Васнецов «витязь на распутье» описание картины, анализ, сочинение

Васнецов

 1878 г. 79 x 147 см.  The Museum of Russian Art

Описание картины Васнецова В.М. «Витязь на распутье»

Более 10 лет творчества художник посвятил созданию знаменитого «Витязя на распутье». Работу над картиной Васнецов начал еще в первой половине 1870-х годов, а в 1878, на VI выставке общества передвижников вниманию зрителей был представлен ее первый вариант. Окончательный вид картина, какой ее знают сегодня, приобрела в 1882 году и послужила подарком меценату Савве Мамонтову.

На фоне большинства картин Васнецова – светлых, сказочных, завораживающих — «Витязь…» выделяется своей гнетущей мрачностью и безысходностью. В центре полотна художник изобразил могучего воина верхом на богатырском коне.

Витязь вооружен копьем и булавой, за спиной – крепкий щит, лук и колчан со стрелами. Тяжелые думы одолели воина, заставив в задумчивости склонить голову. Боевой конь, его верный соратник, вторя чувствам и мыслям богатыря, тоже стоит с опущенной головой.

«Задумалось» и припавшее острием к земле копье. Виной всему преградивший путь всаднику мрачный камень с не предвещающей добра надписью «Как пряму ехати – живу не бывати – нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному».

Из трех вариантов пути, начертанных на камне в былинных сказаниях, Васнецов в процессе работы над картиной, оставил только один – «прямо пойдешь – живым не бывать!».

Мрачное настроение картине добавляет характерный фон.

Неприветливая местность, выполненная в тяжелых бурых, серых и зеленых тонах, разбросанные человеческие череп и кости, кружащие над полем вороны, предзакатное вечернее небо, словно говорящее о возможном скором закате жизни – все это усиливает впечатления от представленного образа витязя и судьбе богатырей русских, сражающихся за мир на земле-матушке.

Интересно, что за время работы над картиной, художником было создано значительное количество эскизов, зарисовок и набросков. И сегодня зритель мог бы видеть картину совершенно другой.

Так, в одном из начальных вариантов, можно было бы разглядеть лицо всадника, но позднее художник решил представить витязя сбоку, со спины.

От камня вдаль уходила дорога, в идеи изображения которой автор в итоге отказался.

Зритель, внимательно изучающий картину, обратит внимание на некоторую неточность, допущенную художником. А именно: копье, что витязь держит в руке, предназначено для пеших воинов, а не для всадников. Особая отделка нижней части древка неудобна и даже опасна для них.

Ошибка ли это? Оружие других героев любой из картин Васнецова прописано с точностью до мелочей – копья, мечи, луки и стрелы соответствуют боевым характеристикам. Возможно, эта погрешность – намек на готовность всадника сражаться с недругом, даже потеряв коня. Витязь стоит на распутье, но выбирать ему нечего.

При этом, несмотря ни на что, он полон решимости и готов сражаться, какая бы судьба ни ждала его впереди.

Лучшие картины Васнецова В.М.

Васнецов Васнецов Васнецов Васнецов
Васнецов Васнецов Васнецов Васнецов
Васнецов

Источник: http://www.hudojnik-peredvijnik.ru/vasnecov-v-m/vasnecov-v-m-vityaz-na-raspute/

Сочинение по картине Васнецова Виктора Михайловича «Витязь на распутье»

Васнецов Васнецов
Васнецов

История создания

Работать над картиной художник начал в семидесятых годах XIX века. Он писал ее в течение 15 лет, одновременно трудясь над другими произведениями. Художник написал несколько вариантов картины «Витязь на распутье».

Первый из них был закончен в 1877 году и через год представлен на выставке передвижников. Это стало переломным моментом в жизни художника. В последующие годы он написал целый цикл полотен, посвященный теме народных былин.

В первоначальных вариантах богатырь повернут лицом к зрителю. В качестве прототипа Васнецов использовал своего младшего брата Аполлинария.

На полотне была изображена дорога, символизирующая возможный выход из положения. На камне было 3 надписи.

В 1882 году художник создал окончательный вариант специально для коллекции мецената Саввы Морозова. Он внес следующие изменения:

Васнецов

  • увеличил размеры холста;
  • доработал некоторые детали;
  • повернул витязя спиной к зрителю, чтобы ключевым моментом полотна стало содержание надписи на камне;
  • убрал дорогу, ведущую к камню, чтобы показать, что обратного пути нет;
  • на передний план поместил останки человека и лошади;
  • закатное небо на картине сделал более мрачным.
  • оставил на камне лишь одну надпись.

Описание и анализ произведения

Центральная фигура — могучий всадник на белом коне, который читает старославянскую надпись на камне. Большая часть слов стерлась, осталось лишь зловещее предупреждение: «Живу не бывать».

Других дорог не видно, вокруг лишь голые камни, напоминающие могильные, да лежащие вокруг них кости.

Васнецов

Как видно, кто-то уже пытался ехать в этом направлении, но погиб по дороге. Мрачную атмосферу картины дополняют кружащиеся и сидящие на камнях вороны. Поблескивающие вокруг лужи создают впечатление болота.

Все это производит гнетущее впечатление на богатыря, и он опустил голову. Понурился и его верный конь. Всадник в полном боевом снаряжении и готов к битве. На нем надеты:

  • шлем;
  • кольчуга;
  • прочные зеленые сапоги, удобно фиксирующие ногу в стремени.

В руках у воина тяжелый щит. Он вооружен:

  • булавой;
  • колчаном со стрелами;
  • длинным пехотным копьем.

По-видимому, такое копье взято неспроста: если конь падет, всаднику придется сражаться пешим. Время на картине можно описать так: близится вечер, закатное небо темнеет, надвигается туча. Богатырь никак не может решиться ехать вперед.

Он одинок, и рядом нет боевых товарищей. В своих мыслях он также находится на распутье, но другого пути нет, и назад повернуть нельзя.

Главная идея картины

В кратком сочинении для 6 класса по «Витязю на распутье» Васнецова следует отметить, что в этой картине отражен главный вопрос, встающий перед каждым человеком — выбор верного пути. Стоит ли идти вперед, рискуя собственной жизнью, или лучше повернуть назад? Но рассказ о рыцаре, у которого нет обратной дороги, ясно дает понять, что миновать опасность не удастся.

Васнецов

Витязь из картины Васнецова — воплощение духа русского народа, стоящего на распутье перед грядущими переменами. Вперед идти страшно, но и назад пути нет. Надпись на камне — мрачное пророчество, предвещающее тяжелые годы, но ясное небо за тучами дает надежду на лучшее будущее.

Картина Васнецова входит в сокровищницу изобразительного искусства.

В настоящее время она находится в Государственном Русском музее. По ней сделано множество репродукций, а ее сюжет изображен на надгробии художника.

Источник: https://nauka.club/literatura/sochineniya/vityaz-na-raspute.html

Сочинение по картине Васнецова Витязь на распутье 6 класс

Васнецов

На картине Васнецова «Витязь на распутье» изображен крепкий русский всадник на могучем белом коне, который остановился перед огромным серым камнем, лежащим на распутье, с выбитой на нем надписью.

Каково же содержание надписи, от которой вооруженный воин понуро склонил голову? Видно, что его настроение передалось и боевому коню, гривастая голова которого тоже склонилась к земле.

На камне старославянскими буквами выведено, что впереди дороги нет, и всякого на этом пути ожидает верная погибель. Верность надписи подтверждают и разбросанные вокруг человеческие кости и белый череп, отшлифованный степными ветрами и дождями. Они создают мрачную атмосферу картины, в воздухе словно витает запах смерти.

Всадник хорошо защищен от врага шлемом, кольчугой и щитом, висящим за широкой спиной. Зеленые сапоги позволяют ногам удобно фиксироваться в стремени.

В арсенале вооружения булава, колчан со стрелами и длинное пехотное копье, не предназначенное для всадников. Возникает мысль, что копье взято с расчетом на то, что в бою верный конь может пасть и тогда придется сражаться на земле. Видимо, присутствует легкий ветерок, потому что роскошный хвост лошади слегка колышется.

Грустная и мрачная картина вокруг наводит на размышления: почему воин один, почему едет по бездорожью, почему он так удручен? Природа как будто грустит вместе с воином, выделяются темные тона картины. Вокруг всадника поле, увенчанное несколькими огромными валунами.

Сгущаются сумерки, солнце медленно приближается к линии горизонта, мечутся зловещие птицы, а одинокий всадник не может сдвинуться с места, кажется, что силы и воля уже покинули его. Рядом с ним нет его боевых товарищей, а он сам понимает, что, скорее всего его постигнет именно та участь, которая высечена на камне.

Сочинение описание по картине Витязь на распутье Васнецова 4, 5 класс

Васнецов интереовался русскими сказками и былинами. Он мечтал написать картину с двадцатилетнего возраста. И вот его мечта сбылась. Витязь — это русский богатырь из былинного эпоса.

На переднем плане картины изображен богатырь, собирающийся на бой с врагами, которые часто нападали на русские земли. Можно предположить, что это знаменитый Илья Муромец. Он восседает на могучем белом коне. У коня длинная грива и длинный хвост.

По-всей видимости, это владимирский тяжеловоз. У него мощные копыта. Только кони этой породы могут выдержать тяжесть богатырского веса. Богатырь сам мужчина не из хилых, Бог его силушкой не обидел.

Он явно едет на битву с врагом, поэтому в полном облачении — кольчуга, за спиной круглый тяжёлый щит, на голове  железный шлем с меховым хвостиком. В левой руке он держит длинное острое копьё. Также с левой стороны виден большой лук.

С правой стороны к седлу пристроен колчан со стрелами. Имеется и мощная булава. Она висит на поясе, с правой стороны. На коне красивая широкая сбруя.

На пути богатыря попались огромный серый камень с надписью, выполняющий роль дорожного указателя. Вдали, на пространстве до самого горизонта, видны камни различных размеров. Это явно дело не человеческих рук. Без специальных приспособлений и мощной техники так живописно разбросать камни невозможно.

Былины по времени написания относятся к существованию древней Руси. Судя по полнейшему отсутствию леса, можно предположить, что это северные широты нашей Родины, болотистая равнина. И разбросанные валуны — следы ледника, который пришёл на территорию Руси с севера, и притащил с собой огромные камни.

Местность совершенно безлюдна. Нет ни людей, ни животных. И только на заднем и переднем плане видно чёрное вороньё. Возле камня-указателя лежат кости коня и человеческий череп. Какой-то богатырь умирал здесь раненный вместе с верным конём. Вороньё сделало своё черное дело, и теперь сидит в ожидании следующего пира.

Прочитав надпись на камне, богатырь в полной задумчивости склонил свою голову. В ожидании решения богатыря, конь тоже опустил голову. От этого камня дороги  расходятся в разные стороны и надо определиться и выбрать свою. Идти придётся вперёд, и принять бой с пока неизвестным противником.

Картина написана в мрачных, серых тонах, при полном отсутствие солнца. Это ещё больше усиливает тревогу и неопределённость. По серому небу ветер гонит свинцовые тучи.

Описание 3

Это довольно мрачная картина, пронизанная безысходностью, обреченностью. Для ее написания художник использовал блеклые, неяркие краски, чтобы это подчеркнуть.

Главный герой полотна – богатырь, который ехал на своем белом коне и теперь остановился перед камнем с надписью. Их художник изобразил на переднем плане. Витязь одет в кольчугу и шлем, металлическая защита слегка поблескивает в лучах заходящего солнца. Его крепкую спину прикрывает мощный щит.

Богатырь во всеоружии: за спиной висит колчан, полный стрел с белыми перьями на концах, с пояса свисает тяжелая булава. В руке он держит копье. Его красное древко – единственное, что есть яркого на картине. Богатырь его опустил, что только подчеркивает некоторую растерянность путника.

Витязь внимательно смотрит на камень с предупреждающей надписью и раздумывает, как поступить.

Верный конь с красивой белой, развевающейся на ветру гривой притомился в пути. Пока хозяин думает, он опустил голову и отдыхает. Кажется, что он спит. А думы у богатыря невеселые, ведь камень не оставляет никакой надежды. Какую бы дорогу не выбрал путник, добра ему не будет.

Серая, отполированная степными ветрами глыба с надписью у основания поросла черным мхом. Возле нее лежит желтый, обглоданный человеческий череп и кости коня – путников, которые также читали надписи на камне. Пустые глазницы смотрят прямо на богатыря.

Читайте также:  Климт "персиковое дерево" описание картины, анализ, сочинение

Также кости разбросаны и по всему огромному полю, поросшему сизыми и бурыми травами, которые слегка колышет ветер.

Огромные каменные валуны видны и на дальнем плане картины. Слева как раз между двумя древними глыбами проходит узкая серая тропа, которая также ведет к погибели.

Возле камня справа, почерневшего у основания, сидит большой ворон, еще одна черная птица подняла крылья и надрывно каркает. Третий ворон кружит над степью.

Эти птицы делают окружающую обстановку еще более зловещей, пугающей. Три черных птицы и три дороги, ведущие к смерти.

Не предвещает ничего хорошего и опускающийся на степь вечер. Солнце уже садится, оно окашивает последними лучами горизонт в золотистый и оранжевый цвет. Над ним сгущаются темные тучи. Путнику нужно принимать решение, пока совсем не стемнело. Иначе вместе солнцем угаснет и его жизнь.

4, 5, 6 класс

Описание настроения картины Витязь на распутье

Васнецов

Популярные сегодня темы

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-kartine/vasnecov/vityaz-na-raspute-6-klass

Сочинение по картине Васнецова «Витязь на распутье»

План

  1. В.М.Васнецов
  2. Витязь
  3. Небо
  4. Моё впечатление

Художник В.М.Васнецов часто писал картины на сказочные и былинные сюжеты. Например, «Богатыри», «Алёнушка», «Иван-царевич на Сером волке» и другие. Эти картины и сами по себе сказочные и волшебные, в них столько чудесного и таинственного!

Картина «Витязь на распутье» изображает богатыря или Ивана-царевича, который подъехал к камню, чтобы узнать, что ждет его на этой дроге. И что же? На камне грозное предупреждение: «Живу не бывати».

Но куда же ехать, если не сюда? Вокруг нет никаких больше дорог, только зловещие камни, похожие на могилы, кружит ворон, словно отыскивает мертвечину, еще один сидит возле камня, а под камнем лежит и скалится череп. Витязь огорченно задумался. Он не знает, как ему быть.

Распутье не столько в чистом поле, сколько в мыслях витязя, он не может решиться.

Впереди художник изобразил черную тучу. Она словно пугает витязя, предупреждает его об опасности. Но дальше небо чистое и немного розоватое. Там, наверное, заря. Мне кажется, художник хочет показать, что путь будет трудным и опасным, но все же приведет к добру. Наверное, витязь все-таки решится ехать вперед и победит все опасности.

Мне картина очень понравилась. Она страшная и таинственная, но чувствуется, что все закончится хорошо, как всегда бывает в сказках.

Васнецов

Данная картина В.М. Васнецова написана, как и многие другие его картины, под влиянием сказочных и былинных сюжетов. В центре произведения – Илья Муромец. Он известен как самый мужественный и сильный богатырь на Руси. Лица его не видно, он сидит на своем белом коне, вооруженный копьем, щитом, булавой, луком, полным стрел.

Весь образ говорит о его раздумье, фигура богатыря величественная и могучая. Задумчивость видна и в склонившейся голове. Копье его также наклонено вниз. Автор показывает единство между ним и его бравым другом – конем, потому что поза лошади также обращена вниз. Несмотря на то, что конь стоит уверенно, голова его наклонена.

Перед богатырем находится камень, на котором написано, что если поехать прямо, то невозможно остаться живым никому: «ни проезжему, ни прохожему, ни пролетному». Также написано и в русских былинах. Все остальные надписи на камне стерлись, потому что прошло уже много лет. Он понимает, что у него есть только один путь, который приведет его к смерти.

Мрачный задний фон лишь подчеркивает настроение работы В.М. Васнецова. Местность изображена болотистая, растительности почти нет, камни разбросаны также самых мрачных тонов. Видны кости, оставшиеся после боя, а над ними летают вороны в поисках своей легкой добычи. Перед богатырем стоит непростой выбор, груз ответственности. Ему очень тяжело дается принятие этого решения.

Картину дополняют нависшие грозовые тучи, которые еще больше нагнетают обстановку и указывают на полную безысходность ситуации: ни налево, ни направо дороги нет, а если прямо идти – то ждет смерть.

Хочется верить, что мужество богатыря одержит верх над мрачными мыслями и силами, он очнется от своих тяжелых мыслей, поедет прямо и уничтожит злую силу и всех врагов, которые преграждают ему путь.

Тем самым, он в очередной раз спасет Русь.

Виктор Михайлович Васнецов не раз обращался в своем творчестве к произведениям фольклора: сказкам, былинам. А образы русских богатырей волнуют и манят его с самого начала творческого пути.

Есть немало набросков, рисунков, где изображены былинные герои. Задумка нарисовать картину «Витязь на распутье» у Васнецова возникла давно, когда художнику было еще двадцать лет. А создал он свое творение в 1882 году.

По признанию мастера, эта картина является выражением его собственных мыслей.

Центральное место на картине занимает образ богатыря, который подъехал к камню с четко сохранившейся надписью: «Как прямо ехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». В бессилии опустил богатырь копье, читая надпись. Задумался он над своею долей. Ведь остальные надписи поросли мхом и стерлись от времени. Значит, одна ему дорога — туда, где не быть живому.

Тревожное состояние героя усиливает голый череп у камня и коршун, кружащийся в поисках добычи. Беду предвещает он усталому путнику. Угасающую зарю закрывают надвигающиеся грозовые тучи. Куда идти витязю? Куда направиться? Ведь и дороги-то никакой нет. Все быльем поросло. Казалось бы, полная безысходность, нет пути ни вправо, ни влево, а прямо — смерть.

Но при взгляде на картину вспоминаешь былину «Илья Муромец и разбойники», которой и был навеян сюжет картины Васнецова. Не побоялся Илья трудного пути и победил разбойников, очистил дорогу. Думается, и витязь, очнувшись от тяжелых дум, поедет прямо, чтобы уничтожить злую силу, закрывшую этот путь.

На этой странице искали :

  1. сочинение по картине витязь на распутье
  2. сочинение по картине васнецова витязь на распутье
  3. сочинение витязь на распутье
  4. витязь на распутье сочинение
  5. сочинение на тему витязь на распутье

Источник: http://porusskomu.net/sochinenie-po-kartine/vasnecov/po-kartine-419

Сочинение по картине Васнецова «Витязь на распутье»

План:

  1. Васнецов — былинный живописец.
  2. Описание картины:
    • витязь на белом коне;
    • камень-предсказатель;
    • зловещее поле;
  3. Задний план (природа).
  4. Мое отношение к картине.

Васнецов

На переднем плане изображен древнерусский витязь на белом коне, который остановился в поле у огромного камня с высеченной на нем надписью. Всадник повернут к нам спиной, поэтому мы не видим его лица.

Богатырь одет в боевые доспехи. Он готов даже к неожиданной встрече с противником. На нем блестящий железный шлем, длинная кольчуга, усиленная металлическими пластинами на спине и, должно быть, на груди.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

За спиной — большой тяжелый круглый щит. На поясе на широком ремне прикреплен кожаный коричневый колчан, украшенный металлическими декоративными накладками. Колчан полон стрел. С боку висит массивная булава.

В правой руке витязь держит длинное острое копье на красном древке. Оно опущено острием вниз, слегка согнутая рука богатыря слабо его сжимает — воин спокоен и уверен в себе.

На ногах у него высокие светло-зеленые сапоги с позолоченным кантом по верху голенища.

Путник, верно, очень долго ехал и устал. Его крепкое тело сейчас расслаблено, а плечи опущены. Всадник не торопил своего коня по широкому полю: в стремена вставлены лишь кончики его сапог. На закате дня он наткнулся на вещий камень на дорожной развилке.

Искал ли он этот указатель или нет — не известно. Но надпись на нем заставила его остановиться и глубоко задуматься. Богатырь слегка склонил голову, опустил поводья у коня. Вслед за хозяином свою голову опустил и белый скакун, словно и он принимает непростое решение.

Его длинная лохматая грива свисает почти до земли.

Богатырский конь под стать самому витязю: крепкий, холеный, с густой гривой, шелковистым хвостом, с мощными ногами, которые твёрдо ступают по земле, а в случае необходимости быстро домчат седока туда, куда тот прикажет. А сейчас он покорно и терпеливо стоит, ждёт решения своего хозяина.

Поле, по которому едет былинный герой, — не возделанная плодородная нива, радующая глаз. Это зловещее безжизненное пространство, на котором растет небольшими островками горькая полынь-трава. Поле усыпано большими серыми валунами.

Один из таких валунов,
вырастающих из-под земли, — вещий камень, перед которым и остановился витязь. На его плоской стороне выбиты слова-предсказания для всех, кто решит продолжить свой путь дальше.

Он настолько древний, что потемнел от времени и покрылся мхом, который скрыл часть слов.

В сказках и былинах обычно говорится о трех дорогах, которые предлагаются на выбор путнику. Однако на своем полотне художник решил отступить от этого важного момента. Этим приемом он зрительно усилил тревожный сюжет картины, оставил былинного героя без альтернативы выбора пути, ведь на камне можно различить лишь эти слова:

«Как прямо ехать — живу не бывати.
Нет пути ни проезжему, ни прохожему, ни пролетному…».

Значит, других дорог здесь нет. Что ищет витязь в этом заброшенном краю? Какую дорогу и судьбу выберет: вперед или отступит назад? Если вперед, то что его там ждет? Почти сразу за камнем твердая земля превращается в зыбкую болотистую почву.

В перспективе нет ничего, что могло бы вселить отрадную надежду. Только сгущающийся сумрак, пробирающий душу холод и неизвестность надвигаются на героя. Есть узенькая тропинка, которая уходит влево, петляя между валунами. Она ведет неведомо куда и постепенно растворяется.

Про неё ничего не говорит вещий камень. Третьей дороги, как положено в сказках, нет.

Гнетущее ощущение складывается от местности, в которую заехал богатырь. По полю разбросаны кости людей и животных. А прямо перед камнем мы видим черепа человека и лошади. Видимо, немало было смельчаков, решившихся в свое время переступить рубеж, на котором стоит камень-вещун, но предсказание для них сбылось слишком быстро. Вот и кружат над полем черные вороны в ожидании новой добычи.

На поле ложится вечерняя мгла. Тревожное желтоватое небо темнеет. Узкая темная свинцовая туча растянулась вдоль линии горизонта. Солнце уже почти село. Его последние отблески, как зарево, полыхают вдали над одним из высоких мрачных холмов.

По своему эмоциональному настрою эта картина производит тягостное, безрадостное впечатление. Наверное, в жизни каждого человека бывают такие непростые моменты, когда нужно решиться на определенный выбор дальнейшего пути. Кто-то принимает решение двигаться вперед, несмотря ни на что. А кто-то повернет назад, испугавшись неизвестности.

Но русские богатыри никогда не искали легких путей. Витязь на белом коне знает, что ему придется столкнуться с немалыми трудностями, и не случайно он в полной боевой готовности. Я думаю, что он не отступит, не свернет с прямого пути и с честью выйдет из любого сражения.

Источник: https://sochinyalka.ru/2017/04/sochinenie-po-kartine-vitjaz-na-raspute-vasnecov_4.html

Сочинение по картине Васнецова Витязь на распутье 6, 7 класс

Картина витязь на распутье кисти художника В. М. Васнецова является одной из самых известных картин данного художника . Картина была создана в 1882 году .

В центре произведения богатырь Илья Муромец сильный и мужественный герой русских сказок и былин . Главный герой сидит на сильном боевом белом коне Мы видим его со спины сбоку .

Хотя изначально автор картины хотел развернуть фигуру богатыря лицом к зрителю . Он вооружен луком полным стрел корьём булавой . Несмотря на то что мы не видим его лица мы может разглядеть задумчивость и усталость во всем его образе.

Он вероятно понимает какая опасность его ожидает . какой не простой бой впереди . Его голова склонена вниз . Рука которой он держит копье тоже опущена . Автор картины показывает единство богатыря и верного боевого коня : поза лошади повторяет позу хозяина .она так склонила голову .

  • Перед богатырем стоит большой камень с мрачной надписью :
  • Как прямо ехати — живу не бывати. Нет пути ни прохожему,
  • Ни проезжему, ни пролетному.

остальные надписей на картине почти не видно .но кто читал сказки про богатырей может вспомнить их . в любом случаи какой бы путь он не выбрал его везде поджидает опасность .

перед персонажем стоит трудный выбор наверно у каждого человека в жизни были моменты когда надо принять непростое решенье : рискнуть двигаться вперёд или испугавшись отступить .

вот и богатырю несмотря на всю его мужественность силу и отвагу непросто принять это решенье .

Автор изображает болотистую местность почти лишённую растительности . Разбросанные камни мрачных тёмных тонов . Видны даже человеческие кости оставшиеся вероятно после боёв . наверно не мало погибло там людей . в небе летают в поисках добычи вороны и надвигаются грозовые тучи .

Сюжет картины очевидно бы навеян былинной «Илья Муромец и разбойники » .В былине богатырь в итоге не побоялся трудного пути и в непростом бою одержал победу над разбойниками .

Вариант №2

Виктор Михайлович Васнецов написал не одну картину на былинные, сказочные или простые народные сюжеты.

Одной из таких картин стал «Витязь на распутье», над которой художник работал не один год: первые задумки «Витязя..

» возникли еще в 1870-х, после прочтения былины «Илья Муромец и разбойники», а окончательный вариант картины был создан уже в 1882 году. Именно «Витязь…»  открывает цикл картин Васнецова на богатырскую тему.

Но «Витязь…» не просто картина, отображающая сюжет из народных преданий. В этом шедевре автор призвал читателя не просто созерцать, но и размышлять. Для того, чтобы разобраться, на какие мысли наталкивает нас картина стоит рассмотреть её сюжет.

На картине изображен богатырь, сидящий верхом на своём коне. Всадник стоит перед нами спиной, мы не видим его лица, однако можем подробно рассмотреть его снаряжение. На нём надеты мощные доспехи, на голове блестит стальной шлем, тело покрывает кольчуга.

За спиной у витязя его щит (причем сам щит притягивает взгляд зрителя надолго, посылку покрыт мудрёными узорами), на поясе закреплен колчан со стрелами и булава. В руках и война мощное копье, которое он ,однако, держит довольно легко и непринужденно.

Воин предстаёт перед нами полностью экипированным и готовым ко всем возможным трудностям – броня, оружие для всех возможных противников – всё это говорит нам о его силе.

Стоит воин посреди поля, на небе видны далёкие тучи, судя по цветовой гамме неба, время действия картины – вечер, поскольку преобладают оранжевые тона. Недалеко от витязя пролетает черный ворон, который издревле является символом смерти. Однако это не все символы смерти, изображенные на картине.

Сам воин смотрит на камень, на котором начертано предупреждение, что дальше путников ждет только смерть, что подтверждает череп коня и человека, лежащие на земле неподалеку от самого камня.

После рассмотрения этой детали всё резко меняется – ворон становится более жутким, тучи становятся предвестниками скорой бури, сами кости как бы намекают на будущее всадника.

Подобные противоречия между жутким окружением и сияющим и мощным воином наталкивают на размышление: о чем же думает витязь? У него есть лишь две дороги – вернутся назад или же рискнуть и, несмотря на зловещее предупреждение, пойти прямо.

Именно поэтому картина и называется «Витязь на распутье» — поскольку воин и вправду стоит перед выбором: пойти по дороге храбрости, но, возможно, не вернуться с неё, или же сбежать? Но тогда он уже не будет тем, кем он является – смелым и отважным воином.

Всё его оружие и снаряжение, его верный конь, всё это будет лишь атрибутикой, за которой будет скрываться обычный трус.

То, что у витязя лишь этот выбор подтверждает и полное отсутствие протоптанных дорог и тропинок на картине, что показывает нам то, что те, кто ходят в этот край, идут за чем-то конкретным, они знаю свою цель, а значит, пойти обратно – значит предать свою цель.

Всматриваясь в этот шедевр русской живописи, постепенно сам становишься таким витязем, пред которым стоит тяжелый выбор. А именно в полном погружении зрителя в сюжет состоит мастерство создателя, о каком бы виде искусства мы не говорили: живопись, литература, скульптура – не важно.

Описание картины

Я думаю, что в нашей стране нет человека, который бы не был знаком с картиной «Витязь на распутье» Васнецова. Изображение этого сюжета встречается в школьных учебниках по истории и литературе, искусствоведческих изданиях, путеводителях по русской культуре. В чем же феномен узнаваемости и популярности этой картины?

Художник родился в семье священнослужителя, предполагалось, что он пойдет по отцовским стопам. Но его самого всегда тянуло рисовать, поэтому отучившись некоторое время в духовной семинарии, Васнецов отправляется в Петербург и поступает в Академию художеств. Как художник, он начинает с бытовых зарисовок, но со временем все больше увлекается сюжетами русской истории, изучает фольклор.

«Там русский дух, там Русью пахнет»… Этой пушкинской цитатой можно смело озвучить картину Васнецова. Действительно, ее главный герой – славный богатырь стоит посреди поля перед камнем. На камне высечен текст, который гласит: «Как пряму ехати – живу не бывати – нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному».

 Витязь останавливается и как будто застывает, слегка склоняясь над камнем с предостережением. Мы не видим его лица, только фигуру в серебристых доспехах. На нем кольчуга, шлем, латы, за спиной щит, в руке копье —  все говорит о том, что витязь уже не первый день в пути, возможно, не одно сражение позади, но цель, к которой он идет, еще не достигнута.

И сейчас, стоя перед этим камнем, ему предстоит сделать выбор, принять решение, что делать дальше, в какую сторону идти.

 На полотне для мастера все имеет смысл и значение. Кажется, главных героев тут не один, а целых два: воин и вещий камень. Тщательно выписаны детали.

Черный ворон низко летит над полем, черепа зловеще напоминают о былых битвах, солнце готово закатиться за горизонт, белоснежный конь с роскошной гривой замер в ожидании – все эти образы красноречиво свидетельствуют о том, что необходимо выбрать путь и двигаться дальше. Прямая дорога обещает погибель.

Кто в таком случае может осмелиться выбрать верную смерть? Только настоящий, храбрый воин, преданный Отечеству. Не зря же в старинных летописях, преданиях и былинах встречается выражение «идти на погибель». В глубинном смысле, оно означает: исполнить воинский долг вопреки всему.

В итоге Васнецов создает целый цикл произведений, посвящённых древнерусским сюжетам. Первым он пишет в 1877 году  полотно «Воин в шлеме с кольчужкой». На нем также изображен витязь на коне в доспехах перед камнем.

Его фигура расположена лицом к зрителю. Однако в первой картине нет такой напряженности момента и ощущения кульминации перед неизбежностью выбора.

Идея произведения очевидна: в жизни рано или поздно приходится делать трудный, но судьбоносный выбор.

Еще одной в цикле стала картина «Богатырь». Она выполнена в портретном жанре. Художник тщательно прописывает лицо богатыря, его взгляд серьезен, устремлен вдаль, окладистая борода придает образу мужественности, мощный торс в кольчуге говорит о недюжинной силе воина. Он спокоен и сосредоточен. Древнерусской тематике еще посвящены картины: «Богатырский скок», «Призвание варягов», «Богатыри».

Картина была завершена в 1882 году и передана во владение меценату, коллекционеру и другу художника Савве Мамонтову. Сейчас ценители живописи могут лицезреть «Витязя на распутье» работы Васнецова в Государственном русском музее.

6, 7 класс

Другие:

← Левитан — Март↑ По картинамЛевитан — Ранняя весна →

Васнецов Васнецов — Витязь на распутье

Сейчас читают:

  • Сочинение на тему Природа весной
    Весна всегда вступает в свои права постепенно. Сначала это может быть проглянувшее среди серых дней, весеннее солнышко, а потом уже и начинающие подрастать подснежники и пролески.
  • История создания романа Мастер и Маргарита сочинение
    Данный роман имеет мировую известность. По его сюжету поставлено множество спектаклей и снято кинокартин. Произведение является культовым и вызывает многочисленные споры и обсуждения и по сегодняшний день. История его создания
  • Михаил Кошевой в романе Тихий Дон сочинение
    В этом романе, который очень хорошо отражает жизнь казачества в различные временные рамки, очень большое количество колоритных персонажей, которые вызывают у читателя искреннее удивление и неподдельную любовь, так как не любить этих людей,
  • Образ и характеристика Катерины в пьесе Гроза сочинение
    Молодая девушка Катерина становиться самой главной героиней всей пьесы. Именно её автор выделяет с самого начала, обратив внимание читателей на эту молодую, красивую девушку. Он делает всё возможное, чтобы каждый читатель, который будет проводить
  • Сравнительная характеристика Печорина и Грушницкого
    «Герой нашего времени» замечательный роман, который был написан Лермонтовым, насыщен множеством героев и событий. Одни из более выделяющихся героев это Грушницкий и Печорин.
  • Сочинение на тему Мой родной край рассуждение
    Человек за свою жизнь бывает в разных местах: странах и городах. Где-то он бывает на отдыхе, где-то с познавательной миссией. Где-то работает, а где-то учится. Возможно, ему везде и все нравится. Но, есть всего одно место, которое он считает своим,

Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-kartinam/vasnecova-vityaz-na-raspute-6-7-klass

Сочинение по картине Витязь на распутье Васнецова (5, 6 класс описание)

Виктор Михайлович известен своими работами на весь мир. Васнецов писал, как сказочные картины, так и былинные. Автор часто писал картины на военную тематику.

Он очень часто прославляет русских витязей. Они явно вдохновляют его. В картинах Виктора Михайловича можно увидеть философский смысл. Автор рассуждает о добре и зле, войне и мире.

Данные вопросы волнуют каждого человека на протяжении всех веков.

Данную картину Виктор Михайлович писал в течении целых пятнадцати лет. Это полотно призывает зрителя к размышлению. Витязь находится на распутье, перед ним стоит очень важный выбор, который определяет всю его судьбу. Атмосфера, которой пропитана картина не сулит ничего радостного.

Нашему взгляду предстоят тёмные тона, которые нагоняют тревогу и страх. На земле ясно видны черепа и кости погибших. Здесь кто-то уже был и теперь их нет. Строение костей свидетельствуют о том, что здесь были не только люди, но и кони. Витязя не пугает смерть, но его конь напряжён. Белый красавец склонил голову и ожидает принятия решения, которое определит и его судьбу.

Витязь погружён в собственные мысли, он ясно понимает, что любой путь, который бы он не выбрал, принесёт ему множество испытаний и лишений. Но богатырь не ищет лёгких путей, к этому ему не привыкать.

Витязь расположен спиной к зрителю, мы не видим какие эмоции на его лице, скорее всего, он спокоен. Вряд ли что-то может напугать храброго воина, который со многим столкнулся в своей жизни.

На всаднике виднеются боевые доспехи, он всегда готов встретится с неприятелем. На голове витязя железный шлем, в руках копьё, за спиной щит и колчан. Воин абсолютно спокоен и уверен в себе.

Он всегда морально готов к бою.

Вероятно, богатырь долго ехал. Сейчас у него наконец появилась возможность передохнуть ненадолго. Теперь воин расслаблен. Конь шёл медленно, витязь не торопил его. Неизвестно искал ли воин этот камень или случайно набрёл на него, но дальнейших путь и направление теперь зависит только от богатыря.

Камень, стоящий посреди дороги, очень старый. Многие путники стояли возле него, теперь наш витязь погружён в раздумья. Камень покрыт вмятинами и чёрными пятнами. Текст уже недостаточно чёткий, но его можно разобрать. Время берёт своё.

Читайте также:  Кало фрида "раненый олень" описание картины, анализ, сочинение

На данной территории летают чёрные вороны, они нагоняют жуть. Конь прошёл многое: многие войны, сражения и повреждения. Но сейчас он не спокоен. Но, несмотря на всё, он ждёт решения своего хозяина. Конь пойдёт туда, куда его направят.

Описание №2

Как часто в народных сказках витязь оказывается перед нелегким выбором: «Налево пойдешь – коня потеряешь, направо пойдешь – жив не будешь…» И герой в раздумьях не сразу принимает судьбоносное решение.

Именно такой момент изобразил Виктор Михайлович Васнецов на картине «Витязь на распутье». Художник работал над ней более десяти лет, изменяя ракурс, с которого зритель видит героя, обогащая композицию новыми деталями.

Картина была завершена в 1882 году и подарена Васнецовым Савве Мамонтову.

Перед зрителями усеянное округлыми валунами поле, освещаемое последними лучами заходящего солнца. Редкий степной ковыль серебрится на фоне темно-зелёной травы. Вдали холмы, на склонах которых уже угасли лучи заката.

Реющий над полем коршун и вороны, слетевшиеся на камни, словно ожидают добычу, и их появление предвещает что-то недоброе. Еще одной страшной деталью являются кости человека и коня на переднем плане, прямо перед всадником. Кто знает, когда и от чьей руки нашел свою погибель тот, чьи останки лежат теперь на самой дороге…

Даже небо, окрашенное в золотистые закатные тона, с протянувшимся по нему узким лиловым облаком, кажется тревожным, не предвещающим ничего хорошего. Ведь неизвестно, что может случиться в степи, когда догорит заря и ночная мгла преградит путь воину.

Центральная фигура полотна – древнерусский витязь на красивом белом коне. Закатное солнце бросает золотистые отсветы на пышную гриву и бока коня.

Всадник в шлеме, кольчуге, полном боевом облачении, остановился у придорожного камня с предсказаниями. За его плечами кованый металлический щит, у пояса колчан, полный стрел, у седла – тяжелая палица.

В левой руке витязь сжимает лук, а в правой – острое копье. Кажется, он готов сразиться с любым врагом.

Васнецов использует необычный прием: главный герой картины, единственный человек на полотне, изображен сбоку, спиной к зрителю. Мы не видим лица всадника, только положение тела, неподвижность, опущенные плечи должны рассказать зрителю о его душевном состоянии.

Нелегко сделать выбор, ступить на верный путь. Гнетущая тишина степи, одиночество, недобрые предчувствия томят сердце витязя.

Эта тревожность передается и зрителю. Глядя на картину Васнецова, мы еще раз задумаемся не только о грядущей судьбе витязя, но и о сложности выбора своего пути в жизни каждого человека.

`

Популярные сочинения

  • Сочинение Эгоизм — что такое
    Эгоизм – это такое качество личности, которое может одновременно и помогать, и мешать в жизни. Примечательно, что в русском языке слова «эгоизм» и «эгоист», как правило, носят негативную эмоциональную окраску.
  • Сочинение-описание по картине Портрет Л.Н. Толстого Репина
    Портрет, всем известного русского писателя, Льва Николаевича Толстого, Репин написал где-то в конце лета 1887года. Портрет был, написал Ильей Ефимовичем в имении Толстого в Ясной поляне
  • Сочинение по картине Керженец Ромадина (описание 6 класс)
    Это красивая, но немного странная картина. От неё веет свежестью, прохладой… Здесь много воды и зелени (деревьев и кустов). И ещё тут есть лодка с двумя фигурами.

Источник: https://supersochinenie.ru/sochineniya/po-kartinam/vasnecov/vityaz-na-raspute

Сочинение по картине Васнецова «Витязь на распутье»

Познакомившись на уроке с работами Васнецова, мы можем сделать выводы, что это был былинный живописец. Он создал множество картин на тему легенд, сказок и былин, используя разнообразных персонажей.

Были среди них и богатыри, которым художник Васнецов посвящает целый цикл своих картин, назвав его Богатыри. Открывается этот цикл картиной Витязь на распутье. Это полотно Васнецов написал в 1882 году, и с его помощью художник выразил свое видение жизни.

А сегодня в своем сочинении по картине Васнецова Витязь на распутье, я с помощью репродукции полотна художника, сделаю описание картины.

Витязь на распутье краткое описание картины

Кого же изобразил на картине Витязь на распутье Васнецов? Рассматривая репродукцию картины, не трудно догадаться, кого именно художник изображает в своей работе. Конечно же это всеми любимый сказочный персонаж — витязь. Это центральная фигура картины. Богатырь хорошо подготовился к поездке.

Он одет в кольчугу, хорошо вооружен, имеется щит и шлем. Витязь сидит на боевой лошади. Наверное они долго шли по неизведанной дороге, и вот среди огромного поля, они наткнулись на большой камень. Да не просто камень. Это указатель с предупреждением.

Ведь в нем говорится, что если поехать прямо, то можно лишиться жизни, другие же надписи с годами поистерлись. И стоит теперь задумавшись витязь на распутье. Скорее всего, в его голове уйма размышлений, и он не знает, как ему быть дальше.

А тут еще нагнетает обстановку ворон, у камня валяются человеческие кости, да и вдалеке другие камни, подобно могилам, не радуют витязя.

Пейзаж на картине Васнецова в темных, серых и зеленых оттенках, что делает окружающую действительность мрачной, и добавляет опасности. Смотришь на картину и хочется продолжить рассказ о том, что не остановит витязя злосчастный камень. Ведь такие герои не сдаются и преодолевают любые препятствия. А значит, поскачет витязь на лошади, и обязательно уничтожит врагов, спасая Русь от злых сил.

История картины

Образы богатырей манили Васнецова еще с детства, поэтому начиная свой творческий путь, художник часто делал наброски картин, где героями выступали былинные герои.

И вот, обращаясь к истории создания картины Витязь на распутье, необходимо упомянуть о том, что еще в двадцать лет Васнецов задумал создать подобную работу. Но что-то не шло. Более десяти лет работал над картиной художник.

Дополнял, изменял, и впервые представил картину широкой аудитории в 1878 году. Однако, знакомый вариант Витязя на распутье появился лишь в 1882 году, став подарком художника меценату Савве Мамонтову.

Источник: https://sochinyshka.ru/sochinenie-po-kartine-vasnecova-vityaz-na-raspute.html

Описание картины «Витязь на распутье» В. Васнецова

Русский богатырь остановился в глубоком раздумье посреди болотистой равнины перед камнем-предсказателем – куда держать путь-дорогу? Его могучий конь понуро опустил голову к земле и как будто бы тоже задумался.

Усыпанное человеческими останками поле смерти, зловещие вороны на фоне закатного неба и надпись, гласящая «кто прямо поедет, жизнь потеряет…» вызывают у зрителя тревожные мысли и предвкушение трагического конца.

История создания

Работу над картиной «Витязь на распутье» Васнецов начал в 1870-х годах с небольшого эскиза “Витязь на коне и в кольчуге». Сюжет будущего произведения родился под впечатлением от былины «Илья Муромец и разбойники». Васнецов писал полотно почти пятнадцать лет, параллельно работая над другими холстами.

Картина была окончена в 1877 году, а в 1878 году — представлена на шестой выставке художников-передвижников. Это событие стало переломным в творческой жизни Васнецова. Произведение «Витязь на распутье» положило начало новому циклу работ художника, посвященному теме русских былин.

В 1882 году мастер создает второй вариант полотна «Витязь на распутье» специально для коллекции Саввы Мамонтова. Он выбирает холст больших размеров, дорабатывает некоторые детали композиции и общую цветовую гамму, делает более монументальной фигуру богатыря.

Картина «Витязь на распутье» 1882 года хранится в Государственном русском музее (г.Санкт-Петербург). Первая версия полотна находится в коллекции Серпуховского художественно-исторического музея.

Описание и анализ

На ранних этапах работы над картиной художник располагал витязя лицом к зрителю. Своего рода прототипом образа главного персонажа был выбран брат художника. Однако впоследствии Васнецов, видимо, решил, что ключевым моментом в картине должно быть содержание надписи на камне, поэтому повернул рыцаря спиной.

Панорама вокруг камня также была существенно изменена. Если на первых эскизах Васнецов изображал дорогу, символизирующую возможный выход из трудностей, то в заключительном варианте картины он её убрал с целью подчеркнуть ощущение безысходности и усилить гнетущий эмоциональный фон картины.

На камне-предсказателе автор оставил только одну из трех традиционных надписей – «прямо пойдешь, живым не бывать», подчеркнув, что другого варианта пути нет. А для большей убедительности изобразил разбросанные вокруг останки людей и животных. Особое внимание привлекают скелеты человека и лошади, изображенные на переднем плане под камнем. Возможно, какой-то всадник уже пытался здесь пройти?

И без того мрачную композицию художник дополнил тревожным закатным небом, изображениями древних валунов и зловещих воронов, кружащих над полем. Даже виднеющаяся на дальнем плане вода ассоциируется с непроходимым смертоносным болотом.

Произведение выглядит неординарным не только за счет мастерски созданного в нем ощущения безысходности, но и по причине пехотного копья в руках всадника.

Все, кто внимательно разглядывал картину, отмечали, что на ней изображено не рыцарское, а пехотное копье, у которого присутствует «подток», а второй конец окован.

В былые времена это делалось для того, чтобы пешему было удобнее втыкать оружие в землю, отражая нападение конных витязей. Для всадника подобная отделка нижней части копья очень неудобна и даже может навредить.

Искусствоведы не могут ответить на вопрос, было ли несоответствие в изображении копья ошибкой Васнецова или же художник выбрал этот вариант сознательно. Возможно, мастер хотел таким способом передать мысль о том, что русский рыцарь готов к пешей схватке с врагом в случае, если потеряет своего коня?

Героическое начало гармонично слито в этой картине с тонкой лирической интонацией, которую привносит изображение закатного пейзажа с темнеющими таинственными далями.

C целью максимальной передачи эпического строя былинного сказа художник использовал крупноформатное полотно, пластические формы и подчеркнул широту пространства. В целом картина исполнена в свободной живописно-обобщенной манере.

Образ русского богатыря на белом коне, остановившегося перед камнем-«вещуном» в глубоком раздумье как будто воскрешает дух древних народных преданий.

Вопрос выбора пути как один из ключевых в человеческой жизни приобрел на холсте «Витязь на распутье» эпическое звучание. Основной акцент в картине сделан на проблеме самоопределения, с которой сталкивается каждый человек.

Пойти прямо, рискнув потерять все, даже собственную жизнь, или обойти препятствие стороной, выбрав более легкий путь? Однако драматический сюжет живописного полотна с отсутствием живых персонажей, за исключением предвещающих близкую смерть черных воронов, ясно дает понять, что на этот раз миновать опасность невозможно.

Надпись на камне выглядит фатальным пророчеством. Похоже, что и главный герой картины прекрасно осознает неотвратимость трагической развязки.

Время написания картины «Витязь на распутье» совпало с этапом выбора дальнейшего творческого пути самим живописцем. На момент создания полотна Васнецов был уже признанным художником-передвижником.

Он с успехом выполнял жанровые композиции на остросоциальные темы. Однако художника не переставала волновать сказочно-былинная тематика. Именно она и продиктовала новое направление в его творчестве.

Во время написания своих «сказочных» картин Васнецов уходил от проблем современности и полностью погружался в загадочный мир русской старины и фольклора. Решение отказаться от реалистического направления далось Васнецову нелегко.

Смена изобразительного жанра была рискованным шагом с его стороны, но художник смело последовал за своим вдохновением, не испугавшись возможного осуждения со стороны зрителей и коллег по цеху. Художник не стремился к всеобщему признанию.

Своей главной задачей он считал передать уникальную красоту Древней Руси.

В 2013 году поисковая система Яндекс разместила на своей главной странице логотип, выполненный по мотивам картины «Витязь на распутье», приурочив это к 165-й годовщине со дня рождения Виктора Васнецова.

Источник: https://5sec.info/kartiny/kartina-vasnecova-vityaz-na-raspute/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector