Гольбейн ганс «послы» описание картины, анализ, сочинение

Ганс Гольбейн Младший (Hans Holbein). Послы — выдающийся шедевр эпохи Возрождения

ГОЛЬБЕЙН, ГАНС МЛАДШИЙ (Holbein, Hans) (1497–1543), также Ханс Хольбейн Младший, немецкий живописец, один из величайших портретистов в западноевропейском искусстве.

Портреты Гольбейна отличаются реалистической и благородной трактовкой образов. Исключительно разносторонний художник, он был автором композиций на религиозные сюжеты, фресок и декорации интерьеров, создавал эскизы ювелирных изделий и витражей, работал в жанре книжной иллюстрации.

Гольбейн родился в Аугсбурге; он был сыном Ганса Гольбейна Старшего, известного художника, мастера алтарной живописи.

 После обучения в мастерской своего отца в 1514 он уехал в Базель, бывший в то время крупнейшим центром искусства и гуманистической учености. Вскоре Гольбейн приобрел покровителей среди видных горожан, в числе которых был и гуманист Эразм Роттердамский. 

 Во время путешествий по Италии (в 1518) и Южной Франции (в 1524) Гольбейн значительно расширил свой кругозор. 

Двумя годами позже он отправился, по рекомендации Эразма, в Англию к Томасу Мору. 

В 1528 он вернулся в Базель, а с 1530 окончательно поселился в Лондоне. В 1536 стал придворным живописцем короля Генриха VIII. 

За годы, проведенные в Англии, он создал ок. 150 портретов. Умер Гольбейн от чумы в Лондоне в 1543.

Гольбейн был портретистом сугубо аналитического склада.

Гольбейн Ганс

Послы. 1533. Дубовая доска, масло. 207×209 см. Национальная галерея (Лондон)

Картина по праву считается выдающимся шедевром эпохи Возрождения.
Двойной портрет выполнен по заказу Жана де Дентельвиля, посла французского короля в Англии (он слева). 

Гольбейн Ганс

Два молодых человека (обоим нет и 30, это зашифровано в картине) изображены в полный рост, по обе стороны от центра. Слева — 29-летний французский посол в Англии Жан де Дентевиль (возраст указан латинскими буквами (то есть «его 29-е лето»), выгравированными на золотых ножнах кинжала).

Гольбейн Ганс Справа — Жорж де Сельв, епископ Лавуа, посетивший Лондон в апреле 1533. 

Гольбейн Ганс Гольбейн Ганс В центре – этажерка, покрытая восточным ковром и уставленная разными предметами – они составляют суть увлечений послов, показывают их миссию и пристрастия. На верхнем ярусе расположены приборы, связанные с небесным (астрономический глобус, гномон, квадрант), на нижнем – с земным (земной глобус, карты, циркуль, лютня, книги). Гольбейн Ганс Надписи на глобусе — тоже один из способов характеристики одного из героев полотна.  Гольбейн Ганс
Гольбейн Ганс

И, когда зритель начинает видеть череп – всё остальное уходит на второй план.

 Что хотел сказать Гольбейн?

 Что бы ни было, всегда конец один – смерть? «Memento moгi» (с латинского — «Помни о смерти») – таков девиз Жана де Дентельвиля. 

Гольбейн Ганс
Гольбейн Ганс

Слева маленькое серебряное распятие, почти затерявшееся в складках зеленой занавеси — символ искупления грехов и надежды на спасение (распятие, в отличие от всей картины – чёрно-белое).
Итак, одна сторона картины — земная жизнь, полная открытий в небе и на земле, философских и морально-этических дискуссий. Но есть и вторая, скрытая.

Богатая коллекция музыкальных, астрономических и научных инструментов символизирует ученость и власть этих двух людей. 

Однако все это великолепие и надменность тщетны — по контрасту с роскошью и богатством посланников Гольбейн изображает символы смерти: разорванную струну на лютне, череп.
Сборник лютеранских гимнов, раскрытый на псалме «Спаси, Господи, души наши».

  • Им написан известный портрет Генриха VIII и его четырех жен (из шести). 
  • Henry VIII (Генрих VIII). Hans Holbein (Ганс Гольбейн Младший)

Солнечные часы точно указывают время действия — 10.30 утра 11 апреля — день Страстной Пятницы в 1533 году.
Гольбейн расскрыл в этой картине духовное заблуждение множества людей — при обычном взгляде человека, с головой погрузившегося в рутину бытовой жизни и не желающего иметь дело с трагической метафизикой земного бытия, смерть представляется иллюзорным размытым пятном, на которое не стоит обращать внимания, — но при правильном, глубоком взгляде все меняется с точностью до наоборот — смерть превращается в единственную реальность, а привычная жизнь на глазах искажается, приобретая характер временного, не имеющего настоящей ценности фантома, иллюзии. Гольбейн создал знаменитую серию рисунков Пляска смерти (опубликованы в гравюрах на дереве Лионе в 1538); на них изображена смерть, поражающая представителей разных слоев общества. Ганс Гольбейн был придворным живописцем короля Генриха VIII. 

Генрих VIII был женат шесть раз.
Его жены, за каждой из которых стояла определенная политическая или религиозная группировка, заставляли порой вносить изменения в свои политические или религиозные взгляды.

Генрих VIII. Портрет кисти Ганса Гольбейна Младшего, ок. 1536-37 гг.

Последний период своей жизни художник проводил между Базелем и Лондоном. В 1543 г., между 7 октября и 29 ноября, он умер от чумы, свирепствовавшей в Лондоне в возрасте 46 лет.

Автопортрет. 1542. Галерея Уффици

Источник

Галина (Пчёлка Майя) просветленный

Источник: https://obiskusstve.com/1470245474274117686/gans-golbejn-mladshijposly-vydayuschijsya-shedevr-epohi-vozrozhdeniya/

Гольбейн Ганс Младший (1497 — 1543)

Гольбейн Ганс

Гольбейн Ганс Младший (1497 — 1543). Северное Возрождение.

Ганс Гольбейн Младший, художник немецкого Возрождения, почти совсем не занимался религиозной живописью и меньше других немецких живописцев сязан со средневековой традицией.

Самая сильная часть творчества Гольбейна — портреты, написанные всегда с натуры, остроправдивые, иногда безжалостные в своей характеристике, холодно-трезвые, но изысканные по колориту.

В ранний период портреты были менее живые, парадные, а в поздний период — более просты, более реальны.

Последние годы жизни Гольбейн провел в Англии, при дворе Генриха VIII, где он был придворным живописцем и где написал свои лучшие портреты.

Гольбейн был не только живописцем, но и великолепным графиком, много работал по гравюре. Особенно прославлена его серия гравюр на дереве «Триумф смерти» («Пляска смерти»).

Творчество Гольбейна имеет значение не только для Германии, оно сыграло очень важную рольв формировании английской портретной школы живописи.

Послы (1533)

Гольбейн Ганс

Это двойной портрет, на котором изображены молодые посланцы Франции Жан де Дантевиль и Жорж де Сельва. Молодые люди, одетые в необычайно тщательно написанные роскошные одежды, стоят возле стены с двумя полками, верхняя из них накрыта турецким ковром.

На нем в беспорядке расставлены небесные сферы, приборы для астрономических наблюдений, лежат книги, музыкальные инструменты. Все предметы выписаны чрезвычайно реалистично и играют роль символов союза искусства и науки, гармонии земли и неба.

Однако вся эта аллегория прославляющего характера воспринимается совершенно иначе из-за какого-то предмета непонятной формы на первом плане.

Если на него посмотреть справа, выбрав соответствующую точку, то мы увидим изображение черепа в особой технике живописи, называющееся «блуждающий анаморфоз черепа». Это, безусловно, знак смерти.

Картина загадочна и торжественна прежде всего потому, что ощущение ирреальности в ней передано через тщательно написанные реальные предметы. Реальность находится рядом с иллюзией, они легко меняются местами. Таким способом художник подчеркивал мысль о бренности власти и богатства.

Бонифациус Амербах (1519)

Гольбейн Ганс Бонифациус Амербах — молодой гуманист, близкий друг Эразма Роттердамского. Это представитель новой европейской интеллигенции. Он всесторонне развит, образован, цельный духовно. Бонифациус окружен ореолом особого благородства. Черты его красивого лица строгие, тонкие.

Не прикасайся ко мне! (1524)

Гольбейн Ганс На картине изображен момент встречи Христа с Марией Магдалиной. Мария — в христианских преданиях женщина из Галилеи, одна из мироносиц. Согласно евангельскому повествованию, она была исцелена Иисусом Христом от одержимости семью бесами. После этого она следовала за Христом, служила ему, делясь своим достоянием, присутствовала на Голгофе при его кончине и была свидетельницей его погребения. После того как минул субботний запрет на дела и передвижения, она с другими мироносицами пошла к могиле Христа, нашла ее пустой и была извещена ангелом о воскресении Христа. Когда Мария Магдалина увидела своего воскресшего учителя, она не узнала его, приняв за садовника; после мгновенного узнавания и порывистого устремления к нему ее остановили его слова: «Не прикасайся ко мне». На нее была возложена миссия — возвестить о воскресении апостолам.

Генрих VIII

Гольбейн Ганс Генрих VIII — английский монарх из династии Тюдоров. Образованный и одаренный, в конце своего 38-летнего правления он жестко преследовал всех несогласных с его действиями. Более всего стал известен как инициатор и проводник Реформации английской церкви, что сделало Англию в подавляющем большинстве протестантской нацией. У короля было шесть жен, из которых он с двумя развелся, а двоих отправил на эшафот по обвинению за измену. За любвеобильность Генрих был прозван Синей Бородой. Генрих VIII был противоречивой фигурой. Он был очень способным в науках, музыке. Играл на нескольких музыкальных инструментах. Прекрасно пел. Художник представил нам монарха в богатой, расшитой узорами и украшенной драгоценными камнями одежде. Поза короля полна внушительного достоинства. Он крупного телосложения, осанка гордая, прямая. В одной руке перчатка, руки в перстнях. В глазах короля сквозит ум, властный характер. Кажется, он совсем лишен эмоций, настолько его лицо равнодушно спокойно. Плотно сжатые тонкие губы говорят о сильной воле, упорстве при достижении своих целей.

Лаис Коринфская (1526)

Гольбейн Ганс Лаис Коринфская — известная гетера (подруга, спутница) в Древней Греции. Это женщина, которая ведет свободный, независимый образ жизни. Гетеры были хорошо образованны, обладали прекрасными манерами. Во многом гетеры Древней Греции подобны гейшам Японии, их задача — развлекать мужчину интеллектуально, но в физическую связь они вступали только по своему желанию. Поэтому их никак нельзя было назвать в прямом смысле публичными женщинами, хотя они и брали деньги за свои услуги. Гетеры обладали достаточно высоким статусом, многих добивались, и даже брали иногда в жены. Лаис Коринфская была необыкновенно хороша, ее услуги дорого оплачивались. Любви ее добивался философ Аристипп. В образе Лаис художник изобразил Магдалену Оффенбург. Одел ее по европейской моде XVI века, хотя в Древней Греции одежду не шили, а женщины драпировали свою фигуру куском холста (т.н.хитон), закрепив его заколками. Гольбейн создал образ трогательной, нежной, романтической женщины. Прекрасная юная гетера грустна, она явно опечалена своей судьбой. Лаис с горьким недоумением смотрит на золотые монеты, рассыпанные по столу и заработанные ею нелегким трудом жрицы любви.

Портрет Эразма Роттердамского (1523)

Гольбейн Ганс Эразм Роттердамский — крупнейший ученый Северного Возрождения, мыслитель, прозванный «князем гуманистов». Подготовил первое издание греческого оригинала Нового Завета с комментариями, положил начало критическому исследованию текста Священных писаний. Он способствовал возвращению литературного наследия античности. Снискал славу свободолюбивыми взглядами. Ученый преподавал греческий язык в Кембридже. Вел кочевую жизнь, переезжал из города в город. Лишь в конце жизни обосновался в Базеле, где и окончил свою жизнь. Художник был дружен с великим мыслителем и несколько раз рисовал его. В этом портрете Гольбейн передает облик человека с глубоким и острым умом, о чем говорят его проницательный взгляд, поджатые уголки тонких губ. Ученый одет в богатую, отделанную мехом, одежду. Руки великого философа лежат на книге,может быть, это Библия. Портрет выполнен в скупой гамме темных коричневых тонов.

Читайте также:  Борисов-мусатов "водоем" описание картины, анализ, сочинение

Кристина Датская, герцогиня Миланская(1538)

Гольбейн Ганс Кристина Миланская — младшая дочь короля Дании Кристиана и Изабеллы Габсбургской, племянница императора Карла V. Выданная одиннадцати лет замуж за герцога Миланского Франческо Мария Сфорца, в 13 лет она овдовела. Когда Генрих VIII собирался жениться в четвертый раз, Кристина была одной из претенденток. Однако Генрих выбрал Анну Клевскую. Через 8 лет Кристина вторично вышла замуж — за герцога Лотарингии Франсуа. В этом браке родилось трое детей. Но все же девушка так и не была счастлива — браки ее были по расчету, ее никто не спрашивал, ее просто выдавали замуж. Портрет написан на дубовой доске. Здесь она изображена в момент вдовства. На густо-зеленом фоне изображена юная миловидная женщина в черном бархатном платье, опушенном мехом. Она смотрит на нас с печалью. Светлыми пятнами выделяются на холсте ее лицо и руки. Во всем облике Кристины Датской ощущается грусть раннего вдовства. Художник безусловно относится к ней с симпатией.

Портрет дамы с белкой

Гольбейн Ганс Портрет дамы с белкой написан художником в его первый приезд в Лондон. На этой небольшой картине изображена молодая, но, видимо, серьезная и вполне благонравная женщина. Об этом говорят и все атрибуты, приданные ей портретистом. Белка ясно символизирует, что дама — прекрасная хозяйка, делающая запасы, заботящаяся о благосостоянии и спокойствии семьи, дрозд говорит о готовности защищать свое семейное гнездо. Женщина на этом портрете вызывает чувство явной симпатии.

Портрет французского посла в Англии сэра Моретта Шарля де Солье

Гольбейн Ганс Перед нами французский посол при английском дворе 16 века сэр Моретт Шарль де Солье. Гольбейн почему-то не указал имени модели на портрете и долгое время считали, что здесь изображен герцог Миланский кисти Леонардо да Винчи. И только в xx веке удалось точно идентифицировать, что это французский посол. Это великолепный портрет Гольбейна, признанный шедевр портретного жанра 16-го века. Художник показал нам уверенного в себе, умного человека с решительным характером — о чем говорит его твердый, чуть ироничный взгляд слегка прищуренных глаз, плотно сжатые губы. У него внушительная фигура. широкие плечи, сильные руки. Чувствуется, что этот человек достиг определенного положения в обществе, он уважаем и обеспечен. Картина написана в строгой палитре темных и светлых коричневых тонов.

  • Портрет Катарины Говард, пятой жены короля Генриха VIII (1540 — 1541)
  • Портрет купца Георга Гиссе (1532)
  • Портрет Роберта Чизмена, сокольничего короля
  • Портрет Томаса Говарда, герцога Норфолка (1539 — 1540)
  • Святая Урсула (1523)
  • Портрет жены художника Эльсбет Бинзеншток со старшими детьми Филиппом и Катариной (1528)

Катарина Говард (Кейт) — пятая жена короля Генриха VIII. Казнена по обвинению в супружеской измене. Происходила из знатнейшего рода Говардов. После смерти матери леди Кейт была отдана на воспитание Агнессе, мачехе своего отца. В доме этой престарелой родственницы Кейт не получила хорошего образования, однако рано приобрела навыки «в любовной науке», чему способствовала царившая в доме атмосфера распущенности. Сэр Томас Говард, герцог Норфолкский пристроил племянницу ко двору. К тому времени король Генрих развелся с четвертой женой Анной Клевской и уже присматривал себе пятую жену. Юная Кейт приглянулась королю, что не ускользнуло от предприимчивого Говарда. Брак был заключен. Генрих был очень счастлив в этом браке. Король обожал свою супругу, называл ее «розой без шипов», т.к. она обладала добрым, простодушным характером, как ребенок радовалась подаркам. Однако, юная королева была слишком неосторожна в поступках и связях, принимала ко двору всех своих «друзей юности», имела отношения с пажом короля. Этим обстоятельством воспользовались враги Томаса Говарда, влиятельного дяди королевы. Королю донесли о неверности жены. Было строгое дознание. Король был в отчаянии, но, не скрывая слез, вынужден был отдать приказ о заточении юной жены в Тауэр. Вскоре на глазах у любопытной толпы она была казнена. Здесь Катарина изображена строгой, с чувством собственного достоинства, настоящей женой короля. Не виден свободный нрав молодой женщины. Возможно, этому способствовала строгая одежда, скромный колорит портрета. Купцы в эпоху Ренессанса имели огромный вес и уважение в обществе. Перед нами портрет немецкого купца Георга Гиссе. Купец изображен в своей конторе, в ппривычной обстановке, которую художник написал довольно подробно: деревянные стены, полки с книгами, дорогой ковер на столе и скромный букетик цветов в вазе. Но предметы не загромождают пространство картины и не заслоняют собой главное — образ самого купца. Его одежда свидетельствует о материальном достатке Георга, осанка полна достоинства и горделивого спокойствия. Художник выступает в картине как великолепный колорист. Портрет написан в гармоническом сочетании зеленых, черных, розовых и желтоватых оттенков. Виртуозно написана шелковая рубашка, ковер на столе, цветы в вазе. Над головой Георга надпись, которые часто в ту эпоху делали художники: » Образ, что ты здесь видишь, имеет черты и вид Георга, такие у него живые очи, таковы его щеки. В возрасте 34 лет, в году Господнем 1532″. Сокольничий — высокая должность при дворе короля. В обязанности сокольничего входит вся организация королевской охоты. Сокольничий короля настолько входит в доверие короля, что часто удостаивается самых высоких почестей и наград — как моральных, так и материальных. Иногда король даже удостаивает своего сокольничего дружбой, доверяет ему свои личные тайны, и тогда сокольничий обладает большой властью при дворе. Должность сокольничего как правило наследственная от отца к сыну или к другому родственнику. Видно, сокольничий Роберт Чизмен пользуется большой властью при дворе и доверием короля. Это видно по его богатой одежде, по прямой горделивой осанке, а главное — это выражение мужественного, полного чувства собственного достоинства, лица, гордый, уверенный взгляд, решительно сжатые губы. А на руках его спокойно сидит его выученный, вымуштрованный сокол, его главное орудие. Томас Говард, герцог Норфолка, государственный и военный деятель, дядя жены Генриха VIII, отец поэта Генри, графа Суррея. Все эти родственники сложили голову на эшафоте. Кавалер Ордена Подвязки. Получил титул лорд-адмирала. Участвовал в победоносной битве при Флодене против Шотландии (1513), под начальством отца бился с мятежниками в Ирландии. Говард унаследовал от отца титул герцога Норфолка, занял место отца как лорд-казначей и граф-маршал. У него была сложная судьба. Говард был против Реформации церкви, начатой королем Генрихом VIII, и вместе со старшим сыном Генри, графом Сурреем был заключен в лондонскую тюрьму Тауэр. Сын вскоре был казнен, а затем эшафота ждал и сам Говард. Но за день до казни король умер. Так Норфолк был спасен, но просидел в тюрьме еще 6 лет. На портрете Томас Говард одет в роскошную шубу. Лицо смуглое, большой с горбинкой нос, сжатые губы, взгляд темных глаз жесткий и чуть усталый. Святая Урсула, героиня христианской легенды, широко распространенной в средние века в западноевропейских странах. Согласно легенде, Урсула, дочь британского короля, славилась красотой, мудростью и правдивостью. Она хотела избежать ненавистного ей замужества и вместе с тем оградить своего отца от угроз могущественного претендента на ее руку. Поэтому Урсула дала согласие на брак, но лишь по истечении трех лет и при условии, что жених примет христианство. Затем Урсула отправилась со свитой в Рим. К Урсуле по пути присоединились девственницы, посвятившие себя, как и она, Христу. Их число достигло 11 тысяч. В Риме Урсулу принял Папа. Он узнал об ожидавшем ее и ее спутниц мученичестве и пожелал разделить его с девственницами. Папа рассказал всем о своем решении и торжественно сложил с себя сан, а затем присоединился к странницам. На обратном пути под Кёльном на паломниц напали гунны. Они ненавидели христианство, с возмущением узнали о решении дев дать обет безбрачия и тогда гунны всех истребили. Последней погибла Урсула, потому что отказалась стать женой плененного ее красотой вождя гуннов.

Источник: http://cvetamira.ru/golbeyn-gans-mladshiy-1497-1543

Ганс Гольбейн Младший (Hans Holbein). Послы — выдающийся шедевр эпохи Возрождения

Ганс Гольбейн Младший (Hans Holbein). Послы — выдающийся шедевр эпохи Возрождения

Ганс Гольбейн Младший (Hans Holbein, немецкий художник; 1497 – 1543). Послы. 1533. Дубовая доска, масло. 207×209 см. Национальная галерея (Лондон) Гольбейн Ганс

Картина по праву считается выдающимся шедевром эпохи Возрождения.

Двойной портрет выполнен по заказу Жана де Дентельвиля, посла французского короля в Англии (он слева). Второй человек на картине – друг Жана, Жорж де Сельв, епископ французского города Лавура.

Гольбейн Ганс

Картина интересна своей композицией и скрытыми смыслами. Два молодых человека (обоим нет и 30, это зашифровано в картине) изображены в полный рост, по обе стороны от центра.

Слева — 29-летний французский посол в Англии Жан де Дентевиль (возраст указан латинскими буквами (то есть «его 29-е лето»), выгравированными на золотых ножнах кинжала).

Гольбейн Ганс

Справа — Жорж де Сельв, епископ Лавуа, посетивший Лондон в апреле 1533.

Молодому человеку 25 лет (его возраст Гольбейн отмечает на книге, о которую тот опирается рукой).

Гольбейн Ганс

Дентевиль и Сельв образуют классическую для эпохи Возрождения пару: одна фигура олицетворяет энергичную деятельность, вторая — углубленное созерцание.

Гольбейн Ганс

В центре – этажерка, покрытая восточным ковром и уставленная разными предметами – они составляют суть увлечений послов, показывают их миссию и пристрастия.

На верхнем ярусе расположены приборы, связанные с небесным (астрономический глобус, гномон, квадрант), на нижнем – с земным (земной глобус, карты, циркуль, лютня, книги).

Читайте также:  Кустодиев борис "гулянье на волге" описание картины, анализ, сочинение

Гольбейн Ганс

  • Надписи на глобусе — тоже один из способов характеристики одного из героев полотна.
  • Они отмечают географические точки, имеющие особое значение для Дентевиля.
  • В частности, это принадлежащий послу замок Полиси (неподалеку от Труа), первое «место жительства» картины Гольбейна.

Гольбейн Ганс

Внимание привлекает продолговатое пятно на полу между двух послов.

Если же смотреть на картину в реальном размере и отойти вправо на 2 м, то пятно принимает свои истинные очертания — это череп. «Персонажи и все их научные приборы исчезают, а на их месте возникает знак Конца.

Пьеса завершается». (цитата Юргиса Балтрушайтиса).

Гольбейн Ганс

Гольбейн прибегнул к анаморфозе (намеренное искажение формы).

И, когда зритель начинает видеть череп – всё остальное уходит на второй план.

Что хотел сказать Гольбейн? Что бы ни было, всегда конец один – смерть? «Memento moгi» (с латинского — «Помни о смерти») – таков девиз Жана де Дентельвиля. Гольбейн и это отобразил на портрете.

Гольбейн Ганс

На картине можно найти три черепа! Один – анаморфоза, другой – брошь на берете де Дентельвиля, а третий – в черепе-анаморфозе, нужно лишь смотреть под определённым углом.

Гольбейн Ганс

  1. Слева маленькое серебряное расп
  2. ятие, почти затерявшееся в складках зеленой занавеси — символ искупления грехов и надежды на спасение (распятие, в отличие от всей картины – чёрно-белое).

Итак, одна сторона картины — земная жизнь, полная открытий в небе и на земле, философских и морально-этических дискуссий. Но есть и вторая, скрытая.

  • Богатая коллекция музыкальных, астрономических и научных инструментов символизирует ученость и власть этих двух людей.
  • Однако все это великолепие и надменность тщетны — по контрасту с роскошью и богатством посланников Гольбейн изображает символы смерти: разорванную струну на лютне, череп.
  • Сборник лютеранских гимнов, раскрытый на псалме «Спаси, Господи, души наши».

Солнечные часы точно указывают время действия — 10.30 утра 11 апреля — день Страстной Пятницы в 1533 году.

  1. Гольбейн расскрыл в этой картине духовное заблуждение множества людей — при обычном взгляде человека, с головой погрузившегося в рутину бытовой жизни и не желающего иметь дело с трагической метафизикой земного бытия, смерть представляется иллюзорным размытым пятном, на которое не стоит обращать внимания, — но при правильном, глубоком взгляде все меняется с точностью до наоборот — смерть превращается в единственную реальность, а привычная жизнь на глазах искажается, приобретая характер временного, не имеющего настоящей ценности фантома, иллюзии.
  2. Гольбейн создал знаменитую серию рисунков Пляска смерти (опубликованы в гравюрах на дереве Лионе в 1538); на них изображена смерть, поражающая представителей разных слоев общества.

Ганс Гольбейн был придворным живописцем короля Генриха VIII. Им написан известный портрет Генриха VIII и его четырех жен (из шести).

Henry VIII (Генрих VIII). Hans Holbein (Ганс Гольбейн Младший)

Генрих VIII был женат шесть раз. Его жены, за каждой из которых стояла определенная политическая или религиозная группировка, заставляли порой вносить изменения в свои политические или религиозные взгляды.

Генрих VIII. Портрет кисти Ганса Гольбейна Младшего, ок. 1536-37 гг.

Последний период своей жизни художник проводил между Базелем и Лондоном.

В 1543 г., между 7 октября и 29 ноября, он умер от чумы, свирепствовавшей в Лондоне в возрасте 46 лет. Автопортрет. 1542. Галерея Уффици

источник

Источник: https://subscribe.ru/group/eruditsiya-i-tvorchestvo/14975485/

ГОЛЬБЕЙН, ГАНС МЛАДШИЙ

ГОЛЬБЕЙН, ГАНС МЛАДШИЙ (Holbein, Hans) (1497–1543), также Ханс Хольбейн Младший, немецкий живописец, один из величайших портретистов в западноевропейском искусстве.

Портреты Гольбейна отличаются реалистической и благородной трактовкой образов.

Исключительно разносторонний художник, он был автором композиций на религиозные сюжеты, фресок и декорации интерьеров, создавал эскизы ювелирных изделий и витражей, работал в жанре книжной иллюстрации.

Гольбейн родился в Аугсбурге; он был сыном Ганса Гольбейна Старшего, известного художника, мастера алтарной живописи. После обучения в мастерской своего отца в 1514 он уехал в Базель, бывший в то время крупнейшим центром искусства и гуманистической учености. Вскоре Гольбейн приобрел покровителей среди видных горожан, в числе которых был и гуманист Эразм Роттердамский.

Во время путешествий по Италии (в 1518) и Южной Франции (в 1524) Гольбейн значительно расширил свой кругозор. Двумя годами позже он отправился, по рекомендации Эразма, в Англию к Томасу Мору. В 1528 он вернулся в Базель, а с 1530 окончательно поселился в Лондоне. В 1536 стал придворным живописцем короля Генриха VIII. За годы, проведенные в Англии, он создал ок. 150 портретов.

Умер Гольбейн от чумы в Лондоне в 1543.

Гольбейн был портретистом сугубо аналитического склада. Непосредственной работе над портретом предшествовал краткий период наблюдения, во время которого художник старался определить для себя важнейшие черты характера модели. Каждый раз ему удавалось дать поразительно точную и всестороннюю характеристику личности портретируемого.

Такой подход к работе с моделью проявился уже в ранних портретах базельских интеллектуалов.

В Портрете Бонифация Амербаха (1519, Базель, Публичное художественное собрание) изображен друг и последователь Эразма Роттердамского, профессор права Базельского университета.

Дух благородной сдержанности характерен и для Портрета Эразма Роттердамского (1523–1524, Париж, Лувр). Знаменитый ученый представлен сидящим за пюпитром и погруженным в размышления. Кисти Гольбейна принадлежит еще несколько портретов Эразма.

В Англии мастер занимался оформлением придворных праздников, работал по заказам церкви. В Портрете Томаса Мора (1527, Нью-Йорк, собрание Фрик) знаменитый гуманист облачен в роскошные одежды канцлера, в его прямой осанке и чертах лица отражается сила его характера.

В некоторых портретах Гольбейн раскрыл образ, оперируя не только традиционными средствами, но и с помощью большого числа красноречивых деталей, размещенных по всему полю картины.

В Портрете Георга Гисце (1532, Берлин – Далем) художник прекрасно передал фактуру каждого из предметов, призванных дать дополнительные сведения о личности заказчика.

Гольдбейн пошел еще дальше в использовании атрибутов для характеристики модели в замечательной картине Французские послы (1533, Лондон, Национальная галерея).

Два богато одетых человека изображены перед высоким столом, загроможденным множеством предметов, намекающих на их религиозные, интеллектуальные и художественные интересы.

Самым странным в картине кажется некий вытянутый по форме предмет, помещенный на переднем плане. Если смотреть на него слева, с близкого расстояния, видно, что это череп.

Гольбейновские портреты членов английской королевской фамилии были задуманы и исполнены с целью прославления царственных особ. В изображении Генриха VIII (1536, Мадрид, собрание Тиссен-Борнемиса) и Королевы Джейн Сеймур (1536, Гаага, Королевский кабинет картин) король и его третья жена были представлены скорее как великолепные фигуры, нежели как люди из плоти и крови.

Каждое ювелирное украшение, каждый фрагмент парчи переданы с удивительной четкостью; все формы здесь уплощены и сведены к узору. После смерти Джейн Сеймур Генрих VIII несколько раз посылал Гольбейна за границу, чтобы писать портреты предполагаемых будущих невест. Сохранился портрет в полный рост Кристины Датской, герцогини Миланской (1538, Лондон, Национальная галерея).

Из этой серии работ до нас дошли также станковый и миниатюрный портреты Анны Клевской (оба 1539, первый в Лувре, второй в Лондоне, музей Виктории и Альберта). В этом изображении сочетаются несколько уплощенная, напоминающая икону трактовка образа и человеческая теплота, умиротворение и нежность.

Портрет Генриха VIII в свадебном наряде (1539–1540, Рим, Национальная галерея) выглядит почти как икона.

Среди других значительных работ Гольбейна – Лаис Коринфская (1526, Базель, Публичное художественное собрание; здесь в образе знаменитой куртизанки, взятом из классической литературы, запечатлена Магдалена Оффенбург); глубоко личный и камерный по своему характеру портрет жены и детей, написанный по возвращении в Базель в 1528; Мадонна бургомистра Мейера (ок. 1528, Дармштадт, Дворцовый музей) – алтарный образ с изображением Мадонны и базельского бургомистра с семьей у ее ног.

Среди картин на религиозные сюжеты следует отметить такие произведения, как Мертвый Христос (1521, Базель, Публичное художественное собрание) и пять композиций Страсти Христовы (1524, там же).

Первая из них, являющаяся, возможно, частью утраченного алтаря, потрясает изображением застывшего, высохшего тела Христа.

В 1524–1526 Гольбейн создал серию рисунков Пляска смерти (опубликованы в гравюрах на дереве Лионе в 1538); на них изображена смерть, поражающая представителей разных слоев общества.

Гольбейн Ганс Гольбейн Ганс Гольбейн Ганс Гольбейн Ганс

Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/izobrazitelnoe_iskusstvo/GOLBEN_GANS_MLADSHI.html

Ганс Гольбейн Младший: фотографии картин, биография. Мастер позднего немецкого Возрождения

Творчество Ганса Гольбейна (ок. 1498-1543)

Гольбейн Ганс

Автопортрет

Крупнейший мастер позднего немецкого Возрождения Ганс Гольбейн Младший приобрел мировую известность, в первую очередь, своими портретными работами.

Он оставил потомкам живописные и графические изображения вели­ких гуманистов Эразма Роттердамского и Томаса Мора, а также запечатлел в портретах с потрясающей силой сход­ства и образного обобщения многих своих современников.

Гольбейн родился в Аугсбурге и учился живописи у своего отца — Ганса Гольбейяа Старшего. Семнадцати лет он, вместе с братом — тоже художником, — перебрался из Германии в швейцарский город-республику Базель. Здесь жили Эразм Роттердамский и другие гуманисты, процветала культура книгопечатания.

Но созданные в это время знаменитые рисунки Гольбейна на полях «Похвалы глупости» не предназначались для печати.

Тем не менее эти наброски, где художник то едко бичевал клерикалов, то добродушно посмеивался над слабостями друзей, были выполнены настолько в духе сатиры Эразма, что теперь сопровождают все издания бессмертного произведения.

 К 1516 году относятся первые успехи Гольбейна в области живописи. Он выполняет портреты базельского бургомистра Якоба Майера и его жены. Вскоре художник побывал в Италии, а возвратившись, вступил в гильдию живописцев и стал получать самостоятельные заказы.

 В 1519 году Гольбейн пишет портрет молодого гуманиста Бонифация Амербаха, в 1523 году — два портрета Эразма Роттердамского. Это были произведения, исполненные высокого совершенства, поразительной глубины проникновения в характер и верности передачи внешнего облика.

 В дальнейшем даже религиозная тематика претворяется Гольбейном в образах, неприкрашенно правдивых. Таков его «Мертвый Христос», побудивший Достоевского вложить в уста князя Мышкина фразу: «Да от этой картины у иного еще вера может пропасть!»

 Большим графическим циклом, выполненным Гольбейном в середине 20-х годов, были «Образы смерти» — миниатюрные гравюры на очень распространенную в средние века тему равенства всех перед смертью. В сюжетах этих гравюр, отличавшихся социальной заостренностью, находят отражение сочувственно воспринимаемые художником идеи реформации и крестьянской войны.

Читайте также:  Рерих "поход чингисхана" описание картины, анализ, сочинение

 В 1526 году Гольбейн, снабженный рекомендательными письмами Эразма к английским гуманистам, отправляется в Лондон. Здесь его радушно встречают в семье Томаса Мора.

Художник пишет портрет этой гостеприимной семьи, к сожалению, не сохранившейся. Известен также рисунок с изображением Томаса Мора.

Из живописных работ Голь­бейна, созданных в Англии, можно отметить парный порт­рет Томаса Годселва и его сына Джона.

Через три года Гольбейн возвращается в Базель, а в 1532 году снова приезжает в Англию. На этот раз он обос­новывается здесь надолго и создает ряд значительнейших своих произведений.

Правда, общественная обстановка в Британском королевстве изменилась. Томас Мор попал в опалу и был казнен. Главными заказчиками Гольбейна ста- новятся немецкие купцы.

Он украшает росписями их рези­денцию в Лондоне «Стальной двор» и делает много портре­тов (Георга Гизе, Дитриха Борна и других).

Большое полотно Гольбейна «Послы» представляет собой парный портрет французских дипломатов. Парадная пыш­ность обстановки, торжественность поз, обилие аксессуаров нимало не повлияли здесь на острую выразительность об­разов. В том же духе выполнен портрет французского по­сланника Шарля де Со лье, сьера де Моретта.

В 1536 году король Англии Генрих VIII предлагает Гансу Гольбейну младшему стать придворным живописцем. Художник согла­шается. Видимо уже в этом звании он создает портреты ко­роля, королевы Джейн Сеймур, придворных, расписывает королевские резиденции.

Кстати сказать, Гольбейн и ранее, еще в Базеле, успешно занимался декоративной живописью (фасад Дома танцев, 20-е годы; росписи на Ратуше, 1529).

Вызывают восхищение мягкостью и лаконизмом манеры графические портреты Гольбейна, по большей части слу­жившие подготовительным материалом для больших картин.

Гольбейн умер в Лондоне во время эпидемии чумы.

Ганс Гольбейн Младший галерея картин

Гольбейн Ганс

Portrait of Boniface Amerbach 1519

Полезная информация: Тем, кто хочет купить фотоаппарат в Киеве, стоит обратить внимание на сайт фототехники Portamix (portamix.com.ua). Здесь есть раздел «Цифровые фотокамеры», в котором можно провести сравнение цен на различные фотоаппараты. Приводятся отзывы посетителей о моделях фотокамер, можно ознакомиться с подробными техническими характеристиками фототехники.

Источник: https://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/1147-holbein.html

Спрятанная смерть Ганса Гольбейна

Неизвестные послы

Гольбейн Ганс

Как пример, рассмотрим двойной портрет двух молодых людей – французских послов. Кстати, если бы не кисть Гольбейна, о них никто никогда бы и не вспомнил, так что не будем сосредотачиваться на этих мало чем примечательных личностях, а начнем расшифровывать саму картину.

Итак, на столе, рядом с человеком, стоящим справа, лежат многогранные солнечные часы. Они (хотя это и не свойственно солнечным часам) своими тремя стрелками показывают дату создания картины – 11 апреля 1533 года.

Рука посла небрежно опирается на книгу, на корешке которой по латыни сделана надпись: «Ему 25 лет». Возраст второго посла, (стоящего слева), вписан в узор кинжала в его правой руке. Оттуда понятно, что ему – 29 лет.

Глобусы, карты и измерительные приборы – дань всплеску научных и географических открытий той эпохи. Ведь всего 41 год назад Колумб открыл новый Свет, а лишь за 12 лет до написания картины капитан Хуан Себастьян дель Кано, первым обогнул земной шар на корабле «Виктория», чем и доказал на практике, что Земля круглая.

На нижней полке бросается в глаза популярный тогда музыкальный инструмент – лютня. У нее порвана одна струна.

Исследователи считают, что порванная струна символизирует церковный раскол, связанный с реформами, проводимыми в то время Мартином Лютером.

Художник сам подтверждает эту догадку, поместив под лютней книгу со стихами латинских гимнов, переведенных на немецкий язык самим Мартином Лютером.

Загадочное пятно

Гольбейн Ганс

Вы еще не догадались, что это? Это – череп. Да-да, человеческий череп, изображенный в манере, придуманной Леонардо да Винчи. Так называемый анаморфоз – оптический обман.

Разумеется, на репродукциях этот фокус не проделать, но если, разглядывая подлинник картины, отойти на пару метров вправо и встать почти вплотную к стене, на которой висит картина, то череп примет свою естественную форму. Его даже можно будет сфотографировать.

Череп – символ смерти. Этим аллегорическим, перечеркивающим добрую часть картины изображением художник говорил всем, кто мог его понять: научные открытия, прогресс, церковные свары, высокие должности, спесь, деньги, власть – все бессмысленно перед тем концом, который ждет каждого из нас.

Источник: http://www.chronoton.ru/bio/Hans-Holbein

Картина Ганса Гольбейна-младшего «Послы»: символизм деталей. Интересно знать

Ганс Гольбейн-младший (1497 — 1543) стал самым известным в семье немецких художников с этой фамилией. Он был одним из лучших портретистов своего времени.

Среди самых знаменитых его работ — портреты английского короля Генриха VIII, нескольких его жен и английской аристократии. Но этот художник знаменит еще и тем, что вкладывал тайный смысл в каждую деталь на своих полотнах.

Картина Ганса Гольбейна-младшего «Послы» не стала исключением.

Картина «Послы» была создана в 1553 году и представляет собой двойной портрет французских послов. Полотно имеет внушительные размеры — 207 на 209 сантиметров.

Эта картина очередной раз доказывает, что религиозная ситуация в стране, нравы и политическая жизнь непосредственно влияли на творчество всех знаменитых художников.

На картине изображены реальные исторические личности: слева — посол французского короля в Англии Жан де Дентельвиль, а справа — его друг Жорж де Сельв, епископ города Лавур, что во Франции.

Эта картина интересна не только своей композицией, но и скрытым символизмом деталей. Так, оба человека стоят, опираясь на этажерку с двумя ярусами. На этих ярусах расположены разнообразные предметы.

Верхний ярус накрыт восточным ковром, на нем располагаются такие предметы, как астрономический глобус, квадрант, гномон и другие астрономические приборы.

На нижнем ярусе расположен земной глобус, циркуль, карты, лютня, книги, в том числе сборник святых гимнов.

Каждый из этих предметов имеет особый символический смысл. Так, предметы верхнего яруса ассоциируются с небесным, а второго — с земным.

Глобусы, карты и измерительные предметы ассоциируются с научными и географическими открытиями, которые произошли в ту эпоху (например, открытие Америки и доказательство того, что Земля круглая).

Детали картины даже указывают точный возраст изображенных на ней людей. Сельв опирается рукой на книгу, на которой написано, что ему 25 лет, а на узоре кинжала посла написано, что ему 29 лет.

Гольбейн Ганс Гольбейн Ганс

Лютня — популярный музыкальный инструмент того времени, а порванная струна на ней может символизировать церковный раскол и отделение от католической веры лютеран.

В подтверждение этой гипотезы под лютней располагается сборник с церковными гимнами на немецком языке в переводе Мартина Лютера.

Гольбейн специально выбрал только те гимны, которые не противоречили главным христианским заповедям, то есть не разделяли христиан на католиков и протестантов.

Все это символизирует религиозные взгляды епископа Жоржа де Сельва на ситуацию в Англии (он призывал реформировать церковь, но не отделяться от Ватикана). В подтверждение этому Гольбейн в верхнем правом углу картины изобразил распятие в черно-белых тонах, виднеющееся из-за зеленой бархатной занавески.

Но самым символичным изображением на картине является нечто, изображенное на полу между двумя мужчинами. Если рассматривать картину как небольшое изображение, это пятно очень трудно идентифицировать и оно, скорее, похоже на какой-то дефект.

Но если смотреть на картину в ее истинном размере, можно увидеть, что это человеческий череп. Его можно отчетливо увидеть, если отойти от картины на несколько метров вправо.

Этот череп символизирует следующее: все, что изображено на картине, то есть власть, роскошь, должности, научный прогресс, религиозные распри — все это несущественно и бессмысленно, так как каждого в жизни ждет неизбежный конец.

Источник: https://anydaylife.com/fact/post/1059

«Послы» Ганса Гольбейна Младшего

Гольбейн Ганс

Ганс Гольбейн «Послы» (1953)

Обратите внимание на левый верхний угол — это раз. На медальон левостоящего — это два. Посмотрите на большое серое пятно снизу посередине — это три. Что вы видите? А теперь переверните ноутбук правым боком к вам (или сами перевернитесь) и еще раз посмотрите на это пятно. Ага.

Итак, что нам хотел сказать художник?

Гольбейн Ганс

Ганс Гольбейн Мл. «Автопортрет» (1542/1543)

Впервые я обратила внимание на эту картину в книге «Искусство иллюзии» издательства Prestel, в которой говорится, что один из мужчин скончался до того, как картина была закончена, посему и череп, и крест, и кулон. Совсем было бы просто, поэтому — ничего подобного. На момент написания картины оба были живы-здоровы — Мэри Ф. С. Херви* ещё в 1900 году об этом целую книгу написала.

Мужчина справа — французский посол при дворе Генриха VIII (1491–1547), слева — Бишоп Лаварский, в 1533 году наведывавшийся в Лондон.

Тогда в чём дело?

  1. Искусствоведы видят в изображении три уровня жизни: предметы на верхней полке изображают рай; на средней — земную жизнь; на нижней — смерть. По-моему, очень даже грамотное объяснение.
  2. Вторая версия, которую я нашла только в русской википедии (не знаю, из каких это источников): Гольбейн реализует образ двойного зрения: при «прямом» взгляде человека, погруженного в рутину бытовой жизни и не желающего иметь дело с трагической метафизикой земного бытия, смерть представляется иллюзорным пятном, на которое не стоит обращать внимания, – но при «особом» взгляде — смерть превращается в единственную реальность, а привычная жизнь на глазах искажается, лишается значения, приобретая характер фантома, иллюзии.
  3. А есть еще и такая, более приземлённая версия: в связи с тем, что картину планировалось повесить у лестницы, Гольбейн решил на славу продемонстрировать своё мастерство. Учитывая, что у многих великих произведений были самые земные посылы создания, почему бы и нет. 🙂

Как бы там ни было, художник добился своего: без малого пятьсот лет мы с прежним интересом разгадываем загадки его творения.

Живьем, кстати, картину можно увидеть в 4-й комнате лондонской Национальной галереи (та, что на Трафальгарке). Постоять, поразмышлять, поразглядывать.

 И не забыть обратить внимание на другой портрет кисти Гольбейна, висящий справа. Кристина Датская, не менее загадочная и прекрасная.

* Hervey, Mary (1900). Holbein’s Ambassadors: The Picture and the Men. London: George Bell and Sons.

Источник: http://ptiza.org/posts/858

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector