Перов василий «спящие дети» описание картины, анализ, сочинение

  • Василий Григорьевич Перов 1833-1882гг- русский живописец, один из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставокПеров Василий
  • Автопортрет.
  •                Картины Василия Перова и его необычное творчество имели огромное влияние для общества того времени, побуждающее к новому осмыслению и пониманию мира, где присутствует справедливость, добро и понимание.
  •             Отказываясь от легких тем написания картин, где художник Перов вполне вероятно мог заслужить огромную славу, он ведет закрытую жизнь, создавая произведения языком красок на полотне обличающие несправедливость в русском обществе, как Гоголь высмеивая в своих работах зажравшуюся богатую прослойку общества с ее отвратительной чванливостью и лизоблюдством
  • О        ХУДОЖНИКЕ.

         Василий Григорьевич Перов был незаконнорождённым сыном барона Георгия Карловича Криденера. Несмотря на то, что вскоре после рождения мальчика его родители обвенчались, Василий не имел прав на фамилию и титул отца. В официальных документах долгое время указывалась фамилия «Васильев», данная по имени крёстного отца. Фамилия «Перов» возникла как прозвище, данное мальчику его учителем грамоты, заштатным дьячком, который этим прозвищем отметил своего ученика за усердие и умелое владение пером для письма.

            В дальнейшем Перов поступает на учебу в уездную школу в городе Арзамасе, где получил первые навыки по рисованию и живописи а в 1853 году Перов приезжает в Москву и здесь поступает в училище живописи, ваяния и зодчества. Уже к 1856 году он заслуживает малую серебряную медаль, за небольшой этюд головы мальчика. В 1858 году молодого художника награждают уже большой серебряной медалью за работу Приезд станового на следствие.

Впоследствии Академия присуждала ему и другие награды:

  • Перов Василий
  • Написанная в 1857 году картина «Приезд станового на следствие» принесла художнику большую серебряную медаль. Она обратила на себя внимание публики и критики; в Перове увидели «прямого наследника и продолжателя Федотова»
  • «Молодой художник поднимал выпавшую из рук Федотова кисть… и продолжал начатое им дело, точно будто не бывало никогда на свете всех лжетурчанок, лжерыцарей, лжеримлян, лжеитальянцев и лжеитальянок, лжерусских, лжебогов и лжелюдей» В В..Стасов.
  • Получил малую золотую медаль за картины  и «Сын дьячка, произведенный в первый чин» (1860)и Сцена на могиле.
    • Перов Василий
  • Сцена на могиле 1860.
  • Перов Василий
  • Большую золотую медаль за картину «Проповедь в селе» (1861).
  • Получив вместе с большой золотой медалью право на зарубежную поездку за казённый счет, Перов отправился в 1862 году в Европу, посещает ряд городов Германии, а также Париж. К этому периоду относятся картины, изображающие европейские сцены уличной жизни («Продавец статуэток», «Савояр», «Шарманщик», «Нищие на бульваре», «Музыканты и зеваки», «Тряпичники»).
  • Перов Василий
  • Савояр.
  • Перов Василий
  • Шарманщик.
  • Перов Василий
  • Парижские тряпичники.
  • Вернувшись раньше срока в Москву, Перов с 1865 по 1871 год создал картины «Очередные у бассейна», «Монастырская трапеза», «Проводы покойника», «Тройка», «Чистый понедельник», «Приезд гувернантки в купеческий дом», «Учитель рисования», «Сцена у железной дороги», «Последний кабак у заставы», «Птицелов», «Рыболов», «Охотники на привале».
  • Перов Василий В. Перов. Чаепитие в Мытищах близ Москвы. 1862Перов Василий В. Перов. Монастырская трапеза. 1876Перов Василий В. Перов. Чистый понедельник. 1866В. Перов. Спящие дети. 1870

    В. Перов. Тройка. 1866

  • Тройка — картина демонстрирует нелегкий труд детей. Стараясь вызвать сострадание у зрителя, Перов остро подмечает в картине те жуткие времена, когда без зазрения совести детей нанимали на трудную работу за гроши. 
  • Василий Перов использовал мрачные, неяркие, тёмные, серые цвета, чтобы передать трагичность сцены. Дополнительно нагнетает обстановку и мрачная пустынная улица города.
  • В.В.Стасов писал:»Кто из нас не знает «Тройку» Перова, этих московских ребятишек, которых заставил хозяин таскать по гололедице на салазках громадный чан с водой. Все эти ребятишки, наверное, деревенские родом и только пригнаны в Москву на промысел. Но сколько они намучились на этом «промысле»!
  •      Выражения безысходных страданий, следы вечных побоев нарисованы на их усталых бледных личиках; целая жизнь рассказана в их лохмотьях, позах, в тяжелом повороте их голов, в измученных глазах.В. Перов. Охотники на привале. 1871В. Перов. Приезд гувернантки в купеческий дом. 1866
  • Широко расставив ноги, тучный хозяин нагло рассматривает девушку — как товар, добротность которого он желает определить. Что-то бычье есть во всем его облике, бесконечное самодовольство разлито по всей его тучной фигуре и выражено в заспанных, бессмысленно устремленных на девушку глазах.
  •      Что за тип купеческий сынок, нетрудно догадаться по его развязной позе и наглому выражению лица. Цинично разглядывает воспитательницу этот будущий «трактирный кутила» и ловелас. За спиной купца столпились его жена и дочери. Тучная купчиха высокомерно и враждебно смотрит на юную гувернантку, а купеческие дочки посматривают на молодую девушку с каким-то бессмысленным испугом.

    Тяжело придется в этом семействе интеллигентной, образованной девушке, и немного нужно прозорливости зрителю, чтобы догадаться: промаявшись какое-то время с купеческими чадами, сбежит она от них, куда глаза глядят.

    В. Перов. Рыбная ловля. 1887В. Перов. Отпетый. 1873В. Перов. Рыболов. 1871В. Перов. Птицелов. 1870В. Перов. Любитель. 1862В. Перов. Очередь к бассейну. 1865В. Перов. Мальчик-мастеровой. 1865

    Проводы покойника.

  • «Перед нами сани с женщиной и детьми, — говорил над могилой Перова Д.В.Григорович. — Как сделал художник, мы не знаем, — это тайна его высокого таланта, но, глядя на эту одну спину, сердце сжимается, хочется плакать». В. Перов. ГолубятникВ. Перов. Приезд институтки к слепому отцу. 1870 (не окончена)В. Перов. Продавец песенников. 1863
  • В 1878 году пишет картину «Христос в Гефсиманском саду», в 1880 «Первые христиане в Киеве». В 1866 году он получил степень академика, а в 1871 году — место профессора в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Примерно в это же время он примыкает к Товариществу передвижных художественных выставок. Известен также В. Г. Перов и как выдающийся мастер портрета.
  • Христос в Генсиманском саду.

  • ПОРТРЕТЫ:
  • Иногда художник Перов обращается к портретному творчеству и пишет ряд портретов Борисовского А. А., друга художника врача Бессонова В. В., писателя Писемского А. Ф. и портрет композитора Рубинштейнов Н. Г. , и историка М. П. Погодина, знаменитого писателя Достоевского Ф. М. и портрет купца Камынина. 
  • Портрет Островского.
  • Портрет Достоевского.
  • Портрет старухи.
  • Портрет Сергеевой Анны Ивановны.

               В 1871 году Василий Григорьевич Перов уже имея должность профессора преподает в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и в это же время критически настроенный к академическим порядкам, вступает в ряды художников передвижников, где сразу же выставляет свои картины на всеобщее обозрение, удостаиваясь, как похвал от коллег и писателей так и критики от консервативных кругов общества.

                       Часть последних работ художника считалась современниками, как не совсем удавшимися, то есть работы более позднего периода уступали его ранним произведениям, да и жизнь Василия Перова складывалась не очень удачно в конце шестидесятых годов.

                 Первым этапом неудач была смерть его жены в 1869 году, позднее он похоронил 2-х старших его детей.

в 1874 году он заболевает чахоткой, которая по тем временам была просто бедствием и лечению современными медикаментами не поддавалась, болезнь прогрессировала до 10 июня 1882 года, в это время художник не выдержав мук болезни скончался   в маленькой подмосковной больнице на территории усадьбы Кузьминки (ныне это территория г. Москвы).

             Похоронен был на монастырском кладбище в Даниловом монастыре. Прах его перезахоронен на монастырском кладбище в Донском монастыре. Точная дата перезахоронения не установлена. На новой могиле художника установлен надгробный памятник работы скульптора Алексея Евгеньевича Елецкого.

Источники

http://smallbay.ru/perov.html

http://www.art-portrets.ru/vasiliy-perov.html

http://www.art-portrets.ru/vasiliy-perov.html

http://www.artsait.ru/art/p/perov/main.htm

Источник: https://maxpark.com/community/6782/content/2123099

В. Г. Перов: картины, факты биографии

Перов Василий В ряду крупнейших русских художников-реалистов второй половины 19 века, пользующихся большой народной популярностью, красуется имя Василия Григорьевича Перова, посвятившего своё искусство изображению жизни простых русских людей и выступившего в своих произведениях обличителем самодержавно-крепостнического строя.

В. Г. Перов родился 23 декабря (ст. стиля) 1833 года в г. Тобольске в семье прокурора Г. К. Криденера, просвещённого и свободомыслящего человека, который впоследствии за своё свободомыслие должен был оставить казённую службу, что отразилось на материальном положении семьи.

Детство и юность Перова прошли в нужде. Поскольку Перов был внебрачным сыном Криденера, ему была дана фамилия крестного отца — Васильева, а позднее дьячёк, который обучал мальчика первоначальной грамоте, за его каллиграфические способности дал ему прозвище Перов, ставшее официальной фамилией художника.

Видя художественные способности сына, родители после окончания им Арзамасского уездного училища отдали мальчика в художественную школу. В 1853 году Перов поступил в Московское училище живописи и ваяния, где в то время учились такие известные художники, как Прянишников и Шишкин, ставшие друзьями Перова.

Перов умер в 1882 году в возрасте 48 лет. Тяжелая болезнь (туберкулез) свела его преждевременно в могилу.

Годы жизни художника: 21 декабря 1833 (2 января 1834) – 29 мая (10 июня) 1882 (48 лет)

Знаменитые картины Василия Перова

Будучи человеком большого сердца, Перов с любовью создавал трогательные образы детей из народа. Известна его картина «Спящие дети» (1870 г.

), изображающая двух крестьянских ребятишек, спящих после изнурительной работы. Они лежат в сарае на полу, покрытом рогожей.

Луч солнца, пробивающийся сквозь небольшое окно, освещает лица детей, и видно: так глубок и так тяжёл их сон, безрадостный как и сам деревенский быт того времени.

Перов Василий

Особенной популярностью пользуется картина «Тройка» (1866 г.) В. Г. Перова, рассказывающая о беспросветной жизни ребят, отданных в город обучаться ремеслу… Холодный зимний пасмурный день. Дует сильный ветер.

По засыпанной снегом ухабистой дороге трое подростков везут обледеневшую бочку с водой. Лица их бледны, измождены. Худенькие, полные крайнего напряжения детские фигурки одеты в лохмотья.

Непосильный физический труд, нищета, голод и холод — вот что было уделом детства и юности огромного множества детей трудящихся.

Перов Василий

В. Г. Перовым создана серия портретов передовых деятелей русской культуры — писателей, поэтов, художников, отличающаяся тонкой психологической выразительностью образов.

В этой серии мы встречаем и автопортрет самого Перова.

 На нас смотрят умные, проницательные глаза человека, много в жизни увидевшего и пережившего, человека сильной воли и критического склада ума.

Перов Василий

Выдающийся художник-демократ В. Г. Перов любил свой народ, ему он отдал свой большой талант.

Источник: https://mamotvet.ru/v-g-perov-kartiny-fakty-biografii/

Сочиненин по картине Перова “Спящие дети”

Мирная картина отдыхающих детей, навевает спокойствие. Даже тон полотна говорит о крепком, беспробудном сне. Кажется, что малышам удобно на этой простой постели. Соломенные матрас и подушка, плетеная корзина и перегородка из досок – вот и все, что окружает ребят. И это создает представление об их скромном достатке.

Такой видится мне картина Перова.

Работу великого мастера стоит рассматривать не спеша, чтобы понять, кто эти малыши и что их ждет. Солнце больше выделяет девочку, словно акцентирует внимание на чистоте ее

образа и красоте. Такая маленькая, и такая светлая, она сама словно лучится. Простое платьице и эти дешевые бусинки показывают девчушку озорной и проворной. Зато ее брат, он кажется мне чуть старше сестрички, настоящий мужичек. И одежка у него как у взрослого, да и сон более глубокий. Может быть, ему сейчас снится, что нужно помогать справляться родителям по хозяйству, или что другие заботы навалились на всю его семью.

Ноги у обоих босые и истоптанные, кажется, что они за свои недолгие годы прошли уже столько дорог, а вернее пробежали и проскакали.

Небогатая обстановка указывает на скромное положение семьи в обществе. У меня даже сложилось впечатление, что нет отца, и что маленький мальчик, чувствуя роль главы семейства, вынужден взять на себя заботу и о матери, и о младшей сестрички. Возможно, ему очень сложно все успевать.

Но, пока он спит, он может расслабиться и во сне побегать с остальными ребятами, поиграть в их незатейливые игры.

Судя по тому, что солнечные лучи так смело освещают помещения, уже прошла ночь, и наступило утро. Кажется, что мама малышей, не дождавшись, что они проснутся и прибегут ей на помощь справляться с домашними делами, пришла их будить. Солнце поднимается, и работа не ждет, но родительница так и застыла, рассматривая своих чад, боясь разбудить малышей.

Словно она своей медлительностью хочет подарить им еще несколько минут безмятежного детства.

(No Ratings Yet) Loading… Сочиненин по картине Перова “Спящие дети”« Художественное совершенство новелл М. КоцюбинскогоБиография Херлуфа Бидструпа »

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/sochinenin-po-kartine-perova-spyashhie-deti/

Как создавалась картина «Тройка» Василия Перова

Картина «Тройка» входит в пятерку самых известных работ, созданных художником-передвижником Василием Перовым. В ней он рассматривает социально значимую тему, связанную с эксплуатацией детского труда. Перов очень тщательно выбирал героев для своей картины «Тройка», несколько месяцев ему не удавалось отыскать подходящих моделей.

Василий Перов. Картина «Тройка»

Картину «Тройка», написанную Перовым, искусствоведы называют одним из наиболее эмоциональных полотен. Сейчас посмотреть на художественный шедевр, о котором много говорили в XIX веке, можно в Третьяковской галерее.

Картина «Тройка» Василия Перова — не первая работа художника-передвижника, рассказывающая о тяжелой судьбе крестьянских ребятишек. Этой теме посвящены «Дети-сироты на кладбище» (1864), «Мальчик-мастеровой» (1865), «Савояр (1864), «Спящие дети» (1870). Они также находятся в экспозициях Третьяковки.

Василий Перов. Картина «Дети-сироты на кладбище» Василий Перов. Картина «Мальчик-мастеровой» Василий Перов. Картина «Савояр» Василий Перов. Картина «Спящие дети»

«Тройка» — лучшая жанровая картина Перова

1860-е годы — наиболее продуктивное время в творчестве художника-передвижника. В это время он написал несколько своих лучших работ, вошедших в историю искусства. Много сделал для развития русской жанровой живописи.

Наиболее узнаваемой стала картина «Тройка». Работать над ней художник закончил в 1866. Она заставляет задуматься о тяжелых детских судьбах крестьянских ребятишек в Российской Империи. Главные герои — трое детей, тянущих на себе тяжелые бочки с водой.

Детские лица смотрят на зрителя. Невозможно остаться равнодушным, настолько эмоционально автор передал чувства главных героев «Тройки»: утомленность, безнадежность. Задача холста — вызвать сострадание, пересмотреть ситуацию с детским трудом, облегчить быт крестьянских ребятишек.

Беспросветность и тьма

Обратите внимание на то, что Перов рассказывает о трудностях, с которыми приходилось сталкиваться крестьянским детям, всеми доступными ему художественными средствами. Давайте внимательно посмотрим на картину «Тройка».

Василий Перов. Автопортрет

Дети вынуждены трудиться в любую погоду. Вместо того, чтобы радоваться простым зимним забавам, им приходится работать, чтобы как-то облегчить жизнь своей семьи, заработать несколько копеек на хлеб. На улице метет вьюга, порывистый ветер сбивает с ног, повозка трещит на морозе.

Мы наблюдаем, как худенькие и голодные детишки, напрягаясь изо всех сил, тянут повозку, стараясь не обращать внимания на завывания холодного ветра, дующего прямо им в лица.

В детских глазах нет радости и озорства, потому что к ним уже пришло понимание, что вряд ли в будущем их ожидает что-то хорошее. В лучшем случае они повторят безысходные судьбы своих родителей, вынужденных тяжело трудиться. Вглядитесь в эти глазенки.

Сколько в них боли, ужаса и тоски. Художник старался отразить страдания всех крестьянских подростков.

Название картины не зря ассоциируется с ветхозаветной Троицей. Мастер показывает обобщенный образ жестокого уклада жизни.

Картина «Тройка»: история знакомства

На эту картину Перов настраивался больше полугода. Делал многочисленные зарисовки, прорабатывал жесты, выражения лиц, позы героев. Очень много времени у художника ушло на поиск натурщиков.

Василий Перов. Дети с картины «Тройка»

Работа над картиной уверенно двигалась вперед, а вот главного героя художник так и не встретил. Нужный типаж никак не попадался. Все решил случай. Однажды живописец вышел прогуляться по переулкам, расположенным неподалеку от Тверской заставы.

Он рассматривал встречных мастеровых, которые возвращались в Москву после празднования Пасхи. И случайно встретился глазами с мальчишкой, который потом станет главным героем его знаменитого шедевра. Вместе с матушкой ребенок совершал паломничество из Рязанской губернии в Троице-Сергиеву лавру.

Художник обрадовался, что наконец-то нашел модель для своей жанровой картины. Но для этого необходимо было договориться с его родственниками. Женщина испугалась, она не могла осознать, чего хочет приставший барин. Перов понял, что странникам негде ночевать, предложил остановиться у него в мастерской.

Там он показал неожиданным гостям свое незавершенную работу, попросил разрешение написать портрет мальчика. Деревенская безграмотная женщина запаниковала, она была уверена в том, что рисовать людей — большой грех, за который Бог обязательно накажет неминуемой смертью.

Живописец проявил чудеса дипломатии, пытаясь развеять страхи матери мальчика. Приводил в пример царей и священников, которые соглашались позировать. В результате длительных уговоров удалось добиться ее согласия.

Василий Перов. Фрагмент картины «Тройка», центральный герой

Пока Василий Григорьевич делал зарисовки, женщина полностью ему доверилась, рассказала о несчастьях, которые ей довелось испытать. Мальчик оказался тезкой художника, его тоже звали Василием. А его мама представилась тетушкой Марьей. Муж и дети умерли, выжили из всей некогда большой семьи только она и Васятка.

Через несколько дней странники ушли в монастырь. А живописец с увлечением стал работать над своим проникновенным шедевром. Картину приобрел Третьяков.

История получила неожиданное грустное продолжение через четыре года. Однажды на пороге мастерской Перов обнаружил безутешную маму Васи. Утирая слезы, она рассказала, что мальчик заболел оспой и скончался.

Потом художник говорил, что мать не упрекала его в гибели Васеньки. Но он долго винил себя сам. Приехала в Москву мама мальчика с единственной целью — выкупить картину, на которой был изображен ее любимый сынок.

Для этого она работала всю зиму, жила в режиме жесткой экономии. Перов объяснил, что холст продан, но на него можно посмотреть.

Живописец отвел скорбящую мать в Третьяковскую галерею, чтобы она могла увидеть портрет погибшего ребенка, оплакать его.

Василий Григорьевич пообещал безутешной матери написать еще один портрет Васи. Слово свое сдержал, через некоторое время отправил картину в деревню.

Спасибо за внимание!Ставьте нравится, если нравится!Подписывайтесь на канал!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5cbdb3d48bcaaa00b3d724d2/5e1f8be43642b600ad8cbfdc

"Тройка". Ученики мастеровые везут воду. Описание картины Перова

Василий Перов. «Тройка». Ученики мастеровые везут воду.
1866. Холст, масло.
Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

Образы детей интересовали Василия Григорьевича Перова на протяжении всего его творческого пути.

Уже в одной из своих ранних картин — «Проповедь в селе» — художник уделил крестьянским ребятишкам существенное место.

Большую роль детские образы играют и в картинах «Чаепитие в Мытищах», «Монастырская трапеза», «Проводы покойника», «Очередные у бассейна». Им же посвящены «Тройка» и «Спящие дети».

Дети являются активными участниками действия в большинстве произведений Перова. Художника не занимала благополучная жизнь детей привилегированных классов.

Его, бытописателя народа, волновали те поистине ужасающие условия, в которых протекало утро жизни простого русского человека.

В ряде своих работ Перов повествует о жизни крестьянских и городских детей, уделом которых были холод, голод, непосильный труд, жалкое нищенское существование.

Среди произведений Перова, посвященных детской теме, «Тройка», или, как называл эту картину сам автор, «Ученики-мастеровые везут воду», принадлежит к числу наиболее известных.

Она получила всеобщее признание современников и вместе с другой работой — «Приезд гувернантки в купеческий дом» — принесла Перову звание академика. Но лучшей похвалой художнику был все же восторженный отзыв В. В.

Стасова и приобретение картины Павлом Михайловичем Третьяковым.

… Зимний вьюжный вечер.

По занесенной снегом большой проезжей дороге, мимо заиндевевшей глухой стены трое бедно одетых детей в стареньких тулупчиках (у мальчиков они, видно, с чужого плеча) и дырявых сапогах, напрягая свои слабые силенки, тащат на салазках огромную бочку с водой.

Леденящие порывы морозного ветра срывают с крыш сухой снег, теребят рогожу, покрывающую обледеневшую бочку, колют острыми иглами лицо и руки. Как желанно светится огонек в маленьком, чуть виднеющемся кусочке окна, напоминая о теплом, уютном крове!

Свирепый порыв ветра выбивает из-под старенького платка девочки прядки ее темных волос, зло срывает у среднего мальчика тряпицу, надетую им вместо шарфа, треплет ветхие одежонки.

Сзади какой-то человек — то ли старший мастеровой, то ли сердобольный прохожий — пытается помочь детям вытянуть бочку из рытвины, и его усилия еще больше подчеркивают непосильность этого труда для слабых детских рук.

«Кто из нас не знает «Тройку» Перова,— писал В. В. Стасов,— этих московских ребятишек, которых заставил хозяин таскать по гололедице на салазках громадный чан с водой.

Все эти ребятишки, наверное, деревенские родом и только пригнаны в Москву на промысел.

Но сколько они намучились на этом «промысле»! Выражения безысходных страданий, следы вечных побоев нарисованы на их усталых бледных личиках; целая жизнь рассказана в их лохмотьях, позах, в тяжелом повороте их голов, в измученных глазах…»

Много позже, почти десятилетие спустя, Перов написал рассказ «Тетушка Марья», который до некоторой степени освещает длительный путь творческих исканий художника.

В этом рассказе Перов описывает свои поиски подходящей натуры и свою работу над образом среднего мальчика, «коренника» изнуренной «тройки». Он умер вскоре, этот мальчик, и его мать, тетушка Марья, пришла как-то к Перову, чтобы еще раз взглянуть на сына, запечатленного художником.

Она была поражена сходством своего ребенка с маленьким мастеровым, настолько жизненно правдивым был созданный художником образ…

Главное внимание Перова при работе над «Тройкой» было обращено на изображение детей. Он отводит им центральное место; они написаны особенно тщательно, любовно, бережно. Художник вложил в образы детей-тружеников свое горячее сочувствие бедному люду.

В ряде своих произведений, желая вызвать у зрителя чувство жалости, Перов всячески подчеркивал в детях черты болезненности. Дошедшие до нас подготовительные материалы к «Тройке» свидетельствуют, что и в работе над этой картиной Перов первоначально пошел по тому же пути.

И в карандашном и в масляном эскизах лица детей почти уродливы в своем крайнем истощении, ребячьи фигурки угловаты, а острые линии лохмотьев еще более подчеркивают их худобу.

Не удивительно, что оба эскиза не удовлетворили Перова. Он выбрал путь поэтизации детских образов, придал им черты миловидности и выражение страдания.

«Тройка», подобно «Проводам покойника», находит себе целый ряд аналогий в русском искусстве второй половины XIX столетия. У Мусоргского вы встречаете живой аккомпанемент ко всему этому,— писал Стасов.— его романсы «Сиротка»… и его «Спи- усни, крестьянский сын»… столько же трагичны и столько же чудесны по красоте, как картина Перова.

«Холодом-голодом греюсь, кормлюся я»,— со щемящим выражением и прерывающимся голосом лепечет «Сиротка». «Бранью-побоями, страхом-угрозою добрые люди за стон голодный мой потчуют… . Нет моей силушки…» Та же доля и у «крестьянского сына» А. Н. Островского, которого стихи передал Мусоргский с неподражаемым выражением тяжелого горя, чувства и музыкальной красоты…»

Родственно «Тройке» и замечательное стихотворение Н. А. Некрасова «Плач детей», в котором перед читателем воочию встают трагические картины жизни детей капиталистического города.

Несмотря на то, что Перов никогда не претворял свои творческие замыслы в серии картин, логическая связь между отдельными его холстами объединяет их в своеобразные живописные повествования.

В произведениях Перова разных лет можно прочитать и сатирический рассказ о монашеском чревоугодии, и трагическую повесть о судьбе русской женщины (прекрасно дополняемую литературными заметками художника «На натуре. Фанни под № 30»), и грустный рассказ о жизни крестьянских детей.

Художник начинает его картиной «Проводы покойника», продолжает в «Тройке». Ту же тему он очень тонко раскрывает в картине «Спящие дети», изображающей убогое нищенское ложе, на котором по-детски сладко спят одетые в лохмотья мальчик и девочка. И, наконец, она же затрагивается в уничтоженной Перовым картине «Очередные у бассейна» — работе, во многом напоминающей «Тройку».

«Тройка» не только сюжетно связана с «Проводами покойника». Большую роль в обеих картинах играют психологические характеристики, а также эмоциональный строй пейзажа и колорита.

Удачно использует здесь Перов и то противопоставление, которое было однажды найдено им в «Проводах покойника»: весело бегущая собачка, храбро вступающая в поединок с ветром, здесь также подчеркивает по контрасту основную мысль произведения.

Конечно, «Тройка» несколько уступает «Проводам покойника» в лаконичности и благородной простоте выражения авторского замысла. Она более однообразна и по колориту.

В какой-то мере снижают художественную ценность картины элементы сентиментальности, особенно в обрисовке крайнего мальчика справа.

Тем не менее, большой социальный смысл, который художник вложил в эту работу, глубокий драматизм ее жизненного содержания и мастерство исполнения ставят «Тройку» в ряд выдающихся полотен русского искусства.

Замечательные полотна. Л., 1966. С.214

Картина «Ученики-мастеровые», получившая впоследствии название «Тройка», была достаточно велика по своим размерам. По приезде в Москву [в 1866 году] Перову удалось снять одну из немногочисленных в Москве мастерских, поэтому он имел подходящие условия для работы.

В какой-то степени «Тройка» варьировала построение картины «Проводы покойника». И тут и там присутствовал мотив движения — в данном случае он был выражен через изображение скользящих саней.

Но в новой картине движение происходило по диагонали справа налево к переднему плану, и дети-мастеровые, везущие сани, были обращены лицом к зрителю. Они спускаются с пригорка, прилагая все усилия к тому, чтобы втащить на пригорок санки с огромною бочкой, наполненной водой.

Дети не замечают, что бочка опрокинулась бы непременно, если бы не подоспевший прохожий, который, навалившись на нее всей тяжестью, пытается ее выпрямить.

Вся группа изображена на фоне заиндевевшей стены Китай-города. Даль тонет во вьюжном тумане, где чуть различима сгорбившаяся фигура другого, удаляющегося путника. Снежный покров взрыт колеями. По-видимому, мороз очень силен, так как расплескивающиеся струи воды замерзают на поверхности бочки.

Перов в ранних работах обычно строго соблюдал чередование планов, четко отделяя главную группу от фона. Мы видели, что это разделение было преодолено в картине «Проводы покойника».

Того же впечатления глубины пространства хотел добиться Перов и в картине «Тройка», изображая вдали снежную муть, не имеющую четкой границы. Это не вполне удалось художнику, поскольку зритель привлечен прежде всего передним планом с фигурами детей, которые изображены на фоне стены.

Интересно, что Перов все же наметил фигуру удаляющегося вглубь прохожего — старый прием передачи глубины, использованный уже в «Савояре».

Картина написана в коричневато-серых оттенках, подчеркнутых черной одеждой мальчика, изображенного в профиль, и сиреневатой юбкой девочки. Гамма нюансирована, но без учета изменения тонов в зависимости от освещения.

Картина в живописном отношении противоречива. Она написана в мастерской, едва ли ей предшествовали многочисленные натурные этюды, общая тональность взята по памяти.

Лица детей проработаны с натуры, но художника прежде всего интересовало выражение измученных детских лиц.

Ветер бьет детям в лицо: это видно по тому, как разметались волосы девочки, шарф мальчика, но их лиц метель как будто бы совершенно не коснулась.

Лясковская О.Л. В.Г. Перов. Особенности творческого пути художника. – М.: Искусство, 1979. С. 63—64

Источник: http://design-kmv.ru/zhivopis-2/russkaya-zhivopis/trojka-ucheniki-masterovye-vezut-vodu-opisanie-kartiny-perova.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector