Венецианов Алексей Гаврилович биография и творчество художника. Родился в семье купца грека по происхождению Г. Ю. Венецианова. В детстве молодой художник полюбил рисование и осваивал основы живописи и рисунка, как самоучка. В юнные годы он часто копировал картины знаменитых живописцев. Интерес к миру русского крестьянина, трудовая жизнь вдали от столицы, бескорыстное обучение юношей из нищих слоев крестьянства – все это имело свои начинания в наиболее передовых воззрениях эпохи формирования декабристских обществ.
Более точной информации о его первых наставниках неизвестно, судя по его работам в юношеском возрасте можно с уверенностью сказать так, как начинающий художник он был очень наблюдательный и кто то с ним все таки занимался и показывал ему некоторые нехитрые премудрости в приготовлении необходимым материалов для работы и процесс живописного писания красками. Так сложилось Венецианов не получил официального художественного обучения, как мы видим это недоразумение ни чуть помешало художнику творчески развиваться и обратить на себя внимание.
Известно, что в 1807 году Венецианов приехал в столицу в Петербург, где первое время был принят на работу в почтовую службу. Будучи в столице он часто посещает картинные галереи и выставки, чувствую страсть к живописи он знакомится с различными художниками, среди которых оказался известный на то время художник Боровиковский, чье наставничество положительно сказалось в дальнейшей творческой судьбе Венецианова.
Вместе с Боровиковским художник работает в мастерской изучает процесс работы мастера, копирует знаменитые картины и совершенствует свои навыки в рисовании и написании различных портретов с натуры. Его первые заметные работы до 1809 отражены в портрете Бибикова, где он старался придерживаться стиля того времени, раскрывая в портретном образе черты характера просвещенного человека.
Некоторое время он принимает участие в карикатурном журнале, где пробует себя, как шаржиста.
Конечно в карикатурах он не находит своего полного призвания, да и сам журнал впоследствии был под запретом в 1809 году, из за государственной цензуры тех времен.
Тем не менее к карикатурному жанру он будет обращаться в последствии, после войны с Наполеоном 1812 году были популярны сатирические карикатуры высмеивающие дворян тяготевших к французскому стилю, моде и языку
В творческих и в последствии педагогических принципах Алексея Венецианова получил свое последовательное развитие и истолкование лозунг приближения к родной российской природе, любовь к натуре, к реальной действительности жизни, это было характерно для эстетических и культурных взглядов начала 19 века.
Именно в искусстве Венецианова бытовые сюжеты из жизни русских крестьян получают массовое общественное признание. Появление его небольших по размеру полотен было воспринято современным обществом того времени как становление исключительно родной национальной сферы в русской живописи.
1811 год для Венецианова Алексея Гавриловича является удачным этапом в его творчестве он создает первоклассные работы портрет инспектора Петербургской Академии художеств Головачевского Кирила Ивановича и также он пишет свой Автопортрет, за проделанную работу его он получает звание кандидата в академики или тем языком в академии это звание звучало, как назначенный художник. В этом же году после с отличием выполненного академического задания художник получает звание академика живописи.
В 1815 Алексей Венецианов женился, его избраннице становится Азарьева Марфа Афанасьевна, а в 1819 году он со своей семьей переезжает в ее небогатое имение в селе Сафонково расположенное в окрестностях Тверской губернии. Жизнь в селе в корни отличалась от столичной суеты, здесь художника вдохновляла совсем другая атмосфера, жизнь простых крестьян их повседневный быт казался художнику очень колоритным да и новым в его творчестве.
Отражать крестьянские образы в картинах в того времени было не популярным занятием среди большинства художников, куда прибыльней было писать дорогие портреты дворян, тем не менее Венецианов пренебрег этим.
В его картинах продемонстрированных на выставке в академии в 1824 году, как раз показаны крестьяне в качестве персонажей 'Утро помещицы', 'Гумно', 'Крестьянская девушка с граблями и косой', трогательная работа 'Крестьянка с васильками' на что последовало много разных положительных откликов людей с демократически настроенным взглядом.
С еще большим воодушевлением проникся художник к крестьянской теме, из под его кисти выходят новые произведения 'На пашне Весна', и приблизительно в середине двадцатых годов картина 'На жатве.
Лето' и очень трогательные картины 'Вот-те и батькин обед', 'Захарка', 'Спящий пастушок' в которых персонажи это крестьянские дети.
Детей как мы видим Алексей Венецианов очень любил, он отлично понимал их обездоленность был добр к ним и обязательно желал раскрыть детские характеры в своих работах.
Конечно нетронутая до селе крестьянская тема была очень не по нраву руководству академии да и застойному дворянству вкупе, они яростно не признавали работы Венецианова, как искусство. Алексей Венецианов не раз предлагал открыть в академии классы для обучения крепостных крестьян, но там его и слушать не желали по этому поводу.
Не смотря на это художник впоследствии за свой счет учредил художественное заведение для обучения одаренных крестьянских детей и сирот, всячески помогал им. Из под его руководства некоторые ученики стали настоящими художниками среди них художники Зарянко С., Тыранов А, Сорока Г..
Конечно содержать далеко не прибыльную школу, было тяжелым бременем для художника, помогали некоторые частные заказы по написанию портретов и даже иконописных образов для церквей.
1830-e годы можно считать более скромным творческим периодом художника.
В его работах проявляется новое для него направление он создает картины в старом стиле жесткого классического академизма с обнаженными женскими фигурами в 1829 году картина 'Купальщицы', примерно 1832 год полотно 'Вакханка' Несколько изменив тематику работы r более продвинутому живописному решению в начале тридцатых годов написан интерьерный Портрет Кочубея В. П. 1842. Вернувшись снова к крестьянской теме в этом же году создает картину 'Гадание на картах', считается одной из последних работ заслуживающих внимание. в 1843 в более скромных оттенках написана картина Крестьянская девушка за вышиванием'
В 1847 году 16 декабря жизнь талантливого художника была оборвана совершенно нелепым случаем, не управляемая упряжка испуганных и быстро несущихся с крутого холма лошадей в санях которых находился Венецианов перевернулась и на смерть придавила художника.
Значение вклада художника Венецианова Алексея Гавриловича в русском изобразительном искусстве имеет просто огромное значение.
Он один из первых открывателей живописного направления связанного с крестьянским бытом и это в эпоху классического академизма, эпоху крепостного права, угодничающего и чванливого дворянства.
Крестьянская тема, столь характерная для начала XIX века, наиболее глубоко продвинута в творчестве нашего русского живописца А. Г. Венецианова.
Живописные произведения этого талантливого художника донесшего отпечаток того времени и рассказавший нам о другой стороне жизни русского простого народа 19 века, просто неоценимо.
Источник: https://www.art-portrets.ru/hudozhnik-venetsianov.html
Венецианов Алексей Гаврилович (1780 — 1847)
Венецианов Алексей Гаврилович (реализм)
Родился в семье небогатого купца. Первоначальное образование получил в художественном пансионе, а затем переехал в Петербург, где брал уроки у Боровиковского. В 1811 году он получил звание академика, а в 1819 поселился в родной деревне Сафонково Тверской губернии.
Тема крестьянства становится основной в его творчестве. Художник воспевает трудолюбие крестьян, поэзию и красоту их жизни, в этом заметно влияние романтизма на творчество художника, однако очень своеобразно. В основе классицизма лежал трезвый разум, а романтизм более тяготел к чувству.
Венецианов с успехом соединял в лучших своих произведениях трезвость мысли и искреннюю взволнованность чувств. Следует сказать, что под влиянием романтизма художник в своих полотнах часто идеализировал крестьянский труд. Важной частью его картин становится пейзаж с его нежными, мягкими красками.
В своих идиллических образах Венецианов ищет умиротворенности, душевной цельности и чистоты.
Около 1824 года Венецианов основал в Сафонково за свой счет школу рисования для талантливых детей крестьян, из которых вышло много прекрасных художников. Всего через школу Венецианова прошло свыше 70 молодых живописцев, из них наиюолее способными оказались Н.С.Крылов, А.В.Тыранов, А.А.Алексеев, Е.Ф.Крепдовский, А.Г.Денисов, Л.К.Плахов, С.К.Зарянко, Г.В.Сорока.
Утро помещицы. (1823)
Картина с первого взгляда покоряет редкостной гармонией. Маленькая комнатка небогатого помещичьего дома залита теплым солнечным светом, который целиком заливает фигуру хозяйки. Она занята домашним хозяйством: раздает крестьянкам лен, указывая что надо делать.
Одна женщина держит безмен (весы), чтобы взвесить, сколько было выдано льна. У другой в руке завязанный платок со льном, она внимательно, спокойно выслушивает указание помещицы. Чувствуется, что крестьянки нисколько не робеют перед своей хозяйкой, их отношения теплые, дружественные.
От сцены веет мирным покоем летнего дня, уютом, простотой и человечностью отношений, возможных только в маленьком, как у Венецианова, именьице, где хозяева хорошо знают своих немногочисленных крестьян по именам, входят в их заботы.
Художник как бы воссоздает тот непритязательный мир, который Пушкин нашел в семье Лариных:
- Простая русская семья, К гостям усердие большое, Варенье, вечный разговор
- Про дождь, про лен, про скотный двор
- ДЕВУШКА С БУРАКОМ
Венецианову удалось показать здесь внутренний мир крестьянской девушки. Перед нами — сложившийся характер, более того, личность. В ней подкупает не только обаяние и красота, нравственная чистота, в ней чувствуется душевная готовность к самопожертвованию. Именно из таких характеров в тяжкую для Отечества годину вырастали мужественные женщины-воительницы. В испытующем, напряженном взгляде ее читается незаурядный ум, богатый интеллект. Кто эта девушка, так и не стало известно, где увидел ее художник и знал ли ее? Но образ этот — один из самых прекрасных венециановских образов.
Гумно (1821)
В картине царит покой и умиротворенность. Здесь нет бурных движений. Здесь все главное — люди, кони, хлеб, серп, грабли, хомуты. Это поэтическое изображение будничной сцены. Щедрое солнце льется в распил гумна. Усталая баба перематывает онучи. Мужики в глубине возятся с лошадьми. Переговариваются кучкой стоящие бабы. Особенно хорошо выписан центр картины — здесь, в широкой полосе льющегося через боковые ворота света, так ласково тепло, так сладко пахнет нагретым ржаным зерном, что отсюда не хочется уходить.
НА ПАШНЕ ВЕСНА (1820)
Перед нами поле и молодая крестьянка, ведущая пару коней, запряженных в борону. Венецианову хотелось рассказать о начале полевых работ, как о радостном, долгожданном событии в крестьянской жизни. Добиваясь настроения праздничности, художник нарядил героиню в розовый сарафан и кокошник. Такая одежда усиливает поэтизированность образа крестьянки. Сарафан напоминает античное платье с высокой талией, а кокошник — диадему. Это впечатление усиливает и легкий «танцующий» шаг женщины. Героиня картины выглядит ожившей статуей богини Флоры, совершающей свое триумфальное шествие по весенней земле. Конечно, образ нарядной крестьянки идеализирован, здесь заметно влияние романтизма.
НА ЖАТВЕ ЛЕТО (1820)
В этой картине, как и в «Спящем пастушке» все подчинено минуте великого покоя, разлитого в природе. Здесь даже облака, кажется, не плывут, а словно замерли и недвижной грядой замерли над землей. А земля погрузилась в истому последнего знойного дня ранней осени. Неподвижен густой, плотный, напоенный жаром и тончайшей хлебной пылью воздух. Во власти покоя и главная героиня картины — крестьянка, отдыхая, кормит грудью ребенка. Она повернута к нам вполуоборот, спиной, мы не видим ее лица, но зато то, что скрывает лицо, мы видим в фигуре. Чуть согбенная спина, по-крестьянски прямые, чуть угловатые плечи; трогательная, тонкая, открыто-беззащитная шея, бережно обнимающие ребенка руки… В гармонии с природой рядом с кормящей женщиной застыла в неподвижности другая женщина с ребенком, а на поле выпрямилась третья. А дальше поле еще не убранного хлеба, снопы, а еще дальше, до горизонта — золотистые полосы неубранной ржи чередуются с полосами стерни, где хлеб уже сжали. Художник использовал в своей картине естественную цветовую гамму — золотисто-желтые, теплые красные и теплые оливково-золотистые тона, но, конечно, преобладают здесь золотисто-желто-коричневые тона и оттенки.
Спящий пастушок (1824)
Высокое серое небо над бесконечной равниной, чахлые кустики у воды, зеленые елочки на фоне пожелтевшей травы. Тишину, покой, бесхитростную прелесть русского пейзажа передал художник в этой трогательной картине. Время здесь, кажется, остановилось. Вместе с уснувшим пастушком тихо дремлет природа, застыла вода, ветер не шевелит травы. В картине использована изумительно нежная гамма розово-голубых, зеленых, золотистых тонов. На ствол березы падает горячая тень от головы мальчика, его темные волосы приобретают золотисто-медную окраску. Розовая даль, нежно-розовая прозрачность щеки, розовые блики на армяке мальчика. Высокое голубое небо, мягкая, нежная зелень травы, листвы…
КУПАЛЬЩИЦЫ (1829)
Купальщицы — самая первая проба Венецианова в новой для него области живописи — изображении обнаженного тела. Сам сюжет достаточно традиционен — сколько купальщиц к середине 19-го столетия уже знала мировая живопись! Но таких купальщиц в России еще не знали: у прозрачного ручья в тенистой глубине оврага показаны две крестьянки, две простые, русские деревенские женщины! В жаркий день они пришли к ручью, что течет в овраге на окраине родной деревни,чтобы смыть с себя пот, пыль и усталость страдной работы. Сколько в них могучей, величавой стати! Художник не пытается приукрасить их сколько-нибудь, да в этом и нет нужды. Они и так не менее прекрасны, чем героини великих мастеров прошлого, хотя их руки огрубели от тяжелой повседневной работы — рядом с нежной кожей нетронутого загаром тела это особенно заметно. Они прекрасны, несмотря на слишком широкие, развитые непрерывным трудом плечи, несмотря на крупные ступни сильных ног, далеких от академического идеала. Художник предельно откровенен и правдив со зрителем. Смущенная улыбка одной из женщин освещает ее чистым светом целомудрия. Милое лицо со стыдливо отведенными в сторону глазами полно обаяния зрелой женственности. Вторая купальщица сидит к нам спиной. Тонким сочетанием красок Венецианов передает теплоту кожи, холодный воздух оврага, зелень листвы.
ЗАХАРКА (1825)
Захарка — сын крепостныых Федула и Анны Степановых. Художник писал мальчика вместе с матерью, когда они летом любовались бабочками. Теперь Захарка уже подросток. У него зоркие, умные глаза, короткий нос, невысокая, ладно подтянутая фигура. Вот он снарядился с деловитой основательностью для серьезного дела — рубки дров в лесу. Захарка, в теплой шапке, больших рукавицах, ладном кожушке, с топором на плече, сосредоточен, внутренне подобран, озабочен. Трогательным контрастом к этой «взрослости» воспринимаются детские пухлые губы, нежность овала лица, хрупкая тонкость шеи. Не себя ли вспоминал Венецианов, глядя на этого мальчишку? Ведь и ему самому выпало на долю трудовое детство, которое в основном было связано с работами на земле. Может быть, поэтому художник как-то по-особенному тепло относился к этому еще не до конца оформившемуся подростку?
ЖНЕЦЫ (1825)
Крестьянка с сыном, на миг забывшие о жнивье, с упоением любуются нечаянно присевшими на руку жницы пестрокрылыми бабочками, удивленные совершенной красотой этого малого создания природы. Эту картину однажды наблюдал в своем имении сам Венецианов и она так запала в сердце художника, что он немедленно встал за мольберт. Венецианова поразила та душевная красота, непосредственность живого чувства, которая внезапно открылась в этих простых людях от встречи с прекрасным творением природы. Мальчик отличается пытливым умом, сметливостью, эту заинтересованность показал и художник. А вот мать, даже в момент любования бабочками не может спрятать своей усталости от повседневной, изнурительной работы.
- Девушка в платке
- Вот те и батькин обед!
- Жница.
Портрет М. Венециановой — жены художника.
Источник: http://cvetamira.ru/venecianov-aleksey-gavrilovich-1780-1847
Почему Алексей Венецианов ради создания нового направления в живописи сломал собственный сарай?
Как и многие из московских купцов, Венецианов решил дать сыну хорошее образование и определил его на учебу в престижный частный пансион. Учился Алексей средне, посвящая все свободное время рисованию, за что не раз имел нагоняи от учителей.
Но вскоре и учителя вынуждены были признать, что у юноши есть несомненный талант. Уже в пятом классе Алексей стал пытаться, и небезуспешно, писать масляными красками на холсте, освоил и живопись пастелью.
Даже отец смирился с его увлечением, поняв, что у сына явно не лежит душа к торговому делу.
Надежды, что в столице он сможет проявить себя как художник, не оправдались. Летом 1802 года Венецианов в «Санкт-Петербургских ведомостях» дал объявление, что художник готов писать «предметы с натуры пастеллем в три часа». Но заказчики не спешили к нему обращаться, и художник решил вернуться в Москву, где продолжил совершенствование в живописи и создал несколько интересных портретов.
В Петербург художник снова перебрался только в 1807 году, поступив на службу в Департамент почт, затем перевелся в Департамент государственных имуществ Министерства финансов. Службу сочетал с серьезными занятиями живописью: много копировал в Эрмитаже, пользовался советами В.Л.
Боровиковского и даже какое-то время жил у него, продолжал писать портреты. Живопись особых доходов не приносила.
Венецианов попытался издавать «Журнал карикатур на 1808 год в лицах», но уже третья опубликованная им карикатура вызвала гнев императора, посоветовавшего автору заниматься делами службы, а не сатирическими изображениями вельмож. Естественно, что журнал прикрыли.
Закрытие журнала не сказалось на отношении к Алексею Гавриловичу в художественной среде столицы. В 1811 году он представил в Академию художеств «Автопортрет», который был благосклонно воспринят мэтрами живописи. Венецианову за него даже присвоили звание назначенного в академики и утвердили тему работы на получение звания академика — «Портрет К. И. Головачевского с тремя воспитанниками Академии художеств». Головачевский — личность для академии легендарная, как художник-портретист он особым талантом не блистал, но был хорошим педагогом. Ко времени создания портрета он уже более 30 лет был инспектором академии, воспитав несколько поколений русских художников.
Портрет был написан в течение года, руководству академии он понравился, и Венецианову присвоили звание академика, что значительно упрочило его положение как художника-портретиста, но особой известности не принесло. В период Отечественной войны 1812 года художник вернулся к сатирическим гравюрам, создав серию работ, широко разошедшихся по стране.
В послевоенные годы, Венецианов, продолжая много времени уделять живописи, занялся обучением молодых художников, создав собственную школу для художественно одаренных детей.
Большинство его учеников было из малообеспеченных семей чиновников и даже крепостных.
Но совмещать живопись, педагогику и службу чиновником становилось все труднее, и в 1819 году в чине титулярного советника Венецианов оставил службу и переселился в имение Сафонково, купленное им в Тверской губернии.
Для своей первой крупной картины, написанный по новой «методе», художник даже распорядился выпилить стену гумна (сарай для обмолота и хранения пшеницы), чтобы «впустить в него естественный свет» и создать глубокую перспективу. Построение картины, её цветовая гамма необычны для того времени, как и то, что на ней изображены простые крестьяне.
В сентябре 1824 года картину «Гумно» и еще несколько «крестьянских» работ Венецианов представил на Академической выставке. Зрители сначала отнеслись к работам живописца настороженно, но когда картину «Гумно» похвалил и решил приобрести для своей коллекции император, посыпались восторженные отзывы. Известный коллекционер и издатель П. П. Свиньин так отозвался о работах Венецианова в «Отечественных записках»: «Наконец мы дождались художника, который прекрасный талант свой обратил на изображение одного отечественного, на представление предметов, его окружающих, близких к его сердцу и к нашему, и совершенно успел в том».
Но подобного мнения придерживались далеко не все. Руководство Академии художеств, не желая отступать от классических канонов, отнеслось к работам художника скептически, посчитав, что они не подходят для сформированной в академии системы живописи. Несмотря на противодействие академии, новое направление в русской живописи было создано и быстро нашло последователей и почитателей.
Параллельно с живописью Венецианов продолжил заниматься обучением молодых талантливых художников, которые вскоре стали выставляться на выставках в академии, завоевав симпатии зрителей. Но все попытки мастера привнести свою педагогическую практику в стены Академии художеств встречали упорное сопротивление.
Ему было отказано в присвоении звания профессора и разрешении преподавать в академических классах. По этому поводу скульптор Н. А. Рамазанов очень точно заметил, что Академии художеств не нужен был педагог, «имевший свою исключительную манеру и не расположенный к методе академической».
Сам художник об этом с горечью написал: «Однако на получение какой-нибудь обязанности в самой Академии художеств мне совершенно отказано навсегда…».
Любопытно, что в этот период Венецианов продемонстрировал, что и в академическую манеру живописи можно внести народные элементы, которые будут и естественны, и уместны.
В 1829 году им была написана картина «Купальщицы», выполненная, казалось бы, в классической академической манере.
Но изображены купальщицы на фоне русской природы на берегу небольшой речушки или пруда, да и крепкие тела выдают в них обычных крестьянок.
Художник много и плодотворно работал, написав замечательные картины, неизменно пользующиеся популярностью у зрителей, создал новое направление в живописи и свою педагогическую систему, позволившую ему воспитать талантливых учеников. К сожалению, 4 декабря 1847 года Алексей Гаврилович Венецианов трагически погиб. Но остались его картины, которые помогают понять красоту родной земли и людей, которые на ней жили и трудились.
Источник: https://ShkolaZhizni.ru/biographies/articles/28890/
Алексей Венецианов: картины, биография
В Петербурге александровской поры одни его знали как неприметного чиновника, землемера, другие как недурного портретиста, умелого, но не из первых. Но вот Алексей Гаврилович Венецианов стал художником. Он получил академика за «Портрет К. Головачевского с воспитанниками Академии» в 1811 году, в годы наполеоновских войн участвовал в выпуске сатирической графики, одно время даже пытался безуспешно издавать сатирический журнал. Потом, купив небольшую деревеньку Сафонково в Тверской губернии и переселившись туда в 1820 году, Венецианов открыл в себе совсем другого художника, нежели тот, которым он старался быть до сих пор.
Прежде он видел, или старался видеть, как и все, прекрасное только в музейных залах, пытался верить, что возвышенно только то, что было когда-то, в «золотые времена», что приукрашать надо все, что пишешь. Теперь он бывал в Петербурге лишь наездами.
А здесь, в деревне, — в поле золотится рожь, на праздник крестьянки наряжаются в нарядные сарафаны, небо чистое, высокое.
Неужели это все низко, недостойно кисти настоящего художника? Венецианов решился: первым в русской живописи он стал писать картины о крестьянах и сознательно увидел в этом свою главную задачу.
Это был важный и смелый шаг, если мы вспомним еще раз о взглядах того времени на художественное творчество, которым прежде пытался следовать и сам Венецианов. Первой из его новых картин было всем известное ныне полотно «Гумно» (1823).
И сам мотив, и выборгероев, и сама манера письма были весьма дерзким вызовом существовавшим в искусстве правилам, предписанным Академией. Художник показал крестьян отдыхающих и работающих, занятых своими обычными делами, и увидел в этом нехитром проявлении жизни подлинную поэзию.
Своим принципом Венецианов избрал предельную верность жизни. Как он сам говорил: «Ничего не изображать иначе, чем в натуре является, и повиноваться ей одной без примеси манеры какого-нибудь художника».
В своем увлечении жизнью, открывшейся ему, в стремлении точнее передать прочувствованную им поэзию художник, когда писал «Гумно», даже приказал разобрать одну из стенок сарая, чтобы помещение залил нужный ему теплый ровный свет.
Эта, казалось бы, только забавная деталь многое говорит о творческом, антинатуралистическом отношении мастера к своей задаче. Он и впрямь занялся познанием законов природы, а не списыванием с натуры. Вскоре год для Венецианова-художника стал измеряться крестьянскими трудами. Он пишет как бы сельский календарь в картинах.
Весна — «На пашне», лето — «На жатве». Венецианов пишет чистку свеклы, спящего пастушка, лица крестьян, девушку с васильками. В его больших картинах очень важную эмоциональную роль начинает играть пейзаж. Он любит созерцать простые сельские виды, поля, леса. Пейзаж подчеркивает лирическое начало его картин, их ясную поэзию.
Венециановские мотивы нехитры, но будничными их не назовешь. Его простота, конечно, глубоко чужда прозе. Глядя на венециановскую картину «На пашне», мы ощущаем праздничность, торжественность труда.
Мало кто такими глазами видел в ту пору крестьянский труд. Ведь крестьянин был «вещью», и Венецианов одним из первых во всей русской культуре увидел в нем человеческое достоинство, красоту и благородство.
Его крестьянки — это и своего рода идеальные образы, «крестьянские мадонны».
В картинах Венецианова царят мир и спокойствие. Все ясно и чисто. Краски его звучны и спокойны. Густое золото ржи, мягкая зеленьтравы, красная юбка крестьянской девушки. Художник наслаждается ощущаемой им цельностью мира людей и природы, гармонией. Классическая мера здесь впервые встречается с величавостью сельского хоровода.
Можно сказать, что Венецианов намеренно идеализирует действительность, если видеть в его картинах материал к исследованию социально-экономического положения деревни тех лет.
Один из историков искусства, пытаясь определить главную черту творческого облика мастера, назвал его реалистическим сентименталистом, как бы соединив в этом определении и любовь Венецианова к натуре, и его «идеализм».
Но чего нет в картинах Венецианова, так это фальши. Просто он радуется открытому им для искусства миру, его красоте и моральной чистоте. Это уже позже передвижники увидят русскую деревню в упор, со всеми ее бедами, порожденными страшной социальной действительностью России. А Венецианов — лирик, поэт, сам удивляющийся миру крестьянской жизни и увлекающий своей любовью зрителей.
«Отец русского жанра», как называли Венецианова, открыл для русской живописи новую область — изображение интерьера («Утро помещицы»). В противовес холодным величественным канонам он обращал внимание на ценность и интересность каждодневной жизни человека.
Источник: https://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/1784-venec.html
Описание картины Алексея Венецианова «Гумно»
Без картины «Гумно» невозможно представить творчество Венецианова. Картина, хранящаяся в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, является результатом пристального изучения натуры. На полотне изображено гумно, то есть сарай для сжатого хлеба, где его складывали в скирды и молотили, а также работающие и отдыхающие крестьяне, лошади, повозки, нехитрые сельские орудия труда.
Любовно и внимательно художником передано внутреннее пространство гумна.
Первый план освещен ровным мягким светом, дальше, там, где освещение должно быть более приглушенным, с улицы неожиданно через открытую слева дверь врывается поток дневного света, и в глубине — опять яркий свет.
Результатом тонких наблюдений живописца на натуре являются переходы от освещенных участков дощатого пола к затемненным. Игра света поражает, а тени в картине реалистично прозрачны.
Образы Венецианова иногда не сразу понятны обывателю, ведь в них часто очень много статичности. Но чем дольше и детальнее рассматриваешь картину, тем явственнее понимаешь, что художник предпочитал некие внутреннее движения какими-либо внешним проявлениям. Очень выразительна и отнюдь не статична сидящая слева крестьянка, прислонившаяся спиной к бревнам.
А сложная система перспективы передаётся живописцем несколькими интересными приемами. Можно выделить один — ряд уменьшающихся по мере удаления от зрителя горизонталей, созданных досками пола. Линейная перспектива на картине Венецианова подкрепляется перспективой воздушной. Эта особенность объединяет композиционные пласты в единое целое.
Картина «Гумно» стала настоящим шедевром и была представлена на Академической выставке 1 сентября 1824 года. Показанное впервые зрителю полотно имело небывалый успех. Сам император настолько был впечатлён, что приобрел картину.
Коллеги Венецианова посчитали его работу не подходящей для сформированной системы Академии — им она не понравилась. Но это не помешало именно картине «Гумно» стать новым громким словом в русской живописи. Именно она положила начало последующему, новому этапу творчества живописца.
- Год написания картины: 1823.
- Размеры картины: 66,5 х 80,5 см.
- Материал: холст.
- Техника написания: масло.
- Жанр: жанровая живопись.
- Стиль: реализм.
- Галерея: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.
Источник: https://opisanie-kartin.ru/venecianov-aleksey/gumno/
Венецианов алексей гаврилович (1780-1847). венецианов — уникальное явление в русской живописи. он заложил основы целого направления в изобразительном. — презентация
1 ВЕНЕЦИАНОВ АЛЕКСЕЙ ГАВРИЛОВИЧ ( )
2 Венецианов — уникальное явление в русской живописи. Он заложил основы целого направления в изобразительном искусстве — «венецианской школы», писал портреты и карикатуры. В любом направлении своего творчества он старался делать что-то новое. Непонятый современниками, он умер в бесславии, хотя при жизни получил звание «назначенного», академика, «художника государя императора».
3 Лишь спустя тридцать лет после смерти его художественное наследие и вклад в историю русской живописи были оценены по достоинству. Его полотна выставлены в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), в Государственной Третьяковской галерее (Москва), в Тверской областной картинной галерее (Тверь).
Лишь спустя тридцать лет после смерти его художественное наследие и вклад в историю русской живописи были оценены по достоинству. Его полотна выставлены в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), в Государственной Третьяковской галерее (Москва), в Тверской областной картинной галерее (Тверь).
4 Русский художник, представитель романтизма (известный прежде всего своими сельскими жанрами). Родился в Москве 7 (18) февраля 1780 в купеческой семье. В молодости служил чиновником. Искусство изучал во многом самостоятельно, копируя картины Эрмитажа. В брал уроки живописи у В.Л.Боровиковского.
Считается основоположником русской печатной карикатуры (впрочем, его сатирический листок,, появившись в 1808, был сразу же запрещен цензурой). Во время Отечественной войны 1812 создал (вместе с И.И.Теребеневым) серию агитационно-сатирических картинок на темы народного сопротивления французским оккупантам.
Писал портреты, обычно небольшие по формату, отмеченные тонким лирическим воодушевлением (М.А.Венецианова, жена художника, конец 1820-х годов, Русский музей, Петербург; Автопортрет, 1811, Третьяковская галерея, Москва). В 1819 покинул столицу и с тех пор жил в купленной им деревне Сафонково (Тверская губерния), вдохновляясь мотивами окружающего пейзажа и сельской жизни.
Русский художник, представитель романтизма (известный прежде всего своими сельскими жанрами). Родился в Москве 7 (18) февраля 1780 в купеческой семье. В молодости служил чиновником. Искусство изучал во многом самостоятельно, копируя картины Эрмитажа. В брал уроки живописи у В.Л.Боровиковского.
Считается основоположником русской печатной карикатуры (впрочем, его сатирический листок,, появившись в 1808, был сразу же запрещен цензурой). Во время Отечественной войны 1812 создал (вместе с И.И.Теребеневым) серию агитационно-сатирических картинок на темы народного сопротивления французским оккупантам.
Писал портреты, обычно небольшие по формату, отмеченные тонким лирическим воодушевлением (М.А.Венецианова, жена художника, конец 1820-х годов, Русский музей, Петербург; Автопортрет, 1811, Третьяковская галерея, Москва). В 1819 покинул столицу и с тех пор жил в купленной им деревне Сафонково (Тверская губерния), вдохновляясь мотивами окружающего пейзажа и сельской жизни.
5 Уже в этапной картине Гумно ( , Русский музей) сельский быт выглядит как непреложная основа художественного изучения натуры.
Лучшие из картин Венецианова по- своему классицистичны, являя эту натуру в состоянии идеализированной, просветленной гармонии; с другой стороны, в них очевидно берет верх романтическое начало, обаяние не идеалов, а простых естественных чувств на фоне родной природы и быта.
Среди наиболее известных произведений сельских жанров — На пашне. Весна (первая половина 1820-х годов), На жатве. Лето (1820-е года; обе работы — в Третьяковской галерее), Утро помещицы (1823), Спящий пастушок ( ; обе картины — в Русском музее).
Его крестьянские портреты (Захарка, 1825; или Крестьянка с васильками, 1839) предстают фрагментами той же просветленно-естественной, классико- романтической идиллии Уже в этапной картине Гумно ( , Русский музей) сельский быт выглядит как непреложная основа художественного изучения натуры.
Лучшие из картин Венецианова по- своему классицистичны, являя эту натуру в состоянии идеализированной, просветленной гармонии; с другой стороны, в них очевидно берет верх романтическое начало, обаяние не идеалов, а простых естественных чувств на фоне родной природы и быта.
Среди наиболее известных произведений сельских жанров — На пашне. Весна (первая половина 1820-х годов), На жатве. Лето (1820-е года; обе работы — в Третьяковской галерее), Утро помещицы (1823), Спящий пастушок ( ; обе картины — в Русском музее).
Его крестьянские портреты (Захарка, 1825; или Крестьянка с васильками, 1839) предстают фрагментами той же просветленно-естественной, классико- романтической идиллии
6 Сюжет картины «Весна» является незатейливым. На картине изображена молодая крестьянка, которая боронит пашню. Но сюжет не показывает главную идею картины. Здесь наблюдается более глубокий смысл, который трудно заметить с первого взгляда. Венецианов ведет нас к главной загадке.
Кажется, что и сам художник, когда начинал работать над картиной, не знал что хочет рассказать своему зрителю. Смотря на картину, мы может живо почувствовать весь трепет, который овладел художником. Он как – будто прикасается к тому, к чему нельзя прикасаться. Автор будто дотронулся и замер на секунду. «На пашне.
Весна» Картина написана в середине 1820 года.
7 «Крестьянская девушка с телёнком». 1829(?). Третьяковская галерея. Москва.
8 «Жнецы» Картина написана в 1825 году. Размер полотна: 66.7 на 52 см. Полотно хранится в Государственном Русском музее.
9 «На жатве» — такое название носит ещё один шедевр знаменитого художника и новатора – Венецианова. Также можно назвать и важную основную тему в творчестве мастера. Художник написал несколько работ, где мы можем увидеть «жатвенный» мотив. Представленное полотно написано именно на эту тему.
Такую сцену из жизни художник подсмотрел в жизни своих крестьян, которые привыкли видеть на полях бродящего хозяина с этюдником. Они не стеснялись, а вели себя просто и естественно. Но невозможно не заметить элемент неестественности в картине Венецианова. Она имеет элемент приглаженности, причиной этого стало долгое и постоянное позирование крестьян.
Алексей Гаврилович заметил, как мать и сын любуются бабочками, которые присели на руку жницы, после он попросил их позировать ему. Но ничего не мешает автору – великому художнику показать основную идею картины – мир прекрасен. Именно крестьяне могут чувствовать мир краше всех. В ту эпоху данное суждение было нетривиальным.
Впервые в литературе ее высказал Карамзин, явившийся зачинателем нового литературного направления. «На жатве» — такое название носит ещё один шедевр знаменитого художника и новатора – Венецианова. Также можно назвать и важную основную тему в творчестве мастера. Художник написал несколько работ, где мы можем увидеть «жатвенный» мотив.
Представленное полотно написано именно на эту тему. Такую сцену из жизни художник подсмотрел в жизни своих крестьян, которые привыкли видеть на полях бродящего хозяина с этюдником. Они не стеснялись, а вели себя просто и естественно. Но невозможно не заметить элемент неестественности в картине Венецианова.
Она имеет элемент приглаженности, причиной этого стало долгое и постоянное позирование крестьян.
Алексей Гаврилович заметил, как мать и сын любуются бабочками, которые присели на руку жницы, после он попросил их позировать ему. Но ничего не мешает автору – великому художнику показать основную идею картины – мир прекрасен. Именно крестьяне могут чувствовать мир краше всех. В ту эпоху данное суждение было нетривиальным.
Впервые в литературе ее высказал Карамзин, явившийся зачинателем нового литературного направления. Серпы в руках жнецов и колосья у них за спинами помогают нам понять сюжет. Они специально созданы для того, чтобы конкретизировать сюжет изображенного пейзажа. Серпы в руках жнецов и колосья у них за спинами помогают нам понять сюжет. Они специально созданы для того, чтобы конкретизировать сюжет изображенного пейзажа. Лицо мальчика, который смотрит на бабочек, говорит о его восторге. Мальчик в своем юном возрасте воспринимает мир как бесконечный праздник. Лицо мальчика, который смотрит на бабочек, говорит о его восторге.
Мальчик в своем юном возрасте воспринимает мир как бесконечный праздник. На лице матери можно заметить и легкую улыбку, и усталость. И это усталость не только после проделанной работы. На лице матери можно заметить и легкую улыбку, и усталость. И это усталость не только после проделанной работы.
Естественно, бабочки улетели, как только автор картины приблизился: они писались с засушенных материалов. Мастер опять играет на цветовом контрасте и точности изображения, но легкая неестественность все равно заметна. Естественно, бабочки улетели, как только автор картины приблизился: они писались с засушенных материалов. Мастер опять играет на цветовом контрасте и точности изображения, но легкая неестественность все равно заметна.
10 Говорить о Венецианове нельзя без упоминания этой картины. После возвращения из Петербурга, где молодой художник увидел картину Гране, он приказал выпилить переднюю стенку гумна.
Это было необходимо для того, чтобы помещение было освещено живым светом. Позже мастер приступил к написанию полотна. Работа была настолько занимающей, что к окончанию работы Алексей Гаврилович приболел. «Гумно» Написана в 1821 году.
Размер картины – 66.5 на 80.5 см.
11 «Спящий пастушок» Написана в годах. Размер полотна: 27.5 на 36.5 см. Картина хранится и выставляется в Государственном Русском музее, Санкт – Петербург. На картине отлично заметна идея гармонии природы и людей.
Природа спокойна, величава.
Рыбак ловит рыбу, девушка с коромыслом идет по противоположному берегу реки, застыли на мгновение просторы полей и лугов – картина наполнены скрытым смыслом, который не всем удается понять с первого раза.
12 Описание картины: Во многих работах живопись и краски Венецианова кажутся однообразными, но в данной работе живопись автора просто поражает. Художник последовательно строит цветовую гамму при помощи контраста красного и коричневого цвета, а также зеленых тонов. Художнику удалось отлично продемонстрировать свои колористические возможности. Утро помещицы»
13 «Купальщицы» Картина написана в 1829 году. Данное полотно было нечто новым в творчестве Венецианова. Обнаженных женщин писали многие живописцы в первой половине 19 века. Венецианов же создал что-то новое, не похожее на работы других авторов. Новаций художника никто не заметил, но Академия заплатила за данное полотно большую цену – 700 рублей.
14 «Сенокос» Картина была написана в 1820 году. До 1917 года картина, которая входит в цикл «времена года», находилась в частной коллекции в Риме. В советское время следы картины были утеряны. И только 1987 году полотно нашлось.
В Третьяковскую галерею обратился некто Проваторов, который попросил подтвердить подлинность картины. В 1997 году Проваторов скончался, и согласно его завещанию картина вернулась на родину.
В данное время картина находится в собрании Третьяковской галерее.
15 «Старая няня в шлычке» Картина написана в 1829 году. Данное полотно было написано в то время, когда Венецианов отправился в далекое путешествие. Венецианов ездил в Ставрополь к своему брату. У брата доживала свой век старая няня. Лицо женщины заинтересовало художника. Через несколько дней после приезда, Венецианов начал писать картину.
16 «Крестьянка с васильками» Картина была написана в 1830 году. В это время Венецианову удалось создать целую галерею портретов молодых крестьянок. Подобные работы можно было найти и у других портретистов. Очень часто Венецианов привносил в картину детали, которые создавали жанровые сцены.
17 Памятник художнику А.Г.Венецианову
Источник: http://www.myshared.ru/slide/1028407/
Венецианов Алексей Гаврилович
анова работа не понравилась. Они сочли ее не подходящей для сформированной системы Академии.
В этой картине он еще только осваивает новую тему, вырабатывая новые для себя изобразительные приемы, позволяющие более доходчиво отразить натуру, нежели это было возможно с помощью профессиональных навыков, приобретенных живописцем за время его недолгого ученичества.
5. Картина «Жнецы». Вторая половина 1820-х гг. ГРМ
Художник написал несколько работ, где мы можем увидеть «жатвенный» мотив. На основе увиденного в реальности мотива построена композиция мастера «Жнецы».
Такую сцену из жизни художник подсмотрел в жизни своих крестьян, которые привыкли видеть на полях бродящего хозяина с этюдником. Они не стеснялись, а вели себя просто и естественно. Но невозможно не заметить элемент неестественности в картине Венецианова.
Она имеет элемент приглаженности, причиной этого стало долгое и постоянное позирование крестьян.
Несмотря на очевидность кропотливого труда над позирующей натурой, мастеру удалось передать как собственное очарование душевным волнением героев, так и их простодушное восхищение красотой создания природы.
Вглядываясь в этот небольшой холст, мы невольно проникаемся атмосферой завороженного созерцания.
Как восхищенно и внимательно, затаив дыхание, рассматривает деревенский паренек двух пестрых бабочек, присевших на руку матери.
Та слегка наклонила голову к мальчику, а глядит в сторону, снисходительно и немного утомленно. В этой картине мы видим мальчишку Захарку, героя нескольких полотен Алексея Венецианова, и его мать Анну Степанову.
Композиция картины лаконична, крупные полуфигуры героев приближены к самой раме; задний фон — условная сплошная стена из колосьев. Пластически объемно вылеплены лица и руки персонажей, очертания их голов словно повторяются разомкнутыми окружностями серпов.
Плотно, густыми мазками написана грубая ткань одежды Анны Степановой: ее белая рубаха, сарафан, желтоватый головной платок, не забыты и скромные украшения — тонкое ожерелье и колечко. Венецианов зорко подмечает разный тон кожи женского запястья и загрубелых, обветренных рук подростка, легко прописывает светотень на лицах крестьян.
С искренней симпатией он рисует смышленого, любознательного Захарку и раскрывает в материнском лице застенчивую ласковость и теплоту.
Серпы в руках жнецов и колосья у них за спинами помогают нам понять сюжет. Они специально созданы для того, чтобы конкретизировать сюжет изображенного пейзажа.
Лицо мальчика, который смотрит на бабочек, говорит о его восторге. Мальчик в своем юном возрасте воспринимает мир как бесконечный праздник. На лице матери можно заметить и легкую улыбку, и усталость.
И это усталость не только после проделанной работы.
Естественно, бабочки улетели, как только автор картины приблизился: они писались с засушенных материалов. Мастер опять играет на цветовом контрасте и точности изображения, но легкая неестественность все равно заметна.
В работе «Жнецы» автор отдает дань так называемой «картине-обманке» — он изображает бабочек столь иллюзорно, что с первого взгляда и не разобрать, нарисованы ли они или, быть может, сидят на поверхности холста.
6. Картина «Крестьянка с васильками». 1820-е гг. ГТГ
Венецианов создает целую галерею образов крестьянских девушек юного возраста. Все они написаны с натуры. Непосредственность, портретность образа в этих произведениях является одним из самых крупных реалистических завоеваний эпохи.
Такова «Крестьянка с васильками» — одно из наиболее значительных в первой трети XIX века достижений в жанре крестьянского портрета.
Лирически проникновенна «Крестьянка с васильками». Задумчивое лицо девушки прекрасно своей душевной ясностью. Чуть опущенные плечи говорят об усталости, большие рабочие руки лежат на охапке пушистых васильков. Само появление портрета «человека из народа» говорит о развитии демократических начал в русской культуре.
Аналогии можно найти в некоторых рисунках Кипренского и, главным образом, в живописи Тропинина. Подобно Тропинину, Венецианов часто вводит в такой портрет аксессуары, придающие изображению бытовой характер.
7. Картина «Купальщицы». 1829. ГРМ
Достойно быть отмеченным, что венециановский мир оказывается приобщенным к, так сказать, иконографическому Олимпу европейской художественности, а именно изображению женской наготы — теме, привычной для стран романской традиции, но исключительно редкой (на концептуальном уровне) в русском искусстве.
Можно, кстати, отметить, что в натурном классе петербургской Академии женская модель вообще не ставилась.
Трактовка этой темы у Венецианова поразительна своей смелостью, так как моделями для него выступают те же русские крестьянки, приносящие в языческие по своему происхождению и эстетическому кодексу изображения совершенно особую атмосферу смиренного и священного целомудрия, что делает их, именующихся вакханкой, Дианой, похожими на готовящихся принять обряд крещения.
«Здесь он прибегнул к традиционному для Академии сочетанию двух фигур — одной в рост, другой — присевшей и изображенной со спины, — пишет Э.В. Кузнецова. — Но этим и кончается связь этой композиции с академическими канонами.
Купальщицы Венецианова — это обычные русские крестьянки со здоровыми и красивыми телами, сильными руками, чуть покрасневшими коленями.
Несмотря на некоторую условность изображения, в целом в картине ощущается живое и искреннее чувство».
Пейзаж как совершенно самостоятельный вид живописи у Венецианова отсутствует; однако в жанровых произведениях его значение очень велико: это среда, в которой живут люди. Пейзаж играет большую роль в создании человеческого образа и сообщает произведению единство настроения.
8. Картина «Лето. Жатва». Первая половина 1820-х гг. ГТГ
венецианов русский живописец
Настоящим родоначальником народного бытового жанра суждено было стать А.Г. Венецианову.
После войны 1812 года русский жанр мог «найти себя» прежде всего в варианте крестьянского пейзажа, наполненного поэтическим пафосом в духе руссоистской идиллии.
В венециановском пейзаже как бы скрыта внутренняя полемика с городским миром, государственной властью, казенной службой. Картины «Лето. Жатва», «На пашне.
Весна», «Гумно» и другие образуют цикл времен года: весна, лето, начало осени — изображены периоды, отмеченные крестьянским сознанием как основные составляющие элементы земледельческого круга жизни.
Венециановские полотна — эпическое повествование о вечных трудах человека, в которых заключен смысл его земного существования.
. Картина «На пашне. Весна». Первая половина 1820-х гг. ГТГ
В картине «На пашне. Весна», простой будничный сюжет (крестьянка, боронящая поле), превращается в эпическую поэму о вечном воскрешении земли и человека. Важную роль в создании возвышенно-аллегорического образа Весны в картине Венецианова играет пейзаж. От полотна веет спокойствием и величием русской природы.
Оно ясно показывает, как понимал сам Венецианов на деле провозглашенный им принцип á la Натура. Для него картина не копия, а живая правда действительности, правда воплощения идеи, а не факта.
Поэтому так органично соединились в его работе всеобще значимая антикизация и простой ландшафтный мотив, праздничность и повседневность, универсализм замысла и убедительность его воплощения.
Венецианову духовная значимость русского крестьянства, безыскусственность его облика, трудовая жизнь в тесной слитности с природой казались источником новой нравственной и пластической красоты.
На этой основе реалистические искания художника принимают принципиально новый характер.
У Венецианова складывается понимание искусства как непосредственного, строго следующего натуре воспроизведения окружающей действительности.
Вместе с тем устремленность к вечному и непреходящему естественно вводила в венециановский мир воспоминание о высоких, классических образах эпохи итальянского Возрождения. Босоногая крестьянка, легко ступающая по вспаханной земле и с грустью взирающая на младенца, напоминает рафаэлевскую Сикстинскую Мадонну.
Ассоциации с ренессансными мадоннами и даже древнерусскими иконописными образами Богоматери часто возникают на полотнах Венецианова, тем более что он занимался и религиозной живописью.
10. Картина «Предстательство Божией матери за воспитанниц Смольного института». 1832-1835. ГРМ
Наряду с живописью, Венецианов занимался иконным писанием. Он написал иконы для Александровского собора в Варшаве, церкви Обуховской больницы и Собора всех учебных заведений (Смольного собора) в Петербурге.
На этом поприще художника, к сожалению, не ждали большие успехи. Примером иконописной деятельности Венецианова может служить публикуемый запрестольный образ из Собора всех учебных заведений.
11. Картина «Спящий пастушок». Между 1823 и 1826 гг. ГРМ
Картина хранится и выставляется в Государственном Русском музее, Санкт — Петербург.
Венецианову удалось написать пейзаж, который наполнен пространственными слоями. Каждый слой наполнен своей особенной тональностью.
Автор последовательно меняет цветовую гамму картины, здесь он опять показывает себя мастером создания перспективы.
На картине глаза маленького пастушка закрыты, кажется, он спит, но зритель чувствует, что он позирует художнику: положение тела пастушка, а также левая ладонь расположены немного искусственно.
Сюжет, если вообще здесь можно говорить о нем, очень прост. На первом плане, справа, присл
Источник: https://www.studsell.com/view/22880/?page=2