Уотерхаус джон «тристан и изольда» описание картины, анализ, сочинение

Уотерхаус Джон Уильям

Уотерхаус Джон Уильям (1849—1917)(Waterhouse John William), английский художник. Джон Уильям Уотерхаус родился в 1849 в Риме, в семье художника. В 1850-х семья вернулась в Англию. В начале 1870-х годов перед поступлением в Королевскую академическую школу Уотерхаус помогал отцу в его студии.

Живописи и скульптуре Уотерхаус учился под руководством художника Пикерсгила. Ранние работы Уотерхауса на классические темы в духе сэра Лоренса Альмы-Тадема и Фредерика Лейтона, были показаны в Королевской Академии искусства, Обществе британских художников и галерее живописи Дадли.

В конце 1870-х и 1880-х Уотерхаус совершил несколько поездок в Италию. После брака с Эстер Кенуорти в 1883 Уотерхаус обосновался в Студиях Примроз Хилл. Там же проживали художники Артур Ракхэм и Патрик Колфилд.

В 1884 Уотерхаус добивается признания, его картина «Леди из Шалот» (1884, Галерея Тэйт, Лондон) была приобретена сэром Генри Тэйт, после выставки в Академии.

Живописные работы этого периода показывают рост интереса Уотерхауса к темам связанным с прерафаэлитами, особенно к созданию образов трагических или властных роковых женщин («Цирцея Инвидиоза», 1892; «Клеопатра», 1890; «Цирцея, завлекающая Одиссея», 1891 и другие картины), а также к живописи пленэра.

В 1885 году Джон Уильям Уотерхаус был избран в Королевскую Академию, академиком стал в 1895. Дипломной работой Уотерхауса стала картина «Нереида» (доработана мастером, окончательный вариант картины в 1901).

В середине 1880-х Уотерхаус много выставляется в галерее Гросвенор, Новой галерее, а также на провинциальных выставках в Бирмингеме, Ливерпуле и Манчестере. Картины этого периода широко показывались в Англии и за границей как часть международного движения символистов. В начале 1890-х Уотерхаус начинает писать портреты. С 1900-х годов принимает активное участие в различных общественных организациях художников и деятелей искусств Англии. Живопись художника  часто относят к прерафаэлитам, хотя Уотерхаус формально и не принадлежал к этому течению.

  • Уотерхаус Джон Дама из Шалот, 1884 Галерея Тэйт, Лондон
  • Уотерхаус Джон Прекрасная Розамунда, 1917 Галерея Виктории, Мельбурн
  • Уотерхаус Джон Магический круг, 1886 Галерея Тейт, Лондон

За свою жизнь Уотерхаус написал более двухсот картин на мифологические, исторические и литературные сюжеты. Уотерхаус разделял интерес прерафаэлитов к сюжетам, заимствованным из поэзии и мифологии.

Он безошибочно передавал драматизм момента, демонстрировал блестящее владение композицией и живописной техникой.

Однако своей непреходящей популярностью художник обязан более всего очарованию его задумчивых моделей (считается, что при написании полотна «Леди из Шалот» моделью была жена художника).

Уотерхаус Джон Пенелопа и поклонники 1912

Уотерхаус Джон Офелия Уотерхаус Джон Миранда

В 1908-1914 годах Уотерхаус создает ряд картин, основанных на литературных и мифологических сюжетах («Миранда», «Тристан и Изольда», «Психея», «Персефона» и другие).

В этих картинах художник пишет свою любимую модель, недавно идентифицированную исследователями творчества Уотерхауса, Кеном и Кэти Бейкр, как мисс Мюриэл Фостер.

Очень немного известно о частной жизни Уотерхауса — только несколько писем сохранилось до нашего времени и, собственно, много лет персоналии его моделей оставались тайной. Из воспоминаний современников также известно, что Мэри Ллойд, модель шедевра лорда Лейтона «Пылающий июнь», позировала и для Уотерхауса.

Несмотря на страдания от наступившей болезни, Уотерхаус в течение последних десяти лет жизни продолжал активно заниматься живописью вплоть до своей смерти от рака в 1917 году. Жена художника Эстер Уотерхаус пережила мужа на 27 лет, скончавшись в частном санатории в 1944.

  1. Цирцея Уотерхаус Джон
  2. Борей
  3. Уотерхаус Джон Данте и Беатриче.
  4. Уотерхаус Джон Любимцы императора Гонория

Тристан и  Изольда.

Источник: https://obiskusstve.com/405416003269823441/uoterhaus-dzhon-uilyam/

Уотерхаус Джон УильямКартины и биография

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Уотерхаус Джон Уильям (1849-1917) (Waterhouse John William), английский художник. Джон Уильям Уотерхаус родился в 1849 в Риме, в семье художника. В 1850-х семья вернулась в Англию. В начале 1870-х годов перед поступлением в Королевскую академическую школу Уотерхаус помогал отцу в его студии. Живописи и скульптуре Уотерхаус учился под руководством художника Пикерсгила. Ранние работы Уотерхауса на классические темы в духе сэра Лоренса Альмы-Тадема и Фредерика Лейтона, были показаны в Королевской Академии искусства, Обществе британских художников и галерее живописи Дадли.

Уотерхаус Джон

Дама из Шалот, 1884, Галерея Тейт, Лондон

Уотерхаус Джон

Прекрасная Розамунда, 1916, Частная коллекция (Sotheby's)

Уотерхаус Джон

Нереида, 1901 год, Королевская академия искусства, Лондон

В конце 1870-х и 1880-х Уотерхаус совершил несколько поездок в Италию. После брака с Эстер Кенуорти в 1883 Уотерхаус обосновался в Студиях Примроз Хилл. Там же проживали художники Артур Ракхэм и Патрик Колфилд. В 1884 Уотерхаус добивается признания, его картина «Леди из Шалот» (1884, Галерея Тэйт, Лондон) была приобретена сэром Генри Тэйт, после выставки в Академии.

Уотерхаус Джон

Магический круг, 1886, Галерея Тейт, Лондон

Уотерхаус Джон

Ясон и Медея, 1907, Частная коллекция

Уотерхаус Джон

Психея, вступающая в сад Амура, 1903, Музей Харриса, Престон

Живописные работы этого периода показывают рост интереса Уотерхауса к темам связанным с прерафаэлитами, особенно к созданию образов трагических или властных роковых женщин («Цирцея Инвидиоза», 1892; «Клеопатра», 1890; «Цирцея, завлекающая Одиссея», 1891 и другие картины), а также к живописи пленэра. В 1885 году Джон Уильям Уотерхаус был избран в Королевскую Академию, академиком стал в 1895. Дипломной работой Уотерхауса стала картина «Нереида» (доработана мастером, окончательный вариант картины в 1901).

Уотерхаус Джон

В середине 1880-х Уотерхаус много выставляется в галерее Гросвенор, Новой галерее, а также на провинциальных выставках в Бирмингеме, Ливерпуле и Манчестере.

Картины этого периода широко показывались в Англии и за границей как часть международного движения символистов. В начале 1890-х Уотерхаус начинает писать портреты.

С 1900-х годов принимает активное участие в различных общественных организациях художников и деятелей искусств Англии.

Уотерхаус Джон

Сирена, 1900, Частная коллекция

Уотерхаус Джон

Эхо и Нарцисс, 1903, Галерея Уокера, Ливерпуль

Нимфы, увидевшие голову Орфея, 1900, Частное собрание

Живопись художника часто относят к прерафаэлитам, хотя Уотерхаус формально и не принадлежал к этому течению. За свою жизнь Уотерхаус написал более двухсот картин на мифологические, исторические и литературные сюжеты.

Уотерхаус разделял интерес прерафаэлитов к сюжетам, заимствованным из поэзии и мифологии. Он безошибочно передавал драматизм момента, демонстрировал блестящее владение композицией и живописной техникой.

Однако своей непреходящей популярностью художник обязан более всего очарованию его задумчивых моделей (считается, что при написании полотна «Леди из Шалот» моделью была жена художника).

Диоген, 1882, Галерея Нового Южного Уэльса, Сидней, Австралия

Данаиды, 1903, Частная коллекция

Цирцея, завлекающая Одиссея, 1891, Галерея Олдхэм, Манчестер

Пророчество Оракула, 1884, Галерея Тейт, Лондон

Ариадна, 1898, Частное собрание

Гилас и нимфы, 1896, Галерея, Манчестер, Англия

В 1908-1914 годах Уотерхаус создает ряд картин, основанных на литературных и мифологических сюжетах («Миранда», «Тристан и Изольда», «Психея», «Персефона» и другие).

В этих картинах художник пишет свою любимую модель, недавно идентифицированную исследователями творчества Уотерхауса, Кеном и Кэти Бейкр, как мисс Мюриэл Фостер.

Очень немного известно о частной жизни Уотерхауса – только несколько писем сохранилось до нашего времени и, собственно, много лет персоналии его моделей оставались тайной.

Пандора, открывающая ларец, 1896, Частная коллекция

Борей, 1903, Частное собрание

Одиссей и сирены, 1891, Галерея Виктории, Мельбурн, Австралия

Офелия, 1910, Частное собрание

Миранда, 1916, Частная коллекция

Ламия, 1905, Художественная галерея, Окленд, Новая Зеландия

Из воспоминаний современников также известно, что Мэри Ллойд, модель шедевра лорда Лейтона «Пылающий июнь», позировала и для Уотерхауса.

Несмотря на страдания от наступившей болезни, Уотерхаус в течение последних десяти лет жизни продолжал активно заниматься живописью вплоть до своей смерти от рака в 1917 году.

Жена художника Эстер Уотерхаус пережила мужа на 27 лет, скончавшись в частном санатории в 1944 году.

Пенелопа и поклонники, 1912 год, Галерея, Абердин, Шотландия

Фавориты императора Гонория, 1883, Галерея Австралии, Аделаида

Нимфа и спящий Гилас, 1893, Частная коллекция

Клеопатра, 1888, Частная коллекция

Святая Евлалия, 1885, Галерея Тейт, Лондон

Мариамна, покидающая суд царя Ирода, 1887, Частное собрание

Тристан и Изольда, 1915, Собрание Фреда и Шерри Росс

Фисба, 1909, Частная коллекция

Печаль леди Шалот, 1915, Галерея Онтарио, Торонто

Источник: http://smallbay.ru/waterhouse.html

Тристан и Изольда | Великие художники

16.01.2017

  • Эдмунд Блэр Лейтон «Тристан и Изольда», 1902
  • Частная коллекция
  • Прерафаэлитизм

Картина Эдмунда Лейтона «Тристан и Изольда» напомнит вам о бессмертном чувстве любви. Художник запечатлел золотоволосую ирландскую принцессу Изольду и ее возлюбленного британского рыцаря не замечающими ничего вокруг себя.

С момента знакомства их жизнь обретала смысл лишь в те мгновения, когда они видели друг друга.

Но обязательства Тристана перед дядей королем Марком Корнуэльским, для которого он поклялся разыскать Изольду, еще не ведая чар любви, и посватать ее от его имени, не позволили Тристану нарушить клятву. Девушка стала женой короля, так и не сумев заставить свое сердце изменить Тристану.

Завистники раскрыли тайну их отношений королю Марку. Не поверил сначала король доносам, но увидев своими глазами Тристана и Изольду вместе(видимо, именно этот момент и изображен на картине) король повелел Тристана и Изольду сжечь на костре.

Но не ревность руководила им: он расценил их связь как предательство со стороны любимого племянника и красавицы жены.

Тристану и Изольде удалось избежать казни. Некоторое время они скрывались в лесу. Шалаш из еловых веток стал их домом. Это было для них самое счастливое время…

Впоследствии из признания служанки Изольды король узнал, что они просто не могут не любить друг друга из-за того, что выпили по ошибке волшебный напиток любви, приготовленный матерью Изольды для дочери и будущего зятя короля Марка. И тогда король предоставил Изольде возможность поступать ей по велению сердца.

К тому времени Тристан оказался в смертельной опасности. Ни секунды не раздумывая, Изольда отправилась в путь, надеясь, что ей удастся спасти любимого. Но «доброжелатели» поспособствовали тому, чтобы этого не случилось. Тристан умер с именем Изольды на устах. Застав его мертвым, Изольда легла на ложе рядом с ним, и ее сердце разорвалось.

Уотерхаус Джон

  • Уотерхаус Джон Кимон и Ифигения
  • Уотерхаус Джон Псамафа
  • Уотерхаус Джон Розовый сад
  • Уотерхаус Джон Бог в помощь

Источник: https://greatartists.ru/tristan-i-izolda/

Тристан и Изольда — Джон Уотерхаус

Уотерхаус Джон

Тристан и Изольда — легендарные персонажи средневекового рыцарского романа XII века. Параллели к мотивам романа есть в сказаниях древневосточных, античных, кавказских и др., но в поэзию феодальной Европы сказание это пришло в кельтском оформлении, с кельтскими именами, с характерными бытовыми чертами. Путем сличения производных версий ряд исследователей восстановил в основных чертах содержание и конструкцию «прототипа». Тристан, королевич Лоонуа, рано осиротел и, скрываясь от козней мачехи, попал в Тинтагель — ко двору своего дяди, корнуэльского короля Марка, заботливо воспитавшего его и намеревавшегося, по причине своей бездетности, сделать его своим преемником.

Юный Тристан оказывает своей новой родине большую услугу, убив в единоборстве ирландского великана Морхульта, взимавшего с Корнуэльса живую дань.

Сам тяжко раненый отравленным оружием Морхульта, Тристан садится в ладью и плывет наудачу в поисках исцеления, которое он получает в Ирландии от белокурой принцессы Изольды, искусной во врачевании.

Позже, когда вассалы понуждают Марка жениться для получения законного наследника, Тристан добровольно ищет ему невесту и привозит Изольду. Но в пути он с нею выпивает по ошибке любовный напиток, который ей дала мать для обеспечения прочной любви между нею и мужем.

На корабле между Тристаном и Изольдой возникает греховная близость. Перед свадьбой Тристан переживает и обращается за советом к своему воспитателю Гуверналу. Тот говорит, что в первую ночь следует погасить все свечи и подложить к королю Бранжьену, служанку Изольды. Так они и поступают. Король так и не догадался о подмене.

Тристан и Изольда связаны любовью столь же сильной, как жизнь и смерть. Между ними происходит ряд тайных свиданий, но наконец они изобличены и осуждены. Они бегут и долго скитаются в лесу. Затем Марк прощает их и возвращает Изольду ко двору, но велит Тристану удалиться.

Много раз от наказания и смерти их спасают верные Гувернал и Бранжьена. Тристан уезжает в Британию и совершает там ряд подвигов. У короля Британии есть сыновья Каэрдин и Ривален, и дочь Изольда Белорукая. Однажды во сне Тристан произносит вслух признание любви своей Изольде.

Каэрдин же уверен, что Тристан говорит о его сестре, Изольде-Белорукой. Он рассказывает об этом своему отцу, и тот с радостью отдает Тристану свою дочь, Тристан же не смеет отказаться. Был устроен свадебный пир — однако, верный своему чувству к первой Изольде, Тристан не сближается с женой.

В один день Тристан ранен отравленным оружием и просит Каэрдина, сына престола Британского отправиться к белокурой Изольде с мольбой приехать и побеседовать последний раз в жизни с любимой. Они условились, что если Каэрдину удастся привезти Изольду, на его корабле будет выставлен белый парус, в противном случае — черный.

Ревнивая жена Тристана, проведав об этом, в последний момент говорит умирающему Тристану, что показался корабль с черным парусом. Тристан поворачивается к стенке и произносит: «Я больше не могу сдерживать свою жизнь», трижды выкрикивает «Изольда, дорогая!» и умирает.

Изольда сходит на берег, ложится рядом с телом Тристана и умирает от горя по любимому.

Их хоронят в двух соседних могилах по обе стороны апсиды храма в Тинтагеле, и терновник, зеленый и крепкий, благоухающий цветами, за ночь перекидывается через часовню и уходит в могилу Изольды. Трижды рубят терновник горожане и трижды он вырастает.

Впоследствии, король Марк узнает об этом чуде и запрещает когда-либо срезать терновники. Король Марк хотел оставить при себе Гувернала с Бранжьеной, но они не пожелали остаться.

Гувернал стал королем Лоонуа, наследником которого был Тристан, а Бранжьена — его женой и королевой.

(1

Источник: https://paintingplanet.ru/tristan-i-izolda-dzhon-uoterxaus/

"Тристан и Изольда": краткое содержание и анализ

С древнейших времен человечество воспевало высокое и светлое чувство любви. Знаменитая история любви Тристана и Изольды построена на основе кельтского материала, в нее проникли некоторые немецкие и античные мифологические мотивы.

Самыми известными зафиксированными версиями этой легенды стали древневаллийские тексты, возникшие на территории современного Уэльса («Триады острова Британия», «Повесть о Тристане» и др.). Сюжет легенды разрабатывали сначала норманские труверы во второй пол. XII в.

при Генрихе III Плантагенета (1154-1189), в области западной Франции, на территории островной Великобритании и восточной Ирландии. Вот почему этот роман дошел до нас в двух вариантах: английском и французском. Среди наиболее значительных его манифестаций следует назвать стихотворные романы французского жонглера Беруля и нормандца Тома.

Оба произведения появились в одно время — где-то около 1170 года. Сохранилась небольшая поэма «Тристан юродивый» англо-нормандской поэтессы Марии Французской (вторая пол. XII в.).

Начиная с XII в., легенда распространилась по всему европейскому региону. Творение немецкого поэта Готфрида Страсбургского «Тристан и Изольда» (1210), который не завершил произведение, дописали Ульрих фон Тюргайли и Генрих фон Фрайборг. Дальнейшие обработки легенды находим в итальянской («Тристан», конец XIII в.

), испанской ( «Дон Тристан из Леониса», XIII в.), исландской ( «Баллада о Тристане», XVII в.) литературах.

Популярные в позднем Средневековье «народные книги» о Тристане и Изольде практически не вносили в ее сюжет ничего принципиально нового, лишь несколько приспосабливали его к требованиям времени и национальных условий.

Французский писатель Бедье сделал попытку реконструировать сюжетную схему на основе сопоставления всех известных версий и одновременно издал свою свободную прозаическую обработку романа о Тристане и Изольде (1900 г.). Его тональность трагична. Герои погибли, но не от ударов более сильных и опытных противников, а под давлением судьбы, сгибаясь под тяжестью судьбы. Тема любви переплеталась с темой смерти.

«Тристан и Изольда»: краткое содержание

Тристан — сын короля Лоонуа — еще младенцем остался сиротой. Отец его погиб в бою, защищая земли короля Марка, брата его жены, от ирландского барона Моргана. Мать умерла, узнав о смерти мужа.

Юноша получил прекрасное рыцарское воспитание от слуг покойного отца и, достигнув зрелого возраста, поехал ко двору дяди — короля Марка, чтобы стать его вассалом.

Здесь он совершил свой первый подвиг — убил жестокого великана Морольта, брата ирландской королевы, который ежегодно приезжал в Тинтажель, столицу королевства Марка, за данью (300 юношей и девушек ежегодно). Но и Тристан был тяжело ранен в бою ядовитым Морольтовым мечом. Вылечить его никто не мог.

Тогда он попросил, чтобы его положили в лодку: куда она поплывет, там и нужно искать счастья. Судьба подарила смельчаку встречу с ирландской принцессой Изольдой Белокурой, которая вылечила его волшебным зельем. Но она случайно узнала, что Тристан — убийца Морольта, ее дяди. Преодолевая желание мести, принцесса не рассказала никому о своем открытии и отпустила Тристана домой.

В Тинтажели его встретили как героя, а Марк провозгласил его наследником престола. Это решение встретило упорное сопротивление баронов, которые, завидуя Тристану, ненавидели его. После длительного конфликта они убедили Марка в необходимости жениться и иметь законного преемника.

Но король выдвинул невероятное условие: согласился жениться только на принцессе, которая должна была иметь золотые косы, как тот волосок, который принесла в замок ласточка. И тогда Тристан объявил, что привезет Марку принцессу, потому что он сразу узнал волосок Изольды Белокурой.

Вновь Тристан отправился в путь, чтобы высватать Марку невесту и тем самым отвести от себя подозрения в желании занять трон, принадлежащий дяде. Чтобы завоевать расположение Изольды, Тристан боролся с драконом-людоедом, освободил страну от страшной напасти.

Раненый в неравном бою, отравленный огненным дыханием чудовища, он чуть не умер. И снова его спасла Изольда и ее благородство: принцесса не стала мстить за смерть своего дяди.

Ирландский король предложил рыцарю жениться на Изольде. Тристан, верный своему слову, попросил ее руки для Марка и получил согласие. Девушка должна была выйти замуж за человека, которого даже не видела. Счастливым этот брак должен был сделать любовный напиток.

Однако она случайно выпила этот волшебный напиток с Тристаном во время морского путешествия к берегам владений Марка.

Служанка Бранжена во время безумной жары, спеша утолить жажду своей дамы и Тристана, дала им вместо обычного вина магический напиток, предназначенный для брачной ночи. Именно поэтому вспыхнула в их сердцах неистребимая жажда любви.

Они стали любовниками здесь же, на корабле. Когда Изольда приехала в Титажель, Бранжена, спасая свою хозяйку, легла вместо нее на брачное ложе короля, который в темноте не заметил подмены.

Тристан и Изольда не смогли скрыть свою пламенную страсть. Когда Марк обо всем узнал, то приговорил любовников к сожжению на костре. Но Тристану удалось бежать из-под стражи. Между тем король изменил наказание для Изольды: отдал в жертву толпе прокаженных.

Рыцарь спас любимую и убежал с ней в чащу. Их разоблачил королевский лесник — и Марк сам поехал в хижину влюбленных, чтобы наказать их. Но увидев, что они спят одетыми, а между ними лежит меч, он был тронут и простил племянника и жену.

Марк потребовал только возвращения Изольды и отъезда Тристана из его королевства.

Бароны и сейчас не успокоились, они хотели Божьего суда для Изольды. Она должна была взять в руки брусок раскаленного железа, при этом не повредив даже кожи. Изольда выдержала испытание. А Тристан поехал в далекий край, где нашел себе верного побратима Каэрдина, сестра которого Изольда Темноволосая (Белорукая) влюбилась в него и стала его женой.

Рыцарь был покорен ее чувством и созвучию имен, вместе с тем хотел вытеснить из сердца любовь к Изольде Белокурой. Со временем он понял, что надежды на подмену одной Изольды второй были напрасными. Тристан был несчастлив в свое м браке: его сердце принадлежало Изольде Белокурой.

Смертельно раненый отравленным мечом в поединке с захватчиками, он попросил друга привезти к нему любимую, потому что только она могла исцелить его.

Он ждал корабль с белыми парусами (это знак того, что должна была прибыть Изольда). И вот слуги сообщили, что на горизонте появился парусник. Тристан спросил о цвете парусов.

«Черные», — обманула его жена, охваченная ревностью и гневом за свое отвергнутое чувство (она знала о договоренности между Тристаном и Изольдой). И Тристан умер. Его бездыханное тело увидела Изольда Белокурая. Смерть любимого убила и ее.

Люди были поражены глубиной любви влюбленных, которые не смогли жить друг без другой. Любовь победила: на могилах влюбленных за одну ночь выросло два дерева, которые сплелись навеки своими ветвями.

«Тристан и Изольда»: анализ

В романе можно выделить два слоя. Один из них лежит на поверхности — это конфликт любви Тристана и Изольды с этическими и общественными нормами своего времени, причем любви незаконной, поскольку Тристан — племянник и вассал Марка, а Изольда — его жена.

Поэтому между ними стали четыре суровых закона — феодальный, брачный, кровный и благодарности. Второй слой — фатальность одной любви, способной реализоваться лишь при условии постоянного раздвоения души, напряженности чувств, своей запретности, неправомерности.

Отношение автора к затронутому им морально-общественному конфликту двойственно: с одной стороны, он вроде бы признает правоту господствующей морали, заставляя Тристана страдать из-за осознания своей вины. Любовь Тристана и Изольды, по представлению автора, — несчастье, причиной которого стал эликсир.

С другой стороны, он не скрывает своего сочувствия влюбленным, изображая в положительных тонах всех, кто способствовал ей, и выражает свое удовлетворение по поводу неудач или гибели врагов. Автор прославляет любовь, которая сильнее смерти, которая не желает считаться ни с иерархией, установленной феодальным обществом, ни с законом католической церкви.

Роман содержит элементы критики основ этого общества.

Тристан и Изольда относятся к «вечным образам» мировой культуры. Современный французский писатель Мишель Турнье считал, что каждый вечный образ (Дон Кихот, Прометей, Гамлет, Фауст) является воплощением бунта против установленного порядка.

Он отмечал: «Дон Жуан — воплощение бунта свободы против верности, бунта свободы человека, ищущего наслаждений, против супружеской верности.

Странный парадокс Тристана и Изольды заключается в том, что они также восстают против супружеской верности, но делают это не ради свободы, а во имя верности глубокой, устойчивой, — верности роковой страсти».

Источник (в переводе): Давыденко Г.Й., Акуленко В.Л. История зарубежной литературы Средних веков и эпохи Возрождения. — К.: Центр учебной литературы, 2007

Источник: https://classlit.ru/publ/zarubezhnaja_literatura/drugie_avtori/tristan_i_izolda_kratkoe_soderzhanie_i_analiz/62-1-0-718

Тристан и Изольда | Появление романа и анализ образов героев

Средневековые романы — явление довольно интересное в литературе. С одной стороны, художественная литература основывается на клирикальной, церковной литературе, благодаря которой появились книги в современном их понимании: с обложкой, корешком, страницами, миниатюрой и другими традиционными атрибутами.

С другой, присутствует неутолимое стремление фантазировать и придумывать необыкновенное истории. Правда, авторы пока ещё не привыкли детально описывать героев, окружающее пространство и происходящие события. Взамен они уделяют всё своё внимание быстрой смене обстоятельств, неустанно приправляя их магией.

Эти черты характеризуют и «Тристана и Изольду» — одно из самых знаменитых французских произведений. Им вдохновлялся великий Шекспир при написании «Ромео и Джульетты». Мы также найдём параллели с историей Франчески да Римини из «Божественной комедии» Данте. Что послужило такому успеху в литературных кругах? Почему описанный сюжет считается бессмертным и актуален до сих пор?

Жить им в разлуке было ни жизнь, ни смерть, но то и другое вместе

Первые упоминания Тристана обнаружены ещё в валлийских рукописях. Валлийцы — кельтский народ, населяющий Уэльс. Таким образом, легенда содержит в себе элементы валлийского фольклора и их мифологии. Безусловно, без короля Артура и рыцаря Говена не обошлось: именно они примиряли короля и племянника в рукописях.

В XII столетии начали появляться книги о Тристане. Они именовались «Роман о Тристане», «Тристан Юродивый», но известной версией, объединившей в своём заглавии обоих влюблённых стала книга Томаса, англо-норманнского поэта. Именно у него впервые встречается имя Изольда.

Позднее свои версии трагической любви предлагали Готфрид Страсбургский, Мария Французская, итальянские и немецкие поэты. В начале XX века Жозеф Бедье собрал все дошедшие тексты и попытался реконструировать первоначальный. Сегодня его реконструкция считается наиболее полной историей о судьбе молодых людей.

По Бедье, Тристан в детстве лишается родителей, и его воспитывает король Марк, его дядя. Тристан вырастает выдающимся воином и верным вассалом короля, он сражается с чудовищами и всегда чудесным образом одерживает победу над ними.

Марк решает жениться, и Тристан отправляется на поиски его будущей жены — Изольды, у которой было любовное зелье для неё и Марка. В пути домой, Тристан и Изольда случайно выпивают зелье и влюбляются друг друга без памяти.

Они продолжают встречаться за спиной ничего не подозревающего Марка и всячески ухищряются сохранить свою любовь в секрете. Жестокая судьба преподносит им одно испытание за другим. Одно из них становится для них смертоносным.

Условно произведение можно поделить на две части: в первой Тристан представляется перед нами несокрушимым героем, полубогом, сражающимся за честь королевства и Марка; во второй части главенствует любовная история, с её радостями и печалями, удачами и поражениями. Даже тут Тристан занимает ведущую роль и первостепенная проблема романа связана с ним: вассал влюблён в жену сюзерена. Эту проблематику немного позднее позаимствует и рыцарско-куртуазная литература.

Нет, то было не вино — то была страсть, жгучая радость, и бесконечная тоска, и смерть

Образ Тристана вызывает во мне противоречивые чувства.

Слишком многое легко даётся ему, невозможное становится возможным, но разве не это результат упорного труда или развитого таланта? А его мужское начало! Казалось бы, он, верный поданный своего короля, да ещё и его племянник, не имеет права претендовать на любовь своей тёти, ни при каких обстоятельствах. Здесь же, он поддаётся своим чувствам, навязанными извне. Может быть, ему это даже нравится: страдать, выискивать драгоценные минуты для свидания, любить недоступную.

В свою очередь Изольда, хоть и отошла на второй план, но своего обаяния и значения не потеряла. Временами она кажется мне более храброй, серьёзной и взрослой, нежели Тристан. Наверняка тяжело быть замужем за нелюбимым взрослым (если не старым) мужчиной, которого она увидела впервые практически в день свадьбы.

Ещё тяжелее «любить» убийцу своего брата, скрывать от мужа свои «настоящие» эмоции и не быть замеченной на публике — навыки, требующие изящества, смекалки и ловкости. В дополнение, Изольда родом из враждующей страны, а обычаи и традиции королевства Марка ей чужды.

Как только она не сошла с ума от стресса, жизненных испытаний и затянувшейся депрессии?

Король Марк — наименее очевидный персонаж в моём понимании романа. Его поведение в семейной жизни полностью отражается на проводимой политике. Будучи слепцом или безумно влюблённым, он не замечает измен жены и предательства вассала.

В качестве короля он не признаёт науськивания приближённых рыцарей на Тристана и их желания избавиться от него. Я задумываюсь, действительно ли Марк столь хороший король, любимый народом? Да, он милостив, что мы видим в одном из эпизодов, когда он не убивает влюблённых в лесу.

В другие моменты он более вспыльчив, податлив эмоциям и действует без раздумья.

В какой-то степени столь сильное влияние чувств на жизнь героев объясняется реальной жизнью, где ощущения имеют весомое значение. Однако в реальных событиях мы склонны к размышлению, анализу ситуации и принятию наилучшего исхода.

Отсюда следует неловкость средневекового сюжета. Тем не менее это тот литературный опыт, который необходимо получить для лучшего представления развития и становления мировой литературы, а также умения авторов писать и описывать.

Источник: http://artanablog.com/literature/tristan-and-isolde/

Джон Уильям Уотерхаус. Братство прерафаэлитов

Джон Уильям Уотерхаус (John William Waterhouse) — английский художник, один из самых ярких представителей прерафаэлитов. Годы жизни: 1849 — 1917 гг. В настоящее время считается одним из самых дорогих художников Великобритании и мира. Картина St. Cecilia была прождана за 6 миллионов фунтов.

Джон родился в Риме в семье художников, так что само происхождение обязывало его к тому, что бы стать известным живописцем. С самого детства он жил среди картин, красок, полотен, мольбертов и т.д., и, можно сказать, что впитал любовь к искусству с молоком матери.

В 1870 году его семья переезжает в Лондон, где Джон Уильям Уотерхаус поступает Королевскую Академию Художеств. Наверное, одной из самых знаменитых картин художника стала «Сон и его сводный брат Смерть» которая выставлялась каждый год на протяжении всей его жизни.

Не менее известной картиной является «Леди из Шалот», которая посвящена Лилейной Деве из легенды о короле Артуре, которая умерла от неразделённой любви к Ланселоту. Всего существует три версии картины, которые Джон Уильям Уотерхаус написал в разные годы.

Таким образом, мы видим, что эта картина имеет большое значение не только для мирового искусства, но и занимала особое место во всём творчестве и сердце художника.

Изучая его полотна, можно заметить, что всё его искусство обращено не просто к мифологии, но к трагическим или властным женщинам, которые в них упоминаются. Именно непростая судьба персонажей различных преданий заставляли художника вырывать из творческого подсознания яркие образы.

Просматривая картины этого замечательного живописца, вы можете заметить, что на некоторых картинах присутствует одна и та же модель. Лишь недавно удалось идентифицировать её личность. Любимой моделью художника оказалась мисс Мюриэл Фостер.

Она присутствует на таких полотнах, как: Миранда, Тристан и Изольда с любовным элексиром, Психея вступающая в сад Амура и другие. Джон Уотерхаус очень много выставлялся как в Англии, так и далеко за её пределами. Его искусство относят к прерафаэлитам, хотя лично он не состоял в этой организации.

Характер, стиль письма, особое отношение к древней мифологии — всё это почерк прерафаэлитов, который был не чужд и Джону Уильяму.

Ариадна

Борей

Гилас и нимфы

Дама из Шалот

Данаиды

Диоген

К прекрасной даме

Ламия

Леди из Шалотт. Я половина тени…

  • Любимцы императора Гонория
  • Магический кристалл
  • Магический круг
  • Миранда
  • Мои любимые розы
  • Нарциссы
  • Нереида
  • Нимфы, увидевшие голову Орфея
  • Одиссей и сирены
  • Офелия
  • Пандора, открывающая ларец
  • Пенелопа и поклонники
  • Прекрасная Розамунда
  • Пробуждение Адониса
  • Психея, вступающая в сад Амура
  • Рассказ из Декамерона
  • Рыбак и Сирена
  • Сирена
  • Судьба
  • Тристан и Изольда с любовным эликсиром
  • Тщеславие
  • Цирцея, завлекающая Одиссея
  • Цирцея
  • Эхо и Нарцисс
  • Ясон и Медея
  • Сон и его сводный брат Смерть

Источник   http://art-assorty.ru/2712-john-william-waterhouse.html

Источник: https://subscribe.ru/group/mir-iskusstva-tvorchestva-i-krasotyi/11077635/

Художник Джон Уильям Уотерхаус: англичанин из Италии

На границах самых протяжённых атмосферных фронтов рождаются самые мощные грозы. И как результат этого «единства противоположностей», по окончании ненастья небо расцвечивает прекрасная радуга.

Художники любых эпох и наций черпают вдохновение, любуясь рассветами и закатами.

Метафизика соприкосновения дня и ночи влечёт их натуры феноменом взаимно отрицающихся, но при этом не существующих друг без друга начал: света и тьмы.

«Пандора», 1898, холст, масло, частное собрание»Улисс и сирены», 1891, холст, масло, Национальная галерея Виктории«Леди из Шалот», 1888, холст, масло, частное собрание

Противопоставление, конфликт, а затем — плодотворный синтез: именно таков сценарий эволюции изобразительного искусства. Строго говоря, всех выдающихся мастеров живописи можно подразделить на две крайне неравные группы.

В первой, имеющей подавляющее численное превосходство, будут те художники, которые виртуозно оперируют техническими приёмами, любят и умеют работать со смыслами, создают настоящие шедевры, при этом не сильно (или вообще не) эволюционируя относительно парадигмы своего излюбленного стиля.

«Психея открывает дверь в сад Эроса», 1904, холст, масло»Борей», холст, масло, частное собрание»Ундина», 1872, холст, масло, частное собрание

Ко второй категории творцов принадлежат такие мастера, как герой нашей сегодняшней статьи. Их творческий путь всегда ведёт за пределы привычных стилистических рамок; их работы — вызов устоявшимся канонам.

При этом они не ставят перед собою цели достичь успеха при помощи банального эпатажа. Им просто тесно «донашивать» технические и стилистические решения минувших поколений.

Они — как тот самый рассвет, о которых мы говорили выше: настало их время сиять, как сияет восход, заставляющий блекнуть ночные звёзды.

«Русалка», 1900, холст, масло, Королевская академия художеств»Гилей и нимфы», 1896, холст, масло, Манчестерская художественная галерея

Джона Уильяма Уотерхауса часто называют одним из самых выдающихся представителей течения прерафаэлитов. Мы считаем это ошибкой.

Несмотря на то, что творчество Уотерхауса и в самом деле многое (идеологически) роднит с представителями данного течения, всё же мы готовы взять на себя смелость утверждать, что его искусство определяется не отрицанием викторианской академичности (что крайне типично для живописцев-прерафаэлитов второй половины XIX века), а коллизией этого самого викторианского романтизма с мотивами классической итальянской живописной традиции.

«Срывайте розы поскорей», 1909, холст, масло, частная коллекция»Миранда», 1916, холст,масло, частная коллекция

Наш герой родился в Риме в 1849 году. Спустя время его семья перебралась в родную Британию, но эстетика античных мифологических сюжетов успела запасть глубоко в душу совсем ещё юного Джона.

Через всю свою творческую жизнь он пронёс любовь к культуре древних латинян, отрефлексированную через призму гениальных произведений Перуджино и Беллини.

Туманный Альбион, в свою очередь, привнёс в искусство Уотерхауса нотки меланхоличной сдержанности.

«Клеопатра», 1887, холст, масло, частное собрание»Собирая цветы миндаля», 1916, холст, масло, частное собрание

Удивительное сочетание! Прекрасные девы, сотворённые кистью маэстро, имеют дивный живой темперамент, отражающийся в их прекрасных глазах и без труда читающийся в искусно прописанной художником пластике; при этом из сюжетов его работ никуда не делись и нотки типично викторианской сдержанности, продиктованные жесткими нормами поведения. Даже те его полотна, что посвящены прекрасным русалкам и нимфам, умудряются обладать одновременно как «фирменным» апеннинским эротическим флёром, так и строгими, а порою и зловещими отсылками к североевропейским культурным нарративам.

«Ветреницы», 1902, холст, масло, частное собрание»Сирена», 1900, холст, масло, частное собрание

Впрочем, глупо было бы сводить гениальность Уотерхауса к простому совмещению парадигм. Например, он совершенно неподражаем в таком сложнейшем аспекте живописного творчества, как «химия» взаимоотношений персонажей картин.

Юноша, из последних сил держащийся за скользкий каменный выступ и готовый вот-вот навсегда кануть в морскую пучину, встречается взглядом с красавицей-сиреной, что заманила его корабль на острые скалы.

Во взгляде теряющего последние силы молодого человека в равных долях смешались ужас, надежда и мольба, в то время как морская дива — вопреки классическим мотивам историй о сиренах — глядит на него лишь с малой долей холодного любопытства, густо «замешанного» на равнодушии и отстранённости.

Между ними будто бы натянута тонкая нить, первый проблеск взаимопонимания.

Но перерастёт ли эта едва уловимая эмоциональная связь в настоящую эмпатию, или же набежавшая волна навсегда прервёт их безмолвный диалог? Немного отыщется на свете мастеров, сумевших столь метафорично зашифровать историю о молодом человеке, признающимся в любви той, которая всего скорее ответит на его душевный порыв равнодушным отказом. И всё же юноша судорожно цепляется за этот шанс, даже осознавая его эфемерность.

«Тристан и Изольда», 1916, частное собрание

Полотна Джона Уильяма Уотерхауса пользовались столь высоким спросом ещё при жизни художника, что не менее половины из них были раскуплены ещё полтора столетия назад и ныне хранятся в частных собраниях. Преимущественно — в странах Британского содружества.

Эксперты считают, что общее число живописных работ мастера превышает одиннадцать десятков, шесть из которых пылятся по личным коллекциям анонимных ценителей прекрасного. Быть может, величайшие шедевры живописца, сумевшего своим творчеством предвосхитить революцию XX века, всё ещё ждут своего часа, дабы явиться миру.

Как та самая радуга, что засверкает, когда рассеются тучи.

«Собирательница цветов», 1895, холст, масло, частное собрание

???? Если Вам понравилась статья, поставьте «палец вверх» и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить следующие публикации. Приглашаем посетить наш сайт! Делитесь мнениями в х! Спасибо, что уделили время прочтению статьи!

Предлагаем для обсуждения статьи:

Портреты дочери художника Бориса Кустодиева

Картины художника Бориса Ивановича Казакова

Источник: https://zen.yandex.com/media/zhivopis/hudojnik-djon-uiliam-uoterhaus-anglichanin-iz-italii-5e4a407fb501f46d45ba3e7c?from=feed&rid=502387966.365.1581949403401.97182&integration=site_desktop&place=layout&secdata=CIrFg5mFLiAMMISgAQ%3D%3D

Книга «Тристан и Изольда»

Каково это — писать на коленке? Прослушал и начал записывать впечатления. Первые, что пришли в голову. Потому что есть такое состояние, как выгорание. Может, от того я и пишу это по горячим следам, что есть зависшие во времени и выгоревшие эмоционально тексты?

Кем были первые читатели «Тристана»? Сколько их было? Кому адресован был текст? На что этот текст «давил»? Какие чувства пытался вызвать? Что этих первых читателей из такого дремучего Средневековья, что их привлекало в легенде?

Принято считать центральным конфликтом легенды конфликт долга и чувства. Сколько будет книг и сюжетов в основе которых тот же самый конфликт? Ну, первое приходящее в голову, «Дворянское гнездо». Тут же: в мировой литературе есть ограниченное количество сюжетов, всё разнообразие — вариации известных тем. Прямая аналогия с нотами.

Сколько вариаций интерпретаций известнейших уже 1000 лет текстов существует в мире? Что нового они открывают? Зачем их пишут люди? Самоутверждение? Уяснение, разложение по полочкам текста и смыслов, разложение для внутреннего употребления? Для себя?

Сказочный сюжет с упрощениями, опущением, пропуском деталей, что только усложняет текст.

Каков был первоначальный текст? Что от него осталось при пересказе? А кому и насколько он важен, этот первоначальный текст? И тут же и иной вопрос на ту же тему: Находки археологов или искусствоведов.

Столетиями или более, что-то было недоступным публике, недоступным, значит, несуществующим. И? В некоем тексте, изначальном, оказывается, был знак препинания, пропавший на столетия, а потом всплывший у Кафки. И? Причем здесь Изольда?

В легенде есть такой эпизод: вместо потерявшей невинность с Тристаном на корабле по пути к будущему мужу Изольды, на супружеское ложе, в первую брачную ночь ложится, в полной темноте, её служанка, Бранжьена. Которая до исполнения этой монаршей обязанности, перепутала сосуд с «обычным» вином с сосудом, наполненным любовным напитком.

Для усиления либидо будущих супругов — Изольды и короля Марка. Так вот, Изольда, дабы избавиться от служанки, которая, как оказывается, в моральном кружеве легенды должна быть в роли ближайшей соратницы, если угодно, знающей всё, но и ведущей себя достойно, — она приговорена Изольдой к…

смерти! Чтобы, так сказать, предотвратить попадание ненужной и вредной информации к супругу. И?

На самом деле прислуга — ничего не стоила. По большому счету. Кроме совести её, прислуги, хозяев. Что с христианской моралью? Наверное, всё нормально. Для тех, кому текст предназначался, подобной проблемы не существовало.

Наверное, так? Но интересно другое: буквально в следующей главе, та самая служанка, что договорившись со своими убийцами (по монаршему повелению), убегает неизвестно куда, — так вот, в следующей главе она как ни в чем не бывало, выполняет очередное поручение хозяйки! В чем прикол? Или.

Тристан сходится (так в тексте) с Риваленом, у которого в подругах жена одного из баронов — Бедалис. Его жену звали Гаржолена. Тристан с Риваленом едут к ней в замок, зная, что её муж с тридцатью рыцарями, составившими его свиту, уехали на охоту.

В супружеской опочивальне, где любовники занимаются утехами, Тристан, отошел в сторону, но продолжал дурачиться, бросая в полог, за которым укрылись любовники, тростником. Который чуть позже, как и упавшая шляпа Тристана, послужил «уликой» против него со стороны мужа Гаржолены.

Предваряя описание этого приключения, автор пишет о предопределенности этого предприятия, что, мол, знали бы друзья, чем всё это обернется. Всё было не так с самого начала. Знали бы они, что едут навстречу смерти.

Что и упавшая шляпа, и ключи от моста, которые вручил Тристану кузнец, и многие другие предзнаменования, — всё это было предопределено. И именно предопределенность и есть главный герой этой легенды.

Смотрите: случай с любовным напитком радикально изменил судьбу всех наших героев. Могло ли такое случиться? Почему нет? Но вопрос на самом деле не в вероятности случая, а в его предопределении.

Почему он вообще понадобился? Для «верности» предприятия? Чтобы уж наверняка? Или для сюжетного хода? Литературная фантазия? Придумка? Обстоятельство непреодолимой силы? Не буди лиха, пока оно тихо? Ящик Пандоры с этим самым сердцем? Или.

Король Марк — ну не может ни слышать хайпа по поводу племянника и жены.

ПО рекомендации одного из вассалов, в одну из ночей забирается на дерево, чтобы стать свидетелем ночного свидания и лично удостовериться в неверности одной и неблагодарности другого.

Но всё срывается из-за обостренного чувства опасности у влюбленных: они видят опасность и ведут себя соответственно. Что не спасает их от предопределенной судьбы.

Конечно, все эти вопросы на коленке — рассуждения не состоявшегося неофита, да к тому же записанные вечером, хорошо вечером. В логике той жизни и нравов, — нет, не думаю. что всё было как-то нелепо, фантастически или неправдоподобно: иначе текст затерялся бы на каком-нибудь «звездном мосту», как это было в «31 июне».

Больно давно всё случилось, если случилось вообще. А так — нет, не затерялся, не забылся. Живет на страницах, на экранах и в головах.

В виде вопроса: и что они там такого нашли — в необычайных приключениях Тристана и Изольды? С их черно-белыми парусами, так и не превратившимися из парусов судьбы в соответствующих этим парусам цветам, в паруса надежды и любви.

Но это — уже иная история. «Алые паруса» её название. И в отличие от нашей истории, Он приходит под парусами, чтобы навсегда забрать Её в страну вечной любви, преданности и терпения.

Источник: https://www.livelib.ru/book/1000730998-tristan-i-izolda

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector