Сергей Алексеевич Кириллов. Дмитрий Донской
Василий Кондратьевич Сазонов. Дмитрий Донской на Куликовом поле
Павел Викторович Рыженко.Молитва Пересвета перед битвой
Борис Артемьевич Чориков. Дмитрий Донской и Пересвет
Александр Юрьевич Аверьянов .Куликовская битва. Удар засадного полка
- Павел Викторович Рыженко. Победа Пересвета
Павел Викторович Рыженко .Стояние на костях.
- Павел Викторович Рыженко. Куликово поле
- Орест Адамович Кипренский. Дмитрий Донской на Куликовом поле
- Михаила Авилов. Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле
Юрий Ракша. Триптих Поле Куликово. Левая часть Благословение на битву
- Алексей Владимирович Городничев.Александр Пересвет
- Валентин Александрович Серов
- Виктор Михайлович Васнецов
- Пётр Ловыгин
- Памятник-монумент Дмитрию Донскому на Куликовом поле. Архитектор Александр Брюллов
- источник
Источник: https://subscribe.ru/group/eruditsiya-i-tvorchestvo/14119657/
Презентация по истории России на тему "Куликовская битва в живописи" (7, 10 классы)
Инфоурок › История России ›Презентации›Презентация по истории России на тему «Куликовская битва в живописи» (7, 10 классы).
Важно! Узнайте, чем закончилась проверка учебного центра «Инфоурок»? ✖
.
Запустите файл
- 1. Сохраните файл
- 2. Кликните на скачанный файл
- 3. Нажмите Запустить
1. Кликните на значок ↓
2. Появится файл, дважды кликните на него
1. Нажмите Сохранить
2. Кликните на значок ↓
3. Появится файл, кликните на него
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:
Ступакова Нина Ивановна, учитель истории, обществознания, права, основ православной культуры, МАОУ ШИЛИ, г. Калининград Презентация «Куликовская битва в живописи»
2 слайд Описание слайда:
21 сентября отмечается День воинской славы России – День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве в 1380 году.
Преподобный Сергий, игумен Радонежский, и великий князь Дмитрий Иванович, прозванный после битвы Донским, их предшественники митрополиты Московские и всея Руси Петр и Алексий, воспитавшие князя Дмитрия, а также сотни тысяч безымянных русских воинов – вот они, победители.
3 слайд Описание слайда:
Александр Бубнов. «Утро на Куликовом поле»
4 слайд Описание слайда:
«Утро на Куликовом поле» — самое известное произведение знаменитого советского художника Александра Бубнова. Бубнов написал картину «Утро на Куликовом поле» вскоре после победы русской армии над фашистами.
На картине изображен эпизод из Куликовской битвы, которая состоялась в 1380 году между русскими и монголо-татарами. Русским войском управлял князь Дмитрий Донской.
Замысел «Утра на Куликовом поле» возник у Бубнова в 1938 году.
5 слайд Описание слайда:
Первоначально автор собирался рисовать картину на тему битвы на Чудском озере. Однако, собирая материал и погрузившись в историческую литературу, Бубнов решил написать картину именно о Куликовской битве.
Бубнов тщательно работал над эскизами картины, искал образы, долго и тщательно прорабатывал детали. В результате кропотливого труда Бубнову удалось создать исторически достоверную, правдивую картину.
В официальных источниках указывается, что Бубнов работал над картиной с 1943 по 1947 гг. Но, по другим источникам , Бубнов писал картину 2 года — с 1947 по 1949 гг.
6 слайд Описание слайда:
По словам исследователей, прототипом одного из воинов стал друг живописца, скульптор Александр Кибальников. Еще одним воином стал другой скульптор — Тимофеев.
У картины «Утро на Куликовом поле» существуют другие варианты, созданные самим Бубновым. Например, один из вариантов, меньший по размеру, был создан художником в 1947 году.
За «Утро на Куликовом поле» в 1948 году Бубнов получил Государственную премию СССР. На данный момент картина «Утро на Куликовом поле» находится в Москве в ГТГ.
7 слайд Описание слайда:
Преподобный Сергий Радонежский. Житийная икона
8 слайд Описание слайда:
Орест Кипренский. Дмитрий Донской на Куликовом поле
9 слайд Описание слайда:
В 1805 году перед художником ставится задача — написать большое программное произведение на тему Великого Князя Дмитрия Донского, представленного в битве с Мамаем, когда после одержания победы Князь погибает среди своих воинов в роще. Великий Князь, чья фигура располагается немного слева от центра, вскидывает руки в небо в молитвенном движении и благодарит Небеса за предоставленную победу над врагом.
10 слайд Описание слайда:
Вокруг Дмитрия Донского собрались его воины, участники кровавого сражения. На их лицах читается удивление и радость от вести о том, что их предводитель жив. На заднем плане виден пейзаж – важная часть классической картины – и темные тучи на небе звучат в унисон с настроением картины. Кипренский создал классическое, сделанное в лучших академических традициях, произведение.
11 слайд Описание слайда:
«Голова великого князя исполнена выражения. И радость об одержанной победе, его одушевляются, купно с благодарностью ко Всевышнему, живо изображены в томных взорах его, устремленных к небесам.
Сие произведение есть первый опыт трудов сего молодого художника, подающего о себе большую надежду», – говорилось в отзыве на работу будущего первого русского портретиста. 1 сентября 1805 года Кипренский был удостоен за картину большой золотой медали.
Сейчас работа находится в собрании Русского музея (Санкт-Петербург).
12 слайд Описание слайда:
Василий Сазонов. «Дмитрий Донской на Куликовом поле»
13 слайд Описание слайда:
В центре полотна мы видим Дмитрия Донского, лежащего в окружении воинов. Слева от него стоят двое, склонив свои головы перед Великим Князем. Другие два воина поддерживают его, старец перевязывает раны.
По правую сторону мы видим преклоняющихся казаков, а так же человека в доспехах и царской мантии, который указывает на них.
Возможно, это московский боярин Михаил Андреевич Бренко, с которым Дмитрий Донской поменялся одеждой и конем перед тем, как встать в ряды большого полка.
14 слайд Описание слайда:
В картине просматриваются два плана. На переднем разворачивается событие, второй же служит скорее декорациями, как бы оттеняя главные действующие лица. Так же фигуры воинов слева и казаков справа образуют своеобразные кулисы.
Таким образом, художник концентрирует наше внимание исключительно на главных героях полотна, фигуры которых он намерено освещает и всячески выделяет.
Дмитрий Донской изображен без доспехов, они лежат рядом на земле, но вся освещенная фигура его достаточно выразительна на фоне алых одежд молодого воина.
15 слайд Описание слайда:
Источник света условный, что характерно для академической живописи. За счет определенного освещения выделяется главное действие на полотне, световые блики формируют свое неповторимое движение.
Таким образом взгляд зрителя концентрируется на Дмитрии Донском и помогающих ему воинах. Картина выдержана в холодной гамме, благодаря этому красные драпировки воспринимаются активнее.
У алого цвета здесь свое символическое значение, ведь действо происходит уже после крупной битвы, и главный герой ранен.
16 слайд Описание слайда:
Деревья на втором плане воспринимаются силуэтно, они написаны в холодных темных тонах и создают иллюзию глубины пространства. Фактура поверхности картины гладкая, мазок практически неразличим.
Так же художник превосходно передает ощущения фактуры и материала — блестящую поверхность металлических доспехов, тяжесть пурпурных драпировок, легкость белой ткани, что на коленях у князя. В рамках такого направления, как академизм, Виктор Сазонов изображает событие Древней Руси используя образы и приемы античности. Это придает изображаемому особую торжественность и значимость.
За эту картину, а также выполненные в Италии копии, Сазонов в 1830 году был удостоен звания академика. Картина находится в собрании Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге.
17 слайд Описание слайда:
Ивон Адольф. «Битва на Куликовом поле»
18 слайд Описание слайда:
В 1850 году по заказу Николая I французский баталист Ивон Адольф в Париже пишет монументальное полотно «Битва на Куликовом поле».
Первоначально планировалось, что картина украсит интерьеры нижнего коридора Храма Христа Спасителя, задуманного как храм-памятник героям войны 1812 года. Однако планы изменились.
Сегодня работа украшает пролет лестницы (аванзал), ведущий в Георгиевский зал Большого Кремлевского дворца.
19 слайд Описание слайда:
Валентин Серов. После Куликовской битвы, эскиз
20 слайд Описание слайда:
В 1870-е годы «Куликовская битва» как тема включалась в программу оформления интерьеров Исторического музея. Одно из панно было заказано Валентину Серову, историческим консультантом которого стал Иван Забелин.
Забелин был не только руководителем Исторического музея, но и одним из авторитетнейших специалистов по истории Древней Руси.
На стенах музея он желал видеть народный эпос, который не оставит зрителя равнодушным и даст почувствовать связь времен.
21 слайд Описание слайда:
Серов напряженно работал над эскизом к панно. В 1894 году, побывал на Куликовом поле, детально прорабатывал композицию. Сохранились сотни набросков и восемь эскизов, часть из которых была выполнена в масле.
Работа регулярно обсуждалась на заседаниях Ученого совета Исторического музея, менялась композиционно и даже художественно по настойчивому требованию Забелина.
Первое время Серов послушно следовал указаниям, но в 1898 году после очередного заседания отказался от продолжения работы над эскизом и вернул деньги, выданные ему Историческим музеем в счет оплаты картины. Многочисленные эскизы сегодня хранятся в собраниях Третьяковской галереи и Исторического музея.
22 слайд Описание слайда:
Благословение Сергием Радонежским Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Эскиз Нестерова
23 слайд Описание слайда:
Всю русскую землю, а не только свой личный удел шел защищать молодой князь Дмитрий. Он твердо верил в помощь Божию: и когда перед Донской иконой Божией Матери читал «Бог нам прибежище и сила», и когда пришел взять благословение у старца вступить в бой с безбожниками.
Для Нестерова ключевой темой стало напряжение той минуту, когда преподобный благословляет коленопреклоненного князя. Впрочем, эскиз «Благословение Сергием Радонежским Дмитрия Донского на Куликовскую битву» так и не был завершен Нестеровым.
В 1897 году эскиз был передан художником в дар городской галерее братьев Третьяковых.
24 слайд Описание слайда:
Михаил Авилов. Поединок Пересвета с Челубеем
25 слайд Описание слайда:
Выпускник батальной мастерской Академии художеств, участник Первой мировой и гражданской войн, Михаил Авилов в своих работах демонстрирует не только мастерство живописца, он поражает убедительностью изображения батальных сцен.
К теме поединка богатыря-монаха Александра Пересвета и татарского мурзы Челубея Авилов обратился еще в 1917 году. Но тогда картина не получилась и даже была уничтожена автором.
В 1942 году, приехав в Москву из эвакуации, художник получил большую мастерскую, что позволило ему вернулся к теме Куликовского сражения.
26 слайд Описание слайда:
«Дмитрий Донской у Сергия Радонежского», «Дмитрий Донской решает переправляться за Дон», «Куликовская битва», «Бегство Мамая» – четыре больших эскиза были созданы Авиловым, но лишь один из них – противостояние русского витязя и татарского богатыря – стал законченным произведением, вошедшим в анналы мирового изобразительного искусства. В 1946 году за картину «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» Авилов был награжден Сталинской премией первой степени. В настоящее время картина находится в собрании Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге.
27 слайд Описание слайда:
Илья Глазунов. Цикл «Поле Куликово». Дмитрий Донской. 1980
28 слайд Описание слайда:
80-е годы XX века стали следующим периодом и новой волной интереса к теме Куликовского сражения: в 1980 году страна отмечала 600-летие со дня Куликовской битвы. К этому юбилею были приурочен цикл «Поле Куликово» Ильи Глазунова, триптих «Поле Куликово» Юрия Ракши, а на киностудии Мосфильм режиссером Романом Давыдовым снят мультипликационный фильм «Лебеди Непрядвы».
29 слайд Описание слайда:
Илья Глазунов. Цикл «Поле Куликово». Канун. 1978
30 слайд Описание слайда:
Изучая историческую литературу, летописи, жития, Глазунов двадцать лет своей жизни посвятил работе над циклом «Поле Куликово», в который вошло тридцать картин. В шестидесятые годы появились первые полотна: «Гонец», «Штурм города», «Хан Мамай», а знакомство публики с циклом было приурочено к грандиозному юбилею, 600-летию Куликовской битвы.
В 1980 году Глазунов был удостоен звания народного художника СССР.
Говоря о своем цикле, Глазунов поясняет, что стремился «передать только жизненную достоверность, истинность происходящего, чтобы еще раз наш современник прикоснулся к великому прошлому Родины, с новой силой почувствовал бы неразрывную связь времен, связь поколений, свою сопричастность к событиям давно минувших эпох».
31 слайд Описание слайда:
Юрий Ракша. Триптих “Поле Куликово”. 1980 Левая часть – “Благословение на битву”
32 слайд Описание слайда:
Работать над картиной он начал в 1879 году и уже тогда понял, что она станет его главным и последним творением. Жена художника вспоминает, как Юрий работал до изнеможения, мужественно боролся со смертью и старался скрыть физические муки. «Он торопился, – вспоминала Ирина Ракша, – держался за кисть, как за спасательный круг, и тогда же сказал, что у каждого должно быть свое поле Куликово».
33 слайд Описание слайда:
Юрий Ракша. Триптих “Поле Куликово”. Центральная часть – “Предстояние”
34 слайд Описание слайда:
Ракша любил работы Нестерова и ориентировался на них в своем замысле, но его композиционное решение было все-таки иным, кинематографичным. Три места действия, разбросанные по времени, даны одновременно.
Эта авторская находка, имеющая иконописные истоки, позволяет зрителю последовательно воспринять события.
«Благословение на битву», «Проводы ополчения» и ключевой центр «Предстояние» – рождают состояние народного духа.
35 слайд Описание слайда:
Юрий Ракша. Триптих “Поле Куликово”. Правая часть – “Проводы ополчения”
36 слайд Описание слайда:
Духовный подвиг совершается именно здесь и сейчас, когда стоят бок о бок святой отшельник и молитвенник, матери, сестры и жены, среди которых смиренная и мужественная Евдокия и воины, вглядывающиеся вдаль, туда, где лагерем стоит враг.
Ракша писал о своей картине: «Почему же Куликово поле осталось в веках? Да потому, что здесь утверждалась идея и вера в русскую государственность. Русь поверила в себя. Русь стала Русью… по-прежнему главное должно быть в лицах, в глазах, и я высвечиваю их, а потому меньше костюмности, антуража. Очень важен пейзаж.
Единый для всех частей горизонт объединяет и Москву, и Троицкий монастырь, и поле Куликово. Объединяет в одно целое, и все это – Родина. Благословенная наша Родина, которую надо отстоять».
✖
.
Запустите файл
- 1. Сохраните файл
- 2. Кликните на скачанный файл
- 3. Нажмите Запустить
1. Кликните на значок ↓
2. Появится файл, дважды кликните на него
1. Нажмите Сохранить
2. Кликните на значок ↓
3. Появится файл, кликните на него
Общая информация
✖
.
Запустите файл
- 1. Сохраните файл
- 2. Кликните на скачанный файл
- 3. Нажмите Запустить
1. Кликните на значок ↓
2. Появится файл, дважды кликните на него
1. Нажмите Сохранить
2. Кликните на значок ↓
3. Появится файл, кликните на него
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-po-istorii-rossii-na-temu-kulikovskaya-bitva-v-zhivopisi-klassi-2806780.html
Кипренский: русский художник с итальянским темпераментом
Орест Адамович Кипренский — яркий представитель романтического направления русской живописи начала XIX века. Его кисти принадлежат многочисленные портреты знаменитых полководцев, писателей, русских дворян. Картины Кипренского виртуозно написаны, недаром еще при жизни он приобрел славу русского Ван-Дейка.
Детские годы
Кипренский родился в 1782 году в деревушке Нежново Копрского уезда (в настоящее время — территория Ленинградской области). Его мать была крепостной крестьянкой, отец — мелкопоместный дворянин Дьяконов.
По документам отцом ребенка считался Адам Швальбе, он дал ему отчество. Фамилию незаконнорожденным детям часто выбирали произвольно, так, в первые годы жизни мальчик был Копорским (по названию места рождения).
Привычный нам Кипренский появится только во время обучения в Академии художеств: эта фамилия звучала более солидно, на заграничный манер.
Начало систематического художественного образования
Способности к живописи у Кипренского проявились в раннем детстве: он мастерски копировал картины, которые видел в соседних дворянских усадьбах. Дьяконов сделал для сына все, что мог: дал ему вольную (до 6 лет Орест был крепостным) и устроил на обучение в училище при Академии в Санкт-Петербурге.
Там мальчику повезло с педагогами: он обучался у Угрюмова и знаменитого портретиста Левицкого. Но Кипренский, как и многие живописцы того времени, грезил об исторической живописи.
Полотна на исторические темы считались самыми трудными в исполнении, требовали от художника композиционного мастерства и искусной кисти.
После завершения курса обучения Кипренского оставили при петербургской Академии пансионером. Также он получил право на поездку за государственный счет в Италию для совершенствования мастерства. Но из-за сложной исторической обстановки (в это время в Европе бушевали наполеоновские войны), стажировка начнется только в 1816 году.
Первые портреты
В начале XIX века русскую художественную богему захватывает увлечение романтизмом. Художники и писатели мало интересуются обыденностью, заурядным человеком. Они обращаются к лирическому герою, который выбивается из общего строя, идет наперекор среде, монотонности жизни. Романтическим образам, как в литературе, так и в живописи, присущи следующие черты:
- пылкость, яркость, экзальтированность;
- изображение героя в момент высшего душевного накала и напряжения сил;
- обращение к исторической и национальной экзотике.
Кипренский, картины которого принято считать эталоном романтической живописи, наиболее полно раскрылся в портретном творчестве. Сразу после окончания обучения он создает галерею своих знаменитых современников: поэтов Батюшкова и Жуковского, баснописца Крылова, государственного деятеля Уварова, будущего московского губернатора Растопчина.
Исследователи биографии Кипренского предполагают, что в его картинах отразилась его натура: эмоциональная, возбудимая, страстная и, вместе с тем, чуткая, обращенная к внутреннему миру человека. Именно это позволило художнику не только запечатлеть на портретах внешность моделей, но и раскрыть характер своих героев.
Поездка в Европу
В 1816 году Кипренский начинает путешествие по Европе. Академия художеств оплачивала наиболее талантливым ученикам пребывание за границей, в Италии многие художники жили годами, создавали картины на исторические и религиозные темы.
Кипренский же и в Италии пишет преимущественно портреты. В Риме он очень быстро приобретает преданных поклонников, заказчики осаждают живописца с просьбой написать портрет. Высшее признание — флорентийская галерея Уффици приобретает автопортрет художника. Картина Ореста Кипренского будет выставляться вместе с шедеврами итальянского Ренессанса.
Эмоциональная подвижность и возбудимость художника сыграет с ним дурную шутку. Он уже в Италии попадет в зависимость от перепадов настроения. Несмотря на успех портретов, он будет пытаться покорить историческую живопись.
Самая известная его картина в этом жанре — «Дмитрий Донской на Куликовом поле» — лишена всякой оригинальности. Это очередное программное полотно, в котором тщательно выполнены академические требования.
Герои застыли в картинных позах, пышные драпировки и театральные жесты создают впечатление натужности и неестественности.
Одновременно Кипренский пытается угодить итальянской публике: создает зарисовки на местные темы. Но изображения поселянок выходят слащавыми и не приносят успеха автору.
В 1820-1823 году Карл Брюллов начинает вытеснять Кипренского с художественного Олимпа, его картины на исторические темы и жанровые этюды более по душе зрителям.
Орест Адамович тяжело переживает потерю былой популярности и ищет забвения в обильных возлияниях.
К этому же времени относится и странная история с итальянской натурщицей: ее находят мертвой в мастерской художника, а самого Кипренского обвинят в убийстве. Разбирательство дела ничем не закончится: живописца не осудят, но и не оправдают вполне. Из-за этих печальных событий в 1823 году он возвратится на родину.
1823-1828 год: петербургский период
В России Кипренского принимают более, чем прохладно: слухи о скандальной истории с итальянской моделью доходят до петербургского художественного бомонда. О былой славе Кипренский не может и мечтать.
Но за пять лет им написаны две замечательные работы: монохромное «Наводнение в Петербурге» и живописный «Портрет Пушкина». Поэт в изображении Кипренского получился разочарованным, отстраненным, утомленным житейской суетой. Это не бравурный портрет времен начала живописной карьеры.
Отчасти художник наделил Пушкина собственными горькими переживаниями и волнениями.
Возвращение в Италию
В 1828 году Кипренский навсегда покинет Россию. Он вернется в Рим, перейдет в католичество и женится на выросшей дочери своей натурщицы. Последние восемь лет жизни — время медленной, но неуклонной деградации.
Художника редко можно застать в мастерской, чаще он проводит время в дешевых ресторанчиках, заливая вином тоску по родине и былой известности. Скончался Кипренский в 1836 году от лихорадки, в возрасте всего 49 лет.
Своеобразие творческой манеры
Кипренский, как и многие русские художники XIX века, всем сердцем полюбит Италию. Яркое южное солнце, колоритные характеры, бурное проявление чувств — все это будет близко живой и порывистой натуре художника. Но вот успеха, признания, о котором мечтал, он так и не добьется на чужбине.
Орест Адамович был тонким портретистом. Он мог из любого заказного наброска создать психологический шедевр. Как ни странно, всю жизнь он доказывал публике, что истинное его призвание — историческая живопись, пафосные и возвышенные полотна. Может быть, в этом и был источник его душевного надлома?
Постепенно в его картинах появляются негромкие и доверительные интонации. Он чаще пишет детские портреты, создает «Бедную Лизу» — живописную иллюстрацию к сентиментальной повести Карамзина. Это и был его собственный путь, и очень жаль, что он уклонился в сторону изображения слащавых итальянских цыганок и пасторальных крестьянок с маковыми венками в волосах.
Творческая манера Кипренского была настолько совершенна, что вводила в заблуждение знатоков. Так, «Портрет отца», который он выставлял в Италии, приняли за работу старинного мастера: публика отказывалась верить, что картина написана современником. Полотна Кипренского отличает спокойный колорит, виртуозная светотеневая моделировка, выверенное композиционное построение.
Ценность творческого наследия художника еще и в том, что он оставил нам портретную галерею своих знаменитых современников: поэтов, писателей, полководцев, героев войны 1812 года. С его полотен на нас смотрят лучшие русские люди великой эпохи: воины, артисты, общественные деятели. Каждого из них художнику удалось сделать узнаваемым и замечательным.
Список картин.
- Дмитрий Донской на Куликовом поле (1805).
- Портрет княгини Щербатовой (1808).
- Мать с ребенком (1809).
- Портрет Растопчиной (1809).
- Автопортрет с кистями за ухом (1808).
- Молодой садовник (1817).
- Портрет А. С. Пушкина (1827).
- Бедная Лиза (1827).
- Читатели газет (1831).
- Портрет Семеновой (1828).
Портрет А. С. Пушкина. 1827 Мать с ребёнком Портрет Великого князя Николая Павловича Бедная Лизя Девочка с венком из мака
Источник: https://TopKartin.ru/hudozhniki/kiprenskij
Великий русский художник Орест Кипренский
Великий русский художник Орест Адамович Кипренский был внебрачным сыном помещика, который, пряча концы в воду, приказал усыновить мальчишку своему крепостному слуге Адаму Швальбе.
Спустя шесть лет помещик разглядел в сынишке талант к рисованию, дал ему свободу и определил в Воспитательное училище при Санкт-Петербургской академии художеств, а затем и в саму академию.
Уже одна из первых работ юного Ореста Кипренского — портрет приемного отца Адама Швальбе — имела большой успех: студенческая работа казалась всем произведением европейского мастера XVII века.
Портрет А. Швальбе
А по выпуску Совет Академии художеств за картину «Дмитрий Донской на Куликовом поле» присудил Кипренскому Большую золотую медаль, которая давала право на поездку за границу.
Дмитрий Донской на Куликовом поле
Но в Европе в то время шли наполеоновские войны, и поэтому Кипренский был откомандирован на три года в Москву. Там он создал несколько полотен, за которые его в 29 лет избрали академиком. Одно из них — парадный портрет гусара Евграфа Владимировича Давыдова, который многие сегодня принимают за портрет его двоюродного брата поэта и будущего героя Отечественной войны Дениса Давыдова.
Портрет лейб-гусарского полковника Евграфа Владимировича Давыдова
Затем Кипренский написал великолепный портрет поэта Василия Жуковского и ряд других портретов современников. Бесконечно талантливые работы принесли ему заслуженную славу.
В.Жуковский
Загадочный портрет
Лишь в 1816 г. Кипренский, уже сложившийся мастер, впервые поехал за границу. В Италии художник прожил несколько лет, работая в основном над историческими картинами. Приняты они были с восторгом!
Но одна работа стоит особняком, до сих пор волнуя умы искусствоведов и романистов.
Это портрет семилетней девочки, написанный Кипренским в 1819 году в Риме. В «Реестре» своих картин Кипренский назвал его длинно и выспренно «Девочка прекрасного лица в венке маковом с цветочком в руке». Три года он никому тот портрет не показывал. Лишь в 1822 году выставил его в парижском Салоне под названием «Голова ребенка».
Девочка прекрасного лица в венке маковом с цветочком в руке
Позднее, в 1830 году, картина под названием «Девочка с цветком в маковом венке» экспонировалась на выставке в Неаполе.
Она была принята местными знатоками за картину старого европейского мастера, и Кипренский, согласно их мнению, написать ее не мог, о чем художник со смехом писал А. Х. Бенкендорфу: «Мне в глаза говорили г.г.
профессора якобы в нынешнем веке никто в Европе так не пишет, а особенно в России может ли кто произвесть оное чудо?».
Так что же это за чудо, что за девочка? Тогда её звали Мариучча, позже — Анна-Мария Фалькуччи. Она родилась около 1812 года и была дочерью итальянской красавицы-натурщицы, которая не только позировала Кипренскому, но и жила в его доме и была близка с ним.
- Но в 1822 году, произошло событие загадочное и трагическое, наложившее черную тень на всю дальнейшую жизнь Кипренского.
- Две загадочные смерти
- Вот что пишет об этом Константин Паустовский в повести «Орест Кипренский».
«Однажды утром натурщицу нашли мертвой. Она умерла от ожогов. На ней лежал холст, облитый скипидаром и подожженный. Через несколько дней в городской больнице „Санта-Спирито« умер от неизвестной болезни слуга Кипренского — молодой и дерзкий итальянец. Глухие слухи поползли по Риму. Кипренский утверждал, что натурщица убита слугой.
Медлительная римская полиция начала расследование уже после смерти слуги и, конечно, ничего не установила. Римские обыватели, а за ними и кое-кто из художников открыто говорили, что убил натурщицу не слуга, а Кипренский. Рим отвернулся от художника. Когда он выходил на улицу, мальчишки швыряли в него камнями из-за оград и свистели, а соседи — ремесленники и торговцы — грозили убить.
Кипренский не выдержал травли и бежал из Рима в Париж».
Но и Париж его не принял: слух о таинственных смертях дошел и сюда. Двери всех домов захлопывались перед художником. Выставка картин, устроенная им в Париже, была встречена равнодушно. Газеты о ней промолчали.
Кипренский был выброшен из общества. В Италию возврата тоже не было. Он затаил обиду. Осталось только одно место на земле, куда он мог уехать, чтобы забыться от страшных дней и снова взяться за кисть.
Это была покинутая родина, видевшая его расцвет и славу.
Уезжая в Россию, Кипренский письменно обратился к итальянскому кардиналу Гонзальви с просьбой определить Мариуччу в монастырский пансион. И оставил деньги на воспитание сиротки.
В 1823 г. Кипренский вернулся в Петербург. На родине художник нашел искомое вдохновение, написал множество прекрасных портретов, в том числе портрет Пушкина, признанный лучшим портретом гениального поэта.
- А.Пушкин
- Эта работа тогда понравился и самому Александру Сергеевичу, несколько иронично написавшему:
- Любимец моды легкокрылой,Хоть не британец, не француз,Ты вновь создал, волшебник милый,Меня, питомца чистых муз…Себя как в зеркале я вижу,Но это зеркало мне льстит.Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид…
Девочка и страсть
Несмотря на многочисленные заказы, деньги и славу, Кипренский всё время стремился уехать из России. И в 1828 году он таки покинул родину — теперь уже навсегда.
Покинул потому, что в далеком Риме, в монастырском пансионе воспитывалась юная шестнадцатилетняя девушка, к которой стареющий уже сорокашестилетний художник все эти годы испытывал нежную привязанность, граничащую со страстью. Он рвался из России с тем, чтобы разыскать свою любовь. И разыскал.
Но при этом утратил себя как художник. Его прежний успех в Италии был забыт, к тому же в Риме уже несколько лет блистал Карл Брюллов, далеко оттеснивший всех соперников.
Кипренский почти не получал заказов и начал испытывать нужду. Он объездил всю Италию, много работал, написал несколько хороших портретов, в том числе портрет Б.
Торвальдсена, но не приблизился в них к прежним достижениям. Силы его как художника иссякали.
Б. Торвальдсен
Но в начале 1836 года он все же расплатился с кредиторами и осуществил своё заветное, страстное желание – он женился на Мариучче. Для этого православному Кипренскому пришлось принять католичество и обвенчаться без огласки.
Обрел ли он счастье? Вряд ли. Современники говорили, что бедная девушка не любила его, хотя была благодарна за заботу о ней. А пожилой уже, пятидесятичетырёхлетний Кипренский, чтобы обеспечить молодую супругу, брался за любую работу и брал, брал в долг, где только мог. Современники вспоминали, что он при этом постоянно ссорился с женой, от чего постоянно и помногу пил.
Не обрел он счастья ещё и потому, что не успел. Что его жизнь с Мариуччи продлилась чуть больше трёх месяцев. В неистовой работе Кипренский жестоко простудился, заболел воспалением легких и скончался на руках молоденькой супруги. Спустя еще несколько месяцев на свет появилась его дочь Клотильда Кипренская, но след ее, равно как и след её матери, безнадежно затерялся в истории…
Кипренского похоронили в Риме.
Над надгробием стоит стела с надписью: «В честь и в память Ореста Кипренского, самого знаменитого среди русских художников, профессора и советника Императорской Петербургской академии художеств и члена Неаполитанской академии, поставили на свои средства, живущие в Риме русские художники, архитекторы и скульпторы, оплакивая безвременно угасший светоч своего народа и столь добродетельную душу…»
Орест Кипренский, автопортрет
Неаполитанская девочка с плодами. Романтизм. Россия
А в Третьяковской галере висит портрет, на котором милая девочка со сломанной гвоздикой облокотилась на высокий стол и заинтересовано обернулась к художнику.
Портрет З.А.Телешовой
В ее движении — чистота и естественность ребенка. И еще кажется, что она минутой раньше что-то спросила и ждет ответа, который затянулся на долгие, долгие годы…
Бедная Лиза. 1827 год
Молодой садовник. 1817 год
Портрет А.О. Смирновой. 1830 год
Портрет князя Ивана Алексеевича Гагарина. 1811 год
Источник: http://www.oneoflady.com/2014/03/blog-post_1652.html
Куликовская битва картинки
Сочинение описание картины Утро на Куликовом поле Бубнова
На картине автор запечатлел момент, когда все со звенящим страхом и трепетом ожидают начала битвы. Она должна разразиться с минуты на минуту. Русская рать видит перед собой огромное войско татар. Они настроены достаточно злобно, готовы бороться за каждый клочок земли.
Они хотят завоевать землю, обложить ее налогами. Они не подозревают, что за данной землей, стоит огромное племя, готовое выйти на настоящую борьбу, лишь бы отвоевать положенное им. Они не готовы платить дань, они не хотят жить на завоеванной и подчиненной врагу земле.
Он показывает, что вся Русь собралась на войну, люди всех возрастов и сословий пришли бороться за землю, которая была им родной и дорогой. Художник изображает множество людей, которые фактически теснят друг друга. Каждый последующий ряд становится теснее предыдущего.
Они похожи на сильную и мощную лавину, появляющуюся фактически неоткуда. Она готова настигнуть огромное войско, которое хочет завоевать землю русскую. Они совсем скоро настигнут врага в неровной схватке, которая обязательно закончится кровопролитием и победой одной из сторон.
Особое внимание привлекает старик, который всем телом опирает на древко, сделанное из дерева. Кажется, что движение огромной лавины останавливается только из-за дедушки, который остановился и ждет, чтобы запустить войско на битву.
При этом на большей части картины зритель видит только траву и поле, русскую землю, которую они намерены защищать. Автор преднамеренно использует данные приемы, чтобы показать насколько им дорога российская земля, за которую они намерены бороться.
Автор картины при помощи красок и персонажей точно передает настроение картины, все настороженно ждут развязки событий.
Напряжение не покидает никого, кто смотрит на эту картину, все изображенные на ней находятся в постоянном страхе и готовности испытывать мужество и смелость.
Никто из них не знает, чем закончится очередное противостояние, поэтому стараются проявлять все силы, чтобы выиграть. Они готовы отдать свою жизнь за свою землю.
Сочинение 2
Война гуляет одна по свету и прогулка не кончается, идет сквозь века и тысячелетия, охватывает народы и нации. На русской земле было немало войн и некоторые оканчивались печально, но довольно существенная часть позволила русским людям отстоять собственную землю, веру и культуру.
Куликовская битва стала кульминацией противоборства между татаро-монголами и русскими людьми.
Князь Дмитрий Донской имел огромную роль в сфере объединения земель и создания достойного отпора иноземных захватчикам, которые пришли на русскую землю.
Для того чтобы защитить себя и свои земли собрался весь народ, люди стали на защиту земель и стар и млад, ради того чтобы сделаться той силой, которая позволит откатить назад татарскую тьму, стремящуюся поглотить Русь.
Бубнов пишет картину, которая рассказывает об утре перед битвой.
Куликово поле: 12 картин
Войско только собралось, но оно готово к битве, основные ряды выстроены это заметно по сборищам копий, которые как бы собраны пучками в рядах. Также заметно как воины настроены на битву, они выглядят сосредоточенными и отважными.
Бубнов пишет период практически перед самым сражением. Когда вот-вот войско ринется вперед для того чтобы практически полностью пасть и окропить землю собственной кровью. Именно этой жертвой создать спокойствие и защиту для всех тех, кто остался позади, для всех тех, кто остался работать на русской земли, растить детей и хранить веру.
Дмитрий Донской сидит на коне в довольно простом доспехе, он похож на остальных воинов и ничем особенным не выделяется. Тем не менее, именно он указывает в направлении врагов. Своим мечом он направляет остальных людей.
Безусловно, остальные воины и без Донского знают, где стоят вражеские войска и куда потребуется двигаться.
Указание мечом на врагов имеет совершенно иной смысл, тут не какое-то практическое значение, но в большей степени сакральное, которое призывает и объединяет всех людей в едином векторе.
По сути, они концентрируются на кончике меча князя, там сейчас заключена вся сила и целостность народа.
Дмитрий Донской указывает не рукой, а именно мечом и этим обуславливается цель, которая объединяет людей, этой целью является освободительная война, которая позволит русским избавиться от татарского гнета и сохранить себя как единую нацию. Следует также отметить наличие на картине существенного количества стягов с изображением икон. В частности мы видим типичные для русского православия стяги со Спасом и Богородицей, которые считаются защитниками русской земли.
Эти иконы, которые русские берут с собой на битву, указывают на другой существенный аспект: русские сражаются не только за собственную землю, но и за собственную веру, за веру христианскую и веру милосердную. Войско Донского ведет войну освободительную и тем самым фактически проявляет милосердие к захватчикам, так как не позволяет совершить зла, устраняет возможность поругания христианской веры.
Описание картины Утро на Куликовом поле
Как известно, история человечества представляет собой историю войн. Практически в каждую эпоху люди воюют друг с другом и причины для этого могут быть самые разнообразные.
Картина Утро на поле Куликовом рассказывает о периоде, когда Русь стремилась освободиться от посягательств монголо-татар на свои земли и Куликовская битва стала квинтэссенцией этой борьбы.
Предводителем войска был Дмитрий Донской, который сделал огромное количество полезных дел для собственного народа. На этой картине он является центральной фигурой композиции, но художник не выделяет его каким-то особенным образом, как иногда делают на других картинах.
Благодаря этому создается композиционная целостность картины, которая говорит о единстве народа.
Князь тут является только своеобразным указателем, он наводит меч, обращая его на монголо-татар, на войско, которое стремится завоевать родные земли.
В остальном он похож на остальных воинов, тоже в простых доспехах, бородатый мужчина, которого легко спутать с любым другим представителем этого народа.
На фоне за Дмитрием Донским располагается стяг со Спасом. Таким образом художник указывает на силу, которая ведет князя и его войско, на веру, которая скрепляет этих людей. Благодаря такой детали зрители, которые смотрят на картину, понимают – эта война является священной, люди объединились для того чтобы отстоять свою веру и свою землю.
Также следует обратить внимание на монолитность народа, который представляет собой практически единый ландшафт, который как бы вырастает из земли.
Тут мы можем рассмотреть такие типичные фразы как «сыны своей земли» или «люди взращенные землей».
Над остальными воинами тоже развиваются стяги с иконами и святыми образами, которые объединяют людей и тоже создают такую монолитность, которой является русский народ.
Безусловно, православная вера имела существенную роль в борьбе русского народа и защите русской земли от захватчиков.
Именно поэтому на лицах и в позах воинов на этой картине мы видим выражение благородной ярости и праведного гнева, который призван для того чтобы отстоять свою землю.
В рядах воинов мы видим и стар и млад, людей самых разных возрастов и в этом тоже проявляется сплоченность народа.
Картина навевает патриотические настроения, хотя и может также быть немного печальной. Ведь многие из этих людей не вернуться из битвы, они останутся лежать на поле. Как мы знаем из истории, Куликовская битва унесла много людей, но при этом стала поворотной в судьбе русского государства.
Конечно, глядя на такую картину, мы можем много рассуждать о бессмысленность войны, но можем рассуждать об этом во многом только благодаря подвигу людей, которые однажды вышли на Куликово поле.
Героизм этих людей позволил сохранить русскую культуру и русскую веру в той форме, в которой они прошли сквозь века и достигли нашего времени.
Поэтому не следует искать чего-то негативного в этой картине, ведь в героическом подвиге народа всегда есть смысл и красота.
Несколько интересных сочинений
Наш город >> Новости
Выставка знакомит гостей с творчеством современных художников, в котором важное место занимает тема Куликовской битвы. Сцены сражения 1380 года у Дона и Непрядвы — одного из ключевых событий русской истории, удаленного от нас на шесть столетий, станут ближе современникам благодаря работам В. Криворучко, С. Харламова, А. Шубина и С. Баранника.
В. П. Криворучко (1919 — 1994 гг.) — художник, заслуженный работник культуры России, лауреат премии имени Преподобного Сергия Радонежского. Большое место в его творчестве посвящено Куликовской битве.
Впервые к этой теме художник обращается в 1966-67 гг. Более поздние работы («Клятва», «Дмитрий Донской» и др.) проникнуты силой духа наших предков, сознанием святости воинского долга. Одна из последних работ — «Куликовская битва».
Эта картина явилась итогом творческих исканий художника.
С. М. Харламов (1942 г.) — член Союза художников России, народный художник России, лауреат премии Андрея Первозванного. С 1972 г. по 1979г. внимание художника обращено к теме Куликовской битвы. Его работы лишены парадной велеречивости.
Он редко показывает само действие, ему важно передать внутреннее драматическое движение, готовность к подвигу. Поэтому значительное место занимают сюжеты, изображающие момент, предшествующий битве («Дмитрий Донской», «Молитва перед битвой»).
А. П.
Кипренский О. А. Дмитрий Донской на Куликовом поле
Шубин (1947 г.) — член Союза художников России. Работает в технике офорта. Главная тема творчества: Россия, русская провинция, пейзажи, история. В триптихе «Русь» многосложность цветового строя в полной мере соответствует многосложности его содержания: прошлое здесь напрямую соединяется с будущим, а история нашей страны мыслится как тяжкий путь духовного совершенствования.
С. А. Баранник — художник, председатель Мариупольской организации Национального Союза художников Украины, один из основателей группы «Мариуполь-87». Тематика его работ разнообразна: от сказочных сюжетов до истории Древней Руси.
Графические работы, посвященные Руси, отличаются монументальностью форм, выразительностью деталей. Полно сдержанного мужества лицо великого полководца на гравюре «Дмитрий Донской», у него в руках щит и меч — символ доблести и отваги.
Выставка «Куликовская битва в изобразительном искусстве» будет открыта до 22 апреля.
Вас ждут по адресу: Тульская область, Богородицк, телефон для справок (261) 2-25-32. Музей работает ежедневно, кроме понедельника, с 10.00 до 17.00. Последний четверг месяца — санитарный день.
т Тулы до Богородицка 65 км, путь занимает около часа. Чтобы добраться до дворца-музея, нужно свернуть с московской трассы после указателя «Богородицк».
С тульского автовокзала регулярно ходит автобус «Тула — Богородицк».
Источник: https://kanal21.ru/kulikovskaja-bitva-kartinki/