Васильев “рассвет” описание картины, анализ, сочинение

Рождение каждого нового дня начинается с рассвета. Это время, когда оживает природа. Некоторые люди уже проснулись, вышли на утреннюю пробежку, а есть и такие, которые трудятся по ночам и всякий раз могут наблюдать всю прелесть рассвета.

Каждый человек хотя бы раз в жизни обязательно должен встретить рассвет только для того, чтобы увидеть, как прекрасно рождение нового дня. Это совершенно незабываемое зрелище! И мне довелось однажды его наблюдать в одно июньское утро.

Как необычно и завораживающе начинается рассвет. Темное небо плотным одеялом постепенно отступает от небосклона, ночные тучи будто растворяются в нем, и открывается взору небесная красота. Слегка мутная дымка, нависшая над землей, постепенно рассеивается в воздухе и потом вовсе исчезает.

В атмосфере царит тишина, которую нарушают лишь тонкие голоса проснувшихся птиц, разливающиеся повсюду. Очень необычным кажется и запах рассвета, его не сравнить ни с чем. Легкая свежесть аккуратно касается носа, вызывая приятные ощущения радости и счастья. Еле уловимый ветерок ласково обволакивает и касается тела.

Где – то высоко в небе несмело пролетела птица, как будто разминая крылья после ночного сна. Откуда – то издалека доносится лай собак, которые тоже радуются началу нового дня.

Не менее привлекательным в рассвете является пробуждение ото сна небесного светила. Лучи солнца, словно играя с природой, кокетливо пробиваются сквозь толщи неба. А когда лучик добрался до земли, приходит и ее очередь пробуждаться. Капельки росы на траве начинают переливаться и сверкать на солнце, словно крошки бриллиантов.

А самые маленькие росинки исчезают прямо на глазах под действием теплых солнечных лучей. А как чудесно увидеть на листочке божью коровку, которая подбирается к капельке росы, чтобы умыться. У насекомых уже наступило утро вместе с восходом солнца. Разные букашки выползают погреться на солнышке и расправить свои лапки и крылышки.

Вот такое чудесное зрелище предстало моим глазам в одно прекрасное летнее утро. Хотелось запомнить каждое мгновение происходящего, отметить даже самую мелочь. Мне надолго, а, может быть, и на всю жизнь запомнится этот необыкновенный рассвет! Ради того, чтобы насладиться всеми прелестями рождения нового дня можно и не выспаться!

Сочинение Описание рассвета

Согласно законам природы между однообразной чередой дней и ночей наблюдаются недолгие, чудесные явления. Благодаря рассвету мутные очертания, блики теней становятся отчетливей. А переход от темноты к яркому дневному свету настолько плавный и необычно красивый, будто покрыт тайной.

Предрассветные сумерки необычайно красиво, неторопливо вступают в свои права. Кто наблюдал его наступление от начала до конца, может представить, какое затишье сопровождает проникновение с востока светлой полосы.

Утренний воздух чист и прохладен. Каждый вдох, наполненный им, дарит умиротворение. Чувствуется, как прилив сил наполняет все тело.

Окружающий мир скоро начнет пробуждаться, постепенно отходя от сонной тишины до следующих суток. В определенный момент на горизонте будто зажигается свеча.

Вместе с этим ярким распространяющимся в разные стороны пятном, начинается и нарастание звуков.

Несмело издают свист, чириканье проснувшиеся птицы, шевелятся пугливо в траве грызуны, вдали напоминают о себе одиноким гавканьем проснувшиеся голодные собаки.

Когда солнце набирает обороты, рассылая все дальше на большие расстояния свои лучи, природа оживает, покрываясь желтым, потом багровым цветами. Темное небо растворяется в вышине, светлея на глазах. Небосклон приобретает светло-лиловый оттенок, который устойчив в течение всего дня.

Так на глазах происходит смена цветов, прилив новых ощущений благодаря теплому ветерку, проникновение редких звуков в предрассветной тиши.

Сонное состояние природы прерывается пылающим рассветом, который будит все вокруг, даря неповторимые мгновения.

Так после ухода ночного времени суток зарождается новый день. Благодаря рассвету, который бережно гасит звезды, осторожно стирает легкую дымку, покрывшую землю, предвещая выход солнца, человек имеет возможность радоваться жизни, наслаждаясь огромным разнообразием окружающего мира, который постепенно проступает через тонкую полупрозрачную пелену.

Нет ничего прекрасней, чем чувствовать приближение восхода солнца, пропустив через себя каждую неповторимую особенность рассвета!

5 класс, 6 класс

Другие сочинения:

← Любимая природа↑ ПриродаГармония человека и природы →

Васильев

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-o-prirode/rassvet-opisanie-rassveta

Сочинение на тему Рассвет

Начало дня знаменуется восходом Солнца. Многие люди воспринимают этот факт как банальность и даже не смотрят на небо, хотя именно оттуда они получают тепло и свет. Когда зачинается рассвет, просыпается природа и на земле становится теплее и светлее.

Символизм рассветной поры рассматривали многие писатели и поэты, да и вообще практически любые деятели искусства. Ведь этот переход от небытия к бытию является действительно грандиозным, несмотря на свою повседневность.

Сейчас каждый человек ясно понимает некоторую банальность этого факта, ведь просто Земля вращается определенным образом и занимает соответствующее положение. Поэтому часть поверхности планеты становится освещенной. Так ситуация выглядит из космического пространства, но мы люди, которые проживают на Земле, видим ситуацию немного иным образом.

Для человека простой астрономический феномен всегда является чем-то большим. Наряду с собственным пробуждением человек видит пробуждение природы, пробуждение всего мира и может поразмыслить как мудро и грандиозно устроен мир, как велико небесное светило, которое своим теплом согревает всю Землю.

Пора рассвета именно такая, торжественная пора. Символ того как тьма оказывается поверженной и торжествует свет. Не зря во многих мифологиях этот ежедневный цикл персонализировали в противоборстве разных божеств.

Людям дано поэтическое видение мира, мы способны не только описывать факты, но и видеть образы, сопоставлять и сравнивать. Каждый рассвет для думающего человека является чем-то удивительным.

Писатель Хэмингуэй называл Париж «праздником, который всегда с собой» и такое описание вполне пригодно и для рассвета. Рассвет – праздник, который всегда с собой. Каждый день персональный праздник для каждого и при этом, несомненно, объединяющее событие.

Ведь каким бы ни был человек, он тоже видит этот рассвет. Он чувствует тепло и свет нового дня.

Сочинение Описание рассвета

Рассветом называют природное явление между восходом солнца и сумерками темной ночи, которое сопровождается увеличением освещенности поверхности земли за счет подъема солнца над горизонтом нашей планеты.  Пробуждение природы – это невероятно волшебное событие, которое переполнено таинственностью, загадочностью и великолепием. Рассвет – это начало нового дня.

Это проявление природы особенно прекрасно летом в июне. Некоторые цветочки, такие как одуванчики, маки, полевые гвоздики, дикий шиповник, дикий цикорий и белоснежные кувшинки к пяти часам утра, когда только солнечные лучи осветили землю, открывают свои бутончики, словно живые зверьки, протирая свои глазки.

Особенно красив рассвет на открытом месте – в поле или на море, когда линия земли соединяется с небом. Если наблюдать за солнцем некоторое время, то можно увидеть сначала маленькую каемку солнечного шара на воде, а потом его полусферу, которая постоянно увеличиваясь в размерах, превращается в огромное светило и наступает день.

Читайте также:  Грабарь игорь "рябины" описание картины, анализ, сочинение

Во время рассвета пробуждается вся природа. Начинают появляться из гнезд птички и петь песни, начинают в траве жужжать мухи и стрекозы. Полевы зверьки тоже начинают выходить из своих норок и бегать в мокрой зеленой траве по выпавшей утренней росе.

Ранним летним утром во время рассвета очень хорош воздух, он теплый, свежий и чистый. От постепенно раскрывавшихся бутончиков цветов воздух переполняется их душистым ароматом.

Сначала на рассвете небо блеклое, а потом с восходом солнца оно постепенно вступает в голубизну и начинается повседневная жизнь.

Вслед за природой просыпаются и люди, как в деревне,  так и в городе. Они начинают спешить на работу и учебу. Из окон домов начинает пахнуть вкусным завтраком. Аромат чашек кофе и ванильный запах булочек начинает пробиваться на улицу.

Конечно, рассвет за городом и рассвет в городе очень разный. В городе он не так заметен, как на природе. Но даже в городских условиях глядя в окно на розовую улыбку солнца понимаешь, как прекрасно это волшебное явление, как рассвет.

  • Рассвет – это уход вчерашнего дня с его проблемами и трудностями, и начало сегодняшней  новой жизни, которая будет состоять только из радостных и счастливых моментов!
  • 5, 6 класс
  • ← Лес
    ← Поход в лес↑ Про природуВзаимоотношение человека и природы →
    Грибной дождик →

Васильев

  • Характеристика и образ Вари в пьесе Вишнёвый сад Чехова сочинение
    Одним из основных персонажей произведения является Варвара Михайловна, ставшая приемной дочерью главной героини пьесы Любови Андреевны Раневской.
  • Екатерина Ивановна в рассказе Чехова Ионыч
    Екатерина Ивановна является одной из главных героинь рассказа знаменитого и популярного писателя Чехова, а вот называется рассказ «Ионыч».
  • Аргументы и примеры сострадания из литературы
    Невозможно представить себе нашу жизнь без сострадания. Человек, обладающий этим замечательным качеством, поистине счастлив. Люди с добрым сердцем, к счастью, не редкость. Без них было бы очень трудно жить
  • Свобода в творчестве Пушкина (Тема свободы в произведениях)
    Любой творческий человек всегда стремится к свободе. Или наоборот, человек, который свободен, выражает свой состояние через стихи, песни или картины. Всё это увеличивается в несколько раз
  • Сочинение на тему Астрахань
    Астрахань — город на юге России, расположенный в нижнем течении Волги в Прикаспийской низменности, состоящий из одиннадцати островов. Это один из древнейших городов России, имеющий долгую и насыщенную событиями историю.

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/pro-prirodu/rassvet

Картина Ф.А.Васильева «Рассвет» в собрании Кировского художественного музея

There are no translations available.

Русский пейзажист Федор Александрович Васильев представлен в коллекции Кировского художественного музея картиной «Рассвет» (1873 год, х., м., 88,7х132,7 см). Пейзаж поступил в музей в 1927 году из Государственного музейного фонда.

До этого он был собственностью Московского публичного и Румянцевского музея, куда попал из коллекции К.Т.Солдатенкова при распродаже его имущества. Картина была начата в 1872 г. и почти закончена в 1873 г., незадолго до смерти художника. В 1874 г.

пейзаж был передан в коллекцию К.Т.Солдатенкова.

Кировский областной художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, Киров

Данная картина относится к последнему, крымскому периоду творчества, когда художник сумел реализовать много интересных живописных идей. Известно, что в Крыму Васильев создал лучшие свои произведения.

Здесь он написал, кроме крымских пейзажей, шесть картин на мотивы среднерусской природы, пользуясь натурными рисунками и непосредственными впечатлениями. Это «Морской луг», «Заброшенная мельница» (Государственная Третьяковская галерея), «Утро», «Сосновая роща», «Болото в лесу.

Осень» (Государственный русский музей) и, наконец, «рассвет» из Кировского художественного музея.

В монографических работах о Васильеве встречаются противоречивые оценки этой картины. У А.А.Федорова-Давыдова мы вовсе не находим упоминания об этом пейзаже. Ф.С.

Мальцева, например, называет «Рассвет» после «Морского луга» «не столь быстро завершенной и не столь удачно выполненной». Ю.Ф.Дюженко считает, что «Рассвет» не уступает «Морскому лугу», а Н.Н.

Новоуспенский, анализируя картину, отмечает особенности построения динамичного пространства и сложности цветового строя пейзажа.

В картине «Рассвет» художник изображает переходное состояние раннего утра, когда солнце еще не взошло, а его первые золотистые лучи уже осветили сумеречное небо.

В пейзаже два источника света: основной – от неба, и сильный рефлекс – от воды, что в совокупности образует сложную по тональности световую среду. При этом автор решает еще одну сложную задачу – воспроизвести влажную атмосферу (туман) и прохождение через него золотистого света.

Солнечные лучи, проникая через плотный влажный воздух в глубину пейзажа, наполняют туман светом и высветляют дальние луга, на втором плане создают эффект контражура, выявляя сложную конфигурацию веток деревьев, и ярким бликом отражаются на поверхности воды.

Теплый рефлекс от золотистого неба и холодный голубоватый от воды определяют серебристо-зеленоватую тональность пейзажа.

Изображая растительность в пейзаже, Васильев разрабатывает широкую шкалу зеленого тона. На свету зеленый цвет деревьев и травы слегка окрашивается в теплую, золотистую полутональность. У воды образуются перепады света и тени, отчего трава где-то темная, а где-то светло-зеленая. Там, где не доходит свет, зеленый цвет приобретает особую глубину, рождая ощущение густой тени.

На дальнем плане пейзажа, благодаря густой тени в туманной дымке зеленый цвет становится холодновато-серым. Где туман особенно густой, тень преобразуется в серебристый свет.

На поверхности воды отражаемый свет от золотистых облаков создает наиболее сложную нюансировку цвета. Там, где вода освещена, наблюдаются золотисто-желтоватые тона, а полутень написана в средних, густых полутонах сиреневатыми, зеленовато-сероватыми красками.

В данной картине художник подходит к тонально-цветовым обобщениям. В связи с этим интересны его рассуждения о колорите.

«У меня до безобразия развивается чувство каждого отдельного тона, – пишет художник Крамскому, – другие ничего могут не увидеть, или увидят черное или серое место… Вообще колорит должно писать не по-своему, а рассчитывая на массу, на ее более глубокое развитие. Картина верная с природой не должна ослеплять каким-нибудь местом, не должна резкими чертами разделяться на лоскутки.

В понятие «чувство каждого отдельного тона» Васильев вкладывает цвет самой краски – зеленой, коричневой, желтой и т.д. Он учитывает такие характеристики красок, к которым относятся светлота и интенсивность цвета.

Поэтому в живописи, как говорит художник, он стремится, цитирую, «заставить каждую краску забыть свое имя и обрести в картине новую жизнь». То есть, в практике Васильев изменяет краску смесевыми композициями и усиливает один цветовой тон за счет другого.

Он использует приемы такого цветопостроения, когда рядом с изумрудно-зеленой приобретают глубокое звучание серо-зеленая или серо-голубая краски.

Рассматривая живописные задачи художника, нельзя не обойти вниманием последовательность ведения работы. Результаты микроскопического исследования послойной структуры картины выявили участие грунта, имприматуры, подмалевка в цветовом и тональном решении живописи.

Читайте также:  Айвазовский "бриг "меркурий" описание картины, анализ, сочинение

Грунт в картине белый. По всей поверхности грунта нанесен тонкий полупрозрачный слой коричневой имприматуры. Теплый тон имприматуры в соединении с белым грунтом приобретает холодноватую, серебристую тональность, которая влияет на тональность цветового подмалевка.

Подмалевок нанесен полукроющими красками, через которые просвечивает имприматура и грунт. Отражающие свойства белого грунта создают впечатление, что краски изнутри наполняются светом. На небе и на земле подмалевок светло-голубого тона, в зеленых участках – светло-зеленого.

На земле в слабо освещенных участках картины подмалевок светло-зеленый и коричневатый.

Верхние красочные слои, состоящие из кроющих и полукроющих красок, завершают тонально-цветовой строй картины. В отдельных участках в авторских пропусках просвечивает подмалевок, который участвует в живописном построении пейзажа.

Анализ рентгенограммы показал, что в первую очередь художник писал небо, оставляя участки для зелени и земли как бы незакрашенными. На участках неба не рентгенограмме  видно, как краски наносились в несколько этапов, в результате чего создавалась многослойная структура. Нагромождение красочных слоев говорит о том, что Васильев в процессе работы над картиной допускал переделки.

Многочисленные наслоения краски заметны на участках дерева, а также на первом плане. Вероятно, художник пытался передать сложную цветовую тональность земли. Переделки связаны с попыткой более точно изобразить ветки деревьев.

В построении живописной фактуры картины художник использует разные приемы моделирования. На первом плане мы наблюдаем характерный для Васильева прием нанесения краски мелким мазком, на который обратил внимание Н.Н.Новоуспенский, назвав его приемом «наплавления», т.е. художник строит фактуру постепенным наслаиванием краски, что образует корпусно развитый рельеф земли и растительности.

Внимателен был Васильев и к творческой стороне живописи.

Как известно, выбор холста по типу переплетения нитей, зернистости ткани, цвета и состава грунта, подбор по цветостойкости красок и другие художественные характеристики материалов живописи для каждого художника не являются случайными. Предпочтения в этой области определяются, как правило, живописными задачами художника. Васильев не был исключением.

По данным А.В.Виннера, Васильев работал на льняном холсте плотного переплетения с различной степенью зернистости.

Как правило, он предпочитал дрезденские загрунтованные грубые холсты Тесю или Тик с масляным или полумасляным грунтом. Такие готовые холсты продавались в петербургских магазинах Беггрова или Аванцо.

В одном из писем И.Н.Крамскому, художник просил выслать ему «6 аршин холста самого лучшего дрезденского».

Что касается красочных материалов, то как показывают исследования А.В.Виннера, для живописи Васильева характерны тонко тертые краски предприятий Лефран (Франция), Винзор (Англия), братьев Васильевых в Петербурге. Из красок палитры Васильева А.В.

Виннер называет: белые – свинцовые белила; желтые – охра светлая, охра золотистая, сиена натуральная, индий (имеется в виду индийская желтая); красные – английская земля красная, светлая и темная киноварь, краплак мареновый; синие – ультрамарин, кобальт синий и темный, индиго; зеленые – изумрудная зелень, зеленая земля веронская; фиолетовые – капут мортум; коричневые – умбра натуральная, умбра жженая. Действительно, некоторые из этих красок мы находим  в письме Васильева Крамскому, в котором художник просил выслать ему vert emeraude (зелень изумрудная), kaput mortum (темный),umbra gebrauter (умбра жженая), английская светлая, indishe gelb (индийская желтая), в этом же письме он просил кистей круглых колонковых.

Для Васильева имела большое значение сохранность красок. Его беспокоили те изменения, которые происходили в его картинах. Он писал по этому поводу Крамскому, что его интересовало «самоё производство дела: жухлость, порча красок страшно изменяют мои картины, которые обыкновенно частями чернеют, частями утрачивают цветность, вследствие богопротивного шкипидару.

Я до такой степени не систематично пишу картины, что они буквально, видимо портятся. Уж какими-то способами ни пробовал – одно хуже другого». Под «богопротивным шкипидаром» Васильев подразумевал сиккативы, которыми он предпочитал пользоваться.

В одном из писем Крамскому он просил выслать ему сиккатив «де Гарлем» и «Робертсон медиум», которые продавались в магазинах художественных принадлежностей Беггрова. Данные сиккативы способствуют быстрому высыханию краски. Но если их использовать в умеренных количествах, то они при высыхании не будут влиять на изменение цвета. А.В.

Виннер замечает, что Васильев «часто злоупотреблял слишком большим введением сиккативов в пасту. Это неблагоприятно отражалось на сохранении колорита некоторых произведений».

Обратимся к результатам исследований послойной структуры пейзажа «Рассвет» из собрания Кировского художественного музея на основе физико-оптических и физико-химических методов. Что позволит нам в некоторой степени расширить представление о технологической стороне живописи Васильева.

В картине «Рассвет» авторский холст скрыт дублировочным холстом, кромки срезаны, поэтому о тканой основе данного произведения мы можем судить по результатам рентгенографического исследования.

Холст картины диагонального переплетения, среднезернистый, с небольшими утолщениями нитей утка. Химический анализ волокнистого состава основы (холста) показал, что холст – на 100% изо льна, крутка нитей – правая.

Холст диагонального переплетения отмечен нами еще в одной картине «Берег Волги. После грозы» (1871, ГТГ).

Грунт нашей картины белый, он состоит из свинцовых белил с добавлением мела и глинистых минералов. Связующее грунта масляное.

При химическом исследовании микроструктуры живописи между грунтом и зеленым слоем обнаружен тонкий слой коричневого цвета (имприматура). Имприматура представляет собой тончайший слой прозрачного лака, в котором видны частицы черного пигмента.

Верхний красочный слой зеленого тона состоит из изумрудной зелени, мела, глинистых минералов и масла.

Так, мы попытались на примере анализа картины «Рассвет» выявить приемы художественного метода Васильева, и некоторые технологические особенности его живописи.

И.А.Любимова

Источник: http://art-lab.com.ua/index.php/ru/2010-04-13-10-48-45/375–lr-

Анализ стихотворения «Рассвет» – по русскому языку и литературе

Анализ стихотворения Б. Л. Пастернака «Рассвет»

Стихотворение Б. Л. Пастернака «Рассвет» написано в 1947 году в Москве и входит в состав 17-ой части романа «Доктор Живаго», завершающей это прозаическое произведение под названием «Стихотворения Юрия Живаго». В эту часть входят 25 стихотворений, которые якобы написаны главным героем романа.

Юрий Живаго – не автобиографический герой, хотя создатель наградил его своим мировоззрением, наделяет своими мыслями. Стихотворение «Рассвет» обозначено под номером 19. Важно понять, в каком окружении находится это произведение.

В стихотворении № 18 «Рождественская звезда» поэтически пересказывается евангельская история рождения Иисуса Христа, описываются волхвы, которые решили пойти поклониться чуду, но первыми прибыли «вознести… хвалу» деве Марии и её младенцу, будущему спасителю мира, простые пастухи.

Отметим, что ключевое слов для этого стихотворения – «чудо» – чудо рождения спасителя.

Стихотворение № 20 так и называется – «Чудо», и это важно. В нём снова раскрывается евангельский сюжет. Иисус Христос «шёл из Вифании в Ерусалим, //Заранее грустью предчувствий томим».

Голодный, алчущий, жаждущий, он увидел смоковницу без плодов и приговорил «пустоцвет», встреча с которым «безотрадней гранита», остаться такой «до скончания лет».

Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Смоковницу тут же испепелило дотла. Законы природы не успели вмешаться, чтобы спасти смоковницу. Важное значение имеют заключительные три строки:

  • Но чудо есть чудо, и чудо есть Бог.
  • Когда мы в смятенье, тогда средь разброда
  • Оно настигает мгновенно, врасплох.
Читайте также:  Алексеев "вид на биржу и адмиралтейство от петропавловской крепости" описание картины, анализ, сочинение

Какое же чудо происходит в стихотворении «Рассвет»? В первую очередь обратим внимание на заголовок. Нечасто поэты дают названия своим лирическим произведениям.

Какое значение имеет это слово? Рассвет – время перед восходом солнца. В переносном значении – ранний период, начало чего-нибудь.

Композиционно можно разделить стихотворение на три части, неравные по объёму. 1-ая часть – первая строка:

Ты значил всё в моей судьбе.

Местоимение «ты» указывает на слово «рассвет», вынесенной в заголовок. Здесь явно идёт речь не о природном явлении, а о чём-то символическом.

Если иметь в виду внутреннюю жизнь лирического героя, то, возможно, речь идёт о рассвете в душе, о победе света над тьмой, о жизни души, о поэтическом вдохновении, о творчестве.

2-ая часть – «война, разруха» и утрата рассвета – света души, её озарения:

И долго –долго о тебе

Ни слуху не было, ни духу.

Лирический герой обращается к рассвету, как к живому разумному существу, как поэт обращался бы к музе, вдохновляющей его на творчество. Разговорный фразеологизм «ни слуху ни духу», так удачно включённый в поэтическую речь, означает, что о рассвете долго не было никаких известий.

Чтобы подчеркнуть протяжённость времени, используется сложное наречие, образованное путём повтора: «долго-долго».

Остальные семь строф передают процесс возвращения «рассвета», путь преодоления духовного кризиса, который в стихотворении очень ярко и образно называется «обмороком»:

  1. И через много-много лет
  2. Твой голос вновь меня встревожил.
  3. Всю ночь читал я твой завет
  4. И как от обморока ожил.

Эта строфа помогает понять, что автор раскрывает тему воскрешения души, духовного возрождения. Снова подчёркивается длительность времени- «через много-много лет». Рассвет наделяется голосом, у него есть завет (библейский мотив). Причины духовного кризиса – внешние обстоятельства (война, разруха). Способ преодоления духовного кризиса – внутренние резервы, нравственные усилия.

Что же происходит с лирическим героем за одну ночь? Как он изменяется? Во-первых, у него возникает желание быть вместе с людьми:

Мне к людям хочется, в толпу,

В их утреннее оживленье.

Обратим внимание на однокоренные слова: ожил – оживленье. Герой ожил, вышел из своего душевного обморока, и его потянуло в «утреннее оживленье». Снова поэт использует разговорные фразеологизмы, которые не только оживляют движение мысли, но и приобретают какое-то новое, свежее звучание:

Я всё готов разнесть в щепу

И всех поставить на колени.

«Разнести в щепу» – значит разрушить. Но у Пастернака это можно истолковать как прилив физических и нравственных сил. «Поставить на колени» – заставить сдаться, покориться.

Но здесь, на мой взгляд, другое значение- на коленях можно молиться, преклоняться перед чудом жизни, которое снова открывает лирический герой. А вот и ответ на вопрос о чуде.

Здесь происходит чудо преображения героя, его воскрешение и обращение к жизни как к чуду. Недаром, один из ранних сборников поэта называется «Сестра моя жизнь».

  • Лирический герой не просто выходит на улицу – он бежит по лестнице, и у него возникает ощущение, что он как будто впервые видит эти улицы в снегу. 5-ая строфа – описание утреннего быта:
  • Везде встают, огни уют,
  • Пьют чай, торопятся к трамваям.

Казалось бы, здесь нет ничего поэтического – проза, недостойная стать предметом поэзии. Но художественный мир Пастернака составляют три равновеликие переменные: человек, природа, быт. Если эти величины обозначить точками, а потом их соединить, то получится равносторонний треугольник. Быт – это часть бытия.

А природа у Пастернака – не просто фон, где разворачиваются события, или средство раскрытия эмоционального состояния героя, это самостоятельная величина, в которой «есть душа, есть свобода», «в ней есть любовь, в ней есть язык», как писал Ф. И. Тютчев. И доказательство этому – описание вьюги, которая «вяжет сеть// Из густо падающих хлопьев».

В создании образа вьюги автор использует олицетворение.

Что же происходит с лирическим героем? Как он изменяется? Он чувствует то же, что и другие люди, «как будто побывал в их шкуре».

Просторечный, разговорный фразеологизм «быть в чьей-то шкуре» не режет слух, наоборот, кажется к месту и означает «побывать в чужом, обычно незавидном положении».

Герой научился понимать чувства других людей, сопереживать, сочувствовать и сострадать. А какую роль играют сравнения?

  1. Я таю сам, как тает снег,
  2. Я сам, как утро, брови хмурю.
  3. Лирический герой начинает понимать и чувствовать не только людей, но и природу, ощущать себя как единое целое с окружающим миром.

Заключительная строфа наиболее загадочна и требует больших разъяснений. В один ряд поставлены «люди без имён, // Деревья, дети, домоседы». Но если помнить концепцию мира поэта, то всё станет на свои места. Человек – люди, дети; природа – деревья, домоседы – быт. Завершающие строки звучат парадоксально:

  • Я ими всеми побеждён,
  • И только в том моя победа.
  • Думаю, что побеждён – значит покорён, испытывает любовь ко всему сущему, и его нравственная победа заключается в том, что он преодолел духовный кризис, возродился к новой жизни.

Композиция стихотворения Б. Пастернака «Рассвет» в чём-то напоминает композицию стихотворения А. С. Пушкина, как это ни покажется странным, посвящённого А. П. Керн «Я помню чудное мгновенье». Судите сами.

У Пушкина трёхчастная композиция: встреча с «гением чистой красоты», затем жизнь «во мраке заточенья» «без божества, без вдохновенья, без слёз, без жизни, без любви».

И вот «душе настало пробужденье» – ещё одна встреча с лирической героиней, и для героя «воскресли вновь»

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слёзы, и любовь.

Разница заключается лишь в том, что душа пушкинского героя воскресает под влиянием встречи с любимой. Лирический же герой Пастернака делает над собой нравственное усилие и возрождает в своей душе «рассвет».

Стихотворение написано четырёхстопным классическим ямбом, излюбленным размером Пушкина, которым, кстати, написано «Я помню чудное мгновенье». Строфы – катрены (четверостишия). Рифмовка перекрёстная, мужская рифма (судьбе – тебе) чередуется с женской (разруха – ни духу).

Стихотворение можно отнести к философской лирике, так как в нём раскрывается тема смысла жизни.

Полезный материал по теме:

Источник: https://my-soch.ru/sochinenie/analiz-stixotvoreniya-rassvet

Ссылка на основную публикацию