Фри́да Ка́ло де Риве́ра или Магдале́на Ка́рмен Фри́да Ка́ло Кальдеро́н — мексиканская художница, наиболее известная автопортретами.
СОДЕРЖАНИЕ
- Биография художницы
- Творчество Фриды Кало
- Интересные факты о Фриде
- Картины мексиканской художницы
- Библиография
Кало Фрида (Kahlo Frida) (1907—1954), мексиканский художник и график, жена Диего Риверы, мастер сюрреализма.
Фрида Кало родилась в Мехико в 1907 году, в семье еврейского фотографа, родом из Германии. Мать — испанка, рождённая в Америке. В шесть лет она перенесла полиомиелит, и с тех пор правая нога стала короче и тоньше левой.
В возрасте восемнадцати лет 17 сентября 1925 года Кало попала в автокатастрофу: сломанный железный прут токосъемника трамвая воткнулся в живот и вышел в паху, раздробив тазобедренную кость. В трех местах был поврежден позвоночник, сломаны два бедра и нога в одиннадцати местах. Врачи не могли поручиться за ее жизнь.
Начались мучительные месяцы неподвижного бездействия. Именно в это время Кало попросила у отца кисть и краски.
Для Фриды Кало сделали специальный подрамник, позволявший писать лежа. Под балдахином кровати прикрепили большое зеркало, чтобы Фрида Кало могла видеть себя.
Она начала с автопортретов. «Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего».
В 1929 году Фрида Кало поступает в Национальный институт Мексики. За год, проведенный почти в полной неподвижности, Кало всерьез увлеклась живописью. Снова начав ходить, посещала художественную школу и в 1928 году вступила в компартию. Ее работы высоко оценил уже знаменитый к тому времени художник-коммунист Диего Ривера.
В 22 года Фрида Кало вышла за него замуж. Их семейная жизнь бурлила страстями. Они не всегда могли быть вместе, но никогда — врозь. Их связывали отношения — страстные, одержимые и порой мучительные.
Древний мудрец сказал о подобных отношениях: «Ни с тобой, ни без тебя жить невозможно».
Романтическим ореолом овеяны отношения Фриды Кало с Троцким. Мексиканская художница восхищалась «трибуном русской революции», тяжело переживала его высылку из СССР и была счастлива, что благодаря Диего Ривере он нашел в Мехико приют.
Больше всего в жизни Фрида Кало любила саму жизнь — и это магнитом притягивало к ней мужчин и женщин. Несмотря на мучительные физические страдания, она могла развлекаться от души и широко кутить. Но поврежденный позвоночник постоянно напоминал о себе.
Периодически Фриде Кало приходилось ложиться в госпиталь, чуть ли не постоянно носить специальные корсеты.
В 1950 году ей сделали 7 операций на позвоночнике, 9 месяцев она провела на больничной койке, после чего могла передвигаться только в инвалидной коляске.
В 1952 году Фриде Кало ампутировали до колена правую ногу. В 1953 году в Мехико проходит первая персональная выставка Фриды Кало.
Ни на одном автопортрете Фрида Кало не улыбается: серьезное, даже скорбное лицо, сросшиеся густые брови, чуть заметные усики над плотно сжатыми чувственными губами. Идеи её картин зашифрованы в деталях, фоне, фигурах, появляющихся рядом с Фридой.
Символика Кало опирается на национальные традиции и тесно связана с индейской мифологией доиспанского периода.
Фрида Кало блестяще знала историю своей родины. Множество подлинных памятников древней культуры, которые Диего Ривера и Фрида Кало собирали всю жизнь, находится в саду «Голубого дома» (дома-музея).
Фрида Кало умерла от воспаления легких, через неделю после того, как отметила свое 47-летие, 13 июля 1954 года.
«Я весело жду ухода и надеюсь никогда не возвращаться. Фрида».
Прощание с Фридой Кало проходило в «Бельяс Артес» — Дворце изящных искусств. В последний путь Фриду вместе с Диего Риверой провожали президент Мексики Ласаро Карденас, художники, писатели — Сикейрос, Эмма Уртадо, Виктор Мануэль Вильясеньор и другие известные деятели Мексики.
Творчество Фриды Кало
В работах Фриды Кало заметно очень сильное влияние народного мексиканского искусства, культуры доколумбовых цивилизаций Америки. Её творчество насыщено символами и фетишами.
Однако в нём заметно и влияние европейской живописи — в ранних работах отчётливо проявилась увлечённость Фриды, например, Боттичелли. В творчестве присутствует стилистика наивного искусства.
Большое влияние на стиль живописи Фриды Кало оказал её муж, художник Диего Ривера.
Специалисты полагают, что 1940-е — это эпоха расцвета художницы, время её самых интересных и зрелых работ.
Жанр автопортрета преобладает в творчестве Фриды Кало.
В этих работах художница метафорически отражала события своей жизни («Госпиталь Генри Форда», 1932, частное собрание, Мехико; «Автопортрет с посвящением Льву Троцкому», 1937, Национальный музей «Женщины в искусстве», Вашингтон; «Две Фриды», 1939, Музей современного искусства, Мехико; «Марксизм исцеляет больную», 1954, Дом-музей Фриды Кало, Мехико).
Госпиталь Генри Форда
Автопортрет посвященный Леву Троцкому (Между занавесок)
Две Фриды
Выставки
- В 2003 выставка работ Фриды Кало и её фотографий прошла в Москве.
- Картина «Корни» выставлялась в 2005 году в лондонской галерее «Tate», а персональная выставка Кало в этом музее стала одной из самых удачных в истории галереи — её посетили около 370 тысяч человек.
Дом-музей
Дом в Койоакане был построен за три года до рождения Фриды на маленьком клочке земли. Толстые стены наружного фасада, плоская крыша, один жилой этаж, планировка, при которой комнаты всегда оставались прохладными и все открывались во внутренний двор, — почти образец дома в колониальном стиле.
Он стоял всего лишь в нескольких кварталах от центральной городской площади. Снаружи дом на углу улицы Лондрэс и улицы Альендэ выглядел точно так же, как и другие в Койоакане, старом жилом районе на юго-западе пригорода Мехико. В течение 30 лет облик дома не менялся.
Но Диего и Фрида сделали его таким, каким знаем его мы: дом в преобладающем синем цвете с нарядными высокими окнами, украшенный в традиционном индейском стиле, дом полный страсти.
Вход в дом охраняют два гигантских Иуды, их фигуры двадцати футов высотой, из папье-маше, делают жесты, будто приглашая друг друга к разговору.
Внутри палитры и кисти Фриды лежат на рабочем столе так, будто она только что их там оставила. У кровати Диего Ривэры лежит шляпа, его рабочий халат и стоят огромные ботинки. В большой угловой спальне расположена стеклянная витрина.
Над нею написано: «Здесь 7 июля 1910 года родилась Фрида Кало». Надпись появилась через четыре года после смерти художницы, когда её дом стал музеем. К сожалению, надпись неточна. Как показывает свидетельство о рождении Фриды, родилась она 6 июля 1907 года.
Но выбрав нечто более значительное, чем ничтожные факты, она решила, что родилась не в 1907 году, а 1910, в год начала Мексиканской революции.
Поскольку в годы революционного десятилетия она была ребёнком и жила среди хаоса и залитых кровью улиц Мехико, то решила, что родилась вместе с этой революцией.
Ярко-голубые и красные стены дворика украшает ещё одна надпись: «Фрида и Диего жили в этом доме с 1929 по 1954 год».
Она отражает сентиментальное, идеальное отношение к браку, что снова расходится с реальностью. До поездки Диего и Фриды в США, где они провели 4 года (до 1934 года), в этом доме они жили ничтожно мало. В 1934—1939 они жили в двух домах, построенных специально для них в жилом районе Сан-Анхэле.
Затем последовали долгие периоды, когда, предпочитая жить независимо в студии в Сан-Анхэле, Диего вовсе не жил вместе с Фридой, не говоря уже о том годе, когда оба Ривэра разъезжались, разводились и снова сочетались браком. Обе надписи приукрасили действительность.
Как и сам музей, они — часть легенды о Фриде.
Интересные факты о Фриде
Характер
Несмотря на полную боли и страданий жизнь, Фрида Кало имела живую и раскрепощённую экстраверсивную натуру, и её ежедневная речь была усеяна сквернословиями.
Будучи сорванцом в юности, она не лишилась своего пыла в поздние годы.
Кало изрядно курила, в избытке употребляла спиртные напитки (особенно текилу), была открытой бисексуалкой, пела непристойные песни и рассказывала гостям своих диких вечеринок столь же неприличные шутки.
Стоимость картин
В начале 2006 года автопортрет Фриды «Корни» («Raices») оценён экспертами Sotheby’s в 7 миллионов долларов (первоначальная оценка на аукционе — 4 млн фунтов стерлингов).
Картина была написана художницей маслом по листу металла в 1943 году (после повторного брака с Диего Риверой).
В том же году эта картина была продана за 5,6 миллионов долларов США, что стало рекордом среди латиноамериканских работ.
Рекордом стоимости картин Кало остаётся ещё один автопортрет 1929 года, проданный в 2000 году за 4,9 млн долларов (при первоначальной оценке — 3 — 3,8 млн.).
Коммерциализация имени
В начале XXI века венесуэльским предпринимателем Карлосом Дорадо был создан фонд Frida Kahlo Corporation, которому родственники великой художницы предоставили право на коммерческое использование имени Фриды. В течение нескольких лет появилась линия косметики, марка текилы, спортивная обувь, ювелирные изделия, керамика, корсеты и нижнее белье, а также пиво с именем Фриды Кало.
Библиография
В искусстве
Яркая и неординарная личность Фриды Кало нашла своё отражение в произведениях литературы и кинематографа:
- В 2002 году был снят фильм «Фрида», посвящённый художнице. Роль Фриды Кало сыграла Сальма Хайек.
- В 2005 году был снят неигровой арт-фильм «Фрида на фоне Фриды».
- В 1971 году вышел короткометражный фильм «Фрида Кало», в 1982 году — документальный, в 2000 году — документальный фильм из серии «Великие художницы», в 1976 году — «Жизнь и смерть Фриды Кало», в 2005 году — документальный «Жизнь и времена Фриды Кало».
- У группы Alai Oli есть песня «Фрида», посвящённая Фриде и Диего.
Литература
- The diary of Frida Kahlo: an intimate self-portrait / H.N. Abrams. — N.Y., 1995.
- Teresa del Conde Vida de Frida Kahlo. — Mexico: Departamento Editorial, Secretaría de la Presidencia, 1976.
- Teresa del Conde Frida Kahlo: La Pintora y el Mito. — Barcelona, 2002.
- Drucker M. Frida Kahlo. — Albuquerque, 1995.
- Frida Kahlo, Diego Rivera and Mexican Modernism. (Cat.). — S.F.: San Francisco Museum of Modern Art, 1996.
- Frida Kahlo. (Cat.). — L., 2005.
- Леклезио Ж.-М. Диего и Фрида. — М.: КоЛибри, 2006. — ISBN 5-98720-015-6.
Источник: https://allpainters.ru/frida-kalo-zhizn-i-tvorchestvo-hudozhnitsyi.html
Жизнь Фриды Кало в 11 картинах
«Viva la vida. Фрида Кало и Диего Ривера. Живопись и графика из музейных и частных собраний». Под таким названием с 21 декабря по 12 марта 2019 в Москве проходит уникальная ретроспектива двух величайших мексиканских художников Фриды Кало и Диего Риверы в Москве. На выставке представлено более 90 картин Фриды и Диего, а также рисунки, фотографии и документы о знаменитых художниках.
Наш московский колумнист Алена Лиас так сильно впечатлилась выставкой, что по горячим следам решила поделиться эмоциями с читателями PRETAPORTAL
«Они думали, что я сюрреалист, но это было не так. Я никогда не рисовала сны. Я рисовала собственную действительность».
Фрида Кало
Фрида Кало, мексиканская художница с яркой внешностью и узнаваемыми автопортретами, прожила непростую жизнь. Проблемы со здоровьем преследовали её уже с детства. В возрасте шести лет Фрида заболела полиомиелитом, а в юности попала в аварию, после которой перенесла множество операций, повлиявших на всю её последующую жизнь.
Свой мир, порой полный страданий и боли, Фрида переносила на холст. Её творчество вовлекает, вызывает сочувствие, заставляя переосмыслить ценности своей жизни. Её картины полны глубокого смысла и тайных знаков, в них любовь и трагедия её существования, ими она рассказывает нам свою жизнь.
1. Автобус (1929)
17 сентября 1925 года Фрида возвращалась со школы на автобусе вместе с близким другом Александро Гомес Ариас. Именно этот день перевернул жизнь девушки – день аварии.
Художница избегала изображать саму аварию, есть лишь карандашный набросок. Эта картина, возможно, то, что Фрида увидела в последний момент перед аварией. От изображения исходит ощущения спокойствия, словно «затишье перед бурей».
Есть также версия, что художница изобразила пассажиров, похожими на своих близких — отец, сестра, кормилица.
2. Фрида и Диего Ривера (1931)
Фрида говорила, что в её жизни было две аварии: одна с автобусом, а вторая – это её любовь к Диего. Они поженились, когда Фриде было 22, а Диего 42. Их союз не был безоблачным. Диего никогда не был верен Фриде, у него были многочисленные романы на стороне. Фрида, будучи натурой творческой, также позволяла себе увлечения не только с мужчинами, но и с женщинами. Самые яркие романы ей приписывают с танцовщицей Жозефин Бейкер, Львом Троцким и даже с Владимиром Маяковским. Однако все это не помешало продлиться любви Фриды и Диего до самой её смерти.
Этот портрет был написан во время пребывания художницы в Сан-Франциско для мецената и сторонника музея Альберта Бендера.
В контексте времени Фрида Кало гораздо более значимая фигура в мире искусства. Диего Ривера многим известен именно в связи с Фридой. Но в момент создания картины, Диего – состоявшийся художник, а Фрида его жена, еще не достигшая такого уровня славы. Именно так Фрида и изобразила себя, как спутницу иконы американского модернизма.
3. Больница Генри Фонда (1932)
Фрида и Диего провели в США около 4 лет. Диего выполнял там заказы. А Фрида в это время перенесла несколько неудавшихся беременностей.
Работа «Больница Генри Фонда» была написана после второго выкидыша. При создании картины, художница обращается к идее ретабло. В Латинской Америке так называют иллюстрации, показывающие, как людям помогли святые. Однако, художница исключила главный элемент – самих святых. Тем самым она показала, насколько одинокой и покинутой ощущала себя в этот момент.
Фрида изобразила себя на больничной кровати в луже крови. Вокруг себя на артериях, соединенных с её животом, она изобразила объекты, отражающие её боль: ребенок, потерянный при выкидыше; улитка, как символ неудавшейся беременности; часть туловища и кости таза, оказавшиеся слишком слабыми, чтобы выносить ребенка; розовая орхидея – цветок, который ей подарил Диего.
Предметы расположены хаотично, для Фриды тут важнее показать свои эмоции, свою боль и потерянность в этом мире.
4. Моя кормилица и я (1937)
По мнению самой художницы, это одно из лучших её произведений. Как и большинство работ Фриды, эта картина автобиографичная. После рождения дочери мать художницы заболела, поэтому её кормила индейская няня. Фрида Кало гордится этим фактом, для неё очень важна связь с Мексикой, с предками, со своими корнями. Кормилица изображена мощной женщиной, она словно символизирует собой опору. Себя художница изображает ребенком с взрослым лицом, словно показывая, что и во взрослой жизни она ощущает эту опору.
На картине также есть персональные символы Фриды. Фон из зеленых листьев символизирует защиту. А в левом углу картины насекомое палочник, которое маскируется под веточки растений. Интересно, что это насекомое рождается уже взрослым. Возможно, художница провела параллель между ним и ребенком с лицом взрослой Фриды.
5. Две Фриды (1939)
Картина считается одной из самых заметных работ художницы. По одной из интерпретаций Фрида изобразила свою воображаемую подругу детства. Художница часто убегала от реальности в мир фантазий из-за насмешек одноклассников и соседских мальчишек. Они смеялись над ней из-за обезображенной полиомиелитом ноги.
Однако позже художница призналась, что это работа связана с кризисом в отношениях с Диего Ривера. Картина изображает две сущности Фриды. Одна в традиционном мексиканском костюме, которую так любил Диего. И другая, в свадебном платье в викторианском стиле, которую он отверг. И обе из них несчастны и одиноки. Израненное сердце, одно на двоих кровоточит и теряет свои жизненные силы…
6. Сломанная колона (1944)
В 1944 году здоровье Фриды резко ухудшилось. Художница испытывает сильные боли в позвоночнике и вынуждена носить стальной корсет. Она страдает и физически и духовно, но, тем не менее, продолжает писать. «Сломанная колона» как нельзя лучше отражает ее состояние в этот период. Боль во всем теле так сильна, словно сотни маленьких иголок вонзились в её плоть. Она ощущает себя сломанной, словно колона внутри ее держится вертикально только благодаря корсету. Белая ткань вокруг бедер, похожа на плащаницу Христа, словно символ её страданий.
По щекам льются слезы, и лишь в отражении зрачков можно разглядеть белого голубя надежды…
7. Без надежды (1945)
«Для меня не остается ни малейшей надежды… Все движется во времени в соответствии с тем, что диктует живот…»
Фрида Кало
Именно эту фразу художница оставила на обороте картины. В это время Фрида сильно похудела и врачи назначили ей диетические режимы, чтобы она набрала вес. Это сильно удручало Фриду, ей ничего не хотелось. Она лишь продолжала писать, словно оставляя на холсте всю свою боль.
8. Автопортрет с обезьянкой. (1945)
Фрида часто рисовала свои автопортреты с животными. В этой работе художница соединила несколько образов: обезьяна, скульптура доколумбовой эпохи, собака и гвоздь.
Обезьяна для Фриды символизирует верного друга, который заменяет ей ребенка, которого она не смогла иметь. Гвоздь – это обман. Собака – священное для ацтеков животное. Этой картиной Фрида говорит, что перестала верить мужу и видит поддержку совсем в другом.
9. Цыпленок (1945)
Милое название картины может поначалу ввезти в заблуждение. Однако горделивый цыпленок — это не кто иной, как Диего Риверо. Себя художница изобразила в виде букета, окутанного паутиной боли и сомнений. Как известно, Диего часто изменял Фриде, она так и не смогла к этому привыкнуть и каждый раз сильно переживала. Этой картиной она хотела показать, что Диего похож на надутого, важного цыпленка. Она же, во власти его влияния, запуталась в паутине своих чувств. Любовь ей приносит больше боли, чем счастья.
10. Маска (1945)
В этом автопортрете Фрида впервые прячет свое настоящее лицо под маской Малинче, атрибутом мексиканских народных представлений. Малинче была переводчицей, наложницей и осведомительницей завоевателя Мексики Кортеса Эрнана. Этот образ символизирует одновременно соблазн и страшное кровопролитие, которое повлекла за собой легендарная Малинче.
Художница прячется под маской соблазнительной предательницы. По маске текут слёзы. Это боль на грани безумия.
11. Портрет Фриды Кало (1955) Диего Ривера
Это работа принадлежит руке Диего Ривера, но она имеет непосредственное отношение к жизни художницы, а точнее, к её смерти: это её посмертный портрет.
Фрида скончалась в 1954 году. Диего изобразил её в виде сердца, из которого фонтанами хлещет кровь. Эти портретом он говорит, что Фрида — любовь всей его жизни. Однако это не помешало Диего жениться еще раз, в этом он весь. К жизни Диего относится гораздо легче, чем Фрида, и это ощущается в его работах в полной мере.
Автор Алена ЛИАС.
Источник: https://pret-a-portal.by/zhizn-fridy-kalo-v-11-kartinah/
Работы Фриды Кало, наполненные символами и скрытыми смыслами
Работы Фриды Кало, наполненные символами и скрытыми смыслами
Жизнь Фриды
Яркая мексиканская художница Фрида Кало более всего известна публике символическими автопортретами и изображениями мексиканской и американской культур. Кало оставила неизгладимый след не только в мексиканской, но и мировой живописи.
Художнице выпала нелёгкая судьба: практически всю жизнь её преследовали многочисленные заболевания, операции и неудачное лечение.
Так, в шестилетнем возрасте Фриду приковал к постели полиомиелит, в результате которого её правая нога стала тоньше левой и девочка осталась хромой на всю жизнь.
Отец всячески подбадривал дочь, вовлекая её в мужские на тот момент виды спорта – плавание, футбол и даже борьбу. Во многом это помогло Фриде сформировать стойкий, мужественный характер.
Фрида Кало. 1926
17 сентября 1925 года она попала в аварию вместе со своим сокурсником и возлюбленным Алехандро Гомесом Ариас. В результате столкновения Фрида попала в больницу с многочисленными переломами таза и хребта.Её было лишь 18 лет…
Серьёзнейшие травмы привели к трудному и болезненному восстановлению.
Именно в это время она просит дать ей краски и кисть: подвешенное под балдахином кровати зеркало позволяло художнице видеть себя и она начала свой творческий путь с автопортретов.
Фрида работает над портретом своего отца, Гильермо Кало. 1951
Фрида Кало и Диего Ривера
В период своего обучения в Национальной подготовителбной школы Фрида впервые встречается с известным на то время мастером настенной живописи Диего Ривера. Кало часто наблюдала за Риверой, пока он работал над фреской «Сотворение мира» в актовом зале школы.
Ривера поощрял творческую работу Фриды, но союз двух ярких личностей был очень нестабильным.В ответ на предательство мужа , Кало обрезала свои знаменитые чёрные локоны и запечатлела перенесённую обиду и боль в картине «Память (Сердце)».
- Тем не менее чувственная и пылкая художница тоже заводила романы на стороне.
- Несмотря на измены и романы с обеих сторон, Фрида и Диего, даже расставшись в 1939 году, вновь воссоединились и оставались супругами до самой смерти художницы.
- Фрида Кало и Диего Ривера. 1931
Особенности творчества
Уникальность картин Фриды состоит в том, что все её автопортреты не сводятся к изображению исключительно внешности. Каждое полотно богато деталями из жизни художницы: каждый изображённый предмет символичен. Показательно и то, как именно Фрида изображала связи между объектами: в большинстве своём связи – это кровеносные сосуды, питающие сердце.
- В каждом автопортрете находятся ключи к разгадке смысла изображённого: сама художница всегда представляла себя серьёзной, без тени улыбки на лице, но её чувства выражены через призму восприятия фона, цветовой палитры, окружающих Фриду предметов.
- Гильермо Кало Фрида 1913
Уже в 1932 году в творчестве Кало просматривается больше графических и сюрреалистических элементов. Самой Фриде сюрреализм был чужд надуманными и фантастическими сюжетами: художница выражала на полотнах реальные страдания.
Связь с этим течением была скорее символична, так как на картинах Фриды можно обнаружить влияние доколумбийской цивилизации, национальных мексиканских мотивов и символов, а также темы смерти.
В 1938 году судьба столкнула её с основоположником сюрреализма Андре Бретоном, о встрече с которым сама Фрида отзывалась следующим образом: «Я никогда не думала, что я – сюрреалистка, пока Андре Бретон не приехал в Мексику и не сказал мне об этом».
До знакомства с Бретоном автопортреты Фриды редко воспринимались как что-то особенное, но французский поэт увидел на полотнах сюрреалистические мотивы, позволявшие изобразить эмоции художницы и её невысказанную боль. Благодаря этой встрече состоялась успешная выставка полотен Кало в Нью-Йорке.
- Фрида Кало «Автопрортрет в красном берете» 1932.бумага,цветной карандаш
Картины Кало врезаются в память не только образами, но и яркой, энергичной палитрой. В своём дневнике Фрида и сама пыталась дать объяснение цветам, использованным в создании своих картин.
- Так, зелёный ассоциировался с добрым, тёплым светом, пурпурный цвет маджента был связан с ацтекским прошлым, жёлтый символизировал помешательство, страх и болезнь, а синий – чистоту любви и энергию.
- Автопортреты Фриды Кало
- Более половины работ Фриды – автопортреты.
- Фрида Кало » Сломанная колонна» 1944 ,холст,масло
Практически на всех автопортретах Фрида Кало изображала себя серьёзной, мрачной, словно застывшей и холодной с суровым непроницаемым лицом, однако все эмоции и душевные переживания художницы можно почувствовать в окружающих её деталях и фигурах. Каждая из картин хранит в себе те чувства, которые переживала Фрида в определенный момент времени.
- Фрида Кало «Покойный Димас Росас (трех лет от роду)» 1937 ,Мазонит,масло
- Фрида Кало «Портрет дамы Роситы Морийо» 1944 Мазонит,масло
- Фрида Кало «Без надежды» 1945 ,Мазонит,масло
- Фрида Кало «Солнце и жизнь» 1947 Мазонит,масло
- Фрида Кало. Натюрморт 1951 Мазонит,масло
- Фрида Кало «Автобус» 1929 Холст,масло
Что же касается автопортретов, которые составляют основу её творчества, то они для Кало были в каком то смысле способом выразить себя, порталом, соединяющим её внутренний мир с нашим внешним.
Именно поэтому наряду со вполне классическими автопортретами появляются те, где художница по-прежнему узнаваема, но уже не является в смысловым центром композиции, а становится лишь средством для выражения Идеи.
В каком-то смысле Фриду Кало можно назвать не только художницей, но и актрисой, и даже сценаристом, в своих автопортетах она примерила на себя десятки ролей, придуманный ею же самой.
Художница была удивительным человеком с огромной силой воли, который любит жизнь, умеет радоваться и безгранично любить.Позитивное отношение к окружающему миру и удивительно тонкое чувство юмора привлекали к ней самых разных людей.
Многие стремились попасть в её «Синий дом» со стенами цвета индиго, зарядиться тем оптимизмом, которым в полной мере обладала девушка.
Фрида Кало в каждый написанный автопортрет вложила силу своего характера, все пережитые душевные муки, боль утраты и неподдельную силу воли, ни на одном из них она не улыбается. Однако, несмотря на все испытания судьбы, художница смогла оставить после себя более двухсот картин, каждая из которых уникальна.
«Больница Генри Форда»
Неверность мужа и неспособность родить ребёнка ярко прорисовываются на полотнах Кало. Зародыши, фрукты и цветы, изображённые на многих картинах Фриды, символизируют именно её неспособность к деторождению, что было причиной её крайне депрессивных состояний.
- Так, на картине «Госпиталь Генри Форда» изображена обнажённая художница и символы её бесплодия – зародыш, цветок, повреждённые тазобедренные суставы, соединённые с нею кровавыми веноподобными нитями.
- На нью-йоркской выставке 1938 года эту картину представили под названием «Потерянное желание».
- С помощью автопортрета она словно пыталась разобраться в себе, раскрыть свой внутренний мир, освободиться от бушевавших внутри неё страстей.
- В 1938 году судьба столкнула её с основоположником сюрреализма Андре Бретоном, о встрече с которым сама Фрида отзывалась следующим образом: «Я никогда не думала, что я – сюрреалистка, пока Андре Бретон не приехал в Мексику и не сказал мне об этом».
- До знакомства с Бретоном автопортреты Фриды редко воспринимались как что-то особенное, но французский поэт увидел на полотнах сюрреалистические мотивы, позволявшие изобразить эмоции художницы и её невысказанную боль.
- Благодаря этой встрече состоялась успешная выставка полотен Кало в Нью-Йорке.
- «Две Фриды».
В 1939 после развода с Диего Риверой Фрида пишет одно из самых говорящих полотен – «Две Фриды». На картине изображены две природы одного человека.Одна Фрида одета в белое платье, на котором заметны капли крови, стекающие с её раненого сердца; платье второй Фриды отличается более яркой расцветкой, а сердце невредимо.
Обе Фриды соединены кровеносными сосудами, питающими оба напоказ выставленных сердца – приём, часто используемый художницей для передачи душевной боли.
Фрида в яркой национальной одежде – это именно та «мексиканская Фрида», которую любил Диего, а образ художницы в викторианском свадебном платье – европеизированная версия женщины, которую Диего бросил.
Фрида держит себя за руку, подчёркивая своё одиночество.
Наследие Фриды
В 1951 после более 30 операций психически и физически сломленной художнице удавалось терпеть боль только благодаря болеутоляющим.Уже в то время ей было сложно рисовать как раньше, а лекарства Фрида применяла наравне со спиртным. Ранее детализированные изображения стали более расплывчатыми, нарисованными спешно и невнимательно.
В результате злоупотребления алкоголем и частых психологических срывов смерть художницы в 1954 году породила множество слухов о самоубийстве.
Но со смертью слава Фриды только возросла, а её любимый Голубой дом стал музеем-галереей картин мексиканских художников. Феминистическое движение 1970-х также возродило интерес к личности художницы, так как многие рассматривали Фриду в качестве знаковой фигуры феминизма.
- Автопортрет
- Фрида Кало. Две обнаженные в лесу,1939 / Courtesy of Christie's
- Картина изображает двух женщин, одна из которых утешает другую,
- — искусствоведы считают, что это две ипостаси самой Фриды.
- Натюрморт
- Искусство Латинской Америки и картины Фриды
Особенное значение в творчестве Фриды Кало имеют национальные мотивы.Фрида Кало блестяще знала историю своей родины. Она с особенной любовью относилась к народной мексиканской культуре, коллекционировала старинные произведения прикладного искусства, даже в повседневной жизни носила национальные костюмы.
В картинах Фриды Кало очень сильно влияние народного мексиканского искусства, культуры доколумбовых цивилизаций Америки. Её творчество насыщено символами и фетишами. Идеи её картин зашифрованы в деталях, фоне, фигурах, появляющихся рядом с Фридой и символика раскрывается через национальные традиции и тесно связана с индейской мифологией доиспанского периода.
- И всё-таки в живописи Фриды заметно и влияние европейской живописи.
- Специалисты полагают, что 1940-е — это эпоха расцвета творчества Фриды Кало, время её самых интересных и зрелых работ.
- Источник
Галина (Пчёлка Майя) просветленный
Источник: https://obiskusstve.com/1166483403990370399/raboty-fridy-kalo-napolnennye-simvolami-i-skrytymi-smyslami/
Жизнь и боль: «читаем» работы Фриды Кало
6 июля 1907 года родилась самая известная мексиканская художница — Фрида Кало, полюбившаяся всему миру своим бесспорным талантом и невероятной силой духа
Изначально, мы хотели лишь составить подборку интересных фактов о жизни и творчестве Фриды, но быстро поняли, что в рамках одного поста — это практически невозможно. Потому что вся ее жизнь – один большой «интересный факт», состоящий из взлетов и сокрушительных падений. Судьбу драматичнее сложно себе представить. Красота и талант, тяжелая болезнь в детстве, страшная авария в юности, постоянная боль, огромное количество перенесенных операций, страстная любовь, измены мужа, потеря ребенка, предательство, признание, дружба с революционерами – это все о Фриде. Сегодня, в день рождения художницы, предлагаем погрузиться в ее творчество и поближе познакомиться с несколькими известными картинами.
Фрида Кало написала около 145 картин маслом, 60 из них — автопортреты.
Художница была достаточно успешна еще при жизни: уже на первой своей выставке в нью-йоркской галерее она продала практически все работы, но после ее смерти в 1954 году наступил период некоторого забвения.
Интерес к ее творчеству заново возник в 1970-х, когда началось активное изучение женского искусства,и одновременно с этим большой рывок сделали исследователи латиноамериканской культуры.
Казалось бы, эта картина о жизни разного и многоликого мексиканского общества. На одной остановке ждут автобуса домохозяйка, рабочий, мать-индианка, богатый бизнесмен гринго и молодая девушка.
Однако на самом деле картина имеет еще одно значение. Люди на ней ждут именно тот автобус, который врезался в трамвай в 1925-ом году и изменил жизнь художницы. Она чудом спаслась, получив чудовищные травмы.
Молодая девушка на этой картине – сама Фрида.
Существует испанская поговорка – «кормить из воронки». По значению эта фраза близка нашей «вешать лапшу на уши». Именно это «кормление из воронки» изображено на пугающей картине Фриды. Из-за постоянных измен мужа Диего Риверы Кало очень страдала.
Он лгал, и она прекрасно знала об этом. В 40-е годы у художницы усилились проблемы со здоровьем. Но отношения с супругом при этом оставались прежними.
Уставшая от лжи и привыкшая выплескивать всю свою боль на полотно, Фрида написала тогда эту картину – «Без надежды».
Портрет Лютера Бербанка, 1932 год
Лютер Бербанк был талантливым селекционером-самоучкой. Он создал около 800 новых сортов ягод, фруктов и овощей. Картофель сорта «Рассет Бербанк» до сих пор один из самых распространенных в США. Фрида и Диего Ривера никогда не встречались с ним лично, но очень интересовались его работой, восхищались им. Ривера даже поместил Бербанка на фреску «Аллегория Калифорнии» в башне Фондовой биржи в Сан-Франциско. Когда Фрида писала этот портрет, селекционера уже не было в живых. Он покоился в саду собственного поместья, Кало и Ривера посещали однажды его могилу. На картине ученый изображен проросшим из земли гибридом человеком и дерева, обретшим бессмертие в своих делах. Дерево с гигантскими плодами справа символизирует результаты работы Бербанка. А слева мы видим обычное дерево с обычными плодами. Но самая, пожалуй, интересная деталь на этой картине – растение, которое держит в руках Бербанк. Это куст филодендрона. Фрида отлично разбиралась в ботанике и знала многое о растениях, их свойствах и символике. Филодендрон в ацтекской культуре ассоциировался с плодородием. Но в то же время некоторые представители этого семейства ядовиты и могут вызывать галлюцинации. Как же это связано с Бербанком? Дело в том, что ученый верил в евгенику. Он считал, что раз культивация так хорошо работает с растениями, можно применить этот подход и к человечеству. Фрида не разделяла этих взглядов и считала их очень опасными. И поэтому на картине изобразила Бербанка именно с филодендроном – потенциально опасным растением, являющимся при этом символом плодородия.
«Больница Генри Форда», 1932 год
Фрида Кало мечтала стать матерью. Вскоре после свадьбы с Диего Риверой в 1929 году она забеременела, но по медицинским показаниям вынуждена была сделать аборт. Вторая беременность случилась в 1932 году и тоже закончилась трагически – был выкидыш. Именно тогда Фрида пишет картину «Больница Генри Форда». Между прочим, эта работа стала первой в истории мировой живописи картиной, посвященной потере не родившегося ребенка. Пять символов изображено здесь. И все они имеют огромное значение. Ребенок – потерянный сын, о котором так мечтала Фрида. Улитка – время, которое в больнице ползло так мучительно медленно. Кости таза, раздробленные в той давней аварии, — причина, по которой Кало не смогла выносить ребенка. Орхидея – символ сексуальности, женственности и материнства. Странное механическое устройство – бесчеловечность, холодность и жестокость медицинских процедур.
«Моя кормилица и я», 1937 год
Обычно эту работу объясняют, опираясь на известный факт из жизни художницы. Через пару месяцев после рождения Фриды ее мать забеременела четвертой дочерью, потеряла молоко и вынуждена была обратиться за помощью к кормилице-мексиканке. Однако, если проанализировать картину с точки зрения символизма, можно увидеть и другой, гораздо более глубокий ее смысл. Куколка и бабочка в правой части картины – это традиционные для европейской живописи символы смерти и воскресения души. Однако давайте обратим внимание на насекомое слева. Это палочник из семейства привиденьевых. Эти насекомые выживают благодаря мимикрии. В какой-то степени Фрида Кало тоже выживала благодаря мимикрии, прячась за экстравагантный образ и отмечаемое многими современниками чувство юмора. Лицо кормилицы скрыто под ритуальной маской. Да и сама ее фигура напоминает идол. Фрида Кало очень трепетно относилась к своим индейским корням, и даже на многих фотографиях ее можно видеть в традиционной индейской одежде. Исследователи творчества художницы делают вывод, что кормилица на этой картине – сама Мексика, которая держит на руках младенца, но одновременно взрослую Фриду, питает ее и защищает.
«Сломанная колонна», 1944 год
Пожалуй, самая известная картина Фриды Кало. Она не нуждается в подробном разборе. Это очень выразительная метафора стойкости перед лицом судьбы. Сломанная колонна символизирует сломанный позвоночник художницы. Гвозди – физические и душевные страдания. А фоном для автопортрета служит Педрегальское плоскогорье, пустынный вулканический пейзаж к юго-западу от Мехико.
Одна из последних картин художницы. В 1953 году Фриде Кало по колено ампутировали ногу. Она стала много пить и заглушала боль сильными болеутоляющими. Конечно, все это не могло не отразиться на манере письма. Исчезло внимание к деталям, появилось больше хаотичности. На этой картине мы видим искалеченную фигуру, словно растворяются в пространстве. Нет ни цветов, ни растений, ни каких-то узнаваемых форм. Очень страшная и очень эмоциональная работа. В том же 1954 году Фриды Кало не стало.
Однако последней картиной художницы считается не депрессивный «Круг», а яркая, жизнеутверждающая «Viva la vida». «Надеюсь, что мой уход будет удачным, и я больше не вернусь», — написала Фрида Кало в своем дневнике незадолго до смерти.
Новые бесплатные мастер-классы каждую неделю!
Подпишитесь на наши новости и рассылки.
Источник: https://www.hudozhnik.online/blog/frida
Картины Фриды Кало
Фрида Кало за мольбертом
Фрида Кало – одна из наиболее известных художниц Мексики. Судьбу этой талантливой и красивой женщины нельзя назвать простой, но она смогла выдержать все свалившиеся на нее удары и навеки вошла в историю мирового искусства как самобытный художник. Вы можете найти музеи и памятные места в разных регионах страны. Обязательно найдите время во время отдыха в Мексике и познакомьтесь с биографией и картинами этого удивительного гения.
Колоритная Мексика славится как своей историей, природой, легендами и достопримечательностями, так и великими знаменитыми людьми, талант которых проходит через века.
Биография Фриды Кало
Одной из наиболее известных художниц Мексики, творчество которой будоражит умы всех, кто созерцает ее картины, является Магдалена Кармен Фрида Кало Кальдерон.
Эта таинственная и талантливая женщина родилась 6 июля 1907 года в пригороде столице Койоакан.
История художницы полна боли, печали, глубокого разочарования и пышных веселых масок, за которыми всю жизнь она таила утраты, измены и предательства.
Все что переживала Фрида полностью было перенесено ею на полотна, в которых она выразила весь свой внутренний мир и переживания.
Эксперты изучающие картины Кало проводят множество параллелей между ее творчеством и работами Сальвадора Дали, называя ее альтер-эгом, великого мастера.
Сама Фрида никогда не говорила о том, что ее картины это эфемерные иллюзии, или нереалистичное восприятие окружающего мира. Свои работы она характеризовала как вполне реальное восприятие всего что происходило в ее жизни.
Жуткие сюжеты картин – это не продукт воспаленной фантазии художницы, это способ передать всю боль, горечь и глубину утрат, которые прошли через тонкую и ранимую душу хрупкой девушки. Все ее картины по ее личным высказываниям выражают суть вещей таким образом, каковым их преподносит жизнь – открытыми и без прикрас.
Трагедия в жизни великой художницы
Маленькая мексиканская девочка из пригорода росла в семье фотографа и строй фанатичной матери, ярой сторонницы католицизма. В 6 лет девочка заболела полиомиелитом. Болезнь имела серьезные последствия, в результате чего у Фриды одна нога стала тоньше другой на несколько сантиметров.
Девушка терпела множество издевательств со стороны сверстников, однако Кало мастерски маскировала свои недостатки и была всегда весьма привлекательной молодой девушкой, имеющей горячий и пылкий нрав. Девушка стала приверженкой коммунистических взглядов и мечтала освоить профессию врача.
Ее мечта исполнилась и она смогла закончить медицинский университет и выйти одной из тридцати пяти девушек медицинских специалистов.
Однако, в 1925 году с Фридой Кало произошло ужасающее событие, навсегда перевернувшее ее жизнь. Поездка на автобусе 17 девушки обернулась ужасной аварией при столкновении с трамваем.
Оторвавшийся поручень пробил живот девушки пройдя через паховую область, переломав позвоночник в трех местах, а увечную ногу в одиннадцати местах.
Несчастная Фрида пролежала три недели без сознания. Ее отец просидел у ее кровати до того самого дня как его дочь не пришла в сознание, чего не сказать о матери, ни разу не посетившей бедняжку в госпитале.
К удивлению врачей, прогнозировавших неминуемую смерть, Фрида пришла в сознание. Все ее тело было загипсовано, однако в нем теплилось дыхание жизни. После столь ужасной катастрофы Фрида Кало почувствовала тягу к написанию картин.
Отец Фриды соорудил для дочери подходящий мольберт, а также разместил под ламбрекенами кровати большое зеркало, в отражении которого Фрида видела себя и окружающее ее пространство.
По всей видимости именно этот фактор сыграл важную роль в написании ею автопортретов.
Жизнь и творчество после аварии
Дружеские объятия вселенной, Я и Синьйор Холотл
Уже 1929 году, спустя четыре года, молодая Фрида, полная внутренней силы и мощной энергетики, твердо стала на ноги.
Кало поступила в Национальный Университет Мексики и вступила в ряды компартии. В эти годы творчество художницы достигло своего пика. Дни на пролет она проводила в художественной студии, а по вечерам облачалась в пышные роскошные наряды и проводила время на вечеринках и светских раутах.
В годы обучения Фрида познакомилась с известным мексиканским художником Диего Риверой, работы которого украшают стены оперного театра в Мехико. Обаяние и мастерство мастера не могло оставить равнодушным пылкое сердце мексиканской девушки. Всего через год, в 1930 году Фрида стала законной супругой Риверы.
Разница в возрасте между ними составляла 20 лет и многие в шутки называли их пару союзом между нежной голубкой и слоном. Несмотря на возраст и грузность, Диего пользовался вниманием молодых натурщиц. Не имея высоких нравственных норм, Ривера не сдерживал своих желаний и постоянно изменял своей жене.
Фрида также была “водима” своими ветреными и импульсивными эмоциями. Ее подозревали в многочисленных романах, в том числе и с женщинами.В 1937 году новый роман Фриды вызвал громкий скандал. В этом году семья Кало и Риверы, имеющая коммунистические взгляды, оказала гостеприимный прием советскому революционеру Льву Троцкому и его жене Наталье Седовой.
Вскоре постоянное общение, сходство в интересах, мировоззрении и пылкий нрав обоих, поспособствовали началу яркого, но мимолетного романа.
Фрида кало и Диего Ривера
Фрида Кало прожила до конца дней со своим законным супругам и ей конечно же хотелось испытать радости материнства. Однако произошедшая авария, нанесшая непоправимый вред ее здоровью, не позволила ей иметь детей. У Фриды во время аварии произошел разрыв матки, нанесенные травмы привели к тому, что все три беременности закончились выкидышами.
Такие трагедии так же оказали значительное влияние на творчество и картины художницы. Некоторые ее работы отражали пережитую горечь утраты своих не рожденных детей, поэтому картины изображают мертвых младенцев.
Сама Фрида дополняла свои картины комментариями о том, что такое выражение внутренних переживаний позволяло ей легче переносить боль утраты и разочарований.
Смерть Фриды Кало
Фрида умерла в 1954 году в возрасте 47 лет. Тело художницы было кремировано, а ее прах покоится в урне в “Лазурном доме”. Дом Фриды, ее фотографии, работы и экспозиции в художественных галереях являются лучшей возможностью прикоснуться к тонкой и израненной душе сильной и талантливой женщины.
Картины и автопортреты Фриды Кало
Фрида Кало “Что мне дала вода”
Фрида написала около 70 автопортретов. Первая ее работа «Авария” была написана всего через год после катастрофы. Трагические события жизни художницы окрашивали ее картины во все более мрачные тона. Чем хуже было ее внутреннее и физическое состояние, тем ужасающе выглядели ее работы. Фрида не боялась открыто выражать чувства, что было сразу видно по ее откровенным произведениям. Анатомия человеческого тела, уродства и патологии – все это помогало открыто выражать чувства художницы. Наиболее известными работами Фриды стали следующие картины:
- «Маска смерти»;
- «Фрукты земли»;
- «Что мне дала вода»;
- «Сон»;
- «Автопортрет» («Диего в мыслях»);
- «Моисей» («Ядро Создания»);
- «Маленькая лань»;
- «Объятия вселенской любви, Земля, я, Диего и Коатль»;
- «Автопортрет со Сталиным»;
- «Без надежды»;
- «Сиделка и я»;
- «Память»;
- «Госпиталь Генри Форда»;
- «Двойной портрет».
Фрида Кало “Сон”
Фрида Кало “Автопортрет “(Диего в мыслях)
Работы написанные в после операционный период, имеют особый смысл. Сразу становиться очевидным, насколько значимый и непоправимый вред испытывала на себе Фрида, во время подобных вмешательств в своем теле.
Памятные места и музеи в Мексике
Дом-музей Фриды Кало в Мехико
“Лазурный дом” Фриды Кало, в котором она родилась и принимала семью Троцкого, в настоящее время превращен в дом-музей. Именно с этим местом Фрида имела самые тесные отношения и испытывала к нему особенные чувства. Дом-музей полон ее работ, туристы, ценители искусства и все кто желает прикоснуться к личности гения, обязательно в момент посещения этого дома ощущают на себе ту необычайную атмосферу, пропитанную неистовыми эмоциями яркой и бунтарской мексиканской натуры.
Мексика это страна контрастов, ее жители как тогда, так и сейчас имеют особый темперамент и мировоззрение. Отношение к жизни и смерти здесь, может вызывать много вопросов и непонимания, однако жизнь Фриды и ее прекрасно сохранившийся дом с высоким голубым каменным забором, позволяют ощутить атмосферу настоящей Мексики.
Сегодня, исследуя и рассматривая картины Кало, невозможно не обратиться для начала к биографии и истории жизни Фриды. Ее боль, утраты, семейные отношения, разрыв брачных уз, восприятие мира, переживание за бедных, нищих и брошенных позволяют лучше понять, какие чувства она как автор пыталась передать и что с подвигло ее на выражение эмоций подобным образом.
Мексика и весь мир хорошо знакомы с личностью этого талантливого мастера и весьма яркой и притягательной женщины. Широкую огласку Фрида Кало до сих пор имеет благодаря ряду нескольких значимых факторов:
- в 2002 году в свет вышел художественный фильм-биография посвященный Фриде Кало, который максимально приближенно освятил подробности ее жизни;
- в 2005 году, в Лондоне в художественной галерее Tate прошла выставка работ Кало;
- в 2010 году правительство Мексики символично увековечило супружескую пару Кало и Риверы, поместив их портреты по разным сторонам 500 купюры песо.
В 2005 году сняли фильм “Фрида”, посвященный Фриде Кало
Сегодня Фрида Кало–герой национального значения в Мексике и важная фигура культуры этой уникальной страны. Именно поэтому, посещение Лазурного дома-музея является неотъемлемой программой туристических маршрутов и важным объектом культурного просвещения в области художественного искусства.
Заключение
Многочисленные истории жизни талантливых художников Мексики на века увековечены на стенах театров, в галереях и в художественных музеях. Сегодня туристы со всех уголков мира, могут наслаждаться богатым наследием этой уникальной страны.
Дома-музеи великих талантов сегодня доступны для широких кругов посетителей готовых прикоснуться к самым сокровенным мыслям и жизненному укладу художников, скульпторов, политических деятелей и других гениев искусства.
Музеи Фриды Кало – одно из таких мест, которые невозможно пропустить во время визита в Мексику.
Источник: https://Meksika.info/strana/lyudi/frida-kalo-kartiny-biografia/