Художники из Нью-Йорка Таня Брассеско и Ласло Пасси Норберто объединились, чтобы воссоздать серию знаменитых шедевров разных направлений и течений в живописи в виде фотографий.
Среди них — картины Густава Климта, Эгона Шиле и Рамона Касаса.
Сходство снимков Брассеско и Норберто с картинами поразительно: должно быть, им понадобилось несколько месяцев на поиск каждого наряда и воссоздание каждой детали.
В фотопроекте огромное количество картин, но мы выбрали лишь некоторые, чтобы дать представление о результате удивительно кропотливой работы художников.
«Дама в шляпе и боа из перьев», Густав Климт, 1909 год.
«Попурри», Герберт Джеймс Дрейпер, 1897 год.
«Молодая декадентка (после бала)», Рамон Касас, 1899 год.
«Сидящая женщина, вид сзади», Эгон Шиле, 1913 год.
Рисунок из журнала Pel & Ploma, Рамон Касас, 1899 год.
«Мечты», Витторио Маттео Коркос, 1896 год.
«Морфин», Сантьяго Рузиньол, 1894 год.
«Сидящая женщина с согнутым коленом», Эгон Шиле, 1917 год.
«Музыка I», Густав Климт, 1895 год.
«Паоло и Франческа», Гаэтано Превиати, 1887 год.
«Сон наяву», Данте Габриэль Россетти, 1880 год.
«Черная шляпа с перьями», Густав Климт, 1910 год.
«Голая правда», Густав Климт, 1899 год.
Источник: https://BigPicture.ru/?p=830334
Эгон Шиле
Главная страница- — -модерн- — -экспрессионизм- — —Эгон Шиле
Эгона Шиле многие современники рассматривали как наследника Густава Климта, но который умер раньше, чем смог выполнить свое предназначение. Его отец Адольф Шиле работал на австрийской Государственной железной дороге, и отвечал за важную станцию Tully, где его сын и родился в июне 1890.
Так как не имелось никакой соответствующей школы в Tully, Эгон Шиле был отослан в 1901, сначала к Krems, потом в Klosterneuberg в северных предместьях Вены. В 1904 все семейство последовало за ним туда из-за ухудшения здоровья его отца. Безумие Адольфа Шиле быстро прогрессировало и в следующем году он умер, в возрасте пятидесяти четырех лет.
Шиле впоследствии всю жизнь чувствовал на себе влияние своего отца.
В течении его запоздалой юности, эмоции Шиле были направлены к его младшей сестре Герте, которые не обошлись и без кровосмешения. Когда ему было шестнадцать, и ей было двенадцать, они на поезде ездили в Trieste, где проводили ночи в двухместном номере в гостинице. В другом случае, его отец сломал дверь запертой комнаты, чтобы увидеть, что два его ребенка там делают вместе.
В 1906 Эгон Шиле преодолел сопротивление своего опекуна, дяди по матери, и получил место в Школе Изобразительного искусства в Вене, где до этого учился Густав Климт. Там в нем почувствовали проблемного ученика и отправили его в более традиционную Академию искусств.
Шиле должным образом сдал вступительный экзамен и ему было в этот момент шестнадцать лет. В следующем году он разыскал своего идола, Климта, и показал ему некоторые из своих рисунков. “В них есть талант?” “Да” — ответил Климт.
“Даже слишком много!” Густав Климт любил поощрять более молодых художников, и он сильно помог Эгону Шиле, покупая его рисунки, или предлагая обменять их на некоторых из его собственных, устраивая модели для него и представляя его потенциальным патронам. Он также представил Шиле в цех ремесел связанных с Сецессионом.
Эгон Шиле делал случайные работы для них, он сделал проекты для мужской одежды, для женских ботинок, и рисунки для открыток. В 1908 он открыл свою первую выставку, в Klosterneuberg.
В 1909 он оставил Академию искусств, после завершения его третьего года. Он нашел квартиру и организовал там студию.
В это время предметом его картин часто становились дети на грани полового созревания, особенно девочки, как вспоминал Paris von Guetersloh, молодой художник, который был современник Шиле, что его студия была наводнена ими: “ Они там спали, укрывались от биений учиняемых родителями или полицией, просто лениво слонялись там целыми днями, расчесывали волосы, чинили одежду и обувь, мылись… подобно животным в клетке, которая удовлетворяет их, они были оставлены на их собственное усмотрение, или во всяком случае им верилось что самостоятельное.”
Уже превосходный рисовальщик, Шиле сделал много рисунков этих юных моделей, некоторые из которых были чрезвычайно эротические. Он, делает это своим доходом снабжая распространителей и коллекционеров порнографии, которых изобиловало в Вене в то время.
Шиле был также очарован его собственным телом, и делает огромное количество автопортретов. Но впечатлил он не только самого себя, но и всех с кем входил в контакт.
Автор Артур Роесслер, один из его защитников и покровителей, описывал его таким образом: “Даже в присутствии известных людей с экстремальными наклонностями, необычные взгляды Шиле выделились… Он имел высокое, тонкое, податливое тело с узкими плечами, длинными руками и длинными пальцами на костистых руках.
Его лицо было загорело, безбородо, и окружалось длинными, темными, непослушными волосами. Его широкий, угловой лоб прорезали горизонтальные линии. Особенности его лица обычно замечались при серьезном, почти грустном выражении, как если бы вызванный болями, которые заставили его плакать внутри….
Его лаконичный стиль говорить афоризмами в сочетании с его взглядом производили впечатление глубокого внутреннего благородства, которое казалось более убедительным, потому что это было очевидно естественно и никоим образом не симулировалось.”
В течение этого периода, и впоследствии, Шиле любил производить впечатление чрезвычайной бедности.
Но его утверждения, что в это время, он был фактически в тряпках, имеют разногласия не только с тем, что его современники говорят, но и с его оставшимися фотографиями.
Его письма однозначно дают понять, что он страдал от мании преследования — например, он написал в письме от 1910: “Как отвратительно здесь! Каждый завидует мне и сговаривается против меня. Прежние коллеги разглядывают меня злорадными глазами.”
В 1911 Шиле встретил семнадцатилетнюю Уолли Невзила, которая стала жить с ним и послужила моделью для некоторых из его лучших картин. Уолли была уже немного известна тем, что была до этого моделью для Климта, и возможно была одна из любовниц старшего живописца.
Шиле и Уолли хотели выйти из клаустрофобии Венской обстановки, и переехали в маленький город Krumau, в котором Шиле имел семейные связи, но были вытеснены неодобрением местных жителей. Они тогда переехали в такой же маленький город Neulengbach, тридцать минут из Вены поездом.
Также, как это было в Вене, студия Шиле опять стала сборищем для всех неблагополучных детей окрестности. Его стиль жизни неизбежно пробудил враждебность, и в апреле 1912 он был арестован.
Полиция захватила больше чем сотню рисунков, которые они рассмотрели порнографическим, и Шиле был заключен в тюрьму, по обвинению в совращении. На суде обвинения в похищении и совращении были отклонены, но художник был признан виновным в показе эротических рисунков в месте, доступном для детей.
Поскольку двадцать один день он уже провел в заключении, это было принято во внимание, и он был приговорен только заключению на три дня. Хотя судья счел обязательным для себя лично сжечь один из рисунков Шиле перед собравшейся толпой, он был очень рад так легко отделаться.
В то время, как он был в тюрьме, он нарисовал ряд автопортретов, подписанных саможалостливыми фразами: “я не чувствую себя наказанным; только очищенным”; “ограничить художника — преступление. Это должно убить прорастающую жизнь.” Neulengbach дело не имело никакого эффекта на его карьеру, и очевидно не отразилось на его характере.
В 1912 он был приглашен показать свои работы на Sonderbund выставке в Кельне, и он познакомился с важным дилером Хансом Гольцем в Мюнхене. Их отношения были постоянной борьбой за цены на картины, Шиле который всегда требовал самые большие гонорары за свои работы.
Тем временем он хвастливо писал матери, в марте 1913: “Все красивые и благородные качества были объединены во мне …, я буду плод, который оставит вечную жизнь позади даже после ее распада. Насколько большой должен быть ваша радость, поэтому вы родили меня.
” Самовлюбленность Шиле, эксгбиционизм и мания преследования могут весь быть обнаружены в эмблеме, которую он нарисовал для его первой индивидуальной выставки в Вене, проходившей в галерее Арно в самом начале 1915, в котором он изобразил себя как Cвятого Себастьяна. Год 1915 стал поворотным пунктом в жизни Шиле.
В этом году он встретил двух девочек среднего возраста, которые жили напротив его студии. Эдит и Адель был дочери слесаря, владельца мастерской. Шиле привязался к им обоим, но в конечном счете остановился на Эдит; к апрелю 1915 он был очень увлечен ею, и Уолли Невзил была довольно равнодушно уволена.
Последняя встреча Шиле к Уолли имела место в их местном кафе Eichberger, где они играл в бильярд почти каждый день. Он вручил ей письмо, в котором он предложил, чтобы, несмотря на их разделение, они брали отпуск вместе каждое лето — без Эдит. Не удивительно, что Уолли отказалась.
Она присоединилась к Красному Кресту как медсестра и умерла от скарлатины в военной больнице около Раскола в Далмации как раз перед Рождеством 1917. Шиле и Эдит стали супругами, несмотря на протесты ее семейства, в июне 1915. Мать Шиле к тому времени уже умерла.
Через четыре дня после свадьбы Шиле был призван в армию. По сравнению с большинством его современников, он легко пережил войну. Он был передан отделению, транспортирующему Российских военнопленных к и из Вены, и позже стал клерком в тюремном лагере для Российских офицеров в нижней Австрии.
Наконец, в январе 1917, он был переброшен в Вену непосредственно, чтобы работать для “Имперской и Королевской Комиссии для Армии в Области” — склад, который снабжал продовольствием, спиртными напитками, табаком и другими продуктами Австрийскую армию.
В стране, где продовольствие все более и более дорожало, это было привилегированное место.
Армейская служба для Шиле не останавливала роста его популярности – о нем теперь говорили как о ведущем Австрийском художнике молодого поколения, и попросили принять участие на поддержанной правительством выставке в Стокгольме, и Копенгагене намереваясь улучшить образ Австрии в нейтральных Скандинавских странах.
В 1918 он был приглашен быть главным участником на 49-ой выставке Сецессиона. Для этого он нарисовал проект эмблемы, напоминающей Тайную Вечерню, с его собственным портретом вместо Христа. Несмотря на войну, показ вызвал настоящий триумф. Цены за рисунки Шиле росли, и ему предлагали много портретов. Он и Эдит переехали в новый великолепный дом-студию.
Но их удовольствия в нем были кратки. 19 октября 1918 Эдит, которая была беременна, заболела гриппом, тогда свирепствовавшим в Европе. 28 октября она умерла. Шиле, который, кажется никогда не написал ей настоящего любовного письма и который посреди ее болезни написал достаточно холодное письмо её матери, что, вероятно, она не останется жива, был опустошен потерей.
Почти немедленно он слег с той же самой болезнью, и умер 31 октября, тремя днями после своей жены.
(с) Перевод с английского Менингитмэн по Edward Lucie-Smith, «Lives of the Great 20th-Century Artists»
Картины Эгона Шиле
Шиле, пишущий обнажённую натуру перед зеркалом, 1910карандашGraphische Sammlung Albertina, Вена | Четыре дерева, 1917Масло на холстеOsterriche Galerie, Вена | Беременная женщина и смерть, 1911Масло на холстеНациональная галерея, Прага | Автопортрет, 1911Масло на деревеИсторический музей der Stadt, Вена | Сидящая женщина с задранными ногами, 1917Народная галерея, Прага | Агония, 1912, Neue Pinakothek, Munich |
Автопортрет, 1913КарандашНациональній музей, Стокгольм | Смерть и девушка, 1915Osterreichisches Galerie, Вена | Друзья, 191348,2x32cm | ——, 191148,2x32cm | ——, 1914 | ——, 191044,1×31,4cm |
——, 191245,1×31,7cm | ——, 191044,8×30,8cm | ——, 191231,7×47,9cm | ——, 1916 | Портрет, 191045,4x32cm | ——, 191331,8x48cm |
——, 1914 | ——, 191729,8×45,7cm | ——, 191043,5×29,8cm | ——, 191044,5×30,2cm | Семья, 1918 | ——, 191829,5×45,7cm |
——, 191829,5×45,7cm | ——, 191745x28cm |
Литература:
1.http://www.coll.spb.ru/public/61.php 2. http://www.ibiblio.org/wm/paint/auth/schiele/
Главная страница- — -модерн- — -экспрессионизм- — —Эгон Шиле
©Старатель, 2003. Все права сохранены. E-mail: [email protected]
Литература
Источник: http://starat.narod.ru/pictures/express/schiele/main.htm
Густав Климт. Эгон Шиле. Рисунки из музея Альбертина, Вена | Новости искусства
На первой в России масштабной выставке произведений Климта и Шиле будет представлено около 120 рисунков из собрания Музея Альбертина (Вена).
Среди них «Инициал “D”, иллюстрация для журнала “Ver Sacrum”» (1897/98) Густава Климта, а также «Сидящая женщина» (1918), «Лежащая полуобнаженная девушка» (1911), «Шиле с обнаженной моделью перед зеркалом» (1910) и «Автопортрет в оранжевой куртке» (1913) Эгона Шиле.
Густав Климт пользовался репутацией феноменального рисовальщика, который обеспечил себе совершенно особое место не только в австрийском, но и в мировом искусстве. Его экспрессивные рисунки, в том числе изображения обнаженной модели, шокировавшие современников своей откровенностью, оказали влияние на творчество более молодых художников – Эгона Шиле и Оскара Кокошки.
Шиле начинал карьеру художника в то время, когда Климт уже достиг вершины своего творчества. В 1906 году шестнадцатилетний мальчик был самым молодым среди учащихся Венской Академии художеств.
Всего за несколько следующих лет он овладел различными техниками рисования, усвоил опыт разных художественных направлений – натурализма, символизма, позднего импрессионизма, модерна, освободившись от всех условностей академического искусства.
Выставка в ГМИИ им. А.С. Пушкина на материале первоклассных произведений из собрания Альбертины даст зрителям возможность глубже понять эволюцию творчества выдающихся австрийских мастеров, творческий метод и неповторимый эстетический мир каждого из них.
Виталий Александрович Мишин, куратор выставки, ведущий сотрудник Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–ХХ веков, хранитель французского рисунка XVI–XX веков:
«Думаю, для многих российских зрителей эта выставка станет открытием новых эстетических горизонтов. Она расширит привычные представления о красоте, выразительности и, может быть, даже о границах дозволенного в искусстве.
В нашей стране, в силу разных исторических обстоятельств, гораздо лучше знают парижский авангард начала XX века, нежели художественную жизнь Вены «около 1900 года».
Это относится и к рисунку, несмотря на то, что и Климт, и Шиле давно признаны одними из самых выдающихся рисовальщиков в истории искусства.
Но чтобы оценить чисто графическую прелесть и мощную энергетику этих произведений, их надо видеть своими глазами: репродукции в книгах и в интернете не передают и малой доли художественных качеств, присущих рисункам великих австрийских мастеров. Экспозиция в залах ГМИИ, основанная на богатейшем собрании Альбертины, предоставит нам такую редкую возможность».
Источник: http://DotArt.info/ru/news/gustav-klimt-egon-shile-risunki-iz-muzeja-albertina-vena
Шиле
Эгон Шиле: грязный порнограф или чистый идеалист
Имя Эгона Шиле – одного из выдающихся художников ХХ века, к сожалению, плохо известно у нас. Австрийское искусств вообще долгое время оставалось для россиян в тени. Их взгляды были обращены к Парижу, а что происходило в Берлине, Копенгагене или Вене мало кого интересовало.
Первым из великих австрийцев, россияне открыли Климта. Это стало возможным, во первых, благодаря частым поездкам наших соотечественников в Вену, а , во вторых, просто благодаря мировой моде на Климта.
Очень часто так бывает, что художник долгое время пребывает в забвении, и вдруг его имя извлекают на свет и начинают его усердно эксплуатировать.
Современники считали Эгона Шиле преемником Климта, но ранняя смерть помешала настолько развиться его таланту. И все же он оставил ярчайший след в искусстве XX века.
Говорят, у него был экстравагантный и тяжелый характер, который сформировался благодаря не совсем обычной атмосфере в семье.
Эгон родился в Нижней Австрии, в небольшом городке Туллн в 1890 году. Его отец, Адольф Шиле, был начальником местной железнодорожной станции.
В городке не оказалось школы, подходящей для сына довольно важного по тем временам чиновника, и Эгона в 1901 году отправили учиться, сначала в Кремс, а потом в Клостернойбург, который был, по сути, северным предместьем Вены.
За ним последовало и все семейство, здоровье отца все время ухудшалось, и он нуждался в хороших врачах. Но перемена места жительства не помогла, отцу стало хуже, он потерял рассудок и умер все в том же 1904 году, когда ему было 54 года.
Эгон чувствовал особую связь с отцом. В 1913 году он писал шурину: « Я не знаю, есть ли кто еще на свете, кто вспоминает моего бедного отца с такой печалью, как я.
Способен ли кто-нибудь понять, почему я посещаю те места, где он бывал, и какую боль я чувствую при этом. Я верю в бессмертие всех существ.
Почему я рисую могилы и тому подобные вещи? Потому что умершие продолжают жить во мне».
Эгон осуждал мать за то, что слишком быстро, по его мнению, сняла траур, и мало внимания уделяла детям, и, прежде всего, ему.
«Моя мать – очень странная женщина… Она не понимает меня хоть сколько-нибудь и совершенно не любит. Если бы у нее была любовь, или, хотя бы, понимание, она способна была бы на жертвы».
В годы поздней юности он особенно сблизился со своей младшей сестрой Гертрудой (Герти). Когда ему было шестнадцать, а ей – двенадцать, они сели на поезд и уехали в Триест, где провели ночь в одном гостиничном номере. Они вообще любили уединяться, так что однажды отцу даже пришлось сломать дверь детской, чтобы увидеть, чем занимаются его дети наедине.
В 1906 году Шиле несмотря на возражения опекуна, брата его матери, поступил в Школу прикладного искусства в Вене, где в то время учился и Климт.
Трудно сказать, почему он не стал учиться в Школе, и поступил в более традиционную Академию искусств, может быть, причиной тому был его тяжелый характер, который не понравился кому-то из преподавателей.
Так или иначе, но он оказался в Академии, причем блестяще сдал вступительный экзамен в возрасте шестнадцати лет.
В Вене он нашел своего кумира — Климта, чтобы показать ему свои рисунки. Будущий мэтр одобрил творчество начинающего: «Да, — сказал он, — это действительно талантливо, даже очень».
Климт любил поощрять младших собратьев по искусству. Он и в дальнейшем проявлял участие в талантливом юноше, находил для него модели, представлял его потенциальным меценатам, сам покупал его рисунки.
Климт рекомендовал Шиле в объединение прикладного искусства «Винер Веркштютте», которое было связано с движением «Secession» («Уход»), куда входил сам Климт. В 1908 году Шиле сделал для объединения несколько случайных работ – открыток, эскизов мужских костюмов, женских туфель.
В этом же году состоялась его первая персональная выставка в Клостернойберге.
В 1909 году он ушел из Академии с третьего курса, нашел квартиру и студию и стал заниматься самостоятельно. В это время у него обострился интерес к совсем юным девушкам, которые часто становились его моделями.
Парис фон Гутерслох, молодой художник, который был современником Шиле, вспоминал что его студия, была наводнена такими девицами: «Они там отсыпались после родительских побоев, лениво слонялись по комнатам, что им не разрешалось делать дома, расчесывали волосы, одергивали платья… Они вели себя подобно животным в клетке, которая их вполне устраивает».
Шиле, ставший уже превосходным рисовальщиком, сделал много рисунков этих девиц, из которых многие были чрезвычайно эротичны.
Говорят, он поставлял свои рисунки коллекционерам порнографии, которых в то время в Вене было множество, и это составляло значительную часть его доходов. Шиле был очарован не только сексуальными подростками, но и собой. Он любил рисовать автопортреты и вкладывал в них весь свой талант и душу. Что и говорить.
Он умел произвести впечатление. Артур Рёсслер, один из его самых верных защитников и покровителей, описывал его так: «Даже в присутствии импозантных мужчин, Шиле производил яркое впечатление. Он был высок, строен и гибок, у него были узкие плечи и длинные угловатые руки и пальцы.
У него было загорелое безбородое лицо, обрамленное длинными темными непослушными волосами. Его широкий лоб рассекали глубокие горизонтальные морщины, что придавало его лицу трагическое выражение, казалось его все время грызет изнутри неизбывная тоска.
Говорил он лаконично, и часто использовал афоризмы, что придавало его речи особую значимость, но значимость эта была не напускной, а естественной».
В это время Шиле любил производить впечатление, что живет в крайней бедности. Ходил он в лохмотьях, что никак не вяжется с воспоминаниями современников и некоторыми его фотографиями того времени.
Его письма явственно свидетельствуют о том, что он страдал манией преследования. Вот, что он писал в 1910 году: «Здесь отвратительная обстановка. Все завидуют мне и сговариваются против меня.
Коллеги глядят на меня со злорадством».
В 1911 году Шиле встретил шестнадцатилетнюю Валли Нойциль, которая некоторое время с ним прожила и стала моделью его лучших картин, но перед этим она позировала Климту, и, возможно, была его любовницей.
Эгон и Уолли хотели вырваться из тесной Вены, и переехали в маленький городок Крумау, но неприязнь со стороны местных жителей заставила их покинуть его, и поселиться в столь же маленьком Нойеленгбахе, что в полутора часах езды поездом от Вены.
Здесь, как и в Вене, в студии Шиле стали находить себе приют многочисленные подростки, провинившиеся дома. Это не могло понравиться местным жителям, и они пожаловались на него в полицию. В апреле 1912 года Шиле был арестован. Полиция изъяла более ста его рисунков, которые посчитала порнографическими.
Шиле был заключен в тюрьму по подозрению в совращении несовершеннолетней девушки. Следствие это не доказало, но художник был признан виновным в демонстрации порнографического рисунка в месте доступном для детей. Он был приговорен к 21 дню тюрьмы, но к тому времени он уже отсидел большую часть этого срока, поэтому камере он оставался после суда только три дня.
В заключение он сделал несколько автопортретов, сопровождаемых подписями полными жалости к себе: «Я не чувствую себя наказанным, скорее очищенным», «Ограничить художника – это преступление. Это убивает подрастающую жизнь».
Инцидент в Нойеленгбахе не имел последствий для его дальнейшей карьеры. В 1912 году он был приглашен принять участие в выставке в Кельне и стал работать на крупного мюнхенского дилера Ханса Голтза. Их отношения были постоянной борьбой за деньги. Шиле всегда хотел много за свои работы, а дилер все время старался умерить аппетиты художника.
В это время Эгон самодовольно писал своей матери: « Все прекрасные и благородные качества были объединены во мне… Я буду плодом, который сохранит жизнь даже после распада. Вы должны очень радоваться, что родили меня…»
Самовлюбленность Шиле, эксгибиционизм и мания преследования наши отражение в эмблеме его персональной выставки, которая проходила в венской галерее «Арно». Шиле изобразил на ней себя в образе святого Себастьяна.
1915 год стал поворотным в жизни художника. Год назад он встретил двух школьниц Эдит и Адель. Они были дочерьми слесаря, который жил напротив. Шиле привлекли сразу обе, но в конце концов он предпочел Эдит, и в 1915 году увлекся ею. Валли получила отставку.
Они попрощались в Café Eichberger, где он играл в бильярд почти каждый день. Он вручил ей письмо, в котором предложил ей, несмотря на разрыв проводить вместе (без Эдит) каждое лето. Валли ответила отказом.
Она вступила в Красный крест в качестве медсестры и умерла от скарлатины в военной больнице в Далмации перед Рождеством 1917 года.
Шиле и Эдит поженились, несмотря на возражения ее семейства, в июне 1915 года. Мать Эгона на свадьбу не приехала.
Спустя четыре дня после свадьбы Шиле призвали в армию. По сравнению с большинством его современников, война была для него легким приключением.
Он служил сначала в части, которая занималась транспортировкой русских военнопленных, а затем писарем в лагере для военнопленных русских офицеров в Нижней Австрии.
Наконец в 1917 году он был откомандирован в Вену для службы на складе, который снабжал продовольствием армию. В стране, где продовольствия катастрофически не хватало, это место считалось золотой жилой.
Служба в армии не слишком мешала его художественному росту. В это время он участвует в. нескольких крупных выставках. Для одной из них он рисует плакат на котором изображает себя в образе Христа на Тайной Вечере. Выставка стала настоящим триумфом, цены рисунков выросли втрое.
Эгон и Эдит задумали купить большой дом с большой студией, но их мечтам не суждено было сбыться. 19 октября 1918 года Эдит, которая была беременна, заболела инфлюэнцей, бушевавшей в то время в Европе, и 28 октября умерла.
Перед этим Шиле написал ее матери очень прохладное письмо, в котором сообщил, что ее дочь скорей всего умрет. Но Эгон не намного пережил жену. Сразу после ее смерти он заразился инфлюэнцей и умер 31 октября, спустя три дня после смерти Эдит.
Эдвард Льюси-Смит
Источник: http://www.rockkent.narod.ru/Schiele/Schiele.htm
Женский и мужской образ в творчестве Эгона Шиле
< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая >
Перейти к загрузке файла |
|
Один из самых увлекательных и, как ни странно, новых сюжетов современного человековидения, — человеческое тело. Всего лишь несколько десятилетий тому назад его изучали только биологи, да и те интересовались не столько телом как целым, сколько его отдельными органами и их природными функциями. Быть голым — значит быть самим собой, натуральным, без прикрас. Быть нагим — значит быть выставленным напоказ. Чтобы голое тело стало нагим, его нужно увидеть как объект, объективировать. «Голое открывает себя. Нагота выставлена напоказ, голое обречено на то, чтобы никогда не быть нагим. Нагота — это форма одежды» (Джон Бергер).[12,c.152] Изобразительное искусство переломной эпохи ищет не только новые формы, но и содержание. Появляется новый взгляд на мир, окружающую действительность и на личность. Своеобразное преломление образа женщины двадцатого столетия нашло отражение в творчестве Эгона Шиле. Художник пытается не только изобразить современного человека, но и найти свой идеал. Отсюда возникает серия блистательных автопортретов, образы роковых женщины, постоянная смена стиля и поиск чего-то нового. Э. Шиле пишет портреты. Портрет Валери Нойцель, (1912).[см.Приложение 7]. С одной — стороны легкость и невинность, которую придают портрету нежно-розовые тона, но с другой — тревожность и задумчивость, которая чуть заметно прослеживается, открывает галерею портретов Э. Шиле, которым будут присущи эти черты. Картина «Сидящая женщина», (1917). [см.Приложение 8] символична. Это образ «роковой женщины». Тему «роковой женщины» продолжают картины: «Обнаженная» (1910); «Женщина в зеленых чулках»(1917); «Женщина на корточках» (1910); «Сидящая обнаженная » (1914); «Лежащая женщина » (1917). Они — губительницы мужчин. Автор показывает, что от «роковой женщины» исходит мощная губительная сила. |
Одним из самых ослепительных портретов считается «Сидящая женщина, с левой рукой в волосах» (1914)[см.Приложение 9]. Я бы назвала его воплощением идеала Шиле — уверенная в себе, немного самовлюбленная, но в то же время очаровательная и милая, она потрясает своей глубиной.
Попытка осознания женской сущности отражена на полотне «Переплетенные женщины».[см.Приложение 10]. Две сплетенные девушки представляют собой единое целое, куда нет входа мужчине. Они кружат в бесконечном потоке сознания автора.
Чувствуется спокойствие и чувство гармонии, нежели экстаз. Эта картина, скорее всего, говорит о состоянии души автора. Женщины этого сюжета — отражение скрытого, бессознательного, сексуального желания мужчины (Фрейдовского Оно).
А сплетение женских тел говорит об их загадочности и непознанности.
Вызывающим и интересным взглядом, отражающим суть женской природы, является картина «Молодая мать»(1914).[см.Приложение 11]. Орнамент картины с черными, квадратными вставками в верхних углах говорит о неполноте бытия всей слабой половине человечества. Дитя прижимается к груди матери. Их тела полны жизни и свежести.
Другое известное творение — «Любовь»(1917).[см.Приложение 12].
Если раньше мужчина отсутствовал или представлял собой отрицательный заряд: нечто контрастирующее и несовместимое с женским началом, то теперь автор показывает гармонию, слияние двух противоположностей.
Мужчина и женщина слиты воедино, между ними трудно провести грань. Это не только физическая, но и духовная близость двух людей, которые способны противостоять злу, порождая добро, любовь и новую жизнь.
Как говорилось выше, Эгон Шиле часто писал автопортреты. Немалая часть его произведений он сам. Серия портретов 1910 года[см.
Приложение 13] ,наполнена тревогой, строгостью, движения тела резки, неожиданны . Э. Шиле показывает себя в различных эмоциональных состояниях.
Картина «Автопортрет с заломленными руками» (1910), олицетворяет спокойствие, задумчивость героя, исходит процесс осознания себя.
Но в основном Э. Шиле представляет себя с более яркими эмоциями, такими как: злость, гнев, возмущение, ненависть, обида, сердитость, досада, раздражение, мстительность, оскорбленность, воинственность, бунтарство, сопротивление, одиночество.
Практически все произведения Шиле пронизаны лучами чувственной, а порой, по выражениям многих, слишком откровенной эротикой. Э. Шиле нередко обвиняли в откровенности или даже в порнографии, в том, что он выносит на широкий круг зрителя то, о чем многие не осмеливались даже заговорить.
В его автопортретах гораздо больше общечеловеческого, чем личного. Автопортрет для Шиле, современника Фрейда, был не зеркалом, фиксирующим внешнее отражение, а средством проникнуть в самые сокровенные области подсознания.
Шиле-художник соотносится с Шиле-моделью как психоаналитик с пациентом, болезненно и скрупулезно изучая каждую черточку того, что составляет неуловимый образ нашего «Я».
В своих исследованиях Шиле был пугающе откровенен — очень часто он изображал себя обнаженным, пристально рассматривающим свое худое тело, и некоторые его автопортреты шокируют даже современного зрителя.
С такой же яростью и экспрессией, с таким же исступлением и проникновением в скрытую суть натуры он рисовал портреты женщин и обнаженную женскую натуру.
Живопись Эгона Шиле необычайно графична. Он всегда использует контраст светлого и темного, что сразу же поражает и привлекает взгляд. Люди на картинах Шиле не только без одежды — они без кожи. Их тела с вывернутыми руками, открытые для мира и для боли, изломанны, скручены внутри и снаружи.
Внутри человека даже в разгар лета — осеннее дерево. Изломанность веток у дерева снаружи, у человека — внутри. Ветви — трещины в небе и камне. Нервы — трещины в теле.
Некоторые искусствоведы считают, что все произведения Шиле, включая ландшафты и городские виды, выражают душевные переживания художника и невероятным образом «автопортреты».
Так Шиле создает новый идеал красоты ХХ века, в корне отличающийся, например, от сецессиона и символизма, — это красота уродливого. С обретением ее Эгон продвинулся вперед и стал одним из столпов модерна, наряду с немецкими экспрессионистами и австрийцем Кокошкой.
Будучи еще совершенно молодым человеком, Эгон Шиле приходит к убеждению, что смерть и болезнь, страдание и бедность, дистрофия обостряют ощущение ценности жизни и красоты.
В экспрессивной манере у Шиле стираются границы между здоровьем и болезнью, между жизнью и приближением смерти. Красота наивысшая, наиболее проникновенная загорается на границе жизни и смерти. Судьба красоты в том, чтобы отцвести, заболеть, и свой триумф она справляет в тот момент, когда «искажается».
«Alles ist lebend tot» («живя, все мертво») — смысл этих слов Эгона Шиле в том, что в живом гнездится смерть. Но смерть внутри жизни усиливает яркость последней.
Было время, когда по разрешению знакомых докторов художник делал рисунки даже в гинекологической клинике, ибо беременные это для него — символ единства между жизнью, даже удвоенной жизнью матери и плода, и угрозой смерти.
С 1913 года в своих многочисленных зарисовках Шиле разрабатывает глубоко индивидуальную манеру изображения обнаженных или полуобнаженных женских моделей, которые ныне считаются лучшими его работами. [см.
Приложение 14]Для этих работ характерна сложная, эксцентрически выстроенная поза модели, которую художник видит на очень близком расстоянии сверху или снизу. Женщины Шиле, недвусмысленно демонстрируют себя под поднятыми одеждами. К тому же Шиле любил не дорисовывать некоторые части тела, что усиливает у зрителя шокирующие ощущения.
В 1918 году Шиле был приглашен для участия на 49-ой выставке венского Сецессиона. Для нее Шиле разработал эмблему, напоминающую сюжет Тайной вечери, с собственным портретом вместо Христа. Работы художника были выставлены в главном зале и имели огромный успех.
Несмотря на войну, цены на картины и рисунки Шиле рвались вверх, а с ними росло и число заказов, особенно на портреты. К тому времени художник почти отказался от экспериментов с формальной живописью.
Его картины приблизились к классическим нормам прекрасного: человеческие тела на картинах стали более пластичными и гармоничными, цвета более мягкими «Семья»(1918).
Мое видение человека в стиле экспрессионизм
Быть художником — это большой вызов, и это означает, что у тебя есть миссия в жизни, ты должен всё время исследовать, изучать, пребывать в поиске. Мои работы искажают привычное видение души и тела. В процессе создания работ моё первичное усилие направлено на то, чтобы сохранить правильное соотношение моего видения и личности.
Так же считаю, что мое творчество — это интерпретация, способ передачи фантазий, переживаний на холст посредствам изображения человека. Обнаженная человеческая фигура всегда привлекала мое внимание. Думаю потому, что в этом могу непосредственно выразить свои чувства и взгляды, и придать телу любую форму. На мой взгляд, нет «уродливой» или «красивой» обнаженной натуры.
Каждый находит свое прекрасное, порой даже в том, что большинство считает безобразным.
Постоянное сомнение и поиск идеала и есть суть моих работ. В основном это и является целью искусства — сомневаться, видоизменять реальность, создавая новую чувственную действительность, свободную от общепринятых взглядов.
Пытаюсь выразить, воплощении беспорядочного состояния человеческой природы, с помощью собственного характерного способа. Искажаю, обезображиваю и вытягиваю нормальную форму в пространстве, тем самым придавая этому свое измерение, призму.
Фигуры находятся внутри времени в подвешенном состоянии, строго замерев и пребывая в различных эмоциональных состояниях. Пытаюсь передать стрессовый крик отчаяния, который вливаю в свои образы, показать различные эмоциональные состояния души человека.
Создавая работы стремлюсь выработать нереалистичный стиль, с элементами экспрессионизма: серия работ «Лабиринт души»[см.Приложение 15]
Источник: https://studbooks.net/657545/kulturologiya/zhenskiy_muzhskoy_obraz_tvorchestve_egona_shile
Бодипозитив на картинах художников: от Рафаэля до Фрейда
Чем прекрасен культ естественности в искусстве и почему картины с обнажёнными полными женщинами продаются за миллионы долларов.
С давних времен образ женщины вдохновлял художников по всему миру. На большинстве самых дорогих художественных полотен, как правило, изображена женщина: например, «Дора Маар с кошкой» Пабло Пикассо ушла с молотка в 2006 году за баснословные $95 млн, а «Бирюзовая Мэрилин» Энди Уорхола в 2007 году была продана за $80 млн.
Женщину, смотрящую на нас с картины, можно заметить на любой большой международной или частной выставке.
Если вы попробуете собрать все такие картины вместе в одном помещении и развесить их по порядку согласно году создания, то с удивлением отметите, что типажи женщин, их фигуры, лица, внешность в целом будут динамично изменяться по мере смены определённой исторической эпохи. Всё это связано с общественными стандартами или, проще говоря, модой.
Типаж женщин на полотнах большинства художников всегда был тесно связан с представлениями людей об идеале женской красоты.
Современные тренды на худобу, идеальные пропорции тела и плоский живот когда-то воспринимались совершенно иначе и считались даже некрасивыми.
Бодипозитив же, несмотря на то что зародился лишь в XX веке, часто мелькает в работах величайших художников, начиная с эпохи Возрождения.
- Рафаэль
- Стиль: Возрождение (Ренессанс)
- Время создания картин: XVI век
- Работы художника Рафаэля
Фигуры людей на полотнах Рафаэля всегда разнообразны: мы встречаем атлетически сложенных мужчин и пышных женщин, обнажённых богинь и облачённых в одеяния матерей, полных младенцев и худощавых старцев. Даже образ Евы, первой женщины, у Рафаэля идёт в разрез с современными стандартами красоты.
Героини его картин обычно обожествляются, предстают перед нами в образе граций или святых. Несмотря на обнажённую натуру, картины нельзя назвать пошлыми или вызывающими. Наоборот, женские персонажи Рафаэля всегда возвышенные и одухотворённые.
- Питер Пауль Рубенс
- Стиль: Барокко
- Время создания картин: XVII век
- Работы художника Рубенса
Творчество Рубенса находится меж двух культурных эпох – Ренессансом и искусством XVII века, когда человеческая красота воспринималась как божественное воплощение на земле.
Представление о женской красоте у Рубенса также соответствует духу времени: женщины на полотнах художника, как правило, изображались полными и с пышными формами, что в то время свидетельствовало о хорошем физическом здоровье, достатке и внутреннем величии.
- Поль Гоген
- Стиль: Клуазонизм
- Время создания картин: XIX век
- Работы художника Гогена
- Картины Поля Гогена сильно отличаются от привычных обывателю «классических» полотен: яркие контрастные цвета создают особую атмосферу его творений, а чёткий контур фигур и сдержанная композиция заставляют обратить внимание даже на самые мелкие детали.
Интересно, что большинство знаменитых картин художника были созданы в период его пребывания на Таити, потому и главными героинями шедевров Гогена стали таитянки. Упрямые, гордые и зачастую обнажённые жительницы острова стали героинями более 50 картин художника, а одна из них под названием «Когда ты выйдешь замуж?» в 2015 году была продана на аукционе за $300 млн.
- Густав Климт
- Стиль: Модерн
- Время создания картин: XX век
- Работы художника Климта
Многим из нас Густав Климт знаком благодаря своей картине «Поцелуй». Откровенно чувственные фигуры, воздушные и одухотворённые или же напряжённые, возбуждённые и даже разъярённые – женские персонажи у Климта всегда индивидуальны и неповторимы. Одежда и фон рядом с персонажами усыпаны золотым блеском так, что создаётся сказочная атмосфера – декорация для главных героев этой сказки.
Женщинам художник уделял в своих творениях особое внимание: при тщательном анализе картин Климта можно обнаружить, что на большинстве их них изображены именно женские персонажи – и это неспроста.
Женщина для Климта всегда была существом божественным, высшим воплощением жизни.
На полотнах художника женщина играет как положительные роли (матери, жены и любовницы), так и отрицательные (например, смерти).
Внешняя непохожесть женских персонажей на картинах Климта всё равно сводится к одному объединяющему факту – все женщины у него традиционно «неидеальные». Климт не искал идеалов красоты, не пытался нарисовать безупречную фигуру и лицо. Для него настоящая красота и состояла в её естественной непропорциональности и асимметричности.
- Анри Матисс
- Стиль: Фовизм и импрессионизм
- Время создания картин: XX век
- Работы художника Матисса
Являясь основоположником фовизма, Матисс перенёс эту дикость (а в переводе с французского фовизм означает «дикий») на свои полотна, отказавшись подчиняться общепринятым правилам и провозгласив своё искусство свободным. Такую свободу мы можем наблюдать и в характере женских персонажей художника.
Гордые и уверенные женщины Матисса совсем не стесняются своей «неидеальности», а наоборот, умело её демонстрируют. Волосы на теле, складки и пышные формы являются лишь дополнительным преимуществом женских персонажей.
Даже яркий шедевр Матисса «Танец» демонстрирует нам персонажей с совершенно разными по комплекции телами. Параметры фигуры героев становятся абсолютно бессмысленными, ведь ведущими чувствами на полотнах Матисса становятся внутренняя уверенность и личный комфорт: мужчины и женщины на картине полностью отдаются своим чувствам и наслаждаются, питаясь энергетикой танца.
- Эгон Шиле
- Стиль: Экспрессионизм
- Время создания картин: XX век
- Работы художника Шиле
За свою короткую жизнь (всего 28 лет) Эгон Шиле успел создать множество шедевров мирового искусства. Познакомившись однажды с Густавом Климтом, Шиле по его совету начал интересоваться эротизмом и попытался включить его в свои картины.
Драматичность, невротизм и нарочитая сексуальность – вот три определяющих вектора творчества знаменитого художника. Женские персонажи на полотнах Шиле почти всегда раздеты и откровенны, они не стесняются своего тела, а, наоборот, выплескивают свою сексуальность через край. Музами художнику часто служили обычные проститутки.
Очертания женского тела у Шиле всегда размыты и асимметричны, фигуры необычайно гибкие, а само искусство находится на грани разврата и невротической сексуальности. Вдохновляясь во многом трудами Фрейда, Эгон Шиле постоянно находился в поисках своего идеала красоты и нашёл его в беспорядочном хаосе.
- Люсьен Фрейд
- Стиль: Натурализм
- Время создания картин: XX-XXI век
- Работы художника Фрейда
Люсьена Фрейда по праву можно считать одним из самых интереснейших художников нашей подборки. Во-первых, потому что он был внуком основателя психоанализа Зигмунда Фрейда. Во-вторых, потому что Люсьен был одним из самых высокооплачиваемых художников современности, рисуя в основном лишь обнажённые женские фигуры.
Искусство Фрейда многих может напугать: художник действительно видит красоту там, где её не видит общественная масса. Пока большинство восхищалось и продолжает восхищаться худощавыми женщинами модельной внешности, Люсьен продал на аукционе свою «Спящую социальную работницу» за рекордные $33,6 млн.
Изображая на своих полотнах как женщин, так и мужчин, художник всегда стремился находить «фактурные» тела и лица и писал их без сглаживания и приукрашивания. Женщины Фрейда полные, раскрепощённые и, что сразу бросается в глаза, свободные. Они не стесняются своих форм. Именно у таких женщин есть чему поучиться.
К созданию нового шедевра Фрейд подходил основательно и мог рисовать сутками. Часто модели просто не выдерживали бесконечного позирования перед художником и засыпали. Но художник не терялся и рисовал их такими, какие они есть: спящими, хрупкими и прекрасными.
Источник: https://www.artflash.me/single-post/2019/09/02/Bodipozitiv-na-kartinah-hudozhnikov-ot-Rafajelja-do-Frejda