Боровиковский В.Л. русский художник церковной и портретной живописи. Его письмо отличается прекрасной техникой, лёгкостью, композиционным мастерством и умением польстить портретируемому.
Родился в 1757 году в Миргороде в казачьей семье. Отец Боровиковского В.Л. и два брата его Иван и Василий работали иконописцами в храмах. Так с малых лет русский художник обучался у отца письму икон. Затем Боровиковский проходит воинскую службу, по окончании которой снова вернулся к церковной живописи в стиле барокко.
Путёвкой в жизнь для русского художника послужили две его картины, написанные 1787 году в аллегорическом стиле для украшения одного из «путевых дворцов» государыни , Екатерины II, дворцы возведены на пути следования её в Крым. Одна из картин изображала императрицу, объясняющую свой Наказ греческим мудрецам, другая – императора Петра I в образе пахаря и государыню Екатерину II – сеятельницу.
Боровиковский В.Л. переехал в Петербург. В Академии художеств его не брали из-за возраста. Так русский художник поселился в доме Н.А. Львова и познакомился с друзьями Г.Р. Державиным и И.И. Хемницером, Е.И. Фоминым.
Попав в круг интеллигенции, с 1792 года, художник обучается у австрийского живописца И.Б. Лампи, при дворе Екатерины II. Существуют сведения, что Боровиковский В.Л. пользовался советами Левицкого Д.Г.
, а в дальнейшем стал одним из его учеников.
В 1795 году Боровиковский В.Л. получает звание академика, а в 1802 он уже советник Академии художеств.
В начальном творчестве русского художника в Петербурге приоритетны миниатюрные портреты, написанные маслом, а также парадный портрет, его произведения являлись образцами для других художников.
Известные его работы – портрет Екатерины II, прогуливающейся в Царскосельском саду, портреты Державина, митрополита Михаила, князя Лопухина-Троицинского, портрет Фет — Али Мурзы Кули-Хана, брата персидского шаха, написанный по заказу Екатерины II.
В 1790-х годах в своём творчестве русский художник прибегает к сентиментальному стилю в портрете. Переходит от официального сословного портрета к человеку с естественными и простыми чувствами, в качестве фона художник пишет природу. Колорит нежный, письмо прозрачное. Пейзаж, присутствующий в портретах русского художника – русский, народный.
Здесь и белые стволы берёз, полевые цветы, колосья ржи. Всё это создаёт лирическую атмосферу в картинах русского художника. В качестве примера можно привести его картину «портрет О.К. Филиповой» — жены друга художника. Женщина в саду, в белом утреннем платье, тут нет жеманства, кокетливости. Художник тонко подмечает черты лица молодой женщины.
Миндалевидный разрез глаз, рисунок ноздрей, родинка – придают мечтательность, нежность и задумчивость.
Художник написал целую серию женских портретов: О. К Филипповой, Е. Н. Арсеньевой, Е. А. Нарышкиной, В. А. Шидловской и др. Они отличаются точной передачей характера, неуловимых движений душевной жизни.
Написанный Боровиковским в 1797 г. портрет М.И. Лопухиной принадлежит к числу этапных произведений в развитии русской портретной живописи. Портрет Лопухиной отмечен чертами глубокой и подлинной жизненности. Главная идея — слияние человека с природой.
С 1804 по 1811 годы Боровиковский В.Л. занимается религиозной живописью, он расписывал вместе с другими художниками Казанский собор в Петербурге.
Расцвет творчества Боровиковского не долог. С 1810 года на смену приходят новые художники, талантливые и молодые. Меняются и вкусы заказчиков.
Боровиковский был одинок, у него и ранее было немного друзей, но в последние годы он и вовсе избегает общения. Его увлекает мистика. Он всё больше отдаёт приоритет религиозной живописи.
Последняя его работа – иконостас для церкви на Смоленском кладбище в Петербурге.
В последние годы жизни работал как педагог, обучал искусству живописи, открыв у себя на дому частную школу. Его последователем, унаследовавшим поэтическое восприятие мира, стал Алексей Венецианов.
- Портрет генерал-майора Боровского
- Портрет императора Александра I
- Портрет императора Павла I
- Портрет императрицы Екатерины II
- Портрет Муртази-Кули-Хата
- Портрет Луизы Жормен де Сталь
- Портрет императрицы Марии Фёдоровны
- Портрет княжны Марии Павловны
- Портрет графини Безбородко с дочерями
Источник: https://rus-artist.ru/2012-12-17-14-41-42.html
Нарышкины. Елена Александровна. Нарышкины-Суворовы
Нарышкины. Елена Александровна. Нарышкины-Суворовы |
Елена Александровна (1785 — 3 декабря 1855) (урождённая Нарышкина, в первом браке Светлейшая княгиня Италийская, графиня Суворова-Рымникская; во втором браке— за князем В. С. Голицыным (1792—1856), сыном княгини В. В.
Голицыной) — фрейлина; дочь А. Л. Нарышкина и Марии Сенявиной, внучка известного адмирала А. Н. Сенявина, сестра Л. А. и К. А. Нарышкиных; невестка генералиссимуса А. В. Суворова, двоюродная сестра графа М. С. Воронцова.
Боровиковский, Владимир Лукич (1757–1825) Елена Александровна Нарышкина, в замужестве Суворова, жена Аркадия Суворова, сына знаменитого генералиссимуса (1799, Государственная Третьяковская галерея, Москва)
Старшая дочь одного из остроумнейших людей своего времени обер-камергера Александра Львовича Нарышкина и статс-дамы Марии Алексеевны Сенявиной, любимой фрейлины Екатерины II. Родители её были близкими людьми при Дворе и пользовались одинаково расположением императором Павла I и Александра I. Последний даже называл А.Л. Нарышкина кузеном.
Vladimir Borovikovsky (1757–1825) Нарышкина Елена Александровна (в детстве, начало 1790-х)/ Русский музей
Нарышкины дали дочери хорошее домашнее образование, кроме общеобразовательных наук, Елена Александровна изучала музыку и была наделена от природы красивым по тембру голосом.
Совсем юной она была взята ко двору и сделана фрейлиной. Её родители вели шумный, расточительный образ жизни. Двери их особняка на Английской наб., д.
10, были всегда открыты для балов и приемов, где Елена блистала своей уникальной красотой.
Johann Baptist von Lampi the Elder (1751–1830). Елена Александровна Нарышкина (1785-1855),(1800)
Семья Нарышкиных была очень дружна с великим полководцем А.В.Суворовым, поэтому его сын Аркадий был своим человеком в их доме. Высокий и стройный белокурый красавец, обладавший звучным голосом и громадной физической силой без труда покорил сердце юной Елены.
Но он был помолвлен с богатой герцогиней Вильгельминой Саганской и хотя молодые люди не питали друг к другу никаких чувств, их брака очень желали их родители. С кончиной генералиссимуса этот брак расстроился. Аркадий Суворов стал обладателем большого состояния и был свободен в выборе.
Князь Аркадий Александрович Суворов (1780-1811) (1809)
15 июля 1800 года в Петербурге 15-летний князь Аркадий Суворов стал мужем 14-летней Елены Нарышкиной. Брак этот был, однако, непродолжителен, и едва ли супруги нашли в нем счастье.
Одаренный от природы большими способностями и лучшими качествами ума и сердца, сын великого Суворова, подобно отцу, имел много странностей и не был создан для семейной и домашней жизни.
Дому и молодой жене он предпочитал рысканье по полям с собаками, холостые компании, среди которой «Бижу» (как звали Суворова в свете) предавался разгулу, играм в карты и необузданному вранью. Всё это отвлекало его от дома, где жена скучала одна и принимала ухаживания многочисленных поклонников.
В доме Елены Александровны были своими людьми троё неразлучных друзей — двоюродный брат хозяйки граф М. С. Воронцов , сатирический поэт, некрасивый, но умный Сергей Марин,
О. А. Кипренский. Сергей Никифорович Мари́н (1812)
- мягкий и сентиментальный полковник Дмитрий Васильевич Арсеньев.
- Арсеньев Дмитрий Васильевич
- Все трое питали к Елене Александровне нежные чувства. Поведение Суворова очень удивляло Марина и он во всем винил супруга:
…Которого не худо бы прогнать шпицрутенами: как можно променять жену на похабную псовую охоту, а любуясь её маленькой дочкой Мими (Мария), поэт писал :
Как она стала мила, и я думаю, что она, если это возможно, будет так же умна и любезна, как её мать, хотя это божество имеет в себе всё, что ветреность и кокетство имеет опасного!
За ту же неискренность и легкомыслие Елены Александровны охладел позднее к ней и её кузен Воронцов
В апреле 1811 года во время русско-турецкой войны 26-летний Аркадий Суворов погиб при переправе через Рымник, ту самую реку, на берегах которой его отец одержал одну из своих блестящих побед.
В тот год Рымник значительно разлился и, переходящие его вброд солдаты сильно рисковали. По одной версии, молодой Суворов предлагал переждать разлив, но после заверений кучера о том, что тот знает здесь каждый камешек, приказал трогать.
Где-то посреди реки экипаж пошатнулся, завалился на бок и перевернулся вверх колесами. Судя по всему, Аркадию Александровичу удалось покинуть крытую повозку, после чего он был подмят лошадьми.
По другой версии переправляясь через реку, Суворов увидел как течение уносит раненного солдата, бросился в воду, вытолкнул того на поверхность, а сам утонул в водовороте.
Оставшись вдовой в 25 лет, княгиня Суворова скоро уехала за границу. Там она провела довольно продолжительное время, лишь изредка и ненадолго возвращаясь в Россию, так как слабое здоровье её требовало пребывания в теплом климате.
Елена Александровна Нарышкина (1785-1855) (1800-е)
Выделяясь красотой, Елена Александровна часто привлекала внимание художников. Боровиковский В.Л. писал её дважды. В начале 1790-х годов, когда ей было лет шесть-семь и в 1799 году. Среди её изображений выделяется портрет Ж.-Л.
Монье, с 1802 года проживавшего в Петербурге, на котором он запечатлел свою модель античной богиней. В 1810 году её писал Дюбуа, по заказу М.А.Нарышкиной, по отзыву А.Х.Бенкендорфа этот портрет – «верх совершенства по сходству и по работе».
1814-й год застал Елену Александровну в Вене, где отец её состоял при Императрице Елизавете Алексеевне во время Венского конгресса.
На блестящих балах и празднествах, которыми сопровождался этот небывалый съезд императоров, королей и принцев всей Европы, княгиня Суворова, благодаря своей красоте и любезности, привлекала общее внимание и занимала видное место между красавцами венского двора и высшей европейской аристократии. Один из современников писал о ней:
…Она соединяла в себе с замечательной красотой природную живость ума и обаяние нежной и возвышенной души.
Как в европейских столицах, так и на водах в Германии, где она проводила летние месяцы, Елена Александровна вела светскую жизнь и имела много друзей и поклонников.
Ум, образованность, красота, выдающиеся музыкальные способности и прекрасный голос привлекали к ней сердца.Во время нахождения Елены Александровны в Риме в 1815-1816 гг.
знаменитый уже тогда Россини, вхожий в её дом, пожелал написать кантату в день её именин или рождения с помещением в кантату какого-нибудь русского мотива, для чего он обратился к Джулиани.
Джулиани вспомнил напев „ Ах, зачем было огород городить, ах, на что было капусту садить“, и мотив этот до того понравился Россини, что, поместив его в свою кантату, он повторил его в сочиняемой им тогда опере „Севильский цирюльник“, в финале 2-го действия.
В течение двенадцатилетнего вдовства Елена Александровна имела немало возможностей снова выйти замуж, она очаровывала всех, кто встречался с ней. Но она решила посвятить себя воспитанию четверых детей. И только когда дети выросли, а старшая дочь была замужем, она решила устроить свою судьбу.
Проведя лето 1823 года в Бадене, Елена Александровна вскоре затем вступила во второй брак. Её избранником стал 30-летний князь Василий Сергеевич Голицын, действительный статский советник и камергер. Их свадьба состоялась в Берлине и в обществе вызвала много пересудов.
Князь Василий Сергеевич Голицын (1792-1856), был женат на Елене Александровне Суворовой, ур. Нарышкиной (1820-е)
Выйдя замуж за Голицына, Елена Александровна большую часть времени проводила на юге России, в Одессе и Симферополе и в крымском имении мужа «Василь — Сарай» , наслаждаясь тихим домашним счастьем.
Желание нравиться и прельщать долго не покидало Елену Александровну и послужило предметом меткого замечания князя П. А. Вяземского о «её подведенных ресницах и двух дюжинах парижских зубов». Она была другом Жуковского, который любил слушать её пение, и состояла в постоянной переписке с слепцом-поэтом И. И. Козловым.
До самых последних дней жизни, почти потеряв зрение, Елена Александровна сохранила свежесть ума и чарующую приветливость, которая делала её приятной и интересной собеседницей. Скончалась она 3 декабря 1855 года в Одессе, где и похоронена.
- От первого брака Елена Александровны имела двух сыновей и двух дочерей; от второго же мужа детей не было:
- СПАСИБО
- Вам также будет интересно:
- Секрет невероятной реалистичности картин эпохи Возрождения
Павел Федотов. Первый показ картины «Сватовство майора». Интересное в написании «Все холера виновата»
Эмоции «по-человечески» Чарльз Бартон Барбер
Источник: https://obiskusstve.com/383906011809581896/naryshkiny-elena-aleksandrovna-naryshkiny-suvorovy/
Описание картины Владимира Боровиковского «Портрет Е.А. Нарышкиной»
С самого раннего детства жизнь Владимира Боровиковского была связана с живописью. Его отец и братья были иконописцами, именно они привили маленькому мальчику любовь к изобразительному искусству и обучили его азам художественного мастерства. Позднее, после службы в казачьем полку и выхода в отставку, он окончательно посвящает свою жизнь живописи. Он выполняет работы по оформлению храмов, пишет иконы, а позже начинает принимать заказы на создание индивидуальных портретов.
Как искусный художник-портретист, Владимир Боровиковский не мог обойти стороной необычайную красоту дочери обер-камергера А.Л. Нарышкина, Елены, и в 1799 году пишет ее великолепный портрет.
Елене Нарышкиной, которая являлась фрейлиной императрицы, была уготована нелегкая судьба.
В 15 лет ей пришлось выйти замуж за князя Аркадия Суворова, который совершенно не уделял внимание своей семье, но, после своей кончины через одиннадцать лет оставил молодой вдове четырех маленьких детей.
Спустя некоторое время, Елена Нарышкина, по состоянию здоровья и рекомендациям врачей уезжает в Европу, лишь изредка посещая Россию.
Звездный час ее наступил в 1814 году, во время проведения Венского конгресса. Тогда было устроено большое количество шикарных балов, на которые съехались видные аристократы и представители королевских династий со всей Европы.
Благодаря своей необыкновенной красоте, женственности, изяществу, а также прекрасному голосу, она стала весьма заметной фигурой в этом богемном обществе. На этих блестящих балах Елена знакомится с князем Василием Голицыным, а впоследствии выходит за него замуж.
Вновь обретя семейный очаг и душевный покой, Елена Нарышкина возвращается в Россию, в свой родной Симферополь, где и остается жить.
Умная, добрая, красивая женщина на протяжении всей жизни остается приветливой и проницательной хозяйкой. В ее доме частыми гостями были Александр Пушкин и Жуковский, она водила дружбу с поэтом-слепцом И. Козловым, а Россини посвятил ей кантату, которую впоследствии использовал в финале оперы «Севильский цирюльник».
- Год написания картины: 1799.
- Размеры картины: 72,8 x 59,6 см.
- Материал: холст.
- Техника написания: масло.
- Жанр: портрет.
- Стиль: рококо.
- Галерея: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.
Источник: https://opisanie-kartin.ru/borovikovskij-vladimir/portret-naryshkinoj/
Боровиковский В.Л
Для увеличения — нажмите на изображение
Бугаевский-Благодарный И. В. Портрет художника В.Л. Боровиковского
- Нас в Царское Село
- Боровиковский вводит,
- прозрачно и светло
он тонкой кистью водит…
С. Кирсанов
Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825) — один из талантливых и своеобразных художников конца XVIII — начала XIX века родился на Украине, в Миргороде, 24 июля 1757 года в семье казака Луки Боровика (Лукьяна Боровиковского). Почти все члены семьи и родственники Боровиковского служили в Миргородском полку. Следуя семейной традиции, Владимир Лукич был также определен на военную службу, но в чине поручика вышел в отставку и целиком посвятил себя искусству.
Первые навыки в живописи будущий художник получил в семье. Его отец, дядя, братья, неся исправно полковую службу, в свободное время занимались иконописью.
В Киевском музее украинского искусства и в Русском музее хранятся иконы, написанные молодым живописцем. Эти произведения, несмотря на то, что свидетельствуют об усвоении определенных навыков иконописи XVIII века, в целом не выходят за рамки полуремесленного искусства. Мастерство пришло к художнику в Петербурге.
Важную роль в изменении судьбы Боровиковского сыграло путешествие Екатерины II в Крым в 1787 году.
Известный поэт XVIII века В.В. Капнист, в то время предводитель дворянства Киевской губернии, привлек художника к оформлению одного из помещений, в которой должна была остановиться Екатерина II.
Две большие аллегорические картины Боровиковский Выполнил, по-видимому, с достаточным мастерством и его приглашают в Петербург.
20 октября 1787 года он подписал акт о разделе имущества, оставшегося после смерти отца, и навсегда покинул Миргород.
Первые десять лет художник прожил у известного архитектора Н.А. Львова в «Почтовом стану» (ныне Почтамтская улица). В доме Н.А. Львова — поэта, музыканта, археолога — встречались видные, художественные деятели России.
Боровиковский оказался в кругу поэтов, чьи интересы и мысли были связаны с новым направлением в литературе — сентиментализмом. Вышли в свет «Письма русского путешественника» и «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина, поэт Дмитриев писал свои чувствительные вирши, в поэзии В.В.
Капниста зазвучали лирические ноты. Эта линия в искусстве нашла отражение и в творчестве Боровиковского.
По приезде в Петербург Боровиковский сблизился с Д.Г. Левицким и, возможно, учился у него. С 1792 года в течение нескольких лет он занимался у И.Б. Лампи, который, уезжая из России, передал ему свою мастерскую. Здесь Боровиковский жил и работал до конца своих дней.
3а тридцать восемь лет упорной работы в Петербурге художник создал сотни произведений. От своих учителей живописец взял блеск техники, легкость и прозрачность письма, мастерство композиционных приемов.
В6имание художника было обращено на характеристику внутреннего мира человека, его неповторимую индивидуальность.
Образ же в целом подчинялся единому, полюбившемуся-художнику, идеалу чистой поэтической личности, обладающей возвышенной душой.
Поза, движения рук, пейзаж были своеобразным обрамлением, в которой выступало лицо модели.
Он выработал особую манеру письма: мягкие переливы тонов, перламутровость и гладкость, «фарфоровость» живописной поверхности соединились у мастера с четкостью рисунка и классической строгостью линий.
Среди ранних работ художника выделяется очаровательный портрет О.К. Филипповой, жены друга Боровиковского — архитектора, участвовавшего в постройке Казанского собора.
Она изображена в белом утреннем туалете на фоне сада. В ее руке бледная роза. Образ молодой женщины лишен всякого оттенка жеманства, кокетливости. Черты лица индивидуальны; миндалевидный разрез глаз, рисунок ноздрей, родинка над верхней губой — все придает неизъяснимую прелесть лицу, в выражении которого — почти детская нежность и мечтательная задумчивость.
В конце XVIII века особенно широко распространилось искусство миниатюрного портрета — жанра, соединяющего лиризм и особую интимность (миниатюрные портреты заказывались в память о близких и дорогих людях) с задачами декоративными. Боровиковский работал в этом жанре в разные периоды деятельности, но более всего в ранние годы.
То особое содержание, которое чаще всего воплощалось в искусстве Боровиковского, влекло его к разработке новых, более разнообразных форм портрета. Он обращался к парным изображениям, проявлял склонность к небольшим, камерным портретам.
Таковы работы 1794 года «Лизанька и Дашенька» и «Торжковская крестьянка Христинья» (ок. 1795, ГТГ). Все трое — крепостные Н.А. Львова. В этих портретах, несомненно, проявляются идиллические ноты, которые «звучат» в портрете Е.Н. Арсеньевой (середина 1790-х, ГРМ) и в известном портрете «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке» (середина 1790-х, ГТГ).
Непринужденность, даже интимность, отличает этот портрет. Екатерина II изображена гуляющей по парку Царского Села со своей любимой собачкой. Образ ее не лишен сентиментальности. Но важно уже то, что Боровиковский отказался от изображения царицы в виде «земной богини».
Она предстала в обычном домашнем облике. Не случайно этот образ позднее привлек А.С. Пушкина.
Именно такой, благосклонной, величественно-снисходительной, должна была показаться императрица невинной, неопытной, доверчивой Маше Мироновой — капитанской дочке, искавшей помощи и покровительства.
Одним из наиболее зрелых лирических произведений художника был портрет М.И. Лопухиной (1797, ГТГ).
Поза молодой женщины непринужденна, проста и вместе с тем изысканно-изящна. Гармония образа создается всем художественным строем произведения: певучей плавностью линий, движением руки, ритмическими повторами стволов и ветвей деревьев тенистого парка, тончайшими светотеневыми нюансами, нежно-голубым, перламутровым колоритом, воспринимаемым точно волшебные звуки клавесина.
Этот образ нашел отклик в поэзии XIX века. Ему посвящено стихотворение Я.П.Полонского:
Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали Страданье — тень любви, и мысли — тень печали, Но красоту ее Боровиковский спас. Так часть души ее от нас не улетела, И будет этот взгляд и эта прелесть тела К ней равнодушное потомство привлекать, Уча его любить, страдать, прощать, молчать.
Иную грань, не менее типичную для эпохи, раскрывают мужские портреты Боровиковского. Серьезен и несколько угрюм Д. П. Трощинский, статс-секретарь Екатерины II (1790-е, ГРМ).
Он привлек художника незаурядным умом и способностями. Мужественным, овеянным славой суворовских походов изобразил живописец Ф.А. Боровского (1799, ГРМ).
Его суровое энергичное лицо передано с большим реалистическим мастерством.
Особое место в русском искусстве XVIII века и в творчестве Боровиковского составляют парадные портреты.
Своеобразием русского парадного портрета (и в творчестве Левицкого и Боровиковского), призванного прославлять прежде всего положение человека в сословном обществе, было стремление к раскрытию внутреннего мира человека.
Таковы портрет персидского принца Муртазы-Кули-Хана (1796, ГРМ) и «бриллиантового» князя, вице-канцлера А.Б. Куракина (1801, ГТГ), прозванного за спесь и любовь к роскоши «павлином», и известный портрет «в далматике и порфире» императора Павла I (1800, ГРМ), заказанный для конференц-зала Академии художеств.
Исполнение заказных парадных портретов свидетельствует о широте творческих возможностей Боровиковского, которому были доступны не только лирические и интимные портреты, но и произведения монументального плана.
В 1800-х годах Боровиковский участвовал в украшении строившегося Казанского собора; художник выполнил десять икон.
Боровиковский был обаятельным человеком, отличался мягким характером. Ученики жили в доме Боровиковского как родные. Среди них художник особенно выделял А.Г. Венецианова. Родственники постоянно прибегали к помощи Боровиковского. Он примирял их в ссорах, поддерживал морально и материально.
Боровиковский умер на шестьдесят восьмом году жизни. Он просил похоронить себя без «излишних церемоний». Его любимый ученик А. Г. Венецианов писал в письме к другу: «Почтеннейший и великий муж Боровиковский кончил дни свои, перестал украшать Россию своими произведениями и терзать завистников… Я буду писать его биографию».
Много десятилетий прошло, прежде чем появился широкий общественный интерес к этому большому художнику.
Этому во многом способствовала выставка 1905 года, где было показано более ста портретов Боровиковского.
Его работы, разбросанные по дворянским усадьбам и частным собраниям, только после 1917 года влились в музеи и сейчас с достаточной полнотой представляют творческое наследие этого выдающегося мастера.
Петрова О.Ф.
* * *
Галерея (115 изображений)
- * * *
- Историко-биографический фильм «Элегическая грусть Владимира Боровиковского» (Из коллекции «Тайники русского музея» видеостудии «Кварт»)
- Год выпуска: 2005
Продолжительность: 00:25:51Формат: aviРазмер: 173 Мб
Режиссер: Г. Иванова
Фильм рассказывает о сложной судьбе великого русского художника Владимира Лукича Боровиковского. Современники о нем говорили: «Он знал, он чувствовал свой век».
Живописец запечатлел на холстах свое время и трех императоров, при которых прошла его жизнь. Но, главное, он подарил нам прекрасные женские образы, чистые детские лица, великолепные портреты своих современников.
Иконы, созданные Боровиковским для Казанского и других соборов, говорят о его глубоких религиозных чувствах.
Скачать для ознакомления: Элегическая грусть Владимира Боровиковского
Источник: http://gorenka.org/index.php/borovikovskij-v-l
Русский портрет: конспект
Недавно прочла работу А.А. Сидорова о русском портрете. Тоненькая книга оказалась полезной: нигде больше я пока не встречала такого последовательного изложения по теме.
А.А. Сидоров — хранитель гравюрного кабинета ГМИИ им. ПушкинаАлексей Алексеевич Сидоров (13 июня 1891 — 30 июня 1978) — советский искусствовед, библиофил и коллекционер, историк искусства, специалист по книговедению и истории рисунка. Википедия
Книга «Русские портретисты XVIII века» написана в 1923 году и с тех пор больше не переиздавалась. К этому моменту Сидоров был профессором МГУ и успел поучиться в Мюнхене у Вельфлина. Но это ранний этап его научной карьеры. Чувствуется эмоциональность автора и горячая кровь, а также его приверженность идеям революции, которую, однако, легко игнорировать.
Ниже вы найдете краткий конспект 62-страничного издания.
Вводная часть
Автор задается вопросом, почему искусство России XVIII века — это в первую очередь искусство портрета. Он видит причину в петровских реформах, в результате которых русские художники начинают уезжать учиться в Европу, а европейские живописцы чаще приезжают работать в Россию.
XVIII век — утверждение нового общества, еще не прочно сформированного, но уже влюбленного в себя. Отсюда и своеобразное самолюбование, и желание зафиксировать непрочный момент жизни. Но русский портрет, несмотря на западные ориентиры, сохраняет собственный стиль.
Его истоки — в парсуне, а также влиянии Украины и Польши на художественный язык предыдущего столетия.
Петровские портретисты (1700-1725)
Среди портретистов времени правления Петра I Сидоров выделяет Ивана и Романа Никитиных и Андрея Матвеева.
Иван и Роман Никитины — первые пенсионеры Петра в Италии (1716-1719 гг.). Еще до отправки за границу Иван был сложившимся мастером. Он писал в наивно-процинциальной, но выразительной манере. Роман, по мнению автора, менее выдающийся портретист, и Сидоров о нем ничего больше не говорит.
Иван Никитин. Портрет напольного гетмана, 1720-е. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.Иван Матвеев. Портрет канцлера Головкина, 1720-е годы, Государственная Третьяковская галерея.
Андрей Матвеев учился в Голландии и стал первым мастером иноземного толка. У него расплывчатая живопись, сдержанный колорит. При тоновом единстве живописи, он проигрывает Ивану Никитину в мастерстве колориста.
Андрей Матвеев. Княгиня Анастасия Петровна Голицына, 1728, Частное собраниеАндрей Матвеев. Автопортрет с женой Ириной Степановной, 1729, Русский музей
Вывод автора. Портретное искусство петровского времени малочисленно и недостаточно ясно для обобщения. А вот ко времени правления Елизаветы стилистика русского портрета уже вполне сформировалась.
Елизаветинские портретисты (1741-1761)
Среди портретистов времени правления Елизаветы Сидоров выделяет А. Антропова, И. Аргунова, И. Титова, И. Вишнякова и ряд малоизвестных и сегодня портретистов: семью Вельских, Махаева и Иконникова. Подробно останавливается только на первых двух.
«Эпоха Елисаветы — это и есть становление российского рококо, — Формы и тела, увесистые и тяжкие, размещенные в пространстве картины кое-как — все наследие «парсунного письма» в живописи начала столетия, теперь пересозданные, и выявляющиеся в своеобразном синтезе с маскарадной грацией, привезенной с Запада, как нечто небывалое и примечательное». Прим.: как видите, язык у автора не самый легкий
Алексей Антропов (1716 — 1795) — ученик Матвеева. Много подражает западным художникам: Каравакку и Ротари, но при этом сохраняет ту самую парсунность — анатомическую неточность, крупность форм и некоторую неловкость в теле и лице. Типажи тоже выразительные, типично русские, бровастые и презабавные. Видно, что вот он уже в Европах не учился. Художник, чей «глаз сильнее руки».
Портреты Антропова были, должно быть, очень похожи.
Так как они бесповоротно честны, их приходится считать великолепными документами, времени; и в самом деле: не типично ли исконно-русское грубоватое лицо «бабы» этой, накрашенной вовсю, для всей той давней, забавной, нелепой культуры?Алексей Антропов. Портрет графини Воронцовой, 1761, ГТГАлексей Антропов. Портрет статс-дамы графини Марии Андреевны Румянцевой, 1764, ГРМАлексей Антропов. Портрет Петра III, 1762, ГТГ
Иван Аргунов (1729—1802) — крепостной мастер Шереметьевых. Ученик немецкого живописца Гроота.
Художник вполне реалистического склада, честный и — скучный, важный.Портрет кн. М. М. Голицына в Русском музее в Петербурге дает новые композиционные комбинации, новые эффекты колористического порядка (яркие рефлекты панцыря), новое широкое пространство.
Иван Аргунов. Портрет князя И.П.Голицына, 1760-е гг., Самарский художественный музей
Екатерининские портретисты (1762-1796)
В эпоху Елисаветы русское искусство впервые обрело стиль.
Сидоров имеет в виду стилистическое единство русского портрета этого времени, портрета эпохи рококо. Искусство становится цельным.
Из портретистов этого периода автор выделяет Рокотова, Левицкого и Боровиковского; слегка касается Лосенко, после которого осталось всего два портрета, а также упоминает двух неизвестных портретистов, Головачевского и Саблукова.
По ним очень мало атрибуций.
Федор Рокотов (1730—1808), ученик ле Лорена, Ротари и Ивана Аргунова.
Один из тех, к которому будет еще долго влечь странное очарование посетителя галлерей и исследователя. Чрезвычайно не похожий сам на себя в разных .
вариантах живописи своей , то мертвенный и неприятно деревянный по формам при весьма однообразной к тому же манере письма, он порою выявляется совершенно изумительным колористом.»Вторая манера» Рокотова: портрет графини Анны Петровны Кутайсовой, 1780-е. Серебристая гамма, безукоризненный лепщик форм.
Антон Павлович Лосенко (1737— 1773) — мастер академической живописи. Умер рано, оставил всего два портрета. Один из них, предположительно, автопортрет.
Лосенко, как и Рокотов, ученик Ивана Аргунова, чудесный портретист, портретист именно „картинного» склада, портретист тем паче необычный, что модели, его — деятели только что зарождающегося театра, не вельможи или придворные особы. Лосенко в отношении к героям своей живописи, может быть, самый свободный из всех портретистов русских XVIII векаА. Лосенко. АвтопортретА. Лосенко.
Портрет Хлюстиной, ГРМ
Дмитрий Левицкий (1735—1822) — по мнению Сидорова, величайший русский портретист. Учился у Антропова ( 1762 г.), испытал влияние двух иностранных мастеров — Валериани и Лагренэ. Начинает с мужских портретов большого формата, но постепенно пишет все больше камерных женских портретов. Создает серию портретов «смолянок» — студентов Смольного.
Из всех предшественников Левицкий здесь берет у Антропова его густоту колорита, плавкое и крепкое письмо, и, пожалуй, у Рокотова — общую тональную сдержанность.Дмитрий Левицкий. Портрет купца Сеземова, 1770 г.Дмитрий Левицкий. Портрет НелидовойПортрет Екатерины Хрущевой и княжны Екатерины Хованской, 1773 г., ГРМ
На этих портретах, все же, не изображается индивидуальность, скорее типаж.
Они ненастоящие — все эти очаровательные некрасивые красавицы с их ужимками на милых неправильных лицах, в их заученных позах нелепого танца на песком усыпанных дорожках парка.
Портретопись при Павле I
Главный портретист этого периода — Владимир Боровиковский. Его живопись относится уже не к рококо, а к сентиментализму. В 90-х годах Боровиковский в Петербурге учится у Левицкого и Лампи. Он прибегает к похожим схемам в поясных женских портретах, а пространство из раза в раз трактует как декорацию, даже если это пейзаж.
Владимир Боровиковский. Портрет Лопухиной, 1797, ГТГВладимир Боровиковский. Портрет сестер Гагариных, 1802 г.Владимир Боровиковский. Портрет Нарышкиной, 1799,
Боровиковский — последний значимый портретист XVIII века.
Кажется, Сидоров его немного недолюбливает на фоне Левицкого. Но это обусловлено тем, что Сидоров в портрете ищет не хорошую живопись, а хороший рисунок, который превалирует у Левицкого.
Графика всегда интересовала автора несравнимо больше.
Осторожно
Специфика искусствоведческих работ Сидорова в том, что он очень субъективен в оценках и не стесняется выражать свое мнение. Если вы готовитесь к экзамену или семинару, учтите это, и не используйте оценочные суждения автора.
Кроме того, Сидоров ничего не пишет о портрете времени Анны Иоановны (1730-1740 гг.). Восполнить знания по этому периоду придется в другой литературе. Не помешает проверить и некоторые атрибуции его портретов.
Они могли изменится за прошедшее столетие.
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a76ceede86a9ebfce7c255b/5a7820701410c3a71c98b4d1
Третьяковская галерея. Часть 2-я Тропинин, Щедрин, Венецианов и т.д
?
Categories: Tretyakov galleryПервая часть:
http://akostra.livejournal.com/920193.html
Тимофей Соколов «Мальчик будит перышком спящего товарища» 1811Дмитрий Левицкий «Портрет неизвестного пожилого человека с мальчиком»НЕизвестный мне таким грустным кажется…
Щедрин Семен «Каменный мост в Гатчине у площади Каннетабля»Матвеев Фёдор Михайлович «Вид Сицилии Горы», 1811Фёдор Яковлевич Алексеев «Двор Академии художеств»Сын сторожа однако-с..Будучи в Италии и учась у местных мастеров сделал копию картины Каналетто
Собствеенно оригинал:
Canaletto — Perspective
Боровиковский Владимир Лукич «Портрет Марии Лопухиной» 1797Нравится мне очень сия барышня..
Боровиковский «Портрет Нарышкиной»А вот этот портрет лишь в это посещение запомнила. Лопухину-то видела наеоднократно. А тут — зависла просто у картины.
Боровиковский «Аллегория земли»
Пока искала аллеорию земли. наткнулась на другую алегорию — очаровала.. (это вроде не из Третьяковки)
Воробьев М.Н. «Дуб, раздробленный молнией Аллегория на смерть жены художника»
Неизвестный художник «Портрет графини Е.Л.
Головкиной»
- Кипренский «Плртрет Шишмарёва»
Орест Кипренский Портрет Пушкина»Как грится, алаверды:Любимец моды легкокрылой,Хоть не британец, не француз,Ты вновь создал, волшебник милый,Меня, питомца чистых муз, –И я смеюся над могилой,Ушед навек от смертных уз.Себя как в зеркале я вижу,Но это зеркало мне льстит.Оно гласит, что не увижуПристрастья важных аонид.Так Риму, Дрездену, ПарижуИзвестен впредь мой будет вид.(А.с.Пушкин «Кипренскому», 1827 г.)Кипренский «Портрет танцовщица Телешевой».С сайта Третьяковки:
Она изображена в костюме Зелии из балета «Приключения на охоте». Многозначительны цветы в ее руке: ромашка, василек и колосья свидетельствуют о цветущем мире растений и символизируют хрупкость земного существования.
Родит Шишмарёву шестерых детей! Была ли она замужем за Шишмарёвым Третьяковка умальчивает..Кипренский «Читатели газет в Неаполе»Какой пёска!Сильвестра Федосеевича Щедрина в Третьяковке много.А я ж неравнодушная!! Так что, сорри, щедрино-спам! Я не виновата — это в Третьяковке столько (и наверняка, я не все упомянула)
Щедрин «Лунная ночь в Неаполе»
Щедрин «Вид в Сорренто»Щедрин «Водопад в Тиволи»И кстати, что ж всё-таки это за водопад в Тиволи — его столько люда рисовало. Практически как Колизей..Вот нашла целый пост про Виллу д'Эсте и Тиволи..http://www.liveinternet.ru/users/3395230/post195331799/До кучи ещё и Робер Гюбер его рисовал:http://akostra.livejournal.com/620915.html Щедрин «Берег в Сорренто с видом на остров Капри» Щедрин «Веранда обитая виноградом» Щедрин «Терраса на берегу моря» Щедрин «Новый Рим. Замок Святого Ангела» Щедрин «Грот Матроманио на острове Капри» Щедрин «Малая гавань в Сорренто» Щедрин «В окрестностях Сорренто близ Кастелломоре» Щедрин «Пиллигримы»у меня вот тут пост с картинами Щедрина есть, там ещё добавки:
http://akostra.livejournal.com/611668.html
Михаил Лебедев «Аллея в Альбано близ Рима». 1836Лебедев Михаил «Арричча близ Рима»Я так поняла, что в Русском музее есть картина, а это рисунок подготовительный? В любом случае картины сами художники по нескольку вариантов любили делать.
http://akostra.livejournal.com/647230.html
Александр Варнек «Мальчик с болонкой»Ставассер Пётр Андреевич «Сатир и нимфа» (и тоже в Русском музее есть)http://akostra.livejournal.com/647230.htmlКак он уселся и поклал копытца-то на уже снятую сандальку нимфы! Увы, на фото не видно..И этой скультурной группе Афанасий Фет стихотворение посвятил:
Постой хотя на миг! О камень или пеньТы можешь уязвить разутую ступень;Еще невинная, бежа от вакханалий,Готова уронить одну ты из сандалий.Но вот, косматые колени преклоня,Он у ноги твоей поймал конец ремня.
Затянется теперь не скоро узел прочный:Сатир, и молодой — не отрок непорочный!Смотри, как, голову откинувши назад,Глядит он на тебя и пьет твой аромат,Как дышат негою его уста и взоры!Быть может, нехотя ты ищешь в нем опоры,А стройное твое бедро так горячоТеперь легло к нему на крепкое плечо.Нет! Мысль твоя чиста и воля неизменна;Улыбка у тебя насмешливо-надменна.
Но отчего, скажи, — в сознаньи ль красотыИль в утомлении так неподвижна ты?Еще открытое, смежиться хочет око,И молодая грудь волнуется высоко.Иль страсть, горящая в сатире молодом,
- Пахнула и в тебя томительным огнем?
- Тропинин «Слуга со штофом, считающий деньги»
Тропинин «Портрет Шереметьевской»Шапочка капор заинтересовалТропинин «Золотошвейка»На имена у меня память вообще дырявая, как-то не запоминала, что все эти кружевницы-золотошвейки Тропинина — люблю всех этих рукодельниц!Тропинин «Мальчик с жалейкой»Тропинин «Крестьянин, обстругивающий костыль»Тропинин «Пряха»Тропинин «Кружевница»Тропинин «Гитарист»Тропинин «Автопортрет на фоне окна с видом на Кремль»Тропинин «Портрет Арсения Тропинина (сына художника)»очень нравится эта картина.. Конечно, дети — это безпроигрышный вариант, но всё равно…
- Венецианов «Сенокос»
Чернецов «Римский форум»Пименов «Мальчик, просящий миолстыню»С сайта Третьяковки:
С картиной А.Г.Венецианова «Сенокос» связана интересная история. Начнем с признания факта: произведения этого автора очень редко встречаются в частных собраниях. Данный холст до 1917 года являлся украшением коллекции знаменитого собирателя князя Хвощинского в Риме.
Затем следы этой картины затерялись, и только в 1987 году сотрудникам Третьяковки удалось выяснить, что ныне ею владеет гражданин Великобритании Виктор Проваторов. Десять лет спустя, в 1997 году, произведение было выставлено на аукционе русского искусства «Кристи» для оценки. По завещанию владельца, скончавшегося в том же году, «Сенокос» А.Г.
Венецианова передавался Третьяковской галерее. В течение четырех последующих лет раритет находился в Лондоне, а российская сторона в лице представителей нашего музея, юристов, официальных руководителей Министерства культуры и Посольства РФ в Великобритании отстаивала законные права на владение произведением.
Ситуация обострялась и тем, что конкурентом в борьбе за приобретение выступал (в случае получения отказа в разрешении на вывоз) один из известнейших музеев Великобритании — Национальная галерея в Лондоне. Это первый подобный прецедент в практике музея. В октябре 2001 года специальным Распоряжением Президента РФ В.В.
Путина Государственной Третьяковской галерее были выделены финансовые средства на оплату расходов по наследованию произведения. В ноябре того же года получено официальное разрешение на вывоз работы кисти А.Г.Венецианова из Великобритании в Россию.
Венецианов «Крестьянка с васильками»Венецианов «Захарка»Венецианов «На пашне. Весна»Венецианов «Автопортрет»Такой душевный..Венецианов «На жатве. Лето»Венецианов «Вот-те и батькин обед»Любимая, наверное, у Венецианова..С сайта Третьяковки:
Картина «Вот-те и батькин обед!» была показана на первой выставке-отчете Императорской Академии художеств (1824) под названием «Мальчик, горюющий о том, что уронил бурак с молоком и пролил». С 1820 в залы Академии разрешили пускать людей «без всякого разбора», т. е. всех сословий.
Творчество Венецианова находило у них самый теплый отклик. Критик, будущий конференц-секретарь ИАХ В.И.Григорович писал о картине: «Мальчик, горюющий о том, что уронил бурак с молоком и пролил, посажен как нельзя лучше. Собака, верный товарищ его, чувствует беду своего маленького хозяина.
Источник: https://akostra.livejournal.com/921131.html