Буше франсуа «мадам де помпадур» описание картины, анализ, сочинение

Буше Франсуа

Буше Франсуа (рококо)

Подлинный представитель французского рококо. Буше официально именовался «Первым художником короля», был директором Академии, обладал почетным правом занимать квартиру в Лувре. И пожалуй всей Франции было известно о благоволении к нему всесильной фаворитки короля Жанны-Антуанетты Пуассон, маркизы де Помпадур.

И он был истинным сыном своего века, все умевшим делать сам: панно для отелей, картины для богатых домов и дворцов, картоны для мануфактуры гобеленов, театральные декорации, книжные иллюстрации, рисунки вееров, обоев, каминных часов, карет, эскизы костюмов и т.д. Станковые картины у него похожи на панно, панно могут смотреться и как самостоятельные произведения. Однако наибольшей известностью пользуются его картины. Увлекшись в юности масляной живописью, художник уже никогда не изменял этой технике.

И все это — галантные празднества, пастушеские идиллии, мифологические, жанровые, религиозные темы, пейзаж — все разыграно, как современная ему пастораль, все выражает откровенно-чувственное наслаждение жизнью, во всем царствует бело-розовая героиня — богиня Флора, а по сути обряженная в пастушеский наряд аристократка, везде похожая на себя парижанка, и неважно, Венера она или пастушка. Везде художник изображал юную модель с лучистыми глазами, с как бы случайной, но обольстительной небрежностью закутанные в нежные ткани, окруженные цветами, порхающими эротами. Типичные сюжеты — «Триумф Венеры» или «Туалет Венеры», «Венера с Амуром» (с Вулканом, с Марсом), «Купанье Дианы» и т.п.

Уже будучи знаменитым художником, Буше становится объектом жесточайших нападок теоретика эстетических идей Просвещения Дидро, который видел в художнике порождение всего, с чем боролись просветители. Однако он не отказывал ему в профессионализме. И несмотря на эту критику произведения Буше пользовались огромной популярностью. Их покупали короли и императоры, герцоги и графы, богатые буржуа.

Буше был выходцем из небогатой семьи, успеха он достиг единственно своим трудом. Первоначальное обучение он получил в мастерской Франсуа Лемуана. Здесь развилось умение «мыслить красками», видеть замысел в больших цветовых отношениях.

Позднее он обучался технике рисунка и технике офорта в мастерской Жана Франсуа Кара-отца. Благодаря ему Буше познакомился с творчеством Ватто, которого Кара-отец очень почитал; и сам Буше писал всегда в стиле рококо, как и Ватто.

Всю жизнь он писал «взахлеб», оставил невероятно большое количество картин, гобеленов, рисунков, гравюр и других работ. И даже будучи уже процветающим, обласканным властью художником, он много и плодотворно работал.

Увлекаясь творчеством старых мастеров, Буше много сил отдал коллекционированию. С особым увлечением к концу жизни он собирал рисунки и гравюры Рембрандта.

Буше пользовался большой популярностью в России. Его даже пригласили на место профессора русской Академии художеств в Санкт-Петербурге, и Буше принял приглашение, однако смерть художника не позволила осуществиться этим планам.

Чем больше всматриваешься сегодня в полотна Буше, в эту сияющую светом, трепещущую нежными цветовыми оттенками радостную живопись, осознаешь его поразительную даровитость, тем большн чувствуешь подлинно цельное, эстетически полнокровное искусство.

Сегодня картины Буше украшают залы виднейших музеев мира. Эти работы несут ощущение полноты жизни, чаруют радостным даром цветовой гармонии, свободным и ликующе-светлым мастерством. Недаром критиковавший его Дени Дидро, отдавая должное его таланту, не мог не сказать:»В нем столько воображения, эффекта, волшебства и легкости!».

Венера и амур

Буше Франсуа

Терпсихора (1739)

Буше Франсуа Терпсихора — муза и покровительница танцев и хорового пения. Дочь Зевса и Мнемосины. Художник изобразил ее с бубном в руке.

Ринальдо и Армида (1734)

Буше Франсуа Ринальдо и Армида — пара влюбленных из итальянской эпической поэмы «Освобожденный Иерусалим» Тассо..Это рассказ о первом крестовом походе, завершившимся захватом Иерусалима в 1099г.и установлением христианского царства. Армида, красивая дева-колдунья, была послана Сатаной, чтобы сокрушить крестоносцев силой своих чар. Она стремилась отомстить Ринальдо за то, что он спас своих товарищей, которых она превратила в монстров. Но ненависть Армиды превратилась в любовь к красивому юноше. На картине влюбленные сидят на лоне природы, рядом с колоннами. Перед ними стоит зеркало, в котором каждый из них видит свой собственный образ в момент любви — он пылает страстью, она-гордится своей властью над ним.

Диана после охоты (1745)

Буше Франсуа Диана — дочь Зевса, сестра-близнец Аполлона. Владычица зверей и богиня, покровительница охоты, любимого занятия родовой знати. Как охотница, Диана могла поражать стрелами не только животных, но и людей. Художник изобразил Диану в обществе нимф, отдыхающей после охоты. Рядом лежат колчаны с стрелами, охотничьи трофеи: Убитые птица и заяц.

Геркулес и Омфала

Буше Франсуа Омфала — царица Лидии, к которой за убийство Ифита по приказанию Дельфийского оракула был отдан в трехгодичное рабство Геркулес. Неся службу Омфале, Геркулес подвергался унижениям и вынужден был носить женскую одежду. В конце концов он стал любовником Омфалы, о чем рассказывает и эта картина Буше. В свойственной ему манере рококо, художник поместил любовников в роскошную спальню, на кровать с малиновым балдахином. Любовники самозабвенно слились в страстном поцелуе, свидетелями которого были только амуры.

Леда и лебедь

Буше Франсуа В мифологии Леда соединяется в страстной любовном соитии с Зевсом, который превратился в Лебедя. Художник здесь изображает сцену обольщения Леды.

Пан и Сиринга

Буше Франсуа Пан (греч.) — божество стад, лесов и полей. Сын нимфы Дриопы и Гермеса. Он был весь заросший волосами, бородатый, козлоногий, с козьими рожками. Входит в свиту Дионисия. Известен пристрастием к вину и веселью. Полон страстной влюбленности к нимфам и преследует их. Нимфа Сиринга в страхе перед Паном превратилась в тростник, из которого Пан сделал свирель. На картине художник изобразил сцену появления Пана перед испуганной Сирингой.

Маркиза де Помпадур

Буше Франсуа Жанна-Антуанетта Пуассон — официальная фаворитка короля Людовика XV. На протяжении 20 лет имела огромное влияние на государственные дела, покровительствовала наукам и искусствам. Девочка получила хорошее образование, подобающее жене аристократа, знала музыку, рисовала, пела, играла на сцене, музицировала. Отличалась красотой и умом. С ней искал знакомства сам Вольтер. Девушка вышла замуж за Шарля Гийома, владельца имения Этиоль близ Парижа. Жанна имела легкий характер, общительный нрав и, несмотря на замужество, весело проводила много времени в обществе блестящей молодежи. Банкир Жозеф Пари, желая выслужиться перед королем, представил ему Жанну Пуассон. На балу по случаю бракосочетания дофина все надели костюмы тисовых деревьев. Сам король был в маске, а Жанна-Антуанетта прибыла в костюме богини охоты. Знакомство состоялось и вскоре мадам д,Этиоль стала официальной и любимой фавориткой короля Людовика XV. В Версале ей предоставили несколько комнат, соединенных между собой потайной лестницей с королевскими покоями. Затем король подарил ей усадьбу Помпадур вместе с титулом маркизы. Муж дал ей с разрешения церкви развод. С тех пор король одаривал свою маркизу замками, имениями, драгоценностями — двору новоявленная маркиза обходилась дорого. Супруга короля совсем удалилась от дел и из спальни короля. А умная и образованная маркиза де Помпадур активно вникала во все государственные дела, часто на них влияла и многие из них исполнялись по ее решению. Умерла она в 42 года, предположительно от рака легкого.

Венера и Вулкан

Буше Франсуа Венера (римск.) или Афродита(греч.) — любимая дочь Зевса и супруга бога огня и кузнечного ремесла хромоногого Вулкана(римск.)или Гефеста(греч.) Венера неоднократно изменяла Вулкану с богами и смертными. Она не любила Вулкана и на картине отвернула лицо в сторону от мужа, который с большой любовью тянется к своей жене. Вокруг них ангелы, играющие предметами, с которыми Вулкан работает в своей кузнице. Картина передает пылающую, огнедышащую обстановку.

  • Заговор амуров
  • Триумф Венеры (1740)
  • Спящая женщина. Рисунок
  • Пейзаж с мостом (1751)
  • Праздник китайского императора
  • Прелести сельской жизни
  • Аллегория Живописи (1765)

Четыре времени года. Зима. (1755)

  1. Девушка с цветами в волосах
  2. Пейзаж с водяной мельницей
  3. Лесной пейзаж с солдатами (1740)
  4. Летняя пастораль (1749)
  5. Любовная пастораль (1739)
  6. Любовная записка (1754)
  7. Мадам Бержере (ок.1766)
  8. Мадам де Помпадур (1750)
  9. Отдых на пути в Египет (1770)
  10. Пастух и пастушка на отдыхе (1761)
  11. Прекрасная кухарка (1732)
  12. Спящая пастушка (1763)
  13. Туалет (1742)
  14. Венера разоружает амура
  15. Восход солнца (1753)

Источник: http://cvetamira.ru/bushe-fransua-1703-1770

Маркиза де помпадур и её эпоха — искусство — медиаплатформа миртесен

Буше Франсуа

Сцена на банкете

Картины французского живописца, придворного художника короля Людовика XIII и кардинала Ришелье.

Художник Клод Виньон (Claude Vignon) родился в 1593 году во французском городе Туре в состоятельной семье. Брал уроки живописи в Париже у знаменитого французского живописца Якоба Бунеля.

В 1610 году Клод Виньон посетил Рим, где увлёкся творчеством Караваджо и много работал над техникой светотени. Через шесть лет, в 1616 году живописец вернулся на родину и вступил в Парижскую гильдию художников.

В этот период Виньон, по приказу Марии Медичи, несколько раз выезжал в Италию и Испанию для приобретения картин для королевской галереи живописи.

В 1623 году Claude Vignon выехал в Испанию и в течении двух лет работал в испанской столице.

В 1625 году Клод Виньон вернулся в Париж и занял должность придворного художника при дворе короля Людовика XIII, писал полотна по заказу королевского двора для дворцов Лувра и Пале-Рояль, и по заказу кардинала Ришелье.

Буше Франсуа

Притча о немилосердном должнике (Крёз)

  • Клод Виньон дважды вступал в брак и стал отцом просто невероятного количества детей – у художника было 34 дочери и сына (по стопам отца пошёл только старший сын Клод).
  • В 1651 году Claude Vignon получил должность профессора Королевской Академии живописи.
  • Скончался художник в мае 1670 года в Париже.

К огромному сожалению любителей живописи творческое наследие художника оказалось «разбросанным» по провинциальным храмам и небольшим музеям. Большая часть картин художника до наших времён просто не дожила.

Картины художника Клода Виньона (Claude Vignon)

Буше Франсуа

Кающийся Святой Пётр

Буше Франсуа

Флора

Буше Франсуа

Название неизвестно

Буше Франсуа

Юный певец

Буше Франсуа

Мученичество Святого Матфея

Буше Франсуа

Святая Цецилия

Буше Франсуа

Название неизвестно

Буше Франсуа

Умирающая Клеопатра

Портрет Франсуа Ланглуа

Молодой певец

Портрет мужчины

Название неизвестно

Нарцисс

Святая Екатерина отказывается поклоняться идолам

Христос среди врачей

Давид с головой Голиафа

Христос учит Петра пасти Моих Овец

Святой Амвросий

Давид

Святой Павел

Видение святого Иеронима

Беременная молодая женщина просит справедливости у воина

Святой Иоанн Богослов

Поклонение волхвов

Святой Лука евангелист

Профиль мужчины

Святой Иероним

Святой Марк

Смерть Лукреции

Лаутеншпильер

Источник: https://art.mirtesen.ru/blog/43804516714/next

Живопись Франсуа Буше. Людовик XV, маркиза де Помпадур и другие..

Франсуа Буше. Людовик XV, маркиза де Помпадур и другие…

Превратив скромную красавицу мадам Этиоль во всесильную , маркизу де Помпадур разлучив ее с законным мужем и сделав любимой наложницей, король считал, что сделал все, что мог, и должен был — кем была бы Помпадур без Версаля и любви короля, несмотря на ее ум, шарм, способности?

Буше Франсуа

Луи Мишель ван Лоо.Портрет короля Людовика XV, 1763 

Буше Франсуа

 Маркиза де Помпадур

Долгие годы она изо всех сил она, как могла скрашивала досуг короля, не позволяя ему даже зевнуть, хотя рядом с ней королю явно не спалось — эти бесконечные остроумные театральные постановки, маскарады, супы, сваренные лично маркизой из овощей ее собственного огородика….

Буше Франсуа

Ее фантазия поистине неисчерпаема, но молодые женщины — это тот лакомый кусочек, от которого трудно отказаться, даже обладая незаурядной Помпадур! И она знала это…

Буше Франсуа

— Я больше не интересна королю! — маркиза де Помпадур закрыла лицо руками. Мадам Оссе нежно обняла ее за плечи. — Все обойдется, мадам. — Мне скоро сорок, мой организм уже не выдерживает ни любовных возлияний, ни абортов.

Людовику нравятся молодые женщины, а здесь в Версале любая девица норовит прыгнуть к королю в постель! Неужели мне стоит воплотить мою давнюю задумку, Олений парк? — Олений парк? — спросила мадам Оссе удивленно. — Я что-то о нем не слышала.

 

— Королю надо развлекаться. — ответила Помпадур.

Буше Франсуа

Франсуа Буше. Мадам де Помпадур (деталь), 1746

 Критерии отбора девушек для развлечений короля были таковы: красота и полное отсутствие ума.

Буше Франсуа

François Boucher. Figura de Moça

Маркиза знала, что государь любит остроумных и интересных, а если она еще и красива, то это опасно — он может увлечься серьезно, надолго, и тогда…. Отныне в зону внимания Помпадур попадали юные эффектные, аппетитные пустышки и дурочки, желательно дворянского происхождения, но позволялось и рангом ниже, незамужние, со склонностью барышни — » наживки » к любовным авантюрам.

Буше Франсуа

Boucher Francois

«Олений парк» располагался в окрестностях Версаля, и представлял собой красивый особняк, утопающий в зелени, ухоженный и привлекательный. Маркиза позаботилась и о богатой роскошной обстановке, и бесшумных и молчаливых слугах, и появляющихся из большого люка деликатесах с охлажденным шампанским и ароматными цветами, и о широком удобном любовном ложе….

Буше Франсуа

Заинтригованной прелестнице говорили, что ею заинтересовался некий высокопоставленный польский вельможа, и за ночь любви она получит солидненькую сумму — выгодная сделка!

Девушке закрывали глаза, и везли в особняк, где она находила и дорогие платья. и вкусные кушанья, и пенную душистую ванну с травами, и любые развлечения.

Буше Франсуа Буше Франсуа

Madame de Pompadour (1750)

А ночью пред девушкой представал высокий, статный незнакомец в маске, которую он мог снять по своему желанию, и дать себя узнать. Утром одалиска получала обещанные деньги, подарки и ее возвращали обратно — возможно, до следующего визита, это зависело от короля.

  • В любом случае девушка не оставалась в убытке, ведь потом ее выдавали замуж, маркиза через своих агентов подыскивала женихов, чтоб девушка осталась довольной, счастливой, и с подарками.
  • Francois Boucher. Toaleta, 1742
  • Позже, девушек одевали согласно фантазиям короля — это тоже было плодом усилий маркизы, и хотя поползли слухи, что в загадочном парке тратятся огромные суммы, в том числе и казенные, а также растлевают малолеток, трудяга — маркиза обращала внимания на это мало.

Франсуа Буше. Завтрак, 1739.

Однажды ее агенты показали ей картину » Одалиска», выполненную любимцем Франции Франсуа Буше, изображающую юную девушку красивого и соблазнительного сложения.

  «Я дал шесть луидоров одному немецкому художнику, чтобы он написал её с натуры обнаженной, и она вышла как живая.

Он изобразил её лежащей на животе, опираясь руками и грудью на подушку и держа голову так, словно лежала на спине. Искусный художник нарисовал ноги её и бедра так, что глаз не мог и желать большего.

Внизу я велел написать: O-Morphi. Слово это не из Гомера, но вполне греческое; означает оно Красавица. „

Джакомо Джироламо Казанова “История моей жизни»

Говорили, что романтичный, тонко чувствующий Буше выбирает для своих Диан и Венер простых девушек, которых видит в церквях или на рыночных площадях…

  1. Франсуа Буше. Девушка с букетом роз 
  2. Его известная мастерская, где рождались шедевры, была наполнена хорошенькими гризетками, которым знаменитый художник помогал делать хорошую карьеру, являя миру на своих полотнах.
  3.  Маркиза навела справки — Мария Луиза О, Мерфи, ирландского происхождения, натурщица, 15 лет от роду, приехала в Париж с родней из Руана, одна из сестер подает надежды как артистка.
  4. Она соответствовала критериям — обладала миловидной наружностью, пикантным телом, спокойным нравом, и ее не опекали родные.
  5. François Boucher. La Odalisca (фрагмент)
  6. Отец, Даниэль О, Мерфи, бывший солдат, некогда явившийся во Францию за лучшей долей, скончался в Руане, а оставшаяся без средств мать с остальными дочерьми, приехала в Париж, и сразу поняла, что ее красавицам дочкам здесь найдется место, и пятеро барышень О, Мерфи работали актрисами и натурщицами, помогая матери, торгующей подержанными вещами, но не слишком следящей за тем, как ее дочки проводят свой досуг.
  7. Francois Boucher (1703-1770). Shephers girl

Одна из сестер, Виктуар, впоследствии стала ведущей актрисой парижской Комической оперы. Семье требовались деньги, и когда Мария Луиза получила предложение нанести визит в » Олений парк», раздумывала недолго.

François Boucher. The Four Seasons: Summer ,1755

Но все сразу пошло не так. Ирландская болтушка оказалась слишком интересной и веселой для короля — давно он так не смеялся над ее шуточками и россказнями!

  • Маркиза каждый день выслушивала тайные донесения о том, что Людовику больше не нужны новые девушки, он вовсю развлекается с Луизой О, Мерфи под носом у всесильной маркизы!

PICOT, Franзois-Edouard. Brown Odalisque. 

  1. Помпадур приходилось уходить с головой в работу, дабы не сойти с ума от ревности, и она постоянно ловила себя на мысли, что слушая донесения послов, или танцуя на маскараде, думает об этой ирландской нахалке.
  2. Francois Boucher. Vertumnus and Pomona (detail ), 1749  

А потом весь двор заговорил о том, что у новой любовницы короля будет ребенок. Сама маркиза так и не смогла осчастливить Людовика плодом их любви, у нее была лишь дочка Александрина от мужа Ленормана Этиоль.

  •   Франсуа Буше.Аполлон предстает перед пастушкой в облике бога,1750, Лувр
  • Вопреки злорадному желанию маркизы, Луиза вовсе не оказалась неповоротливой, грубой и безвкусно одетой » девкой», которой в пору торговать селедками.
  •  François Boucher. Hermitage Museum
  • Новые дорогие шикарные платья сидели на Луизе, как влитые, а ее мягкая и несколько фривольная улыбка, ясные глазки, свежая кожа молочного цвета, и детская непосредственность были ее лучшей рекламой.
  • Francois Boucher

И хотя красотка не стремилась в политику, мало интересовалась делами страны, и не представляла угрозу для маркизы, все ждали развязки, Людовик не был верным и постоянным влюбленным. Маркиза проигрывала Луизе в молодости.

  1. Людовик все реже заходил к маркизе, она оказалась словно в вакууме, и по привычке с полнейшим спокойствием воспринимала разговоры о родившемся ангелочке Агате Луизе, юной маме, и потерявшем голову от счастья, стареющем монархе — ей не привыкать к жестокости двора!
  2. Потом Луиза забеременела, и хотя двор сомневался в отцовстве Людовика, его страсть к ирландской натурщице великого Франсуа Буше не угасла, он два года держал маркизу на расстоянии, деля ложе с Луизой, с присутствием которой в жизни мужа смирилась и добрая королева Мария Лещинская, хотя с большей симпатией относившаяся к маркизе де Помпадур.
  3. Франсуа Буше. Купание Дианы, 1742, Лувр

Но Луиза сама погубила себя. Привыкнув к вседозволенности, она захотела все таки большего — выгнать маркизу де Помпадур из Версаля.

Отвыкший от важных государственных дел, которыми занималась маркиза, и питавший нежность и благодарность к ней Людовик на этот раз не выполнил просьбу молодой наложницы. Двор загудел о переменах, о новом возвращении забытой де Помпадур, о новых фаворитках, более осторожных…

Маркиза вернулась победительницей — король без нее не мог! Но и Луиза не осталась в накладе, ее сосватали богатому дворянину при условии удалиться подальше от двора.

  • Ей пришлось подчиниться.
  • Франсуа Буше, Ринальдо и Армида, 1734 

Впоследствии она выходила замуж еще два раза. Одним из них был Жак де Бофранше, граф де Айя, видный и популярный человек. С Луизой у них был сын.

Пережив и Людовика XV, и маркизу, Буше, и многих своих друзей и злопыхателей, Луиза вновь оказалась при дворе, возобновила прежние связи, и активно вела светскую жизнь — от былой натурщицы остались лишь воспоминания, Луиза была настоящей » львицей», праздной и величавой….

Распробовав шикарную жизнь, Луиза уже не смогла приобщиться к новой, вне Версаля.

С приходом к власти Робеспьера, Луизу неожиданно арестовали за роялистские убеждения, жалость к королевской молодой чете, и прочим » подозрительным». Но удача пока еще была на стороне О, Мерфи. Она получила свободу, пережила годы потрясений, не покидая Францию, и когда к власти пришел Наполеон Бонапарт, возобновила свои выходы в свет.

В Париже все знали молодую душой, гостеприимную и веселую Луизу…

  1. Она умерла в 1814 году, в Париже.

«Portrait of Marie-Louise O'Murphy — Ruhendes Mädchen.» Boucher 1751, oil on canvas(59.5 x 73.5 cm)

Ее сын от брака с Жаком де Бофранше де Айя, сделал блестящую военную карьеру, дослужился до генерала. Его сестра Агата Луиза, внебрачная дочка короля Людовика XV, возможно, посвятила себя церкви, но данные сомнительны. Скорее всего, она прожила незаметную жизнь, не оставила заметного следа в истории….

  • Франсуа Буше. Аллегория живописи, 1760
  •  Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Источник: http://filov.mypage.ru/jivopis_fransua_bushe_ludovik_xv_markiza_pompadur_i_drugie.html

Секреты маркизы де Помпадур. | Волшебная сила искусства

Очень часто встечаются прекрасные портреты известных художников с изображением мадам де  Помпадур.Её имя широко известно.Хотелось поближе познакомиться с этой неординарной женщиной,посмотреть лучшие её портреты работы знаменитых художников.

Буше Франсуа

  •   Кантен де Латур.                      Маркиза де Помпадур, 1755Музей Лувр, Париж
  • НЕМНОГО О МАРКИЗЕ.
  • Маркиза де Помпадур,имя при рождении Жанна-Антуанетта Пуассон, (1721 — 1764) легендарная официальная фаворитка (с 1745) французского короля Людовика XV.       
  •                Главным успехом и тайной Жанны Антуанетты Пуассон (29 декабря 1721 — 15 апреля 1764), которую король Франции Людовик XV сделал маркизой де Помпадур, стало ее удивительное и на первый взгляд необъяснимое “долголетие” при дворе.

            Ведь фаворитки век недолог — за стремительным взлетом обычно следовало столь же скорое забвение. А маркиза де Помпадур двадцать лет не покидала Версаля, до самой смерти оставаясь ближайшим другом и советчиком короля. Фаворитка Людовика XV вошла в историю как некоронованная королева Франции.

  1.            Маркиза де Помпадур по праву считается одной из самых известных женщин в истории.
  2.       Что же удерживало непостоянного, ветреного Людовика возле этой женщины?
  3. Вы  помните его портрет Кисти Кантен де Латура.

Буше Франсуа

Людовик XV, 1750-е Музей Лувр, Париж

ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНЫ УРОКИ ЛЮБВИ МАДАМ ДЕ ПОМПАДУР.

ВЕРЬТЕ В МЕЧТУ.            Жанна с детства знала, что ее полюбит не кто-нибудь, а король Франции. Так предсказала ей гадалка. Что должна была подумать девочка, чьи родственники были всего лишь буржуа? С фамилией Poisson, что в переводе с французского означает «рыба», да еще и без заветной приставки «де», в королевском окружении делать было попросту нечего.

             Но Жанна поверила в предсказание. Получив великолепное образование, научившись всем премудростям светского обращения и выйдя замуж за влюбленного в нее дворянина, мадам д’Этиоль была готова к покорению главной вершины в своей жизни.

           Поэтому: верьте в свою звезду. Все в ваших руках, поэтому опускать их никак нельзя.

  • Буше Франсуа
  • Madame de Pompadour. Jean-Marc Nattier 
  •  ПЕРВАЯ СКРИПКА

               В Европе ни для кого не было секретом, что король Людовик глуповат. Жанна дЭтиоль, уже получившая титул маркизы де Помпадур, очень быстро поняла, что Людовик вовсе не прочь взвалить на нее ношу государственного управления. Он доверял своей любовнице больше, чем самому себе. При этом король был страшно самолюбив.

Буше Франсуа

Худ. Буше. Мадам де Помпадур.

            Те министры, которые действовали в обход королевской «воли», быстро оказывались в опале. Помпадур это хорошо осознавала, поэтому, принимая свое решение, всегда озвучивала именно «волю короля». Ну и не забывала шепнуть Людовику, сколь он гениален и прозорлив.

      Поэтому: даже если вы — великий стратег и Наполеон в юбке, не забудьте сказать мужчине, что именно он принял судьбоносное решение. Есть такая пословица «Мужчина — голова, а женщина — шея», поэтому вертеть головой следует с умом.

  Буше Франсуа

Худ Буше.1759.Портрет Мадам де Помпадур.

ШАРМ ВАЖНЕЕ КРАСОТЫ

              Современники в один голос говорили, что наружность Жанны Помпадур — самая заурядная. Но Жанна с юных лет училась очаровывать. Она знала, как и что следует произносить, как преподнести себя в беседе, в танце, даже за обеденным столом. Она, как никто, умела подбирать ткани для платьев, банты, рюши и драгоценности для декорирования своей внешности. Она четко знала, что ей идет, а что — нет.

              Поэтому: стоит тщательно изучить свои сильные и слабые стороны, чтобы замаскировать недостатки и подчеркнуть достоинства. Для этого нужно перестать льстить себе и себя успокаивать и попытаться быть объективной. Шарм неуловим, но он гораздо важнее красоты.

Буше Франсуа

Худ.Буше.ВАС МНОГО,А ЖАННА ОДНА.                 Звучит парадоксально, но мадам де Помпадур не была страстной любовницей.Видя, что Жанна не слишком горяча, Людовик не стал настаивать — она была дорога ему и без того.

            Правда, он принялся искать себе мимолетных любовниц — хорошеньких глупых женщин, задачей которых было развлекать монарха в постели, но не больше. Некоторые из них пытались вытеснить Жанну из королевского сердца, но не тут-то было.

Буше Франсуа

Madame de Pompadour as Diana the Huntress, portrait by Jean-Marc Nattier

            Поэтому: есть вещи, которые не менее важны, чем сексуальная гармония. Доверие, дружба, простое человеческое общение и теплота в отношениях — именно это давала Жанна своему королю.

            Одна из любовниц Людовика однажды в разговоре с ним назвала Жанну «старухой». Король тут же отвернулся от нее: «Вас много, а Жанна — одна».

Буше Франсуа

Худ.Буше.

БУДЬТЕ ВСЕГДА РАЗНОЙ

             Помпадур, зная, что ее друг подвержен меланхолии, старалась его развлечь — она каждый день рассказывала ему что-нибудь занимательное. Как правило, это были очередные парижские сплетни или «криминальная хроника».

          Она любила угощать его интересными блюдами — у Помпадур был самый искусный повар. Каждый раз, встречаясь с королем, она наряжалась в новый наряд один краше другого.

             Более того, она устраивала для Людовика настоящее «шоу одного актера»: пела, танцевала, декламировала стихи — лишь бы король не впал в тоску.

Буше Франсуа худ.Буше.

  1.           Ничто не убивает любовь так, как обыденность и монотонность Маркиза де Помпадур покровительствовала художникам, на равных общалась с Вольтером, вела важнейшие переговоры и фактически правила Францией на протяжении восемнадцати лет.
  2.  Буше Франсуа

Худ.Ф.Буше.

           Быть разной — значит быть многогранной. Меняйтесь, учитесь чему-то новому. Развивайтесь и будьте интересны прежде всего самой себе — и тогда вы совершенно точно никогда не останетесь в одиночестве.

Худ.Буше.           Секрет ароматный.

             Во время свидания с Людовиком XV фирменные духи мадам Помпадур, приготовленные ею самою, делали свое дело. Она смешивала несколько капель пота короля со всевозможными ароматами цветов. Спустя много лет ученые доказали, что запах собственного тела самый приятный для человека.

Худ. Буше.Дочь мадам де Помпадур.Умерла в раннем детстве..Александрина-Жанна д’Этиоль (1744—1754)

            Секрет кулинарный.

                 Любовница короля изобрела рецепт риссолей — маленьких пирожков, жаренных во фритюре и похожих на пончики, с начинкой из сальпикона — фарша, нарезанного маленькими кусочками.

             Чтобы поддерживать любовный пыл короля, сама мадам Помпадур готовила ему напиток из шоколада с амброй, а для пробуждения фантазии — причудливые блюда из нежных прелестей барашка. А сама перед свиданием с Людовиком XV выпивала большую чашку шоколада с сельдереем.

          Художник Дровайс Франкозин Хуберт. Портрет маркизы де Помпадур.        

 Секрет стратегический.

             Любовные утехи короля с молоденькими, но обязательно глупенькими девушками она устраивала сама. Они были нужны на ночь, не больше, а удовлетворенный король возвращался вновь к мадам Помпадур. Только такая женщина могла говорить с ним и о самых незначительных делах, и давать дельные советы в самых сложных ситуациях.

             Загородный дом маркизы де Помпадур в Менаре.

        Увеселения, постройки, наряды Помпадур стоили дорого. За двадцать лет при дворе она истратила на свои туалеты 350 035 ливров, ей принадлежало свыше трёхсот ювелирных изделий, в том числе бриллиантовое колье стоимостью 9 359 франков.

                 Она обожала шампанское и регулярно заказывала себе суп из трюфелей исельдерея, вымоченного в ароматизированном шоколаде. Её именем называли высокую причёску с валиком, обстановку в квартирах (стиль «à la Reine»), постройки, костюмы. Она задавала всей Европе моду своим умением выглядеть роскошно и вместе с тем как бы непринуждённо

              Помпадур умерла в 43 года.В ранней юности у нее нашли туберкулез легких.

              …Когда похоронная процессия повернула по направлению к Парижу, Людовик, стоя на балконе дворца под проливным дождем, сказал: “Какую отвратительную погоду вы выбрали для последней прогулки, мадам!” За этой, казалось бы, совсем неуместной шуткой скрывалась истинная печаль.

               Маркиза де Помпадур была похоронена в усыпальнице монастыря Капуцинов. Теперь на месте ее захоронения находится улица де ла Пэ, проходящая по территории снесенного в начале XIX века монастыря. Историк Анри Матрен назвал Помпадур “первой женщиной премьер-министром”.

  •          Вы уже наверное заметили,что больше всего портретов Мадам де Помпадур худ Буше.

             На самом раннем портрете работы Буше ей было 29 лет, на самом позднем – 38. Но лица практически не отличаются! Естественно предположить, что это было пожелание мадам: она упорно не хотела стареть и запретила художнику менять ее лицо. 

        Франсуа Хуберт Дрюис, Мадам Помпадур вышивает, 1763, 217х157 см, National Gallery, Лондон, Англия

               Так она старела или нет? Ответ однозначный – да, старела. Сохранился портрет «Мадам Помпадур за вышивкой», написанный в 1763 году и портрет худ.Хуберта.

         О маркизе де Помпадур написано так много.Мне бы хотелось услышать ваше мнение о ней.

       Интересно было бы почитать в х новые факты её биографии.

Источники.

http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/1791/

http://www.liveinternet.ru/users/4248621/post262216473/

http://www.libo.ru/libo7915.html

и др.сайты.

Источник: https://maxpark.com/community/6782/content/3019073

Сочинение по картине Портрет мадам де Помпадур — Франсуа Буше

Буше Франсуа

Портретная живопись не была «коньком» Буше. За всю свою жизнь он написал около дюжины портретов. На половине из них изображена мадам Помпадур, что, несомненно, свидетельствует о близкой дружбе между художником и любовницей короля.

Картина, которую вы видите перед собою, — последний портрет мадам Помпадур.

Одно время это полотно висело в Версале, а поем смерти королевской фаворитки перешло к ее брату. Несмотря на то, что мадам Помпадур очень любила Буше и считала его гениальным живописцем, она не питала иллюзий относительно его способностей к писанию портретов. Об одном из своих портретов кисти Буше она отозвалась так: «Я выгляжу здесь красивой, но совершенно не похожей на себя».

Нужно, однако, отметить оригинальность манеры, в которой написаны эти портреты.

С одной стороны, они не лишены черт традиционного парадного портрета, с другой — окрашены интимностью, личным отношением художника к модели. К тому времени, когда был написан этот портрет, мадам Помпадур уже не была любовницей короля, хотя и сохраняла все привилегии «официальной фаворитки».

Будучи «деюре» всего лишь маркизой, «де факта» она получала почести, подобающие герцогине.

Впрочем, с портрета 1759 года на нас глядит, скорее, не властная и честолюбивая особа, но умная, образованная, обладающая тонким художественным вкусом дама.

Такою ее запомнил сам Буше, так о ней отзывались многие современники, отмечавшие, что в мадам де Помпадур нет ни спесивости, ни взбалмошности, обыкновенно свойственных «птицам такого полета».

Напротив, все в один голос говорили об учтивости и такте самой знаменитой любовницы короля.

(1

Источник: https://kartiny.rus-lit.com/bushe-fransua/portret-madam-de-pompadur-fransua-bushe/

Буше и Помпадур. Почему маркиза не постарела?

В 1722—1723 годах Франсуа участвовал в создании офортов для «Сборника Жюльена», в котором воспроизводились в гравюре все произведения Антуана Ватто. Так он познакомился с работами художника.

  • В 1723 году Франсуа Буше получил Римскую премию Королевской академии живописи и ваяния, но съездить в Рим ему удалось лишь в 1727 году.
  • В 1733 году тридцатилетний Буше женился на семнадцатилетней Мари-Жанн Бюзо, которую он писал как нимфу на многих своих картинах.
  • Буше был необыкновенно разносторонним художником: иллюстратор, оформитель спектаклей, миниатюрист… Из-под его пера и кисти вышли картоны для шпалер, рисунки для фарфоровых фабрик…

В 1730—1740-х годах он получает заказы на росписи королевских апартаментов. Видимо, тогда же он привлек внимание фаворитки Людовика XV мадам де Помпадур, для которой он тоже выполнял росписи ее покоев.

Мадам стала его поклонницей. Буше писал ее портреты не один раз, с интервалом в 3−4 года. Что в них бросается в глаза — некоторое однообразие поз и почти полное подобие лиц, разница разве что в нарядах.

Маркиза де Помпадур прожила 43 года и скончалась в 1764 году. На самом раннем портрете работы Буше ей было 29 лет, на самом позднем — 38. Но лица практически не отличаются! Естественно предположить, что это было пожелание мадам: она упорно не хотела стареть и запретила художнику менять ее лицо.

Есть еще одно подозрение: на самом первом портрете она приказала ему омолодить ее. Мало того, два портрета — 1756 и 1758 годов, написаны «под копирку»: на портрете 1758 года изменился фон, исчез подсвечник со столика, цвет платья стал синим (кому-то понадобилась уменьшенная копия?).

Так она старела или нет? Ответ однозначный — да, старела. Сохранился портрет «Мадам Помпадур за вышивкой», написанный в 1763 году Франсуа Хубертом Дрюисом (François-Hubert Drouais). Вполне приличный второй подбородок, припухшие глаза. На портрете, действительно, сорокалетняя женщина.

В других творениях Буше не был настолько однообразен, в них бушуют краски, буйствует природа, обнажаются и буйствуют тела.

Пристрастие Франсуа к соблазнительной плоти не у всех встречало одобрение. Например, Дени Дидро (энциклопедист, философ, писатель) был весьма категоричен в характеристике творений художника: «…его распутство должно пленять щеголей, легкомыслящих женщин, молодежь, людей света, то есть всех тех, кому чужды истинный вкус, правдивость».

Прошло больше 200 лет. Мало кто знает, кто такой Дени Дидро, еще меньше людей знакомо с его сочинениями. А картины Буше радуют глаз красками, красотой природы и женского тела.

Что же касается мадам Помпадур — Буше оставил нам портреты фаворитки французского короля с неувядающей прелестью кукольного личика.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/63081/

Портрет мадам де Помпадур

Франсуа Буше (фр. François Boucher, 29 сентября 1703, Париж — 30 мая 1770) — французский живописец, гравёр, декоратор. Яркий представитель художественной культуры рококо.

Картина «Портрет мадам де Помпадур»

Не заметить этот портрет мадам де Помпадур в музее сложно даже на бегу. Дама на портрете спокойна, но сам портрет цепляет взгляд. И заметив и остановившись, невозможно от него оторваться, отвести глаза, а хочется смотреть и вникать в детали.

Образ Помпадур двоится. Те, кому она перешла дорогу, считали её корыстолюбивой, мстительной и циничной. Те же, кому она покровительствовала, наоборот, превозносили её за учтивость и тонкий ум.

Буше, безусловно, принадлежит к числу вторых. Маркиза приблизила его к себе около 1748 года.

Буше занимался оформлением её покоев, через неё получал заказы, с её же подачи через несколько лет возглавил Королевскую мануфактуру гобеленов.

Мадам де Помпадур и Буше всю жизнь сохраняли тёплые, дружеские отношения и всегда старались поддерживать друг друга. Кроме того, она была поклонницей таланта художника. Буше сделал несколько её портретов, хотя портретистом не был.

С книгой в руках она полулежит на кушетке в своем будуаре, и можно не сомневаться, что и подробности её туалета, от сорта кружев до жемчугов на запястье, и детали интерьера – это самое изысканное и самое модное, что только могло существовать в тот исторический момент.

А такие туфельки на каблуке без задника, как на картине, ввела в моду именно госпожа де Помпадур.

Кстати, она же, столкнувшись в Версале с удушающей ароматической композицией из пота, мочи и пыли, ввела в обычай часто мыться — до этого дамы предпочитали заглушать запах тела пронзительным ароматом духов.

И Буше хорошо удаётся передать исходящее от маркизы ощущение свежести и чистоты (в буквальном, а не переносном смысле). О мадам говорили, что «она благоухает розами». Не в состоянии передать благоухание, Буше украсил розами её платье и бросил пару роз на паркет у ног Помпадур.

Буше никак не назовешь глубоким психологом: его портреты не несут никаких особых прозрений, не демонстрируют следов напряжённой внутренней жизни. Он не склонен разоблачать своих персонажей, но, к счастью, и не особо им льстит.

А если и льстит, то не грубо: госпожу де Помпадур Буше изображает уверенной и спокойной, без тени дешевого заигрывания со зрителем.

Книга в её руке (странички явно потрепаны от внимательного чтения) и книжный шкаф за спиной лишь констатируют её блестящую образованность, которую не стали бы отрицать даже её недоброжелатели.

Если в чем-то Буше и можно упрекнуть за этот портрет, то это сделала в частных письмах сама маркиза: «Он рисует меня красивой, но не слишком-то похожей». Что ж, холодный и трезвый ум – это именно то, что позволило мадам де Помпадур остаться в истории. Светская бездельница точно может управлять государством.

Источник: https://8-poster.ru/pictures/Portret_madam_de_Pompadur/

Мадам де Помпадур — фаворитка короля и неофициальная правительница Франции

Знаменитая прическа Элвиса Пресли была названа в честь мадам Пампадур, широкий бокал «купе» под шампанское был точной копией ее левой груди. Согласно легенде, алмазы, огранка которых называется «маркиза», были созданы так, чтобы напоминать форму ее губ.

Тем не менее влияние мадам Помпадур распространялось не только на это. Она была некоронованной королевой Франции и почти 20 лет влияла на государственные дела, оказывала покровительство писателям, ученым, художникам и музыкантам. Сам Вольтер искал с нею встреч.

Бокал, сделанный по форме груди мадам де Помпадур

Судьба распорядилась так, что Жанна-Антуанетта Пуассон стала главной фавориткой короля Людовика XV: когда она была маленькой, гадалка предсказала, что однажды она покорит сердце короля.

Поэтому, когда она вступила в подростковый возраст, ее мать строго следила за ее обучением. Ведь фаворитка короля должна быть развита разносторонне.

Девочке пришлось учить наизусть целые пьесы, танцевать, петь, рисовать, гравировать и играть на инструментах.

«Мадам Помпадур в роли Дианы». Жан-Марк Натье 1752 год

В 19 лет Жанна вышла замуж за Шарля Гийома д`Этиоля, владельца имения Этиоль, что было очевидным браком по расчету. Родила двоих детей от мужа, но оба они умерли в детстве.

Вскоре Жанна-Антуанетта открыла свой собственный салон, который стал очень известным в парижских аристократических кругах. В нем собирались многие интеллектуалы того времени.

Там она и подружилась с Вольтером и энциклопедистами.

Мадам превратилась в настоящую знаменитость, до такой степени, что до короля дошли слухи о ее интеллекте, талантах и красоте. Приближенные Людовика V решили познакомить ее с королем, и бал-маскарад в Версале был идеальным для этого поводом. В 1745 году Жанна-Антуанетта появилась на балу в одеянии богини охоты.

Это был «тисовый бал», устроенный по случаю свадьбы дофина, все придворные надели костюмы, напоминавшие тисовые деревья. Сам Людовик был в маске. Окружение заметило, что он не спускал глаз с блистательной незнакомки. Через месяц Жанна-Антуанетта была уже официальной королевской любовницей. Ее поселили в Версале в апартаментах над спальней короля, связанной с ними потайной лестницей.

Король жаловал ей титул маркизы и усадьбу Помпадур в области Лимузен.

«Портрет мадам де Помпадур». Морис Кантен де Латур. 1755 год

Это был период ее расцвета, отразившийся на французской культуре. Маркиза была страстной покровительницей архитекторов, художников, ученых, писателей. Она сама делала гравюры и рисунки, пригласила в Париж талантливого мастера по обработке камней. Создавала камеи из полудрагоценных камней для колец и браслетов, которые потом раздавала в качестве подарков.

В 1740 году в Севре создала знаменитую мануфактуру по производству фарфора.

«Мадам де Помпадур». Франсуа Буше

Маркиза прекрасно, в отличие от короля, разбиралась в литературе. Она дружила с Дюкло, Мармонтелем, поддерживала французских экономистов эпохи Просвещения, защищала «Энциклопедию» Дидро от нападок церкви, поддерживала ученых, в том числе и материально.

Влияние маркизы распространялось не только на науку и культуру, но на политику. Впрочем, здесь ее позитивное влияние, скорее, заканчивается. Авторитет Франции на европейской арене в середине 18 века резко упал.

Маркиза подсказала королю назначить министром иностранных дел кардинала Берни. Тот продвигал заключение союза между Францией и Австрией. А это, в свою очередь, меняло установившуюся веками систему дипломатических отношений и всех принципов европейской политики.

Итогом стала Семилетняя война. Берни был хорош собой и писал хорошие стихи. Но, к сожалению, не всегда симпатии к красавцам помогают в государственных делах. Кстати, уйдя в отставку, Берни полностью посвятил себя литературе.

Вольтер, правда, говорил, что его поэмы — это мусор. Впрочем, философ отличался скверным характером.

«Портрет мадам де Помпадур». Франсуа-Юбер Друэ

Портреты мадам Помпадур были особым жанром в живописи. По словам братьев Гонкур, она использовала портреты для общения с королем и французами, заявляя о своей верности, любви и интеллекте … Она имела прямое отношение к распространению такого стиля в искусстве, как рококо. Франсуа Буше нашел в лице мадам Помпадур своего самого восторженного поклонника.

«Заход солнца». Франсуа Буше

Помимо портретов, она заказала у Буше гобелен, который предназначался только для нее. Она попросила символично изобразить историю Овидия о заходе и восходе солнца.

Мадам Помпадур была изображена как нимфа Тетис, приветствующая заходящее солнце Людовика XV. Таким образом она отреагировала на равнодушие со стороны монарха.

Картина была официально продемонстрирована в 1753 году и произвела фурор.

Ангел смерти прилетел за ней в 42 года. Людовик прохладно отреагировал на кончину «любезной возлюбленной».

Источник: https://travelask.ru/blog/posts/18510-madam-de-pompadur-favoritka-korolya-i-neofitsialnaya-pravite

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector