Крамской «н.а.некрасов в период «последних песен» описание картины, анализ, сочинение

Крамской
К.Е.Маковский Портрет Некрасова. 1856

Константин Егорович
Маковский, родился 20 июня (2 июля) 1839
года. Его отец, Егор Иванович, был
известным художественным деятелем
Москвы, одним из учредителей Натурного
класса. Творческая атмосфера окружала
будущего художника и его брата с самого
детства. В доме отца постоянно бывали
знаменитые живописцы, преподаватели
училища. Неудивительно, что все дети
Егора Ивановича: дочь Александра, сыновья
Константин, Николай и Владимир, воспитанные
в духе любви к искусству, под влиянием
отца, эрудита и энтузиаста, стали
художниками. В 1861 году Владимир решает
начать обучение в московском Училище
живописи и ваяния. Учился Константин
Маковский весьма успешно, получая
многочисленные награды и призы. Его
учителя, Е.С. Сорокин и К.С. Зарянко,
привили ему серьезные навыки в рисунке,
умение точно передавать материальность
предметов. В 1866 году Маковский окончил
училище и был удостоен большой серебряной
медали за картину «Литературное чтение».
Продолжая свое образование в Академии
художеств в Петербурге, Маковский в
1869 году за картину «Крестьянские мальчики
в ночном стерегут лошадей», перекликающуюся
по сюжету с рассказом Тургенева «Бежин
луг», получил золотую медаль и звание
художника первой степени. В 1863 году
вместе с тринадцатью другими выпускниками
Академии — претендентами на большую
золотую медаль К.Маковский отказался
писать картину на предложенный сюжет
из скандинавской мифологии и покинул
Академию, так и не выйдя на дипломную
программу.  Маковский присоединился
к артели художников, возглавляемой Иваном
Крамским, создавая картины повседневной
жизни (Вдова(1865), Продавец сельди (1867)
и т. д.). В 1870 году он стал одним
из основателей «Товарищества передвижных
художественных выставок» и продолжал
работать над картинами, посвящёнными
повседневной жизни. Он выставлял свои
работы как на выставках Академии, так
и на передвижных художественных
выставках.

Значительные изменения
в его стиле произошли после путешествия
в Египет и Сербию в середине
1870-х. Его интересы сместились от социальных
и психологических проблем к художественным
проблемам цвета и формы.

В 1880-х он стал модным
автором портретов и исторических картин.
На Всемирной выставке 1889 г. в Париже он
получил Большую золотую медаль за
картины «Смерть Ивана Грозного», «Суд
Париса» и «Демон и Тамара».

Он был одним
из самых высоко ценимых и высокооплачиваемых
российских художников того времени.

Многие критики-демократы рассматривали
его как предателя идеалов Передвижников,
создающего, как Генрих Семирадский,
поразительные но поверхностные работы,
тогда как другие видели в нём предвестника
Русского импрессионизма.

В 1915 году он
участвует в учреждении Общества
возрождения художественной Руси, наряду
со многими другими художниками своего
времени.

Маковский стал жертвой
несчастного случая (в его экипаж врезался
трамвай) и скончался в 1915
году в Санкт-Петербурге.  

Крамской
Н.Н.Ге Портрет Некрасова. 1872

Николай Николаевич Ге
(1831-1894), русский живописец. Один из
основателей Товарищества передвижников.
Уже ранние произведения Ге свидетельствовали
о его стремлении к преодолению академизма.
Глубиной реалистических характеристик
и психологизмом отмечены его портреты
Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого, М. Е.
Салтыкова-Щедрина. В ранний период
испытал влияние К. П.

Брюллова и А. А.
Иванова. Уже в 1860-е гг. творчество Ге
отличается новизной трактовки традиционных
для академического искусства евангельских
тем, драматической взволнованностью,
смелой постановкой моральных проблем.
Нравственным исканиям Л. Н.

Толстого
созвучны драматические композиции
позднего Ге на религиозно-этические
темы «Что есть истина?» (1890) и «Голгофа»
(1893).

Крамской
И.Н.Крамской «Н.А.Некрасов в период «Последних песен»

В 1877 году Третьяков
заказывает Крамскому исполнить портрет
поэта Н.А.Некрасова, к этому времени уже
неизлечимо больного. В процессе работы
над заказом Крамской задумывает большую
картину.

Сильное впечатление,
полученное художником от встреч с
Некрасовым, воплотилось в своеобразном
портрете — картине «Некрасов в период
«Последних песен». Поэт знал, что
дни его сочтены. Стихи, которые он сочинял
во время болезни, называл «Последние
песни».

В них он прощался с читателями,
с жизнью. Друзья Некрасова да и сам поэт
хотели, чтобы после него остался хороший
портрет, написанный Крамским. Но больному
было очень тяжело сидеть перед художником.

Крамской проводил у Некрасова целые
дни, но иногда за день удавалось поработать
всего полчаса.

Крамской писал: «…я
дежурил всю неделю, и даже больше …
работал по 10-15 минут в день, и то урывкам
и …я ограничился одною головою, даже
без рук…». А спустя два месяца:
«…

Некрасова же завтра кончаю…»
На портрете у Некрасова красивое,
исхудалое лицо, скорбное и мужественное.
Руки скрещены на груди. Все находили,
что портрет получился удачным.

Но
Крамской говорил: «Нужно еще посмотреть».

Воображение подсказывало
ему новый портрет поэта. Он решил написать
Некрасова таким, каким видел его каждый
день. Больной поэт лежит, накрытый
простыней, рядом — столик с
лекарствами.

Сначала Крамской
хотел поставить в изголовье постели
шкаф с охотничьим оружием, а у ног
Некрасова поместить его любимую собаку,
но скоро отказался от этой мысли. Грустная
картина про умирающего человека, который
любил охотиться, но больше уже никогда
не пойдет на охоту, показалась ему не
совсем верной.

До последнего дня
Некрасов не расставался с главным в
своей жизни — с поэзией. Однажды он
прочитал Крамскому новое стихотворение.
Умирая, поэт верил, что отчизна его будет
свободной, гордой и счастливой, что в
этой свободной отчизне народ будет
знать его стихи.

И Крамской понял, что
поэт бессмертен, пока живет его поэзия.
Он не стал писать ни oхотничьих ружей,
ни собаку. Он изобразил Некрасова в
минуты творчества. Лицо и руки его
исхудали, он бледен и слаб, но он не
думает о смерти — он пишет стихи. Смерть
не властна над поэтом. Он победил ее
своим творчеством.

Произведение Крамского,
конечно, больше чем портрет. Оно скорее
похоже на картину. Это как бы портрет-картина.
Крамской назвал ее «Некрасов в период
«Последних песен».

Перед лицом
смерти раскрывается истинное лицо
человека. В картине Крамского — это образ
умирающего поэта, отдавшегося страстному
творческому порыву. Художник стремится
к подлинной достоверности изображения.

Он интересуется мельчайшими подробностями
его жизни, тщательно выписывает интерьер,
у изголовья ставит бюст Белинского, на
стены вешает портреты Добролюбова и
Мицкевича, олицетворяющие собой
атмосферу, в которой жил поэт.

Портрет
угасающего поэта стал живописным
памятником человеку, сумевшему
противостоять смерти в момент творческого
порыва — страдание плоти не убивает, не
смеет убить дух человека.

  • Всеволод
    Рождественский
  • НЕКРАСОВ
  • Зеленая
    лампа чадит до рассвета,
  • Шуршит
    корректура, а дым от сигар
  • Над редкой
    бородкой, над плешью поэта
  • Струит
    сладковатый неспешный угар.
  • Что
    жизнь — не глоток ли остывшего
    чая,
  • Простуженный день петербургской
    весны,
  • Сигары, и карты, и ласка простая
  • Над
    той же страницей склоненной жены?
  • Без
    сна и без отдыха, сумрачный пленник
  • Цензуры,
    редакций, медвежьих охот,
  • Он видит
    сейчас, разогнув «Современник»,
  • Что
    двинулся где-то в полях ледоход.
  • Перо
    задержалось на рифме к «свободе»,
  • И
    слышит он, руки на стол уронив,
  • Что вот
    оно, близко, растет половодье

На вольном
просторе разбуженных нив…

  1. Иссохшим
    в подушках под бременем муки
  2. Ты, муза,
    России его передашь.
  3. Крамской нарисует
    прозрачные руки
  4. И плотно прижатый к
    губам карандаш.
  5. А слава пошлет
    похоронные ленты,
  6. Венки катафалка,
    нежданный покой
  7. Да песню, которую
    хором студенты
  8. Подхватят над Волгой
    в глуши костромской.
  9. И с этою песней
    пойдут поколенья
  10. По мерзлым этапам,
    под звон кандалов
  11. В якутскую вьюгу, в
    снега поселений,
  12. В остроги российских
    глухих городов.
  13. И вырастет гневная
    песня в проклятье
  14. Надменному трону,
    родной нищете,
  15. И песню услышат далекие
    братья
  16. В великой и страстной ее
    простоте.

Источник: http://memolib-17.blogspot.com/p/blog-page_34.html

Крамской Н.А. Некрасов в период «Последних песен». Описание картины

Заказ портрета русского классика Николая Алексеевича Некрасова поступил Крамскому от Павла Третьякова – великий меценат хотел собрать у себя портреты всех выдающихся людей своего времени, и, разумеется, не обошёл известного поэта, редактора, публициста стороной.

В 1875 году у Некрасова обнаружилась неизлечимая болезнь – рак кишечника, а к 1877 году стало понятно, что дни его сочтены. Тогда-то Павел Третьяков и сделал срочный заказ Крамскому.

Художник принялся за работу, решив написать больного писателя, лежащим в подушках, на что получил решительный отказ у заказчика —  не может великий классик предстать в такой вот немощной позе. «Великий борец», как тогда называли Некрасова, должен быть изображён соответственно. Крамской выполнил волю заказчика и создал погрудный портрет, который был принят Третьяковым.

Однако по завершении заказа Крамской принимается писать полотно в соответствии со своим творческим замыслом, которое войдёт в мировую художественную культуру, как «Портрет Некрасова в период «Последних песен». Картину так и не увидел портретируемый – заканчивал её живописец, когда Некрасова уже не было в живых.

Вначале картина должна было изобиловать многими вещами и мелочами, которые любил Некрасов. Так, например, пространство полотна должно было вмещать шкаф с оружием, как напоминание об охотничьем увлечении, любимую собаку поэта. Однако вскоре Крамской уберёт «лишние» детали, мешающие восприятию героического образа, сделав картину больше по формату, нежели задумывал её изначально.

Внимательно рассмотрев картину можно многое рассказать о её герое – по правому краю произведения можно заметить бюст Белинского, которого Некрасов чтил всю жизнь, как своего учителя и выдающегося человека, а вон на столике тома «Современника», журнала, которому поэт посвятил значительную часть жизни, портреты Мицкевича и Добролюбова говорят о его интересах и убеждениях.

У Крамского получился удивительный потрет, сочетающий в себе и камерность и истинное величие, даже монументальность. Мы видим Большого человека, выдающегося деятеля литературного слова, которого измучила болезнь. Его физические силы на исходе и об этом говорит буквально всё в его облике, но при этом душевная мощь ещё светиться, не иссякнув на краю могилы.

Живописец поставил ложную датировку в углу полотна – 3 марта. Именно в этот день Некрасов прочитал Крамскому своё стихотворение «Баюшки-баю», которое глубоко поразило живописца и стало пророческим для писателя.

Крамской

1877-1878 гг. Холст, масло. 105×89 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Источник: http://www.hudojnik-peredvijnik.ru/kramskoj-n-a-nekrasov-v-period-poslednix-pesen-opisanie-kartiny/

И.Н.Крамской «Н.А. Некрасов в период "Последних песен"»

Главная — Художники — И.Н.Крамской

Крамской

В 1877 году Третьяков заказывает Крамскому исполнить портрет поэта Н.А.Некрасова, к этому времени уже неизлечимо больного. В процессе работы над заказом Крамской задумывает большую картину.

«Нужно сказать еще, что портрет Некрасова будет мною сделан еще один… в малом виде, вся фигура на постели, и некоторые интересные детали в аксессуарах. Это нужно, сам Некрасов очень просил… В этом маленьком голова уже кончена — словом я кажется, работаю».

А еще через несколько дней: «Скажите мне, оставите ли Вы для себя другой портрет Некрасова?.. когда он пишет стихи (а какие стихи его последние, самая последняя песня 3 марта «Баюшки-баю»! Просто, решительно одно из величайших произведений русской поэзии!)».

Сильное впечатление, полученное художником от встреч с Некрасовым, воплотилось в своеобразном портрете — картине «Некрасов в период «Последних песен». Поэт знал, что дни его сочтены. Стихи, которые он сочинял во время болезни, называл «Последние песни».

В них он прощался с читателями, с жизнью. Друзья Некрасова да и сам поэт хотели, чтобы после него остался хороший портрет, написанный Крамским. Но больному было очень тяжело сидеть перед художником.

Крамской проводил у Некрасова целые дни, но иногда за день удавалось поработать всего полчаса.

Крамской писал: «…я дежурил всю неделю, и даже больше … работал по 10-15 минут в день, и то урывкам и …я ограничился одною головою, даже без рук…». А спустя два месяца: «…

Некрасова же завтра кончаю…» На портрете у Некрасова красивое, исхудалое лицо, скорбное и мужественное. Руки скрещены на груди. Все находили, что портрет получился удачным.

Но Крамской говорил: «Нужно еще посмотреть».

Воображение подсказывало ему новый портрет поэта. Он решил написать Некрасова таким, каким видел его каждый день. Больной поэт лежит, накрытый простыней, рядом — столик с лекарствами.

Сначала Крамской хотел поставить в изголовье постели шкаф с охотничьим оружием, а у ног Некрасова поместить его любимую собаку, но скоро отказался от этой мысли. Грустная картина про умирающего человека, который любил охотиться, но больше уже никогда не пойдет на охоту, показалась ему не совсем верной.

До последнего дня Некрасов не расставался с главным в своей жизни — с поэзией. Однажды он прочитал Крамскому новое стихотворение. Умирая, поэт верил, что отчизна его будет свободной, гордой и счастливой, что в этой свободной отчизне народ будет знать его стихи.

И Крамской понял, что поэт бессмертен, пока живет его поэзия. Он не стал писать ни oхотничьих ружей, ни собаку. Он изобразил Некрасова в минуты творчества. Лицо и руки его исхудали, он бледен и слаб, но он не думает о смерти — он пишет стихи. Смерть не властна над поэтом. Он победил ее своим творчеством.

Произведение Крамского, конечно, больше чем портрет. Оно скорее похоже на картину. Это как бы портрет-картина. Крамской назвал ее «Некрасов в период «Последних песен».

Перед лицом смерти раскрывается истинное лицо человека. В картине Крамского — это образ умирающего поэта, отдавшегося страстному творческому порыву. Художник стремится к подлинной достоверности изображения.

Он интересуется мельчайшими подробностями его жизни, тщательно выписывает интерьер, у изголовья ставит бюст Белинского, на стены вешает портреты Добролюбова и Мицкевича, олицетворяющие собой атмосферу, в которой жил поэт.

И даже ставит дату на портрете, однако это не дата его окончания — портрет завершен после смерти Некрасова в 1878 году. 3 марта 1877 года — это день, когда было создано стихотворение «Баюшки-баю». Портрет угасающего поэта стал живописным памятником человеку, сумевшему противостоять смерти в момент творческого порыва — страдание плоти не убивает, не смеет убить дух человека.

Всеволод Рождественский

НЕКРАСОВ

Зеленая лампа чадит до рассвета, Шуршит корректура, а дым от сигар Над редкой бородкой, над плешью поэта Струит сладковатый неспешный угар.

Что жизнь — не глоток ли остывшего чая, Простуженный день петербургской весны, Сигары, и карты, и ласка простая Над той же страницей склоненной жены? Без сна и без отдыха, сумрачный пленник Цензуры, редакций, медвежьих охот, Он видит сейчас, разогнув «Современник», Что двинулся где-то в полях ледоход.

Перо задержалось на рифме к «свободе», И слышит он, руки на стол уронив, Что вот оно, близко, растет половодье На вольном просторе разбуженных нив… Иссохшим в подушках под бременем муки Ты, муза, России его передашь. Крамской нарисует прозрачные руки И плотно прижатый к губам карандаш.

А слава пошлет похоронные ленты, Венки катафалка, нежданный покой Да песню, которую хором студенты Подхватят над Волгой в глуши костромской. И с этою песней пойдут поколенья По мерзлым этапам, под звон кандалов В якутскую вьюгу, в снега поселений, В остроги российских глухих городов. И вырастет гневная песня в проклятье Надменному трону, родной нищете, И песню услышат далекие братья

В великой и страстной ее простоте.

Источник: https://museumsworld.ru/kramsk/t77nekrasov_%20shed.html

Николай Алексеевич Некрасов

Повседневный быт городских низов, крестьянские будни, женская доля, несправедливость мироустройства и боль «маленького человека». Автор знаменитых поэм «Коробейники», «Мороз, Красный нос» и «Русские женщины» Николай Алексеевич Некрасов в большинстве своих поэтических произведений  размышлял и рассказывал не о тех, «кому на Руси жить хорошо».

Таким мы его представляем, знаем, помним, но часто, еще со школьных лет, не любим и не понимаем, за что его ценить.

Отказ от военной карьеры вопреки воле отца, нищенская, а затем богемная жизнь в Петербурге, многолетняя связь с женой известного литератора и венчание с женщиной «из народа», бесконечные победы за карточным столом, репутация жесткого предпринимателя, «литературного кулака», любовь к охоте и женщинам. Об этом мы не знаем ничего или почти ничего.

Да, Некрасов писал о народных горестях, причем так, что никто не сомневался в его искренности и достоверности. Но при этом любил роскошь, покупал недвижимость и ездил за границу, лечился у лучших врачей и обыгрывал в карты друзей-поэтов и писателей, приговаривая: «У картишек нет братишек».

Известный литературовед Михаил Макеев написал о знаменитом поэте, публицисте, издателе и редакторе журналов «Современник» и «Отечественные записки» книгу, которая разрушает дореволюционные и советские каноны жизнеописания Некрасова.

«Некрасов предстает в книге Макеева не как расколотый надвое поэт народного горя и предприниматель-«капиталист», но как цельная личность, в восприятии которой не существовало конфликта между законным зарабатыванием денег и воспеванием тягот простонародья…

Читатель постепенно понимает, что Некрасов, бросивший гимназию и не получивший никакого серьезного образования, с юношества был удивительно предприимчивым человеком, способным быстро принимать оптимальные решения, впитывать прогрессивные идеи, моделировать поведение, развиваться и преодолевать трудности», — пишет историк литературы Алексей Вдовин о новой книге, которую он называет «биографией предпринимателя и поэта в одном лице».

Видео: YouTube / Библиотека им. Н.А.Некрасова

В 1920-е годы Корней Чуковский, изучавший творчество Некрасова, составил и распространил среди писателей «анкету о Некрасове».

Известные поэты и писатели — Александр Блок, Максимилиан Волошин, Анна Ахматова, Зинаида Гиппиус, Николай Гумилев, Евгений Замятин, Владимир Маковский и другие — ответили на 10 вопросов: какие стихи Некрасова они считают лучшими, повлиял ли Некрасов на их собственное творчество, считают ли они его безнравственным человеком и т. д.

В 20-е годы Корней Чуковский составил и распространил среди писателей новую «анкету о Некрасове».

Ему ответили Н. Асеев, А. Ахматова, А. Блок, М. Волошин, М. Герасимов, З. Гиппиус, М. Горький, С. Городецкий, Н. Гумилев, Е. Замятин, Вяч. Иванов. В. Кириллов, А. Крайский, М. Кузьмин, В. Маяковский, Д. Мережковский, Б. Пильняк, И. Репин, И. Садофьев, Ф. Сологуб и Н. Тихонов.

И, наконец, в 1986 году библиотека имени Н.А. Некрасова распространила новую анкету о Некрасове, которую составил В.Н. Леонович. Свои ответы прислали: Л. Аннинский, В. Берестов, С. Бирюков, Е. Благинина, К. Ваншенкин, Л. Вышеславский, А.

Гелескул, Ю. Карабчиевский, В. Корнилов, М. Кудимова, А. Кушнер, В. Лакшин, С. Липкин, Ю. Мориц, Л. Озеров, Б. Окуджава, Л. Пантелеев, И. Петрова, И. Роднянская, Н. Рябинина, Д. Самойлов, Б. Сарнов, Б. Чичибабин, А. Чудаков, А. Юдахин.

  • Следуя традиции, заведенной Корнеем Чуковским в 1920-е годы, вместе с поэтом Сергеем Нещеретовым и журналистом Константином Воровичем в Некрасове собрали ответы 28 современных поэтов, писателей и филологов, от Владимира Аристова до Мариэтты Чудаковой, на 10 вопросов о Некрасове.
  • ———————————————————————————————————————————————————————————————-
  • Мы сделали свою анкету, в которой не будет вопросов, но которая (надеемся) поможет вам самим разобраться в том, каким человеком он был, вспомнить некоторые его произведения, а какие-то, возможно, открыть для себя заново.

Найти книги Н.А. Некрасова или проверить их наличие можно в электронном каталоге библиотеки, почитать его произведения — в Библиотеке имени Н.А. Некрасова.

  1. Анкета
  2. Имя: Некрасов Николай Алексеевич.

Родился: 10 декабря (28 ноября по старому стилю) 1821, г. Немиров (Украина).

Умер: 8 января 1878 (27 декабря 1877 по старому стилю), г. Санкт-Петербург.

Знак зодиака: Стрелец.

Семья: Был третьим ребенком в многодетной семье дворян.  У него было три брата (Андрей (1820), Константин (1824), Федор (1827)) и две сестры (Елизавета (1821), Анна (1823)).

Отец — Алексей Сергеевич Некрасов (1788–1862) был из обедневшего дворянского рода, малограмотный армейский офицер, картежник, заядлый охотник. Учил сына стрелять глухарей, вальдшнепов и травить волков. Отец хотел сделать его физически выносливым человеком, поэтому заставлял по 10 часов находиться под дождем или снегом.

Мать — Елена Андреевна Закревская (1803–1841) была известна своим прекрасным образованием, добродетельным характером, хорошими вокальными данными и знанием иностранных языков. Елена Андреевна приучила сына к чтению, старалась сделать его интеллектуальным человеком.

В доме была большая библиотека, чтение вслух было хорошей традицией в семье. Некрасов посвятил матери много стихотворений, поэмы («Мать»,«Рыцарь на час»), во многих женских персонажах его произведений можно заметить элементы образа его матери и ее непростой судьбы.

Образование: Закончил 4 класса Ярославской гимназии. Учился плохо, часто сбегал с уроков, писал сатирические стихи о наставниках. Отец мечтал о военной карьере сына, но тот вместо поступления в кадетский корпус стал вольнослушателем философского факультета в Петербургском университете. Отец лишил его финансовой поддержки, Некрасов практически ночевал на улицах и голодал.

Как зарабатывал Некрасов в трудные времена: Составлял письма и прошения для крестьян. Затем для разных заказчиков стал писать заметки, рекламные объявления,  стихотворные сказки, азбуки, фельетоны, водевили, театральные обозрения. Параллельно работал над стихами, прозой, критикой и публицистикой.

Современники: Федор Достоевский, Федор Тютчев, Виссарион Белинский, Николай Чернышевский, Николай Добролюбов, Лев Толстой, Владимир Соллогуб, Иван Тургенев, Афанасий Фет.

 Группа писателей журнала «Современник»: И.С. Тургенев, В.А. Соллогуб, Л.Н. Толстой, Н.А. Некрасов, Д.В. Григорович, И.И. Панаев.

Первое печатное произведение: Стихотворение «Мысль» в журнале «Сын Отечества» № 5 за 1838 г.

Первая критика: Сборник юношеских стихов «Мечты и звуки» Некрасов напечатал в 19 лет, спустя два года после публикации «Мысли». Показал его В.А. Жуковскому, тот сказал: «Если хотите печататься, то издавайтесь без имени, впоследствии вы напишете лучше». Некоторое время он подписывался «Н.Н.».

Белинский сборник разгромил, читатели тоже были не в восторге от книги и не покупали ее. Спустя несколько лет Некрасов выкупил оставшийся тираж и уничтожил его.

Белинский vs Некрасов: После знакомства с редактором «Отечественных записок» и самым влиятельным критиком своего века Н.А.

Некрасову пришла идея бесплатно собирать у известных литераторов по одному произведению, а затем издавать литературные альманахи. Корифеи того времени неохотно шли на контакт или отделывались не самыми лучшими произведениями.

Но, к примеру, в одном из таких сборников начинающий писатель Достоевский опубликовал свою повесть «Бедные люди».  

Дальше все развивалось стремительно: Белинский захотел поправить дела и стал собирать произведения для своего альманаха «Левиафан»; Некрасов пообещал помочь ему, а сам стал перекупать за его спиной авторские права у  присылавших материалы; предложил Белинскому учредить собственный новый журнал; нашел спонсора и взял в долю писателя Панаева; Николай I не разрешил открыть журнал (мотивируя это тем, что и «без того в России много пишут»); Некрасов арендовал пушкинский «Современник» и решил его возродить. «Случается писать без отдыха более суток, и как только паралич не хватил правую руку», — жаловался Некрасов.

Очень скоро «Современник» стал необыкновенно популярен из-за невысокой суммы подписки и бесплатных бонусов для читателей в каждом журнале. Например, к одному из номеров прилагалась книжечка «Кто виноват?» А.И. Герцена. Но главное, в «Современнике» начинает печататься сам Белинский, а вслед за ним и все известные литераторы.

«О, у этого человека непременно будет капитал — теперь-то я знаю, как это делается. Он начал с меня, но то ли еще будет!» — негодовал вначале Белинский. А затем признал, что Некрасов создал лучший отечественный журнал, спас его от провального «Левиафана» и, вообще, — победителей не судят. 

Видео: YouTube /Библиотека им. Н.А.НекрасоваСамые известные произведения: Поэмы «Кому на Руси жить хорошо», «Мороз, Красный нос» и «Русские женщины».

Главные герои произведений Некрасова: Бурлаки, путники, безлошадные крестьяне, овдовевшие крестьянки, ямщики, коробейники, сироты, рекруты.

Что писал Некрасов: Поэмы, романы, сказки, стихи, элегии и думы.  

Хвалебная ода генералу: В 1866 году, пытаясь спасти «Современник» от закрытия, Некрасов пишет и затем читает на обеде в Английском клубе хвалебную оду «Муравьеву-вешателю» — так называли генерала М.Н. Муравьева-Виленского, который подавил польское восстание в 1863 году, а в 1866-м был назначен председатель комиссии по делу о покушении Дмитрия Каракозова на жизнь императора Александра II.

А.И. Герцен назвал появление подобных хвалебных стихов и высказываний «патриотическим сифилисом», репутация Некрасова в глазах либеральной общественности была испорчена.

Как читал Некрасов: «…Голос у него был всегда слабый, и он читал очень тихо, но потом разошелся.

Некрасов имел вид болезненный и казался на вид гораздо старее своих лет; манеры у него были оригинальные: он сильно прижимал локти к бокам, горбился, а когда читал, то часто машинально приподнимал руку к едва пробивавшимся усам и, не дотрагиваясь до них, опять опускал. Этот машинальный жест так и остался у него, когда он читал свои стихи» (из воспоминаний Авдотьи Панаевой).

Поэтический стиль: Правда, простота, конкретность, лирическая взволнованность, искренность, душевное напряжение. Особая музыкальность, образность, напевность, народно-поэтическое начало, публицистическая заостренность, глубокая эмоциональность.

Простая лексика, просторечия. Любимые стихотворные размеры  дактиль, амфибрахий и анапест.

Как критиковали творчество Некрасова: Белинский высказывался в адрес его гражданской поэзии так: «Что за талант у этого человека! И что за топор его талант!» И посоветовал Некрасову не писать прозу, практически запретил.

Тургенев говорил, что в его стихах «поэзия и не ночевала», а его Муза — вечно несчастная крестьянка, скорбная и нелепая. Читатели же любили произведения Некрасова и считали его «выше Пушкина».

Видео: YouTube/«Открытый урок» с Дмитрием Быковым // RTVi 

Карточные игры:

Некрасов любил играть в карты с самого детства, причем ему всегда везло. Как-то раз после очередной победы Некрасова в доме у Панаевых Белинский очень разозлился и сказал: «С вами, батенька, играть опасно, без сапог нас оставите!»

Проигрывать Некрасов тоже умел, но чаще всего делал это специально. Например, однажды он «проиграл» министру двора графу Адлербергу.

  • Кодекс игры Николая Некрасова:
  • — никогда не испытывать судьбу,
  • — если в одной игре не везет, нужно переходить на другую,
  • — расчетливого, умного игрока надо брать измором,
  • — перед игрой надо посмотреть партнеру в глаза: если он взгляда не выдержит, игра ваша, но если выдержит, то больше тысячи не ставить,
  • — играть только на деньги, которые отложены заранее, именно для игры.

Женщины Некрасова: Еще до отъезда в Петербург молодой Некрасов крутил романы с горничными в доме отца, затем пользовался услугами недорогих проституток. В 22 года он познакомился с женой писателя и критика Ивана Панаева — Авдотьей.

Она была красивой девушкой, писательницей и мемуаристкой, и за ее внимание боролись многие знаменитые и не очень литераторы XIX века. Например, Герцен, Гончаров, молодой Достоевский. Авдотья всех отвергала, но в итоге выбрала Некрасова.

Это был один из громких романов в среде русских литераторов того времени, который длился 20 лет. Они жили в гражданском браке, часто ссорились (Некрасов был очень ревнивым), скандалили и быстро мирились. Иван Панаев, которому жена давно была неинтересна, не мешал их союзу.

Авдотья стала Музой поэта, а 12 строчек стихотворения «Мы с тобой бестолковые люди» вполне могут считаться кратким гидом по их отношениям.

Вместе они написали романы «Мертвое озеро» и «Три страны света». 

Н.Г.Сверчков. Амазонка (А.Я.Панаева) на лошади орлово-ростопчинской породы

После разрыва с Авдотьей Панаевой (скандалы, измены, смерть общего ребенка), Некрасов некоторые время встречался с французской актрисой Селиной Лефрен.

Она плохо говорила по-русски и была не очень красивой, зато умела играть на рояле, пела и остроумно шутила. Некрасов ее содержал, а всем его знакомым она очень нравилась.

В 1867 году они поехали вместе в Париж, но Некрасов вернулся оттуда один — Лефрен бросила его.

Единственной законной женой Некрасова была простолюдинка Фекла Викторова. Они встретились, когда поэту было 48, а ей — 23. Он называл ее Зинаидой Николаевной, потому что ему не нравилось имя Фекла.

Последние годы Некрасов тяжело болел, и Зинаида самоотверженно ухаживала за ним. Незадолго до смерти поэта они обвенчались.

После смерти мужа Зинаида Николаевна отдала свою долю наследства родственникам Некрасова и остаток жизни провела в одиночестве в родном Саратове.

Как умер Некрасов: В 1875 году ему поставили диагноз рак кишечника, после чего он прожил всего три года.

На похороны Некрасова пришло много знаменитых людей и простых читателей, которые его очень любили.

Федор Достоевский сказал речь, в которой поставил Некрасова на третье место среди поэтов после Пушкина и Лермонтова. Но читатели не согласились с этим заявлением и кричали, что Некрасов — номер один.

Н. А. Некрасов в период «Последних песен» — картина русского художника Ивана Крамского, написанная в 1877–1878 гг.

Именем Некрасова в нашей стране названы многие библиотеки и другие культурные и образовательные учреждения, улицы во многих городах России и других стран. Музеи Некрасова открыты в Санкт-Петербурге, в городе Чудово Новгородской области и в усадьбе Карабиха.

Дом-музей Н.А.Некрасова в г.Чудово Новгородской области

Произведения Некрасова, а также библиографический указатель литературы о нем можно найти несколькими способами: в электронном каталоге или библиотеке. Познакомиться с нужными вам материалами можно в читальном зале Библиотеки имени Н.А. Некрасова или взять их на дом.  

Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Центральная универсальная научная библиотека имени Н.А. Некрасова»

Источник: https://nekrasovka.ru/articles/library/nekrasov

И.Н. Крамской. Из книги А. А. Сидорова «Рисунок русских мастеров» :: Артпоиск — русские художники

Имя  Ивана Николаевича Крамского — одно   из крупнейших во всей истории русского искусства. Оно занимает также очень важное и, что самое главное, совсем особое, свое место и в истории русского рисунка. Творчество Крамского отличается последовательной целостностью. Свое лицо как рисовальщик Крамской выработал рано. Его искусство, конечно, эволюционировало.

Он работал в самых разных сферах, принимал участие в весьма многих коллективных предприятиях мастеров русской живописи и графики. Вместе с тем рисунок Крамского всегда может быть узнан, начиная с самых ранних лет его работы как художника. На замечательной выставке 1937 г.

, впервые собравшей все, что от Крамского осталось, демонстрировалось 215 рисунков и акварелей художника. Первый по времени экспонированный рисунок Крамского был портретом. Из числа 215 рисунков 76 было портретных, полностью законченных или этюдных. В творчестве Крамского редкостно сближаются портрет и этюд.

Автор лучшей из существующих работ о Крамском, диссертации 1954 г., С. Н. Гольдштейн правильно обратил внимание на то, что именно Крамской, продолжая Перова, по существу создал портрет русского крестьянина, являющийся реалистической характеристикой не только индивидуальности, но и тех народных типов, которые всегда стремились к активности, даже к мятежу.

Известны портреты русских деятелей культуры у Крамского. Исключительно интересны его автопортреты. Три рисуночных автопортрета, относящиеся к 1859 г., показанные на выставке 1937 г., должны быть характеризованы в первую очередь. Автопортрет в овале, выполненный акварелью и белилами (ГРМ), автопортрет акварелью без белил (в ГТГ из б. собрания И. С.

Остроухова) и бывший собственностью Н. И. Крамского-сына автопортретавтопортрет художника, выполненный мокрым соусом (овал),— каждый по-новому характеризует интерес молодого художника к внутренней жизни, к психологии.

По-другому, чем молодой Шишкин, пытавшийся зафиксировать в своих ранних автопортретах различные выражения собственной физиономии, Крамской не «экспериментирует», а «варьирует» свои автопортреты. Он стремится, очевидно, передать не только сходство, но и собственную работу как художника.

Его глаза, каждый раз тщательно изображенные, то вглядываются в зрителя (реально художник, естественно, смотрел на себя в зеркало), прищурены с выражением особой, аналитической остроты, то характеризуют погруженность художника в самый процесс творчества. Акварель не ярка. И.Н.

Крамской, как известно, начиная с ранних лет, много работал над художественной ретушью фотографий, порой — над раскраской увеличенных фотопортретов. Сохранился его отзыв, резко критикующий идеализирующие тенденции ретуширования фотографий. Работа ретушера привела Крамского к использованию особых приемов портретирования, рисования и характеристики изображенного человека.

Эти приемы показаны и в ранних автопортретах, и в прославившей Крамского серии портретов русских писателей и художников. Думается, что портретные рисунки Крамского могут быть поучительно распределены по группам в зависимости от их принципиальных особенностей. Портрет А.В. Никитенко, мемуариста, оппонента Н.Г.

Чернышевского на защите диссертации, выполнен был Крамским в 1860 г. четко, весьма законченно, в овале, техникой, которая комбинировала соус, итальянский карандаш, белила, добавляла к этому проскребывание для выявления «светов». Характеристика лица была внешней. Крамской достигает сходства, какое в то время мог бы дать редкий мастер.

В том же году Крамской выполняет портрет молодого человека с вьющимися волосами (Музей г. Днепропетровска). К итальянскому карандашу и белилам здесь добавлена сангина,— не соус. Результат — абсолютно иной. Надо признать «живописные» качества за обоими приемами. На стороне второго   рисунка   будет   живость,   большая   непосредственность   отношения художника к модели.

Почти сразу можно было бы в рисованных портретах Крамского отметить три тенденции: внимательную исследовательскую, стремящуюся к характеристике изображенного человека («автопортреты»); тенденцию указанного «официозного», вполне законченного сходства; «эстетическую», выдвигающую на первый план художественную концепцию, порой подлинно новаторскую.

Крамской, первый, ставший работать соусом, часто лепит образ человека в портрете не контурной линией и не моделировкой внутренней объемной формы, а светотенью, порой совсем обходится без очертаний, без линий. То, что дает Крамской в своей рисуночной графике, допускает определение ее как светопись.

Сопоставление этих рисунков с фотографией—«светописью» в буквальном смысле — выявляет противоположность метода Крамского всему механическому, внешнему. Крамскому принадлежит формулировка задачи художника, как уловления света. От этой монохромной «светописи» путь Крамского вел его к композиционным рисункам контрастного светотеневого содержания. В этом всем Крамской был единствен. Его дружба с пейзажистами, Шишкиным и  Ф. Васильевым, оказывается понятной: специалист-портретист, Крамской ставил перед собою в своей области проблемы, аналогичные   тем,   какие   стояли   перед Саврасовым   в   его   рисунке   «Болото», перед Шишкиным в «Разливах рек», перед Ф. Васильевым, может быть, все время. Это были проблемы тона, наполненного глубоким смыслом.

Нет сомнений, что эти тенденции в портретных рисунках Крамского встречались, сплетались, сливались воедино, иногда расходились, существовали в чистом виде. Своих товарищей-художников он изображал с настоящей прозорливой аналитичностью и с определенной долей симпатии (например, Антокольского) или иронии (Микешина, 1862).

Попытка разобраться в личности художника и человека видна в рисуночном портрете И.П  Раулова (мокрый соус и белила, 1864 г.). «Король ретуши», как называли Крамского, стал «королем карандашного соуса» в технике, сближающей рисунок с живописью.

В иных женских портретах 1860-х годов Крамской близок и по трактовке лиц и по технике (акварельной) к прежним «миниатюрным» приемам («Портрет пожилой дамы в кружевном чепчике», 1867, частное собрание). Портрет И. А.

Гончарова (1865), очень эффектный по сходящим на нет в стороны мазкам кисти, образующим фон разной степени темноты, представляется в первую очередь посвященным психологической характеристике писателя. Но зато сближается этот психологический вариант с эстетическим (эстетичны, т. е.

высокохудожественны, конечно, все три области портретных рисунков Крамского) в недатированном, густо-темном овальном портрете молодой женщины в соломенной шляпке: светопись в этом последнем портрете доминирует и является вместе с тем приемом характеристики изображенного лица, выделяя рот, заставляя блестеть в рефлексах глаза.

Само собой разумеется, что такой краткий перечень портретных рисунков Крамского не исчерпывает всего того, что сделано было им в этой области.  В  более  позднее время  он  выполняет портретные  головы,  сочетая их с этюдами для своих картин, отказываясь от линейного контура, работая только живописно и контрастно углем, тенью.

Подлинно потрясает его рисунок женской головы для картины «Неутешное горе», лица, полного внутренней взволнованной скорби (Музей русского искусства, Киев, 1884). Для портрета жены П.М. Третьякова, В.Н. Третьяковой, И.Н.

Крамской выполнил акварель в которой фигура изображена на фоне густой   зелени, выступает   лишь как   светлое пятно будущей   пространственной   композиции. Очень живы, если и намечены только контурным штрихом, в полном контрасте к портрету В.Н.

Третьяковой,  наброски,  посвященные  изображению художников за работой: Савицкого, Шишкина, Ярошенко. В числе рисунков Крамского мы находим несколько изображений умерших лиц на смертном одре (1877,  1887). Много раз рисовал Крамской свою жену, своих детей.

Среди   этих   рисунков   имеются   совершенно   неожиданные    полужанровые, внутренне теплые акварели, например «Дочь художника у шалаша» (частное собрание в Москве). Мы уже указывали на портреты крестьян. Замечательна акварельная «Голова крестьянина» 1874 г. (ГРМ), этюд «Старика-крестьянина» 1873 г.

(ГТГ), близки к ней этюды на голубой бумаге, выполненные графитным карандашом и белилами (1870-е годы, ГТГ). О демократизме Крамского свидетельствует и то, что за границей, во Франции, Крамской делает наброски фигур бретонских рыбаков, пишет акварелью «Крестьянку в  национальном костюме»   (собрание наследников художника).

  Для композиционных портретов-картин, как, например,  «Некрасов в период «Последних песен», Крамской выполнял этюдные   рисунки, бросающие  свет   на огромную добросовестность реалиста.

Сохранился рисунок, изображающий мальчика в постели, посаженного в позе Некрасова для того, чтобы художник мог проверить на натуре складки простыни (частное собрание в Москве, 1877). Очень много, подлинно первоклассно рисовал Крамской  руки. Этюды   рук   вообще были    часты  в  практике    русских  художников.   Они встречаются постоянно у Чистякова   и   его   учеников.   Но   Крамской   рисовал   руки   и   для портретов,   и для картин («Христос в пустыне»), в том числе  и для   заказных   иконных  композиций,   рисовал  руки и как   особую тему.

Сохранились листы набросков, показывающих как работал Крамской над композицией картин. К «Христу в пустыне» (1871) на одном листе он сделал двенадцать маленьких эскизов карандашом, ища место фигуры в пейзаже — посередине, стоя, сидя, ближе к краю, в разных поворотах.

Найдя композицию, Крамской рисует карандашом, растирая его до степени тонального силуэта, фигуру, ставшую образной, полной большого содержания. Аналогичны листы с набросками позы фигуры для картины «Неутешное горе»; для иллюстрации к «Страшной мести» Гоголя Крамской оставил лист с набросками лошадей.

Замечателен лист с изображением женских фигур на темном фоне, выполненных белой гуашью и карандашом для картины «Майская ночь» (1871, Воронеж). Посвящая основное внимание головам действующих лиц будущей живописи, их рукам, Крамской только два раза прибег к приему старых мастеров — штудиям тела (собрание семьи  художника).

  Он   во  всем   остается  очень  ищущим,  пытливым. Иные его наброски (например, к «Тарасу Бульбе», 1874, ГЛМ) производят впечатление быстрой, даже небрежной, фиксации мысли. Наброски «уличных сцен», которых несколько, не слишком качественны, вместе с тем свидетельствуют о живом интересе художника ко всему, что окружало его.

Как иллюстратор Крамской порой очень содержателен и глубок; образ его «Катерины» из «Страшной мести» Гоголя показывает, как сочетал Крамской свою контрастную светопись с характеристикой литературного образа и действия, с исканием выразительности пейзажного пространства. «Катерина» 1874 г.

близка к упомянутому выше эскизу портрета В. Н. Третьяковой. Фигура человека в пейзаже Крамским решена здесь лучше, чем у кого бы то ни было.

Пейзажных рисунков и набросков у Крамского много, подлинно выдающихся среди них нет, хотя имеются бесспорно качественные, интересные по приемам работы акварелью или соусом с проскребыванием (примеры —в ГТГ; в собрании наследников Крамского хранились наброски пейзажей, деревьев, стволов, выполненные в период совместной жизни и работы Крамского с Шишкиным). Художественно интереснее, во всяком случае необычнее, чисто композиционное рисование Крамского. Если его «Юдифь и Олоферн» (1870-е годы, сепия, собрание наследников Крамского) производит впечатление несколько театрального по построению эскиза, светотеневого, бесспорно навеянного старыми мастерами, то его «Астролог» тех же лет (ГЛМ), выполненный в той же технике, только на основе наброска пером («Юдифь» была исполнена всецело кистью), серьезен, выразительно использует поток света из окна, является отголоском иных офортов Рембрандта (например, «Фауста»). В «Святочном гадании»    (1870-е годы,   ГТГ)    Крамской  сочетает   итальянский    карандаш. растушку, сепию; образы освещенных снизу женских фигур и лиц остаются реалистическими; вся композиция — очень живой. Известна иллюстрация Крамского к «Руслану и Людмиле» — «У лукоморья дуб зеленый» (ГТГ)—большой лист высокой завершенности, выполненный соусом и белилами, предназначенный для воспроизведения. Это еще один тип рисунка,  быть  может,  совершенно   «картинный».

Во всем творчестве Крамского заметны такие колебания. Он, с одной стороны, искренний и глубокий искатель. Его теоретические установки, на что не раз указывалось, близки ко взглядам великих русских революционных демократов. Репин смотрел на Крамского, как на учителя.

Помимо воспоминаний его младших современников, сохранились еще не опубликованные полностью его очень интересные мысли о «школе рисования», его советы художникам, его отзывы о русском искусстве, об искусстве Запада.

На фоне многообразной деятельности Крамского рисунки его остаются для нас примером творческих поисков. С другой стороны, в своей графике, в первую очередь портретной, Крамской иногда ограничивается только набросками, которым недостает той живости, какой достигал Репин.

Графика Крамского вместе с тем сохраняет для нас постоянный интерес. В «светописи» равных себе он не знал. Лучшие портреты Крамского, выполненные соусом и белилами, останутся превосходными примерами внимательной и умной аналитики.

Именно им присуща та подлинная станковость рисунка, которая в будущем станет одним из ценнейших качеств русского реализма, если под такой станковостью понимать завершенную содержательность образа в сочетании с продуманной выразительностью всех  внешних   средств.

Источник: http://ArtPoisk.info/article/i_n_kramskoy_iz_knigi_a_a_sidorova_risunok_russkih_masterov/

Тайны Третьяковской галереи: какие загадки скрывают полотна Врубеля и Крамского

Уникальная коллекция музея насчитывает более 180 тысяч произведений русского искусства разных эпох и стилей. И за каждым шедевром Третьяковки стоит своя история, изучение которой похоже на захватывающий детектив.

Впрочем, детективы тоже не обошли стороной картины из музея.

Какую роль в жизни галереи сыграли итальянские полицейские, почему Иван Крамской разрезал на части последний прижизненный портрет Николая Некрасова и как нашлось навсегда утраченное произведение Врубеля?

В 1991 году в Генуе экспонировалась выставка Третьяковской галереи «Русское искусство эпохи Александра II». Выставка пользовалась популярностью, по информации от галереи, её посетило за три месяца столько зрителей, сколько не посещало музей за год.

А в ночь с 25 на 26 сентября из галереи «Villa Croce» было похищено 18 из 76 картин. Расследование длилось два месяца. После ареста стало ясно, что преступники воспользовались грозой в ночь ограбления, с помощью лестницы проникли в окно галереи, а затем вынесли полотна и погрузили их в грузовик.

  • Музей «Villa Croce».
  • Илья Репин «Отдых».

Тогда об ограблении писали практически все итальянское газеты, к поиску картин подключился Интерпол. Через две недели было обнаружено большинство полотен, а вот картину Ильи Репина «Отдых» обнаружили последней на чердаке дома, в котором жил один из грабителей.

Преступники, похитившие полотна, плохо представляли себе, какую ценность они имеют. И предлагали их к продаже в антикварных лавках Италии. Однако так и не смогли сбыть ни одного шедевра русской живописи.

Зато итальянские полицейские успешно раскрыли это громкое дело и передали картины законному владельцу — Третьяковской галерее.

«Н. А. Некрасов в период «Последних песен»» Ивана Крамского

Иван Крамской, «Н. А. Некрасов в период «Последних песен»».

Долгое время специалисты музея не могли разгадать тайну последнего прижизненного портрета поэта Николая Некрасова. Внимательный зритель мог заметить, что на картине есть следы разрезов. Лишь в 2006 году специалисты Третьяковской галереи получили в своё распоряжение оборудование, с помощью которого можно было исследовать картину в полном объеме.

Вблизи на картине отчётливо видны следы разрезов.

По заказу владельца галереи Павла Третьякова Иван Крамской должен был написать портрет Николая Некрасова. Однако художнику было поставлено условие, что портрет должен быть прижизненным.

Иван Крамской посещал поэта в те дни, когда Некрасов был уже очень болен и все дни проводил в постели. Художник работал урывками, по 10-15 минут в день.

На первоначальном портрете Некрасов был изображен в том виде, в котором видел его художник: лежащим в постели.

Изображение Николая Некрасова состоит из семи частей.

Когда полотно было окончено, члены семьи Крамского воспротивились такому изображению великого поэта, о чём в личной переписке и сообщил автор картины Павлу Третьякову.

Чтобы показать на портрете несокрушимую силу духа Николая Некрасова, Иван Крамской разрезал полотно на несколько частей и собрал картину заново, увеличив холст и включив в него фрагменты уже готового портрета. В результате поэт оказался не лежащим, а сидящим на постели.

Окончательный портрет, который сегодня находится в Третьяковской галерее, состоит из семи кусков. Художник собрал их, как мозаику и дорисовал необходимые детали интерьера. При этом он не стал сшивать куски, а склеил их с обратной стороны толстым слоем мастики.

Иван Крамской. Автопортрет 1874 г.

При этом на портрете стоит дата 1877 год, хотя заканчивал своё произведение Иван Крамской в 1878 году, уже после смерти великого русского поэта. Специалисты Третьяковки объясняют данный факт тем, что художник лучшим стихотворением Николая Некрасова считал песню «Баюшки-баю», написанную 3 марта 1877 года. Эту дату он и обозначил в своей подписи.

«Принцесса Грёза» Михаила Врубеля

Михаил Врубель, «Принцесса Грёза».

История картины Михаила Врубеля полна парадоксов и тайн. «Принцесса Грёза» писалась художником по заказу известного мецената Саввы Мамонтова для украшения павильона живописи и искусств в Нижнем Новгороде.

Павильон должен был стать одним из отделов Всероссийской промышленной и сельскохозяйственной выставки. Предполагалось, что художественный отдел будет украшен двумя масштабными панно над входами. Именно их и заказали Михаилу Врубелю.

Эскизы панно «Микула Селянинович» и «Принцесса Греза» утверждал сам император Николай.

Михаил Врубель, «Принцесса Грёза», эскиз.

Когда работы заняли своё место оказалось, что они гораздо интереснее, ярче и талантливее, чем все картины, выставленные в самом павильоне. Почтенная комиссия повелела панно снять с формулировкой «нехудожественные». Члены Академии художеств вне только раскритиковали работы художника, но и устроили ему настоящую травлю.

Однако Савва Мамонтов выстроил дня работ Врубеля отдельный павильон, испросив согласие художника на их демонстрацию. Из-за гонений на него со стороны Академии художеств Михаил Александрович уехал из Нижнего Новгорода, оставив картины не вполне законченными. Недописанные части по эскизам автора заканчивали художники Коровин и Поленов.

Мозаика «Принцесса Грёза» на фасаде гостиницы «Метрополь».

После окончания выставки Савва Мамонтов хранил панно в своей опере, а затем «Принцесса Грёза» и «Микула Селянинович» бесследно пропали. В 1956 году в небольшом сарайчике при Большом театре взялись разбирать хлам, в нем хранящийся, чтобы саму пристройку снести.

В самом низу, под завалами старых декораций и реквизита был обнаружен скомканный огромный холст. Поначалу его хотели просто выкинуть, но в последний момент решили пригласить специалистов Третьяковской галереи для оценки непонятного полотна.

Для того, чтобы развернуть картину, понадобилось перекрывать дорогу перед Большим театром. Каково же было удивление, когда на холсте площадью в 94 метра квадратных во всей красе предстала «Принцесса Грёза» Врубеля.

А на гостинице «Метрополь» напротив красовалась мозаика, изображавшая эту же картину!

Михаил Врубель, «Принцесса Грёза» в зале Третьяковской галереи.

Долгое время специалист Третьяковки просто не знали, что делать с этой бесценной находкой. Сначала для хранения панно заказали специальный вал, на который накатали холст.

Позже было принято решение реставрировать картину, а во время реставрации Третьяковской галереи в 1996 году специально для демонстрации панно спроектировали зал, где теперь висят полотна Михаила Врубеля и проводятся концерты.

Источник: https://homsk.com/amp/news/8972

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector