1884 г. 25 x 29 см. Масло, холст.
Третьяковская галерея, Москва, Россия.
Описание картины Левитана И.И. «Мостик. Саввинская слобода»
Тихая и спокойная, овеянная теплом и уютом – такова картина «Мостик. Саввинская слобода», написанная И.Левитаном в 1884 году. Своей кистью неподражаемый мастер пейзажной живописи вновь превратил незамысловатую зарисовку обычных деревенских задворок в удивительно лиричную картину, наполненную тонким поэтическим содержанием.
Главный герой полотна – простой деревянный мостик, прокладывающий путнику дорогу через неширокий ручеек. День выдался славным – ярко и приветливо светит солнце, мягко пронизывая воздух своими лучами, тихо шелестит молодая пышная зелень растущих за мостиком деревьев.
Позади, на дальнем плане картины, разместились скромные деревенские дома. Всюду лежат дрова, дожидающиеся возвращения работников-строителей.
Совершенство в простоте – главная мысль, которую художник проносит через все свое творчество, нашла подтверждение и в этой замечательной работе.
Красоту обыкновенных вещей Левитан подчеркивает благодаря использованию невероятно гармоничной в цветовом отношении палитры красок. Фиолетовые тени на мостике, голубизна неба, оттенки зелени и охры идеально передают ощущение царящей безмятежности пейзажа и одухотворенности мастера.
По характеру выполнения картины нижняя и верхняя ее части существенно различаются. Нижняя половина с самим «Мостиком…» написана энергичными характерными мазками, с преобладанием насыщенной и интенсивной палитры цветов.
Левитана всегда интересовала тема передачи игры цвета и света в воде, поэтому нижняя часть плотна неоднократно дорабатывалась – художник стремился в совершенстве показать отражающую способность воды, достигнув едва ли не фотографического эффекта. Верхняя половина более воздушна и солнечна, ярка и легка.
При этом обе части картины гармонично дополняют друг друга, наделяя привычные каждой деревенской семье задворки особым обаянием.
Лучшие картины Левитана И.И.
Источник: http://www.hudojnik-peredvijnik.ru/levitan-i-i/levitan-i-i-mostik-savvinskaya-sloboda/
Лучшие картины пейзажиста Исаака Левитана
4 августа 1900 года в своём доме-мастерской в Трёхсвятительском переулке умер известный русский художник Исаак Левитан. Его часто называли мастером «пейзажа-настроения» — такой картины, где природа одухотворена человеческой мыслью. Рассказываем о судьбе и творчестве Исаака Ильича.
Детство
Исаак Левитан родился в 1860 году в посаде Кибарты (ныне территория Литвы) в бедной, но интеллигентной еврейской семье.
Отец его, самостоятельно выучив французский и немецкий язык, работал переводчиком в городе Ковно, в то же время занимался образованием ребёнка.
В возрасте 10 лет Исаак Левитан вместе с семьей переехал в Москву, где он вместе с братом поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Здание Московского училища живописи, ваяния и зодчества
Первые картины
Огромную роль в формировании Левитана как художника сыграли его учителя в Училище — известные художники Перов, Поленов, Саврасов. У последнего, по свидетельствам современников, Левитан вообще был в любимчиках.
В скором времени, потеряв родителей, Исаак Левитан был вынужден зарабатывать деньги своим мастерством — с ранних лет он начал выполнять художественные заказы, проводил уроки рисования, рисовал для различных журналов.
Уже тогда, в возрасте 17 лет, Левитан начал выставлять свои картины на ученических выставках.
«Солнечный день. Весна». Исаак Левитан, 1877 год
Одну из них — картину «Осенний день. Сокольники» — неожиданно приобрел для своей прославленной галереи Павел Третьяков, что, безусловно, вдохновило начинающего художника.
«Осенний день. Сокольники». Исаак Левитан, 1879 год
Знакомство с передвижниками
Одним из важнейших событий в жизни Исаака Левитана стало знакомство с известным меценатом Саввой Мамонтовым. По заказу Мамонтова Левитан стал выполнять ряд работ, в том числе вместе с другими художниками занимался оформлением декораций. Впоследствии Левитан стал частым гостем в доме Мамонтова, где познакомился с кругом превосходных художников.
«Вечер на пашне». Исаак Левитан, 1883 год
В 1884 году картина Левитана «Вечер на пашне» впервые была показана на выставке Товарищества передвижных художественных выставок, где посетители по достоинству оценили талант начинающего художника.
В то же время Левитан формально оставался учеником Училища, хоть и перестал посещать занятия. В результате, выпускаясь, звания художника он так и не получил — ему выдали диплом учителя чистописания.
«Саввинская слобода под Звенигородом». Исаак Левитан, 1884 год
В начале 1880-х годов, перебиваясь деньгами, полученными от продажи картин, Исаак Левитан поселился в небольшой подмосковной деревне Максимовка, где познакомился с жившим поблизости Антоном Чеховым, дружба с которым завязалась на долгие годы. В той же деревне Левитан написал большое количество пейзажей.
«Мостик. Саввинская слобода». Исаак Левитан, 1884 год
«Берёзовая роща». Исаак Левитан, 1885 год
Путешествия
Насладившись умиротворенной деревенской жизнью, художник стал искать вдохновения в поездках. Однако Левитан решил не ехать для этого за границу, а начать с необъятных просторов России. Весьма плодотворными получились поездки в Крым и на Волгу, где художником выполнил ряд известных пейзажей.
«У берега моря. Крым». Исаак Левитан, 1886 год
- «Свежий ветер. Волга» Исаак Левитан, 1895 год
«После дождя. Плес». Исаак Левиан, 1889 год
На конец 1880-х годов, как склонны считать искусствоведы, приходится расцвет таланта Исаака Левитана. Антон Чехов писал по поводу новой картины «Тихая обитель»: «Левитан празднует именины своей великолепной музы: его картина производит фурор».
«Тихая обитель». Исаак Левитан, 1891 год
В 1890 году Левитан все же побывал за границей: он сделал целое турне по культурным центрам Европы. Результатом поездки стало несколько картин, которые наглядно свидетельствуют о его любви к маленьким тихим городкам.
- «Канал в Венеции», 1890 год
«На озере Комо. Набережная». Исаак Левитан, 1894 год
Последнее пристанище
После долгих скитаний в 1889 году Левитан поселился в Москве, в доме-мастерской в Трехсвяительском переулке. В 1890-е годы Исаак Левитан работал прежде всего в разных местах Владимирской и Тверской губерний, создав одни из наиболее значимых своих полотен.
- «У омута». Исаак Левитан, 1892 год
- «Над вечным покоем». Исаак Левитан, 1894 год
В своей мастерской Исаак Левитан проработал вплоть до весны 1900 года, когда, гуляя с учениками, подхватил сильную простуду. Ослабленное сердце художника не выдержало: он не оправился от своей болезни и умер 4 августа 1900 года.
Источник: https://diletant.media/articles/30262245/
ТАРКОВСКИЕ: ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ (часть 67)"Звенигородье"
Саввинская Слобода. Дореволюционная открытка.
«На тихих берегах Москвы» (продолжение)
О последнем периоде жизни Льва Львовича Каменева известно мало. Говорят, что пил и почти не принимал участия в выставках. Навещали его немногие.
Л.Л. Каменев. Летний пейзаж с рекой. 1872 г.Л.Л. Каменев. Пейзаж с рекой. 1872 г.Л.Л. Каменев. Речной пейзаж.Последнее утешение Л.Л. Каменеву в Саввинской Слободе пришло от Царя – Императора Александра III, известного Своим покровительством отечественному искусству, Имя Которого носит Русский музей в Петербурге.«Как-то раз, – описывал это события весны-лета 1886 г. Константин Коровин, – у избы, где жил Каменев, стояла коляска, запряженная парой прекрасных лошадей, и около ходил кучер в бархатном камзоле с голубыми рукавами. Шапка – с павлиньими перьями. К Каменеву приехал какой-то князь и Васильчиковы.Вечером меня и брата позвал к себе Лев Льввич. У него был накрыт стол, сидел крестьянин, хозяин и хозяйка дома, священник, дьякон, два монаха, и на столе была колбаса, селедка, калачи, баранки, водка и кагор в бутылке.– Вот, – говорит Каменев, – вот спасибо. Вот ведь что, спасибо Царю. Купил у старика картину. Вот и деньги привезли. Тысячу рублей. Ждал ли я, Господи! – и Каменев плачет, крестясь. – Спасибо, спасибо, Царь, Тебе. Дай Бог Тебе… Теперь на деньги-то эти я пять лет, нет, больше, жить буду. И писать.Но Каменев не прожил пяти лет и умер в ноябре осенью в том же году».
Словом, всё, как писал когда-то Пушкин:
Предполагаем жить, и глядь – как раз умрем.Л.Л. Каменев. Лес. 1874 г.Л.Л. Каменев. Пейзаж с рыбаками. 1879 г.Л.Л. Каменев. Пейзаж с прудом. 1884 г.
В 1884 году Каменев написал последнюю свою значительную картину «Ручей», за которую получил первую премию Общества поощрения художеств.
Л.Л. Каменев. Ручей 1884 г.
В газетном некрологе Льва Львовича справедливо назвали «честным и бедным тружеником, отдавшим все свои силы служению искусству».
Крест на восстановленной могиле Л.Л. Каменева рядом с храмом Святителя Николая в Савинской Слободе. Надпись на табличке сообщает: «Крест на могиле великого русского художника Льва Львовича Каменева восстановлена 6 июня 2014 г. Почетным гражданином г. Рыльска, известным российским художником Анатолием Васильевичем Поповым (правнуком художника Александра Павловича Попова (Московского), который вместе с Л.Л. Каменевым был учеником А.К. Саврасова). Место захоронения ЛЛ. Каменева найдено Анатолием Поповым в результате многолетних исследований и поисков. На последнем этапе важное содействие оказали директор Звенигородского музея Галина Стоенко и археолог Алексей Алексеев».Другим постоянным жителем этих мест был композитор Сергей Иванович Танеев (1856†1915), двоюродный брат А.А. Вырубовой (1884†1964), с 1908 г. поселившийся в соседней с Саввинской Слободой деревне Дютьково. «Он жил, – сообщал посетивший Сергея Ивановича композитор С.Н. Василенко, – в простой, но чистенькой избе. Сильно постарел. […] Мы сидели с ним на завалинке. Заходящее осеннее солнце обливало яркими красками краснеющий и желтеющий по взгорьям лес».Тут композитор и скончался 6 июня 1915 г. В день похорон, 8 июня, местные крестьяне под шедшим в тот день проливным дождем несли гроб с телом композитора в Саввино-Сторожевский монастырь, откуда его уже– через Голицыно – отправили в Москву.
Интересно, что дом этот до сих пор принадлежит потомкам тех самых крестьян Голицыных, сдававших некогда его С.И. Танееву.
Именно в этом доме С.И Танеев снимал у крестьян Голицыных четыре комнаты и веранду.С начала 1880-х годов в Саввинскую Слободу постоянно начинает ездить И.И. Левитан (1860–1900).То было время, когда, по словам брата А.П. Чехова, сюда стали наезжать художники и «жили там коммуной целыми месяцами».Что касается Левитана, то впервые в Саввинскую Слободу он приехал ранней весной 1884 года, вторично – в сентябре 1886-го и еще раз осенью 1887-го.В общей сложности с Саввинской Слободой связано более двух десятков его произведений: картин, этюдов и литографий.Приезжавший с ним сюда Константин Коровин оставил об этом воспоминания.Один из его мемуарных листков так и назывался: «Саввинская Слобода».В нем описано общение местных крестьян с художниками.Каждый занят был своим делом: одни вышли на этюды, другие – косить сено.Но вот и краткий отдых…«Летом в покосе, у Москва-реки, на отлогом лугу, близ Звенигорода, в полдень жаркого летнего дня, сидели крестяне-косари.Кругом разбросано скошенное сено и сложены стога. Дымит поставленный самовар. Бабы вынули из лукошек хлеб, творожники, молоко в бутылках, соленые огурцы, лук зеленый, – словом, что у кого есть. Варили яйца, готовили тюрю.Невдалеке от них сидели мы – еще молодые студенты московской Школы живописи: Левитан, Эйлер, Сангвинский и я. Жили мы в Саввинской Слободе, а наверху горы блестел золотыми главами монастырь Св. Саввы Звенигородского.Крестьяне к художникам привыкли.– Сидят, описывают, – говорили. – Картины списывают… Пущай стараются. Тоже… Народ голый… Пущай мажут… […]Мужики на лугу пережидали полдень. Жара свалит, опять за работу. Красные дни, покос управить надо.Мы в стороне тоже сидим на травке. Достали молоко в бутылках. Хорошо, молоко с черным хлебом и печеное яйцо с солью. Сидим. А я взял краски, ящик и пишу с натуры: зеленое сено, около крестьяне в рубашках, бабы в цветных платках. Блестит в кустах ивняка светлая Москва-река. Хорошо… Лето…»«…Художники, глядеть тожа, – берется рассуждать между тем молодой крестьянин Гришка Стрекач, “голова умственная”, – в одном кармане вошь на аркане, в другом блоха на цепи… […] Есть которые иконы пишут, ну, те туды-сюды. А есть – мажут краской невесть што. Ну, спишет ежели вот монастырь Преподобного… Ну, туды-сюды – продаст купцу, еще ничто А то – кому надоть? Нам ети картины не надоть – куда их! Петуха у Авдотьи списали – хорош петух Авдотьи. И тоже списали. А живой – лучше. Куда нам? А есть такой – купит. Ну, боле трешника не взять. За живого боле плотют. На вот… Но ведь што, цена, значит, есть. А то нешто мучились бы эдак-то. Сидят часами – сымают, списывают.– Умственно говоришь, – сказал Григорий Бажанов, – верно, нам дарма не надоть их труды.– Ничего не умственно, – не соглашается Сангвинский. – А дурь-то говорит Григорий Стрекач. Ничего он не понимает. Художник – первый человек.Мужики засмеялись– Эх, первый человек, – сказал один. – А сапоги-то каши просят…– Ха-ха-ха, – рассмеялись бабы.– У кого сапоги каши просят? – спросил Сангвинский.
– У кого? Вот – заплаты рыжие… – показал мужик на Левитана. – Тоже первый, значит?..»
И.И. Левитан. Весна в деревне (Саввинская слобода под Звенигородом).И.И. Левитан. Затопленное поле. Саввинская слобода.И.И. Левитан. Саввинская слобода под Звенигородом. (Летний вид). 1884 г.И.И. Левитан. Саввинская слобода под Звенигородом. Рисунок. 1884 г.И.И. Левитан. Вид в окрестностях Звенигорода.И.И. Левитан. «Въезд в деревню». 1884 г.И.И. Левитан. «Лесная тропинка». Литография. 1884 г.И.И. Левитан. «Деревня. Серый день».И.И. Левитан. В окрестностях Саввино-Сторожевского монастыря. Середина 1880-х гг.
«В конце апреля, – вспоминал Константин Коровин, – мы с Левитаном уехали к Звенигороду писать этюды. Под горой раскинулась деревня, Саввинская Слобода. А на горе стоял красивейший монастырь Святого Саввы. Место было дивное.
Поселились мы в комнате сзади избы, у крестьянки Феодосии Герасимовны. У нее уже жили художники – и потому в комнате было сделано большое окно. Еще в оврагах, у сараев и у плетней лежал тающий снег. Солнце ярко светило.
И лес был в розовой дымке».
И.И. Левитан. Последний снег. Саввинская слобода. 1884 г.И.И. Левитан. Саввинская слобода под Звенигородом. 1884 г.И.И. Левитан. Саввинская слобода. 1884 г.
Среди картин, написанных И.И. Левитаном в 1884 г., некоторые разногласия в интерпретации вызывает картина «Мостик», находящаяся ныне в Третьяковской галерее.
Несмотря на ясную атрибуцию ее самим автором, так и назвавшим ее: «Мостик.
Саввинская Слобода», некоторые искусствоведы полагают, что речь идет не о Саввинской Слободе, а о Дютькове, в котором, действительно, на моей еще памяти, существовал т.н. «Левитановский мостик» через реку Сторожку.
«Левитановский мостик», бывший некогда в Дютькове.
Однако наряду с ним, был еще и другой мостик – через ручей в Саввинской Слободе, текущий и до сей поры, как раз и запечатленный на картине И.И. Левитана 1884 г. .
И.И. Левитан. Мостик. Саввинская слобода. 1884 г.
Один из своих этюдов, написанных в ту пору («Дуб и березка»), И.И. Левитан подарил А.П. Чехову, подменявшему в ту пору знакомого звенигородского врача.
И.И. Левитан. «Дуб и березка». 1884 г.
Ряд картин был написан И.И. Левитаном во время следующих его приездов в Саввинскую Слободу.
И.И. Левитан. Вечер. 1877 г.И.И. Левитан. «Первая зелень. Май». 1883-1888 гг.И.И. Левитан. «Осеннее утро. Туман». 1886-1887 гг.И.И. Левитан. «Ранняя весна». 1892 г.
Другим полотном И.И. Левитана, связанным с Саввинской Слободой, была знаменитая его картина «Тихая обитель», написанная в 1890 г. и тогда же представленная на 19-й выставке передвижников.Большой успех на ней этого полотна привел к окончательному признанию художника одним из ведущих российских пейзажистов.
И.И. Левитан. Тихая обитель. 1890 г.Подавляющее большинство искусствоведов считают, что в ее сюжете переплелись впечатления живописца, связанные с несколькими обителями, в том числе и с Саввино-Сторожевским монастырем.Близкая ему художница Софья Кувшинникова писала в своих воспоминаниях: «Левитан поехал из Плёса в Юрьевец в надежде найти там новые мотивы и, бродя по окрестностям, вдруг наткнулся на ютившийся в рощице монастырёк. Он был некрасив и даже неприятен по краскам, но был такой же вечер, как в Саввине: утлые лавы, перекинутые через речку, соединяли тихую обитель с бурным морем жизни, и в голове Левитана вдруг создалась одна из лучших его картин, в которой слились и саввинские переживания, и вновь увиденное, и сотни других воспоминаний».О том, какие то были переживания, Софья Петровна также поведала нам в своих мемуарах:«…Мы пошли по берегу пруда, вдоль монастырской горы. Вечерело. Солнце близилось к закату и обливало монастырь горячим светом последних лучей […]Но вот солнце стало заходить совсем. По склону горы побежали тени и покрыли монастырскую стену, а колокольни загорелись в красках заката с такой красотой, что невольный восторг захватил и Левитана. Зачарованный, стоял он и смотрел как медленно всё сильнее и сильнее розовели в лучах главы монастырских церквей […]Скоро погасли яркие краски на белых колоколенках, и, освещенные зарей, они лишь слегка розовели в темнеющем небе, а кресты огненными запятыми загорелись над ними. Картина была уже иная, но чуть ли не еще более очаровательная.Невольно заговорил Левитан об этой красоте, о том, что ей можно молиться, как богу, и просить у нее вдохновения, веры […]Еще раз обернулся он к бледнеющему в сумерках монастырю и задумчиво сказал:– Да, я верю, что это даст мне когда-нибудь большую картину».Так оно в действительности, как видим, и случилось.
Описанное же ученицей И.И. Левитана чудо – хорошо знакомо всем, кто живет вблизи Саввиной обители или кому довелось побыть тут более или менее продолжительное время…
Продолжение следует.
Источник: https://falyosa.livejournal.com/4818435.html
Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи
Как же получилось, что родившийся за чертой оседлости, на территории современной Литвы в чисто еврейской семье Левитан, станет классиком русского пейзажа? Левитан уезжал из Москвы, где некоторое время нельзя было проживать евреям, ему доставалось от некоторых преподавателей, которые считали его происхождение «недостойным» выбранной им тематики, но картины «Владимирка», «Над вечным покоем», «Тихая обитель», «Берёзовая роща», «Золотая осень» и другие стали неким архетипом, образцом из «палаты мер и весов», визуализацией российской и русской самоидентификации.
Исаак Ильич Левитан родился в 1860 году в местечке Кирбаты и, прожив совсем недолгую жизнь, умер на сороковом году с наступлением 20-го века.
Иногда кажется, что история или некая иная могущественная рука вырвала из жизни тех, кто не смог бы перенести испытаний грядущими русскими революциями, оставив их творчество, далёкое от политики и от мира дольнего чистым и незапятнанным. И Левитан один из таких людей.
Несмотря на формальную принадлежность к течению передвижников, его картины начисто лишены почти обязательного обличения язв современного передвижникам общества; мрачных и прекрасных в своей безжалостности к зрителю сюжетов.
На его полотнах не найти ни нищих в рванье, ни изнеженных служителей культа, вкупе с купцами и дворянами, сермяжного быта и прочих посконных «прелестей», которыми были сильны передвижники и в которых были абсолютно правдивы.
Нет, на картинах Левитана можно повстречать отголоски того самого быта: рыбацкие лодки на берегу, избы, церкви… Но лодки выглядят не укором тяжёлому промыслу и нищете, избы, пусть и порядком скособоченные, купаются в закатных лучах, точно краюхи ржаного хлеба в пряничной глазури, а церкви… церкви, написанные внуком раввина, выглядят кротко и целомудренно, сочетая в себе спокойствие прибрежного валуна и нежные краски закатно-рассветного неба. Они – часть пейзажа, его логичное и неотъемлемое продолжение, созвучие, рифма мира человеческого к миру вообще.
Левитан умело чередовал различные техники.
К слову, он рисовал весьма талантливые натюрморты («Лесные фиалки и незабудки») и портреты («Портрет Софьи Петровны Кувшинниковой»), но они очевидно мало привлекали художника и чести быть нарисованным Левитаном удостаивались немногие – близкий друг Чехов, возлюбленная Кувшинникова, редкие запавшие в душу знакомцы вроде А.А. Грошевой, сам Левитан, зафиксировавший себя в нескольких автопортретах и… те, кто мог за них заплатить. Лишь на пороге голода Левитан принимал постылые сердцу «портретные» предложения.
Соученик художника Константин Коровин приводит в своих воспоминаниях такой диалог:
«– Нет, постой, – говорю я, – Давай лучше анатомию… – Ну зачем это? Я никогда не буду писать человека. Анатомия! Я не хочу знать, какие у меня кости, какой хрусталик в глазу. Ой, это невозможно…
– Нет, обязан знать, – говорю я с умыслом. – Ты сегодня хотел писать вечером «Галки летят… » – Ну и что же?.. – Значит – должен знать анатомию галки…
Левитан пристально посмотрел на меня и сказал, горячась:
– Но нет же анатомии весны…».
Впрочем, если даже говорить только о пейзажах, трудно обойти вниманием удивительную разнообразность техник и материалов, которыми работал мастер: акварели, уголь, пастель, масло… На полотнах встречается строго реалистическая манера, близкая к Шишкину («Лесистый берег. Сумерки»), («У омута») и куиндживская игра со светом («Последние лучи солнца.
Осиновый лес»), («Вечерние тени»), романтический лёгкий пафос Лагорио («Крымский пейзаж») и околоимпрессионистские эксперименты («Туман над водой»), («Осенний пейзаж с церковью»).
Это ненавязчивое разнообразие не даёт зрителю заскучать, словно тот смотрит выставку не одного, а десяти мастеров и, конечно же, говорит об огромной одарённости, жажде творческого поиска.
При этом все вышеприведённые сравнения в большой степени условны, ведь прославила Левитана, конечно же, не эта схожесть или, тем более, подражательство.
Не умение подражать условному Шишкину и Куинджи сделало Левитана знаменитым, а умение не подражать никому, ведь все эти картины при схожести сюжетов или приёмов внешних, отличаются глубиной передачи настроения автора.
Не блестящее техническое совершенство, способность ухватить мелочи или сложную игру света, но тонкость вчувствования и способность ретранслировать эмоции посредством полотен делает Левитана выдающимся живописцем.
К слову, искусствоведы позиционируют художника именно как мастера «пейзажа настроения», что в высшей степени справедливо. По собственным словам, Левитан рисовал не просто пейзаж, но то чувство, которое этот пейзаж вызывает.
Большую часть сохранившихся картин Левитана можно разделить на два настроения: меланхоличную спокойную задумчивость и тихую, обнадёживающую радость. К первым подходят вечерние и ночные пейзажи, ко вторым – утренние и дневные.
Для художника совершенно нехарактерно деление на сезоны; например, его осенняя живопись может быть задумчивой, как на полотнах «Осень», «Туман. Осень» и заразительно жизнерадостной, как в случае с картинами «Золотая осень» и «Большая дорога. Осенний солнечный день».
Влюбчивый по натуре не только в женщин Левитан искренне любил окружающий его бессловесный неторопливый мир природы, отдаваясь творчеству без остатка.
От казённого неторопливого государственного антисемитизма, подогреваемого регулярными для того времени политическими эксцессами, художника защитили друзья, учителя и сам Павел Михайлович Третьяков, который, покупая картины молодого художника, гарантировал тому некоторую финансовую независимость.
Не стоит оставлять без внимания тот факт, что Левитан был одним из любимейших учеников признанного, на тот момент, мастера Алексея Саврасова. Именно Саврасов аккуратно и легко направлял Левитана в начале творческого пути.
А крепкое товарищество однодумцев или, если точнее – одночуствовцев от живописи подкрепляло прижившиеся ростки. Художник Коровин вспоминал очень характерный эпизод с участием Левитана: «Исаак, – сказал я, – смотри, шиповник, давай помолимся ему, поклонимся. И оба мы, еще мальчишки, стали на колени.
– «Шиповник!» – сказал Левитан, смеясь. «Радостью славишь ты солнце – сказал я, – продолжай, Исаак… и даришь нас красотой весны своей. Мы поклоняемся тебе».
Уже состоявшимся, художнику довелось побывать во Франции, Италии, Австрии, Финляндии, где написал несколько полотен. Так же восторженно принял Левитан и Крым, куда приехал, вероятно, по приглашению Чехова.
Написав несколько десятков ярких, безусловно, талантливых пейзажей, объездив несколько городов и отнаслаждавшись видами, художник писал впоследствии другу-писателю: «Передайте Шехтелю…, пусть не беспокоится, – я север люблю теперь больше, чем когда-либо, я только теперь понял его…».
Левитан навсегда останется верен своему «подмосковью» и, особенно, городку Плёс, где родились главные сюжеты художника. Остановившись там на ночёвку, Левитан остался в Плёсе на три художественных сезона и на всю жизнь, неразрывно связав собственное имя и имя поволжского городка.
Ездивший в Европу, чтобы «сверить часы» с ведущими художниками, он, тем не менее писал из Ниццы: «Воображаю, какая прелесть теперь у нас на Руси – реки разлились, оживает все. Нет лучше страны, чем Россия… Только в России может быть настоящий пейзажист».
И картины Левитана (последняя несла говорящее название «Озеро. Русь») вправду стали отображением русской природы, вдохновляя на стихи поэта Рубцова и на прозу гениального Чехова.
Константин Паустовский, знаменитый своими пейзажами в прозе, восторженно писал о спектре «эмоций» на полотнах художника.
За три года до смерти Левитан напишет: «Я никогда еще не любил так природу, не был так чуток к ней, никогда еще так сильно не чувствовал я это божественное нечто, разлитое во всем, но что не всякий видит, что даже и назвать нельзя, так как оно не поддается разуму, анализу, а постигается любовью. Без этого чувства не может быть истинный художник…».
- Лесные фиалки и незабудки (1889)
- На севере (1896)
- Осенний пейзаж с церковью (1890-е)
- Осень. Охотник (1880)
- В лесу осенью (1894)
- Портрет писателя Антона Павловича Чехова (1885-1886)
- Портрет Софьи Петровны Кувшинниковой (1888)
- Последние лучи солнца. Осиновый лес (1897)
- Тростники и кувшинки (1889)
- Березовая роща (1885-1889)
- Большая дорога. Осенний солнечный день (1897)
- Бульвар зимой (1883)
- В начале марта (1900)
- Весна в Италии (1890)
- Вечерние тени (1891-1894)
- Вечерний звон (1892)
- Вид на море (1886)
- Владимирка (1892)
- Дуб (1880)
- Золотая осень (1895)
- Золотая осень. Слободка (1889)
- Избы (1899)
- Крымский пейзаж (1887)
- Лесистый берег. Сумерки (1892)
- Лунный пейзаж (1890-е)
- Март (1895)
- Над вечным покоем (1894)
- Ненюфары (1895)
- Облака (1890-е)
- Озеро. Русь (1899-1900)
- Осень (1896)
- Разлив (1895)
- Ранняя весна (1890-е)
- Саввинская слобода под Звенигородом (1884)
- Свежий ветер. Волга (1895)
- Снопы
- Сумерки. Стога (1899)
Тропинка в лиственном лесу. Папоротники. (Около 1895)
- Туман над водой (1890-е)
- Туман. Осень (1899)
- Тяга (1899)
- У берега моря. Крым (1886)
- У омута (1892)
- Финляндия (1896)
- Цветущие яблони (1896).
Источник: https://cameralabs.org/12626-net-proroka-v-svojom-otechestve-ili-kak-isaak-levitan-sozdal-khrestomatijnye-russkie-pejzazhi
Левитан И.И
Для увеличения — нажмите на изображение
Автопортрет. 1880-е
Вот это идеал пейзажиста — изощрить свою психику до того, чтобы слышать «трав прозябанье». Какое это великое счастье!
Левитан И.И.
Воображаю, какая прелесть теперь у нас на Руси — реки разлились, оживает все… Нет лучше страны, чем Россия! Только в России может быть настоящий пейзажист.
Левитан И.И.
Левитан Исаак Ильич (1860–1900) родился 30 августа (18 по старому стилю) в Сувалкской губернии Литвы. Его родители, евреи, были весьма бедны, хоть и неплохо образованы. У будущего великого художника был брат и две сестры, и чтобы дать детям хорошее образование, Левитаны переехали в Москву.
Там Авель, старший ребенок в семье, начал обучаться в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а еще через пару лет, в 1873 году, в это же училище поступил и Исаак. Надо сказать, что 13-летнему начинающему художнику несказанно повезло, поскольку его учителями стали такие мэтры, как Поленов, Саврасов и Перов.
Вскоре родители умерли, и дети их оказались на краю настоящей нищеты – и в этот момент Исаака взял в свой «пейзажный» класс А. Саврасов. За короткое время юный живописец достиг некоторого мастерства, так что даже был награжден за две выставочные работы малой серебряной медалью и денежной премией, которая позволила ему продолжить учение.
Как истинному гению, 16-летнему Исааку курс давался достаточно легко, однако он не успокаивался на этом и продолжал работать тем упорнее, чем лучше и «живее» становились его полотна.
Увы, счастье долгим быть не могло… За чужие прегрешения, за покушение на царя-освободителя Александра II, в 1879 году все евреи были в срочном порядке выселены из второй столицы и ему пришлось заниматься самообразованием.
Несмотря на то, что закончить обучение Исааку не удалось, практически все его работы последующих лет, вплоть до 1884 года, выполнены на вполне профессиональном и очень чувственном уровне – он писал пейзажи Останкино и Звенигорода (Саввинская слобода), к этому периоду относятся картины «Дуб», «Сосны», «Последний снег» и некоторые другие. Однако достаточно часто его одухотворенные пейзажи вызывали раздражение зрителей, которые считали, что русские пейзажи может и должен писать только русский… Происхождение сыграло с Левитаном недобрую шутку – он все же закончил в 1885 году училище, однако ему не выдали диплом художника – словно в насмешку над здравым смыслом, начальство посчитало достаточным обозначить его статус словами «учитель чистописания».
И, само собой, у бездипломного живописца совершенно не было средств к существованию, ему пришлось уехать в забытую богом деревню Максимовку – и на сей раз судьба ему улыбнулась: по соседству в гостях бывали иногда Чеховы, Антон и Михаил, с которыми Левитан познакомился. Тогда же стали покупать некоторые его полотна, что упрочило материальное положение Исаака Ильича, однако у него в таком молодом возрасте обнаружилась вдруг сердечная болезнь. В 1986 году поездка в Крым не только помогла ему поправить здоровье, но и вдохнула новые силы, и художник даже организовал выставку своих живописных работ, а еще через год он изыскал возможность отправиться на берега Волги, о чем давно уже мечтал, тем более что волжские пейзажи изумительно писал его учитель Саврасов, и ездил после этого еще неоднократно.
На высоких волжских откосах и в городе Плёс он написал около двухсот прекрасных картин – к слову, после этого небольшой сонный городок стал настоящей Меккой для пейзажистов.
А в самом конце 80-х годов художник смог, наконец, побывать в Италии и Франции и лично познакомиться с работами импрессионистов и мастеров барбизонской пейзажной школы.
Видимо, именно после этого путешествия и полученных впечатлений Левитан стал задумываться о «пейзаже настроения», как особом жанре живописи.
После возвращения в Россию Исаак Ильич вошел в знаменитое Товарищество передвижников, собравшее лучших представителей различных художественных школ и жанров и финансируемое Сергеем Морозовым, известным меценатом и ценителем искусства. Именно он, кстати, дал Левитану возможность работать в Москве в прекрасно подготовленной мастерской. В 1892 году на двадцатой Передвижной выставке он экспонировал свои картины «Лето», «Октябрь», «Осень» и «У омута».
Но империя жила по своим правилам, и в этом же году художника в очередной раз вынудили покинуть Москву как «некрещенного еврея», ему пришлось жить в окрестных губерниях – и продолжать писать.
К данному времени относится его знаменитая «Владимирка», цепляющая душу какой-то унылой серой безнадежностью, что не странно, если вспомнить, что именно по этому тракту гнали в Сибирь этапы кандальников… Вскоре стараниями друзей Исаак Ильич смог вернуться.
В следующие годы живописец несколько раз проживал в усадьбах у своих друзей в Тверской губернии – видимо, именно там и возникла у него идея «самой русской его картины», как писали критики, говоря о полотне «Над вечным покоем».
Однако там же случилась у него и любовная драма – в него влюбилось сразу несколько женщин, и эти непростые отношения отравляли все последние годы его жизни. По сути, любовь, которая должна окрылять, «помогла» ему уйти из жизни раньше времени.
К слову, Левитан, как и многие творческие люди, был влюбчив, и это даже несколько охладило его дружеские отношения с А.П. Чеховым, который некоторые личные нюансы его отношений с женщинами использовал в своих рассказах (впрочем, через несколько лет друзья помирились).
Сам художник об этом писал так: «Почему я один? Почему женщины, бывшие в моей жизни, не принесли мне покоя и счастья? Быть может потому, что даже лучшие из них – собственники. Им нужно все или ничего. Я так не могу. Весь я могу принадлежать только моей тихой бесприютной музе, все остальное – суета сует…»
В 1895 году живописец снова побывал в Европе, а по возвращении написал еще одну блистательную свою картину – «Март».
Однако сложности с женщинами, болезнь сердца и общий настрой постоянно приводили его к депрессии, так что он даже пытался покончить с собой, хотя многие это приняли как театральный жест.
После этого его навестил Чехов и, будучи под сильнейшим впечатлением от встречи, написал «Чайку» и «Дом с мезонином», что снова вызвало у Исаака Ильича сильнейшую обиду.
В этом же году он написал картину, которая стала настоящей жемчужиной среди его работ, «Золотую осень». Поистине, и одной этой картины хватило бы, чтобы навсегда вписать имя Левитана в историю, как имя настоящего гения. Это полотно, а также «март» и «Ненюфары» приобрел для своей галереи П.М. Третьяков.
В следующем Левитан побывал в Финляндии, где продолжал писать – в это время он завершил работы «Крепость», «Скалы» и еще несколько столь же сильных работ в открытом им жанре «пейзаж настроения».
И тогда же переболел тифом, что еще больше усугубило его и без того некрепкое здоровье, болезнь стала прогрессировать и перешла в стадию неизлечимой, что подтверждается письмами Чехова, который осматривал своего друга.
Однако проделанная художником гигантская работа принесла все же свои плоды и заслуженную славу – в 1898 году Исаак Ильич стал академиком и преподавателем в училище, которое закончил лишь 13 лет назад.
Тогда он мечтал создать для русских пейзажистов большую мастерскую и назвать ее «Дом пейзажей», однако по состоянию здоровья был вынужден выехать в Ялту, где в это же время находился и Чехов – жаль говорить, но былая дружба к ним уже не вернулась… Так и не поправившийся Левитан вернулся в Москву, все время проводил в мастерской – а в это время в Париже на Всемирной выставке с огромным успехом проходила выставка его лучших картин.
Художник умер, так и не успев узнать, какой успех принесла ему эта экспозиция.
А в мастерской остались недописанными около сорока его картин, в том числе «Озеро», которая вполне могла бы стать его лучшим творением – и, тем не менее, оно было показано публике в следующем году на посмертной выставке живописца. А много позже, весной 1941 года, прах Левитана перенесли на Новодевичье кладбище и захоронили рядом с его другом Чеховым.
- Умер Алексей Иванович в Петербурге 18 октября 1894 года.
- * * *
- Галерея (255 изображений)
* * *
Историко-биографический фильм «Исаак Левитан. Постижение любовью» (Из коллекции «Тайники русского музея» видеостудии «Кварт»)
Год выпуска: 2008
Продолжительность: 00:26:01Формат: aviРазмер: 174 Мб
- Режиссер: Г. Иванова
- Невозможно представить себе русскую живопись без полотен Левитана, Россию без поэтического воплощения ее красоты и печали великим художником.
- Этот фильм о жизни и судьбе Исаака Левитана, о постижении любовью русской природы.
- Скачать для ознакомления: Исаак Левитан. Постижение любовью
Источник: http://gorenka.org/index.php/levitan-i-i
Сочинение по картине Левитана “Мостик. Саввинская слобода” — Сочинения, рефераты, доклады на все темы
Какая семья обошлась без потери близкого родственника? Кто не знает, как тяжело хоронить родного человека, зная, что больше его не увидишь, не дотронешься, не поговоришь с ним? Особенное горе матери, оно ни с чем не сравнится, нет утешения женщине ни в чем.
Куда бы она ни посмотрела, что бы ни увидела, все ей напоминает о ее малыше. Некуда ей деваться от страшной тоски за своим ребенком. Мучают мысли как о днях, проведенных с ним, так и о его возможном будущем, которого ни он, ни она уже не увидят.
Это все надрывает сердце.
Подробнее…
Сочинение по картине Климта “Поцелуй”
Картина “Поцелуй” является одним из самых известных произведений Густава Климта. Оно относится к “золотому” периоду творчества художника и в полной мере отражает все особенности данного этапа.
Название “золотой” связано прежде всего с техникой работы, которая преобладала в это время. Климт активно использовал оттенки золотого, работал с сусальным золотом. В соответствии с этим, преобладающим цветом на картине “Поцелуй” является золотой.
Такой оттенок занимает большую часть полотна.
Картина символична и даже несколько схематична. Сюжет довольно прост. В центре полотна изображены две фигуры, стоящие на краю скалы.
Подробнее…
Сочинение по картине Айвазовского “Морское сражение при Наварине 2 октября 1827 года”
Эта картина Ивана Константиновича Айвазовского была написана в 1846 году. Произведение выполнено маслом на холсте. Работа находится в Высшем военно-инженерном училище им. Ф. Э. Дзержинского, Санкт-Петербург.
Морское сражение в Наваринской бухте (на юго-западном побережье полуострова Пелопоннес) между турецко-египетском флотом и соединенным флотом России, Великобритании и Франции во время Греческой национально-освободительной революции 1821-1929.
Подробнее…
Сочинение по картине Врубеля “Портрет Брюсова”
Портрет Брюсова делался по заказу Рябушинского, издателя журнала “Золотое Руно”, который задумал поместить в журнале серию графических портретов поэтов и художников, выполненных выдающимися мастерами.
Несмотря на то, что Врубель уже около года жил в психиатрической лечебнице Усольцева, предприимчивого Рябушинского это не остановило – он приехал туда вместе с Брюсовым, снабдил художника мольбертом, ящиком цветных карандашей и уговорил принять заказ.
Впрочем, Врубеля и не пришлось уговаривать, так как Брюсов ему очень понравился.
Подробнее…
Сочинение по картине Васнецова “Крещение Руси”
Крещение Руси было эпохальным событием для древнерусского народа и государства Киевская Русь с точки зрения и государственности, и ментальности, и духовности. Поэтому неслучайно Виктор Михайлович Васнецов неоднократно рисовал один и тот же сюжет Крещения Руси. До нашего времени этот сюжет дошел на картине, которая сейчас экспонируется в Государственной Третьяковской галерее в Москве.
Этот же сюжет повторен на фреске Владимирского собора в Киеве, в росписях которого художник принимал участие вместе с такими, также ставшими знаменитыми, художниками, как М. В. Нестеров, П. А. Сведомский, В. А. Котарбинский.
Подробнее…
Сочинение по картине Левитана “Мостик. Саввинская слобода”
Шедевр Левитана Мостик. Саввинская слобода (1884, Государственная Третьяковская галерея, Москва) – проявление его способности в изображении самого непритязательного мотива передать драгоценное чувство единства и гармонии природы, радость ее весеннего обновления.
Цветовое решение этой работы, построенное на сочетании различных оттенков вешней зелени, небесной голубизны и теплой, солнечной охры, заставляет вспомнить слова Коровина о владевшей в те годы им и Левитаном страсти открытия выразительных возможностей живописи: “Лежат во дворе дрова – а как их можно написать, какая в них гамма красок! На них горит солнце! Двор уже не кажется пустым и безлюдным – он живет!”
Подробнее…
Сочинение по скульптуре Чайкова «Футболисты»
Иосиф Моисеевич Чайков – знаменитый скульптор, который попытался в скульптуре решить необычные, несвойственные для нее задачи – передать полет. Над ее решением он работал всю жизнь, создавая необычные композиции. Одной из таких композиций являются его «Футболисты».
Спортсмены запечатлены в момент борьбы за мяч. Один из них падает. Он держится лишь соприкосновением с землей одной ногой. Его соперник в прыжке пытается отнять мяч. В этой композиции нет статичности, свойственной скульптуре вообще.
Подробнее…
Источник: https://express5top.ru/index.php/sochineniya-po-kartinam/13646-sochinenie-po-kartine-levitana-mostik-savvinskaya-sloboda.html
Левитан. Картины
Родился Исаак Ильич Левитан 18 августа 1860 в Литве в Кибарты Ковенской губернии. Отец его был служащим (кассиром на железнодорожной станции), но при этом давал уроки иностранных языков, именно у него Исаак Левитан получил первоначальное образование.
С 1873-1884 Исаак Ильич учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями были В.Г. Перов А.К. Саврасов В.Д. Поленов. После переезда в Москву в начале 70-х годов, Левитан теряет родителей, и вынужден вести почти нищенское существование.
Но спас юношу его талант: картину Исаака Левитана «Осенний день. Сокольники» купил 1879 году П. М. Третьяков.
После окончания училища Левитана ждет написание декораций для Московской частной русской оперы С. И. Мамонтова, преподавание в классах изящных искусств в Москве. После выпуска из училища Левитан начинает выставлять свои картины в передвижных выставках, где его полотна имели большой успех. Левитан, картины которого и оставили свой след в русской живописи, едет в 1889-1890 в Париж.
В Париже живописец знакомится с современных искусством, и далее едет в Италию, где пишет пейзажи.
Но интересно, что пейзажисту пришлось столкнуться и с трудностями: Левитану было предложено в 1892, как некрещеному еврею, покинуть столицу.
Исааку Ильичу пришлось из-за этого долгое время жить в Тверской и Владимирской губ., но, в конце концов, пейзажиста спасли хлопоты влиятельных друзей, и он возвращается в Москву.
Левитан. Пейзажи
За свою короткую жизнь (умер Левитан в 1900, 22 июля, в Москве) написал около тысячи картин. Левитан пейзажи часто представляет в качестве «полотен настроения»: природа здесь показана так, как смотрел бы на нее человек, погруженный в собственные мысли.
Такой человек находит пейзаж интересным только тогда, когда он созвучен с душевными переживаниями самого человека. Цикл работ 80-х годов, написанный в Звенигороде делает Левитана мастером камерного этюда.
Левитан наделяет пейзажи глубиной, тонкостью, изобразительным лаконизмом.
Летом 1880-1884 годов Исаак Левитан пишет в Останкине. К этому периоду относятся такие великие полотна, как: «Дуб» (1880, ГТГ), «Сосны» (1880, частное собрание), «Дубовая роща. Осень» (1880, Горьковский гос. Художественный музей). В Саввинской слободе, что под Звенигородом, живописец создает «Мостик. Саввинская слобода» (1844, ГТГ), «Последний снег. Саввинская слобода» (1884, ГТГ).
В 1887 году Исаак Ильич попадает на Волгу, что было его давней мечтой. В творчестве Левитана появляются волжские пейзажи. Волжский период продолжается в творческом пути Левитана до 1890 года. За этот период Исаак Ильич стал одним из самых больших поэтов Волги. К волжскому периоду относятся пейзажи: «Вечер на Волге» (1888, ГТГ), «Вечер. Золотой Плёс» (1889, 84.2×142, ГТГ), и т. д.
Описание картин Левитана
Описание картин Левитана всегда должно начинаться с определения духа картины: ведь пейзажи Исаака Ильича недаром называют «пейзажами настроения». В пример можно привести пейзаж 1894 года «Над вечным покоем» (1894 г, холст, масло, 150×206 ГТГ).
Здесь изображен утес, покрытый густой травой, затем зрителю открывается блестящая серебристая поверхность воды. И лишь потом внимание зрителя переходит на громады серых и белых облаков, из-за которых светит заходящее солнце.
Эти облака являются не фоном, а скорее самым главным в картине, потому что глаза невольно задерживаются на этих облаках, и нет сил отвести взор.
Пейзаж дышит грустью, тоской, силой вечности, сокрытой за массивами туч. Здесь показан «вечный покой» и все могущество его. Совершенно другой вид открывается зрителю в картине «Золотая осень.
Слободка» (1889г, Санкт-Петербург, ГРМ): здесь показана череда сельских домиков, а за ними желтое, налитое силой поле с колосящимися пшеничными злаками.
Небо на картине светит лазурью, и вообще все полотно говорит о урожайности и богатстве этого края.
Пейзаж «Весна в Крыму» 1900 года, наоборот, рисует перед нами картину реалистическую, хотя тоже навеянную печальными думами. Лишь деревья позади серого нагромождения, да маленький кусочек светлого неба говорят нам, что все же в картине есть и радостные нотки. Становится понято, что Левитан картины свои писал, находясь в творческой нирване, уходя в процесс целиком.
Левитан наделяет картины вторым дном, вторым или даже третьим смыслом.
Описание картин Левитана должно затрагивать каждую травинку, написанную на полотне – Левитан ко всему прочему еще и живописец-символист, и каждая мелочь в его пейзажах, может означать глубокую мысль.
Описание картин Левитана не сводится к простому перечислению предметов на картине, оно должно повествовать о том, что обозначает каждый из них.
Какие картины писал Левитан
Судя по тому какие картины писал Левитан, можно сказать что художник он действительно разноплановый: от описаний красоты осеннего пейзажа («Осень». 1890-е), он переходит к осмыслению сущности жизни (пейзаж 1894 года «Под вечным покоем»).
Его картины наполнены такой эмоциональностью, которая может родиться только в думах человека, увидевшего на своем веку то, что в последствии сделало из него философа. Все картины Левитана наполнены эмоциями, как грустными, так и веселыми. Полна жизнерадостности и юношеского задора картина «Весна в Италии» 1890 года (холст, масло, 42.8×60.2, ГТГ).
Скромна и сдержанна другая его работа, которая хотя выполненная в ярких красках осени, все же выглядит холодной и неприступной («Осень. Усадьба» 1894). От того какие события происходили в жизни великого живописца, зависело какие картины писал Левитан. Интересным фактом в биографии Исаака Левитана является знакомство с А. П. Чеховым.
Эта встреча произошла в 1885 году в имении Киселевых в Бабкине. Знакомство с Чеховым вскоре перешло в дружбу, продолжавшуюся в течение всей жизни Исаака Левитана.
Картина Левитана «Весна. Большая вода»
Картина И. И. Левитана «Весна. Большая вода» (холст, масло, 64.2×57.5, ГТГ) была написана в 1897 году. На картине изображено половодье: «большая вода» затопила все вокруг.
Водяная гладь тиха и спокойна, деревья, которые она окружила, словно застыли, а небо сияет лазурью. Картина представляет собой оптимистический сюжет: стоит весна, все вокруг наполняется ее живительной энергией.
Оживает сама вода, она блестит и наполняется силой весеннего пробуждения.
«Весна — большая вода» одна из самых жизнерадостных картин Левитана – она написана чистыми, светлыми красками, которые показывают всю прозрачность и хрупкость весеннего дня. Это одно из самых лиричных и красивых произведений живописца.
Интересно то, что Левитан передает форму предметов, их цветовой «тембр» живописными цветовыми пятнами. Именно благодаря такому подходу создается эффект объемности. Именно так нарисованы полотна «Март» и «Золотая осень» (1895 г, холст, масло, 82×126, ГТГ).
Это знаменует высшую точку в развитии русского лирического пейзажа.
Описание картины Левитана «Март»
Картина Левитана «Март» (1895 г, холст, масло, 60×75, ГТГ) была создана в 1895 году. На полотне изображена дорожка, раздваивающаяся в центре картины: одна тропинка ведет к большой деревенской усадьбе, а вторая скрывается за могучими стволами деревьев.
Пейзаж написан чистыми яркими цветами. Пейзаж наполнен предчувствием скорой оттепели, когда снег сойдет с оттаявшей земли. На дороге уже появилась первая слякоть, но по бокам от нее снежный покров все еще сияет серебристой крошкой.
Левитан картины свои умеет наделить самыми неожиданными сочетаниями цветов: так и здесь – яркое небо и светлые стены дома соседствуют с темными и мрачными кронами деревьев, от которых на снег ложится широкая тяжелая тень.
В картине присутствует контраст: темные краски соседствуют со светлыми, и это дает полотну ту самую неповторимую атмосферу, свойственную лишь кисти Левитана.
Описание картины «Березовая роща» Левитана
«Березовая роща», одна из самых знаменитых картин Левитана. Создана она в 1885 году. Левитан картины старается сделать контрастными.
И здесь сочетаются темно-зеленая трава, на которую падает тень, и мягкость и яркость солнечных лучей, проникающих сквозь кроны берез. Березовые листья представляют собой некую призму, через которую льется преломляясь теплый свет весеннего солнца.
Левитан картины заставляет не просто повествовать о красоте природы, он заставляет их говорить о сущности самой жизни и бытия.
Репродукции картин Левитана
Студия АртФото предлагает заказать репродукции картин Иссака Левитана для оформления дома и офиса. Заказать репродукции картин Левитана вы можете из любого города с доставкой по вашему адресу.
Источник: https://www.fotokartina.com/levitan-kartiny