Шиле — один из любимых. И рассказать про него решила, так как недавно посмотрела фильм Отель «Гранд Будапешт». Там меня очень расстроило, что картинка Шиле была уничтожена по сценарию. Но точнее будет сказать, что это картина «в стиле Шиле». Режиссер фильма попросил художника по имени Рич Пеллегрино из Сан-Франциско нарисовать картину. Кому интересны еще подробности про фильм — можно почитать хорошее интервью.
Возвращаемся к Шиле.Художник известен в основном своими провокационными рисунками молодых див и жутковатых сюжетов. Поэтому может сложится впечатление, что Шиле — художник «на один раз». Мол, все картинки одинаковые, посмотрел разок и достаточно. Однако это не так.
Сегодня я хочу поделиться другими его работами — пейзажами. Та же узнаваемая палитра, те же «нервные линии» — все это есть в его пейзажах. И в ветках дерева можно найти столько же чувственности, сколько и в линиях обнаженных моделей.
Ну а девочек оставлю на потом 😉
Немного о художнике
Шиле опекал дядя, который хотел дать парню научное образование, однако быстро понял, что у того отсутствует всякий интерес к этой области. Но ценил способности к рисованию и даже нанял репетитора.
Большое влияние на Шиле имел Густав Климт. Он сильно помог ему, покупая его рисунки, находя для него моделей и представляя его потенциальным заказчикам.
Можно посмотреть фильм про художника. Но он какой-то убогий 🙁 Лучше наслаждайтесь картинками.
Эта — прямо Климт! :)Все-таки еще добавлю несколько картин, которые мне очень нравятся :)Подсолнухи какие-то нереальные! И как жаль, что цветов у Шиле мало.
- И автопортреты, конечно.
Шиле на несколько лет стал самым известным художником Австрии, но поработать ему пришлось недолго — умер в возрасте 28 лет (спасибо эпидемии испанского гриппа). А сколько мог бы еще накрасить…В Праге полтора года назад я купила две замечательные книги с репродукциями Шиле. Как-нибудь постараюсь их отфотографировать и расскажу про них.Что больше понравилось из этой подборки? Или все-таки тушки девочек лучше? 🙂
Источник: https://katyalisich.livejournal.com/347158.html
Эгон Шиле
В детстве Эгон Шиле много рисовал: поезда, рельсы и семафоры, потому что это единственные достопримечательности небольшого австрийского города Тульн-ан-дер-Донау, где он родился и рос. Наброски с течением времени перевоплотились в картины, и в 28 лет Шиле ушел из жизни ярчайшим представителем австрийской живописи наравне с Густавом Климтом.
Детство и юность
Родился Эгон Шиле 12 июня 1890 года в семье Марии и Адольфа, мать по национальности чешка, отец — австриец. Глава семейства работал на железной дороге, и оттуда мальчик черпал вдохновение для первых эскизов. К нему будущий художник был привязан.
Эгон Шиле в детстве
Адольфа мучили приступы шизофрении. В 1905 году семья вынужденно переехала в Вену, потому что его состояние здоровья ухудшилось. Спустя некоторое время отец умер, что стало сильным ударом для мальчика.
Отношения с матерью у Эгона складывались нелегко, и после смерти супруга Мария без зазрения совести оставила мальчика и его младшую сестру Гертруду на воспитание брату Леопольду Чихачеку. Эгон презирал мать за слабость и винил в смерти отца. Будучи уже популярным, он облачил свои эмоции в портрете «Умирающая мать», хотя Мария была в добром здравии.
Эгон Шиле в молодости
Сестра была на четыре года младше Эгона. Есть предположения, что с ней мальчик познавал таинства обнаженного тела. Когда Герте исполнилось 12, они уехали на поезде в итальянский город Триест, где провели несколько ночей в номере отеля. Еще пару раз Леопольду приходилось выбивать дверь комнаты, чтобы узнать, чем заняты дети.
Нельзя сказать наверняка, передалась ли австрийскому художнику болезнь отца, но отдельные симптомы проявились в характере и поведении Эгона еще в юности. Он страдал манией величия и преследования, иногда — галлюцинациями, часто находился в состоянии возбуждения. Впрочем, легкое сумасшествие прослеживается и в произведениях Шиле.
Живопись
Восхождение австрийца к Олимпу живописи началось в 1906 году с поступления в Венскую школу искусств и ремесел, затем — в Академию изобразительного искусства. Спустя год он познакомился с Густавом Климтом — прославленным австрийским модернистом. На тот момент художник был в творческом расцвете и как раз писал известнейшую картину «Поцелуй».
Эгон Шиле и Густав Климт
Климт рассмотрел в Шиле тягу к творчеству, первое время покупал картины юного дарования и показывал коллегам по ремеслу. Такая реклама помогла Эгону в 1908 году дебютировать на выставке. В залах Художественной галереи Вены, в окружении работ Климта, Ван Гога и Эдварда Мунка, висели его не по годам взрослые, осознанные и мрачные картины.
Эгон Шиле и Валли Нойциль
Нескольких недель выставки хватило, чтобы имя Эгона Шиле узнали в Австрии. Скоро ему начали заказывать портреты, но художник привык творить свободно, рисовал лишь тех, кто был ему симпатичен, чаще — любовниц.
Например, некоторое время у Шиле был роман с 17-летней Валли Нойциль. «Портрет Валли», написанный в 1912 году, стал шедевром среди множества работ Эгона, потому что он пропитан любовью художника и страстью модели.
Картина Эгона Шиле «Портрет Валли»
Биография Шиле оказалась коротка, но за годы занятий живописью он успел создать немало шедевров, которые по сей день украшают мировые музеи. Наброски знаменитых картин хранятся в галерее Альбертина в Вене.
Преобладающие темы в творчестве Эгона — смерть и зарождающаяся жизнь. 1910 год автор провел в гинекологической клинике: рисовал беременных женщин, сочетающих в себе оба этих понятия. Ведь во время родов женщина может умереть, оставив вместо себя на свете существо, у которого впереди вечность. Так появилась картина «Беременная женщина и смерть».
Картина Эгона Шиле «Беременная женщина и смерть»
Женщина — частый «гость» в картинах Эгона. Как Климт, он тяготел к обнаженной натуре. Так, на полотне «Two Friends» (в переводе «Два друга») изображены фигуры. Слово «друг» не намекает на принадлежность людей к какому-либо полу, однако по очертаниям понятно, что на картине две женщины.
Картина Эгона Шиле «Two Friends» («Два друга»)
«Женщина в черных чулках», «Женщина в зеленых чулках», «Дерущиеся обнаженные женщины», «Обнаженное женское тело» — эти картины Шиле рисовал с бедных девушек, которые приходили в мастерскую, чтобы подзаработать. Не менее четверти из 250 созданных им картин отдавали дань эротизму. Характерно, что Эгон не пытался показать людей красивыми, совершенными — фигуры узловатые, вытянутые и малопривлекательные.
Картина Эгона Шиле «Женщина в зеленых чулках»
В раннем периоде жизни австрийский художник рисовал пейзажи. Так, первая картина, которую он показал Климту, — «Гавань в Триесте». Она не имеет ничего общего с тем, что Шиле будет наносить на холст позднее: яркие цвета, близость к реализму. При взгляде на нее словно слышишь шум прибоя.
Отдельную часть наследия Эгона составляют автопортреты и самый известный из них — «Автопортрет с физалисом».
Картина Эгона Шиле «Автопортрет с физалисом»
Последняя картина, которую Шиле успел написать до кончины, — «Семья». На ней изображен он сам, супруга Эдит Хармс и их нерожденный ребенок. Силуэты сглажены, а лица людей — спокойны, несмотря на наступающую смерть. Спустя несколько недель после того, как произведение было завершено, автор умер.
Личная жизнь
В личной жизни художника было много любовниц, в том числе Валли Нойциль и, по данным некоторых исследователей, младшая сестра Гертруда. Однако законом он успел связать себя с одной женщиной.
Эгон Шиле и его жена Эдит Хармс
В 1915 году, после бурного романа с Валли Нойциль, Шиле взял в жены состоятельную Эдит Хармс. Она жила по соседству с мастерской. Накануне вспышки испанки в 1918 году Эдит узнала, что беременна, но так и не успела родить — умерла на шестом месяце беременности.
Смерть
В 1918 году испанский грипп добрался до Австрии. Сначала болезнь подхватила Эдит Хармс.
Эгон Шиле на смертном одре
Шиле как мог облегчал ее участь, но так и не смог помочь — супруга скончалась 28 октября. Спустя три дня, 31 октября, на 29-м году жизни от испанки умер сам художник.
Произведения
- 1907 — «Дома под склоном горы».
- 1908 — «Стилизованные цветы на декоративном фоне»
- 1909 — «Портрет Гертруды Шиле»
- 1910 — «Автопортрет с гримасой»
- 1910 — «Умирающая мать»
- 1911 — «Автопортрет с черным керамическим сосудом»
- 1911 — «Видящий собственного духа, или Смерть и мужчина»
- 1912 — «Портрет Валли»
- 1914 — «Слепая мать, или Мать»
- 1914 — «Обнаженный мужчина в красном полотенце»
- 1918 — «Семья»
Интересные факты
Отношения Шиле с Валли Нойциль стали поводом для общественного осуждения. Во время их романа Эгону было 22 года, а девушке — 17, она не достигла совершеннолетия.
Художнику предъявили обвинения в растлении малолетних, и хотя этого приговора удалось избежать, во время обысков у него нашли несколько десятков порнографических набросков.
Это стало поводом для 23-дневного ареста за распространение порнографии.
Картина Эгона Шиле «Смерть и девушка»
После того, как Шиле связал себя узами брака с Эдит Хармс, он предложил Валли роль любовницы и поездки раз в год в отпуск. Она отказалась.
После расставания с Эгоном девушка закончила курсы медсестер и работала в военном госпитале. В 1917 году она скончалась от скарлатины.
Когда Шиле узнал о смерти бывшей возлюбленной, то переименовал портрет 1915 года «Мужчина и девушка» в «Смерть и девушка» («Смерть и дева»).
Картина Эгона Шиле «Семья»
Изначально на картине «Семья» между ног женщины был изображен букет цветов, но Шиле заменил его на ребенка. Кстати, для создания образа женщины позировала не Эдит Хармс (хотя она была еще жива), а профессиональная натурщица.
Творчество Эгона Шиле популяризировалось и после его смерти. О короткой жизни художника было снято немало фильмов, самые известные из них – «Эгон Шиле — Скандал» об аресте за распространение порнографии и «Эгон Шиле: Смерть и дева». Образ художника появляется в фильме «Климт». 2006 года.
Источник: https://24smi.org/celebrity/65076-egon-shile.html
Скандальные факты об Эгоне Шиле, которых вы не знали
Его обвиняли в изображении и распространении порнографии.
“Я не отрицаю, что рисовал и писал акварели эротического содержания. Но это всегда были произведения искусств. Есть ли хоть один художник, который не делал эротических работ” из дневника Эгона Шиле.
Родился Шиле в 1890 году в семье железнодорожника. Эгон часто приходил к отцу на работу и делал свои первые наброски. Он рисовал семафоры, поезда и железную дорогу. К сожалению, эти рисунки не сохранились.
Эгон Шиле. Автопортрет
Мальчик очень любил своего отца, который постепенно сходил с ума. Глава семейства болел сифилисом, болезнь прогрессировала и разрушила психику. С диагнозом шизофрения отца поместили в лечебницу, где он вскоре умер. Для Эгона это был большой удар.
Мальчика и его младшую сестру отправили на воспитание в семью дяди. С матерью у Эгона отношения не складывались, он ее попросту не любил и даже презирал, обвинял в слабости и смерти отца.
Однажды он написал картину “Умирающая мать”, но на тот момент его мать была еще жива. Эгон так и не смог ей простить, того, что она отдала его на воспитание дяде.
Эгон Шиле «Умирающая мать»
Зато со своей сестрой, которая была младше на четыре года, Эгон был близок. Исследователи творчества Шиле считают, что даже слишком близок, чем это положено брату и сестре.
В шестнадцатилетнем возрасте Эгон поступил в Венскую школу искусств и ремесел, став самым юным учеником. Вскоре перевелся в Академию изобразительного искусства и познакомился с Густавом Климтом.
Климта впечатлил талант юноши. Он покупал первые картины Эгона, знакомил с художниками и меценатами. В 1909 году Климт пригласил Шиле принять участие в выставке и развесить свои работы среди картин таких именитых художников, как Ван Гог, Мунк и, собственно, Климта.
Эгон Шиле. «Гавань»Эгон Шиле «Осеннее солнце»
Для Эгона Густав Климт был другом, покровителем и кумиром. На первых порах он подражал своему учителю, в дальнейшем выработал свой собственный стиль.
Эгон Шиле. «Даная»Густав Климт. «Даная»»Отшельники». На картине Шиле изобразил себя и Климта.
В Вене возникает увлечение фрейдизмом, общество осознает важность сексуальности. Эта тема не прошла и мимо Шиле. Он изучает ее посредством живописи, изображая обнаженное тело человека, особенно часто изображает самого себя.
Эгон Шиле. «Девушка на коленях»Эгон Шиле. НабросокЭгон Шиле. НабросокЭгон Шиле. НабросокЭгон Шиле. Набросок
Эгон, в принципе, был самовлюбленным типом и написал немало автопортретов.
Эгон Шиле. Автопортрет с физалисом.Эгон Шиле. Автопортрет в павлиньем жилете
“Насколько же вы должны быть рады, что родили меня” из письма к матери.
Еще одной важная тема для Эгона рождение и смерть. Он посещал гинекологические отделения и делал много зарисовок. Беременные женщины для художника в себе тонкую грань между единством жизни и угрозой смерти.
Эгон Шиле. «Беременная девушка и смерть»
В 1911 году Шиле познакомился с Валли Нойциль, девушка стала для художника музой, натурщицей и любовницей.
Эгон Шиле. Портрет Валли НойцильЭгон Шиле. Валли Нойциль
Пресытившись богемной жизнью в Вене, любовники уехали в городок Нойленгбах. Сняли дом, в котором Шиле организовал студию.
Дом художника часто посещали несовершеннолетние, здесь они жили по несколько дней к ряду; ели, спали, слонялись по дому, а художник их рисовал. Полиция заинтересовалась странной студией. Провели обыск, и нашли кучу откровенно непристойных рисунков.
Шиле обвинили в совращении малолетних, но прямых доказательств не нашли, обвинение сняли и приписали только распространение порнографии.
Эгон Шиле.Наброски и рисункиЭгон Шиле.Наброски и рисункиЭгон Шиле.Наброски и рисункиЭгон Шиле.Наброски и рисунки
Полицейские сожгли некоторые рисунки, а сам Шиле провел в заключении двадцать четыре дня.
В 1915 году Эгон женился на состоятельной Эдит Хармс, а Валли предложил ездить с ним в отпуск раз в год. Валли, конечно же, отказалась. Она записалась в ряды Красного креста, заболела скарлатиной и умерла в 1917 году.
Шиле вернулся в Вену. Участвовал в многочисленных европейских выставках. Ему пророчили роль крупнейшего австрийского художника.
Эгон Шиле. «Дом с пестрым бельем»
В это время в Европе бушевала эпидемия Испанского гриппа, которым заболела уже беременная Эдит. Она умерла, так и не родив ребенка. Через три дня от испанки умер и сам Эгон Шиле.
Незадолго до смерти Шиле успел написать картину “Семья”, где изобразил себя, жену и неродившегося ребенка.
Эгон Шиле. «Семья»Подписывайтесь на канал и узнавайте больше об искусстве.Не забывайте комментировать и делиться статьей. Спасибо.
Источник: https://zen.yandex.com/media/id/5c50a5104d5f1400ad919a43/skandalnye-fakty-ob-egone-shile-kotoryh-vy-ne-znali-5d6640463d008800ad6303fd?feed_exp=ordinary_feed&from=channel&rid=1593549368.482.1567645933600.19261&integration=publishers_platform_yandex
Эгон Шиле, Изображений: 250
Веривший в бессмертие душ, но боявшийся смерти, Эгон Шиле прожил жизнь короткую, но яркую и эмоциональную. Каждый год его существования можно было сравнить с надорванными струнами, создававшими в своем надрыве уникальную музыку.
Их оказалось всего 28, но даже этого хватило для создания шедевров художественного искусства – неоднозначных, нервных, глубоких. Шиле оставил после себя тысячи рисунков и 300 картин, экспонируемых сегодня в самых известных музеях мира.
Детство
Будущий живописец родился 12 июня 1890 года в маленьком австрийском городке Тульн в семье железнодорожного служащего и домохозяйки. Отец Эгона занимал пост начальника крупной станции, днями пропадая на работе.
Первыми рисунками мальчика стали совсем не романтичные полотна железной дороги, строгие семафоры, серый дым паровозов.
Место, в котором Эгон Шиле родился и провёл первые годы жизни, был настолько мал, что в нём невозможно было получить образование – отсутствовала даже школа.
В связи с этим, в 1901 году будущий экспрессионист был отослан в город Кремс для школьного обучения, а позже уже вся семья Шиле перебралась в Клостернойберг.
Переезд был связан не только с необходимостью обучать детей (у Эгона было две родных сестры), но и с резким ухудшением здоровья главы семейства. В 1905 году после мучений от сифилиса и развившегося на его фоне тяжёлого психического недуга Адольф Шиле скончался.
Для 15-летнего мальчишки это оказалось настоящей трагедией, рвавшей душу художника всю оставшуюся жизнь.
Семейные привязанности Эгона Шиле были такими же болезненными, как и мироощущение. Юноша боготворил отца даже в период его сумасшествия, был в особых чувственных отношениях с младшей сестрой и ненавидел мать.
После кончины Адольфа Эгон довёл собственные обиды на мать до предела, обвиняя её в отсутствии любви к нему и недостаточной скорби по ушедшему мужу.
Память об отце Эгон пронёс через всю жизнь, часто посещая дорогие ему места, каждый раз мысленно возвращаясь в моменты недолгого счастья.
Обучение и начало творчества
Страсть к рисованию проявилась у Эгона Шиле в дошкольном возрасте. Когда же пришло время вливаться в коллектив и заниматься учёбой, оказалось что будущему гению все это неинтересно.
Уроки парень считал пустой тратой драгоценного времени, а общение с одноклассниками – скукой. Он заваливал экзамены и считался «неучем» с плохим поведением.
Всё, что необходимо было Шиле, касалось лишь рисования.
В 1906 году юноша наперекор совету родного дяди (брата матери) освоить другую профессию поступает в Венскую школу ремесел и искусств.
Неуживчивость и нонконформизм Эгона преподавателям совершенно не приходятся по нраву и через некоторое время молодой Шиле меняет Школу на Академию изящных искусств, где становится самым юным и неординарным студентом.
В это время случается важное для молодого художника знакомство с живописцем Густавом Климтом, ставшим для Эгона покровителем и другом.
С третьего курса Шиле уходит в свободное плавание, уговорив одного из преподавателей Академии подписать его диплом. Найдя подходящую квартиру в Вене (не без участия Климта), скандальный художник делает из неё студию. Там Шиле окунается в настоящее творчество и богемную жизнь.
Экспрессионизм, любовь, смерть
Во время обучения в венской Академии изящных искусств Эгон Шиле познакомился и сблизился с Густавом Климтом. Под его протекцией и влиянием художник окунулся в тему эротики.
Графика и живопись Шиле пронизаны нервом и особым эротизмом – драматичным, изощренным. Кроме Климта на его творчество очень повлияли работы Зигмунда Фрейда.
Из-под пера субтильного мужчины-мальчика появлялись картины, на которых молодой Эгон изображал собственные сомнения, комплексы и подавленные желания.
Обнажённое тело Шиле подавал нарочито сексуальным и фривольным, но не без изъяна. Его картины поражали откровенностью, насилием и фрустрацией, выплёскивавшейся через край. В студии художника кипела богемно-развратная жизнь.
При свете дня и глубокой ночью его творческое убежище не покидали юные модели. Одни были совсем ещё девочками, другие – опытными проститутками. Здесь же Шиле встретил её – свою любовь длиной в 4 бурных года.
Валери Нойзель становится музой Эгона и частью самого сложного периода его жизни. Пара переезжает из города в город, проходя через осуждение, изгнание, обвинение в растлении и судебные разбирательства.
Разрыв отношений произошёл так же нервно и драматично: художник сделал предложение другой, а Валери нашла спасение от душевных мук в Красном кресте. Там же, работая медицинской сестрой, она умерла.
Эгон Шиле любил рисовать не только женские тела. Он оставил немало автопортретов, пытаясь разобраться в себе самом. Обвинения критиков в эксгибиционизме и нарциссизме разбиваются на осколки невероятных сложностей, заметных в каждой линии и каждом изгибе.
Да, он был очарован и где-то даже восхищался собственным телом. Но в своих автопортретах Шиле выступал скорее мучеником и шутом, нежели богом красоты. Он постигал себя так же безжалостно, как изучал других.
“Меня осуждают лишь за то, что я пытаюсь понять себя”, – в таком тоне Шиле подписывал автопортреты.
Недолгая творческая жизнь художника была скандальной, надрывной, наполненной яркими в своём драматизме событиями. Экспрессионизм и модерн именно Эгон Шиле смог совместить так, что об этом будут говорить, кричать и спорить.
Его рисунки пугали гибкостью и изощрённостью, а цвета удивляли нервными контрастами. За пять лет до своего ухода художник знакомится и анализирует работы Ван Гога.
И вновь идёт процесс впитывания чужого творчества, в результате чего у Шиле выходит серия ярких и завораживающих пейзажей.
В 1918 году страшная эпидемия испанки, косившая жизни миллионов европейцев, добралась и до Шиле. Жизнь самого глубокого и уникального художника завершилась в 28 лет, но история его творчества продолжается и сейчас.
Виктория Бондарчук
Источник: https://gallerix.ru/storeroom/1940999563/
Читать
М. Силина
Галерея Бельведер Вена
Официальный сайт музея: www.belvedere.at
- Адрес музея: Prinz Eugen-Straβe, 27 (Верхний Бельведер), Rennweg, 6, (Нижний Бельведер), Вена.
- Проезд: До Верхнего Бельведера: трамвай D, остановка «Schloss Belvedere», трамвай №0, 18, автобус №13А, 69А, остановка «Südbahnhof», метро U1, остановка «Südtirolerplatz».
- До Нижнего Бельведера: трамвай N 71, остановка «Am Heumarkt», трамвай D, остановка «Guβhausstraβe».
- Телефон: +43 1 795 57 0.
- Часы работы: Четверг — вторник: 10:00–18:00, среда: 10:00–21:00.
- Цены на билеты: Комбинированный: взрослые — 19 €, лица старше 60 лет, студенты (до 27 лет), члены групп численностью от 10 человек — 15 €.
- Детям и подросткам (до 19 лет) вход свободный.
- Информация для посетителей: Стоимость аудиогида по Верхнему Бельведеру — 4 €, по Нижнему — 3,50 € (на немецком, английском, французском, итальянском, испанском, японском и русском языках), также в музее можно заказать экскурсию.
«Bistro Menagerie» в Верхнем Бельведере предлагает большой выбор классических венских десертов, пирогов и закусок. В Нижнем Бельведере к услугам посетителей уютное кафе «B-Lounge».
В книжном магазине музея представлен широкий ассортимент литературы, подарочных товаров и открыток.
Здание музея
Бельведер — это не только музей, обладающий великолепной коллекцией шедевров европейского искусства, но и ценнейший исторический ансамбль, возникший во времена расцвета Австрийской империи.
Фонтан перед музеем
Замки Бельведер были построены в начале XVIII века знаменитым архитектором эпохи барокко Иоганном Лукасом фон Гильдебрандтом в качестве летней резиденции принца Евгения Савойского.
Комплекс состоит из Верхнего и Нижнего Бельведера, Оранжереи, здания Королевских конюшен, а также грандиозного сада и считается одним из самых изысканных и впечатляющих барочных сооружений Европы.
Он по праву причислен к объектам всемирного наследия ЮНЕСКО.
Историческую ценность, безусловно, представляют Верхний и Нижний Бельведер. Первоначально они были построены для приема гостей и проживания принца. Помещения Верхнего Бельведера уже с 1770-х отданы под королевскую картинную галерею.
В богато украшенном Мраморном зале зритель сможет полюбоваться фресками и орнаментально-декоративными композициями североитальянского художника Карло Инноченцо Карлоне.
Двухэтажный Мраморный зал Нижнего Бельведера украшен потолочными фресками на античные сюжеты мастером Мартино Альтомонте.
Здесь посетитель насладится скульптурами барокко авторства Доменико Пароди; сохранившимися с первой трети XVIII века декоративными и фресковыми композициями Садового павильона; сценами с изображениями времен года в Зале гротесков Нижнего Бельведера и многими другими шедеврами искусства XVIII века.
Деталь архитектурного убранства здания музея
Бельведер обладает наиболее полной и представительной коллекцией австрийского искусства с эпохи Средних веков до современности. Здесь также располагается самое крупное собрание работ Густава Климта, включающее такие всемирно известные шедевры, как «Поцелуй» и «Юдифь I».
Музей по праву гордится произведениями Эгона Шиле и Оскара Кокошки. Изюминка экспозиции — картины французских импрессионистов.
Национальную славу составляют богатейшая коллекция работ эпохи бидермейер, реалистического направления первой половины XIX века, и шедевры Венского сецессиона, одного из влиятельных художественных объединений эпохи модерна рубежа XIX–XX веков.
Собрание делится на несколько разделов. Средневековое искусство представлено великолепными живописными и скульптурными алтарными композициями XV–XVI веков.
Лишь небольшая часть из них помещена в Верхнем Бельведере: это шедевры Конрада Лайба, Руэланда Фрюауфа, Махаэля Пахера, а также уникальный Цнаймский алтарь (1440-е).
Около 220 работ экспонируются в Сокровищнице Средних веков в здании Королевских конюшен.
Ворота Бельведера
Эпоха барокко показана в музее во всем блеске, и в первую очередь самим архитектурным комплексом Бельведер и декорациями эпохи Габсбургов. Они — настоящая энциклопедия барокко.
Важное место занимают скульптуры Франца Ксавера Мессершмидта, а также работы плеяды иностранных мастеров XVII–XVIII веков, основателей, преподавателей и первых учеников венской Академии художеств.
Среди них — Фридрих Генрих Фюгер, Иоганн Баптист Лампи и, безусловно, Франц Антон Маульберч.
Классицизм и романтизм, основные направления первой половины XIX века, представлены произведениями Жака Луи Давида, Франсуа Жерара, Фридриха Генриха Фюгера и знаменитой Ангелики Кауфманн.
Символическое понимание природы нашло отражение в творчестве художников романтизма.
Среди них выделяются Каспар Давид Фридрих и группа «Назарейцы», которые черпали вдохновение в шедеврах Альбрехта Дюрера и Рафаэля.
Эпоха бидермейер (1815-1848) блестяще представлена коллекцией работ виднейшего австрийского художника Фердинанда Георга Вальдмюллера.
Творчество австрийского художника Антона Ромаско олицетворяет переход от исторической живописи к психологическим характеристикам сцен в духе импрессионизма и экспрессионизма. Французская классика импрессионизма — работы Поля Сезанна, Эдгара Дега, Винсента Ван Гога, Клода Моне, Эдуарда Мане, Камиля Писсарро и Пьера Огюста Ренуара.
Творческий метод Поля Сезанна, Винсента Ван Гога, а также Поля Гогена представляет интерес как сам по себе, так и в контексте влияния на передовых австрийских мастеров первых десятилетий XX века — Оскара Кокошки, группы «Мост» в составе Эрнста Людвига Кирхнера, Макса Пехштейна, Эмиля Нольде, а также Василия Кандинского, Франца Марса, Габриэля Мюнтера и Пауля Клее из группы «Синий всадник». Заслуживает отдельного упоминания творчество выдающегося художника венского модерна Эгона Шиле, создавшего свой незабываемый, моментально узнаваемый стиль.
Бельведер по праву гордится коллекцией произведений австрийского искусства рубежа XIX–XX веков, которую музей собирает с 1903.
В нее входят полотна Жана Франсуа Милле, Огюста Родена, Эдварда Мунка и многих других знаменитых европейских мастеров. Вершиной этой коллекции является самое полное в мире собрание картин Густава Климта.
Его работы, а также шедевры Коломана Мозера, Йозефа Хоффмана и Отто Вагнера, составили славу Венского сецессиона.
Музей предлагает целый ряд образовательных программ для детей и взрослых, благодаря которым можно не только познакомиться с коллекцией, но и узнать об истории искусства, получить первые понятия об искусствоведческих терминах, принципах анализа картин.
Галерея Бельведер дает довольно необычную возможность научиться создавать декоративные произведения с золотым покрытием по методу великого Густава Климта. Сотрудники музея разработали также целую серию обучающих, познавательных и развлекательных программ для детей от младшего до школьного возраста.
Особо нужно отметить культурно-развлекательные вечера барочной музыки.
Искусство XV–XVIII веков
Даниель Гран. Обучение Марии. Около 1750
Михаэль Пахер (1435–1498) Бичевание Христа Около 1495–1498
Тирольский художник и скульптор Михаэль Пахер — один из самых знаменитых мастеров на всей немецкоязычной территории Альп.
В эпоху Северного Возрождения на территории современных Германии, Австрии и Швейцарии под влиянием великих достижений мастеров итальянского Ренессанса произошли важные изменения в области религиозной живописи.
Именно Михаэль Пахер стал одним из первых художников Севера, перенявшим принципы прямой перспективы, которые в итоге стали основой классической европейской живописи. Использование прямой перспективы давало возможность разнообразить ракурсы поз и декораций и выписывать архитектурные элементы без оптических искажений.
Источник: https://www.litmir.me/br/?b=547106&p=11
Эгон Шиле – жизнь и творчество художника
Эгон Шиле – знаменитый австрийский экспрессионист, выдающийся художник эпохи модернизма. Всего 28 лет жизни отвела ему судьба, но за это время Шиле успел написать картины, которые навеки впечатали его имя в историю искусства. Его предсмертные дни были омрачены глубокой потерей любимой жены – и озарены последним пиком вдохновения.
Юные годы Эгона Шиле: На бунтарской волне
Будущий художник родился 12 июня 1890 года в городе Тульн-на-Дунае. Отец его желал мальчику стабильной и респектабельной судьбы, а потому настаивал на инженерном образовании. Эгон же мечтал стать художником. Его талант проявился уже во время обучения в лицее, где велись занятия по изобразительному искусству.
В 15 лет он потерял отца, умершего от сифилиса, и воспитывался у дяди по материнской линии. Дядя, хотя и не слишком одобрял «художества», всё же согласился оплатить племяннику обучение согласно его призванию.
Художественный талант привёл шестнадцатилетнего юношу в Венскую школу искусств и ремесел. Успешно её закончив, он поступил в Академию изобразительного искусства. Но наставник Эгону достался самый неподходящий: профессор Грипенкерль совершенно не одобрял принципы современной живописи.
Эгон даже подумывал бросить Академию, а Грипенкель не стеснялся в выражениях, оценивая ученика, «посланного преисподней». Тем не менее, диплом Шиле он всё же подписал. Но потребовал, чтобы юноше никогда и никому не говорил, что учился у профессора Гринпенкеля. Эгон и не возражал: в историю искусств он вошёл как ученик Климта.
Истинным наставником Шиле стал основоположник австрийского модерна Густав Климт. В отличие от Грипенкерля, Климт был смел, работал в модерновой эстетике и сумел разглядеть талант молодого бунтаря. Он ввёл его в художественные мастерские Вены, помог с организациями выставок и даже делился натурщицами: оба, и Климт и Шиле, с энтузиазмом работали над обнажённой натурой.
Первая выставка Шиле состоялась в 1908 году, в небольшом городке Клостернойбурге. (В этом городе Эгон учился в школе). Начало скромное, но уже через год картины Шиле демонстрировались совершенно на ином уровне: они были выставлены в Художественной галерее Вены. Рядом экспонировались картины Густава Климта, Эдварла Мунка и Ван Гога.
Так Эгон Шиле, ещё не достигнув двадцатилетнего возраста, заявил о себе как о ярком и многообещающем представителе европейского модернизма, бунтаре и… порнографе.
«Порнограф из Вены»
В технике Эгона Шиле проявилось внимание к линии, к силуэту. В его палитре превалировали коричневые, бежевые, охряные, серые тона. Неяркая гамма позволяла художнику делать акцент на линиях: чётких, выразительных и провокационных.
Шиле любил работать над картинами эротического содержания. В начале ХХ века его работы шокировали почтенную публику. В 1912 году полиция арестовала Эгона Шиле по обвинению в растлении несовершеннолетней – его модели Валерии Нойзель. Рисунки художника были объявлены порнографическими, а сам он заключён в тюрьму – к счастью, на короткий срок.
Перипетии жизни художника стали основой для книг и фильмов. Ему посвящены романы Джоанны Скотт и Люиса Крофтса – «Высокомерие» и «Порнограф из Вены». О сложной и трагической жизни Эгона Шиле снят фильм «Эксцесс и наказание».
Непонимание мещан преследовало Шиле, но всё же его жизнь была озарена и пониманием, славой, признанием. Ему покровительствовал известный австрийский коллекционер Генрих Бенеш.
Его картины успешно демонстрировались на выставках в Вене и Праге, Будапеште и Цюрихе, Мюнхене и Штутгарте, Гамбурге и Дрездене, Берлине и Кёльне, Риме и Брюсселе; даже в Париже.
Австрия, Германия, Италия, Бельгия, Франция признали в нём выдающегося модерниста.
Трагедия и вдохновение
Жизнь Эгона Шиле оборвалась на пике славы: молодого творца уже считали одним из крупнейших художников Австрии, ставя вровень с Густавом Климтом. А может быть, смерть оборвала работу Шиле всего лишь в начале пути к вершине? Ведь ему было всего 28 лет, когда мир накрыла эпидемия «испанки».
Эта эпидемия гриппа унесла миллионы жизней. Три из них – Эгон Шиле, его жена Эдит и нерождённый ребёнок. Последней картиной художника стала «Семья», на которой он изобразил всех троих. В этой последней вспышке вдохновения совместился эпический драматизм глобальной эпидемии и лирический драматизм переживаний человека, теряющего семью и уходящего вслед за ней.
Через три дня после потери беременной жены Эгон Шиле завершил свой жизненный путь, оставив миру в наследство около трёхсот картин. Его техника и художественные принципы до сих пор вдохновляют художников. Одним из последователей Шиле в России является Василий Лесков, в творчестве которого часто звучат аллюзии на работы венского модерниста.
Источник: http://art-leskov.ru/stati/egon-shile-zhizn-i-tvorchestvo-hudozhnika.html
"Тетради дона Ригоберто" Марио Варгаса Льосы и картины Эгона Шиле
?
Previous Entry | Next Entry
sosnitsky Прочитав дилогию Марио Варгаса Льосы «Похвальное слово мачехе» и «Тетради дона Ригоберто», я заинтересовался творчеством и личностью австрийского художника Эгона Шиле, который фактически является одним из персонажей романов Льосы. Ну, или если не он сам, то его картины — абсолютно точно…Но обо всем по порядку…Подросток Фончито — один из главных персонажей романов — хочет быть похожим на художника Эгона Шиле, чьими картинами восторгается и практически бредит. Причем настолько, что видит в окружающих его женщинах персонажей картин Шиле, а себя считает похожим на художника и ожидает, что у него будет «такая же трагическая судьба». Тринадцатилетнему Фончито «было очень увлекательно: погружаться в жизнь Эгона Шиле, изучать ее, сопоставлять со своей собственной, воображать себя реинкарнацией великого художника, мечтать о такой же блистательной и трагической жизни и красивой смерти в двадцать восемь лет.» Впечатлительность мальчика и его погружение в жизнь Шиле были настолько велики, что он стал считать,, что его отец, дон Ригоберто, «унаследовал» жизнь отца Эгона Шиле — безумного сифилитика… А Шиле писал свои работы, мягко говоря, не для детей…
Фончито рассказывает: «Сотни женщин позировали ему обнаженными. Школьницы, уличные девки, его любовница Валли. Потом еще жена Эдит и свояченица Адель… Перед тем как начать писать, он с ними играл, — самозабвенно продолжал Фончито, не обращая внимания на мачеху и домработницу.
— Заставлял принимать разные позы. Одетыми, раздетыми, полураздетыми. Ему особенно нравилось, когда они примеряли чулки. Ажурные, зеленые, черные, разноцветные. И чтобы они валялись на полу. Катались, обнимались, играли. Он любил, когда они дрались. Часами мог смотреть.
Забавлялся с сестричками, как с куклами. Пока не приходило вдохновение. И тогда он начинал писать.»
И Фончито говорит своей мачехе: «Его модели задирают юбки, показывают все, что можно, принимают немыслимые позы, но никогда не выглядят вульгарно. Они всегда остаются настоящими королевами. Знаешь почему? Потому что у них есть достоинство.»Хитростью и уговорами мальчик заставляет мачеху Лукрецию изобразить девушку с картины Эгона Шиле «Обнаженная в зеленых чулках»:А затем картину «Две переплетенные девушки на полу» изображают уже мачеха вместе со служанкой. Вот как это описывает Марио Варгас Льоса: «- Теперь вы вдвоем. Что у нас есть? Переверни-ка страницу. Вот эта. «Две переплетенные девушки на полу». Не вставай, Хустита. Перевернись набок. Ты, Лукреция, ложись рядом, спиной к ней. Руку сюда, под бедро. Ты — та, что в желтом, Хустита. Изобрази ее. Эту руку сюда, а правую просунь мачехе под ноги. А ты согнись немного, чтобы коленкой касаться плеча Хуститы. Подними руку, Хустита, положи ее на ногу Лукреции, растопырь пальцы. Так, так. Превосходно! Женщины молча повиновались, сгибались, распрямлялись, вытягивали ноги, руки, шеи. Покорные? Зачарованные? Околдованные? «Сломленные», — решила донья Лукреция. Ее голова покоилась на бедре Хустинианы, а левая рука обнимала девушку за талию. Время от времени донья Лукреция слегка надавливала пальцами на бок квартеронки, чтобы ощутить тепло и мягкость человеческого тела; в ответ Хустиниана пощипывала ее бедро. Живая. Разумеется, живая; иначе разве шел бы от нее такой сильный, густой, волнующий запах? Или это пахнет от нее самой? Что же с ними произошло? Как могли они, сами того не желая, — или желая? — позволить мальчишке втянуть их в эту игру? Теперь это уже не имело значения. Внутри картины было хорошо, спокойно. Оставаться внутри, ощущать свое тело, тело Хустинианы, знать, что живешь. Издалека послышался голос Фончито: — Мне пора, очень жалко. Здесь так здорово. Но вы продолжайте играть. Спасибо за подарок, мамочка. Дверь открылась, потом закрылась. Мальчик ушел. Женщины остались вдвоем, слившиеся в объятиях, переплетенные, покинутые, затерянные посреди фантазии его любимого художника.» А вот как выглядит сама картина Шиле:
Теперь — об Эгоне Шиле.
Современники считали Эгона Шиле преемником Климта, но ранняя смерть помешала настолько развиться его таланту. И все же он оставил ярчайший след в искусстве XX века.Родился в 1890 году в Австрии. «Я верю в бессмертие всех существ. Почему я рисую могилы и тому подобные вещи? Потому что умершие продолжают жить во мне».
В 1906 году Шиле несмотря на возражения опекуна, брата его матери (отец умер в 1904 году), поступил в Школу прикладного искусства в Вене, где в то время учился и Густав Климт.
Трудно сказать, почему он не стал учиться в Школе, и поступил в более традиционную Академию искусств, может быть, причиной тому был его тяжелый характер, который не понравился кому-то из преподавателей. Так или иначе, но он оказался в Академии, причем блестяще сдал вступительный экзамен в возрасте шестнадцати лет.
В Вене он нашел своего кумира — Климта, чтобы показать ему свои рисунки. Будущий мэтр одобрил творчество начинающего: «Да, — сказал он, — это действительно талантливо, даже очень». Климт любил поощрять младших собратьев по искусству.
Он и в дальнейшем проявлял участие в талантливом юноше, находил для него модели, представлял его потенциальным меценатам, сам покупал его рисунки. Климт рекомендовал Шиле в объединение прикладного искусства «Винер Веркштютте», которое было связано с движением «Secession» («Уход»), куда входил сам Климт.
В 1909 году он ушел из Академии с третьего курса, нашел квартиру и студию и стал заниматься самостоятельно. В это время у него обострился интерес к совсем юным девушкам, которые часто становились его моделями.
Парис фон Гутерслох, молодой художник, который был современником Шиле, вспоминал что его студия, была наводнена такими девицами: «Они там отсыпались после родительских побоев, лениво слонялись по комнатам, что им не разрешалось делать дома, расчесывали волосы, одергивали платья… Они вели себя подобно животным в клетке, которая их вполне устраивает».
Шиле, ставший уже превосходным рисовальщиком, сделал много рисунков этих девиц, из которых многие были чрезвычайно эротичны. Говорят, он поставлял свои рисунки коллекционерам порнографии, которых в то время в Вене было множество, и это составляло значительную часть его доходов. Шиле был очарован не только сексуальными подростками, но и собой.
Он любил рисовать автопортреты и вкладывал в них весь свой талант и душу. Что и говорить. Он умел произвести впечатление. Артур Рёсслер, один из его самых верных защитников и покровителей, описывал его так: «Даже в присутствии импозантных мужчин, Шиле производил яркое впечатление. Он был высок, строен и гибок, у него были узкие плечи и длинные угловатые руки и пальцы.
У него было загорелое безбородое лицо, обрамленное длинными темными непослушными волосами. Его широкий лоб рассекали глубокие горизонтальные морщины, что придавало его лицу трагическое выражение, казалось его все время грызет изнутри неизбывная тоска.
Говорил он лаконично, и часто использовал афоризмы, что придавало его речи особую значимость, но значимость эта была не напускной, а естественной.»Шиле оставил огромное количество своих причудливых автопортретов, демонстрирующих его своеобразный, мрачный и экспрессивный характер, отягощенный комплексами и нарциссизмом.
Три автопортрета Эгона Шиле:
В это время Шиле любит производить впечатление, что живет в крайней бедности. Ходил он в лохмотьях, что никак не вяжется с воспоминаниями современников и фотографиями того времени. Его письма явно свидетельствуют о том, что он страдал манией преследования. «Здесь отвратительная обстановка. Все завидуют мне и сговариваются против меня. Коллеги глядят на меня со злорадством».В 1911 году Шиле встретил шестнадцатилетнюю Валли Нойциль, которая некоторое время с ним прожила и стала моделью его лучших картин, но перед этим она позировала Климту и, возможно, была его любовницей.
В апреле 1912 года Шиле был арестован полицией по жалобе соседей, которым не нравилось, что в его доме постоянно находились какие-то подростки, провинившиеся дома. Полиция изъяла более ста рисунков, которые посчитали порнографическими. Шиле провел 21 день в тюрьме, что еще более обострило его манию преследования.
«Я продвинусь так далеко, что людей охватит страх от живой силы моих произведений» ( Эгон Шиле в письме дяде, 1 сентября 1911 года) В книге Марио Варгаса Льосы Фончито рассуждает: «…у гениального художника должна быть мания? Мании художников — это самое интересное, что есть в живописи. У Эгона Шиле их было целых три: пририсовывать моделям уродливые руки без больших пальцев; чтобы модели показывали свои штучки, поднимали юбки и раздвигали ноги. И третья: писать самого себя в странных, неестественных позах, которые невольно приковывают внимание.»
Фончито обращает внимание, что у всех героев Шиле, независимо от пола, «совершенно мужские руки с квадратными ногтями, совсем как у Шиле на автопортретах. Возможно, … он действительно был Нарциссом. Возможно, он вновь и вновь писал свои собственные руки, и не важно, кто был его моделью, мужчина или женщина».
1915 год стал поворотным в жизни художника. Год назад он встретил двух школьниц Эдит и Адель. Они были дочерьми слесаря, который жил напротив. Шиле привлекли сразу обе, но в конце концов он предпочел Эдит, и в 1915 году увлекся ею. Валли получила отставку. Они попрощались в Café Eichberger, где он играл в бильярд почти каждый день. Он вручил ей письмо, в котором предложил ей, несмотря на разрыв проводить вместе (без Эдит) каждое лето. Валли ответила отказом. Она вступила в Красный крест в качестве медсестры и умерла от скарлатины в военной больнице в Далмации перед Рождеством 1917 года. Два портрета Эдит, жены Шиле:
Источник: https://sosnitsky.livejournal.com/51698.html