Иванов александр «семь мальчиков в цветных одеждах» описание картины, анализ, сочинение

Презентацию на тему «Иванов Александр Андреевич» (11 класс) можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: МХК.

Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию.

Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад — нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 13 слайд(ов).

Иванов Александр Слайд 1

  • Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №18»
  • ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: Александр Андреевич Иванов
  • Ученицы 11 класса Юрловой Марии Учитель: Реутова Надежда Михайловна
  • пгт. Белоозерский 2012 год

Иванов Александр Слайд 2

Александр Андреевич Иванов (1806–1858)

Александр Андреевич Иванов родился 28 июля 1806 года в Петербурге в семье профессора исторической живописи Андрея Ивановича Иванова. Уже в одиннадцать лет, подготовленный отцом, он поступает в Академию

Иванов Александр Слайд 3

Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора (1824)

Александр Андреевич Иванов, доказав мастерское владение кистью, ему присуждают золотую медаль.

Иванов Александр Слайд 4

«Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице хлебодару и виночерпию» (1827)

Ученические годы художник завершает исполнением программной работы на библейский сюжет «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице хлебодару и виночерпию». Иванов получает звание художника и награждается золотой медалью первого достоинства.

Иванов Александр Слайд 5

«Беллерофонт отправляется в поход против Химеры»(1830)

Весной 1830 года после завершения небольшого полотна Иванов получает, наконец, возможность уехать в Италию.

Иванов Александр Слайд 6

«Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением» (1831-1834)

В Италии он изучает античные памятники, знакомится с искусством Ренессанса, восхищается венецианскими фресками. Эта картина стала гимном лирическому настроению, светлому чувству дружбы, вдохновенному творчеству.

Иванов Александр Слайд 7

«Явление Христа Марии Магдалине» (1834-1835)

Иванов Александр Слайд 8

«Явление Христа народу» (1837—1857)

Сюжет картины был взят из Евангелия. В этой библейской легенде художник видел возможность выразить мечту о свободе. По высокой и благородной красоте человеческого духа, по глубокому проникновению в человеческие страдания образ раба явился настоящим откровением в русской и мировой живописи.

Иванов Александр Слайд 9

«Понтилийские болота» 1838

«Неаполитанский залив у Кастелламаре»

Иванов Александр Слайд 10

«Мальчики на Неаполитанском заливе»

«Семь мальчиков в цветных одеждах и драпировках»

Слайд 11

Заключение

Христос в Гефсиманском саду

Иванов хотел в поэтических образах воплотить народные предания, которые своеобразно преломились в библейских легендах. Сопоставляя библейские сюжеты с мифами греков, египтян, ассирийцев, он угадывал в них общую основу. Это было невиданное до сих пор понимание и восприятие религиозных сюжетов.

Слайд 12

Интернет – источники

http://biopeoples.ru http://www.hrono.ru http://nplit.ru

Слайд 13

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Источник: https://prezentacii.org/prezentacii/prezentacii-po-mkhk/69583-ivanov-aleksandr-andreevich.html

Презентация на тему: Иванов Александр Андреевич

Презентация на тему: Иванов Александр Андреевич Иванов Александр

Скачать эту презентацию

Получить код Наши баннеры Иванов Александр Иванов Александр

Иванов Александр

Иванов Александр

Иванов Александр

Иванов Александр

Иванов Александр

Иванов Александр

Иванов Александр

Скачать эту презентацию

№ слайда 1

Описание слайда:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №18» ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: Александр Андреевич Иванов Ученицы 11 класса Юрловой Марии Учитель: Реутова Надежда Михайловна пгт. Белоозерский 2012 год

№ слайда 2

Описание слайда:

Александр Андреевич Иванов (1806–1858) Александр Андреевич Иванов родился 28 июля 1806 года в Петербурге в семье профессора исторической живописи Андрея Ивановича Иванова. Уже в одиннадцать лет, подготовленный отцом, он поступает в Академию

№ слайда 3

Описание слайда:

Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора (1824) Александр Андреевич Иванов, доказав мастерское владение кистью, ему присуждают золотую медаль.

№ слайда 4

Описание слайда:

«Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице хлебодару и виночерпию» (1827) Ученические годы художник завершает исполнением программной работы на библейский сюжет «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице хлебодару и виночерпию». Иванов получает звание художника и награждается золотой медалью первого достоинства.

№ слайда 5

Описание слайда:

«Беллерофонт отправляется в поход против Химеры»(1830) Весной 1830 года после завершения небольшого полотна Иванов получает, наконец, возможность уехать в Италию.

№ слайда 6

Описание слайда:

«Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением» (1831-1834) В Италии он изучает античные памятники, знакомится с искусством Ренессанса, восхищается венецианскими фресками. Эта картина стала гимном лирическому настроению, светлому чувству дружбы, вдохновенному творчеству.

№ слайда 7

Описание слайда:

«Явление Христа Марии Магдалине» (1834-1835)

№ слайда 8

Описание слайда:

«Явление Христа народу» (1837—1857) Сюжет картины был взят из Евангелия. В этой библейской легенде художник видел возможность выразить мечту о свободе. По высокой и благородной красоте человеческого духа, по глубокому проникновению в человеческие страдания образ раба явился настоящим откровением в русской и мировой живописи.

№ слайда 9

Описание слайда:

«Понтилийские болота» 1838 «Неаполитанский залив у Кастелламаре»

№ слайда 10

Описание слайда:

«Мальчики на Неаполитанском заливе» «Семь мальчиков в цветных одеждах и драпировках»

№ слайда 11

Описание слайда:

Заключение Христос в Гефсиманском саду Иванов хотел в поэтических образах воплотить народные предания, которые своеобразно преломились в библейских легендах. Сопоставляя библейские сюжеты с мифами греков, египтян, ассирийцев, он угадывал в них общую основу. Это было невиданное до сих пор понимание и восприятие религиозных сюжетов.

№ слайда 12

Описание слайда:

Интернет – источники http://biopeoples.ru http://www.hrono.ru http://nplit.ru

№ слайда 13

Описание слайда:

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Скачать эту презентацию

Скачивание материала начнется через 60 сек. А пока Вы ожидаете, предлагаем ознакомиться с курсами видеолекций для учителей от центра дополнительного образования «Профессионал-Р» (Лицензия на осуществление образовательной деятельности

№3715 от 13.11.2013).

Получить доступ

Источник: https://ppt4web.ru/mkhk/ivanov-aleksandr-andreevich.html

Описание картины Александра Иванова «Ветка»

Иванов Александр

Александр Иванов был удивительно разноплановым художником. Так сложилось, что широкому кругу людей он известен, в первую очередь, своими шедеврами на библейскую тематику. Но творчество Иванова не ограничивалось только этим. Он умел очень тонко и душевно писать картины природы.

Одно из таких полотен носит название «Ветка». На первый взгляд, в ней нет ничего особенного. Все очень просто, безыскусно. Наверное, нужно быть настоящим художником, чтобы в этой обычности разглядеть нечто, достойное запечатления.

На первый план вынесена ветка дерева. Она как бы случайно «заглядывает» в картину, оставляя свой ствол за рамой. По толщине ветки можно предположить, что это совсем молодое, изящное деревце. Диагональ ветки направлена сверху вниз.

В результате этого ветка с листьями занимает центральное место на холсте. Ярко, четко, детально прорисованы на ветке листочки. Для большей реалистичности художник использует разные оттенки зеленого цвета.

Основной холодно-зеленый тон разбавлен желтыми и темно-зелеными оттенками.

Задний план картины лишь обозначен, но не прорисован достаточно четко. Это своего рода декорация, общий фон. Он не отвлекает внимание зрителя от созерцания ветки дерева, главного объекта композиции. Для фона использованы оттенки голубого и сиреневого цветов. Это придает картине свежесть и таинственность. Кажется, что все теряется в тумане, в загадочной утренней дымке.

Задний фон картины поделен линией горизонта на две части. Но это деление не строго горизонтальное. В картине видна перспектива, простор и устремленность вдаль. В бледно-желтых отсветах неба угадывается присутствие солнца. Совсем скоро оно взойдет и все вокруг окрасится в яркие, сочные, летние цвета. А пока что ничто не нарушает прозрачную прохладу раннего утра.

  • Год написания картины: конец 1840-х.
  • Размеры картины: 46,5 х 62,4 см.
  • Материал: бумага на холсте.
  • Техника написания: масло.
  • Жанр: пейзаж
  • Стиль: романтизм.
  • Галерея: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.

Источник: https://opisanie-kartin.ru/ivanov-aleksandr/vetka/

rrulibs.com

(1806–1858)

И.Н. Крамской писал: «Историческая заслуга Иванова та, что он сделал для всех нас, русских художников, огромную просеку в непроходимых до того дебрях и именно в том направлении, в котором нужна была большая столбовая дорога…»

Прекрасно определил масштаб художника Н.Г. Чернышевский. Иванов «принадлежал по своим стремлениям к небольшому числу избранных гениев, которые становятся людьми будущего».

Александр Андреевич Иванов родился 28 июля 1806 года в Петербурге в семье профессора исторической живописи Андрея Ивановича Иванова.

Уже в одиннадцать лет, подготовленный отцом, он поступает в Академию на правах «постороннего ученика» и, в отличие от воспитанников Академии, продолжает жить в семье.

Первый свой успех художник переживает в восемнадцать лет: за картину на сюжет «Илиады» Гомера «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора» (1824) ему присуждают золотую медаль.

Ученические годы художник завершает исполнением программной работы на библейский сюжет «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице хлебодару и виночерпию» (1827). Иванов получает звание художника и награждается золотой медалью первого достоинства.

Близкая поездка в Италию едва не сорвалась. Александр хотел жениться на дочери академического преподавателя музыки Гюльпена. Женитьба, согласно уставу, делала заграничное пенсионерство невозможным. Иванов, в конце концов, делает выбор в пользу искусства, хотя это решение нелегко далось молодому художнику.

В мае 1830 года он покинул Петербург. По пути он останавливается в Дрездене и посещает местную галерею.

При отправлении из России художник был снабжен обширной «инструкцией», в которой Комитет Общества поощрения художников, командировавший Иванова, предусматривал распорядок его занятий на все три года пенсионерства.

Во исполнение «инструкции» художник сделал картон с «Сотворения человека» с плафона Сикстинской капеллы Микеланджело. В то время он усердно изучал музеи Рима, занимаясь рисунком с натуры и усиленно изыскивая тему для большой картины, которая должна была стать итогом его пребывания за границей.

В первые годы пребывания в Риме он пишет картины «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой» (1830–1834) и «Явление Христа Марии Магдалине». Обе картины отличаются возвышенным благородством и классическим совершенством форм. Особенно вдохновенны образы Аполлона и его юных друзей, в которых художник воспел высокий строй чувств и творческий порыв подлинного поэта.

В дальнейшем Иванов целиком посвящает себя созданию огромной картины «Явление Христа народу». В письме Обществу от 1833 года, где сообщается об оставлении работы над эскизами к «Братьям Иосифа», Иванов впервые говорит о новом избранном им сюжете для большой картины «Явление Мессии», в котором он усматривал «сущность всего евангелия».

Первоначально, еще не имея сколько-нибудь отчетливого плана картины, Иванов вдохновлялся уже одной идеей сюжета «Явления Мессии». То был предмет его постоянной гордости, побуждающей к таким, например, заявлениям: «Если бы в сию минуту Богу было угодно лишить меня здешней жизни, то я поблагодарил бы его за то, что он прославил меня отысканием первого сюжета в свете!»

«Я начинаю картину без соизволения Общества на оную, – пишет он отцу в 1836 году, – ибо считаю потерей времени дожидаться их решения.

Если картина моя «Явление Спасителя Магдалине» им не понравится, то все лучше заниматься подмалевком важного для меня сочинения «Появления Мессии», чем ничего не делать.

Хотя и весьма неправильно будет навсегда его так оставить, ибо я верю, что в Петербурге ничего нельзя сделать в этом роде».

20 лет художник посвятит работе над грандиозным полотном. Он не мог не сознавать, что обрекает себя более чем на бедственную жизнь – на творческое одиночество. Но всякий раз он терпеливо объяснял и растолковывал значение предпринятого им труда.

В 1848 году Иванов писал знакомому Чижову: «Я теперь весь предаюсь практической исполнительной части.

Не знаю, сколько я подвинул картину, но, кажется, работал, сражаясь с невзгодами, какие мне этой зимой случилось встретить в жизни», а скоро потом ему же: «Я встаю со светом, работаю в студии до полудня, иду отдохнуть в кафе, чтобы приготовить свои силы, дабы начать работать с часу до сумерек. Устав таким образом, я рад-рад бываю добраться до кресел или до постели вечером… Моя картина теперь составляет для меня все…»

На 1848 год падает ряд тяжелых событий в личной жизни Иванова. Умирает его отец, он получает отказ от С.А. Апраксиной, дочь которой, Марию Владимировну, он считал по своей наивной простоте невестой.

15 мая 1849 года Иванов пишет Гоголю: «До сих пор я все был верен моему слову и делу и в надеждах, что уже недалеко до конца, усиленно продолжал свой труд. Но уже две недели, как совершенно все остановилось. Рим осажден французскими, неаполитанскими и испанскими войсками, а Болонья – австрийскими.

Каждый день ожидаешь тревоги. Люди, теперь здесь во главе стоящие, грозят все зажечь и погрести себя под пеплом. При таких условиях, конечно, уже невозможно продолжать труд, требующий глубоко сосредоточенного спокойствия.

Я, однако ж, креплюсь в перенесении столь великого несчастья и, только что будет возможно, опять примусь за окончание моей картины».

В других письмах этого и последующего годов Иванов рассказывает, как снова занимается своей картиной и старается довести ее до конца.

При осуществлении замысла «Явление Мессии» художник большое внимания стал уделять этюдам с натуры. Отдавшись изучению жизни и собиранию ярких жизненных образов, он придал многим своим этюдам характер вполне законченных, самостоятельных картин.

«Работая над этюдами на открытом воздухе, художник должен был решить сложные живописные проблемы, показать взаимодействие солнечного света и цвета. Особенно привлекают внимание знаменитые пейзажи с «купающимися мальчиками».

В них художнику удалось передать связь натуры с пейзажем: «Мальчики на Неаполитанском заливе», «Семь мальчиков в цветных одеждах и драпировках», «Этюд обнаженного мальчика».

Эти полотна стали подлинными шедеврами русской и мировой пейзажной живописи» (О.Ф. Петрова).

В 1858 году Иванов вернулся в Петербург и привез с собой «Явление Мессии».

Н.Г. Машковцев рассказывает о картине «Явление Мессии»: «Иванов создает образы идеальной, праксителевской красоты, бесконечно превосходя в этом отношении все, что до него было сделано в живописи.

Такова в картине группа дрожащих, словно изваянная из цветного драгоценного мрамора, таков юноша, выходящий из воды, такова компактная группа будущих апостолов.

Есть какая-то особая космическая радость, доступная лишь немногим художникам, в том, как прослеживает он проявление строительных сил природы, обнаруживающих себя в структуре древесного ствола, ветвей и листьев, так же как и в структуре человеческого тела, его костяке и мышцах, его движениях и цвете.

Кажется, что здесь он дошел до пределов пластического выражения этих вещей в живописи. Такой же предельности достиг он в выражениях человеческих лиц, особенно Иоанна Крестителя. Недаром же Крамской считал изображение Крестителя идеальным портретом, ставя его на один уровень с античным Зевсом, Венерой Милосской и Мадонной Сикста».

Картина имела огромный размер – 5,40 на 7,50 м. Выставленная в Петербурге, она вызвала бурю откликов: художники высоко оценили ее, а церковное начальство встретило весьма сдержанно.

Написание подобной картины было настоящим творческим подвигом. Вот почему И. Крамской в статье, посвященной памяти Иванова, писал, что художники последующих поколений будут учиться у него искусству композиции, гармонии цветового решения и жизненной правде в изображении человека и природы.

Знакомство и беседы с Герценом в 1857 году в Лондоне приобщили художника к передовому направлению русской общественной мысли. «Мой труд – большая картина – более и более понижается в глазах моих. Далеко ушли мы, живущие в 1855 году, в мышлениях наших – тем, что перед последними решениями учености литературной основная мысль моей картины совсем почти теряется…»

Иванову становится ясно, что «картина не есть последняя станция, за которую надобно драться. Я за нее стоял крепко в свое время и выдерживал все бури, работал посреди их и сделал все, что требовала школа.

Но школа – только основание нашему делу живописному, язык, которым мы выражаемся.

Нужно теперь учинить другую станцию нашего искусства – его могущество приспособить к требованиям времени, и настоящего положения России».

Еще в 1848 году Иванов задумал создать настенные росписи общественного здания, где перед взором зрителей проходила бы история человечества, рассказанная в библейских мифах. По свидетельству брата, С.А.

Иванова, библейские композиции, «наполняющие все альбомы и большую часть отдельных рисунков, рождались, набрасывались, так сказать, все разом, одновременно…» Задумано было около 500 сюжетов, из них исполнено более 200.

«Эпизоды Ветхого и Нового завета трактованы здесь часто почти как реальные сцены из жизни древнего народа, – отмечает М.М. Ракова. – Вот возле блюда с едой, поставленного на куске расстеленной на земле ткани, расположились усталые босые путники. Их угощает седой старик в грубой одежде, с пастушеским посохом в руках.

Вокруг – кочевые шатры, палящее солнце, женщины, готовящие на очагах пищу… Так представил художник пророчество Аврааму о рождении Исаака. Однако Иванов не спускается до мелочной жанровой обыденности.

Его герои вместе с тем, как уже говорилось выше, выражают представление Иванова о глубокой внутренней значительности духовного мира человека».

А вот мнение Е.Л. Плотниковой:

«По своим стилистическим качествам библейские эскизы не имеют аналогий в мировом искусстве. Это гениальное творение, принесенное в мир художником, сумевшим на основе изучения классического искусства прошлого и собственных исканий сделать ценнейшие живописные открытия.

Задумав монументальные росписи, Иванов, естественно, ставил в эскизах специальные задачи, вытекающие из требований стенной живописи.

В безукоризненном декоративном чутье Иванова ощущаются традиции фрески с ее линейными и цветовыми ритмами, контурной выразительностью рисунка, гармонией и контрастами цвета.

Библейские эскизы были своеобразным подведением итогов творческой жизни художника. Достигнув классической зрелости, Иванов творит по велению сердца, легко и свободно. Эскизы настолько артистичны, что если на мгновение забыть о его колоссальном труде, может показаться, что листы эти рождались на едином дыхании».

Иванов недолго жил на родине: он заболел холерой и умер 15 июля 1858 года.

Источник: http://rulibs.com/ru_zar/sci_history/samin/0/j52.html

Иванов Александр Андреевич

Иванов Александр Андреевич

(1806-1858)

Петрова О.Ф.

Художник-мыслитель, теоретик, Александр Иванов, по определению Н. Г. Чернышевского, «принадлежал по своим стремлениям к небольшому числу избранных гениев, которые решительно становятся людьми будущего».

Александр Андреевич Иванов родился 16 июля 1806 года в Петербурге в семье профессора исторической живописи Андрея Ивановича Иванова.

В 1817 году, подготовленный отцом, он поступает в Академию на правах «постороннего ученика» и, в отличие от воспитанников Академии, продолжает жить в семье.

Первый свой успех художник переживает в восемнадцать лет; за картину на сюжет «Илиады» Гомера «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора» (1824, ГТГ) ему присуждают золотую медаль.

Ученические годы художник завершает исполнением программной работы на библейский сюжет «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице хлебодару и виночерпию» (1827, ГРМ). Иванов получает звание художника и награждается золотой медалью первого достоинства.

Однако ясно выраженная в картине мысль о беззащитности человека перед лицом произвола, о попрании понятий справедливости и законности вызвала недовольство академического начальства. В изображении на стене темницы сцены египетской казни увидели прямой намек на казнь пяти руководителей декабрьского восстания.

Правда, прямого доказательства подобной аналогии академические чиновники не нашли и неприятный эпизод с картиной пытались сгладить и замолчать. Но для получения права на доездку в Италию художнику пришлось писать новую дипломную работу.

Весной 1830 года после завершения небольшого полотна «Беллерофонт отправляется в поход против Химеры» Иванов получает, наконец, возможность уехать в Италию за счет Общества поощрения художников.

Начало его пребывания в Риме было, однако, омрачено тяжким известием об отставке отца, уволенного на тридцать третьем году службы из Академии художеств по велению Николая 1.

«Рожден в стеснении монархии, не раз видел терзаемыми своих собратий, видел надутость бар и вертопрашество людей, занимающих важные места…

Всегда слышал жалобы домашних на несправедливость начальства, коего сила приводила в страх и рабство», — писал из Италии художник.

Тяжелые личные переживания не приглушили в нем мысли о могучей силе искусства, способной духовно преобразить человека. В Италии он изучает античные памятники, знакомится с искусством Ренессанса, восхищается венецианскими фресками.

Своеобразным откликом на это было создание одного из самых поэтических произведений художника «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением» (1831—1834, ГТГ).

Картина стала гимном лирическому настроению, светлому чувству дружбы, вдохновенному творчеству.

Однако с первых лет своего пребывания в Италии Иванов был поглощен поиском такой темы, решение которой могло бы захватить его полностью.

Еще в период работы над картиной «Аполлон, Гиацинт и Кипарис» художник задумал грандиозное полотно «Явление Мессии». Своего рода подготовкой к задуманному труду, «пробой сил» было написание двухфигурной композиции на евангельский сюжет — «Явление Христа Марии Магдалине» (1834-1835, ГРМ).

С успехом экспонированная в Риме, картина была отправлена в Петербург в Академию художеств. Александру Иванову присудили звание академика.

Идея нравственного обновления человечества все сильнее овладевает художником. «Мир лежит во зле… Искусство забыло развиваться сообразно процессу общественных идей», — писал Иванов из Италии.

В течение двадцати лет художник работал над грандиозным полотном «Явление Христа народу» (1837—1857, ГТГ). Записи живописца показывают, что он задумал картину как историческую.

«Нужно представить в моей картине лица разных сословий, разных безутешных вследствие разврата и угнетения от светских правительственных лиц, вследствие подлостей, какие делали сами цари иудейские, подласкиваясь к римлянам, чтобы снискать подтверждения своего на трон…

Страх и робость от римлян и проглядывающие чувства, желание свободы и независимости».

Сюжет картины был взят из Евангелия. На берегу реки Иордан, где только что свершился обряд омовения, пророк Иоанн Креститель обращается к народу со словами надежды, указывая на идущего по склону холма Христа. Волнение, вызванное проповедью Крестителя, охватывает людей.

За Иоанном Крестителем — группа будущих учеников Христа: порывистый Иоанн Богослов, седовласый апостол Андрей, сомневающийся Нафанаил, по другую сторону от пророка — фарисеи, римляне, народ. У ног Иоанна Крестителя — две сидящие фигуры: господин и его раб. На измученном лице раба, изборожденном морщинами, — заметно подобие улыбки.

«Сквозь привычные страдания впервые появилась отрада», — писал Иванов о рабе.

По высокой и благородной красоте человеческого духа, по глубокому проникновению в человеческие страдания образ раба явился настоящим откровением в русской и мировой живописи.

В этой библейской легенде художник видел возможность выразить мечту о свободе: «…начался день человечества, день нравственного совершенствования». А нравственное совершенствование людей должно было привести «мир, лежащий во зле» к миру всеобщей гармонии.

Как ни утопична была мысль художника о преобразовании современного общества в условиях острых социальных противоречий века, она предвосхищала идеи передовых мыслителей будущего поколения. «По своей идее близка она сердцу каждого русского. Тут изображен угнетенный народ, жаждущий свободы, идущий дружной толпой за горячим проповедником», — писал о картине И. Е. Репин.

Созданию грандиозного полотна (40 кв. м) предшествовала огромная подготовительная работа. Художник исполнил более шестисот этюдов и эскизов, включая рисунки. Эти этюды явились замечательной школой реализма и для последующего поколения художников.

Лучший среди них — этюд головы Иоанна Крестителя (ГТГ и ГРМ). Широкая свободная'манера письма, построенная на контрастах холодных и теплых тонов, усиливает эмоциональную действенность образа.

С наибольшей силой новые живописные поиски и реалистические устремления художника раскрылись в подготовительных этюдах-пейзажах. Иванов каждую деталь своей картины изучает, проверяет на натуре: от камней, травы и цвета почвы до «дальностей, которые кроются обильными оливами и подернуты утренним испарением земли».

Чем пристальнее он всматривается в природу, тем больше открывает в ней богатств. Единичный, частный предмет существует в целом, бесконечном пространстве. Разнообразие этих связей радует человека новыми открытиями.

Тема далей, целостного изображения природы в многообразии связей становится главной в пейзажном творчестве Иванова.

«Понтийские болота» (ГРМ), «Неаполитанский залив у Кастелламаре» (ГТГ), «Аппиева дорога при закате солнца» (ГТГ) покоряют эпическим величием, мудрой простотой композиции.

Работая пад этюдами на открытом воздухе, художник должен был решить сложные живописные проблемы, показать взаимодействие солнечного света и цвета.

Особенно привлекают внимание знаменитые пейзажи с «купающимися мальчиками». В них художнику удалось передать связь натуры с пейзажем: «Мальчики на Неаполитанском заливе» (ГТГ), «Семь мальчиков в цветных одеждах и драпировках» (ГРМ), «Этюд обнаженного мальчика» (ГРМ). Эти полотна стали подлинными шедеврами русской и мировой пейзажной живописи.

Работа над этюдами требовала огромного напряжения сил, беспримерной трудоспособности и новаторства. Однако сроки пенсионерства окончились. Академия и Общество поощрения художников постоянно торопили Иванова с возвращением.

«Мысль о возвращении вышибает у меня палитру и кисти», — пишет художник. То, что происходило в николаевской России, Иванов хорошо знал и из писем близких и из встреч с друзьями.

В Италии он сближается с Гоголем, Герценом, Сеченовым.

40-е годы девятнадцатого столетия, насыщенные событиями, революционные потрясения в Италии, размышления над социальными условиями жизни, дружба с людьми, связанными уже с новым этапом развития русской культуры, совершили переворот в мировоззрении Иванова. Осенью 1857 года художник уезжает в Лондон, чтобы встретиться с А. И.

Герценом и в беседах с ним уяснить новую точку зрения на события в Европе и России, по вопросам религии и искусства. «Далеко ушли мы… в мышлениях наших тем, что перед последними решениями учености литературной основная мысль моей картины совсем почти теряется…

и у меня едва достает духу, чтобы более совершенствовать ее исполнение».

Разочарование в общечеловеческом значении картины, которой художник отдал лучшие годы творчества, не сломило его. Стремление «учинить другую станцию искусства» вдохновило его на новый творческий замысел — создание монументальной стенной росписи.

Она должна была представлять единую серию из пятисот произведений. Художник успел создать около половины задуманных эскизов, исполненных гуашью, акварелью, сепией или карандашом.

Иванов хотел в поэтических образах воплотить народные предания, которые своеобразно преломились в библейских легендах. Сопоставляя библейские сюжеты с мифами греков, египтян, ассирийцев, он угадывал в них общую основу.

Это было невиданное до сих пор понимание и восприятие религиозных сюжетов.

По существу, в библейских эскизах по-новому прозвучала тема героической личности и народа, ведущая тема в творчестве Иванова. Весной 1858 года художник вернулся на родину, в Петербург. Выставленная в залах Академии художеств картина «Явление Христа народу» и многочисленные этюды к ней были приняты холодно.

Резкая и несправедливая критика обрушилась на художника. Но на родине Иванов обрел и замечательных друзей: В. В. Стасова, Н. Г.

Чернышевского, с которыми он делился своими планами, обсуждал возможности создания новой русской художественной школы, учебных заведений для молодых художников, мечтал о путешествии по России, о новых национальных исторических полотнах. Жизнь А. А. Иванова оборвалась внезапно, он умер от холеры в июле  1858 года. А. И.

Герцен откликнулся на смерть Иванова некрологом в «Колоколе»; с глубокой скорбью писал о художнике И. Н. Крамской, предсказывая огромное влияние нравственной силы искусства Иванова на будущие поколения художников.

Список литературы

Источник: http://www.neuch.ru/referat/90045.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector