Васнецов «гамаюн, птица вещая» описание картины, анализ, сочинение

Виктор Васнецов. Гамаюн, птица вещая.
1897. Холст, масло. 200 x 150.
Дагестанский художественный музей, Махачкала, Россия.

Гамаю?н — по славянской мифологии вещая птица, посланник бога Велеса, его глашатай, поющая людям божественные гимны и предвещающий будущее тем, кто умеет слышать тайное. Гамаюн всё на свете знает о происхождении земли и неба, богов и героев, людей и чудовищ, птиц и зверей. Когда Гамаюн летит с восхода, приходит смертоносная буря.

Первоначально — из восточной (персидской) мифологии. Изображалась с женской головой и грудью.

Собрание мифов «Песни птицы Гамаюн» повествует о начальных событиях в славянской мифологии — сотворении мира и рождении языческих богов.

Слово «гамаюн» происходит от «гамаюнить» — баюкать (очевидно, потому, что эти легенды служили также сказками детям на ночь). В мифологии древних иранцев есть аналог — птица радости Хумаюн. «Песни» делятся на главы — «Клубки».

Гамаюн, птица вещая
Александр блок
23.02.1899

На гладях бесконечных вод,
Закатом в пурпур облечённых,
Она вещает и поёт,
Не в силах крыл поднять смятенных…
Вещает иго злых татар,
Вещает казней ряд кровавых,
И трус, и голод, и пожар,
Злодеев силу, гибель правых…
Предвечным ужасом объят,
Прекрасный лик горит любовью,
Но вещей правдою звучат

Уста, запёкшиеся кровью!..

Все, наверно, слышали о певчих чудо-птицах — Сирине, Алконосте, Гамаюне. Они пришли к нам из древнейших легенд и сказаний. Спускаясь на Землю, они, якобы, поют здесь свои чудесные песни. Вот только песни у них разные: если встреча с одними птицами на сне или наяву благоприятна для человека, то от других ничего хорошего ждать не приходится.

Васнецов

«…Птица Сирин мне радостно скалится -Веселит, зазывает из гнёзд,А напротив — тоскует-печалится,Травит душу чудной Алконост.Словно семь заветных струнЗазвенели в свой черёд -Это птица Гамаюн

Надежду подаёт!…»

В. Высоцкий

Как гласят предания, Алконост и Сирин – это птицы из райского сада Ирия, и обе обладают волшебным чарующим голосом. Но только Алконост — это птица, дарящая своим пением радость, а песни Сирина – губительны для людей.

Существа, подобные этим птицам, можно встретить в древнегреческих мифах (Сирены и другие), а к нам эти образы попали из Византии.

Алконост

Васнецов

Алконост – это дева-птица из Райского Сада с человеческим лицом необыкновенной красоты, имеющая одновременно и руки, и крылья. Голову ее обычно украшает корона.

Васнецов Васнецов Васнецов Васнецов Васнецов

Алконост несет яйца на краю моря и опускает их под воду. В это время устанавливается очень тихая безветренная погода. Так продолжается неделю, пока не вылупятся птенцы.

Но самое удивительное, что есть в этой птице, — это чудесный завораживающий голос, приводящий людей в полный восторг. Услышав пение Алконоста, они забывают про все на свете. Это светлая птица, несущая людям добро, радость и утешение.

Птица Сирин

Васнецов

Наряду с Алконостом, в Райском Саду живет еще одна дева-птица с дивным голосом – птица Сирин. Внешне эти две птицы очень похожи, только у Сирина нет рук, а имеются лишь крылья. Ее голос также заставляет людей забыть обо всем на свете, но очень уж коварно это ее пение, и люди от него падают замертво.

В противоположность Алконосту, Сирин – это птица, олицетворяющая темные силы, и встреча с ней не сулит ничего хорошего.

Васнецов Васнецов

Сирин очень боится громких звуков, и люди, завидев ее, специально поднимают шум — стреляют из пушек, звонят в колокола. И таким образом отгоняют птицу.На старинных лубках как раз изображены такие моменты:

Прекрасная дева-птица, усевшись на яблоню или цветущий куст, распростерла крылья и, видимо, уже начала петь, поскольку неподалеку от нее есть первые поверженные жертвы. Жители пытаются прогнать ее и готовят для этой цели пушки.

  • Позже образ Сирина видоизменился, и он тоже стал символом радости и счастья, как и Алконост.
  • «Прилетела птица райская, Садилась на тот сырой дуб, Пела она песни царские. Кто в эту пору-времечко Помоется росою с этой шелковой травы,
  • Тот здрав будет.»
  • Эти две райские птицы часто и летают вместе.
  • Яблочный Спас

«По народному сказанию, утром на Яблочный Спас прилетает в яблоневый сад птица Сирин, которая грустит и плачет. А после полудня прилетает в яблоневый сад птица Алконост, которая радуется и смеётся. Птица смахивает с крыльев живую росу и преображаются плоды, в них появляется удивительная сила — все плоды на яблонях с этого момента становятся целительными
».

Вещая птица Гамаюн

Есть ещё одна певчая птица – Гамаюн. Возможно, ее имя произошло от слова «гамаюнить» (баюкать). Считается, что крик этой птицы несет, услышавшему его, добрую весть.

Про все на свете знает эта птица, и многие обращались к ней за советом. Умеет она и предсказывать будущее, но только тем людям, которым понятны ее тайные знаки.

«Прилети, Гамаюн, птица вещая, через море раздольное, через горы высокие, через темный лес, через чисто поле. Ты воспой, Гамаюн, птица вещая, на белой заре, на крутой горе, на ракитовом кусточке, на малиновом пруточке
».

«Птица вещая, птица мудрая, много знаешь ты, много ведаешь… Ты скажи, Гамаюн, спой-поведай нам… Отчего зачался весь Белый Свет? Солнце Красное как зачалось? Месяц светлый и часты звездочки отчего, скажи, народились? И задули как ветры буйные? Разгорелись как зори ясные?…Ничего не скрою, что ведаю…
»

Полет Гамаюна часто сопровождается смертоносной бурей, надвигающейся с востока.

«Разгулялась непогодушка, туча грозная поднималася. Расшумелись, приклонились дубравушки, всколыхалась в поле ковыль-трава. То летела Гамаюн — птица вещая со восточной со сторонушки, бурю крыльями поднимая. Из-за гор летела высоких, из-за леса летела темного, из под тучи той непогожей.
»

  1. В отличие от Алконоста и Сирина, эта птица пришла к нам не из Греции, а с иранского Востока.
  2. Виктор Васнецов «Гамаюн, птица вещая», 1895г.

Стратим-птица

В славянской мифологии есть еще одна птица, имеющая человеческое лицо. Имя ее Стратим, и живет она на море. Считается, что именно от нее пошли все остальные птицы, она является их прародительницей.Крик ее настолько сильный, что вызывает страшную бурю. Стоит ей лишь слегка повести крылом – и море начинает волноваться.

А что происходит, когда она взлетает! На море поднимаются огромные волны, переворачивающие корабли и сметающие на берегах целые города.

  • М. Врубель Царевна-лебедь

Даже одно ее перышко приносит людям счастье. Жар-птица прекрасно поет, но только не в плену, разговаривает человеческим голосом, может исполнять желания.

Наполовину лебедь, наполовину прекрасная девушка. В народных сказаниях это существа особой красоты и обольстительности, живущие на берегу моря. Образ царевны-лебедя встречается не только в сказках, он весьма распространен и в русском искусстве.

Достаточно вспомнить «Сказку о царе Салтане» Пушкина, оперу Римского-Корсакова, и, конечно же, знаменитый врубелевский шедевр.

История одного шедевра: Виктор Васнецов «Сирин и Алконост»

«Сирин и Алконост «- Виктор Михайлович Васнецов. 1896. Холст, масло. 133х250, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Сирин и Алконост – два неразлучных символа, пара противоположностей. Горе и радость, несчастье и счастье, черное и белое… На картине Васнецова эти мифические девы-птицы похожи, как двойники, и, одновременно с этим, совершенно разные.

Сирин – черная вестница печали, тоски по утерянному раю. Алконост – светлый вестник радости и наслаждений. Согласно славянским поверьям, обе птицы прилетают в сад накануне яблочного Спаса.

Сирин оплакивает уходящее лето, Алконост наделяет плоды магическими, лечебными свойствами.

Васнецов создает удивительно яркие и красочные образы мифических райских птиц. Если у Сирина черное оперение, изможденное бледное лицо, полные слез глаза в черных глазницах, закрывающиеся крылья, то у Алконоста светлое оперение, румяное лицо, раскрывающиеся крылья.

Сирин завершает старое, Алконост – начинает новое. Ветки, на которых сидят девы-птицы, растут из одного дерева на одном уровне, однако по разные стороны от ствола. Слева, а эта сторона у славян всегда была «дурной», но связанной с сердцем, расположилось воплощение печали и увядания.

Справа, с хорошей стороны, воплощение надежды, радости и наслаждения.

Фоном для картины стал утреннее оранжевое небо. Светлую птицу освещает солнце, темная, напротив, укрывается от наступающей зари. Сирин весь обращен в прошлое, Алконост весь в будущем. Обе девы-птицы едины и неделимы — вечные спутники жизни каждого человека, способные умерить слишком сильную радость, облегчить неподъемное горе. Великая гармония. источник: Арт Энциклопедия>Геннадий Занегин

ВИКТОР ВАСНЕЦОВ (15 мая 1848 — 23 июля 1926) — русский художник, мастер живописи на исторические и фольклорные сюжеты.
Виктор Михайлович Васнецов, один из самых прославленных художников-модернистов, родился (3) 15 мая 1848 г. в селе Лопьял Вятской губернии, в семье православного священника.

Первой его работой как художника стала роспись Вятского собора, совместно с сосланным в Вятку поляком Михалом Эльвиро Андриолли. Это было сразу после окончания духовной семинарии. Тогда Виктор Михайлович, утвердившись в своем желании стать живописцем, отправился учиться в Петербург, сначала в рисовальной школе Крамского, а после в академии художеств (в 1893 г. стал ее действительным членом).

С 1878 г. Васнецов являлся членом Товарищества передвижников, путешествовал по Европе — посетил Францию и Италию, затем жил в Петербурге и Москве. Творчество Васнецова очень разнообразно. Начинал он с Передвижниками, и тогда его сюжеты были предельно бытописательны. К этому периоду относятся «Книжная лавочка», «Балаганы в Париже», «С квартиры на квартиру».

Настоящий пик творчества Васнецова приходится на тот период, когда он находит себя в стиле модерн. Его можно считать основоположником особого русского стиля. Для этого он преобразовал русский исторический стиль, обогатив его легендарными и сказочными сюжетами. В то же время некоторые из картин этого периода представляют собой типичные для модернизма декоративные панно.

Кто не знает «Аленушку», «Ивана царевича на сером волке», знаменитых былинных богатырей?
Принципы «Русского стиля» художник воплощал не только в живописи, но и в архитектуре. По его эскизам построен фасад Третьяковской галереи, возведена церковь Спаса-Нерукотворного в Абрамцево. Русский стиль в архитектуре являл собой стилизацию под русскую старину.

В 1883-1885 годах художник работал над созданием монументального панно «Каменный век» для Исторического музея в Москве.
Позднее творчество Васнецова связано также с религиозными мотивами. Появляются картины «Распятый Иисус Христос», «Слово Божье», «Богоматерь с младенцем». Самой масштабной работой Васнецова стала роспись киевского Владимирского собора в 1885-1896 годах.

В советское время Виктор Михайлович продолжал заниматься творчеством — в основном он работал над народными сказочными темами («Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем», 1918; «Кащей Бессмертный», 1917-1926 и другие).

Умер художник Виктор Михайлович Васнецов 23 июля 1926 года в Москве в возрасте 78 лет.

27.11.2014

В своих полотнах Виктор Михайлович Васнецов достаточно часто изображал персонажей старинных русских былин, сказочных героев устного творчества.

Художник пытался донести, что картина должна быть достоверна, передавать не только прошлое, но и настоящее. На цикл полотен, посвященных русскому фольклору, его подвигли воспоминания детства.

С ранних лет видя неповторимые сельские пейзажи, слушая рассказы стариков, впитал любовь к своему краю.

Произведение «Гамаюн, птица вещая» было написана в 1897 году. Навеяно оно славянской мифологией, в которой говорится, что птица — посланник богов. На заре спускается Гамаюн к людям и поет им свои песни, рассказывая о скором будущем и грядущих событиях.

Только не каждый может разобрать ее пение, ибо вместе с ней на земле появляется сильный ветер. И только человек с чутким сердцем может среди шума ветра, грозы, услышать ее советы. Рассмотрим внимательно это произведение. Что мы видим? В центре полотна изображено одинокое дерево, стоящее в водной глади.

На ярком фоне разгорающейся утренней зари оно четко выделяется. Цвет рассвета передан сочной, но в то же время приглушенной краской. На стволе расположилась птица. Она изображена с тревожным, но в то же время прекрасным лицом девушки.

Волосы ее развиваются, когтями она крепко держится на извилистом дереве, чтобы сопутствующей ветер не унес ее. Взор очей устремлен вдаль. В глазах застыла тревога. Мастер это подчеркнул бледным цветом лица, четко выделив глаза.

Тело Гамаюна наклонено чуть вперед, это говорит о том, что она не только видит грядущие события, но и старается донести весть богов до людей. Глядя на картину, понимаешь, что какая-то непонятная тревога овладевает твоей душой. Хочется понять, какую мысль старается донести до нас автор.

Мифическая птица Гамаюн, воспетая народом и изображённая на картине художником Васнецовым, побудила Александра Блока написать стихотворение «Гамаюн – птица вещая». Поэт не раз прибегает в творчестве к мифологии, этот раз можно назвать одним из самых удачных, ведь строки отлично передают атмосферу таинства.

Гамаюн знает ответы на все вопросы, она появляется на рассвете с порывами ветра и вещает тем людям, которые способны её услышать. Вещая птица не имеет тайн в будущем, она является посредником между людьми и Богом и изображается с лицос девушки с загадочным взглядом.

История написания

Блок пишет стихотворение в 1899 году, когда ему только исполнилось 18 лет. За плечами поэта гимназия и первая любовь, впереди полная поворотов судьба.

Так как автор строк учился на славяно-русском отделении университета, то русская мифология ему не чужда.

Второй стимул к написанию стиха – это начинающий проявляться у поэта символизм, который отлично подходит для написания загадочных, неординарных строк.

Тема стихотворения

В стихотворении Блок описывает птицу Гамаюн с картины Васнецова. Гамаюн «вещает и поёт» на фоне бесконечных вод, облечённых в пурпур заката. Она предвещает многие беды – кровавые казни, голод и пожары, но не в силах поднять крыл, так как её дело вещать, а не защищать.

Она вещает и поет, Не в силах крыл поднять смятенных…

Пророчества птицы ужасны, но вместе с тем её лик освещён любовью, что Блок показывает метафорой:

Прекрасный лик горит любовью.

Уста чудесного создания запеклись кровью, но из них вещается земле русской правда. Удачное сочетание с учётом былых, нынешних и грядущих страданий России, которая потеряла больше всех только в гражданских войнах.

Образом вещей птицы Блок пытается предостеречь Русь от сложных поворотов судьбы и лишний раз напоминает о былых страданиях земли русской.

Судьба России, по мнению автора строк, также неоднозначна, как и образ волшебного Гамаюна – излучающий любовь лик и уста, запёкшиеся кровью.

Добро и зло всегда идёт рядом с русским человеком
и цель его жизненного пути становиться ближе к добру и отдаляться от зла.

На гладях бесконечных вод,Закатом в пурпур облеченных,Она вещает и поет,Не в силах крыл поднять смятенных.Вещает иго злых татар,Вещает казней ряд кровавых,И трус, и голод, и пожар,Злодеев силу, гибель правых…Предвечным ужасом объят,Прекрасный лик горит любовью,Но вещей правдою звучат

Уста, запекшиеся кровью!..

Источник: https://hobbylab24.ru/dlya-zhenschin/vasnecov-gamayun-opisanie-kartiny-gamayun-ptica-veshchaya-opisanie.html

Птицы солнечного сада: Сирин, Алконост, Гамаюн

Васнецов

Сирин, Алконост, Гамаюн — птицы древнейших легенд и сказаний.

О них упоминают русские летописи, их изображения сохранились среди иллюстраций к древним рукописным книгам, на ювелирных изделиях Киевской Руси, в резьбе белокаменных соборов далекой от Киева Владимиро-Суздальской земли (Дмитровский собор во Владимире — 1212 год, Георгиевский собор в Юрьеве-Подольском — 1230 год). Кто они, эти загадочные птицы-девы из Райского или, по-другому, Солнечного Сада, и как они попали в русскую культуру?

Птицы-девы не единственные фантастические существа, знакомые славянским верованиям. Им были известны и Кентавр (Китоврас) — человекоконь, стреляющий из лука, Грифон — крылатый лев с головой орла, Дракон — крылатый змей. Все эти чудо-звери связаны с преданиями и искусством Востока.

Трудный и долгий путь совершали сказочные образы Востока, прежде чем они попадали на Русь. По Хвалынскому (Каспийскому) морю, а затем по Славянской реке, как восточные купцы тогда называли Волгу, плыли корабли из Индии и Персии, груженые разными товарами, украшенными рисунками, в которых переплетались фантастические травы, цветы, звери и птицы.

По притокам Волги, где водой, а где и волоком, отправляли их во все стороны Руси. Кроме Волги, был и второй путь, связывающий Киевскую Русь с Востоком — это путь по Днепру и Черному морю. Шумным и оживленным был порт Корсунь (Херсонес) — близ современного Севастополя.

Корсуньские купцы не только держали в своих руках всю торговлю с Востоком, но и рассказывали русским людям о далеких странах, об услышанных там мифах и легендах.

Васнецов

Сирин и Алконост. Худож. В.Васнецов

Птица Сирин

Си́рин [от греч. seirēn, ср. сирена] — птица-дева. В русских духовных стихах она, спускаясь из рая на землю, зачаровывает людей пением, в западноевропейских легендах — воплощение несчастной души. Происходит от греческих сирен.

В славянской мифологии чудесная птица, чье пение разгоняет печаль и тоску; является лишь счастливым людям. Сирин — это одна из райских птиц, даже самое ее название созвучно с названием рая: Ирий. Однако это отнюдь не светлые Алконост и Гамаюн.

Сирин — темная птица, темная сила, посланница властелина подземного мира.

Иногда прекрасная птица Сирин встречается в образе настоящей птицы, без всяких человеческих составляющих. Её перья покрывает невидимая масса, символизирующая Стихии. «Крылья ее были белые с голубыми и красными полосами, как карамелька, клюв — нежно-фиолетовый, заостренный, похожий на клинок, а глаза яркие, зеленые, цвета молодой листвы, и мудрые, благосклонные».

Сирин в древнерусском фольклоре — большая, сильная, пестрая дева-птица с большой грудью, строгим лицом и короной на голове. Аналогом и даже скорее всего предшественником русского Сирина являются греческие Сирены, которые волшебным пением увлекал и мореходов, и их корабли гибли в морской пучине.

Первым человеком, кто услышал пение Сирен и остался жив, был Одиссей, который залепил своим спутникам уши воском, а себя повелел привязать к мачте. Благополучно мимо острова Сирен прошли и аргонавты, но только лишь потому, что их внимание от «сладкоголосых» отвлек своим пением Орфей.

Согласно другому мифу Сирены — морские девы необыкновенной красоты — входили в свиту богини Деметры, которая разгневалась на них за то, что те не помогли ее дочери Персефоне, похищенной Аидом, и наделила их птичьими ногами.

Правда, существует еще один вариант этого мифа: Сирены сами просили дать им птичий облик, чтобы им было легче разыскать Персефону.

Васнецов

Сирин на виноградном дереве 1710г

По описанию древнерусских верований сладкоголосая птица Сирин, как и губительные морские птицы-девы Сирены, своей песней печальною тоже одурманивала путников и увлекала их в царство смерти.

В более поздний период эти черты были вытеснены, и русский Сирин был наделен магическими функциями защитного характера, олицетворял красоту, счастье и радость бытия.

А носителем несчастий и бед, согласно русской мифологии, считалась фантастическая птица с женским ликом — птица Обида, которая в отличие от Сирина и Алконоста, изображалась с распростертыми крыльями, разгоняющими хорошие, светлые времена. Вестником несчастий был также Див или Птич — гневная птица с раскинутыми крыльями, сидящая на вершине дерева.

Старейшими изображениями Сирина в русском искусстве считаются рисунки на ювелирных изделиях Киевской Руси, главным образом на золотых колтах (висячих подвесках или височных кольцах в женском головном уборе) и серебряных браслетах-запястьях. Сохранились изображения Сирина на старинных дверцах шкафа, сундуке, поливном блюде, берестяных шкатулках. Рядом с Сирином зачастую славяне рисовали и другую мифическую птицу — Алконоста.

Васнецов

Алканост

Птица Алконост

Алконо́ст (алконст, алконос) — в русских и византийских средневековых легендах райская птица-дева бога солнца Хорса, приносящая счастье. По сказанию XVII века алконост пребывает близ рая и когда поет, то сам себя не ощущает.

Алконост утешает своим пением святых, возвещая им будущую жизнь. Алконост несёт яйца на берегу моря и, погружая их в глубину моря, делает его спокойным на 7 дней.

Пение Алконоста настолько прекрасно, что услышавший его забывает обо всём на свете.

Образ Алконоста восходит к греческому мифу об Алкионе, превращённой богами в зимородка. Эта райская сказочная птица стала известна по памятникам древнерусской литературы и лубочным картинкам.

Алконост изображается полуженщиной-полуптицей с большими разноцветными перьями (крыльями), человеческими руками и телом. Девичья голова, осененная короной и ореолом, в который иногда помещена краткая надпись.

В руках держит райские цветы или развернутый свиток с объяснительной надписью. Легенда о птице Алконост перекликается с легендой о птице Сирин и даже частично её повторяет. Истоки же этих образов следует искать в мифе о сиренах.

Существует подпись под одной из лубочных картинок с её изображением: «Алконост близ рая пребывает, иногда и на Евфрате-реке бывает. Когда в пении глас испущает, тогда и самое себя не ощущает.

А кто вблизи тогда будет, тот всё на свете забудет: тогда ум от него отходит, и душа из тела выходит». Сравниться с Алконостом в сладкозвучии может лишь птица Сирин.

Алконост считают ещё и птицей Зари, которая управляет ветрами и погодой. Считается, что на Коляду (в зимнее солнцестояние) Алконост рождает детей на «краю моря», и тогда семь дней стоит безветренная погода.

Самое раннее изображение Алконоста находится среди миниатюр и заставок Юрьевского Евангелия 1120-1128 годов — одного из древнейших памятников русской письменности, которое было выполнено в Киеве по заказу Юрьевского монастыря древнего Новгорода.

Изображен Алконост с руками и крыльями одновременно и с цветком в руке.

Васнецов

Почему же на столь значимых, дорогих предметах чаще всего можно было увидеть именно птиц-дев — Сирина и Алконоста? Ответ на этот вопрос дают древние языческие верования славян, когда люди поклонялись Природе и ее стихиям: молились солнцу, дождю, ветру, почитали огонь, наделяли защитными свойствами растения, животных и птиц.

Среди птиц особым почитанием пользовались Птица-Солнце — сильная птица с распростертыми крыльями и отходящими от нее во все стороны лучами, и Уточка — древнеславянский символ очистительной силы Воды. Считалось, например, что Птица-Солнце и Уточка, соединенные на двух сторонах одного колта, могут защитить женщину от бед.

Одновременное сочетание этих двух птиц присутствует и в изображении солнечного бога Хорса.

С 988 года новой религией княжеской власти на Руси стало христианство, которое насильно насаждалось среди славян-язычников. Первым шагом к этому было уничтожение языческих богов и запрещение магических изображений на предметах быта и одежде. По приказу князя Владимира при стечении всего народа в Киеве были разрушены все святилища, а Перун и Велес сброшены с крутого берега в Днепр.

Та же судьба постигла каменного Перуна на реке Збруч, который в конце прошлого века был найден в осыпях обрывистого берега, а теперь хранится в залах музея в Кракове как редкий и ценнейший памятник старины. Взамен уничтоженных культовых символов христианская церковь обещала народу покровительство нового бога и святых, которые в то время еще были чужды славянам.

Но разве можно беспрекословно принять и полюбить «мачеху», когда на твоих глазах под «ее именем и знаменами» произведен такой акт вандализма над твоей «родной матерью»?! Конечно же, нет. Христианская церковь, проявив вероломство и насилие, встретила в ответ сопротивление русичей-язычников и вынуждена была пойти на многие уступки.

Церковный календарь был составлен таким образом, что важнейшие христианские праздники по времени совпадали с языческими. Наиболее почитаемыми стали те святые, которые приняли на себя черты языческих божеств.

Например, образ великой богини Матери-Земли воплотился в образе Богоматери или Богородицы, Георгий-Победоносец стал олицетворением солнечного бога Хорса и Дажьбога, Илья-пророк соответствовал богу грома и молний Перуну, покровитель скота Власий стал преемником языческого Велеса.

Точно так же обстояло дело и с магическими знаками в виде птиц на одежде, предметах быта и украшениях. Образ птицы, начиная с глубокой древности, был настолько привычным талисманом и распро-страненным персонажем славян, что уничтожая эту защитную символику, христианская церковь вынуждена была дать людям новых покровителей в привычном облике.

Сирин и Алконост заменили Птицу-Солнце и Уточку, при этом мифические птицы-девы стали изображаться с нимбом или сиянием над головой — признаком святости в христианской религии. Постепенно образ птицы Сирин под влиянием христианских и языческих верований стали считать в народе райским, т.е.

божественным, и наделять необыкновенными качествами: яркостью, сиянием, неземной красотой, чудным пением и добротой. Изображение Сирина в русском искусстве получило широкое распространение, оно довольно часто встречается на поверхности различных изделий XIV-XVII веков. Алконост попадается гораздо реже.

Возможно с течением времени различия между ними были забыты, и они слились в один образ Сказочной Птицы, в котором, как в символе прекрасного, русский человек видел свою собственную мечту о доброте, красоте и счастье.

Наиболее распространенной композицией древнеславянского языческого искусства, связанного с изображением этих двух птиц, является расположение их по двум сторонам одного и того же дерева, ветки или листа. Согласно утверждениям исследователей, это идет от первых легенд о возникновении мира.

В одной из них говорится, что среди бескрайних водных просторов, которые были началом всех начал, стояло высокое могучее дерево — скорее всего, это знакомое многим выражение — «на Море-океане, на острове Буяне, стоит Дуб». От двух птиц, свивших на том Дубе гнездо, началась новая жизнь на земле.

Древо жизни стало символом всего живого, а охраняющие его две птицы — символом добра, продолжения рода и семейного счастья. Все изображение в целом означало жизнь и благополучие.

До начала XX столетия обе птицы-девы часто встречались и на народных лубочных картинках, продававшихся на базарах и ярмарках, на предметах крестьянского обихода, в деревянной резьбе, на расписных прялках и посуде, в рисунках на домотканом холсте, в народной вышивке и кружеве. В настоящее время все это в основном хранится в музеях, но до сих пор в российской деревенской глубинке можно увидеть дома, украшенные резными досками, где среди завивающихся побегов и листьев можно встретить загадочных райских птиц — Сирина и Алконоста.

Васнецов

Вещие птицы, рожденные в глубине веков и сохраненные памятью народа, вдохновили любителя русской старины, художника В. М. Васнецова к созданию картины «Сирин и Алконост. Сказочные птицы, песни радости и печали» (1896 год).

Васнецов

Птица гамаюн

Гамаю́н — по славянской мифологии вещая птица, посланник Бога Велеса, его глашатай, поющая людям божественные гимны и предвещающий будущее тем, кто умеет слышать тайное. Гамаюн всё на свете знает о происхождении земли и неба, богов и героев, людей и чудовищ, птиц и зверей. Когда Гамаюн летит с восхода, приходит смертоносная буря.

Ее имя происходит от слова «гам» или «кам», что означает «шум», отсюда слова — «камлать», «шаман». В белорусском языке слово «гаманiць» означает «говорить», «разговаривать». В древнерусской традиции птица Гамаюн служила Велесу, Крышню, Коляде и Дажьбогу, она же «пропела» и «Звездную Книгу Вед».

Васнецов

Картина Васнецова

Первоначально — из восточной (персидской) мифологии. Изображалась с женской головой и грудью.

Собрание мифов «Песни птицы Гамаюн» повествует о начальных событиях в славянской мифологии — сотворении мира и рождении языческих богов.

Слово «гамаюн» происходит от «гамаюнить» — баюкать (очевидно, потому, что эти легенды служили также сказками детям на ночь). В мифологии древних иранцев есть аналог — птица радости Хумаюн. «Песни» делятся на главы — «Клубки».

  • Встревоженность и печаль этой птицы переданы Васнецовым в картине «Гамаюн — птица вещая» (1897 год). Эта тревога, волнение и пророческий дар вещей птицы, глядящей с картины, вдохновили Александра Блока на создание одноименного стихотворения:
  • Гамаюн — птица на дереве На гладях бесконечных вод, Закатом в пурпур облеченных, Она вещает и поет,
  • Не в силах крыл поднять смятенных…

Источник: https://veles.site/news/ptitsy-solnechnogo-sada-sirin-alkonost-gamayun

Виктор Васнецов. Гамаюн, птица вещая. 1895 г

Интересно, что мифические птицы, изначально востребованные в народном творчестве, стали неотъемлемыми символами Серебряного века.

Символы вечности, пророчества, неизбежности судьбы, единства добра и зла, радости и печали — Сирин, Алконост и Гамаюн встречаются в творчестве поэтов Анны Ахматовой, Александра Блока, Николая Клюева, художников Виктора Михайловича Васнецова, Ивана Яковлевича Билибина. Ну и конечно, все мы с детства любим Жар-птицу и Царевну-Лебедь.

Гамаюн — вещая птица, знающая о настоящем, прошлом и будущем, — изображалась как птица с головой женщины. По звучанию слово «гамаюн» очень близко к словам «баюкать, убаюкивать». Но есть и другое толкование — скорее всего, прообраз птицы Гамаюн пришел к славянам из Ирана.

Древняя форма слова «гамаюн», младоавестийское humaiia — «искусный, хитроумный, чудодейственный», связана с древнеиранским «Humaya». В древнеиранской мифологии птица Хумай приносила счастье.

Но в славянской мифологии, а затем и в русских преданиях птицедева приобрела пророческие качества и далеко не всегда была благосклонна к человеку. По древнему поверью, если Гамаюн летела с востока, то начиналась страшная буря.

А вот крик птицы-вещуньи предвещал человеку счастье.

  • В творчестве поэта-символиста, «трагического тенора эпохи» Александра Блока птица Гамаюн выступает как символ неизбежности грядущих несчастий:
  • На гладях бесконечных вод,
  • Закатом в пурпур облеченных,
  • Она вещает и поет,
  • Не в силах крыл поднять смятенных…
  • Вещает иго злых татар,
  • Вещает казней ряд кровавых,
  • И трус, и голод, и пожар,
  • Злодеев силу, гибель правых…
  • Предвечным ужасом объят,
  • Прекрасный лик горит любовью,
  • Но вещей правдою звучат

Уста, запекшиеся кровью!..

  1. Александр Блок. Гамаюн, птица вещая, 1899
  2. Печальный образ птицы Гамаюн рисует нам Анна Ахматова. Очень проникновенные строки читаем мы в ее любовной лирике:
  3. «Я смертельна для тех, кто нежен и юн.

Я птица печали. Я — Гамаюн.

Но тебя, сероглазый, не трону, иди.

  • Глаза я закрою, я крылья сложу на груди,
  • Чтоб, меня не заметив, ты верной дорогой пошел…» —
  • Так пел Гамаюн среди черных осенних ветвей,
  • Но путник свернул с осиянной дороги своей.
  • 7 декабря 1910 Царское Село
  • Часто в русском искусстве наряду с вещуньей Гамаюн упоминаются и райские птицы Сирин и Алконост — птицедевы с человеческой головой и телом птицы.

Вполне возможно, что мифологический образ птицы Сирин, полуженщины-полуптицы пришел в славянскую мифологию из древнегреческой: сирены, полуженщины-полуптицы (а иногда полуженщины-полурыбы) звуками своих песен усыпляли мореплавателей, а затем пожирали их. Хотя сирены, если их воспринимать как полуженщин-полурыб, больше ассоциируются в нашем восприятии с русалками.

Образ птицы Алконост очень близок греческому — девушке Алкионе, которая не смогла смириться с потерей своего любимого мужа Кеика, погибшего в море.

Миф рассказывает о том, что, увидев сон о смерти Кеика, Алкиона вышла на море, на то самое место, где уговаривала своего супруга не отправляться в плавание, и увидела плывущего по волнам мертвеца. Алкиона признала в нем своего Кеика, взбежала на высокий утес и бросилась в пучину вод.

Но боги не дали девушке погибнуть и превратили ее в зимородка. Алкиона силой своей любви оживила Кеика, который с помощью богов тоже превратился в зимородка. Теперь влюбленные неразлучны и нежно любят друг друга.

По легенде, полуптица-полуженщина Алконост несет свои яйца на Коляду (зимнее солнцестояние), но не высиживает их, а опускает в морскую глубину. И в течение семи дней, пока птенцы не появились, на водной поверхности стоит совершенно безветренная погода, что очень ценится моряками.

Образы обеих птицедев связаны с Мировым деревом.

Алконост — птица радости, зоревая птица, с восточных ветвей Мирового дерева — первой встречает рассвет. Изображается с головой и руками юной, очень красивой девы и телом птицы. У Алконоста есть и крылья, а в руке птицедева держит цветок. Обязательными в этом образе являются корона на голове девы и наличие женской груди.

Алконосту в славянском пантеоне покровительствовал бог Хорс. Птицедева Алконост приносит счастье, обладает голосом неземной красоты, но любой услышавший этот голос забывает обо всем на свете. Существовало поверье, что, если поймать чудесную птицу, она исполнит любое желание. Именно поэтому охотников за птенцами Алконоста было немало.

В апокрифах и сказаниях Алконост упоминается и как птица светлой грусти и печали.

Сирин — птица печали, с западных ветвей Мирового дерева, льет слезы в закат. Над головой птицы Сирин изображают светящийся нимб. В славянской мифологии птица Сирин, напротив, изображалась как символ радости.

Птица Сирин напрямую не причиняла вреда человеку, но своим удивительно красивым пением тоже могла заставить его забыть обо всем.

И еще птица-дева Сирин знала ответ на любой вопрос и обладала чудесным даром исполнять любое желание, только вот загадывать такие желания было делом очень опасным.

  1. Согласно поверью, обе мифические птицы-девы связаны с христианским праздником Преображения Господня (19 августа). Речь идет о чуде на горе Фавор:
  2. 1По прошествии дней шести взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, 2и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет.
  3. 3И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие.

4При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии.

  • 5Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте.
  • 6И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались.
  • 7Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь.
  • 8Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса.

9И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мф. 17 1:9).

В народной традиции этот праздник именуют Яблочным Спасом. По старинному поверью, обе птицы прилетают к яблоне из райского сада и приносят оттуда райские яблоки. Только птица Сирин, напоминая о бренности мирского существования, прилетает до наступления праздника и смахивает с крыльев на плоды «мертвую» росу.

Любого вкусившего яблоки в это время ждет болезнь или даже смерть, как наказание за нетерпеливость и жадность. Именно поэтому считается, что ни яблоки, ни блюда из них до Яблочного Спаса есть нельзя. Птица Алконост прилетает с началом праздника и приносит людям веру, надежду, любовь, орошая яблоки «живой» росой.

В плодах появляется целительная сила, способная не только избавить человека от болезней, но и исполнить заветное желание.

В Средние века образ птицы Сирин значительно трансформировался и под влиянием христианских и языческих верований стал олицетворять счастье, красоту, радость бытия. В XVII–XVIII веках Сирин и Алконост были причислены к числу райских птиц. Традиционные славянские символы часто изображаются вместе.

Именно такое соединение противоположностей, единение радости и печали, мы можем увидеть на картине любителя русской старины Виктора Михайловича Васнецова «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали» (1896 г.). Художник пользуется славянской символикой, где птица Сирин выступает в качестве птицы радости. Алконост же у Васнецова, как противопоставление — символ печали.

Некоторые исследователи считают, что устойчивое представление «в народном искусстве Сирин — птица радости, а Алконост — птица печали» связано именно с картиной В. М. Васнецова и пошло не от народного, а от профессионального искусства. Поэты Серебряного века поддерживают эту традицию.

Так, у молодого Александра Блока в стихотворении «Сирин и Алконост» именно Сирин «бросает… счастья полный» взгляд, а птица Алконост — «вся печалью мощной / Истощена, изнурена…»

  1. Густых кудрей откинув волны,
  2. Закинув голову назад,
  3. Бросает Сирин счастья полный,
  4. Блаженств нездешних полный взгляд.
  5. И, затаив в груди дыханье,
  6. Перистый стан лучам открыв,
  7. Вдыхает всё благоуханье,
  8. Весны неведомой прилив…
  9. И нега мощного усилья
  10. Слезой туманит блеск очей…
  11. Вот, вот, сейчас распустит крылья
  12. И улетит в снопах лучей!
  13. Другая — вся печалью мощной
  14. Истощена, изнурена…
  15. Тоской вседневной и всенощной
  16. Вся грудь высокая полна…
  17. Напев звучит глубоким стоном,
  18. В груди рыданье залегло,
  19. И над ее ветвистым троном
  20. Нависло черное крыло…
  21. Вдали — багровые зарницы,
  22. Небес померкла бирюза…
  23. И с окровавленной ресницы
  24. Катится тяжкая слеза…
  25. Александр Блок. Сирин и Алконост, 23–25 февраля 1899
  26. Константин Бальмонт тоже создает образ фантастической птицы Сирин как птицы счастья:
  27. На Макарийских островах,
  28. Куда не смотрят наши страны,
  29. Куда не входят Смерть и Страх
  30. И не доходят великаны, —
  31. На Макарийских островах
  32. Живут без горя человеки,
  33. Там в изумрудных берегах
  34. Текут пурпуровые реки.
  35. Там камни ценные цветут,
  36. Там всё в цветеньи вечно юном,
  37. Там птицы райские живут,
  38. Волшебный Сирин с Гамаюном.
  39. И если слышим мы во сне
  40. Напев, который многолирен,
  41. В тот час, в блаженной той стране,
  42. Поёт о счастье светлый Сирин.
  43. И если звоном нежных струн
  44. Ты убаюкан, засыпая,
  45. Так это птица Гамаюн
  46. Поёт в безвестном, голубая.

К. Бальмонт. Райские птицы, 1906

Стоит заметить, что не все поэты того периода придерживались такой позиции в определении Сирина и Алконоста. Образы мифических птиц мы часто встречаем в творчестве Николая Клюева. Глубокая философская интерпретация этих символов в стихах поэта требует особого отношения и отдельного разговора.

Птицы Сирин и Алконост, согласно сформировавшимся в XVII–XVIII веках традициям, трактуются Николаем Клюевым как символы радости, счастья, связанные со светлой печалью и светлыми слезами.

Сирин выступает и как райская птицедева, знак истинного божественного Слова, и как элемент крестьянского быта, изображенный для защиты, и как вестник, и как сказочный персонаж.

  • Пир мужицкий свят и мирен
  • В хлебном Спасовом раю,
  • Запоет на ели Сирин:
  • Баю-баюшки-баю.
  • Николай Клюев. Из стихотворения «Поддонный псалом», 1916
  • Поет мне Сирин издалеча:
  • «Люби, и звезды над тобой
  • Заполыхают красным вечем,
  • Где сердце — колокол живой».
  • Николай Клюев. Из стихотворения «Где рай финифтяный и Сирин…», 1913
  • К кудрям пытливым склонюсь,
  • Тайной дохну на ресницы,
  • Та же бездонная Русь
  • Глянет с упорной страницы.
  • Светлому внуку незрим,
  • Дух мой в чернильницу канет,
  • И через тысячу зим
  • Буквенным сирином станет.
  • Николай Клюев. И из стихотворения «Шепчутся тени-слепцы», 1917
  • Горыныч, Сирин, Царь Кащей —
  • Всё явь родимая, простая,
  • И в онемелости вещей
  • Гнездится птица золотая.
  • Николай Клюев. Из стихотворения «Мужицкий лапоть свят, свят, свят», 1917
  • Алконост в творчестве Николая Клюева выступает как символ души, как птица светлая, как знак Руси — «Алконостовая Русь».
  • Взгляни на Радонеж крылатый.
  • Давно ли — светлый Алконост,
  • Теперь ослицею сохатой
  • Он множит тленье и навоз!
  • Николай Клюев. Из стихотворения «Каин», 1929

В 1975 году Владимир Высоцкий, творчество которого всегда отличалось предощущением, зачастую притчевой, иносказательной формой, сомнениями, личной причастностью, трагической иронией и лиричностью, тоже обращается к мифическим символам. В творчестве Высоцкого поддерживается принятая символистами трактовка образов Сирина и Алконоста, Гамаюн же, напротив, выступает как символ надежды. Есть в этом какая-то пространственно-временная распахнутость.

  1. Как засмотрится мне нынче, как задышится?
  2. Воздух крут перед грозой, крут да вязок.
  3. Что споется мне сегодня, что услышится?
  4. Птицы вещие поют — да все из сказок.
  5. Птица Сирин мне радостно скалится —
  6. Веселит, зазывает из гнезд,
  7. А напротив — тоскует-печалится,
  8. Травит душу чудной Алконост.
  9. Словно семь заветных струн
  10. Зазвенели в свой черед —
  11. Это птица Гамаюн
  12. Надежду подает!
  13. В синем небе, колокольнями проколотом, —
  14. Медный колокол, медный колокол —
  15. То ль возрадовался, то ли осерчал…
  16. Купола в России кроют чистым золотом —
  17. Чтобы чаще Господь замечал.
  18. Я стою, как перед вечною загадкою,
  19. Пред великою да сказочной страною —
  20. Перед солоно — да горько-кисло-сладкою,
  21. Голубою, родниковою, ржаною.
  22. Грязью чавкая жирной да ржавою,
  23. Вязнут лошади по стремена,
  24. Но влекут меня сонной державою,
  25. Что раскисла, опухла от сна.
  26. Словно семь богатых лун
  27. На пути моем встает —
  28. То птица Гамаюн Надежду подает!
  29. Душу, сбитую утратами да тратами,
  30. Душу, стертую перекатами,
  31. Если до крови лоскут истончал,
  32. Залатаю золотыми я заплатами,
  33. Чтобы чаще Господь замечал!
  34. Владимир Высоцкий. Купола, 1975

Неразделимым целым, как сама жизнь, предстают мифические птицы в песне «Сирин, Алконост, Гамаюн» известного рок-певца, солиста группы «Аквариум» Бориса Гребенщикова.

Но прочтение этих символов несколько иное: «все уже здесь: Сирин, Алконост, Гамаюн» — рубеж, невозвратность, необходимость, неизбежность движения, но это движение может быть обречено.

Здесь можно услышать и возвышенную интонацию Александра Блока, и душевную боль Владимира Высоцкого.

  • В жилищных конторах лесной полумрак;
  • На крышах домов фонари с египетской тьмой:
  • Тронулся лед — так часто бывает весной:
  • Живущим на льдинах никто не сказал,
  • Что может быть так…
  • Откуда нам знать, что такое волна?
  • Полуденный фавн, трепет русалок во тьме…
  • Наступает ночь — начнем подготовку к зиме;
  • И может быть, следующим, кто постучит
  • К нам в дверь,
  • Будет война…
  • Я возьму на себя зеркала,
  • Кто-то другой — хмель и трепетный вьюн…
  • Все уже здесь: Сирин, Алконост, Гамаюн;
  • Как мы условились, я буду ждать по ту
  • Сторону стекла.
  • Борис Гребенщиков. «Сирин, Алконост, Гамаюн»// «Русский альбом»,1991

Тема образа птицы в мифологии, сакрального значения этого образа просто бесконечна, но, коль скоро мы коснулись темы фантастических птиц в славянской мифологии, необходимо упомянуть и еще один образ, гораздо менее распространенный в современном искусстве, а потому менее известный. Птица Стратим — светлая птица бога ветров Стрибога. В словаре Владимира Ивановича Даля записано: «Стратим (строфокамил, строус?) — сказочная птица. Стратим птица всем птицам мати, стихер» (В. И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка, 2006. Т. 4). Птица Стратим очень редко изображалась с женским лицом, но, подобно Алконосту, была связана с морской стихией и владела человеческой речью. В легендах рассказывалось, что Стратим-птица была гигантской, вызывала страшные бури на море-океане, но могла помочь человеку.

  1. Есть много птиц, красивых, сильных,
  2. Проворных, злых, любвеобильных,
  3. Не умеряющих свой пыл,
  4. Цветистых в ярком опереньи,
  5. Прекрасных в беге, в лёте, в пеньи,
  6. В двойном размахе вольных крыл.
  7. Есть много птиц, и плещет слава
  8. Орла, и финикса, ксалава,
  9. Молва о них — как светлый дым,
  10. И древен ворон в снах богатых,
  11. Но всех прекрасней меж крылатых
  12. Всемирно-грезящий Стратим.
  13. Он неземной, он вечно в Море,
  14. От края к краю, на просторе,
  15. Простёр он в мире два крыла,
  16. И чуть он в полночь встрепенётся,
  17. Весь Океан восколыхнётся,
  18. Познав, что вновь Заря светла.

К. Бальмонт. Птица Стратим, 1906

* * *

У многих народов природа выступает в качестве воплощения идеи сотворения Вселенной, универсальной концепции мира (Мировое древо). Для Крита природа — основное, совершенное, человек в этом мире природы лишь гость. Для критян природа священна, окружена ореолом неприкосновенного, тайного, божественного.

Для Греции природа — фон: человек — на фоне, а не человек — внутри. В древнегреческой мифологии эллинского периода и природа, и животные, и растения, и боги обретали вид человека. Изображение человека было главным. А кто был этот человек? Икона тоже изображение.

Бог не изображается в виде цветка. Он изображается как Панктократор или на Кресте. В иконе любой святой всегда имеет биографию. Икона — это часто портрет, только человек здесь другой, совершенно потерявший бытовые черты и наполненный чертами духовной святости.

Васнецов

Источник: https://megaobuchalka.ru/12/23131.html

Сочинение по картине Васнецова «Гамаюн птица вещая»

Многих ценителей искусства привлекает картина Васнецова о вещей птице. Эта необычная картина полна мифического и мистического. Во- первых, здесь изображена птица с головой девушки. Во – вторых, птица сидит на необычном дереве. Птица, словно, околдована чем- то сказочным. Она имеет необычный облик, что не может не привлечь внимание зрителей. В этом образе есть много символичного.

Известно, что по легенде Гамаюн – это вещая птица, которая сопровождает бога Велеса. Она может предсказывать будущее людям.

Она знает о всём, что происходит на земле и небе, о богах, людях, героях, чудовищах, птицах и о зверях. Васнецов был первым художником в России, который обратился к сказкам и мифологии.

Он попытался изобразить мистическое существо на своём полотне так, как его описывают. Ведь именно в сказках царят мысли народа.

Картина написана довольно красочно. В центре же мы видим саму птицу Гамаюн. Она сидит на извилистой ветке, которая украшена несколькими цветами и лепестками. Судя по тёмным оттенкам на листьях ветки, можно догадаться, что птица прилетела сюда на закате.

Она спокойно сидит на своём месте, крепко держась за ветку своими толстыми и мощными лапами. Птичка с женской головой больше напоминает девушку, нежели птицу. Лицо очень загадочное. Глаза смотрят куда -то вдаль, как будто она кого то там заприметила.

Птица не испугалась, а наоборот, в её глазах присутствует храбрость. Она начинает петь свои магические и вещие песни.

Зачастую по мифу Гамаюн изображают не только с человеческой головой, но и ещё и с женской грудью. Здесь же художник предпочёл это скрыть. Птица прикрывает свою грудь крылом. Её перья такие чёрные и длинные, что вдали она похожа на ворона. Хвост же очень велик и красив.

В отличие от остальных перьев на теле, он рыжёват с чёрными пёрышками. На голове же у птицы мы видим обычные человеческие волосы, на которых видно цветы. Волосы светлые, что говорит о ясности ума птицы. Крылья расправлены. Птица сидит на ветке не спокойно.

Она очень осторожна.

Автор особо внимательно подошёл к такому образу. Изобразить мифическое существо на полотне не просто. Оно должно иметь вид загадочного, смелого и умного существа. Васнецову замысел удался.

Некоторые увидели в его картине полёт народа, то есть, данная птица символизирует свободу русского народа и каждого человека в отдельности.

Птица – это всегда независимость, а мифическая птица, как эта – ещё и мудрость.

(1 votes, average: 5.00

Источник: https://school-essay.ru/sochinenie-po-kartine-vasnecova-gamayun-ptica-veshhaya.html

Описание картины Виктора Васнецова «Гамаюн, птица вещая»

Художник специализировался на мифологических и исторических предметах. Часто рисовал в фольклорном и романтическом стилях живописи. Он считал, что истинное произведение передает прошлое, настоящее и, возможно, даже будущее.

Васнецов заимствовал сюжет картины из русских народных легенд, баллад и сказок. На этот выбор повлияло его детство. Жил художник в сельской местности с холмистыми перелесками и густым лесом, с извилистыми и широкими долинами. С самых ранних лет Васнецов слышал народные легенды и эпические сказания.

В 1897 году Васнецов нарисовал картину «Гамаюн, птица вещая». Согласно мифологии, эта птица – посланник богов. На рассвете она прилетает к людям. А вместе с ней появляются штормовой ветер и яростный ураган.

Она поет священные гимны и предвещает будущее тем, кто может услышать ее секреты. А услышать ее голос среди гула ветра, шелеста листьев и звуков приближающейся грозы не так-то просто.

Гамаюн выступает в роли посредника между богами и людьми, ведь крылатый вестник доставляет важные сведения обычным людям.

Птица изображена с мрачно-прекрасным лицом девушки, которая смотрит куда-то вдаль. В ее глазах чувствуется что-то загадочное и мистическое. Птица уже преодолела нелегкий и тернистый путь познания окружающего мира. Этот необычный облик привлекает внимание.

Гамаюн же сидит на извилистой ветке. Основным преимуществом является красочный эффект картины. Художник использовал сочные, но в то же время спокойные тона. На ярком фоне заметно выделяются черные крылья, которые символизируют возрождение.

Кажется, что она сейчас распахнет их и полетит вверх.

Смотря на картину, возникает чувство безумной тревоги. Васнецов сумел возродить духовное наследие человека. Его живопись оказала огромное влияние на развитие модернизма и символизма в русской живописи и поэзии.

(6 votes, average: 5,00

Источник: https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-viktora-vasnecova-gamayun-ptica-veshhaya/

Птица гамаюн

Райская птица, предвестница счастья и несчастья, вначале по поверьям не обладающая ни крыльями ни ногами, впоследствии прекрасная птица с женским лицом. Это один из образов русской культуры, который отличается загадочностью, красотой, и одновременно вызывает тревожные чувства. В русской мифологии есть еще две загадочные птицы — Алконост и Сирин. И все они с женскими головами.

В. Васнецов Гамаюн, птица вещая

Откуда растут корни

Местами русская культура соприкасается и переплетается с персидской. Одно из подтверждений этому — птица Гамаюн. Согласно иранским легендам Хумай была птицей счастья. Если она пролетала низко над кем-то, так, что от взмаха ее крыльев голова чувствовала легкий ветерок, то такого человека ждала судьба владыки, правителя. А убившей эту птицу должен был умереть в течение 40 дней.

Птица Хумай в Персеполе

Переход в русский язык

Хамаюн на персидском языке означает — счастливый. Слово это перекочевало в русский язык, но немного изменилось. Птицу стали называть — Гамаюн. Такое изменение первых букв может быть связано с русскими словами «гам» и «гомон» — «крик», «шум».

Впервые слово «гамаюн» встречается в книге 15 века «Христианская топография» — христианское описание мира. О птице гамаюн сказано, что она вместе с птицами феникс и харадр (белая птица, предсказывающая смерть или выздоровление больного) прилетает на мифический основ Макарийский в восточном море, откуда недалеко до Рая. Птицы источают благоухание.

В 17 веке слово «гамаюн» было довольно распространено среди знати. Птица с таким именем упоминается при описании заморских подарков, расписных шкатулок, вышивок.

В 18 веке в «Книге естествословной» гамаюн описывают как небольшую птичку размером с воробья с разноцветным оперением, но без крыльев и лапок. Зато у нее есть очень длинный хвост — семь пядей (1,25 м). С помощью хвоста она и летает, а если вдруг упадет, то не может подняться и умирает. Смерть ее предвещает гибель правителя или иного знатного человека.

Птица гамаюн на старинном гербе Смоленска

Есть предположение, что такое описание очень похоже на райских птиц, чучела которых привозили из заморских стран. У них порой невозможно было разобрать ни крыльев ни лап. Зато отлично было видно красивое, яркое оперение, хвост, хохолок.

Райская птица распушила хвост

Развитие образа

В 19 веке легенды о птице гамаюн в России обогатились новыми описаниями. Ей придавали особое значение, называли то вестницей счастья, то чего-то ужасного. В любом случае она выступала предвестницей.

В 1897 году художник Васнецов написал картину «Гамаюн, птица вещая». В ней она предстала с черными крыльями и тревожным взглядом.

Вслед за этим Блок написал стихотворение, описывающее картину Васнецова:

На гладях бесконечных вод,Закатом в пурпур облеченных,Она вещает и поет,Не в силах крыл поднять смятенных…Вещает иго злых татар,Вещает казней ряд кровавых,И трус, и голод, и пожар,Злодеев силу, гибель правых…Предвечным ужасом объят,Прекрасный лик горит любовью,Но вещей правдою звучат

Уста, запекшиеся кровью!..

  • Здесь Блок помещает птицу в исторический контекст, и называет ее предвестником неизбежных бед.
  • Этот образ получил развитие в тяжелое для России годы перед революцией, во время нее и после.
  • Вот какое стихотворение написала Анна Ахматова в 1910 году:

«Я смертельна для тех, кто нежен и юн.Я птица печали. Я — Гамаюн.Но тебя, сероглазый, не трону, иди. Глаза я закрою, я крылья сложу на груди,Чтоб, меня не заметив, ты верной дорогой пошел. Я замру, я умру, чтобы ты свое счастье нашел…» Так пел Гамаюн среди черных осенних ветвей,

Но путник свернул с осиянной дороги своей.

У Высоцкого птица гамаюн уже другая:

Словно семь заветных струн Зазвенели в свой черёд,Это птица Гамаюн

Надежду подаёт!

Опять она предсказывает будущее, только с надеждой на лучшее.

Андрей Шишкин Птица вещая (2007 г) https://a-shishkin.ru/

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b33267990cdf400a9227292/5b71783941606f00aa174c63

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector