Босх «сад земных наслаждений» описание картины, анализ, сочинение

Босх

Очень странная и непонятная картина.Увидев однажды оригинал в музее Прадо в Мадриде,я долго не могла разобраться,что же на ней изображено.Что именно хотел сказать нам средневековый художник?Даже внимательно слушая экскурсовода,очень трудно разобраться в этом сплетении тел и огромном количестве голых людей.

 «Сад земных наслаждений «-это триптих.Он должен был служить для украшения алтаря .Прежде,чем приступить к детальной характеристике картины,несколько слов о художнике.

Босх

Иероним Босх (Ирун Антонисон Ван Акен.)-1450-1516гг.-нидерландский художник,один из крупнейших представителей Северного Возрождения.Считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства.

  Босх родился в семье художников.,жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе в Нидерландах.

  Около 1480 года художник женится на Алейт Гойартс ван дер Меервене, которую по-видимому знал с детства. Она происходила из богатой купеческой Хертогенсбосской семьи. Благодаря этому браку Босх становится влиятельным бюргером своего родного города.

Детей у них не было. Полгода спустя после смерти Босха в 1516 году его жена раздала то немногое, что после Босха осталось, его наследникам. Есть все основания считать, что Иероним Босх никогда не был владельцем какой-либо недвижимости.

Жена Босха пережила мужа на три года.

   Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной силой. Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы.

  Современные учёные пришли к выводу, что в творчестве Босха заключён куда более глубокий смысл, и предприняли множество попыток объяснить его значение, найти его истоки, дать ему толкование.Ни на одной из своих картин он не ставил дату и не давал им название.Всего сохранилось 25 картин и 8 рисунков.

 «Сад земных наслаждений «-состоит из 3-х частей,главная ,что вы видели выше и две картины поменьше.

Босх

Первые 3 дня сотворения мира.

Босх

Музыкальный ад.

    Центральная часть триптиха — собственно «Сад радостей земных» — представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями.

Влюбленные беззастенчиво предаются любовным утехам в водоемах, в невероятных хрустальных сооружениях, скрываются под кожурой огромных плодов или в створках раковины.

   С человеческими фигурами смешались звери неестественных пропорций, птицы, рыбы, бабочки, водоросли, огромные цветы и фрукты.

   Великолепная по живописи картина напоминает яркий ковер, сотканный из сияющих и нежных красок. Но это прекрасное видение обманчиво, ибо за ним скрываются грехи и пороки, представленные художником в виде многочисленных символов, заимствованных из народных поверий, мистической литературы и алхимии.

    В композиции «Сада радостей земных» выделяются три плана: на первом плане показаны «различные радости». Здесь есть пруд роскоши и фонтан, цветы абсурда и замки тщеславия.

Босх
Босх
Босх Босх Босх

Третий (самый дальний) — венчается голубым небом, где люди летают на крылатых рыбах и с помощью собственных крыльев.

Для того,чтобы легче было разобраться можно посмотреть более детально  фрагменты.

Босх

  Казалось бы, что на фоне такого пейзажа ничто не может быть целомудреннее любовных игр человеческих пар. Но, подобно психоанализу (врач-психиатр Р. Хайкин предлагал даже провести психопатологический анализ творчества И.

Босха), сонники того времени приоткрывают подлинное значение этих земных наслаждений:    вишни, земляника, клубника и виноград, с такой радостью поедаемые людьми, символизируют греховную сексуальность, лишенную света божественной любви;    лодка-яблоко, в которой уединяются любовники, формой напоминает женскую грудь; птицы становятся олицетворением похоти и разврата,    рыба — символом беспокойного вожделения,

раковина является женским началом.

   Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Однако не стоит считать, что толпа обнажённых любовников должна была по замыслу Босха стать апофеозом безгрешной сексуальности.

   Для средневековой морали половой акт, который в XX в.

научились наконец воспринимать как естественную часть человеческого бытия, был чаще доказательством того, что человек утратил свою ангельскую природу и низко пал.

В лучшем случае на совокупление смотрели как на неизбежное зло, в худшем — как на смертный грех. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений — мир, растленный любострастием.

 Первым расшифровать это произведение попытался Хосе де Сигуенса в 1605 г. Он считал, что в нем дан собирательный образ земной жизни человека, погрязшегo в греховных наслаждениях и забывшего о первозданной красоте утраченного рая и потому обреченного на гибель в аду. 

  Монах предлагал снять с этой картины побольше копий и распространять их среди верующих для вразумления.

Хотелось бы знать ваше мнение об этой картине.Она считается одним  из шедевров мировой живописи.

Главная цель художника — показать тлетворные последствия чувственных удовольствий и их эфемерный характер: алоэ впивается в обнаженную плоть, коралл прочно захватывает тела, раковина захлопывается, превращая любовную пару в своих пленников.

В башне Прелюбодеяния, чьи оранжево-желтые стены сверкают подобно кристаллу, обманутые мужья спят среди рогов.

Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники, и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников, иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло — как они недолговечны»

Шарль де Тольнай

Источник: https://maxpark.com/community/6782/content/1413710

Сад земных наслаждений. Иероним Босх

Босх Триптих «Сад земных наслаждений» выполнен маслом на дереве, примерно в 1500 – 1510 году. Его размер: 389 см. 220 см. Картина находится в Национальном музее Прадо, в Мадриде.

Написать о триптихе Иеронима Босха, известном в наше время как «Сад земных наслаждений», означает попытаться описать неописуемое и расшифровать непонятное — упражнение в безумии. Тем не менее, есть несколько пунктов, о которых можно говорить с уверенностью.

Эта картина впервые была описана в 1517 году итальянским летописцем Антонио де Беатисом, который увидел ее во дворце графов Нассау в Брюсселе. Это дает повод предполагать, что картина была написана на заказ, для графов.

Они были влиятельными политическими игроками в бургундских Нидерландах, их дворец служил для важных дипломатических приемов, а картины на его стенах должны были быть впечатляющими, подчеркивающими статус, сенсационными.

Именно такими и считались работы Босха при его жизни. Такими они считаются и сегодня.

Босх

Можно предположить что «Сад земных наслаждений» должен иметь какой-то призыв, или какой-то конкретный смысл, для современной аудитории. Период, когда он был написан, отличался снижением уровня религиозности населения Европы и, в частности, Нидерландов, первым расцветом капитализма после отмены гильдий.

В те времена этот триптих часто интерпретировался как предостережение против моральных и плотских мирских потворств, но эта цель кажется довольно прозаической. На самом деле, есть очень много версий и мало соглашений относительно точного значения этой работы.

Эта креативная картина начинается с Адама и Евы, а заканчивается очень образным, сугубо личностным представлением художника об аде. Никто не может знать наверняка, почему Босх представлял себе мир именно таким.

Для многих сад радостей земных – это картина, на которой изображается сотворение мира, греховность, бесполезность и эфемерность суетной людской жизни. Попробуем разобраться, насколько верна такая точка зрения.

ВНЕШНИЕ ПАНЕЛИ

Босх

Когда триптих находится в закрытом положении, внешние панели, выполненные в технике гризайль, соединяются, образуя изображение земного шара, который выглядит как прозрачный стеклянный сосуд, наполовину заполненный водой. Этот сюжет тоже можно понимать по-разному.

Есть две версии: первая – что это Всемирный потоп, посланный Богом, чтобы очистить землю от поглотившей ее скверны, и вторая – что это третий день сотворения Богом мира, когда он создавал моря, сушу и растения.

Одни считают, что это начало жизненного цикла, а другие – что это его конец.

Крошечная фигура Бога, держит открытую книгу, находится в самом верхнем левом углу левой панели. Надпись, которая проходит вдоль верхней части обеих панелей, переводится следующим образом: «Он сказал, и сделалось», «Он повелел, и явилось» (Псалтирь 32:9 и 148:5).

Босх

Внешние панели способствуют, как бы, медитативному очищению ума для лучшего восприятия дальнейшего сюжета. Во внутренних панелях триптиха показан путь к пороку. Следует отметить, что эта работа, как и другой триптих Босха «Воз сена» (также изображает путь к греховному падению), представляет собой триптих только по форме.

Не получается представить, что он был написан чтобы украсить церковный алтарь. Хоть в нем и присутствует библейская тематика, на его центральной и самой большой панели не изображены религиозные деятели или сцены.

Складывается впечатление, что Босх, задумывал его как совершенно новую форму светского триптиха, который функционировал как домашний кинотеатр, включенный на канале Ренессанс, дома у богатых заказчиков.

ЛЕВАЯ ЧАСТЬ ТРИПТИХА: БОГ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ЕВУ АДАМУ (РАЙ)

Босх

На этой части изображен Бог, на фоне сумасшедше необычного пейзажа, он подводит Еву к Адаму.

Хоть их фигуры и расположены в центре, на переднем плане, другие существа в этом райском саду, такие как слон, жираф, единорог и другие гибридные и менее узнаваемые животные, а также птицы, рыбы, прочие водные создания, змеи и насекомые тоже важны, ведь они нарисованы в достаточно большом масштабе, относительно к фигурам библейских персонажей.

Введение женщины к мужчине, в такой обстановке, может подчеркивать не только творческий потенциал Бога, но и репродуктивную способность человека.

В иерархии Божьих творений, Адам и Ева представляют собой самые смелые достижения Отца Небесного, как если бы, после того как он создал все остальное — он подумал, что ему нужно оставить свой след в мире, в котором он мог признать себя.

Но это уже догадки, возникающие во время перехода к просмотру центральной части триптиха. Хотел ли Босх сказать, что создание человека, которому Бог вручил право свободного выбора, возможно, было его ошибкой?

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПАНЕЛЬ: РАЗГАР ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА

Босх

Это панель, из-за которой картина получила свое название «Сад земных наслаждений». Здесь, нарисованные Босхом люди, потомки Адама и Евы, резвятся обнаженными в сюрреалистическом райском саду. Они, как будто, являются маленькими частями одной большой картины природы.

Но что именно делают люди в этом месте, остается вопросом для многих. Впечатления двояки, ведь если учитывать и правую часть триптиха, можно решить что этот этап, не смотря на свою внешнюю красоту и физическую приятность, является просто бессмысленным, началом конца.

Некоторые фигуры объедаются ягодами, принимают их от птиц или странных гибридных существ; примерно посередине процессия мужчин, езда на различных животных, в сопровождении птиц, вокруг небольшого озера, где купаются женщины.

По мнению некоторых исследователей, эта езда по кругу — один из символов, которые так часто использовал в своих картинах Босх – замкнутый круг земного бытия, нечто сходное с восточным колесом сансары.

Присутствует фрагмент, где в естественное отверстие человека пичкают цветы, но в целом на картине нет чего-то слишком откровенного, чрезмерно сексуального и пошлого.

Некоторые считают, что обжорство ягодами подразумевает, на самом деле, обжорство грибами (галлюциногенными). В конце концов, есть моменты, которые отображают человеческую беспечность, но не окончательную порочность.

Босх

Возможно, Иероним Босх хотел показать каково место человека в большой Божественной машине природы, как у Лукреция, что вся материя состоит из атомов, которые приходят, чтобы вместе формировать разумное и когда все это умирает, эти атомы возвращаются к своим истокам, чтобы перестроиться в несколько иную форму. Этот процесс и образует природу, а человек и природа не разграничиваются ничем, кроме свободной воли человека. Босх мог быть обеспокоен человеческим поведением. Наш разум — наша погибель. У каждого человека ад — это только то, что он может себе представить, Босх же был более изобретательным, чем большинство. Он был весьма своеобразный, самобытный и талантливый. Его способность к визуализации воображаемых пейзажей сделала его таким же популярным, как стал три столетия спустя Сальвадор Дали, который тоже был виртуозным визионером. К людям такого толка, можно еще отнести Льюиса Кэрролла.

ПРАВАЯ ЧАСТЬ ТРИПТИХА. КОНЕЦ ИСТОРИИ О РАДОСТЯХ ЗЕМНЫХ (АД)

Босх

Босх оставил самое интересное напоследок. Возможно, он так представлял ад, или хотел показать к чему приводит пресыщенность. На фоне черноты, угрюмые, как тюремные, городские стены, темные силуэты, области пламени. Повсюду человеческие тела ютятся в группы, собираются в армии или подвергаются странным пыткам необычно одетых палачей и животных-демонов.

Босх Босх

Ниже изображены не менее тревожные образы существ, которые кажется предназначенные для обработки человеческой плоти. Птица, восседающая как на троне, глотает людей и испражняется ими в яму, в которой виднеются лица других людей. Поблизости, в ту же яму рвет еще один несчастный человек.

В целом, тела, как бы, чистятся от демонов, черных птиц, при помощи рвоты и крови, для этого используется множество различных инструментов.

Большой акцент сделан на музыкальных инструментах. Они, как символы злого отвлечения, обманчивых обещаний, самообмана. Большие уши удирают, хотя уже поражены ножом.

Это сильный намек на обманчивость чувств.

На самом деле, многие символы и пытки здесь довольно стандартные, как на картине «Семь смертельных грехов», когда чувства обманывают мысли, когда потакая своим желаниям, приходят к сверхпотреблению…

Один основной элемент здесь, однако, требует некоторого объяснения — центральная фигура, некий “шалтай-болтай”. Он, кажется, наблюдает за происходящим.

Потресканная оболочка его тела насажена на ноги-ветки мертвого дерева. Искусствовед Ганс Бельтинг предположил, что это автопортрет Босха, но многие с этим не согласны.

Это также может иллюстрировать наличие контроля, человеческого сознания в центре всех этих страшных событий.

В то время как ум Босха (если это автопортрет) может отвлекаться на мысли о похоти, которые символизирует волынка, удачно балансирующая на его голове, в полости его тела, три крошечные фигуры сидят за столом, как будто обедая. Эти три фигуры напоминают Бытие 18.

2, в котором Бог прибывает к Аврааму в сопровождении двух ангелов (все маскируются под обычных людей) и Авраам, без сомнения, оказывает им гостеприимство. В награду Бог дарует чудесную беременность жене Авраама, Саре. Чудесную потому что Сара была уже слишком пожилой для родов женщиной.

Этот ребенок станет первым из будущего великого племени, избранного Богом. “ Блажен народ, у которого Господь есть Бог”. Бог с ангелами отправляются в Содом и Гоморру, чтобы посмотреть, что там происходит. Авраам использует эту возможность, отправляясь с Богом.

“Неужели ты погубишь праведного с нечестивым?” — спрашивает он. Также этот сюжет напоминает события, описанные в Псалтыре 33.12.

Весь этот триптих как будто спрашивает – сможет ли Бог, сотворивший мир и давший человеку благословение, или проклятие, свободной воли, разрушить все свои творения и уничтожить человечество, потерпев неудачу.

Есть фундаментальная связь между сюжетом внутренних панелей и изображением на внешней стороне боковых створок. Послание Босха, если оно есть, возможно, означает, что мы можем выбрать добро, а не зло, иначе мы можем быть сметены.

Человек предполагает, а Бог располагает.

Поделись в соц. сетях:

Рекомендуем к прочтению:

Художник Иероним Босх. Картины Босха с названиями, фото.

«Корабль дураков» картина Иеронима Босха.

Источник: http://new-original-style.com.ua/pages/article/garden/delights.htm

О картине «сад земных наслаждений» босха

Главная › Шедевры мирового искусства ›

Босх О жизни и карьере нидерландского художника Иеронима Босха известно очень мало – не сохранилось даже оригинальных названий его картин или дат их написания. Иероним родился в семье художников и наверняка взял кисть в руки еще в раннем детстве. До наших дней дошло около тридцати картин автора, такие как «Корабль дураков», «Искушение святого Антония» или «Несение креста». Со временем Босх получил огласку, и среди его заказчиков появились герцоги, короли и кардиналы. Современники начали его копировать, желая также преуспеть, а Босх был не против: он даже наведывался в мастерские и раздавал советы.

История картины

«Сад земных наслаждений» — самое известное произведение Босха, которую можно рассматривать вечно: она завораживает своей загадочностью, насыщенностью цветов, множеством мелких деталей и четкой прорисовкой.

Первое упоминание об этом триптихе относится еще к началу 16 века и фигурирует в описи имущества брюссельской семьи. Потом он был вывезен в Мадрид и передан королю Филиппу II, а с началом гражданской войны оказался в Прадо, где и находится до сих пор.

Больше о самой картине, как и о художнике, не известно ничего.

Техника написания

Босх одним из первых стал писать произведения в технике la prima, то есть нанося масло одним слоем, а не так, как делали все: накладывая в несколько толстых слоев и дожидаясь, пока каждый из них просохнет.

Иероним предпочитал выполнять внешние створки в технике гризайли, то есть прорабатывая их оттенками одного цвета. В этом триптихе на зеленовато-серых створках изображен момент сотворения мира, и благодаря переходу от безжизненной «обложки» к красочной картине создается художественный эффект, вызывающий восхищение.

Толкование и смысл

Множество философов, нумерологов и других ученых пытались найти скрытое послание в произведении, хотели различить среди персонажей знаки, цифры или символы. Но единого верного толкования картины нет, и все, что мы сейчас знаем – лишь гипотезы.

Например, по теории Ханса Бельтинга, Босх писал эту картину на заказ, и покупатель попросил специально создать триптих-ребус, чтобы развлекать гостей. А исследователь Дирк Бакс утверждает, что триптих создавался для церкви.

Он предположил, что животные, плоды и кораллы, согласно голландской культуре, символизируют половые органы, а люди, разъезжающие на животных в центре триптиха, означают похоть и разврат, так как понятие верховой езды в те времена олицетворяло половой акт.

А кто-то и вовсе считает, что Иероним состоял в секте адамитов, которая проповедовала свободу сексуальных отношений – именно поэтому все герои на картине обнаженные.

Что изображено?

Между левой створкой, на которой показан Эдемский сад, и между правой, на которой располагается адское пекло, изображен сам сад Наслаждений – это земной мир.

Тема греха объединяет триптих, ведь это было и всегда будет актуально: люди боятся наказания за свои поступки и все равно грешат.

Картина противоречива и контрастна: здесь сочетается что-то похотливое и благое, что-то прекрасное и ужасающее, что-то возвышенное и приземленное. Каждый найдет в ней что-то свое.

Эдемский сад

Босх

  • В середине левой створки расположен прекрасный фонтан жизни, внутри которого сидит сова – символ тьмы и неразумности. Многие предполагают, что это противоречивое сочетание намекает на нашу греховность.
  • Во времена Босха утки считались грязными и низкими тварями, но и им нашлось место в саду – стая уток плавает возле фонтана вместе с лебедем, считающемся благородной и царственной птицей. Возможно, они воплощают идею того, что и у возвышенного, и у земного, единое начало.
  • На первом плане находится Господь, представляющий удивленному Адаму Еву, а кролики, бегающие рядом, символизируют размножение.
  • Вокруг, вопреки библейским законам о мире и согласии среди животных, находятся хищники, обедающие своими жертвами.

Ад

Босх
Однако Адам и Ева нарушили правила Эдемского сада, а за все приходится платить. В противопоставление райскому месту на правой створке находится совершенно противоположный сюжет – кровожадное, темное и жестокое пекло. Эту створку еще называют музыкальным адом: под звуки многочисленных инструментов чудовища издеваются над согрешившими. О некоторых элементах:

  • Целующаяся свинья в монашеском головном уборе – явный иронический намек на католическую церковь, чью жадность Иероним неоднократно критиковал в своих картинах.
  • Коньки, возможно олицетворяющие средневековые представления о том, что нижний круг ада — замерзшее озеро.
  • Лестниц на картине множество, и символизируют они стремление к высшему, к познанию – а это чревато грехопадением.

Сад наслаждений

Босх Центральная часть – самая детализированная, считается, что на ней и изображен сад наслаждений или же земной мир, в котором люди уже обречены на мучения и радуются в последний раз. Однако есть мнение о том, что на ней показаны создания, которых еще не успели изгнать из рая.

  • Парень и девушка в прозрачной сфере – одна из самых странных деталей в картине, однако прозрачные посуды встречаются у Босха нередко. Возможно они символизируют эгоизм, так как пара отгородилась от мира своеобразной «броней», а возможно иллюстрируют нидерландскую поговорку «Стекло и любовь – как они долговечны!»
  • Триптих пестрит разнообразными птицами: огромными и крошечными, пестрыми и черными, злыми и забавными. Особенно много уток, означающих греховность и жестокость, и сов, которые, очевидно, являются фаллическим символом.

О картине «сад земных наслаждений» босха Ссылка на основную публикацию Босх Босх

Источник: https://TopKartin.ru/mirovoe-iskustvo/sad-zemnyh-naslazhdenij

«Сад земных наслаждений» Босха»

Сюжет

Начнем с того, что ни одно из имеющихся на сегодня толкований работы Босха не признано единственно верным. Все, что мы знает об этом шедевре, — от времени создания до названия — гипотезы исследователей.

Триптих считается программным для Босха не только из-за смысловой нагрузки, но и за счет многообразия и изощренности персонажей. Название ему дали искусствоведы, предположив, что на центральной части изображен сад земных наслаждений.

На левой створке — история о сотворении первых людей и их коммуникации с Богом. Создатель представляет Еву ошеломлённому Адаму, который до сего дня скучал в одиночестве. Мы видим райские пейзажи, экзотических животных, необычные образы, но без перегибов — лишь как подтверждение богатства фантазии Бога и многообразии живых существ, созданных им.

По всей видимости, не случайно, что выбран именно эпизод знакомства Адама и Евы. Символически это начало конца, ведь именно женщина нарушила табу, соблазнила мужчину, за что вместе они отправились на землю, где, как оказалось, их ждут не только испытания, но и сад наслаждений.

Босх «Сад земных наслаждений» Босха. (wikipedia.com)

Однако за все приходится рано или поздно платить, о чем говорит правая створка, которую еще называют музыкальным адом: под звуки многочисленных инструментов чудовища запускают пыточные машины, где страдают те, кто еще недавно беззаботно фланировали по саду наслаждений.

С обратной стороны створок — сотворение мира. «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.» (Быт. 1:1−2).

Босх Изображение на обратной стороне створок. (wikipedia.com)

Грех-хедлайнер в триптихе — сладострастие. В принципе, было бы логичнее назвать триптих «Сад земных искушений» как прямую отсылку к греху. То, что кажется идиллией современному зрителю, с точки зрения человека рубежа XV—XVI вв.еков было очевидным примером того, как себя нельзя вести (иначе — на правую створку, будь любезен).

Скорее всего, Босх хотел показать тлетворные последствия чувственных удовольствий и их эфемерный характер: алоэ впивается в обнаженную плоть, коралл прочно захватывает тела, раковина захлопывается, превращая любовную пару в своих пленников.

В башне Прелюбодеяния, чьи оранжево-желтые стены сверкают подобно кристаллу, обманутые мужья спят среди рогов.

Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники, и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников, иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло — как они недолговечны».

Ад же изображен максимально кровожадно и недвусмысленно. Жертва становится палачом, добыча — охотником. Самые обычные и безобидные предметы повседневной жизни, разрастаясь до чудовищных размеров, превращаются в орудия пытки. Все это как нельзя лучше передаёт хаос, царящий в Аду, где перевёрнуты нормальные взаимосвязи, некогда существовавшие в мире.

Кстати, не так давно студентка Христианского университа Оклахомы Амелия Хэмрик расшифровала и переложила для фортепиано нотную запись, которую разглядела на теле грешника, лежащего под гигантской мандолиной в правой части картины. В свою очередь, Уилльям Эсензо, независимый артист и композитор, сделал для «адской» песни хоровую аранжировку и сочинил слова.

Контекст

Главная мысль, которая соединяет не только части этого триптиха, но, по всей видимости, и все произведения Босха — тема греха. Это вообще был тренд в то время.

Простому обывателю ведь фактически невозможно не грешить: тут имя господа всуе скажешь, там выпьешь или съешь лишнего, попрелюбодействуешь, соседу позавидуешь, в уныние впадешь — как тут остаться чистеньким?! Поэтому люди грешили и боялись, боялись, но все равно грешили, и жили в страхе Божьего суда и со дня на день ждали конца света. Церковь же подогревала (в переносном смысле на проповедях и в прямом — на кострах) веру людей в неминуемость наказания за нарушение закона божьего.

Через несколько десятилетий после смерти Босха началось широкое движение возрождения причудливых созданий фантазии голландского живописца.

Этот всплеск интереса к босховским мотивам, объясняющий популярность работ Питера Брейгеля Старшего, был подкреплён широким распространением гравюры. Увлечение длилось несколько десятилетий.

Особый успех имели гравюры, иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни.

Босх «Семь смертных грехов» Питера Брейгеля Старшего. (wikipedia.com)

С приходом сюрреализма Босха достали из хранилищ, сдули пыль и переосмыслили. Дали объявил себя его наследником.

Восприятие образов с полотен Босха серьезно изменилось, в том числе и под влиянием теории психоанализа (куда же без Фрейда, когда речь заходит о высвобождении подсознательного).

Бретон и вовсе считал, что Босх «записывал» на полотне любой образ, который приходил ему в голову — фактически вел дневник.

Интересен вот еще какой факт. Свои картины Босх писал в технике a la prima, то есть клал масло не несколькими слоями, дожидаясь, пока каждый из них просохнет (как делали, собственно, все), а одним. В итоге картину можно было написать за один сеанс. Эта техника стала очень популярной намного позднее — среди импрессионистов.

Современная психология может объяснить, почему произведения Босха обладают такой притягательностью, но не может определить смысл, который они имели для художника и его современников.

Мы видим, что его картины полны символизма из противоположных лагерей: христианских, еретических, алхимических.

Но что на самом деле зашифровал Босх в таком сочетании, мы уже никогда, по всей видимости, не узнаем.

Судьба художника

Говорить о так называемой творческой карьере Босха довольно непросто: мы не знаем оригинальных названий картины, ни на одном из полотен не указана дата создания, да и подпись автора — скорее исключение, чем правило.

Наследие Босха не сказать, чтобы многочисленное: три десятка картин и дюжина рисунков (копии всего собрания хранятся в центре имени художника в его родном городе Хертогенбосе). Славу в веках ему обеспечили в основном триптихи, их которых до наших дней сохранилось семь, в том числе и «Сад земных наслаждений».

Босх родился в семье потомственных художников. Сложно сказать, сам ли он выбрал этот путь или выбирать не приходилось, но, по всей видимости, работать с материалами он учился у отца, деда и братьев.

Первые публичные работы он выполнял для Братства Богоматери, членом которого являлся.

Ему как художнику поручали задания, где нужно было орудовать красками и кистями: роспись всего и вся, оформление праздничных шествий и обрядовых таинств и т. п.

В какой-то момент заказывать полотна у Босха стало модно.

Список клиентов художника запестрел такими именами, как правитель Нидерландов и король Кастилии Филипп I Красивый, его сестра Маргарита Австрийская, венецианский кардинал Доменико Гримани.

Они выкладывали круглые суммы, вешали у себя полотна и устрашали гостей всеми смертными грехами, намекая, конечно, при этом на благочестие хозяина дома.

Современники Босха довольно быстро заметили, кто теперь на хайпе, подхватили волну и начали копировать Иеронима. Босх вышел из этой ситуации специфически.

Мало того, что он не устраивал истерик о плагиате, он даже курировал копиистов! Заходил в мастерские, следил, как копиист работает, давал наставления. Все же это были люди другой психологии.

Вероятно, Босх радел за то, чтобы полотен с изображением дьявольских образов, устрашавших простых смертных, было как можно больше, чтобы люди держали в узде свои страсти не грешили. И воспитание нравов было для Босха важнее копирайта.

Все его наследие по родственникам раздала супруга после смерти художника. Собственно, больше раздавать после него было нечего: по всей видимости, все земные блага, которые у него были, куплены на деньги жены, происходившей из богатого купеческого рода.

Источник: https://diletant.media/articles/28850397/

Иероним Босх. Сад земных наслаждений, описание картины, триптих в высоком разрешении

«Сад земных наслаждений» – самое известное произведение великого нидерландского художника Иеронима Босха. Первое упоминание о триптихе относится к 1517-му году: «Сад…» фигурирует в описи имущества семейства Нассау в Брюсселе.

Позднее, наряду со многими другими произведениями Босха, картина была вывезена в Мадрид и находилась в собрании испанского короля Филиппа II. В 1936-м году, с началом гражданской войны в Испании, «Сад земных наслаждений» с целью его сохранения был передан в Прадо, в одной из верхних галерей музея он представлен и теперь.

«Сад земных наслаждений» сохранился лучше других триптихов Босха. Его отличает равномерное распределение света по всей поверхности, отсутствие светотеневой моделировки, чёткая прорисовка фигур, яркий и насыщенный колорит.

С 2014-го года «Сад земных наслаждений» вместе с еще тремя работами Босха стал предметом раздора между Прадо и Музеем королевских коллекций, подававшим официальный запрос о возвращении этих произведений в королевское собрание (подробнее читайте здесь).

Внешние створки

Внешние створки «Сада земных наслаждений», как и во всех прочих триптихах Босха (1, 2, 3), выполнены в технике гризайли – так называется вид живописи, при котором художник работает оттенками одного цвета.

В данном случае использована зеленовато-серая гамма.

Художественный эффект обусловлен неожиданностью перехода, совершаемого зрителем, от монохромных и лишённых человеческого присутствия внешних створок к многофигурным и красочным створкам внутренним.

Огромная полупрозрачная сфера символизирует момент творения мира, как он описан в Книге Бытия – первой из книг Ветхого Завета: сотворение Богом неба и земли, отделение света от тьмы, а воды от тверди. Сам Создатель показан в просвете между облаков в левой верхней части.

Интересно, что в ту же историческую эпоху, когда создавался «Сад Земных наслаждений», Микеланджело расписывал свод Сикстинской капеллы. У Микеланджело Создатель представлен в образе великого скульптора, собственными руками придающего форму первозданному хаосу, а у Босха Он, в соответствии с библейским текстом, творит мир не руками, а словом.

У восседающего на престоле Бога-творца в руках книга, а рядом Босх помещает слова из Псалтири: «Ибо Он сказал – и сделалось; Он повелел – и явилось» (Пс.32:9).

Внутренние створки: интерпретации, оценки и смыслы

Между Эдемским садом (левая створка) и адом (правая) располагается Сад наслаждений – образ земного мира, давший название всему триптиху.

Уникальную панораму, созданную фантазией Босха и серьёзно нарушающую традиционную христианскую иконографию, пытались объяснять с позиций астрологии и алхимии, философии и нумерологии; в ней искали аллегории и символы, пророчества и скрытые смыслы.

В ХХ веке, после открытия Фрейдом бессознательного, интерес к полузабытому к тому времени Босху вспыхнул с новой силой.

Теоретик сюрреализма Андре Бретон настаивал, что в «Саде земных наслаждений» и других произведениях Босха перед нами являются фантомы, кошмары бессознательного, а сам Босх с его галлюцинаторным воображением был первым сюрреалистом: под его кистью обретали видимую реальность глубинные человеческие инстинкты.

Много шума в своё время наделала гипотеза критика Вильгельма Френгера. Он предположил, что центральная часть триптиха «Сад земных наслаждений» – это не что иное как манифест секты Свободного Духа, или адамитов, радикального течения, практиковавшего коллективные совокупления с целью опровергнуть миф о первородном грехе.

Френгер утвержал, что Босх принадлежал к числу тайных членов секты. Он убеждённо доказывал, что центральная часть триптиха не является сатирой или обличением греха и «не имеет ничего общего с ханжескими воззрениями церкви».

Наоборот: это, скорее, идиллия, где нагие любовники «мирно резвятся в спокойствии этого сада, обретя невинность растений и животных, и в обуревающей их чувственности нет ничего, кроме чистого ликования, ничем не замутнённого блаженства».

Гипотеза Фрегнера, раздутая газетчиками и созвучная идеям сексуальной революции середины ХХ века, была очень популярна среди широких масс, но научного подтверждения не нашла. Серьёзные исследователи убеждены, что секта Святого Духа на родине художника в Брабанте прекратила своё существование задолго до рождения Босха.

Один из самых значительный исследователей Босха Дирк Бакс установил множественные параллели между образами «Сада земных наслаждений» и голландским фольклором и архаичной литературой.

Бакс считал, что животные, плоды и кораллы – это эротические символы, которые были широко распространены во времена Босха в народных песнях, поговорках и жаргонных идиомах.

В них ягоды и плоды метафорически обозначали половые органы, рыба считалась фаллическим символом, а «собирать плоды» означало совокупление.

Вокруг озера в центральной части триптиха движется целая кавалькада обнажённых людей, оседлавших львов, леопардов, кабанов, лошадей и других животных, многие из которых в фольклоре ассоциировались с похотливостью и грубой жизненной силой. Само понятие верховой езды в просторечии было распространённой метафорой полового акта.

Первым в истории интерпретатором картины стал ученый монах Хосе де Сигуэнса. Триптих поступил в распоряжение испанского короля, а Сигуэнса в то время был первым историком и хроникёром Эскориала.

Вопреки невиданному доселе апофеозу сладострастия, воплощенному Босхом в центральной части триптиха, Сигуэнса посчитал «Сад земных наслаждений» нравоучительной картиной.

Он полагал, что перед нами собирательный образ человечества, которое погрязло в греховных наслаждениях, променяв на них первозданную красоту утраченного рая.

Более того: де Сигуэнса даже предлагал написать с картины как можно больше число копий и распространять их, чтобы вразумлять верующих. Интересно, что концепция Сигуэнсы, высказанная в самом начале XVII века, после множества дискуссий и нескольких веков исследований, до сих пор считается наиболее релевантной.

Мысль о пронизанности всего сущего грехом в «Саде земных наслаждений» доводит до логической крайности современная исследовательница Линда Харрис в монографии «Тайная ересь Иеронима Босха».

Она полагает, что тёмное начало, доминирующее в «Саде земных наслаждений» накладывает даже на изображение Иисуса. «С одной стороны, Спаситель, предостерегающий Адама и отстраняющий от него Еву.

С другой стороны, можно подумать, что изображён сам дьявол, выступающий сводником Адама и Евы. Об этом говорит некоторая странность лица Иисуса», — пишет Харрис.

Вальтер Бозинг, автор книги «Иероним Босх. Между Адом и Раем», замечает, что мы, современные зрители, склонны сомневаться в том, что Босх осуждает плотские порывы своих персонажей: уж слишком пленительные линии и слишком гармоничные цвета выбирает для них художник.

Однако человек Средневековья относился к материальной красоте гораздо более подозрительно, ведь ему непрестанно внушалось, что под самой привлекательной личиной скрывается грех, а за наслаждением тела – вечная погибель. Бозинг приводит интересную аналогию: во времена Босха в Голландии были очень популярны фигурки из слоновой кости.

С одной стороны, они изображали нагих красавиц или слившиеся в объятиях фигурки любовников, но стоило только перевернуть их – и фигурки оказывались полуразложившимися трупами. Подобным образом, утверждает ученый, и всё то, что показывает зрителям Босх, – это не настоящий Рай, а его обманчивое подобие.

В противном случае, за ним бы не следовало неизбежное наказание в аду, так убедительно изображённом на правой створке босховского триптиха.

О содержании и символике отдельных образов «Сада земних наслаждений» подробнее можно прочитать здесь.

Анна Вчерашняя

Источник: https://artchive.ru/hieronymusbosch/works/370568~Sad_zemnykh_naslazhdenij

Путеводитель по картине Босха “Сад земных наслаждений”

Иероним Босх. Сад земных наслаждений. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид.

Когда вы впервые смотрите на одну из самых загадочных картин Босха, вы скорее испытываете смешанные чувства: она притягивает и завораживает скоплением большого количества необычных деталей. В то же время понять смысл этого скопления деталей как в совокупности, так и по отдельности никак не удается.

В таком впечатлении нет ничего удивительного: большинство деталей насыщенны символами, которые современному человеку не известны. Только современники Босха могли разгадывать этот художественный ребус.

Попробуем и мы разобраться. Начнем с общего смысла картины. Она состоит из четырех частей.

Закрытые створки триптиха. Сотворение мира

Иероним Босх. Закрытые створки триптиха “Сотворение мира”. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид.

Первая часть (закрытые створки триптиха). По первой версии – изображение третьего дня сотворения мира. На земле еще нет человека и животных, из воды только появились скалы и деревья. Вторая версия – это конец нашего мира, после вселенского потопа. В верхнем левом углу – Бог, созерцающий свое творение.

Левая створка триптиха. Рай

Иероним Босх. Рай (левая створка триптиха “Сад земных наслаждений”). 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид.

Вторая часть (левая створка триптиха). Изображение сцены в Рае. Бог показывает удивленному Адаму только что созданную из его ребра Еву. Вокруг – недавно созданные Богом животные. На заднем плане – Фонтан и озеро жизни, из которого выходят первые создания нашего мира.

Центральная часть триптиха. Сад земных наслаждений

Иероним Босх. Центральная часть триптиха. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид.

Третья часть (центральная часть триптиха). Изображение земной жизни людей, которые массово предаются греху сладострастия. Художник показывает, что грехопадение настолько серьезно, что людям не выбраться на более праведный путь. Эту мысль он доносит до нас с помощью своеобразного шествия по кругу:

Люди на разных животных движутся вокруг озера плотских наслаждений, не в силах выбрать другую дорогу. Поэтому их единственный удел после смерти по мнению художника – это Ад, который изображен на правой створке триптиха.

Правая створка триптиха. Ад

Иероним Босх. Правая створка триптиха “Ад”. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид.

Четвертая часть (правая створка триптиха). Изображение ада, в котором грешники испытывают вечные муки. В середине картины – странное существо из полого яйца, с ногами в виде стволов деревьев с человеческим лицом – предположительно это проводник по Аду, главный демон. О том, за мучение каких грешников он отвечает читайте в статье “Главные монстры картины Босха”.

Таков общий смысл картины-предостережения. Худодник показывает нам, насколько легко впасть в грех и попасть в Ад, несмотря на то, что когда-то человечество зародилось в Раю.

Символы картины Босха

Почему же на картине такое множество персонажей и символов?

Мне очень нравится на этот счёт теория Ханса Бельтинга, выдвинутая в 2002 году. Исходя из его исследования, Босх создавал эту картину не для церкви, а для частной коллекции. Якобы у художника была договоренность с покупателем, что он намеренно создаст картину-ребус. Будущий владелец намеревался развлекать своих гостей, которые бы угадывали смысл той или иной сценки на картине.

Точно также и мы сейчас можем разгадывать фрагменты картины. Однако без понимания символов, принятых во времена Босха, сделать нам это очень трудно. Давайте разберемся хотя бы с частью из них, чтобы было интереснее “читать” картину.

Вкушение “сладострастных” ягод и плодов – один из главных символов похоти. Поэтому их так много в Саду земных наслаждений.

Люди находятся в стеклянных сферах или под стеклянным куполом. Есть нидерландская пословица, гласящая, что любовь также недолговечна и хрупка, как и стекло. Изображенные сферы как раз покрыты трещинами. Возможно, художник видит в этой хрупкости также путь к грехопадению, так как после короткого периода любви неизбежны прелюбодеяния.

Грехи Средневековья

Современному человеку также сложно интерпретировать изображенные муки грешников (на правой створке триптиха). Дело в том, что в нашем сознании увлечение праздной музыкой или скупость (экономность) не воспринимаются как нечто плохое, в отличие от того, как это воспринимали люди в Средневековье.

  • Часть грешников испытывают муки от тех инструментов, играя на которых при жизни, они получали греховное удовольствие.

На данном фрагменте мы видим муки трех грешников. Скупец вынужден вечно испражняться монетами, обжора – испытывать вечную рвоту, а горделивая особа – терпеть приставания демона с ослиной головой и бесконечно смотреться в зеркало на теле другого представителя нечистой силы.

Продолжение следует

Как вы думаете, что символизируют птицы на картине Босха? 

Ответ вы можете найти в продолжении – статье “Сад земных наслаждений Босха. 7 самых невероятных загадок картины”.

  1. Оксана Копенкина
  2. Перейти на главную страницу

Источник: https://arts-dnevnik.ru/bosh-sad-zemnyh-naslazhdeniy/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector