1890 г. 25 x 30,2 см.
Масло, картон. Третьяковская галерея, Москва, Россия.
Описание картины Куинджи А.И. «Закат зимой. Берег моря»
На этой картине Куинджи А.И. изобразил морской пейзаж. Перед зрителем открывается совершенно невероятное зрелище. Холст, словно разделён на две части, большую из которых занимает небо с живописным закатом. А вторая часть представлена в виде замёрзшего зимнего берега моря.
Конечно, главная фигура во всей картине – это солнце. Оно ярким огненным шаром нависло над морской водой, растекаясь по ней разноцветными лучами. Линию горизонта даже не видно из-за этой красочной иллюзии.
Уходящее солнце разукрасило небо с одной стороны в оранжево-красный цвет, а с другой – в сиренево-розовый. Лучи, перекрываемые облаками, причудливо тянуться вверх, словно солнце протягивает свои руки, не желая уходить за горизонт.
Постепенно лучи из ярко-оранжевых плавно переходят в светло-жёлтые, высвечивая небольшие облачка.
Зимний пляж постепенно погружается в темноту. На берегу нечётко просматриваются очертания трав и кустарников, сухие ветки и небольшие тропинки. Всё говорит о приближении вечера. Тёмный цвет выгодно контрастирует с яркими цветами, подчёркивая их глубину и насыщенность оттенков.
Всё проведение напоминает абстрактный стиль, так как мазки очень неточные и размытые. Художник постарался изобразить зимний закат во всём его великолепии, ведь именно в мороз он особенно красив. Как и во многих произведениях А.И. Куинджи, здесь поражает игра красок. Автору удалось с фотографической точностью передать всё великолепие и изысканность зимнего заката.
Лучшие картины Куинджи А.И.
Источник: http://www.hudojnik-peredvijnik.ru/kuindzhi-a-i/kuindzhi-a-i-zakat-zimoj-bereg-morya/
Архип Куинджи. Мастер света и Поэт живописи. Часть первая
Иллюзия света была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи…
Илья РепинИ сегодня на выставке Архипа Куинджи в Третьяковской галерее, спустя более, чем столетие после написания, мы приходим в восторг и трепет от его великолепных романтических, озарённых необычным волшебным светом, пейзажей.
Внук ювелира, сын нищего мариупольского сапожника Архип Куинджи с малолетства остался круглым сиротой и проживал у родственников. В учёбе в местной греческой школе он не преуспел, подработывал выпасом гусей и сбором кизяка, позже учётчиком кирпича на строительстве церкви. Зато у него было время заниматься любимым делом – рисованием. Однажды ему посоветовали отправиться в Феодосию к Ивану Айвазовскому, и подросток, нахлобучив бриль, в одной рубашке и коротких панталонах отправился пешком через степи донецкие и новороссийские на учёбу к знаменитому маринисту.
Берёзовая роща, 1901 год. Национальный художественный музей республики Беларусь. Минск
Айвазовскому Архип не показался, в мастерскую его не допустили… Пару месяцев паренёк растирал масляные краски и кое-чему учился у мариниста Адольфа Фесслера, гостившего тогда у Айвазовского и делавшего копии с его картин.
По легенде, получив напутствие от мэтра, что с его талантом только заборы красить, тем же путём и способом Архип вернулся в Мариуполь; затем уехал в Одессу, потом – в Таганрог, где работал ретушером в фотоателье. С открытием собственной фотостудии тоже не заладилось, несмотря на финансовую помощь братьев.
В 1865 году Куинджи отправился в столицу с намерением поступить в Императорскую Академию художеств, но дважды провалил экзамены. И всё-таки после долгих мытарств он стал вольнослушателем Академии художеств.
Экспозиция из 180 работ художника в Инженерном корпусе Третьяковской галереи устроена таким образом, что большие и маленькие картины, этюды, небольшие наброски и зарисовки (иногда крошечные, величиной с почтовую открытку), посвящённые сходным сюжетам, перемежаются. Несмотря на это, эффекта однообразия не возникает, всё это в комплексе даёт понимание пути художника, неповторимости стиля, помогает вникнуть в процесс его кропотливой работы над основными полотнами и их рождением.
Сверху и по часовой стрелке: Берёзовая роща, около 1897 года. ГТГБерёзовая роща, 1879 год. Эскиз-вариант одноименной картины ГТГ. ГРМБерёзовая роща, между 1898 и 1908 годами. Эскиз
Это не картина, а с неё картины можно писать (Иван Шишкин)
Она написана практически в одном цвете – зелёном, его самые различные оттенки обыгрываются художником.
Архип Куинджи писал контрастными цветовыми пятнами, акцентируя плоскость холста, сквозь красочный слой часто просвечивает грунт и даже фактура, плетение ткани.
Он же использовал и цветной грунт, который был как бы добавочным цветом, придававшим дополнительную эффектность оптическим иллюзиям, создавая впечатление, что картина подсвечена с тыльной стороны.
Слева и по часовой стрелке: Стволы берёз, между 1876 и 1890 годами. ГРМБерезы в лесу, между 1876 и 1890 годами. ГРМЛес. Стволы деревьев, между 1876 и 1890 годами. ГРМСтволы берёз, между 1876 и 1890 годами. ГРМ
Лесное озеро. Облако, 1900-е годы. ГРМ
Деревья на горном склоне. Крым, 1887 год. ГРМВид на берег и море с гор. Крым, 1880-е годы. ГРМ Горный склон. Крым, 1887 год. ГРМСосна, между 1898 и 1908 годами. Симферопольский художественный музейСосновый лес с речкой, 1878 год. ГРМУкраина, 1879 год. Нижегородский государственный художественный музей*** Несколько общих планов без толп народа, отмеченных тремя красными звёздочками, я позаимствовала на сайте http://planet9.ru/en/, чтобы показать, как размещены картины на выставке.
Крым, между 1900 и 1905 годами. ГРМ. Эта картина была не окончена автором. В Крыму, между 1900 и 1905 годами. Эскиз картины Крым. Саратовский государственный художественный музей имени РадищеваСосна. Тверская областная картинная галерея. Слева и по часовой стрелке: Лес, 1887 год. Этюд. ГТГ Лес. Лопухи, 1890-е годы. ГРМ Лопухи, 1890-е годы. ГРМЛопухи, 1890-е годы. ГРМ Лесное болото, 1890-е годы. ГРМ Лесная поляна, 1887 год. Этюд. ГТГНа Валааме, 1870-е годы. Объединение Историко-краеведческий и художественный музей, Тула На острове Валааме, 1873 год. ГТГСерия работ, созданная Куинджи на Валааме летом 1870 года, выдвинула его в первые ряды талантливых художников-дебютантов. Эта картина стала первой работой Архипа Куинджи, которую приобрёл для своей коллекции Павел ТретьяковЛадожское озеро, 1971 год. ГРМ
Изображённый на картине каменистый берег потряс тогдашних ценителей и знатоков живописи: Куинджи удалось на удивление реалистично написать камни, виднеющиеся сквозь толщу прозрачной воды. Позже искусствоведы признали, что он впервые в живописи блестяще решил сложнейшую задачу изображения камней под водой и назвали художественным авторским открытием.
- ***
Север, 1879 год. ГТГПосле дождя, 1879 год. ГРМПосле дождя, 1879 год. ГТГПосле дождя 1890-е годы. ГРМПятна солнца на поляне перед грозой. Между 1890 и 1895 годами. ГРМПосле дождя 1890-е годы. ГРМПосле дождя, между 1890 и 1895 годами. ГРМ*** Дубы, 1900–1905 годы. ГРМЛес. 1890-е годы. Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.
Созданию картины Дубы предшествовало написание многочисленных рисунков и этюдов. В них отразился процесс поиска формы и силуэта, построенных на обобщении и стилизации.
Сверху слева и по часовой стрелке: Дубы, 1900-е годы. Эскиз одноименной картины. ГРМДерево, между 1890 и 1895 годами. Национальный художественный музей республики Беларусь Дерево на фоне вечернего неба. Украина, 1900-е годы. ГРМЛужайка в лесу, 1890-е годы. ГРМЛесистая балка, 1900-е годы.
ГРМ
Куинджи стремился сказать новое слово в искусстве. Буквально каждая новая работа Архипа Ивановича была открытием, она удивляла и приковывала к себе внимание.
Он быстро нашёл свой фирменный стиль в пейзаже, наполнив его философским смыслом, словно осветив огнями театральной рампы и добавив контрастности.
Вскоре Куинджи стал членом Товарищества передвижных художественных выставок, но пробыл там недолго, около пяти лет, и покинул из-за скандала, связанного с появлением критической статьи пейзажиста Михаила Клодта, обвинившего Куинджи в однообразии, злоупотреблении особым освещением и стремлении к чрезмерной эффектности.
А мы тем временем переходим в следующий зал выставки, названный Мистерия ночи.
Галерея пошла на риск, собрав весь диапазон ночей, сумерек и закатов в одном месте. Некоторым это пришлось по душе, другие пресытились.
Сначала такое обилие закатов завораживает и вызывает неподдельный интерес, но затем накатывает усталось, первоначальные сильные впечатления притупляются, исчезает эффект ВАУ! Особенно от обилия авторских повторений Лунной ночи на Днепре (Это я пересказала впечатление одной посетительницы выставки:)))
- А у вас какое создалось впечатление?
- ***
Закат в степи, 1900 год. Бурятский художественный музей имени Ц.С. СампиловаЗакат, между 1876 и 1890 годами. ГРМЗакат, 1900-е годы. Этюд. ГРМЗакат в степи на берегу моря, 1900-е годы. ГРМЗакат, 1900-е. Этюд. ГРМЗакат в степи на берегу моря, 1900-е годы. ГРМ Закат над сосновым лесом, 1890-е годы. ГРМЗакат с деревьями, между 1876 и 1890 годами. Ростовский областной музей изобразительных искусствЗакат зимой. Берег моря, 1900-е годы. ГРМЗакат, 1890-е годы. Государственный музей изобразительных искусств Республики ТатарстанКрасный закат, 1900-е годы. Эскиз одноимённой картины 1905–1908 годов из Метрополитен-музея, Нью-Йорка. ГРМЗакаты и впрямь очень эффектны, волнующие, но повторю банальное: это надо видеть! Никакие фото и репродукции их загадочности и мистики не передают, к сожалению…В узком переходе от таинства закатов до волшебства ночи притаилось это очаровательное полотно Солнечный свет в парке, 1890-е годы. ГРМ***
Лунная ночь. Конец XIX века. Псковский государственный объединённый историко-архитектурный и художественный музей-заповедник Стволы берёз, между 1876 и 1890 годами. ГРМЛесная глушь, 1881 год. ГРМЗакат в лесу, 1878 год. Эскиз к картине Закат солнца в лесу (Сумерки в лесу) 1878 года из Национальной картинной галереи Армении. Вологодская областная картинная галереяЛесная глушь, 1890-е годы. ГРМЛесная глушь, 1890-е годы. ГРМХристос в Гефсиманском саду. 1901 год. Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник
Раньше, на репродукции этой картины, написанной на библейский сюжет, мне казалось, что Иисус, освещённый только светом луны, идёт вдоль тёмной аллеи мимо каких-то теней от деревьев, кустов. Стоя же непосредственно перед оригиналом и вглядываясь в темноту полотна стало понятно, что заросли сада превратились в тени от фигур людей, смотрящих на идущего Христа.
Лес ночью. 1870-е годы. ГРМ
Ночь на Днепре, 1890-е годы. ГРМ*** Лунная ночь, между 1876 и 1890 годами. ГРМЛунный след на воде, между 1876 и 1890 годами. ГРМ
Ночь на Днепре, после 1880-го года. Уменьшенный вариант-повторение картины Лунная ночь на Днепре (1880, ГРМ). ГТГ
В этом зале представлено несколько вариантов знаменитой картины из Русского музея Санкт-Петербурга Лунная ночь на Днепре, написанной в 1880 году. Выше на общем плане уже были видны две: уменьшенный вариант-повторение картины из Национального художественного музея республики Беларусь и вариант-повторение из Симферопольского художественного музея.
В центре зала слева та самая Лунная ночь на Днепре 1880 года, произведшая фурор и сводившая с ума весь Петербург на первой российской выставке одной картины. Справа – Ночь на Днепре, 1882 года. Вариант-повторение картины для Третьяковской галереи.
Очередь на выставку этой дивной картины тянулась от Большой до Малой Морской улиц Санкт-Петербурга.
Невероятное сочетание контраста света и тени было мистическим, публика, пытаясь разгадать, что применил художник для придания такой эффекта, строила самые невероятные догадки, экзальтированные барышни падали в обморок…
Картину за немыслимые для пейзажей пять тысяч рублей приобрёл Великий князь Константин Константинович и не желая с ней расставаться, отправился в кругосветку. Иван Тургенев специально приехал из Парижа в Марсель, где остановился корабль, дабы взглянуть на чудо-картину, о которой был наслышан.
Лунная ночь на Днепре до сих пор живёт своей жизнью, непроглядная мгла над Днепром ещё больше сгустилась. Куинджи написал тёмную ночь краской собственного изобретения, в которую добавлял асфальт, и со временем она потемнела ещё больше.
Дарьяльское ущелье. Лунная ночь. 1890–1895 годы. ГТГ
В иллюзии лунного света Куинджи пошел дальше всех, даже Айвазовского, – писали тогдашние газеты.
*** Украинская ночь, 1876 год. ГТГ
Эта картина стала этапом в творчестве Архипа Ивановича. На 5-й выставке ТПХВ в 1876 году она затмила работы таких знаменитых художников, как Ге, Крамского, Васнецова.
Один из рецензентов назвал её самой яркой звездой всей выставки, а Владимир Стасов констатировал, что молодой художник пошел по своей собственной, крайне оригинальной дороге.
Через два года Украинская ночь экспонировалась на Всемирной выставке в Париже и тоже прозвучала очень сильно, обратив на себя внимание взыскательной и капризной французской критики: Куинджи, бесспорно, самый интересный между молодыми русскими живописцами. Оригинальная национальность чувствуется у него ещё более, чем у других
- Лунная ночь, 1890-е. ГРМ
Ночное, 1905–1908 годы. ГРМ Сумерки, между 1890 и 1895 годами. ГРМЛунный свет на фоне заката, 1890-е годы. ГРМВечер в степи, между 1876 и 1890 годами. ГРМВечер на Украине. 1878–1901 годы. ГРМ
Я показала два раздела выставки из четырёх: Притяжение земли и Мистерия ночи. Окончание следует, но не очень скоро…
Источник: https://pro100-mica.livejournal.com/357706.html
Закат в живописи Архипа Ивановича Куинджи
Архип Иванович Куинджи. «Закат зимой. Берег моря». 1876-1890.
Архип Иванович Куинджи. «Закат с деревьями». 1876-1890.
Архип Иванович Куинджи. «Закат». 1876-1890.
Архип Иванович Куинджи. «Солнечные пятна на инее. Закат в лесу». 1876-1890.
Архип Иванович Куинджи. «Закат солнца в лесу». 1878.
Архип Иванович Куинджи. «Эффект заката». 1885-1890.
Архип Иванович Куинджи. «Закат». 1890-1895.
Архип Иванович Куинджи. «Красный закат». 1890-1895.
Архип Иванович Куинджи. «Закат в степи». 1900.
Архип Иванович Куинджи. «Закат в степи на берегу моря». 1898-1908.
Архип Иванович Куинджи. «Закат». 1898-1908.
Архип Иванович Куинджи. «Красный закат». 1898-1908.
Архип Иванович Куинджи. «Лунный серп на фоне заката». 1898-1908.
Архип Иванович Куинджи. «Красный закат». 1905-1908.
Архип Иванович Куинджи. «Закат».
Архип Иванович Куинджи. «Закат в лесу».
Архип Иванович Куинджи. «Закат в лесу».
Источник: http://aria-art.ru/0/Z/Zakat%20(A.%20Kuindzhi)/1.html
Читать
Виталий Манин
Архип Куинджи
Загадки биографии
Ha долю Архипа Ивановича Куинджи выпали громкая слава и забвение, широкая популярность и непонимание. Кажется, что его прославляли не за то, чем он был велик. А то, чем он примечателен в жизни русского искусства, до сих пор по достоинству не оценено.
Писали о Куинджи не слишком много. Устная молва о его искусстве гораздо шире исследований его творчества.
В написанных о нем книгах больше привлекала внимание его незаурядная личность, его неожиданная биография, нежели оригинальность и значение его творчества.
Своеобразие его жизненной судьбы во многом предопределило характер искусства. А судьба его была поистине удивительной.
Загадки биографии Куинджи начинаются с даты его рождения. В архивах хранятся три его паспорта. В одном из них рождение отмечено 1841 годом, во втором — 1842-м, а в третьем — 1843-м. Наиболее вероятная дата рождения — 1842 год. К такому выводу склоняют документы, в разное время выданные Куинджи управой города Мариуполя, в котором он родился, Советом Академии художеств и другими учреждениями.
Предки Куинджи проживали в предгорной части Крыма в районе Бахчисарая и занимались хлебопашеством. Греческая христианская община, окруженная поселениями татар, постоянно испытывала на себе их давление.
Греки не были отуречены, но многие усвоили татарский язык и приняли турецкие фамилии. Куинджи по-турецки «золотых дел мастер». Очевидно, кто-то в родне Куинджи был ювелиром. В метрике он значился под фамилией Еменджи, что означает «трудовой человек».
Понятие «трудовой человек» не расходится с профессией отца Архипа Ивановича — Ивана Христофоровича, сапожника, занимавшегося к тому же хлебопашеством. А. И. Менделеева вспоминает слова самого художника, будто фамилия его Шаповалов[1]. Это, видимо, результат недоразумения.
Шаповалова — девичья фамилия жены Архипа Ивановича, носившей также и татарскую фамилию Кетчерджи.
Виктор Васнецов Портрет Архипа Ивановича Куинджи. 1863 Государственная Третьяковская галерея, Москва
Куинджи считал себя русским, предками своими называл греков, которые со времен античности населяли Причерноморское побережье Крыма[2]. Они стойко сохраняли православную веру и культуру от турецкой и татарской ассимиляции.
После завоевания Екатериной II Тавриды часть греков была переселена в степи реки Кальчика (Калки), где некогда произошла жестокая битва русских с татарами. Кстати говоря, переселение было поручено воинским подразделениям во главе с A. B. Суворовым. Так предки Куинджи оказались в городе Павловске, где греческая колония существовала с 1770 года.
В 1780 году Павловск переименовали в Мариуполь. Здесь, в Мариупольском предместье Карасевке, родился будущий художник. В 1845 году неожиданно умер отец, вскоре и мать. Осиротевшие дети воспитывались у брата и сестры умершего Ивана Христофоровича. Юному Архипу не довелось получить образование.
Родственники пытались обучить его грамоте у преподавателя, слегка знавшего греческую грамматику. После этого «домашнего» обучения Архипа отдали в городскую школу. По воспоминаниям школьного товарища Куинджи — Каракаша, Архип учился плохо, зато рисовал постоянно[3].
К десятилетнему возрасту «курс наук» был завершен. Началась трудовая жизнь. Видно, семья дяди жила бедно, если малолетнего Архипа определили к подрядчику по строительству церкви — Чабаненко.
Мальчику выдали карандаш и книги для ведения подсчета приема кирпича. Архип, вовсе не увлеченный строительным делом, постоянно рисовал в книге.
У окружающих вызвал восхищение портрет церковного старосты Бибелли, удивлявший редким сходством.
Полдень. Стадо в степи. 1890–1895 Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
От строительного подрядчика Куинджи перешел к хлеботорговцу Аморетти в новой для него роли прислуги, комнатного мальчика.
По всей видимости, и здесь юный Куинджи поражал окружающих своими рисунками, ибо знакомый Аморетти, хлеботорговец Дуранте, посоветовал Архипу отправиться в Феодосию к знаменитому Айвазовскому. Куинджи прибыл в тихую Феодосию, по-видимому, летом 1855 года.
Юноша был поражен Черным морем, экзотической красотой земли, где некогда жили его предки. С высоты открывалось море. Цвет его был разным. В одно и то же время тускло-зеленым у прибрежья, изумрудным с серыми полосами — вдали.
Море. Крым. 1898–1908 Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Айвазовского в это время в Феодосии не было. Устройством Куинджи занялся Адольф Фесслер, ученик и копиист Айвазовского. Жил Архип во дворе под навесом в ожидании маэстро. Коренастый юноша с копной густых черных волос и сладкими черносливовыми глазами показался окружающим застенчивым малым.
Вид его, если нельзя назвать комичным, безусловно, был необычен. Обращали на себя внимание выгоревшая рубаха и особенно жилет. Ставшие короткими панталоны в крупную клетку пузырились на коленях. Голову прикрывала соломенная шляпа. Таким запомнила Куинджи дочь Айвазовского[4]. Приезд в Феодосию имел для Архипа огромное значение.
Впервые он соприкоснулся с настоящим искусством, которое его поразило и восхитило. Профессиональная среда, которую олицетворял пока что один Фесслер, заставила серьезно взглянуть на труд художника. Фесслер давал некоторые указания в живописи. Приезд Айвазовского не внес существенных изменений в жизнь Куинджи.
Мастер доверил начинающему художнику лишь тереть краски, а однажды — окрасить забор. Существует другая версия (возможно, она относится к 1865 году, когда Айвазовский открыл мастерскую для желающих учиться под его руководством), согласно которой Куинджи четыре месяца копировал картины мариниста под наблюдением Фесслера[5].
Во всяком случае, в 1855 году, не получив, видимо, поддержки великого мариниста, юный Куинджи вернулся в Мариуполь, где поступил ретушером к местному фотографу.
Иван Айвазовский Вид Константинополя при лунном освещении. 1846 Государственная Третьяковская галерея, Москва
Но вскоре переехал в Одессу, где прожил два или три года, также работая ретушером в фотографии. Вероятно, шумная Одесса привлекла внимание активной художественной жизнью. В городе имелось Общество изящных искусств. В 1864 году при нем основана была рисовальная школа.
Однако в числе учеников имени Куинджи не значится. По некоторым сведениям, в начале 1860-х годов (а вернее, не позднее 1866) Куинджи переехал в Петербург, рассчитывая поступить в Академию художеств. Однако учеником Академии он так и не стал.
В его личном деле хранится экзаменационный лист, относящийся к лицам, «подвергавшимся словесному испытанию для получения различных академических званий»[6]. Очевидно, Куинджи был «вольноприходящим» и самостоятельно готовился к сдаче экзамена.
В это время он познакомился с учениками Академии: Ильей Репиным, Виктором Васнецовым, Константином Савицким, Василием Суриковым и другими художниками, ставшими его приятелями.
Василий Суриков Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге. 1870 Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Источник: https://www.litmir.me/br/?b=558836&p=13
Куинджи Архип
Увеличить
Закат в лесу — Куинджи Архип
Купить картину «Закат в лесу» художника Архипа Куинджи можно на бумаге, холсте с имитацией масляной живописи или на холсте с росписью масляными красками, выполненной профессиональным художником. Оформить репродукцию Архипа Куинджи «Закат в лесу» можно на подрамнике или в багетной раме или без оформления.
от 1204.00 р.
Увеличить
Закат в степи — Куинджи Архип
Купить картину «Закат в степи» художника Архипа Куинджи можно на бумаге, холсте с имитацией масляной живописи или на холсте с росписью масляными красками, выполненной профессиональным художником. Оформить репродукцию Архипа Куинджи «Закат в степи» можно на подрамнике или в багетной раме или без оформления.
от 1601.99 р.
Увеличить
Закат в степи на берегу моря — Куинджи Архип
Над картиной «Закат в степи на берегу моря» Куинджи работал с 1898 года по 1908 год. Купить картину «Закат в степи на берегу моря» художника Архипа Куинджи можно на бумаге, холсте с имитацией масляной живописи или на холсте с росписью масляными красками, выполненной профессиональным художником. Оформить репродукцию Архипа Куинджи «Закат в степи
от 1082.00 р.
Увеличить
Закат зимой. Берег моря — Куинджи Архип
Над картиной «Закат зимой. Берег моря» Куинджи работал с 1876 года по 1890 год. Картина написана в стиле романтичного пейзажа. Купить картину «Закат зимой. Берег моря» художника Архипа Куинджи можно на бумаге, холсте с имитацией масляной живописи или на холсте с росписью масляными красками, выполненной профессиональным художником. Оформить репро
от 940.00 р.
Увеличить
Закат с деревьями — Куинджи Архип
Над картиной «Закат с деревьями» Куинджи работал с 1876 года по 1890 год. Купить картину «Закат с деревьями» художника Архипа Куинджи можно на бумаге, холсте с имитацией масляной живописи или на холсте с росписью масляными красками, выполненной профессиональным художником. Оформить репродукцию Архипа Куинджи «Закат с деревьями» можно на по
от 1286.00 р.
Увеличить
Закат солнца в лесу — Куинджи Архип
Купить картину «Закат солнца в лесу» художника Архипа Куинджи можно на бумаге, холсте с имитацией масляной живописи или на холсте с росписью масляными красками, выполненной профессиональным художником. Оформить репродукцию Архипа Куинджи «Закат солнца в лесу» можно на подрамнике или в багетной раме или без оформления.
от 1316.00 р.
Увеличить
Купить картину «Зима» художника Архипа Куинджи можно на бумаге, холсте с имитацией масляной живописи или на холсте с росписью масляными красками, выполненной профессиональным художником. Оформить репродукцию Архипа Куинджи «Зима» можно на подрамнике или в багетной раме или без оформления.
от 1268.00 р.
Увеличить
Купить картину «Зима» художника Архипа Куинджи можно на бумаге, холсте с имитацией масляной живописи или на холсте с росписью масляными красками, выполненной профессиональным художником. Оформить репродукцию Архипа Куинджи «Зима» можно на подрамнике или в багетной раме или без оформления.
от 1284.00 р.
Увеличить
Купить картину «Зима» художника Архипа Куинджи можно на бумаге, холсте с имитацией масляной живописи или на холсте с росписью масляными красками, выполненной профессиональным художником. Оформить репродукцию Архипа Куинджи «Зима» можно на подрамнике или в багетной раме или без оформления.
от 1274.00 р.
Увеличить
Купить картину «Зима» художника Архипа Куинджи можно на бумаге, холсте с имитацией масляной живописи или на холсте с росписью масляными красками, выполненной профессиональным художником. Оформить репродукцию Архипа Куинджи «Зима» можно на подрамнике или в багетной раме или без оформления.
от 1188.00 р.
Увеличить
Над картиной «Зима» Куинджи работал с 1890 года по 1895 год. Купить картину «Зима» художника Архипа Куинджи можно на бумаге, холсте с имитацией масляной живописи или на холсте с росписью масляными красками, выполненной профессиональным художником. Оформить репродукцию Архипа Куинджи «Зима» можно на подрамнике или в багетной раме или без оф
от 1256.00 р.
Увеличить
Зима. Оттепель — Куинджи Архип
Купить картину «Зима. Оттепель» художника Архипа Куинджи можно на бумаге, холсте с имитацией масляной живописи или на холсте с росписью масляными красками, выполненной профессиональным художником. Оформить репродукцию Архипа Куинджи «Зима. Оттепель» можно на подрамнике или в багетной раме или без оформления.
от 1302.00 р.
« ‹ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 › »
Источник: https://postergrad.ru/hudozhniki/25/kuindzhi_arkhip_4.html
Читать онлайн Архип Куинджи страница 11. Большая и бесплатная библиотека
Мир как некий волшебный храм природы, расположенный где-то в другом, неземном измерении, — таковым предстает образ третьего варианта Березовой рощи. В этом варианте художник как бы вспоминал начало своего пути, но не дублировал его. Романтика Лунной ночи на Днепре и Украинской ночи преобразовалась в новую версию, где связь с реальностью подменяется чистой грезой.
«Лунный» пейзаж картины исключает общественную проблематику. Разумеется, он сохраняет актуальность духовного самочувствия общества того времени и в этом плане пейзаж являет его ясно выраженный образец. Романтическое искусство 1880-х годов, связанное со вселенскими размышлениями Куинджи, преображается в Березовой роще 1901 года в отвлеченную романтику элегического тона.
Крым. Южный берег. 1887 Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Березовая роща. Пятна солнечного света. 1890–1895 Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Березовая роща. 1901 Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск
Красный закат
В творчестве Куинджи проявилась еще одна страсть, которую он настойчиво пытался реализовать в полыхающих солнцем картинах. Куинджи можно считать наиболее значительным после Айвазовского «солнцепоклонником».
Его печальные, минорные закаты (Закат, 1876–1890; два одноименных этюда Закат в степи на берегу моря, Закат, все — 1898–1908, ГРМ) прописаны густой пастозной краской. Густой фиолетовый цвет задавлен светлым желтым или оранжевым. Эти необычайно красивые и естественные цветосочетания соответствуют реальной природе солнечного освещения.
Если в горных пейзажах цвета перерастали в декоративную живопись, то «солнечный» цикл сохраняет все обаяние натурного цвета. В этюдных работах закаты спокойны, так же тихо созерцательны, как и другие произведения Куинджи.
Некоторые закаты можно понять метафорически: как тихое угасание природы, как завершение естественного кругооборота жизни. Минорное угасание света, пепельное покрытие ярких красок, траурное смещение фиолетовых, бордовых и сиреневых цветов свойственны были и горным этюдам художника.
К этому времени относятся несколько замечательных произведений Куинджи, как бы сконцентрировавших его элегическое мировосприятие. Оно впервые появилось в картине Вечер (1888), где минорные краски холодного фиолетового регистра создают печальное настроение, какое-то ностальгическое чувство по угасающей жизни природы.
Этюд Сумерки (1890–1895, ГРМ) наполнен тревожными предчувствиями, фиолетовые и желтые цвета звучат предостережением. Беспокойные ощущения заложены в сопоставлениях оранжевого и фиолетового, в сумеречных полутонах земли и неба. Минорные ощущения в картинах Куинджи возникают из игры полутонов, из их перетекания и переливов.
В основе эмоционального строя лежит личное переживание художника, но оно обретает в Сумерках всеобщее значение, необычайно созвучное эпохе. Оно смыкается с настроениями разочарованности, с осознанием тщеты человеческого бытия.
Несколько позже Александр Блок в цикле Ante Lucem выведет лирического героя — запоздалого путника, печально бредущего по бесконечной дороге жизни. Мотив дороги, любимый и широко распространенный в русской поэзии и живописи, интерпретирован Куинджи согласно доминирующим общественным настроениям.
Дороги человеческой судьбы, созерцание неба и одиноких в своем величии кавказских вершин, с которыми человек ведет мысленную беседу, — излюбленные темы Куинджи рубежа XIX–XX веков. Но чтобы выразить это умонастроение времени, художнику пришлось «наработать» массу этюдов на тему солнечных закатов.
Они не были проходными или подготовительными. Они представляли самостоятельную художественную ценность. Художественными перлами воспринимаются натурные работы, где угасание светила, подернутого сумеречным пеплом, кажется трудным для изображения такого быстротечного явления природы, как закат (Закат, Закат зимой.
Берег моря, оба — 1876–1890, ГРМ).
Закат в степи на берегу моря. 1898–1908 Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Зато в центральной картине «солнечного цикла», в Красном закате (1905–1908, Музей Метрополитен, Нью-Йорк), Куинджи предстает солнцепоклонником. В элегических закатных мотивах художник кажется угомоненным язычником.
Полыхание красок расплавленного солнца, залившего мир напряженным цветом, тем не менее создает впечатление если не умиротворения, то лирического созерцания мощного дневного светила, смиряемого силами приближающейся ночи. В стихиях природы Куинджи старался познать противоположные их начала: ночь и день, порыв и покой, немощь и силу.
Лунная ночь представлялась бездонным мирозданческим пространством. Солнце, напротив, все было на поверхности небесной сферы. Оно трактовалось двояко: умиротворенным, погибающим, гаснущим или буйно полыхающим, яростной стихией. Солнце дарует жизнь.
Поэтому, видимо, Красный закат плотно сомкнулся с фольклорными представлениями, где солнце воспринимается как источник жизни и красоты.
В долгий период творческого «молчания» Куинджи продолжал сохранять связи с общественной жизнью. Несмотря на выход из Товарищества передвижных художественных выставок, он по-прежнему дружил с некоторыми передвижниками, присутствовал на их общих собраниях.
Можно сказать, делом жизни стало для Куинджи создание общества художников, необходимого для творчества и взаимопомощи. Он встретил такое же желание у Константина Крыжицкого.
Шестого ноября 1908 года на квартире у Куинджи собрались учредители и было решено в знак заслуг Куинджи присвоить обществу его имя. Архип Иванович внес в его основание миллионный капитал.
К 1910 году, году смерти Куинджи, общество насчитывало 101 человека.
Красный закат. Эскиз. 1890–1895 Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Закат. 1876–1890 Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Закат зимой. Берег моря. 1876–1890 Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Умер Куинджи 11 июля 1910 года.
Заболел он в Крыму воспалением легких. Спустя некоторое время с разрешения врачей Вера Леонтьевна перевезла его в Петербург. Но сказалось больное сердце, которое не справлялось с болезнью. Куинджи звал учеников, но летом они были в разъезде.
У постели больного присутствовали Рерих и Химона.
В завещании весь свой капитал художник передал обществу имени Куинджи. Вере Леонтьевне завещал 2500 рублей ежегодно. Детей у них не было. Позаботился о ком только мог. Вспомнил брата, глубокого старика, у которого жил мальчиком, не забыл племянников и их детей. Отрядил церкви, в которой крестился, дабы организовали школу его имени.
Остался в памяти человеком добрым, вспыльчивым, буйного темперамента, человеком оригинального мышления, не столь тонко воспитанным, но цельным, искренним и, как высказался однажды Репин, «необычайно умным».
Сумерки. 1890–1895 Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Хроника жизни Куинджи
- 1842 родился в Мариуполе.
- 1868 Петербургская Академия художеств присвоила звание свободного художника за картину Татарская деревня при лунном освещении на южном берегу Крыма.
- 1873 посетил Германию, Францию, Англию.
- 1875 принят в члены Товарищества передвижных художественных выставок.
- 1876 на V выставке ТПХВ экспонируется картина Украинская ночь.
1878 картины Вид на острове Валааме, Лунная ночь на Украине экспонируются на Всемирной выставке в Париже.
Поездка во Францию.
- 1880 выход из Товарищества передвижников.
- 1890–1895 поездка на Кавказ.
- 1892 утвержден в звании профессора петербургской Академии художеств.
- 1895 увольнение с должности профессора-руководителя пейзажной мастерской.
- 1898 поездка за границу с учениками пейзажной мастерской.
1904 учреждено Общество имени А. И. Куинджи на его средства.
1910 11 июля умер в Петербурге.
Березовая роща. 1879
Холст, масло, 97×181 см Государственная Третьяковская галерея, Москва
Одним из первых замыслов картины мог быть этюд 1878 года Сосновый лес с речкой. Куинджи заимствовал в нем у Шишкина композицию, близкую Корабельной роще.
Однако интерпретация пейзажа другая, лишенная шишкинской эпичности. В этюде содержалось многое из того, что предвещало Березовую рощу. В первую очередь — мотив с ручьем, обобщение крон деревьев, глубинность пространства.
В картине сохранен от этюда прием среза верхнего края изображения, как в фотокадре, придавшего виду некий частный характер.
Источник: https://dom-knig.com/read_383538-11
Архип Иванович Куинджи, Изображений: 175
Сведения о детстве Архипа Куинджи очень отрывочные и неполные.
Даже дата его рождения известна недостоверно. Сохранились немногочисленные документы, на основании которых исследователи биографии Куинджи называют днём его рождения 15 января 1841 года.
Произошло это событие в пригороде Мариуполя под названием Карасу.
Талант и бедность (1841-1854)
Считается, что предками художника были греки, которые проживали в Крыму в тесном соседстве с татарами. Происходило постепенное взаимопроникновение культур, стирался языковый барьер, возникали смешанные браки. Поэтому вполне возможно присутствие в семье Куинджи татарской крови, хотя сам художник всегда говорил, что считает себя русским.
Фамилия «Куинджи» (в первоначальной транскрипции Куюмджи) на татарском языке означает название ремесла: «золотых дел мастер». Известно, что дед художника действительно был ювелиром. Родной брат Архипа перевёл фамилию на русский язык и стал Золотарёвым.
Рождение талантливого ребёнка в бедной семье не обещает ему никаких привилегий. Отец Куинджи, Иван Христофорович, был сапожником и не мог обеспечить своим детям достаток. Когда Архипу исполнилось три года, отец внезапно умер. Очень недолго после этого прожила и мать. Маленькие сироты остались на попечении брата и сестры отца Куинджи, которые поочерёдно, как могли, заботились о них.
Благодаря поддержке родственников мальчик освоил грамоту, занимаясь со знакомым учителем-греком, а позже недолго посещал местное городское училище. Учёба там ему не нравилась и давалась с большим трудом.
Как раз в этот период впервые ярко проявились его способности к рисованию. Увлекаясь, малыш рисовал не только на случайных обрывках бумаги, но и на мебели или заборе.
Это занятие приносило ему неподдельную радость.
Бедность вынуждала его подрабатывать то пастушком, то помощником хлеботорговца, то учётчиком кирпичей на строительстве церкви. Но рисование по-прежнему было его главной страстью.
Так продолжалось до 1855 года, когда кто-то из взрослых, заметив у мальчишки талант, посоветовал ему ехать учиться рисованию к Айвазовскому, в Феодосию.
Архип Куинджи проделал этот неблизкий путь пешком, так как заплатить за проезд было нечем.
Новый поворот (1855-1859)
Крымские пейзажи поразили воображение впечатлительного подростка. Айвазовский в ту пору отсутствовал, поэтому его копиист, Адольф Фесслер, по доброте душевной принял участие в судьбе юного Архипа. Он преподал ему первые настоящие уроки рисования. Для бедного и застенчивого Архипа это означало, что у него есть надежда стать художником.
Он пробыл в Феодосии несколько месяцев. Дочь Айвазовского в своих воспоминаниях описывала его как невысокого, сильно курчавого паренька в соломенной шляпе, очень тихого и стеснительного.
Сам Айвазовский по возвращении в Феодосию не сумел рассмотреть талант Куинджи и не стал заниматься с ним. Правда, он доверил ему смешивание красок и покраску своего забора. Разочарованный и угнетённый таким поворотом событий юноша возвращается домой.
Удача с третьей попытки (1860-1868)
В родном городе Куинджи несколько месяцев работает ретушёром у фотографа, а позже отправляется в поисках заработка сначала в Одессу, а оттуда — в Таганрог. Этот город встретил его более приветливо. Архип нанимается в фотостудию С. С. Исаковича, снова в качестве ретушёра. И продолжает рисовать.
Окончательно осознав, что реализовать свою мечту в таких условиях он не сможет, Куинджи бросает всё и переезжает в Санкт-Петербург, где пытается поступить в Академию художеств. Однако судьба состроила ему новую гримасу — провал на экзаменах. Вторая попытка тоже оказалась неудачной.
Но талант и любовь к живописи требовали выхода и толкали на преодоление препятствий. Куинджи упорно занимается рисованием и в 1868 году выставляет свою первую картину под названием «Татарская сакля в Крыму». Эта работа открывает ему доступ в Академию художеств, куда его зачисляют как вольнослушателя.
В этот благодатный период Куинджи создаёт невероятно пронзительные картины «Осенняя распутица», «Забытая деревня» и «Чумацкий тракт в Мариуполе».
Они написаны в новаторской манере.Тщательно подобранные оттенки очень точно передают мрачность и унылость безрадостных пейзажей. Непривычные краски и особенная игра теней очень впечатлили публику, но получили неоднозначную оценку в среде художников.
«Северный» период (1869-1873)
Куинджи очень привлекала работа над пейзажами. Он вырабатывал свою особенную технику нанесения красок, которая позволяла создавать настолько необычные зрительные иллюзии, что друзья за глаза называли его мистификатором.
Вдохновлённый видами северной природы, художник за короткий период создал такие шедевры, как «Ладожское озеро», «Снег», «На острове Валаам», «Исаакиевский собор при лунном освещении».
Опять поворот и стремительный взлет (1874-1881)
В 1874 году жизнь Архипа Куинджи получает новое наполнение: художник женится на Вере Леонтьевне Кетчерджи. Он был влюблён в неё ещё с юношеских лет. Ранее этот брак был невозможен из-за крайней бедности Куинджи и богатого происхождения невесты.
Теперь же продажа картин сделала художника обеспеченным человеком. Он смог посетить Англию, Францию, Австрию, Швейцарию и другие страны для знакомства с различными школами живописи.
Наступил новый, более радостный период жизни. И картины художника приобрели другую тональность. Написанные в ту пору «Берёзовая роща», «Днепр утром», «Лунная ночь на Днепре», «Украинская ночь» произвели невероятное впечатление на публику.
Яркая, почти декоративная игра красок делала картины просто светящимися. Некоторые даже норовили заглянуть за холст, чтобы убедиться в отсутствии искусственной подсветки луны. Современник Куинджи, поэт Я. Полонский, рассматривая картины, в недоумении задавался вопросом: это картина или оконная рама, за которой открывается пейзаж непостижимой красоты?
Молчание гения (1882-1910)
После такого шумного успеха друзья Куинджи обоснованно ожидали новых картин и сюжетов. Но у художника своя логика — он прекратил выставки на 20 лет. В это время он продолжал писать, штудировать литературу, занимался с учениками, строил дачу в Крыму.
Несмотря на активный и обидчивый характер, Архип Куинджи слыл очень добрым человеком. Он постоянно и безвозмездно поддерживал деньгами своих учеников и учреждал премии лучшим молодым художникам. Его доброта распространялась также на животных и птиц.
Из письменных воспоминаний современников художника известно, что ежедневно около полудня он выходил во двор кормить птиц. Уже приученные к такому ритуалу к нему слетались воробьи, вороны, голуби и другая крылатая братия. Птицы совершенно его не боялись, садились на руки, что только радовало хозяина.
В 1901 году Куинджи прервал своё «молчание», представив взыскательной публике новые шедевры: «Вечер в Украине», теологический сюжет «Христос в Гефсиманском саду» и новый вариант «Берёзовой рощи». Они до сих пор волнуют и завораживают зрителя, надолго приковывая взгляд.
Больше он не выставлялся и многие картины стали известными только после его смерти. Умер гениальный художник 11 июля 1910 года. Причиной смерти стало больное сердце.
Передвижники
Источник: https://gallerix.ru/album/Quingy