Боттичелли «мадонна в розовом саду» описание картины, анализ, сочинение

Многообразен мир творчества Боттичелли. В очередном сообщении я хочу остановиться на той стороне его творчества, которая касается портретов его современников
.

Должен сказать, что эта область менее всего отражена в Интернете и мне не удалось найти описаний большого количества написанных им портретов, поэтому остановлюсь только на том, что мне стало известно.

Если у читателей сообщества имеется дополнительная информация — буду рад увидеть ее в х, также буду рад новым ссылкам на источники информации.

Итак начнем рассказ.

Еще в ранней молодости Сандро Боттичелли приобрел немалый опыт в написании портретов. В ту эпоху в Италии портрет для художника был как бы испытанием мастерства. Великолепные портретные характеристики дают нам возможность познакомиться с семьей Медичи, их придворными философами и поэтами, с членами городской управы и другими представителями общества.

Портрет молодого человека, около 1469, Галерея Палатина (Дворец Питти), Флоренция, Италия

На портрете изображен, вероятно, Джанлоренцо Медичи, и это одна из первых заказных работ Боттичелли. Судя по причёске и одежде, портрет написан не позже чем 1469г.

Н а следующем портрете, который поступил в коллекцию Лувра в 1888 году и относится к произведениям молодого Боттичелли, также изображен молодой человек, по-видимому из окружения семьи Медичи. Композиция картины предельно ясная. На простом охристом фоне четким силуэтом выделяется темный костюм и волосы молодого человека.

Цвет лица лишь слегка светлее фона. Художник очень умеренно пользуется светотенью как моделирующим средством. Он решительно отвергает глубокие тени, которые в большей степени способны передать ощущение телесности. Свет в его портрете рассеян и не создает таких резких теней.

В этот период творчества Боттичелли главной задачей его было найти воплощение вечной красоты.

Боттичелли

Портрет мужчины, Лувр, Париж

В этот же период был написан «Портрет леди», на котором скорее всего изображена Смеральда Брандини.

Боттичелли

  • Портрет Леди, 1470-1475г, Музей Виктории и Альберта, Лондон, Англия
  • Период после 1475 года был особенно плодотворен у Боттичелли с точки зрения его портретного творчества. В этот период появились такие его работы как »
    Портрет мужчины с медалью»,
    «Портрет молодой женщины»,
    «Портрет Джулиано Медичи
    »
  • На «Портрете мужчины с медалью» мы видим юношу, держащего медаль, с изображением Козимо Mедичи Старшего, прозванного Отцом Отечества.

Боттичелли

1475 г., Галерея Уффици, Флоренция, Италия

Этот портрет необычен, поскольку главной его подробностью является медаль, на которой изображен Козимо Медичи, правивший Флоренцией в эпоху ее высшего художественного расцвета.

Хотя о работе Боттичелли для Медичи сохранилось мало сведений, нет сомнений, что он, один из известнейших художников Флоренции, пользовался их покровительством. Он поместил портреты Козимо и других представителей семейства в «Поклонение волхвов», написанное по заказу Гаспаре ди Дзаноби дель Лама.

Тем не менее, этот портрет, необычный еще и своей отдельностью в эпоху, когда портретная живопись все еще существовала как часть многофигурной фрески. Личность изображенного здесь человека остается неизвестной. По предположению исследователей, это Бертольдо ди Джованни, коллега брата Сандро Боттичелли.

Медаль представляет собой отлитую из гипса и позолоченную копию медали, отлитой в честь Козимо около 1465 года. Во время подготовки доски для живописи на ней был оставлен круглый выступ, на который и была наложена гипсовая форма.

Боттичелли

Портрет молодой женщины, 1475 г., Галерея Палатина (Дворец Питти), Флоренция, Италия

Есть несколько версий о личности этой молодой женщины (Симонетта Веспуччи, Клэрис Орсини, Фиоретта Горини и т.д.). Картина была частично перекрашена. Рукав одежды закрывает левую руку очень неестественным способом.

Этот строгий, выдержанный в коричневых тонах портрет молодой женщины большинство исследователей считают изображением возлюбленной Джулиано Медичи Симонетты Веспуччи.

Образ выглядит куда более сумрачным, чем на другом предполагаемом портрете Симонетты и вряд ли соответствует великой страсти, описанной в поэме Полициано «Турнир», — страсти Джулиано, устроившего настоящее рыцарское состязание в честь Симонетты.

Похоже, что ни один из этих портретов в действительности ее не изображает: Симонетта была настолько хороша собой, что Боттичелли пожелал запечатлеть красоту уже умершей к тому времени женщины в своей картине «Весна». Вазари усугубил путаницу вокруг портретов Симонетты, сообщив, что в гардеробной Козимо Медичи находилось два женских изображения — Симонетты и жены Лоренцо Медичи.

Портрет Джулиано Медичи был также написан в это время. С
читается, что это cамый похожий портрет Джулиано. Написан после его смерти. Об этом говорят символы смерти (голубь, сидящий на сухой ветке и полуоткрытая дверь).

Боттичелли

Портрет Джулиано Медичи, около 1478, Национальная галерея искусств, Вашингтон

С другой стороны, в Бергамо, Академия Карраро, Италия находится очень похожий портет Джулиано Медичи.

Боттичелли

Портрет Джулиано Медичи, 1476-78 г., Бергамо, Академия Карраро, Италия

Историки искусства сомневаются, действительно ли этот портрет изображает Джулиано, убитого во время нападения участников заговора Пацци на братьев Медичи во время молитвы в соборе в 1478 году. Профиль не похож ни на портрет Джулиано, включенный в принадлежавшее дель Лама «Поклонение волхвов», ни на его посмертную медаль.

Тем не менее, молва всегда считала эту картину именно портретом Джулиано; существуют даже несколько ее копий, относящихся, видимо, к девятнадцатому веку и также считавшихся изображениями князя.

Говорили о любви Джулиано к Симонетте Веспуччи, жене его друга, однако здесь могла идти речь о любви идеализированной, не требующей обладания, такой же, как страсть Данте к Беатриче или Петрарки к Лауре.

К наиболее известным портретам Боттичелли относится «Портрет молодой женщины», который обычно относят к изображению Симонетты Веспуччи.

Боттичелли

Портрет молодой женщины, после 1480 г., Национальный музей искусств, Берлин, Германия

На нем изображена Симонетта Каэтано (1453, Генуя или Портовенере — 26.4.1476, Флоренция). В 1468-ом выйдя замуж за Марко Веспуччи, кузена известного мореплавателя Америго Веспуччи, переехала во Флоренцию. В 1475-ом году во время рыцарского турнира познакомилась с Джулиано Медичи, чьей любовницей стала в ближайшем времени. За свою красоту получила титул «Несравненной».

Ею восхищались художники и князья, однако она умерла очень молодой, поэтому так и осталась в памяти потомков символов вечной юности. Существует версия, что именно она послужила моделью для картины Сандро Ботичелли «Рождение Венеры». Однако большинство ее портретов были написаны уже после ее смерти. Один из ее портретов я уже приводил в посте про творчество Пьеро ди Козимо.

Еще один портет Боттичелли многие исследователи также относят к изображению Симонетты Веспуччи.

Боттичелли

Портрет молодой женщины, 1475-80 г, Национальный музей искусств,Франкфурт-на-Майне, Германия

Википедия дает такое описание этой картины. «Портрет молодой женщины» (итал.
Ritratto
di
dama
) — картина живописца тосканской школы Сандро Боттичелли, написанная в 1480—1485 гг. Портрет хранится в Штеделевском художественном институте во Франкфурте-на-Майне.

Предполагается, что моделью молодой женщины, изображённой на картине, является Симонетта Веспуччи — одна из красивейших женщин эпохи флорентийского Ренессанса.

Медальон на шее женщины указывает на связь с семьёй Медичи, так как установлено, что камея в медальоне — из коллекции драгоценных камней Медичи.

Однако, даже если моделью и была Симонетта Веспуччи, Боттичелли создал не её портрет в строгом смысле этого слова, а портрет «идеальной женщины», воплощение некоего мифологического образа.

Примерно в то же время, когда Боттичелли работал над фресками в Сикстинской капелле в Риме, он написал несколько юношеских портретов, в том числе этот, изображающий молодого человека в красном головном уборе.

Боттичелли

Портрет молодого человека, около 1483г., Лондон, Национальная галерея

Личности моделей не установлены; вероятно, это были работавшие рядом с Боттичелли художники или его римские друзья.

Портреты производят впечатление написанных с натуры, а прямой, открытый взгляд говорит о тесном знакомстве портретируемых с художником.

В отличие от портретов, демонстрирующих общественное положение или индивидуальность заказчика, эти удивляют зрителя ощущением непринужденности моделей, не заботящихся о том, как они будут выглядеть на картине.

Приведу здесь репродукцию еще одного портрета из этой серии.

Боттичелли

Портрет молодого человека, 1489-90 г., Национальная галерея искусств, Вашингтон

Не могу не привести еще один «Портрет мужчины», написанный Боттичелли в более поздние годы. По нему можно проследить как менялась манера художника от его юношеских работ к зрелым.

Портрет мужчины (Мишель Марулло Таркаганиота-Tarcaganiota?)1490-1495, коллекция (Guardans-Cambo), Барселона, Испания

Пост получается очень большим, даже не ожидал этого, придется заканчивать. Но в заключение приведу еще один знаменитый портрет Данте, хранящийся сейчас в частной коллекции в Швейцарии.

Портрет Данте, 1495 г., частная коллекция, Женева, Швейцария

Данте Алигьери(1265-1321) — итальянский поэт, создатель итальянского литературного языка, последний поэт средневековья и вместе с тем первый поэт нового времени. Вершина творчества Данте — поэма «Божественная комедия» (1307-21, издана в 1472) в трех частях (АД, ЧИСТИЛИЩЕ, РАЙ)

  1. На этом пожалуй я закончу этот рассказ, хотя, конечно, он не является полным, но получив некоторое представление о портретах Боттичелли и заинтересовавшись ими, Вы сами сможете дальше продолжить увлекательный поиск информации о его творчестве.
  2. При подготовке сообщения, наряду с ранее указанными в серии постов о творчестве Боттичелли ссылками, использованы также материалы:

Источник: https://gddt.ru/testy-na-beremennost/opisanie-kartiny-bottichelli-madonna-s-mladencem-shkolnaya.html

Биография Сандро Боттичелли

Сандро Боттичелли (1445-1510) – знаменитый живописец Италии, творивший в эпоху Возрождения, является одним из основных представителей флорентийской художественной школы.

Рождение и семья

Сандро появился на свет 1 марта 1445 года в итальянском городе Флоренции. Его полное настоящее имя – Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи.

Его отец, Мариано ди Джованни Филипепи, занимался кожевенным ремеслом. Вблизи моста Санта Тринита ин Ольтрарно Мариано держал свою мастерскую. Денег он с неё имел совсем немного, поэтому мужчина грезил об одном – чтобы быстрее выросли и устроились в жизни его дети. Глава семьи очень хотел отдохнуть от своего трудоёмкого ремесла.

Мама, Змеральда, занималась воспитанием сыновей, которых в семье родилось четверо, Сандро был самым младшим среди них.

Семья проживала в приходе церкви «Всех Святых» («Оньисанти»). Приход был расположен во флорентийском квартале Санта Мария Новелла на виа Нуова. Здесь семейство арендовало небольшую квартиру в домостроении, принадлежавшем господину Ручеллаи.

Первое упоминание о Сандро Боттичелли можно найти в кадастре итальянской Республики. Ещё в 1427 году в Республике был издан указ о том, что глава каждого флорентийского семейства должен вносить в кадастр заявление, где отображались доходы (это нужно было для налогообложения).

В 1458 году в своём кадастровом заявлении Мариано Филипепи написал, что у него четверо сыновей – Джованни, Антонио, Симоне и Сандро, которому тринадцать лет.

В этой исторической записи было добавлено, что мальчик рос очень болезненным, поэтому в столь позднем возрасте только начал обучаться чтению.

Происхождение фамилии «Боттичелли»

Нет достоверных данных, откуда произошло прозвище будущего художника – Боттичелли. Существует только несколько версий.

Его старший брат Джованни был толстяком и получил кличку «боттичелли» что означало «бочонок».

По старшинству Джованни пытался во всём помогать отцу, в особенности на его плечи легло воспитание младшего брата Сандро. Возможно, прозвище просто перешло от старшего брата к маленькому.

По второй версии, у отца семейства был кум – некий «Боттичелло», он занимался ювелирным мастерством. К тому времени старшие сыновья уже хорошо устроились в жизни и помогали родителям (Джованни и Симоне занялись торговлей, Антонио был ювелиром).

Глава семьи Мариано Филипепи хотел, чтобы и младший Сандро пошёл по стопам Антонио. Он мечтал, что два брата откроют (пусть и небольшое, но надёжное) семейное предприятие по производству ювелирных изделий.

Видя, что младший сын весьма одарённый и способный, но не нашедший до сих пор истинного призвания в жизни, отец решил направить его в ювелирное русло, отдав на обучение к куму Боттичелло.

Так в двенадцатилетнем возрасте Сандро начал изучать ювелирное искусство, которое в дальнейшем сыграло немалую роль в его живописи.

Третья версия связана с братом Антонио, который занимался ювелирным делом. Сандро помогал старшему брату в мастерской, и тот дал ему прозвище Боттичелли, что с флорентийского переводится как «серебряных дел мастер» (правда, в слегка искажённом варианте).

Боттичелли

Обучение живописи

В те времена между ювелирами и художниками была настолько тесная связь, что из юношей, увлекающихся рисованием, получались отличные золотых дел мастера. И, наоборот, из ювелирных мастерских выходили талантливые живописцы.

Так получилось и с Сандро. Отучившись у ювелира, в 1462 году Боттичелли стал обучаться живописи у флорентийского художника, чьё творчество относится к раннему периоду Возрождения, Фра Филиппо Липпи.

Этот живописец был монахом-кармелитом из обители Кармине, его произведения отличались естественностью и жизнерадостностью.

Мастерская Липпи находилась в городе Прато, где художник трудился над росписью собора фресками.

Боттичелли провёл в мастерской Липпи пять лет, пока учитель не уехал в итальянскую провинцию Перуджа, в город Сполето, где в скором времени умер. В Прато у Филиппо Липпи были романтические отношения с монахиней из монастыря. Эта женщина Лукреция Бути родила потом сына Филиппино Липпи, который впоследствии был учеником Боттичелли.

После смерти Липпи Сандро стал обучаться у ещё одного знаменитого итальянского скульптора и живописца Андреа дель Верроккьо, который был учителем самого Леонардо да Винчи. Верроккьо владел мастерской, самой сильной на тот момент во Флоренции. У него Сандро научился анатомически точно передавать человеческую фигуру в сильном движении.

У обоих своих педагогов Сандро обучился живописи периода Раннего Ренессанса. Первые произведения Боттичелли немного похожи на работы Липпи, в них можно заметить такое же богатство деталей и обилие портретов. Тем не менее современники признали в Сандро сильного мастера и отметили своеобразие его картин.

Боттичелли

На своих первых самостоятельных полотнах Боттичелли изображал Мадонн:

  • «Мадонна с Младенцем, двумя ангелами и юным Иоанном Крестителем»;
  • «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами»;
  • «Мадонна в розовом саду»;
  • «Мадонна Евхаристии».

Уже эти ранние работы художника отличались поэтически овеянными образами и еле уловимой атмосферой духовности.

Творчество

С 1469 года Боттичелли начал работать самостоятельно. Первое время он писал картины дома, позднее арендовал мастерскую, которая находилась неподалёку от церкви «Всех Святых».

Уже в следующих картинах Сандро не осталось и тени подражания своим учителям, всюду прослеживался его собственный стиль:

  • «Аллегория силы»;
  • «Возвращение Юдифи»;
  • «Нахождение тела Олоферна»;
  • «Святой Себастьян».

В 1472 году Боттичелли стал членом гильдии Святого Луки. Здесь объединялись художники, благодаря членству в гильдии они получали право вести независимую живописную деятельность, открывать собственные мастерские и иметь помощников.

Боттичелли

В 1470-х годах состоятельный горожанин, придворный Медичи и член гильдии искусств и ремёсел Флоренции, Гаспаре дель Лама заказал Боттичелли написать картину «Поклонение волхвов». Художник закончил её в 1475 году, на полотне он изобразил семейство Медичи в образах восточных мудрецов и их свиты, а в правом нижнем углу нарисовал себя.

В «Поклонении волхвам» Сандро довёл рисунок, а также композиционные и колоритные сочетания до такого уровня совершенства, что полотно названо великим чудом, которое до сих пор приводит в изумление каждого художника.

Эта картина принесла Боттичелли известность, у него стало очень много заказов, особенно часто его просили писать портреты. Наибольшую популярность приобрели:

  • «Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи»;
  • «Портрет Джулиано Медичи»;
  • «Портрет молодой женщины»;
  • «Портрет Данте»;
  • портреты флорентийских дам.

Слава художника вышла за пределы Флоренции, и в 1481 году Боттичелли вызвали в Рим для росписи капеллы при дворце папы Сикста IV.

Сандро трудился в Ватикане над росписью капеллы фресками вместе с другими ведущими итальянскими художниками того времени ‒ Росселли, Гирландайо, Перуджино.

Это было зарождением знаменитой Сикстинской капеллы, роспись которой в начале ХVI века закончил Микеланджело (он оформил алтарную стену и потолок), после чего капелла приобрела мировую славу.

Боттичелли

В Сикстинской капелле кисти Боттичелли принадлежат одиннадцать папских портретов и три фрески:

  • «Искушение Христа»;
  • «Наказание Корея, Дафна и Авирона»;
  • «Призвание Моисея».

В 1482 году Сандро вернулся из Рима во Флоренцию, где продолжил писать картины по заказу семейства Медичи и других знатных флорентийских особ. В основном это были полотна со светскими и религиозными сюжетами:

  • «Паллада и Кентавр»;
  • «Венера и Марс»;
  • «Мадонна делла Мелаграна»;
  • «Благовещение»;
  • «Оплакивание Христа».

Самой знаменитой и загадочной картиной художника Сандро Боттичелли считается «Весна». До сих пор искусствоведы не смогли до конца раскрыть сюжетный замысел живописца. Известно лишь, что на создание этого шедевра его вдохновила поэма Лукреция «О природе вещей».

В конце ХV века вошли в моду круглые по форме картины или барельефы, которые назывались тондо. Самые знаменитые работы Боттичелли в этом стиле:

  • «Мадонна Магнификат»;
  • «Мадонна с Младенцем, шестью ангелами и Иоанном Крестителем»;
  • «Мадонна с книгой»;
  • «Мадонна с Младенцем и пятью ангелами»;
  • «Мадонна с гранатом».

Боттичелли

Последние годы жизни

В конце ХV века во Флоренцию приехал монах и реформатор Джироламо Савонарола. В своих проповедях он призывал людей отказаться от грешной жизни и покаяться. Боттичелли в буквальном смысле слова был заворожён речами Савонаролы. В феврале 1497 года на городской площади Флоренции организовали костёр тщеславия.

Согласно проповедям монаха у граждан конфисковали и сожгли светские книги, богатые и великолепные зеркала и наряды, музыкальные инструменты, продукты парфюмерии, игральные кости и карты. Находясь под впечатлением проповедей, Сандро Боттичелли лично отправил в костёр несколько своих полотен на мифологические темы.

С тех пор резко поменялся художественный стиль Сандро. Его картины стали более аскетичными, в них преобладала сдержанная гамма красок тёмных тонов. В его полотнах больше нельзя было увидеть изящности и праздничной нарядности.

Даже портреты он перестал писать на каком-нибудь интерьерном или пейзажном фоне, вместо этого на заднем плане были изображены глухие каменные стены.

Особенно заметными стали эти изменения в картине «Юдифь, покидающая палатку Олоферна».

В 1498 году Савонаролу схватили, ему предъявили обвинение в ереси и приговорили к смертной казни. Это событие произвело на Боттичелли ещё большее впечатление, чем проповеди еретика. Художник стал писать намного меньше и реже, из последних его произведений наибольшую известность получили:

  • «Мистическое Рождество»;
  • «Покинутая»;
  • серия работ на тему жизни Святого Зиновия;
  • сценки из истории римлянок Лукреции и Виргинии.

Последний раз он проявил себя в качестве известного художника в 1504 году, когда участвовал в работе комиссии по выбору места для установки мраморной статуи Микеланджело «Давид».

После этого он вовсе перестал работать, сильно состарился и настолько обеднел, что если бы о нём не вспоминали друзья и почитатели его таланта, то мог бы умереть с голода. Его душа, так тонко чувствовавшая красоту мира, но боявшаяся при этом греховности, не выдержала терзаний и сомнений.

Боттичелли

Сандро ушёл из жизни 17 мая 1510 года. Его похоронили во Флоренции на кладбище церкви Оньисанти. За прошедшие после его смерти пять веков никто не смог даже сравниться с тем богатством поэтической фантазии, которое присутствует на полотнах Боттичелли.

Личная жизнь

Боттичелли считают одновременно счастливым и несчастным человеком. Он был как будто не от мира сего, пуглив и в то же время мечтателен, отличался фантастичными рассуждениями и алогичными поступками. Его абсолютно не заботило материальное благополучие и богатство. Сандро не выстроил свой дом, у него не было жены и детей.

Но он был безумно счастлив от того, что имел возможность в своих произведениях остановить и запечатлеть красоту. Окружающую жизнь он переделывал в искусство. А искусство в свою очередь стало его подлинной жизнью.

У каждого творца эпохи Возрождения был свой источник вдохновения. Для Боттичелли им стала Симонетта Виспуччи (за неописуемую красоту во Флоренции её называли Бесподобной, Несравненной, Прекрасной Симонеттой).

Из платонической любви художника к этой женщине родились шедевры мировой живописи.

Причём сама Симонетта не обращала внимания на скромного живописца и даже не догадывалась о том, что стала для него Божеством и идеалом красоты.

Она умерла в 23 года, так и не узнав никогда, что её образ Боттичелли сохранил навеки.

Многие искусствоведы утверждают, что после смерти Симонетты Виспуччи на всех картинах Боттичелли изображал только её – в образе Венеры, Мадонн, на самых знаменитых своих полотнах «Рождение Венеры» и «Весна». После смерти первой красавицы флорентийского ренессанса Сандро писал её образ на протяжении 15 лет.

Источник: https://stories-of-success.ru/sandro-bottichelli

Величание мадонны боттичелли картина что происходит. Описание картины "мадонна дель магнификат" боттичелли. Периферийная зона характеризуется наличием преимущественно усадебной застройки, реконструкция которой предусматривает сохранение и инженерное благ

«Мадонна Магнификат» (итал.

Madonna del Magnificat), известна также как «Мадонна с Младенцем и пятью ангелами» — тондо Сандро Боттичелли, изображающее Коронование Богоматери двумя ангелами в облике прекрасных отроков.

Трое других ангелов держат перед ней открытую книгу, в которую Мария вписывает славословие, начинающееся со слов: Magnificat anima mea Dominum («Величит душа моя Господа»).

На коленях Марии восседает младенец Иисус, a в левой руке она держит гранат, символ Божьего милосердия — как и в другом известном тондо Боттичелли, «Мадонна с гранатом».

«Мадонна Магнификат» — «Величание Мадонны» — типичное флорентийское тондо (итал. tondo, картина или рельеф, круглые по форме) подчеркивает утонченный характер живописи Сандро Боттичелли.

Тондо относится ко времени расцвета деятельности мастерской Боттичелли, когда из нее выходили многочисленные реплики его картин, выполнявшиеся учениками Боттичелли по его рисункам и картонам.

Прежде всего, это были изображения Мадонны, на которые был огромный спрос. Среди них — этот шедевр.

Первое достоверное упоминание о картине относится к 1785 году, когда галерея Уффици выкупила её у некоего Оттавио Магерини.

Некоторые отождествляют «Мадонну Магнификат» с тондо из церкви Сан-Франческо-аль-Монте, упоминаемым Вазари, но и эта точка зрения встречает возражения.

Тем не менее, искусствоведы практически единодушно сходятся в том, что картина действительно принадлежит кисти Боттичелли.

Эта искусно вписанная в круг композиция — одно из наиболее замечательных созданий мастера.

Изысканные линии рук, окруживших фигуру младенца Христа, как бы продолжаются жестом одного из прекрасных ангелов и через руки других персонажей замыкаются на короне Марии.

Такое кольцо рук подобно некоему водовороту, в центре которого виден отдаленный мирный пейзаж. Как и в «Мадонне с гранатом» Христос держит в руке плод — символ Мадонна Магнификат.

Боттичелли

Лицо «Мадонны Магнификат» отмечено всеми качествами, входившими в культивируемый Боттичелли идеал красоты. Среди них — тонкая светлая кожа и твердое, но изящное строение лица. Выражение чистоты и невинности дополняется оттенком нежности, сквозящим в округленных губах.

Густые заплетенные волосы производят земное впечатление, напоминающее об облике крестьянской девушке, однако модные предметы туалета — шарф и прозрачное покрывало — как бы преображают реальную женщину, взятую Боттичелли в качестве модели в идеальный образ Мадонны.

Точные обстоятельства создания картины неизвестны; выдвигалась гипотеза, что «Мадонна Магнификат» аллегорически изображает семейство Пьеро Медичи, но многие историки это мнение оспаривают. Первое достоверное упоминание о картине относится к 1785 году, когда галерея Уффици выкупила её у некоего Оттавио Магерини

Некоторые отождествляют «Мадонну Магнификат» с тондо из церкви Сан-Франческо-аль-Монте, упоминаемым Вазари, но и эта точка зрения встречает возражения. Тем не менее, искусствоведы практически единодушно сходятся в том, что картина действительно принадлежит кисти Боттичелли.

Картина «Мадонна дель Магнификат» известна также под названием «Мадонна во славе», где богоматерь с младенцем представлена в окружении венчающих ее ангелов. Это одно из первых кватрочентистских тондо, в котором круглый формат картины нашел активную поддержку в самой ритмике изображенных в ней фигур, в красивых повторах выразительных линий.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • 1. Сведения о Боттичелли
  • 2. Описание картины
  • 3. Популярность картины и история одного из учеников Боттичелли
  • Заключение
  • Глоссарий

1. Сведения о Боттичелли

Сандро Боттичелли, (итал. Sandro Botticelli, настоящее имя — Алессандро ди Мариано Филипепи Alessandro di Mariano Filipepi; 1445 г. — 17 мая 1510 г.) — итальянский живописец тосканской школы. Представитель Раннего Возрождения.

Прозвище «Боттичелли» (бочонок) перешло к нему от старшего брата Джованни, который был толстяком. Боттичелли пришел к живописи не сразу: сначала он два года был учеником у золотых дел мастера Антонио. В 1462 году он начал учиться живописи у Фра Филиппо Липпи, в мастерской которого пробыл пять лет.

В связи с отъездом Липпи в Сполето он перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо.

Первые самостоятельные произведения Боттичелли — несколько изображений Мадонн — по манере исполнения демонстрируют близость к работам Липпи и Мазаччо, наиболее известны: «Мадонна с Младенцем, двумя ангелами и юным Иоанном Крестителем» (1465-1470), «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (1468-1470), «Мадонна в розовом саду» (около 1470), «Мадонна Евхаристии» (около 1470). С 1470 года он имел собственную мастерскую недалеко от Церкви Всех святых. Картина «Аллегория Силы» (Fortitude), написанная в 1470 году, знаменует обретение Боттичелли собственного стиля. В 1470-1472 он пишет диптих об истории Юдифи: «Возвращение Юдифи» и «Нахождение тела Олоферна». В 1472 имя Боттичелли впервые упоминается в «Красной книге» компании святого Луки. Там же указывается, что у него работает ученик Филиппино Липпи. На празднике в честь святого 20 января 1474 года картина «Святой Себастьян» с большой торжественностью была размещена на одном из столбов во флорентийской церкви Санта Мария Маджоре, чем объясняется её вытянутый формат. «Поклонение волхвов» (около 1475)

Около 1475 года живописец написал для состоятельного горожанина Гаспаре дель Ламы прославленное полотно «Поклонение волхвов», на котором помимо представителей семейства Медичи изобразил и самого себя.

Вазари писал: «Поистине произведение это — величайшее чудо, и оно доведено до такого совершенства в колорите, рисунке и композиции, что каждый художник и поныне ему изумляется». В это время Боттичелли становится известным и как портретист.

Наиболее значительны «Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи» (1474-1475), портреты Джулиано Медичи и флорентийских дам. В 1476 году умирает Симонетта Веспуччи, по версии ряда исследователей, тайная любовь и модель целого ряда картин Боттичелли, который никогда не был женат.

Быстро распространявшаяся слава Боттичелли вышла за пределы Флоренции. С конца 1470-х годов художник получает многочисленные заказы.

«И тогда он завоевал себе … во Флоренции и за ее пределами такую славу, что папа Сикст IV, построивший капеллу в своем римском дворце и пожелавший расписать ее, распорядился поставить его во главе работы». В 1481 году папа Сикст IV призвал Боттичелли в Рим.

Вместе с Гирландайо, Росселли и Перуджино Боттичелли украсил фресками стены папской капеллы в Ватикане, которая известна как Сикстинская капелла.

В начале 1480-х годов Боттичелли создал «Мадонну дель Магнификат
» (1481-1485), картину, прославленную уже при жизни художника, о чём свидетельствуют многочисленные копии. Она является одним из тондо Боттичелли. Подобные картины в форме круга были очень популярны во Флоренции XV века

Картина Сандро Боттичелли «Мадонна дель Магнификат» (Magnificat, наименование церковного песнопения, величание) или Дева Мария с младенцем Христом и пятью ангелами. Тондо, размер картины, диаметр 118 см, дерево, темпера. Картина «Мадонна дель Магнификат» известна также под названием «Мадонна во славе», где богоматерь с младенцем представлена в окружении венчающих ее ангелов.

Мадонна дель Магнификат 1482-83. Галерея Уффици, Флоренция

Мать смотрит с нежностью на ребёнка. Взгляд Богородицы отличается спокойствием, духовной отстранённостью.

Многие образы на картинах Боттичелли изображены спокойными, почти не выражающими никаких чувств, но, тем не менее, в них проявлена внутренняя, духовная глубина, глубина прозрения, мудрости, спокойствия и соприкосновения с миром иным.

На картине изображены семь персонажей — Мария с младенцем и пять ангелов, причем все очень близко друг к другу, но картина абсолютно не кажется тесной, а наоборот, просторной и гармоничной. Ангел в красном одеянии нежно обнимает за плечи двух сидящих, держащих книгу.

На заднем плане виднеется речушка, уходящая вдаль к желто-зеленым, освещенным солнцем деревьям и синему небу. Это делает картину трёхмерной. Ангел в желтом напоминает Венеру в «Рождении Венеры» — другом шедевре Боттичелли.

«Магнификат» — название католической хвалебной песни Девы Марии, данное этому славословию по первой строке: «Magnificat anima теа Dominum» — «Величит душа Моя Господа», поэтому картина имеет второе наименование, которое переводится как «Величание Мадонны». У Боттичелли (1445-1510) Богоматерь держит в руке перо, приготовившись обмакнуть его в чернила и дальше записывать в книге слова из Евангелия от Луки, на которые и написано песнопение.

Когда картина была готова, многим хотелось приобрести этот шедевр, но автор написал его для церкви Сан Франческо, и удовлетворить всех желающих он не мог. Однако спрос рождает предложение, и ученики Боттичелли принялись писать и продавать копии картины (за меньшую цену).

Повезло даже одному из самых бесталанных, некоему Бьяджо: сам маэстро сторговал его «магнификат» за целых шесть флоринов.

Но когда в назначенный день подмастерье привел заказчика, то обомлел: на копии ангелы, окружающие Пресвятую Деву, были облачены в красные капюшоны, подобные тем, какие носили члены судейской коллегии флорентийской Синьории.

Удивлению Бьяджо не было границ, он точно знал, что никаких капюшонов не писал, и что перед тем, как отправиться за покупателем, еще раз внимательно осмотрел свое произведение — никаких капюшонов.

И вот теперь и заказчик, и наставник, и товарищи по мастерской — все в один голос расхваливали его копию, словно не замечая этой невесть откуда появившейся детали.

Растерянный Бьяджо молча выслушал комплименты, проводил клиента, не понимая, в чем дело, а когда вернулся, картина висела на том же месте, и никаких капюшонов на головах ангелов снова не было. Он кинулся с расспросами, но окружающие лишь удивленно пожимали плечами и говорили, что у Бьяджо от радости за выгодную сделку, наверное, помутился разум. Они были так убедительны, что парень чуть не поверил. И только хохот, раскатившийся по мастерской, развеял его сомнения: он стал жертвой очередного розыгрыша, осуществленного маэстро. Картонные капюшоны учитель наклеил белым воском, когда его подмастерье отправился за купцом, а когда обескураженный автор ушел провожать будущего владельца своего творения, ученики их отклеили.

Щедрый Боттичелли с презрением относился к деньгам и влечению к ним, столь характерному для купеческой Флоренции. Подобными мистификациями он стремился привить такое же отношение к ним и своим ученикам

Сандро Боттичелли был выдающийся художник раннего Возрождения. Писал картины на темы мифологии и религии. Для картин Сандро Боттичелли свойственна духовная красота лиц, сочетание христианства и язычества, мистицизм, тревожная пытливость.

Творчество Боттичелли, впитавшее в себя лучшие традиции итальянского искусства 15 века, отразило глубокие противоречия духовной жизни Флоренции конца столетия. Слава Боттичелли-рисовальщика была велика. Вазари писал, что он «рисовал столь великолепно, что после его смерти художники бросились разыскивать оставшиеся после него рисунки.

У меня самого, — продолжал Вазари, — сохранилось несколько рисунков Боттичелли, выполненных с неподражаемым мастерством и непринужденностью».

    Боттичелли Сандро как итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения, представитель флорентийской школы. Анализ работы «Мадонна и младенец с ангелом». «Весна», семантика картины. «Рождение Венеры», сюжет. Композиция работы «Святое Собеседование».презентация , добавлен 28.05.2013 Начало творческого пути художника эпохи итальянского Возрождения Сандро Боттичелли. Учеба в мастерской Фра Филиппо Липпи, влияние творчества Андреа Верроккьо и первые работы. Сюжеты картин художника: «Весна», «Рождение Венеры», «Мадонна с гранатом».

Источник: https://optistore.ru/velichanie-madonny-bottichelli-kartina-chto-proishodit-opisanie/

Сандро Боттичелли – биография и картины художника в жанре Раннее Возрождение – Art Challenge

Боттичелли Сандро [собственно Алессандро ди Мариано Филипепи, Alessandro di Mariano Filipepi] (1445, Флоренция — 17 мая 1510, Флоренция), итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения, представитель флорентийской школы.

Сандро Боттичелли — один из самых ярких художников итальянского ренессанса. Он создал пленительные по своей возвышенности образы-аллегории и подарил миру идеал женской красоты.

Родился в семье дубильщика кожи Мариано ди Ванни Филипепи; прозвище «Боттичелло» — «бочоночек» — унаследовал от старшего брата Джованни. Среди первых сведений о художнике — запись в кадастре 1458 года, сделанная отцом о нездоровье своего младшего сына.

По окончании учебы Боттичелли стал подмастерьем в ювелирной мастерской своего брата Антонио, но долго в ней не задержался и около 1464 перешел в ученики к монаху фра Филиппо Липпи из обители Кармине, одному из самых знаменитых художников того времени.

Стиль Филиппо Липпи оказал на Боттичелли огромное влияние, проявившееся главным образом в определенных типах лиц (в повороте в три четверти), декоративности и орнаментальности рисунка драпировок, рук, в склонности к детализации и мягком высветленном колорите, в его «восковом» свечении.

Нет точных сведений о периоде обучения Боттичелли у Филиппо Липпи и об их личных отношениях, но можно предположить, что они вполне ладили между собой, поскольку через несколько лет сын Липпи стал учеником Боттичелли. Их сотрудничество продолжалось до 1467 года, когда Филиппо переехал в Сполето, а Боттичелли открыл свою мастерскую во Флоренции.

В произведениях конца 1460-х годов хрупкая, плоскостная линеарность и грация, перенятые от Филиппо Липпи, сменяются более объемной трактовкой фигур. Приблизительно в это же время Боттичелли начал применять охристые тени для передачи телесного цвета — прием, который стал приметной чертой его стиля.

Ранним работам Сандро Боттичелли свойственны ясное построение пространства, четкая светотеневая лепка, интерес к бытовым деталям (“Поклонение волхвов”, около 1474–1475, Уффици).

С конца 1470-х годов, после сближения Боттичелли с двором правителей Флоренции Медичи и кругом флорентийских гуманистов, в его творчестве усиливаются черты аристократизма и утонченности, появляются картины на античные и аллегорические темы, в которых чувственные языческие образы проникнуты возвышенной и вместе с тем поэтической, лирической одухотворенностью (“Весна”, около 1477–1478, “Рождение Венеры”, около 1482–1483, – обе в Уффици). Одушевленность ландшафта, хрупкая красота фигур, музыкальность легких, трепетных линий, прозрачность изысканных, словно сотканных из рефлексов красок создают в них атмосферу мечтательности и легкой грусти.

Станковым портретам художника (портрет мужчины с медалью, 1474, галерея Уффици, Флоренция; портрет Джулиано Медичи, 1470-е, Бергамо; и другим) свойственно сочетание тонких нюансов внутреннего состояния человеческой души и четкая детализация характеров портретируемых.

Благодаря Медичи Боттичелли близко познакомился с идеями гуманистов (значительное их число входило в кружок Медичи, своего рода элитный интеллектуальный центр ренессансной Флоренции), многие из которых отразились в его творчестве.

Например, мифологические картины (“Афина Паллада и Кентавр”, 1482; “Венера и Марс”, 1483 и другие) были, естественно, написаны художником Боттичелли по заказу культурной элиты и предназначались для украшения палаццо или вилл знатных флорентийских заказчиков.

До времени творчества Сандро Боттичелли мифологическая тематика в живописи встречалась в декоративных украшениях свадебных кассоне и предметах прикладного искусства, только изредка становясь объектом живописи.

В 1481 году Сандро Боттичелли получил от папы Сикста IV почетный заказ. Понтифик только что закончил строительство Сикстинской капеллы Ватиканского дворца и пожелал, чтобы лучшие художники украсили ее своими фресками.

Наряду с известнейшими мастерами монументальной живописи того времени — Перуджино, Козимо Росселлини, Доменико Гирландайо, Пинтуриччино и Синьорелли — по указанию папы был приглашен и Боттичелли.

В выполненных Сандро Боттичелли в 1481–1482 фресках в Сикстинской капелле в Ватикане (“Сцены из жизни Моисея”, “Наказание Корея, Дафана и Абирона”, “Исцеление прокаженного и искушение Христа”) величественная гармония пейзажа и античной архитектуры сочетается с внутренней сюжетной напряженностью, остротой портретных характеристик. Во всех трех фресках художником мастерски решена проблема изложения сложной богословской программы в ясных, легких и живых драматических сценах; при этом в полной мере используются композиционные эффекты.

Боттичелли возвратился во Флоренцию летом 1482 года, возможно, по причине смерти своего отца, но, скорее всего, по делам собственной мастерской, загруженной работой.

В период между 1480 и 1490 годами его слава достигла апогея, и он стал получать до того огромное число заказов, что справляться с ними самому было почти невозможно, поэтому большую часть картин “Мадонн с младенцем” заканчивали его ученики, старательно, но не всегда блестяще, копировавшие манеру своего мастера.

В эти годы Сандро Боттичелли написал для Медичи несколько фресок на вилле Спедалетто в Вольтерре (1483–84), картину для ниши алтаря в капелле Барди при церкви Санто Спирито (1485) и несколько фресок аллегорического содержания на вилле Лемми.

Волшебная грация, красота, богатство воображения и блестящее исполнение, присущие картинам на мифологические темы, присутствуют также в нескольких знаменитых алтарях Боттичелли, написанных в течение 1480-х годах. К числу лучших принадлежат алтарь Барди с изображением Мадонны с младенцем и святыми Иоанном Крестителем и Иоанном Евангелистом (1485) и “Благовещение Честелло” (1489–1490, Уффици).

В 1490-е годы, в эпоху потрясших Флоренцию социальных брожений и мистико-аскетических проповедей монаха Савонаролы, в искусстве Боттичелли появляются ноты драматизма, морализаторства и религиозной экзальтации (“Оплакивание Христа”, после 1490, музей Польди-Пеццоли, Милан; “Клевета”, после 1495, Уффици).

Резкие контрасты ярких цветовых пятен, внутренняя напряженность рисунка, динамика и экспрессия образов свидетельствуют о необыкновенной перемене в мировосприятии художника — в сторону большей религиозности и даже своеобразного мистицизма.

Однако его рисунки к “Божественной комедии” Данте (1492–1497, Гравюрный кабинет, Берлин, и Ватиканская библиотека) при остроте эмоциональной выразительности сохраняют легкость линии и ренессансную ясность образов.

В последние годы жизни художника его слава клонилась к закату: наступала эра нового искусства и, соответственно, новая мода и новые вкусы.

В 1505 он вошел в состав городского комитета, который должен был определить место установки статуи работы Микеланджело — его «Давида», но за исключением этого факта других сведений о последних годах жизни Боттичелли неизвестно.

Примечательно, что когда в 1502 году Изабелла дЭсте искала для себя флорентийского художника и Боттичелли дал свое согласие на работу, она отвергла его услуги.

Вазари в своих «Жизнеописаниях…» нарисовал удручающую картину последних лет жизни художника, описав его как человека бедного, «старого и бесполезного», неспособного держаться на ногах без помощи костылей. Скорее всего, образ совершенно забытого и бедного художника — создание Вазари, который был склонен к крайностям в жизнеописаниях художников.

Умер Сандро Боттичелли в 1510 году; так закончилось Кватроченто — эта счастливейшая эпоха во флорентийском искусстве. Боттичелли скончался в возрасте 65 лет и был похоронен на кладбище флорентийской церкви Оньиссанти.

Вплоть до 19 века, когда его творчество вновь было открыто художником-прерафаэлитом Данте Габриэлем Россетти и художественными критиками Уолтером Патером и Джоном Рескиным, его имя фактически было забыто для истории искусства.

В Боттичелли они увидели родственное предпочтениям своей эпохи — душевную грацию и меланхолию, «симпатию к человечеству в его неустойчивых состояниях», черты болезненности и декаданса.

Следующее поколение исследователей живописи Боттичелли, например Герберт Хорн, писавший в первых десятилетиях XX века, различило в ней иное — умение передать пластику и пропорции фигуры — то есть приметы энергичного языка, характерного для искусства раннего Ренессанса. Перед нами довольно разные оценки.

Что же определяет искусство Боттичелли? XX век много сделал для того, чтобы приблизиться к его пониманию. Картины мастера органично включили в контекст его времени, связав с художественной жизнью, литературой и гуманистическими представлениями Флоренции. Живопись Боттичелли, притягательная и загадочная, созвучна мировоззрению не только эпохи раннего ренессанса, но и нашего времени.

Боттичелли Сандро [собственно Алессандро ди Мариано Филипепи, Alessandro di Mariano Filipepi] (1445, Флоренция — 17 мая 1510, Флоренция), итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения, представитель флорентийской школы. Сандро Боттичелли — один из самых ярких художников итальянского ренессанса.

Он создал пленительные по своей возвышенности образы-аллегории и подарил миру идеал женской красоты.

Родился в семье дубильщика кожи Мариано ди Ванни Филипепи; прозвище «Боттичелло» — «бочоночек» — унаследовал от старшего брата Джованни. Среди первых сведений о художнике — запись в кадастре 1458 года, сделанная отцом о нездоровье своего младшего сына.

По окончании учебы Боттичелли стал подмастерьем в ювелирной мастерской своего брата Антонио, но долго в ней не задержался и около 1464 перешел в ученики к монаху фра Филиппо Липпи из обители Кармине, одному из самых знаменитых художников того времени.

Стиль Филиппо Липпи оказал на Боттичелли огромное влияние, проявившееся главным образом в определенных типах лиц (в повороте в три четверти), декоративности и орнаментальности рисунка драпировок, рук, в склонности к детализации и мягком высветленном колорите, в его «восковом» свечении.

Нет точных сведений о периоде обучения Боттичелли у Филиппо Липпи и об их личных отношениях, но можно предположить, что они вполне ладили между собой, поскольку через несколько лет сын Липпи стал учеником Боттичелли. Их сотрудничество продолжалось до 1467 года, когда Филиппо переехал в Сполето, а Боттичелли открыл свою мастерскую во Флоренции.

В произведениях конца 1460-х годов хрупкая, плоскостная линеарность и грация, перенятые от Филиппо Липпи, сменяются более объемной трактовкой фигур. Приблизительно в это же время Боттичелли начал применять охристые тени для передачи телесного цвета — прием, который стал приметной чертой его стиля.

Ранним работам Сандро Боттичелли свойственны ясное построение пространства, четкая светотеневая лепка, интерес к бытовым деталям (“Поклонение волхвов”, около 1474–1475, Уффици).

С конца 1470-х годов, после сближения Боттичелли с двором правителей Флоренции Медичи и кругом флорентийских гуманистов, в его творчестве усиливаются черты аристократизма и утонченности, появляются картины на античные и аллегорические темы, в которых чувственные языческие образы проникнуты возвышенной и вместе с тем поэтической, лирической одухотворенностью (“Весна”, около 1477–1478, “Рождение Венеры”, около 1482–1483, – обе в Уффици). Одушевленность ландшафта, хрупкая красота фигур, музыкальность легких, трепетных линий, прозрачность изысканных, словно сотканных из рефлексов красок создают в них атмосферу мечтательности и легкой грусти.

Станковым портретам художника (портрет мужчины с медалью, 1474, галерея Уффици, Флоренция; портрет Джулиано Медичи, 1470-е, Бергамо; и другим) свойственно сочетание тонких нюансов внутреннего состояния человеческой души и четкая детализация характеров портретируемых.

Благодаря Медичи Боттичелли близко познакомился с идеями гуманистов (значительное их число входило в кружок Медичи, своего рода элитный интеллектуальный центр ренессансной Флоренции), многие из которых отразились в его творчестве.

Например, мифологические картины (“Афина Паллада и Кентавр”, 1482; “Венера и Марс”, 1483 и другие) были, естественно, написаны художником Боттичелли по заказу культурной элиты и предназначались для украшения палаццо или вилл знатных флорентийских заказчиков.

До времени творчества Сандро Боттичелли мифологическая тематика в живописи встречалась в декоративных украшениях свадебных кассоне и предметах прикладного искусства, только изредка становясь объектом живописи.

В 1481 году Сандро Боттичелли получил от папы Сикста IV почетный заказ. Понтифик только что закончил строительство Сикстинской капеллы Ватиканского дворца и пожелал, чтобы лучшие художники украсили ее своими фресками.

Наряду с известнейшими мастерами монументальной живописи того времени — Перуджино, Козимо Росселлини, Доменико Гирландайо, Пинтуриччино и Синьорелли — по указанию папы был приглашен и Боттичелли.

В выполненных Сандро Боттичелли в 1481–1482 фресках в Сикстинской капелле в Ватикане (“Сцены из жизни Моисея”, “Наказание Корея, Дафана и Абирона”, “Исцеление прокаженного и искушение Христа”) величественная гармония пейзажа и античной архитектуры сочетается с внутренней сюжетной напряженностью, остротой портретных характеристик. Во всех трех фресках художником мастерски решена проблема изложения сложной богословской программы в ясных, легких и живых драматических сценах; при этом в полной мере используются композиционные эффекты.

Боттичелли возвратился во Флоренцию летом 1482 года, возможно, по причине смерти своего отца, но, скорее всего, по делам собственной мастерской, загруженной работой.

В период между 1480 и 1490 годами его слава достигла апогея, и он стал получать до того огромное число заказов, что справляться с ними самому было почти невозможно, поэтому большую часть картин “Мадонн с младенцем” заканчивали его ученики, старательно, но не всегда блестяще, копировавшие манеру своего мастера.

В эти годы Сандро Боттичелли написал для Медичи несколько фресок на вилле Спедалетто в Вольтерре (1483–84), картину для ниши алтаря в капелле Барди при церкви Санто Спирито (1485) и несколько фресок аллегорического содержания на вилле Лемми.

Волшебная грация, красота, богатство воображения и блестящее исполнение, присущие картинам на мифологические темы, присутствуют также в нескольких знаменитых алтарях Боттичелли, написанных в течение 1480-х годах. К числу лучших принадлежат алтарь Барди с изображением Мадонны с младенцем и святыми Иоанном Крестителем и Иоанном Евангелистом (1485) и “Благовещение Честелло” (1489–1490, Уффици).

В 1490-е годы, в эпоху потрясших Флоренцию социальных брожений и мистико-аскетических проповедей монаха Савонаролы, в искусстве Боттичелли появляются ноты драматизма, морализаторства и религиозной экзальтации (“Оплакивание Христа”, после 1490, музей Польди-Пеццоли, Милан; “Клевета”, после 1495, Уффици).

Резкие контрасты ярких цветовых пятен, внутренняя напряженность рисунка, динамика и экспрессия образов свидетельствуют о необыкновенной перемене в мировосприятии художника — в сторону большей религиозности и даже своеобразного мистицизма.

Однако его рисунки к “Божественной комедии” Данте (1492–1497, Гравюрный кабинет, Берлин, и Ватиканская библиотека) при остроте эмоциональной выразительности сохраняют легкость линии и ренессансную ясность образов.

В последние годы жизни художника его слава клонилась к закату: наступала эра нового искусства и, соответственно, новая мода и новые вкусы.

В 1505 он вошел в состав городского комитета, который должен был определить место установки статуи работы Микеланджело — его «Давида», но за исключением этого факта других сведений о последних годах жизни Боттичелли неизвестно.

Примечательно, что когда в 1502 году Изабелла дЭсте искала для себя флорентийского художника и Боттичелли дал свое согласие на работу, она отвергла его услуги.

Вазари в своих «Жизнеописаниях…» нарисовал удручающую картину последних лет жизни художника, описав его как человека бедного, «старого и бесполезного», неспособного держаться на ногах без помощи костылей. Скорее всего, образ совершенно забытого и бедного художника — создание Вазари, который был склонен к крайностям в жизнеописаниях художников.

Умер Сандро Боттичелли в 1510 году; так закончилось Кватроченто — эта счастливейшая эпоха во флорентийском искусстве. Боттичелли скончался в возрасте 65 лет и был похоронен на кладбище флорентийской церкви Оньиссанти.

Вплоть до 19 века, когда его творчество вновь было открыто художником-прерафаэлитом Данте Габриэлем Россетти и художественными критиками Уолтером Патером и Джоном Рескиным, его имя фактически было забыто для истории искусства.

В Боттичелли они увидели родственное предпочтениям своей эпохи — душевную грацию и меланхолию, «симпатию к человечеству в его неустойчивых состояниях», черты болезненности и декаданса.

Следующее поколение исследователей живописи Боттичелли, например Герберт Хорн, писавший в первых десятилетиях XX века, различило в ней иное — умение передать пластику и пропорции фигуры — то есть приметы энергичного языка, характерного для искусства раннего Ренессанса. Перед нами довольно разные оценки.

Что же определяет искусство Боттичелли? XX век много сделал для того, чтобы приблизиться к его пониманию. Картины мастера органично включили в контекст его времени, связав с художественной жизнью, литературой и гуманистическими представлениями Флоренции. Живопись Боттичелли, притягательная и загадочная, созвучна мировоззрению не только эпохи раннего ренессанса, но и нашего времени.

Источник: https://artchallenge.ru/gallery/ru/42.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector