Богданов-бельский «воскресное чтение в сельской школе» описание картины, анализ, сочинение

Одна из основ­ных тем твор­че­ства пере­движ­ника второго поко­ле­ния Нико­лая Богда­нова-Бель­ского (1868 — 1945) — это сель­ская школа, а если шире, обра­зо­ва­ние в деревне.

Богда­нов, выхо­дец из крестьян, сын батрачки, отра­зил в карти­нах свой опыт.

Талант­ли­вый юноша, завер­шив церковно-приход­скую школу, учился у знаме­ни­того педа­гога Рачин­ского, а затем сумел сделать блестя­щую худо­же­ствен­ную карьеру, взяв назва­ние своего уезда в каче­стве второй фами­лии.

Новая сказка. 1891 год

Богданов-Бельский

Устный счёт. В народной школе С.А.Рачинского. 1895 год

Богданов-Бельский

На картине изоб­ра­жён Сергей Рачин­ский, русский педа­гог и просве­ти­тель, у кото­рого в школе учился Богда­нов-Бель­ский. Можно пред­по­ло­жить, что один из маль­чи­шек на картине — сам автор. Рачин­ский субси­ди­ро­вал Богда­нова и даже пода­рил матери худож­ника, батрачке, хутор.

Воскресное чтение в сельской школе. 1895 год

Богданов-Бельский

У дверей школы 1897 год

Богданов-Бельский

Ещё одна авто­био­гра­фич­ная картина Богда­нова-Бель­ского. В этом нищем маль­чишке угады­ва­ется сам худож­ник.

У больного учителя. 1897 год

Богданов-Бельский

Через 23 года Богда­нов-Бель­ский напи­шет картину с тем же сюже­том, только вместо учителя будет учитель­ница.

У больной учительницы. 1920 год

Богданов-Бельский

Ученицы. 1901 год

Богданов-Бельский

Сочинение. 1903 год

Богданов-Бельский

Между уроками. 1903 год

Богданов-Бельский

За книжкой. 1915 год

Богданов-Бельский

Дети за пианино. 1918 год

День рождения учительницы. 1920 год

Дети в окне

Приготовление уроков

Домашняя работа

Вдохновение

Новички

В гостях у учителя

Читающие девочки

Чтение при свете лампы (Школьница)

Пора­зи­тель­ным обра­зом сложится судьба Богда­нова-Бель­ского. После 1917 года худож­ник эмигри­рует в Латвию, где превра­ща­ется в насто­я­щую звезду. Богда­нов-Бель­ский выстав­ля­ется по всему миру, его награж­дают орде­нами и узнают на улицах Риги.

После присо­еди­не­ния Латвии к Совет­скому Союзу Богда­нов-Бель­ский, жена­тый на прибал­тий­ской немке, уезжает в Герма­нию. В 1941 году Богда­нов-Бель­ский пере­но­сит слож­ную опера­цию в Берлине.

А в 1945 году худож­ник поги­бает после бомбёжки немец­кой столицы авиа­ции «союз­ни­ков».

Источ­ник иллю­стра­ций 

Поделиться

Источник: https://www.vatnikstan.ru/culture/tyaga-k-znaniyam-v-zhivopisi-bogdanova-belskogo/

Русский художник, о котором забыли

Имя художника Николая Петровича Богданова-Бельского оказалось в забытьи, хотя многие его картины стали хрестоматийными. О его жизни и творчестве нет ни серьезных исследований, ни художественных альбомов. Он не попал даже в «Энциклопедический словарь Русские художники».

Родился Николай Петровичв в селе Шопотове Смоленской губернии. Сын бедной бобылки из Бельского уезда, он учился в монастыре. С увлечением писал иконы, а также с натуры портреты монахов. Успехи юного художника были таковы, что о нем заговорили как о таланте, и определили в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

Богданов-Бельский Ученицы. 1901г.

Уже с 18-ти лет Богданов-Бельский стал жить своим трудом.

«В душе воскресло все, чем я жил долгие годы детства и отрочества в деревне…»

Богданов-Бельский или «Богдаша», как звали его товарищи, был очень добрый и жизнерадостный человек.

Особенно много внимания и любви уделял он крестьянским детям, для которых в глубоких карманах его глубокой куртки всегда имелось большое количество леденцов и орехов.

И дети, узнав его ближе, приветствовали особенно тепло, спрашивая при этом: «А когда же мы писать будем, мы за всегда рады для вас стоять и можем прийти к вам в новых рубахах».

Богданов-Бельский Новая сказка. 1891г.

В его настойчивом стремлении писать детей, мир детства, где все по настоящему, без лукавства и фальши, также отчетливо просматривается:

«если… не будете как дети, не войдете в царство небесное».

И окружающие на этот призыв откликались. Уже будучи состоявшимся мастером Богданов-Бельский получил письмо от одной учительницы:

«Вы у нас один! Писать детей умеют многие художники, писать в защиту детей умеете только Вы…»

Богданов-Бельский У больного учителя. 1897г.

В 1920 году Богданов-Бельский уезжает в Петроград, а оттуда в Латвию. Уехать за границу Богданова-Бельского уговорила жена. Уезжал он налегке, оставив большую часть своих вещей и картин на хранение местным жителям. Верил ли в свое возвращение сам Богданов-Бельский, сказать трудно, но причины, побудившие его оставить Родину были, конечно, гораздо более глубокие, чем уговоры жены.

Богданов-Бельский Воскресное чтение в сельской школе. 1895г.

Для характеристики творчества глубоко национального и самобытного художника Николая Петровича Богданова-Бельского большинство искусствоведов употребляют эпитет «крестьянский» (например, крестьянский художник). А ведь он был прежде всего талантливым живописцем, прошедшим обучение в лучших художественных заведениях и у замечательных педагогов.

Ибо учился «незаконнорожденный сын бедной бобылки» (слова самого художника) в начале в иконописной мастерской при Троице-Сергиевой лавре (1882—1883), далее в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у В. Поленова, В. Маковского, И. Прянишникова (1884—1889), в Академии художеств у И. Репина. В Париже посещал некоторое время студии французских педагогов Ф.

Кормона и Ф. Коларосси.

Богданов-Бельский За чтением газеты. Вести с войны. 1905г.
Богданов-Бельский Деревенские друзья. 1912г.
Богданов-Бельский Дети за пианино. 1918г.
Богданов-Бельский За книжкой. 1915г.

Самая, пожалуй отличительная особенность почти всех картин живописца: от них исходит сама доброта, которую художник вложил в них при создании (всмотритесь в его картины «У больного учителя», 1897; «Ученицы», 1901).

Умер Николай Петрович Богданов-Бельский в 1945 году в возрасте 77 лет в Германии и был похоронен на Русском кладбище в Берлине.

Богданов-Бельский Виртуоз.
Богданов-Бельский Визитеры. 1913г.
День рождения учительницы. 1920г.
На работу. 1921г.
Новые хозяева. Чаепитие. 1913г.
Дети. Игра на балалайке. 1937г.
В гостях. 1930г.
Латгальские девочки. 1920г.
Маленькая девочка в саду
Переправа. 1915г.
За чтением письма. 1892г.
Дама на балконе. Портрет И.А. Юсуповой. 1914г.
Портрет М.П. Абамелек-Лазаревой
Портрет генерал-адъютанта П.П. Гессе. 1904г.
Богданов-Бельский Николай Петрович. Автопортрет. 1915г.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе

Источник: https://moiarussia.ru/hudozhnik-o-kotorom-zabyli/

Богданов-Бельский Н.П

Богданов-Бельский

Для увеличения — нажмите на изображение

Автопортрет. 1915

 Николай Петрович Богданов-Бельский родился в 1868 году в Бельском уезде (впоследствии название родного уезда было присоединено к фамилии) Смоленской губернии. Он был внебрачным сыном батрачки.

Еще ребенком он вырезал фигурки из дерева, но в целом его детство мало чем отличалось от его деревенских сверстников. Перемены произошли с приездом в соседнее имение Татево московского профессора С.А.Рачинского, решившего заняться организацией сельских школ.

Вскоре профессор заметил способного ученика, взял его к себе и способствовал быстрому развитию мальчика. При содействии С.А.Рачинского Николай поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Окончив училище, молодой художник поступает в Петербургскую Академию художеств, где заканчивает класс у И.Е.

Репина. С 1890 года Н.П.Богданов-Бельский был постоянным участником выставок передвижников. Почти все его творчество было выдержано в духе этого направления. 

Одной из первых работ Н.П.Богданова-Бельского была картина «Будущий инок», которая сразу же принесла ему известность. Картина была приобретена Императрицей Марией Федоровной.

Художником был получен ряд заказов на повторение этой картины, в т.ч. от М.П.Третьякова.

В 1991 году одну из копий «Будущего инока» подарил Латвийскому Художественному музею бывший рижанин, прибалтийский немец Г.Карнавал. 

В начале ХХ столетия картины Н.П.Богданова-Бельского не только выставляются в крупнейших музеях России, но и приобретаются ими. Так, Третьяковская галерея приобрела картину «Трудная задача», музей Александра III (ныне Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.

Пушкина в Москве) приобрел «Соборование», «Воскресное пение в сельской школе». В это же время у Н.П.Богданова-Бельского раскрывается талант портретиста. Его кисти принадлежат портреты Николая II, великого кннязя Сергея Александровича, императрицы Марии Федоровны, приближенных царского двора.

Николай II покупает работы художника «Игра в шашки» и «Чтение в сельской школе».

За высокие заслуги в области живописи в 1903 году Н.П.Богданов-Бельский удостаивается высшей награды в художественном мире России — звания академика, а в 1914 году — звания действительного члена Академии художеств. Его картины успешно экспонируются в крупнейших зарубежных музеях.

Крушение монархии и приход к власти большевиков явились сильным потрясением для художника. Он покидает родину и в 1922 году поселяется в Риге. Живя и работая в Латвии, художник остался верен ранее избранным им темам. Он рисует близкие его сердцу сельские пейзажи, лица крестьянских детей.

Художнику полюбилась Латгалия. «Латвия вообще очень живописна, — отмечал Н.П.Богданов-Бельский, — и в особенности Латгалия. Природа ее очень мне напоминает северную часть Смоленской губернии, где я родился и провел свое детство». Н.П.

Богданов-Бельский (как и другие русские художники работавшие в Латвии) любил проводить лето в Резекненском уезде в имении Вощининых «Лоборж». Там он подружился с крестьянскими детьми, многие из которых стали его натурщиками.

«Наблюдательность, быстрое и вдумчивое умение схватить ускользающие черты лица, разгадать человека, определить его личность, выбрать краски, сделать прозрачное прозрачным, оживить мёртвый материал, заставить говорить и одушевить неодушевленные предметы — эта трудная задача художника и портретиста давно была разрешена Богдановым-Бельским так, как это может сделать только больщой мастер, как это бывает дано только опытному и проницательному психологу», — писал о нем Петр Пильский.

С 1922 по 1940 год в Латвии состоялись 7 выставок работ Н.П.Богданова-Бельского. Выставки его картин были организованы в Белграде, Праге, Копенгагене, Берлине, Гамбурге, Хельсинки, Осло, Таллине, Мюнхене, Торонто. В 1936 году художник был награжден высшей наградой Латвии — орденом Трех Звезд.

Среди картин написанных художником в Латвии наиболее известны: «Визит», «В школу», «Мечтатель», «Первый урок», «В гостях у читательницы» и др. Более двух десятков работ Н.П.Богданова-Бельского находятся в фондах Латвийского Художественного музея. Но большая часть его работ разошлась по частным коллекциям. В 1943 году в Риге вышел альбом работ Н.П.Богданова-Бельского.

В 1944 году тяжело больной художник вместе с женой (прибалтийской немкой) покидают Латвию. Н.П.Богданов-Бельский скончался в Берлине 19 февраля 1945 года и похоронен на православном кладбище.

*   *   *

Галерея (105 изображений)

*   *   *

Источник: http://gorenka.org/index.php/bogdanov-belskij-n-p

Воскресное чтение в сельской школе

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Николая Богданова-Бельского.  Вы можете выбрать и купить  понравившиеся репродукции картин  Николая Богданова-Бельского на натуральном  холсте.

Николай Петрович Богданов-Бельский родился в 1868 году в Смоленской губернии. Так как он был незаконнорожденным сыном бедной крестьянки, его окрестили в церкви Богдановым (Богом данным). Впоследствии он к своей фамилии для благозвучия в среде деятелей искусства прибавил фамилию Бельский.

Его талант был отмечен в раннем детстве священником, преподававшем в местной школе. Он же и походатайствовал, чтобы устроить мальчика в образцовую народную школу Сергея Александровича Рачинского в с.Татаево.

Именно там, по словам самого Богданова-Бельского, он и получил путевку в жизнь.

Сергей Александрович Рачинский, российский ученый, член-корреспондент академии Наук всячески старался помочь обездоленным талантливым детям.

Николая Богданова-Бельского он отдал в школу рисования при Троицко-Сергиевой лавре, ежемесячно выделяя на его обучение 25 рублей, по тем временам немалые деньги.

Через два года редкие способности Николая помогли определить его в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его наставниками были Василий Дмитриевич Поленов, Владимир Егорович Маковский, Илларион Михайлович Прянишников.

Его дипломная работа – картина «Будущий инок» по окончании учебы была очень высоко оценена критиками и куплена сразу одним из самых известных коллекционеров того времени Солдатенковым.

За нее Богданов-Бельски получил звание «классного художника»

В 1894 году Богданов-Бельский поступил в Высшее художественное училище при Академии художеств в Санкт-Петербурге, где обучался в мастерской известного русского художника Ильи Репина. Затем живописец учился в Париже в мастерской Кармона.

  • В 1895 году художник становится членом Товарищества передвижных художественных выставок.
  • В 1899 году художник пишет портрет императрицы Марии Федоровны по ее просьбе.
  • В 1903 году Богданов-Бельский получает звание академика.
  • С 1907 года художник возглавил общество Архипа Ивановича Куинджи, занимавшееся поддержкой молодых художников, руководил которым вплоть до 1921 года.
  • В 1920 году Богданов-Бельский уезжает в Петербург, а затем покидает Россию и перебирается в Латвию.
  • Николай Богданов-Бельский был инициатором многих выставок русской живописи в европейских столицах, работы его самого успешно продаются в течение всех плодотворных лет его творчества.
  • Семидясителетие художника в 1938 году было отмечено персональной выставкой его картин.

Умер Николай Петрович Богданов-Бельский в Германии в 1945 году в возрасте 77 лет. Похоронен в Берлине на русском кладбище Тегель.

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям  Николая Богданова-Бельского  не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена  в выбранный Вами багет.

Источник: https://bigartshop.ru/painters/bogdanov-belskiy-nikolay/voskresnoe-chtenie-v-selskoy-shkole

Русские художники. николай петрович богданов-бельский — приветствуем вас на сайте галактика — медиаплатформа миртесен

88:0.1 (967.1) Представление о духе, вселяющемся в неодушевленный предмет, животное или человека, есть древнейшее и достойное уважения верование, существующее с тех пор, как началась эволюция религии. Учение об одержимости духом представляет собой фетишизм. Дикарь не обязательно поклоняется фетишу; он вполне закономерно поклоняется и благоговеет перед заключённым в фетише духом.

88:0.2 (967.2) Поначалу пребывающий в фетише дух считался призраком умершего человека; позднее стали полагать, что в фетиши вселяются более высокие духи. В итоге культ фетишей объединил все примитивные представления о призраках, душах, духах и демонической одержимости.

1. Вера в фетиши

88:1.1 (967.3) Первобытный человек стремился из всего необычного сделать фетиш; поэтому появление многих фетишей было случайным. Человек заболевает; что-то происходит – и он выздоравливает.

То же самое относится и к репутации многих лекарств и случайных методов лечения заболеваний. Предметы, связанные со сновидениями, легко превращались в фетиши. Ими становились вулканы – но не горы, кометы – но не звёзды.

Древние люди считали падающие звёзды и метеоры свидетельством прибытия на землю особых духов-посетителей.

88:1.2 (967.4) Первыми фетишами были камушки с необычными отметками, и с тех пор человек всегда искал «священные камни». Когда-то ожерелье представляло собой коллекцию священных камней – целый набор талисманов.

Камни-фетиши были у многих племён, однако считанные из них сохранились в этом качестве, как, например, Каабский и Скунский камни. Вода и огонь также относились к древним фетишам.

Поклонение огню и вера в святую воду существуют по сей день.

88:1.3 (967.5) Фетишизация деревьев произошла в более поздние времена, но среди некоторых племён поклонение природе привело к вере в талисманы, в которые вселялись различные природные духи. Когда растения и фрукты становились фетишами, их запрещали есть. Одними из первых в эту категорию попали яблоки: левантийские народы никогда не употребляли их в пищу.

88:1.4 (967.6) Если животное питалось человеческой плотью, оно превращалось в фетиш. Так собака стала священным животным парсов. Если фетишем является животное и в нём постоянно пребывает дух, то фетишизм может смыкаться с реинкарнацией. Дикари во многом завидовали животным; они не чувствовали своего превосходства и часто получали имена в честь любимых зверей.

88:1.5 (967.7) Когда животное становилось фетишем, на его мясо накладывали запрет. Из-за своего сходства с людьми человекообразные обезьяны и мартышки уже в древности стали священными животными; позднее такого же отношения удостоились змеи, птицы и свиньи.

Одно время фетишем была корова: на коровье молоко было наложено табу, а её испражнения пользовались большим почтением. В Палестине существовал культ змей, в особенности у финикийцев, которые, наряду с евреями, считали змею выразителем злых духов. Даже многие современные люди верят в колдовские способности пресмыкающихся.

Змей чтили на всём пространстве от Аравии и Индии до племен индейцев хопи с их танцами змей.

88:1.6 (968.1) Некоторые дни недели были фетишами. Веками пятница считалась несчастливым днём, а тринадцать – злополучным числом.

Счастливые числа – три и семь – появились в результате последующих откровений; четыре было счастливым числом у первобытного человека, который уже в древности открыл четыре стороны света.

Считалось, что подсчёт скота и другой собственности приносит несчастье; древние люди всегда противились переписи населения – «исчислению людей».

88:1.7 (968.2) Первобытный человек не делал чрезмерного фетиша из секса; репродуктивная функция привлекала лишь ограниченное внимание. Отношение дикаря было естественным; в нём отсутствовали непристойность или похотливость.

88:1.8 (968.3) Могущественным фетишем была слюна; плюя на человека, из него можно было изгнать дьяволов. Старший или знатный человек оказывал высшую честь тому, на кого он плевал. Некоторые части человеческого тела считались потенциальными фетишами, в особенности волосы и ногти.

Высоко ценились длинные ногти, выраставшие на пальцах вождя, и их обрезки превращались в могущественный фетиш. Фетишизация скальпов является одной из главных причин последующей охоты за головами. Ценным фетишем являлась пуповина; такое отношение к ней до сих пор существует в Африке. Первой игрушкой человека была сохраненная пуповина.

Нередко украшенная жемчугом, она стала первым ожерельем.

88:1.9 (968.4) Горбатые и увечные дети становились фетишами; считалось что лунатики являются помешанными. Первобытный человек не отличал гения от безумца; идиотов либо забивали насмерть, либо почитали в качестве фетишей.

Истерия всё больше подтверждала распространенное верование в колдовство; эпилептики часто становились жрецами и знахарями. На пьянство смотрели как на вид одержимости духом: отправляясь кутить, дикарь вставлял в волосы лист, чтобы снять с себя ответственность за свои поступки.

Яды и опьяняющие напитки стали фетишами: считалось, что в них вселяются духи.

88:1.10 (968.5) Многие смотрели на гениев как на фетиши, одержимые мудрым духом. Эти одаренные люди быстро научились прибегать к обману и надувательству в своих эгоистических целях. Человек-фетиш считался сверхчеловеком – божественным и даже непогрешимым. Поэтому вожди, цари, жрецы, прорицатели и церковные правители в итоге приобретали огромную и неограниченную власть.

 

Источник: https://galaktika.mirtesen.ru/blog/43054480569/RUSSKIE-HUDOZHNIKI.-Nikolay-Petrovich-Bogdanov-Belskiy

«Новые хозяева». Сочинение по картине Н. П. Богданова-Бельского

Подробности Категория: Сочинения по картинам Опубликовано: 11 сентября 2017

«Ура, российские крестьяне,В труде и в бое молодцы!»

Г. Р. Державин

Николай Петрович Богданов-Бельский — талантливый русский художник. Он родился 8 декабря 1868 года, был внебрачным сыном батрачки. Он получил прекрасное образование, учился живописи в Императорской Академии художеств. Значительное место в творчестве этого выдающегося художника занимает тема крестьянства: быт семьи, традиции, жизнь детей. Его картины «Устный счёт. В народной школе С. А.

Рачинского», «У дверей школы», «Воскресное чтение в сельской школе» посвящены именно этой тематике. Не стало исключением и известное полотно «Новые хозяева», на котором художник отражает жизнь крестьянской семьи в бывшем помещичьем доме.

Картина отражает тот период времени в истории России, когда происходило повсеместное разорение дворян, а новыми хозяевами барских покоев становились купцы или зажиточные крестьяне, бывшие когда-то прислугой своих господ. Прообразом усадьбы, изображённой на холсте, стало поместье Ушакова в селе Островно, расположенного на берегу озера Удомля.

На картине изображена большая крестьянская семья во время чаепития. На круглом столе, покрытом белоснежной скатертью со светло-голубыми полосками, стоит начищенный до блеска самовар. Кроме него, около каждого члена семьи стоят простые стаканы с чаем. Только маленький мальчик пьёт чай из дорогой фарфоровой чашечки. Посередине стола лежат баранки.

В центре изображён глава семьи — мужчина преклонных лет, с проседью в волосах и большой бородой, в бордовой косоворотке и чёрном жилете. Он сидит уверенно и чинно пьёт чай из блюдца. Справа от него на стульях из красного дерева расположились, по-видимому, его сыновья — старший и младший. Они пьют чай из блюдец, одеты в простую крестьянскую одежду: суконные куртки, косоворотки, штаны.

Мужчины сидят неуверенно, в их позах чувствуется скованность, ощущение неудобства и непривычности ситуации. Справа от главы семейства сидит женщина средних лет в розовой кофточке, на шее висят бусы. Её голова, покрытая синим платком, опущена вниз: женщина наливает чай из маленького белого чайничка. Она имеет серьёзный вид, только на губах еле заметна улыбка.

Справа от неё сидят две молодые женщины, вероятно, жёны сыновей. Они также одеты в традиционную крестьянскую одежду того времени: простые кофты и длинные юбки. Кроме взрослых за столом сидят ещё двое детей: белокурая девочка лет шести и мальчик, чуть постарше её. Он одет в клетчатую косоворотку, перехваченную на поясе ремнём, и простые короткие штанишки.

Босые ноги мальчика неуверенно расположились на перекладине стула. Дети скованы больше остальных: мальчик, изображённый на переднем плане, согнулся, поджал под себя босые ноги и, как будто спрятался ото всех. Возможно, раньше он не смел и зайти в барские покои, выполняя работу во дворе, а теперь сидит за бывшим хозяйским столом и чувствует себя неуверенно.

Несмотря на простоту одежды, нельзя не заметить, что она добротна, чиста и аккуратна, без дыр и заплаток. По всей видимости, перед нами — зажиточные крестьяне, которые оказались в состоянии выкупить бывшие барские покои и теперь являются полноправными новыми хозяевами. Тем не менее, даже такое одеяние находится в контрасте с богатым убранством комнаты с колоннами.

На стене висит картина в тяжёлой золочёной раме, слева от неё располагаются красивые напольные часы, мебель добротная, изысканная и дорогая. Сквозь широкое створчатое окно проникает достаточно света. Нет занавесок и можно увидеть, что на улице стоит ясный осенний денёк: небо голубое, чистое и безоблачное, на дереве осталось мало листвы, земля покрыта жёлто-зелёным ковром.

Жанровые картины, как «Новые хозяева» Н.П. Богданово-Бельского помогают узнать жизнь и быт людей другого времени, проникнуться духом той эпохи, которая изображена, и лучше понять историю своей страны.

Вы также можете заказать любое сочинение или эссе и получить его в сжатые сроки.

ЗАКАЗАТЬ СОЧИНЕНИЕ

Источник: https://gdzplus.com/sochineniya/kartina/2385-3.html

Интегрированный урок (литература+живопись) "Тема тяжёлого детства в стихотворении Н.А. Некрасова "Школьник" и картине Н.П. Богданова-Бельского "У дверей школы". I курс НПО. план-конспект урока по литературе на тему

  • Интегрированный урок (литература + живопись)
  •                                                        Преподаватель русского языка и литературы                     СПб ГБПОУ «Автодорожный колледж» Шевчук Вера Степановна
  • Тема урока                                                           

«Тема тяжёлого детства в стихотворении Н.А. Некрасова   «Школьник» и картине  Н. П. Богданова-Бельского «У дверей школы».

  1. Цель:
  2. — Закрепление навыка анализировать стихотворный текст и картину художника;
  3. — Развивать связную речь учащихся, навыки выразительного чтения и сопоставительного анализа, творческие способности; активизировать литературоведческую и искусствоведческую лексику, помогающую понять картину (композиция, ракурс), а также лексику культуроведческую (зипун, лапти, котомка, заплатки).
  4. — Воспитывать доброту, чуткость, сострадание, милосердие, побуждать интерес к творчеству Некрасова  и  к произведениям искусства.

Оборудование.  Портреты Н.А. Некрасова и  Н.П. Богданова-Бельского (демонстрация), тексты стихотворения «Школьник» на каждой парте, мультимедийная  установка, картина Н. Богданова-Бельского «У дверей школы» (для демонстрации), рабочие тетради (в них записывается название стихотворения и словарная работа к нему, название картины и словарная работа к ней), двойные листы для творческой работы.

Методические приёмы: выразительное чтение и анализ стихотворения, сопоставительный анализ  двух произведений, индивидуальные сообщения учащихся, фронтальная беседа, работа в группах.

Словарная работа проводится в течение урока (значения слов демонстрируются на экран. Их значения подготовлены  учащимся дома, он же и занимается демонстрацией материала).

Ход урока.

I.  Организационный момент.

II. Постановка целей.

    Учащимся предлагается назвать ассоциации, которые приходят им на ум, когда они слышат слово ДЕТСТВО (слово демонстрируется на экран). Эти ассоциации, самые разные, могут быть связаны как с воспоминаниями и своем собственном детстве, так и с впечатлениями о прочитанном или  увиденном.

Преподаватель:  Детство – удивительная эта пора. Наверное, каждый взрослый мечтает хоть на одну минутку вернуться в то чудесное и беззаботное время. В  детстве  мы верим  в романтическую мечту.  Сегодня тоже будем говорить о детях и их судьбах.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           С предыдущих классов  вы уже  знакомы с некоторыми произведениями Н.А. Некрасова о жизни крестьянских  детей. Об этом напомнит ваш товарищ (сообщение подготовлено дома).

Учащийся. 

— В детстве Некрасов много времени проводил среди крестьянских ребятишек. Он общался с ними как с равными,  вместе с ребятами ходил в лес, на речку. Поэтому уже с ранних лет Некрасову хорошо была знакома жизнь деревенских ребят. В стихотворении «Крестьянские дети» он  с горечью пишет:

  • …низкого рода люди…                                                                                                                                                ни науки, ни неги…                                                                                                                                                                   Не ведают в детстве они…                                                                                                                                              
  • С детства они работают  наравне со взрослыми:
  • И шествуя важно, в спокойствии чинном,
  •  Лошадку ведет под уздцы мужичок
  •  В больших сапогах, в полушубке овчинном,

 В больших рукавицах… а сам с ноготок! (отрывки стихотворений  демонстрируются на экран).

Преподаватель: 

-На предыдущем уроке вы знакомились со стихотворениями о тяжёлой жизни простых людей в дореформенной России. Сегодня на уроке мы продолжим эту тему: проанализируем  стихотворение Николая Алексеевича Некрасова “Школьник”, а также в связи с этим  рассмотрим картину Н. Богданова-Бельского «У дверей школы»  и определим то общее, что их объединяет.

Николай Алексеевич Некрасов всегда писал о тяжелой доле народа. Он болел душой за русский народ ,  считал, что несправедливо, когда столько людей живут так плохо. Все его стихи посвящены людям из народа.

В стихотворении «Школьник» говорится о крестьянском мальчике, который хотел учиться. Русский народ был тогда забит и неграмотен, но Некрасов верил в его ум, силу, характер. Он считал, что люди из народа обладают большими способностями, чем сынки дворян.

Но у них нет денег на обучение – в этом вся проблема.

VI. Анализ стихотворения «Школьник»

 (Анализирует стихотворение 1-я группа уч-ся, ребята 2-й группы могут дополнять).                                  1) Из  истории создания стихотворения «Школьник». Сообщение учащегося

(Одного из голодных, оборванных школьников поэт встретил однажды на пустынной проезжей дороге и вспомнил при  этом Михаила Васильевича Ломоносова, великого «архангельского мужика», который, желая учиться, пришел пешком в Москву из далекой северной деревни. Долго жил впроголодь, бедствовал, терпел насмешки одноклассников  и все же учился. Прочитал множество книг, изучил физику, химию, металлургию и другие науки, стал знаменитым русским ученым, находил время заниматься поэзией и русским языком).

 —  Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?                                                                                       Каким настроением  оно  проникнуто?

— О какой дороге идет  речь?  Кроме прямого значения, каково переносное значение слова «дорога»?

  1. — Обратимся к первой строфе, прочитаем ее:
  2. — Ну, пошел же, ради Бога!
  3. Небо, ельник и песок-
  4. Невеселая дорога…

Эй! Садись ко мне, дружок!

— Каков пейзаж? Какое слово определяет это настроение? Кто к кому обращается? (возможно, ямщик обращается к своему пассажиру, мальчику).

— Каково отношение ямщика к мальчику? ( дружок).

— От какого лица идет дальнейшее повествование? (от первого — «вижу я », «знаю…».)                                                            — Как называется речь одного лица? (монолог)

— Согласны ли вы, что в последующей строфе есть напутствие мальчику?

 Как вы понимаете лексическое значение слова «напутствие»? 

Словарная работа.  Напутствие (книжное) – Слова  пожелания отправляющемуся в путь.

— Найдите напутственные слова, сказанные мальчику,  какие это части  речи и  на что они указывают? («…не робей, не стыдися, не пропадешь, Знай, работай, да не трусь»…)                                                                                           (Глаголы.

 Глагол обозначает действие предмета, значит,   герою предстоит много работать, чтобы проститься с нуждой.

                                                                                                                                             — Почему он не должен стыдиться? (доказать словами текста) 

Ноги босы, грязно тело,

И едва прикрыта грудь…

Не стыдися! что за дело?

  • Это многих славных путь.
  • — Как вы понимаете последнюю строку?
  • Слава — почетная известность, признание заслуг, таланта( словарная работа).
  • Значит,  «славные»- пользующиеся славой, достойные славы, известные люди, прославившие страну.
  • 3) — Анализируем третью и четвертую строфы.
  • Словарная работа: грош – старинная монета в 2 копейки, четвертачок —  равен 25 копейкам .

Дворовые —  принадлежащие дворне. Дворня — домашняя прислуга в помещичьем доме.  

Преподаватель:                                                                                                                                                       — Но учить крестьянских  детей надо.

Из них могут выйти великие ученые или изобретатели, такие, как Ломоносов. Некрасов не случайно вспоминает  М.В.

Ломоносова, вы уже слышали, что он пришел в Москву пешком, так он хотел учиться! Его гений помог прославиться и ему,  и всей стране.  

  1.   Будешь в университете-
  2.  Сон свершится наяву!
  3.  Там уж поприще широко:
  4.  Знай  работай да не трусь …
  5.  Вот за что тебя глубоко
  6.  Я люблю, родная Русь!

 Но все же Некрасов верит, что хороших людей в стране больше. Он верит, что светлое и доброе начало в России победит. Русский народ найдет в себе силы и изменит жизнь к лучшему.

— Как вы понимаете значение слова «поприще»?                                                                                     Поприще (высокое) —  Область деятельности.

4) Синтаксис: Зачитайте восклицательные предложения. Их в данном тексте восемь. Эти предложения подтверждают оптимизм автора и героя.

Преподаватель:

— А теперь ознакомимся  с творчеством  художника  Н. П. Богданова-Бельского, сопоставим его картину со стихотворением «Школьник».  (Работает 2-я группа уч-ся, ребята 1-й группы могут дополнять).

  • (Демонстрация картины на экран)

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/09/30/integrirovannyy-urok-literaturazhivopis-tema-tyazhyologo

Сочинение по картине Н. П. Богданова-Бельского «Новые хозяева»

Сочинение по картине Н. П. Богданова-Бельского «Новые хозяева»

Николай Петрович Богданов-Бельский — талантливый русский художник. Он родился 8 декабря 1868 года, был внебрачным сыном батрачки. Он по­лучил прекрасное образование, учился живописи в Императорской Академии художеств.

Значительное место в творчестве этого выдающегося художника занимает тема крестьянства: быт семьи, традиции, жизнь детей. Его картины «Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского», «У две­рей школы», «Воскресное чтение в сельской школе» посвящены именно этой тематике.

Не стало исключением и известное полотно «Новые хозяева», на котором художник отражает жизнь крестьянской се­мьи в бывшем помещичьем доме. Картина отражает тот период времени в истории России, когда происходило повсеместное разорение дворян, а новыми хозяевами барских покоев становились купцы или зажиточные крестьяне, бывшие когда-то прислугой своих господ.

Прообразом усадьбы, изображённой на холсте, стало поместье Ушакова в селе Островно, расположенного на берегу озера Удомля.

На картине изображена большая крестьянская се­мья во время чаепития. На круглом столе, покрытом белоснежной скатертью со светло-голубыми полос­ками, стоит начищенный до блеска самовар. Кроме него, около каждого члена семьи стоят простые ста­каны с чаем. Только маленький мальчик пьёт чай из дорогой фарфоровой чашечки. Посередине стола лежат баранки.

В центре изображён глава семьи — мужчина преклонных лет, с проседью в волосах и большой бо­родой, в бордовой косоворотке и чёрном жилете. Он сидит уверенно и чинно пьёт чай из блюдца. Справа от него на стульях из красного дерева расположились, по-видимому, его сыновья — старший и младший.

Они пьют чай из блюдец, одеты в простую крестьян­скую одежду: суконные куртки, косоворотки, штаны. Мужчины сидят неуверенно, в их позах чувствуется скованность, ощущение неудобства и непривычности ситуации. Справа от главы семейства сидит женщина средних лет в розовой кофточке, на шее висят бусы.

Её голова, покрытая синим платком, опущена вниз: женщина наливает чай из маленького белого чайничка. Она имеет серьёзный вид, только на губах еле заметна улыбка. Справа от неё сидят две молодые женщины, вероятно, жёны сыновей.

Они также одеты в традиционную крестьянскую одежду того времени: простые кофты и длинные юбки.

Кроме взрослых за столом сидят ещё двое детей: белокурая девочка лет шести и мальчик, чуть постарше её. Он одет в клетчатую косоворотку, перехвачен­ную на поясе ремнём, и простые короткие штанишки. Босые ноги мальчика неуверенно расположились на перекладине стула.

Дети скованы больше остальных: мальчик, изображённый на переднем плане, согнулся, поджал под себя босые ноги и, как будто спрятал­ся ото всех.

Возможно, раньше он не смел и зайти и барские покои, выполняя работу во дворе, а теперь сидит за бывшим хозяйским столом и чувствует себя неуверенно.

Несмотря на простоту одежды, нельзя не заметить, что она добротна, чиста и аккуратна, без дыр и заплаток. По всей видимости, перед нами — зажиточные крестьяне, которые оказались в состоянии выкупить бывшие барские покои и теперь являются полноправ­ными новыми хозяевами. Тем не менее, даже такое одеяние находится в контрасте с богатым убранством комнаты с колоннами.

На стене висит картина в толстой золочёной раме, слева от неё располагаются красивые напольные часы, мебель добротная, изысканная и дорогая. Сквозь широкое створчатое окно проникает достаточно света. Нет занавесок и можно увидеть, что на улице стоит ясный осенний денёк: небо голубое, чистое и безоблачное, на дереве осталось мало листвы, земля покрыта жёлто-зелёным ковром.

Жанровые картины, как «Новые хозяева» Н. П. Богданово-Бельского помогают узнать жизнь и быт людей другого времени, проникнуться духом той эпохи, которая изображена, и лучше понять историю своей страны.

На этой странице искали :

  • сочинение по картине богданова-бельского у дверей школы
  • сочинение по картине новые хозяева
  • сочинение по картине новые хозяева богданов бельский
  • сочинение по картине устный счет
  • сочинение на картину новые хозяева

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/sochinenie-po-kartine-n-p-bogdanova-belskogo-novye-xozyaeva.html

Тяга к знаниям в живописи Богданова-Бельского

Одна из основных тем творчества передвижника второго поколения Николая Богданова-Бельского (1868 — 1945) — это сельская школа, а если шире, образование в деревне.

Богданов, выходец из крестьян, сын батрачки, отразил в картинах свой опыт.

Талантливый юноша, завершив церковно-приходскую школу, учился у знаменитого педагога Рачинского, а затем сумел сделать блестящую художественную карьеру, взяв название своего уезда в качестве второй фамилии.

Новая сказка. 1891 год

Устный счёт. В народной школе С.А.Рачинского. 1895 год

На картине изображён Сергей Рачинский, русский педагог и просветитель, у которого в школе учился Богданов-Бельский. Можно предположить, что один из мальчишек на картине — сам автор. Рачинский субсидировал Богданова и даже подарил матери художника, батрачке, хутор.

Воскресное чтение в сельской школе. 1895 год

У дверей школы 1897 год

Ещё одна автобиографичная картина Богданова-Бельского. В этом нищем мальчишке угадывается сам художник.

У больного учителя. 1897 год

Через 23 года Богданов-Бельский напишет картину с тем же сюжетом, только вместо учителя будет учительница.

У больной учительницы. 1920 год

Ученицы. 1901 год

Сочинение. 1903 год

За книжкой. 1915 год

Дети за пианино. 1918 год

День рождения учительницы. 1920 год

Дети в окне

Приготовление уроков

Домашняя работа

Вдохновение

Новички

В гостях у учителя

Читающие девочки

Чтение при свете лампы (Школьница)

Поразительным образом сложится судьба Богданова-Бельского. После 1917 года художник эмигрирует в Латвию, где превращается в настоящую звезду. Богданов-Бельский выставляется по всему миру, его награждают орденами и узнают на улицах Риги.

После присоединения Латвии к Советскому Союзу Богданов-Бельский, женатый на прибалтийской немке, уезжает в Германию. В 1941 году Богданов-Бельский переносит сложную операцию в Берлине.

А в 1945 году художник погибает после бомбёжки союзниками немецкой столицы.

Оригинал записи

Подписаться на VATNIKSTAN в телеграме || vk

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/595b6e8857906af2f24e2723/5a98824d55876b5694f406cc

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector