Рафаэль СантиФреска, 1511 год, 500 * 772 см
Эту монументальную фреску Рафаэль создал, когда ему было всего 25 лет, и она стала одним из шедевров эпохи Высокого Возрождения. Фреска изображает мир древних философов, чьи идеи вдохновляли художников Ренессанса. Под величественными цилиндрическими сводами вымышленного античного здания мы видим всех выдающихся философов древности, беседующих со своими учениками. Именно такие беседы способствовали развитию философской мысли.
«Афинская школа», как начали называть эту фреску спустя много лет после написания, изображает Академию, основанную Платоном в Афинах в IV веке до н.э.
Рафаэлю было хорошо известно, что собрания этой Академии проходили под открытым небом, в оливковой рощи. Но, тем не менее, он изображает фоном величественное здание, выдержанное в классическом стиле.
Возможно, подобное строение казалось Рафаэлю более подобающим местом для рождения высоких идей Золотого века, чем природный пейзаж.
При взгляде на фреску, основание которой расположено над дверью, изображённые над ней своды кажутся уходящими в бесконечность, хотя высота фрески лишь вчетверо превышает человеческий рост. Рафаэль выстраивает архитектуру изображённого здания по законам театра, и на этих подмостках, как на сцене, эффектно и гармонично располагает человеческие фигуры.
В этой фреске Рафаэля чувствуется влияние целого ряда более ранних работ других великих художников.
Однако Рафаэль идёт дальше и усиливает внутреннюю гармоническую связь между архитектурой и людьми, создавая для этого группы фигур, повторяющиеся в ритме архитектурного ансамбля.
Центральные арки здания усиливают и подчёркивают основные фигуры — Платона и Аристотеля, и одновременно создают пустое пространство перед ними. Без арок общее впечатление от фрески было бы иным.
Всего на фреске представлено свыше 50 фигур. Многие из них не поддаются атрибуции, на счёт других нет единой точки зрения.
Статуя Аполлона
В изображении большей по размеру, чем человеческие фигуры, и расположенной над ними мраморной скульптуре греческого бога Аполлона применён контраст, что часто встречается в работах Микеланджело. Воплотив в себе мужскую красоту и разум, Аполлон был также богом музыки, что символизирует лира, которую он держит в руках.
В противоположном нефе в стенной ниши стоит симметрично расположенная статуя Минервы, богини войны и мудрости, покровительницы всех учебных заведений.
Платон и Аристотель
Не все фигуры на фреске можно идентифицировать со стопроцентной уверенностью, однако великих греческих философов Платона (427-347 гг. до н.э.) и его ученика Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) легко узнать по названиям книг, которые они держат в руках.
Рука Платона обращена вверх, а рука Аристотеля — вниз, раскрытой ладонью к земле. В этих местах сконцентрированы их философские идеи — у Платона более абстрактные, у Аристотеля более практичные и логически обоснованные.
Есть версия, что в образе Платона Рафаэль изобразил Леонардо да Винчи.
Автопортрет с древними греками
На фреске Рафаэль написал самого себя, а за своей спиной, возможно, портрет своего учителя, Перуджино. В этой же группе мы видим Птолемея, держащего в руке земную сферу. Птолемей жил во II веке до н.э., был астрономом и утверждал, что Земля является центром вселенной.
Полагают, что фигура, держащая в руке небесную сферу, скорее всего Гиппарх, древнегреческий астроном. По другим версиям фигура принадлежит персидскому пророку Зороастру.
Евклид и ученики
Лысый математик Евклид (Вазари утверждает, что это портрет товарища Рафаэля, архитектора Браманте) демонстрирует начертанные на дощечке чертежи, которые должны подтвердить его геометрическую идею. Студенты Евклида изображены так, что по их жестам и выражению лиц мы можем проследить, на какой стадии понимания мысли учителя находится каждый из них.
Киник Диоген
Полуобнажённая, сидящая на ступенях в крайне неудобной позе фигура — это греческий киник Диоген (ок. 400-325 гг. до н.э.), философия которого основана на принятии аскетического образа жизни как единственного способа достичь истинной независимости и свободы. Сам Диоген полностью отрицал все удобства и жил на окраине Афин в бочке из обожжённой глины.
Математика и музыка
В своих работах Пифагор (ок. 580-ок. 500 гг. до н.э.) пытался связать математику и музыку, поэтому глубоко символично то, что его фигура изображена под статуей Аполлона.
На табличке в его руках начертаны математические формулы, с помощью которых он стремился описать музыкальную гармонию, что должно было стать ключом к познанию гармонии мира.
Платон использовал эти формулы для расчёта гармонических пропорций души, и эта идея подробно изложена им в трактате«Тимей», с которым он и изображён на фреске.
Альтернативные названия картины:
- Станца делла Сеньятура, Ватикан, Рим
Эту фреску Рафаэль создавал как часть общего убранства римской виллы, принадлежавшей Агостино Киджи, одному из богатейших людей своего времени. Многие работы по проектам Рафаэля выполнялись его учениками, однако «Галатею» он написал собственноручно. Эта фреска была частью серии мифологических сцен, которые Рафаэль предполагал использовать для украшения лоджии и которые так никогда и не были написаны.
Станца д'Элиодоро была второй из комнат в папских покоях Ватиканского дворца, которую оформлял Рафаэль. Он приступил к работе в 1512 году и, по всей видимости, завершил её спустя два года. Основные темы росписи связаны с историческими или легендарными событиями, имевшими отношение к папе Юлию II. Очень подходящим для Юлия был и сюжет об освобождении апостола Петра из темницы.
Это самая ранняя из точно датированных и хорошо сохранившихся до наших дней работ Рафаэля. Картина была заказана художнику одним из богатейших семейств в Чита-ди-Кастелло — Альбиццина — для их капеллы в церкви Сан-Франческо.
Тема картины взята из средневековой легенды, согласно которой на руку Девы Марии претендовали несколько женихов. Присутствовавший среди них Иосиф был избран благодаря волшебному знамению: его жезл зацвёл прямо у него в руках.
Это наиболее известная из картин Рафаэля, посвящённых теме Мадонны с младенцем. Одно время эта работа считалась самой знаменитой картиной в мире.
От названия церкви произошло и новое, известное теперь во всём мире, название картины — «Сикстинская мадонна», а прежде она называлась«Мадонна с младенцем, со Святым Сикстом и Святой Варварой».
Папа Юлий II подарил эту картину церкви в благодарность за тот вклад, который внесла Пьяченца во время войны с Францией.
Источник: https://legacy-time.ru/works-art/20/
Презентация по изобразительному искусству на тему: " "Афинская школа"- величайшая из фресок Рафаэля Санти"
Инфоурок › ИЗО, МХК ›Презентации›Презентация по изобразительному искусству на тему: » «Афинская школа»- величайшая из фресок Рафаэля Санти»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:
«Афинская школа» -величайшая из фресок Рафаэля Санти Учитель ИЗО Пономарева Е.Г.
2 слайд Описание слайда:
Рафаэль Санти (1483—1520) Рафаэль — великий итальянский живописец, график и архитектор эпохи Высокого Возрождения
3 слайд Описание слайда:
В творчестве Рафаэля с наибольшей ясностью воплотились гуманистические идеалы Высокого Возрождения о прекрасном и совершенном человеке, живущем в гармонии с миром, характерные для эпохи идеалы жизнеутверждающей красоты.
4 слайд Описание слайда:
Рафаэль, сын живописца Джованни Санти, ранние годы провел в Урбино. В 1500-1504 годах Рафаэль, по свидетельству Вазари, учился у художника Перуджино в Перудже.
Произведения этого периода творчества Рафаэля отмечены тонкой поэзией и мягким лиризмом пейзажных фонов (“Сон рыцаря”, Национальная галерея, Лондон; “Три грации”, Музей Конде, Шантийи; “Мадонна Конестабиле”, Эрмитаж, Санкт-Петербург; все — около 1500-1502). Сон рыцаря Мадонна Конестабиле
5 слайд Описание слайда:
С 1504 года Рафаэль работал во Флоренции, где познакомился с творчеством Леонардо да Винчи и Фра Бартоломмео, занимался изучением анатомии и научной перспективы. Переезд во Флоренцию сыграл огромную роль в творческом становлении Рафаэля. Мадонна со щеглом Мадонна Грандука Свято семейство
6 слайд Описание слайда:
Картина «Сикстинская мадонна» принадлежит к числу наиболее прославленных произведений мирового искусства. В ренессансной живописи это, быть может, самое глубокое и самое прекрасное воплощение темы материнства. Полная достоинства и душевной чистоты заступница человечества выступает Мария в самом знаменитом произведении Рафаэля
7 слайд Описание слайда:
В1508 году папа Юлий II пригласил Рафаэля в Рим. Здесь художник должен был расписать станцы (парадные залы) Ватиканского дворца.
Станца делла Сеньятура Рафаэлем была расписана, передавая в живописных образах четыре сферы умственной деятельности человека: «Диспут» (богословие), «Афинская школа» (философия), «Парнас» (поэзия) и «Мудрость, Мера, Сила»(правосудие) Диспут Мудрость, Мера, Сила Парнас
8 слайд Описание слайда:
«Афинская школа» — великое произведение Рафаэля. Хотя все фрески, украшающие станцы Рафаэля, достойны звания шедевров, лучшей их них искусствоведы и историки называют работу «Афинская школа»
9 слайд Описание слайда:
«Афинская школа», как начали называть эту фреску спустя много лет после написания, изображает Академию, основанную Платоном в Афинах в IV веке до н. э. Художник избирает фоном величественное здание, выдержанное в классическом римском стиле.
Подобное строение казалось ему более подобающим местом для рождения высоких идей Возрождения, чем любой природный пейзаж.
В нишах у мощных устоев помещены статуи бога музыки Аполлона и Минервы, богини мудрости, покровительницы всех учебных заведений.
10 слайд Описание слайда:
В центре, среди персонажей, изображены идущие вперед, прямо на зрителя, Платон и Аристотель. Философы увлечены спором. Первый указывает на небо, которое, как он считал, определяет всю человеческую жизнь, второй простирает руку к земле. В их осанке, в походке разлито поистине царственное величие, так же как на лицах их мы ощущаем печать великой мысли
11 слайд Описание слайда:
ПЛАТОН (428-347гг.до н.э.) Плато́н — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Согласно Платону, философия есть высшая наука, которая воплощает в себе чистое стремление к истине. Она – единственный путь к познанию себя, Бога и к истинному счастью.
12 слайд Описание слайда:
Около 387 г. до н.э. Платон основал философскую школу в Афинах. Она располагалась в роще, посвященной греческому герою Академу — отсюда произошло и ее название: ученики школы и последователи Платона стали называться академиками. Всего Академия просуществовала 915 лет. Прототипом Платона в рафаэлевской композиции явился великий художник Леонардо да Винчи.
13 слайд Описание слайда:
АРИСТОТЕЛЬ (384-322 гг.до н.э.) Аристотель – наиболее влиятельный древнегреческий философ и ученый, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского. Признавал шарообразность земли, луны и небесных тел Был сторонником собственной геоцентрической системы мира
14 слайд Описание слайда:
Сократ 469 – 399 гг.до н.э. Сокра́т древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека. Его деятельность — поворотный момент античной философии.
Своим методом анализа понятий (майевтика,диалектика) и отождествлением положительных качеств человека с его знаниями он направил внимание философов на важное значение человеческой личности. Воин, облаченный в шлем – это Александр Македонский.
Он внимательно слушает великого Сократа, а тот загибает на руках пальцы, рассказывая нечто удивительное.
15 слайд Описание слайда:
ПИФАГОР (570-490 гг. до н.э.) Пифагор Самосский (древнегреческий философ, математик и мистик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев. Теорема Пифагора играет важную роль в современных измерениях и технологическом оборудовании Слева на картине — склонившийся на колено с книгой в руках Пифагор с учениками.
16 слайд Описание слайда:
Эвклид ( 365-300 г. до н.э.) Евклид – древнегреческий математик. Автор первого из дошедших до нас теоретических трактатов по математике. Его главная работа «Начала»содержит изложение планиметрии, стереометрии и ряда вопросов теории чисел. Справа, тоже в окружении учеников, Эвклид; низко нагнувшись, он чертит циркулем на лежащей на полу грифельной доске.
17 слайд Описание слайда:
Зороастр и Птолемей Правее этой группы — Зороастр и Птолемей (в короне), каждый из них держит в руке сферу. Зороастр, основатель религии древних персов, известной под названием маздеизма, — личность полумифическая.
Птолемей Клавдий (около 90 — около 160), великий древнегреческий ученый. Геометр, астроном и физик.
Птолемей разработал так называемую геоцентрическую систему мира, согласно которой все видимые движения небесных светил объяснялись их движением вокруг неподвижной Земли.
18 слайд Описание слайда:
Диоген (ок. 400-325 до н. э.
) Словно нищий на ступенях храма — одинокий Диоген, отстраненный от мирской суеты и дискуссий По преданию, древнегреческий философ кинической школы Диоген Синопский жил в бочке, желая показать, что истинный философ, познавший смысл жизни, уже не нуждается в материальных благах, столь важных для обычных людей. Киники полагали высшей нравственной задачей человека максимально ограничить свои потребности и вернуться, таким образом, к своему «естественному» состоянию.
19 слайд Описание слайда:
Гераклит 544 –483 до н.э. Гераклит-древнегреческий философ-материалист, один из крупнейших представителей ионийской школы философии. Первоначалом всего сущего считал огонь. Для изображения Микеланджело художник выбрал образ Гераклита и нарисовал его как человека, который, оперевшись на куб, сидит в задумчивой позе.
20 слайд Описание слайда:
Гипатия 370- 415 гг. Гипа́тия (Ипа́тия) Алекса́ндрийская,самая известная женщина-ученый, математик, астроном и философ.
Она приобрела такую ученость, что превзошла современных себе философов, была преемницей платонической школы, происходившей от Платона, и желающим преподавала все философские науки.
Поэтому хотевшие изучить философию стекались к ней со всех сторон. Любимая Рафаэля Форнарина олицетворяет Гипатию.
21 слайд Описание слайда:
Рафаэль и Садома У самого края фрески Рафаэль изобразил себя и живописца Содому, начавшего до него работу в этой станце.
22 слайд
23 слайд Описание слайда:
Выдающиеся философы , ученые и художники былых эпох, представшие перед нами на фреске «Афинская школа», стремились проверить алгеброй гармонию, обуздать творческие эмоции точным математически расчётом.
Они понимали, что наука и искусство — две грани одного и того же процесса — творчества.
Эта фреска наглядно нам показывает, как тесно связаны между собой точные и гуманитарные науки, прославляет мощь человеческого разума.
Общая информация
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-po-izobrazitelnomu-iskusstvu-na-temu-afinskaya-shkola-velichayshaya-iz-fresok-rafaelya-santi-1219033.html
Афинская школа
Искусство Италии 16 века. Высокое Возрождение. Фреска художника Рафаэля Санти «Афинская школа» имеет и другое название – «Философские беседы». Размер фрески, длина основания 770 см.
После переезда в Рим в 1508 году Рафаэлю были поручены росписи апартаментов папы – так называемых станц (то есть комнат), которые включают три помещения во втором этаже Ватиканского дворца и смежный с ними зал.
Общая идейная программа фресковых циклов в станцах, по замыслу заказчиков, должна была служить прославлению авторитета католической церкви и ее главы – римского первосвященника.
Наряду с аллегорическими и библейскими образами в отдельных фресках запечатлены эпизоды из истории папства, в некоторые композиции введены портретные изображения Юлия II и его преемника Льва X. Часто сам выбор сюжетов фресок носит в себе определенное иносказание. Но образное содержание рафаэлевских композиций не только шире этой официальной программы, но по существу своему противоречит ей, выражая идеи общечеловеческого гуманистического содержания.
В этом отношении показателен общий замысел первой из расписанных Рафаэлем станц – так называемой Станцы делла Сеньятура (что в переводе означает комната подписи – здесь скреплялись печатью папские указы).
По-видимому, в составлении программы ее росписи участвовал кто-либо из группировавшихся вокруг папского двора представителей гуманистической мысли.
Тема росписи – четыре области духовной деятельности человека: богословие представляет фреска «Диспута», философию–«Афинская школа», поэзию–«Парнас», правосудие – «Мудрость, Умеренность и Сила».
На своде над каждой фреской помещена в круглом обрамлении аллегорическая фигура, символизирующая каждый из этих видов деятельности, а в угловых частях свода – небольшие композиции, также связанные по своей тематике с содержанием соответствующих фресок.
Лучшей фреской станц и величайшим произведением Рафаэля вообще следует признать «Афинскую школу». Эта композиция художника – одно из самых ярких свидетельств торжества в ренессансном искусстве гуманистических идей и их глубоких связей с античной культурой.
В грандиозной анфиладе величественных арочных пролетов Рафаэль представил собрание античных мыслителей и ученых. В центре, среди персонажей, группирующихся у мощных арочных устоев, в нишах которых помещены статуи Аполлона и Минервы, изображены Платон и Аристотель.
Их жесты – первый указывает на небо, второй простирает руку к земле – дают представление о характере их учения. Слева от Платона – Сократ, беседующий со слушателями, среди которых выделяется молодой Алкивиад в панцире и шлеме. Прямо на ступенях, словно нищий у лестницы храма, непринужденно расположился основатель школы циников Диоген.
Внизу на первом плане – две симметрично размещенные группы: слева – склонившийся на колено с книгой в руках Пифагор с учениками; справа, тоже в окружении учеников, гибких прекрасных юношей, – Эвклид (или Архимед); низко нагнувшись, он чертит циркулем на лежащей на полу грифельной доске.
Правее этой группы – Зороастр и Птолемей (в короне), каждый из них держит в руке сферу. У самого края фрески Рафаэль изобразил себя и живописца Содому, начавшего до него работу в этой станце. На первом плане, чуть смещенным от центра влево представлен сидящим в глубокой задумчивости Гераклит Эфесский.
Фигуры в «Афинской школе» крупнее, чем в «Диспуте», и вся фреска в целом выглядит монументальнее. Особую выпуклость приобрели характеристики действующих лиц. Платон и Аристотель оказались духовным средоточием этого собрания не только благодаря своему центральному положению в композиции, но и значительностью образов.
В их осанке, в походке разлито поистине царственное величие, так же как на лицах их мы ощущаем печать великой мысли. Это наиболее идеальные образы фрески; недаром прототипом Платона в рафаэлевской композиции явился человек столь незаурядного внешнего облика, как Леонардо да Винчи. Облик некоторых других философов и ученых в большей мере наделен чертами жизненной характерности.
Так, в образе Эвклида, занятого решением какой-то геометрической проблемы, изображен архитектор Браманте с его мощным, увеличенным лысиной лбом.
Великолепен по своей лаконичной выразительности образ стоика Зенона, помещенного вверху в правой части фрески: уже в одном силуэте его закутанной в темный плащ фигуры, отделенной интервалами от других персонажей, передано ощущение его духовного одиночества.
II наконец, захватывающий своей поэтической силой образ Гераклита, вдохновленный пророками Микеланджело с плафона Сикстинской капеллы. По предположению некоторых исследователей, в сумрачном Гераклите Рафаэль запечатлел облик самого Микеланджело. Но как ни выразительна индивидуальная обрисовка героев, не менее важно то, что характерная для «Афинской школы» общая атмосфера высокого духовного подъема выражена во всем изобразительном строе фрески.
Важную роль в достижении этого впечатления играет характер среды окружающей участников сцены. Если в «Диспуте» в симметрии и геометрической правильности ее верхней части есть оттенок как бы предустановленной свыше гармонии, то реальная среда «Афинской школы» –величественная архитектура – воспринимается как деяние разума и рук человеческих, как реализация его высокой творческой мысли.
В то время как в персонажах «Диспуты» присутствует – в соответствии с ее идеей – оттенок благоговейного созерцания перед лицом высшей истины, героям «Афинской школы» присуща особая внутренняя активность, повышенная духовная энергия. Зрителя захватывает чувство безраздельной мощи человеческого разума, объемлющего весь мир.
Выразительность отдельных образов и групп в «Афинской школе» усилена композиционными средствами. Так, несмотря на то, что Платон и Аристотель изображены на втором плане, среди множества других участников сцены, Рафаэль достиг их четкого выделения благодаря тому, что наиболее удаленная из арок величественной анфилады охватывает только две эти фигуры.
Но еще более важно, что оба они изображены не стоящими на месте, а идущими вперед, прямо на зрителя. Их торжественная поступь, словно неразрывно связанная с движением могучих архитектурных масс и арочных пролетов, не только придает главным героям фрески функции динамического центра композиции, но и сообщает им повышенную силу образного воздействия.
Начавшееся из глубины, это движение как бы разрешается в плоскости, распространяясь вширь и гармонически завершаясь мощным арочным охватом полукруглого обрамления фрески.
Высказано предположение, что архитектурный фон «Афинской школы» навеян проектом собора святого Петра, который в то время разрабатывал Браманте.
Вне зависимости от того, восходит ли замысел фона к Браманте или принадлежит самому Рафаэлю, перед нами – самый классический из всех образов монументального зодчества Ренессанса, наиболее чистое выражение самого духа Высокого Возрождения, к сожалению, в таких масштабах не получившее практической реализации в архитектуре того времени.
Что касается колорита «Афинской школы», то в соответствии с характером образов и преобладанием линейно-пластических средств выразительности, предметные качества цвета и его самостоятельная выразительность отступают в этой фреске на второй план.
Перейти к следующей работе мастера ►
Источник: http://smallbay.ru/artreness/raffaello08.html
Афинская школа — 1509-1510 Рафаэль Санти картины
Сентябрь 29, 2012
„«Афинская школа» представляет собой своеобразную поэму, посвященную всем областям человеческого знания. Поэтому настолько объемную, что ее можно сравнить разве что с «Раем» Данте, да и это сравнение оказывается слабым” Ф. де Санктис, 1870
Афинская школа
1509-1510; 770 см у основания; фрескаСтанца делла Сеньятура, Ватикан
Вскоре после прибытия в Рим в 1509 году Рафаэль по поручению папы Юлия II начинает работу по оформлению фресками парадных комнат папского дворца, получивших название ватиканских станц (stanza — итал.: комната).
Количество станц было огромным, поэтому над росписями трудилась целая армия именитых художников, однако вскоре остался лишь Рафаэль в компании нескольких учеников. Причиной увольнения в одночасье более чем двадцати художников послужило… плохое настроение Юлия II.
Оформление станц осуществлялось согласно тщательно разработанной программе под девизом «Vero, Bene, Bello», что означает «Истина, Добро, Красота».
Вазари сообщает, что Папа регулярно наведывался в станцы и лично контролировал ход работ. Однажды он в очередной раз осмотрел одну из фресок Рафаэля, а потом оценил то, что было выполнено другими.
И внезапно взорвался: «Приказываю немедленно сбить всю эту мерзость, которую они здесь намалевали!» Затем, повернувшись к Рафаэлю, он тихо произнес: «А ты работай, мой мальчик. Ты один знаешь, как это надо делать».
Фреской, вызвавшей столь лестную оценку Папы, как раз и была «Афинская школа».
В центре изображены греческие философы Платон (указывающий на небо) и Аристотель (держащий руку параллельно земле), которые рассуждают о философских категориях души и разума. Платона Рафаэль наделил чертами своего великого современника Леонардо да Винчи.
Слева вверху изображены Сократ и Ксенофан; чуть ниже, в лавровом венке на голове пристроился беззаботный Эпикур, советовавший получать удовольствие от каждого прожитого дня, рядом — Пифагор, что-то помечающий в большой книге.
Справа внизу, согнувшись над доской, что-то чертит Эвклид, явно похожий на архитектора Браманте, рядом расположился Зороастр с глобусом…
Вторым справа внизу Рафаэль изобразил самого себя в черном берете, а одинокая фигура Гераклита, сидящего на переднем плане, опершись на левую руку — это портрет Микеланджело, который явился знаком уважения Рафаэля к своему конкуренту, как раз в то время расписывавшему свод Сикстинской капеллы.
«Афинская школа» — аллегория, представляющая своеобразный Храм ученых, идею создания которого Рафаэль почерпнул в одной из работ известного философа-гуманиста Марсилио Фицино (1433-1499).
(1483-1520) Рафаэль
Поделиться ссылкой в социальных сетях
«Философия Жизни» — это познавательный онлайн-журнал. В нем собраны интересные статьи из разных областей жизни: культура и искусство, наука и религия, история и приключения, география и астрономия, рассказы о знаменитых людях.
«ФЖ» является своеобразным путеводителем по интеллектуальной и культурной жизни. Тематический архив статей поможет легко ориентироваться в выборе интересующего материала. Сетевой журнал «Философия Жизни» может быть интересен широкому кругу читателей.
Добавляйте знания и делитесь ими!
Знаете ли вы … …муравьиный круг?
Если один из группы муравьёв начинает двигаться по кругу, остальные движутся за ним, образуя так называемый муравьиный круг. Он вбирает в себя всё больше и больше насекомых, которые продолжают бег, пока не упадут.
Источник: http://www.filoli.ru/artists/038-raphael/afinskaya-shkola.php
Афинская школа Рафаэля Санти — описание картины, филосовы изображенные ней
Содержание статьи:
- 1. Список философов и других персонажей
- 2. Описание и фрагменты
Рафаэль Санти – художник, график, архитектор эпохи Ренессанса. Считается одним из выдающихся представителей умбрийской школы.
Свою фреску «Афинская школа» великий Рафаэль Санти написал в период с 1509 по 1511 года. Его из Флоренции в Рим пригласил папа Юлий II для оформления парадных залов Папского дворца. Рафаэль оформил в дворце три зала.
Станцу делла Сеньятура украшает его шедевр «Афинская школа».
Написана картина очень легко, воздушно, несмотря на то что на ней изображено более пятидесяти персонажей, нет ощущения толпы или сдавленности, настолько все пропорционально, настолько все гармонично на ней расположено.
Все фрески в этом зале объединены одной темой – духовная деятельность человека. В эпоху Ренессанса развивается классический гуманизм. Основой своей идеей он ставит изучение человека и его духовной деятельности. В станце четыре фрески воспевающих, как раз-таки ее: философия, богословие, правосудие, поэзия.
Картина воспевает науку, философию и несмотря на то, что она называется «Афинская школа», на ней изображены не только афинские научные светила. Скорее название картины, которое она получила уже намного позже своего создания, показывают тенденцию обращения эпохи Высокого Ренессанса к античной культуре и к науке в целом, которые были забыты в средневековье.
Помещение школы изображено не в древнегреческом, а в древнеримском стиле. Во время работы Рафаэля над станцами в Ватикане шли большие строительные работы, при которых были обнаружены древние сооружения. Вдохновленный ими художник изобразил монументальное здание с пышной отделкой, и строгой симметрией.
В центре картины аркада, которая акцентирует внимание на двух философах – Платоне и Архимеде. Считается, что ступени лестницы символизируют этапы познания.
Список философов и других персонажей
Афинская школа. Список философов и других персонажей
- 1. Леонардо да Винчи в образе Платона и Аристотель
- 2. Пифагор
- 3. Диоген Синопский
- 4. Микеланджело в образе Гераклита
- 5. Автопортрет
- 6. Эпикур
- 7. Александр Македонский
- 8. Сократ
- 9. Евклид
Философы изображены не только из разных стран, но жили в разное время. Получается, что изображено идеальное общество античных мыслителей. Все действующие лица разбиты на группы, все люди изображены в действии. Центром картины являются, как уже писалось выше, Платон и Аристотель. Платон изображен с поднятой вверх рукой, что указывает на идеалистическое направление его мысли. Аристотель вдоль земли, ладонью вниз – ведь он основатель материализма. В образе Платона нам предстает Леонардо да Винчи, с которым Рафаэль был хорошо знаком.
Описание и фрагменты
Сократ
Слева от Платона изображен его учитель Сократ, тоже идеалист. Сократ говорил о том, что не нужно познавать природу, нужно познавать человеческую натуру. Для него духовная сущность всего была важнее материального. Философ считал, что истину можно найти в споре или беседе. Поэтому он ходил по площадям и был всегда рад пообщаться с любым желающим. На картине он что-то рассказывает и объясняет – загибает пальцы. Его внимательно слушают окружившие люди. В том числе, ученик Аристотеля Александр Македонский.
Пифагор
Внизу слева сидит Пифагор он пишет свой труд и за ним подглядывают и переписывают. Рядом арабский ученый, переводчик Аристотеля Аверроэс. Чуть дальше трудится над своей работой Эпикур, его Рафаэль изобразил в венке из виноградных листьев. Ведь он утверждал, что от жизни нужно получать удовольствие, наслаждаться каждым днем.
Микеланджело
Внизу, в центре облокотившись на куб, в образе Гераклита перед нами предстает свободолюбивый и дерзкий Микеланджело. А как мы помним, Гераклит считал огонь первоэлементом мироздания. Философ нарисован той же манерой, в которой писал и сам Микеланджело.
Развалившись на ступенях отстраненно о чем-то, размышляет поклонник аскетизма – Диоген. Справа мы видим Эвклида – математик, живший в Александрии, первым написал труд по Стереометрии, Планиметрии и теории чисел, так же ему приписывают два музыкальных труда.
Эвклид очень похож на архитектора Браманте. Архитектор трудился в Риме одновременно с Рафаэлем, в его планах было строительство грандиозного собора Святого Петра, к сожалению, он сумел воплотить только малую долю из этого.
Вокруг Эвклида собрались его ученики, он что -то чертит циркулем на дощечке, они наблюдают за ним и на их лицах видно, что идет осмысление полученных знаний.
Птолемей
В правом углу спиной к нам стоит Птолемей, он держит в руках земной шар, рядом астроном Зороастр, у него в руках небесный глобус. И только один человек смотрит с картины на зрителя — это сам Рафаэль. Художник не принимает участия в спорах и беседах, возможно, потому что не относит себя к таким великим мыслителем.
Многих из изображенных можно идентифицировать, среди толпы стоит Гипатия – женщина – ученый из Александрии, в ее образе перед нами предстает возлюбленная художника. Основоположник стоической школы – Зенон Китийский. Не все фигуры можно опознать, они остаются безымянными и в то же время символичными. Справа изображен писарь.
Написав его художник возможно хотел сказать, что все эти люди не были такими великими если бы не было такого безымянного человека, который когда-то записал их мысли. Слева в помещение врывается юноша его волосы и одежда тоже развиваются на ветру. И он несет в руках сверток и книгу. Это говорит о том, что он несет новую идею.
«Афинская школа» очень понравилась папе Юлию II еще до завершения работ. И он предложил расписать Рафаэлю еще несколько фресок. Это была очень объемная работа и Рафаэль набирает учеников. Таким образом сам художник рисует только эскизы и контролирует работу, а сами фрески были написаны его учениками.
Фреска Афинская школа считается величайшей не только в творчестве Рафаэля, но всей эпохи Высокого Ренессанса. Художник на тот момент в юношеском возрасте – ему было 25 лет.
Источник: https://wpainting.ru/rafael-santi/afinskaya-shkola-rafaelya-santi.html
Афинская школа. Сочинение по картине Рафаэля Санти
«Афинская школа» — монументальная фреска и величайший шедевр Возрождения начала шестнадцатого века, была написана итальянцем Рафаэлло Санти в возрасте всего лишь двадцати пяти лет.
На знаменитой картине изображен воспетый поэтами Ренессанса античный мир философии, являвшийся идеалом той эпохи. Под великолепными дневнегреческими арочными сводами воображаемого белоснежного здания мы видим знаменитых философов древности, обсуждающих достоинства различных философских и математических школ.
В центре рафаэлевской фрески, в обрамлении стремящейся ввысь арки, за которой виднеется лазурное небо. Значительно крупнее всех фигур на фреске две статуи, расположенные в нишах по обе стороны арки, над собранием великих мужей древности. Слева – фигура древнегреческого бога Аполлона, в характерной для многих скульптур Микеланджело.
Сам бог являлся олицетворением мужской красоты и рациональной природы человека. Также он покровительствовал искусствам, в частности музыке. В другой нише, справа, находится скульптура богини Афины, которая помогала не только в военных делах, но и в принятии мудрых решений, которые так необходимы в искусствах.
Очень реалистично изображены фигуры двух величайших философов античности: Платона и его ученика Аристотеля. Мыслители легко узнаваемы по названиям книг, которые они величественно держат в руках. Платон, рассказывая что-то своему возмужалому ученику, поднял руку вверх, а Аристотель в это время опустил ладонь к земле.
Для Рафаэля эти жесты обозначали особенности философских тракторов философов: идеи Платона возвышенны, небесны, абстракты и воздушны, в то время как Аристотель основывался на эмпирических наблюдениях, жизненности и обычной логике. Их, как и других философов и математиков, окружают последователи.
На одной оси с Аполлоном Рафаэль расположил Пифагора, известного тем, что объединил в своей философии музыку и математику. На дощечке, находящейся перед Пифагором, изложены его идеи относительно музыкальной гармонии, которая, как он полагал, лежит в основе гармонии всей вселенной.
Справа на переднем плане Рафаэль расположил Евклида с учениками. Вокруг лысеющего старца, записывающего на дощечку свою теорему по геометрии, столпились юноши. Их выразительные лица и жестикуляция показывают степень восприятия слов учителя.
Несмотря на то, что сюжетом картины является идеальное прошлое, на фреске можно найти много современников Рафаэля: Платон очень напоминает Леонардо да Винчи, а сидящий на ступеньках Гераклит Эфесский – Микеланджело, которые в свое время работал в Сикстинской капелле бок о бок с Рафаэлем.
А в нижнем правом углу можно увидеть и самого Рафаэля – это юноша, смотрящий прямо на зрителей. Архитектурный фоны группы людей находятся в безупречной гармонии, а великолепное здание напоминает о величии золотого века человечества.
Автор сочинения: Ирина Шатова
Источник: http://design-kmv.ru/opisanie-kartin/afinskaya-shkola-sochinenie-po-kartine-rafaelya-santi.html
Рафаэль Санти "Афинская школа"
- Сочинение-описание фрески
- Рафаэля Санти
- «Афинская школа»
1510-1511. Станца делла Сеньятура.
«Афинская школа» Рафаэля Санти – одно из самых важных произведений в нашей школе. Школа – это храм науки и искусства, именно здесь начало всех начал. Фреска наглядно это демонстрирует.
В 1508 году итальянскому художнику Рафаэлю Санти были поручены росписи апартаментов папы римского Юлия II — го в Ватикане. 25-ти летнему юноше надлежало создать росписи в трех помещениях Ватиканского дворца.
Первая из трех станц ( то есть комнат) Станца делла Сеньятура являлась местом, где скреплялись печатью папские указы.
Именно здесь появились росписи, представляющие четыре области духовной деятельности человека: богословие представляет фреска «Диспута», философию—«Афинская школа», поэзию—«Парнас», правосудие — «Мудрость, Умеренность и Сила». Лучшей фреской станц и величайшим произведением Рафаэля следует признать «Афинскую школу».
«Афинская школа», как начали называть эту фреску спустя много лет после написания, изображает Академию, основанную Платоном в Афинах в IV веке до н. э.
Рафаэлю было хорошо известно, что собрания этой Академии проходили под открытым небом, в оливковой роще. Но, тем не менее, художник избирает фоном величественное здание, выдержанное в классическом римском стиле.
Подобное строение казалось ему более подобающим местом для рождения высоких идей Возрождения, чем любой природный пейзаж.
Рафаэль показывает нам не все здание, а лишь грандиозную анфиладу его величественных арочных пролетов.
В нишах у мощных устоев помещены статуи бога музыки Аполлона и Минервы, богини мудрости, покровительницы всех учебных заведений.
Рафаэль выстраивает архитектуру изображенного на фреске здания по законам театра, и на этих подмостках, как на сцене, эффектно и гармонично располагает человеческие фигуры.
В центре, среди персонажей, изображены идущие вперед, прямо на зрителя, Платон и Аристотель. Философы увлечены спором. Первый указывает на небо, которое, как он считал, определяет всю человеческую жизнь, второй простирает руку к земле. В их осанке, в походке разлито поистине царственное величие, так же как на лицах их мы ощущаем печать великой мысли.
Это наиболее идеальные образы фрески; недаром прототипом Платона в рафаэлевской композиции явился Леонардо да Винчи. Слева от Платона — Сократ, беседующий со слушателями, среди которых выделяется молодой Алкивиад в панцире и шлеме. Прямо на ступенях, словно нищий у лестницы храма, непринужденно расположился основатель школы циников Диоген.
Внизу на первом плане — две симметрично размещенные группы: слева — склонившийся на колено с книгой в руках Пифагор с учениками; справа, тоже в окружении учеников, Эвклид (или Архимед); низко нагнувшись, он чертит циркулем на лежащей на полу грифельной доске. Правее этой группы — Зороастр и Птолемей (в короне), каждый из них держит в руке сферу.
У самого края фрески Рафаэль изобразил себя и живописца Содому, начавшего до него работу в этой станце.
Несмотря на обилие персонажей «Афинская школа» производит впечатление единства. Рафаэль чередует статичные и динамичные позы героев, вся же композиция идет по кругу, ее замыкает светлая, стройная архитектура, наполненная воздухом.
Выдающиеся мастера былых эпох, представшие перед нами на фреске «Афинская школа», стремились проверить алгеброй гармонию, обуздать творческие эмоции точным математически расчётом.
Они понимали, что наука и искусство — две грани одного и того же процесса — творчества.
Эта фреска наглядно нам показывает, как тесно связаны между собой точные и гуманитарные науки, прославляет мощь человеческого разума.
- Именно поэтому «Афинская школа» заняла почетное место в нашей школьной галерее, ведь подобно 50-ти персонажам этой фрески ученики и учителя нашей школы объединены общим стремлением к истине, красоте, гармонии, которая должна торжествовать в человеческой жизни.
- Выполнила: Бородина Вероника
- 9 класс
Источник: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2014/08/29/rafael-santi-afinskaya-shkola
Санти Рафаэль, «Афинская школа», «Сикстинская мадонна»
Рафаэль считается самым светлым и радостным художником эпохи Возрождения. Всем своим творчеством он воспевал красоту человека и физическую, и духовную. Человек прекрасен, считал живописец, у него сильное и красивое тело, добрая и отзывчивая душа, тонкий, всесторонне развитый ум. Таким гармоничным человеком был и он сам.
Рафаэль родился в городе Урбино, одном из центров художественной культуры Италии, в семье придворного живописца и поэта Джованни Санти, который и стал первым учителем будущего мастера. Оставшись в семнадцать лет сиротой, юноша переселился в Умбрию и стал учеником художника Перуджино, а в 1504 г.
перебрался во Флоренцию, где в то время работали великие Леонардо да Винчи и Микеланджело. Рафаэль многому научился у них.
Флорентийский период творчества Рафаэля называют «периодом мадонн»: настолько волнует в это время молодого художника образ Богоматери. Рафаэль пишет подряд несколько картин на эту тему. Все его изображения Мадонны полны необычайной юной прелести и гармоничного счастья материнства. В 1508 г.
по приглашению папы Юлия II Рафаэль приезжает в Рим и приступает к росписи станц – парадных залов Ватиканского дворца. В течение восьми последующих лет им были расписаны три зала. Лучшим из них считается «Зал Подписи» – Станца делла Сеньятура.
Каждую из четырех стен этого зала занимает фреска, посвященная определенной теме: богословию, поэзии, юриспруденции и философии.
На фреске «Афинская школа» изображен просторный, наполненный солнечным светом храм. У его входа возвышаются статуи Афины, богини мудрости, и Аполлона, бога красоты. В светлом проеме арки беседуют великие греческие философы Аристотель и Платон.
Аристотель протянул свою руку над землей, утверждая материальную сущность природы, а Платон указывает рукой на небо, подчеркивая духовное начало всего сущего.
Под сводами храма расположились в характерных позах и другие мыслители древности со своими учениками: жестикулирующий Сократ, растянувшийся в свободной позе Диоген, погруженный в чтение книги Пифагор.
Многим из ученых древности Рафаэль придал облик своих современников, символизируя преемственность знаний и духовного опыта. Мир, созданный на фреске «Афинская школа», – это воплощение представлений Рафаэля о совершенном обществе и идеальном человеке.
Фреска «Диспута» выполнена на богословскую тему и посвящена триумфу христианской религии. В центре композиции находятся Бог Отец, Иисус Христос, Богоматерь и Иоанн Креститель. По обе стороны от них расположились на облаках христианские святые. Они олицетворяют собой торжество церкви на небесах.
В нижней части фрески, по обе стороны от алтаря, художник разместил в разнообразных позах и одеждах фигуры священников, отцов церкви и простых христиан, которые воплощают господство церкви на земле. Все персонажи принимают участие в богословском диспуте.
Среди них находятся Данте, Савонарола, умершие папы и современники художника. Ученые мужи на земле спорят и размышляют, но лишь на небе они могут обрести истину.
В левой части фрески расположен пейзаж со строящимся зданием, который олицетворяет идею утверждения христианской религии во всем мире.
Третьей фреской, написанной на тему поэзии, является «Парнас». На вершине горы Парнас изображен покровитель искусств Аполлон, окруженный девятью музами, покровительницами различных видов искусства. Вокруг этой группы художник разместил не только прославленных греческих и римских поэтов, но и своих современников: рядом с Гомером и Вергилием стоят Данте, Петрарка и Боккаччо.
Четвертая фреска, посвященная теме правосудия, состоит из трех частей. Над окном размещены три женские фигуры, символизирующие Мудрость, Меру и Силу.
Слева от окна художник изобразил императора Юстиниана с кодексом гражданских законов, а справа – папу Григория IX со сводом церковных правил. Они символизируют историю церковного и светского права.
Четыре фрески, украшающие стены Станца делла Сеньятура, воспринимаются как призыв Рафаэля к чистоте и благородству отношений между людьми, к общению, наполненному искусством, философией, верой, правосудием.
Создавая образы идеальных людей, рожденные вдохновением, Рафаэль писал и портреты современников, умея чутко уловить и передать в них главные, лучшие черты характера каждого, сохранив при этом поразительное сходство. Совсем иначе он работал над образами Мадонны.
Лучшим образом Богоматери, созданным Рафаэлем, является прославленная «Сикстинская мадонна». Художник говорил, что в процессе работы над ней он вспоминал всех красавиц, виденных им в жизни.
Прекрасная юная мать, стройная и сильная, полная невыразимой женственности и нежности, идет по облакам, неся на руках самое дорогое, что у нее есть, – сына. Богородица идет навстречу своей страшной судьбе, сознавая, что для счастья людей она должна принести эту жертву.
Величие Мадонны ничем не подчеркнуто, ноги ее босы. Но как повелительницу встречают Марию, преклонив колена, святая Варвара и папа Сикст, облаченный в парчу.
Известный религиозный сюжет превращается у Рафаэля в прославление величия матери, способной во имя высшего долга идти навстречу мукам и страданиям. Но главное в картине – это тип лица Мадонны, в котором Рафаэль соединил античный идеал красоты с духовностью христианского идеала, что было характерно для мировоззрения эпохи Высокого Возрождения.
«Сикстинская Мадонна» Рафаэля в хорошем качестве
Источник: http://jivopis.org/rafael-santi—afinskaya-shkola-sikstinskaya-madonna
ТОП-20 самых известных картин Рафаэля Санти
За свою короткую, но яркую жизнь Рафаэль Санти сотворил множество шедевров, равным которым до сих пор нет. Он был последователем художников Перуджино, Леонардо да Винчи, Микеланджело, но, в конце концов достиг совершенства и неподражаемой реалистичной манеры в живописи. Мы знаем о великом множестве картин Рафаэля, но постараемся среди них выбрать самые известные и красивые работы.
20 самых потрясающих работ Рафаэля Санти:
1
«Донна Велата» (1516)
Рафаэль был на пике своего творчества, когда написал портрет «Донна Велата» или «Дама с вуалью». Ему было всего 32 года.
Маргарита Лути, обычная девушка, дочь булочника изображена художником с огромным трепетом и любовью, так как именно она была его смыслом жизни.
Рафаэль был так влюблён в девушку, что предложил её отцу огромный денежный выкуп — более 3 000 дукатов. Форнарина, так звал свою жену Рафаэль, что означает «булочка». Супруги были счастливы. А через 6 лет Рафаэль скоропостижно скончался.
Маргарита не приняла огромное наследство мужа и ушла в монастырь, где слыла до конца своих дней его вдовой.
Маргарита на портрете изображена в одежде нежно-бежевых и розовых тонов, голова, как у замужней дамы под покрывалом. Влюблённый Санти передал красоту и спокойный характер своей жены в утончённой изящной позе.
Лицо Маргариты нежное, как персик, глаза — прекрасные, огромные, святятся счастьем. Красивая шея и причёска украшена драгоценностями.
На портрете Маргарита изображена как изысканная драгоценность, и восхищение мастера своей моделью передаётся зрителю.
Кстати, о самых красивых глазах в мире и их владельцах мы написали в нашей статье на most-beauty.ru.
2
«Преображение» (1516–1520)
«Преображение» Рафаэль начал писать для алтаря Нарбоннского собора, по просьбе кардинала Джулио Медичи, но не завершил её, так как внезапно умер от неизвестной болезни. Картину дописал художник Джулио Романо.
Сюжет основан на Евангельском сюжете, когда Иисус Христос решил открыть свою сущность ученикам. С небес апостолы услышали глас Божий, что Христос его истинный Сын.
После этого Иисус спустился с апостолами с горы, и к нему обратился несчастный отец с просьбой излечить сына от вселившегося в него дьявола.
Рафаэль изобразил Иисуса парящим над всеми, что является символом его Божественности. Чуть ниже, в середине полотна — Апостолы ожидают Христа, а внизу собрались люди, в ожидании чуда исцеления. Верхняя светлая и воздушная часть картины была написана Рафаэлем, а нижняя часть более тёмная другим человеком. Здесь видна рука мастера, писавшего в абсолютно другой манере.
3
Сикстинская мадонна (1512)
Рафаэль писал образ Марии и Христа много раз, но эта работа, предназначенная для алтаря капеллы Сикста II, стала настоящим шедевром. Образ Мадонны Санти написал со своей жены Маргариты (Форнарины).
Прекрасное одухотворённое лицо отображает вселенскую грусть, и боль матери, предчувствующей самопожертвование сына и его гибель во спасение всего человечества.
В верхней части картины в окружении бесплотных ангелов идёт Мария, нежно держа на руках своё самое дорогое — младенца Иисуса.
Малыш изображён пышущим здоровьем, со слегка растрёпанными волосами. Его ангельская внешность контрастирует с умными не по возрасту глазами, как будто он уже знает всё о своём предназначении.
У ног Марии склонились Сикст II и великомученица Варвара. Внизу у края полотна, как бы выглядывая из окна, смотрят вверх беззаботно два озорных ангела.
Они не вмешиваются в происходящее, так как знают за ранее, что ожидает Марию и её дитя.
4
Станцы (1508–1517)
фреска «Добродетели и закон».
Роспись (фрески) дворцовых помещений Ватикана, выполненная мастером вместе со своими учениками, называется Станца делла Сеньятура (так называемая комната Подписей). Стены этой комнаты украшают фрески «Афинская школа», «Диспута», «Правосудие» и «Парнас». Одними из самых знаменитых являются фрески «Афинская школа» и «Диспута». О них вы сейчас и узнаете.
5
«Афинская школа» (1508)
Афинская школа.
Рафаэль Санти был очень знаменитым живописцем среди своих современников и в 1508 году по просьбе папы Юлия II отправился в Рим для росписи парадных помещений Ватикана. Одной из фресок из Станцадела Сеньятура, является фреска, представляющая философию.
Она называется «Афинская школа» и изображает ведущих мыслителей со времён Древней Греции. На восходящих ступенях Афинской школы под огромными сводами в центре изображены Платон и Аристотель.
Платон указывает на небо, а Аристотель на землю, связывая воедино небесное и земное пространство.
Сократ беседует с Александром Македонским, слева внизу Пифагор в кругу учеников разгадывает теорему. Санти также изобразил великого современника Микеланджело в образе Гераклита. Евклид чертит циркулем чертёж.
На фреске Рафаэль изобразил более 50 фигур. Ступени изображённого здания поднимаются ввысь, отождествляя собой периоды развития философии и различных наук.
6
Фреска «Диспут» (1509–1510)
В центре композиции — Святая Троица. Бог Отец, Иисус Христос и Дух Святой в виде голубя. Рядом с Христом сидят его мать Мария и Иоанн Креститель, и далее на облаке восседают святые Пётр, Павел и другие персонажи Евангелия. Внизу фрески учёные, философы и понтифики церкви ведут богословский диспут.
7
Фреска «Парнас» (1511)
Сначала эта фреска имела название «Поэзия», несколько позже она стала называться «Парнас» она располагается между фреской «Афинская школа» и «Диспутой». Поэзия высоко ценилась в эпоху Высокого Возрождения, и считалась божественным искусством.
На холме в центре фрески изображён Аполлон, играющий современном музыкальном инструменте — лире да браччо, которой ещё не было в Древней Греции. Этим Рафаэль передал преемственность культур.
Вокруг Аполлона музы и поэты Гомер и Микеланджело, которого Санти тоже приписал к великим поэтам.
8
«Обручение девы Марии» (1504)
«Обручение девы Марии» — самая почитаемая работа художника. Она является логическим переходом от манеры живописи школы Перуджино к манере, которая возвысит мастерство Рафаэля и станет вехой в эпохе Великого Возрождения.
Рафаэль вдохновился композициями фресок своего учителя Перуджино. Подписав это полотно, Санти, уже как истинный мастер, уверенно заявил о себе всему миру.
Основными персонажами картины являются Дева Мария и обручник Иосиф, который надевает ей на палец обручальное кольцо. Пару окружают свидетели происходящего. Цветущий посох в руке Иосифа означает, что Мария избрана Богом. Посохи других женихов, которые стоят поодаль, остаются прежними, и их в отчаянии ломают.
Это одна из самых знаменитых картин Рафаэля. Цветовая гамма очень спокойная, в ней преобладают коричневая и жёлтая тональность. Яркое красное платье Марии означает кровь Христа, а синяя накидка — её непорочность.
9
«Триумф Галатеи» (1512)
«Триумф Галатеи» — фреска, написанная Рафаэлем для зала пиршеств банкира из Сиены Агостино Киджи.
Она изображает нимфу спокойствия водной глади Галатею, которая летит по волнам, стоя на раковине, запряжённой дельфинами. Её окружают тритоны, наяды и другие сказочные морские персонажи.
Над ними кружат амуры, целясь во все стороны своими стрелами. Изысканная фреска насыщена радостью и весельем.
10
«Прекрасная садовница» (1507)
«Прекрасная садовница» Рафаэля изображает Деву Марию и двух младенцев — её сына Иисуса и Иоанна Крестителя. Прелестная юная Мария — воплощение женственности, материнства и безграничной любви. Она обращена к Иисусу, слегка склонившись над ним.
Маленький Иисус также весь поглощён своей матерью, он доверительно прижался к ней, и она поддерживает его за руку и плечи. Идиллия взаимопонимания матери и младенца подчёркнута их нежными взглядами. Маленький Иоанн склонился перед Иисусом.
В его руках крест, как символ распятия.
Фигуры органично вписаны в прекрасный пейзаж, который создаёт ощущение лёгкости и безоблачного счастья.
11
«Три грации» (1504)
Предположительно «Три грации» Санти написал в возрасте 17 лет.
Что натолкнуло Рафаэля написать такую сложную картину в столь раннем возрасте? Санти рано остался без матери, и его всегда притягивал чистый образ Мадонны, как символ молодости и материнства.
Создавая «Три грации», Рафаэль соединил воедино образ античных богинь и лик непорочной Мадонны, так как грации были символом юности, любви и непорочности.
Три грации, отождествлявшие эти прекрасные возвышенные качества, назывались Красотой, Любовью и Невинностью. Девушки, изображённые на картине, молоды и прекрасны, их лица светятся чистотой и добротой.
Они нежно держатся друг за друга и у каждой в руке золотые сферы — символ легендарных яблок совершенства, добытых Гераклом. Центральная фигура одной из граций повёрнута к зрителю спиной, две крайние фигуры — лицом к зрителю, но их взоры направлены в разные стороны.
Эта ранняя картина Рафаэля является одной из первых ступеней на пути к безупречному совершенству.
Хотите узнать, какие женщины по мнению most-beauty.ru являются самыми красивыми в наши дни? Переходите по ссылке.
12
«Портрет графа Бальдассаре Кастильоне» (1515)
Граф Бальдассаре — итальянский дипломат и писатель, был послом герцога Урбинского, служил при дворе у короля Франции Людовика XII.
Его авторству принадлежит популярная в те времена книга «Диалоги о придворном», описывающая изысканные обычаи и беседы при образованном Урбинскомдворе. Рафаэль изобразил графа как очень достойного и умного человека, как цельную натуру.
Портрет написан в тёмных коричневых тонах, и только цвет голубых глаз привлекает к себе внимание. Этот уверенный и спокойный взгляд магическим образом притягивает к себе зрителя.
13
«Положение во гроб» (1507)
Среди итальянской знати была традиция, в честь какого-либо трагического события, заказывать у именитых художников картины с евангельским сюжетом. Такой была и картина «Положение во гроб», которую заказала Аталанта Баглиони в память о погибшем сыне. Известно множество рисунков и набросков, выполненных Рафаэлем перед началом работ.
В результате такого титанического труда на свет появилась картина с безупречной композицией. Она представляет собой две группы людей, разделённых двумя воображаемыми линиями, которые расходятся в разные стороны.
Женщины, сопровождающие Богородицу, наклонены вправо, мужчины, несущие тело Христа — влево. Христос изображён в самом центре.
Его идеальное атлетическое тело напоминает Христа ос скульптуры «Пьетта» Микеланджело, так как в то время художник находился под огромным впечатлением от творчества этого титана скульптуры и живописи.
14
Форнарина (1520)
Картина написана маслом на деревянной доске. В этой работе принимали участие и ученики художника. Картина изображает полуобнажённую молодую женщину в изысканном головном уборе.
Моделью была жена Рафаэля, которую он нежно называл «Форнарина», что в переводе с итальянского означает «булочка». В действительности прекрасную жену художника звали Маргарита Лути.
Санти не раз писал свою возлюбленную, она вдохновляла его и на более возвышенные образы, такие как Сикстинская Мадонна.
15
Фреска «Изгнание Элиодора» (1512)
Сюжет этой фрески был заимствован из текстов Ветхого Завета. Военачальник сирийского царя Элиодор, пытался конфисковать из Иерусалимского храма, золото для бедных. За это Бог покарал его, наслав на него всадника в золотых доспехах.
Фреска была аллегорией разгрома французских войск в папской области под началом папы Юлия II, который слыл не только прекрасным военачальником, но и щедрым меценатом. Эта фреска визуально напоминает фреску «Афинская школа». Композиционно она разделена на две равные части — левую и правую.
В левой части Рафаэль изобразил своего покровителя папу Юлия II и толпу вдов и сирот, а в правой части — Элиодора, которого изгоняет из храма всадник на белом коне.
Прекрасно выстроенная перспектива композиции передаёт глубину пространства, в точке схождения всех её линий изображена минора, указывающая на то, что это — Второй Храм в Иерусалиме. Величие места происходящего события подчёркивает богатая роспись сводов.
16
«Битва святого Георгия с драконом» (1504–1505)
Покинув Перуджу, молодой Рафаэль отправился во Флоренцию, где в окружении великих живописцев он черпал новые идеи и методы живописи.
Картина «Битва святого Георгия с драконом» написана на дереве маслом и отождествляет переходный период от стиля умбрийской школы, которая отличалась линейностью, к стилю флорентийской школы. Санти потрясли работы Леонардо и Микеланджело, их реализм и глубокий смысл.
Библейский сюжет на тему Георгия Победоносца был очень популярным, и Рафаэль не мог упустить шанс написать картину на эту тему. Белая лошадь св. Георгия топчет копытами дракона, а сам святой пронзает его своим копьём.
Святой Георгий изображён в средневековых латах и похож больше на рыцаря. Дракон изображён немыслимым сказочным чудовищем, соединившим в себе части различных птиц и животных.
Картина предельно реалистична, пейзаж, на фоне которого происходит сражение, тщательно выписан, но он не забивает передний план.
Его приглушённая коричнево-оливковая гамма прекрасно подчёркивает белизну коня и сияние лат всадника.
17
«Мадонна Грандука» (1505)
О самых красивых Мадоннах Санти на сайте TopCafe.su есть очень интересная статья.
«Мадонна Грандука» изображает самый популярный сюжет из Евангелия — Мадонну с младенцем. Она написана под большим влиянием работ Леонардо да Винчи. Это особенно заметно, если сравнивать эту картину с предыдущими работами Рафаэля.
Она выполнена в технике сфумато, которая смягчает контуры фигур, передаёт воздух и пространство. Исследования реставраторов показали, что ранее за мадонной было изображено окно с пейзажем, как на некоторых работах Леонардо. Но впоследствии окно было закрашено, и фон картины стал абсолютно тёмным.
Кто сделал такой фон — сам автор или последующие реставрации — неизвестно.
Мария одета в классическое для XVI века красное платье с чёрной каймой, на голову наброшено голубое покрывало. Эти цвета традиционные — красный цвет означает символ крови Христа, а голубой — непорочность Девы.
Лицо Марии печально и спокойно одновременно. В руках она нежно держит младенца Иисуса, который похож на обычного ребёнка, пухленького и крепенького.
В дальнейшем этот образ Рафаэль использовал и в других своих картинах, изображающих Мадонну с младенцем.
18
«Мадонна в кресле» (1515)
«Мадонна в кресле» — одна из самых красивых картин эпохи Возрождения, изображающих Мадонну с младенцем. Моделью для картины Рафаэля опять послужила его любимая натурщица, подруга и жена Маргарита. Эта работа отражает величину и зрелость художника.
Круглая форма картины смягчает изображение, делает его уютным и домашним. Всё пространство полностью заполняют три фигуры — Мария, младенец Иисус и младенец Иоанн Креститель. Младенец Иисус занимает центральное место, уютно устроившись на руках матери.
Мария крепко прижимает к себе сына, в то же время Иоанн Креститель взирает на Христа с мольбою. Яркие краски, в которых доминируют голубой, сочный красный, изумрудный и золотистая охра изумительно красиво смотрятся на тёмном фоне.
И несмотря на то, что Мария выглядит как обычная земная женщина, обнимающая своё дитя, её нарядная одежда, её духовная возвышенная красота подчёркивают высокий статус Мадонны.
19
Портрет папы Юлия II (1512)
Существуют два похожих портрета папы Юлия II, один из которых — оригинальное произведение Санти, а другой — копия портрета, выполненная учениками Рафаэля. Современники утверждали, что папа на портрете выглядит, как живой. Красная мантия папы римского смотрится очень контрастно на ярком зелёном фоне.
Лицо папы покрыто морщинами и обрамлено седой бородой, его взгляд задумчив и проницателен, но в целом фигура Юлия II ещё полна сил и энергии.
Этот человек при жизни вёл активные военные кампании, но в то же время был потрясающим меценатом, поддерживающим творчество Леонардо, Микеланджело и Рафаэля.
Через год после написания портрета папа Юлий II умер, но остался жить вечно на картине Рафаэля. Уникальный папа, покровитель искусства эпохи Высокого Возрождения.
20
Портрет молодого человека (1513–1514)
Предположительно это автопортрет Рафаэля, так как лицо молодого человека очень похоже на единственный подтверждённый автопортрет художника. Очень красивый молодой человек сидит вполоборота к зрителю. Его длинные каштановые волосы небрежно спадают по плечам из-под лихо надетого берета. Уверенный взгляд, раскованная поза молодого человека говорит о том, что он знает себе цену.
Эту картину во время Второй мировой войны нацисты похитили из усадьбы князей Чарторыйских (Польша) и скрыли в неизвестном месте. Долго она считалась утраченной. Только спустя много лет польское правительство подтвердило, что картина находится в безопасности в частной коллекции.
Послесловие
Творчество Рафаэля Санти является мировым достоянием человечества. Этот гениальный творец эпохи Великого Возрождения подарил нам, его потомкам неповторимые и прекрасные образцы живописи. Он был почитаем и своими современниками, которые после смерти художника написали на его надгробии, что природа при его жизни боялась быть побеждённой и боялась умереть после его смерти.
Это был список самых известных картин Рафаэля Санти по версии most-beauty.ru. Мы и далее будет вас радовать своим видением лучших работ великих мастеров. Мы лишь ждём от вас объективной критики, а также пожеланий и ваших мыслей относительно творчества Санти и других художников.
Источник: https://most-beauty.ru/drugoe/kartiny-rafaelya-santi.html