1883 г. Холст, масло. Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Описание картины Крамского И.Н. «Крестьянин с уздечкой»
За годы творческой жизни И. Крамской создал немало прекрасных портретов, моделями для которых были как известные деятели культуры, чиновники и правители России, прекрасные незнакомки, так и простые русские крестьяне.
Наряду с другими художниками XIX века, Крамской развивал жанр народного портрета, стремясь в каждом полотне запечатлеть не просто фигуру, а неповторимую личность с ее характером и судьбой.
Итогом многолетней работы над крестьянскими портретами стала картина «Крестьянин с уздечкой».
Моделью к портрету стал обычный деревенский житель Мина Моисеев. Опершись натруженными руками на палку, смотрит он на зрителя лукавым взглядом из-под мохнатых бровей и хитро посмеивается в свою седую бороду.
Мина Моисеев уже стар, лицо его покрыто глубокими морщинами и на первый взгляд кажется, что это – слабый дряхлеющий старик. Но стоит только присмотреться повнимательней, и взгляду откроются его широкие могучие плечи, скрытые выцветшей домотканой рубахой и ветхой накидкой-малахаем. Сильные жилистые руки крестьянина по-прежнему не боятся никакой работы.
Несмотря на возраст, старик крепок и осанист, ежедневный изнурительный труд, нелегкая жизнь, голод не сломили его. Рот его полуоткрыт, словно художник запечатлел крестьянина рассказывающим веселую прибаутку, сказку или притчу – а знает он их, по всей видимости, немало. В светлых и чистых, как у ребенка, глазах светится доброта, мудрость и спокойствие.
Картина – олицетворение любви и уважения к русскому народу. На долю простых людей выпало немало страданий, но они сумели сохранить свою гордость и силу, пройдя через уготованные судьбой испытания.
Лучшие картины Крамского И.Н.
Источник: http://www.hudojnik-peredvijnik.ru/kramskoj-i-n/kramskoj-i-n-krestyanin-s-uzdechkoj/
Цветущие сады и портреты крестьян: чем помимо «Чёрного квадрата» известен Малевич
23 февраля 1878 года (по некоторым данным — 1879 года) родился Казимир Малевич — русский художник-авангардист, основоположник супрематизма, философ и теоретик искусства.
Самой известной картиной Малевича остаётся «Чёрный квадрат»: именно это произведение вспоминают большинство людей, когда речь заходит о его творчестве. Тем не менее «квадрат» является далеко не единственной выдающейся работой художника.
Также его кисти принадлежат живописные импрессионистские пейзажи, реалистичные портреты и даже агитационные плакаты. О многообразии творчества Казимира Малевича — в материале RT.
Этюды в духе импрессионизма
В начале 1900-х годов 25-летний Казимир Малевич приступает к работе над серией этюдов в духе импрессионизма. Тогда появятся «Весенний сад в цвету», «Биркенхайн», «Весенний пейзаж» и другие произведения.
Художник будет возвращаться к этому стилю в течение всей жизни: он не только любил импрессионистов, но и уверял окружающих, что он сам и искусство в целом развивались «от импрессионизма к супрематизму».
- «Весенний сад в цвету» (1904), Казимир Малевич
«…Я наткнулся на вон из ряда выходящее явление в моём живописном восприятии природы.
Передо мной среди деревьев стоял заново белённый мелом дом, был солнечный день, небо кобальтовое, с одной стороны дома была тень, с другой — солнце.
Я впервые увидел светлые рефлексы голубого неба, чистые и прозрачные тона. С тех пор я начал работать светлой живописью, радостной, солнечной… С тех пор я стал импрессионистом», — утверждал Малевич.
Согласно мнению ряда исследователей, чтобы убедить всех в правдивости данного утверждения, Малевич написал несколько импрессионистских картин задним числом — созданные специально к открывшейся в Государственной Третьяковской галерее выставке в 1929 году произведения художник датировал 1903—1906 годами.
Эскизы фресковой живописи
В начале своего творческого пути Малевич также создаст цикл картин, напоминающих фресковую живопись, — в том числе автопортрет, сочетающий элементы иконной живописи и модерна.
- «Торжество неба» (1907), Казимир Малевич
Отношение художника к религии заслуживает отдельного внимания. Уже после революции в Витебске издаётся его брошюра «Бог не скинут. Искусство, церковь, фабрика».
«Каждый человек спешит к совершенству своему, стремится быть ближе к Богу, ибо в Боге его совершенство, следовательно, каждый шаг человека должен быть направляем к Богу, для чего он изыскивает пути или средства — просто ищет Божеских признаков. Думая о достижениях, он построил себе два пути.
Религиозный техникум и гражданский или фабричный, церковь и фабрику. Два техникума идут к одинаковой цели. И вопрос одинаков, цель одинакова и смысл — искание Бога», — писал он.
Товарищи по цеху это откровение восприняли неоднозначно. «После откровенного выпада Малевича даже сомневающиеся, даже близорукие сумеют под маской красного квадрата разглядеть чёрное лицо старого искусства. Малевичу нечего делать с левыми», — отмечал основатель «ЛЕФа» Борис Арватов.
Всего понемногу
В 1907 году Малевич переезжает в Москву, начинает посещать занятия в студии Фёдора Рерберга и принимает участие в XIV выставке Московского товарищества художников. Годом позднее открывается выставка «Салон Золотого руна». Символисты привозят в город более пятидесяти крупнейших французских мастеров, в том числе Ренуара, Дега, Сезанна, Гогена, Ван Гога, Матисса и многих других.
- «Отдых. Общество в цилиндрах» (1908), Казимир Малевич
Эта выставка стала одним из самых ярких событий в истории искусства ХХ века и оказала огромное влияние на творческое мировоззрение ряда русских художников. Не мог не вдохновиться увиденным и Малевич, который в поисках собственного стиля обратится и к клуазонизму, и к кубизму, и к фовизму.
В последней выставке журнала «Золотое руно», открывшейся в 1909 году, Малевич — в составе авангардного объединения «Бубновый валет» — уже принимал непосредственное участие.
Кубофутуризм
Малевич беспрестанно продолжает эксперименты с пространством и движением. В 1913 году он пишет, что единственно верным течением в живописи является кубофутуризм. Тогда появляются «Женщина с вёдрами», «Портрет М.В. Матюшина», «Утро после грозы» и другие картины, признанные классическими произведениями русского кубофутуризма.
- «Точильщик» (1912)/«Утро после грозы» (1913)
Одной из наиболее ярких работ Малевича того периода стал «Точильщик (Принцип мелькания)». В ней художник сумел совместить статику и динамику. Внимательный зритель увидит на полотне не набор геометрических фигур, а рабочего с рыжими усами, склонившегося над точильным станком и нажимающего на педаль. На заднем плане слева стоит жёлтый стол, справа виднеются ступени.
Агитационные плакаты
В 1914 году Россия вступила в Первую мировую войну, и группа авангардистов, в которую входил Казимир Малевич, создала объединение «Сегодняшний лубок» и принялась за отрисовку агитационных плакатов. Эти плакаты представляли собой изображения с шутливыми подписями и в целом сохраняли знакомую русскому народу лубочную стилистику.
- «Глядь, поглядь, уж близко Вислы» (1914)/«Шёл австриец в Радзивилы» (1914)
Неприятель на таких рисунках представал маленьким и жалким.
С таким легко могла справиться полнотелая крестьянка («Шёл австриец в Радзивилы, да попал на бабьи вилы»), а уж союзники сгребали в охапку сразу с десяток вражеских солдат с головами, похожими на жёлуди («У союзников французов — битых немцев целый кузов. А у братцев англичан — драных немцев целый чан»). Стихи эти, к слову, принадлежат другому участнику группы — Владимиру Маяковскому.
Супрематические композиции
В 1915 году Малевич в полную силу работает над созданием своих первых супрематических композиций.
На последней футуристической выставке картин под названием «0,10» художник представляет 39 беспредметных работ и объясняет их смысл в манифесте «От кубизма и футуризма к супрематизму. Новый живописный реализм».
На той же выставке зрителям был впервые продемонстрирован знаменитый «Чёрный квадрат», вместе с картинами «Чёрный круг» и «Чёрный крест» образующий триптих.
- «Мистический супрематизм» (1920-е)/«Супрематическая композиция» (1916)
Наибольший вклад в развитие изобразительного искусства Малевичу удалось сделать именно благодаря основанию супрематизма. И поэтому супрематические картины в подавляющем большинстве оцениваются дороже других его работ.
Десять лет назад «Супрематическая композиция» 1916 года была продана на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке за $60 млн. И по сей день она остаётся самой дорогостоящей картиной русского художника, когда-либо ушедшей с молотка.
Крестьянская тематика
«На плантациях работали крестьяне, от мала до велика, почти всё лето и осень, а я, будущий художник, любовался полями и «цветными» работниками, которые пололи или прорывали свёклу.
Взводы девушек в цветных одеждах двигались рядами по всему полю. Это была война.
Войска в цветных платьях боролись с сорной травой, освобождая свёклу от зарастания ненужными растениями», — так Малевич вспоминал о счастливых моментах своего детства, проведённых среди крестьян.
- «Крестьянин» (1932)/«Косарь» (1911—1912)
В детстве художник помогал крестьянам расписывать печи, в юношестве — через иконопись пытался понять их «эмоциональное искусство». Впоследствии он многократно будет обращаться к теме крестьянства в своих произведениях.
Исследователи выделяют два «крестьянских» периода Малевича: досупрематический и постсупрематический. В первой серии крестьяне представлены в возвышенном ключе.
Вероятно, вспоминая впечатления от своих детских наблюдений, Малевич восторгается их силой и трудолюбием. Второй цикл преисполнен драматизма. Теперь его крестьяне — трагичные, безликие фигуры.
«Полуобразы», как их называл сам художник.
Реалистические портреты
В последние годы жизни Казимир Малевич пишет преимущественно портреты реалистического характера, нередко вдохновлённые работами мастеров Возрождения. Моделями выступают люди из близкого окружения художника — его родные, друзья, ученики.
- «Портрет ударника» (1932)/«Автопортрет» (1933)
Широкую известность получил автопортрет Малевича 1933 года. Он же — наиболее узнаваемый из всех автопортретов художника. На этой картине Малевич изображает себя с гордо поднятой головой, будто бы демонстрируя, что не сдаётся и не отказывается от своих убеждений (чего от него постоянно требовали власть и общество). На обороте картины он оставил второе название: «Художник».
Источник: https://russian.rt.com/nopolitics/article/485745-malevich-chernyi-kvadrat
Сочинение по картине Васнецова «Баян» в 9 классе
Необычные сказочные и былинные сюжеты картины Виктора Васнецова поражают своим мастерством. Художника восхищали ключевые фигуры Киевской Руси, особенно Баян.
Полотно, посвящённое этому пророку, стало одним из последних значительных художественных работ Виктора Михайловича.
В сочинение по картине Васнецова «Баян» в 9 классе школьники включают не только описание репродукции, но и впечатления, вызванные им.
История создания
Виктор Михайлович Васнецов многие свои картины посвящал былинной теме. Известно, что художник своё полотно писал по известному произведению древнерусской литературы. Как и в «Слове о полку Игореве», репродукция повествует о походе русских князей в 1185 году, который был неудачным.
Считается, что эта картина стала последней, написанной им в традиционном стиле. В Википедии об истории создания этого полотна мало информации, но сказано, что Виктор Михайлович Васнецов завершил работу над ней в 1910 году.
Идея показать древнерусского сказателя у живописца появилась в 1880 году, когда был выполнен первый эскиз.
Но потом по неизвестным причинам работа над картиной Виктором Васнецовым была отложена на 30 лет. Снова живописец вернулся к ней, когда начались балканские войны, и время было тревожным.
Основной сюжет и цветовая гамма
Пророк сидит вместе с воинами. Он говорит напутственные слова, а дружинники, слыша его речи, задумались и смотрят куда-то вдаль. Но природа показывает, что бой будет неудачным, так как небо хмурое, тучи собрались, да ещё сильный ветер поднялся. Вокруг этих героев картины расстилаются русские земли, которые нужно защитить. Бескрайние поля радуют глаз зрителя.
Если внимательно рассмотреть картину, можно заметить, что художником детально продумана композиция и тщательно подобрана палитра.
Главный герой картины — Баян. Для его изображения художник подбирает светлые цвета, словно желая даже внешним обликом пророка вселить надежду воинам.
В картине же преобладают тёмные тона. Виктор Михайлович старается показать хмурый день, который предвещает скорую гибель дружинников. Серое небо навевает грусть и печаль.
Автор холста использует следующие цвета:
- белый;
- зелёный;
- чёрный;
- красный;
- серый.
Художественные детали
Васнецов в картине «Баян» старался детали прорисовывать нарочито грубо, чтобы зритель смог полностью проникнуться сюжетом.
Живописец переносит своего зрителя на этот холм и делает его одним из слушателей пророка, поэтому каждый, кто решит описать эту картину, почувствует, как мятежно и грустно становится от надвигающейся бури, но, при взгляде на Баяна, чувствуется спокойствие и умиротворение.
Основная тема картины — передать настроение защитников Киевской Руси, показать её быт и, главное, запечатлеть русского песнотворца. Для достижения художественных целей живописец использует следующие детали:
- одежда главного героя;
- группа дружинников;
- гусли;
- состояние природы.
Васнецов композиционно строит свою картину так, что она кажется не только динамичной, но и реалистичной.
Картинные герои
При описании васнецовского полотна обязательно следует обратить внимание, кто является героями. Главный образ холста — Баян, который воспевал подвиги правителей. Его художник помещает на передний план своей картины. Впервые имя Баяна упоминалось в «Слове о полку Игореве», где он пел о трёх князьях:
- Мстиславе Храбром;
- Ярославе Мудром;
- Романе Святославовиче.
- Поэтому именно ему великий и талантливый художник Васнецов посвятил свою живописную работу.
- На полотне он сидит в окружении дружинников и на гуслях поёт песню о другом периоде Киевской Руси.
- При написании сочинения стоит определиться с героями на картине:
- Баян;
- Князь Игорь и его сын Олег;
- Дружинники.
Пророк так плавно и напевно рассказывает воинам о том, какой путь прошли воины этой страны, что дружинники невольно заслушались. Все картинные герои — это прошлое страны, которое необходимо знать и изучать.
План для написания работы
Приступая к написанию сочинения по картине «Баян», следует внимательно отнестись к композиции своей письменной работы. Чтобы текст был правильно структурирован, необходимо составить план:
- В. М. Васнецов — гениальный художник.
- Беседа с Баяном.
- Эмоциональное восприятие картины.
В первой части письменной работы можно остановиться на героическом прошлом страны, посвятить несколько предложений героям, а также взять за основу неудачный поход князей из древнерусских летописей.
Вторая часть сочинения должна рассказывать как про основного персонажа полотна, так кратко охарактеризовать и каждого воина.
Образец сочинения
Виктор Васнецов — удивительный и талантливый живописец, который в своих работах много раз обращался к теме героического прошлого своей страны. Самыми известными считаются следующие его картины:
- «После побоища Игоря Святославовича с половцами».
- «Крещение князя Владимира».
- «Богатыри».
- «Гусляры».
- «Прощание Олега с конём».
Но самой значительной картиной Виктора Васнецова является полотно «Баян», где интересный сюжет, передающий эмоциональный настрой воинов перед боем.
Художник в своей работе изобразил уставших воинов, которые вместе с Баяном и князем Игорем расположились на небольшом зелёном холмике. Они сели кругом и теперь внимательно слушают песни старца.
Свой рассказ слепой старик сопровождает игрой на гуслях. Прямо в центре круга сидит князь Игорь и его сын Олег.
Несмотря на то что лицо у правителя суровое, он, как и другие воины, внимательно слушает старика.
Позади Олега стоит старый казак, который подпёр руками голову. Он, как и остальные герои картины, тоже задумался. Может быть, он вспомнил в эти минуты сражения, в которых некогда участвовал и сам.
А Баян уже поднимает руку к небу, словно обращаясь к нему за помощью.
Скорее всего, сейчас он даст благословение русским воинам, о которых сложено так много легенд и преданий, чтобы они смогли выстоять и проявили в боях всю свою храбрость и мужество.
Сказатель выглядит внешне очень просто, словно он простой крестьянин. Из одежды на нём белое просто платье да лапти. Его седые волосы растрепал ветер, который неожиданно поднялся. А вот дружинники выглядят всё одинаково: оружие да доспехи со щитами. Неспокойна природа в этот день.
Пасмурная и тёмная, она словно предвещает что-то нехорошее воинам. Может быть, об этом говорит и Баян, а может быть, воины уже и сами задумались об этом. Но их взоры задумчивы и устремлены куда-то вдаль. Но отступить от похода они не могут, поэтому готовы за землю русскую погибнуть.
Но только желают при этом проявить смелость и мужество, дав отпор врагу.
Полотно Виктора Васнецова печальное и трогательное. Очень жаль дружинников, которые вернутся с военного похода не все. Но этот холст пробуждает и гордость за то, что ещё есть такие воины, которые готовы за родную землю отдать свою жизнь.
Эмоциональное восприятие
Уже при первом взгляде на репродукцию Виктора Васнецова чувствуется патриотический настрой не только картинных героев, но и автора полотна.
Художник прекрасно передал дух и мощь воинов Киевской Руси, которые не испугаются опасностей и трудностей и всегда встанут на защиту родной страны.
Даже понимая, что в сражениях они могут погибнуть, они всё-таки шли в военный поход, не останавливаясь ни перед чем и ничего не боясь.
Но не только Баян и дружинники являются героями картины. Художник Васнецов смог показать и бескрайние, и прекрасные просторы нашей великой родины.
И глядя на зелёные поля и луга, деревья и цветы, понимаешь, как важно это защитить и не пустить неприятеля.
И понятной становится отвага этих воинов, которые хотели сохранить целостность своей земли, защитить свои дома от разрушения и не дать в обиду свои семьи.
Васнецовское творение может вызывать смешанные чувства: это печаль и горечь, что эти смелые и отважные люди могут погибнуть в бою. Но в то же время зритель, глядя на картину, испытывает и восхищение, ведь они отстояли эту землю.
И мы, их потомки, должны продолжить их дело и не дать в обиду свою родину. Чувство благодарности за их смелость и твёрдость духа наполняет каждого зрителя.
Остаётся лишь только удивляться тому, как богата русская земля не только своими прекрасными пейзажами, но и своими сыновьями — героями.
Источник: https://1001student.ru/literatura/sochineniya/po-kartine-vasnetsova-bayan-v-9-klasse.html
Крестьяне в поэме "Кому на Руси жить хорошо": образы, характеристика, описание характеров и внешности мужиков
Крестьяне. «Скатерть-самобранка». Иллюстрация С. В. Герасимова |
Семеро крестьян являются центральными персонажами поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова.
Ниже представлены цитатные образы крестьян в поэме «Кому на Руси жить хорошо», характеристика, описание персонажей в цитатах.
Главные герои поэмы — это семеро крестьянских мужиков:
- Роман
- Демьян
- Лука
- Братья Губины — Иван и Митродор
- Старик Пахом
- Пров
Семеро главных героев — это временнообязанные крестьяне, то есть бывшие крепостные крестьяне, получившие относительную свободу после отмены крепостного права в 1861 г.:
«…На столбовой дороженьке / Сошлись семь мужиков: / Семь временнообязанных…»
«…Мы мужики степенные, Из временнообязанных…»
Однажды семеро крестьян встречаются и спорят, кому на Руси жить хорошо. Они отправляются в путешествие по деревням, чтобы найти людей, которым хорошо живется на Руси:
«…Сошлись мы – и заспорили: / Кому живется счастливо, / Вольготно на Руси?..»
«…Мы ищем, дядя Влас, / Непоротой губернии, / Непотрошеной волости…»
Все семеро крестьян — это бедные люди:
«…Постой! мы люди бедные…»
Крестьяне — простые, неприхотливые люди:
«…Из лужицы напилися, / Умылись, освежилися…»
- Крестьяне — необразованные люди:
- Семеро главных героев — семейные люди. Дома их ждут жены, дети, родители:
- Бедные мужики-крестьяне носят старую одежду — армяки, лапти, шапки:
«…Хоть люди вы почтенные, / Однако не ученые, / Как с вами говорить?..»
«…В домишки не ворочаться, / Не видеться ни с женами, / Ни с малыми ребятами, / Ни с стариками старыми, / Покуда делу спорному / Решенья не найдут…»
«…Сгрустнулось им по женушкам…»
«…одежу старую / На нас заворожи!..»
«…Чтоб армяки мужицкие / Носились, не сносилися!..»
«…Чтоб липовые лапотки / Служили, не разбилися…»
«…Не прели бы онученьки…(Онуча — полоса ткани, которой обматывают ноги до колена при обувании в лапти)
«…Чтоб вошь, блоха паскудная / В рубахах не плодилася…»
«…Крестьяне сняли шапочки…»
Все семеро крестьян — рослые мужики, настоящие богатыри:
…Семь рослых мужиков…»
- Крестьяне — добродушные люди:
- Крестьяне — работящие мужики. Они привыкли к труду:
- Крестьяне — бравые, мужественные люди:
- Крестьяне — проворные мужики:
- Все семеро крестьян — упрямые мужики:
- Крестьяне — большие спорщики. Они любят поспорить:
«…Крестьяне добродушные / Чуть тоже не заплакали…»
«…Давай серпы! Все семеро / Как станем завтра – к вечеру / Всю рожь твою сожнем!..»
«…Давно мы не работали, / Давайте – покосим!…»
«…Проснулась, разгорелася / Привычка позабытая / К труду!..»
«…Такие-то вы бравые, / Нажнете, не заметите, / Снопов по десяти…»
«…Как зубы с голоду, / Работает у каждого / Проворная рука…»
«…Как будто подзадоривать / Упрямых мужиков…»
«…Мужик что бык: втемяшится / В башку какая блажь — / Колом ее оттудова / Не выбьешь: упираются, / Всяк на своем стоит!..»
«…За спором не заметили, / Как село солнце красное,
«…И вправду: сами спорщики / Едва ли знали, помнили — / О чем они шумят…»
Крестьяне любят выпить водки:
«…сложилися, / За водкой двое сбегали…»
«…Косушки по три выпили, / Поели…»
«…Да по ведру бы водочки…»
Крестьяне много едят, как настоящие богатыри:
«…Кабы нам только хлебушка / По полупуду в день…» (полпуда – это 8 кг)
«…Да утром бы огурчиков / Соленых по десяточку…»
«…в полдень бы по жбанчику / Холодного кваску…» (жбан – сосуд в виде кувшина)
«…вечером по чайничку / Горячего чайку…»
Крестьяне — задорные мужики:
«…Забрало пуще прежнего / Задорных мужиков, / Ругательски ругаются…»
Крестьяне — буйные мужики:
«…Кричат ребята буйные…»
Крестьяне — ретивые, горячие мужики:
«…Чуть не плевали в бороду / Ретивым крикунам…»
Крестьяне — драчливые мужики. Они любой спор решают дракой:
«…Немудрено, что вцепятся / Друг другу в волоса…»
«…Намяв бока порядочно / Друг другу, образумились…»
При этом крестьяне — совестливые люди. Например, в разговоре с попом им становится совестно:
«…Потупились ребятушки, / Молчат – и поп молчит…»
Крестьяне — верующие люди:
«…Сняв шляпу, пастырь крестится, / И слушатели тож…» (слушатели — то есть семеро крестьян)
Крестьяне — скромные люди. Они не считают себя важными господами:
«…Мы господа не важные, / Перед твоею милостью / И постоим…»
Описание крестьян в деталях
Главные герои поэмы «Кому на Руси жить хорошо», семеро мужиков-крестьян, выступают как единое целое. Семеро мужиков являют собой собирательный образ русских крестьян, поэтому автор почти не описывает их по отдельности. Однако в тексте все-таки можно отыскать подробности о некоторых «мужиках». Описание героев представлено в порядке их упоминания в поэме.
1. Роман
О крестьянине Романе не известно никаких подробностей.
Крестьянин Демьян — это самый «грамотный» крестьянин из всех семерых мужиков. Демьян уметь читать по слогам (крепостные крестьяне редко умели читать и писать):
«…Демьян, крестьянин грамотный, / Читает по складам…»«…Как ни тужился, / Мудреного заглавия / Не одолел Демьян…»
3. Лука
Крестьянин Лука — упрямый и глупый мужик с широкой бородой. Известно, что он когда-то работал у попа:
«…Лука – мужик присадистый, / С широкой бородищею. / Упрям, речист и глуп. / Лука похож на мельницу: / Одним не птица мельница, / Что, как ни машет крыльями, / Небось не полетит…» «…Не тем ли думал взять, / Что борода лопатою?..» «…
Что, взял? башка упрямая! / Дубина деревенская!..»«…Три года я, робятушки, / Жил у попа в работниках…»
4 и 5. Братья Губины — Иван и Митродор
О братьях Губиных известно, что они занимаются лошадями и особенно любят выпить:
«…А два братана Губины / Так просто с недоуздочком / Ловить коня упрямого / В свое же стадо шли…»«..
«Да по ведру бы водочки», — / Прибавили охочие / До водки братья Губины, / Иван и Митродор…» 6. Старик Пахом
Старик Пахом, или Пахом Онисимыч — это пожилой, догадливый мужчина. Известно, что он занимается пчелами:
«…Сказал Пахом Онисимыч…» «…Пока Пахом догадливый…» «…Пахом соты медовые / Нес на базар в Великое…» 7.
Пров
Крестьянин Пров — крепкий мужик, как и все его приятели. Пров — угрюмый и суровый человек:
«…А два братана Губины / Утюжат Прова дюжего…» «…Сказал угрюмый Пров…» «…Сказал сурово Провушка,..»
Такими предстают перед читателями крестьяне в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
В статье представлены образы и характеристика крестьян (мужиков), описание их характеров и внешности в цитатах.
Смотрите: Все материалы по поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Источник: https://www.literaturus.ru/2015/11/krestjane-pojema-Komu-na-Rusi-zhit-horosho.html
Исследование картины К. Малевича «Крестьянин с косой»
There are no translations available.
При поступлении на экспертизу картины «Крестьянин с косой» с предположительным авторством К.Малевича (холст, масло; 55х46,6; справа внизу подпись: «КМ.
») беглый стилистический анализ вызвал у специалистов большие сомнения в ее подлинности.
Для того, чтобы подтвердить или опровергнуть сомнения, возникшие, главным образом, при визуальном исследовании этой картины, было принято решение подвергнуть ее полному комплексу технико-технологических исследований.
Предпринятые исследования дали следующие результаты:
1. Что касается сохранности исследуемого произведения, то, в целом, состояние картины можно считать хорошим.
Из повреждений следует отметить наличие сквозных горизонтальных изломов, образовавшихся в результате хранения картины в сложенном состоянии.
По краям изломов и в верхней части картины (по фону) имеются мелкие утраты красочного слоя. С тыльной стороны изломы холста заклеены полосами плотной крафтовской бумаги.
2. Основа исследуемого произведения – льняной среднезернистый холст полотняного плетения с количеством нитей основы и утка 13х13 на 1 кв.см.
3. Грунт – фабричный, клее-эмульсионный, сероватого тона.
4. В палитре картины обнаружены: свинцовые белила, цинковые белила, баритовые белила, желтый кадмий, стронциановая желтая, синий кобальт, красный кадмий, сажа.
5. Связующее – масло с небольшим количеством белка.
6. Совокупность материалов, идентифицированных в грунте и красочном слое картины, не противоречит технологии изготовления живописных произведений в России 1920-х – 1930-х годов.
7. В свете видимой люминесценции в отраженных УФ-лучах обнаружено отсутствие покровного лака.
Хорошо видны незначительные поздние тонировки по утратам живописи (на горизонтальных изломах холста, и в верхней части по фону картины). Подпись «КМ.
» обнажена и лежит в авторском слое живописи, представляя собой один из многочисленных вариантов подписи Малевича. По написанию подпись соответствует почерку художника.
8. С любезного разрешения заведующей лабораторией технико-технологических исследований Государственного Русского музея С.В.Римской-Корсаковой, рентгеновские снимки исследуемой картины сравнивались со снимками эталонных произведений Малевича из собрания Русского музея.
Сравнительный анализ рентгеновских снимков выявил идентичность свето-теневой моделировки изображенных живописных фигур, деталей и фона. На всех снимках наблюдается свободный длинный мазок с большим количеством связующего.
Фон сравниваемых картин написан широкими зигзагообразными мазками, что характерно для живописи Малевича периода конца 1920-х – начала 1930-х годов.
9. Исследование под микроскопом выявило неоднородность красочного слоя картины: жидкий мазок в некоторых местах корпусный, толстый, крупнофактурный, в других — тонкий, с просвечивающим грунтом, что также характерно для поздней живописной манеры Малевича.
Однако наиболее существенные результаты ожидали нас на этапе изучения картины в отраженном инфракрасном излучении.
В ходе этого исследования в центре картины за спиной крестьянина был обнаружен подготовительный рисунок лошади, не использованный художником в последующей живописи.
Рисунок лошади выполнен карандашом с обводкой черной сажесодержащей краской тонкой кистью, что является характерной особенностью живописной техники Малевича.
В связи с этим открытием имело смысл обратиться ко всему живописному наследию Малевича с целью разыскания в нем произведений родственных первоначальному замыслу исследуемой картины.
Известно, что в творчестве Малевича специалистами выделяются две большие группы произведений, получившие название «первого крестьянского цикла» и «второго крестьянского цикла».
Базовые композиции: «голова крестьянина», «жница», «косарь», «жатва», «в поле», «на сенокосе», «женщина с граблями», «крестьяне», «крестьянка» являются сквозными темами для обеих. Первый крестьянский цикл был исполнен художником в начале 1910-х годов.
Для него характерны монументально-плоскостные композиции, где фигуры людей словно сделаны из цилиндрически изогнутых листов железа. Картины этого периода хорошо известны.
В конце 1920-х годов, в эпоху постсупрематизма, Малевич возвращается к темам и сюжетам раннего цикла и вновь создает ряд полотен и графических произведений с крестьянской тематикой. При этом художник упорно датирует свои более поздние произведения рубежом 1910-х годов, что долгое время вводило в заблуждение исследователей его творчества.
Именно с картин «второго крестьянского цикла» начинается пересмотр всех поздних авторских датировок Малевича, когда в 1978 году американский историк искусства Шарлотта Дуглас публикует статью «Malevich’s painting – Some Problems of Chronology», в которой убедительно анализирует различия между первым и вторым крестьянскими циклами художника.
Сразу оговоримся, что композиция «крестьянин и лошадь», обнаруженная в нижнем слое живописи исследуемой картины, не имеет сопутствующего дубликата и иконографии 1910-х годов. По-видимому, этот замысел возникает у Малевича лишь на позднем этапе его творчества.
Единственная известная репрезентативная картина «Крестьянин и лошадь» из собрания Музея современного искусства в Париже /Центр Жоржа Помпиду/ датируется 1928-1929 годами (холст, масло, 66,6х51,5, справа внизу подпись: «К.М.»).
У картины имеется сопутствующая «графическая пара» в виде хранящегося в Музее Людвига в Кельне наброска (бумага, карандаш; 35х21,7), с записанной на полях программой цветового решения будущей картины: «синий, л белая, зелен, руб, бр чер.
Обратим внимание на то, что в средней и верхней части этого рисунка хорошо просматривается набросок косы, дважды предпринимавшийся и дважды стертый Малевичем по ходу работы.
Таким образом, в нижнем слое живописи исследуемой нами картины «Крестьянин с косой» мы имеем подготовительный рисунок крестьянина с лошадью, а в карандашном наброске Малевича к картине «Крестьянин и лошадь» присутствует авторская правка, свидетельствующая о том, что в процессе работы над рисунком художник обращался к композиции «Крестьянин с косой». Согласимся, что совпадения такого рода вряд ли могут быть случайными.
Внезапный отказ от воплощения подготовительного рисунка в живопись, имеющий место в случае с исследуемой нами картиной, также имеет аналогии в творческом наследии Малевича.
Известно, что в собрании Государственного Русского музея хранится картина Малевича «Пейзаж с пятью домами» (1928-1932), при исследовании которой в инфракрасной области спектра сотрудниками ГРМ был выявлен нижележащий рисунок, изображающий крестьянина с лошадью.
Так как обнаруженный в ИК-лучах рисунок лошади и данные, собранные в процессе сравнительно-стилистического анализа, являются наиболее весомыми аргументами в пользу авторства Малевича, сведем все имеющиеся изображения композиции «Крестьянин и лошадь» в единый визуальный ряд, напомнив еще раз, что в живописном воплощении картины автор исследуемого нами произведения отказался от композиции «крестьянин и лошадь» в пользу «крестьянина с косой».
«Крестьянин с косой» — один из наиболее устойчивых сюжетов в творчестве Малевича. Большое количество вариантов «косаря» говорит о его первостепенной важности для мировоззрения художника. Наша картина соотносится со «вторым крестьянским циклом».
Из разнообразных малевичевских «крестьян» второго периода наиболее всего к исследуемой картине приближается полотно «Крестьяне», хранящееся в Государственном Русском музее. Обе картины обладают большим колористическим сходством, наводящим на мысль о происхождении их с одной палитры.
Высокое родство обнаруживается также в форме и манере нанесения мазка, что хорошо видно при сравнении рентгенограмм.
Кроме того, в обеих картинах наблюдаются композиционные принципы организации пространства: одинаковое расположение линии горизонта (чуть выше середины картины) и редкий для постсупрематического Малевича отказ от разбивки изображения земли на разноцветные полосы.
Нельзя не отметить, что в уже упоминавшихся картинах Малевича «Пейзаж с пятью домами» (ГРМ) и «Крестьянин и лошадь» (Центр Жоржа Помпиду) также отсутствует разбивка нижнего поля картин на полосы. И если учесть, что других случаев проведения этого приема в творчестве Малевича не наблюдается, то можно предположить, что все эти произведения созданы в очень близкий промежуток времени.
Осмелимся также предположить, что в этот момент Малевич активно обдумывал новый вариант композиции «крестьянин с косой», где в сюжетно-композиционный ряд произведения включалось бы изображение лошади.
Основой для предположения является карандашный рисунок из собрания Музея Людвига, который, по-видимому, является исходным наброском сразу двух картин – нашего «Крестьянина с косой» и «Крестьянина с лошадью» из Центра Жоржа Помпиду.
Объединяющим для этих трех произведений является образ крестьянина, сильно отличающийся от всех своих предшественников в творчестве Малевича новой, гораздо более экспрессивной позой.
Вместо традиционного для художника фронтального изображения крестьян, возникает фигура с согнутой в колене правой ногой, обеспечивающая всей композиции характер порывистого движения, неуспокоенности, тревоги.
Впервые эта поза опробируется Малевичем в карандашном наброске крестьянина из Музея Людвига, где в композицию «крестьянин с косой» вводится изображение лошади.
В ходе работы художник отказывается от замысла дополнить косаря новым атрибутом (лошадь) и после двух попыток соединить старую тему с новым прочтением отрабатывает на листе композицию «Крестьянин с лошадью».
По пути от сделанного карандашного наброска к репрезентативной картине из Центра Помпиду возникают картины «Крестьянин с косой» и, возможно, «Пейзаж с пятью домами», где под красочным слоем обнаружен неиспользованный рисунок по грунту все того же крестьянина с лошадью.
Во всех случаях при резкой смене общего замысла центральный образ остается без изменений. Это крестьянин с согнутой в колене правой ногой, что не встречается больше ни в одном из произведений Малевича.
Таким образом, в процессе исследования оснований сомневаться в авторстве К.С.Малевича для предоставленной на экспертизу картины «Крестьянин с косой», стало гораздо меньше. Картина убедительно встает в ряд живописных произведений Малевича, локализованных по времени периодом 1928-1929 годами.
Л.П.ВязьменскаяГосударственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
А.Н.КалининМузей истории религии, Санкт-Петербург
Источник: http://art-lab.com.ua/index.php/en/2010-04-13-10-48-45/291—l-r
Новости экономики и финансов СПб, России и мира
На 11-й научной конференции «Экспертиза и атрибуция, проводимой Третьяковской галереей, подлинность «Крестьянина с косой подтвердили эксперты лабораторий при Эрмитаже и Музее истории религии. Скоро полотно выставят на аукцион. Сейчас картина находится в частной коллекции. Ее владелец себя не афиширует из соображений безопасности.
До того как попасть к новому хозяину, картина, написанная в 30-х годах прошлого века, сменила несколько владельцев. Правда, письменных подтверждений этому нет. История картины связана с еще одним неизвестным ранее полотном — «Крестьянка с граблями, — приобретенным недавно для своей коллекции скульптором Зурабом Церетели.
«Считается, что оба произведения были парными, — рассказывает владелец «Крестьянина. Из рук в руки Говорят, первым обладателем обеих картин был коллекционер Николай Харджиев — страстный поклонник русского авангарда, лично знакомый с Малевичем. В его коллекции русской живописи, вывезенной за границу в 1980-х годах, картины не значились.
«Считается, что Харджиев подарил их в 50-60-х годах своей подруге писательнице Лидии Гинзбург вместе с несколькими произведениями авангардистов Чекрыгина и Матюшина. Она, в свою очередь, передала полотна своему ученику, а тот — сыну, — рассказывает нынешний владелец картины.
Дорожающий авангард Полотна Малевича в 30-х годах стоили недорого, и художник часто дарил их своим друзьям и знакомым, да и покупателей на авангард в то время было немного. «Доказательством может служить тот факт, что картины, привезенные Казимиром Малевичем в Германию на выставку, были оставлены там из-за того, что транспортировка обратно стоила дорого.
Позже эти полотна обнаружат в частных коллекциях и в музеях Германии, — рассказывает коллекционер. Вряд ли можно сказать, что и до начала перестройки русский авангард стоил дорого. Коллекция из шести полотен, среди которых числился и «Крестьянин Малевича, обошлась купившему ее в то время арт-кооперативу в $9 тыс.
Картины долгое время стояли просто на полу в арендованной кооперативом квартире, а обязанности охранять их были возложены на секретаря. По оценке экспертов, сейчас более 90% полотен, которые выдаются за произведения известных художников, — подделки.
Лицензиями на проведение анализа, подтверждающего подлинность живописи, в России обладают лаборатории при Эрмитаже, Русском музее, Третьяковской галерее, Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Словесная история Оценка подлинности в России несколько отличается от общемировой практики. За рубежом важно происхождение (provenance), то есть подробная история смены владельцев картины.
В России многие десятилетия сделки по продаже живописных произведений юридически никто не оформлял, поэтому этому критерию уделяется меньше внимания. Отчасти отличить подлинник от подделки помогает словесная история. Специалисты Третьяковской галереи воздержались от ответа на вопрос, как часто встречаются подделки Малевича. Но подтвердили, что проводили экспертизу «Крестьянина с косой.
«Обычно оценка подлинности проходит в несколько этапов и включает в себя технологическую и искусствоведческую экспертизы, — рассказывает живописец и искусствовед Наталья Свиридова. — Определить возраст картины помогает химический анализ полотна и красок, а рентгеновский снимок рассказывает о том, родной ли красочный слой. После этого искусствоведы решают вопрос о том, можно ли считать произведение подлинником. Впрочем, бывает, что и экспертиза ошибается. Как писали в 2007 году СМИ, одна из картин, подаренная на день рождения президенту Путину, оказалась подделкой.
На заметку Полотна Малевича дорожают
Самой дорогой картиной Малевича стала «Супрематическая композиция, проданная в 2000 году в Нью-Йорке за $15,5 млн. «Черный квадрат, подаренный предпринимателем Владимиром Потаниным Эрмитажу в 2002 году, обошелся ему в $1 млн.
Каждое вновь обнаруженное произведение прославленного гения — событие в мире искусства. денис вышинский
Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Обсуждаем новости здесь. Присоединяйтесь!
Источник: https://www.dp.ru/a/2008/07/02/Krestjanin_skosit_millioni/