Иванов александр «явление христа народу» описание картины, анализ, сочинение

Краткое описание картины «Явление Христа народу» Иванова впервые дает Н. В. Гоголь, именно из его письма русская общественность впервые узнает о ней. До этого она была доступна лишь для людей, которые жили в Италии. Все хотели посмотреть на полотно, но на протяжении 10 лет двери мастерской художника были заперты для посетителей.

Иванов Александр

Александр Иванов был рожден в семье художника в 1806 г. Проходил учебу в Императорской Академии Художеств. За успехи в изобразительном искусстве, будучи еще юношей, он получает множество медалей и похвальных отзывов. После «Общество поощрения художников» решило отослать Иванова в Рим, чтобы он совершенствовался в искусстве.

Иванов Александр

Именно тут художник и написал свой грандиозный шедевр «Явление Христа народу». Это сочинение Иванова на тему религии в Италии получило большой успех. Но вот в России полотно встретили вначале холодно.

Лишь прогрессивные люди, дискутируя возле холста, признали в картине великий образ абсолютно нового направления в живописи. Через короткий промежуток времени после демонстрации произведения Иванов заражается холерой и умирает.

После чего император Александр Второй за 15000 р. выкупает картину. В дальнейшем она переезжает в Москву, где попадает в Третьяковскую галерею. Холст расположен там и сегодня.

Тема произведения

Иванов долго вынашивал идею нарисовать картину, которая изображает явление Мессии. Читая Евангелие, он решил написать полотно с библейским сюжетом. До этого такая тема в живописи использовалась итальянским художником Доменико Гирландайо в картине «Крещение святым Иоанном Христа».

Больше 20 лет продолжался труд художника. За несколько лет до этого он нарисовал картину «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине». Прежде чем приступить к написанию шедевра, Иванов нарисовал около 650 этюдов. Он упорно подбирал прототипы персонажей картины среди знакомых и обычных людей на улицах.

Каждый образ, как считал художник, должен представлять собой огромный мир с тяжелой судьбой. Трудясь над шедевром, он много раз менял изначально придуманную им композицию.

В этом случае он отрекается от правил академической живописи. В свойственном лишь ему стиле Иванов реалистично изображает лица всех персонажей, передавая эмоции.

Значительных успехов он также добивается в передаче объемности.

Описание полотна

На первом плане находится группа иудеев, пришедших к водам Иордана, чтобы послушать Крестителя, смыть с себя грехи и принять крещение. Здесь изображены люди различных вероисповеданий, сословных классов и возрастов.

Насколько сильные отличия между иудеями, нарисованными на полотне, настолько сильно отличны эмоции на их лицах: одни смотрят на Иоанна с умилением и тревогой перед явлением Христа, другие с недоверием и саркастической насмешкой, третьи с ненавистью и злостью.

В картине Иванов изображает богатого престарелого человека с рабом, у которого на шее находится веревка. Он сидит на корточках около хозяина и подает ему одеяние. Удивительно то, с каким вниманием раб внимает Иоанну. Смотря на него, можно убедиться, что он будет одним из ярых поклонников христианства. Так сильно впечатляют его слова пророка.

Иванов Александр

Возле Крестителя находятся апостолы: седобородый старик и женоподобный рыжий юноша. В толпе также есть Предтечи и «сомневающиеся». Это красивый юноша с черной бородой, глаза его смотрят вниз. Он закутывается в длинный зеленый хитон. Выражение его лица указывает на колебание и недоверие в речах Крестителя.

Еще один «сомневающийся» — седобородый человек в темной накидке, который вслушивается в речи Пророка. Возможно, это язычники, пришедшие послушать проповедь об Иисусе. Слева от них находится обнаженный мальчик и старик, который опирается на палку. Они только что провели обряд омовения в водах Священной реки и с упоением слушают Крестителя.

Справа группа людей, они смотрят на спускающегося Иисуса. Среди них находятся агрессивно настроенные первосвященники, которые являются староверами. Их лица выражают неприязнь к новой религии и полное равнодушие к происходящим событиям.

Выразительны изображения первого плана. Это полуголый юный человек с длинными рыжими волосами, он смотрит на Иисуса. Возле него находятся «дрожащие» мальчик с отцом. Они только окунулись в Иордан, приняв крещение. Дальше в толпе можно увидеть римских воинов, которых прислали смотреть за порядком, девушки, раскаивающийся грешник в бордовой накидке.

Фигура Пророка

Согласно Евангелие, Иоанн долго ходил по пустыне, питаясь подножным кормом, одеваясь в шкуры зверей, подготовившись так к праведной жизни вдалеке от людей. Вот и на полотне Пророк изображается сильным и высоким длинноволосым и бородатым мужчиной.

Иванов Александр

У Крестителя исхудавшее лицо, впавшие глаза, которые выдают в нем человека, долго находящегося в одиночестве. На нем шкура верблюда и светлая накидка из грубой ткани. Уверенный и твердый взгляд, высокий лоб, выносливые ноги и руки указывают на внутреннюю силу Пророка. Он показывает людям фигуру человека, показавшегося на выжженной равнине.

Это Иисус, которого продолжительное время ожидали последователи Иоанна. В руке Пророк держит крест, символизирующий новую веру.

Изображение Иисуса

Основная фигура этой картины — Иоанн Креститель. При этом Христос показан вдалеке. Но автор не преуменьшает его значимость в композиции. Художник представляет Иисуса как человека в обычной одежде. Но все в этой фигуре указывает на «сына Божьего»: и величественный шаг, и таинственность контуров, которая контрастирует с горными очертаниями.

Иванов Александр

Разглядеть лицо Христа практически невозможно, поэтому неясно, какие эмоции находятся на нем. Кажется, что здесь присутствует все: величие, покой, умиление, отрада. Фигура Иисуса выразительна и при этом неясна и размыта. Мессия несет загадочность и необъяснимость.

Это такая задумка художника. Он показал Мессию так по нескольким причинам:

  • Он решил акцентировать не лицо и фигуру Иисуса, а реакцию толпы на явление Христа.
  • Непосредственно христианство в те времена людям казалось таким же загадочным и необъяснимым.
  • Краткий анализ

    Аудитория не сразу смогла понять идею художника, глубокий смысл, который заложен в картине. Потому эту работу вначале приняли холодно. Зрители привыкли видеть везде героизм, в любой его форме. А тут автор нарисовал настоящих людей с их реальными эмоциями. Для общества это было абсурдом! Этого в живописи публика еще не видела.

    Проводя кратко анализ, можно выделить, что пытался показать автор в своей картине. А именно: как много всевозможных переживаний и чувств бывает у людей, которые готовятся к одному из главных событий в их жизни.

    В каждом персонаже композиции — огромный мир, который состоит из эмоций, чувств, переживаний. Смотря на любого героя, можно легко представить, чем живет конкретный человек, какой он религии, какой его внутренний мир.

    Судьба картины

    В 1857 г. работа над большой картиной завершилась. Размеры полотна потрясают: 5,4×7,5 м. В 1858 г. художник решил поехать в Питер, чтобы показать шедевр зрителям. Деньги на перевоз масштабной картины дала княжна Елена Павловна. Выставка этюдов проходила в Академии Художеств.

    Иванов Александр

    Это полотно не было однозначно оценено. Официальные лица отнеслись очень холодно. Но на общественность оно смогло произвести огромное впечатление. Прогрессивная молодежь той эпохи признала в Иванове талантливого художника, который открыл новый прием в искусстве. Спустя 1,5 месяца после демонстрации картины художник умирает от холеры.

    Через 2 часа после его смерти Царь Александр II покупает шедевр за 15 тыс. р. Это была приличная сумма на то время. Он ее пожертвовал Румянцевскому музею. Для этой большой картины был построен отдельный павильон. В 1925 г. Румянцевский музей распускают. Полотно передается в Третьяковскую галерею.

    Интересные факты:

  • Это полотно — отчет художника за государственный пансион в Италии. За границу его отправили на 4 года для совершенствования в живописи. Но Иванов сумел растянуть «стажировку» на 20 лет, работая над шедевром «Явление Христа народу».
  • Для одной из фигур позировал Гоголь. Это купающийся человек, который находится ближе к Иисусу. На большой картине сходство практически не видно. Но на этюдах оно присутствует.
  • Старик с левой стороны находится в набедренной повязке белого цвета, но на отражении она кажется красной.
  • Среди центральных фигур виден странник с посохом в широкой серой шляпе, так автор нарисовал сам себя.
  • Последние дни жизни Иванова были наполнены отчаянием и унижением. Известно, что ему не выплатили обещанный гонорар за картину. Ценители искусства критиковали ее. После смерти художника император милостиво наградил его орденом Св. Владимира.
  • Основную часть времени мастер работает над картиной в Италии. Что удивительно, шедевр так и не был завершен. Это обусловлено прогрессирующим заболеванием глаз художника, а также изменением его миропонимания.

    В конце работы живописец разуверился, что религиозная проповедь, которая несет истину с помощью искусства, поспособствует преображению людей.

    Однако и в этом незавершенном виде картина представляет собой уникальный шедевр классического монументализма.

    ПредыдущаяСледующая

    Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/kulturologi/99941-iavlenie-hrista-narody-opisanie-kartiny-aleksandra-andreevicha-ivanova.html

    Всемирный сюжет Иванова. О чем картина «Явление Христа народу»

    Всемирный сюжет Иванова. О чем картина «Явление Христа народу»

    7 фактов о работе художника, который посвятил себя мечте

    Ради картины «Явление Христа народу» Александр Иванов отказался от семьи и на двадцать лет стал «римским затворником». Иванова называют художником одной картины, но гигантское полотно осталось незаконченным и многих разочаровало. О чем еще мечтал Александр Иванов и почему в конце жизни он забросил свой главный труд?

    Портрет А. Иванова работы С. Постникова

    Что нужно знать об Иванове, чтобы понимать его картину

    Уехал в Италию на 33 года и посвятил себя мечте

    В 24 года Императорская академия живописи отправила Александра Иванова в Италию. Он ходит по храмам и музеям, изучает мастеров Возрождения, увлекается религиозными сюжетами и особенно – чтением Нового Завета. Тогда у него появляется мечта – на огромном полотне написать первое явление Мессии народу. В качестве «тренировки» он написал менее масштабную работу – «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине». Успех – и в России, и в Италии. Иванов получает звание академика, его ждут в рядах преподавателей.
    Иванов Александр

    Явление Христа Марии Магдалине после воскресения. 1835 год

    Но отцу молодого художника, Андрею Ивановичу, пришло письмо:

    Вы полагаете, что иметь жалование в 6–8 тысяч руб. по смерть, получить красивый угол в Академии с отопкой и освещением есть уже высокое блаженство для художника, а я думаю, что это есть совершенное его несчастие. Русский исторический живописец должен быть бездомен, совершенно свободен… никогда ничему не подчинен…

    А. А. Иванов. Автопортрет. 1828 год

    За границей Иванов планировал прожить три года, но остался на 33. В Россию он не приехал даже на похороны родителей.

    Хотел преобразить человечество и отказался от семьи

    В поиске сюжета Иванов хотел быть, как бы сейчас сказали, креативным. Для большого полотна он искал сюжет «всемирный», но еще никем не исполненный. На тот момент художники часто изображали либо проповедь Крестителя, либо крещение Иисуса Христа.

    …На первых страницах увидел я сущность всего Евангелия – увидел, что Иоанну Крестителю поручено было Богом приготовить народ к принятию учения Мессии, а наконец и лично Его представить народу! …Предмет сей никем еще не делан…

    – Александр Иванов, письмо отцу из Рима

    Идею никто не одобрил – ни Общество поощрения художников, которое могло поддерживать материально, ни отец, посчитавший ее слишком сложной. Но Иванов был одержим идеей мессианства. Он считал, что цель искусства – преобразить человечество. Так картина «Явление Христа народу» стала главной в его жизни. Одни называли его чудаком, другие – святым. О его работе знали все, но мастерская в Риме была закрыта для публики. Иванов бедствовал, так как не брал другие заказы, чтобы не отвлекаться. Отказался от семьи, чтобы не мешала работе.

    Создал 600 подготовительных этюдов, многие из них – шедевры

    Иванов готовился три года: изучил Евангелие, географические сведения о Палестине, объездил всю Италию в поисках подходящих видов – похожих на палестинские, обошел десятки храмов и синагог – искал образы иудеев. И только потом сел за холст.

    Всего известно три эскиза картины:

    Первый эскиз – «строгановский», 1830-е

    В этом эскизе Иванов поместил над головой Христа мистическое сияние и голубя, но потом отказался от всякой символики в пользу историзма.

    Второй эскиз 1836 года

    Во втором варианте фигуры были в треть человеческого роста. Недовольный масштабом, Иванов продал эскиз коллекционеру Козьме Солдатенкову, сейчас он находится в собрании Русского музея.

    Третий эскиз – «венецианский», 1839 год

    Это итоговый эскиз. Иванов оставил холст для просушки и отправился по Италии. В Венеции он понял, какой видит картину, и написал ее.

    Всего подготовительных этюдов было 600, на каждый персонаж приходится несколько десятков набросков. Многие считаются шедеврами реалистического искусства.

    «Собрал» образ Христа из женского лица, головы Аполлона и палермской мозаики

    Иванов исследует все: физиогномические типы, особенности разных состояний человека, ракурсы и повороты фигур. Окончательный образ персонажа создавался на основе синтеза разных лиц. Видимо, для удобства сравнения в какой-то момент Иванов стал писать небольшие парные этюды на одном холсте.

    Иногда для корректировки образа он использует этюды со скульптурных античных голов и масок. Например, Христос «собран» из этюдов женского лица, головы Аполлона Бельведерского и палермской мозаики.

    Утвердившаяся в мировом искусстве иконография Иисуса Христа, Иоанна Крестителя, апостолов служила для Иванова только ориентиром.

    Главное – изобразить многообразную реакцию персонажей на происходящее, по мысли Иванова, «весь ход обращенья человека ко Христу».

    Голова улыбающегося Аполлона и голова Аполлона Бельведерского (с гипса)

    Голова молодой женщины с серьгами и ожерельем на темно-оливковом фоне, в повороте головы Христа

    Я с моими этюдами только тогда расстанусь, когда очень дурно будут поставлены у меня дела. Ты не можешь себе представить, как грустно расставаться с теми произведениями, в которых запечатлено лучшее время жизни, они кроме своего достоинства еще напоминают и об юности и свежести прошедших сил.

    – Александр Иванов в письме брату Сергею

    Почему Иванов не дописал главную картину своей жизни

    Летом 1858 года Иванов решает отправить картину в Петербург. Он упаковал свое полотно размером 540 на 750 сантиметров, уговорил капитана корабля оставить его на палубе – оно не входило ни в один трюм. Во время шторма, когда волны заливали палубу, он молился, чтобы картина не погибла. Иванов хотел, чтобы «Явление Мессии» приобрел Александр II. Когда-то он заходил в мастерскую художника и видел эскизы. Иванов просил 10 тысяч серебром. Через неделю после возвращения художник умер – заразился холерой. 28 июля ему исполнилось бы 52 года. Картину император купил за меньшую сумму. И в июле же «Явление Христа народу» впервые выставили в Петербургской академии художеств вместе с этюдами и эскизами. Но все были разочарованы – в те годы и академический стиль уже казался старомодным, и настроение было не то.

    Мой труд – большая картина – все более и более понижается в глазах моих. Далеко ушли мы, живущие в 1855 году, в мышлениях наших – так, что перед последними решениями учености литературной основная мысль картины совсем почти теряется.

    – Александр Иванов в письме Александру Герцену

    В Третьяковскую галерею картина поступила в 1932 году из Румянцевского музея. Для нее построили отдельный зал. В Великую Отечественную полотно находилось в Новосибирске.

    Иванов Александр Установка картины А.А. Иванова «Явление Христа народу». Конец 1944 — начало 1945 г. Источник: журнал «ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ»

    Картина осталась незаконченной. Первая причина – падало зрение. В левом нижнем углу вместо старика изначально был юноша в красных одеждах. Иванов переписал фигуру, но отражения не смог.

    Вторая причина – Иванов «утратил веру», как он говорил друзьям. Исследователи уточняют: речь о конфессиональной традиции.

    И третья – может быть, еще более важная причина: Иванов переключился на другую работу.

    Почему вершиной творчества Иванова считают вовсе не «Явление Христа народу»

    После смерти Иванова его брат Сергей попросил знакомого, художника Михаила Боткина, у которого остановился Иванов в Петербурге, срочно отправить все вещи и альбомы Александра в Рим – Сергей тогда находился в Италии. А там были акварельные «Библейские эскизы» – вершина творчества Александра Иванова, по мнению многих специалистов. Иванов писал их последние десять лет своей жизни и из-за этого почти забросил «Явление Христа народу». Он мечтал создать цикл произведений из жизни Христа, включив туда библейские сюжеты и апокрифы. Работать с акварелью Иванов впервые начал в 40-е. Сделал несколько эскизов из итальянской жизни, загорелся идеей написать запрестольный образ «Воскресение» для храма Христа Спасителя в Москве. В эскизах он соединил «западную» и «восточную» иконографические традиции, и в окончательном варианте Христос в развевающихся одеждах идет навстречу воскресшим праведникам, над Ним парят ангелы с орудиями Его страданий, а под Ним – пустые гробы. Эта тема называется «Праведники парят над пустыми гробами».

    Воскресение Христово. Первый эскиз. Праведники парят над пустыми гробами

    Воскресение Христово. Изведение из гробов

    Воскресение Христово

    Эскиз запрестольного образа для храма Христа Спасителя

    Но мечта Иванова не сбылась: заказ на работу получил Карл Брюллов. Иванов не отчаялся: он сделал графические сюжеты райской жизни Адама и Евы, их грехопадения и изгнания из рая. Написал серию небольших картин о днях творения – Бог и ангелы создают вселенную. Из этих работ получился бы декоративный фриз. Вскоре он познакомился с книгой немецкого писателя Д.Штрауса «Жизнь Иисуса», после которой у Иванова появится еще одна мечта – создать настенные росписи общественного здания, которое художник называл «храмом человечества». Перед зрителем должна проходить вся история человечества, рассказанная в Библии. Проект был грандиозным: художник задумал около 500 сюжетов, 22 тематических цикла, основной стержень которых – жизнь Христа. Иванов исполнил двести работ, перед этим изучив искусство и историю Египта, Финикии, Ассирии, Вавилона, Древней Византии. Но все события он пытается увидеть своими глазами.

    Архангел Гавриил поражает Захарию немотой

    Три странника, возвещающих Аврааму рождение Исаака

    Христос в Гефсиманском саду. Явление Ангела

    Женщины служат Христу имением своим

    Народ израильский поклоняется Золотому тельцу

    Иосиф Аримафейский и Никодим переносят тело Христа

    Богоматерь, ученики Христа и женщины, следующие за Ним, смотрят издали на распятие

    При жизни Иванова «Библейские эскизы» были почти никому не известны. В своем завещании брат Иванова Сергей поручил их издание Русскому археологическому обществу, а сами эскизы подарил Московскому Румянцевскому музею. Так и случилось. После закрытия Румянцевского музея все наследие Александра Иванова перешло в Третьяковскую галерею.

    Как Иванов повлиял на русское и мировое искусство

    Многие русские художники второй половины XIX века пытались ответить на вопросы, которыми задавался Иванов, и обращались к его методам.

    Молодой Николай Ге так же реалистично трактует евангельские сцены, в частности в «Тайной вечере».

    В своем «Христе в пустыне» Иван Крамской пытался сделать образ Христа носителем мыслей и чувств современного человека; в подобном понимании евангельского сюжета он близок Иванову.

    Пейзажные традиции Иванова продолжает и Василий Поленов. Он побывал в Палестине, куда стремился Иванов. Его картину «Христос и грешница» сложно представить без «Явления Христа народу».

    То, чего Иванов достиг в библейских эскизах, нашло себе продолжение в опытах монументально-декоративной живописи Михаила Врубеля, например, в оформлении камина «Микула Селянинович и Вольга».

    Василий Суриков осуществил мечту Иванова – перебрался из Петербурга в Москву, где создал живописную эпопею русского народа. Музейные старожилы рассказывают, как во время работы над «Боярыней Морозовой» художник часто приходил смотреть на «Явление».

    Репин находил в «Явлении» академические условности, но признавал эту картину «самой гениальной и самой народной русской картиной». Он писал: «По своей идее близка она сердцу каждого русского. Тут изображен угнетенный народ, жаждущий слова свободы, идущий дружной толпой за горячим проповедником…» В «Крестном ходе» Репин оценивает крестьянскую веру критически, с позиций революционных демократов – в этом его коренное отличие от Иванова. Но отдельные народные типы, вроде горбуна, некоторые искусствоведы сопоставляют с рабом Иванова. Молодые художники равнялись на Иванова как на борца и художника-труженика.

    Вся картина была мгновение, но то мгновение, к которому вся жизнь человеческая есть одно приготовление.

    – Есть мнение, что в повести «Портрет» Николай Гоголь писал именно о «Явлении Христа народу»

    В сочинение или композицию он внес идею не произвола, а внутренней необходимости. То есть соображение о красоте линий отходило на последний план, а на первом месте стояло выражение мысли; красота же являлась сама собой, как следствие.

    В рисунок – чрезвычайное разнообразие, то есть индивидуальность не только лица, но и всей фигуры по анатомическому построению, и искание – какое анатомическое строение должно отвечать задуманному характеру? В живопись – совершенно натуральное освещение всей картины, сообразно месту и времени, а во внешний вид картины – необходимость эпохи.

    – Иван Крамской о влиянии Иванова на русскую реалистическую живопись

    Но для исполнения своих масштабных замыслов Иванову не хватило ни полотна, ни всей жизни.

    Литература:1. Александр Иванов. Явление Христа народу [Текст] / Светлана Степанова; Гос. Третьяковская галерея. – Москва: Гос. Третьяковская галерея, 2014.2. А. Иванов.

    «Из собрания Государственной Третьяковской галереи»: Акварель: Альбом / Авт.-сост. Е.Л. Плотникова. – Москва: Изобразительное искусство, 1984.3. Александр Андреевич Иванов. Жизнь и творчество / М.В. Алпатов . – М.

    : Искусство, 1956.

    Иллюстрации:

    Источник: https://www.pravmir.ru/creative/vsemirnyiy-syuzhet-ivanova-o-chem-kartina-yavlenie-hrista-narodu/

    Описание картины Александра Иванова «Явление Христа народу»

    Иванов Александр

    Полотно написано в период с 1837 года по 1857 год, маслом на холсте в Италии.

    Художник работал над ее созданием целых 20 лет и вложил в нее всю свою душу. В основе лежит третья глава Евангелия от Матфея. Это не первое полотно Иванова, которое написано по библейским сюжетам.

    «Явление Христа народу» ждали все, кто интересовался живописью. Полотно было заказано Иванову Академией художеств, и сразу после окончания работы была куплена. Для ее написания художник создал больше 600 эскизов с натуры, которые позже приобрел в свою галерею Павел Третьяков.

    Спустя год после того, как работа была окончена, Иванов повез картину в Санкт-Петербург. В Академии художеств происходила выставка, на которой полотно произвело не забываемое впечатления на всех, кто смог ее видеть. Через два месяца великий художник скончался. Он успел завершить дело всей его жизни.

    Сразу же после смерти Иванова полотно было куплено императором Александром вторым. Он передал ее в дар Румянцевскому музею. После его расформирования картина была передана в Третьяковскую галерею.

    На переднем плане полотна изображены иудеи, которые пришли креститься в реке Иордан вместе с Иоанном Крестителем. Но его крещение не несло за собой отпущение грехов. Иванов изобразил всех персонажей в точности с библейским описанием.

    Иоанн указывает в пустыню, оповещая и ликуя, что идет Спаситель, который несет в себе истину и даст им новые знания. Иоанн Креститель является центральным образом на полотне. Христа можно рассмотреть при детальном изучении. Его лицо наполнено светом, истиной, спокойствием и благодатью.

    Вокруг Иоанна находится много людей в пестрых одеждах, среди них будущие апостолы, и ученики Христа. В самом центре полотна изображен богатый сидящий человек со своим рабом. Иванов написал это не просто так, а с целью будущего нравственного перерождения человека, которое проявиться после того, как Христос начнет проповедовать истину.

    Среди толпы есть и негативно настроенные иудейские священники и книжники. Также в правой части мы можем видеть «дрожащих» — это полуобнаженные люди, которые приняли омовение и ждут учения. На горизонте раскинулись красивые горы. Местность вокруг каменистая и лишь у воды растут деревья. Можно видеть на холме толпу людей, ожидающую крещения и слушающую пророка.

    Полотно «Явление Христа Народу» стало не только делом жизни Иванова, но и историческим и религиозным достоянием нашей страны.

    Описание картины Александра Иванова «Явление Христа народу» | источник

    Источник: http://sochinenie-o.ru/opisanie-kartiny-aleksandra-ivanova-yavlenie-xrista-narodu.html

    Сочинение по картине Иванова Явление Христа народу

    Картина Александра Андреевича Иванова «Явление Христа народу» написана по библейскому сюжету. Художник создавал её около двух десятков лет. Картина считается очень сложной не только по композиции, но и по исполнению. Перед началом работы художник ездил в Италию. Там он делал множество набросков, этюдов, для будущей работы над своим полотном.

    На картине изображены люди, их много, они разного возраста, положения в обществе, богатые и бедные, дети и старики — все с нетерпением ожидали появления Христа, и он явился, вселив надежду и веру в чудо.

    Между людьми в самом центре толпы изображён пророк Иоанн Креститель, в руке у него крест, видимо, он крестил людей в реке. Кто-то уже вышел из вод священной реки Иордань, кто-то сомневается, стоит ли принимать христианство. Но в это время пророк обращает внимание всех людей на приближающуюся фигуру Христа. Люди удивлении тем, что Иисус воскрес, и они являются свидетелями этого события.

    На лицах людей изображен страх, боль, страдание. Автор очень реально изобразил выражение и черты лиц людей, их позы, движения, одежды. Видно, что люди измождены и устали, горе и печаль сопровождает их, некоторые лежат на земле, не в силах подняться, кто-то без одежды, и обуви. Люди надеются на чудо исцеления.

    Недалеко от пророка виден старик, люди помогают ему встать, поднимают для встречи с Иисусом.

    Рядом с пророком изображены будущие ученики Иисуса, они внимательно его слушают и рады появлению Мессии, однако за ними стоит мужчина, с опущенными глазами, который не смотрит в сторону Христа. Он в зелёно-голубой одежде. Всем своим видом мужчина показывает недоверие и безразличие к происходящему.

    Справа изображены обнажённые мальчик с отцом, они только что, приняли крещение, и с умилением смотрят на говорящего. Вдали виднеются легионеры, они верхом на конях, наблюдают за порядком и тоже удивлены происходящим.

    Иисус Христос изображён на возвышенности, вдали от людей, таким образом, автор хотел показать различие между нравственностью Иисуса и простых людей. Он скромен и спокоен, одет просто — в красное одеяние, поверх которого простая синяя накидка. Художник изобразил мессию в центре картины, но его фигура не занимает много места. Христос пришёл спасти этот мир, погружённый во тьму и хаос бытия.

    Действие картины разворачивается на фоне шикарной природы, свежая зелень, синеватая дымка, за которой скрываются горы, навевает мысли о реальности этого события.

    Огромные деревья тянут свои ветви к небу, вдали просматривается ранний восход солнца, его ещё не видно, но желтоватый цвет его лучей переходит в красоту утреннего неба. Природа заодно с людьми, она рада появлению воскресшего Иисуса.

    Двое мужчин изображены выходящими из воды, по-видимому, это священная река Иордань.

    В течение этих двадцати лет работы художник часто бывал в храмах, беседовал со священниками, изучал библию, читал много литературы религиозного характера. Он проникся данной темой, и картина получилась монументальной.

    Другие:

    ← Смертельно раненый↑ По картинамА.С. Пушкин →

    Иванов Александр Явление Христа народу

    Сейчас читают:

    • Сочинение на тему Сильный человек 9 класс ОГЭ 15.3
      Каждый из нас является своеобразным, уникальным и неповторимым человеком. Кто-то более умен, кто-то менее. Кто-то более симпатичен, кто-то менее. Одни люди созданы для того, чтобы изо дня в день выполнять однообразную, рутинную, шаблонную работу.
    • Сочинение Казань — мой город
      Казань — столица Татарстана, республики, входящей в состав Российской Федерации. Этот огромный город раскинулся по левобережью Волги в месте слияния её с рекой Казанкой. Он имеет древнее происхождение, и всегда был столицей или центром:
    • Сочинение по картине Яблонской Утро 6 класс
      Известная художница Татьяна Яблонская написала «Утро» в 1954 году. Эта работа сразу покорила сердца любителей живописи светлым и оптимистичным настроением, которое автору полотна удалось передать в полной мере. Перед нами комната,
    • Легко ли быть молодым? сочинение-рассуждение 8 класс
      Жизнь полна сложностей и препятствий, и люди в любом возрасте сталкиваются с трудностями, которые преодолевают с большим или меньшим успехом. Очень часто взрослые считают, что тем, кто моложе их, живётся гораздо легче. Юноши и девушки,
    • Характеристика и образ Раневской в пьесе Вишневый сад сочинение
      Характеристика и образ Раневской в пьесе Вишневый садОбраз главной героини знаменитого произведения достаточно сложен, но логичен. Так как поступки Любови Андреевны Раневской не противоречат ее образу мышления. Этот персонаж, как и сама пьеса,
    • Сравнительная характеристика Кутузова и Наполеона в романе Война и мир сочинение
      Роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир» основан на исторических фактах, в большинстве своём – это описание Отечественной войны 1812 года в России, а также военных действий 1805 и 1809 гг. В Отечественной войне 1812 года главенствующими

    Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-kartinam/yavlenie-hrista-narodu

    Картина А. А. Иванова «Явление Христа народу» (описание)

    Картину художника Александра Андреевича Ива­нова «Явление Христа народу» (первоначально назы­валась «Явление Мессии») сегодня знают практически все. В зале Третьяковской галереи, где хранится полотно, всегда посетители.

    Конечно, она поражает не только своими огромными размерами (540 х 750 см). Что же привлекает наше внимание? Библейский сю­жет картины многим сегодня почти не известен или знаком приблизительно.

    Тем не менее каждый находит в ней что-то близкое для себя.

    Человечество на перепутье… Какой выбор возмо­жен для человека? И вот наступает минута, в которую верили и не верили, надеялись и сомневались. Здесь богатые и бедные, юные и старые, невинные и греш­ные, те, кто поверил сразу и кто до сих пор сомневает­ся. Потрясены и те и другие. Все взволнованы… В эту минуту решается их судьба.

    Как по-разному выражают свои чувства собравшие­ся! Справа люди, уходящие от Христа. Это его будущие гонители — фарисеи.

    Их головы опущены, на лицах нескрываемая враждебность, взгляд потуплен, губы сомкнуты. Здесь затаилась тревога, сожаление об ухо­дящем прошлом, здесь зреет зловещий умысел.

    О чём думают в эти минуты встревоженные всадники, пред­ставляющие Великую Римскую империю, империю Власти?

    Иванов Александр
    А. А. Иванов. Явление Христа народу. 1837—1857 гг. Государственная Третьяковская галерея, Москва

    Тех, кто уже принял крещение в священных водах Иордана, кто искренне покаялся в грехах, пожелал очиститься от них и начать новую жизнь, переполняет чувство радостного ожидания и надежды. Они устре­мились вперёд, готовые воспринять новую истину и пойти за Христом. Среди этой группы людей обращает на себя внимание фигура раба с верёвкой на шее.

    Скор­чившись на земле и вскинув голову, внимая пропове­дям Иоанна, он в то же время готов услужливо наки­нуть полосатую ткань на изнеженное, холёное тело своего господина.

    Плачущая улыбка или рыдающий смех, радость или боль запечатлелись на его лице? И только выразительный жест руки хозяина, сидяще­го спиной к зрителям, красноречиво призывает не очень-то доверяться проповедям Иоанна Крестителя.

    Но как страстно и самозабвенно звучат его пророче­ские слова! Одетый в грубую овечью шкуру, давно не стриженный, бородатый человек, он стоит, утомлённый долгой дорогой и скитаниями, крепко держась ру­кой за посох.

    Какая сила духа и убеждённость в его взоре! Как благороден и выразителен его лик! О Цар­стве Небесном он говорит так убедительно, что не по­нять его слов невозможно, не поверить — тем более! И по контрасту с ним — фигура сомневающегося чело­века в голубом хитоне. Чуть отступив в глубину, он пропускает мимо себя идущих за пророком людей.

    И если руки Иоанна Крестителя вдохновенно подняты вверх, то руки сомневающегося, напротив, спрятаны в широких рукавах хитона. А стоит ли пускаться в неиз­веданный путь? Можно ли до конца верить странным словам неистового пророка?

    Свежий утренний ветер разогнал облака, вспенил волны, громким гулом пролетел над голубыми горами, заиграл складками тёмно-синего плаща, нежно при­коснулся к золотистым волосам того, кто идёт по скло­ну холма, едва касаясь стопами земли. Он никуда не спешит, ни на что не взирает. Он, как всегда, сохраняя невозмутимое спокойствие, идёт к людям, несёт в этот мир гармонию и красоту, покой и согласие. Материал с сайта http://worldofschool.ru

    Так о чём же эта картина? Об ожидании справедли­вости, правды, веры в совершенного человека, пони­мающего все нужды и чаяния народа, готового прине­сти себя в жертву ради спасения человечества? Сомне­ния ещё витают в толпе, но люди в который раз поверят и пойдут на поиски счастья, совершенства и истины.

    Более двадцати лет работал художник над этой кар­тиной. Она в буквальном смысле была им выстрадана. Он отдал ей все свои силы, время и помыслы. Известно, что Священный Синод не сразу утвердил тему, которая никогда не была канонизирована в искусстве живопи­си.

    Поэтому её необычный замысел требовал от творца напряжённой работы. Многое предстояло художнику решить впервые. Одних этюдов, приготовленных для картины, хватает на целый зал в музее, они могут со­ставить отдельную выставку. Каждый из них — это по­иск оптимального решения.

    Это маленькие шедевры, которые сегодня можно рассматривать как самостоя­тельные работы.

    На этой странице материал по темам: Вопросы по этому материалу:

    Источник: http://WorldOfSchool.ru/iskusstvo/bibliya/novyj-zavet/iisus/kreshhenie/kartina-a.-a.-ivanova-yavlenie-hrista-narodu-opisanie

    СОЧИНЕНИЕ- ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ АЛЕКСАНДРА ИВАНОВА "ЯВЛЕНИЕ ХРИСТА НАРОДУ"

    Большую часть своей жизни русский художник Александр Иванов провел в Италии. В России вспоминали о нем время от времени, когда в печати появлялись сообщения людей, посещавших его мастерскую в Риме. Посланный за счет Общества поощрения художников, А.

    Иванов в благодарность прислал ему свою картину «Явление Христа Марии Магдалине». Она сразу же поставила его в ряд с лучшими русскими художниками и, будучи выставлена в Академии художества, исторгала у зрителей слезы.

    В ней, как и в более раннем прекраснейшем произведении «Аполлон, Гиацинт и Кипарис», были воплощены раздумья художника о преображении человека при соприкосновении с возвышенным, будь то величие человека или красота природы.

    Отсюда рождается и замысел прославленной картины «Явление Христа народу», работа над которой относится к началу 1837 года.

    Об этой картине русская публика впервые узнала из письма Н.В. Гоголя, а до этого она была известна только людям, бывавшим в Риме. Все хотели видеть ее, но в течение десяти лет двери мастерской Александра Иванова были закрыты для публики.

    Большие произведения других художников тем временем вывозились из Рима, авторы их становились знаменитыми и богатыми, а Александр Иванов оставался по-прежнему одинок, беден и заточен в своей скромной келье-мастерской.

    Перестали даже уже и осаждать его просьбами — пустить посмотреть картину, над которой он трудился в течение двадцати лет. А. Иванов вел в римской студии уединенную, затворническую жизнь. Об этом же сообщал и Н.В.

    Гоголь в своем письме: «Иванов не только не ищет житейских выгод, но даже просто ничего не ищет; потому что уже давно умер для всего остального мира, кроме своей работы».

    И вдруг разнеслась по Риму молва об открытии мастерской. Тут-то мастерская художника разом наполнилась народом: начиная от первого князя до самого последнего работника, весь Рим устремился в нее. Художники всех наций и направлений стекались толпами, и уже не было ни о ком разговоров, кроме как о русском художнике А. Иванове и его картине.

    Сам маститый и пользовавшийся в то время большим авторитетом П. Корнелиус несколько раз пожимал руку русскому художнику и повторял: «Un valoroso maestro!» («Вы — большой мастер!»). Даже И.Ф. Офербек, который привык видеть в А.

    Иванове робкого ученика, внимательно прислушивавшегося к его советам, «провел несколько часов перед оконченным произведением и только в состоянии был произнести: «Кто бы мог подумать: Иванов нас надул!»

    картины всем более или менее известно. Иоанн Предтеча, крестящий иудейский народ на берегу Иордана во имя ожидаемого Спасителя, вдруг видит идущим Того, во имя Которого он крестит.

    Бледное, исхудалое лицо Предтечи, его огненный взор и страстные речи, все движения этой прекрасной, величественной фигуры потрясают присутствующих и страхом, и надеждой. На Иоанне Крестителе короткая одежда из верблюжьего волоса, опоясанная кожаным поясом, сзади с плеч спадает желтоватая мантия.

    Своими духовными очами Иоанн Предтеча прозревает идущего вдали по береговой возвышенности Мессию. Весть эта произвела сильное волнение среди собравшегося народа, этот момент А. Иванов и изобразил на своей картине.

    На полотне зритель видит идущих с холма людей, а также уже совершивших омовение и располагающихся слушать пророка. А он говорит о том, что нужно встретить некоего гостя, который еще вдали, но скоро будет здесь, хотя еще не все обстоит так, как должно быть.

    Обращаясь к толпе, среди которой были уже и учителя этого народа (фарисеи, саддукеи и др.

    ), он восклицает: «Порождения ехидны! Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же плоды, достойные покаяния!» Все вмиг подчиняются его словам и устремляют свои взгляды в ту сторону, откуда тихим, но твердым шагом идет по земле Он.

    Академик А.Н. Мокрицкий еще в середине прошлого века отмечал, что «сюжет, взятый художником для своей картины, есть один из самых высоких, самых священных, которые существуют в понятиях христианства. Пришествие Спасителя есть начало Его благодати миру, приближение момента обновления человека».

    Действительно, это не просто случившееся между прочим появление обычного странника на пустынной дороге. Этот момент наступления нового мира, шествие времени, когда следует оглянуться на прошлое и испытать его перед лицом будущего, открывает смысл всех проповедей Иоанна Крестителя. В этом и состоит суть объединения А.

    Ивановым двух моментов в один сюжет — пророчества и явления.

    На первом плане полотна, справа, стоит нагой человек, который уже готовился надеть платье, как вдруг услышал благую весть. Горячая душевная радость и умиление выразились на его лице, а глаза наполнились слезами.

    Это лицо так изумительно написано художником, что зритель как будто видит дрожание мышц на его лице, во всем движении его так и оставшегося обнаженным тела чувствуется трепетная радость. Рядом с ним стоит отрок со сложенными руками, может быть, его сын.

    Еще не вполне понимая значения слов грозного пророка, он с напряженным вниманием и затаенным страхом смотрит на Иоанна. Мальчик до того дрожит, что, кажется, будто слышно, как щелкают его зубы. Одной этой группы было бы достаточно, чтобы обессмертить имя художника.

    В этом отроке как будто уже предчувствуется будущий христианский мученик.

    Несколько человек в этой группе повернулись в ту сторону, куда указывает Иоанн, другие же остались стоять, как и прежде. В толпе видны надменно хмурые лица окаменелых сердцем книжников и фарисеев. Далее — кроткие, скорбные женские лица. Некоторые из них видны только частями — или одним ртом, или глазами, но это написано так выразительно, что зрителю кажется, будто он видит все лицо.

    Недаром А. Иванов разыскивал по всей Италии натурщиков, похожих на жителей древней Иудеи, и писал с них бесчисленные этюды на вольном воздухе, при свете солнца. В героях своей картины он хотел видеть не внешнюю красоту, а глубокую правду чувств и характеров, «старался на лицах всех людей, с какими ни встречался, — говорил Н.В. Гоголь, — ловить высокие движения душевные».

    Художник посещал синагоги и церкви, чтобы наблюдать молящихся, потому и находит зритель среди этих людей, собравшихся на каменистом берегу Иордана, под сенью дымчато-зеленой листвы олив, поборников и противников новой веры, колеблющихся и безучастных, надеющихся и любопытных, смелых и робких, злых и добрых, богатых и нищих, закоренелых стариков-упрямцев и жаждущих истины юношей.

    ..

    Особое значение придавал А. Иванов достоверности и выразительности пейзажа. Он «просиживал по нескольку месяцев в нездоровых понтийских болотах и пустынных местах Италии, перенес в свои этюды все дикие захолустья, находящиеся вокруг Рима, изучил всякий камешек и древесный листок».

    На весьма выгодном для картины отдалении идет по жесткому каменистому пути Тот, путь Которого должен был быть усеян цветами. Тихим и твердым шагом идет Он взять на Себя грехи всего мира и умереть на кресте.

    Как мог художник в фигуре Спасителя (и на таком расстоянии) выразить его божественную мудрость, величие, кротость духа и решимость на подвиг? И здесь зритель видит могущество рисунка и линий, которыми А. Иванов изображает Того, кто несет миру свет истины, милосердие и утешение.

    Ни в одной черте нет противоречия понятиям, почерпнутым из Евангелия, все в Нем изобличает Его божественное происхождение, все говорит о том, что Человек Сей — не от мира сего. Даже неясность в очертаниях лика Христа была в намерениях художника, чтобы не останавливать зрительского воображения.

    Непостижимость Духа Божия не мог вполне объять дух никакого смертного и представить Его, каким Он есть Сам. Апостол Павел в Первом Послании Коринфянам писал: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно…». Шаг Христа в картине А. Иванова направлен прямо к группе «грешников», возглавляемых фарисеями.

    В первоначальных живописных эскизах Спаситель был изображен идущим навстречу Иоанну, но впоследствии художник изменил направление Его движения. Возможно, в этом следует видеть намек на слова Евангелия: «Я пришел не праведников, но грешников призвать к покаянию». Изменив направление движения Спасителя, А. Иванов драматизировал свое художественное повествование: движение Искупителя было тем самым наделено значением неумолимо приближающегося приговора.

    Двадцать лет трудился А. Иванов над своим полотном.

    Для таких произведений недостаточно одного гения художника и познаний им искусства, необходимо еще высшее настроение духа и способность неотлучно пребывать с идеей, пока она вполне не созреет в уме и не выразится художественными средствами на полотне. Именно таким был А.

    Иванов, это просвечивало даже в его кротких глазах, утомленных работой. Он отказался от заманчивых надежд славы и богатства, как отшельник, погрузился в созерцание своей идеи и только в окончании труда видел для себя награду.

    В последние годы своего пребывания в Риме художник был занят хлопотами. Ему предстояло доставить в Санкт-Петербург холст огромных размеров (высота — 540 см, ширина — 750 см). А.

    Иванов решил следовать за своей картиной, поэтому его путешествие из Рима в Петербург было делом хлопотным (подробности этого полного приключений пути можно узнать из писем художника к брату). В мае 1858 года картина А.

    Иванова «Явление Христа народу» наконец прибыла в Петербург. Специальным именным постановлением художнику было предоставлено право самому отыскать подходящее место для экспозиции своего произведения.

    Его выбор остановился на так называемой «аванзале крещенского подъезда» (Белом зале) Зимнего дворца. Отсюда позднее полотно предполагалось перенести в Испанскую галерею Эрмитажа для всеобщего обозрения.

    В среду 28 мая 1858 года «Явление Христа народу» было показано членам императорской фамилии, высшим представителям государственной власти и президенту Академии художеств великой княгине Марии Николаевне, дочери Николая I. А.

    Иванов потом вспоминал, что Александр II подал ему руку и долго расспрашивал о картине. Никаких отрицательных отзывов со стороны царя или кого-нибудь из его приближенных не последовало, однако через несколько дней всем стало ясно, что картина А Иванова «не поразила двор, как картина Брюллова».

    Последствия этого вскоре дали о себе знать. Так, 3 июня А.

    Иванова не удостоил принять в Царском Селе гофмаршал императорского двора граф Шувалов, «который был в ту минуту болен и выслал сказать через секретаря, что картина не может оставаться более во дворце и что ее нужно отправить в Академию». Известие это произвело на А. Иванова очень неприятное впечатление.

    9 июня картина была перенесена в Академию художеств и вскоре открыта для обозрения публики. Как только стало ясно что царский двор не оказывает художнику никакого покровительства, отношение к его картине со стороны официальных ценителей резко изменилось. И тут А. Иванова подстерегал еще один неожиданный удар. В журнале «Сын Отечества» появился резкий отзыв В. Толбина о его картине.

    Официальные академические круги высказали свое резко негативное отношение к картине, утверждая, что автор не оправдал надежд и ожиданий. Многие маститые академики ожидали увидеть еще одну историческую картину в старом, привычном для них роде живописи.

    Вместо этого перед ними предстало нечто совершенно новое, не похожее на знакомые им образцы, нечто такое, что они не в состоянии были ни понять, ни оценить.

    Александр Иванов смело отступил в своем полотне от присущей исторической картине традиционной академической композиции, которая требовала обязательного разделения всех персонажей на искусственные группы, наподобие театральных мизансцен, каждая из которых с предельной наглядностью должна была раскрывать определенные мысли и чувства. Другое обвинение В Толбина заключалось в следующем.

    Несмотря на то, что художник много внимания уделял строгому, академическому изучению натуры, он недостаточно согласовал фигуры в картине, особенно обнаженные, с античными статуями, считавшимися неоспоримыми образцами для подражания. Кроме того, по столице поползли слухи, что царь хочет дать за «Явление Христа народу» вместо предполагавшихся 30 тысяч только 10 или даже 8.

    От бессмысленных хлопот, унижения и равнодушия художник безмерно устал. После очередной поездки ко двору, в Петергоф, где его снова не соизволили принять, он слег.

    А три дня спустя, 3 июля 1958 года, Александр Иванов скончался.

    Словно в насмешку, через несколько часов после смерти живописца явился посыльный с конвертом из придворной канцелярии и уведомил, что царь приобретает картину за 15 тысяч и милостиво жалует Иванову орден Святого Владимира.

    Молодое же поколение отнеслось к художнику и его вдохновенному труду восторженно. Иван Крамской, тогда еще ученик Академии, свои впечатления от картины А.

    Иванова записал в статье «Взгляд на историческую живопись»; на молодого профессора Академии П. Чистякова встречи с художником и его картина произвели неизгладимое впечатление. Славянофил А. С.

    Хомяков писал: «Видеть картину Иванова не только наслаждение, но гораздо большее: это событие жизни».

    Теперь главное полотно великого мастера выставлено в новом зале Третьяковской галереи, возведенном на месте внутреннего двора. По обе стороны от него (а также в специальном небольшом помещении) расположены многочисленные этюды к нему.

    Источник: http://xn--d1ababeji4aplhbqk6k.xn--p1ai/blog/sochinenie_opisanie_kartiny_aleksandra_ivanova_quot_javlenie_khrista_narodu_quot/2010-04-01-1136

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector