Кустодиев борис «гулянье на волге» описание картины, анализ, сочинение

Борис Михайлович Кустодиев

(1878–1927)

Едва ли не самый лучший портрет великого русского певца Ф. И. Шаляпина был создан Кустодиевым. Тяжело больной художник писал его, сидя в кресле, и холст приходилось все время наклонять, чтобы мастер мог достать до него кистью. Кустодиев не мог отойти и увидеть свое творение целиком, поэтому писал как бы по частям. Тем не менее портрет удался и очень понравился Шаляпину.

Борис Михайлович Кустодиев родился в Астрахани, в семье учителя духовной семинарии, преподававшего словесность и логику. Мать будущего художника хорошо рисовала и увлекалась музыкой.

Кустодиев Борис

Б. М. Кустодиев. «Москва. I. Вступление. 1905», 1905

  • В семье было четверо детей, и когда в 1879 году отец умер, матери пришлось заняться вышиванием, чтобы прокормить семью.
  • Большую роль в воспитании Бориса сыграла няня матери, бывшая крепостная, жившая у Кустодиевых много лет.
  • Флигель, где жила семья, стоял во дворе купеческого дома, и мальчик с раннего детства видел повседневную жизнь астраханского купечества.

С юных лет Борис наблюдал за суетой города на берегу Волги, видел работу грузчиков, рыбаков, моряков, купцов, продающих лес и рыбу. Особенно любил он многоголосые и нарядные ярмарки. Эти впечатления детства навсегда остались в памяти художника и отразились во многих его работах.

В 1887 году Кустодиев поступил в Астраханское духовное училище, а по окончании его в 1892 году стал студентом духовной семинарии. Иного выбора у юноши не было: из-за бедности семьи он мог учиться лишь в семинарии за казенный счет.

Но интересовала Кустодиева только живопись. Первые уроки рисунка он получил у матери и художника-любителя В. А. Кастальского, своего дальнего родственника. Позднее его учителем стал живописец П. А. Власов, выпускник Академии художеств и воспитанник В. Г.

 Перова и П. П. Чистякова. Власов, основавший Астраханский кружок любителей живописи и рисования, был прекрасным педагогом и многому научил юношу.

Именно ему, призывавшему учеников больше внимания уделять натуре, Борис был обязан своим любовным отношением к природе.

В 1896 году Кустодиев уехал в Петербург и поступил в Высшее художественное училище при Академии художеств. К этому времени в стенах академии была проведена реформа, и учебные мастерские возглавили известные передвижники.

Уже в первых работах молодого художника проявился его необыкновенный талант. В первый год своего обучения Кустодиев принял участие в Выставке опытов художественного творчества. За эскиз «В мастерской художника» он был награжден премией.

Кустодиев Борис

Б. М. Кустодиев. «Ярмарка», 1906, Третьяковская галерея, Москва

Вскоре Кустодиев стал учеником знаменитого И. Е. Репина. Замечательный педагог Репин не стремился подавить индивидуальность своих воспитанников, и молодой художник, многому научившийся в репинской мастерской, сохранил неповторимость своего таланта.

Первыми значительными работами Кустодиева стали реалистичные и одухотворенные портреты современников (художника И. Я. Билибина, скульптора Д. С. Стеллецкого, гравера В. В. Матэ и др.

) Эти портреты, показанные на выставках в Петербурге (1896, 1897, 1900, 1901), Мюнхене (1901) и Вене (1901), принесли молодому художнику, еще не окончившему академию, широкую известность. В академии Кустодиев начал писать картины с исторической тематикой.

Его эскизы «Бунт против бояр на старой Руси» (1897) и «У кружала стрельцы гуляют» (1901, Русский музей, Санкт-Петербург), предназначенные для академических конкурсов, немного напоминают исторические полотна С. В. Иванова.

Кустодиев, так же как и Иванов, использует прием фрагментарности, в результате чего изображение приобретает вид кадра, момента, выхваченного из прошлого.

Кустодиева всегда интересовала жизнь народа. Художник понимал, что обратиться к настоящему невозможно, не заглянув в прошлое, поэтому изучал быт старой Руси, памятники архитектуры, исторические костюмы.

Кустодиев Борис

Б. М. Кустодиев. «Большевик», 1920, Третьяковская галерея, Москва

Лето 1900 и 1901 года живописец провел в селе Семеновское-Лапотное Костромской губернии. Здесь, работая над этюдами к конкурсной картине и игнорируя приглашения местных дворянских семей, Кустодиев познакомился с миром крестьянства, глубже узнал народный быт и культуру.

За свою программную работу «На базаре» (картина не сохранилась, остался только ее этюд) живописец получил золотую медаль и право на заграничную поездку. В 1903 году Кустодиев отправился в Европу. Он побывал в Париже, где учился в частной студии Р. Менара. В Испании художник делал копии с картин знаменитого Д. Веласкеса.

Он побывал во многих картинных галереях и познакомился с живописью известных европейских мастеров. Но Кустодиева тянуло домой, на родину, и, не дождавшись окончания срока командировки, весной 1904 года он вернулся в Петербург.

Заграничные впечатления не отразились в творчестве Кустодиева: его интересовала лишь Россия, ее прошлое и настоящее.

В период революции 1905–1907 годов художник занимался графикой и живописью, писал портреты, бытовые сцены, а также картины публицистического характера, отразившие политические события, взволновавшие всю страну. В журнале «Жупел» был опубликован рисунок Кустодиева «Москва. I. Вступление. 1905» (1905), сюжетом которого стал разгром восстания московских рабочих.

Автор показал панораму улиц Москвы, баррикады, толпу со знаменами и противостоящих ей вооруженных солдат. А над людьми и домами движется огромный скелет — символ смерти. На страницах «Жупела» были опубликованы сатирические карикатуры на представителей российского «Олимпа» — монархической верхушки: Победоносцева, Коковцова, Горемыкина и др. Рисунки вошли в серию, получившую название «Олимп».

Кустодиев Борис

Б. М. Кустодиев. «27 февраля 1917 года», 1917, Третьяковская галерея, Москва

Среди графических работ Кустодиева — «Манифестация» (1906), «Первомайская демонстрация у Путиловского завода» (1906). В своих рисунках мастер выступает не только сатириком-обличителем, но и свидетелем знаменательных исторических событий начала XX столетия.

Произведения бытового жанра, рассказывающие о жизни провинциального городка или села, выполненные Кустодиевым красочно и живо, теперь стали своеобразной исторической иллюстрацией эпохи. Одна из наиболее известных жанровых картин художника — «Ярмарка» (1906, Третьяковская галерея, Москва).

Тема ярмарки встречается на многих полотнах мастера, но эта, пожалуй, самая многолюдная и оживленная. Почти половину холста занимает пестрая человеческая толпа: нарядно одетые крестьянки, бородатые мужики, старики, дети, изумленно застывшие возле ярких игрушек.

Зритель как будто слышит разноголосый гомон, музыку гармоники в руках молодого парня. Над крышами палаток виднеются купола церквей и крестьянские избы, синева леса и облачное небо.

В «ярмарках», «масленицах», «праздниках», «гуляньях» Кустодиева центральным героем является не отдельная личность, а народ. Художник не выделяет никого из своих персонажей, все они равноценны для него.

Читайте также:  Борисов-мусатов "весна" описание картины, анализ, сочинение

Композиционный центр отсутствует и в картине «Праздник в деревне» (1907, Третьяковская галерея, Москва), показавшей не только крестьянский праздник, но и приметы деревенских трудовых будней. Автор изобразил гулянье на фоне золота осеннего леса, сжатых полей, бедных изб с соломенными кровлями. Даже в праздник мысли о ежедневных заботах не оставляют крестьян.

В своей любви к родине и ее истории, к русскому народу, к которому художник относился с глубоким уважением и любовью, Кустодиев близок к В. И. Сурикову и А. П. Рябушкину, искусством которых он всегда восхищался.

Множество произведений Кустодиева связано с Волгой. «Волга и Кустодиев неразъединимы», — писал И. Я. Билибин.

Проводя каждое лето в своем имении «Терем», художник изучал жизнь провинциального волжского города, который и был для него истинной Россией. Правда, живописца занимала лишь праздничная, нарядная сторона.

Отсюда и фантастические картины, в которых мастер стремился воплотить свою мечту о гармонии («Гулянье на Волге», 1909).

В этот же период Кустодиев вновь обратился к теме прошлого. Вместе с другими известными живописцами он принял участие в создании полотен для серии «Картины по русской истории», выпущенной издателем И. Н. Кнебелем. Одно из таких произведений Кустодиева — «Школа в Московской Руси».

Школа, показанная на картине, являлась неотъемлемым элементом города и села по всей России в XVI–XVII веках. Средства на содержание школы и зарплату учителю собирали родители, который занимался с детьми всех возрастов.

Ученики изучали чтение и письмо, а также ноты, по которым должны были петь.

Среди предметов быта художник изобразил горшок с кашей: некоторые родители оставляли своих детей жить при школе, вероятно, считая это полезным для них.

Такие школы играли огромную роль в деле просвещения. Еще до прихода к власти в России Петра I в стране грамотными были все купцы, священники, 60 % представителей дворянского сословия и монахов, 50 % посадских людей и почти 15 % крестьян.

В 1909 году Кустодиев некоторое время преподавал в частной художественной студии Е. С. Зарудной-Кавос. В этот же период у него проявились первые признаки тяжелого заболевания — прогрессирующей опухоли спинного мозга. Но, превозмогая сильные боли, художник продолжал упорно работать. В конце 1900-х годов Кустодиев стал широко известен не только на родине, но и за границей.

В 1907 году за портрет В. В. Матэ на VII Международной художественной выставке в Венеции он был удостоен Большой золотой медали.

В 1910 году министр искусств Италии предложил мастеру написать автопортрет для галереи Уффицы во Флоренции.

В этом же году Кустодиев стал академиком живописи в Петербурге, а спустя два года — членом Совета Академии художеств. Несмотря на болезнь, мастер принимал активное участие в выставках в России и за рубежом.

В 1912 году, находясь в лечебнице швейцарского курорта Лейзена, прикованный к постели художник работает над картиной «Купчихи». Четыре пышные красавицы, одетые в нарядные одежды, стоят на улице маленького города. Они словно сошли со страниц пьес А. Н. Островского. Пейзаж и вывески лавок, окружающие купчих, поразительно похожи на театральные декорации.

В 1914 году Кустодиев начал писать свою знаменитую «Купчиху» (1915), ныне хранящуюся в Русском музее в Санкт-Петербурге. Вслед за ней появилась «Красавица» (1915).

Серией «Купчих» художник открыл еще одну страничку прошлого, знакомящую зрителя с бытом русского купечества.

Кустодиев Борис

Б. М. Кустодиев. «Школа в Московской Руси», издание И. Кнебеля, Москва, 1908–1913

Любуясь чувственной красотой своих героинь, их тяжеловесной грацией, автор в то же время слегка иронизирует над ними, осуждая их самодовольство и ленивое равнодушие. Кустодиев никогда не скрывал, что все его образы рождены художественной фантазией.

Он писал: «Мои картины я никогда не пишу с натуры, это все плод моего воображения, фантазии. Их называют „натуралистическими“ только потому, что они производят впечатление действительной жизни, которую, однако, я сам никогда не видел и которая никогда не существовала».

И все же, несмотря на такую фантастичность, картины очень точно, живо и ярко передают особенности русского быта.

К этому же времени относится увлечение художника темой Масленицы. В период с 1916 по 1922 год Кустодиев создал несколько полотен, изображающих масленичные забавы («Масленица», 1916, Третьяковская галерея, Москва). Картины, посвященные любимому народному празднику, необыкновенно динамичны и многолюдны.

Написанные яркими красками разноцветные балаганы, торговые палатки, карусели, нарядные тройки, катания с гор создают радостное, мажорное настроение.

В этих композициях отразилось увлечение мастера народным творчеством, а также искусством Питера Брейгеля Старшего, произведениями которого («Битва Масленицы и Поста», 1559, Музей истории искусства, Вена; «Фламандские пословицы», 1559, Государственные музеи, Берлин) Кустодиев всегда восхищался.

Создавая картины с изображением патриархального российского быта и веселых праздников, Кустодиев не остался в стороне от современных ему политических событий. Вкладом в художественную летопись истории стала его картина «27 февраля 1917 года» (1917, Третьяковская галерея, Москва). Происходившее мастер мог видеть лишь из окна: тяжело больной, он был прикован к постели.

Вместе с другими известными художниками Кустодиев принимал участие в праздничном оформлении Петрограда к 1–й годовщине Октябрьской революции. Он выполнял эскизы для украшения Ружейной площади, создавал лубки, плакаты, картины на темы революции («Праздник в честь II Конгресса Коммунистического Интернационала на площади Урицкого», 1921, Русский музей, Санкт-Петербург).

С помощью своей фантазии художник создал аллегорическое полотно «Большевик» (1920, Третьяковская галерея, Москва), немного наивное, но очень искреннее. Гигантская фигура рабочего с красным флагом в руке возвышается над толпой демонстрантов, над домами и храмами. Монументальное по своему ритму полотно имеет вовсе не такие большие размеры, как кажется (101 x 141).

В творческом наследии мастера, кроме станковых работ, — книжные иллюстрации («Леди Макбет Мценского уезда» Н. С. Лескова, 1923). Интересны также работы Кустодиева для театра. Он оформил множество спектаклей, но самым большим успехом пользовалась «Блоха» Е. И. Замятина, поставленная вторым МХАТом в 1925 году.

После октября 1917 года в исторической живописи появились новые темы и герои. Художники стремились запечатлеть бурные события, свидетелями которых они стали.

Читайте также:  Боттичелли "венера и марс" описание картины, анализ, сочинение

Образы героев Гражданской и Великой Отечественной войн предстают на картинах Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина, Сергея Васильевича Герасимова и др. Многие живописцы, стараясь показать в своих работах неразрывную связь эпох, обращались к далекому прошлому России.

Так, в военные 1940-е годы Павел Дмитриевич Корин написал свой знаменитый триптих «Александр Невский», а Александр Павлович Бубнов — картину «Утро на Куликовом поле».

Следующая глава

Источник: https://design.wikireading.ru/13787

Гулянье на Волге

vita_colorata

В Тутаеве работало много художников и среди самых известных —  Борис Кустодиев. Он побывал в Романове в 1906-1909 годах, жил в гостинице «Эрмитаж» на волжском бульваре и из окна этой гостиницы написал свою картину «Гулянье на Волге», хранящуюся сейчас в Русском музее Санкт-Петербурга.

Кустодиев Борис Картина эта почти фотографически точна, вид на борисоглебскую сторону мало изменился. Кустодиев Борис

Кустодиев – певец русского провинциального быта, с иронией  и любовью изображает персонажей того времени: купцов и купчих, нарядных мещанок, чиновников и крестьян. Недаром, когда теперь говорят «кустодиевский персонаж» , сразу в памяти всплывают характерные типажи той эпохи.

Приукрашенная, поданная художником в её парадном, праздничном виде, она теперь предмет ностальгических переживаний по настоящей православной Руси, с традициями народных праздников и обычаев и ,милым сердцу ,безыскусным уютным мещанским бытом, неторопливостью тогдашней жизни.

Картина написана со второго этажа гостиницы , бульвар мы видим как бы сверху. На той стороне Волги –наш красавец Воскресенский собор. Видна пристань пароходного общества «Самолет». На этом коротком промежутке бульвара было несколько пристаней , каждая со своей деревянной лестницей вниз – берег очень высокий.

Каждое пароходное общество, а их было несколько :»Русь»,»Надежда»,»Братья Любимовы», «Кашин», имело собственную пристань и свои пароходы. Некоторые приходили по расписанию почти одновременно и от поворота реки на Ярославль устраивали гонки. Горожане знали и приходили сюда на бульвар смотреть, кто нынче обгонит.

Картина эта для меня вдвойне жива, так-как мой дед , когда она писалась, уже был подростком, и я ищу его в толпе. Он тоже гулял по бульвару и вспоминал потом, что в палатке, которая продавала воды на бульваре работала очень красивая дочка хозяина, на которую все приходили посмотреть.

Несколько лет назад гуляния в День города были возобновлены, теперь они называются «кустодиевскими.

»  Приезжают актеры из Ярославля, изображающие сценки из пьес Островского, бульвар преображается хоть на несколько часов в шествие персонажей начала века.

Теперь на этот праздник съезжается много гостей из разных городов и даже из других стран.Завтра я с удовольствием покажу Вам, как проходят наши гуляния и расскажу о всех мероприятиях нашего Дня города.

Источник: https://vita-colorata.livejournal.com/26149.html

Сочинение: Кустодиев Борис Михайлович

(1878-1927)

Кузнецова Э.В.

Талантливый бытописатель, мастер психологического портрета, автор книжных иллюстраций и театральный декоратор, Кустодиев создал значительные произведения почти во всех областях изобразительного искусства.

Но с наибольшей силой его дарование проявилось в поэтических картинах на темы народной жизни, в которых художнику удалось передать неиссякаемую силу и красоту русской души.

«Не знаю, — писал Кустодиев, — удалось ли мне сделать и выразить в моих вещах то, что я хотел, любовь к жизни, радость и бодрость, любовь к своему русскому — это было всегда единственным „сюжетом“ моих картин…»

Жизнь художника и его творчество неразрывно связаны с Волгой, волжскими просторами. Через всю жизнь Б. М. Кустодиев пронес большую и неизбывную любовь к Поволжью — краю, где прошли его детство и юность. Борис Михайлович Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани.

Отец, преподаватель гимназии, скончался рано, и все материальные заботы легли на плечи матери. Семья Кустодиевых арендовала небольшой флигель в доме богатого купца. Здесь мальчик получил первые яркие представления о быте и типах провинциального купечества. «Весь уклад богатой и изобильной купеческой жизни, — писал впоследствии Б. М.

Кустодиев, — был как на ладони… Это были живые типы Островского…»

/>Через десятилетия пронес художник наблюдения детства, чтобы потом воссоздать их в картинах и акварелях. Интерес к рисованию пробудился у мальчика рано.

Посетив в 1887 году выставку передвижников и впервые увидев картины настоящих живописцев, мальчик был потрясен… Он твердо решил стать художником. Несмотря на денежные затруднения, мать предоставила ему возможность брать уроки у местного живописца и педагога А. П.

Власова, которого Кустодиев всегда считал своим лучшим и любимым учителем. Окончив в 1896 году духовную семинарию, Кустодиев едет в Петербург и поступает в Академию художеств. Занимаясь в мастерской И. Е.

Репина, он много пишет с натуры, стремится овладеть мастерством передачи красочного многообразия мира. «На Кустодиева, — писал Репин, — я возлагаю большие надежды. Он художник даровитый, любящий искусство, вдумчивый, серьезный; внимательно изучающий природу…»

Получив заказ написать огромное полотно к столетнему юбилею Государственного Совета, И. Е. Репин приглашает Кустодиева быть его помощником. Работа предстояла сложная и трудоемкая. Молодой художник вместе с Репиным писал портретные этюды к картине, им написана и правая часть самого полотна.

Параллельно с этой работой Кустодиев создал серию портретов своих современников, духовно близких ему людей. Это портреты художника И. Я. Билибина (1901, ГРМ), Д. Л. Молдовцева (1901, Краснодарский краевой художественный музей им. А. В. Луначарского), гравера В. В. Матэ (1902, ГРМ).

Работа над портретами чрезвычайно обогатила художника, заставила пристальней вглядываться в натуру, постигать сложный мир человеческой души.

Собирая материал для программной картины, Кустодиев летом 1903 года предпринял большую поездку по Волге от Рыбинска до Астрахани.

Пестрые картины волжских базаров, тихие провинциальные улочки и шумные пристани навсегда запомнились художнику. Многие волжские впечатления он использовал в дипломной картине «Базар в деревне» (не сохранилась).

Получив звание художника и право на заграничную командировку, Кустодиева 1903 году выехал во Францию и Испанию.

С увлечением и большим интересом изучает он сокровища западноевропейской живописи, посещает музеи Парижа и Мадрида.

Читайте также:  Левитан "лесистый берег. сумерки" описание картины, анализ, сочинение

За границей художник пишет одну из своих самых лирических картин «Утро» (1904, ГРМ), пронизанную светом и воздухом, которая воспринимается как гимн материнству, простым человеческим радостям.

Где бы ни был Кустодиев за границей — в солнечной ли Севилье или Версальском парке,- его неудержимо тянуло на родину. Через пять месяцев он вернулся в Россию. С радостью пишет художник своему другу Матэ, что, наконец, он снова в «благословенных краях нашей благословенной русской земли».

Революционные события 1905 года, потрясшие основы общественной жизни, вызвали живой отклик в душе художника. Кустодиев принимает активное участие в сатирических журналах того времени «Жупел», «Адская почта», помещает там острые и злые карикатуры на видных царских сановников Игнатьева, Победоносцева. Дубасова и других.

Появляются его рисунки, посвященные непосредственно революционным событиям. В них мы впервые («Агитатор», «Митинг») встречаемся с изображением революционного вожака в единстве с рабочей массой. В таких рисунках, как «Митинг на Путиловском заводе», «Забастовка», «Манифестация», «Первомайская демонстрация у Путиловского завода» (1906, Гос.

музей Революции СССР), художником запечатлены образы рабочих.

Трагически воспринял Кустодиев поражение революции. В рисунке «Москва.

Вступление» (1905, ГТГ) он в аллегорической форме рассказывает о жестоком подавлении декабрьского восстания… Рушатся дома, умирают люди.

Солдаты расстреливают демонстрантов, и над всем царит Смерть, с ревом мчится она по городу. Сцены кровавой расправы с восставшими рабочими переданы в рисунке «Февраль. После разгона демонстрации» (1906).

К 1905 году относятся и первые опыты художника в книжной иллюстрации, к которой он будет обращаться на протяжении всей своей жизни.

Им проиллюстрированы многие произведения русской классической литературы: «Мертвые души», «Коляска» и «Шинель» Н. В. Гоголя, «Песня про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова, «Как черт у мужика краюху украл» и «Свечка» Л. Н.

Толстого. В этих рисунках — глубокое проникновение в суть литературного произведения.

Не прекращает Кустодиев и работы над портретами. Сложностью, выпуклостью характеров отмечены «Портрет священника и дьякона» (1907, Горьковский гос. художественный музей), «Монахиня» (1908, ГРМ). Разнообразны по пластической манере, характеристике моделей и скульптурные портреты художника. В портрете И. В. Ершова (1908, Гос.

академический театр оперы и балета им. С. М. Кирова) передана благородная импозантность актера; в портрете М. В. Добужинского (1909, ГРМ) — беспокойная, ищущая натура художника. Кустодиев не останавливается на передаче чисто внешнего сходства, он стремится и умеет достичь большего — внутреннего, психологического сходства.

В этом ценность портретного наследия художника.

В эти же годы у Кустодиева складывается свой круг образов и тем, которые определили творческий облик живописца.

Он глубоко любил народное искусство, расписные вятские игрушки, лубочные картинки, изучал народные сказки, поверья, гадания. К народному творчеству художник относился с чувством национальной гордости.

Он считал, что в представлении народа искусство всегда связано с праздником, с ощущением радости.

В 1906 году им написана картина «Ярмарка» (ГТГ), солнечная, светлая. Яркая, пестрая толпа движется вдоль торгового ряда. В обыденности сюжета, в кажущейся случайности изображаемого — глубокая продуманность, композиционная четкость. Смелые сочетания ярких красок придают картине декоративность, сближая ее с лубком.

Привлекает художника и тема веселых и задорных деревенских праздников и гуляний, с грубоватым народным юмором, с яркостью, сочностью и непосредственностью: «Праздник в деревне» (1907, ГТГ; 1910, ГРМ), «Гулянье на Волге» (1909, Костромской краеведческий музей). Картины имели большой успех на выставках как в России, так и за рубежом.

В 1909 году Кустодиев получил звание академика живописи. Он продолжал напряженно работать, но тяжелая болезнь — туберкулез позвоночника — требовала неотложных мер. По совету врачей художник едет в Швейцарию, в течение года лечится в частной клинике.

Он томится вдали от родины, и русские темы продолжают оставаться основным содержанием его произведений, созданных за границей. В 1912 году он написал картину «Купчихи» (Киевский государственный музей русского искусства) — одну из первых в галерее купеческих образов.

В ней перемешались реальность и фантастика, мир подлинной, живой красоты и бутафории. Нарядные, пышущие здоровьем, статные купчихи на базарной площади ведут степенную, неторопливую беседу. Переливаются всеми цветами радуги их шелковые платья, сверкают звучными красками расписные шали.

А вокруг, словно вторя им, сияют яркие, пестрые вывески лавок. Вдали алеет церковь с золотыми маковками и четко выделяется белоснежная колокольня. Мир воспринимается художником как радостный праздник, веселый и неугомонный.

Творчество Кустодиева остается лучезарным и оптимистичным, хотя болезнь все прогрессирует.

…«Священнодействуют» московские извозчики, сидя в трактире за чашкой чая («Московский трактир», 1916, ГТГ). Степенно и важно совершают они ритуал чаепития. Надрывается граммофон на стойке, мурлычет кошка, задремал на стуле половой. Картина полна метких, забавных подробностей, подмеченных художником.

Главная линия жанровой живописи Кустодиева этих лет связана с типами и бытом провинциального города. Особенности его таланта наиболее сильно раскрываются в трех полотнах, цель которых — создать обобщенные, собирательные образы женской красоты: «Купчиха» (1915, ГРМ), «Девушка на Волге» (1915, Япония) и «Красавица» (1915, ГТГ).

В картине «Купчиха» художник восхищается пышущей здоровьем, полногрудой статной русской красавицей, в которой есть что-то необычайно пленительное. Солнечные, желтые, розовые, синие краски пейзажа перекликаются с коричнево-красным тоном ее платья, цветной шалью, и вместе все сплетается в яркий красочный букет.

Образ кустодиевской «Красавицы» неизменно привлекает симпатии зрителя.

Есть неповторимая прелесть и своеобразная грация в изображении сидящей на сундуке полной белокурой женщины с лукавым и безмятежным лицом.

В неуклюжей и смешной позе — наивность и целомудренная чистота, в лице светятся доброта и мягкость. Полотно очень нравилось А. М. Горькому, и художник подарил ему один из вариантов картины.

Жанровые произведения, созданные художником в эти годы, рисуют мир людей, живущих в небольших уездных городишках: «Городок» (1915, частное собрание, Москва), «Христосование» (1916, Астраханская картинная галерея им. Б. М. Кустодиева). Завершает серию одна из самых значительных картин «Масленица» (1916, ГРМ), продолжающая тему народного праздника.

Источник: https://ronl.org/sochineniya/raznoe/294911/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector