Пиросмани «друзья бегоса» описание картины, анализ, сочинение

Пиросмани

Нико Пиросмани — честный и нищий художник, писавший пронзительные шедевры на дешевой клеенке за еду

Пиросмани был примитивистом. Из тех художников, про которых люди, далекие от искусства и его понимания, говорят «Да я бы сам не хуже нарисовал». Но только слепой может не увидеть всю пронзительность живописи грузинского художника.

За кажущейся наивностью нарисованных на клеенке животных и праздничных застолий скрыты глубокие чувства, боль сквозь радость и радость сквозь боль. И все это становится более чем очевидно, если знать хоть немного о жизни Нико Пиросмани.

AdMe.ru восхищается талантом и внутренней силой художника-самоучки из маленькой грузинской деревни. И надеется передать часть своего восхищения и вам.

Пиросмани

Где и когда родился Нико Пиросманашвили, долгое время было неизвестно.

Уже через много лет после смерти художника исследователи перевернули архивы и половину Грузии и выяснили год и место рождения — 151 год назад в маленькой кахетинской деревне Мирзаани.

В настолько бедной семье, что уже ребенком будущее достояние Грузии отдали в услужение в богатую тифлисскую семью, где он был слугой до 20 лет.

Рисовать он начал тогда же, когда устроился кондуктором на железную дорогу. Первой его работой был портрет начальника с женой. И, похоже, что он не удался, потому что Нико тут же вылетел с работы.

Пиросмани не был «хрестоматийным» бедным грузином того времени. В нем было не очень много знаменитой врожденной веселости, он не был хитрым, не мог приспосабливаться к условиям и зарабатывать деньги. Честный, тихий, гордый интеллигент из крестьянской семьи, мечтающий только о том, чтобы рисовать.

Он перебивался нищенским доходом, торгуя молоком, но лавку свою очень любил — потому что разрисовал ее пышными цветами. А картины просто дарил своим покупателям, некоторые отдавал перекупщикам в тщетной надежде выручить немного денег. Это было, мягко говоря, не совсем то, что хотели покупать жители Тифлиса.

От голода Пиросмани сбежал из Тифлиса обратно на родину. Расписал и свой дом в Мирзаани, созвал пир, а потом написал про этот пир четыре картины. Которые в результате подсказали ему, как же совместить не самую голодную жизнь на свете с живописью.

Пиросмани

Пиросмани

Пиросмани

Вывеска для пивной «Закатала»

Нико вернулся в большой город и стал за еду, вино и немножко денег расписывать вывески для духанов. Или писать тематические картины.

Денег на холсты и доски не было ни у художника, ни у духанщиков, и поэтому он брал то, что было в прямой досягаемости — клеенки со столов.

Клеенки были в основном черные, что во многом определило то, как стала выглядеть его живопись. И невзирая на черный цвет «холста», краски его картин всегда были чистыми и сильными.

Натюрморты, веселые застолья, сцены крестьянское жизни, животные, лес — вот темы, которые вдохновляли Пиросмани. Он никогда не мог удовольствоваться чем-то одним. Когда ему надоело писать для духанов виноград и мясо, он начал писать людей. И даже придумывать странные названия для своих «клиентов» — например, «Одному не надо пить».

Пиросмани

Пиросмани

Пиросмани

Пиросмани

У Нико Пиросмани не было своей семьи. Ни жены, ни детей. Зато была любовь к актрисе по имени Маргарита. Любовь всепоглощающая, болезненная и, к сожалению, безответная. Она не обратила внимания на его ухаживания, завоевать возлюбленную не помог даже ее портрет, который художник так и назвал — «Актриса Маргарита».

Пиросмани

О его последней попытке покорить сердце неприступной красавицы в советские времена была написала известнейшая песня. Ее знают все, кто родился в СССР — «Миллион алых роз».

Это были вовсе не розы, конечно, и никто не знает точно, сколько было цветов на самом деле, но Нико прибыл к дому Маргариты ранним утром в день своего рождения в сопровождении повозок, доверху груженых самыми разными цветами. Он усыпал всю улицу перед домом актрисы так, что не было видно мостовой.

Тощий и бледный, он ждал, когда же она выйдет. Маргарита вышла из дома, пораженная, поцеловала Нико в губы и ушла. Никакого хэппи-энда не случилось.

Бездетный миллионер и бедная с детьми

У каждого свое несчастье и мерило для него, считал Пиросмани.

Счастье — это было не то, для чего оказался рожден Нико Пиросмани. Он умер от голода и холода в полнейшей нищете в мае 1918 года. После того как сухой закон прикрыл почти все духаны Тбилиси, и ему нечем стало зарабатывать на жизнь. Пиросмани было 56 лет.

Ему и раньше приходилось трудно, но так, как в то время — никогда. Ранее гордый и самолюбивый, теперь он был готов на все. Он соглашался съесть тарелку супа и кусок хлеба, которые давали ему из милости.

Ночевал в подъездах, забираясь в темные углы, стараясь остаться незамеченным под лестницей, скорчиться так, чтобы меньше ощущать сырой пронизывающий холод. К утру тело застывало, и он с трудом разгибался. Глубокий кашель не оставлял его, ноги, руки, спина, грудь болели.

Его нашли в ледяном подвале, где он пролежал в беспамятстве три дня, и отвезли в больницу. Там Пиросмани и умер, не приходя в сознание.

Белая свинья с поросятами

Через два года после смерти художника к нему пришла слава, росшая год от года. Из двух тысяч работ Пиросмани сохранилось не более трехсот. Они хранятся в Тбилиси, Москве, Лондоне, Париже и других городах.

Со стен десятков галерей и музеев на людей смотрят простые грузинские крестьяне и человеческие глаза животных кисти художника с примитивными картинами и таким сложным сердцем.

Источник: https://www.adme.ru/tvorchestvo-hudozhniki/niko-pirosmani-i-ego-shedevry-za-edu-542855/

«Миллион алых роз» Нико Пиросмани

Нико Пиросманашвили (Пиросмани) – грузинский художник-примитивист, чье творчество продолжает вызывать горячие споры. Художник – самоучка прожил трагическую жизнь, умер голодной смертью, а признание получил лишь в последние годы.

О нём известно немного: точно не установлена дата его рождения, сохранилось лишь три его фотографии, не более трёхсот работ из более чем двух тысяч, не уцелела ни одна настенная живопись.

Зато более века по всей стране и за ее пределами рассказывается история о его трагической любви, о поступке, который оказал огромное влияние на всю его и без того непростую судьбу.

Пиросмани

Нико Пиросмани

Песня «Миллион алых роз» — практически реальная история из жизни художника, легенда, которая вдохновила А. Вознесенского на написание всем известных строк. Как же было на самом деле?

Жизнь до…

Родившись в бедной семье в небольшой маленькой кахетинской деревне Мирзаани, еще ребёнком был отдан в услужение в богатую тифлисскую семью, после была работа на железной дороге и торговля в молочной лавке. На протяжении всего этого времени Нико много рисовал, расписывал вывески для духанов, а картины дарил своим покупателям и друзьям.

Денег на холсты не было, поэтому в ход шло всё, что было под рукой: трактирные клеенки со столов, жестяные листы и доски. Странный выбор материалов во многом определил стиль его живописи, например, знаменитая картина «Черный Лев» была написана на чёрной клеенке.

Пиросмани

Чёрный лев

Его работы – это природа, животные, весёлые застолья, повседневная жизнь Грузии и её жителей, как она представлялась простому торговцу из народа.

Пиросмани

Праздник, 1906 г.

Пиросмани

Свадьба в Кахетии, 1916 г.

Пиросмани

Женщина с кружкой пива, 1905 г.

Пиросмани

Рыбак в красной рубахе, 1908 г.

Нико и Маргарита

Маргариту де Севр – французскую актрису и певицу, которая приехала с гастролями в Тифлис в начале ХХ века, Пиросмани впервые увидел на афише и по легенде уже тогда влюбился в нее.

Её расположения добивались самые богатые и влиятельные люди, но даже для них она оставалась недоступной, что уж говорить про нищего художника.

Нико часто подстерегал ее у гостиницы, всячески искал с ней встреч, но его любовь была в тягость для актрисы.

Пиросмани

Маргарита де Севр

История про невероятный поступок Пиросмани обросла легендами и догадками, мы расскажем самую распространённую версию событий.

Утром в день рождения писателя к дому, где жила актриса, стали съезжаться погонщики с арбами, груженными всевозможными цветами. Аробщики сваливали охапки цветов прямо на мостовую и тротуар перед домом актрисы, казалось, что в то утро на этой улочке были все цветы не только из Тифлиса, но и из всей Грузии.

По легенде всевозможными цветами была усыпана вся улица перед окнами Маргариты, кстати, роз там почти не было!
Маргарита выбежала из дома навстречу бедному Пиросмани, обняла его больные плечи и в первый и последний раз крепко поцеловала в губы.

Как ни печально, но такой жест не покорил красавицу, по слухам, она сбежала из Тифлиса с богатым поклонником и больше никогда не бывала в Грузии.

Пиросмани

Актриса Маргарита, 1909 г.

В память о девушке художник написал ее портрет. «Актриса Маргарита» — девушка с белым лицом, в белом платье с букетом белых цветов …

«Белым я прощаю», – говорил Пиросмани

Ходит красивая легенда о том, как на выставке картин Нико Пиросмани в Лувре в 1968 г. перед портретом актрисы часто подолгу стояла пожилая женщина…та самая Маргарита де Севр.

Жизнь после Маргариты

Чтобы покорить сердце любимой, Нико пришлось продать свою лавку и всё, что он имел. Пиросмани становится бродячим художником, работающим за еду и кров.

Художник уже был достаточно популярным в городе, ему предлагали официальную работу и жилье, но он постоянно отказывался, продолжая расписывать стены и рисовать картины для духанов, принимая в качестве вознаграждения обеды и ужины, небольшие деньги для оплаты ночлега и покупок красок.

Пиросмани

Пикник

Пиросмани

  • Друзья Бегоса
  • Кутёж во время сбора винограда, 1906 г.

«Мне говорят – нарисуй зайца. Я думаю, зачем тут заяц, но из уважения рисую»

Признание

Славу о художнике за пределами города и страны разнесли братья Зданевичи и Михаил Ле-Дантю. Неудивительно, что народное творчество художника было замечено ими в одном из городских трактиров.

Именно они впервые заговорили о художнике, после чего к нему пришло признание, но, к сожалению посмертно.

Его работы выставлены в музеях, в честь него названо вино и улицы в разных городах, а его прекрасный поступок для любимой стал легендой, которая вдохновляла и продолжает вдохновлять поэтов, писателей и простых людей по всему миру.

  1. В современной Грузии любят и помнят Пиросмани: репродукциями его картин украшают стены в заведениях, его имя используют знаменитые бренды и производители, а история его любви – красивая легенда для туристов, которую так любят рассказывать местные жители.
  2. Лев и Солнце

Источник: https://art-holst.com.ua/niko-pirosmani/

Презентация — Нико Пиросман — художник

Слайды и текст этой презентации

Пиросмани

Нико Пиросмани

Пиросмани

«Солнце Нико Пиросмани — солнечный зайчик в зеркальце моей души…»
Антон Кузьмин

Пиросмани Нико́ Пиросма́ни
(настоящее имя Никола́й Асла́нович Пиросманашви́ли, 1862 — 5 мая 1918, Тбилиси) — известнейший грузинский художник XX века, самоучка, представитель примитивизма.Пиросмани родился в 1862 году в селе Мирзаани (Кахетия) в многодетной крестьянской семье (брат Георгий, сёстры Мариам и Пепуца). В 1870 году умер отец, вскоре после этого мать и старший брат.
Нико Пиросмани, единственный из семьи, остался жить в селе Шулавери у последней работодательницы отца, вдовы бакинского фабриканта Эпросине Калантаровой. Пиросмани

До тридцати пяти лет Нико безуспешно пытался стать человеком «мира сего». Обрести определённость бытосуществоеания.

Кем только не работал — поваром, лакеем, типографом, кондуктором товарных вагонов на Закавказской железной дороге, где, в те же девяностые годы, по воле случая и так же незнакомо, работал писарем Фёдор Иванович Шаляпин, а до того, в 1882 воду, молодой Алексей Пешков, писавший по ночам свой первый рассказ «Макар Чудра».

Пиросмани Детское увлечение живописью доставляло искреннюю радость, но денег не приносило. Всё зарабатываемое шло на существенные составляющие жизни. Объединение её частностей с тем, что именуется душой решительно не удавалось. Рисовал по ночам. Формулярный же список пополнялся записями о штрафах: «за опоздание на дежурство — 50 коп.», «за проезд безбилетного пассажира — 3 рубля», «за неявку к поезду — 2 рубля»… Получал же пятнадцать. Четыре года службы кондуктором ясности в жизнь не привнесли — кто?, к чему?, о чём?Грузинка с тамбуриномМать и дитяПиросмани

Потом была молочная лавка. Он — хозяин, слуга, продавец, грузчик и уборщик одновременно. Вставал до рассвета, получал товар, работал так, что к вечеру от художника Пиросмани ничего на оставалось, разве что мысли по ту сторону рационапьного…

Но он расплатился с долгами, снял помещение побольше под лавку, украсил её единственными за этот период странного времени написанными двумя картинами -«Белая корова» и «Чёрная». Над входом же повесил красивую вывеску. Конечно же своей работы…

Пиросмани

Батумский порт

Пиросмани

Натюрморт

Пиросмани Пиросмани

Друзья Бегоса

На ферме

Свадьба в Грузии

«…Ох уж эта Маргарита! Она была француженкой. Пела и танцевала в кафешантане. Женщина, забравшая сердце художника, а заодно и последние сбережения на eгo последнюю попытку стать человеком «сего мира»… Все цветы Тифлиса, его окрестностей, и привезённых в Тифлис на поездах в тот день, были брошены к её ногам.

Этими цветами, нанятые Нико аробщики завалили улицу перед гостиницей, где остановилась она. У безмерно счастливого Нико — день рождения. Он встретил женщину, которую полюбил безоглядно, до беспамятства.
За Год Счастья он расплатится откровенной бедностью оставшихся лет.

Будет ли он счастлив? По земным меркам — нет, по другим — да, поскольку художник милостью Божьей…»

Он продолжал писать свои картины. Будет несказанно щедр к окружающему его миру. Несмотря ни на что… На все сокровища eгo соучастия, мир будет отвечать скупо-традиционно. Если раньше о нём говорили, что он «не от мира сего», то теперь его наградят более приземлёнными определениями: «побитый градом», «мозги набекрень», «семь пятниц на неделе».

Говориться это будет иногда беззлобно и полушутя, иногда непонимаемо. и от того очевидно-посредственно, как все…
Его клеёнки-картины будут надёжно прикрывать всевозможные изъяны на стенах духанов, веселить их завсегдатаев. Они будут скрашивать чей-то повседневный семейный быт, ненавязчиво изменять что-то к лучшему в этом сумбурном мире.

Будут изредка покупаться, меняться на недолгий кров, еду, на краски, кисти, в конце-концов просто и щедро дариться, поскольку — все люди братья, надо только суметь это понять, поскольку – любовь…Мальчик-рыбакОлень и пейзажМать с детьми, идущая за водойКартины Пиросманашвили привлекают врожденным чувством композиции, цвета и сочетаний красок, сдержанностью тонов. Они полны внутренней сосредоточенности и даже торжественности. Искусство Пиросманашвили, доброе, нежное, глубоко правдивое, раскрывает жизнь Грузии в ее многоликом разнообразии, покоряет своей непосредственностью и художественной самобытностью. Большинство произведений художника хранится в Тбилиси, в Государственном музее искусств Грузии.В начале последнего года жизни, Нико найдёт свой последний приют в сырой подвальной каморке в доме номер 29, что на Молоканской улице…
4 апреля 1918 года, уже под вечер, Нико придёт в свою каморку. По случаю праздника Пасхи кто-то напоит его вином. Он ляжет на пол и пролежит так двое суток. Вокруг безмолвно будут стоять его картины, в ящике лежать кисти и краски. Город будет праздновать Пасху. О Пиросмани же будет некому вспомнить кроме Господа…
7 апреля, сосед Нико — сапожник Арчил Майсурадзе заглянет в подвал. Из полумрака услышит стон. «Это ты, Нико?» — спросит Арчил. «Это я. Мне плохо. Я не могу встать.» — ответит Нико… На фаэтоне Арчил, в сопровождении милиционера, отвезёт Нико в Михайловскую больницу.Выписка из больничной книги.
«7 апреля 1918 года доставлен в приёмный покой неизвестный мужчина, неизвестного звания, бедняк, на вид лет 60. Доставил милиционер Иван Чанадирадзе с Антоновской улицы… В тяжёлом состоянии, с отёками всего тепа, со слабым пульсом, без сознания и через несколько часов, не приходя в сознание скончался. Дежурный врач Гвелесиани.»

Ягненок и парящие ангелы

Солнце Нико Пиросмани. Попытка аналогии Спустя год после смерти Нико, 10 марта 1919 года Велимир напишет отголоском: «Мне MHOГO ль надо? Коврига хлеба И капля молока. Да это небо, да эти облака…» ( Велимир Хлебников, «Каменная баба» ). Почти ровесники, незнакомо, они жили перекрёстками бытия. Братьями. Вертикаль Нико — красками от земли к небу, где линия горизонта — вдаль, отделяя чётко голубизну неба от земли… Добро от зла, чёрное от белого… Вертикаль Вепимира — мыслеформами, но так же вдаль…
Соединение вертикали и горизонтали, как известно, даёт крест, структуру креста. Крест не самое выдающееся изобретение странного существа человека. И не каждый способен донести его до конца…Семья оленейПродавец дровВ духане, меж блюд и хохочущих морд,
На черной клеенке, на скатерти мокрой
Художник белилами, суриком, охрой Наметил огромный, как жизнь, натюрморт.
Духанщик ему кахетинским платил За яркую вывеску. Старое сердце
Стучало от счастья, когда для кутил
Писал он пожар помидоров и перца.
Верблюды и кони, медведи и львы Смотрели в глаза ему дико и кротко. Козел улыбался в седую бородку И прыгал на коврик зеленой травы.
Цыплята, как пули, нацелившись в мир, Сияли прообразом райского детства.
От жизни художнику некуда деться!
Он прямо из рук эту прорву кормил.
В больших шароварах серьезный кинто, Дитя в гофрированном платьице, девы Лилейные и полногрудые! Где вы? Кто дал вам бессмертие, выдумал кто?
Расселины, выставившись напоказ, Сверкали бесстрашием рысей и кошек. Как бешено залит луной, как роскошен, Как жутко раскрашен старинный Кавказ!
И пенились винные роги. Вода
Плескалась в больших тонкогорлых кувшинах. Рассвет наступил в голосах петушиных,
Во здравие утра сказал тамада.1935
Павел АнтокольскийОтец и сынЧто происходит с нами,
когда мы смотрим сны?
Художник Пиросмани
выходит из стены,
из рамок примитивных,
из всякой суеты
и продает картины
за порцию еды.
Худы его колени
и насторожен взгляд,
но сытые олени
с картин его глядят,
красотка Маргарита
в траве густой лежит,
а грудь ее открыта —
там родинка дрожит.
И вся земля ликует,
пирует и поет,
и он ее рисует
и Маргариту ждет.
Он жизнь любил не скупо,
как видно по всему…
Но не хватило супа
на всей земле ему. 1964Булат Окуджава ПЕСЕНКА О ХУДОЖНИКЕ ПИРОСМАНИ

Источник: https://lusana.ru/presentation/1447

Джованни Вепхвадзе. Рассказы о себе и о художниках. «Чубчик»

Я студент первого курса академии, идет лекция по истории русского искусства, читает профессор Лео Рчеулишвили (сейчас его имя носит кабинет искусствоведения Тбилисской Академии художеств). Вдруг, на середине лекции дверь в аудиторию открывается, и входит опоздавший студент Беко. Он слегка качается, видно что выпивший. Стоя в дверях он обращается к профессору пьяным голосом:

  • — Скажи что-нибудь о Чубчике, мне нравится Чубчик.
  • — Какое мне дело до Чубчика, садись на свое место, не видишь, я рассказываю об Андрее Рублеве и о Феофане Греке, — строго говорит профессор.
  • — Скажи о Чубчике, он мне по душе,- настаивает пьяный Беко.
  • — Прекрати, а то выкину тебя из окна, вместе с твоим Чубчиком, нашел кем восхищаться.
  • Так впервые я услышал имя (вернее прозвище) Чубчик

эпизод 2

На первом курсе студенты обычно воображают. Видите ли, они студенты академии, уже почти художники.

Несмотря на свою природную скромность я тоже воображал и когда мы входили (бесплатно) в Государственную картинную галерею, я артистично вытаскивал из кармана мой студенческий билет и почти кричал на всю галерею -«АКА-ДЕМИЯ».

Моим друзьям этот жест очень нравился. Расхаживая по коридору академии мы готовы были ногами открывать двери любой аудитории и чувствовали себя хозяевами этого храма искусств.

И вот захожу как-то во время перерыва в аудиторию к своему другу, который учился на 3 курсе факультета графики. Студенты отдыхали, и многие вышли из аудитории пройтись по коридору. Никто почти не рисовал, кроме одного молодого человека, очень скромно одетого, какого-то пришибленного вида и от чрезмерной скромности и застенчивости слегка сутулого.

Он что-то рисовал за мольбертом и время от времени посматривал на нас своими улыбающимися глазами на небритом лице. Я подошел к нему. Он не был похож на студента. В то время наш ректор Аполлон Кутателадзе из чувства жалости или по какой-нибудь другой причине принимал вольнослушателей (часто взрослых людей), которых при первой же возможности зачислял.

Посмотрев на его рисунок обнаженной фигуры, я нашел там какие-то недостатки и стал ему на них указывать. Фигура, мол, падает, суставы не проработаны, рисунок слишком затемненный и тому подобное, уже не помню, что я ему говорил. Он стоял скромно и кивал молча головой в знак согласия.

Мне его было жалко, я хотел его подбодрить и, похлопав покровительственно по плечу, сказал:

-Ты не бойся, все будет хорошо, ты только работай. Вот увидишь, Аполлон тебя обязательно зачислит, ну, если не сейчас, так через год, куда тебе спешить, и если не на третий, то первый курс тебе обеспечен.

А он улыбался и в его глазах я чувствовал благодарность за «обнадеживающие» слова. В это время я заметил как мой друг украдкой хохочет и делает мне какие-то гримасы, которые я вначале понять не мог. Он пытался что-то мне сказать и наконец я еле-еле услышал:

— Это Чубчик , — шептал он мне.

-Ну и что?- не понимал я.

— Это педагог, педагог.- в конце концов вынужден он был сказать.

Так впервые я встретился с Чубчиком, а вернее с художником Тенгизом Мирзашвили по прозвищу «Чубчик».

эпизод 3

Это было в середине семидесятых годов. В Музее искусств в Тбилиси устроили грандиозную выставку художника-самоучки Нико Пиросманишвили, известного более как Пиросмани. Мы, художники поспешили смотреть беспрецедентную выставку великого примитива, которую подготовил художник Тенгиз Мирзашвили, известный под прозвищем «Чубчик».

На выставке было представлено несколько сот полотен. Там мы увидели всю «широту творчества» Пиросмани. И не только работы выполненные в привычной темной гамме, но и светлые, живописные, совсем не похожие на известные нам работы этого художника.

Картины Нико Пиросмани

Пиросмани

Мать и дитя

 —

Пиросмани

Друзья Бегоса

Пиросмани

Мост  для мулов

Вначале я был удивлен, а затем начал вслух выражать свое возмущение. Смотря на эти многочисленные работы, я не мог поверить, что все это написал Пиросмани. Начался спор, который постепенно стал переходить в скандал и взаимные оскорбления. На меня напали его почитатели, утверждая, что я ничего не понимаю в его творчестве.

Обвинили меня даже в отсутствии патриотизма и преклонении перед западным (итало-голландским ) искусством. Вспомнили мои шутки в адрес великого самоучки. Я утверждал, что Пиросмани, учитывая его образ жизни, бытовые условия в которых он жил и разнообразие выставленных работ, не мог их написать.

Я говорил, что все что он сделал, сделано в Грузии, и как могли на выставке оказаться работы с изображением российских городов (например Серпухов). Мне возражали, что Пиросмани, мол работая проводником на железной дороге, мог разъезжать и вполне мог написать российские города.

Авторитет Чубчика, как большого специалиста по творчеству Пиросмани был незыблемым. Я махнул рукой и перестал спорить.

Через несколько дней выставку неожиданно закрыли. Ходили слухи, что большинство работ не принадлежало кисти Пиросмани, что Чубчик собрал всех примитивов, старых и забытых самоучек, сомнительных, неизвестных любителей и все выдал за творчество Пиросмани.

Мои оппоненты при встрече со мной признали, что были неправы и ругали бедного Чубчика. После этого эпизода Чубчик на много лет не показывался с работами Пиросмани. Несколько лет тому назад он вновь выставил пару неизвестных работ этого художника, якобы случайно им обнаруженных. Но уже никто не поверил.

Все говорили, что это Чубчик сам фальсифицировал работы Пиросмани и стали доказывать что это не Пиросмани, а Чубчик.

А кто сможет поручиться в том, что большинство «шедевров» Пиросмани написал он сам, а не художник Кирил Зданевич, который его «открыл» и который вместе со своим братом Ильей были большими мастерами пошутить? Ведь «открыли» они не только Пиросмани, но и в начале двадцатого века в Тифлисе «Институт поцелуев».

___________________________

Джованни Вепхвадзе

Источник: https://klauzura.ru/2014/02/dzhovanni-vephvadze-rasskazy-o-sebe-i-o-hudozhnikah-chubchik/

Нико Пиросмани: осветляющий черноту

Женщина с кружкой пива

(Начало здесь) Нико Пиросмани — художник исключительно ангажированный и писал он только на заказ, от заказчиков не было отбоя и многие художники могли бы ему позавидовать. Он был профессиональным художником в том смысле, что жил только на  заработки от своих картин.

Он писал для простых людей, а не для интеллектуалов, писал то, что было знакомо посетителям духанов, винных погребков и маленьких лавочек, для их обитателей,

большинство из которых были простыми обывателями, но не в том уничижительном смысле, в каком о них говорил Саша Черный. Пошлость  не знакома народу, она сопровождает тех, кто из него «выбился в люди».

Искусство Нико Пиросмани очень сдержанное, в нем нет буйства фантазии и искусственности, в нем все узнаваемо, просто и торжественно.

К исполнению заказа Нико Пиросмани приступал сразу, здесь и сейчас, включаясь в работу без подготовки, предварительных эскизов или продумывания плана, как будто только и ждал, что закажут именно то, что в голове уже было и оставалось только завершить состоявшийся образ.

Но иногда его просили написать на свою тему, что нравится ему  и тогда появлялся «Мальчик — продавец дров», «Крестьянка идет за водой» или «Миллионер бездетный и бедная с детьми» – трогательные истории, которые можно читать как открытые книги. Знавшие Нико Пиросмани рассказывали, что он помнил очень много историй, сказок и притч, которыми с удовольствием делился во время застолий.

Попадались заказы индивидуальные и очень специфические, например, на исторические темы: о русско-японской войне или о войне с Шамилем, о царице Тамар или о Шота Руставели. И он рисовал, хотя нигде дальше своей родной деревни и Тбилиси  не бывал. Встречались среди заказчиков любители  экзотики, желающие иметь у себя «Охоту в Индии» или «Белую медведицу с медвежатами», но таких  было немного.

Мальчик — продавец дров

Самой любимой и часто заказываемой ему темой было грузинское застолье – возвышенное и благородное, с национальным колоритом, огромными столами и разными яствами, обильными возлияниями и песнями.  Об этой теме надо говорить особо.

В своих многочисленных «кутежах» Нико Пиросмани  изображал смысл, а не внешнюю сторону, обозначаемую чисто символически. И хотя сюжет с образами кутежей, казалось бы, повторяется, но это только видимость: повторяется  не сюжет, а его смыл, остающийся всегда  одним и тем  же — благодарение Господу за его разнообразные дары.

Художник разворачивает грузинское застолье в величественную панораму, показывая его с разных сторон, с разных ракурсов, в разных вариантах, создавая объемную композицию этого священнодействия, подобно тому, как Тайная Вечеря разворачивается в течение вот уже нескольких веков в разных ее воплощениях.

Кутежи Нико Пиросмани не случайно вынесены в другое пространство – и не только на природу, хотя и это важно, а в идеальный мир, где все люди – братья. Это образ коллективного единения в любви, где нет старших и младших, главного и неглавного,  каждый важен и каждый вносит свою лепту в это коллективное священнодействие.

Кутеж Друзья Бегоса

Застолье Нико Пиросмани — это парафраз на Божественную литургию, на Божественную Трапезу, совершаемую каждый день в христианских храмах, которая — от начала до конца  — благодарение Богу за все Его деяния.

И как в литургии – все символично, каждый жест и каждое движение, так  и в картинах Пиросмани  все имеет смысл и свое значение: пространственное расположение, цвет, одеяния, позы, движения, жесты, предметы, разложенные на столах не в беспорядке, а симметрично и по определенному ритуалу.

Трапеза – это общее дело, в котором участвуют все, это вечеря любви, агапа,  в изначальном ее понимании, какое она имела в раннем  христианстве. Изображения застолий Нико Пиросмани очень похожи на раннехристианские  фрески в римских катакомбах,  изображавшие вечери, во время которых общались не только с Господом, но и с друг другом в братской любви.

Кутеж в виноградной беседке

В трапезах Нико Пиросмани всегда присутствует стол, покрытый белоснежной скатертью или только скатерть, расстеленная прямо на земле. Это символ жертвенника, на котором располагаются дары: хлеб, фрукты, курица, рыба, вино. Они остаются не тронутыми, поскольку являются символами плодов, которыми Бог одаривает людей.

Руки сидящих вокруг стола-жертвенника никогда (за редким исключением) его не касаются, это место – священно и неприкасаемо, это – образ престола в алтаре, на котором освящаются Божественные Дары в евхаристическом каноне.  И руки участников этой Божественной Трапезы воздеты к небу, подобно тому,  как священник воздевает руки, молясь о нисхождении на Божественные Дары – хлеб и вино — Святого Духа.

Часто в руках участников этой Трапезы  — кубки с вином,  возносящиеся кверху, подобно священническому жесту, в котором  во время литургии возносится кверху потир с вином и дискос с частицами Агнца, чтобы на них сошел Дух Святой, претворив их в Тело и Кровь Христову.

Иногда руки участников трапезы подняты кверху без символических кубков и тогда эти люди становятся похожими на святых, которые открытыми ладонями  символизируют свою готовность к принятию Святого Духа. Картины торжественны в своем молитвенном священнодействии и все ее герои застыли в ожидании причащения  и веселья, которое вот-вот начнется.

Такая картина с изображением братской трапезы любви, размещенная в духане или в винном погребке, благословляла и освящала реальное застолье, напоминая о его Божественном смысле. Отсюда же — традиция произнесения красочных тостов, напоминающих молитву священника в анафоре, которая открывается словами  благодарности:

«Достойно и праведно Тя пети, Тя благословити, Тя хвалити, Тя благодарити, Тебе поклонятися на всяком месте владычествия Твоего».

Молебен в деревне

Нико Пиросмани не был прихожанином церкви, хотя, конечно, знал  церковные службы, и религиозных картин у него чрезвычайно мало, но в них чувствуется напряженность его религиозного чувства, его личностного отношения к Богу. В картине «Молебен в деревне» среди молящихся есть маленький мальчик, единственный из всех молящийся коленопреклоненно в   мистическом экстазе.

«Этот мальчик – я», — говорил Нико Пиросмани. Его служение было именно таким, коленопреклоненным: весь мир он представлял единым храмом, в котором Бог присутствует повсюду и художник  служит Ему, рассказывая о красоте земного мира, в котором отражается мир Небесный. Он осветлял земную черноту, показывая Божье присутствие в ней, всегда и везде.

Такое же напряжение чувствуется и в натюрмортах Нико Пиросмани, которых немного, но они столь же выразительны и необычны, столь же загадочны и таинственны, как и его «кутежи».

Они не похожи на обычные натюрморты.

Это те же коллективные портреты, что и в кутежах, в них присутствует то же символическое единство, объединяющее их в целое, хотя каждый из предметов существует отдельно и сам по себе.

Натюрморт

Особенно выразителен натюрморт с вертикально расположенным балыком, рыбой, мясной тушей и шампурами шашлыка, которые смотрятся как колонны, между которыми разбросана всякая мелочь: лук, гроздь винограда, колбаса, бутылка и т.д.

Здесь всего хватает и, казалось бы, нет никакого порядка в этом изобилии, но натюрморт завораживает не изобилием, а стройностью композиции, в которой вертикаль строго соотносится с горизонталью, на которой она закреплена, и делает картину по-сезанновски уравновешенной.

Таинственны и пейзажи Нико Пиросмани. Вот, например, картина «Арсенальская гора ночью», которая была выставлена уже после смерти художника — в 1919 году, а сегодня она оценивается на аукционах в миллион долларов. Здесь все также величественно и торжественно, как в кутежах и натюрмортах. Время отсутствует, мгновение останавливается в вечности.

Картина написана на черной клеенке, она осветляется только в нескольких местах: на диске луны, облаках, вершинах горы, арбе, далеких огоньках Тифлиса и неправдоподобно огромным костре, у которого греются люди. Картина делится по вертикали на две части: внизу — темно, а вверху — голубое небо, освещаемое луной, свет которой падает и на землю.

Арсенальная гора ночью

И последняя тема, которая встречается тоже нечасто и стоит как-то особняком. Это образ женщин, которые у него встречаются гораздо реже, чем мужчины. Он их явно недолюбливал и даже сторонился. Падших женщин он всегда писал в белых одеждах, объясняя:

«Когда я пишу погибших … красавиц, я их помещаю на черном фоне черной жизни, но и у них есть любовь к жизни — это цветы, помещенные вокруг их фигур, и птички у плеча. Я пишу их в белых простынях, я их жалею, белым цветом я прощаю их грех»

Такой предстает и красавица Маргарита, о любви к которой существует легенда, воспетая в знаменитой песне про миллион алых роз. Легенда рассказывает, как в молодости Нико Пиросмани влюбился в актрису и, чтобы завоевать ее любовь,  однажды завалил ее букетами цветов, которые везли  в арбах, подъезжающих к ее дому в течение часа.

Актриса Маргарита

Здесь Маргарита стоит на темной грешной земле на фоне ослепительно голубого неба, словно невеста на выданье. Белы ее плечи, бело ее платье, бела ее глубоко открытая грудь, лик и чуть расставленные в стороны руки. И вся она, несмотря на свой довольно фривольный наряд, предстает как сама чистота и целомудренность, как непорочная дева, сияющая в голубом небе.

Жизнь Нико Пиросмани закончилась очень печально: он опускался все больше и больше, превращаясь в нищего оборванца, в котором с трудом узнавали того Пиросмани, который одевался в европейский костюм и был похож на бродячего рыцаря.

Его нашли в подвале, без сознания и в бреду. Отвезли в больницу, где он, не приходя в сознание, скончался. Где находится его могила – неизвестно. Нико Пиросмани  похоронили в том месте, где хоронят бомжей, бездомных и неопознанных….

Тина Гай

coded by nessus

Источник: http://sotvori-sebia-sam.ru/niko-pirosmani-2/

Нико Пиросмани — честный и нищий художник, писавший пронзительные шедевры на дешевой клеенке за еду

esdra

Пиросмани был примитивистом. Из тех художников, про которых люди, далекие от искусства и его понимания, говорят «Да я бы сам не хуже нарисовал». Но только слепой может не увидеть всю пронзительность живописи грузинского художника.

За кажущейся наивностью нарисованных на клеенке животных и праздничных застолий скрыты глубокие чувства, боль сквозь радость и радость сквозь боль. И все это становится более чем очевидно, если знать хоть немного о жизни Нико Пиросмани.

Где и когда родился Нико Пиросманашвили, долгое время было неизвестно.

Уже через много лет после смерти художника исследователи перевернули архивы и половину Грузии и выяснили год и место рождения — 151 год назад в маленькой кахетинской деревне Мирзаани.

В настолько бедной семье, что уже ребенком будущее достояние Грузии отдали в услужение в богатую тифлисскую семью, где он был слугой до 20 лет.

Рисовать он начал тогда же, когда устроился кондуктором на железную дорогу. Первой его работой был портрет начальника с женой. И, похоже, что он не удался, потому что Нико тут же вылетел с работы.

Пиросмани не был «хрестоматийным» бедным грузином того времени. В нем было не очень много знаменитой врожденной веселости, он не был хитрым, не мог приспосабливаться к условиям и зарабатывать деньги. Честный, тихий, гордый интеллигент из крестьянской семьи, мечтающий только о том, чтобы рисовать.

Он перебивался нищенским доходом, торгуя молоком, но лавку свою очень любил — потому что разрисовал ее пышными цветами. А картины просто дарил своим покупателям, некоторые отдавал перекупщикам в тщетной надежде выручить немного денег. Это было, мягко говоря, не совсем то, что хотели покупать жители Тифлиса.

От голода Пиросмани сбежал из Тифлиса обратно на родину. Расписал и свой дом в Мирзаани, созвал пир, а потом написал про этот пир четыре картины. Которые в результате подсказали ему, как же совместить не самую голодную жизнь на свете с живописью.

  • Свадьба в Грузии
  • Красавица
  • Вывеска для пивной «Закатала»

Нико вернулся в большой город и стал за еду, вино и немножко денег расписывать вывески для духанов. Или писать тематические картины.

Денег на холсты и доски не было ни у художника, ни у духанщиков, и поэтому он брал то, что было в прямой досягаемости — клеенки со столов.

Клеенки были в основном черные, что во многом определило то, как стала выглядеть его живопись. И невзирая на черный цвет «холста», краски его картин всегда были чистыми и сильными.

Натюрморты, веселые застолья, сцены крестьянское жизни, животные, лес — вот темы, которые вдохновляли Пиросмани. Он никогда не мог удовольствоваться чем-то одним. Когда ему надоело писать для духанов виноград и мясо, он начал писать людей. И даже придумывать странные названия для своих «клиентов» — например, «Одному не надо пить».

  1. Натюрморт
  2. Друзья Бегоса
  3. Черный лев
  4. Вывеска для духана

У Нико Пиросмани не было своей семьи. Ни жены, ни детей. Зато была любовь к актрисе по имени Маргарита. Любовь всепоглощающая, болезненная и, к сожалению, безответная. Она не обратила внимания на его ухаживания, завоевать возлюбленную не помог даже ее портрет, который художник так и назвал — «Актриса Маргарита».

Актриса Маргарита

О его последней попытке покорить сердце неприступной красавицы в советские времена была написала известнейшая песня. Ее знают все, кто родился в СССР — «Миллион алых роз».

Это были вовсе не розы, конечно, и никто не знает точно, сколько было цветов на самом деле, но Нико прибыл к дому Маргариты ранним утром в день своего рождения в сопровождении повозок, доверху груженых самыми разными цветами. Он усыпал всю улицу перед домом актрисы так, что не было видно мостовой.

Тощий и бледный, он ждал, когда же она выйдет. Маргарита вышла из дома, пораженная, поцеловала Нико в губы и ушла. Никакого хэппи-энда не случилось.

  • Праздник
  • Продавец дров
  • Бездетный миллионер и бедная с детьми
  • У каждого свое несчастье и мерило для него, считал Пиросмани.

Счастье — это было не то, для чего оказался рожден Нико Пиросмани. Он умер от голода и холода в полнейшей нищете в мае 1918 года. После того как сухой закон прикрыл почти все духаны Тбилиси, и ему нечем стало зарабатывать на жизнь. Пиросмани было 56 лет.

Ему и раньше приходилось трудно, но так, как в то время — никогда. Ранее гордый и самолюбивый, теперь он был готов на все. Он соглашался съесть тарелку супа и кусок хлеба, которые давали ему из милости.

Ночевал в подъездах, забираясь в темные углы, стараясь остаться незамеченным под лестницей, скорчиться так, чтобы меньше ощущать сырой пронизывающий холод. К утру тело застывало, и он с трудом разгибался. Глубокий кашель не оставлял его, ноги, руки, спина, грудь болели.

Его нашли в ледяном подвале, где он пролежал в беспамятстве три дня, и отвезли в больницу. Там Пиросмани и умер, не приходя в сознание.

  1. Белая свинья с поросятами
  2. Сбор винограда
  3. Курица с цыплятами

Через два года после смерти художника к нему пришла слава, росшая год от года. Из двух тысяч работ Пиросмани сохранилось не более трехсот. Они хранятся в Тбилиси, Москве, Лондоне, Париже и других городах.

  • Со стен десятков галерей и музеев на людей смотрят простые грузинские крестьяне и человеческие глаза животных кисти художника с примитивными картинами и таким сложным сердцем.
  • Олень и пейзаж
  • Жираф

Источник:  http://www.adme.ru

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Источник: https://esdra.livejournal.com/1379941.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector