

Написанная маслом на холсте, картина «Девы» изображает девушку, окруженную шестью обнаженными женщинами. Завершенная в 1913 году, работа имеет несколько различных интерпретаций, касающихся основной фигуры.

В основном эксперты сходятся на том, что Климт изобразил процесс превращения в женщину юной девы, о чем свидетельствуют спирали на драпировке, символизирующие плодородие, и прикрытые ноги, указывающие на половую зрелость.

Аллегорическую картину можно увидеть в Национальной галерее в Праге.

Даная

Даная — дочь мифического короля Акрисия Аргоса, пришедшего к дельфийскому оракулу. Оракул сказал правителю, что тот однажды будет убит своим ребенком.

Чтобы обезопасить себя Акрисий заточает дочь в бронзовой камере, чтобы не дать ей возможности забеременеть. Однако девушку в виде золотого дождя посещает Зевс.

Климт «захватил» именно этот момент, на что четко указывает золото между ног Данаи. Картина, завершенная в 1907 году, сегодня располагается в Вене.

Три возраста женщины

Завершенная в 1905 года картина «Три возраста женщины» (иногда называемая «Матерь и ребенок») изображает трех женщин на различных этапах жизни. Картина была представлена публике в 1910 году в Венеции. Два года спустя приобретена Национальной галереей современного искусства в Риме, где находится до сих пор.

Юдифь и голова Олоферна (Юдифь I)

Картина изображает библейскую вдову Юдифь, держащую отрубленную голову. Красивая женщина пришла в лагерь своих врагов, чтобы обольстить генерала и убить его, когда представится возможность. Картина, завершенная в 1901 сегодня находится в галерее Бельведер.

Портрет Фрицы Ридлер

Один из самых знаменитых портретов Климта ценен своим балансом между натурализмом и ощущением объемности. Геометрия кресла и стены дополняет композицию и акцентирует внимание на лице героини. Как и многие другие работы Густава (завершена в 1906 году) хранится в галерее Бельведер.

Надежда II

Окрашенная в 1907–08 году, «Надежда 2» изображает беременную женщину с обнаженной грудью. Голова героини согнута к животу, возле которого расположен череп, как символ опасности для будущего ребенка. У её ног три женские молящиеся фигуры. Шедевр сегодня хранится в музее современного искусства (Нью-Йорк).

Бетховенский фриз

Серия работ на штукатурке, посвященная композитору Бетховену, по праву считается одной из самых известных и значимых произведений Густава.

Жизнь и смерть

Окрашенная в 1910 году, работа является аллегорией жизни и смерти. Смерть представлена в виде человеческого скелета в темной мантии, представляющая угрозу как для старых, так и для молодых.

Общее впечатление от картины, однако, положительное. Смерть может прятаться за углом и без разбора забирать души, но она бессильно против бесконечного жизненного цикла.

Шедевром можно полюбоваться в музее Леопольда (Вена).

Источник: https://artrue.ru/style/modern/klimt/10-izvestnejshix-kartin-klimta.html

Необыкновенная история «Золотой Адели» | Газета Я

Эту картину называют австрийской Моной Лизой

В этой истории участвовали знаменитый художник Густав Климт, роковая женщина Адель Блох-Бауэр, ее племянница Мария Альтман, картина стоимостью 135 миллионов долларов, правительства США и Австрии.«Портрет Адели Блох-Бауэр I». Худ. Г. Климт, 1907. С сайта commons.wikimedia.org

Cамодовольная и элегантная
Отец Адели, Мориц Бауэр, крупный банкир, председатель Ассоциации австрийских банкиров, долго искал достойных женихов для своих дочерей, и выбрал братьев Фердинанда и Густава Блох, занимавшихся сахарным производством и имевшим несколько предприятий, акции которых непрерывно росли.
Адель Бауэр в 1899 году, будучи 18 лет от роду, вышла замуж за значительно более старшего по возрасту Фердинанда Блоха. До этого ее сестра Мария вышла замуж за брата Фердинанда — Густава. Обе семьи взяли фамилию Блох-Бауэр. Мария Альтман, племянница и наследница Адели Блох-Бауэр, описывала свою тетку так: «Постоянно страдающая головной болью, курящая, как паровоз, ужасно нежная и томная. Одухотворенное лицо, самодовольная и элегантная».
Семья Фердинанда и Адели принадлежала к избранному слою крупной еврейской буржуазии того периода. В их салоне собирались живописцы, писатели и такие известные социал-демократы, как Карл Реннер и Юлиус Тандлер. В число художников, которых поддерживала семья Блох-Бауэр, входил и Густав Климт. Их дружба началась в 1899 году. Адель Блох-Бауэр четыре раза становилась моделью для картин и не подозревала, что помимо всемирной славы ее имя будет замешано и в скандале.
Уже в 1901 году Климт написал «Юдифь I», для которой послужила моделью сама Адель Блох-Бауэр, хотя этот факт нигде не афишировался. Через восемь лет Климт написал «Юдифь II». Обе картины являются воплощениями роковой женщины Климта. Его Юдифь – не библейская героиня, а скорее, жительница Вены, его современница, о чем свидетельствует ее модное, возможно, дорогое шейное украшение.

Картину «Юдифь II» часто в каталогах и журналах называют «Саломеей». Искусствоведы были уверены, что Климт имел в виду именно ее, роковую женщину.

Друг художника Альфред Басс записал в своем дневнике: «Когда я увидел «Саломею» Густава – я понял, что все женщины, которых я знал до сих пор, были ненастоящими. Когда я увидел его «Поцелуй» – понял, что не любил никогда по-настоящему.

Когда я увидел эскиз к «Юдифи» – осознал самое страшное, что и не жил я вовсе, а если и жил, то ненастоящей жизнью».

«Юдифь и голова Олоферна». С сайта commons.wikimedia.org

Месть ревнивого мужа
Роман Густава и Адели был бурным и вся Вена обсуждала подробности их не очень-то тайных свиданий. Адель легко закрывала глаза на то, что она была далеко не единственной женщиной, с которой у Климта были отношения.

Для нее казалось малозначимым даже то, что она была замужней дамой, и ей следовало бы соблюдать хоть минимальные правила приличия, но ради скоротечных мимолетных встреч с Климтом Адель забывала обо всем мире.
Фердинанд Блох-Бауэр отчаянно хотел отомстить жене за пренебрежение их браком. И, после недолгих размышлений, его осенила довольно необычная идея.

Зная, насколько быстротечны чувства Густава Климта ко всем женщинам, с которыми у него были отношения, Фердинанд понял, что и чувства к Адели очень скоро начнут угасать. Легенды о похождениях Климта и истории о том, насколько он искусный любовник и обольститель, уже много лет гуляли по Вене… да что там по Вене, по всей Европе.

Поэтому, весь план Блох-Бауэра состоял в том, чтобы Адель, при каждой новой встрече с художником и каждым следующим наброском, сама видела, как постепенно остывают к ней чувства Климта, и переживала те же страдания, что пережил и сам Фердинанд.

В следующие четыре года художник создал более ста набросков для картины, прежде чем в 1907 году смог представить на всеобщее обозрение свою «Золотую Адель», на которой модели было 26 лет. Идею картины художник придумал сразу, а сто набросков понадобилось, чтобы точно определить положение рук и головы.
Фердинанд был доволен. Картина полностью отвечала его замыслу.

Они с Аделью повесили ее в гостиной их венского дома. Отношения Климта и Адели плавно угасли. Через некоторое время после начала работы над картиной женщина заболела, и Климту приходилось делать затяжные перерывы в работе.
Адель много курила, чаще всего проводя целый день не вставая с постели. Бог так и не дал им с Фердинандом наследников.

Она пыталась родить три раза и каждый раз дети умирали. Всю свою нерастраченную материнскую любовь Адель перенесла на детей своей сестры, особо выделяя свою племянницу Марию Блох-Бауэр. Мария часто приходила посидеть с больной тетей, они обсуждали последние веяния моды и фасоны платьев для первого бала Марии.

А также картины художника Климта, которых в доме Адели и Фердинанда набралось уже более десяти штук.
Время шло, приближалась Первая Мировая война. «Золотой период» в жизни Климта кончился, уступив место удручающим картинам с изображением смерти и конца света. Густав очень тяжело переносил события, происходящие в мире. Война повлияла на него губительно. И в возрасте 52 лет, в 1918 году Климт внезапно умер от удара в своей мастерской, на руках у своей извечной спутницы Эмилии Флегэ.

Адель пережила его на семь лет и умерла в 1925 году после менингита. Перед смертью она попросила Фердинанда завещать три картины, в том числе и «Портрет Адели Блох-Бауэр», венскому музею Бельведер.

Фердинанд жил один, жизнь его становилась все тяжелее и тяжелее, поскольку Австрия вошла в состав Германии в 1938 году, и нацисты начали охоту на австрийских евреев.

В этом же году Фердинанду удалось бежать в Швейцарию, бросив все свое имущество на попечение семьи брата.

Густав Климт. С сайта ceskatelevize.cz

В руках нацистов
Когда племянница Адели Мария была подростком, ее связывала нежная дружба с Алоисом Кунстом из гимназии, что была неподалеку от той, где она училась. Она часто приглашала его в дом своей тети, и они вместе рассматривали картину. Но замуж Мария вышла за другого: Фредерик Альтман был оперным певцом, сыном крупного промышленника.

Когда нацисты начали охоту на австрийских евреев, Фредерика схватили и отправили в гестапо. Немного позднее он оказался в концентрационном лагере в Дахау.

Гестаповцы ворвались в дом Марии в Вене и забрали все драгоценности, виолончель Страдивари, а бриллиантовое колье Адели просто сунули в мешок (были очевидцы, что в этом колье несколько раз потом появлялась на людях жена Генриха Гиммлера).

Мария ничего не жалела и сразу подписала все нужные бумаги, в которых отказывалась от всего движимого и недвижимого имущества, она готова была сделать все, только чтобы спасти мужа от смерти.
Мария ждала, что со дня на день заберут и «Золотую Адель». Она почти не удивилась, когда за картиной, в сопровождении отряда гестаповцев, пришел ее школьный друг Алоис Кунст.

Тот вместе с нацистами собирал коллекцию живописи, часть которой осела в тайниках и подвалах Третьего рейха. Адольф Гитлер, оказывается, положительно относился к творчеству Густава Климта, но в свою коллекцию он его картину не взял. Бережно хранимая Алоисом Кунстом, в идеальном состоянии она всплыла после окончания войны и поселилась в центральном музее Бельведер в Вене. А Алоис Кунст стал директором этого музея.

Фердинанд Блох-Бауэр умер в ноябре 1945 года, в полном одиночестве. И никто из родственников не смог проводить его в последний путь. Марии с мужем повезло, потому что следователем в гестапо был знакомый Альтмана, с которым Фредерик занимался альпинизмом и однажды спас его, вытащив из пропасти.

Они бежали по поддельным документам. Гестапо преследовало их. Мария вспоминала, как в самолете, который вылетал из Вены в Лондон и уже вырулил на взлетную полосу, вдруг выключились двигатели и вошли вооруженные гестаповцы с автоматами.

Альтманы сидели, вцепившись в кресла, они думали, что это за ними. Но нет, вывели кого-то другого. Мария Альтман бережно хранила порванные чулки, в которых они с мужем перелезали через колючую проволоку, она считала их символом своей свободы.

Супруги Альтман перебрались сначала в Англию, а потом в США. Через некоторое время Мария получила американское гражданство.

Борьба за картину
Все было спокойно до тех пор, пока настырный журналист Хубертус Чернин не откопал завещание Фердинанда Блох-Бауэра, оставленное перед смертью в Швейцарии, которое отменяло все предыдущие его завещания. В нем Фердинанд завещал все свое имущество своим племянникам – детям брата Густава Блох-Бауэра.

Капитал, по его мнению, должен был работать на семью. На тот момент в живых осталась одна Мария, да и той уже было за 80 лет. Но Хубертус понимал, что это его звездный час. Несмотря на свое графское происхождение, он был беден, но любил жить на широкую ногу. Он понимал, что американская миллионерша отвалит неплохую сумму за такую информацию. Так оно и произошло.

Мария считала себя вечной должницей перед ним.
Открытие, сделанное журналистом, вызвало широкий резонанс в СМИ, которые начали разоблачать послевоенное австрийское правительство. Власти разрешали собственникам конфискованных нацистами ценностей вывозить их из Австрии в обмен на передачу части коллекции государству.

В результате правительство приняло новый закон о реституции, согласно которому жертвы войны могли претендовать на возвращение всей собственности, находящейся в государственных музеях. Таким образом Марии Альтман удалось вернуть пять знаменитых полотен Густава Климта, ранее принадлежавших ее дяде.

Мария Альтман боролась за право собственности на картины почти восемь лет. Специальная комиссия, созданная Министерством культуры Австрии, постановила вернуть Альтман 16 рисунков Густава Климта и 19 предметов из коллекции фарфора. Вернуть портреты комиссия отказалась.

Но после многолетнего судебного процесса Мария получила в рамках этого закона пять картин Густава Климта, принадлежавших её дяде и находившихся в австрийской галерее замка Бельведер, среди которых был также «Портрет Адели Блох-Бауэр». Австрия предприняла беспрецедентные в истории государства меры, чтобы картины остались в Австрии.

Велись переговоры с банками о займе на покупку картин. Кроме того, правительство страны обратилось к населению с просьбой о помощи, намереваясь выпустить «облигации Климта». Общественность объявила подписку по сбору средств. Пожертвования стали поступать, и не только от австрийцев. Правительство Австрии почти собрало требуемую сумму.

Поднятый вокруг картин ажиотаж взвинтил их рыночную стоимость, и Мария решила поднять цену до 300 млн. долларов.
Картину пришлось отдать владелице. Проводить «Золотую Адель» пришли тысячи жителей Вены, люди съезжались со всей Австрии. Толпы выстроились вдоль улиц, по которым в бронированных автомобилях вывозили реликвии. Некоторые люди плакали.

Шутка ли, портрет Адели был символом Австрии на протяжении почти 100 лет. Через некоторое время за 135 миллионов долларов Мария Альтман продала «Портрет Адели Блох-Бауэр» Рональду Лаудэру, владельцу парфюмерного концерна «Эсти Лаудэр». Он построил новый дом для «Золотой Адели», который назвали Музеем австрийского и немецкого искусства, и теперь картина находится там.

Журналист Хубертус Чернин так и не смог воспользоваться полученными деньгами от Альтман, он умер через четыре месяца после вывоза картин Климта. Мария умерла в 2011 году в возрасте 94-х лет. История Альтман стала сюжетом для трёх документальных фильмов.

«Adele’s Wish» режиссёра Терренса Тернера, мужа внучатой племянницы Альтман, был выпущен в 2008 году. В фильме использованы интервью с Альтман, её адвокатом и ведущими экспертами со всего мира. Лента «Кража Климта» была выпущена в 2007 году.

Она показала интервью с Альтман и другими людьми, которые были тесно связаны с этой историей. Материалы о Марии включены в документальный фильм «Похищение Европы» о нацистском грабеже европейского искусства.

В 2015 году вышел фильм «Женщина в золотом», посвященный Альтман. Её роль сыграла Хелен Миррен.

Подготовила Лина Лисицына,
по материалам http://Izbrannoe.com, http://Elendor.com.ua, «Википедия» ( http://ru.wikipedia.org)

Источник: https://yagazeta.com/lichnost/neobyknovennaya-istoriya-zolotoj-adeli/

Сочинение по картине Густава Климта “Портрет Адели Блох-Бауэр I”

Картина «Портрет Адели Блох-Бауэр I» (1907) является одним из шедевров двадцатого века. Имеет несколько перефразированных названий, среди которых “Золотая Адель” и “Австрийская Мона Лиза”. Это полотно является ярким представителем такого художественного направления, как австрийский Югендстиль.

“Первый портрет…” является апофеозом золотого периода творчества автора. Роскошь золотого сияния охватила его во времена путешествия по Италии (1903) и имела доминантные мотивы в его творчестве вплоть до 1910 года. Для того, чтобы разнообразить имеемые им возможности передачи образа, он добавляет к своей масляной живописи техники рельефной передачи изображения и нанесение позолоты.

Перед тем, как создать окончательный вид этого шедевра, Климт сделал несколько набросков, содержащих различные позы изображаемой девы. Моментами, вызывающими у него особый интерес, были руки и голова; именно для них он и пытался найти идеальное, по его мнению, положение.

Видимые участки тела белокожей натурщицы изображены натуралистично. А номинальный интерьер и струящееся платье, заполняющее весь сюжет, обозначены лишь контурами, представляя собой единый абстрактный орнамент, который лишен всякой пространственной ориентации.

Орнаментальный фон полностью поглощает остальное пространство, стройная фигура сидящей женщины угадывается лишь условно. Прекрасно выписаны повторяющиеся элементы, представляющие собой хаотично раскиданные глазки, спирали, листья.

На картине нет свободного пространства, возможно, из-за этого и кажется, что голова героини по помещается в сюжетное полотно.

Руки – важный символ творчества Климта – нервно переплетены, а взгляд, обращенный прямо на смотрящего, еще более подчеркивает визуальное воздействие полотна на эстетическое восприятие.

Основными в его творчестве были декоративные, изысканные и эротические мотивы. Обилие деталей и контуров – фирменный прием Климта, трудившегося над выразительностью, внутренней формой, планом и моделировкой собственных полотен.

Несмотря на некоторые изменения в восприятии своих картин, проявляющейся в смене периодов творчества, его стиль, основанный на прорисовке бесчисленных декоративных элементов, по прежнему оставался неизменным. Основная смена курса его творчества происходит в 1920 году, что наглядно видно на по полотне “Второго портрета…”.

Помимо своей художественной ценности, это полотно известно и тем, что находилась в списке, состоящем из 5 картин, которые были переданы Австрийской государственной галереей законным наследникам Адели Блох-Бауэр в середине двухтысячных годов.

Источник: https://school-essay.ru/sochinenie-po-kartine-gustava-klimta-portret-adeli-blox-bauer-i.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector